Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1999 г. по 2003 на кафедре педагогики Воронежского государственного педагогического университета на курсах «История и философия образования», «Педагогические теории, системы и технологии», в процессе руководства педагогической практикой студентов. На конкурсе «Учитель года» (Воронеж, 2003 г.) для учителей и методистов были проведены… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. Исследование психолого-педагогических основ использования видеозаписи как средства формирования педагогической рефлексии
    • 1. 1. Педагогическая рефлексия как научная проблема
      • 1. 1. 1. Проблема рефлексии в философии как гуманистическое основание лично-стно ориентированного педагогического образования
      • 1. 1. 2. Педагогическая специфика феномена рефлексия
      • 1. 1. 3. Анализ понятия «педагогическая рефлексия»
    • 1. 2. Возможности использования видеосредств для формирования педагогической рефлексии студентов
      • 1. 2. 1. Развивающая функция в системе дидактических функций экранно-звуковых средств
      • 1. 2. 2. Виды и формы учебной видеозаписи, используемые в педагогическом образовании будущего учителя
      • 1. 2. 3. Возможности видеообратной связи для формирования педагогической рефлексии студентов
    • 1. 3. Диалогическая основа использования учебной видеозаписи как средства формирования педагогической рефлексии
      • 1. 3. 1. Диалогическая природа педагогического общения и массовой коммуникации
      • 1. 3. 2. Диалог как основа формирования педагогической рефлексии
      • 1. 3. 3. Способы организации диалогического общения при создании и использовании УВЗ
  • Выводы по главе
  • Гл. 2. Экспериментальное исследование процесса формирования педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплин
    • 2. 1. Модель комплекса условий формирования педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи. if
    • 2. 2. Критерии и показатели проявления педагогической рефлексии и уровни ее сформированное&trade- у студентов педагогического вуза
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплин
      • 2. 3. 1. Анализ эффективности использования различных видов учебной видеозаписи в формировании педагогической рефлексии студентов
      • 2. 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности комплекса условий формирования педагогической рефлексии
  • Выводы по главе 2

Формирование педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных концепциях педагогического образования (В.А.Болотов, Е. В. Бондаревская, М. И. Мищенко, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сл астении, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов и др. [21, 22, 89, 95, 156, 160, 163 и др.]) учитель рассматривается как субъект профессионального развития, ведется поиск условий, побуждающих его к обоснованию личност-но значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу.

Цели образования в педагогическом вузе обусловлены необходимостью подготовки личностно ориентированного учителя, способного не только создавать условия для развития и саморазвития самобытной, самостоятельной, ответственной творческой личности ученика, но и реализующего себя и представляемую им культуру в профессиональной деятельности.

Главное внимание при подготовке личностно ориентированного учителя необходимо сосредоточить на развитии его рефлексивных, творческих способностей, формировании готовности к самостоятельным и ответственным действиям, на развитии способностей к самообразованию и профессиональному саморазвитию, на формировании умений выбора или построения педагогической концепции и алгоритма ее реализации.

Однако данные концептуальные положения в недостаточной степени реализуются в практической подготовке учителя в педагогическом вузе. Как отмечает А. Б. Орлов, имеющиеся сегодня проблемы, стоящие перед системой подготовки педагогических кадров, могут быть решены при условии перехода от пассивных, монологических форм подготовки учителей к активным, диалогическим и проблемным методам освоения педагогического опыта. Для этого необходимо повышать эффективность «использования учителем в процессе обучения и воспитания не только своих профессиональных знаний, но и целостного личностного потенциала», а также повышать роль «процессов познания учащихся и процессов самопознания (самоисследования) в профессиональной деятельности учителя» [118. С. 152].

Признание значения педагогической рефлексии в деятельности учителя и тенденция в современной науке к углублению осмысления ее роли ставят в ряд особо актуальных задач ее формирование и развитие, поиск и реализацию условий, способствующих рефлексивной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя. Это еще в недостаточной степени реализуется на практике в подготовке будущего учителя. В условиях сокращения объема часов, отводимых на педагогические дисциплины в вузе, развития дистанционных форм образования особую актуальность приобретает не только поиск адекватных современных средств обучения, но и формирование способности личности самостоятельно ставить и решать задачи саморазвития, управлять процессом самообразования, выбирать педагогическую концепцию и конструировать алгоритм ее реализации.

С одной стороны, увеличение доли самостоятельной работы студентов делает более сложным организацию процесса подготовки личностно ориентированного учителя, с другой — возрастает значимость самостоятельного, активного, творческого процесса саморазвития будущего учителя, который обеспечивается сформированностью рефлексии субъектов образования. В условиях дистанционного обучения, самостоятельной работы возрастает актуальность использования технических средств, информационных технологий.

Усовершенствование методов обучения, использование новейших технических средств часто нацелено на повышение эффективности педагогической подготовки в рамках знаниево-ориентированной, формирующей образовательной парадигмы. Процессы модернизации педагогического образования не всегда обусловлены и связываются с необходимостью изменения характера подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.

Учитель, даже мастерски овладевший исполнительским уровнем педагогической деятельности, не сможет в полной мере учитывать и использовать факторы, влияющие на социализацию и воспитание человека. Одним из таких внешних мегафакторов, влияющих на сознание личности, являются средства массовой коммуникации (СМК).

Ученые, педагоги, представители общественности отмечают глубокое негативное влияние информации, поступающей с телеэкранов, на ее потребителей. Оно проявляется в росте агрессивности, искажении представлений о моделях межличностных взаимоотношений, о жизненных ценностях и т. д. Очень ограничено количество передач, посвященных проблемам культуры, образования и т. п. Огромное количество каналов на телевидении, с одной стороны, и широкие возможности выбора передач, соответствующих личному вкусу зрителя (или отсутствие таковых в виду их коммерческой невыгодности) — с другой, приводит к неглубокому ознакомлению с информацией методом «серфинга», блуждания по каналам, в то время как основное количество информации мы сегодня получаем из средств массовой информации. Журналисты, работники средств массовой информации снимают с себя ответственность за негативное воздействие телепередач на потребителей, отдавая приоритеты свободе слова, борьбе за правду и т. п. Данную проблему считают областью воспитательных воздействий родителей и школы. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, телевидение и другие средства массовой коммуникации претендуют на роль «учителей жизни», «властителей дум», каждый телевизионный канал дает свой вариант, свою интерпретацию событий, одновременно используя все возможные средства привлечения зрительского внимания, а с другой — они открещиваются от претензий зрителей, родителей, педагогов, церкви по поводу негативных проявлений влияния средств массовой информации на детей и подростков, на потребителей информации. Эта ответственность перекладывается на школу и семью. Один из вариантов решения проблемы — «можно выкинуть телевизор, в конце концов» — предлагался при обсуждении реалти-шоу «За стеклом». Такие нехитрые меры не могут решить глобальных проблем взаимодействия личности с информационной средой. Но и школа и образование не могут сколько-нибудь серьезно влиять на средства массовой информации (СМИ).

Несмотря на широкие исследования в области психологии массовой коммуникации (Э.Г.Багирова, А. А. Деркача, Р. Д. Копыловой, Л. В. Матвеевой, А. У. Хараша, М. Б. Шкопорова и др.) и обширную практику использования медиасредств в образовании, психолого-педагогические исследования в области эк-ранно-звуковых средств (Г.А.Бордовского, А. М. Гельмонта, Н. И. Жинкина, Л. С. Зазнобиной, В. И. Лещинского, В. А. Монастырского, В. Л. Полевого, Д. И. Полторака, Л. П. Прессмана, О. Р. Самарцева, А. А. Степанова, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Шахмаева, Л. К. Шияна и др.), сегодня можно говорить об отсутствии готовности учителя включать в процессы обучения, самообразования информационные потоки, поступающие из средств массовой информации (СМИ), сети Интернет, и совместно с учениками обрабатывать их в целях образования и развития личности [53, 69, 198 и др.].

Экранно-звуковые средства (ЭЗС) традиционно рассматриваются как источник учебной информации, средства наглядности. Отсутствие ориентации в образовании на самостоятельный активный рефлексивный поиск и отбор информации субъектами делает учащихся пассивным объектом часто негативного воздействия средств массовой коммуникации.

Личностно ориентированное образование готовит человека к самостоятельному, ответственному выбору жизненной позиции, реализации себя как носителя культуры на основе нравственной деятельности, активной работы сознания. Для развития способности личности противостоять манипулированию, влиянию внешних обстоятельств и стимулов необходимо целенаправленно формировать, развивать механизмы в сознании, способные регулировать обработку информации. Такой механизм содержится в рефлексивности сознания.

Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г. М. Коджаспировой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина,.

A.К.Марковой, А. И. Мищенко, Н. Ю. Посталюк, И. Н. Семенова, В. В. Серикова,.

B.А.Сластенина, С. Ю. Степанова, Г. С. Сухобской, В. Н. Харькина и др. [32−34, 65, 80, 85, 99, 108, 130, 151, 152, 154,160 и др.].

В диссертационных исследованиях в области психологии и педагогики [51, 73, 76, 103 и др.] рефлексия учителя связывается со специфическим механизмом межличностного познания, перцептивными способностями учителя, управлением познавательным процессом учащихся, управлением образовательным учреждением, психолого-педагогической культурой и компетентностью педагога, его индивидуальным стилем деятельности и т. д. Проблемы формирования методологической культуры, методологической рефлексии учителя, студентов обсуждались О. С. Анисимовым, Е. В. Бережновой, В. В. Краевским, В. В. Сериковым, А. Н. Ходусовым и др. [4, 15, 75, 81, 156, 188]. Роль рефлексии в обеспечении инновационного, творческого характера педагогической деятельности, проблемного, эвристического характера образования подчеркивается в работах В. В. Давыдова, М. В. Кларина, Ю. Н. Кулюткина, И. Н. Семенова, В. А. Сластенина, Г. ПХЦедровицкого, Е. Н. Шиянова и др. Особенно интересны для нас работы М. Н. Аплетаева, Б. З. Вульфова, В. П. Зинченко, Ю. Н. Кулюткина, В. И. Слободчикова, В. Н. Харькина, А. Н. Ходусова и др., исследования, в которых авторы обращаются к духовному, нравственному характеру рефлексии [7,49, 54−56, 84, 85, 124, 162,188 и др.].

Педагогическая рефлексия реализует способность учителя творчески преобразовывать окружающую действительность, интерпретировать и осмыслять педагогические знания, используя их для развития личности ученика, а также саморазвития и самосовершенствования себя как личности и профессионала. Сформиро-ванность педагогической рефлексии обеспечит готовность учителя осознанно выбирать педагогическую концепцию, творчески преобразовывать методику, управлять внешними факторами в целях личностно ориентированного образования учащихся.

Среди современных исследований возможностей видеозаписи в педагогической подготовке учителя работы Б. П. Бархаева, Г. А. Бордовского, А. Н. Гавриченкова, Т. Г. Гдалиной, Л. С. Зазнобиной, А. И. Манторова, Т. Н. Носковой, Л. П. Прессмана, О. Р. Самарцева, Ю. П. Тимофеева, Ю. Е. Шабалина и др. [10, 25, 36, 37, 98, 116, 134, 147, 178, 191]. Анализ современных педагогических исследований показал, что сегодня, по сравнению с периодом 80−90-х годов XX в., значительно снизился интерес к проблемам учебного телевидения. Тем не менее, использование средств видеозаписи в педагогической подготовке учителя рассматриваются в двух направлениях: 1) использование учебного видеофильма на занятиях и 2) использование в педагогическом процессе видеозаписи учебной, педагогическом процессе видеозаписи учебной, педагогической деятельности и ее просмотра в целях самоанализа, рефлексии, самокоррекции.

Сегодня необходимо переосмысление огромного образовательного и воспитательного потенциала СМК, экранно-звуковых средств. Решая в знаниево-ориентированной парадигме задачу сделать знания более доступными для усвоения, средства наглядности требуют переосмысления их роли и назначения в личностно ориентированном образовании в соответствии с целями подготовки личностно ориентированного учителя. В условиях дистанционного обучения, самостоятельной работы студентов средства массовой коммуникации могут опосредовать необходимый для профессионального развития и самореализации специалиста процесс обмена знаниями и опытом в профессиональном общении.

Исходя из этого, видеозапись и ее возможности для формирования педагогической рефлексии мы считаем областью педагогического знания, которая требует внимания исследователей.

Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий:

— между потребностью общества в подготовке личностно ориентированного, творческого учителя, субъекта собственной деятельности и консервативностью вузовской образовательной системы, выражающейся в практическом следовании знаниево-ориентированной парадигме образования и манипулятивном характере педагогического взаимодействия;

— между возросшей ролью рефлексивных процессов в психолого-педагогической науке и практике и недостаточной разработанностью условий, необходимых для формирования педагогической рефлексии и развития рефлексивной функции сознания будущего учителя;

— между традиционным пониманием роли экранно-звуковых средств как, в основном, источника наглядной информации и недостаточной востребованностью их личностно развивающего потенциала, необходимого для реализации личностно ориентированного педагогического образования;

— между признанием огромной роли средств телевидения и видеозаписи в образовании современной молодежи и неразработанностью проблемы использования этих средств в подготовке личностно ориентированного учителя.

На основании главного противоречия между недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования педагогической рефлексии средствами видеозаписи и практической необходимостью актуализации личностно развивающего потенциала средств видеозаписи при подготовке будущего учителя, одной из сторон которой выступает формирование педагогической рефлексии, была сформулирована проблема нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование педагогической рефлексии в процессе изучения педагогических дисциплин с использованием средств видеозаписи?

Попытка ее решения определяет выбор темы исследования: «Формирование педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплин».

ЦелБ^ис (шедования: въ1Явить и эксперимешшшно проверить педагогические ус^ ловия формирования педагогической рефлексии средствами видеозаписи на занятиях по педагогическим дисциплинам в вузе.

Объект исследования: процесс изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования педагогической рефлексии будущих учителей средствами видеозаписи.

Гипотеза исследования включает предположение о том, что формирование педагогической рефлексии в процессе изучения педагогических дисциплин с использованием видеосредств возможно, если.

1) оно будет основано на целостном представлении преподавателя о педагогической рефлексии как о системном новообразовании профессионального сознания будущего педагога, т. е. функции его сознания, управляющего педагогическим мышлением и деятельностью учителя;

2) содержание учебной видеозаписи и способы применения экранно-звуковых средств будут способствовать созданию личносгно развивающей информационно-предметной среды, рефлексивной по характеру и содержанию;

3) будут определены и реализованы условия по формированию педагогической рефлексии будущего учителя;

4) в содержание учебной видеозаписи и занятий по педагогическим дисциплинам с использованием экранно-звуковых средств будут включены проблемные ситуации, личносгно значимые задачи, личностные ситуации, образцы рефлексивной деятельности, реализующие условия для актуализации и развития рефлексивной функции сознания студента и его профессионального педагогического сознания;

5) в процессе создания, использования, обсуждения учебной видеозаписи будет осуществляться совместная педагогическая рефлексия преподавателя и студентов, «диалог рефлексий» субъектов образовательного процесса.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1-~01феделить^пё1дафйкупедагогической рефлексии, выявить сущностные характеристики процесса педагогической рефлексии и определить содержание понятия «педагогическая рефлексия».

2. Выявить особенности использования учебной видеозаписи на занятиях по педагогическим дисциплинам для формирования и развития педагогической рефлексии.

3. Определить принципы организации работы с учебной видеозаписью и экранно-звуковыми средствами, обеспечивающие актуализацию и развитие педагогической рефлексии студентов.

4. Разработать и экспериментально проверить модель условий, обеспечивающих формирование педагогической рефлексии студентов при использовании средств видеозаписи.

5. Разработать методику организации совместной деятельности субъектов образования по формированию педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи, систему заданий и упражнений, основанных на использовании видеосредств.

Методологической основой исследования является: гуманистическое направление в зарубежной и отечественной психологии (В.П.Зинченко, Е. И. Исаев, А. Маслоу, А. Б. Орлов, В. И. Петровский, К. Роджерс, В. И. Слободчиков и др. [55, 56, 118, 123, 140, 161, 162,177 и др.]) — идеи гуманизации образования и личностно ориентированного образования (Д.А.Белухин, Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова,.

B.И.Лещинский, А. Б. Орлов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков.

C.Д.Смирнов, Е. И Шиянов и др. [14, 22, 61, 62, 67, 74, 77, 83, 95. 96, 118, 154 155, 159, 162, 163 и др.]) — диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина, В. С. Библера, идея всеобщности диалога как основы сознания, идея построения образовательного процесса как диалога культур [12, 17, 18, 86, 87]- исследования классиков философии в разработке проблемы рефлексииконцепция рефлексивного сознания (Е.И.Исаев, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков [92, 123, 161, 162]) — концепции рефлексивной методологии, рефлексивной психологии и педагогики (Н.Г.Алексеев, Б. З. Вульфов, И: Н:Семенов7С-Ю:СтёпаШ.

Методы исследования. Аналитический этап осуществлялся при помощи теоретических методов: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, диссертационных исследованийсравнение, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследованиямоделированиепроектирование.

В ходе экспериментальной работы использовались психолого-педагогический (констатирующий и формирующий) экспериментнаблюдение (включенное, опосредованное видеокамерой) — методы письменного и устного опроса: беседа, интервьюирование, анкетированиетестированиеоценивание и самооцениваниеанализ продуктов деятельности студентов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились физико-математический, филологический факультеты Воронежского государственного педагогического университета, общеобразовательные школы и гимназии г. Воронежа. В общей сложности исследованием было охвачено более 200 студентов 3−5 курсов.

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1996 по 2003 гг. и включала в себя три этапа:

Первый этап П 996−2000 г.) определено направление исследования, обоснована проблема, проведено изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблемам рефлексии, педагогической рефлексии, использования экранно-звуковых средств в образовательном процессе, разработана гипотеза исследования, понятийный аппарат.

Второй этап (2000;2003 г.) разработан и проведен эксперимент, созданы новые учебные видеофильмы и сценарии, учебные видеозаписи, уточнены теоретические положения, апробированы полученные результаты.

Третий этап (2002;2003 г.4) обработка, анализ, обобщение и систематизация экспериментальных данных и оформление результатов исследования в форме диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: предложен новый подход к определению понятия «педагогическая рефлексия» как функции педагогического сознания учителя, управляющего его педагогическим мышлением и деятельностьюпредложен новый подход к созданию развивающей информационно-предметной среды в педагогической подготовке студентов педагогического вуза с использованием видеосредстврасширено представление о возможностях и формах использования учебной видеозаписи для формирования педагогической рефлексииразработаны требования к содержанию учебной видеозаписи и ее использованию на занятиях по педагогическим дисциплинам с целью формирования и развития педагогической рефлексиивыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования и развития педагогического рефлексии студентов средствами видеозаписи при изучении педагогических дисциплинвыявлены критерии сформированное&tradeпедагогической рефлексии как функции педагогического сознания студентов, проявляющиеся в рефлексивном отношении к педагогическим знаниям, к педагогической действительности и к себе, как субъекту педагогической деятельностираскрыты ее уровни, и показателипредложена методика профессиональной педагогической подготовки студентов вуза — подготовка личностно ориентированного учителя с помощью видеосредств.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты создают необходимую основу для комплексного использования возможностей видеосредств в формировании и развитии педагогической рефлексиинакопленные видеоматериалы можно использовать как в процессе педагогической подготовки студентов вообще, так и в целях формирования и развития педагогической рефлексии студентов, учителей. Теоретические положения исследования нашли отражение в авторской разработке концепции работы видеолаборатории кафедры педагогики В ГПУ. Практическая значимость исследования подтверждена грантом РГНФ на выполнение работы по теме исследования, полученным в~2003 г. на конкурсе, проведенном согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 2616.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, использованием комплекса соответствующих цели и задачам исследования методов, внедрением разработок и авторского опыта в практику изучения педагогических дисциплин, видеозаписями занятий со студентами, обсуждением основных теоретических положений и практических результатов исследования в научной лаборатории преподавателей, аспирантов и соискателей при кафедре педагогики В ГПУ.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1999 г. по 2003 на кафедре педагогики Воронежского государственного педагогического университета на курсах «История и философия образования», «Педагогические теории, системы и технологии», в процессе руководства педагогической практикой студентов. На конкурсе «Учитель года» (Воронеж, 2003 г.) для учителей и методистов были проведены семинары по рефлексивному анализу видеозаписей конкурсных выступлений участников. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики В ГПУ, семинарах научной лаборатории кафедры педагогики ВГПУ, а также видеолаборатории кафедры, руководителем которой является автор. Созданные автором видеоматериалы, учебные видеофильмы, методические рекомендации к ним используются преподавателями кафедры педагогики ВГПУ, а также в других вузах. Результаты исследования излагались также на V годичном собрании Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона» (Ростов н/Д, 1998), на Всероссийской научно-практической конференции «Одаренность: рабочая концепция» (Воронеж, 2002 г.), на Российской научно-практической конференции «Историко-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и проблемы современного образования» (Воронеж, 2002 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Воронежского государственного педагогического университета. На защиту выносятся следующие положения:

1. «Педагогическая рефлексия» — функция педагогического сознания, управляющего мышлением и деятельностью учителя, реализующая его субъектность через конструирование им педагогической «Я-концепции» в контексте педагогической действительности на основе критического переосмысления, переживания и принятия ответственности за создаваемые и реализуемые смыслы и ценности педагогической деятельности.

2. Комплекс условий формирования педагогической рефлексии средствами видеозаписи включает:

— организационно-системное использование экранно-звуковых средств (соблюдение экологических, этических, психолого-педагогических норм);

— рефлексивно направленную организацию аудио-видеоматериала (включение в содержание учебной видеозаписи и в методическое сопровождение процессов ее просмотра и анализа, самоанализа, самокоррекции студентами приемов и средств, обеспечивающих формирование опыта рефлексивного познания и педагогической рефлексии);

— научно организованную деятельность по формированию педагогической рефлексии с использованием экранно-звуковых средств (совместную рефлексивную деятельность преподавателя и студентов на занятиях по педагогическим дисциплинам на основе их «диалога рефлексий»),.

3. Комплекс условий формирования и развития педагогической рефлексии студентов при использовании средств видеозаписи реализуется через систему проблемных ситуаций, личностных ситуаций, творческих заданий, образцов рефлексивной деятельности, что стимулирует процесс личностного и профессионального саморазвития.

Публикации: по теме исследования опубликовано 10 научных работ автора.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (202 библиографических источника), девяти приложений. Основное содержание работы изложено на 183 страницах. В тексте содержатся 13 таблиц, 8 рисунков, 4 диаграммы.

Основные результаты диссертационного исследования: 1. На основе целостного подхода к сущности, процессу и результату рефлексии в контексте педагогической действительности было определено содержание понятия «педагогическая рефлексия». Как функция педагогического сознания будущего учителя она реализует его субъектность через конструирование педагогической «Я-концепции» в контексте педагогической действительности на основе критического переосмысления, переживания и принятия ответственности за создаваемые и реализуемые смыслы и ценности педагогической деятельности. Критериями ее сформированное&tradeвыступает рефлексивное отношение студентов к педагогическим знаниям, к педагогической действительности и к себе, как субъекту педагогической деятельности.

2. Определены возможности и особенности построения и использования учебной видеозаписи для создания личностно развивающей информационно-предметной среды, рефлексивной по характеру и содержанию. Разработано методическое сопровождение использования видеозаписи на занятиях и на педагогической практике студентов, задания, игры, алгоритмы рефлексивной деятельности студентов.

3. Определены принципы (диалогизации, проблематизации, личностной со-пряженностии, саморазвития личности) и условия организации формирования педагогической рефлексии средствами видеозаписи на занятиях по педагогическим дисциплинам: организационно-системное использование экранно-звуковых средстврефлексивно направленная организация аудиовидеоматериаланаучно организованная деятельность по формированию педагогической рефлексии с использованием экранно-звуковых средств.

4. Разработана и внедрена в практику модель педагогических условий формирования педагогической рефлексии в процессе подготовки, просмотра и анализа учебной и других видов видеозаписи и конструирования на этой основе педагогической «Я-концепции» будущего учителя. Реализация комплекса условий, способствующих формированию и развитию педагогической рефлексии студентов при использовании средств видеозаписи, обеспечивает процесс личностного и профессионального саморазвития.

5. Разработана методика организации совместной деятельности субъектов образования по формированию педагогической рефлексии студентов средствами видеозаписи, система заданий и упражнений, основанных на использовании видеосредств. В ее основе лежит совместная педагогическая рефлексия преподавателя и студентов, «диалог рефлексий» субъектов образовательного процесса.

6. Обоснована необходимость включения в содержание учебной видеозаписи и занятий по педагогическим дисциплинам с использованием экранно-звуковых средств проблемных ситуаций, личностно значимых задач, реализующих условия для актуализации и развития рефлексивной функции сознания студента и его педагогического сознания.

Заключение

.

В психолого-педагогической науке современное состояние исследуемой проблемы отличается быстрым увеличением массива научных работ по проблеме рефлексии в деятельности учителя и, параллельно, снижением интереса к учебной видеозаписи, учебному телевидению. Возможности использования в учебном процессе видеосредств рассматриваются в связи с изучением специальных, не педагогических, дисциплин: иностранного языка, информатики, художественного образования и т. д. В то же время переход к интерактивным, дистанционным формам обучения, увеличение доли самостоятельной работы студентов делает актуальным не только использование различных источников учебной информации, но и актуализирует возможность технических средств обучения, информационно-предметной среды управлять самостоятельным образованием студентов, их профессиональным и личностным саморазвитием, творческой самореализацией.

Рефлексивность сознания человека интегрирует процессы творчества, самореализации, внесения субъектного опыта в окружающий мир и культуру. Теле-, видеосредства могут непосредственно, через организацию видеообратной связи, стимулировать и развивать рефлексивные процессы в профессиональном сознании педагога, повышать эффективность процесса обучения в вузе, способствовать развитию самостоятельности субъекта образования.

Несмотря на ряд трудностей в использовании экранно-звуковых средств (высокие материальные, временные затраты, требование высокого профессионализма от преподавателей, использующих и создающих учебные видеозаписи), нам удалось доказать эффективность использования учебной видеозаписи в формировании и развитии педагогической рефлексии студентов на занятиях по педагогическим дисциплинам. Возможности для этого содержатся не только в использовании реальной видеозаписи с последующим ее просмотром или в обучении студентов приемам педагогической рефлексии посредством учебных видеофильмов.

Мы включили в работу по формированию педагогической рефлексии студентов обсуждение материалов из средств массовой коммуникации с целью поиска студентами в них педагогических проблем, постановки на их основе педагогических задач и поиска эффективных путей их решения (на основе механизма рефлексии). В такой работе не только совершенствуются рефлексивные знания и умения студентов. Важным, ожидаемым результатом стало осознание студентами роли и возможностей средств массовой коммуникации, теле-, видеоматериалов в процессе становления личности (как школьников, так и самих субъектов педагогического образования). Средства массовой коммуникации стали осознаваться студентами как источник личностно значимого для профессионального развития знания. У студентов сформировалось «педагогическое видение» информационной среды, влияющей на человека, что выразилось в способности студентов увидеть педагогическую проблему и сформулировать на ее основе разнообразные педагогические задачи, направленные на их решение для разных субъектов: личности учащегося, классного коллектива, группы учеников, родителей, коллег-учителей, учителя, себя самого и т. п.

Другое направление нашей работы — участие студентов (прямо или косвенно) в подготовке материалов для учебной видеозаписи. Это повышает их мотивацию к обучению, способствует творческой самореализации в процессе педагогического образования, востребует и развивает рефлексивные способности.

Формирование педагогической рефлексии студентов возможно при создании рефлексивной среды, отвечающей ряду характеристик: аксиологической, информационной, материально-технической, социальной, экологической Ее особенностью в нашем исследовании является то, что, будучи необходимым условием для формирования педагогической рефлексии, рефлексивная среда сама по себе представляет совокупность условий, которые и составляют ее сущностные характеристики. В процессе теоретического анализа психолого-педагогических исследований и моделирования педагогических условий для формирования рефлексии будущего учителя мы не нашли оснований для того, чтобы дифференцировать условия рефлексивной среды, и условия, внешние по отношению к ней. Таким образом, мы создали и экспериментально проверили модель формирования педагогической рефлексии в рефлексивной среде при изучении педагогических дисциплин с использованием средств видеозаписи. Педагогическими условиями формирования рефлексии средствами видеозаписи выступают: 1) организационно-системное использование экранно-звуковых средств- 2) рефлексивно направленная организация аудио-, видеоматериала- 3) научно организованная деятельность по формированию и развитию педагогической рефлексии с использование экранно-звуковых средств.

Общими ориентирами, основополагающими идеями организации рефлексивной среды (в которую мы включаем технические средства, субъектов педагогической рефлексии и самообразования, систему проблемных и творческих заданий, личностные ситуации) выступают принципы проблематизации, диало-гизации, личностной сопряженности, самореализации.

Разработанная и апробированная нами модель деятельности преподавателя и студентов при работе с использованием средств видеозаписи основывается на совместности деятельности студента и преподавателя, субъектов профессиональной и личностной рефлексии. В ней преподаватель являет собой для студента своеобразный «катализатор» организованной и систематической рефлексивности.

Мы также исследовали и возможности опосредованного управления процессом формирования педагогической рефлексии. Для этого необходимо целенаправленное создание учебных видеозаписей, в содержание которых будет включаться рефлексивный компонент. В ходе экспериментальной работы нами был разработан и апробирован способ предъявления педагогической ситуации, который мы назвали «модель ситуации со множеством возможных эффективных решений». По сравнению с другими способами он в наибольшей степени обеспечивает «мобилизацию», «широту», «глубину» и «активизацию» педагогической рефлексии. Этот способ содержит возможность демонстрации «образца» педагогической деятельности в сочетании с принципом открытости, диало-гизации педагогического знания.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость реализации разработанного комплекса психолого-педагогических условий для формирования педагогической рефлексии студентов при изучении педагогических дисциплин в вузе. Выдвинутая нами гипотеза в ходе проведенного исследования подтвердилась.

Трудности, с которыми мы столкнулись в данной работе, заключаются, во-первых, в сложности технического характера: отсутствие материальных средств на приобретение профессионально созданных учебных видеофильмов, (и невозможность заказа на создание УВЗ), отсутствие учебных видеофильмов, отвечающих современной проблематике педагогической науки и современным требованиям к дидактическим (развивающим) свойствам УВЗ. Низкое техническое качество самостоятельно создаваемых учебных видеофильмов на непрофессиональной аппаратуре снижает эффективность использования УВЗ. Здесь также сказывается отсутствие соответствующей профессиональной подготовки преподавателей. Однако в пользу самостоятельного создания преподавателями учебных видеофильмов выступает тот фактор, что такие видеоматериалы соответствуют современным задачам образования и тем конкретным целям, которые реализует преподаватель на занятиях. Во-вторых, специфика студентов нашего вуза, проживающих в общежитии, где отсутствует возможность регулярно смотреть телевизор, не давала возможности широко обсуждать проблему телевидения и педагогической действительности. В-третьих, серьезным барьером выступала ориентация студентов на преимущественную подготовку по методическим дисциплинам и минимальное количество часов, отведенных на изучение педагогических дисциплин и руководство педагогической практикой студентов (что объясняется особенностью учебных планов, интересом студентов к предметам по выбранной специализации и, зачастую, авторитарным стилем некоторых преподавателей-методистов, выражающемся в сильной загруженности студентов заданиями по не педагогическим дисциплинам). Однако все перечисленные факторы не уменьшили интерес студентов к использованию УВЗ на занятиях.

Данное исследование не претендует на решение всего комплекса проблем, связанных с формированием педагогической рефлексии средствами видеозаписи. Дальнейшая разработка этой научной проблемы необходима, на наш взгляд, по следующим направлениям:

— разработка модели личностно ориентированной ситуации в содержании учебной видеозаписи;

— исследование возможностей содержания и особенностей построения учебной видеозаписи для стимулирования рефлексивных процессов в сознании субъекта образования.

В качестве перспектив дальнейшего исследования использования экран-но-звуковых средств можно назвать:

— изучение возможностей использования УВЗ для организации процесса личностного вовлечения студентов младших курсов в контекст моделируемой в учебной видеозаписи педагогической действительности в процессе педагогического образования;

— исследование особенностей построения и использования педагогической учебной видеозаписи в информационных интерактивных технологиях;

— теоретическое обоснование и построение личностно ориентированной видеотехнологии подготовки будущего учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Направления изучения рефлексии / Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т.1, Ч. 1.- С. З -13.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев, под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1−2.
  3. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: Творчество и культура мышления: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / О. С. Анисимов. М., 1994, — 53 с.
  4. О.С. Основы методологического мышления / О.С.Анисимов- Все-рос. высш. школа управления АПК РСФСР, каф. методологии и психологии управления. М., 1989.-412 с
  5. О.С. Управление. Рефлексия. Методология. Введение в методологию: Методические рекомендации / О. С. Анисимов. Петропавловск-Казахский, 1989.-167 с.
  6. Анцыферова Л И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л.И.Анцыферова// Психол. журнал. 1991. — Т. 1, вып 2. — С.3−10.
  7. М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности: Педагогика нравственного поступка: Эгико-философский компонент / М. Н. Аплетаев // Педагог: Наука, технологии, практика. Барнаул, 1997. — № 1−2. — С. 1729.
  8. Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  9. .П. Воспитывающая «Видеотехнология»: Использование видеокамеры в учебном процессе. / Б. П. Бархаев // Мир образования. 1997. — № 6. — С.48−51.
  10. Бархаев Б. П Педагогические технологии воспитания и развития: Видеотехнология развивающего обучения: Видеотехнология пед. рефлексии учителя / Б. П. Бархаев // Школ, технологии. 1998. — № 1. — С. 68−80.
  11. .П. Применение видеотехнологии в развивающем обучении: Видеозапись уроков. / Б. П. Бархаев // Педагогика. 1998. — № 3. — С.53−57.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-444 с.
  13. C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Дис.. канд. пед. наук / С. В. Белова. Волгоград, 1995. — 164 с.
  14. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304с.
  15. Е.В. Методологическая культура педагога: В ходе проф.-пед. под-гот. студентов: На уровне подгот. педагога-исслед. и педагога-практика / Е. В. Бережнова // Гуманизация образования. 1995. — № 1. — С.63−68.
  16. Е.В. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережнова // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14−18.
  17. B.C. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. -1980. -№ 6. -С.31 -33.
  18. B.C. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. -399 с.
  19. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Дис.. канд. пед. наук/ А. А. Бизяева. СПб., 1993. — 191 с.
  20. В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Г. Богин // Современная дидактика: теория-практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — С.153−175.
  21. В.А. Проектирование педагогического образования / В. А. Болотов, В. И. Слободчиков //Педагогика. 1997. -№ 4. -С.66−68.
  22. Г. А. Аудиовизуальные информационые технологии в учебной коммуникации / Г. А. Бордовский, Т. Н. Носкова, Л. С. Макогоненко // Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1997. — Вып. 2. — С. 130−140.
  23. Г. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств / Г. А. Бордовский, Т. Н. Носкова, А. А. Степанов // Педагогика. 1996. — № 4. — С.40−43.
  24. Борисова J1.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Борисова. -Курск, 1999,-190 с.
  25. A.A. Мотивационно-перцептивные аспекты применения телевидения в обучении. Автореф.. дис. канд. псих, наук/А.А.Боричев. Л., 1976. — С. 16.
  26. И.В. Структура профессионального самосознания учителя / И. Вачков // Школьный психолог: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000. — № 13. — С. 1213.
  27. ИВ. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. -М.: «Ось-89», 2001.-224 с.
  28. Видеозапись в школе: Пособие для учителей и руководителей школ / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Изд-во ИСО РАО и АО «ЦИТП», 1993. — 248 с.
  29. М.А. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности / М. А. Вислогузова, Ф. Б. Сушкова. М.: Изд-во ФТ и П МГУ, 1995. — 70 с.
  30. .З. Основы педагогики: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб и доп. / Б. З. Вульфов, В.Д.Иванов- Ун-т Рос. акад. образования. — М., Изд-во УРАО, 2000. -614 с.
  31. .З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. — 112 с.
  32. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление /Б.З.Вульфов//Magicter. 1995. -№ 1.-С.71−79.
  33. .З. Соотнести себя и дело / Б. З. Вульфов // Нар. образование. 1994. -№ 1. — С. 132−135.
  34. Гавриченков, А Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей: Дис.. канд. пед. наук / А. А. Гавриченков. М., 1997.-169 с.
  35. Т.Г. Вариативность использования аудиовизуальных средств обучения в процессе изучения педагогических дисциплин: Дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Гдалина. СПб., 1996. — 187 с.
  36. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноблин. М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  37. В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А З. Зак // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т. 1, 4.1. — С.67−73.
  38. A.A. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Мысль, 1985. — 310 с.
  39. A.B. Теоретические проблемы использования технических средств в педагогическом институте: На материале преподавания педагогических дисциплин / А. В. Деттерер. -Томск: изд-во ТГУ, 1977. 122 с.
  40. Дидактические возможности учебного кинофильма и их реализация в учебном процессе. М.: Высш. школа, 1980. — 29 с.
  41. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  42. В. И. К вопросу об использовании видеозаписей в системе общепедагогической подготовки студентов педвуза / В. И. Дмитриев // Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя. Йошкар-Ола, 1992. — С.51 — 57.
  43. В.И. Профессиональная подготовка студентов с использованием телевизионной системы «Педвуз-школа»: Дис.. канд. пед. наук / В. И. Дмитриев. -М., 1987. -206 с.
  44. С.В. Культивирование рефлексии в диалогических учебных ситуациях задач / С. В. Дмитриев, И. Н. Семенов, С. В. Кузнецов // Модели рефлексии: Сб. науч. тр. Новосибирск: Экор, 1995. — С. 158−169.
  45. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / С. А. Днепров Екатеринбург: Наука- Урал. гос. пед. ун-т, 1998. — 297 с.
  46. С.А. Соотношение педагогического сознания и педагогического мышления: По данным исслед. пед. деятельности учителя / С. А. Днепров // История и современное состояние российского образования. Малоисследованные проблемы. -М., 1998.-С. 17−25.
  47. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. Материалы ме-ждунар. науч.-практ. семинара: Москва, 17−20 июня 1997 г. / Под ред. Н. А. Коваль, И. Н. Семенова. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 1997. — 82 с.
  48. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис.. канд. пед. наук/Г.Г.Ермакова. -Оренбург, 1999. 153 с.
  49. Н.И. О психологии восприятия учебного фильма / Н. И. Жинкин. М.: Союз кинематографистов СССР, 1968. — 23 с.
  50. Л.С. Школа и СМИ / Л. С. Зазнобина // Педагогика. 1999. — № 5. -С.72−75.
  51. В.П. Мифы сознания и структуры сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии-1991,-№ 3.
  52. В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования / В. П. Зинченко // Современная высшая школа. 1990. — № 1. -С. 85−92.
  53. В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова): Учеб. пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  54. В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1994, — 304 с.
  55. Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопр. психологии. 2000. -№ 3. — С.57−66.
  56. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган.- М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  57. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 221 с.
  58. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С.14−21.
  59. М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта / М. В. Кларин // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Тез. докл. М., 1993. — 4.1. — С.68−69.
  60. А.Г. Психические особенности человека: В 2-х тт. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1957 — 1960. — Т.1. — 246 е.- Т.2. — 304 с.
  61. А.Г. Психология познания людьми друг друга / А. Г. Ковалев // Вопросы психологии. 1983. -№ 1. — С.18−25.
  62. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Г. М. Коджаспирова. М.: Изд-во ВНПЦ, 1994. — 344 с.
  63. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для пед. вузов / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Академия, 2001. — 255 с.
  64. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы / И. А. Колесникова // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.71−78.
  65. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  66. Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги / Д. Н. Кондратьев // Педагогика. 1998. — № 4. — С.70−73.
  67. П.В. Диалектика как логика и теория познания: Опыт логико-гносеологического исследования / П. В. Копнин. М.: Наука, 1973. — 324 с.
  68. Р. Что такое «телевизионный диалог»? О природе явления и границах понятия / Р. Копылова // Телевидение вчера, сегодня, завтра. 1984. — Вып. 4. -С. 62 — 87.
  69. В.И. Система средств наглядности в профессиональной подготовке будущего учителя (на материале курса педагогики): Дис.. канд. пед. наук / В. И. Коркина. Алма-Ата, 1983.- 180 с.
  70. С.Г. Психологические условия развития профессионального сознания будущих педагогов: Дис.. канд. псих, наук / С. Г. Косарецкий. М., 1999. -123 с.
  71. И.Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 144 с.
  72. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Гос. ун-та, 2001. — 244 с.
  73. В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: Автореф. дис.. канд. псих, наук/В.А.Кривошеев. -Минск, 1991.-24 с.
  74. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личност-но-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Крюкова. Волгоград, 2000. — 41 с.
  75. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Просвещение, 1990. — 119 с.
  76. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.: НИИ ПТП РАО, 1993.-172 с.
  77. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. -JI.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.
  78. C.B. Критерии готовности учителя начальной школы к реализации личностно ориентированного образования / С. В. Кульневич // Личностно ориентированная педагогика в начальной школе: Науч.-метод, сборник. Воронеж, 1997. -Вып.1. — С. 56−64.
  79. C.B. Новая педагогика (тезисная конспект-программа) / С. В. Кульневич, В. И. Лещинский. Воронеж, 1992. — С.86−87.
  80. C.B. Педагогика личности: Лекционно-практический курс / С. В. Кульневич. Ростов н/Д, 1995. — 167 е.
  81. Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Ку-люткин. СПб: СпецЛит, 2001. — 74 с.
  82. Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, М. В. Муштавинская. СПб: СПб ГУПМ, 2002. — 46 с.
  83. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога / С. Ю. Курганов // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С.87−96.
  84. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. М. Просвещение, 1989. — 127с.
  85. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д.Кэмпбелл. М., 1980. — 86 с.
  86. Т.В. Практическая педагогика: Технология личностной ориентации: Учебное пособие / Т В. Лаврикова, В. И. Лещинский. Архангельск, 1999. — 176 с.
  87. И.С. О роли рефлексии в организации интеллектуальных систем / И. С. Ладенко // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т.1,4.1. — С. 112−124.
  88. А.А. Телевизионное искусство глазами психолога / А. А. Леонтьев // Телевидение вчера, сегодня, завтра, 1984. Вып. 4. — С. 50 — 62.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избр. психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — С.94−232.
  90. В.А. Конфликтующие структуры / В.А.Лефевр- Ин-т психологии РАН, Лаб. психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. — 131 с.
  91. В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В. И. Лещинский. -Воронеж: ВГПУ, 1998. 136 с.
  92. В.И. Учимся управлять собой и детьми: педагогический практикум / В. И. Лещинский, С. В. Кульневич. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. — 240 с.
  93. Д. Социальная психология / Д.Майерс. СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999.-688 с.
  94. А.И. Педагогические основы создания и применения учебной видеозаписи в формировании общепедагогических умений у студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук / А. И. Манторов. Майкоп, 1996. — 195 с.
  95. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  96. Н.В. Педагогическая рефлексия как средство личностной самореализации будущих учителей в учебно-профессиональной деятельности / Н. В. Маркова // Наука и школа. 1997. — № 4. — С.22−32 .
  97. Л.В. Общение в сфере телевидения: Дис.. д-ра псих, наук / Л. В. Матвеева. М., 2000. — 424 с.
  98. Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: РИП-холдинг, 2002. — 316 с.
  99. З.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Дис.. канд. псих, наук / 3.А.Метаева. Екатеринбург, 1996. — 207 с.
  100. Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994.-215 с.
  101. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю. О. Овакимян. М.: МГПИ, 1987. — 108 с.
  102. Мультимедиа в школе: Справочник / Ред.-сост. Л. П. Прессман. Москва-Калуга, 1994.-198 с.
  103. С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром / С.Муратов. М.: Искусство, 1983. 159 с.
  104. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  105. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: Ин-т пракгич. психологии. Модэк, 1998. — 368 с.
  106. Т.С. Средства обучения: Технология создания и использования: Учеб. пособие / Т. С. Назарова, Е.С.Полат- Ун-т Рос. акад. Образования. М.: Изд-во УРАО, 1998.-203 с.
  107. C.B. Педагогические аспекты реальных телешоу: опыт рефлексии / С. В. Неделина // Общественные науки, история, педагогика: Сб. научн. трудов / Под ред. М. В. Шакуровой. Воронеж: ВГПУ, 2002. — С. 94−96.
  108. C.B. Рефлексивный подход к решению педагогических задач / С. В. Неделина // Известия Воронежского педуниверситета: Сб. науч. тр. Воронеж:
  109. ВГГТУ, 2000. Т.250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. — С. 205 -208.
  110. P.C. Психология / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.1,-688 с.
  111. Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения: (Теорет. и прикладной аспекты): Дис.. докт. пед. н. / Т. Н. Носкова. СП., 1998. — 332 с.
  112. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т.1, Ч.1.- 228 с.
  113. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб пособие для студ. психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  114. Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии: Дис.. канд. пед. наук / Д. Ю. Осягин. Новосибирск, 1997. — 209 с.
  115. Парамонов Д О. Рефлексия: экспликация генезиса понятия: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Д. О. Парамонов. Ростов н/Д, 2001. — 22 с.
  116. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-512 с.
  117. В. ТВ и психология / В. Петренко // Телевидение вчера, сегодня, завтра / Под ред. О. И. Дворниченко. 1986. — С. 46 — 66.
  118. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов / В. А. Петровский. Ростов н/Д: «Феникс», 1996. — 512 с.
  119. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  120. В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук/В.Л.Полевой.-М., 1975.-21 с.
  121. A.B. Организация рефлексии педагогической деятельности учителя в условиях дополнительного профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук / A.B.Поминов. Челябинск, 1998. — 189 с.
  122. В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности: Дис.. канд. псих, наук / В. В. Пономарева. Ярославль, 2000. — 188 с.
  123. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дис.. докт. пед. наук / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1993. — 362 с.
  124. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во ЮГУ, 1989. — 205 с.
  125. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  126. Л.П. Кинофильмы и видеозаписи в подготовке учителя / Л. П. Прессман // Пед. образование, — М.: Прометей, 1990. Вып.4. — 117 с.
  127. Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экран-но-звуковые средства / Л. П. Прессман. 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1988. -191с.
  128. Л.П. Учебная видеозапись / Л. П. Прессман, Л. С. Зазнобина // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 12−17.
  129. Проблемы учебного телевидения / Респ. сб. науч. тр. / Под ред. А. Д. Боборыкина, А.А.Степанова-Л.: ЛГПИ, 1979. 102 с.
  130. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 1 — 312 е.- Т. 2 — 248 с.
  131. A.A. Психология познания педагогом личности ученика / А. А. Реан. М.: Высшая школа. 1990. — 150 с.
  132. A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А. А. Реан // Вопросы психологии, 1990. № 2. — С.77−81.
  133. Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  134. К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж.Фрейберг. М.: Смысл, 2002. -527 с.
  135. В. М. Культурно историческая и психологическая рефлексия научного творчества / В. М. Розин // Мысли о мыслях. — Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т. 1,4. 1. — С.205−226.
  136. В.М. Рефлексия в структуре сознания личности / В. М. Розин // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995.-Т. 1,4.1.-С. 47−54.
  137. М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем / М. А. Розов. // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т.1, 4.1. — С.91−102.
  138. Рубинштейн С Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Психология личности Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. — Т. 2. — С.227−239.
  139. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  140. В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами ОДИ. Дис. канд. пед. наук/В.К.Рябцев. М., 1995.- 151 с.
  141. O.P. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образоват. телевидения: Монография / О. Р. Самарцев. Ульяновск: Дом печати, 1998. — 222 с.
  142. H.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1999.-352 с.
  143. И.Н. Историко-теретические предпосылки исследования решения творческих задач / И. Н. Семенов // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал. инноваций и пробл. консультирования, 1996. — Т. 1, Ч. 2. — С. 3 — 35.
  144. И.Н. Организация проблемно-рефлексивного полилога в процессе группового творчества / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т. 1,4. 1. -С. 140- 146.
  145. И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Запорожье: ЗГУ, 1992. — 223 с.
  146. И.Н. Рефлексия: философские и психологические аспекты изучения / И. Н. Семенов, Е. Р. Новикова // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т. 1, Ч. 1. — С. 14 -38.
  147. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  148. Сериков В В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  149. Сериков В В. Осознать себя исследователем / В. В. Сериков // Педагогика. -1996.-№ 1.- С.118−119.
  150. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  151. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М: Магистр, 1997. — 224 с.
  152. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога: О проф. готовности педагога к пед. деятельности на основе его профессионализма / В. А. Сластенин // Пед. образование и наука. 2000. — № 1. — С. 37−38.
  153. В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  154. В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995.-383 с.
  155. В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания / В. И. Слободчиков // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психологии. М.: НИИОПП АПН СССР, 1979. — С. 15 -20.
  156. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Аспект пресс, 1995. — 271 с.
  157. Соловьева Е Е. Основные проблемы психологического восприятия учебного фильма / Е. Е. Соловьева // Советская педагогика. 1966. — № 5. — С.80 — 86.
  158. A.M. К вопросу об управлении решением познавательных задач / А. М. Сохор // Вопросы педагогики высшей школы и частных методик. Уфа, 1979, -Вып.З. — С.68−86.
  159. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л. Ф. Спирин. -М.: ВЛАДОС, 1997. 174 с.
  160. А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат. -1972.-303 с.
  161. A.A. Восприятие видеоинформации / A.A. Степанов // Видеозапись в школе: Пособие для учителей и руководителей школ / Под ред. Л. П. Прессмана. -М.: Изд-во ИСО РАО и АО «ЦИТП», 1993. С. 35−48.
  162. A.A. Особенности восприятия при использовании ТСО / А. А. Степанов // Проблемы учебного телевидения: Учен. зап. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. — Т.401. — С.55−87.
  163. A.A. Психологические основы дидактики учебного телевидения: Учеб. пособие / А.А.Степанов- под ред. А. Д. Боборыкина, П. А. Щербакова. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — 128 с.
  164. С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 99 — 104.
  165. Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: Метод, пособие / Т. А. Стефановская. 2 изд. — М.: Совершенство, 2000. — 209 с.
  166. И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук / И. А. Стеценко. Таганрог, 1998. — 228 с.
  167. В.В. Диалоговая природа самосознания личности: Дис.. докт. пси-хол. наук / В. В. Столин. М., 1985. — 346 с.
  168. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
  169. Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пе-рераб., доп. / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 733 с.
  170. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1996. -480 с.
  171. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дис.. докт. псих, наук / Ю. П. Тимофеев. -М., 1994. -347 с.
  172. С.А. Свойство телевидения и его обучающие возможности / С. А. Тихонова // Учебное телевидение: сб. статей. Ереван, 1974. — Вып. 2. — С. 4885.
  173. E.H. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития: Автореф.. канд. пед. наук. / Е. Н. Ткач. Иркутск, 2000.-21 с.
  174. П. Знания о мышлении и механизмы рефлексии / П. Тульвисте // Мысли о мыслях. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и пробл. консультирования, 1995. — Т. 1, Ч. 1. — С. 55−66.
  175. A.A. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А. А. Тюков // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С. 68−75.
  176. И. Применение видеотехники в подготовке педагогов в 80-х гг. / И. Фалуш // Видео в школьном обучении / Ред. Й. ОБСТ, П.СЮЧ. ГЦТО ВНР и ННИСО АПН ГДР, 1985, — С. 561−621.
  177. Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во И-та Психотерапии, 2002. — 490 с.
  178. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-511 с.
  179. Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения. (Психологическая энциклопедия) / Р. Фрейджер, Д.Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
  180. Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей / Л. М. Фридман. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 286 с.
  181. А.Н. Методологическая культура как условие совершенствования и обогащения профессиональной подготовки учителя / А. Н. Ходусов. -(http://yandex.ru/A.N.Hodusow).
  182. A.B. Автономия индивидуальности в культуре: Автореф.. канд. филос. наук / А. В. Чечулин. СПб., 1993. — 24 с.
  183. Ю.Е. Использование видеозаписи в подготовке будущего учителя / Ю. Е. Шабалин // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 69−71.
  184. Ю.Е. Создание и использование видеозаписей для общепедагогической подготовки будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук / Ю. Е. Шабалин. М., 1996, — 179 с.
  185. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Шаврина. Уфа, 2000. — 196 с.
  186. С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система. С. Г. Шаповаленко // Вопросы школоведения / Под ред. М. И. Кондакова, П. И. Зимина. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
  187. М.Н. Очерки психологии учения / М. Н. Шардаков. М.: Учпедгиз, 1951.-200 с.
  188. Г. Н. Анализ некоторых дидактических проблем учебного телевидения в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Шевелева. М., 1974. — 177 с.
  189. Шеин С И. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия / С. И. Шеин // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. М.: АПН, 1989. — 153 с.
  190. Л.К. Использование произведений теле- и видеоискусства в подготовке будущего учителя / Л. К. Шиян. // Педагогика. 2001. — № 4. — С.66−70.
  191. Л.С. Педагогика массовой коммуникации / Л. С. Школьник. М.: АПН СССР, 1990.-22 с.
  192. Г. П. Идея рефлексии, изложенная в самых общих чертах / Г. П. Щедровицкий // Модели рефлексии: Сб. науч. тр. Новосибирск: Экор, 1995. -С.21−37.
  193. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Исследование рече мыслительной деятельности. — Алма-Ата: КПИ, 1974. — Серия: Психология. Вып. № 3, — С. 12−28.
  194. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — С. 16−30.
  195. А. Остраненный кадр / А. Юровский // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1983. — Вып. 3. — С. 22−28.
  196. Примерная форма личного псгаолого-педагогического паспорта студентасамохарактеристика)1. ФИО, курс, группа
  197. Мои затруднения, барьеры, проблемыпо результатам индивидуальной рефлексиипо результатам обратной связи и групповой рефлексиипо результатам самонаблюденияпо результатам видеообратной связипо результатам педагогической практикидругоео
  198. Профессиональное и личностное развитиестратегические цели саморазвития ближайшее развитие (тактические цели) актуальное развитие (тактические задачи) личностное профессиональное
  199. Самооценка уровня развитиячто (не) удалось реализовать из поставленных задач факторы, условия, причины (мешающие) способствовавшие этому самооценка процесса и результата саморазвития
  200. Самоанализ образа «Я-педагог"1. Инструкция:
  201. Проконсультируйтесь с преподавателем, значимыми для Вас лицамина основе самоанализа своей деятельности и образа Яна основе консультаций и рекомендаций преподавателейна основе групповой оценки
Заполнить форму текущей работой