Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения специалистов управления образованием информационному менеджменту в условиях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования апробировались на практике в рамках педагогического эксперимента и внедрены в системе дополнительного образования на уровне курсов повышения квалификации, а именно: в рамках курса «Информационный менеджмент», прочитанного специалистам в области управления малым и средним бизнесом (50 человек) в апреле-декабре 2003 г. в Московском Институте повышения квалификации при МГТУ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В
  • СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Характеристика информатизации образования на современном этапе модернизации российского образования
    • 1. 2. Дополнительное образование как компонент непрерывного образования взрослых
    • 1. 3. Модель повышения квалификации работников образования в условиях информатизации
    • 1. 4. Современные подходы к управлению образовательными системами
    • 1. 5. Информационный менеджмент как базовая технология управления в условиях информатизации
    • 1. 6. Построение методической системы обучения как методология исследования в области методики
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
    • 2. 1. Концепция обучения информационному менеджменту специалистов в области управления образованием и основные принципы отбора содержания обучения
    • 2. 2. Цели обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием
    • 2. 3. Содержание обучения информационному менеджменту
    • 2. 4. Базовые методы, формы и средства обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием
    • 2. 5. Варианты реализации методической системы обучения информационному менеджменту
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Общая характеристика опытноэкспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ состояния и проблемы подготовки специалистов управления образованием по вопросам информационного менеджмента в системе дополнительного образования
    • 3. 3. Использование факторного анализа для структуризации содержания обучения информационному менеджменту
    • 3. 4. Проверка сформированности знаний и умений в области информационного менеджмента специалистов управления образованием
  • Выводы по третьей главе

Методика обучения специалистов управления образованием информационному менеджменту в условиях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях информатизации современного общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение системы российского образования высоко квалифицированными кадрами, которые способны осуществлять:

• подготовку на уровне школы подрастающего поколения к жизни в информационном обществе на базе инновационных форм и методов обучения;

• подготовку на уровне вуза будущих специалистов различного профиля в области составляющих их профессиональной компетентности (в том числе, в области информационных и коммуникационных технологий);

• эффективное управление образовательными процессами в рамках школы и/или вуза на базе информационных систем управления качеством обучения.

Первоочередным образом задача подготовки таких специалистов решается за счет государственных образовательных стандартов для разных уровней образования, а также программ дополнительного образования, реализуемых образовательными учреждениями.

Отметим, что значительный вклад в развитие системы дополнительного образования внесли концепции непрерывного педагогического образования, концепции профессионально-личностного развития и адаптации специалиста к изменяющейся ситуации в профессиональной деятельности, предложенные как отечественными, так и зарубежными учеными, например, Н. В. Александровым, С. И. Архангельским, В. А. Болотовым, Е. П. Белозерцевым, С. Г. Вершловским, Дж. Бреннаном, П. Джарвисем, Дж. Зайда, Н. Д. Никандровым, В. К. Розовым, В. А. Сластениным и др. Вопросы структуры, содержания обучения в условиях дополнительного образования на уровне формирования содержания образования исследовались В. С. Ледневым, С. И. Архангельским, Ю. К. Бабанским, Н. В. Кузьминой, М. ИМахмутовым, В. Г. Онушкиным, С. М. Климовой, А. А. Гороховым, Л. А. Кохановой и др.

На современном этапе развития и информатизации общества использование информационных технологий становится существенным для решения задач организационного управления, как на предприятиях, так и в организациях (в частности, в образовательных учреждениях). Это направление отражено в многочисленных публикациях (см. например, работы М. М. Поташника, Ю. А. Конаржевского, Д. А. Поспелова, В Г. Афанасьева, Г. А. Бордовского, В. А. Бордовского, А. А. Нестерова, С. Ю. Трапицына, И. А. Скопылатова, Ю. Г. Фокина, В. С. Пикельной и др.). При этом важность информационного компонента управления постоянно возрастает. Наличие полной, достоверной и своевременной информации о состоянии тех или иных ресурсов, находящихся в распоряжении субъекта управления, дает возможность подготавливать и принимать решения о наиболее целесообразном использовании этих ресурсов, планировать и проводить мероприятия, направленные на их восстановление и развитие, в частности, через различные инновационные проекты и программы развития.

В этих условиях существенную роль играет применение разнообразных информационных систем, в том числе систем управления проектами, как основных инструментов обеспечения информационной деятельности специалиста управления образованием в контексте использования информационного менеджмента как на уровне управления образовательным учреждением, так и на уровне управления инновационной проектной деятельностью в условиях информатизации.

Под проектом как правило, понимают ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. При этом управление проектами принято трактовать: (а) в широком смысле — как профессиональную творческую деятельность, основанную на использовании современных научных знаний,.

1 В современной литературе по менеджменту принято выделять три основных типа проектов проекты НИ-ОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские), организационные и инвестиционные навыков, методов, средств и технологий, ориентированную на получение эффективных результатов в созидательной деятельности путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений- (б) в узком смысле — как методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления при заданных ограничениях по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и пр.

Кроме этого, само понятие «информационный менеджмент» в настоящее время используется не только для обозначения конкретной предметной области, занимающейся проектированием систем управления информацией, но и для определения целой интегрированной технологической дисциплины, предоставляющей знания и методы управления информацией и управление Л системами разного рода на основе информации.

Сказанное выше, в свою очередь, подчеркивает важность проблем управления информацией и инновационными проектами на уровне образовательной системы. Сегодня сам специалист управления образованием находится под постоянным воздействием окружающей его информационной среды, что отражается на качестве его деятельности. Эта деятельность направлена как на управление самим образовательным учреждением, так и на реализацию инновационных проектов, способствующих его развитию, в том числе, через сотрудничество с другими образовательными учреждениями как внутри России, так и за рубежом3.

Таким образом, в контексте информатизации системы образования, управление образовательной системой на основе использования информационных ресурсов становится неотъемлемым компонентом современной дея.

2 Экономическими, социальными, образовательными и др

3 Одно из основных направлений модернизации российского образования «интеграция образовательных учреждений, создание единого образовательного пространства России», его реализация предполагает преобразование деятельности образовательных учреждений, в основе которой будут лежать широкие творческие связи (в том числе и с зарубежными коллегами), совместные инновационные проекты, единое информационное и образовательное пространство тельности специалиста управления образованием, а, следовательно, и его информационной подготовки в условиях дополнительного образования. Это направление отражено в многочисленных публикациях В. М. Монахова, Б. С. Гершунского, В. А. Бордовского, М. В. Лапчика, И. В. Роберт, К. К. Колина, Р. М Юсупова, В. П. Заболотского, Н. Е. Астафьевой, В. В. Лукина, В. А. Пономаревой и др.

Отметим, что управленческие характеристики работников образования и вопросы их формирования на разных ступенях непрерывного образования являются предметом исследования в области профессиональной педагогической подготовки специалиста и повышения его квалификации. Так, например, Т. М. Батаровой рассмотрена профессиональная подготовка будущего учителя к управленческому общениюВ.Н. Черепановой дано описание формирования индивидуального имиджа педагогаА.А.Власовой исследована конкурентоспособность будущего педагогаЧ. Кизовски и Е. Ю. Никитиной исследованы аспекты управленческой деятельности педагога в контексте ком-петентностного подхода в условиях непрерывного образованияН.В.Тамарской — управленческая культура педагога в условиях непрерывного образованияЛ. В Горюновой — деятельность педагога как менеджера и др.

Укажем ряд исследований, посвященных проблемам использования методов и технологий информационного, инновационного и проектного менеджмента для организации эффективного управления образовательными системами, которые были выполнены за последние 10 лет: Б. ЕДушин [2003], А. Н. Иванов [1995], Ж. В. Иноземцева [2001], В. В. Коряпина [2004], В. Н. Кучай [2000], Д. В. Сидоров [1999], Н. А. Стулъба [2001], В. А. Шевченко [2003] и др.

Таким образом, актуальным направлением для системы дополнительного образования в настоящее время является переподготовка и повышение квалификации специалистов управления образованием, которая предусматривает развитие у них умений профессиональной деятельности на базе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая умения в области управления проектами. Другими словами, необходимо формирование у данной группы работников образования профессиональной компетентности4 в области информационного менеджмента на ключевом и базовом уровне решения их профессиональных задач.

Проблема исследования — определяется противоречием между существующим уровнем современных и эффективных подходов к управлению организациями и системами в условиях рыночной экономики и готовностью руководителей образования к их использованию в своей профессиональной деятельности в условиях информатизации.

В диссертационной работе предлагается один из возможных методических подходов к решению указанной проблемы в рамках переподготовки и повышения квалификации работников образования в системе дополнительного образования, который базируется на поэтапном формировании умений информационного менеджмента на уровне управления образовательными проектами.

Объект исследования — подготовка специалистов управления образованием в области информационного менеджмента в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — методика обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием, базирующаяся на технологии деятельности по управлению проектами с использованием информационных систем.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической реализации методической системы обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием в условиях дополнительного образования.

4 Заметим, что в настоящее время компетентностный подход к подготовке специалистов начинает играть ведущую роль (см. работы М Стобарт, В Чинапаха, Я И Лестеда, Г В Вайлера, М В Рыжакова, Е, А Ракитиной, В, А Кальней, А В Баранникова, О Г Смоляниновой, Б Д Эльконина, С Е Шишова, О В Чураковой, В К Загвоздкина, В В Шаповала, И, А Колесниковой, Н Ф Радионовой, А П Тряпицыной, И С Батраковой, Г Н Серикова и др) В рамках этого подхода цели обучения начинают формулироваться, либо в виде совокупности компетенций, понимаемых чаще всего как определенные виды деятельности, образующие компетентность специалиста (подход, развиваемый представителями московской психолого-педагогической школы), либо в виде составляющих профессиональной компетентности — ключевой, базовой и специальной (подход, предложенный психолого-педагогической школой РГПУ им, А И Герцена) В контексте нашего диссертационного исследования будем придерживаться именно этого подхода.

Гипотеза исследования — заключается в том, что если в процессе обучения специалистов управления образованием информационному менеджменту в условиях дополнительного образования использовать метод целесообразно подобранных задач, соответствующих этапам технологии управления проектами в информационной системе на примере MS Project, то у специалистов управления образованием будет сформирована профессиональная компетентность в области информационного менеджмента (на уровне решения задач управления проектами с использованием информационных систем).

В связи со сказанным выше концепция исследования заключается в том, что методика обучения информационному менеджменту для специалистов управления образованием базируется:

— на трактовке понятия информационного менеджмента в образовании как интегрированной технологии обработки информации в виде информационных моделей управления в предметной области с помощью информационных систем;

— на методе целесообразно подобранных задач, соответствующих этапам деятельности в области управления проектами (как основном методе обучения)',.

— на использовании в обучении информационной системы управления проектами (как основном средстве обучения).

Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной выше гипотезы в рамках диссертационного исследования были решены следующие задачи:

1. Проведен анализ состояния проблемы подготовки специалистов управления образованием в области информационного менеджмента (в частности, на уровне сформированное&tradeу них умений использования информационных систем управления проектами в своей профессиональной деятельности).

2. Разработана методическая система обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием для системы дополнительного образования, включающая: формулировку целей в соответствии с концепциями деятельностного и компетентностного подходов к обучению специалистов, отбор и структуризацию содержания учебного материала, методов, форм и средств обучения и методику их использования в учебном процессе.

3. Осуществлена апробация построенной методической системы в учебном процессе в рамках переподготовки и повышения квалификации работников управления образованием.

4. Осуществлено определение сформированности знаний и умений в области информационного менеджмента специалистов управления образованием на уровне проверки степеней достижимости целей обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ зарубежной и отечественной научно-технической, методической и психолого-педагогической литературы по информационным технологиям, системам управления информацией и информационному менеджменту с целью выявления состояния и определения путей решения проблемы данного диссертационного исследованияизучение и обобщение педагогического опыта: анализ школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособийанкетирование и метод экспертных оценокметоды математической статистики для обработки результатов исследованиятопологическая сортировка на графах для структуризации содержания обученияпроведение педагогического эксперимента.

Теоретико-методологической базой исследования являются: работы в области методологии информатизации образования (А.П.Ершов, Е. П. Велихов, В. Н. Агеев, К. К. Колин, Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский, Н. А. Кузнецов, В. Г. Разумовский, Я. А. Ваграменко, И. В. Роберт, В. А. Извозчиков и др.) — работы в области социально-педагогического проектирования и инноваций в образовании (В.И.Загвязинский, Е.С.Заир-Бек, М. В. Кларин,.

B.Е.Радионов, А. П. Тряпицина и др.) — работы по проблемам внедрения в практику компетентностного подхода к обучению (М.Холстед, Т. Орджи, БД. Элъконин, С. Е. Шишов, А. Пинский, В. В. Шаповал, И. А. Колесникова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, Г. Н. Сериков, Е. А. Ракитина, О. Г. Смоляншова и др.) — работы в области методики обучения информатике и информационным технологиям (В.А.Извозчиков, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов,.

C.А.Жданов, В. В. Лаптев, М. П. Лапчик, В. Г. Разумовский, И. А. Румянцев, С. А. Бешенков, Е. КХеннер, Н. В. Макарова, Т. А. Бороненко, И. Б. Готская, М. В. Швецкш, Н. И. Рыжова, Е. А. Ракитина, С Д. Каракозов и др.) — работы в области развития российского образования в условиях ИКТ (В.А.Болотов, В. А. Бордовский, И. В. Роберт, Е. С. Полат, С. А. Жданов, А. Ю. Уваров, Л. ИДолинер, С. Д. Каракозов и др.).

Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а также экспериментальные материалы описаны в соответствующих разделах диссертации.

Логика и основные этапы исследования.

На первом этапе (2001;2002 гг.) проводился теоретический анализ специальной научной и технической литературы с целью определения состояния информационного менеджмента как научной и технологической дисциплины и как учебного предметакроме этого анализировалась методическая и психолого-педагогическая литература по проблемам информатизации образованияпроводился анализ использования информационных систем для управления образовательными учреждениями, а так же для организации и проведения инновационной проектной деятельности, направленной на развитие образовательной системы в условиях информатизациипроводилось изучение и обобщение состояния проблемы подготовки работников образования в области информационного менеджмента. В результате этого изучения выявлена необходимость проведения исследования по данной тематике и сформулирована его методология и основные концепции, в частности, построение модели повышения квалификации работников образования в условиях информатизации системы образования.

На втором этапе (2002;2003 гг.) был выполнен контент-анализ соответствующих действующих учебных программ, монографий и учебных пособий, а также действующих Государственных стандартов высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области информационного менеджментана основе анализа и материалов анкетирования5 преподавателей и специалистов управления образованием, а также с учетом требований, предъявляемых к работникам образования на современном этапе информатизации, был произведен отбор материала6 для построения теоретической модели обучения информационному менеджменту (методической системы обучения) специалистов управления образованием. Были сформулированы гипотеза и концепция диссертационного исследования. Основной целью на этом этапе было проведение отбора содержания обучения информационному менеджменту, в частности, анализ существующих и актуальных на современном этапе информатизации методов и технологий данной предметной области, используемых для управления информацией с помощью информационных систем и использования информационных систем для управления проектами. Кроме этого, согласно сформулированным концептуальным линиям содержания обучения с помощью математических методов и моделей7 была выполнена структуризация содержания обучения информационному менеджменту, способствующая формированию профессиональной компетентности специалистов управления образованием в области управления проектами на ключевом, базовом и специальном уровнях в условиях системы дополнительного образования.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) была проведена апробация разработанной методической системы обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием в рамках педагогического экспери.

5 Результаты анкетирования были обработаны с помощью метода биномиального критерия m.

6 Метод экспертных оценок для выявления основных факторов, влияющих на подготовку специалистов управления образованием в области информационного менеджмента.

7 Метод главных компонент факторного анализа для определения содержательных линий обучения и метод топологической сортировки на графе для структуризации и оптимизации по времени содержания обучения мента (в том числе экспериментальная проверка гипотезы, выдвинутой в диссертационном исследовании) и определены дальнейшие перспективы ее развития. Дополнительно были предложены направления развития предложенной в диссертации модели повышения квалификации работников образования в контексте информатизации системы российского образования, подведены итоги исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена: теоретическим обоснованием положений исследования и практической реализацией элементов построенной в рамках диссертации методической системы обучения информационному менеджментуколичественным и качественным анализом результатов, полученных на основе использования методов, адекватных задачам и этапам исследованияиспользованием методов математической статистики для обработки результатов проведенного опытно-экспериментального исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

— предложен новый подход к обучению информационному менеджменту специалистов управления образованием в условиях дополнительного образования, базирующийся на решении профессиональных задач в области информационного менеджмента, соответствующих этапам технологии управления проектами с использованием информационных систем;

— построена методическая система обучения информационному менеджменту, в рамках которой сформулированы учебные цели в контексте деятельностного и компетентностного подходов к обучению специалистовпредложена новая структура содержания обучения, базирующаяся на изучении этапов технологии управления проектами с помощью метода целесообразно подобранных задач с использованием информационной системы как основного средства обучения;

— сформулированы задачи в области информационного менеджмента для специалистов управления образованием, определяющие его профессиональную компетентность на ключевом, базовом и специальном уровнях.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием, а именно:

— в разработке, в рамках изучения понятий информационного менеджмента, концепции формирования умений в области технологии управления проектами с использованием информационной системы на базе использования метода целесообразно подобранных задач, соответствующих этапам проектной деятельности специалиста;

— в обосновании классификации профессиональных задач технологии управления проектами в информационной системе, определяющих ключевой, базовый и специальный уровни профессиональной компетентности специалиста в области управления образованием на уровне образовательного учреждения;

— в выявлении основных факторов, влияющих на подготовку специалистов управления образованием в области информационного менеджмента;

— в разработке методики обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием, ориентированной на формирование умений в области технологии управления проектами согласно этапам деятельности специалиста на базе информационной системы как базового средства обучения информационному менеджменту в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методическая система обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием, доведенная до практической реализации в условиях дополнительного образования, позволяет сформировать их профессиональную компетентность в области информационного менеджмента.

На защиту выносятся следующие положения: • Методика обучения информационному менеджменту может быть описана с использованием классической модели методической системы, в которой: цели и содержание обучения описываются как совокупность задач, определяющих профессиональную компетентность специалиста в области информационного менеджмента на уровне управления проектамиметодом обучения является метод целесообразно подобранных задач, которые отражают основные этапы деятельности специалиста в области технологии управления проектами с использованием информационной системыосновным средством обучения является информационная система управления проектами;

• Информационная система управления проектами, включенная в учебный процесс обучения информационному менеджменту обеспечивает компенсаторную, адаптивную, информативную, интегративную и инструментальную функции средств обучения;

• Обучение информационному менеджменту специалистов управления образованием позволит сформировать у них готовность к профессиональной деятельности в области управления проектами на уровне ключевой, базовой и специальной компетентности в области информационного менеджмента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения диссертационного исследования обсуждались на XXXIII Международной конференции и IV Международной конференции молодых ученых «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе» IT+SE'2006 (20−30 мая 2006 г., Украина, Крым, г. Ялта-Гурзуф), V краевой научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (5 апреля 2006 г., г. Барнаул Алтайского края).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 10 публикациях автора, среди них 4 статьи и 6 учебно-методических пособий (общее число публикаций автора по проблемам обучения и использования информационных технологий в образовании 17).

Результаты исследования апробировались на практике в рамках педагогического эксперимента и внедрены в системе дополнительного образования на уровне курсов повышения квалификации, а именно: в рамках курса «Информационный менеджмент», прочитанного специалистам в области управления малым и средним бизнесом (50 человек) в апреле-декабре 2003 г. в Московском Институте повышения квалификации при МГТУ им. Н. Э. Бауманав рамках курса «Информационный менеджмент, компьютерное делопроизводство, управление проектами в MS Project», прочитанного специалистам в области управления образованием (группа сотрудников Министерства образования РФ, 20 человек) в октябре-ноябре 2004 г. (г. Москва) — в рамках реализации учебной программы «Управление образовательными проектами» Федерации Интернет-образования в 2002;2004гг., (г. Москва) — в рамках курса «Офис менеджмент и компьютерное делопроизводство» для специалистов в области управления в 2000;2005гг. в Российско-американском учебном центре МГТУ им. Н. Э. Баумана (г. Москва).

Последовательность решения основных задач исследования определили структуру построения диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст занимает 258 е., в том числе 15 рисунков, 17 таблиц, библиография — 22 с. (258 наименований, из них на иностранных языках — 27), приложения — 49 с. (которые содержат анкеты и результаты педагогического эксперимента, программу учебного курса, примеры учебно-методических материалов для работы с обучаемыми, примеры контрольно-измерительных материалов).

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В рамках проведенного экспериментального исследования в диссертации были решены следующие задачи:

1) проведен анализ состояния и проблемы подготовки специалистов управления образованием по вопросам информационного менеджмента;

2) построена и реализована на практике методическая система обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием как составляющая системы повышения их квалификации и/или переподготовки в условиях дополнительного образования;

3) осуществлена проверка способности разработанной методической системы обучения информационному менеджменту обеспечить специалистов управления образованием теоретическими и технологическими знаниями по теории управления образовательными системами и информационному менеджменту, а так же практическими умениями по использованию принципов, технологий и методов информационного менеджмента для управления образовательными системами разного уровня (включая педагогическое проектирование их развития), а так же для организации проектной (инновационной) деятельности, включая составление бизнес-плана как основного инструмента управления этой деятельностью.

На основе проведенного анализа состояния и проблемы подготовки специалистов управления образованием по вопросам информационного менеджмента в системе дополнительного образования в диссертационном исследовании был сделан вывод о недостаточности уровня подготовки специалистов управления образованием в данной предметной области. Выявлены и обоснованы:

— необходимость совершенствования подготовки специалистов управления образованием в области информационного менеджмента в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях дополнительного образования;

— необходимость построения методической системы обучения информационному менеджменту, обеспечивающей специалиста управления образованием знаниями теоретических основ информационного менеджмента и умениями применять на практике его принципы, технологии и методы для управлении образовательными системами разного уровня и для организации проектной (инновационной) деятельности.

Кроме этого, сформулированы цели обучения, соответствующие современным требованиям к квалификации специалиста, и определены возможные концептуальные линии содержания обучения информационному менеджменту или выделены основные разделы содержания обучения.

На основе использования методов факторного анализа в работе была определена структура содержания обучения информационному менеджменту, причем был сделан вывод о том, что в процессе обучения информационному менеджменту необходимо делать акцент на:

— средствах и методах управления проектами;

— технологиях управления инновациями, включая управление проектами в информационной системе;

— методологических основах инновационного и проектного менеджмента и инновационных процессах информатизации образования;

— теоретических основах информационных технологий управления и педагогического проектирования образовательных систем.

На основе разработанной в диссертации теоретической модели учебной дисциплины был построен один из возможных вариантов содержания обучения курса «Информационный менеджмент». Данный учебный курс был апробирован в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в условиях дополнительного образования. В результате проверки сформированности знаний и умений в области информационного менеджмента специалистов управления образованием было установлено, что предложенное содержание обучения информационному менеджменту и описанная методика обучения способствуют повышению уровня знаний и умений на уровне решения профессиональных задач в данной предметной области образования, составляющих профессиональную компетентность на ключевом и базовом уровнях.

Таким образом, на основе результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента можно утверждать, что выбранный подход к отбору и структуризации содержания обучения в рамках учебного курса позволяет обеспечить слушателей необходимыми теоретическими и технологическими знаниями и умениями по вопросам информационного менеджмента, сформировать их профессиональную компетентность в данной области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что на современном этапе информатизации общества перед системой подготовки и повышения квалификации работников образования, в том числе, перед системой дополнительного образования стоит проблема развития содержания подготовки работников управления образованием в области информационного менеджмента. Актуальность такой подготовки обусловлена необходимостью использования понятий, методов и технологий информационного менеджмента как для управления образовательным учреждением, так и для реализации инновационных проектов в области образования, направленных на развитие как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом (программы модернизации и информатизации российского образования).

В связи с этим, одним из компонентов, играющих важную роль в современной профессиональной деятельности специалиста в области управления образованием и имеющих существенное значение для его профессиональной подготовки, являются основы проектного и информационного менеджмента и управление проектами в информационной системе.

Сформулируем кратко основные результаты данного диссертационного исследования:

1. Обоснована необходимость обучения вопросам информационного менеджмента и управления проектами с использованием информационной системы специалистов управления образованием в условиях дополнительного образования;

2. Построена методическая система обучения информационному менеджменту, учитывающая сформулированные цели обучения как для традиционного («знаниевого») подхода к организации образовательного процесса, так и с учетом компетентностного подхода;

3. Выделены основные типы учебных задач для обучения информационному менеджменту, учитывающих уровни профессиональной компетентности специалиста управления образованием;

4. Описаны составляющие каждого класса задач в соответствии с содержанием ключевой, базовой и специальной компетентности специалиста (определенных на основе проведенного анализа и синтеза знаний и умений в области информационного менеджмента);

5. Обоснована целесообразность использования деятельностного подхода к обучению проектной деятельности («обучение через задачи» и посредством метода целесообразно подобранных задач) — поэтапное формирование понятий информационного менеджмента и деятельности по управлению проектами через решение учебных профессиональных задач специалиста управления образованием (соответствующих уровню ключевой, базовой и специальной компетентности);

6. Обоснована целесообразность использования информационных систем управления проектами как основного средства обучения понятиям, методам и технологиям информационного менеджмента и как средства поэтапного формирования проектной деятельности;

7. Экспериментально подтверждено, что предложенная методика обучения способствует формированию у обучаемых знаний и умений в области информационного менеджмента, в том числе формированию умений по управлению проектами в информационной системе;

8. Экспериментально подтверждена целесообразность использования построенной методической системы обучения информационному менеджменту в условиях дополнительного образования.

9. Описана новая модель повышения квалификации работников образования в условиях информатизации образования.

Таким образом, в рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным. Положения, выдвинутые в нем, практический и теоретический опыт их реализации, позволяет надеяться, что решение вопросов совершенствования содержания обучения информационному менеджменту специалистов управления образованием в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дополнительного образования, будет способствовать успешной реализации проектов, направленных на решение задач модернизации и информатизации образования.

В качестве возможных перспективных направлений развития идей и положений данного исследования можно указать следующие:

— Мониторинг отдаленных результатов повышения квалификации работников образования в рамках предложенной модели;

— Адаптация построенной методической системы и ее интерпретаций для различных уровней учебного процесса, например, в рамках специализаций при подготовке учителей различных специальностей в педагогическом вузе;

— Построение системы задач, позволяющих на базе межпредметного и компетентностного подходов, обучать работников управления образованием проектной деятельности на уровне специальной компетентности;

— Создание интерпретации построенной методической системы обучения информационному менеджменту в виде образовательного Интернет-ресурса для системы дистанционного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н. Педагогические теории и системы: аспекты технологий. Учебное пособие. Часть II. Чита: Изд-во ЗабГТУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998.-254 с.
  2. .Б. Теория обучения: схемы и тесты. М.: Изд-во BJ1A-ДОС-ПРЕСС, 2002.-176 с.
  3. И.А. Состояние рынка деловой информации в России // НТБ. 1997. № 2.
  4. В.Г. Общество: системность, познания и управление. М., «Политиздат», 1981.
  5. Ю. Н. Информатизация образования как глобальная проблема на рубеже веков, 1996, http://www.yuriafanasiev.ru/articles/magazines 1997 156.htm)
  6. КВ. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Гардарики. 2005. — 224 с.
  7. X. Сетевые методы управления в проектировании и производстве. М.: Мир, 1979.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.-М., 1977.
  9. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва // Перспективы: вопросы образования. 1983. № 2. С.5−21.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. П.А. Информационные ресурсы вопросы теории и практики // ИРР. 1999. № 3.
  12. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  13. М.Ю., Лавренов А. Ю., Елизаров А. А., Капитанская А. К., Ястребов JI.K Информационные технологии в управлении образованием. Учебное пособие в 2-х частях. Ч.1.- М.: Изд-во АПКРО, 2006- 168 с.
  14. М.Ю., Елизаров А. А., Пронин В. Н., Пронина Е. Ю. Информационные технологии в управлении образованием. Учебное пособие в 2-х частях. Ч.2.- М.: Изд-во АПКРО, 2006- 208 с.
  15. М.Ю., Елизаров А. А., Капитанская А.К, Гужеля Д. Ю. Информационные технологии в управлении образованием, программа повышения квалификации и методические рекомендации. Учебно-методический комплект. М.: Изд-во АПКРО, 2006. — 80 с.
  16. М.Ю., Уваров А. Ю. О модели повышения квалификации специалистов образования в проекте ИСО // Журнал «Вопросы образования», № 4, 2005. С.223−232.
  17. М.Ю., Авдеева С. М., Уваров А. Ю. Проект Информатизация системы образования. М.: «Локус-Пресс», 2005. — 52 с.
  18. М.Ю., Силантьева А. В. Управление проектами с использованием Microsoft Project. Учеб. пособ. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.-44 с.
  19. М.Ю., Карелова Е. И., Шумихина Т. А. Информационные технологии для учителя-предметника. Учебное пособие. М.: Изд-во ФИО, 2003.- 168 с.
  20. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975, 4. С.41−49.
  21. ИЛ. Глобальная информатизация и право // Проблемы информатизации. 1999. № 3. С. 10−19.
  22. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  24. Д.Г. Инновационный менеджмент в сфере информационных технологий: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 -М., 2001.
  25. В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  26. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  27. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
  28. В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицина А. П. Исследование организационно-методического обеспечения инновационных процессов в системе высшего педагогического образования // Научный отчет по теме № 01.20.000 1290.-СПб., 1998.
  29. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Автореф.дисс. докт.пед.наук. СПб., 1998.
  30. JI.H., Муравьева Е. А. Методы управления инновационной деятельностью. Учеб. пособ. М.: КНОРУС, 2005. — 320 с.
  31. Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова и А. В. Хорошилова. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  32. П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993
  33. Е.Н. Экономическая реальность и бизнес-информация // НТБ.1998. № 3.
  34. С.Г. Рабочая книга андрагога. СПб, 1998. — 58 с. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организационный процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. — М.: Изд-воМГУ, 1995.
  35. Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования, 2005, № 4, С. 145−155.
  36. М.Г. Менеджмент в туризме. Организационно-педагогические аспекты: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05 СПб., 1997.
  37. A.M. Организационно-педагогический менеджмент на муниципальном уровне Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Армавир, 1999.
  38. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  39. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987.
  40. .С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.
  41. . С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. -М., 1980.-144 с.
  42. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.-154 с.
  43. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной образовательной программе «Менеджмент в образовании», 2000 г.
  44. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер социальной сферы» регистрационный номер ГТ ППК 06/39, 2001 г.
  45. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Менеджер наукоемких технологий» регистрационный номер ГТ ППК 11/39, 2001 г.
  46. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (MBA)», 2003 г.
  47. И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования). Автореф.дисс. докт.пед.наук. СПб, 1999.
  48. В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и Статистика (ФиС), 2001, — 368 с.
  49. А.С., Король И. А. Информационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. — 415 с.
  50. В.В., Корнеев И К. Управление информационными ресурсами. -М.: «Инфра-М», 2000, -352 с.
  51. Н.И. Содержание и структура подготовки студентов по специализации «Экологический менеджмент в туризме и гостеприимстве»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 г. Сходня Московской области, 2003.
  52. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.423 с.
  53. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. -304 с.
  54. Г. Управление проектами. СПб, Бизнес-Пресса, 2003.
  55. .Е. Проектирование научно-методического обеспечения повышения квалификации преподавателей: На примере программы «Менеджмент в образовании»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2003.
  56. А.П., Никандров НД. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пос. для сист. повышения квалификации. М., 2001.
  57. В.Б. Средства, методы, приемы в педагогическом процессе Лекция к курсу «Теория и методика педагогического процесса». СПб: Изд-во «Образование», 1997. — 22 с.
  58. О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностно-го подхода. М.: Просвещение, 2003. — 223 с.
  59. А.П. Избранные труды. Новосибирск, ВО «Наука», 1994.
  60. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995.
  61. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та. 91 с.
  62. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  63. Дж. Обучение взрослых и «образование всю жизнь»: новые тенденции в России // Социология образования. 2000. № 4.
  64. А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Союз, 1997.
  65. С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. 1998. № 7.
  66. Л.Я. Средства обучения как система // Советская педагогика. 1986. № 9. с. 55−58.
  67. А.Н. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -М., 1995.
  68. В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120 с.
  69. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  70. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  71. Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика. М.: Финансы и статистика, 1996.
  72. Н.И., Лукманова ИГ. и др. Управление проектами / Под. ред. В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТрИ, 1996.
  73. И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. -М.- Белгород, 1997.
  74. С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования. Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. -376 с.
  75. Н.Г. О сущности учебной задачи по методике преподавания математики // Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1981. С. 25−33.
  76. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  77. Колин КК, Роберт И. В. Социальные аспекты информатизации образования. М.: Изд-во ИИО РАО, Изд-во ИПИРАН, 2004. — 54 с.
  78. КК. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. 2000. № 10.
  79. Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи. М.: Просвещение, 1980.
  80. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с
  81. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
  82. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. — 222 с.
  83. Е.Ю. Информационно-демонстрационный комплекс интегрированной автоматизированной информационной системы административно-территориального и муниципального управления, http://nit.itsoft.ru/cgi-bin/article?id=10
  84. Компьютеры, сети, Интернет: Энциклопедия / Под. ред. Ю. Н. Новикова.-СПб.: Питер, 2003.
  85. Концепция управления деятельностью по формированию, использованию, ведению и защите государственных информационных ресурсов // ИРР. 1999. № 1.
  86. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. -М.: Информрегистр, 1996.
  87. А.В. Основы информационного менеджмента-М.: ФиС, 2001. -336 с.
  88. А.В. Основы информационного менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2004, — 336с.
  89. А.В. Введение в информационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  90. А.В. Системный анализ и принятие решений. Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 1995.
  91. В.В. Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2004.
  92. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 1: Основные алгоритмы. М.: Мир, 1976. — 736 с.
  93. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). -М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
  94. Г. А. Информатизация образования на рубеже веков. 2001. (http://www.infocom-expo.ru/infocorn2001 /texts/krasnova.htm)
  95. В.И., Епишева О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. М.: Просвещение, 1990.
  96. С.А. Квалификационная характеристика менеджера образования (типовая модель) // Научный отчет, 2001, http://academy.edu.by/details/personnels/krupnik/articles/model4.doc
  97. С.А. Сравнительный анализ технологий повышения квалификации. //Научный отчет, АПО, 2001, http://academy.edu.by/details/personnels/krupnik/articles/model7.doc
  98. С.А., Мацкевич В. В., Реут В. Г. Менеджмент в образовании Беларуси (теоретический аспект) //Научный отчет, 2001, http://academy.edu.by/details/personnels/krupnik/articles/model3.doc
  99. А.Г. Новые информационные технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы Хабаровск, 2005.
  100. Н.А. Информационное взаимодействие в технических и живых системах // Информационные процессы, Т.1, № 1, 2001. С. 1−9.
  101. B.C. Общие основы педагогики. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2002. — 224 с.
  102. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  103. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  104. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании (Учебное пособие). М., Педагогика-пресс, 2001.
  105. В.Н. Инновационный менеджмент в условиях рынка: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2000.
  106. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн, 1980.-334 с.
  107. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  108. В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2000. — 508 с.
  109. В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики. Монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003.-352 с.
  110. В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М.: Образование и Информатика, 2003. -304 с.
  111. О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе: Взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика, 1980. -168 с.
  112. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования. Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб., 1992. — 38 с.
  113. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  114. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: Высшая школа, 1998.
  115. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. № 3. С. 76−78.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977.304 с.
  117. И.И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами: Справочное пособие. -М.: Высш. Шк., 2001. 875 с.
  118. Магистерская программа 521 509 «Информационный менеджмент», 2000, http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/
  119. Марков В Д., Кузнецов С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 1999
  120. С.М. Дидактические системы и модели обучения. Учеб. пособие. Н. Новгород: Волжский Гос. инженерно-педагогический институт, 1998.- 100 с.
  121. М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998
  122. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) // Новые знания. 2001. № 2.
  123. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики. / Авт.: Б. С. Каплан, Н. К. Рузин, А. А. Столяр. Минск: Нар. Асвета, 1981. -191 с.
  124. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: Метод, рекомендации для студ. / Сост. Г. Д. Кириллова. Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1986.-44 с.
  125. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М.: Юнити, 1998.
  126. .З. Теория организаций. М.: Инфра-М, 1998.
  127. В.В. Информационная подготовка в непрофильном вузе. М.: Образование и Информатика, 2005. — 128 с.
  128. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 220 с.
  129. Г. И. Инновационный менеджмент российских коммерческих банков: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 -М., 1997.
  130. Н.Д., Петрова Е. Д. Система организационных форм обучения в педагогическом институте. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте: Сб. науч. тр. Л.: Ленуприздат, 1977. с.3−14.
  131. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: «Эгвест», 2004. — 120 с.
  132. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства РФ от 26.06.95 № 610), 1995, http://www.gain.ru/Documents/Gov/post610.htm
  133. Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (Приказ МО РФ от 18.06.97, № 1221), 1997, http://www.gain.ru/Documents/Minobr/Prik m/prik 122l. htm
  134. А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. М.: ГАРДА-РЖИ, 2005.-367 с.
  135. А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. 320 с.
  136. С. Проектный менеджмент. М.: «Дело и сервис», 2005. — 191 с.
  137. JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Советская педагогика, 1973,4. С.71−80.
  138. Пароджанов В Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1993. № 12.С.1−9.
  139. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. докт. дис. Москва, 1975. — 32 с.
  140. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд-во «Академия», 2003, — 512 с.
  141. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. 4.1. Учебное пособие для студентов педагогического университета / Под общей ред. Е. Н. Селиверстовой. Владимир: ВГПУ, 1998. — 503 с.
  142. П.И. Педагогика. М., 1998. — 119 с.
  143. А.А. Мотыга, Конвейер, Компьютер. // «Первое сентября», 1999, от 25Л 2.99г.
  144. И.П. Педагогика. М.: Просвещение- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  145. Д. Как решать задачу. М., 1961. — 208 с.
  146. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-464 с.
  147. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  148. М.М. Управление современной школой. Пособ. для директоров школ. М., 1992. — 165 с.
  149. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998.
  150. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов (утв. Приказом МО РФ от 23.09.96 № 113), 1996, http://www.ed.gov.m/ministry/struk/depart/license/docum/docs.html
  151. Н.Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт. -М., 1996.
  152. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Авт. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1996.
  153. M.JI. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  154. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1990.
  155. И.А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. -Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. гос. ун-та, 1980. 95 с.
  156. С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск: Университетское, 1990. — 128 с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 (А-М). М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 (М-Я). М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 672 с.
  159. С.Р. К вопросу о построении общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.
  160. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988.288 с.
  161. А.А. Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестн. АН СССР. 1985. № 8. С. 57−69.
  162. С.М. Менеджмент в образовании: Теория и практика. М., 1993.
  163. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-240 с.
  164. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2005. — 52 стр.
  165. A.JI., Булин-Соколова Е.И., Муранов А. А., Трактуева С. А. Программа развития информационной среды общеобразовательного учреждения. Проектирование и реализация. М., ЦИТУО, 2002.
  166. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) // Информатика и образование. 1991. № 1. С. 3−10.
  167. МЛ. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. СПб.: Издательско-полиграфический техникум, 1996. — 100 с.
  168. Д.В. Формирование профессиональной рефлексии у учащихся лицея по направлению «менеджмент» Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 -Красноярск, 1999.
  169. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  170. М.И. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  171. В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Хрестоматия по педагогике: В 2 ч. Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.
  172. В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  173. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: АспектПресс, 1995. — 271 с.
  174. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
  175. А.А. Роль математики в гуманизации образования // Математика в школе. 1990. № 6. С.5−7.
  176. Н.А. Инновационный менеджмент в системе социального управления в условиях переходного периода: На примере взаимодействия государственных и предпринимательских структур Беларуси: Дис.. канд. со-циол. наук: 22.00.08 Орел, 2001.
  177. Г. В. Абстрактная модель деятельности специалиста и ее реализации // Вестн. Ленигр. Ун-та. 1972. № 11.
  178. Г. В. Введение в математико-психологическую теорию Деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 220 с.
  179. Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: 1975.
  180. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987.
  181. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  182. А.Н., Иванников А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом // Международное сотрудничество, 1997, № 4, с. 1−3.
  183. Э. Третья волна. М., ООО «Фирма «Издательство АСТ""Ю,
  184. А.П. Актуальные направления исследования педагогического проектирования // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб., 1995.
  185. JI.T. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 178 с.
  186. А.Ю. Внедрение ИКТ в школах Англии: уроки, которые мы можем извлечь. В книге Фрумин И. Д. (ред.) Состояние информатизации общего образования: аналитический обзор. М.: ООО «Алана». 2003. С. 273 294.
  187. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. -М., 1998.
  188. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании» М., Ось-89, 1989. — 64 с.
  189. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. докт. дис. М., 1971. — 51 с.
  190. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М.: Педагогика, 1977.
  191. JI.M., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. -М.: Просвещение, 1990.
  192. Г. И. Средства обучения. М., 1987.
  193. А. С. Информационный менеджмент. Учебно-методическое пособие. Н.-Новгород: НИМБ, 1996.
  194. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высших учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  195. М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика, № 1, 2000. С.86−91.
  196. ШабашГ.Б. «Живая математика» и математический эксперимент // Вопросы образования, 2005, № 4, С.156−165.
  197. И.К. Программно-целевой подход к управлению педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность Автореф. докт. дис. Ленинград, 1990.
  198. Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. -М., 1991.
  199. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1992.
  200. Шамова Т. И, Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «педагогический поиск», 2001. — 384 с.
  201. Шамова Т. И, Третьяков П. И, Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для вузов. М., ВЛАДОС, 2001.
  202. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1994.
  203. В.А. Педагогический менеджмент в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2003.
  204. ЮЛ. Менеджмент информационных ресурсов // ИРР. 2001. № 3−4.
  205. Г. П. Система педагогических исследований методологический анализ) / Педагогика и логика М.: Касталь, 1993.
  206. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. — 455 с
  207. Ф. Эпоха инноваций М.: Инфра-М. 2003.
  208. Armstrong P. Management control strategies and interprofessional competition: the case of accountancy and personnel management // Knights and Willmott, 1986.
  209. Bartol M.K., Martin D.C. Management. McGraw-Hill, 1991
  210. Chandler A.D. Strategy and structure. Cambrige: MIT Press. 1962. -243 p.
  211. Clouser R.A., Hjille L.A. Relationship between locus of control and dogmatism // Psychological Reports. 1970. — V.26. — P. 1006−1009.
  212. Cropley A.J. Lifelong Education. A Stocktaking, Hamburg, UNESCO Institute for Education, 1979. — 172 p.
  213. Curriculum Organization and design. University of London Press, London, UK. 1991.
  214. Dave R.H. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects. Paris: Pergamon Press, 1976. P. 15−65.
  215. Faure E., e.a. Learning to be: The world of Education today and tomorrow. 1982. — 189 p.
  216. Frick W. B. The simbolic grouth experience. Paradigm for a humanistic -existential learning theory 11 Psychology. 1987. — № 4. — P. 406−424.
  217. Garey M., Moir R. Information-Decision Systems in Education, Manege-ment Series in Education. Illinois, 1990.
  218. Getzels J. W. Asocial psychology of education. In: The handbook of social psychology. Vol. 5. / ed. / J. Linzey E. Aronso / 2-nd. ed., Reading Mass. Addison-wesley, 1969.-P. 459−537.
  219. Hofstede G. Cultures consequences: International differences in work related values. Brewely Hills, 1990.
  220. Kotter J.P. Leading change why trabnsformation efforts fail // Harward bisi-ness review, 1995. March-April. — P. 59−67.1.e D. Valuing the self. What we can learn from ofher cultures. Prospect Heights// 1986.-V. 5.-P. 12−17.
  221. Maslow A.H. Motivation and Personaliti. N.Y., 1964. — 297 p.
  222. Maslow A.H. Toward a psychology of being (Abrahamh. Maslow, 2-d ed. — New York, etc: Van Hostram Reinhold (1982). — XVI. — 240 s.
  223. Newcomb T. Persistence and regresions of change attitudes. Jornal of social issues, 1963. — P. 3−14.
  224. Rocthlisberger F.J., Dickson W.J. Management and the worker. Harv. Univ. Press, 1941
  225. Schon, D. Beyond the Stable State. Public and private learning in a changing society, Harmondsworth: Penguin. 1973. 236 p.
  226. Storey J. Developments in the Management of Human Resources. Oxford: Blackwell, 1992.
  227. Taylor F. W. The principles of scientific management. N.Y., 1923
  228. Toffler, A. The Third Wave. New York, NY: Harper and Row, 1978.
  229. White R. W. Competence and the psychosexual stages of development //Nebraska. Symposium on Motivation. 1960. V.8. — P. 97−140.
  230. Wilkinson A., Marchington M., Goodman J., Ackers P. Total Quality Management and employee involvement // Human Resource Management Journal/ -1992.- 2(4).
  231. Wind of Change in the Teaching profession. French National Commission for UNESCO, 1999.
  232. Wolk S., Du Cette J. Intentional performance and incidental learning as a function of personality and task directions // J. of Personality and Social Psychology. 1974. — V.29.-P. 90−101.
  233. Woodhall M. Economics of Education // International Encyclopedia of Education. 1985. — V.3. — P. 126−131.
  234. Zeichner K., Teitelbaum K. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education // Journal of Education for Teaching. 1982. — № 8. — P. 110−118.
Заполнить форму текущей работой