Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизмы регулирования антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема выявления недобросовестных согласованных действий (сговоров) на товарных рынках имеет более чем вековую историю и берет свои истоки от антикартельного законодательства. Исследованием этой проблемы в той или иной мере занимались многие крупнейшие зарубежные экономисты от А. Смита, Д. Рикардо, Самуэльсона и до А. Томпсона, А. Стрикленда III, К. Маконнела, С. Брю, Ф. Шерера, Д. Росса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антимонопольная деятельность в Российской Федерации
    • 1. 1. Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности в России
    • 1. 2. Организация антимонопольной деятельности в России
    • 1. 3. Согласованные действия как форма монополистической 24 деятельности на товарных рынках
  • Глава 2. Методы выявления согласованных действий на олигополистических товарных рынках
    • 2. 1. Основные принципы выявления согласованных действий (сговора) 32 на товарных рынках
    • 2. 2. Организация мониторинга согласованных действий на товарных 37 рынках
    • 2. 3. Методы выявления согласованных действий ограничивающих 48 конкуренцию на олигополистическом товарном рынке
  • Глава 3. Практика выявления согласованных действий на товарных 64 рынках
    • 3. 1. Пример выявления согласованных действий на товарных рынках
    • 3. 2. Зарубежный опыт и проблемы выявления согласованных действий
    • 3. 3. Практика применения в России антимонопольного законодательства 92 в отношении согласованных действий хозяйствующих субъектов ограничивающих конкуренцию

Механизмы регулирования антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Основой эффективного развития страны, экономика которой базируется на рыночных отношениях, является добросовестная конкуренция. Развитие конкуренции обеспечивает действие тех внутренне присущих рыночной экономике механизмов, которые, с одной стороны, регулируют цены, а с другой стороны, постоянно подталкивают производителя к повышению качества производимых им продуктов, перманентному расширению их ассортимента.

Вместе с тем постоянно действующие законы о концентрации капитала в той или иной форме порождают возникновение на отдельных рынках предприятий, фирм, компаний или интегрированных структур, которые осуществляют производство значительной части продукции или услуг, реализуемых на этом рынке и, занимая монопольное положение, получают преимущество перед другими участниками рынка. Это характерно как для отдельных стран, так и для мировых рынков в целом и, естественно, необходимость обеспечивать равные конкурентные условия ставит на повестку дня проблемы постоянного осуществления антимонопольной деятельности. Решение проблем противодействия монополистической деятельности становится особенно трудным в тех случаях, когда монопольное положение занимает не одно, а несколько предприятий, входящих в сговор между собой и диктующих другим предприятиям, производящим такую же продукцию, условия деятельности на рынке, существенно снижающие их конкурентоспособность.

Доминирование нескольких предприятий на конкретном рынке делает этот рынок олигополистическим, требует постоянного наблюдения за таким рынком и своевременного проведения антимонопольной деятельности. Выявление незаконных монополистических действий на олигополистическом рынке в методическом плане представляет собой весьма сложную экономическую проблему, которая до настоящего времени во многом не разрешена, о чем свидетельствуют весьма редко возникающие прецеденты успешного противодействия сговорам доминирующих фирм и компаний на олигополистических товарных рынках, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно трудно эта проблема решается на локальных товарных рынках, даже в тех случаях, когда на бытовом уровне наличие сговора очевидно.

Все вышесказанное делает проблему осуществления антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках весьма актуальной для экономической науки и практики нашей страны, осваивающей быстрыми темпами методы функционирования экономики в условиях рыночных отношений.

Степень разработанности проблемы.

Проблема выявления недобросовестных согласованных действий (сговоров) на товарных рынках имеет более чем вековую историю и берет свои истоки от антикартельного законодательства. Исследованием этой проблемы в той или иной мере занимались многие крупнейшие зарубежные экономисты от А. Смита, Д. Рикардо, Самуэльсона и до А. Томпсона, А. Стрикленда III, К. Маконнела, С. Брю, Ф. Шерера, Д.Росса. В нашей стране данной проблематики касались С. Авдашева, Н. Розанова, А. Лившиц, И. Князева, В. Коробов, И. Фомина, И. Южанов и др. К настоящему времени существует ряд монографических и учебно-методических публикаций, посвященных проблемам антимонопольной политики в нашей стране. Однако практически все эти работы имеют в большей степени теоретическую направленность, и уровень конструктивности предлагаемых в них рекомендаций не позволяет использовать их непосредственно в практической деятельности антимонопольных органов. Антимонопольная деятельность на олигополистических товарных рынках освещается, как правило, в наименьшей степени.

Исходя из сказанного, данное исследование, закрывая в определенной мере названный пробел, было сконцентрировано на попытке выработать конструктивные рекомендации по проведению антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках с целью выявления недобросовестных согласованных действий доминирующих хозяйствующих субъектов.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является разработка методических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизмов защиты конкуренции на олигополистических товарных рынках.

Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи: проанализировать существующие нормативно-методические основы, регулирующие антимонопольную деятельность в нашей стране, и практические результаты применения антимонопольного законодательства;

— систематизировать практику обследования товарных рынков на предмет наличия на них монополистической деятельности и предложить типовые механизмы проведения таких обследований;

— доказать необходимость экономического обоснования отсутствия согласованных действий (сговоров) на олигополистических товарных рынках даже при наличии иного фактографического материала, характеризующего отсутствие такой деятельности;

— предложить формализованный методический инструментарий для выявления согласованных действий на олигополистических товарных рынках;

— разработать систему информационно-аналитического обеспечения процедур обследования товарных рынков, необходимых для выявления согласованных действий (сговоров) между хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарном рынке.

Предметом исследования явились нормативно-правовые и организационно-методические механизмы осуществления антимонопольной деятельности в нашей стране и за рубежом.

Объектом исследования являются товарные рынки промышленной продукции, обладающие признаками наличия на них олигополий.

Теоретической и методологической основами исследования явились фундаментальные положения трудов отечественных и зарубежных экономистов, исследовавших проблемы антимонопольной деятельности, существующее законодательство в области защиты конкуренции и регулирования антимонопольной деятельности на товарных рынках, нормативные и методические документы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее — ФАС).

Информационной основой диссертационной работы послужили данные Росстата России, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, материалы дел, рассматриваемых в арбитражных судах, связанные с выявлением и пресечением согласованных действий (соглашений) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дано авторское определение понятия «олигополистический товарный рынок»;

— предложена вербально-графическая модель существующего нормативно-правового обеспечения реализации антимонопольной политики в Российской Федерации и на ее основе доказана достаточность существующего законодательного обеспечения для обследования товарных рынков с целью выявления на них согласованных действий (соглашений) хозяйствующих субъектов, ограничивающих добросовестную конкуренцию;

— выявлены методические пробелы, не позволяющие реализовать на практике предусмотренные законодательством действия, связанные с реализацией антимонопольной политики в части противодействия недобросовестной конкуренции на олигополистических товарных рынках;

— разработана система методов, необходимых для обследования товарных рынков, с целью выявления на них доминирующих хозяйствующих субъектов, осуществляющих согласованные действия, ограничивающие конкуренциюразработан комплект информационно-аналитических документов, обеспечивающих возможность конструктивной реализации методических подходов и конкретных методов осуществления антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках.

Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

— проводимая в настоящее время антимонопольная деятельность в России недостаточно эффективна как в целом, так и в области выявления недобросовестной конкуренции на олигополистических товарных рынках даже в тех масштабах, которые обеспечиваются существующим антимонопольным законодательством;

— важнейшим этапом выявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках является их всестороннее обследование с целью комплексного описания всех субъектов рынка и фиксация тех из них, которые доминируют на данном рынке и имеют потенциальную возможность осуществлять согласованные действия, ограничивающие конкуренцию;

— основным методом выявления согласованных действий является метод сопоставления значений отдельных, определенных законодательством, признаков этих действий, характеризующих каждый из доминирующих субъектов рынка, со средними значениями, характеризующими все субъекты рынка в целом;

— для оценки экономических последствий согласованных действий доминирующих хозяйствующих субъектов должны использоваться показатели, характеризующие получение сверхвысоких доходов этих субъектов за счет необоснованного вытеснения конкурентов и завышения рентабельности, а также причинения ущерба недоминирующим субъектам и конечным потребителям.

Теоретическое значение исследования состоит в дальнейшем развитии научных исследований, посвященных антимонопольной деятельности в Российской Федерации, в части касающейся противодействию недобросовестной конкуренции на олигополистических товарных рынках.

Практическая значимость исследования заключается в возможности конструктивно использовать предлагаемые в работе методы и формы их информационного сопровождения в практике антимонопольных органов федерального и регионального уровней и аналогичных органов, осуществляющих антимонопольную деятельность на рынках отдельных товаров и услуг.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования обсуждались на совещаниях в Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, докладывались на ряде научных конференций и семинаров.

Ряд положений диссертационного исследования был использован Институтом микроэкономики при подготовке научного отчета по теме: «Разработка методических рекомендаций по квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве согласованных в условиях олигополистических товарных рынков», выполненного по заказу Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (2002 г).

Объем и структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников. Материалы диссертации изложены на 165 страницах, включая 11 таблиц, 11 рисунков. Библиография включает 96 источников.

Основные выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, заключаются в следующем.

1. Анализ современного состояния антимонопольной деятельности в нашей стране показывает, что в настоящее время она осуществляется на весьма низком уровне, даже несмотря на то, что законодательные и организационно-правовые предпосылки были созданы еще в начале рыночных реформ и они постоянно совершенствуются. Одной из причин слабой эффективности антимонопольной деятельности является наличие значительных пробелов в методическом обеспечении ее практической реализации, анализ которых представлен в диссертационной работе.

2. Изучение зарубежного опыта антимонопольной деятельности, имеющей многовековую историю, показывает ее значительную роль в становлении рыночных отношений во всех странах с высоким уровнем развития экономики. Ставшие классическими работы ряда экономистов, таких как Ф. М. Шерер и Д. Росс, исследовавших эту проблему, могут служить хорошей базой для формирования методических подходов и конкретных методов осуществления мероприятий по защите конкуренции, адаптированных к условиям российской экономики.

3. Практика работы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации показывает, что результаты многих расследований, связанных с наличием согласованных действий (сговора), ограничивающих конкуренцию на олигополистических товарных рынках, не находят подтверждения в судебных органах, что существенно снижает эффективность деятельности этой службы. В диссертации показано, что одной из причин такого положения дел является отсутствие конструктивных методов выявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках, основанных на систематизированном сборе, накоплении и статистической обработке информации о функционировании всех хозяйствующих субъектов на каждом конкретном товарном рынке.

4. Процесс выявления согласованных действий (сговора) хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках, представляет собой поэтапную последовательность взаимоувязанных между собой действий по сбору, обработке и систематизации экономической информации, характеризующей деятельность всех хозяйствующих субъектов, функционирующих на конкретных товарных рынках. Наиболее сложным и трудоемким этапом этого процесса является четкое выделение границ товарного рынка, состава всех его участников и основных характеристик деятельности каждого из них на данном товарном рынке. В диссертации предложены конкретные формы и механизмы реализации обследования товарного рынка на этом этапе.

5. В диссертации показано, что важнейшим признаком наличия сговора доминирующих хозяйствующих субъектов на олигополистическом товарном рынке является фиксируемое в динамике расхождение основных экономических показателей, характеризующих деятельность этих субъектов на данном рынке, со средними значениями аналогичных показателей по рынку в целом. Использование этого признака было положено в основу методического подхода к выявлению недобросовестной конкуренции на олигополистических товарных рынках, на основе которого были разработаны представленные в диссертации конкретные конструктивные методы обследования товарных рынков и выявления фактов недобросовестной конкуренции доминирующих хозяйствующих субъектов.

6. Наличие сговора хозяйствующих субъектов, осуществляемого с целью получения ими дополнительного необоснованного дохода в случае его выявления антимонопольными органами служит основанием для изъятия такого дохода. В диссертации представлены методы расчета размеров дохода, подлежащего изъятию. Другим серьезным последствием сговора доминирующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке является причинение экономического ущерба не вошедшим в сговор участникам товарного рынка, а также конечным потребителям продукции, реализуемой на этом рынке. Принципы, методические подходы и конкретные методы оценки такого ущерба представлены в диссертации.

Практическая реализация, предложенных в диссертации методических подходов к выявлению согласованных действий на примерах конкретных товарных рынков, в том числе и представленные в диссертации, показывает суммарный ущерб от таких действий может составлять порядка 15−20% от общего объема оборота соответствующего товара на обследуемом рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе решена важная научная задача, имеющая конкретное практическое значение для совершенствования антимонопольной деятельности в нашей стране, которая позволяет эффективно выявлять действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на олигополистических товарных рынках.

Результаты решения этой задачи позволяют в определенной мере заполнять существующие в настоящее время пробелы в методическом обеспечении действий антимонопольных органов Российской Федерации, направленных на выявление соглашений между хозяйствующими субъектами доминирующими на товарных рынках ограничивающих конкуренцию. Наличие таких пробелов существенно снижает эффективность действий антимонопольных органов в процессе судебных разбирательств дел о наличии сговоров между хозяйствующими субъектами.

В процессе проведения данного исследования удалось сформулировать ряд конструктивных предложений и рекомендаций по организации выявления сговоров между субъектами товарных рынков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 160-ФЗред. от 03.06.2006) «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 117-ФЗред. от 02.02.2006) «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"принят ГД ФС РФ 04.06.1999)
  3. ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948−1ред. от 26.07.2006) „О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ“
  4. ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948−1ред. от 02.02.2006) „О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ“
  5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-Ф3 „О РЕКЛАМЕ“ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006)
  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 331
  7. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ»
  8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.12.1995 N 1284ред. от 14.10.2003) «О ПЛАТЕ ЗА РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»
  9. ПРИКАЗ ФАС РФ от 13.10.2004 N 135ред. от 27.03.2006) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2004 N 6166)
  10. ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N 373
  11. О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5,17,18,19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948−1 «О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ» В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"
  12. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2004 N 5401)
  13. ПРИКАЗ МАП РФ от 20.12.1996 N 169ред. от 11.03.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.01.1997 N 1229)
  14. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-Ф3
  15. О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)
  16. ПРИКАЗ МАП РФ от 03.06.1994 N 66ред. от 11.03.1999) «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ДОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.06.1994 N 589)
  17. ПРИКАЗ ГКАП РФ от 03.06.1994 N 67
  18. М.С. Экономика предприятия. М.: Дело и Сервис, 2006.
  19. М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности. М.: Дело и Сервис, 2003.
  20. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  21. С.Б., Розанова Н. М. Анализ структуры товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 1998.
  22. С.Б., Поповская Е. В., Розанова Н. М. Анализ развития структуры рынков в переходной экономике России: на примере рынков автомобильного бензина и сахара. М.: ГУ-ВШЭ, 1998.
  23. В.Е. Экономика и статистика фирм: учебник для вузов. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  24. И. Новая корпоративная стратегия. -СПб: «Питер», 1999.
  25. В.Ф. и др. Маркетинговое исследование потребительского рынка. Уч. пособие. СПб: Питер, 2004.
  26. И.А., Терехов А. Г., Кутилов П. В. и др. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию на товарных рынках: рекомендации по выявлению. -М.: Институт микроэкономики, 2004.
  27. Г. И. Управление по конкуренции Финляндии и особенность его работы в части антимонопольного контроля картелей //Вестник МАП России. М: Изд-во «Спартак», 2002, № 4−5.
  28. Г. И., Туров А. В. Проблемы повышения эффективности противодействия антиконкурентным соглашениям и взаимодействие антимонопольных органов зарубежных стран при раскрытии картелей//Вестник МАП России. М: Изд-во «Спартак», 2003, № 1.
  29. О.Э. и др. Общая теория статистики: стат. методология в изучении коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  30. И.С. Практика исследования рынков. -М.: Бератор-Пресс, 2003.
  31. М., Рой Ж., Ольве Н. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей /Пер. с англ. Вильяме. М., 2003.
  32. А.Д., Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000.
  33. Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. -США: Междунар. Ин-т права, 1995.
  34. П.И., Леусский А. И., Тарасевич JI.C. Микроэкономика, С Пб. 1996
  35. Доклад о конкурентной политике в Российской Федерации (1999−2001 г.). М: МАП России, 2002.
  36. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов/Под ред. Н. Ш. Кремера. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  37. И.В. Антимонопольная и конкурентная политика Росиии: Учебное пособие.-Новосибирск: СибУПК, 1998.
  38. И.В. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. -Новосибирск: СибАГС, 1998.
  39. И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. Новосибирск: СибУПК, 2001.
  40. И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006.
  41. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2004.
  42. В.В. Методы ситуационного анализа //Бухгалтерский учет, 1996, № 3.
  43. Количественные методы финансового анализа/Под ред Дж. Брауна, М. П. Крипмена.- М.: ИНФРА-М, 1996.
  44. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие /Под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой. М.: Логос, 1999.
  45. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие /Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999.
  46. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999.
  47. В. Конрат. Картельные соглашения фиксирование цен, раздел рынка, обман в определении цен и т. д. Краков, Польша. 1992.
  48. Л.П., Кураков В. Л., Словарь-справочник по экономике, М.: Гелиос АРВ, 1999.
  49. Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Издательство «АСА». Киров, 1995.
  50. П.В. Оценка экономических последствий согласованных действий доминирующих хозяйствующих субъектов// Микроэкономика, № 3, 2007.
  51. П.В. Методы выявления сговоров на олигополистических товарных рынках //Вопросы экономических наук, 2007, № 5.
  52. П.В. Основные принципы выявления согласованных действий на товарных рынках // Проблемы экономики, 2007, № 4(17).
  53. П.В. Законодательные основы антимонополистической деятельности на олигополистических товарных рынках// Микроэкономика, № 4,2007.
  54. А.Я. Введение в рыночную экономику, М:. 1991
  55. Д.И., Долан Э. Д. Рынок: микроэкономическая модель, С Пб. 1992
  56. К.Р., Бою С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1996.
  57. Т.Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: ЮНИТИ, 2003.
  58. Ю. Формализованные процедуры финансового анализа //Финансист, 1996, № 10.
  59. Материалы круглого стола Антимонопольной группы Союза Немецкой Экономики и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, М. 1999.
  60. Д., Монтенбрей М., Уолли Д. Соглашения //Материалы международного семинара МАП России. Н. Новгород, 1999.
  61. .З. Теория организации: Учебник. 4-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  62. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000.
  63. М. Международная конкуренция /Пер. с англ.- под ред. В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.
  64. С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. -М.: Академический проспект, 2004.
  65. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь — 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — (Библиотека словарей ИНФРА-М).
  66. Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы //Вопросы экономики, 2005, № 5.
  67. Н.М. и др. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России /Под ред. С. Б. Авдашевой, ВЛ. Тамбовцева- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2005.
  68. Н.М. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий. Учебное пособие. М.: ИД «Новый учебник», 2004.
  69. Н.М. Конкурентная политика Канады //Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 11.
  70. Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой экономикой //Экономический журнал, 2001, № 2.
  71. Н.М. и др. Анализ структуры рынков в российской экономике. -М.: РПЭИ, 1999.
  72. Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. -М.: Новое знание, 2003.
  73. B.C. Объективный анализ: цена стоимость //Правила игры, 2004, № 6.
  74. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  75. Семинар по обеспечению эффективного противодействия картелям (Рабочие и итоговые материалы), 23−25 мая 2001 г., Великий Новгород.
  76. Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. -М.: Финансы и статистика, 2004.
  77. Ю. Картельный процесс в Германии и ЕС //Вестник МАП России. М: Изд-во «Спартак», 2002, № 6.
  78. . Рынки и рыночная власть. СПб., 1996.
  79. А.А., Стикленд III А.Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учеб для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  80. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебник для вузов. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.
  81. И.М. История становления антимонопольных органов в России // Вестник МАП России. М: Изд-во «Спартак», 2000, № 3.
  82. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экон. школа, 1999. Т.2.
  83. Э. Теория монополистической конкуренции/Пер. с англ.- под ред. Ю. Я. Ольсевича.-М.: Экономика, 1996.
  84. Г. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Благовест-В, 2004.
  85. Г. И. Экономика, организация, планирование производства. М.: Экономика, 2003.
  86. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков /Пер. с англ.Т.6. М.: ИНФРА-М, 1997.
  87. Й.А. История экономического анализа. В 3-х Т/Пер. с англ. Под ред. В. С. Автономова. СПб: Экон. школа и др., 2001.
  88. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. Абалкин Л. И., М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  89. И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы //Материалы Междунар. конф. «10 лет антимонопольным органам РФ. Итоги и перспективы». М.: МАП России, 2000.
  90. Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Женева, Нью-Йорк: ООН, 2001.93. http://www.ach.gov.ru94. http://www.gks.ru95. http://www.antax.ru96. http://www.fas.ru
Заполнить форму текущей работой