Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Доходы населения как фактор формирования спроса населения на потребительском рынке Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование и анализ фактического материала по вопросу доходов населения, как фактор формирования спроса на потребительском рынке показало, что основные концепции регулирования доходов населения спроса населения на потребительском рынке разработаны применительно к особенностям развития страны и, исходя из существующих в обществе проблем, поэтому отражая различные аспекты проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Доходы населения в системе факторов развития рыночных отношений
    • 1. 1. Теоретические основы исследования взаимосвязей спроса на потребительском рынке и доходов населения
    • 1. 2. Особенности и механизм формирования доходов населения в условиях рынка
    • 1. 3. Занятость как фактор приумножения доходов населения
  • ГЛАВА 2. Анализ доходов и потребительских расходов населения
    • 2. 1. Динамика и структура денежных доходов и их влияние на потребительские расходы населения
    • 2. 2. Дифференциация доходов и потребительских расходов населения
    • 2. 3. Анализ взаимодействия спроса и предложения и их эластичность на потребительском рынке
  • ГЛАВА 3. Регулирование и перспективы роста доходов населения
    • 3. 1. Основные направления регулирования доходов населения
    • 3. 2. Прогнозирование спроса на потребительском рынке на основе роста доходов населения

Доходы населения как фактор формирования спроса населения на потребительском рынке Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В ходе экономических преобразований, осуществляемых в Таджикистане, все более очевидным становится необходимость выработки концепции социальной политики, ядро которой составляют новые подходы к формированию доходов населения и обоснование системы государственных гарантий, обеспечивающих реализацию права человека на определенный стандарт благосостояния. Одной из ключевых проблем является научное обоснование методов государственного регулирования потребительского рынка, которое необходимо для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и других видах потребительских товаров, в соответствии с научно обоснованными нормами с целью сохранения социальной стабильности в обществе.

В странах СНГ на начальном этапе коренных экономических преобразований заметно снизилась роль государства в регулировании социально-экономических процессов, в результате чего не был обеспечен должный переход от централизованного механизма распределения доходов с его «уравнительной» направленностью к гибкому рыночному распределению. Следствием явились резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребления благ и услуг, рост бедности, резкая отраслевая и территориальная дифференциация в уровне доходов населенияснижающие уровень благосостояния людей.

В связи с этим, проблема разработки эффективного механизма регулирования доходов населения и потребительского рынка становится актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим фактором их благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Следует отметить, что в отечественной литературе как проблема формирования, развития и регулирования доходов населения и потребительского рынка в условиях трансформирующейся экономики в целом, так и его инфраструктурного комплекса, в частности, не нашла должного 3 освещения. Вместе с тем интересы достижения системного развития экономики настоятельно диктуют необходимость исследования данных вопросов.

Необходимость обоснования теоретических основ и практических подходов к формированию доходов, развитию и регулированию потребительского рынка обусловила проведение данного комплексного научного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследование общеметодологических проблем формирования доходов и потребительского рынка, по существу, берет начало с момента появления науки о потребностях людей и способах их удовлетворения. Практически любые научные разработки в области экономического развития, рынка вообще, так или иначе, затрагивают вопросы потребительского рынка. Вместе с тем последнему присущи специфические особенности, определяемые его функциональным назначением в системе общественных отношений.

Общеэкономическим и социальным вопросам формирования и регулирования доходов населения и потребительского рынка вообще и применительно к странам с переходной экономикой, в частности, посвящено множество научных и методических работ. К ним можно отнести работы ученых стран СНГ В. М. Жеребина, А. Н. Романова, А. Е. Суринова, П. П. Маслова, Е. Ф. Борисова, Ю. Г. Олегова, П. В. Журавлева, СВ. Кадомцевой, А. Г. Войтова, A.A. Амбарцумова, Ф. Ф. Стерликова и др.

Среди отечественных работ по этому направлению следует отметить труды ученых-экономистов Д. Б. Кадырова, С. Хабибова, М. Р. Кошоновой, М. Нурмахмадова, Х. Н. Факерова, Х. У. Умарова, Т. Н. Назарова, Р. К. Рахимова, A.A. Мирзоалиева и др.

Значительный интерес представляют публикации зарубежных авторов, содержащие анализ конкретных проблем спроса на потребительском рынке, экономики труда, дохода населения, качества жизни, богатства и бедности (Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Джини К., Кейнса Дж., Лигу А., Хикса Дж. и др.).

Вместе с тем изученность многих вопросов исследуемой проблемы, 4 находящиеся в русле требований и задач современной рыночной экономики в условиях переходного периода пока еще далеки от своей законченности. По ряду принципиальных положений отсутствует единство взглядов, нередко встречаются взаимоисключающие друг друга точки зрения. Поэтому требуется дополнительное исследование социально — экономической сущности категорий качества и уровня доходов населения, как фактора формирования спроса на потребительском рынке, и механизмов финансово-кредитного воздействия на политику доходов населения и развития общества.

В связи с вышеизложенным необходимо по мере возможности восполнить указанные пробелы, раскрыть характер формирования доходов населения, как реального и весомого источника повышения уровня жизни населения. Важным является также обоснование методов управления процессом формирования и распределения денежных доходов населения. Все это обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление закономерностей формирования доходов населения и регулирования потребительского рынка в условиях переходной экономики, выработка научно-теоретических основ и практических рекомендаций его регулирования для адаптации к новым социально-экономическим реалиям.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— уточнить теоретические основы исследования взаимосвязей спроса на потребительском рынке и доходов населения;

— выявить особенности и механизм формирования доходов населения в условиях рынка;

— исследовать занятость как фактор приумножения доходов населения в системе производственных отношений в условиях перехода к рынку;

— изучить динамику и структуры денежных доходов и их влияние на потребительские расходы населения, а также исследовать дифференциация доходов и потребительских расходов населения:

— провести анализ взаимодействия спроса с учетом формирования дохода 5 населения, предложения и их эластичность на потребительском рынке;

— обосновать основные направления регулирования доходов населения на основе прогнозирования спроса на потребительском рынке Республики Таджикистан.

Объектом исследования является формирование денежных доходов и регулирование потребительского рынка, как фактора повышения уровня жизни населения в Республике Таджикистан.

Предметом исследования являются комплекс теоретических, методологических, социально-экономических и организационных проблем в процессе формирования доходов населения и спроса на потребительском рынке.

Область исследования соответствует п. 1.6.118. — «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг» и п. 1.6.130. -«Экономические основы социальной защиты и поддержки населения» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретической и методологической основой диссертации послужили достижения мировой и отечественной экономической науки, других смежных отраслей научных знаний, результаты монографических трудов и научных публикаций по вопросам развития потребительского рынка и формирования доходов населения.

В процессе исследования и обобщения информации применялись индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы системного, логического, сравнительного, корреляционно-регрессионного анализа, и экономико-статистические методы и др.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Агентства при Президенте Республики Таджикистан, материалы министерств, ведомств и предприятий республики, отчеты и рекомендации Программы развития ООН, Всемирного банка, работы научно-исследовательских институтов страны и СНГ, прежде всего Российской.

Федерации и материалы собственного исследования автора.

В процессе исследования использованы законодательные и нормативные документы, Указы Президента Республики Таджикистан, постановления Правительства страны по социально-экономическим вопросам, материалы научных конференций и семинаров по рассматриваемому кругу проблем.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• обоснованы теоретические основы исследования взаимосвязей спроса на потребительском рынке и доходов населения, уточнены источники формирования дохода населения с учетом качественного и количественного изменения их размеров в условиях переходной экономики;

• выявлены особенности и механизм формирования доходов населения, а также исследована занятость как фактор приумножения доходов населения в системе производственных отношений в условиях становления и развития рыночных отношений на потребительском рынке;

• дана оценка динамики и структуры денежных доходов и их влияние на потребительские расходы населения, осуществлена дифференциация доходов и потребительских расходов населения;

• проведен анализ взаимодействия спроса и предложения и их эластичность на потребительском рынке. Для уточнения показателя неравномерности доходов населения в Таджикистане рассчитаны коэффициенты концентрации доходов Лоренца (Ь) и индексы Джини (С>);

• обоснованы основные направления государственного регулирования доходов населения и их поведения на основе прогнозирования спроса на потребительском рынке Республики Таджикистан.

Практическая значимость исследования определяется важностью сформулированных в диссертации выводов и рекомендаций для создания целостной концепции формирования, развития и регулирования доходов населения и потребительского рынка в условиях переходной экономики. Основные теоретические положения, методические подходы, предложения, содержащиеся в диссертационной работе, могут быть использованы при разработке стратегии социально-экономического развития республики, в частности, при выборе форм и методов государственного регулирования доходов населения, развития отраслей потребительского комплекса, инфраструктуры.

Результаты исследования используются в учебном процессе Таджикского государственного университета коммерции при преподавании дисциплин «Экономика», «Коммерческая деятельность», «Маркетинг», «Менеджмент», «Основы предпринимательства», «Финансы», «Экономическая теория», «Политика доходов» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались: на расширенном заседании кафедры «Финансы и кредит», научно-практических конференциях профессорскопреподавательского состава и аспирантов Таджикского государственного университета коммерции (2005;2011 гг.) — научно-теоретических конференциях молодых ученых Республики Таджикистан (г. Душанбе, 2009;2011 гг.) — международных научно-практических конференциях 2009;2011гг.).

Публикации. Основные результаты и выводы диссертационного исследования изложены в 12 публикациях автора общим объемом 5,5 п.л. (авторских — 4,9 п.л.), в том числе 2 публикаций в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертации

обусловлены предметом, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 175 страницах и сопровождается 20 таблицами, 9 рисунками, 4 диаграммами. Библиографический список литерат}фы содержит 132 источника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и анализ фактического материала по вопросу доходов населения, как фактор формирования спроса на потребительском рынке показало, что основные концепции регулирования доходов населения спроса населения на потребительском рынке разработаны применительно к особенностям развития страны и, исходя из существующих в обществе проблем, поэтому отражая различные аспекты проблемы формирования доходов населения, данные концепции обеспечивали теоретическую и методологическую основу системного исследования доходов населения и позволили уточнить и переоценить их роль и значение в повышении благосостояния населения. Использование системной парадигмы к исследованию сущности и содержания доходов населения и его спроса на потребительском рынке позволило определить, что доходы населения, как социально-экономическая категория представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и государством, с одной стороны, домохозяйствами и индивидами, с другой, по поводу присвоения, распределения и перераспределения части новой стоимости. При этом источником доходов населения выступает новая стоимость, а экономическую основу их присвоения составляет собственность на факторы производства, которые отражают и материализуют отношения членов общества как владельцев собственности.

При этом регулирование доходов населения, как фактора формирования спроса на потребительском рынке, в мировой практике осуществляется при помощи внутрифирменного, рыночного и государственного механизмов. В условиях рыночных преобразований роль рыночного механизма регулирования возрастает, но первичным звеном воздействия на доходы населения и совершенствования, потребительского рынка, является внутрифирменный механизм регулирования доходов населения. Государственный механизм, решая вопросы сближения интересов.

158 социальных групп, посредством различных форм, методов и инструментов регулирования, обеспечивает снижение дифференциации уровня дохода общества на потребительском рынке. Субъектами регулирования доходов и спроса населения на потребительском рынке при этом выступают органы трех везшей власти (исполнительной, законодательной и судебной), построенные по иерархическому признаку, а также Национальный банк, которые наделены соответствующими правами и обязанностями в осуществлении регулирующего воздействия на доходы и спрос населения. Эти государственные организации, посредством своей регулирующей деятельности, воздействуя на рыночный и внутрифирменный механизмы регулирования доходов и его спроса, способствуют их эффективному функционированию и устраняют выявленные недостатки.

Исследование социально-экономических преобразований в Республике Таджикистан показало, что трансформация экономики страны осуществлялось при отсутствии системной концепции государственного регулирования экономики и вообще роли государственных структур в жизни современного общества. В ходе государственного регулирования социально-экономических процессов не были учтены основополагающие теоретические положения, мировой опыт, состояние экономики страны и её институциональные особенности.

Представляется, что в первую очередь необходимо определить место и роль государства в современной социально-экономической системе, выбрать приоритеты общественного развития с учетом мирового опыта и особенностей институциональной среды страны и на этой основе определить основные задачи государственных органов управления в повышении благосостояния населения.

Во-первых, обеспечить четкое действие государственной системы непрерывного наблюдения и получения достаточно полной, достоверной и объективной первичной информации по соответствующей системе показателей, включая разработку краткосрочных и среднесрочных.

159 прогнозов.

Во-вторых, систематически проводить анализ этой информации и оценку происходящих социально-экономических процессов на базе их сопоставления в динамике и структуре и по соотношению с критическими нормативами уровня жизни, включая учет мнения населения о качестве своей жизни.

В-третьих, выявлять причинно-следственные связи и факторы, обусловливающие происходящие процессы в доходах и уровне жизни населения.

В-четвертых, обосновать меры, требуемые для улучшения жизненного положения населения и регулирования их реальных доходов, а также его спроса на потребительском рынке, разрабатывая прогнозные оценки их эффективности.

Проведенное исследование позволило автору прийти к следующим основным выводам:

1. В настоящее время и в процессе реализации последующих этапов Программных экономических преобразований Республики Таджикистан требует от общества и государства решения корректировки курса реформ, требующая принципиального изменения в области политики доходов населения и спроса на потребительском рынке со стороны государства, что должно предусматривать:

— опережающий рост доходов населения с учетом изменения спроса на потребительском рынке по сравнению с ростом цен. Это должно стать одной из важнейших предпосылок расширения спроса на внутреннем рынке, что в свою очередь, позволит увеличить выпуск продукции, оживить инвестиционную деятельность. Одновременно Правительством должны быть приняты меры, направленные на ограничение роста цен на наиболее значимые для развития экономики и повышения жизненного уровня населения виды продукции производственного и потребительского назначения /в основном через систему налогов обложения/- сокращение неоправданной дифференциации в доходах, что можно достичь двумя способами — более быстрыми темпами роста доходов у лиц с низкими доходами и замедляемый темп в росте у тех, кто имеет высокий доход;

— качественное изменение места заработной платы в структуре доходов населения. Она должна стать не только основным средством удовлетворения потребности основной части трудоспособного населения и их иждивенцев, но и главным источником пополнения бюджета.

2. Вместе с тем, следует отметить, что любой вариант изменения курса реформ требует принципиального изменения курса в области политики доходов и спроса на потребительском рынке, которое должно обеспечивать опережающий роста доходов трудящихся и населения в целом по сравнению с ростом цен. Это может стать одной из важнейших предпосылок расширения спроса на внутреннем рынке на продукцию, производимую отечественными предприятиями. Расширение спроса даст возможность увеличить выпуск продукции, оживать инвестиционную деятельность, и тем самым повысить реальные доходы населения и в течение определенного времени восстановить дореформенный уровень жизни населения.

3. Для уточнения значительности роли государства в регулировании доходов и спроса населения необходимо учесть:

— следует обеспечить превращение заработной платы в основное средство удовлетворения личных потребностей, основной части трудоспособного населения и их иждивенцев и главным источником пополнения бюджета. Без придания заработной плате этих функций, дальнейшие экономические преобразования рыночного типа практически невозможны. Одновременно учетом этого нового места заработной платы в доходах населения должна быть перестроена налоговая система и система социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий);

— организующим началом осуществления всех мероприятий по реализации такой политики должно стать законодательное утверждение системы минимальных потребительских бюджетов. При этом совершенно необходимо переориентация системы бюджетов с физиологического минимума на уровень, обеспечивающий нормальное воспроизводство лиц, относящихся к различным социальным группам;

4. Некоторые специалисты призывают отказаться от минимальных потребительских бюджетов как основы формирования минимальной заработной платы и других минимальных гарантий (пенсий, пособий) и перейти к исчислению этих величин в процентах от фактически складывающихся доходов и уровня спроса на потребительском рынке. Основная причина здесь слишком большой отрыв минимальных гарантий от минимальных бюджетов. Если подходить к данному предложению с технической стороны, то право на существование имеют оба варианта исчисления минимальных гарантий. Они присутствуют в практике стран с рыночной экономикой. Однако отказ от нормативных потребительских бюджетов может привести к тому, что будет, как бы оправдан сложившийся низкий стандарт доходов, а экономика, ориентированная на такой стандарт, не может развиваться успешно;

5. Основным отличием решение проблем и приумножение нового подхода к регулированию процесса формирования доходов населения и спроса на потребительском рынке является, с одной стороны, осознание ограниченное га возможностей воздействий государства на процессы социальной жизни, а с другой необходимость обеспечения мер по сохранению и воспроизводству трудового потенциала общества в условиях перехода к рыночным отношениям;

— осуществление политики в сфере доходов и социальной защиты населения должно происходить на основе разумного сочетания компетенций центрального и местного (территориального) уровня;

— центральное правительство должно определить и законодательно закрепить минимальные, гарантируемые всем гражданам жизненные стандарты, макроэкономическую увязку и координацию основ политики, проводимой в отраслях социальной сферы, финансировать ограниченное приоритетных социальных программ;

— данный подход к осуществлению политики доходов и спроса, требует привлечений широких кругов научных и практических работников к выработке конкретных мер по ее реализации, синхронизированного по времени, по финансовому обеспечение и по кругу исполнителей. Она требует также серьезной перестройки статистической базы. В организации этой работы ведущую роль должно сыграть Министерство труда и занятости населения и госкомстатогенство при правительстве республики;

— государственная забота о социальной сфере, стимулирование вложений в «человеческий капитал» в целях обеспечения общедоступности социальных услуг, прежде всего, образования, профподготовки, повышения квалификаций, особенно для талантливой молодежи. Сюда же включается доступность культуры, медицины и т. д.;

— данная проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда удельный вес организованного товарооборота в республике, по каналам государственной и кооперативной торговли составляет менее 4%86 Это и является главной причиной раскручивания цен в сфере неорганизованной торговли, даже на товары отечественного производства;

— представляется необходимым перенесение акцента на регионы и первичные структуры, и звенья работы с населением. Особенно это касается социальной помощи бедным. Непосредственно в регионах лучше известны нужды населения, и можно проконтролировать доходы и спрос населения, выбрать адресное решение о поддержке в зависимости от дееспособности субъекта, причин нуждаемости и т. п.- пенсионное обеспечение является центральным звеном системы государственной социальной защиты менее защищенных слоев населения. К примеру, расходы на пенсионное обеспечение в странах ЕС составляют 45% в составе социальных расходов государства.

86 По данным Госстатагенства при Правительстве РТ.

6. По результатам проведенных исследований установлено, что в экономике нашей страны государственное регулирование доходов с учетом спроса на потребительском рынке, в том числе и через налоговую систему должно рассматривается как необходимое условие прекращения" спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

— при сокращении производства и снижения доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращение потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов:

— повышение уровня доходов низкооплачиваемых групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствуют развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости. Если политика нашего государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;

— более взвешенный подход к распределению доходов является психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доводов различных групп населения будет увеличиваться противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низко доходных слоев.

7. В диссертации обоснованы, что в будущем следует, исследуя метод прогрессивного налога, и применить в наших условиях, так как данная ставка налога может способствовать приумножению дохода Страны и способствовать сокращению дифференциации доходов населения.

Анализ и синтез, проблем денежных доходов населения, как фактора формирования спроса на потребительском рынке, использования экономико-математических моделей, разработка методик расчета общих и частных показателей и параметров, экспериментальные расчеты на ЭВМ и их.

164 апробация позволили выполнить прогнозные варианты доходов населения на период до 2015 года.

Если признается, что полученные варианты являются предварительными, то посредством изменения исходных макроэкономических данных и значений переменных систем расчетов, которые являются управляемыми и отражают экономическую политику. Выявленные нами варианты позволяют, в конечном счете, сформировать наиболее приемлемую динамику доходов и потребления населения:

— прогнозные расчеты, с одной стороны, призваны оценить последствия выдвигаемых и принятых к реализации положений политики доходов и спроса. С другой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов. Эти две задачи в основном решаются в долгосрочном прогнозеосновным инструментом прогнозных расчетов являемся баланс денежных доходов и расходов населения. Использование его в целях прогнозирования предполагает посторенние системы балансовых уравнений поведения, связывающих элементы его доходной и расходной частей. Кроме того, показатели его увязываются с показателями производства и использования ВВП.

— прогнозные расчеты динамики оплаты труда являются одной из главных составляющих прогнозирования показателей доходов населения и спроса на потребительском рынке. Они могут осуществляться с помощью простой экстраполяции долей заработной платы в отдельных составляющих ВВП либо эконометрических моделей, а также с использованием аппарата производственной функции.

9. Разработанные в диссертации научно-методические основы приумножения денежных доходов и рост спроса на базе оптимального использования рынка труда свидетельствуют о том, что рынок труда в Республики Таджикистан находится под воздействием целого ряда факторов, которые оказывают определенное влияние на темпы преобразований и.

165 социально-экономические развитие страны, в том числе на формирование денежного дохода населения.

— стагнация, поразившая экономику нашей страны, воздействующая на рост таких показателей как занятость населения, производительность труда, заработная плата, валовой внутренний продукт и другие. За период независимости Таджикистана, то есть с 1991 по 2010 год, численность трудовых ресурсов увеличилось на 1,5 раза, экономически активное население увеличилось на 1,09 раза, занятое население увеличилось на 1,09 раза, экономически неактивное население увеличилось на 3 раза87;

— в экономике страны наблюдается физический и моральный износ основных средств производства и использование устаревших технологий на предприятиях страны. Ограниченные производственные и другие ресурсы Таджикистана не позволяют создавать дополнительные рабочие места по обеспечению рациональной и эффективной занятости трудовых ресурсов страны, как в настоящее время, так и в обозримой перспективе. Поэтому, спонтанно стало развиваться миграция трудовых ресурсов Республики Таджикистан в страны СНГ и дальнее зарубежье. Эти процессы не всегда подкреплены соответствующими межгосударственными соглашениями и контролем над ними со стороны государственных структур. С другой стороны наличие огромной армии безработных может стать причиной отрицательных событий социального характера.

Таким образом, реализация этих рекомендаций позволит разработать меры по росту денежных доходов и благосостояния населения.

87 См. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. Официальное издание. Душанбе 2010. с. 87.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Политика доходов и заработной платы. Новосибирск-М. -Новосибирск, 1999.-224с.
  2. Л. Беда в том, что у государства нет долгосрочной стратегии развития // РФ сегодня, — 2005, № 12.
  3. Л. Динамика и противоречия экономического роста // Экономист, —2001, № 12, —с.3−10.
  4. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, — 1997, № 6, — с. 4−12.
  5. В.В. и др. «Экономика труда». /Адамчук В.В., Ю. П. Кокин, Р.А.Яковлев- Под ред. В. В. Адамчука. М: ЗАО «Финста-тинформ». 1999 г.
  6. В.В., Романшев О. В., Сорокина МЕ. «Экономика и социология труда»: ЮНИТИ, 1999 г.
  7. ASIA-Plus / № 08 (370) / 22.02.07
  8. Е.П. Доходы населения, социальные трансферты и монетизация льгот в России // Экономика и общество: новый этап развития. — М.: изд. МГУ, — 2005, № 12.
  9. А.Л., Овчарова Л. Н., Шишкин С. В. Доходы населения и доступность социальных услуг. ГШФ «Спрос» Конфоп. — М.: ГШФ «Спрос» Конфоп, 2003.
  10. A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное, пособие. -М.: Крон-Пресс, 1993 г. стр. 211.
  11. И. Экономические условия роста благосостояния. — М.: Наука, 1977,-199с.
  12. Ф. Экономические гармонии // A.B. Аникин. Юность науки. — М., 1985.
  13. Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика // Экономист, — 2008, № 4.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М., 1994. С. 141.
  15. A.A. Маркетинг и полный хозрасчет. М: Экономика, 1998. с. 49- Маневич В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. — 1993. — № 3. -с. 23 и др.
  16. В. Анализ социально-экономической дифференциации //Общество и экономика— № 12, 2003.
  17. В., Васильев В., Гулягина А., Одинцова Е. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист, № 1, — 2008.
  18. В.Н. Доходы и их дифференциация. — М., 2000.
  19. О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса //Вопросы экономики — № 11, 2007.
  20. М. Критика неорикардианской теории стоимости и распределения //Вопросы экономики, — 2007 № 5.
  21. Е.Ф. Экономическая теория. 2-е изд. М.:Юрайт, 1999 г. раздел 2 гл. 1056 Экономическая теория /политэкономия/: -М.: Инфра-М. 1999 г. раздел 3
  22. Ф. Социальная политика и социальное неравенство. — Новосибирск, 1990. — 45с.
  23. В.Н. Заработная плата и доход населения в России и развитых странах. — М.: Общество и экономика, 1996.
  24. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М: Высшая школа, 1995. С. 290.
  25. H.A., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. — М.: ЛУЧ, 1994.
  26. А.Г. Экономика. Общий курс /Фундаментальная теория экономики/.-М.: Информационно внедрический центр «маркетинг», 1993 г., с.443
  27. У.Б. Национальная экономическая система, Алматы: Гылым. 2000-
  28. Е. Государство и эволюция: как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. — СПб, 1997
  29. И.Н. Международное коммерческое дело. М.: «банки и биржи» ЮНИТИ, 1996 г. стр.495
  30. С. Благосостояние и справедливость. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2003
  31. Дж. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1979
  32. Дж. О’Шонесси Конкурентный маркетинг: стратегический подход /Пер. с анщ. Под ред. Д. О. Ямпольской СПб: Питер, 2001, с. 131,133.
  33. ДжК. Экономическая теория и цели общества // Пер. с англ. М: 1979, с 27.
  34. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования. —М.: изд. РАГС, 1999.
  35. В.М. Уровень жизни населения. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
  36. . Особенности образования первичных доходов в российской экономике // Вопросы экономики, 2009 № 4.
  37. И.В.Липсиц. Экономика. М.: Омега-Л., 2006 г.-656с. — (высшее экономическое образование) стр.50−53
  38. С.Н. Макроэкономика. 3-е изд., испр.-М: Дело. 2004г-472 с.
  39. В. В авангарде прогресса в ЕС // МЭ и МО, 2002 № 2 С. 5.
  40. В. Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила" -М. Российский, экономический журнал, 1997 г. с. 1.9−20.
  41. С. Экономические основы системы социальной защиты. — М., 1997
  42. Д.Б. «Механизм регулирования доходов населения». -Душанбе: «Ирфон» 2003. 153с
  43. Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии //Вопросы экономики, 2009, № 4.
  44. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. / Под общей ред. А. Г. Милейковского. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1978
  45. Дж. Распределение богатства. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1992
  46. Т.К. Постсоветская перестройка: теория, идеология, реалии. Т. 2 Бишкек: «Premier LTD», 2007
  47. Т.К. Теория постсоветского реформирования. Бишкек: «Илнм». 1997-
  48. Т.К. КОР Стратегия развития Кыргызстана. — Бишкек. 2000-
  49. Комышь С-Д. Каюм в Г. К., Нурмахмадов М Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. П. Душанбе, 1998-
  50. Т.В. Доходы населения и степень их дифференциации у различных социальных групп. // Сб. научн. трудов" «Устойчивое развитие социально-экономических систем.» Бишкек: КРСУ, 2009.
  51. Р. Форма, рынок, право. — М.: Прогресс, 1993. С. 126−127.
  52. Л.В.Архипова, Н. Ф. Баев Рынковедение М.: «Экономика», 1977. 245 стр.
  53. Д. С.Будущее России: Гражданский манифест.- М.: Экономика, 2003.
  54. Д. С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской академии наук. 2003 .Т.73,№ 8.С.675−697.
  55. В. О критериях минимального уровня жизни //Общество и экономика, 1994, № 5−6. С. 121−126.
  56. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. — М.: Мысль, 1968.
  57. Макарова A. J1. Определение издержек обращения по товарным группам. М.- 1964 и др.
  58. Н.К. Менеджмент и рынок: Казахстанская модель. Алматы, 1998-
  59. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. 2-е изд., Т.23.
  60. К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Соч. 2-е изд., Т.8
  61. А. Принципы политической экономии. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1993—Т.П.
  62. П.П. Измерение потребительского спроса. М.: Экономика, 1991 г
  63. Менкью Грегори. Принципы экономике. — СПб- Питер, 1999.
  64. Мировая экономика: /Под ред. проф. А.С.Булатова/.- М: Юристь, 2002 г. с. 196
  65. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. — Н-Иорк, 1921
  66. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе: УИ МИД РТ. 2001-
  67. A.C. Теория региональных рынков. Ростов н /Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002, с.277
  68. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналам. -М.: Финстат-информ, 1997 г.&bdquo- с. 497. Кадамцова СВ. Экономические основы системы социальной зашиты. -М.: 1997 г. с.86−87-
  69. Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональный аспект // Вопросы экономики, 2007, № 2.
  70. А.И. «Экономическая теория» СПб: Питер 2001 г.
  71. A.A. Государство «Всеобщего» благосостояния. —М., 1991
  72. Политика доходов и качество жизни населения. /Под ред. H.A. Горолева/. СПб.: Питер, 2003 г.
  73. С. Д. Центральная Азия. Реалии и перспективы экономической интеграции М., 2000 и др.
  74. Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходной период. Экономика Таджикистана: стратегия развития. — 2001. — № 2, с 55−75.
  75. Ростоу У. Стадии экономического роста, с. 21.
  76. Россия и страны мира. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2004. Стр. 80 / Данные использованные из журнала «Управление общественными и экономическими системами» М. 2007 № 2
  77. Рынок труда и доходы населения. /Под ред. д.э.н. профессора Н.А.Волгина/. Изд. Дом «Фименъ». -М: 1999г
  78. Рыночная экономика. М.- Соминтек, 1992, с. 9−10 и др.
  79. Рынок труда. /Под ред. проф. В. С. Буланова и проф.Н. А. Волгина.-М: «Экзамен», 2000г-448стр.
  80. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах./Под. ред. М-Б. Кенжегузина. Алматы, 2001,
  81. Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. В 2-х томах. T.l. М.: Эконов, 1991.
  82. Н., Ргшашевский А. Равенство и справедливость. — М.: Финансы и статистика, 1991
  83. Н.М. Экономическая стратификация населения России // Общество и экономика, 2002, № 12.
  84. П. Экономика. В 2-х томах. — М., 1992.
  85. П., Нордхаус. Экономика. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
  86. М. Кыргызстан на грани социального взрыва // Мегаполис № 20.- 12 марта 2010.
  87. Г. Сапожникова. Банкир Николай Гусман: «Гус Хиддинк — типичный мигрант: деньги из России вывозит, чье-то место занимает» II Комсомольская правда, 01.08. 2009.
  88. Г. С. Народное благосостояние в СССР. — М., 1983.
  89. И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Социальная сфера: приоритеты регулирования //Экономист, 2007, № 1.
  90. С. Новые начала политической экономии.- М., 1936 T.I.
  91. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962
  92. И. Парадоксы измерения человеческого капитала //Вопросы экономики, 2009, № 9.
  93. А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы // Экономист, 2008, № 12.
  94. Социальная защита населения — М.: ИСЭПН, 2002.
  95. Статистика: /курс лекций Харченко Л. П. и др. Новосибирск, 2000 г. с.304
  96. А.Б. Доходы и потребление населения: макроэкономический анализ и прогнозирование. — М.: Макс Пресс, 2001
  97. Султонов И-М. Таджикистан на ПУТИ экономических преобразований: проблемы становления рыночной инфраструктуры. М: 1997-
  98. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных изменений. — М., 2000.
  99. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. — М.: Дело, 2000
  100. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник, Душанбе 2011.
  101. Тайные аспекты внешней миграции // Общественный рейтинг № 6, 18 февраля 2010 г.
  102. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация /Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. м.: ИНФРА -М. 2001 с80
  103. Ю.И. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений.— Воронеж, 1998. — С.173−175.
  104. П., Таксанов А. Национальная экономическая модель Узбекистана. Ташкент:. 2000-
  105. И.Г. Изолированное государство. — М., 1934.
  106. Х.Н. Потребительский рынок: проблемы регулирования. Душанбе. Ирфон. 2002 г. 252 стр
  107. Фонд «Общественное мнение» // Мегаполис № 14, 19 февраля 2010.
  108. М. Количественная теория денег. — М., 1996.
  109. М., Хайек Ф. А. Полифакт-референдум. Пер. с англ. — М., 1990.
  110. Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
  111. Ф.А. Общество свободных. Лондон, 1990.
  112. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992.
  113. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1990—Т.П.
  114. Г. И. Перераспределение доходов населения как фактор ускорения экономического развития и обеспечения социальной стабильности // ЭКО, 2002, № 6.
  115. Р.К. К теории экономической динамики. — М., 1959.
  116. П. Экономический образ мышления. —М., 1991.
  117. ХиксДж. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993
  118. А. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения //Экономист, 2008, № 9.
  119. Экономическая теория /политэкономия//под.общей ред., акад.В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой.-М.: Инфра-М, 1999, с. 173
  120. Экономическая теория /Под ред, А.И. .Добрынина Л. С. Тарасовича. СПб: Питер 1999- с. 200−202
  121. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия /Под ред. А.М.Румянцева/М., Изд. «Советская энциклопедия». Индив. Произв. -МЮРДАЛЬ. 1975 год. Т 2.
  122. А. Динамика доходов и уровня жизни населения // Реформа, 2003, № 3.
  123. Andreas Solimano. Social inequality, values, growth, and state. Michigan, 1998
  124. Denison E. The sources of economic growth in the United States and alternative before, 1962
  125. Hansen A.A. Guide to Keynes — NY, 1987
  126. OSCE, ACTED, Europian Commission. Воздействие мирового экономического кризиса на трудовую миграцию из Кыргызстана в Россию. Качественный обзор и количественное исследование. — 2010
  127. Partner thoughts on equality in efficiency // Economics for policymaking selected Essays of Arthur M. O’Kun / Ed. Yoseph A. Pechman M.L.T. Press: Cambridge, 1983
  128. Rethiking Economics. Albershot, 1991.
  129. Row on D., Mayer T. Intermediate Economics. #1, 1968
  130. Samuels W.J. Institutional EcoricJmie Ed. by Greenaway D., Bleaney M. and Steward I. L., 1991
  131. Lipton Dand Sachs J.P. Prospects doc Russia Economik Reforms// Broovinds Paptvs on aktivite.-1992.- p. 222 и др.
Заполнить форму текущей работой