Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности деятельности кооперативных организаций
В ходе выполнения работы рассматривались и обобщались результаты исследований в области сравнительного анализа и рейтинговой оценки предприятий, учреждений, банков, полученные отечественными учёными: М. И. Банановым, И. Т. Балабановым, Е. С. Стояновой, А. Д. Шереметом. Вопросы, связанные с обеспечением эффективного функционирования потребительской кооперации, ее отдельных отраслей, были… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы бенчмаркингового анализа
- 1. 1. История развития, цели и задачи бенчмаркинга
- 1. 2. Виды бенчмаркинга и принципы его проведения
- 1. 3. Механизм проведения бенчмаркингового анализа в организации
- Глава 2. Применение бенчмаркинга в организациях потребительской кооперации
- 2. 1. Обоснование необходимости проведения бенчмаркингового анализа в кооперативных организациях
- 2. 2. Обзор существующих методик сравнительного анализа на базе рейтинговой оценки
- 2. 3. Разработка методики сравнительного анализа в организациях потребительской кооперации
- Глава 3. Апробация методики сравнительного анализа на результатах деятельности кооперативных организаций
- 3. 1. Анализ социально-экономического положения Кемеровского облпотребсоюза за 2001 — 2005 годы в разрезе отраслей деятельности
- 3. 2. Проведение внутреннего сопоставительного анализа в организациях Кемеровского облпотребсоюза
- 3. 3. Применение методики сопоставительного анализа с учётом региональной специфики организаций
- 3. 4. Рекомендуемые мероприятия для внедрения процесса бенчмаркинга в деятельность кооперативных организаций
Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности деятельности кооперативных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
За последние годы бенчмаркинг стал одним из эффективных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. В России уже появляются организации, использующие бенчмаркинг в качестве инструмента повышения эффективности деятельности. Для большинства руководителей «бенчмаркинг» — это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако потенциал бенчмаркинга велик, и существует возможность успешного применения данного инструмента маркетинга в экономическом анализе.
Одной из основных причин слабого использования данного метода управления российскими организациями, в частности организациями потребительской кооперации, является отсутствие методической базы для его проведения. В связи с этим, представляется весьма актуальным изучить зарубежный опыт применения бенчмаркинга и разработать методику сопоставительного анализа кооперативных организаций.
Степень изученности темы. Помимо работ зарубежных авторов специально посвященных бенчмаркингу: Р. Кэмпа, Б. Андерсена, С. Миллера, Ф. Котлера, Д. Траута, теоретической основой исследования послужили труды отечественных специалистов: Е. А. Михайловой, Г. Л. Багиева, Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, И. А. Аренкова, А. К. Казанцева, Е. П. Голубкова.
В ходе выполнения работы рассматривались и обобщались результаты исследований в области сравнительного анализа и рейтинговой оценки предприятий, учреждений, банков, полученные отечественными учёными: М. И. Банановым, И. Т. Балабановым, Е. С. Стояновой, А. Д. Шереметом. Вопросы, связанные с обеспечением эффективного функционирования потребительской кооперации, ее отдельных отраслей, были рассмотрены в научных работах: А. Р. Бернвальда, Г. М. Ефремовой, З. А. Капелюк, Л. П. Наговициной, JI.A. Сипко, P.M. Гусейнова, М. В. Хайруллиной, Н. А. Поповой, Т. Г. Храмцовой и др.
Однако, в трудах перечисленных авторов, нами не найдено комплексного изложения подходов к сравнительному анализу деятельности кооперативных организаций и рекомендаций по применению бенчмаркинга с целью методического обеспечения конкурентоспособности на современном этапе развития системы. По нашему мнению, это представляет определенный пробел в теории и практике потребительской кооперации и обуславливает научный и практический интерес к разработке методики проведения бенчмаркинга и рекомендаций для его внедрения, а также выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целыо исследования является обобщение теоретических положений и разработка методики сравнительного анализа кооперативных организаций на основе использования бенчмаркингового подхода.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты сущности и содержания бенчмаркингового анализаизучить формирование процесса бенчмаркинга и разработать собственный механизм сопоставительного анализа;
2) проанализировать современные подходы к сравнительной оценке деятельности организаций и обосновать необходимость проведения бенчмаркингового анализа в системе потребительской кооперации;
3) разработать методику сравнительной оценки кооперативных организаций, а также предложить методические рекомендации к оценке деятельности кооперативных организаций с учётом региональной специфики;
4) апробировать методику сравнительного анализа кооперативных организаций на уровне потребительских обществ Кемеровской области, а также апробировать методические подходы к проведению бенчмаркингового анализа с учётом региональной специфики на уровне потребсоюзов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
5) разработать рекомендации по внедрению бенчмаркингового анализа в деятельность кооперативных организаций.
Объект исследования — социально-экономические отношения, возникающие в процессе деятельности кооперативных организаций.
Предмет исследования — система сравнительной оценки социально-экономической деятельности кооперативных организаций с целыо повышения эффективности их функционирования.
Объект наблюдения — потребсоюзы Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, кооперативные организации Кемеровской области.
Область исследования. Содержание диссертации соответствует области исследования п. 15.117 «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).
Методы исследования. Исследование базируется на общенаучных методах познания: индукции и дедукции, анализе и синтезе, системном подходе, комплексной сравнительной оценкеэкономико-статистических методах: сводке и группировке данных, изучении динамики и взаимосвязей, наблюдении, вычислении обобщающих показателей. Математическая обработка данных производилась с использованием программы Microsoft Exsel.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные положения, представленные в трудах классиков маркетинга, теоретиков бенчмаркинга, ведущих отечественных и зарубежных ученых экономистов, посвященных вопросам оценке деятельности организаций.
Информационной базой диссертационной работы послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата) и Центросоюза Российской Федерациистатистическая, управленческая и бухгалтерская отчетность потребительских обществ Кемеровской области, Новосибирского облпотребсоюза.
Научная новизна проведённых исследований состоит в разработке методических подходов и рекомендаций проведения бенчмаркингового анализа в организациях потребительской кооперации и сводится к следующим положениям: а) по специальности Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг): разработана и апробирована методика внутреннего сопоставительного анализа кооперативных организаций, отличающаяся от существующих методик возможностью сравнивать многоотраслевые организации и организации, находящиеся в разных социально-экономических условияхпредложена методика расчёта нормативных показателей деятельности потребсоюзов, которая в отличие от известных положений, позволяет учитывать региональную специфику функционирования организаций;
— разработаны рекомендации для последовательного внедрения процесса бенчмаркинга в деятельность кооперативных организаций, что позволит повысить эффективность их хозяйствования. б) по специальности Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг):
— развиты теоретические положения о сущности бенчмаркинга, которые в отличие от традиционных позволяют рассматривать данный инструмент с позиций экономического анализа;
— обобщены имеющиеся подходы к процессу проведения бенчмаркинга и предложен авторский механизм его проведения, отличающийся от существующих алгоритмов тем, что выделены этапы бенчмаркинга, связанные с методикой сравнительного анализа и с разработкой плана его внедрения.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Наука. Технологии. Инновации» (г. Новосибирск, 2005 г.) — «Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг» (г. Новосибирск, 2006 г.).
Практическая значимость полученных результатов: использование данных проведённого исследования в реальной практике для проведения сравнительного анализа и внедрения процесса бенчмаркинга, с целью обеспечения конкурентоспособности любых организаций, в том числе, организаций потребительской кооперации.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику хозяйственной деятельности кооперативных организаций Кемеровской области (акт о внедрении от 23.04.2006 № 153), Новосибирского облпотребсоюза (акт о внедрении от 29.01.2007 № 21−115), ЗАО «Электрокомплектсервис» (акт о внедрении от 17.11.2006 № 11−73). Материалы исследования используются в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (справка о внедрении от 29.12.2006 № 16−1756).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объёмом 3,1 п.л., все работы авторские. Из них шесть научных статей объёмом 3.1 п.л., в том числе две статьи объёмом 0,2 п.л. и 0,75 пл. опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
Объём и структура диссертации. Работа изложена на 147 страницах текста, состоит из введения, трёх глав, библиографического списка, включающего 132 наименования, содержит 43 таблицы, 16 рисунков, 9 формул и 6 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Представленные в диссертации результаты исследования позволили сделать ряд выводов, изложенных в порядке решения поставленных перед началом работы задач.
1) Автором рассмотрена теоретическая сущность такого маркетингового инструмента, как бенчмаркинг. Проведён анализ понятия данного инструмента, выявлено место и роль бенчмаркинга в экономических науках, рассмотрена эволюция, проанализированы цели и задачи, принципы проведения и виды бенчмаркингового анализа. В работе приведёна практика применения бенчмаркинга зарубежными и российскими компаниями, выделены причины слабого использования исследуемого подхода в России.
После чего, была предложена авторская трактовка понятия бенчмаркинг, обосновано применение данного метода в экономическом анализе, автором были выделены три основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления. В результате сравнения различных видов бенчмаркинга, была предложена классификация видов в зависимости от объекта, предмета и субъекта сравнения.
В ходе проведения исследования, была уточнена базовая система принципов проведения сравнительной оценки и предложен ещё один принцип проведения бенчмаркинга — принцип непрерывности, так как поиск новых идей, их адаптация и использование на практике должно осуществляться непрерывно.
Автором были обобщены имеющиеся подходы к процессу бенчмаркинга и предложен собственный алгоритм его проведения. Данный вариант основан на комплексном рассмотрении сравнительного и процессного подходов к проведению эталонного сопоставления. Так, были выделены этапы бенчмаркинга, связанные с разработкой методики сравнительного анализа, и этапы связанные с разработкой плана его внедрения.
2) Обзор теоретического опыта при подходе к сравнительной оценке деятельности организаций вывел автора к идеи о проведении бенчмаркингового анализа на основе рейтинговой оценки деятельности, считая научно обоснованный и апробированный метод определения рейтинга важнейшим инструментом при оценке потенциальных возможностей и результативности деятельности объектов исследования.
В свою очередь было отмечено, что практика проведения бенчмаркинга доказала свою результативность в коммерческом секторе, и может успешно реализоваться в некоммерческой сфере, в частности в деятельности организаций потребительской кооперации. Аналогично тому, как любая коммерческая организация, завоёвывающая рынок, постоянно использует опыт других в качестве отправной точки для своих собственных подходов, точно также потребительская кооперация может использовать бенчмаркинг, как инструмент повышения конкурентоспособности.
Проанализировав особенности функционирования потребительской кооперации, специфику деятельности, цели и задачи системы, автором было рекомендовано, при выборе одного из видов проведения эталонного сопоставления, остановиться на внутреннем бенчмаркинге.
Внутреннее сопоставление показателей эффективности кооперативных организаций даст возможность выявить уязвимые и рациональные стороны деятельности субъектов потребительской кооперации в сравнении с лидирующими организациями внутри системы.
При подходе к формированию методики внутреннего сопоставительного анализа кооперативных организаций, автором рассмотрена существующая методика комплексной рейтинговой оценки деятельности кооперативных организаций, выявлены недостатки методики, не позволяющие в некоторых ситуациях, проводить сопоставление.
3) В контексте рассматриваемых задач, автором разработана методика проведения сопоставительного анализа в организациях потребительской кооперации. Предлагаемая методика содержит три раздела:
— сопоставление результатов экономической деятельности, с учётом специфики многоотраслевой деятельности;
— сопоставление результатов выполнения социальной миссии;
— сопоставление результатов социально-экономической деятельности;
Для проведения сопоставления каждый раздел содержит алгоритм вычислительных процедур, формулы расчёта интегральных показателей и табличное изображение данных расчётов.
При сравнении показателей эффективности социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации, находящихся в разных регионах, с целью снятия диспропорций с исследуемых территорий, автором рассчитан коэффициент региональный дифференциации. Данный коэффициент получен в результате проведения, диссертантом, комплексного сравнительного анализа показателей экономического и социального развития регионов.
Учитывая, что рассчитанный автором коэффициент региональной дифференциации характеризует комплексную оценку социально-экономического развития регионов, предложено использовать данный коэффициент при сопоставлении фактических показателей деятельности потребсоюзов с нормативными показателями.
4) Сопоставление показателей экономической и социальной деятельности кооперативных организаций, а также оценка их социально-экономической работы была апробирована диссертантом на результатах работы потребительских обществ Кемеровской области. Сопоставление показателей социально-экономической деятельности кооперативных организаций с учётом региональной специфики территорий, было проведено на уровне потребсоюзов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Перед апробацией разработанной методики, были проанализированы основные параметры функционирования Кемеровского облпотребсоюза за 2001 — 2005 годы. Результаты анализа позволили логически подтвердить сделанные после сопоставления выводы. Полученная информационная база для дальнейшего внедрения бенчмаркинга, позволила автору оценить кооперативные организации, определить лидеров и предмет улучшения, в виде конкретных показателей деятельности.
Применение сопоставительной оценки с учётом региональных особенностей дало возможность точнее определить не только место, занимаемое каждой кооперативной организацией, но и выявить, в какой степени внешние условия региона оказали воздействие на итоговые показатели работы организации.
Важным преимуществом предложенной автором методики является и то, что она позволяет сравнивать показатели организаций, функционирующих в разных, по уровню социально-экономического развития, регионах, не требуя распределения их на группы при проведении бенчмаркингового анализа.
После применения методики сравнительного анализа, в качестве первой части внутреннего бенчмаркинга, автором были разработаны рекомендации по внедрению передового опыта лидирующих подразделений.
Предложенная в диссертационном исследовании методика рекомендуется для внедрения в практическую деятельность кооперативных организаций с целью повышения эффективности их функционирования на различных уровнях управления.
Список литературы
- Ананькина Е.А. Критерии определения внутреннего кредитного рейтинга предприятий. М.: Институт экономики города, 1999. — 47 с.
- Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования, пер. с англ./науч.ред. Ю. П. Андлер.-М: РИА // Стандарты и качество. 2003. -№ 272. -С.4.
- Аренков И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 144 с.
- Арсенов В.В. Эколого-экономический рейтинг предприятия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. — 117 с.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник / Г. Л. Багиев В.М. Тарасевич X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Экономика, 2003.-718 с.
- Балобанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб. Питер, 2001. -303 с.
- Баяндин Н.И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку. М.:Юристъ, 2002. — 317с.
- Белокоровин Э.А. Опыты с бенчмаркингом // Маркетолог. 2005. -№ 7. — С. 5 — 8.
- Бернвальд А.Р. Пайщик фундамент и социальная база потребительской кооперации // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — Новосибирск, 2004. — Вып.2. — С. 8 — 13.
- Боган К., Инглиш М. Бизнес-разведка: внедрение передовых технологий. Издательство: Вершина, 2005. — 368 с.
- Богомолова Е.В. Совершенствование методологии экономического анализа на современном этапе развития России // Аудит и финансовый анализ. -2005.-№ 1. с. 16−19.
- Болотова Е.Ю. В единении сила: потребительская кооперация России в конце 19 — начале 20 в. — Волгоград: Перемена, 2003. — 329 с.
- Борисов В.Д. Кооперативный менеджмент: состояние, проблемы, перспективы. Новосибирск: НГУ, 2005. — 109 с.
- Васякина Е.Н. Направления исследования рынков. Центросоюз РФ. — Новосибирск: СибУПК, 2001. — 22 с.
- Виноградова С. Не шпионаж, а средство продаж // Финансовая газета. -2000.-№ 8.-С. 13
- Гапоненко A.JL. Стратегическое управление. М.:Омега — Л, 2004. -466 с.
- Голубева Т.Г., Елисеев О. Н. Бенчмаркинг, как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. -2002.- № 1.-С. 60−62.
- Гордон Ян. Маркетинг партнёрских отношений. Новые стратегии и технологии привлечения клиентов. Спб. Литер, 2001. — 379 с.
- Градобоев В.В. Зарубежный опыт и российская практика стратегии бенчмаркинга. -М.: МАКС Пресс, 2005. 86 с.
- Гуннар 3., Штефан К. «Бенчмаркинг» Руководство для практиков / Перевод с нем. под ред. Манжосова Г. П. ООО КИА центр, 2006. — 128 с.
- Гуськова Н.Д. Инвестиционный рейтинг региона Саранск: Мор-дов. ун-т, 2000. — 118 с.
- Данилов И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. -М.: Стандарты и качество, 2005. 69 с.
- Дженстер Пер. Анализ сильных и слабых сторон компании. -М.Вильямс, 2003.-364 с.
- Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). СПб.: Виктория плюс, 2002. — С. 196 — 197.
- Донченко Ю.В., Евченко А. В., Железняков С. С. Социально -экономические аспекты оценки и регулирования территориальной ассимет-рии в развитии административных районов // Вопросы статистики. 2004. -№ 8.-С. 56−62.
- Евченко А.В. Сравнительный анализ территориальной дифференциации и типология регионов по уровням экономического и социального развития // Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 5(62). — С. 26−37.
- Иванов С. Бенчмаркинг стратегия конкурентной борьбы // Бизнес среда.-2001.- № 39.- С. 13.
- Капелюк З.А. Диссертация: написание, защита и порядок оформления: пособие для аспирантов и соискателей. / З. А. Капелюк. Новосибирск: СибУПК, 2006.-296 с.
- Карминский A.M. Рейтинги в экономике: методология и практика. -М.: Финансы и статистика, 2005. 235 с.
- Ковалев В.В. Экономический анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. 560 с.
- Коваленко В. В поисках лучших // Секрет фирмы. 2007. — № 48. -С. 148- 149.
- Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». -М.: Центросоюз, 1998. 163 с.
- Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.-126 с.
- Коробкова O.K. Рейтинг экономической и лечебной деятельности учреждений здравоохранения. М., 2002. — 146 с.
- Короткова В.В. Анализ оборотного капитала в организациях потребительской кооперации. Белгород: Кооп. образование, 2005.-242 с.
- Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг Менеджмент. Пер. с англ.: Питер. -2006.-480 с.
- Кравцов В. Великие завоевания бенчмаркинга // Маркетолог. -2002. -№ 1.-С. 10−14.
- Крюков Д., Коваленко В. На все 700% // Секрет фирмы. 2007. -№ 48.-С. 109- 122.
- Кэмп С. Роберт Бенчмаркинг обзор опыта достижения делового совершенства // Европейское качество. — № 2. — 2004. — С. 22.
- Кэмп С. Роберт Легальный промышленный шпионаж: Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов" / Пер. с англ.- под ред. О. Б. Максимовой. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004.-416 с.
- Лебедко М.П., Корчагин Л. М. Менеджмент в потребительской кооперации: Учебное пособие. 42. Новосибирск: СибУГЖ, 2001.-136 с.
- Леоненко Е.И. Бенчмаркинг как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности российских компаний // Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных в 7-ти частях. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. Часть 4. С. 152 — 154.
- Леоненко Е.И. Современные методы комплексных рейтинговых оценок // Управление устойчивым развитием экономических систем / под ред. д.э.н., проф. А. В. Бабкина: межвуз. сб. трудов. СПб.: Изд-во Политехи, унта, 2006.-С. 644−649.
- Леоненко Е.И. Основные этапы проведения бенчмаркингового анализа // Материалы VI региональной научно-практической конференции молодых учёных, 10 апреля 2006 г., Новокузнецк: НФИ КемГУ. Новокузнецк, 2006. — С. 108−112.
- Леоненко Е.И. Бенчмаркинговый подход к оценке деятельности кооперативных организаций // Вестник ИНЖЭКОНа серия «Экономика» 2007. -С.325 -328.
- Манаков Л.Ф. Методика автоматизированного расчета рейтинга предприятий. Новосибирск: НГАСУ, 2004. — 32 с.
- Масленникова Н.П. Управление развитием организации М.Центр экономики и маркетинга. 2002. 303 с.
- Маслов Д.В., Белокоровин Э. А. Бенчмаркинг выгодно ли учиться у других? // Технология качества жизни. — № 4. — 2004. — С. 15 — 20.
- Маслов Д.В., Белокоровин Э. А. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях // Методы менеджмента качества. -№ 8.-2004.-С. 24−28.
- Международный маркетинг: учебник / Р. Б. Ноздрёва. -М.: Экономисту 2005. 990 с.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом.-№ 1.-2001.-С. 11.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта // Менеджмент в России и за рубежом.-№ 3.-2001.-С. 126- 133.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: учеб.пособие. М.: Юрист, 2002.- 110 с.
- Михайлова М.Р. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством//Методы менеджмента качества.-№ 5.-2003.- С. 18−21.
- Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: внутренний сопоставительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. № 4. — 2001. — С. 121 -133.
- Мнение экспертов EFQM о лучших практических методах бенчмаркинга // Европейское качество. № 2. — 2002. — С. 34.
- Мухаметзянова Ф.С. Технология модульного обучения. Модульно-рейтинговая система контроля Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — 84 с.
- Наговицина Л. П. Не присутствовать в деревне, а обустраивать быт людей // Деловой вестник «Российской кооперации». № 12. — 2004. — С. 18−21.
- Наговицина Е. В. Роль потребительской кооперации в социальной экономике России // Новый век — новые горизонты науки: Материалы региональной научю-практ. конф. Новосибирск, 2004. — С. 173 — 175.
- Наговицина JI. П. Показатели социальной миссии потребительской кооперации, их анализ // Экономический анализ как основа принятия управленческих решений: Сборник докладов. Новосибирск, 2001. — С. 94 — 116.
- Наговицина Л. П. Усиление социальной работы потребительской кооперации на селе. Новосибирск: СибУПК, 2003. — 44 с.
- Наговицина Л. П., Сипко Л. А., Храмцова Т. Г. Совершенствование статистического наблюдения в потребительской кооперации для контроля за социальной и финансово-экономической деятельностью / Центросоюз РФ, СибУПК. Новосибирск, 2000. — 64 с.
- Наговицына Л.П. Социальная работа потребительской кооперации на селе Научн. ред. А.Р. Бернвальд- Центросоюз РФ СибУПК 2004. 51 с.
- Некрасов С. Равнение на эталон или бенчмаркинг на службе маркетинговых коммуникаций // Рекламные технологии. № 8. -2005. — С. 36.
- Новосёлов Ю.А. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб.пособие. 4.1 // Центросоюз РФ. СибУПК. Новосибирск, 2000. — 127с.
- Новосёлов Ю.А., Иткулов С. Г. Информационный механизм реализации социальной миссии по потребительской кооперации Центросоюз РФ. Новосибирск, 2002. 44с.
- О повышении роли Потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием. Постановление правительства РФ № 24 от 7 января 1999 г.
- Олдак П.Г. Нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2004. — 40 с.
- Операционный менеджмент: Учебник. М.: Инфра-М, 2005. — 337 с.
- Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации за январь-декабрь 2005 г.: Центросоюз РФ. М., 2006.- 104 с.
- Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации за январь-декабрь 2004 г.: Центросоюз РФ. М., 2005.- 104 с.
- Основные показатели социально-экономической деятельности России за январь-декабрь 2004 года. М.: Центросоюз РФ, 2005. — 111 с.
- Основные показатели социально-экономической деятельности России за январь-декабрь 2005 года. М: Центросоюз РФ, 2006. — 111 с.
- Панюкова В. Понятие и проведение бенчмаркинга на предприятиях Современной торговли. -№ 12. 2005. — С. 28−31.
- Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации: материалы все-рос. науч.-практ. конф. 19−20 окт. 2004 г. /науч. ред. Бернвальд А. Р. Новосибирск: СибУПК, 2005. — 140 с.
- Пестрякова Т.П. Механизм бенчмаркингового анализа торгового предприятия / Экономический анализ: теория и практика. № 3. — 2005. -С. 33−36.
- Петросян О.О. О социальной справедливости в экономических отношениях // Общество и экономика. 2005. — № 9. — С. 135−154.
- Пилчер Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности // Европейское качество. № 1. — 2004. — С. 40 — 46.
- Попов А.Н., Прогрессивные методики анализа в финансовом менеджменте: бенчмаркинг: учеб.пособие. Челябинск, 2004. — 14 с.
- Попова Н.А., Смирнова Т. Н. Методические рекомендации по рейтинговой оценке социально-экономической и финансовой деятельности организаций потребительской кооперации. Новосибирск: СибУГТК, — 2004. -16 с.
- Постановление правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)»
- Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на 1998−2002 годы. М., 1998. — 175 с.
- Регионы России: социально-экономические показатели 2005 г.: Статистика России. М., 2006. — 982 с.
- Регионы России: экономическая конъюнктура. Т. 1,2 девятнадцатый выпуск. М., Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ: 2006.
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. -№ 44.-2006.-С. 106- 123.
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2005 г. / Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» / http://www.raexpert.ru/
- Рейтинг развития регионов 2005. / Сайт фонда «Технологии развития"/http://www.5-tv.ru/rating/index.html/
- Рейтинг фондов акций // Аналитический деловой еженедельник Smart Money. 2006. — № 33. — С. 48 — 54.
- Роздольская И.В. Инновационное развитие организаций потребительской кооперации: теория и практика управления. Белгород: Кооп. образование, 2005. — 459 с.
- Российский статистический ежегодник. 2005 г.: Статистика России. -М., 2006.-819 с.
- Российский статистический ежегодник. 2005 г.: Статистика России. -М., 2006.-819 с.
- Савицкая Н.Г. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие. -М.: Инфра-М, 2006.-288 с.
- Салонен JI. Бенчмаркинг / Управление персоналом. № 10. — 2001. -С. 49−54
- Самогородская М.И. Современные технологии управления региональными инвестиционными процессами / Финансы и кредит. № 25. -2004.-С. 23−26.
- Самойлова А.А. Система показателей оценки эффективности деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. № 6. -2003.-С. 10−16.
- Сангинов Н.С. Рост экономического потенциала потребительской кооперации важное условие достижения ее социальной миссии // Фундаментальные и прикладные исследования: науч. теорет. журн. Вып. 2−3 / гл. ред. А. Н. Лебедев. — М., 2004. — С. 69 — 72.
- Семенов А. К. Имидж и миссия потребительской кооперации // Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — С. 32 — 34.
- Серебрякова Л. А. Методы оценки уровня социально-экономического развития регионов: Вестник СевКавГТУ Серия «Экономика». -№ 3. 2003.
- Сипко Л. А., Наговицина Е. В. Социальная природа кооперативов// Кооперация Сибири: факторы и условия устойчивого развития: Сб. науч. ст. Вып. 4 / Отв. Ред. А. А. Николаев Новосибирск, 2003. — С. 13−23.
- Сипко Л.А. Инвестиционный потенциал: методология статистической оценки (на примере регионов Сибири) Центросоюз РФ, СибУПК. Новосибирск, 2004. — 83 с.
- Скибин К.В. Методика рейтингового анализа страховых компаний -М.: Макс-Пресс, 2000. 35 с.
- Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. № 10. — 2005. — С. 90 — 102.
- Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н. А. -М.: Издательство «Экзамен», 2002. 736 с.
- Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ // Проблемы теории и практики управления. № 4. — 2001. — С. 59−64.
- Танкаев Р.У. Рейтинг интегрированных компаний и нефтегазодобывающих предприятий / Р. У. Танкаев Н.В. Авраменко. М.: ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, 1997.-29 с.
- Тарасова Е.Е. Эффективность розничной торговли потребительской кооперации и направления ее повышения. -Белгород: Кооп. образование, 2005.-208 с.
- Терновский Д. С. Особенности и факторы социально-экономического развития организаций потребительской кооперации. -Белгород: Кооперативное образование, 2004. 183 с.
- Томас Дейвенпорт. Повелители цифр Harvard Business Review январь-февраль 2007. С. 51 — 60.
- Уваров В.В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом / Менеджмент в России и за рубежом. № 4. — 2005. — С. 35 — 42.
- Фетисов Г. Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. М.: Финансы и статистика, 1999. — 168 с.
- Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Е.Л. Гаврило-вой. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. — 97 с.
- Федько В.П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д.: Феникс. -2005.-479 с.
- Хайруллина М.В. Управление социально-экономической системой: методологические аспекты: (На примере потребит, кооп.). Новосибирск: Наука, 2002. — 243 с.
- Харрингтон Х.Д. Бенчмаркинг в лучшем виде!: 20 шагов к успеху. -СПб.: Питер Принт, 2004. 248 с.
- Холостова Е. М. Социальная работа на селе: история и совершенность. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 135 с.
- Храмцова Т.Г. Преимущества кооперации и их реализация в конкурентной среде. Новосибирск: СибУПК, 2001.-24 с.
- Хутыз З.А. Идентификация депрессивных регионов на основе интегральной рейтинговой оценки. Майкоп: Качество, 2002. — 21с.
- Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник, 2-е изд. -М.: Инфра-М, 2005.-366 с.
- Шешукова Т.Г. Рейтинговая оценка финансового состояния коммерческих банков. Пермь, 2001. — 190 с.
- Шокина Л.И. Конкурс как эффективная форма бенчмаркинга / Пищевая промышленность. № 2. — 2001. — С. 62 — 64.
- Модель «Колесо бенчмаркинга» 119.
- Примеры семейства показателей 101.
- Показатели, характеризующие удовлетворенность потребителей:
- Процент постоянных потребителей
- Число жалоб со стороны потребителей
- Число наград или благодарностей
- Число рекомендаций со стороны потребителей
- Показатели, характеризующие работу персонала:
- Уровень квалификации или опыт
- Прогулы или текучесть рабочей силы
- Процент времени, предоставляемого работникам для образования и обучения
- Число поданных предложений Число накопившихся жалоб Образовательный уровень Число персональных достижений
- Показатели, характеризующие состояние бизнеса и финансов:
- Доходы или прибыль Затраты Доля рынка Фондоотдача
- Показатели, характеризующие течение операций:
- Время производственного цикла для системы Процент годной продукции Экономичность
- Объем производства или продаж Производительность Задолженность по заказам или работам Уровень запасов Сверхурочные часы
- Количество испорченной или переработанной продукции
- Число ошибок, несчастных случаев, травм, ситуаций, близких ксовершению ошибки
- Оценочные показатели эффективности экономической деятельности потребсоюзов России за 2005 год
- Наименование потребсоюзов Совокупный объём деятельности на 1 сельского жителя, руб. Товарные запасы на 1 сельского жителя, руб. Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в товарообороте территории, % Прибыль к товарообороту, %
- Курганский 5 342,4 481,7 6,3 2,7
- Свердловский 12 111,3 1 340,8 1,7 2,2
- Челябинский 3 002,4 227,4 0,9 3,2
- Алтайский 4 290,9 417,2 6,5 2,0
- Новосибирский 3 571,2 535,9 15,0 2,1
- Кемеровский 7 349,9 665,7 1,5 2,4
- Омский 3 270,9 199,4 2,3 1,9
- Томский 9 712,4 669,0 3,0 2,3
- Тюменский 3 569,0 313,6 0,5 4,1
- Красноярский 7 253,0 345,6 1,3 1,9
- Хакасский 2 947,8 272,7 3,4 3,6
- Иркутский 5 281,5 615,7 1,6 3,2
- Читинский 4 292,6 505,4 1,6 4,0
- Бурятский 7 346,9 674,9 3,7 2,0
- Тувинский 2 305,7 159,8 7,4 1,4
- Приморский 4 652,3 185,9 1,1 1,3
- Хабаровский 11 110,6 586,0 1,9 0,1
- Амурский 2 245,3 202,5 2,2 3,4
- Камчатский 8 680,5 954,0 3,0 4,6
- Якутский 8 333,0 1 412,9 6,3 0,41
- Оценочные показатели выполнения социальной миссии потребсоюзами России за 2005 год
- Курганский 349,5 42,1 58 6,5
- Свердловский 775,6 120,1 44 13,6
- Челябинский 495,9 44,3 28 4,5
- Алтайский 279,0 51,0 15 7,3
- Новосибирский 307,3 111,9 5 26,1
- Кемеровский 923,7 170,8 28 8,31. Омский 421,4 26,5 12 5,8
- Томский 1 226,4 134,9 8 10,1
- Тюменский 371,9 148,7 20 2,6
- Красноярский 764,3 289,4 12 10,2
- Хакасский 252,3 61,2 15 6,5
- Иркутский 446,1 127,4 27 8,2
- Читинский 319,5 41,1 50 7,1
- Бурятский 890,1 224,5 38 8,7
- Тувинский 224,7 196,2 16 6,0
- Приморский 470,4 176,4 19 5,1
- Хабаровский 992,9 38,2 1 7,7
- Амурский 163,1 78,2 16 2,5
- Камчатский 231,4 664,9 6 8,3
- Якутский 355,1 63,1 17 8,2
- Рейтинг развития регионов (РРР)93.
- Места показателей развития социальной сферы Места показателей развития экономики2 3 4 5 6 7 8 91. место Регион опж МС ДБН ВРП/Д Кр/Д иок/д Сум ма мест1 г. Москва 3 12 4 3 1 8 63
- Тюменская область 16 10 1 1 2 3 803 г. Санкт-Петербург 12 1 2 14 4 11 84
- Самарская область 22 3 21 15 6 25 183
- Свердловская область 38 21 3 25 5 23 246
- Московская область 27 21 27 26 7 19 247
- Республика Татарстан 10 33 5 16 16 9 282
- Республика Коми 63 5 7 6 13 7 285
- Мурманская область 48 31 32 9 24 34 285
- Томская область 31 64 16 7 10 22 301
- Республика Карелия 67 10 15 30 21 21 322
- Омская область 24 35 9 18 11 39 325
- Челябинская область 36 49 33 24 12 33 325
- Краснодарский край 11 15 57 42 37 24 330
- Новосибирская область 26 45 45 32 17 52 342
- Кемеровская область 48 56 34 11 9 27 344
- Сахалинская область 68 64 31 5 71 2 344
- Калининградска я область 70 53 47 37 47 16 345
- Приморский край 64 70 35 20 52 18 346
- Республика Башкортостан 19 25 11 27 27 29 347
- Вологодская область 54 27 10 10 19 4 356
- Красноярский край 62 39 6 23 3 13 361
- Ленинградская область 65 7 59 17 61 5 360
- Пермский край 56 42 24 19 15 32 367
- Липецкая область 22 2 21 12 43 15 369
- Архангельская область 60 15 18 13 31 10 370
- Магаданская область 57 39 13 8 26 12 372
- Ярославская область 45 18 8 22 39 20 381
- Курганская область 47 53 40 21 66 35 395
- Оренбургская область 30 33 39 29 14 36 405
- Астраханская область 33 53 20 45 20 30 408
- Белгородская область 7 6 28 33 32 31 421
- Ставропольский край 8 32 55 63 41 61 422
- Иркутская область 73 51 56 28 18 50 424
- Нижегородская область 46 42 23 31 22 40 427
- Республика Саха 39 60 28 4 57 6 441
- Волгоградская область 14 68 13 48 50 45 447
- Ростовская область 15 62 16 57 36 53 447
- Алтайский край 52 56 64 35 67 57 449
- Калужская область 37 23 37 43 44 56 454
- Амурская область 75 74 57 34 25 14 472
- Новгородская область 69 18 53 36 38 38 473
- Республика Хакасия 58 72 38 44 8 37 497
- Саратовская область 25 23 54 51 35 47 498
- Удмуртская Республика 40 46 45 39 30 54 505
- Воронежская область 20 18 48 61 51 55 513
- Рязанская область 42 37 51 41 40 42 527
- Чувашская Республика 18 8 65 64 49 44 531
- Республика Калмыкия 13 4 78 71 42 59 541
- Тверская область 66 39 50 46 63 28 570
- Орловская область 34 35 41 47 62 60 571
- Республика Северная Осетия -Алания 6 9 12 73 73 73 575
- Хабаровский край 29 49 68 68 29 72 576
- Тульская область 51 37 19 54 53 66 585
- Тамбовская область 27 27 26 56 65 51 586
- Смоленская область 61 44 28 52 28 48 597
- Владимирская область 53 14 66 60 46 64 596
- Костромская область 55 27 62 55 59 26 606
- Читинская область 77 56 63 53 33 41 604
- Курская область 35 66 36 38 34 46 610
- Республика Мордовия 17 17 67 50 60 43 612
- Ульяновская область 32 27 69 59 48 69 611
- Псковская область 74 60 24 62 68 68 618
- Еврейская автономная область 76 78 59 49 56 17 621
- Чукотский автономный округ 78 77 44 2 75 1 627
- Республика Бурятия Камчатская область 71 63 74 40 23 70 639
- Республика Бурятия 44 68 73 65 45 74 654
- Карачаево-Черкесская Республика 5 12 51 75 76 58 659
- Пензенская область 21 52 59 67 55 63 662
- Кировская область 43 48 49 58 64 67 670
- Республика Адыгея 9 67 71 77 70 77 686
- Брянская область 41 47 41 70 54 76 696
- Ивановская область 58 26 77 72 72 65 697
- Республика Марий Эл 50 59 75 69 69 62 712
- Республика Алтай 71 75 72 66 58 49 733
- Кабардино-Балкарская Республика 4 70 43 74 77 75 746
- Республика Дагестан 2 73 70 78 78 71 764
- Республика Ингушетия 1 79 79 79 79 79 826
- Республика Тыва 79 76 76 76 74 78 8441. Окончание прил. 5
- Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2004—2005 годах 92.1. Регион
- Высокий потенциал минимальный риск (1 А)
- Средний потенциал минимальный риск (2А)
- Низкий потенциал минимальный риск (ЗА)
- Высокий потенциал умеренный риск (1В)29 Санкт-Петербург18 Москва10 Московская область59 Свердловская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Ямало-Ненецкий автономный округ69 Красноярский край80 Республика Саха (Якутия)72 Иркутская область63 Челябинская область
- Агинский Бурятский автономный округ
- Высокий потенциал-высокий риск (1С)
- Средний потенциал высокий риск (2С)
- Пониженный потенциал высокий риск (ЗС1)20 Республика Коми2 Брянская область68 Алтайский край31 Республика Дагестан
- Незначительный потенциал высокий риск (ЗС2)44 Республика Марий Эл78 Читинская область83 Амурская область58 Курганская область
- Чукотский автономный округ
- Еврейская автономная область
- Эвенкийский автономный округ
- Коми-Пермяцкий автономный округ87 Сахалинская область
- Республика Северная Осетия Алания34 Республика Калмыкия
- Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ84 Камчатская область
- Карачаево-Черкесская Республика86 Магаданская область66 Республика Тыва
- Низкий потенциал экстремальный риск (3D)
- Кабардино-Балкарская Республика
- Усть-Ордынский Бурятский автономный округ32 Республика Ингушетия
- Корякский автономный округ37 Чеченская Республика
- Регионы пронумерованы в порядке нумерации по федеральным округам. В каждой группе регионы расположены по мере увеличения индекса интегрального риска.