Развитие сферы услуг потребительской кооперации Республики Алтай
Исследование социально-экономических условий и факторов социально экономического развития услуг представляет в настоящее время интерес и приобретает важное практическое значение, так как позволяет разрабатывать и претворять в жизнь стратегию устойчивого развития сферы услуг как под системы экономики. Вопросами развития услуг занимались многие экономисты, как в Рос сии, так и за рубежом… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты категории сферы услуг
- 1. 1. Понятие, сущность и специфика услуг
- 1. 2. Классификация услуг как инструмент повышения уровня экономического развития сферы производства и потребления услуг
- 1. 3. Региональные особенности и факторы, определяющие развитие платных услуг
- Глава 2. Сфера платных услуг и роль потребительской кооперации в ее развитии
- 2. 1. Состояние рынка платных услуг в Российской Федерации
- 2. 2. Состояние регионального рынка платных услуг
- 2. 3. Деятельность потребительской кооперации Республики
- Алтай по оказанию платных услуг
- Глава 3. Перспективы развития сферы платных услуг в потребительской кооперации Республики Алтай
- 3. 1. Перспективные виды платных услуг с учетом региональных особенностей Республики Алтай
- 3. 2. Методика проведения маркетингового исследования рынка платных услуг в потребительской кооперации Республики
- Алтай
Развитие сферы услуг потребительской кооперации Республики Алтай (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Сфера услуг представляет собой одну из самых перспективных и быстроразвивающихся подсистем современной экономики. В последние годы ее роль в формировании и развитии рыночной экономики заметно возросла. По мере усложнения производства, насыщения рынка разными товарами и услугами, ускорения темпов научно-технического прогресса, ведущей к появлению новых видов экономической деятельности возрастает спрос на услуги самого широкого спектра и качества.
Развитость сферы услуг определяется экономикой региона, которая обеспечивает повышение доходов населения, создает условия для увеличения спроса на разнообразные услуги.
В последние годы объем валового внутреннего продукта в Российской Федерации значительно возрос, и произошли существенные изменения в его структуре: постоянно увеличивается удельный вес услуг.
Аналогичные процессы происходят и в регионах, в частности, в Республике Алтай. С 2000 года темпы роста предоставления услуг здесь возросли почти в четыре раза. Наряду с государственными, муниципальными, частными предприятиями услуги населению в сельских районах оказывают и предприятия потребительской кооперации.
Потребительская кооперация Российской Федерации и в том числе Республики Алтай обладает мощным экономическим потенциалом и способна занять значительную часть сельского рынка платных услуг.
Исследование современного состояния сферы услуг потребительской кооперации, выявление проблем и перспектив развития этой отрасли становится актуальным с теоретической и практической точек зрения.
Многие отечественные и зарубежные ученые в своих работах рассматривали тенденции формирования и развития сферы услуг. Это труды А. П. Балашова, И. Ю. Беляевой, А. Р. Бернвальда, Д. Г. Бойетта, Е. П. Голубкова, Г. К. Джурабаевой, З. А. Капелюк, Ф. Котлера, В. В. Кулебановой, Н. Ю. Лоскутовой,.
МБ. Лычагина, В. Д. Марковой, Л. П. Наговициной, Л. Б. Нюренбергер, Н. А. Песоцкой, К. А. Раицкого, В. В. Салия, Е. Т. Смирновой, Л. А. Сипко, Е. В. Тюнюковой, М. В. Удальцовой, К. Хаксевера, М. В. Хайруллиной, Л. Эрхарда и др. В этих работах рассмотрены теоретические и методические основы развития рынка платных услуг и предложены пути его развития. Несмотря на значительное количество работ по теории оценки и анализа современного состояния рынка платных услуг, их явно недостаточно. Фактически нет методик определения потребности обслуживаемого населения в разных видах услуг и возможностей предприятий потребительской кооперации в их оказании, практическому использованию и применению. А рекомендации по созданию конкретного инструментария для исследования состояния рынка платных услуг имеют ограниченный характер.
Необходимость данного исследования вызвана потребностью новых подходов к управлению развитием рынка платных услуг потребительской кооперации Республики Алтай.
Целью исследования является поиск новых направлений развития рынка платных услуг потребительской кооперации с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов, характеризующих специфические особенности конкретного субъекта Федерации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
— уточнить понятие, классификацию и типизацию различных видов услуг и их особенности;
— оценить современное состояние рынка платных услуг за период 20 002 007 гг. в целом по России, Сибирскому федеральному округу и Республике Алтай;
— разработать рекомендации по совершенствованию статистического учета предоставляемых услуг в предприятиях потребительской кооперации;
— предложить методику определения потребности обслуживаемого населения в различных видах услуг с учетом возможности предприятий потребительской кооперации в их удовлетворении;
— предложить программу наблюдения, обработки и анализа, а также инструментарий для изучения спроса потенциальных и фактических потребителей услуг и специалистов.
Предмет исследования — состояние и перспективы развития сферы услуг потребительской кооперации.
Объект исследования — экономические отношения, процессы и тенденции развития сферы платных услуг.
Объект наблюдения — организации и предприятия сферы услуг Российской Федерации, Сибирского федерального округа, Республики Алтай и потребительской кооперации Республики Алтай.
Область исследования. Содержание диссертации соответствует области исследования 15.117 «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).
Методологической и теоретической основой исследования послужили: труды отечественных и зарубежных экономистов, теоретиков и практиков кооперативного движения. В ходе исследования использованы общенаучные методы: системный подход к анализу экономических явлений, социальной рыночной экономики, теоретические разработки в области управления и предоставления платных услуг, социологические методы, методы маркетинговых исследований и математической статистики.
Информационной базой исследования послужили материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Сибирского Федерального округа, Республики Алтай, ведомственная информация респотребсоюза Республики Алтай, публикации в периодической печати, действующие законодательные акты федерального и местного уровней, регулирующие сферу услуг.
Научная новизна диссертации заключается в следующем: — уточнены классификация и типизация видов услуг, оказываемых потребительской кооперацией, которые в отличие от традиционных, разделены с учетом их специфики и экономической сущности на производственные, распределительные, профессиональные, потребительские (массовые) и общественные;
— впервые проведен анализ состояния рынка платных услуг Республики Алтай, позволивший определить его место в экономике республики и роль потребительской кооперации в предоставлении платных услуг сельскому населению;
— разработаны рекомендации по заполнению статистического отчета 10-торг (потребсоюз) «Платные услуги населению», в которых предлагается по отдельным строкам расшифровка видов услуг, соответствующая действующему Общероссийскому классификатору услуг населению, в отличии от предлагаемых в отчете;
— уточнена методика проведения исследования рынка платных услуг для выявления потребности сельского населения и возможности потребительской кооперации Республики Алтай в их предоставлении, которая отличается методикой определения размера и состава выборочной совокупности, системой показателей, применяемой при обработке данных.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в разработке методики проведения исследований для определения потребности обслуживаемого населения в разных видах услуг и возможности предприятий потребительской кооперации в их оказании, а также инструментария (анкеты) для проведения опроса населения и специалистов на основе оценки современного состояния рынка платных услуг потребительской кооперации Республики Алтай. Предложены рекомендации по совершенствованию учета предоставляемых услуг предприятиями сферы услуг потребительской кооперации Республики Алтай.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на заседании круглого стола Горно-Алтайского государственного университета (Горно-Алтайск, 2007 г.), на научнопрактических конференциях «Развитие профессионального гостеприимства в Российской Федерации: проблемы и решения» (Пермь, 2007 г.) и «Актуальные проблемы коммерции и маркетинга в современном бизнес-пространстве» (Новосибирск, 2008 г.).
Результаты исследования внедрены в практической деятельности республиканского потребительского общества Республики Алтай (акт о внедрении от 16 января 2006 г. № 1), Майминского райпо респотребсоюза Республики Алтай (акт о внедрении от 02 февраля 2007 г. № 1) и в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (справка о внедрении от 28.12.2007 № 16−1594).
Научные публикации. По теме диссертации опубликовано 5 статей общим объемом 2,2 п.л., из них авторские 2,0 п.л., в том числе две в рецензируемых научных журналах общим объемом 0,6 п.л., рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, из них авторские 0,5 п.л.
Объем и структура диссертации: Структура работы обусловлена целью и логикой изложения. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка, включающего 121 наименований, 20 приложений. Основной текст диссертации содержит 148 страниц машинописного текста, 33 таблицы, 8 рисунков.
Исследование социально-экономических условий и факторов социально экономического развития услуг представляет в настоящее время интерес и приобретает важное практическое значение, так как позволяет разрабатывать и претворять в жизнь стратегию устойчивого развития сферы услуг как под системы экономики. Вопросами развития услуг занимались многие экономисты, как в Рос сии, так и за рубежом. В работах, посвященных проблемам сферы услуг, бы ли определены особенности услуг, их отличие от физического товара, объясняются причины роста услуг, даются различные определения. Проанализировав позиции различных авторов, можно согласиться с те ми из них, кто утверждает, что услуги — неотъемлемый элемент националь ного общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный ре зультат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий опреде ленную потребность человека. Поскольку сектор услуг включает в себя самые разнообразные виды деятельности, возникла необходимость разработки классификации, основ ными целями которой являются следующие: определить наиболее важные характеристики данного явления, ко торое отличает его от другихрассмотреть в какой мере эти выделенные характеристики могут быть присущи другим классамулучшить понимание изучаемого явления. Зарубежные и российские экономисты предлагают различные подходы к определению основных признаков. Лавлок предлагает классификацию, основанную на определении на кого.
(что) направлены услуги и являются ли они осязаемыми? П. Дойль рассматривает классификацию организаций в соответствии с их управленческими задачами.Ф.Котлер предлагает разделить услуги на: предоставляемые на основе использования оборудования или трудатребующие присутствия клиентовудовлетворяющие личные потребности или нужды бизнесав зависимости от целей и по форме собственности. Кроме этого классифицировать услуги рекомендуют на родовые и видо вые. Проанализировав разные подходы, можно сделать вывод, что классифи кация услуг не должна ограничиваться лишь группами, подгруппами и вида ми. Она должна включать разные признаки в комплексе, что будет способст вовать углубленному изучению комплексного характера современных услуг. Рассмотренные характеристики услуг позволяют выделить региональ ные особенности и факторы, определяющие развитие платных услуг. К ним можно отнести социальное взаимодействие, экономический обмен, процесс производства, частичная трудовая деятельность. Анализируя особенности развития сферы услуг, рассмотрены изменения макроэкономических показателей Российской Федерации, в результате кото рого было выяснено, что темп роста ВВП за период 2000;2007 гг. составил 451,4%. Это свидетельствует о положительной тенденции по обеспечению макроэкономического роста в стране. Заметный рост произошел в величине ВВП на душу населения, который в 2006 г. был равен 232 306 руб. По структуре ВВП следует отметить, что при росте объема выпуска продукции в промышленности, сельском хозяйстве, товарообороте внутрен нем и внешнем производство услуг растет более высокими темпами. При росте производства товаров на 259,4% рост услуг составил 565,3%.При значительном росте реализации всех платных услуг особенно воз росли услуги связи (987,7%), учреждений культуры (804,4%), физической культуры и спорта (830,4%), медицинских (611,3%), образовательных (558,3%) и прочих (469,4%).Особенностью развития сферы услуг в настоящее время является то, что если до 2000 г. подавляющую часть на рынке услуг составляли предприятия государственного сектора, то в последующие годы в предоставлении услуг значительную роль стали играть предприятия негосударственной формы соб ственности и индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что объем платных услуг в Сибирском Федеральном округе и в Республике Алтай за анализируемый период также как и в целом по Российской Федерации растет высокими темпами, особенно в Республике Алтай (РФ- 542,9%- СФО — 512,9% и в РА -750,0%).Рассматривая структуру платных услуг, предоставляемых населению Сибирского Федерального округа, следует отметить, что за анализируемый период отмечается рост услуг связи (+6,5%), жилищно-коммунальных услуг (+1,7%), культуры (+1,1%), медицинских (+1,6%), физической культуры и спорта (+0,3%). По остальным видам услуг произошло снижение, особенно по бытовым услугам (-3,8%) и транспортным (-5,1%).Такая же тенденция характерна для структуры платных услуг Республи ки Алтай. Оживление экономической жизни в республике в последние годы связа, но с малым и средним бизнесом, который, наряду с уже упомянутыми на правлениями, занимался обслуживанием растущего потока туристов и отды хающих. В предоставлении услуг сельскому населению, которое составляет.
74,1%, заметное место занимает потребительская кооперация Республики Алтай. За период 2000;2007 гг. в Республиканском потребсоюзе количество предприятий, оказывающих платные услуги населению, увеличились в 3,1 раза. В суммовом выражении рост составил 216,0%. Наибольший рост соста вили услуги общественного питания, которые возросли в 3,2 раза. Также на много увеличились услуги торговли (943,1%) и жилищно-коммунальные услуги (848,9%). Стабильно растут услуги системы образования (322,5%).Транспортно-экспедиционные услуги предлагались только до 2004 г., а в 2007 г. они уже не учитывались. Услуги населению предоставлялись не всеми предприятиями потреби тельской кооперации. Это связано с тем, что были организованы специализи рованные потребительские общества, основной деятельностью которых явля ется производство, оптовая торговля и т. п.Анализ услуг, предоставляемых потребительской кооперацией Респуб лики Алтай, позволил сделать определенные выводы. Полученные данные не дают возможности видеть объективную картину реализации услуг. Измене ние отчетности 10-торг (потребсоюз), которая происходит практически еже годно, не позволяет сотрудникам потребсоюзов правильно отражать действи тельные объемы реализации услуг, поэтому следует пересмотреть и более четко определить, какие услуги относятся к тем или иным видам согласно классификатору. Для определения перспектив развития сферы услуг в потребительской кооперации Республики Алтай разработана программа исследования, кото рая позволила определить виды услуг, которые могут быть востребованы в данном регионе различными группами населения. Выделены следующие ос новные группы потенциальных потребителей: • местное население в местах постоянного проживания- • местное население в местах сезонного проживания (на стоянках в связи с отгонным характером содержания скота) — • приезжее население (посещающее республику Алтай для отдыха в различных формах).Для выявления спроса на такой вид услуг как туризм было проведено пилотажное исследование в г. Новосибирске, результаты которого позволили сделать вывод, что молодое население города — это потенциальные потреби тели услуг туризма. И эти услуги может предоставлять потребительская коо перация Республики Алтай. Кроме того, чтобы более полно удовлетворять потребности населения в других видах услуг, предложена программа и разработан инструментарий для проведения анкетного опроса населения с целью выявления потребности в отдельных видах услуг. Также разработана программа для опроса руководителей организаций потребительской кооперации с целью выяснения возможности предоставле ния этих услуг предприятиями потребительской кооперации.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». —М., 1992.
- Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) вРоссийскойФедерации» от 19 июня 1992 года. М: Центросоюз РФ, 2000.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая итретья: (по сост. на 1июня2003 г.).- М.: Юрайт-Издат, 2003. 462 с.
- Показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2003−2007 годы.// Республиканский союз потребительских обществ Республики Алтай. 8 4 с.
- Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Т. 1 Госкомстат России. М., 2001.-615 с.
- Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Т. 2 Госкомстат России. М., 2001.-827 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб./Госкомстат России.- М., 2004.- 895 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России.- М., 2003. 690 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России. М., 2004- 705 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России.- М., 2 0 0 5 705 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России.- М., 2 0 0 6 705 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России.- М 2007- 705 с.
- Российский статистический ежегодник. 2
- Стат. сб. Госкомстат России.- М., 2 0 0 8 705 с.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации. М.: Центросоюз РФ, 2003.
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации. М.: Центросоюз РФ, 2006.
- Социальное положение и уровень жизни населения России 2002: Стат. сб./Госкомстат России.- М., 2002. 453 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения России 2006: Стат. сб./Госкомстат России.- М., 2007. 453 с.
- Статистический ежегодник «Республика Алтай в 2003 году»: Стат. сборник/Комстат Республики Алтай. г. Горно-Алтайск, 2004.- 375 с.
- Статистический ежегодник Республики Алтай 2005: Стат. сборник/ Алтайстат. г. Горно-Алтайск, 2005. 420 с.
- Статистический ежегодник Республики Алтай 2006: Стат. сборник/ Алтайстат. г. Горно-Алтайск, 2006. 415 с.
- Статистический ежегодник Республики Алтай 2007: Стат. сборник/ Алтайстат. г. Горно-Алтайск, 2008. 415 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности по выполнению рекомендаций научно-практических конференцийза 1997−2002 годы. //Республиканский союз потребительских обществ Республики Алтай. г. Горно-Алтайск, 2003. 72 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Респотребсоюза зп 2003 год. //Республиканский союз потребительских обществ Республики Алтай. г. Горно-Алтайск, 2004. 4 7 с.
- Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Респотребсоюза зп 2004 год. //Республиканский союз потребительских обществ Республики Алтай. г. Горно-Алтайск, 2005. 5 7 с.
- Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. 528 с.
- Беляева, И.Ю., Панина, О.В., Головинский, В. В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. М: КНОРУС, 2004. 160 с.
- Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. М.: Финансыи статистика, 2001. 320 с.
- Бернвальд, А.Р. О роли кооперации в современном обществе Кооперация Сибири: факторы и условия устойчивого развития Под общ. ред. А. А. Николаева: Сборник научных трудов.- Вып.
- Новосибирск: Сибирскийуниверситет потребительской кооперации, 2003. 8−12.
- Бернвальд, А.Р., Ефимовская, Л.А. Бедность: понятие, критерии оценки, пути преодоления /Центросоюз РФ. СибУПК. Новосибирск, 2003. 3 0 с.
- Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: Свыше 4000 понятий.- М.: «Прогресс-Академия», Издательство РГГУ, 1995. 752 с.
- Бойетт, Джозеф Г., Бойетт, Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления /Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. —416 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 3 изд.-1978.
- Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997- 864 с.
- Бурмистров, В.Н. Основные тенденции развития внешней торговли России.Внешняя торговля России нарубеже веков /Рук. авт. колл. и общ. ред. С И Долгова. М ЗАО Издательство «Экономика», 2001. 445 с.
- Бурцева, Т.А., Никонова, Н.В. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия //Маркетинг № 2, 2006.—с.26−35
- Бычковский, И. В. Методические проблемы акционированияв рамках программы ЖКХ //Жилищное право.- 2003. № 3. 3−12.
- Викторов, С В Услуги торговли и торговля услугами. Внешняя торговля России нарубеже веков /Рук. авт. колл. и общ. ред. СИ.Долгова. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001. 445 с.
- Викторов, С В Услуги во внешнеэкономических связях России// Внешнеэкономический бюллетень, 2001. 1 1 С 48−52.
- Виссема, X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания Пер. с англ. М: Издательство «Финпресс», 2000.- 272 с.
- Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003. 496 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитаделью. 1998.
- Джурабаева, Г. К. Организация производства конкурентоспособной продукции с учетом риска. Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства: Международная научнопрактическая конференция.- Воронеж, 1999.
- Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика /Пер с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского С-Пб.:Изд-во «Питер», 1999. 560 с.
- Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С-Пб., 1992. 496 с.
- Дюмулен, И. И. Новые тенденции в развитии торговли услугами// Внешнеэкономический бюллетень, 2001. —№ 2. 28−35.
- Ефремова, Г. М. Потребительская кооперацияXXI века. Новосибирск: Сибирскийуниверситет потребительской кооперации, 1999. 240 с.
- Закс, Л. Статистическое оценивание. М.: «Статистика», 1976. 598 с.
- Зигашвили, В. Торгово-политические инструменты ВТО //Мироваяэкономикаи международные отношения. 2002.- № 8. 12−21.
- Иноземцев, В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. «Academia» «Наука», 1999. 724 с.
- Ильин, И.В., Иноземцев, В.Л. Мегатренды мирового развития. М.: Наука, 2001.-295 с.
- Иовчук, СМ., Алабян, С., Данилова, Е.В., Пигарева, Н.А., Чернышева, М.О., Чистов, А. Л. Закономерности, особенности и перспективы участия России в международной торговле услугами Внешнеэкономический бюллетень. -2001. 3 61−73.
- Капелюк, З.А., Лычагин, М.В. Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров: становление и развитие. Новосибирск, 1996.
- Крылова, Г. Д., Соколова, М.И. Маркетинг. -М.: Юрист, 2000. 568 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. 2-е европ. Изд.- К., М., СПб.:Издат. дом «Вильяме», 1998. 1056 с.
- Концепцияразвития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.-116 с.
- Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов Под ред. проф.М. Г. Назарова.- М.:Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 771с.
- Лавлок, К., Гуммессон, Э. Маркетинг услуг что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний //Маркетинг и маркетинговые исследования 2 2 0 0 6 с 158−174.
- Лавлок, К., Гуммессон, Э. Маркетинг услуг что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний (Часть 2) //Маркетинг и маркетинговые исследования № 3. 2006. с.240−260.
- Магура, М.И., Курбатова, М.Б. Современные персонал- технологии. М ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2001. 376 с.
- Макконелл, К.Р., Брю, Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер с англ. 11-го изд. Т. I.- М.: Республика, 1992. 399 с.
- Маркова, В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.-128 с.
- Мартынов, А. Постиндустриальная модернизация и будущее постсоциализма //Общество иэкономика.- 2003. № 9. 77−96.
- Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. т. 25, 4.1, 413−414.
- Москаленко, Л. В сетях быта „Эксперт“. 2003. № 45. 3033.
- Нагапетьяни, Н.А. Конкурентоспособность на рынке услуг //Вестник Белгородского университета потребительской кооперации.— 2003. —№ 2. С 80−87.
- Наговицина, Л.П. Усиление социальной работы потребительской кооперации на селе.- Новосибирск: СибУПК, 2003. —44 с.
- Наговицина, Л.П. Место и роль пайщиков в системе экономических отношений потребительской кооперации //Кооперация Сибири: факторы иусловия устойчивого развития /Под общ. ред. А. А. Николаева: Сборник научных трудов. Вып.
- Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2003. 23−29.
- Николаев, А.А. Развитие социального страхования в производственной кооперации в 20-е годы. Социальная сфера Сибири: тенденции ипроблемы развития. Сб. науч. тр. Институт истории СО РАН /Под ред. С. Букина.- Новосибирск, 1992. 36−49.
- Николайчук, В. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис.- СПб.: Питер, 2005. 608 с.
- Новоселов, А.С. Региональные рынки: Учебник. М: ИНФРА-М, 1999.-479 с.
- Общероссийский классификатор услуг населению (от 28.06.93 г. 63) разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг на80. Ожегов, СИ., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Российская академия наук институт Русского языка им. В. В. Виноградова.- 1992. 944 с.
- Остроумова, Н., Мусова, Л. Генеральное соглашение по торговле услугами //Страховое право.- 1999. № 1−2.- 17−24.
- Паныпин, О., Царенков, Российские региональные операторы связи первые итоги объединения //Рынок ценных бумаг. 2003. № 17. 68−73.
- Пасс, К., Лоус, Б., Пендлтон, Э., Чедвик, Л. Большой толковый словарь бизнеса. Русско-английский, англо-русский. М Вече, ACT, 1998. 688 с.
- Песоцкая, Е. В. Маркетингуслуг.- СПБ.: Питер, 2000.— 130 с.
- Попов, Г. О модели будущего России //"Наука и жизнь». 1997. № 7. 3−9.
- Портер, Майкл Э. Конкуренция.: пер. с англ. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 495 с.
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. 2-е изд.- М ИНФРА-М, 2001. 14с.
- Правила торговли и защита прав потребителей: правовое обеспечение. Сборник нормативных документов по состоянию на 15 апреля 2001 г. /Сост. Л. П. Дашков, Г. Н. Цыкоза, Ф. Р. Шахурина, 3-е изд., доп.- М.:Издателъеко-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. —204 с.
- Проблемы рынка в Европейском союзе Коринф. 2 0 0 3 1 3 13.
- Пчелинцева, Л. Новое в правовом регулировании оплаты жилья и коммунальных услуг//Хозяйство и право.- 2003. № 11. 14−23.
- Райзбегр, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997, 496 с.
- Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник /Под ред. Р. И. Зименкова.- М.: Финансы истатистика, 2002.- 432 с.
- Раицкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 12 с.
- Разомасова, Е.А. Россия на мировом рынкеуслуг: проблемы и перспективы. Рынок: проблемы переходной экономики. Материалы Третьей всероссийской конференции научно-преподавателъского состава технических вузов. Новосибирск: НГАСУ, 2003. 75−78.
- Разомасова, Е.А. Развитие рынка услуг в потребительской кооперации Российской Федерации Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. научн. тр.: В 3-х ч. ФГОУ ВПО ОмГАУ. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004.- Ч. 3. 116−119.
- Разомасова, Е.А. Сфера услуг в потребительской кооперации Российской Федерации.- Новосибирск: СибУПК, 2004.- 24 с.
- Рекомендации подислокации магазинов мелкорозничной торговой сети с учетом пешеходной доступности /Авт.-сост. Профессор ЛП. Наговицина, Е. В. Наговицина, Т. Н. Смирнова.-Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2000.- 16 с.
- Рынок консультационных услуг в России //Коринф. 2002. № 48. С 7−8.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. перераб. идоп.- Минск: ООО «Новое знание», 1999. 688с.
- Салий, В.В., Конева, Е.И. Стратегия рыночной конкуренции: Учебное пособие для вузов Центросоюз РФ, СибУПК.- Новосибирск, 2003. 1 3 2 с.
- Свириденко, Ю., Мазаева, Н., Платонова Н. и др. О концепции развития сферы сервиса в Российской федерации «Вестник высшей школы». 2000. № 5- 25−30.
- Седов, К.Б. Внешняя торговля услугами и основные направления ее регулирования в Российской Федерации //Внешнеэкономический бюллетень. -2000. Ц 9−13.
- Симонов, Ю. Техническое регулирование в сфере услуг Стандарты и качество. 2004, — № 5. 44−45.
- Система национальных счетов инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие /Ю.Н. Иванов, Л. А. Корасева, С Е Казаринова и др.: под ред. Ю. Н. Иванова. М.: «Финстатинформ», 1996. 285 с, Страховое право: Учебник для вузов /Под ред. проф.В. В. Шахова, проф.В. Н. Григорьева, Л. Ефимова.- М ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. -384 с.
- Смирнова, Е.Т. Сервисная цивилизация наступила! Управление персоналом. 2003. № 9. 23−25.
- Смирнова, Е.Т. Психология сервиса новые знания для персонала //Управление персоналом. 2003. № 10. 50−63.
- Статистика рынка товаров и услуг: Учебник, 2-е изд. перераб. и доп. Под ред. И. К. Белявского, — М.: Финансы и статистика, 2002. 656 с.
- Стаханов, В.Н., Стаханов, Д.В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. —М.: Экспертное бюро, 2001. 160 с.
- Степанов, Ф. Главное правильно договориться «БОСС». 2003. 8 С 31−34.
- Сипко, Л.А., Наговицина, Л.П. Актуальные проблемы потребительской кооперации.- Новосибирск: СибУПК, 1999. 72 с.
- Сипко, Л.А., Наговицина, Е.В. Социальная природа кооперативов //(Кооперация Сибири: факторы и условия устойчивого развития /Под общ. ред. А. А. Николаева: Сборник научных трудов. Вып.
- Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2003. 13−22.
- Соболев, В. Плюс интернетизация всей страны! //Деловой вестник «Российской кооперации», 2003. № 5. 19−22.
- Технологии корпоративного менеджмента: Учебное пособие. Под ред. И. В. Мишуровой, Н. Ф. Новосельской.М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2004.
- Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2е изд., перераб. и доп. /Под ред. Проф. Г. Л. Брагина и проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА=М, 2001. 25.
- Тюнюкова, Е.В. Pablic relation связи с общественностью: Образовав Курс авториз. излож.: Учебное пособие Центросоюз РФ, СибУПК. Новосибирск, 2001.- 67с.
- Удальцова, М.В., Аверченко, Л. К. Сервисология.Человек и его потребности: Учеб. пособие. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 204 с.
- Фишер, С, Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд.-М.: «Дело ЛТД», 1993. 864 с.
- Хаксевер, К. идр. Управление и организация в сфереуслуг: теория и практика, 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002.- 752 с.
- Хасбулатов, Р. И. Мировая экономика: В 2-х т. Т 1 М ЗАО «Издательство „Экономика“, 2001. Т. 1.— 598 с.
- Храмцова, О.О. Статистическое изучение роли потребительской кооперации в сельской экономике.- Новосибирск: СибУПК, 2003. 36 с. ПЗ. Хайруллина, М. В. Управление российскими организациями в русле общемировых тенденций Вестник Белгородского университета потребительской кооперации: Международный научно-теоретический журнал. —Белгород, 2002.- Вып. 1.-С. 160−163.
- Хайруллина, М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории ипрактики//ЭКО.- 2003. 2. 111−123.
- Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследовании. С-Пб: Питер, 2001.-748 с.
- Шаланов, Н.В. Моделирование основных аспектов предпринимательской деятельности-Новосибирск: СибУПК, 2002.— 84 с.
- Шохина, Е. Поезд в никуда //"Эксперт». 2003. № 37.- 60−64.
- Экономика переходного периода Под ред. В. В. Радаева. М.: МГУ, 1995.-348 с.
- Эрхард, Л. Благосостояние для всех: Репринт. Воспроизведение Пер. с нем.- М.: Начало-Пресс, 1991. 335 с.
- Экономическая энциклопедия. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.-834 с.
- Ясин, Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация иперспективы российской экономики) //Вопросы экономики. 2001. 9 С 4−14.