Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие организационной культуры учителя начальной школы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В информационное поле понятия «организационная культура» включается интегрированная сущность целого ряда смыслов: порядок, социальная инерция, социальная эволюция, культуросообразная инновационность, финансово-экономическая оптимальность и др. Понятие «порядок» в данном контексте необходим для того, чтобы обеспечить целостность анализа факторов успешного функционирования системных качеств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Организационная культура учителя как ресурсный фактор развития его профессиональной деятельности и учреждения общего образования
    • 1. 1. Структурно-содержательная специфика организационной культуры
    • 1. 2. Функциональные характеристики организационной культуры учителя

    1.3. Реализация организационной культуры в лидерской системе «Учитель-ученик», «Учитель-директор школы» (по результатам научного анализа профессиональной деятельности участников всероссийских конкурсов «Учитель года России»).

    1.4. Повышение квалификации учителя начальных классов в аспекте проблем эффективного использования концептуальных ресурсов управления развитием образовательного учреждения.

    Выводы.

    ГЛАВА 2. Развитие организационной культуры учителя начальных классов в системе повышения квалификации работников образования.

    2.1. Методологическое обоснование экспериментальной работы по развитию организационной культуры учителя в условиях непрерывного профессионального образования.

    2.2. Ресурсное обеспечение технологии повышения квалификации учителей начальных классов по развитию их организационной культуры.

    2.3. Эффективность экспериментальной работы по развитию организационной культуры учителя начальной школы в системе повышения квалификации.

    Выводы.

Развитие организационной культуры учителя начальной школы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Педагогические исследования начала XXI века активизировали интерес к научным поискам ресурсов устойчивого развития системы отечественного образования. При этом основное внимание уделяется выявлению потенциальных возможностей процессов, способных обновить содержание и структуру образования, ориентированного на функционирование в режиме развития (В.И. Загвязенский, И. И. Зарецкая, Т. М. Ковалева, Е. А. Крюкова, С. Е. Назарова, В. В. Сериков, Г. К. Селевко, Т. А. Сергеева, А. И. Турчинов, Н. М. Уварова, Д. И. Фельдштейн, И.А. Шаповалова).

Однако нередко вне поля зрения остаются сущностные характеристики развития как процесса не только перехода к новому, качественному состоянию, но и процесса, не допускающего нарушения меры возможных изменений базового, понятийного ядра феномена «образование». В таких реалиях современной педагогической теории и практики очевидной стала опасность «изменения для обновления», «обновления для изменения». Закономерна реакция ученых на данную ситуацию: актуализируется проблема исследования константных, сущностных признаков феноменов «образование», «педагогическая деятельность», «педагогический процесс» и т. п.

Стабильную значимость для устойчивого развития российского образования всегда имели факторы «личность учителя», «педагогическая культура», «морально-психологический климат учреждения образования» и др. (Ю.'В. Александрова, Б.М. Бим-Бад, С. К. Болдырева, Е. В. Бондаревская, И. О. Ганченко, Н. С. Ефимова, J1.H. Иванова, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, JI.M. Митина, Э. М. Никитин, Т. С. Панина, Д.Б. Эльконин). Современная экономика России в этот смысловой ряд базовых понятий включает актуально значимые понятия «организационная культура учителя», «организационная культура учреждения образования» (А.А. Бетуганов, Э. Е. Дроздовский, А. П. Егоршин, В. А. Ершов, ЕЛО. Захарченко, В. Катков, С. В. Кульневич, А. В. Мудрик,.

А.А. Мурашов, Н. П. Пищулин, С. Н. Пищулин, В. А. Спивак, И. О. Тюрина, П. Н. Шихирев, Н.А. Щуркова). Не вызывает сомнения справедливость того, что сегодня организационную культуру учителя и учреждения образования необходимо отнести к числу уникальных, актуально значимых явлений цивилизации XXI века. Сопряженная с реалиями стабильности и развития, организационная культура учителя и учреждения образования признается объектом актуально значимых исследований теории и методики профессионального образования. В задачу таких исследований входит разработка системы научного знания, адекватного содержанию и структуре многоуровневого непрерывного образования (А.В. Беляев, Г. П. Буданова, Н.В. Брусен-цова, С. Г. Вершловский, С. В. Ковалев, Ю. Н. Кулюткин, Г. Н. Сухобская, И.Д. Чечель).

Наиболее востребованным стало научное знание о процессах формирования и развития организационной культуры учителей общеобразовательной школы, но прежде всего — учителей начальных классов (Ш.А. Амо-нашвили, Н. А. Асташова, JI.A. Байкова, С. В. Белова, JI.K. Гребенкина, Л. Д. Гудкина, И. Д. Демакова, Н. В. Кузьмина, И. А. Малашихина, А. К. Маркова, Н. Н. Петрикова, Л. Л. Редько, Ю. Сокольников, Е. Тесля, P.M. Чу-мичева).

Актуальность темы

диссертации обусловлена необходимостью исследования закономерностей и специфики феномена организационная культура, основополагающим признаком которой является наличие у учителя потенциальных возможностей конструктивного влияния на процессы развития образования через устойчивое обновление содержания и структуры при обязательном сохранении стабильных признаков образования. По справедливому мнению С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова, под стабильными признаками образования следует понимать «обобщенное выражение его устойчивого пребывания в своем собственном качестве».

В информационное поле понятия «организационная культура» включается интегрированная сущность целого ряда смыслов: порядок, социальная инерция, социальная эволюция, культуросообразная инновационность, финансово-экономическая оптимальность и др. Понятие «порядок» в данном контексте необходим для того, чтобы обеспечить целостность анализа факторов успешного функционирования системных качеств профессиональной культуры учителя. Разнообразие способов поведения учителя в условиях профессиональной деятельности будет целесообразным при обязательном сохранении базовых традиций, обеспечивающих реализацию закономерностей и особенности педагогической деятельности (например, мера инновационного и консервативногостиль нестандартного мышления и стиль интеллигентного общения). Следовательно, организационная культура учителя декларирует наличие у учителя способности и принимать и сопротивляться воздействиям внешнего мира (Б.Г. Ананьев, Н. В. Бордовская, В.И. Горо-вая, В. В. Давыдов, Н. М. Жукова, И. Б. Котова, В. В. Краевский, К. Г. Митрофанов, Н. И. Петрова, М. М. Поташник, А. А. Реан, В.П. Симонов).

Рассматривая структурную значимость факторов социальная инерция и социальная эволюция для организационной культуры, необходимо согласиться с тем, что для учителя должен быть характерен «разумный» консерватизм как «сочетание качеств индивида, обладающего такой инерционностью психической деятельности, которая достаточна для поддержания стабильности сообщества (начиная с поддержания стабильности своего ближайшего окружения), но и вместе с тем не препятствует инновациям, от которых нельзя отказываться, а надо обязательно тщательно проверять и всесторонне оценивать» [23, 136]. Социальная инерция является важнейшим фактором сохранения и поддержания идентичности сообщества — определённого сочетания в нём традиционных и инновационных элементов. Однако при этом нельзя сбрасывать со счетов то, что при развитии организационной культуры необходимо иметь в виду: «социальная инерция связана с некоторыми неблагоприятными явлениями излишней стерео-типизации оценок, шаблонизацией поведения, недостаточной способностью к инновационной деятельности, выработке новых обычаев и сочетанию их с традиционными. Надо сказать, что и стереотипизация и шаблонирование — это проявление интуитивной тяги индивидов к стабильности, и негативная их сторона состоит в недостаточном учёте нового — им не надо пренебрегать, его не надо избегать, а необходимо оценивать и использовать, но «не теряя себя» [23, 148]. Социальная инерция в организационной культуре оптимально сбалансирована социальной эволюцией. Включение признака «социальная эволюция» в структуру организационной культуры учителя обусловлено также тем, что в современных условиях отличается социальной активностью фактор «конкурентоспособность».

Повышение роли фактора конкурентоспособность специалиста на рынке труда оказало влияние на кадровую политику и условия труда учителей [23, 8]. Однако на фоне уже завершившихся в социуме процессов формирования новых отношений между работодателем и работником в учреждениях образования сохраняется негативное отношение к требованиям времени узаконить трудовые, договорные отношения между работодателем в лице директора и работником в лице учителя [114]. Такие противоречия требуют разрешения. Необходимо разрешения социально значимых противоречий между возросшими требованиями общества к организационной культуре учителя начальной школы и нигилистическим отношением значительной части учителей начальных классов к возможностям карьерной успешности, профессиональных успехов, морального и материального поощрения инициативности и лидерского потенциала.

Современная школа требует также разрешения противоречия между декларируемой в обществе высокой оценкой значимости личности первого учителя и реальным состоянием низкой самооценки учителем начальных классов своих социальных перспективмежду высоким уровнем влиятельности учителей начальной школы на формирование организационной культуры учащихся 1−4 классов и недооценкой значимости учителями своей организационной культурымежду традиционно присущей учителю прямолинейностью суждений и актуально значимой гибкостью мышления и поведениямежду высоким уровнем потенциальных возможностей влиять на общество через качество организационной культуры своих учеников и низким уровнем готовности к научно обоснованному принятию управленческих решений в организации и осуществлении обучения, воспитания и развития школьниковмежду реальными возможностями участия в лидерском движении учителей и наличием их мотивированной самоподготовки к участию в отраслевых конкурсах и процессах на соискание премий лучшим учителям и образцовым школам.

Объект исследования: процесс развития организационной культуры учителей начальной школы в системе повышения квалификации работников учреждений образования.

Предметом исследования являются содержание и технология развития организационной культуры у учителей начальных классов в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом:

Обязательными условиями успешного развития организационной культуры учителей начальных классов в системе повышения квалификации являются методологическая обоснованность и оптимальная ресурсная обеспеченность их учебной деятельности. При этом развитие организационной культуры у слушателей курсов повышения квалификации будет эффективным, если учителя начальных классов:

— овладеют знаниями о способах разработки и реализации философии, миссии и цели развития учреждения образования (школы);

— выработают конструктивное отношение к правилам, нормам, требованиям, потребностям и ценностным ориентациям, к стилю своего поведения, а также к стилю поведения руководителей и членов педагогического коллектива школы;

— проявят желание личностно-мотивированного участия в профессиональных конкурсах учителей;

— сформируют потребность в активной поддержке продуктивных педагогических инициатив и готовность быть последователем лидера в образовании.

Задачи исследования:

Выдвинутая гипотеза предполагает решение взаимообусловленных следующих задач:

1. Уточнение структурно-содержательных характеристик организационной культуры как специфического явления жизни конкурентоспособного специалиста;

2. Определение функциональных характеристик организационной культуры учителя;

3. Выявление факторов методологического обоснования и ресурсного сопровождения эффективных технологий развития организационной культуры у учителей начальных классов — слушателей курсов повышения квалификации;

4. Осуществление педагогического эксперимента по разработке системы развития организационной культуры учителей начальной школы в условиях непрерывного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили непротиворечивые философские, педагогические и социально-психологические концепции развития непрерывного профессионального образованияположения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, взаимоотношения порядка и хаосааксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развитиякультурологический подход к анализу образования как основного фактора социального и духовного совершенствования личности и общества, а также идеология компетентностного образования, основанная на исследовании педагогических инноваций и традиций гуманистической теории развития личностных и профессионально-значимых качеств педагога.

Теоретической основой диссертации послужили:

— философия образования (С.Я. Батышев, Н. А. Бердяев, М. Н. Берулава, В. П. Беспалько, Ю. Г. Волков, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, И. Я. Лернер, Н. П. Медведев, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, Л. И. Рувинский, М. Л. Скаткин, Ф.А. Шебзухова);

— концепция базовой роли культуры в процессах обучения и воспитания (Д.Н. Богоявленский, С. К. Бондырева, АЛО. Белогуров, А.Ю. Гран-кин, Г. Г. Граник, Н. А. Менчинская, Л.Л. Супрунова);

— культурологический подход к исследованию учебной и профессиональной деятельности учителя (Е.Д. Божович, А. А. Бодалев, А.П. Валиц-кая, М. Н. Ермоленко, В. И. Журавлёв, В. А. Караковский, В.А. Кан-Калик, В. А. Мижериков, А.Н. Новиков);

— педагогика непрерывного образования (К.А. Абульханова, А. А. Вербицкий, Д. Г. Левитес, Н. Селезнёва, Р. Татур);

— теория управления развитием учреждений образованиятеория пе-даго-гического менеджмента (В.А. Кальней, М. Р. Кудаев, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, В. М. Монахов, Н. П. Пищулин, Д. М. Полев, В. А. Пятин, Е. И. Сахарчук, Г. П. Скамницкая, П. И. Третьяков, С.Е. Шишов);

— личностно-ориентированный подход в образовании (Б.Т. Лихачев, П. И. Пидкосистый, В, В. Сериков, В. А. Сластенин, Т. Н. Шамова, Е.А. Ямбург);

— исследования по теории и методике профессионального (педагогического) образования (Б.Н. Вульфсон, И. А. Зимняя, И. Б. Котова, З.А. Малькова).

Целью исследования является применение методов эмпирического и теоретического познания и изучения педагогических процессов. В систему методов исследования были включены: общенаучные, собственно педагогические, а также психолого-социальныеконстатирующие и преобразующиеэмпирические и теоретическиекачественные и количественныечастные и общиесодержательные и формальныеметоды сбора эмпирических данных, проверки и корректировки гипотезыметоды описания, объяснения и прогнозаметоды обработки результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены непротиворечивостью исходных методологических позицийтеоретическим анализом проблемыразносторонностью экспериментального исследованиядостаточной длительностью, возможностью повторения педагогического экспериментаприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамиспользованием математико-стати-стического аппарата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые определены теоретические подходы к анализу феномена организационная культура учителя начальных классов;

— обоснованы концептуальные основы ресурсного обеспечения технологий повышения квалификации учителей начальных классов по развитию их организационной культуры;

— теоретически представлена и экспериментально доказана значимость организационной культуры учителя начальных классов для устойчивого повышения качества доступного образования;

— получены новые эмпирические результаты, раскрывающие содержание и структуру интеграции традиций и инноваций в системе профессиональной деятельности учителя начальной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— получено новое знание о закономерностях и специфических особенностях процесса повышения квалификации, ориентированного на развитие организационной культуры учителя начальной школы;

— уточнены структурно-содержательные и функциональные характеристики понятия организационная культура учителя начальных классов;

— разработаны классификационные признаки типологических заданий, предоставляющих учителям возможность активно учиться в системе повышения квалификации, эффективно развивая свою организационную культуру.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем содержатся теоретические положения, результаты и выводы, которые могут составить основу для изучения процессов развития организационной культуры у учителей и студентов, у преподавателей вузов, у руководителей учреждений образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме обсуждения основных положений и выводов на научно-методических советах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета (2003;2005 г. г.), Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования (Черкесск, 2002;2005), Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования^Став-ропольского государственного педагогического института, на международном форуме «Мир на Северном Кавказе через языки, образования и культуру» (2004 г.), на Днях славянской письменности в Карачаево-Черкесской республике (2005 г.), на Алиевских чтениях Карачаево-Черкесского государственного университета.

Этапы исследования.

Исследование выполнялось поэтапно с 2002 по 2005 годы. На этапе поискового (констатирующего) эксперимента (2002;2203 г. г.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялись исходные положения диссертационной работы, выявлялись проблемы профессиональной деятельности учреждений повышения квалификации работников образования, оценивалось состояние организационной культуры в учреждениях образования, определялся уровень организационной культуры учителей начальных классовформулировалась рабочая гипотезаопределялся состав членов экспериментальной группы (ЭГ), контрольной группы (КГ), проектировался план обучающего эксперимента.

Обучающий эксперимент (2003;2004 г. г.). На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная разработка методик и технологий развития организационной культуры учителей начальных классов в учреждениях повышения квалификации, разрешались противоречия, обнаруженные на констатирующем этапе эксперимента, уточнялись структурно-содержательные характеристики организационной культуры как специфического явления жизни конкурентоспособного специалистазавершалась разработка методологического и ресурсного сопровождения процесса обучения слушателей экспериментальных курсов повышения квалификации.

На заключительном — контрольном этапе педагогического эксперимента (2005 год) проведены анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работыдоказана справедливость гипотезы, сформулированы выводы, свидетельствующие о решении задач и достижении цели исследования. На контрольном этапе исследования разрабатывались методические рекомендации по внедрению результатов исследования в массовую практику работы учреждений профессиональной подготовки (вузы) и дополнительного профессионального образования (учреждения повышения квалификации работников образования) — оформлялся текст диссертационной работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, Ставропольского государственного педагогического института, Карачаево-Черкесского государственного университета, Ставропольского государственного университета.

Всего исследованием было охвачено 870 учителей начальных классов, 32 директора школ, 38 специалистов учреждений дополнительного профессионального образования, 27 преподавателей вузов, 12 специалистов административных органов государственного управления образованием, 120 студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационная культура учителя является уникальным, актуально значимым следствием развития современных цивилизованных отношений в учреждениях образования между субъектами образовательного процесса;

2. Конечная цель развития организационной культуры учителя начальных классов — его адаптация к быстро меняющейся образовательной среде, приобретение мобильности, гибкости, конкурентоспособности;

3. Организационная культура учителя — мощный стратегический механизм, позволяющий ориентировать руководителей и учителей школы на общие цели доступного качественного образования;

4. Эффективные технологии развития организационной культуры учителей начальных классов в системе повышения квалификации формируют мотивационную поддержку педагогических инициатив, соблюдение единых правил и норм профессиональной деятельности личности в системных отношениях педагогического коллектива, активизируют участие в профессиональных конкурсах учителей-лидеров, укрепляют отношения их последователей со всеми членами педагогического коллектива школы.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 216 наименований. Диссертация содержит 6 рисунков, 15 таблиц. Общий объем рукописи 183 страницы.

ВЫВОДЫ.

1. Организационная культура учителя начальных классов характеризуется следующими признаками:

— участие в разработке и реализации философии, миссии и цели стратегического развития учреждения образования (школы);

— конструктивное отношение к правилам, нормам, требованиям и ценностным ориентациям руководителей и членов педагогического коллектива школы;

— мотивированная ориентация на успешность участия в профессиональных конкурсах учителей;

— активная поддержка продуктивных педагогических инициатив, лидеров и последователей лидеров в образовании.

2. Научная организация учебного процесса по развитию организационной культуры учителя начальных классов в системе повышения квалификации основывается на следующих принципах: всестороннее развитие слушателя по сферам человеческой деятельности — педагогическая, управленческая, экономическая, экологическая, художественная и др.- целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулейиспользование интерактивных методов обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, мастер-класс, аукционы идей, круглые столы, психолого-педагогические и социально-психологические тренинги, практические занятия в малых группах на основе диалога и полилога, программированное обучение с использованием персонального компьютерапривлечение высококвалифицированных учёных педагогов, победителей конкурсов учителейориентация обучения на личность учителя — слушателя курсов повышения квалификацииоперативная и гибкая связь со слушателями, гласное ведение рейтинга слушателя и преподавателякомплексная оценка потенциала слушателей на основе психолого-педагогической диагностики (тестирование, анкетирование, опрос, беседа, самостоятельная работа и др.) — индивидуально-групповой подход к организации обученияавтоматизация учебного процесса.

3. Содержание работы по развитию организационной культуры учителя начальных классов должно включать научную информацию об оптимальных свойствах (качествах) учителя начальных классовпсихологических переживаниях, эмоциях, мотивациях, потребностях, ценностях, правилах, стиле поведения, способах действия и т. п.

4. В структуру организационной культуры учителя начальных классов включается знание главных нормативных документов: об уставе школы, её философии, о правилах внутреннего трудового распорядка, о коллективном договоре, штатном расписании, о положении об оплате и премировании труда, о контрактно-договорных отношениях с работодателем, о должностных инструкциях всех сотрудников школы, о модели рабочего места учителя и ученика, о регламенте управления школой, о санитарных нормах и требованиях безопасности.

5. Методологическая обеспеченность и ресурсы сопровождения технологии развития организационной культуры учителя начальных классов являются обязательными условиями эффективности обучения слушателей курсов повышения квалификации.

6. Владение организационной культурой учителями начальной школы является обязательным условием их социальной адаптации к реалиям современной цивилизации, в образовательной среде школы, функционирующей в режиме эффективного развития. При этом наблюдается профессиональный рост учителя как конкурентоспособного и мобильного специалиста, потенциального участника профессиональных конкурсов учителей, лидеров в образовании.

7. Критерием эффективности технологии развития организационной культуры учителя начальных классов в системе повышения квалификации является предоставление учителям возможности активно учиться.

8. Организационная культура учителей начальных классов оказывают влияние на формирование позитивной среды школы, создающей высокие образовательные возможности для учеников и учителей, поддерживающей сотрудничество среди учителей, поощряющей продуктивные педагогические инициативы и мотивированную готовность к эксперименту и участию в профессиональных конкурсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ банка данных по теории и практике развития организационной культуры учителя позволил сформулировать вывод о необходимости специальной работы институтов повышения квалификации по развитию у учителей начальных классов организационной культуры. При этом, как показали результаты педагогического эксперимента, структура, содержание и функционирование организационной культуры учителей начальных классов имеют специфические базовые качества. Важнейшей функциональной характеристикой организационной культуры учителя следует считать позитивную социальную направленность педагогической деятельности на улучшение морально-психологического климата в школе, на психическое самочувствие самого учителя.

Данные педагогического эксперимента подтвердили предположение о необходимости развития организационной культуры учителей начальных классов в системе повышения их квалификации. При этом убедительно доказана справедливость гипотического вывода о том, что обязательными условиями успешного развития организационной культуры учителей начальных классов является методологическая обоснованность и оптимальная ресурсная обеспеченность их учебной деятельности. Об эффективности влияния учебной работы на профессиональную деятельность слушателей повышения квалификации свидетельствует то, что учителя овладевают знаниями о способах разработки и реализации философии, миссии и цели развития учреждения образования (школы) — вырабатывают конструктивное отношение к правилам, нормам, требованиям, потребностям и ценностным ориентациям, к стилю своего поведения, а также к стилю поведения руководителей и членов педагогического коллектива школыпроявляют желание личностно-мотивированного участия в профессиональных конкурсах учителейформируют потребность в активной поддержке продуктивных педагогических инициатив и готовность быть последователем лидера в образовании.

Организационная культура учителя начальных классов характеризуется следующими показателями: участие в реализации философии, миссии и цели стратегического развития учреждения образованияконструктивное отношение потребности к правилам, нормамтребованиям и ценностным ориентаци-ям руководителей и членов педагогического коллектива школымотивированная ориентация на успешность участия в отраслевых конкурсах и на активную поддержку продуктивных педагогических инициатив и лидеров в образовании.

Основные ресурсы развития организационной культуры учителей начальных классов определены реалиями непрерывности профессионального образования: процессом самообразования, обучением в учреждениях дополнительного профессионального образования, участием в работе методических объединений. В экспериментальной работе данные направления повышения квалификации по вопросам развития организационной культуры учителя начальных классов получили отражение.

Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения на базе учебных моделей. Учебный модуль представляет собой законченный элемент определённой дисциплины, с чёткой структурой плана, целей и задач работы, исходных данных, методики проведения, перечня технических средств, списка литературы и способа контроля полученных знаний. В общем виде программа обучения состоит из четырёх видов учебных моделей в скобках приведен примерный объем в процентах от общего числа учебных часов: проблемные лекции (до 25): методы активного обучения (не менее 50) — лабораторные и практические занятия (до 15) — оздоровительный комплекс (до 10).

Результаты контрольного эксперимента убедительно доказывают справедливость гипотического предположения о том, что таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Положения, вынесенные на защиту, аргументируются полученными результатами. Противоречия, требующие разрешения, логично исчерпаны в конструктивном контексте описания методики и технологии развития организационной культуры в системе повышения квалификации работников образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 290 с.
  2. Ю.В. Методика диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Метод, пособие. -М.: МПСИ, 2001. 96 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  4. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  5. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 568 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  8. И.П. Урок это маленькое мероприятие: Сборник нетрадиционных форм и методов обучения на уроках этики в школах и лицеях 1 ступени. — Ставрополь, 1998. — 60 с.
  9. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001. — 256 с.
  10. С.Я. Профессиональная педагогика. М., 1997. — 512 с. 1. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: республика, 1994.- 198 с.
  11. В.Н. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). МПСИ, 2004. — 352 с. 13.16.
Заполнить форму текущей работой