Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние развития газового комплекса на экономическую безопасность России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня не закончена работа по разработке количественных и качественных параметров экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. В этих условиях просто необходимо обратить внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие газового комплекса как фактор обеспечения экономической безопасности России
    • 1. 1. Стратегия использования природного газа в системе факторов, определяющих экономическую безопасность страны
    • 1. 2. Место и роль газового комплекса в обеспечении экономической безопасности
    • 1. 3. Внутренние и внешние проблемы развития газового комплекса
  • Глава 2. Совершенствование государственного регулирования развития газового комплекса в свете обеспечения экономической безопасности России
    • 2. 1. Приоритеты развития газового комплекса, направленные на обеспечение экономической безопасности
    • 2. 2. Обоснованный выбор направлений государственного регулирования развития газового комплекса
    • 2. 3. Использование отраслевых показателей реализации инвестиционных проектов в системе индикативного анализа экономической безопасности

Влияние развития газового комплекса на экономическую безопасность России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В период становления рыночных отношений в России объективно сложились условия, препятствующие устойчивому экономическому развитию отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в том числе газовой промышленности, являющихся опорой национальной экономики. Неэффективная государственная ценовая и налоговая политика в отраслях ТЭК привели к диспропорции цен между различными энергоносителями, искажению структуры потребления первичных энергоресурсов в пользу природного газа, острому недостатку инвестиционных ресурсов в базовой отрасли ТЭК — газовой промышленности, снижению энергетической безопасности России, которая является важнейшей составляющей экономической безопасности страны.

Известно, что в России отличительной особенностью является сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в непомерно высокой нагрузке на валовой внутренний продукт (ВВП), на финансово-банковскую систему выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала. Это порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (нефтегазовый комплекс, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе своего воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на противоположную.

В Российской Федерации, обладающей огромными запасами углеводородов, газовая промышленность оказывает существенное влияние на развитие экономики. Природный газ является важным источником энергии, которая наиболее выгодно может использоваться на подавляющем большинстве российских предприятий. Однако газовый комплекс России, главным представителем которого является естественная монополия — ОАО «Газпром, с одной стороны, пытается поддержать отечественную промышленность, создавая в ней рабочие места, с другой — превращается в многопрофильный финансово-промышленный конгломерат с неясной формой собственности, запутанной системой взаимоотношений с федеральной властью, собственными коммерческими интересами и, как итог, неэффективным использованием имеющихся ресурсов, вызывающим рост цен в промышленности и реальном секторе экономики. Действующая система управления газовым комплексом не обеспечивает его эффективного функционирования с разумным сочетанием процессов демонополизации и государственного регулирования. Это обуславливает необходимость поиска новых путей регулирования развития отрасли, способных обеспечить достижение целей устойчивого социально-экономического развития государства и обеспечения его экономической безопасности.

Развитие газовой промышленности в настоящий момент характеризуется рядом негативных тенденций. В результате естественного истощения действующих месторождений, ухудшения горно-геологических условий добычи, отставания вовлечения в разработку новых газовых залежей и ввода новых мощностей, призванных компенсировать падение продуктивности газовых пластов, происходит постоянное сокращение добычи. Кроме того, перед отраслью сегодня встают сложнейшие научно-технические и организационно-экономические задачи, решение которых связано с целым рядов технологических, финансовых, налоговых и законодательных проблем.

Сегодня не закончена работа по разработке количественных и качественных параметров экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. В этих условиях просто необходимо обратить внимание на показатели развития газового комплекса. Если, например, допустить развитие данной отрасли под воздействием существующих негативных тенденций нерационального использования природного газа и сворачивания его производства, то в результате существенно упадет добыча, не будут обеспечены внутренние потребности в газе, сократится экспорт и, соответственно, валютные поступления и страна приблизится к предельным пороговым значениям экономической безопасности, несоблюдение которых будет препятствовать нормальному развитию экономики и социальной сферы и приведет к формированию разрушительных тенденций в области не только производства, но и потребления. Поэтому государственное регулирование развития газового комплекса становится важнейшей задачей, от качественного решения которой зависит обеспечение экономической безопасности страны.

Отсутствие научно обоснованных и практически реализуемых методик в данной сфере лишает экономического фундамента многочисленные предложения по использованию различных форм государственного регулирования отрасли, ее поддержке, формированию пороговых значений экономической безопасности.

Вышесказанное предопределило выбор темы, цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Исследованию организационно-экономических проблем естественных монополий, в том числе и ОАО «Газпром», в научной и практической литературе уделено немало внимания. В течение длительного времени активно изучались вопросы определения экономических границ их деятельности, позволяющие развиваться конкуренции, рассматривались процессы банкротства предприятий-монополистов, особенности инвестиций в их основной капитал. Имеются работы в области государственного регулирования деятельности естественных монополий, включая различные подходы к разработке концепции антимонопольной политики. Этим вопросам посвящены труды таких ученых, как: Н. Ю. Байкова, А. И. Безрукова, Н. Ю. Бродского, А. Н. Виленского, В. Н. Ворожейкина, В. М. Вуколова, Р. И. Вяхирева, Е. Н. Голубева,.

А.В.Городецкого, Г. В. Гутмана, Е. И. Котелкина, Е. Е. Луцкой, А. А. Никифорова, О. Я. Ольсевича, Ю. А. Павленко, В. В. Ремизова, С. А. Семенова, М. В. Тепикина, К. Ю. Тотьева, Э. Чемберлина, О. В. Шальмона и др.

Что касается разработки проблем экономической безопасности, то существенный вклад в исследование данной области внесли: Л. И. Абалкин, Ю. И. Аболенцев, А. В. Вакурин, С. Ю. Глазьев, В. И. Есипов, В. С. Загашвили, А. А. Крылов, Р. Н. Марченко, А. В. Нестеров, Н. Н. Потрубач, В. К. Сенчагов и др.

Однако работы вышеперечисленных авторов не дают полное представление о влиянии именно развития газового комплекса на экономическую безопасность России.

Объектом исследования является газовый комплекс в условиях институциональных преобразований, а предметом — организационно-экономические отношения, связанные с его развитием и способствующие обеспечению экономической безопасности.

В качестве гипотезы исследования предполагается, что особая роль газового комплекса в экономике России должна найти отражение в адекватном государственном регулировании и учете отраслевых показателей в индикативном анализе экономической безопасности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе общих принципов управления экономикой, экономической теории, теории экономической безопасности и хозяйственной практики теоретически обосновать перспективные направления развития газового комплекса и выработать предложения и рекомендации организационно-экономического характера по совершенствованию его регулирования в целях обеспечения экономической безопасности страны.

Задачи исследования:

— выявить организационно-экономические проблемы, препятствующие развитию газового комплекса;

— определить приоритеты развития газового комплекса, направленные на обеспечение экономической безопасности;

— провести обоснованный выбор направлений совершенствования государственного регулирования развития газового комплекса;

— выработать предложения по использованию отраслевых показателей реализации инвестиционных проектов в системе индикативного анализа экономической безопасности.

Методологическая база и методы исследования. Методологической базой исследования является научная теория познания и ее диалектический метод изучения явлений и процессов реальной действительности. В качестве специальной методологии использован системный подход, направленный на раскрытие целостности объекта исследования.

В процессе исследования применялись следующие основные современные методы познания, разработанные философией, экономической теорией, теорией управления, теорией экономической безопасности, юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства: исторический, экономико-статистический, сравнительного анализа, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, моделирования и формализации и др.

Эмпирическая база исследования. В исследовании представлен значительный фактический материал, собранный в ходе наблюдения за развитием газового комплекса и отдельных его субъектов, который использовался в обобщенном виде, приведены различные количественные значения отраслевых показателей, влияющих на обеспечение экономической безопасности страны.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретико-прикладные аспекты экономической безопасности рассмотрены применительно к развитию газового комплекса. Это позволило разработать и обосновать ряд новых научных положений и практических рекомендаций, связанных с государственным регулированием деятельности естественных монополий в условиях институциональных преобразований, совершенствованием государственного и корпоративного управления в газовой отрасли и направленных на развитие теории и практики обеспечения экономической безопасности.

В работе теоретически обосновано, что рациональное распределение добываемого газа имеет не только огромное социально-экономическое значение, но и представляет собой существенный резерв экономического роста. При этом уточнены функции государства по защите национальных интересов страны в сфере добычи и потребления природного газа, система обеспечения экономической безопасности дополнена новыми элементами, необходимыми для управления опасными зонами в экономике, разработан алгоритм учета отраслевых показателей реализации инвестиционных проектов в газовой отрасли в системе индикативного анализа экономической безопасности, даны предложения методологического и организационно-экономического характера по развитию газового комплекса в свете обеспечения экономической безопасности, в том числе по демонополизации газового комплекса и отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных.

Наиболее существенные результаты исследования:

1. Система обеспечения экономической безопасности, выработанная наукой и практикоой, ополнена новыми элементами. В число общепринятых компонентов (концепция национальной безопасности, национальные интересы России в сфере экономики, угрозы в сфере экономики, индикаторы экономической безопасности, их пороговые значения, организация экономической безопасности, правовое обеспечение экономической безопасности) следует включить институциональное обеспечение национальных интересов России в сфере экономики. Сюда должны войти перечень мер и организационное обеспечение экономической безопасности в таких сферах, как продовольственная, энергетическая, экологическая, технологическая, демографию ческая и информационная.

2. Представлено новое видение угроз экономической безопасности применительно к функционированию газового комплекса страны. Доказано, что качественное изменение российской экономики, происшедшее в ходе рыночных реформ, предполагает соответствующие изменения в оценке экономической безопасности. Угрозы системного порядка, которые могли бы вернуть страну к административно-командной экономике, преодолены. Однако на смену им появились новые угрозы, вытекающие из рыночного характера отношений, сложившихся в стране, например, дисбаланс российской экономики, обусловленный снижением добычи и нерациональным использованием природного газа.

3. Сделан вывод о том, что если структура такой базовой отрасли, как газовая промышленность, и ее государственное регулирование не изменятся, не преодолеют свою инерцию, не станут адекватными современным международным требованиям, страна, несмотря на мощный позитивный импульс, полученный переходом к рыночным отношениям, может оказаться в числе слаборазвитых государств. Поэтому обеспечение экономической безопасности страны сегодня предполагает постоянное участие государства в развитии жизнеобеспечивающих отраслей промышленности, в том числе и газового комплекса, начиная от выработки стратегии развития и кончая постоянным контролем внутрикорпоративных процессов.

4. Уточнены функции государства по защите национальных интересов страны в сфере добычи и потребления природного газа. Учитывая размеры и сложную структуру газового комплекса России, на передний план в государственном контроле этой отрасли предлагается выдвинуть поиск и реализацию таких форм регулирования, которые, не нарушая общих рыночных принципов функционирования предприятий газового комплекса, позволяли бы государству корректировать их деятельность в целях достижения стратегических задач, стоящих перед страной. В этой связи главным принципом государственного регулирования корпораций типа «Газпром» должно быть оптимальное соотношение корпоративных и государственных интересов. Необходимо найти пути преодоления существующих противоречий управления на этих двух уровнях. Одним из реальных способов разрешения этих противоречий является активное использование в ходе современных рыночных российских реформ положений неоинституциональной экономической теории. Государство всячески должно содействовать созданию таких институтов, которые способствовали бы сокращению трансакционных издержек в сфере производства и потребления природного газа.

5. Сформулированы предложения методологического характера, состоящие в том, что основной тенденцией развития естественной газовой монополии в современной России является переход от жесткого государственного планирования условий и показателей хозяйственной деятельности к многовариантному выбору стратегии развития. Речь идет об изменении механизмов хозяйствования, о создании таких условий, при которых экономическая, региональная и социальная составляющие оптимально сочетались бы с точки зрения экономической безопасности страны в целом и отдельных корпораций.

6. Сформулированы предложения организационно-экономического характера, состоящие в том, что стратегию развития газового комплекса необходимо строить в зависимости от приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность страны, в том числе и экономическую. В связи с этим, система первоочередных мер по развитию газового комплекса в целях обеспечения экономической безопасности должна в себя включать:

— определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства применительно к газовой отрасли;

— формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы реформирования естественных монополий;

— обеспечение платежеспособного спроса и решение проблемы неплатежей за поставленные энергоресурсы;

— поиск новых инвестиций в развитие газового комплекса, которые являются мощным фактором развития экономики не только в регионах, где они реализуются, но и во всей России;

— разработка и реализация целевых программ размещения заказов для нужд газового комплекса на оборонных предприятиях;

— сохранение благоприятной экологической обстановки;

— проведение структурной реформы, которая в первую очередь должна быть нацелена на отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных и привлечение инвестиций в отрасль.

7. Разработаны методические рекомендации по учету отраслевых показателей развития газового комплекса в системе индикативного анализа экономической безопасности. Речь идет в первую очередь об инвестиционной деятельности, так как реализация инвестиционных проектов в газовой промышленности создает прямую инвестиционную активность для российских предприятий других отраслей, обеспечивает дополнительные государственные доходы, способствует созданию в регионах центров с более высокими стандартами условий труда, соцкультбыта, производственной и социальной инфраструктуры и т. д.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они развивают и конкретизируют существующее представление о деятельности естественной монополии в условиях рыночных отношений, дают реальные ориентиры и направления реформирования газового комплекса в целях обеспечения экономической безопасности страны.

Содержащиеся в работе научные положения и выводы могут быть использованы и учтены:

— при совершенствовании государственного регулирования деятельности естественных монополийпри подготовке новых комплексных программ социально-экономического развития страны с учетом пороговых значений экономической безопасности;

— при разработке концепции национальной безопасности;

— в работе экспертов в области экономической безопасности;

— при подготовке учебных программ и учебно-методической литературы в высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования, а также использованием официальных, в том числе статистических, архивных источников, федеральных и ведомственных нормативно-правовых документов и результатов научных исследований по проблемам развития газового комплекса и обеспечения экономической безопасности.

Выводы диссертации подтверждаются личным опытом автора, который на практике занимается проблемами газоснабжения и транспортировки газа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и предложения работы нашли отражение в трех научных публикациях. Результаты диссертационного исследования внедрены в научную деятельность Московского государственного института электроники и математики (Технического университета) при разработке позиции плана научной деятельности на 2002 г. «Разработка стратегических целей управления промышленными комплексами», в учебный процесс того же высшего образовательного учреждения при подготовке учебно-методических материалов по курсу.

Основы экономической теории" (тема № 6: Экономический рост и государственное регулирование экономики), а также в практическую деятельность ООО «Орелрегионгаз» при разработке плана организационно-технических мероприятий по реализации в г. Мценске программы «Теплоэнергетика -2002» .

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы организационно-экономического характера. Газовый комплекс России занимает важное место в экономике страны. Одной из специфических особенностей газовой промышленности, влияющей на развитие газового комплекса, является длительное доминирование гигантской вертикально интегрированной корпорации-монополии — ОАО «Газпром». Ее развитие является мощным фактором обеспечения экономической безопасности страны, так как «Газпром» — это крупнейший налогоплательщик и основной источник валютных поступлений в бюджет государства за счет больших объемов добычи газа и его реализации на внутреннем и внешнем рынках. При этом газ в России по-прежнему остается наиболее дешевым энергоресурсом, использование которого в сфере производства и конечного потребления поддерживает процессы экономической стабилизации, снятия социальной напряженности. Это обязывает рассматривать газовый комплекс России как стержень развития топливно-энергетического комплекса и гаранта обеспечения экономической безопасности страны в целом и отельных ее регионов.

Согласно разработанным сценариям развития объемы производства газовой отрасли в недалеком будущем смогут обеспечить лишь внутренние потребности страны. В этом случае экспорт газа из России должен быть практически прекращен с потерей внешних рынков, валютного дохода и источников финансирования отечественной промышленности. Такое положение может привести к катастрофическим последствиям для всей экономики страны. Поэтому деформированность структуры российской экономики, обусловленную снижением добычи и нерациональным использованием природного газа представляет угрозу экономическим интересам России. Только рачительное и хозяйское отношение к природному газу поможет выйти из складывающейся критической ситуации и тем самым укрепить экономическую безопасность России.

Основными факторами, препятствующими развитию газового комплекса, являются: дефицит инвестицийнеплатежи за поставленную продукциюнесоответствие организационно-экономической структуры газового комплекса развивающимся рыночным отношениямотставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы, падение добычи на основных высонеэффективных месторождениях, необходимость переноса центров добычи в высокозатратные отдаленные районы с экстремальными климатическими условиями, введение в эксплуатацию средних и мелких месторожденийдиспропорции в ценовой политике, которые привели к деформациям структуры спроса на энергоносителичрезмерная и негибкая налоговая нагрузкатарифное субсидирование предприятий и населенияизнос основных производственных фондов, высокая аварийностьвысокая энергоемкость российской экономикивысокая нагрузка на окружающую среду.

Несмотря на наметившийся рост промышленного производства, газовый комплекс продолжает испытывать острый структурный, финансовый, инвестиционный кризис. Чтобы газовая промышленность не стала фактором, ограничивающим устойчивое экономическое развитие и способствовала укреплению экономической безопасности страны, необходимы срочные решительные меры по выявлению узловых организационно-экономических проблем развития газового комплекса, преодолению сложившихся негативных тенденций, определению и нейтрализации угроз, их вызвавших. Необходима эффективная государственная политика, направленная на развитие всей газовой промышленности.

Преодолению кризиса инвестиций в газовой промышленности могло бы способствовать:

— временное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное оборудование, используемое при реконструкции и модернизации предприятий газовой отрасли, на срок его окупаемости при отсутствии конкурентоспособных российских аналогов;

— формирование системы экономического стимулирования производства и реализации экологически чистых моторных топлив;

— освобождение от налогообложения прибыли, идущей на рефинансирование инвестиций.

Анализ организационно-экономических процессов в «Газпроме» как естественной монополии свидетельствует о том, что реальный вклад данной организации в обеспечение экономической безопасности страны мог быть гораздо выше, если организационную его структуру и всю систему отношений привести в соответствие с функциями и задачами данного предприятия на базе отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных. При этом условия, приводящие к «естественному» монополизму, должны регулироваться государством, а прочие — рынком. Наличие конкуренции является не только главным условием, но и важнейшим критерием эффективности функционирования газового комплекса. Для того, чтобы ее действие распространялось на естественные монополии, необходимо осуществить отделение транспортных сетей (сохраняющих монопольное положение) от производителей природного газа.

Учитывая существующие бюджетные ограничения, основной упор должен делаться на меры косвенного регулирования инновационной деятельности в интересах нефтегазового комплекса, включающие:

— либерализацию налогового и амортизационного законодательства, включая прогрессивную систему амортизации, стимулирующую ускорение обновления основных фондов;

— законодательные нормы об интеллектуальной и промышленной собственности, стимулирующие новаторскую деятельность;

— меры государственного воздействия на создание социальной инфраструктуры, включающие формирование информационной базы;

— создание и укрепление отраслевой науки.

Реализацию структурной реформы непосредственно в газовой промышленности следует осуществить в несколько последовательных этапов. В рамках первого этапа необходимы:

— введение цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей;

— разработка и внедрение единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, так и для организаций Газпрома;

— подготовка предложений по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;

— проведение конкурса на разработку газовых месторождений, в первую очередь тех, что расположены вблизи действующих магистральных газопроводов;

— подготовка предложений по обеспечению «прозрачности» производственных затрат структурных подразделений «Газпрома» по добыче и транспортировке газа;

— разработка форм федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и форм отчетности предприятий «Газпрома», представляемых в органы регулирования естественных монополий и федеральные органы исполнительной власти;

— подготовка предложений о создании торговых компаний в целях развития внутрироссийского рынка природного газа и обеспечения сделок на основе прямых договоров с потребителями;

— внесение изменений в Правила поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающих порядок заключения прямых договоров между поставщиками и потребителями газа;

— подготовка и утверждение нормативных документов, устанавливающих порядок регулирования цен на природный газ;

В рамках второго этапа целесообразно выделить ряд других направлений реформирования:

— прекращение практики перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа и доведение оптовой цены на газ, предназначенного для реализации населению, до уровня оптовой цены на газ, отпускаемый «Газпромом» газораспределительным организациям (перепродавцам) для промышленных нужд (без акциза);

— передача полномочий в области государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям региональным энергетическим комиссиям, осуществляющим свою деятельность под методическим руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти.

И наиболее радикальный этап структурной реформы — это период обособления внутри «Газпрома» структурных подразделений по транспортировке газа от организаций по его добычезапуск и отработка механизмов функционирования рынка прямых договоров на поставку природного газапереход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями «Газпрома» .

Реализация инвестиционных проектов в газовой промышленности является мощным фактором развития не только регионов, но и экономики всей России, что требует учитывать показатели их реализации в системе индикативного анализа экономической безопасности. Оценка программ развития газовой промышленности должна содержать набор процедур и показателей, позволяющих системно оценить влияние инвестиций на развитие газовой промышленности. В индикативном анализе экономической безопасности необходимо учитывать показатели, связанные с инвестиционной деятельностью в газовой промышленности: добычу газавыручку от реализации проектовобщий объем инвестицийпоступление средств в государственный бюджет за счет отраслевых инвестицийсовокупный доход отрасли за счет осуществления инвестицийдисконтированный доход в течении жизненного цикла инвестиционных проектовприрост ВВП, в том числе: за счет инвестиций и за счет деятельности в сопряженных сферахмультипликаторы инвестиций, которые показывают увеличение ВВП на каждый рубль затрат, связанных с проектоммультипликатор ущерба, который показывает уменьшение ВВП на единицу уменьшения инвестицийприрост фонда оплаты труда российских работников, в том числе: работников, занятых в капитальном строительствеработников, непосредственно занятых в добыче и транспортировке природного газаработников в других (сопряженных) отраслях экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать выводы методологического и организационно-экономического характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.
  3. Об энергосбережении: Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ //СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1551.
  4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // Ведомости ФС РФ. 1995. № 29. Ст. 1263.
  5. О естественных монополиях: Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Российская газета. 1995. 24 августа.
  6. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ (с изм. и доп. от 11 фев. 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст.1316
  7. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) // Российская газета. 1992. 6 мая.
  8. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.) // Российская газета. 1991. № 89.
  9. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Российская газета. 2000. 18 января.
  10. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 (с изм. и доп. от 8, 28 июня, 6, 23 июля, 9 авг. 1999 г., 29 фев., 9 авг. 2000 г.) // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727.
  11. Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 (с изм. и доп. от 23 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2132.
  12. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля1996 г. № 608 // Российская газета. 1996. 14 мая.
  13. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // СЗ РФ. № 15. Ст. 1572.
  14. Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года: Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472 // Российская газета. 1995. 16 мая.
  15. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 436.
  16. О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром»: Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1333 (с изм. и доп. от 1 сентября 1995 г., 12 мая1997 г.) // Российская газета. 1992. 11 ноября.
  17. О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин: Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 539 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 23. Ст. 1272.
  18. О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002−2005 годы и на перспективу до 2010 года: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 (с изм. и доп. от 29 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4621.
  19. О повышении устойчивости развития топливно-энергетического комплекса страны: Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 389-р // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1394.
  20. Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 110.
  21. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 //Российская газета. 1996. 15 января.
  22. Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 960 (с изм. и доп. от 31 дек. 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4182.
  23. О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 августа 1996 г. № 327-СФ.
  24. О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996 2005 годы: Постановление ГД ФС РФ от 13 июня 1996 г. № 467-П ГД // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 815.
  25. О мерах по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 2001—2002 годов: Приказ МПР РФ от 6 июля 2001 г. № 539.
  26. Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ Федеральному Собранию в 2001 году // Российская газета. 2001. 4 апреля.
  27. Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.
  28. О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Независимая газета. 1996. 14 июня.1. Монографии и статьи
  29. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. М., 1997. № 9. Т.67.
  30. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  31. М.И. и др. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998.
  32. Э.П. Методы государственного управления нефтегазовым комплексом РФ // Газовая промышленность. 1998. № 11.
  33. Арсланова 3., Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования // Инвестиции в России. 1995. № 12.
  34. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  35. A.M., Бороздин С. В., Брагин Л. А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М.: Экономика и финансы, 1997.
  36. Ф. Скорую вызывали? Варианты реструктуризации газового монополиста // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 12.
  37. Н.М. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.
  38. С.М., Перчик А. И. Соглашения о разделе продукции. М.: Нефть и газ, 1999.
  39. Д., Скоробогатько Д, «Межрегионгаз» открыл газовую биржу // Комерсантъ. 2002. 9 октября.
  40. Бухвальд Е, Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  41. В интересах России и Газпрома // Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 1.
  42. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход: Монография. М.: МГУК, 2000.
  43. О. Топить можно и ассигнациями // Нефтегазовая вертикаль 2000. № 2.
  44. Г. А., Потрубач Н. Н. Формирование таможенной системы по критериям экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  45. В.Н. Роль государства в регулировании монопольных секторов рынка: состояние и пути совершенствования // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  46. Р.И. Хватит топить «баню по-черному» // Фактор. 2001 № 1.
  47. Р.И. Экономические приоритеты Газпрома // Газовая промышленность. 1997. № 1.
  48. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы // Вопросы экономики. 2002. № 6.
  49. Н. Соскочит ли энергетика с газовой иглы // Нефтегазовая вертикаль. 2000. № 2.
  50. С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур / Под. ред. С. Б. Гальперина. М.: Институт микроэкономики, Новый век, 2001.
  51. С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Экономическое обоснование и оценка эффективности проектов создания корпоративных структур / Под. ред. С. Б. Гальперина. М.: Институт микроэкономики, Новый век, 2001.
  52. Г. Политическая элита устала от стабильности // Ведомости. 2002. 21 августа.
  53. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: формирование экономической политики, преодоление структурного кризиса. М., 1993.
  54. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  55. А.И. Природный газ России в XXI веке: фундаментальные и прикладные научные проблемы // Газовая промышленность. 1998. Август.
  56. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М.: Алгоритм, 2000.
  57. С.З. Россия на рынках газа Восточной Азии в XXI веке // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 4.
  58. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997.
  59. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  60. И.Е. Потоку голубых рек мешают налоги // Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 1.
  61. Г. М. Экономика: государственное регулирование и безопасность: Монография. М., Юрид. ин-т МВД России. 1996.
  62. Н.Г. О создании инфраструктуры производства СПГ для автотранспортных средств в Российской Федерации // Нефтегазовые технологии. 2001. № 3.
  63. Н.Г. Стратегия использования природного газа до 2020 г. // Газовая промышленность. 2002. № 2.
  64. JI.A. Некоторые экономические проблемы развития технической базы газовой промышленности. М., 1971.
  65. А.Э., Добрецов Н. Л., Лаверов Н. П. и др. Энергетическая стратегия России в XXI веке // Вестник РАН. 1999. № 19.
  66. В. А. Сила «Газпрома» источник его будущей слабости // Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 1.
  67. В.А., Токарев А. Н. Региональные аспекты инвестиционного климата // Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 3.
  68. Ю.С., Макаров O.K. Концепция инвестиционной стратегии топливно-энергетического комплекса России в условиях кризиса. М., 1998.
  69. Д., Янова К. Восточный вектор российского газа // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 4.
  70. А.А. Мировая энергетика в Евразийское энергетическое пространство. М.: Энергоатомиздат, 1998.
  71. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия: организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999.
  72. М.А. Нефтегазовый комплекс России уточненный прогноз развития // Нефтяное хозяйство. 2002. № 5.
  73. А.Б. Проблемы воздействия иностранных капиталов на экономическую безопасность российских регионов. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001.
  74. Е.Н. Государство и экономика. М.: СПАС, 1999.
  75. Н. «Газпром"обнулил налог на прибыль // Ведомости. 2002 25 октября.
  76. П.С. Резервы повышения инвестиционной активности // Газовая промышленность. 1998. № 1.
  77. В.К. Модели динамического баланса народного хозяйства: методология и методика разработки и использования. Новосибирск, 1995.
  78. А.В. Система государственного управления. М., 1997.
  79. Н.Н., Максутов Р. К. Основы экономической безопасности. М.: Современный гуманитарный университет, 2001.
  80. И. Сначала контроль, потом свобода // Ведомости. 2002. 25 октября.
  81. В.И., Макаров А. А. Программа долгосрочного устойчивого развития РАО «Газпром» // Газовая промышленность. 1998. № 1.
  82. В.И., Урсул А. Д. Вклад газовой индустрии в стратегию устойчивого развития // Газовая промышленность. 1998. № 12.
  83. В.В. Газовая промышленность России и ее развитие до 2015 г. // Газовая промышленность. 1997. -№ 1.
  84. Рыночная система России: эволюция экономической роли государства / Под ред. А. А. Пороховского. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.
  85. В.К., Рогова O.JL Финансовые горизонты нефтегазодобытчиков // ЭКО. 1998. № 2.
  86. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С.92−107.
  87. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8.
  88. Г. Судьба нефтегазовых проектов // Инвестиции в России. 1994 № 6.
  89. А.А. Экономическая политика государства. М., 1998.
  90. Стратегия развития газовой промышленности России / Под ред. Бок-сермана Ю.И. и др. М.: Энергоатомиздат, 1997.
  91. У развития трех сценариев: Россия на пути к 2000 году. Варианты развития экономики: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный // Российская газета. 1996. 24 февраля.
  92. В.Т. Когда клиент не платит // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 4.
  93. А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., 1999.
  94. Учебники, учебные пособия, диссертации, авторефераты
  95. М.И., Баришполец В. А., Манилов B.JL, Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России / Под общ. ред. Манилова В. Л. М.: Друза, 1998.
  96. Т.А. Организация государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики: Автореферат дисс. канд. экон. наук. М., Академия управления МВД России, 2001.
  97. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1995.
  98. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Интерэксперт, ИНФА-М, 1995.
  99. А.Н., Максутов Р. К., Потрубач Н. Н. Проблемы обеспечения экономической стабильности в условиях глобализации. М.: Современный гуманитарный университет, 2002.
  100. В.А. Оценка влияния развития газовой промышленности на экономику страны: Дис. канд. экон. наук. М., 2000.
  101. Р.И. Стратегия многопрофильной инвестиционной деятельности транснациональной газовой компании в условиях российской экономики: Дис. док. экон. наук. СПб., 1998.
  102. В.П. Естественная монополия как субъект региональной экономики: стратегия и экономические механизмы развития (на примере ОАО «Газпром»: Дис. канд. экон. наук. Ростов, 1999.
  103. Э.Дж. Макроэкономика. СПб., 1994.
  104. Р.В. Методологические подходы к обеспечению экономической безопасности государства: Автореф. дисс. канд. экон. наук. СПб., 2001.
  105. А.Н. Стратегия и механизм обеспечения экономической безопасности: Дис. канд. экон. наук. Белгород, 1998.
  106. Ю.Н., Казаринова С.Е, Громыко Г. Л. и др. Экономическая статистика / Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999.
  107. А.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
  108. В.А. Теоретические и методологические проблемы проведения институциональных преобразований в нефтегазовом секторе экономики России: Дис. док. экон. наук в форме научн. док. Новосибирск, 1998.
  109. ЛеонтьевB.B. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.
  110. A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты развития ТЭК России: Дисс. док. экон. наук в форме научного док. М., 1998.
  111. Н.И. Обеспечение финансовой устойчивости развития газовой промышленности (на примере ОАО «Газпром»): Дис. канд. экон. наук. М., 2001.
  112. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  113. И.Ф. Проблемы стратегического управления развитием нефтегазового комплекса: Автореф. дисс. докт. экон. наук. М., 1997.
  114. Стратегия развития газовой промышленности России / Под общ. ред. Р. И. Вяхирева, А. А. Макарова. М. Энергоатомиздат, 1997.
  115. Н.П. Вопросы экономической теории. М., 1994.
  116. Форд Генри. Сегодня и завтра: Пер. с англ. М., 1992.
  117. Р., Туроу Я. Экономика для всех. Новосибирск, 1994.
  118. Д.Ю. Управление развитием естественной монополии (на примере газового комплекса): Дис. канд. экон. наук. М., 2000.
  119. М.И. Концептуальные основы правового регулирования экономической безопасности: Дис. док. экон. наук. М., 2001.
  120. И. Теория экономического развития: Пер. с нем. М., 1982.
  121. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
  122. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения): Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Аболенцева, В. И. Попова. М.: Московский институт МВД России, 2001.
  123. Branson, William Н. Macroeconomic Theory and Policy. New York: Harper and Row, 1972.
  124. Brigham E.F., Gapenski L.C. Intermediate Financial Management. Chicago: Dryden, 1990.
  125. Guide to Project Cycle/ EDI Washington, 1993.
  126. National Economic Impacts of an Oil/Gas Production Tax Credit to Stimulate Deep Water Exploration and Development. Data Resources, Incorporated. Washington, DC, 1993.
Заполнить форму текущей работой