Познавательные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией)
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно… Читать ещё >
Познавательные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1−2 классе, а в 3−4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе.
Классы. | Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. |
1 класс ; необходимый уровень. | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. | Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. |
2 класс ; необходимый уровень. (для 1 класса — это повышен-ный уровень). | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Составлять простой план небольшого текста-повествования. |
3−4 классы ; необходимый уровень. (для 2 класса — это повышенный уровень). | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. |
Повышенный уровень.
| Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если…, то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если…, то…». Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. | Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- ? «найди отличия» (можно задать их количество);
- ? «на что похоже?»;
- ? поиск лишнего;
- ? «лабиринты»;
- ? упорядочивание;
- ? «цепочки»;
- ? хитроумные решения;
- ? составление схем-опор;
- ? работа с разного вида таблицами;
- ? составление и распознавание диаграмм;
- ? работа со словарями.