Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Байкалфарм»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве оценочных коэффициентов аналитиками часто используются следующие показатели рентабельности: коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько прибыли может быть получено на 1 руб. стоимости имущества; коэффициент рентабельности собственных средств, позволяющий судить, сколько прибыли приходится на 1 руб. собственного капитала; коэффициент рентабельности производственных… Читать ещё >

Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Байкалфарм» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономический анализ»

на тему: Анализ финансового состояния предприятия Выполнил: Амагаев Р.А.

Проверил: Дугаржапова М.А.

Улан-Удэ 2012

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и роль анализа финансового состояния в процессе управления предприятием

1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Байкалфарм»

2.2 Предварительный обзор финансового положения предприятия

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Байкалфарм»

2.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Байкалфарм»

2.5 Анализ деловой активности ОАО «Байкалфарм»

2.6 Анализ рентабельности ОАО «Байкалфарм»

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»

3.1 Несостоятельность предприятия как основная проблема финансового состояния

3.2 Мероприятия по профилактике банкротства и улучшению финансового состояния ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для написания данной курсовой работы выбрана тема — «Анализ финансового состояния предприятия». Роль анализа финансового состояния трудно переоценить, поскольку он является действенным инструментом, позволяющим объективно оценить все проблемы финансового характера на предприятии, определить возможные резервы по их ликвидации, разработать эффективные мероприятия по улучшению финансового состояния.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов анализа финансового состояния предприятия на примере ОАО «Байкалфарм».

Объектом исследования в курсовой работе выступает ОАО «Байкалфарм».

Предметом исследования в курсовой работе выступает финансовое состояние предприятия как способность к финансированию своей деятельности.

Основные задачи курсовой работы:

1) раскрытие теоретических основ анализа финансового состояния предприятия;

2) рассмотрение методики анализа финансового состояния;

3) раскрытие краткой характеристики объекта исследования;

4) практическое применение рассмотренной методики анализа финансового состояния предприятия;

5) рассмотрение основных проблем финансового состояния предприятия и раскрытие возможных путей их устранения.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников информации и приложений. Основная часть курсовой работы включает в себя три главы. В первой главе рассматриваются теоретические основы анализа финансового состояния, дается характеристика понятия финансового состояния, рассматривается методика анализа. Во второй главе приведена краткая характеристика объекта исследования, проведен краткий анализ финансового состояния объекта исследования, на основании рассмотренной методики. В третьей главе рассматривается проблематика категории финансового состояния, реальные проблемы экономических субъектов хозяйствования в плане финансовой устойчивости, рассмотрены основные мероприятия по улучшению финансового состояния.

При написании данной курсовой работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К числу теоретических методов относятся: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация. К числу эмпирические методов относятся: изучение и анализ литературы, нормативных документов, статистических данных, методы финансового и экономического анализа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и роль анализа финансового состояния в процессе управления предприятием Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Понятие финансового состояния можно рассматривать с двух позиций.

Во-первых, под финансовым состоянием понимается характеристика размещения средств предприятия и их динамика в процессе воспроизводства, отражающая также способность предприятия к дальнейшему развитию. Шеремет А. Д. и Сайфулин Р. С. отмечают следующую характеристику финансового состояния: «Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами» [1, c.26].

Савицкая Г. В. трактует финансовое состояние предприятия следующим образом: «Финансовое состояние — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота, способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени» [2, c.68].

Во-вторых, финансовое состояние рассматривается как составная часть экономического потенциала предприятия, отражающая финансовые результаты его деятельности.

В основу анализа финансового состояния предприятия заложено понятие экономического потенциала. Анализ финансового состояния — основной подраздел анализа финансовой деятельности, сформировавшийся в самостоятельное направление в конце 19 в. в рамках оригинального подраздела бухгалтерского учета, получившего название «балансоведение». В начале 20 в. в его развитие существенный вклад внесли российские ученые Рудановский А. П., Блатов Н. А., Николаев И. Р., Рощаховский А. К. и другие.

Важно отметить, что развитие теории анализа финансового состояния в России происходит преимущественно на основе заимствований из зарубежных источников. Это обусловило разнообразие используемых терминов при определении сходных понятий, а также различное толкование одних и тех же терминов. Главная цель анализа финансового состояния заключается в оценке и идентификации внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств). В научной экономической литературе выделяются следующие основные группы задач, необходимость решения которых обусловлена целью анализа финансового состояния предприятия: идентификация финансового положения;

1) выявление изменений финансового состояния во времени;

2) выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

3) своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности;

4) прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

5) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Основным источником информации для целей анализа выступает бухгалтерская финансовая отчетность предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т. п.), но далеко не единственным источником. Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Непосредственно из бухгалтерского баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. К ним относятся:

1) общая стоимость имущества предприятия;

2) стоимость иммобилизованных (внеоборотных) активов;

3) стоимость мобильных (оборотных) активов;

4) стоимость материальных оборотных средств;

5) величина собственных средств организации;

6) величина заемных средств;

7) величина собственных средств в обороте;

8) чистый оборотный капитал и т. д.

Различают шесть основных методов анализа финансового состояния:

1) горизонтальный (временной) анализ;

2) вертикальный (структурный) анализ;

3) трендовый анализ;

4) анализ относительных показателей (коэффициентов);

5) сравнительный (пространственный) анализ;

6) факторный анализ.

Горизонтальный анализ заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом и построении одной или нескольких аналитических таблиц. Горизонтальный анализ позволяет получить абсолютные и относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовому состоянию и прогнозировать их значения.

Вертикальный анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда можно сформировать возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности и определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм и структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями.

Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (деление результирующего показателя на составные части), так и обратным (синтез отдельных элементов). Таким образом, в обобщенном виде оценка финансового состояния включает следующие этапы:

1) сбор необходимой информации;

2) оценка достоверности информации (как правило, с использованием результатов независимого аудита);

3) обработка информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности);

4) расчет показателей структуры финансовых отчетов (вертикальный анализ);

5) расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ);

6) оценка текущей и перспективной ликвидности баланса;

7) расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым показателям финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности;

8) сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с общепризнанными и среднеотраслевыми нормативами и анализ изменений финансовых коэффициентов для выявления тенденций ухудшения или улучшения хозяйственной деятельности предприятия;

9) оценка положения предприятия на рынке ценных бумаг;

10) подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия на основе результатов финансового анализа.

Анализ финансового состояния является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений. В условиях рыночной экономики он способствует обеспечению устойчивости, доходности и конкурентоспособности предприятия. Роль анализа финансового состояния сложно переоценить, поскольку грамотно проведенный анализ позволяет получить представление о дальнейшем финансовом развитии предприятия, под воздействием внутренних и внешних факторов. Определяются резервы и факторы экономии ресурсов и повышения качества на всех стадиях производственного цикла, роста производительности труда на экстенсивной и интенсивной основе, достижения лучших финансовых результатов.

1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия Анализ финансового состояния является важнейшим условием успешного управления предприятием. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые и налоговые органы.

Информационной базой для проведения анализа финансового состояния предприятия является главным образом бухгалтерская отчетность. В первую очередь, это бухгалтерский баланс (форма № 1) и приложения к нему. К основным направлениям анализа финансового состояния предприятия относятся:

1) анализ качества активов;

2) анализ качества пассивов;

3) соответствие структуры управления совершаемым операциям;

4) обоснованность затрат и расходов;

5) обоснованность отражения доходов;

6) анализ прибыльности и отдельных видов деятельности;

7) распределение прибыли;

8) использование фондов.

Предварительный анализ финансового состояния предприятия производится на основании экспресс — анализа бухгалтерского баланса. Прежде всего, сравнивают итог баланса на конец периода с итогом на начало года, то есть, производится горизонтальный анализ, позволяющий определить общее направление изменения финансового состояния предприятия. Финансовое состояние считается положительным в случае роста итога баланса. Далее определяется характер изменения отдельных статей баланса. Положительно характеризует финансовое состояние предприятия, увеличение в активе баланса остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, нематериальных активов и производственных запасов. К положительным характеристикам финансового состояния по пассиву относятся, увеличение суммы прибыли, доходов будущих периодов, фондов накопления и целевого финансирования.

Анализ финансового состояния целесообразно рассматривать с позиции краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае рассматривается ликвидность и платежеспособность предприятия, рентабельность, положение на рынке ценных бумаг. Во втором случае рассматривается финансовая устойчивость предприятия, отсутствие признаков банкротства, перспективы изменения положения предприятия на рынке ценных бумаг.

Приведенный подход позволяет ввести систему показателей, позволяющих проводить анализ. Под системой показателей понимается совокупность исчисляемых, логически взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. К данной системе показателей предъявляется ряд требований, которым она должна отвечать:

1) комплексность;

2) взаимосвязь;

3) необходимая широта охвата;

4) однозначная исчисляемость.

Сигнальными показателями, в которых проявляется финансовое состояние предприятия, выступают ликвидность и платежеспособность. В настоящее время существует большое количество определений ликвидности и платежеспособности применительно к различным субъектам и сферам деятельности предприятия. При этом отсутствует единый подход, что порождает определенные трудности при оперировании аналитической терминологией, употребляемой в описаниях различных методик и алгоритмов анализа, оценки и прогнозирования ликвидности и платежеспособности. Большинство авторов, в зависимости от характеризуемого субъекта анализа, выделяет следующие виды ликвидности: активов, баланса, предприятия. Рассмотрим более подробно каждую из указанных категорий. В связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия возникает потребность в анализе ликвидности баланса на этапе качественной оценки финансового состояния.

Ликвидность баланса предприятия можно определить как характеристику, показывающую теоретическую учетную возможность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои обязательства, а также степень покрытия обязательств активами на различных платежных горизонтах. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами. Техническая сторона анализа ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву. Перед этим показатели баланса группируются в соответствии с двумя правилами:

1) активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности;

2) пассивы должны быть сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты.

Для определения ликвидности баланса производится сопоставление сгруппированных показателей баланса. Баланс считается ликвидным, если одновременно выполняются следующие условия:

1) абсолютно ликвидные активы (А1) больше или равны срочным обязательствам (П1);

2) быстрореализуемые активы (А2) больше или равны краткосрочным обязательствам (П2);

3) медленно реализуемые активы (А3) больше или равны долгосрочным пассивам (П3);

4) постоянные активы (А4) меньше или равны постоянным пассивам (П4).

Для оценки ликвидности предприятия используются следующие показатели:

1) коэффициент абсолютной ликвидности (формула 1.1);

2) коэффициент быстрой ликвидности (формула 1.2);

3) коэффициент текущей ликвидности (формула 1.3).

(1.1)

(1.2)

. (1.3)

Вышеперечисленные показатели относятся к классу нормируемых. Рекомендуемые значения: коэффициент абсолютной ликвидности — 0,05 — 0,1; коэффициент быстрой ликвидности — больше 1; коэффициент текущей ликвидности — больше 2.

Оценка платежеспособности осуществляется путем расчета показателей платежеспособности. Под платежеспособностью понимается способность предприятия выполнять внешние обязательства (краткосрочные и долгосрочные), используя свои активы. Данный показатель измеряет степень финансового риска банкротства. Для измерения уровня платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного капитала предприятия в его общих обязательствах (формула 1.4):

. (1.4)

Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны. Изменения в уровне платежеспособности могут свидетельствовать о расширении или сокращении деловой активности предприятия.

При определении платежеспособности всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников его средств, то есть, из каких средств финансируются активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения и определяется следующим образом (формула 1.5):

. (1.5)

Теоретически считается нормальным соотношение между собственным капиталом и внешними обязательствами 2:1, при котором 33% общего финансирования осуществляется из заемных средств. Частный вариант финансового отношения — отношение собственного капитала к величине долгосрочных обязательств (формула 1.6):

. (1.6)

Высокое значение данного показателя характеризует низкий риск банкротства и хорошую платежеспособность. Следующим показателем, используемым для анализа платежеспособности, является уровень возврата долгосрочных обязательств — отношение операционной прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов (формула 1.7):

. (1.7)

Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность неплатежеспособности (банкротства).

Рассмотрим основные показатели финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость является характеристикой стабильности его деятельности в плане долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних обязательств. Задачи анализа финансовой устойчивости — оценка величины и структуры активов и пассивов. Соответствующие показатели характеризуют степень независимости предприятия по каждому элементу оборотных и внеоборотных активов, по имуществу предприятия в целом. Они дают возможность измерить, достаточно ли устойчиво предприятие в финансовом отношении, чтобы бесперебойно работать. Для оценки финансовой устойчивости используется следующая система коэффициентов.

Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии) характеризует долю собственного капитала предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Нормативное значение этого показателя составляет 0,5 и более (формула 1.8):

. (1.8)

Логическим дополнением к коэффициенту финансовой автономии выступает коэффициент концентрации заемного капитала. Соответственно сумма этих показателей равняется единице (100%). Показатель рассчитывается следующим образом (формула 1.9):

финансовый ликвидность платежеспособность рентабельность

. (1.9)

Коэффициент финансовой зависимости — показатель обратный показателю финансовой автономии.

Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в собственные средства, а какая катализирована. Значение данного показателя можно ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия (формула 1.10):

(1.10)

рекомендуемое значение показателя — более 0,5.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Данный показатель показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами (формула 1.11):

. (1.11)

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя в динамике — негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов (формула 1.12):

(1.12)

рекомендуемое значение — более 0,6.

Коэффициент структуры заемного капитала характеризует долю долгосрочных обязательств в величине заемного капитала (формула 1.13):

. (1.13)

Коэффициент задолженности (соотношения собственных и заемных средств, плечо финансового рычага). Как и некоторые из вышеперечисленных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, то есть о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот (формула 1.14):

(1.14)

рекомендуемое значение — менее 0,7.

Важно отметить, что не существует каких-либо единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они могут зависеть от многих факторов, в том числе от отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др.

На основе анализа финансовой устойчивости целесообразно создать типологию финансовой устойчивости. Шеремет А. Д., Ковалев В. В. выделяют четыре типа финансовой устойчивости:

1) абсолютная устойчивость;

2) нормальная устойчивость;

3) предкризисное финансовое состояние;

4) кризисное финансовое состояние.

Анализ деловой активности. Анализ данных показателей строится на необходимости ускорения оборачиваемости активов предприятия. В это случае анализируемый показатель совершает максимальное число циклов и, соответственно, оборот средств занимает минимальное время, что в свою очередь, высвобождает значительные денежные средства. Показатели деловой активности включают:

1) общий коэффициент оборачиваемости;

2) оборачиваемость запасов;

3) оборачиваемость оборотных активов;

4) оборачиваемость собственных средств.

При анализе финансового состояния расчет вышеперечисленных показателей осуществляется следующим образом, общий коэффициент оборачиваемости (формула 1.15):

(1.15)

где В — выручка от реализации продукции;

?А — сумма активов;

оборачиваемость запасов (формула 1.16):

(1.16)

где ?С — сумма затрат;

З — запасы;

оборачиваемость оборотных активов (формула 1.17):

(1.17)

где В — выручка от реализации продукции;

ОА — оборотные активы;

оборачиваемость собственных средств (формула 1.18):

(1.18)

где В — выручка от реализации продукции;

КР — капитал и резервы.

Анализ рентабельности предприятия является неотъемлемой частью анализа финансового состояния. Рентабельность (доходность) работы предприятия представляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффективности работы предприятия. Действительно, одна и та же прибыль может быть получена за счет совершенно разных ресурсов и затрат.

В качестве оценочных коэффициентов аналитиками часто используются следующие показатели рентабельности: коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько прибыли может быть получено на 1 руб. стоимости имущества; коэффициент рентабельности собственных средств, позволяющий судить, сколько прибыли приходится на 1 руб. собственного капитала; коэффициент рентабельности производственных фондов, который дает информацию о том, сколько прибыли получено на 1 руб. вложенных основных и материальных оборотных средств; коэффициент рентабельности акционерного капитала, определяющий, сколько прибыли получено на 1 руб. средств собственников; коэффициент рентабельности финансовых вложений, определяющий размер прибыли, полученной от инвестиций; коэффициент рентабельности продаж, показывающий, сколько прибыли получено на 1 руб. реализованной продукции; коэффициент рентабельности продукции, показывающий, сколько прибыли получено на 1 руб. затрат по производству и реализации продукции.

Общая формула расчета рентабельности представляет собой отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости анализируемого объекта (сумме активов, собственным средствам, затрат, сумме продаж и т. д.).

Таким образом, важно отметить высокую практическую значимость анализа финансового состояния предприятия, позволяющего получить объективную аналитическую информацию, которая позволит определить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, определить возможности и целесообразные темпы развития, выявить источники финансовых средств, возможность и целесообразность их мобилизации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Байкалфарм»

Компания ОАО «Байкалфарм» — динамично развивающееся предприятие, успешно работающее на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского и Красноярского края. ОАО «Байкалфарм» осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах», иным действующим законодательством РФ, уставом. Организационно-правовая форма ОАО «Байкалфарм» — открытое акционерное общество. Место нахождения общества: Российская Федерация, Республика Бурятия, 670 045 г. Улан-Удэ, проспект Автомобилистов, 10, Литера А. Срок деятельности общества не ограничен Предметом деятельности общества является:

1) производство, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции;

2) оптовая и розничная торговля алкогольной и иной продукции

3) внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, экспортно импортные операции;

4) торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность, в том числе по продукции и товарам, приобретение и реализация которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии);

5) оказание информационных, аудиторских, дистрибьюторских, брокерских, маркетинговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых, доверительных, агентских, информационно-справочных, дилерских, посреднических, консигнационных, складских, информационных, представительских и других подобных услуг отечественным и иностранным организациям и гражданам; организация оптовой, розничной торговли, в том числе комиссионной, подакцизными товарами, в частности, путем создания собственной сети и аренды торговых площадей, магазинов, складов; проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории России, а также для собственных нужд;

6) организация профессионально-технической подготовки и трудоустройства кадров, в том числе организация обучения и повышения квалификации специалистов как внутри страны, так и за рубежом;

7) привлечение заемных средств и инвестиций внутри страны и за рубежом в любых применяемых в коммерческой практике формах, включая продажу и покупку акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг;

8) также осуществление иных видов деятельности, выполнение других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.

На данный момент, ОАО «Байкалфарм» успешно реализует планы по увеличению доли своей продукции на рынках присутствия: более 65% рынка Бурятии, 25% рынка Иркутской области, 20% рынка Забайкальского края. Буквально за 1 год активных продаж в Красноярском крае, ОАО «Байкалфарм» удалось увеличить долю рынка до 8%. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70−90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия — 95%, Иркутская область — 70%, Забайкальский край — 85%, Красноярский край — 65%).

Кроме того, у компании есть собственная розничная сеть, состоящая из 50 магазинов: Республика Бурятия — 21 магазин, Забайкальский край — 7 магазинов, Иркутская область — 7 магазинов, Красноярский край — 12 магазинов. В 2012 году количество торговых точек собственной розничной сети планируется довести до 250 шт.

2.2 Предварительный обзор финансового положения предприятия На основании данных формы № 2, проведем горизонтальный анализ статей бухгалтерского баланса (упрощенная форма, табл.2.1):

Таблица 2.1 — Горизонтальный анализ статей бухгалтерского баланса ОАО «Байкалфарм», в тыс. рублей

Наименование показателя

2011 г.

Абсолютный, и относительный прирост

2010 г.

Абсолютный, и относительный прирост

2009 г.

Внеоборотные активы

454 544

20 595 (104,75%)

433 949

219 595 (202,45%)

214 354

Оборотные средства, в т. ч.

1 501 303

230 233 (118,11%)

1 271 070

56 389 (104,64%)

1 214 681

Дебиторская задолженность

1 154 405

225 194 (124,23)

929 211

86 195 (110,22%)

843 016

Краткосрочные финансовые вложения

70 160

15 535 (128,44%)

54 625

— 2485 (95,65%)

57 110

Денежные средства

37 576

16 318 (176,76%)

21 258

— 7253 (74,56%)

28 511

Итого активов

1 955 847

250 828 (114,71%)

1 705 019

275 984 (119,31%)

1 429 035

Капитал и резервы

355 438

2818 (100,8%)

352 620

15 354 (104,55%)

337 266

Долгосрочные обязательства, в т. ч.

618 200

127 275 (125,93%)

490 925

179 633 (157,71%)

311 292

Долгосрочные кредиты и займы

618 200

127 275 (125,93%)

490 925

179 633 (157,71%)

311 292

Краткосрочные обязательства, в т. ч.

982 209

120 735 (114,01%)

861 474

80 997 (110,38%)

780 477

Краткосрочные займы и кредиты

292 323

86 458 (142,0%)

205 865

53 252 (134,9%)

152 613

Итого пассивов

1 955 847

250 828 (114,71%)

1 705 019

275 984 (119,31%)

1 429 035

По данным таблицы 2.1 можно наблюдать тенденцию роста валюты баланса как в 2011 г., так и в 2010 г. В 2011 г. валюта баланса увеличилась по сравнению с 2010 г. на 14,7%, по сравнению с 2009 г. на 36,9%. Важно отметить положительную сторону роста валюты баланса в 2011 г. Она заключается в том, что темп роста валюты баланса опережает темп роста инфляции в 2011 г. (6,1%), но в тоже время опережает темп роста выручки от реализации продукции (12,44%), что носит негативный характер.

Темп роста оборотных активов в 2011 г. составил 18,11%, и превышает темпы роста внеоборотных активов (4,75%) и краткосрочных обязательств (14,01%) на 13,36% и 4,1% соответственно, что является положительной тенденцией. Активная часть баланса в 2011 г. увеличилась в основном за счет роста величины денежных средств. Пассивная часть баланса в 2011 г. увеличилась в основном за счет роста величины краткосрочных обязательств.

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Байкалфарм»

Первым этапом анализа ликвидности и платежеспособности предприятия является анализ ликвидности его бухгалтерского баланса. Под ликвидностью баланса понимается возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. В процессе анализа ликвидности баланса проводится группировка активов в зависимости от степени ликвидности и пассивов в зависимости от степени их срочности. Проведем анализ ликвидности баланса на основе бухгалтерского баланса. Определим соответствие показателей баланса следующему равенству (критерий абсолютной ликвидности): А1? П1, А2? П2, А3? П3, А4? П4 (табл. 2.2):

Таблица 2.2 — Анализ ликвидности бухгалтерского баланса, в тыс. рублей

Активы

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Пассивы

2011 г.

2010 г.

2009 г.

А1

107 736

126 000

165 231

П1

А2

1 154 405

929 211

929 211

П2

982 209

861 474

780 477

А3

239 162

302 564

250 384

П3

618 200

490 925

311 292

А4

454 544

433 949

214 354

П4

355 438

352 620

337 266

На основе данных таблицы 2.2 можно наблюдать несоответствие значений групп активов и пассивов бухгалтерского баланса за рассматриваемый период критерию абсолютной ликвидности.

Второй этап анализа ликвидности предприятия проводится на основе расчета коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности. Источником информации для расчета показателей выступает также бухгалтерская отчетность, по форме № 1. Рассчитаем данные показатели ликвидности ОАО «Байкалфарм» на период с 2009 по 2011 гг., полученные данные представим в табличной форме (табл. 2.3):

Таблица 2.3 — Оценка ликвидности ОАО «Байкалфарм»

Показатели

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,04

0,03

0,04

Коэффициент быстрой ликвидности

1,29

1,14

1,26

Коэффициент текущей ликвидности

1,53

1,45

1,56

Таким образом, по данным таблицы 2.3 можно наблюдать динамику рассчитанных показателей. Положительное отклонение коэффициента абсолютной ликвидности по сравнению с 2010 г. составило 0,01 пункта. Коэффициент быстрой ликвидности в 2011 г. вырос по сравнению с 2010 и 2009 г. на 0,15 и 0,03 пункта соответственно. Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. вырос по сравнению с 2010 г. на 0,08 пункта, но по сравнению с 2009 г. снизился на 0,03 пункта. На конец 2011 отчетного года заметно увеличение всех рассчитанных показателей ликвидности, что является положительной тенденцией, отражающей улучшение структуры баланса ОАО «Байкалфарм». В тоже время, коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности не соответствуют нормативам (рекомендуемым значениям). Несоответствие коэффициента абсолютной ликвидности нормативу, может означать наличие финансового риска, связанного с потенциальной неспособностью предприятия оплатить по требованию кредиторов, около 20% краткосрочных обязательств (0,2 или 20% - рекомендуемое значение показателя) за счет наиболее ликвидных активов общества. К примеру, по данным расчета данного показателя можно сказать, что общество способно покрыть лишь 4% краткосрочных обязательств, вместо 20%.

Коэффициент текущей ликвидности также не соответствует нормативу, но в тоже время общество способно в полном размере покрыть текущие обязательства. По данным таблицы 2.2 можно сказать, что в 2011 г. на 1 руб. текущих обязательств общества приходится 1,53 руб. текущих активов, что свидетельствует об успешном функционировании. Коэффициент быстрой ликвидности превышает норматив на 0,29 процентного пункта. Текущая ликвидность повысилась по сравнению с 2010 г. на 0,08 пункта, но снизилась на 0,03 пункта по сравнению с 2009 г.

2.4 Оценка финансовой устойчивости ОАО «Байкалфарм»

Оценка финансовой устойчивости осуществляется на основании расчета следующих показателей (табл. 2.4):

Таблица 2.4 — Оценка финансовой устойчивости ОАО «Байкалфарм»

Показатели

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Коэффициент финансовой автономии

0,18

0,17

0,14

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,82

0,79

0,76

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,69

0,65

0,62

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

1,36

1,13

1,11

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

0,64

0,58

0,55

Коэффициент структуры заемного капитала

0,39

0,36

0,35

Коэффициент задолженности

0,22

0,26

0,25

Вышеперечисленные показатели являются нормируемыми, причем нормативные критерии устанавливаются самим предприятием, в зависимости от вида экономической деятельности. За анализируемый период значение показателя не выходило за допустимые пределы. Нормативное значение коэффициента финансовой автономии — не более 0,5. В 2011 г. наблюдается увеличение данного показателя, что связанно в основном с ростом величины совокупного капитала, за счет увеличения удельной доли заемного капитала, что может также охарактеризоваться показателем коэффициента концентрации заемного капитала.

Коэффициент маневренности собственного капитала в рассматриваемом периоде удовлетворяет нормативному значению. Нормативное значение показателя — более 0,5. Данный показатель означает, что 1 руб. собственных средств ОАО «Байкалфарм» может направить на финансирование текущей деятельности. В 2011 г. показатель маневренности увеличился на 0,04 процентного пункта по сравнению с 2010 г., и на 0,06 пункта по сравнению с 2009 г.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений увеличился на 0,23 процентного пункта, что говорит об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов, но в тоже время является признаком нормального функционирования предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. За анализируемый период заметен рост показателя. Рост данного показателя — негативная тенденция, означающая усиленное увеличение зависимости ОАО «Байкалфарм» от внешних инвесторов.

Коэффициент структуры заемного капитала увеличился на 0,03 процентного пункта, в следствии увеличения доли заемных средств в совокупном капитале организации и означает некоторое снижение финансовой устойчивости предприятия. За анализируемый период значение данного показателя не выходило за рекомендуемые границы (меньше 1). Коэффициент задолженности в 2011 г. снизился на 0,04 процентного пункта по сравнению с 2010 г. и на 0,03 пункта по сравнению с 2009 г. Снижение данного показателя связано с целенаправленной политикой ОАО «Байкалфарм».

На основе методики, разработанной А. Д. Шереметом и В. В. Ковалевым можно определить тип финансовой устойчивости ОАО «Байкалфарм». Определим тип финансовой устойчивости за 2009 — 2011 гг. Для дальнейших расчетов используем следующие величины и их значения:

1) — собственные оборотные средства (собственный капитал — внеоборотные активы), излишек в размере 519 094 тыс. руб. в 2011 г., излишек 409 596 тыс. рублей в 2010 г., излишек 434 204 тыс. рублей в 2009 г.;

2) — собственные и долгосрочные заемные источники формирования запасов и затрат (COC + ф. № 1 «Долгосрочные обязательства»), излишек в размере 1 137 294 тыс. руб.; излишек 900 521 тыс. рублей в 2010 г., излишек 745 496 тыс. рублей в 2009 г.;

3) — собственные, долгосрочные и краткосрочные заемные источники формирования запасов и затрат (СД + ф. № 1 «Краткосрочные кредиты банков», излишек в размере 1 429 617 тыс. руб., излишек 1 106 386 тыс. рублей в 2010 г., излишек 898 109 тыс. рублей в 2009 г.

В целом, вышеперечисленные величины в рассматриваемом периоде соответствуют типу абсолютной финансовой устойчивости, то есть за анализируемый период времени, значение показателей «СОС», «СД» и «ОИ» наблюдается с платежным, положительным излишком (табл. 2.5):

Таблица 2.5 — Типы финансовой устойчивости предприятия

Возможные варианты

± СОС

± СД

± ОИ

Тип финансовой устойчивости

Абсолютная устойчивость

;

Нормальная устойчивость

;

;

Неустойчивое финансовое состояние

;

;

;

Кризисное финансовое состояние

Примечание: «+» — платежный излишек, «-» — платежный недостаток. Абсолютная финансовая устойчивость является отражением оптимального использования кредитных ресурсов, текущие активы превышают кредиторскую задолженность.

2.5 Анализ деловой активности ОАО «Байкалфарм»

Анализ деловой активности проводится на основе коэффициентов деловой активности и эффективности деятельности (табл. 2.6):

Таблица 2.6 — Анализ деловой активности ОАО «Байкалфарм»

Показатели

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Общий коэффициент оборачиваемости

0,91

0,93

1,13

Оборачиваемость запасов

4,38

4,28

4,82

Оборачиваемость оборотных активов

1,18

1,24

1,33

Оборачиваемость собственных средств

5,00

5,00

5,00

Рассмотрим показатели, рассчитанные в таблице 2.6. Оборачиваемость запасов определяет скорость реализации запасов, как количество оборотов за период. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств, связано в этой наименее ликвидной статье, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия. Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их приобретения, то дл расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной продукции.

Показатель оборачиваемости запасов в 2011 г. вырос на 2,34% по сравнению с предшествующим годом, но, сравнивая значение 2011 г. со значением 2009 г. можно заметить, что показатель снизился на 9,12%. Рост в 2011 г. свидетельствует об эффективности и экономном использовании запасов, интенсивном процессе снабжения, производства и сбыта.

Оборачиваемость оборотных активов является наиболее распространенным коэффициентом. Показывает сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

В 2011 г. показатель оборачиваемости активов снизился на 0,06 процентного пункта по сравнению 2010 г., и на 0,15 процентного пункта по сравнению с 2009 г.

Оборачиваемость собственных средств характеризует скорость оборачиваемости собственного капитала. Данный показатель служит наиболее общей характеристикой деловой активности предприятия. Динамика данного показателя не наблюдается, что связано со стабильностью статей собственного капитала.

2.6 Анализ рентабельности ОАО «Байкалфарм»

В самом общем смысле, рентабельность представляет собой отношение прибыли (чистой прибыли, либо других ее разновидностей) к тому или иному ресурсу организации (выручка от реализации, совокупные активы, собственный капитал и т. д.). Оценка показателей рентабельности производится по данным бухгалтерской отчетности, в частности по данным форм № 1 и 2 (табл. 2.7):

Таблица 2.7 — Анализ чистой рентабельности ОАО «Байкалфарм»

Показатели

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Чистая рентабельность продаж (ROS), в %

0.16

0.97

0.81

Чистая рентабельность активов (ROA), в %

0,14

0,9

0,92

Чистая рентабельность собственного капитала (ROE), в %

0,79

4,35

3,89

Рассмотрим данные таблицы 2.7. Первым показателем, используемым для анализа, является рентабельность продаж. Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании — реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Данный показатель также может использоваться для определения стадии жизненного цикла бизнеса. Значение данного показателя, соответственно в 2011 г. — 0,16%, в 2010 г. — 0,97%, в 2009 г. — 0,81%. Абсолютный прирост показателя в 2011 г. — минус 0,81%, в 2010 г. — 0,16%. Снижение показателя является достаточным основанием для проведения мероприятий по пересмотру схем бизнеса.

В 2011 г. наблюдается резкое снижение чистой прибыли на 81,65%. Основными причинами снижения прибыли являются:

1) рост коммерческих и управленческих расходов на 30% в связи с увеличением тарифов по транспортным перевозкам, сумм по банковской гарантии (в связи с изменением законодательства), ставки по страховым взносам во внебюджетные фонды, кроме того, увеличен фонд заработной платы по предприятию;

2) изменение структуры ассортимента реализуемой продукции в пользу среднеценового сегмента;

3) рост затрат в результате реализации мероприятий стратегического плана ОАО «Байкалфарм».

Рентабельность активов (ROA), соответственно в 2011 г. — 0,14%, в 2010 г. — 0,9%, в 2009 г. — 0,92%. Абсолютный прирост показателя в 2011 г. — минус 0,76%, в 2010 г. — минус 0,02%. Рентабельность собственного капитала (ROE) соответственно в 2011 г. — 0,79%, в 2010 г. — 4,35%, в 2009 г. — 3,89%. Абсолютный прирост показателя в 2011 г. — минус 3,56%, в 2010 г. — 0,46%.

На практике для расчета рентабельности используется также операционная прибыль или «EBIT» (табл. 2.8):

Таблица 2.8 — Анализ рентабельности по EBIT, ОАО «Байкалфарм»

Показатели

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Рентабельность продаж по EBITDA, в %

6,19

8,34

9,01

Рентабельность собственного капитала по EBIT, в %

24,11

31,17

35,93

Рентабельность активов по EBIT, в %

4,38

6,45

8,48

Мероприятия по повышению данных показателей могут осуществляться по двум направлениям:

1) улучшение производительности труда;

2) рост продаж.

По первому направлению обычно проводят следующие мероприятия:

Повышение интенсивности труда;

1) ускорение оборачиваемости средств;

2) улучшение использования активов;

3) сокращение расходов;

4) повышение цен реализации;

5) привлечение инвестиций;

6) внедрение инновационных технологий;

7) осуществление диверсификации;

8) внешние займы и кредиты.

Таким образом, обобщим данные, полученные в результате проведенного анализа. Анализ бухгалтерского баланса показал, что на предприятии имеется тенденция роста валюты баланса. Раздел «Внеоборотные активы» активной части баланса увеличился в основном за счет увеличения долгосрочных финансовых вложений, связанных с модернизацией и обновлением производственно-технических ресурсов общества. Раздел «Оборотные активы» увеличился за счет роста статьи денежных средств. Удельный вес раздела «Внеоборотные активы» в валюте баланса на 2011 г. составил 23,2%, соответственно доля раздела «Оборотные активы» составила 76,8%.

В пассивах за рассматриваемый период наибольшими темпами увеличилась величина долгосрочных обязательств — на 26% по сравнению с 2010 г., что обуславливается целенаправленной политикой общества, направленной на увеличение доли долгосрочных кредитов и займов при наращивании дополнительных производственных мощностей.

Значения коэффициентов абсолютной ликвидности, автономии собственных средств и финансовой устойчивости являются удовлетворительными, при этом коэффициент финансовой устойчивости в 2011 г. увеличился к 2010 г., что свидетельствует о снижении зависимости ОАО «Байкалфарм» от внешних источников финансирования.

Все расчетные показатели в целом свидетельствуют о достаточной способности общества самостоятельно и в полном объеме произвести расчеты по своим обязательствам. За период с 2009 по 2011 гг. выручка увеличилась на 10%, при этом себестоимость снизилась на 9%. Увеличение чистой прибыли общества в 2010 году по сравнению с 2009 г. составило 17%, в 2011 г. прибыль по сравнению с 2010 г. снизалась на 82%, что связано с ростом управленческих и коммерческих расходов, изменением структуры реализуемой продукции.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»

3.1 Проблемы в финансовом состоянии предприятия и их причины Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, имеют три основных проявления:

1) дефицит денежных средств и низкая платежеспособность;

2) недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника, низкая рентабельность);

3) низкая финансовая устойчивость.

Экономическая суть первой проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств. Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями. На основе анализа проведенного во второй главе можно сказать об отсутствие этой проблемы в ОАО «Байкалфарм», поскольку все большинство рассчитанных показателей платежеспособности и ликвидности являются приемлемыми.

Суть второй проблемы заключается в том, что на практике собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации — негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании. О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

Относительно объекта исследования курсовой работы можно сказать, что показатели рентабельности в 2011 г. резко снизились по сравнению с 2010 и 2009 г. К примеру, чистая рентабельность собственного капитала в 2011 г. снизилась по сравнению с 2010 г. почти в 5 раз. Данное понижение показателя связанно с резким падением уровня чистой прибыли в 2011 г.

На практике низкая финансовая устойчивость выступает третьей проблемой финансового состояния и означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами — зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.

О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала.

Можно выделить две причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия:

1) отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли);

2) нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).

Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания нерационально распоряжается результатами деятельности. Выяснение того, какая из указанных причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

Недостаточный объем получаемой прибыли. Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, — это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

Анализ доходов и затрат от основной и прочих видов деятельности проводится с использованием отчета о финансовых результатах, показателей прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию проводится маржинальный анализ.

Оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь. При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Однако нередко на предприятиях наблюдается другая причина — недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования (в этом случае необходимо определить объем капитальных затрат, который не приведет к ухудшению состояния компании).

Возможно, что продвижение продукции организовано на должном уровне и предприятие заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно невысока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат — высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат — поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены.

Причиной возникновения высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. В частности, высокие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать по причине отсутствия контроля за расходованием ресурсов. Это особенно характерно для крупных предприятий, таких как ОАО «Байкалфарм».

В некоторых случаях снижение затрат требует более радикальных мер — сокращения производственных фондов предприятия или, как иногда говорят, сокращения масштабов компании. К таким мерам нередко приходится прибегать предприятиям, которые были созданы достаточно давно и рассчитаны на объемы производства, в десятки раз большие, чем объемы, производимые в настоящее время.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть — на расходы непроизводственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового состояния компании.

Нерациональное управление результатами деятельности. Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации — это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.

Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами, то есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.

В понятие «управление оборотными средствами» объединены такие процессы, как материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками.

Для характеристики сложившихся на предприятии принципов управления оборотным капиталом используются результаты анализа структуры баланса, показателей оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также данные отчета о движении денежных средств. В частности, не вполне рациональная организация материального снабжения — закупки излишних запасов «надолго вперед». Для обоснования создания запасов на долгий срок приводят, как правило, два аргумента. Первый — упрощение работы материального снабжения: снижение нагрузки в части оперативного поиска наиболее дешевых материалов и обеспечения поставок в срок. Второй — возможность приобретения материалов по более низким ценам за счет приобретения больших объемов. В любом случае необходимо помнить, что это обездвиживает, выводит из оборота деньги компании. Закупки на долгий срок вперед обоснованы для материалов, с приобретением или поставкой которых могут наблюдаться проблемы. Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Большая дебиторская задолженность — проблема многих предприятий. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов — также способ оптимизировать финансовое состояние компании. К организационным мерам оптимизации дебиторской задолженности можно отнести постановку процедуры контроля выставленных счетов (реестр покупателей, дата выставления счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное лицо за контакт с покупателем от предприятия). К юридическим мерам оптимизации дебиторской задолженности относится, например, включение в договор продаж пункта об инвентаризации склада продавца (при продажах через посредников), включение в договор продаж штрафных санкций за просроченную оплату счетов.

Инвестиционная политика. Инвестиционные решения компании подразделяются на инвестиции в ценные бумаги (портфельные инвестиции), и инвестиции в реальные активы (проектные инвестиции) Инвестирование в реальные активы — всегда долгосрочные инвестиционные решения, в то время как портфельные инвестиции в большинстве случаев краткосрочны. Инвестирование во внеоборотные и долгосрочные финансовые активы есть процесс капиталовложения.

Принятия решений по портфельным инвестициям и по инвестиционным проектам имеют много общего, так как в основе их лежит оценка активов с учетом риска. Но есть и особенности в оценке и отборе инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты, как проекты вложения средств в долгосрочные реальные активы, предполагают большие первоначальные затраты, оказывающие продолжительное влияние на доходность владельцев капитала.

Управление структурой источников финансирования. Оценка влияния структуры источников финансирования (структуры пассивов) на рентабельность собственного капитала — задача, которая решается при помощи анализа финансового рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов, которая будет способствовать повышению рентабельности собственного капитала организации.

Финансовые решения могут быть долгосрочными, определяющими источники финансирования на длительный период времени, и краткосрочными — решениями о финансировании текущих (краткосрочных) потребностей, связанных с использованием оборотных (текущих) активов. Центральным моментом долгосрочных финансовых решений является выбор такого сочетания собственного и заемного капитала, который бы максимизировал рыночную оценку всего капитала.

Под структурой финансовых источников понимается соотношение между различными краткосрочными и долгосрочными источниками. Например, структура финансовых источников предприятия показывает долю в общей величине пассивов (обязательств): собственного капитала, долгосрочных обязательств, таких краткосрочных обязательств, как банковские ссуды, кредитные линии, кредиторская задолженность и т. п. Под структурой капитала понимается соотношение только долгосрочных источников финансирования, т. е. соотношение между собственным и заемным капиталом. Принципиальное отличие собственного и заемного капитала — разная требуемая доходность, что связано с разным уровнем риска для владельцев этого капитала.

Преимущества и недостатки заемного капитала. Главным преимуществом заемного капитала является его низкая стоимость. Недостатком привлечения заемного капитала является дополнительный риск у владельца собственного капитала. Акционеры при наличии заемного капитала получают сверх коммерческого риска финансовый риск. Теперь общий риск акционера складывается из двух видов риска: коммерческого и финансового. Результатом этого является требование дополнительной компенсации за повышенный риск. Таким образом, заемный капитал привлекателен своей относительной дешевизной, но его привлечение ограничено ростом риска владельцев собственного капитала.

Другим недостатком привлечения заемного капитала является необходимость концентрации денежных средств к моменту погашения займа или ссуды. Так как срок возврата заемного капитала четко оговорен, то от руководства корпорации требуется разработка специальных схем погашения (образование накопительного фонда, привлечение нового займа и т. п.). Часто предприятия идут по пути поддержания определенной структуры капитала и погашение одного займа осуществляют за счет привлечения нового. Это позволяет не заботиться о накопительном фонде. При выборе политики поддержания целевой структуры капитала возникают свои сложности в нахождении новых источников финансирования с приемлемой стоимостью капитала.

Доходность собственного капитала и финансовый рычаг. Привлечение заемных средств при определенных условиях позволяет увеличить отдачу вложенных собственных средств, т. е. обеспечить превышение доходности собственного капитала над доходностью актива.

Следует иметь в виду, что стоимость заемного капитала не всегда совпадает с номинальной процентной ставкой, взятой из кредитного договора или проспекта эмиссии облигационного займа (купонный процент). Стоимость заемного капитала определяется как отношение фактической платы корпорации владельцам заемного капитала к рыночной оценке данного капитала. Текущая рыночная оценка может отличаться от величины, зафиксированной в договоре предоставления займа или ссуды, и фактическая величина затрат с учетом налогообложения может оказаться меньше, чем денежный поток, получаемый владельцами заемного капитала.

Конкурентные преимущества позволяют инвестору создавать реальные активы или их комбинации, которые обеспечивают доходность, превышающую стоимость капитала.

Обоснование оптимальной структуры капитала. Оптимальная структура капитала подразумевает такое сочетание собственного и заемного капитала, которое обеспечивает максимум рыночной оценки всего капитала. Поиск такого соотношения — проблема, решаемая теорией структуры капитала.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков, порождаемых вложенными средствами. Теория структуры капитала решает вопрос: влияет ли на текущую оценку, какие элементы капитала задействованы и в какой пропорции. Если пропорции между элементами капитала важны (прежде всего, соотношение собственного и заемного капитала), то какая пропорция обеспечит максимум текущей оценки вложенного капитала в отдельный актив, проект или корпорацию в целом.

Для обоснования оптимальной структуры капитала используются различные методы. Наибольшую известность и применение в мировой практике получили статические модели структуры капитала, обосновывающие существование оптимальной структуры, которая максимизирует текущую оценку, и рекомендующие принятие решений о выборе источников финансирования (собственные или заемные средства) строить исходя из оптимальной структуры капитала. Если оптимальная структура определена, то достижение этой пропорции в элементах капитала должно стать целью руководства, в этой пропорции следует и увеличивать капитал.

В настоящее время наибольшее признание получила компромиссная теория структуры капитала (оптимальная структура находится как компромисс между налоговыми преимуществами привлечения заемного капитала и издержками банкротства), которая не позволяет конкретной корпорации рассчитать наилучшее сочетание собственного и заемного капитала, но формулирует общие рекомендации для принятия решений.

3.2 Пути оптимизации финансового состояния организации Существует два основных пути оптимизации финансового состояния компании — оптимизация результатов деятельности (компания должна больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности. Необходимо помнить, что базой устойчивого финансового положения организации в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности. Возможности оптимизации состояния компании за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

Например, дефицит денежных средств можно временно преодолеть, отсрочив платежи кредиторам до предельно допустимого срока, получив максимально возможные авансы от покупателей. Однако этот резерв отсрочки по оплате обязательств не бесконечен. Предприятие может приобретать запасы в минимальных объемах, добиться оперативного погашения задолженности дебиторами. Однако нельзя сократить запасы ниже минимально необходимых, нельзя сделать цикл изготовления изделия меньшим, чем этого требует технология производства.

Создание сверхнормативной задолженности перед бюджетом создаст дополнительный источник финансирования текущей производственной деятельности. Этот источник финансирования в виде прироста текущих пассивов возникнет единовременно и эффект от его возникновения будет исчерпан через определенное время. При этом уплачиваемые пени будут постоянно уменьшать прибыль компании (до момента погашения задолженности), тем самым постоянно ухудшая ее финансовое положение. Таким образом, временная оптимизация состояния компании за счет создания сверхнормативной задолженности со временем преобразится в постоянный источник ослабления финансового состояния компании.

С приобретением основных фондов ситуация аналогичная оборотному капиталу — отказавшись от больших вложений, компания сможет оптимизировать финансовое положение. Однако сокращение капитальных вложений, возможно, не более чем до нуля — на этом возможность улучшения состояния компании закончится.

Таким образом, можно сказать, что финансовая устойчивость, финансовое положение предприятия во многом зависит от человеческого фактора. Грамотные и эффективные действия, мероприятия, разработанные финансовыми менеджерами, управленческим персоналом должны способствовать стабильному выходу из кризисных, либо предкризисных состояний предприятия. Профилактика неплатежеспособности является также неотъемлемым элементом анализа финансового состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая данную тему, можно отметить высокую практическую значимость анализа финансового состояния предприятия, позволяющего получить объективную аналитическую информацию, которая позволит определить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, определить возможности и целесообразные темпы развития, выявить источники финансовых средств, возможность и целесообразность их мобилизации.

Предметом анализа финансового состояния выступает финансовое положение, состояние предприятия. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Понятие финансового состояния является многоаспектной экономической категорией, имеющей множество трактовок.

Главная цель анализа финансового состояния заключается в оценке и идентификации внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).

В научной экономической литературе выделяются следующие основные группы задач, необходимость решения которых обусловлена целью анализа финансового состояния предприятия:

1) идентификация финансового положения;

2) выявление изменений финансового состояния во времени;

3) выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

4) своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности;

5) прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

6) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния является важнейшим условием успешного управления предприятием. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые и налоговые органы.

Анализ финансового состояния ОАО «Байкалфарм». Анализ бухгалтерского баланса показал, что на предприятии имеется тенденция роста валюты баланса. Раздел «Внеоборотные активы» активной части баланса увеличился в основном за счет увеличения долгосрочных финансовых вложений, связанных с модернизацией и обновлением производственно-технических ресурсов общества. Раздел «Оборотные активы» увеличился за счет роста статьи денежных средств. Удельный вес раздела «Внеоборотные активы» в валюте баланса на 2011 г. составил 23,2%, соответственно доля раздела «Оборотные активы» составила 76,8%.

В пассивах за рассматриваемый период наибольшими темпами увеличилась величина долгосрочных обязательств — на 26% по сравнению с 2010 г., что обуславливается целенаправленной политикой общества, направленной на увеличение доли долгосрочных кредитов и займов при наращивании дополнительных производственных мощностей.

Значения коэффициентов абсолютной ликвидности, автономии собственных средств и финансовой устойчивости являются удовлетворительными, при этом коэффициент финансовой устойчивости в 2011 г. увеличился к 2010 г., что свидетельствует о снижении зависимости ОАО «Байкалфарм» от внешних источников финансирования.

Все расчетные показатели в целом свидетельствуют о достаточной способности общества самостоятельно и в полном объеме произвести расчеты по своим обязательствам. За период с 2009 по 2011 гг. выручка увеличилась на 10%, при этом себестоимость снизилась на 9%. Увеличение чистой прибыли общества в 2010 году по сравнению с 2009 г. составило 17%, в 2011 г. прибыль по сравнению с 2010 г. снизалась на 82%, что связано с ростом управленческих и коммерческих расходов, изменением структуры реализуемой продукции.

Относительно мероприятий по повышению финансовой устойчивости, улучшения финансового состояния можно отметить высокую значимость человеческого фактора. Грамотные и эффективные действия, мероприятия, разработанные финансовыми менеджерами, управленческим персоналом должны способствовать стабильному выходу из кризисных, либо предкризисных состояний предприятия. Профилактика неплатежеспособности является также неотъемлемым элементом анализа финансового состояния.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ

1) Баринов В. А. Бизнеспланирование: Уч. пос. для ср. уч. зав. — 3-е изд. — М.: ФОРУМ, 2009. — 256 с. — (Профессиональное образование);

2) Баринов В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Уч. пос. для вузов — М.: Кнорус, 2005 г. — 240 с.;

3) Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодика — «изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008 г. — 816 с.: илл.;

4) Боровский А. В., Буянов В. П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать своё дело: Практическое пособие — М.: Экзамен, 2005 г. -128с. — (Серия «Документы и комментарии»);

5) Буров В. П., Ломакин А. Л. и др. Бизнес-план фирмы: Теория и практика: Уч. пос. для вузов — М.: ИНФРА-М, 2005 г. — 192 с. (Высшее образование);

6) Галкин В. В. Основы предпринимательской деятельности: Уч. для ср. уч. зав. — Ростов н /Д: Феникс, 2004 г. — 288с. — (Серия «СПО»);

7) Гомола А. И. Бизнес-планирование: Уч. пос. для ср. уч. зав./ Гомола А. И., Жанин П. А. — 4 изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2008 г. -144с.;

8) Гомола А. И. Бизнес-планирование: Уч. для ср. уч. зав./ А. И. Гомола, Жанин П. А. — 3 изд., стер. — М.: Академия, 2007 г. -144с.;

9) Грибов В.д., Грузина В. П. Экономика предприятия: уч. для вузов: практикум — 3 изд., перераб. и доп. — М.: 2004 г.;

10) Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: уч. для вузов, 5 изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004 г. — 439 с. — (Высшее образ.);

11) Иванов Н. Л., Иванова А. Л. Методы принятия решений бизнес-плана Эвристика — М.: Приор — издат., 2004 г. — 80с.;

12) Кнышова Е. Н., Панфилова Е. Е. Экономика организации: Уч. для ср. уч. зав. — М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005 г.;

13) Куликов А. Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах: Уч. пос. — М.:Тк Велби, Проспект, 2005 г. — 200с.;

14) Основы организации бизнеса: Электронный учебник / К. М. Пирогов, Н. К. Темнова, И. В. Гуськова. — М.: Кнорус, 2010. — 1 электронный диск;

15) Патласов О. Ю., Сергиенко О. В. Антикризисное управление, финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации: Электронное учебное пособие. — М.: ООО «Новый диск трейд», 2009. — 1 элекронный диск;

16) Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Уч. для вузов — 5 изд., перераб. и доп. — М.:Дашков и К — 2005 г. — 1012 с.;

17) Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): уч. для вузов / Под ред. И. В. Сергеева — 3 изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 г. — 560 с.;

18) Сергеев И. В. Экономика предприятия: Уч. пос. для вузов — 2 изд., перераб. и доп. — М., 2004 г.

19) Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.;

20) Финансы и статистика, 2011. — 512 с.;

21) Финансы: учебник —2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г.— 636 с.;

22) Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004.—504 с.;

23) www.efbu.ru;

24) www.garant.ru;

25) www.gks.ru.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение, А Бухгалтерский баланс ОАО «Байкалфарм»

Статья баланса

2011 г.

2010 г.

2009 г.

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Финансовые вложения

Итого по разделу 1

2. Оборотные активы

Запасы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Прочие оборотные активы

Итого по разделу 2

БАЛАНС

ПАССИВ

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль

Итого по разделу 3

4. Долгосрочные обязательства

Заемные средства

Итого по разделу 4

5. Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Итого по разделу 5

БАЛАНС

Приложение B

Отчет о прибылях и убытках ОАО «Байкалфарм»

Наименование показателя

2011 г.

2010 г.

2009 г.

Выручка

Себестоимость продаж

(1 034 227)

(981 208)

(1 132 051)

Валовая прибыль (убыток)

Коммерческие расходы

(371 574)

(258 849)

(202 649)

Управленческие расходы

(221 181)

(195 919)

(151 943)

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

(72 166)

(74 542)

(75 073)

Прочие доходы

Прочие расходы

(228 830)

(187 678)

(188 046)

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

(10 401)

(19 864)

(30 027)

Прочее

(296)

(137)

(2948)

Чистая прибыль

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой