Совершенствование методов управления эффективностью деятельности предприятия
Очевидным является и то, что за счет собственного производства Приморский край не удается обеспечить продовольствием. В целях решения этой проблемы и вывода агропромышленого комплекса из кризиса администрацией Приморского края были осуществлены следующие стратегические меры: принят Закон Приморского края «О развитии сельского хозяйства приморского края». Он устанавливает направления и условия… Читать ещё >
Содержание
- I. Теоретические аспекты управления эффективностью деятельности предприятия
- 1. 1. Понятие эффективности и диалектика его развития
- 1. 2. Современные методы оценки и управления эффективностью деятельности предприятия
- 1. 3. Особенности управления эффективностью деятельности предприятий пищевой промышленности
- II. Исследование особенностей управления эффективностью деятельности предприятий пищевой промышленности
- 2. 1. Состояние и тенденции развития пищевой промышленности России
- 2. 2. Анализ эффективности функционирования предприятий пищевой промышленности Приморского края
- 2. 3. Методические основы оценки и управления эффективностью деятельности предприятия
- III. Применение методики оценки и прогнозирования в управлении эффективностью деятельности предприятия с учетом рыночной ситуации
- 3. 1. Оценка эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности с учетом рыночной ситуации
- 3. 2. Управление эффективностью деятельности предприятий пищевой промышленности Приморского края с учетом рыночной ситуации
Совершенствование методов управления эффективностью деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Современные условия развития российской экономики характеризуются интенсивным развитием рыночных отношений. В этих условиях оценка экономической эффективности деятельности предприятия является важной задачей как для собственников предприятий, так и для других субъектов рыночной экономики. Темпы развития различных отраслей национальной экономики, технического прогресса, рост производительности труда, решение важнейших социальных проблем в значительной мере зависят от деятельности реального сектора экономики — промышленности. Все это порождает объективную необходимость разработки принципиально новых подходов к теоретическим и методическим проблемам управления эффективностью деятельности промышленных предприятий.
Изменившаяся внешняя среда и рыночное окружение формируют потребность использовать при оценке экономической эффективности деятельности предприятия не только его внутренние данные, но и данные, получаемые с помощью рыночных исследований. В современных условиях хозяйствования необходимо, чтобы показатели оценки и прогнозирования эффективности деятельности учитывали все релевантные параметры внешней среды, включая рыночную конъюнктуру, изменение макроэкономических показателей, а также влияние государственного регулирования отдельных рыночных факторов. Поэтому необходимо наличие такой методики оценки эффективности, которая бы предоставляла возможность своевременно отмечать и прогнозировать влияние внешних рыночных факторов на эффективность деятельности конкретного предприятия.
Таким образом, необходимость разработки методики оценки и прогнозирования эффективности деятельности промышленного предприятия с учетом рыночной ситуации обусловили актуальность темы и направления диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Исследованию эффективности деятельности предприятия посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Предпосылки формирования понятия производственной эффективности были заложены в трудах экономистов-физиократов Анн-Роберта-Жака Тюрго, Франсуа Кэне, Пьера Буагильбера и др
Дальнейшее развитие понятие производственной эффективности получило в трудах английского экономиста А.Смита. Он одним из первых рассмотрел ее как функцию углубляющегося разделения труда. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах К. Маркса и Ф.Энгельса. По их мнению, эффективность производства — это не что иное, как производство благ (большего или того же объема) с меньшими затратами труда.
В дальнейшем, в социалистическом обществе наряду с экономической эффективностью формируется понятие «социальная эффективность», которая выражает эффективность затрат на достижение определенного социального эффекта.
Наибольшее развитие теория социальной эффективности получила в конце 1950;х и первой половине 1960;х годов, когда появились работы академиков Г. А. Александрова, С. Г. Струмилина, Т. С. Хачатурова, Л. И. Сергеева и др.
Переустройство экономики на рыночных началах предполагает переосмысление категории «экономическая эффективность», как на макроуровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, микроуровне. Наиболее распространенным остается мнение, что экономическая эффективность, являясь категорией производства, означает его результативность. Результативность определяется отношением результата к затратам на его достижение. Конечный результат может быть получен при самых разнообразных комбинациях вложения и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Такой подход получил распространение в трудах Л. И. Абалкина, И. В. Курцева и др.
По мере развития экономических отношений и расширения научного мировоззрения, понятие эффективности стало более содержательным, основной причиной тому явились значительное усложнение внешней среды организации. Возникает необходимость исследования проблемы влияния рынка на эффективность деятельности. Этому посвящены труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов М. Армстронга, М. Портера, Ф. Котлера, JT. Воронова, О. Вальковича, В. А. Свободина, П. А. Самульсона, В. Д Нордхауса, С. JI Брю, Д. Скотт Синка, Е. П. Голубкова, A.C. Булатова и др.
Велика заслуга в развитии методологических подходов оценки деятельности предприятия ряда таких российских и зарубежных ученых, как: А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев, В. Р. Банк, СВ. Тараскин Г. В. Савицкая, В. В. Ковалев, Вит.В. Ковалев, JI.E. Басовский, E.H. Басовская, J1.T. Гиляровская, Д. Нортон, Р. Каплан, А. Марион, Ж. Ришар, Т. Амблер, Д. Джуран, А. Фидженбаум, Э. Деминг, Ф. Кросби, К. Ишикава, Г. Тагучи, Ш. Шинго, С. Дибб, J1. Симкин, Дж. Бредли и др.
Анализ научных работ показал, что вопросы теории эффективности деятельности предприятия и методы ее оценки и прогнозирования в условиях рыночной экономики остаются объектом перманентной дискуссии, в ходе которой отмечаются существенные позитивные результаты. Однако наряду с этим наблюдается отсутствие новых предложений по практическим вопросам оценки эффективности деятельности предприятий, а также управления ими в разрезе достижения наиболее высокого уровня результативности, применительно к отечественным промышленным предприятиям.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является совершенствование методического подхода к управлению эффективностью деятельности предприятия, позволяющего учесть влияние факторов рыночной среды и дающего возможность разработки прогноза эффективности на краткосрочную перспективу.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: — исследовать научные подходы к понятию эффективность и рассмотреть интерпретацию его содержания;
— изучить и систематизировать современные методические подходы к управлению эффективностью деятельности предприятия в рыночной экономике, определить их сильные и слабые стороны;
— рассмотреть особенности оценки эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности;
— выявить закономерности и особенности развития пищевой промышленности России;
— оценить эффективность деятельности предприятий пищевой промышленности;
— разработать методику оценки эффективности деятельности предприятия с учетом рыночной ситуации и апробировать ее на предприятиях пищевой промышленности Российской Федерации;
— сделать прогноз эффективности деятельность предприятий пищевой промышленности на основе предложенной методики.
Объект исследования — предприятия пищевой промышленности Российской Федерации.
Предмет исследования — совершенствование методов управления эффективностью деятельности предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области экономического анализа, анализа хозяйственной деятельности, финансового и маркетингового анализа, стратегического менеджмента, прогнозирования и планирования. В процессе исследования использованы системный подход к изучению экономической действительности, общенаучные методы исследования (сравнение, анализ и синтез, аналогия), экономико-статистические методы и корреляционно-регрессионный анализ, что позволило обеспечить необходимое содержание, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.
Информационной базой исследования являются законы Российской Федерации, Указы Президента, решения законодательных и исполнительных органов власти страны и региона, сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, справочные и энциклопедические источники, материалы монографий, публикации аналитических данных отечественных и зарубежных ученых по экономическим и социологическим наукам, представленные в печатных изданиях, информационных ресурсах, в том числе и сети Интернет, и результаты собственных исследований, данные показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мясокомбинат «Находкинский», ООО «Ратимир», г. Владивосток, ООО «Ратимир», г. Находка, ОАО Гормолокозавод «Артемовский», ОАО «Владивостокский молочный комбинат», ОАО с иностранным участием Молочный завод «Уссурийский», ООО «Никольск — Уссурийск».
Достоверность научных результатов обеспечена применением научных методов исследования, использованием статистических данных, экспериментированием на уровне сценарного имитационного моделирования, а также апробацией результатов исследования на различных конференциях, публикациями автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Научная новизна основных положений диссертационной работы, выносимых на защиту, состоит в том, что на основе выполненных исследований разработаны следующие теоретические основы, методические положения и практические рекомендации: предложена модель управления эффективностью деятельности предприятия, которая в отличие от существующего подхода, характеризующегося соотношением доходность — затратность, включает в себя управление экономичностью, действенностью, производительностью качеством, результативностью, прибыльностью, качеством трудовой жизни. Такой подход позволяет предприятию принимать решения, направленные на достижение наибольшей отдачи с точки зрения его экономических и конкурентных целей с одновременной минимизацией негативного действия факторов рыночной среды;
— раскрыты особенности управления эффективностью деятельности предприятий пищевой промышленности, которые заключаются в учете факторов, оказывающих влияние на динамику эффективности использования сырья, основных производственных фондов и оборотных средств, имеющих ряд специфических признаков для пищевой промышленности;
— выявлены тенденции развития пищевой промышленности: значительное отставание технической базы пищевой промышленности от современных требованийвысокий процент износа основных фондов более чем на 35%- доля пищевой промышленности в ВРП больше чем по России в 2 разанизкий объем производстваневысокий уровень объема инвестиций в пищевую промышленность;
— разработана и предложена методика оценки эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности, которая кроме учета и соизмерения соотношения доходности и суммарных издержек, учитывает состояние элементов функциональной структуры эффективности деятельности (уровень использования факторов деятельности, количество и своевременность выпуска продуктов заданного качества, степень соответствия свойств продукта деятельности нормативным и ожидаемым требованиям, меру удовлетворения запросов основных сегментов рынка, денежную оценку результата деятельности организации и использованных ресурсов, ожидаемую и реальную полезность выпускаемой продукции для жителей региона и страны);
— разработан интегральный показатель оценки эффективности деятельности предприятия, позволяющий учесть влияние факторов внутренней и внешней среды для получения обобщающего коэффициента в рамках существующих методик оценки эффективности. Обобщающий коэффициент оценки эффективности деятельности предприятия включает в себя показатели: по внешней оценке — долю рынка и сравнительный коэффициент рентабельности, по внутренней оценке — рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала;
— предложены методические основы формирования системы прогнозирования эффективности деятельности предприятия на основе разработанных регрессионных факторных моделей с учетом влияния рыночных факторов, и их влияния на эффективность деятельности предприятий молочной и мясоперерабатывающей отраслей пищевой промышленности Приморского края, что позволило дать прогнозные значения рассматриваемому явлению.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с пунктом 15.15-«Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства» по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут служить основой для оценки-и прогнозирования эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности и использоваться органами исполнительной власти Приморского края для прогнозирования и планирования стратегического развития пищевой промышленности, а также в образовательном процессе при подготовке студентов экономических специальностей по дисциплинам: «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», «Финансовый менеджмент», «Экономический анализ».
Апробация результатов исследования. Осуществлена в публикациях по теме диссертации, в докладах и выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Социально-экономическое развитие малых и средних городов изменяющейся России: настоящее и будущее Дальнего Востока» (г. Арсеньев, 2006 г.), «Проблемы и перспективы развития Дальневосточного региона России: экономика, политика, управление» (г. Владивосток, 2005 г.), «Наука и образование: проблемы и перспективы развития» (г. Уссурийск 2005;2009 гт.), «Социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока в условиях реформы государственного управления и усиления неравномерности регионального развития» (г. Владивосток, 2006 г).
Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 8 научных статьях общим объемом 2,89 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы 182 страниц машинописного текста, включая 24 схемы и рисунка, 40 таблиц.
Список литературы
содержит 159 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Управление эффективностью деятельности предприятия — одна из сложных проблем для национальной экономики и отдельных ее секторов. Несмотря на множество трудов, монографий, до сих пор не сложилось единого подхода среди экономистов к ее определению.
Осуществленная систематизация подходов к проблеме эффективности позволили сформировать несколько основных направлений развития этой проблемы: оценка эффективности через соотношение затрат и конечного полученного эффектаоценка экономической эффективности общественного производстваоценка производственной эффективности и экономической эффективностиоценка эффективности через динамику увеличения доли рынка. Наиболее актуальным, в современных рыночных условиях является последнее направление.
2. Проведенный анализ современных методик оценки деятельности предприятия относительно оценки эффективности выявил следующие общие недостатки: трудоемкостьсложность установки критериев оценкизначительное влияние человеческого фактораузкая направленность и ограниченность учета внешних факторов и др. Выявленные недостатки являются предпосылками к необходимости создания такой методики оценки эффективности деятельности предприятия, которая отвечала бы следующим условиям: несложные расчеты оценки эффективностипоказатели, состоящие из комплексных расчетов влияния внутренних и внешних факторовминимум влияния человеческого фактора на полученные результаты оценкиадаптированность к предприятиям различных отраслей экономики, т. е возможность учета специфических условий и факторов влияния. Данная методика позволит обеспечить объективность и сопоставимость оценок эффективности, располагать инструментарием для расчета степени адаптивности предприятия к окружающей среде, базироваться на результатах маркетинга и рассчитывать степень и эффективность использования потенциала предприятия.
3. Современные теоретические подходы к оценке эффективности деятельности предприятия показали, что в настоящее время основными остаются показатели оценки рентабельности. Однако все рассмотренные методики оценки эффективности не учитывают влияние внешних рыночных факторов и не используют результаты такой оценки для стратегического управления предприятием и прогнозирования его деятельности. Отсюда возникает необходимость в создании методики, которая комплексно рассматривала бы влияние факторов и внутренних, и внешних рыночных.
Для оценки влияния на эффективность рыночных факторов их необходимо сгруппировать на управляемые и неуправляемые со стороны предприятия, поскольку, такая классификация позволяет в дальнейшем своевременно корректировать стратегию предприятия на рынке и прогнозировать воздействие внешней среды на его функционирование на рынке.
4. Проведенный анализ подходов к оценке эффективности предприятий пищевой промышленности позволил сформировать современную методику, применяемую в настоящее время. Ее отличительной особенностью по сравнению с традиционными методиками является оценка воздействия ряда факторов на эффективность предприятия, функционирующего в данной отрасли. Основными из них являются географический фактор и фактор рационального размещения производительных сил. Под их влиянием сформирована система показателей, которые охватывают три основных направления: эффективность использования сырья, эффективность использования основных фондов, эффективность использования оборотных средств. На наш взгляд, дополнение такими показателями существующей методики позволит переориентировать ее с оценки показателей прошедшего периода на текущий и прогнозный уровень.
5. Проведенный анализ развития пищевой промышленности России показал, что в целом за последние 10 лет наметились положительные изменения в ее деятельности, подтверждением служит рост числа предприятий, снижение доли импорта продовольственного сырья. Отрицательными тенденциями являются высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, снижение роста индекса и объемов промышленного производства и уровня рентабельности. Анализ тенденций развития пищевой промышленности свидетельствует о том, что проблема повышения’ее конкурентоспособности за счет роста эффективности производства является императивом. Экстенсивные источники роста уже исчерпаны. К тому же создание новых, инновационных предприятий тормозится рядом факторов, например, как инвестиционный климат, административные барьеры, доступ к инфраструктуре, дефицит квалифицированных кадров.
6. Пищевая промышленность Приморского края характеризуется в основном теми же тенденциями развития, что и отрасль в целом по стране. Однако здесь присутствует ряд особенностей: доля пищевой промышленности в ВРП Приморского края больше чем, аналогичный показатель по России в 2 разатемпы развития отрасли края отстают от развития пищевой промышленности страны. Так по России этот показатель составляет за 2008г-106,1%, а по Приморскому краю 103,8% - в 2008 г объемы производства пищевой промышленности России выросли на 24% относительно 2007 г., по Приморскому краю снижение этого показателя составило 24,2% степень износа производственного оборудования пищевой промышленности края (40,5%)выше, чем по стране (35%) — значительное отставание объемов инвестиций в пищевую промышленность по сравнению с Россией и тенденция к их снижению. Так по приморскому краю в 2008 г. они составляли 39,9% объема 2007 г, а по России этот показатель в 2008 г составил в сравнении с 2007 г 194,9%. Прежде всего, это связано с высоким инвестиционным риском и низким потенциалом региона.
Медленное обновление оборудования и совершенствование технологической базы одна из важнейших, труднорешаемых проблем пищевой промышленности Приморского края. Современное оборудование потребляющее гораздо меньше электроэнергии, позволяет ощутимо снизить себестоимость производства и увеличить производительность труда, что отражается не только на рентабельности, но и на заработной плате. Однако у приморских предприятий недостаточно финансов для решения этого вопроса.
Очевидным является и то, что за счет собственного производства Приморский край не удается обеспечить продовольствием. В целях решения этой проблемы и вывода агропромышленого комплекса из кризиса администрацией Приморского края были осуществлены следующие стратегические меры: принят Закон Приморского края «О развитии сельского хозяйства приморского края». Он устанавливает направления и условия оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе рыбоводства, в целях формирования и регулирования продовольственного рынка и обеспечения населения качественным продовольствием местного производстваразработана краевая целевая Программа «Развитие агропромышленного комплекса Приморского края на 2005;2010 годы». Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение целенаправленной финансовой, структурной политики, освоение высоких технологий.
7. Для апробации методики оценки эффективности деятельности предприятия с учетом рыночной ситуации были исследованы семь предприятий пищевой промышленности Приморского края. Все они относятся к отрасли по переработке и производству мясной и молочной продукции. Оценка эффективности деятельности исследуемых предприятий показала, что все рассчитанные показатели эффективности положительны. Однако проведенный анализ этих показателей в динамике за период 2003—2008 гг. свидетельствует о нестабильном и неустойчивом развитии предприятий. Кроме того-не выявлена положительная тенденция их роста и развития.
Любое предприятие, является открытой системой, и оценку его эффективности нельзя производить вне сложных и динамических взаимоотношений с внешней рыночной средой. Воздействие рынка на эффективность деятельности предприятия— самый существенный внешний фактор, поэтому влияние всех основных его элементов необходимо оценивать в совокупности с внутренними факторами предприятия.
8. В российской практике для оценки эффективности деятельности предприятия применяются различные показатели рентабельности, достаточно большое количество которых возможно рассчитать на основе данных бухгалтерской отчетности. Из форм бухгалтерской (финансовой) отчетности используют данные о различных видах прибыли и использованных ресурсах предприятия. Однако проведенный анализ основных показателей эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности Приморского края показал, что представленная информация является нерепрезентативной.
В условиях отсутствия репрезентативности информации о прибыли сделана попытка ввести новый показатель оценки эффективности деятельности предприятия. В качестве результата представлена валовая прибыль, а в качестве затрат — себестоимость продукции.
Предложенная методика дает возможность оценивать эффективность деятельности предприятия не только с точки зрения внутренних факторов, воздействующих на этот показатель, но и с позиции влияния внешней рыночной среды через оценку основных факторов ее составляющих. Апробация методики оценки эффективности деятельности предприятия с учетом рыночной ситуации показала, что один и тот же фактор на предприятиях, функционирующих в одинаковой рыночной среде, оказывает далеко не равнозначное влияние и является индивидуальным. Это прежде всего связано с тем что: во-первых, воздействие любого фактора оказывается в совокупности с другими внешними и внутренними факторамиво-вторых, по своей сути все факторы взаимосвязаны друг с другом и в той или иной степени оказывают воздействиев-третьих, эффективность деятельности и положение каждого предприятия на рынке находятся на различных уровнях.
9. Для того чтобы более объективно оценить эффективность деятельности конкретного предприятия, был проведен сравнительный анализ со среднеотраслевыми показателями пищевой промышленности Приморского края с помощью коэффициента сравнительной рентабельности.
Коэффициент сравнительной рентабельности позволил оценить (сравнить) эффективность деятельности предприятия по отношению к среднеотраслевому показателю. Это дает возможность предприятию не только использовать для сравнения внутренние показатели и факторы, но также проводить оценку своей деятельности относительно внешних данных, т. е. позволяет получить более объективные результаты оценки своей деятельности. — 10. Для получения обобщающего коэффициента оценки эффективности деятельности предприятия в рамках существующих методик разработан интегральный показатель оценки эффективности деятельности предприятия, позволяющий учесть влияние не только внутренней, но и внешней среды;
11 .Разработанная методика оценки эффективности деятельности предприятия с учетом рыночной ситуации, применима по двум направлениям составления прогнозов: поисковому (генетическому) подходу и нормативному (целевому). На основе проведенного прогнозного уровня эффективности деятельности предприятий должны быть сформированы основные цели и стратегические альтернативы развития предприятия. Формирование должно осуществляться с учетом влияния двух групп факторов: неуправляемых со стороны предприятия (емкость рынка, покупательные фонды населения, уровень потребительских цен на продукцию, коэффициент инфляции, инвестиции в отрасль) и управляемых (доля рынка предприятия, рекламный бюджет). Прогноз необходим предприятию для определения будущего уровня эффективности. Цель прогнозирования должна корректно отражать специфику рынка и верно указывать направления стратегических решений, принимаемых предприятием для дальнейшего своего развития. Отсутствие стратегии развития, ориентированной на рынок, негативно отразится на способности предприятия соответствовать постоянно меняющимся требованиям внешней среды, следствием чего явится снижение эффективности рыночной деятельности.
Список литературы
- Абалкин, Л. И. Экономическая история СССР: очерки / Л. И. Абалкин. М.: ИНФРА — М, 2008. — 496 с
- Абалкин, Л. И. Экономическая энциклопедия / Л. И. Абалкин. М., 1999. -С. 842.
- Абчук, В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге / В. А. Абчук. М.: Изд-во Михайлова, 2006. — 448 с.
- Александров, Г. А. Что такое эффективность экономики? / Г. А. Александров. -М.: Экономика, 1984. С. 9.
- Алексеева, М. А. Планирование экономики / М. А. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2004 г. — 450 с.
- Амблер, Т. Маркетинг и финансовый результат. Новая метрика богатства корпорации / Т. Амблер- пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2004. 248 с.
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. проф. В. Я. Позднякова. М.: ИНФРА — М, 2009−617 с.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. — СПб.: Питер, 1999.
- Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И' Ансофф. — СПб.: Питер-Пресс, 2009. 344 с.
- Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. — М.: Мысль, 1997 г.
- Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг, Ф. Котлер. М.: Вильяме, 2009. — 1072 с.
- Багиев, Г. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Багиев, X. Тарасевич, X. Анн. 3-е изд. — СПб.: Питер-Пресс, 2008. — 736 с.
- Багиев, Г. Международный маркетинг: учебник для вузов / Г. Багиев, Н. Моисеева, В. Черенков. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер-Пресс, 2009. — 688 с.
- Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. -416 с.
- Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 536 с.
- Банк, В. Р. Финансовый анализ: учебное пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В. Тараскина. М.: Проспект, 2007. — 344 с.
- Басовский, Л. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — М.: ИНФРА — М, 2005.-366 с.
- Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л. Е. Басовский. М.: ИНФРА — М, 2008. — 260 с.
- Бастиа, Ф. Экономические гармонии. Избранное /Ф. Бастиа. — М.: Эксмо, 2008. -1200 с.
- Барон А., Армстронг M.Performance Management: Управление эффективностью работы /А.Барон, М. Армстронг- пер. с англ.-М.: Hippo Publishing, 2007.- 384 с.
- Белоусов, В. М. История экономических учений: учебное пособие / В. М. Белоусов, Т. В. Ершова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 64 с.
- Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2001.
- Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И. К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 320 с.
- Березин, И. Маркетинговый анализ / И. Березин. М.: Управление персоналом, 2005.
- Бродель, Ф. Материальная цивилизация, эк-ка и капит-м. XV XVIII вв. В 3-х т. / Ф. Бродель. — М.: Прогресс, 1992.
- Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV -XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. М.: Весь мир, 2008. — 592 с.
- Бутакова, M. М. Экономическое прогнозирование. Методы и приёмы практических расчётов / М. Mi Бутакова. М.: КноРус, 2008. — 168 с.
- Вехи экономической мысли. Т. 3. Рынки факторов производства / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. — 489 с.
- Вехи экономической мысли. Т. 4. Экономика благосостояния и общественный выбор / под ред. А. П. Заостровцева. — СПб.: экономическая школа, 2005.-568 с.
- Винокуров, В. Прогнозирование и планирование / В. Винокуров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. — 365 с.
- Владимирова, JI. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / JI. П. Владимирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. 400 с.
- Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент: учебник / О. Д. Вол-когонова, А. Т. Зуб. М.: ИНФРА-М, Форум, 2008. — 256 с.
- Воронов, А. А. Маркетинговый подход к измерению эффективности производства / А. А. Воронов, О. П. Валькович // Маркетинг. 2003. N6. -С. 32.
- Гапоненко, А. А. Стратегическое управление: учебник / А. А. Гапонен-ко, А. А. Панкрухин. 3-е изд., стер. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 464 с.
- Гиляровская, JI. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / JI. П. Гиляровская. — М.: Велби, 2008. — 360 с.
- Глин, Дж. Стратегия бизнеса / Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс. — 2-е изд. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.-С. 4.
- Голев, А. П. Ценовой фактор эффективного хозяйствования / А. П. Го-лев // Финансы и кредит, 1996. N4. С. 5.
- Голубков, Е. П. Маркетинг: словарь-справочник / Е. П. Голубков. — М.: Дело, 2000.
- Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 1998.
- Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2004. — 688 с.
- Голубков, Е. П. Теория и методология маркетинга: настоящее и будущее / Е. П. Голубков. М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 208 с.
- Гордеев, А. В. Экономика предприятия пищевой промышленности: учебник / А. В. Гордеев, О. А. Масленникова, С. В. Донскова. М.: Аг-роконсалт, 2004. — 616 с.
- Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф. Тихонов и др.: под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 255 с.
- Грачев, Ю. П. Математические методы планирования эксперимента / Ю. П. Грачев, Ю. М. Плаксин. М.: ДеЛи принт, 2006. — 296 с.
- Грицюк, С. Н-. Математические методы и модели в экономике: учебник / С. Н. Грицюк. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 348 с.
- Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 334 с.
- Джеймс, К. Ван Хорн. Основы финансового менеджмента / К. Джеймс Ван Хорн, Джон М. Вахович (мл.) — пер. с англ. — 11-е изд. М.: Вильяме, 2006.
- Дибб, С., Симкин, Л., Бредли, Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. / С. Дибб, К. Симкин, Бредли, Дж- пер. с англ.- СПб.: Питер, 2008. 256 с.
- Диксон, П. Р. Управление маркетингом / П. Р. Диксон- пер. с англ. -М.: БИНОМ, 1998.
- Дихтль, Е. Практический маркетинг: учебное пособие / Е. Дихтль, X. Хершген- пер. с нем. -М.: Высшая школа, 1995.
- Друкер, Питер Ф. Пять важнейших вопросов о вашей организации / П. Ф. Друкер. М.: Юрайт, 2009. — 121 с.
- Дубровин, И. А. Маркетинговые исследования / И. А. Дубровин. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 276 с.
- Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте / Дж. У. Дункан.-М., 1996.-С. 271.
- Ефименко, А. 3. Маркетинговый анализ и управление развитием предприятий / А. 3. Ефименко. М.: АСВ, 2008.
- Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. 2-е изд., перераб. — М.: Магистр, 2008. — 526 с.
- Кант, И. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 / И. Кант. М.: Наука, 2001.
- Каплан, Р. Организация, ориентированная на стратегию / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Олимп — Бизнес, 2009. — 416 с.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: Олимп Бизнес, 2008. — 320 с.
- Кашникова, Т. В. История экономики. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -512 с.
- Келлер, К. Л. Маркетинг. Менеджмент / К. Л. Келлер, Ф. Котлер. -СПб.: Питер, 2008. 816 с.
- Керимов, В. Э. Стратегический анализ / В. Э. Керимов, А. Н. Хорин. — М.: Эксмо, 2009. 480 с.
- Ковалев, А. И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев, В. В. Войленко. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2007. — 344 с.
- Ковалев, В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учебное пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2006. — 432 с.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / под ред. М. А. Бахрушиной. М.: Вузовский учебник, 2008. -463 с.
- Конотопова, М. В. История и философия экономики / М. В. Конотопо-ва. 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2008.
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер- пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Келлер- пер. с анг. 12-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 816 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер- пер. с англ. 5-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 283 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.
- Кузьмин, Б. Методы и модели управления фирмой / Б. Кузьмин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров. СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
- Курганская, Н. И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия / Н. И. Курганская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -311 с.
- Кэмп, С. Роберт. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Р. С. Кэмп- пер. с англ.- под ред. О. Б. Максимовой. -Днепропетровск: Баланс-клуб, 2005.
- Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен- пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996.
- Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. М.: Форум, 2009. — 192 с.
- Ленин, В.И. Развитие капитализма в России. / В. И. Ленин.- ППС 5-е изд., т. 3.- М.: Политиздат, 1970. 748 с.
- Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. — 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2009. — 400 с.
- Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. П. Любушин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2008.-448 с.
- Магомедов, М. Д. Экономика отраслей пищевых производств: учебное пособие / М. Д. Магомедов, А. В. Заздравных. М.: Дашков и К, 2006.
- Макализ, Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д. Макализ- пер с англ. — М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008. 695 с.
- Макконнелл, Р. Кэмпбелл. Экономикс / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю- пер. с англ. М.: Инфра — М, 1999.
- Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. М.: Проспект, 2009. — 509 с.
- Малхотра, Н. Маркетинговые исследования: практическое руководство / Н. Малхотра. 4-е изд. — М.: Вильяме, 2008. — 1200 с.
- Маркин, Ю. П. Математические методы и модели в экономике / Ю. П. Маркин. -М.: Высшая школа, 2008. 422 с.
- Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 684 с.
- Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл- пер. с англ. -М.: Эксмо, 2008.-832 с.
- Меркантилизм / под ред. И. С. Плотникова. Л.: СОЦЭКГИЗ, 1933.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
- Милль, Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии / Дж. С. Милль- пер. с англ. М.: Эксмо, 2008.-1040 с.
- Михайлова, Е. А. Бенчмаркинг / Е. А. Михайлова. М.: Благовест — В, 2003.
- Моделирование экономических процессов: учебник / под ред. М. В. Грачевой, Л. Н. Фадеевой, Ю. Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-351 с.
- Неделин, С. И. Анализ хозяйственной деятельности совхозов / С. И. Неделин. -М.: Сельхозгиз, 1955.
- Нестеренко, А. Д. Продовольственная безопасность / А. Д. Нестеренко. -Владивосток: Издательство ДВГАЭУ, 1998.
- Нечаев, В. К. Методика определения эффективности производства / В. К. Нечаев // АПК. 1997. N6. С. 73.
- Нордхаус, В. Д. Экономика / В. Д. Нордхаус- пер. с англ. 15-е изд. — М., 1997.-С. 55.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1990.
- Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг- пер. с англ. 2-е Европ. Изд. — М.: Вильяме, 1998.
- Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг- пер. с англ. 3-е Европ. Изд. — М.: Вильяме, 2005.
- Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг- пер. с анг. -М.: Вильяме, 2009. 1200 с.
- Парсаданова, Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): учебное пособие для вузов / Г. А. Парсаданова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-223 с.
- Поляков, В. В. Прогнозирование мирового товарного рынка / В. В. Поляков. М.: Экзамен, 2003. — 288 с.
- Портер, Майкл Э. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Э. Портер- пер. с англ. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 453 с.
- Портер, Майкл Э. Конкуренция / М. Э. Портер- пер. с англ. — М.: Вильяме, 2006. 608 с.
- Посошков, И. Т. Книга о скудности и богатстве / И. Т. Посошков. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.
- Прайснер, Андреас. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте / А. Прайснер. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2009.-308 с.
- Принципы микроэкономики / под ред. Н. Мэнкью. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 560 с.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-318 с.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка / В. И. Бархатов, А. А. Горшков, Ю. Ш. Капкаев, М. А. Усачев. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2001.-140 с.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 356 с.
- Прогнозирование и планирование экономики / под ред. В. М. Борисе-вича. Минск: Экоперспектива, 2005. — 365 с.
- Прогнозирование и планирование экономики: учебник Г. А. Кандау-рова и др.- под общ. ред. Г. А. Кандауровой, В. И. Борисевича. -Минск: Современная школа, 2006. 476 с.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 4-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 478 с.
- Ревуцкий, Л. Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая эффективность предприятия / Л. Д. Ревуцкий. — М.: Перспектива, 2003. 241 с.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ 2008 г. / Б. А. Барганджия, М. И. Гельвановский и др. М.: Росстат, 2008. — 685 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 г. / Б. А. Барганджия, М. И. Гельвановский и др. М.: Росстат, 2008. — 991 с.
- Решетников, Ю. Д. Моделирование роста эффективности производства / Ю. Д. Решетников. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1990.-С. 6.
- Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо. М.: Эксмо, 2008. — 960 с.
- Ришар,. Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Ж. Ришар. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 328с.
- Розанова, Н. М. Экономический анализ фирмы и рынка / Н. М. Розанова. М.: ЮНИТИ, 2009. — 279 с.
- Российский статистический ежегодник. 2008: статистический сборник. -М.: Росстат, 2008. 825 с.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Г. В. Савицкая. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008- - 512 с.
- Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. М.: Новое знание, 2005.
- Савицкая, Е. В. Экономический анализ современных рынков / Е. В. Савицкая, Е. В. Лебединская. 2-е изд. — М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2008.-208 с.
- Словарь по экономике / под ред. П. А. Ватника- пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1998.
- Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит // Антология экономической классики. В 2-х т. Т. 1. М., 1962.
- Синк Д.Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышении./ Д.Скотт. Синк-пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989.- 521 с.
- Статистический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1989.
- Струмилин, С. Г. Статистико-экономические очерки / С. Г. Струмилин. -М.: Статистика, 1958.
- Татур, С. К. Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий / С. К. Татур. Л.: Госполитиздат, 1940.
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов / А. А. Томпсон (мл.), А. Дж. Стрикленд III- пер. с 9-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2000. — 412 с.
- Фатхутдинов, Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Экономика, 2009. 504 с.
- Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2000. 640 с.
- Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р. А. Фатхутдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС, 2008. — 432 с.
- Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. 541 с.
- Харингтон, X. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! / X. Дж. Харингтон, Дж. С. Харингтон- под ред. Б. Резниченко- пер. с англ. СПб.: Питер, 2005.
- Хачатуров, Т. С. Ещё раз об эффективности капитальных вложений // Вопросы экономики. 1983. № 3. С. 54−65.
- Хрестоматия по экономической теории / сост. Е. Ф. Борисов. М.: Юристь, 2000. — 536 с.
- Цвайнерт, И. История экономической мысли в России. 1805−1905 / И. Цвайнерт. 2-е изд. — М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2008. — 410 с.
- Черныш, Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Е. А. Черныш. М.: ПРИОР, 2004. — 269 с.
- Чернышев, М. А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М. А. Чернышев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -506 с.
- Чумаченко, Н. Г. Учет и анализ в промышленном производстве «США / Н. Г. Чумаченко. — М.: Финансы, 1971.
- Шафронова, А. Новый подход к эффективности производства / А. Шафронова // АПК. 2004. № 3. С. 82.
- Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / А. Д. Шеремет. Испр. и доп. изд. — М: ИНФРА-М, 2008.-416 с.
- Шмидт, Вальтер. TG. Сбалансированная система показателей / Вальтер Шмидт, Хервиг Р. Фридаг. М.: Омега-Л, 2007. — 144 с.
- Шумпетер, И. А. История экономического анализа. В 3-х т. Т. 1 / И. А. Шумпетер- под ред. В. С. Автономова- пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2001.
- Экономический анализ: учебник для вузов / под ред. Л. Т. Гиляровской. 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 615 с.
- Аренков И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения Электронный ресурс . / И. А. Аренков, Е. Г. Багиев. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru, свободный. — Загл. с экрана.
- Багиев, Г. Jl. Маркетинг-статистика Электронный ресурс . / Г. JI. Баги-ев, Е. JI. Богданова. — Электрон, дан. Режим доступа: http:// www.marketing.spb.ru, свободный. — Загл. с экрана.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей Электронный ресурс . / Р. Каплан, Д. Нортон/ Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.neweconomic.com, свободный. — Загл. с экрана.
- Коробков A. The Balanced Scorecard — новые возможности для эффективного управления Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим досупа: http://www.bkg.ru, свободный. — Загл. с экрана.
- Официальный сайт Министерства Финансов Росиийской Федерации/Доступно из URL: http://www.minfin.ru
- Официальный сайт Государственного комитета по статистики Росий-ской Федерации/-Доступно из URL: http://www.gks.ru
- Официальный сайт Администрации приморского края/-Доступно из URL: http://www.primorsky.ru
- Информационный сайт Дальневосточных информационных ресурсов «Форпост» /-Доступно из URL: http://www.forpost.ru