Введение.
ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Теоретической основой исследования явились психолого — педагогические концепции речевого развития детей (Л.А. Венгер, Я. С. Выготский, О. С. Ушакова, В. И. Яшина, и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Р. А. Будагов, Б. В. Головин, В. Гумбольдт, Н. И. Жинкин, А. А. Потебняи др.), научные труды об использовании ТРИЗ — технологий в дошкольных образовательных… Читать ещё >
Введение. ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Т. А. Ладыженской, Ф. А. Сохина, Т. Б. Филичевой, Б. И. Яшиной. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А. Н. Гвоздевым, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому очень важно, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Однако воспитателями и педагогами не уделяется недостаточное внимание использованию приемов и методов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
Возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий будет осуществляться эффективно, если соблюдать следующие условия:
- 1. Обучать детей созданию образных характеристик сказочных объектов, путем творческой реализации технологических звеньев образования сравнений, загадок, метафор;
- 2. Обучать детей обобщенным алгоритмам построения высказываний различных типов;
- 3. Стимулировать детей к созданию творческого продукта в речевой деятельности посредством использования алгоритмов мышления и приёмов фантазирования.
Задачи исследования:
- 1. Изучить сущность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- 2. Выявить критерии и уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- 3. Разработать экспериментальную программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
- 4. Проанализировать результаты исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
- 1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- 2. Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;
- 3. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились психолого — педагогические концепции речевого развития детей (Л.А. Венгер, Я. С. Выготский, О. С. Ушакова, В. И. Яшина, и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Р. А. Будагов, Б. В. Головин, В. Гумбольдт, Н. И. Жинкин, А. А. Потебняи др.), научные труды об использовании ТРИЗ — технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Е.А.Бобровой, А. В. Корзун, Т. А. Сидорчук, Е. О. Смирновой, А. М. Страунинга, Н.Н.Хоменко).
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 271 г. Ижевска Удмуртской Республики.