Введение.
Познавательная активность студентов как одно из условий подготовки квалифицированных специалистов
В организации образовательного процесса, как правило, существенную роль отводят созданию и поддержанию на высоком уровне познавательного интереса обучаемых. Без этого интенсивность и эффективность учебного процесса снижаются. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог — его… Читать ещё >
Введение. Познавательная активность студентов как одно из условий подготовки квалифицированных специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в профессиональном учреждении. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательного интереса самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью активных методов обучения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что появление и развитие методов активного обучения обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные ранее, могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в наше время бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто методами активного обучения, которые являются средством развития познавательного интереса студентов.
В организации образовательного процесса, как правило, существенную роль отводят созданию и поддержанию на высоком уровне познавательного интереса обучаемых. Без этого интенсивность и эффективность учебного процесса снижаются. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог — его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные методы и формы обучения. Это подводит к необходимости рассмотрения содержательных процессов взаимодействия, осуществляемых в системе образования. В основе таких процессов лежат: формирование высокой психологической культуры преподавателя, развитие его способности к ведению диалога с обучающимися, создание открытого образовательного пространства, способного обеспечить творческий рост каждого студента. Способность педагога раскрыть внутренние резервы студента, используя в обучении активные методы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях профессионально-технического училища, что предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования является методика применения методов активного обучения, как средства для увеличения познавательного интереса студентов.
Предмет исследования: использование методов активного обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть влияние методов активного обучения как средства развития познавательного интереса студентов в ГАПОУ ЮТАиС.
Задачи:
- 1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
- 2. Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения для дисциплины «Тракторист — машинист в сельскохозяйственного производства».
- 3. Апробировать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения в условиях ГАПОУ ЮТАиС.
Методологической основой является теория познания активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; методы активного обучения — кейс-технолгия, проектная деятельность, учебный диалог, дискуссия, пресс-конференция; методы педагогики и психологии — непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов в училище.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования методов активного обучения для повышения эффективности процесса.
Практическая значимость исследования:
Разработанные лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения могут быть использованы в практике техникума, найти применение при составлении методических рекомендаций для студентов специальности «Тракторист — машинист в сельскохозяйственного производства».