Гуманизация процесса воспитания в современной российской школе
Проблему гуманизации воспитательного процесса в современной школе можно без сомнения назвать стержневой. К этому побуждает ряд факторов. Во-первых, современная школа появляется на базе советского политического образования, в котором гуманистический идеал был подменен утопической формой идеи, которая реализовалась коммунистической властью. Во-вторых, современная российская молодежь находится… Читать ещё >
Гуманизация процесса воспитания в современной российской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблему гуманизации воспитательного процесса в современной школе можно без сомнения назвать стержневой. К этому побуждает ряд факторов. Во-первых, современная школа появляется на базе советского политического образования, в котором гуманистический идеал был подменен утопической формой идеи, которая реализовалась коммунистической властью. Во-вторых, современная российская молодежь находится в инфляционном пространстве, в котором достаточно часто прославляются и возводятся в ранг ценностей насилие, разврат, вседозволенность, и все это подается как своеобразный имидж настоящего человека. Таким образом происходит подмена понятия гуманизм. Наблюдение и анализ известных педагогов приводят к выводу, что дети нашего настоящего — это поломанные деревья и разоренные цветы на клумбах, еще — замученные котята и голуби, выбитые оконные стекла в школах и гадкие надписи на храмах образования, неряшливость, невнимательность, грубость в обращении с взрослыми, кражи из чужого кармана, сальные матерные слова и анекдоты, наркотики и алкоголь, табак, и подростковый секс.
Переходя к рассмотрению проблемы, очерченной выше, стоит остановиться на некоторых методологических аспектах. Прежде всего, необходимо критически оценить употребление и введение в обращение понятия «гуманистическая христианская мораль». Некстати возводить гуманистическую и христианскую мораль под один знаменатель, поскольку гуманистическая и христианская мораль — понятия противоречивые и по своему генезису, и по сути. Гуманизм мерилом всех ценностей имеет человека, христианство — Бога. Гуманизм сформировался в борьбе с христианством. Однако отрицает сегодня христианская мораль гуманистическую? Исходя из законов логики и истории философии — да. Исходя из интересов воспитания в современной школе — нет. К этому выводу приходим, обратившись к педагогическому наследству выдающегося педагога Григория Ващенко. Профессор, заведующий кафедры педагогики Дрогобычского пединститута О. Вишневский, на основе анализа труда Г. Ващенко «Воспитательный идеал» отмечает: «К общечеловеческим ценностям принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признания идеалов любви и красоты. Носителем всех этих стоимостей является христианская религия. Она ориентирует человека на служение Высшему идеалу». Как видим, возможно сочетание в воспитании высоконравственного человека как христианских, так и гуманистических ценностей Крупнов А. И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. — М., 2008. — С. 98.
Сам же Ващенко, обращаясь к христианскому воспитательному идеалу, отмечал: «Путь подражания Христу определяет и христианские блага как черты идеального христианина. Таких основных благ три: вера, надежда и любовь. Все эти блага органично связаны между собой и не могут существовать одно без другого. Основой и началом их является вера. Религия является связью между Богом и человеком. Поэтому вера должна быть живой. Характерной чертой верующего христианина является ощущение Бога. Вера является основой надежды. Надежда является проявлением твердости и прочности веры. Основой надежды является вера во Всемогущего Бога, в его благословение и любовь, в его Провидение» .
В основу воспитательного процесса в современной школе нужно заложить воспитание трех составных частей души: ума, воли, чувств, в соответствии с естественными задатками каждого ребенка. И работа в этом направлении же ведется. Нужно содействовать овладению учениками знаниями, развитию способностей и навыков, выработке норм поведения, необходимых для реализации основных прав человека, воспитанию национального самосознания и духовной культуры свободной, гармонично развитой личности, осознанию ценностей своей национальной культуры и национальных культур других народов, ориентации учеников на познание себя и окружающего мира; усвоение важнейших жизненных ценностей, среди которых особенный приоритет, с одной стороны имеют стремление личного счастья, успеха, умения принять оптимальные решения, чувства ответственности, за свою судьбу, и с другой, — потребность служить обществу.
Важной составляющей воспитательного процесса должна стать такая система образования, в которой совмещают школы государственные или частные с одинаковой программой и идеологическим направлением. Должна быть поставлена на высоком уровне научная работа на участке теоретической педагогики, согласно научным традициям России. А первым шагом к реализации идей, выдвинутых выше, должно стать внедрение в школьную программу обязательного изучения религии, в частности истории возникновения, распространения и утверждения христианства. Форма реализации может быть разная. Можно внедрить отдельный курс или изучать интегрированно в курсе истории Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 2005. — С. 104.