Методика обучения неродному (иностранному) языку
Лингвистическая концепция аудиолингвального метода разрабатывалась на основе дистрибутивной лингвистики американской лингвистической школы, возглавляемой Л. Блумфилдом и З. Харрисом. Сознательно-практический метод, получивший теоретическое обоснование в советской методике, использовал в качестве психологической концепции теорию речевой деятельности (Л.С. Выготский), теорию поэтапного формирования… Читать ещё >
Методика обучения неродному (иностранному) языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неродной язык — термин, включающий понятие языка межнационального общения, а также иностранного языка, изучаемого в языковой среде и вне ее.
Обучение неродному иностранному языку.
Наличие в каждом методе обучения иностранным языкам ведущей идеи, определяющей пути и наиболее эффективные способы достижения поставленной Цели, составляет его характерную особенность. Например, для группы так называемых прямых методов ведущая идея овладения языком связана с установкой на непосредственное (имманентное) восприятие материала, усваиваемого интуитивно, в процессе речевой практики. При этом метод направлен на достижение определенной цели. Так, назначение интенсивных методов — практическое овладение устной речью в сжатые сроки, от которого зависят отбор учебного материала и способы его презентации, а главное — особая организация занятий, характерная именно для интенсивных методов: максимальная активизация учащихся в ходе занятий, мобилизация скрытых психологических резервов личности, создание отношений доверия между учащимся и преподавателем.
Неадекватность избранного метода цели обучения делает его недостаточно эффективным и затрудняет овладение языком в заданных учебной программой параметрах.
Лингвистическая концепция как теоретическая база метода. В качестве теоретической базы каждого метода (или группы методов) используется определенная лингвистическая концепция, анализ которой позволяет классифицировать метод с учетом его принадлежности к той или иной группе. Так, теоретической основой аудиовизуального метода, возникшего во Франции в 1950;е гг., явилась концепция американской психологической школы — бихевиоризм, а лингвистическая теория опиралась на учение Ф. де Соссюра о языке и речи.
Лингвистическая концепция аудиолингвального метода разрабатывалась на основе дистрибутивной лингвистики американской лингвистической школы, возглавляемой Л. Блумфилдом и З. Харрисом. Сознательно-практический метод, получивший теоретическое обоснование в советской методике, использовал в качестве психологической концепции теорию речевой деятельности (Л.С. Выготский), теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теорию установки (Д.Н. Узнадзе), в то время как лингвистическая концепция этого метода связана с именем Л. В. Щербы.
В основе метода преподавания иностранного языка лежит научно обоснованная система принципов обучения, являющихся отражением определенных концепций — лингвистической, психологической, методической. С помощью таких принципов устанавливаются: а) отбор языкового и экстралингвистического материала; б) приемы его введения; в) способы закрепления; г) последовательность подачи и дозировка материала по урокам. Другими словами, принципы обучения обусловливают отбор учебного материала, содержание, формы и средства обучения в рамках избранного метода.
Метод не зависит от условий и этапа обучения. В то же время выбор метода должен соответствовать условиям и этапу занятий. Хорошо известно, что прямой метод с наибольшей эффективностью используется на начальном этапе и при установке на овладение языком в узкой сфере общения. Фундаментальная подготовка по языку, включающая как практическое владение языком во всех сферах общения, так и знание системы языка, достигается в процессе занятий по группе сознательных методов.
В истории преподавания иностранных языков зарегистрировано несколько десятков методов обучения, возникших как социальный заказ общества. Например, аудиовизуальный метод появился в связи с потребностью общества в овладении разговорной речью в сжатые сроки. Сходная ситуация наблюдается в наши дни с интенсивными методами.
Причиной возникновения методов могут быть и достижения в развитии науки и техники, которые оказывают влияние на формирование новых методических концепций. Так, прогресс в области компьютерных технологий способствовал разработке программированного обучения. Исследования в области звукозаписи привели к созданию лингафонных кабинетов и концепции аудиолингвального метода.
Каждый новый метод нередко объявляется оптимальным и универсальным. Однако опыт работы и исследования в сфере дидактики свидетельствуют о том, что создание универсального метода — задача вряд ли осуществимая, ибо оптимальность метода определяется конкретными целями, задачами и условиями обучения. Так, аудиовизуальный метод можно считать наиболее эффективным на занятиях по развитию устной речи в сжатые сроки с опорой на аудиовизуальные средства. При овладении языком специальности оптимальными будут варианты переводно-грамматического метода.