Оценка капитала предприятия ООО «Магнат РД»
Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуществляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Так, государственные нормативно-правовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общества и общества… Читать ещё >
Оценка капитала предприятия ООО «Магнат РД» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы оценки капитала предприятия.
1.1 Капитал предприятия: понятия, значения; источники формирования
1.2 Классификация и виды капитала предприятия
1.3 Обзор основных особенностей и методов формирования капитала предприятия Глава 2. Анализ действующей системы управления капиталом ООО «Магнат РД».
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Магнат РД»
2.2 Анализ основного и оборотного капитала предприятия
2.3 Оценка источников формирования капитала предприятия Глава 3. Зарубежная специфика и практика формирования капитала предприятия Заключение Библиографический список Приложения
Введение
В настоящее время капитал предприятия выступает как важнейшая экономическая категория. Капитал предприятия — сложная величина, в которую входит ряд составляющих. Их можно разделить на две основные группы: фонды, предоставленные учредителями, и резервы, накопленные предприятием в процессе деятельности.
Фонды предприятие получает от учредителей в основном при своем создании. К ним относятся уставный капитал и премия от выпуска акций в акционерных обществах.
Резервы предприятие создает собственными усилиями для последующего распределения между учредителями в качестве дивидендов или использования в будущих операциях. Резервы включают резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.
Основу собственного капитала предприятия составляет уставный капитал, зафиксированный в его уставных учредительных документах. Он является необходимым условием образования и функционирования любого юридического лица.
Не меньшее значение для успешного развития действующего предприятия имеет наличие в составе его собственных источников средств таких составных частей капитала, как добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы, средства которых размещаются в конкретном имуществе, составляющем внеоборотные и оборотные активы. Величина этих структурных частей капитала свидетельствует о том, насколько активы предприятия увеличились благодаря приросту собственных источников средств.
Одна из основных задач управления предприятий заключается в поддержании капитала, которое обеспечивает успешное и устойчивое ее развитие. В самом общем виде предприятие справляется с этой задачей, если в конце отчетного периода капитал увеличивается в размере или хотя бы сохраняет свою величину по сравнению с началом периода.
В тесной связи с понятием капитал предприятия стоит финансирование деятельности и развития любого конкретного предприятия.
В литературе имеются достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование — это долговременное приобретение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства .
Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия.
Основным источником поддержания и наращивания капитала является прибыль, зарабатываемая предприятием. Важное значение в деятельности предприятия имеет и эффективное использование заемного капитала.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов капитала предприятия и его характеристика на материалах ООО «Магнат РД».
Исходя из поставленной цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы оценки капитала предприятия.
— провести анализ действующей системы управления капиталом предприятия.
— рассмотреть зарубежную специфику и практику формирования капитала предприятия.
— проанализировать основной и оборотный капитал предприятия.
В работе использованы законодательные и другие нормативные акты, научная и учебная литература, регламентирующие порядок привлечения и использования заемного капитала.
Объектом исследования в работе является ООО «Магнат РД».
Предметом исследования является капитал предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по изучаемым вопросам, законодательные и нормативные акты РФ, публикации в периодической печати, материалы собственных исследований.
Исследование осуществлялось на основе системного подхода. Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе работы над темой обзорный, сравнительный, аспектный и другие методы анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 52 стр. Курсовая работа иллюстрирована 1 рисунком; 7 таблицами, 2 приложениями. Библиографический список включает в себя 25 источников.
Глава 1. Теоретические основы оценки капитала предприятия
1.1 Капитал предприятия: понятия, значения; источники формирования Слово «капитал», используемое для обозначения предмета данного исследования, — произошло от латинского «capitalis», означающее — главный, основной. При этом необходимо отметить, что представители разных экономических школ с капиталом связывали весьма различные понятия: стоимость, приносящую прибавочную стоимость (А.Смит, Д. Рикардо, К. Маркс); часть богатства, участвующую в процессе производства (Е.Бем-Баверк, П. Сраффа); накопленное богатство (Ф.Визер, И. Фишер, Дж.С. Милль); денежную стоимость, отраженную на бухгалтерских счетах фирм (Дж.Р.Хикс); совокупность акционерного и собственного капитала в частных предприятиях и т. д. Именно поэтому в современной экономической литературе нет единого определения капитала, а на практике существует множество различных трактовок его [4.c.115].
Капитал, с точки зрения экономики, — это ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг [6.c.39].
В классической экономике капитал — это один из трех факторов производства; две другие — земля и труд.
Капитал — точки зрения бухгалтерского учета — это маржа между активами компании и ее долгами. Капитал — в широком смысле — это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения дохода, богатства. Капитал — в экономике — это один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. Современные экономисты различают: — физический капитал (производственный капитал); - природный капитал; - человеческий капитал [11.c.87].
Любое средство труда при таком подходе рассматривается как физический капитал. Однако средство труда может стать капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакого прибыли. Даже его использование лично владельцем станка не превращает станок в капитал. Капиталом он становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в рентау. Карл Маркс отмечал в «капитале»: «капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.
Капитал — это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации союза производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер [7.c.68].
Капитал — это не просто сумма материальных и произведённых средств производства [7.c.74].
Капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами [8.c.76].
Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накопления, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).
Рассмотрим состав собственного капитала предприятия:
Уставный капитал — это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях — это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях — номинальная стоимость акций; для общества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников; для арендного предприятия — сумма вкладов его работников и т. д. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) Статьи 90, «Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей."[2.c.12].
Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия, и при корректировки его величины требуется перерегистрация учредительных документов.
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше их номинальной стоимости, а также в результате присоединения части нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении организации, в размере, направленном на капитальные вложения.
К средствам специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.
Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия.
Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимают амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования. К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и др. Они не играют заметной роли в формировании собственного капитала предприятия.
Основной долей в составе внешних источников формирования собственного капитала является дополнительная эмиссия акций. Государственным предприятиям может быть оказана безвозмездная помощь со стороны государства. К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.
Источники формирования собственного капитала предприятия:
Заемный капитал — это кредиты банков и финансовых компаний, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года)[4.c 36].
По целям привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:
— средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов;
— средства привлекаемые для пополнения оборотных активов;
— средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.
По форме привлечения заемные средства могут быть в денежной форме и других видах; по источникам привлечения они делаться на внешние и внутренние; по форме обеспечения — обеспеченные залогом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные.
При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей.
Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижения риска банкротства. Необходимость в нем обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестирует на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери их капитала.
Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может усилить свои рыночные позиции и повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала[1.c.126]
В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за их своевременным возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.
В процессе последующего анализа необходимо более детально изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения его отдельных слагаемых и оценить их за отчетный период.
Факторы изменения собственного капитала можно установить по данным формы № 3 «Отчет о движении капитала» и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающих движение уставного, резервного и добавочного капитала, фондов целевого финансирования и поступлений.
Прежде чем оценить изменения суммы и доли собственного капитала в общей валюте баланса, следует выяснить, за счет каких факторов произошли эти изменения. Очевидно, что прирост собственного капитала за счет реинвестирования прибыли и за счет переоценки основных средств будет рассматриваться по-разному при оценке способности предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация (реинвестирование) прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижению себестоимости капитала, так как за привлечение альтернативных источников финансирования нужно платить довольно высокие проценты.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств, т. е. соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном счете приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причин образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей. Для этого можно использовать данные формы № 5 «приложение к балансу», а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
Одним из показателей, используемым для оценки состояния кредиторской задолженности, является средняя продолжительность периода ее погашения, которая рассчитывается следующим образом:
Токз = Ср. ост. КЗ * Д / ПЗ, где: Ср. ост. КЗ — средний остаток кредиторской задолженности;
Д — дни периода;
ПЗ — сумма погашенной задолженности.
Качество кредиторской задолженности может быть оценено также удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации.
При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятие, интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия. Если частично погашаются в отчетном году, то эта сумма показывается в составе краткосрочных обязательств[5.c.58]
Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность.
Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот момент очень важен при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.
Далее рассмотрим классификации и виды капитала предприятия.
1.2 Классификация и виды капитала предприятия Основной капитал — переносит свою цена на товар производства по частям за относительно большое время (например, станок). Основныме сремдства — отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные фонды фирмы в денежном выражении. Основные фонды — это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности компании и должны иметь срок использования более года. По мере амортизации, цена основных средств уменьшается и переносится на исходная стоимость с помощью износа.
Виды: Для учёта основных фондов, определения их состава и структуры необходима их классификация.
Укажем классификацию капитала предприятия в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Капитал предприятия классифицируется по следующим основным признакам [14.c. 149]
Признак классификации | Классификационные группы | |
I. По источникам привлечения | ||
1. По титулу собственности формируемого капитала | — Собственный капитал — Заемный капитал | |
2. По группам источников привлечения капитала по отношению к предприятию | — Капитал, привлекаемый из внутренних источников — Капитал, привлекаемый из внешних источников | |
3. По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющих его в хозяйственное использование | — Национальный (отечественный) капитал — Иностранный капитал | |
4. По формам собственности капитала | — Частный — Иностранный | |
II. По формам привлечения | ||
1. По организационно-правовым формам привлечения | — Акционерный — Паевой — Индивидуальный | |
2. По натурально-вещественной форме привлечения | — Капитал в денежной форме — Капитал в финансовой форме — Капитал в материальной форме — Капитал в нематериальной форме | |
3. По временному периоду привлечения | — Долгосрочный (перманентный) — Краткосрочный | |
III. По характеру использования | ||
1. По степени вовлеченности в экономический процесс | — Капитал, используемый в экономическом процессе — Капитал, не используемый в экономическом процессе | |
2. По сферам использования в экономике | — Капитал, используемый в реальном секторе экономики — Капитал, используемый в финансовом секторе экономики | |
3. По направлениям использования в хозяйственной деятельности | — Капитал, используемый как инвестиционный ресурс — Капитал, используемый как производственный ресурс — Капитал, используемый как кредитный ресурс | |
4. По особенностям использования в инвестиционном процессе | — Первоначально инвестируемый — Реинвестируемый — Дезинвестируемый | |
5. По особенностям использования в производственном процессе | — Основной — Оборотный | |
6. По степени задействованности в производственном процессе | — Работающий — Неработающий | |
7. По уровню риска использования | — Безрисковый — Низкорисковый — Среднерисковый — Высокорисковый | |
8. По соответствию правовым нормам использования | — Легальный — Теневой | |
Рассмотрим более подробно некоторые виды капитала, привлекаемого и используемого предприятием, в соответствии с приведенной его классификацией по основным признакам.
По титулу собственности формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида — собственный и заемный. В системе источников привлечения капитала такое его разделение носит определяющий характер.
Собственный капитал характеризует стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования части своих активов. Эта часть активов представляет собой чистые активы предприятия.
Собственный капитал — это стоимость всего имущества предприятия после уплаты всех долгов. 15.c.127]
В основе бухгалтерского баланса лежит следующее уравнение:
собственный капитал = суммарные активы — суммарные пассивы =
внеоборотные активы + оборотные активы — краткосрочные обязательства — долгосрочные обязательства Собственный капитал на конкретную дату можно посчитать и иначе:
собственный капитал = первоначальные инвестиции + нераспределенная прибыль.
Где нераспределенная прибыль — это прибыль, реинвестированная в процессе хозяйственной деятельности.
Заемный капитал характеризует привлекаемые на возвратной и платной основе денежные средства или имущественные ценности. Все формы используемого предприятием заемного капитала представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению.
По группам источников привлечения капитала по отношению к предприятию выделяют следующие его виды — капитал, привлекаемый из внутренних источников, и капитал, привлекаемый из внешних источников.
Капитал, привлекаемый из внутренних источников, характеризует собственные и заемные финансовые средства, формируемые непосредственно на предприятии для обеспечения eгo развития. Основу собственных финансовых средств, формируемых из внутренних источников, составляет капитализируемая часть чистой прибыли предприятия («нераспределенная прибыль»). Основу заемных финансовых средств, формируемых внутри предприятия, составляют текущие обязательства по расчетам («внутренние счета начислений»)[8.c.91].
Капитал, привлекаемый из внешних источников, характеризует ту его часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так заемный капитал. Состав источников этой группы формирования капитала довольно многочисленный.
По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющего его в хозяйственное использование, различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие.
Национальный капитал, привлекаемый предприятием, позволяет ему в большей степени координировать свою хозяйственную деятельность с экономической политикой государства. Кроме того, этот вид капитала, как правило, более доступен для предприятий малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, на современном этапе экономического развития страны объем свободного национального капитала очень ограничен, что не позволяет обеспечить субъектам хозяйствования необходимые темпы экономического роста.
Иностранный капитал привлекается, как правило, средними и крупными предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. Хотя объем предложения капитала на мировом его рынке довольно значительный, условия его привлечения отечественными субъектами хозяйствования очень ограничены в силу высокого уровня экономического и политического риска для зарубежных инвесторов.
По формам собственности капитала, предоставляемого предприятию, выделяют частный и государственный его виды. Эта классификация капитала используется прежде всего в процессе формирования уставного фонда предприятия. Она служит основой соответствующей классификации предприятий по формам собственности. 14.c.103]
По организационно-правовым формам привлечения капитала предприятием выделяют акционерный, паевой и индивидуальный его виды. Такое разделение капитала соответствует обобщенной классификации предприятий по организационно-правовым формам деятельности.
Акционерный капитал формируется предприятиями, созданными в форме акционерных обществ (компаний) открытого или закрытого типа. Такие корпоративные предприятия имеют широкие возможности формирования капитала из внешних источников путем эмиссии акций. При достаточно высокой инвестиционной привлекательности таких предприятий их акционерный капитал может быть сформирован с участием зарубежных инвесторов.
Паевой капитал формируется партнерскими предприятиями, созданными в форме обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т. п. Такие предприятия, а соответственно и вид паевого капитала, получили наибольшее распространение в современных условиях.
Индивидуальный капитал характеризует форму его привлечения при создании индивидуальных предприятий — семейных и т. п. В современных условиях индивидуальные предприятия не получили еще широкого развития в нашей стране, в то время как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми (составляя 70−75% общего числа всех предприятий). Создание новых индивидуальных предприятий сдерживается недостаточностью стартового капитала у предпринимателей и недостаточно высоким уровнем конъюнктуры на большинстве сегментов рынка товаров и услуг.
По натурально-вещественным формам привлечения капитала современная экономическая теория выделяет следующие его виды: капитал в денежной форме; капитал в финансовой форме; капитал в материальной форме; капитал в нематериальной форме. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных фондов. 9. c189].
Капитал в денежной форме является наиболее распространенным его видом, привлекаемым предприятием. Универсальность этого вида капитала проявляется в том, что он легко может быть трансформирован в любую форму капитала, необходимого предприятию для осуществления хозяйственной деятельности.
Капитал в финансовой форме привлекается предприятием в виде разнообразных финансовых инструментов, вносимых в его уставный фонд. Такими финансовыми инструментами могут выступать акции, облигации, депозитные счета и сертификаты банков и другие их виды. В отечественной хозяйственной практике привлечение капитала в финансовой форме используется предприятиями реального сектора экономики крайне редко.
Капитал в материальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных капитальных товаров (машин, оборудования, зданий, помещений), сырья, материалов, полуфабрикатов, а в отдельных случаях — и в виде потребительских товаров (в основном предприятиями торговли).
Капитал в нематериальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных нематериальных активов, которые не имеют вещной формы, но принимают непосредственное участие в eгo хозяйственной деятельности и формировании прибыли. К этому виду капитала относятся права пользования отдельными природными ресурсами, патентные права на использование изобретений, «ноу-хау», права на промышленные образцы и модели, товарные знаки, компьютерные программы и другие нематериальные виды имущественных ценностей.
Таким образом, необходимо отметить, что сущность капитала как экономической категории учеными различных стран начала исследоваться давно. Эти исследования велись на протяжении нескольких веков практически непрерывно. В результате, к настоящему времени многие аспекты ее изучены довольно глубоко и всесторонне.
Поэтому сейчас можно утверждать, что вопросы теории формирования, оборота и воспроизводства капитала изучены весьма обстоятельно. В то же время, проблемы оценки капитала, анализа изменения его стоимости во времени и ряд других остаются изученными явно недостаточно. Сегодня для России, когда она находится в состоянии становления рыночной экономики, исследование и решение указанных проблем является особенно актуальным.
Далее проведём обзор основных принципов и методов формирования капитала предприятия.
1.3 Обзор основных особенностей и методов формирования капитала предприятия Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования.
Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1. К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют. Так, потребность в собственном капитале создаваемого предприятия не может быть удовлетворена за счет его прибыли, а потребность в заемном капитале — за счет текущих обязательств по расчетам (счетов начислений), которые до начала функционирования предприятия еще не сформировались.
2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей. Без внесения определенной части собственного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал довольно сложно (формирование стартового капитала создаваемого предприятия исключительно за счет заемного капитала может рассматриваться лишь как теоретическая возможность и в практике встречается очень редко).
3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме[10.c.15].
Такими его формами могут выступать денежные средства; различные виды основных средств (здания, помещения, машины, оборудование и т. п.); различные виды материальных оборотных активов (запасы сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов и т. п.); разнообразные нематериальные активы (патентные права на использование изобретений, права на промышленные образцы и модели, права использования торговой марки или товарного знака и т. п.); отдельные виды финансовых активов (различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке).
4. Собственный капитал учредители (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала. Его первоначальный размер декларируется уставом создаваемого предприятия.
5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуществляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Так, государственные нормативно-правовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие аспекты первоначального формирования их капитала.
6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены. Хотя в финансовых кругах бытует утверждение, что любая хорошая предпринимательская идея обязательно получит свое финансирование, это утверждение следует рассматривать как явное преувеличение (особенно в условиях экономики переходного типа). Современная практика показывает, что финансирование нового бизнеса кредиторами является довольно сложной, а иногда и трудноразрешимой задачей. При этом на первоначальной стадии формирования капитала предприятия к его созданию не могут быть привлечены такие заемные источники, как эмиссия облигаций, налоговый кредит и т. п.
7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки специального документа — бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой основной документ, определяющий необходимость создания нового предприятия, в котором в общепринятой последовательности разделов излагаются его основные характеристики и прогнозируемые финансовые показатели. В бизнес-плане создания нового предприятия отражаются, как правило, следующие основные показатели: общая потребность в стартовом капитале, необходимом для начала функционирования предприятия; схема финансирования нового бизнеса, предлагаемая его учредителями; ожидаемые сроки возврата вложенного капитала инвесторам (кредиторам) и некоторые другие.
8. Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала. Эти расходы связаны с оплатой труда разработчиков бизнес-плана и финансированием связанных с этим исследований. Предстартовые расходы капитала в сумму уставного капитала создаваемого предприятия, как правило, не включаются.
9. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем. Это предопределяет соответственно высокий уровень стоимости отдельных элементов заемного капитала, привлекаемого на стадии создания предприятия.
Начальным этапом управления формированием капитала создаваемого предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Недостаточный объем формирования капитала на этом этапе существенно удлиняет период открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему неэффективному использованию активов предприятия, снижает норму доходности этого капитала. В связи с изложенным, определение общей потребности в капитале создаваемого предприятия носит характер оптимизационных ее расчетов. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла. 20.c.187].
Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается различными методами, основными из которых являются:
1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.
Методика расчета общей суммы активов создаваемого предприятия в альтернативных ее вариантах рассмотрена ранее. При использовании этого метода следует учесть, что еще до начала формирования активов учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформлением учредительных документов и т. п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле:
Пк = Па + Прк где Пк — общая потребность в капитале для создания нового предприятия;
Па — общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки бизнес плана.34
Прк — предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.
2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.
Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим методом осуществляется по следующим основным этапам:
На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.
На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.
На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.
На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.
Характеризуя этот метод оптимизации общей потребности в капитале следует отметить определенную сложность его использования в силу недостаточных возможностей адекватного подбора предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим объем необходимого капитала[11.c.47]
3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.
Использование данного метода расчета общей потребности в капитале для создания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах до разработки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов.
Расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле:
Пк = Кп х ОР + ПРк где Пк — общая потребность в капитале для создания нового предприятия;
Кп — показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый);
ОР — планируемый среднегодовой объем производства продукции;
ПРк — предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.
Преимуществом этого метода оптимизации общей потребности в капитале создаваемого предприятия является то, что он автоматически задает показатели капиталоотдачи предприятия на стадии его функционирования.
Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.
При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования.
I. Полное самофинансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа» [unlevered], характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен. 19.c.78].
II. Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предприятия доля собственного капитала (доля самофинансирования нового бизнеса) обычно существенно превосходит долю заемного капитала (долю кредитного его финансирования).
Таким образом, необходимо отметить, что выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала.
Учет перечисленных факторов позволяет целенаправленно избирать схему финансирования и структуру источников привлечения капитала при создании предприятия.
Далее проведём анализ действующей системы управления капиталом ООО «Магнат РД». Рассмотрим организационно-экономическую характеристику предприятия.
Глава 2. Анализ действующей системы управления капиталом ООО «Магнат РД»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Магнат РД»
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Магнат РД «, согласно п. 3 ст.89 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст.12 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
За годы деятельности компания зарекомендовала себя, как надёжный поставщик ГСМ и производитель автомобильных масел.
Для проведение анализа рассмотрим Красноярский филиал, который находиться на пр. Красноярский рабочий, 153. Склад масел находиться на Одесская, 40.
Основным поставщиком «Магнат-РД» является индустриальный дилер автомасел «Лукойл», а так же официальный эксклюзивный представитель западногерманской фирмы BITA TRADING GmbH, выпускающей автомасла марки BIZOL.
Конкурентами ООО «Магнат РД» являются
§ ООО «ТРАСТ-ИНВЕСТ», Хабаровский край
§ ООО «СТС», Иркутская область, Иркутск
§ ООО «ВТК-ТРАНС-СЕРВИС», Волгоградская область, Волгоград
§ ООО «ЮТК», Ростовская область, Ростов-на-Дону
§ ЛК ООО «ПКФ «АТД», Республика Карачаево-Черкессия, Черкесск
§ ООО «ЯРОЙЛ», Москва
§ ООО «ВОЯЖ», Ростовская область, Донецк
§ ООО «КАМА-ОЙЛ», Пермский край, Пермь
«Магнат-РД» — это динамично развивающаяся компания, основным видом деятельности которой является реализация нефтепродуктов оптом и через сеть АЗС, жителям Красноярского края, так же осуществляет доставку различными видами транспорта для частных и юридических лиц.
ООО «Магнат-РД» вносит весомый вклад в решение вопросов обеспечением нефтепродуктами крупных промышленных предприятий, организаций бюджетной сферы, коммерческих предприятий и населения красноярского края.
В распоряжении компании находятся:
Две нефтебазы (в г. Красноярске и г. Кодинске Кежемского района).
33 автозаправочных станции по Красноярску и Красноярскому краю.
Филиалы в городах: Лесосибирске, Канске, Кодинске.
22 крупнотонажнных топливоперевозчиков, осуществляющих доставку ГСМ по Красноярскому краю.
Размеры предприятия: административные площади занимают 392 м², производственные и складские помещения — 2880 м².
Далее проведем анализ технико-экономических показателей ООО «Магнат РД» за 2010;2011 год. Для этого составим таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Анализ основных показателей деятельности торгового предприятия ООО «Магнат РД» за 2011;2012гг[ 21.c.134].
Показатели | Ед. изм. | Прошлый год | Отчетный год | Откл (+;-) | Отчетный год в % к прошлому году | |
А | Б | |||||
1.Выручка от продажи | тыс. руб. | — 6351 | 98,3 | |||
2. Торговая площадь | м2 | ; | ||||
3. Оборот розничной торговли* на 1 м² торговой площади | тыс. руб./м2 | — 14 | 98,5 | |||
4. Среднесписочная численность работников, всего | чел. | ; | 100,0 | |||
— в т. ч. работников торгово-оперативного персонала | чел. | ; | 100,0 | |||
5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего | тыс. руб./ чел. | — 66 | 98,4 | |||
— производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала | тыс. руб./ чел. | — 40 | 98,7 | |||
6. Фонд заработной платы — сумма | тыс. руб. | 27 550,5 | 27 550,5 | ; | 100,0 | |
— уровень | % | 13,25 | 13,05 | ; | х | |
7. Среднегодовая заработная плата одного работника | тыс. руб. | ; | 100,0 | |||
8. Среднегодовая стоимость основных фондов | тыс. руб | 75 000,5 | 76 000,7 | +1000,2 | 101,5 | |
9. Фондоотдача | руб. /1 руб. | 4834,5 | 4676,0 | — 158,5 | 96,7 | |
10.Фондоемкость | руб. / руб. | 1256,8 | 1340.0 | +83,2 | 103.3 | |
11. Фондовооружен-ность труда одного работника | тыс. руб./ чел. | 53,1 | 54,3 | +1.2 | 102,2 | |
12. Коэффициент эффективности использования основных фондов | руб. /1 руб. | 12,3 | 13.2 | +1,1 | 101,3 | |
13. Среднегодовая стоимость оборотных средств | тыс. руб. | ; | ; | ; | х | |
14. Время обращения оборотных средств | дни | ; | ; | ; | х | |
В 2011 году ООО «Магнат РД» объем продаж снизился, что, в свою очередь, повлияло на выручку от продаж, которая уменьшилась в 2011 году на 1,7% или на 6351 тыс. руб., что является отрицательным фактором в деятельности предприятия. В то же время у предприятия в 2011 году уменьшилась и чистая прибыль на 758 тыс. руб. Данный факт возможно оценить как снижение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Что именно повлияло на данное снижение, рассмотрим при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В 2011 году на предприятии среднесписочная численность осталась на прежнем уровне (91 человек), показатель средней заработной платы также не изменился и составляет 15 тыс.рублей.
Для оценки эффективности использования персонала предприятия в условиях рыночной экономики большое значение имеет показатель рентабельности персонала, определяемый отношением прибыли к среднегодовой численности персонала. Рентабельность персонала в 2011 году снизилась на 8,3 тыс. руб., что в свою очередь имеет влияние на снижение чистой прибыли предприятия.
Проведенный анализ основных показателей деятельности предприятия «Магнат РД» за два года показал следующее:
1) в данном периоде происходит увеличение объема товарооборота. Не изменяется численность работников, средства фонда на оплату труда и средняя заработная плата;
2) вместе с тем эффективность использования живого труда
снижается (падает производительность), наблюдаются экономические
диспропорции в динамике товарооборота и фонда оплаты труда,
производительности и среднего заработка;
3) в плане рекомендаций необходимо в дальнейшем наращивать
реализацию товаров, более эффективно использовать кадровый состав и средства на оплату труда.
Далее проведём анализ основного и оборотного капитала предприятия.
2.2 Анализ основного и оборотного капитала предприятия
Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, при создании его уставного капитала. Источником образования в этом случае служат инвестируемые средства учредителей предприятия. В дальнейшем минимальная потребность предприятия в оборотных средствах покрывается из собственных источников: прибыли, уставного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляции, роста объемов производства, задержек в оплате счетов клиентов и др.) у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах, покрыть которые за счет собственных источников невозможно.
Для анализа состава и структуры основных фондов предприятия построим таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Анализ состава и структуры основных фондов предприятия ООО «Магнат РД"[21.c.148]
Виды основных средств | На конец прошлого года | На конец отчетного года | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | ||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | |||
А | ||||||||
Здания, сооружения | 508 244,00 | 47,48 | 510 200,00 | 47,28 | +1956 | 21,83 | 100.38 | |
Рабочие и силовые машины и оборудование | 409 258,00 | 38,23 | 410 100,00 | 38,00 | +842 | 9,73 | 100.21 | |
Измерительные и регулирующие приборы и устройства | 99 000,00 | 9,25 | 101 250,00 | 9,38 | +2250 | 25,99 | 102,27 | |
Вычислительная техника | 30 000,00 | 2,80 | 31 000.00 | 2,87 | +1000 | 11,55 | 103.33 | |
Транспортные средства | 15 000,00 | 1,40 | 17 500.00 | 1,62 | +2500 | 28,87 | 116.67 | |
Инструмент | 1000,00 | 0,09 | 1100,00 | 0,10 | +100 | 1,15 | 110.00 | |
Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности | 2000,00 | 0,19 | 2000,00 | 0.19 | ; | 100,00 | ||
Многолетние насаждения | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Земельные участки, находящиеся в собственности организации | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Прочие основные фонды | 6000,00 | 0,56 | 6010,00 | 0,56 | +10 | 0,11 | 100,17 | |
Всего | 1 070 502,0 | 100.00 | 100,00 | 100,00 | 100,81 | |||
Исходя из данной таблицы, на предприятии ООО «Магнат РД» на конец отчетного года увеличились затраты на здания и сооружения на 1956 тысяч рублей, увеличение денежных средств на оборудование и рабочие машины на 842 тысячи рублей. На транспортные средства на 2500 тысячи рублей, на инструмент 100 тысяч рублей, на вычислительную технику на 10 тысяч рублей. Это свидетельствует о экономическом росте предприятия и его расширении.
Рассмотрим анализ и структуры оборотных средств предприятия ООО «Магнат РД». Построим таблицу 2.3.
Таблица 2.3 Анализ состава и структуры оборотных средств предприятия ООО «Магнат РД» за отчетный период [21.c.150]
Состав оборотных средств | На конец прошлого года | На конец отчетного года | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | ||||
сумма, млн. руб. | уд. вес, % | сумма, млн. руб. | уд. вес, % | сумма, млн. руб. | уд. вес, % | |||
А | ||||||||
Оборотные средства всего | 26,99 | 43,76 | +50 | 15,15 | 173.91 | |||
В т. ч. запасы | 11,73 | 12,03 | +50 | 15,15 | 110,00 | |||
денежные средства | 46,94 | 48,14 | +20 | 6,06 | 110,00 | |||
дебиторская задолженность | 2.58 | 2.62 | +10 | 3,03 | 109,09 | |||
прочие оборотные активы | 11,73 | 15,31 | +200 | 60.60 | 140.00 | |||
итого | 100,00 | 100,0 | +330 | 100,00 | 107,28 | |||
На анализируемом предприятии оборотные средства увеличились на 50 млн руб. Также увеличились запасы и денежные средства предприятия на 10 и 9 процентов. Дебиторская задолженность изменилась на 10 миллионов рублей. Выросли прочие оборотные активы. Наблюдается положительная динамика структуры основных фондов.
Далее проведём оценку источников формирования капитала предприятия.
2.3 Оценка источников формирования капитала предприятия Собственный капитал предприятия ограничен в размерах и финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств в ряде случаев невыгодно. Определим соотношение собственного и заемного капитала ООО «Магнат РД» (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Динамика и структура источников капитала в 2011 году
Виды капитала | Наличие средств (тыс.руб.) | Структура средств (%) | |||||
на начало года | на конец года | Измене-ние | на начало года | на конец года | Измене-ние | ||
Собственный капитал | 65,1 | 51,4 | — 13,7 | ||||
Заемный капитал | 34,9 | 48,6 | 13,7 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | 0,0 | ||||
На анализируемом предприятии в 2011 году произошло увеличение заемного капитала на 15 626 тыс. руб. и увеличение собственного капитала на 1484 тыс. руб. Рост собственного капитала над заемным составил 2003 тыс. руб. (36 309−34 306) или 51,4%, что свидетельствует о снижении степени финансовой зависимости организации от внешних инвесторов. Величина плеча финансового рычага в 2010 году равна 0,53 и в 2011 году 0,94, то есть произошло повышение доли заемных средств в капитале, что выгодно предприятию, использующему кредит.
Последующий анализ состава заемного капитала поможет выявить каковы причины изменения и оценить эти изменения за отчетный период.
Рассмотрим динамику структуры собственного капитала, для этого построим таблицу 2.5.
Таблица 2.5 Динамика структуры собственного капитала ООО «Магнат РД» в 2011 году
Источники капитала | Наличие средств (тыс.руб.) | Структура средств (%) | |||||
на начало года | на конец года | Измене-ние | на начало года | на конец года | Изме-нение | ||
1 Уставный капитал | ; | 28,7 | 27,6 | — 1,1 | |||
2 Нераспределенная прибыль | 71,3 | 72,4 | 1,1 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | ; | ||||
Данные таблицы 2.5 показывают изменения, которые имели место на предприятии в структуре его собственного капитала.
Но прежде чем дать оценку изменениям, проанализируем динамику движения фондов и других средств ООО «Магнат РД» (таблица 2.6).
Таблица 2.6 Динамика движения фондов
Показатели | Остаток на начало года, тыс.руб. | Поступило (начислено), тыс.руб. | Израсходовано (направлено), тыс.руб. | Остаток на конец года, тыс.руб. | |
1 Уставный капитал | ; | ; | |||
2 Резервный капитал | ; | ; | ; | ; | |
3 Добавочный капитал | ; | ; | ; | ; | |
4 Нераспределенная прибыль | ; | ||||
Итого | ; | ||||
Следовательно, рост собственного капитала ООО «Магнат РД», как это следует из таблицы 2.6, произошел за счет увеличения нераспределенной прибыли.
На состояние собственного капитала оказывают влияние следующие факторы:
— рентабельность оборота или отношение чистой прибыли к выручке;
— оборачиваемость капитала, то есть отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
— отношение среднегодовой суммы валюты баланса к среднегодовой сумме собственного капитала (мультипликатор капитала);
— доля отчисления чистой прибыли на развитие собственного производства.
Для анализа финансовой устойчивости предприятия составим таблицу 2.7.
Таблица 2.7 Анализ финансовой устойчивости ООО «Магнат РД» за 2011 год [21.c.152]
Наименование показателя | Формула | Нормаль-ное (допусти-мое) значение | На начало периода, тыс.руб. | На конец периода, тыс.руб. | Изменение за период, тыс.руб. | |
Собственный оборотный капитал | NWC = (П3 + П4) — А4 | |||||
Полный оборотный капитал | GWC = (П1 + П2 + П3 + П4) -А4 | |||||
Запасы и затраты | Inv = А3 — (прочие активы средней ликвидности) | |||||
Наименование показателя | Формула | Нормаль-ное (допусти-мое) значение | На начало периода, тыс.руб. | На конец периода, тыс.руб. | Изменение за период, тыс.руб. | |
Излишек (+), недостаток (-) собственного оборотного капитала для формирования запасов и затрат | ? N-1 = NWC — Inv | — 16 055 | — 21 044 | — 4989 | ||
Излишек (+), недостаток (-) полного оборот-ного капитала для формирования запасов и затрат | ? G-1 = GWC — Inv | |||||
Коэффициент капитализа-ции | FS1 = (П1 + П2 + П3) / П4 | <= 1 | 1,97 | 4,19 | 2,22 | |
Коэффициент финансовой независи-мости | FS2 = П4 / (П1 + П2 + П3 + П4) | >= 0,5 | 0,34 | 0,19 | — 0,15 | |
Коэффициент финансовой независимости в части форми-рования запасов и затрат | FS3 = (П1 — А4) / Inv | >= 0,5 | 0,97 | 2,09 | 1,12 | |
Коэффициент финансирова-ния | FS4 = П4 / (П1 + П2 + П3) | >= 1 | 0,51 | 0,24 | — 0,27 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | FS5 = П3 +П4 / (П1 + П2 + П3 + П4) | Нормаль-ное 0,8−0,9 тревожное < 0,75 | 0,34 | 0,19 | — 0,15 | |
Сделаем вывод по главе. Таким образом, предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее, еще имеются возможности для восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
По интегральной методике оценки финансовой устойчивости предприятия, на начало периода, организация относится ко второму классу финансовой устойчивости. В этот класс входят предприятия, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти предприятия еще не рассматриваются как рискованные.
На конец периода, организация относится к четвертому классу финансовой устойчивости. В этот класс входят предприятия особого внимания, т.к. имеется риск при взаимоотношениях с ними, а также предприятия, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.
ООО «Магнат РД» в целях сокращения расходов по краткосрочному финансированию текущей деятельности может использовать различные финансовые инструменты. Среди наиболее часто используемых финансовых инструментов: возобновляемая кредитная линия (кредит), банковский овердрафт.
Далее рассмотрим зарубежную специфику и практику капитала предприятия.
Глава 3. Зарубежная специфика и практика формирования капитала предприятия В практике зарубежных стран предприятия с целью финансирования части оборотного капитала используют краткосрочные финансовые ресурсы. В первую очередь к ним относятся коммерческий и банковский кредит, а также отсроченные платежи (в бюджет и по заработной плате работникам).
Коммерческий кредит наиболее часто используют малые и быстро развивающиеся предприятия. Краткосрочные банковские кредиты больше всего подходят для финансирования сезонных или циклических потребностей, дают предприятиям большую гибкость. Недостатками последних являются высокий риск потери ликвидности, т.к. необходимо расплатиться по обязательствам в короткий срок, и возможность изменения процентных ставок. В экономически развитых странах считается опасным, если доля краткосрочного кредита в балансе предприятия превышает 30%.
К банковским кредитам относятся учет коммерческих векселей, кредит под коммерческие долговые обязательства, факторинг, кредиты денежных средств.
Например, операции по учету векселей пользуются очень большим спросом во Франции. Кредит под коммерческие векселя, по причине отсутствия гарантий для банкиров, не получил широкого распространения.
Особенностью экономически развитых стран является широкое использование факторинговых и форфейтинговых операций.
Факторинговые компании в экономически развитых странах обычно создаются в форме дочерних фирм крупных банков. Это обусловлено тем, что факторинговые операции требуют значительных финансовых средств, которые факторинговые компании получают на условиях льготного кредитования от «родительских» банков (на долю собственных средств таких компаний приходится не более 30% всего капитала). За свои услуги факторинговые компании обычно получают 0,75 — 3% стоимости сделки. Процент по факторинговому кредиту обычно на 1 -2 пункта выше учетной ставки [22.c.142].
В мировой практике факторинговые компании наряду с кредитованием предоставляют клиентам широкий спектр услуг (организация расчетов и заключение хозяйственных договоров, консультирование, ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности и др.). Однако в данном варианте факторинга, когда клиент занимается практически только производственной деятельностью, а фактор полностью осведомлен о состоянии дел клиента, возникает риск повышения зависимости предприятия от факторинговой компании.
Широкое распространение факторинга и рост объемов его операций, тесное сотрудничество между факторинговыми компаниями — таково состояние дел в этой сфере финансовой деятельности на сегодняшний день.
Операцией, имеющей значительное сходство с факторингом, является форфейтинг, также широко распространенной в практике зарубежных стран. Преимущества форфейтинга заключаются в сокращении дебиторской задолженности продавца, росте оборачиваемости капитала, стабильности процентной ставки по кредиту, простоте совершения операции. Недостатком можно считать относительную дороговизну по сравнению с банковским кредитом.
Поскольку традиционным и наиболее распространенным за рубежом источников пополнения оборотных средств является краткосрочный банковский кредит, интересным и необходимым для российских банков является зарубежный опыт оценки кредитоспособности заемщиков.
В мировой практике существует множество методик анализа кредитоспособности заемщика. Например, американские банки для анализа надежности клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку применяют «правило шести си». В этом случае клиент оценивается по шести критериям, обозначенных словами, начинающимися на букву «си».
Character (характер заемщика).
Характер заемщика оценивается с точки зрения его репутации, ответственности, желания погашать долг банку.
Capacity (финансовые возможности).
Финансовые возможности означают способность клиента погасить кредит и проценты по нему. Эта способность определяется кредитными работниками на основе анализа финансовой документации предприятия в динамике.
Финансовые отчеты, данные о прибылях и убытках, анализируются кредитными работниками с точки зрения реальной потребности клиента в денежных средствах и финансовых перспектив предприятия.
Банк анализирует кредиторскую задолженность, основные средства предприятия, однако главное внимание при анализе баланса клиента уделяется изменению объемов дебиторских счетов и запасов. Кредитный работник определяет основные особенности состояния дебиторской задолженности: ее дифференциацию по покупателям, структуру, чем обусловлено изменение дебиторской задолженности (динамикой объемов продаж, качества клиентов клиента или условиями кредитования). В отношении запасов банк отмечает их состав, возможность использования запасов в качестве обеспечения. В целом качество активов оценивается банком после анализа соответствующих коэффициентов.
Capital (капитал, имущество).
При анализе капитала предприятия банк изучает его объем, структуру, динамику изменения.
Collateral (обеспечение).
Основными требованиями к обеспечению являются его качество, достаточность, возможность реализации.
Conditions (общие экономические условия).
Основными экономическими условиями, влияющими на финансовое положение банка, клиента и способность последнего погасить кредит, являются состояние экономической конъюнктуры, возможность изменения налогового законодательства, динамика цен на рынке и др.
Control (контроль).
Контроль сводится к получению ответов на такие вопросы, как соответствие кредитной заявки банковским стандартам, требованиям регулирующих органов относительно качества кредита[19c.46].
Еще одним подходом в зарубежной практике к анализу кредитоспособности клиента является выделение 4 этапов:
Определение направления кредитования (например, покупка товарно-материальных ценностей).
Выявление источников погашения ссуды (например, выручка от реализации продукции при краткосрочном кредитовании).
Анализ среды, в которой функционирует предприятие.
Анализ финансового положения клиента.
Анализ финансового состояния предприятия производится на основе динамики показателей баланса, а также путем расчета различных коэффициентов. Для анализа кредитоспособности предприятий используют следующие группы финансовых коэффициентов:
Коэффициенты ликвидности. Чем более высокий уровень покрытия обязательств предприятия краткосрочными активами, тем больше шансов у него на получение кредита. При этом банки учитывают не только соответствие уровней показателей ликвидности требуемым нормативным значениям, но и структуру текущих активов. Если большая их часть приходится на денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и ликвидную дебиторскую задолженность, то уровень коэффициентов может быть несколько ниже установленных критериев. Кроме того, принимается во внимание «качество» дебиторской задолженности.
Коэффициенты задолженности. Чем выше отношение заемных средств к собственному капиталу, тем более осторожно и взвешанно будет подходить банк к вопросу о кредитовании данного клиента. Для оценки степени риска банк рассчитывает коэффициент покрытия основных средств (отношение основных средств к собственному капиталу), показывающий, какая часть основных средств профинансирована за счет собственного капитала. Также рассчитываются коэффициент краткосрочной задолженности (отношение краткосрочных обязательств к собственному капиталу) и коэффициент покрытия общей задолженности (отношение общей суммы обязательств к собственному капиталу). Чем выше значения указанных коэффициентов, тем выше риск банка и меньше надежность клиента.
Коэффициенты погашения долга. Среди этих коэффициентов прежде всего рассчитывается коэффициент денежного потока (в числителе сумма прибыли после уплаты налогов и амортизации за минусом дивидендов, в знаменателе — долгосрочные займы со сроков погашения в пределах одного года), более высокий уровень которого означает снижение риска для банка; коэффициент процентных выплат (в числителе сумма прибыли до уплаты налогов и процентных платежей, в знаменателе — процентные платежи), величина которого означает степень превышения прибыли над процентными платежами. Величина этих двух коэффициентов не должна быть ниже 1.
Коэффициенты деловой активности. Для оценки эффективности использования предприятием его активов рассчитывают следующие коэффициенты:
— коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности, умноженной на 365, к сумме продаж в кредит). Относительно высокие значения данного коэффициента свидетельствуют о задержке в оплате счетов покупателями или о достаточно льготных условиях кредитования.
— коэффициент оборачиваемости запасов (отношение объема запасов, умноженного на 365, к себестоимости проданных товаров). Высокие значения показателя свидетельствуют об эффективном использовании ресурсов предприятия.
— коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (отношение кредиторской задолженности, умноженной на 365, к сумме покупок). Значения данного коэффициента свидетельствуют о скорости оплаты счетов поставщиков.
Коэффициенты рентабельности. При расчете данных коэффициентов чистая прибыль относится к сумме продаж, активам и акционерному капиталу предприятия. Значения показателей характеризуют эффективность работы предприятия.
Особое внимание зарубежные банки уделяют анализу денежных потоков фирмы, для чего сопоставляется приток и отток средств клиента за соответствующий период.
Все представленные выше коэффициенты анализируются в динамике и в сравнении со средними уровнями показателей по отрасли.
Помимо финансовой документации, представленной потенциальным заемщиком, банк получает информацию о клиенте из банковских архивов, через специализированные кредитные агентства, другие банки, из финансовой прессы.
Для оценки кредитного риска и степени кредитоспособности заемщика зарубежные банки широко используют статистические методы. Их целью является поиск числовых критериев для классификации клиентов на определенные категории заемщиков, на основе запрашиваемой у них информации.
Примерами таких методов являются «модель Зета», предложенная американскими экономистами в конце 70-х гг., и модель Альтмана, также разработанная американским экономистом.
В модели Зета основной параметр отнесения заемщика к разряду надежности, «Z», рассчитывается на основе уравнения с использование показателей ликвидности, скорости оборота капитала и др. В модели Альтмана уравнение построено на использовании следующих показателей: отношение оборотного капитала к сумме активов; отношение нераспределенного дохода к сумме активов; отношение операционных доходов до вычета процентов и налогов к сумме активов; отношение рыночной стоимости акций к сумме долга; отношение суммы продаж к сумме активов.
Для каждой из представленных моделей авторами предложена определенная пороговая величина, при превышении которой клиента можно отнести к разряду надежных заемщиков, банкротство которому в ближайшее время не угрожает.
В мировой практике банковского дела используются и другие методы оценки кредитоспособности заемщика: модель оценки коммерческой ссуды, метод кредитного скоринга и др. Все представленные выше модели основаны на использовании различных финансовых коэффициентов и на определении определенной границы (порогового значения, критериального уровня), по отношению к которой оценивается кредитоспособность заемщика. 17.c.76].
Изучение зарубежного опыта финансирования текущих активов предприятий показало, что наиболее часто используемыми источниками покрытия финансовых потребностей являются коммерческий и банковский кредит (в частности, такие разновидности последнего, как учет векселей и факторинг). К сожалению, российские условия не позволяют в настоящее время в полной мере использовать предприятиям эти формы краткосрочного финансирования. На наш взгляд, российским банкам целесообразно применять более широкий набор финансовых коэффициентов, ориентируясь на зарубежную практику анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков. Это даст возможность снизить риски кредитования и повысить устойчивость отечественной банковской системы.
Как свидетельствует мировой опыт, удельный вес заемных средств, в том числе формируемых с помощью рассмотренных выше форм краткосрочного финансирования, в балансах фирм достаточно высокий, что свидетельствует о стремлении предприятий к максимизации прибыли для привлечения инвесторов. В целом при формировании оборотных активов за счет тех или иных источников зарубежные предприятия ориентируются главным образом на уровень издержек по обслуживанию долга.
Заключение
Проведенная работа показала, что деятельность предприятия за счет краткосрочных обязательств приводит к неустойчивому финансовому положению, так как возникает необходимость в постоянной оперативной работе по контролю за своевременным возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия в целом зависит от эффективности управления как собственными, так и заемными средствами и их использованием.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
С одной стороны, привлечение кредитов позволяет влиять на рентабельность собственных активов. С другой стороны, заемные средства восполняют недостаток средств от реализации продукции в определенные сроки планируемого периода. Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться.
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, за счет формирования дополнительного объема активов имеет высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, но при этом возрастает финансовый риск и угроза банкротства.
Главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли в размере, необходимом для обеспечения нормального функционирования, включая инвестирование средств в активы и использование прибыли на цели потребления. При этом отдача на вложенный собственниками капитал должна быть не ниже той ставки доходности, по которой средства могли бы быть размещены вне предприятия.
Одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе финансового управления предприятием, является оптимизация структуры капитала.
Во второй главе проведен анализ действующей системы финансирования ООО «Магнат РД».
На данном предприятии в 2011 году произошло увеличение заемного капитала на 15 626 тыс. руб. и увеличение собственного капитала на 1484 тыс. руб. Рост собственного капитала над заемным составил 2003 тыс. руб. или 51,4%, что свидетельствует о снижении степени финансовой зависимости организации от внешних инвесторов.
Предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее, еще имеются возможности для восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
По интегральной методике оценки финансовой устойчивости предприятия, на начало периода, организация относится ко второму классу финансовой устойчивости. В этот класс входят предприятия, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти предприятия еще не рассматриваются как рискованные. На конец периода предприятие уже относится к четвертому классу финансовой устойчивости.
Хотя финансовое состояние ООО «Магнат РД» и неустойчиво, но сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации и п. 2 ст.12 Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) Статьи 90
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
4. Александров Ю. Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч. 1, 2 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя и др.; Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2002. — 258 с.
5. Астраханцева И. А. теоретические основы финансового менеджмента: учеб. пособие / И. А. Астраханцева; Краснояр. Гос. торг.-экон. ин-т. — Красноярск, 2008. — 80 с.
6. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учеб. курс / И. А. Бланк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга: Ника-Центр, 2006. — 656 с.
7. Борисов Р. Стратегия роста: быстро бежать и не падать / Р. Борисов, И. Борисовский // Финансовый директор. — 2008. — № 11. — С. 24.
8. Журавлева Н. В. Финансы и кредит / Н. В. Журавлева. Краткий курс лекций. Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2005. — 160 с.
9. Казанская А. Ю. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах) / А. Ю. Казанская, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. — 135 с.
10. Кленова И. Как финансировать бизнес в условиях кризиса ликвидности / И. Кленова // Финансовый директор. — 2008. — № 5. — С. 20−26.
11. Ковалев В. В. Финансы организаций (предприятий) / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев: Учебник — М.: Изд-во «Проспект», 2006. — 352 с.
12. Лихачева О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие для вузов / О. Н. Лихачева, С. А. Щуров; ред. И. Я. Лукасевич. — М.: ВЗФЭИ, 2008. — 287 с.
13. Логвинова Т. В. Трансформация функций стратегического управления финансами предприятий. / Т. В. Логвинова // Финансовый менеджмент. — 2007. — № 1. — С. 14−24.
14. Ляпунов С. И. Анализ финансовых решений в бизнесе / С. И. Ляпунов, В. М. Попов Учебное пособие. — М.: Издательство: КноРус, 2007. — 240 с.
15. Незамайкин В. Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учеб. пособие / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — 2-е изд., переаб. И доп. — М.: ЭКСМО, 2005. -512 с.
16. Перекрестова Л. В. Финансовая политика / Л. В. Перекрестова, Н. А. Малий, М. В. Васильева: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство: Феникс, 2008. — 220 с.
17. Рерих Л. М. Долгосрочная финансовая политика: учеб.-метод. Комплекс / Л. М. Рерих. — Новосибирск: НГУЭУ, 2008. -124 с.
18. Рогова Е. М. Основы управления финансами и финансовое планирование: учеб. пособие / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2006. — 256 с.
19. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами/ Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова: Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 639 с.
20. Слепов В. А. Финансовая политика компании: учеб. пособие / В. А. Слепов, Е. И. Громова, И. Т. Кери; под ред. В. А. Слепова.- М.: Экономистъ, 2008. — 283 с.
21. Суслова Ю. Ю. Методические указания к выполнению курсовых работ / Красноярск. торг.-экон. ин-т; сост. Н. Н. Терещенко, Ю. Ю. Суслова, А. М. Смирнова и др. — Красноярск, 2007. — 224 с.
22. Чернов В. А. Финансовая политика организации: учеб. Пособие для вузов / В. А. Чернов; под ред. М. И. Баканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 247 с.
23. Черняк В. З Финансовый анализ / В. З. Черняк. — М.: Издательство: Экзамен, 2007. — 416 с.
24. Шевчук В. А. Финансы и кредит / В. А. Шевчук, Д. А. Шевчук. Учебное пособие. — М.: Издательство РИОР, ?2007. — 288 с.
25. Шуляк П. Н. Финансы предприятия / П. Н. Шуляк. Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 712 с.