Совершенствование систем управления автотранспортными предприятиями на основе информационной интеграции
А также’обеспечение помощи в выборе комплексных интегрированных информационных решений для крупных автотранспортных компаний. Этому способствует разработанная методика выбора способа формирования информационной системы АТП интегрированного типа разной мощности на основе предлагаемых рынком готовых технических и программных комплексов. Разработанные решения по совершенствованию систем управления… Читать ещё >
Содержание
- Введение.¦
- ГЛАВА 1. Анализ методов и средств повышения эффективности систем управления автотранспортными предприятиями в современных условиях
- 1. 1. Роль, экономическое значение и способы формирования информационных систем транспортных и транспортно-логистических предприятий. Проблемы и задачи информационного обеспечения управления
- 1. 2. Эволюция корпоративных информационных систем, классификация методов и средств автоматизации систем управления предприятием
- 1. 3. Концепция информационной интеграции в управлении. Корпоративные информационные системы
- 1. 4. Практика, проблемы и перспективы внедрения средств автоматизации в управление предприятиями транспорта
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. Комплексная автоматизация управления бизнес-процессами АТП на основе интегрированных информационных систем (ИИС)
- 2. 1. Аудит действующей системы управления предприятием
- 2. 2. Разработка модели информационной интеграции. 2.3. Выбор программно-аппаратных средств для реализации модели
- 2. 4. Организация внедрения ИИС в управление АТП
- Выводы по главе
- ГЛАВА 3. Эффективность комплексной автоматизации управления АТП на основе интегрированной информационной системы
- 3. 1. Критерии эффективности и методы оценки экономической целесообразности комплексной автоматизации управления АТП
- 3. 2. Расчет затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию системы
- 3. 3. Пути и способы повышения экономической эффективности информационной интеграции в системе управления (СУ) АТП
- Выводы по главе
Совершенствование систем управления автотранспортными предприятиями на основе информационной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный рынок транспортных услуг развивается в направлении индустриализации, типизации и автоматизации обновных торговых, посреднических и распределительных операций. Это неизбежно ведёт к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной реконструкции всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей и, как следствие, к развитию транспортных процессов на качественно ином, нежели прежде, уровне. И зарубежный и отечественный опыт развития автотранспортных систем показывает, что эти процессы неразрывно связаны с внедрением новых технологий, основанных на интенсивном информационном обмене. Совершенствование компьютерных и информационно-вычислительных систем и технологий способствуют формированию такиХ совершенно новых для транспорта направлений, как логистика, телематика, электронный фрахт, виртуальное экспедирование и других. Активно начинает использоваться в транспортном секторе и глобальная информационная сеть Internet. Причём не только в пассивном, но и в активном режиме интерактивных расчётов и организационно-фрахтовых операций.
С другой стороны, у российских предприятий транспорта отмечается серьезное снижение конкурентоспособности при МАП, связанное с резким снижением технико-экономических показателей автотранспорта.
Наметилась тенденция уменьшения коэффициентов использования пробега и грузоподъемности, средние значения которых для автомобильного транспорта составляют 0,4 — 0,5 и 0,4 — 0,55 соответственно. Среднее значение коэффициента выпуска для России составляет 0,25 (для отдельных регионов достигает 0,5 — 0,6). Невысокие значения показателей, характеризующих степень использования подвижного состава, свидетельствуют о необходимости совершенствования систем управления автотранспортными компаниями, основываясь на принципах информационной интеграции, которые наиболее полно соответствуют современным условиям развития экономики.
Необходимость применения принципов информационной интеграции в управлении АТП обусловлена, прежде всего, переходом от рынка продавца к рынку покупателя, когда последний определяет основные параметры перевозки. При этом особое внимание при организации перевозок уделяется качеству. Учет всех составляющих, обеспечивающих качество перевозки, позволяет повысить надежность оперативного планирования, а, следовательно, и конкуренv тоспособность предприятия.
Проблемы организации перевозок, управления на транспорте исследованы в работах Будриной Е. В., Гончарук О. В., Громова Н. Н., Садриева Н. Э., Иванова И. И, Заметалина И. И., Клочкова В. Н., Кононовой Г. А., Лосевой А. С., Малова В. Н., Персианова В. А., Улицкого М. П., и др. Автоматизация управления и информационное обеспечение бизнес-процессов на транспорте нашли отражение в работах Бережного В. И., Бережной Е. В., Горева А. Э., Житкова В. А., Зайцева Е. И., Лукинского B.C., Шейнина A.M., Резера С.М.
Современные транспортные системы развиваются в рамках логистики. Эта проблематика нашла отражение в классических исследованиях, Миротина Л. Б., Сергеева В. И., Лукинского B.C.
Однако, с каждым новым этапом развития производственных и коммерческих отношений проблема управления предприятием воспроизводится по новому, в более сложной и неопределённой форме и требует для разрешения новых, адекватных сложившимся условиям и возможностям подходов и концепций.
По новому проблема управления АТП раскрывается в связи с развитием логистики. Автотранспорт в современных логистических системах играет одну v из ключевых ролей. АТП становятся активным элементом в сложноорганизо-ванных сетях поставок товаров, являются неотъемлемыми компонентами товарно-распределительных систем, построенных на принципах аутсорсинга. Это налагает особые требования к ведению бизнеса, обеспечению технологической совместимости с посредниками, заказчиками и клиентами. Очевидно, обеспечение современных требований к управлению АТП немыслимо без ав * томатизации бизнес-процессов, построенной на комплексном информационном базисе.
Несомненно, информация сегодня является ресурсом, и ресурсом не дешевым. Не случайно все исследования говорят о необходимости управления информационными ресурсами. В тоже время практически отсутствуют работы в области экономического обоснования реинжениринга управления на основе комплексной автоматизации и применения сложных ИС. Это в полной мере относится к предприятиям транспорта. А если учесть высокие риски, стоимость и продолжительность реализации таких проектов, то становится очевидной актуальность такого рода исследований.
Даже поверхностный анализ говорит о том, что для предприятий среднего по масштабам бизнес-класса, к которым относятся большинство АТП, не подходят классические схемы и технологии автоматизации управления. Прежде всего по причине высокой стоимости и неудовлетворительности решений многих, специфических для AT, задач. Именно это предопределило выбор темы исследования, определило его задачи и цели.
Целью исследования является повышение эффективности управления крупными АТП и обеспечение их конкурентоспособности на современном глобальном рынке транспортных услуг путем комплексного использования информационных ресурсов.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
• анализа состояния систем управления автотранспортными компаниями в Российской Федерации и за рубежом;
• анализа методов и средств повышения эффективности управления АТП и систем информационного обеспечения;
• разработки методики формирования современной СУ АТП, основанной на принципах информационной интеграции;
• разработки общей схемы информатизации управленческих структур современного АТП;
• разработки алгоритмов поддержки принятия управленческих решений для служб АТП;
• разработки методики выбора модели и инструмента формирования КИС АТП с ТЭО эффективности решения;
• разработки концепции проекта информационного обеспечения СУ АТП.
Основные результаты исследования и их научная новизна:
• определены основные схемы и модели формирования КИС АТП;
• разработана методика формирования экономически эффективной ИИС для управления АТП, включающей алгоритмы поддержки принятия решений;
• разработаны и доведены до уровня практического применения алгорит мы решения задач выбора в условиях неопределенности для управленческих структур АТП;
• разработаны модифицированные версии алгоритмов управления надежностью АТС в эксплуатации по экономическим показателям, приспособленные к реализации в рамках КИС АТП;
• предложена схема информационного и программно-аппаратного обеспечения СУ АТП.
Практическая значимость работы состоит в прикладном характере научных изысканий и выводов диссертации, направленных на совершенствование системы управления предприятием, ведущих’к снижению издержек перевозочного процесса.
По теме исследования: всего по теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1.2 п.л.
Основные результаты исследования были представлены: на студенческих научных конференциях СПбГИЭА (1998 — 1999 гг.) и на «Второй международной научно-практической конференции по логистике» (СПбГИЭУ, 2003.
Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
В результате разработки методики оценки экономической эффективности вне. дрения КИС в СУ АТП решены следующие задачи:
1. Были рассмотрены различные способы оценки эффективности проектов внедрения ИИС.
2. Определены критерии эффективности внедрения КИС.
3. Показана методика оценки экономической выгоды от автоматизации процедур управления.
4. Разработана постатейная калькуляция затрат на разработку и внедрение КИС Галактика.
5. В рамках внедрения КИС в СУ АТП были определены показатели рентабельности, срока окупаемости проекта и чистый приведенный доход от автоматизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Целью исследования является повышение эффективности управления крупными АТП и обеспечение их конкурентоспособности на современном глобальном рынке транспортных услуг путем комплексного использования информационных ресурсов.
А также’обеспечение помощи в выборе комплексных интегрированных информационных решений для крупных автотранспортных компаний. Этому способствует разработанная методика выбора способа формирования информационной системы АТП интегрированного типа разной мощности на основе предлагаемых рынком готовых технических и программных комплексов. Разработанные решения по совершенствованию систем управления автотранспортными и транспортно-логистическими компаниями на основе информационной интеграции могут быть использованы в качестве справочного и методического материала предприятиями транспорта.
В качестве главного принципа в построении интегрированной информационной системы предложен принцип модульности единого, общекорпоративного информационного пространства, реализуемый в рамках концепции открытых систем.
Предложенное решение по автоматизации систем управления автотранспортными и транспортно-логистическими компаниями базируется на передовых информационных технологиях, ориентированных на активное использование информации во всех ее проявлениях и источниках и представляет собой систему сбора, учета, анализа полученной информации и поддержки на ее основе принятия управленческих решений.
В диссертации, кроме конкретных решений, выполнен анализ экономической эффективности проекта внедрения ИИС по разработанной методике. Расчет экономической эффективности основывается на увеличение провозных возможностей предприятия и учитывает увеличение среднегодового пробега автомобиля в МАП до рекомендованного Минтрансом уровня. Можно констатировать, что уровень в 95 ООО км и выше является пропуском на рынок МАП и позволяет выплачивать кредит и лизинговые платежи и, следовательно, обеспечивает своевременное обновление парка АТС.
В целом основные результаты выполненной работы состоят в следующем:
1. В результате анализа рынка ИС и средств автоматизации управления компаниями разработаны классификация способов формирования ИС интегрированного типа и рекомендации по их внедрению в СУ АТП.
2. Разработана оригинальная методика и алгоритм решения «задач выбора» на основе модифицированного метода относительных предпочтений для поддержки принятия управленческих решений менеджерами АТП.
3.Разработаны алгоритм оптимизации периодичности технических обслужива-ний АТС по экономическому критерию и алгоритм выявления критических по надежности деталей АТС для целей планирования потребности АТП в запасных частях и агрегатах.
4. Разработана обобщенная модель интеграции информационных ресурсов для крупных АТП комплексного типа и определены базовые требования к информационному обеспечению СУ АТП.
5.На основе анализа технологий внедрения крупных универсальных ИС разработаны подробный план реализации инвестиционного проекта КИС АТП и методика оценки его эффективности.
Список литературы
- Аглицкий И.С. Информационное поле предприятия // Финансовая газета. 2001. — № 45. — С.14−15
- Адлер Ю., Турко С. Ограничения в бизнесе ограничения в мышлеIнии, или как бороться с тем, что мешает нам в достижении целей // Методы менеджмента качества. 2001. № 1.
- Анисимов А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1998. — 245 с
- Антошвили М.Г., Либерман С. Ю., Спирин И. В. Оптимизация городских автобусных перевозок. М.: Транспорт, 1985. — 102 с.
- Артемьев С.П., Смирнов О. С., Шаронов О. В. Международные перевозки автомобильным транспортом. М.: Транспорт, 1977. — 160с.
- Баер В.Г. Основы комплексного управления качеством технического обслуживания и ремонта на автомобильном транспорте. Л., ЛИЭИ, 1982.-77 с.
- Байхельт Ф., Франкен П. Надёжность и техническое обслуживание. Математический подход / Пер. с нем. — М.: «Радио и связь», 1988. -392 с.
- Бакулович Л. Новые информационные технологии управления перевозками / Автомобильный транспорт, N1, 1991. 28−31 с.
- Батищев И.И. Международные автомобильные перевозки в контейнерах и транспортных пакетах. М.: АСМАП, 1995. — 40 с.
- Бенсон Д., Уайтхед Д. Транспорт и доставка грузов / Пер. с англ. -М.: Транспорт, 1990. 278 с.
- Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов.- М.: «Банки и биржи». Изд. «ЮНИТИ», 1997. 632 с.
- Блюмберг В.А., Глущенко В. Ф. Какое решение лучше?: Метод расстановки приоритетов. JL: Лениздат, 1982. — 160 с.
- Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. -278 с.
- Брунштейн Д.П. Оперативный учет в автотранспортном объединении. М.: Финансы и статистика, 1981. — 174 с.
- В., Самойленко A. Data mining: учебный курс. // СПб: Питер, 2001
- Ван Рост Ш. Дорога и дорожный транспорт (транспортировка товаров) / Институт международного обучения в области транспорта (IBF). Брюссель: 1993. — 96 с.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: Финансы и статистика", 1998.- 176 с.
- Вентцель Е. С, Овчаров JI.A. Прикладные задачи теории вероятностей. М.: Радио и связь, 1983. — 416 с.
- Волчков С.А., Балахонова И. В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2001. № 1 (региональный выпуск).
- Воронов Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. Новосибирск: I
- Наука, Сиб. отделение-, 1990. 336 с.
- Гаджинский A.M. Логистика на товарном рынке Москвы / В сб. «Логистика и бизнес». М.: Брандес, 1997. — с.52−54.23,24,25,2627,28