Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы обучения прикладному рисованию в системе графической подготовки учителя технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях по технологии: «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики» (Тула, 1995 г., 1998 г.), «Проблемы формирования технологической культуры к социально-трудовая адаптация школьников» (Москва, 1999 г.) — на региональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Содержание графической подготовки будущих учителей технологии с учетом специализации в педвузе
    • 1. 2. Исходные теоретические положения разработки содержания прикладного рисования на факультетах технологии и предпринимательства педагогического вуза
    • 1. 3. Особенности формирования прикладных изобразительных умений в системе графической подготовки будущих учителей с учетом специализации
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ РИСОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С УЧЕТОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ,
    • 2. 1. Требования к художественно-графической подготовке учителя технологии с учетом специализации
    • 2. 2. Принципы проектирования содержания, структурирование программного материала практикума «Прикладное рисование: начала рисунка- элементы композиции и графики костюма»
    • 2. 3. Основные вопросы методики обучения прикладному рисованию в системе графической подготовки учителя технологии
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ ПРИКЛАДНОГО РИСОВАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ИХ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

3.1. Задачи, организация и этапы экспериментальной проверки формирования требуемого уровня художественно-графической подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства в условиях педагогического вуза.

3.2. Анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента.

Методические основы обучения прикладному рисованию в системе графической подготовки учителя технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интегративная образовательная область «Технология» в школе предусматривает варианты содержания обучения, в том числе с преобладанием раздела «Культура дома. Технология обработки ткани и пищевых продуктов». Поэтому подготовка учителей технологии в педвузах осуществляется по нескольким специализациям.

Графическая подготовка учителей технологии обработки ткани и пищевых продуктов должна иметь профессиональную направленность не только в курсах «Начертательная геометрия» и «Черчение», но и путем введения курса «Прикладное рисование», что и рассматривается в диссертации.

Исследование опирается на многолетний опыт Вятского государственного педагогического университета (Вятского ГПУ) по разработке содержания, дидактических средств и приемов графической подготовки с учетом специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов». В учебный план факультета технологии и предпринимательства включены учебные дисциплины «Введение в моделирование одежды», «Конструирование и моделирование одежды», «Устройство жилища и усадьбы», а также курсы по выбору и факультативы «История костюма», «Эстетика в школе и дома» и др. Изучение данных дисциплин предполагает наличие специфических особенностей и повышение уровня графической подготовки студентов. В работах JI.M. Стратоновой, С. М. Саламатовой исследуется графическая деятельность студентов художественно-графических факультетов на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления и конструкторских знаний и умений. Подобные исследования на факультетах технологии и предпринимательства педвузов, по нашим сведениям, не проводились.

В качестве основного средства профессионализации графической подготовки будущих учителей технологии с учетом специализации мы предлагаем расширить содержание графических изображений, которыми оперируют студенты, путем введения практикума «Прикладное рисование: начала рисункаэлементы композиции и графики костюма».

Обоснование расширения содержания графической подготовки осуществлялось с опорой на исследования A.M. Дорошкевича, В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырева, Л. А. Заречной, Г. Н. Некрасовой, Л. К. Патрушевой и других по. проблемам профессионализации технологического образования будущих учителей.

В проводимом нами исследовании использовались теоретические и прикладные исследования в области графического образования ученых-методистов JI.H. Анисимовой, А. Д. Ботвинникова, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградова, В. Н. Витченко, В. А. Гервера, А. А. Павловой, С. А. Смирнова, Г. В. Рубиной, Ю. Ф. Катхановой, О. П. Шабановой и др.- исследования в области формирования пространственных представлений в процессе оперирования графическими изображениями ученых-психологов Е.Н.Кабановой-Меллер, Б. Ф. Ломова, И. С. Якиманской и др.

Как показала практика, выпускникам факультетов технологии и предпринимательства специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» необходимо овладеть характерными приемами графической деятельности и элементами прикладной изобразительной деятельности, востребованными в школьном обучении технологии. Поэтому прикладное рисование должно стать важной составляющей графической подготовки к профессиональной деятельности учителя технологии названной специализации. Все это обусловливает актуальность проблемы исследования.

Объект исследования: графическая подготовка будущих учителей технологии в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: прикладное рисование в системе графической подготовки в педагогическом вузе по специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов».

Цель исследования: обоснование необходимости введения прикладного рисования как компонента графической подготовки, разработка его содержания и основных вопросов методики обучения будущего учителя технологии применительно к выбранной специализации.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой графическая подготовка будущего учителя технологии в педвузе будет соответствовать требованиям профессионализации при следующих условиях:

— включения в состав графических дисциплин практикума «Прикладное рисование: начала рисункаэлементы композиции и графики костюма»;

— разработки соответствующего содержания практикума «Прикладное рисование: начала рисункаэлементы композиции и графики костюма» и внедрения его в учебный процесс;

— систематического использования в обучении дифференцированных по сложности учебных графических заданий на преобразования костюмографических произведений.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

— теоретическое обоснование необходимости овладения приемами прикладного рисования в системе графической подготовки будущих учителей технологии обработки ткани;

— разработка требований к уровню графической подготовки студентов рассматриваемой специализации;

— определение содержания программного материала практикума «Прикладное рисование: начала рисунка, элементы композиции и графики костюма» на основе анализа содержания графической деятельности в технологической подготовке учащихся общеобразовательных школ с учетом требований дисциплин специализации предметной подготовки студентов педвузов;

— разработка методики проведения практикума по прикладному рисованию, включающей в себя систему постепенно усложняющихся заданий: упражнений и задач на завершение и преобразование костюмо-графических произведений;

— экспериментальная проверка разработанной методики обучения прикладному рисованию студентов педвуза специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов».

Методологической основой исследования явились психологические и педагогические концепции: теория воспитывающего и развивающего обучения, формирования личности в процессе деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) — теория педагогических систем (С.А. Архангельский, В. П. Беспалько, А. И. Мищенко, А. М. Новиков, В.А.Сластенин) — работы по профессиональной направленности подготовки учителя в педвузе (В.А. Сластенин, A.M. Дорошкевич, А. Н. Богатырев, А.К. Маркова) — работы по политехническому обучению и технологической подготовке учащихся (П.Р.Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, А.А. Павлова) — исследования психологических аспектов формирования графической деятельности (А.Д. Ботвинников, Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.ф. Ломов, И.С. Якиманская) — работы по профессионально-графической подготовке студентов (Л.Н. Анисимова, А. А. Павлова, С. А. Смирнов, О.П. Шабанова).

В ходе исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияизучение и сравнительный анализ нормативных документов (образовательный стандарт, учебные планы и программы для школ и педвузов) — анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов педвузов, учителейметод экспертных оценокпедагогический экспериментспециальные методы исследования графической деятельности студентов.

Основные этапы исследования. На первом этапе исследования (1994;1996 гг.) проводился анализ состояния обучения графическим дисциплинам в подготовке учителей технологии (трудового обучения) общеобразовательной школы, преподающих раздел «Культура дома. Технология обработки ткани и пищевых продуктов», и возможные направления совершенствования содержания, структуры и методического обеспечения графической подготовки в педагогическом вузе. Проведен констатирующий эксперимент по определению исходного уровня прикладных изобразительных умений у абитуриентов и студентов первого курса. Начата разработка программы «Прикладное рисование», ее основных идей и принципов построения.

На втором этапе (1996 — 1998 гг.) были разработаны методологические и теоретические основы исследованияустановлены требования к уровню графической подготовки учителя технологии с учетом специализациина основе требований определены содержание и структура практикума «Прикладное рисование" — разработана методика формирования прикладных изобразительных умений студентов, основанная на идеях преобразования и творчества, формировании умений воплощать прекрасное доступными для каждого студента средствами и в приемлемой форме в результате собственной художес-гйенно-графической практикиосуществлялся формирующий эксперимент.

На третьем этапе (1997 — 2000 гг.) была проведена экспериментальная проверка разработанного содержания и методики обучения прикладному рисованию, в том числе и апробация учебного пособия для проведения практикума по прикладному рисованиюдан анализ результатов педагогического эксперимента и оценка содержания и методики формирования прикладных изобразительных умений в системе графической подготовки будущего учителя технологии на примере специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены дополнительные требования к минимуму содержания и уровню графической подготовки студентов, учитывающие особенности профессиональной деятельности учителя технологии;

— обоснована необходимость включения прикладного рисования в систему графической подготовки студентов, готовящихся преподавать технологию по рассматриваемому варианту;

— выявлены ведущая роль и содержание преобразований в профессионально-графической деятельности учителя технологии и разработана адекватная им система учебно-графических работ для студентов педвуза.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что установлены содержание и дидактические средства профессионализации предметно-графической подготовки учителей технологии с учетом специализации.

Практическая значимость:

— разработана программа практикума «Прикладное рисование», входящего в систему графической подготовки будущего учителя с учетом специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов»;

— разработано учебное пособие для практикума «Прикладное рисование», включающее задания к выполнению самостоятельных графических работ и упражнений, в том числе с печатной основой.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются опорой на фундаментальные положения психологии, дидактики и методики обучения технологии, многоступенчатостью экспериментального исследования и применением методов, адекватных поставленным задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— содержание графической подготовки учителя применительно к специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов»;

— программа профессионально направленного практикума «Прикладное рисование: начало рисункаэлементы композиции и графики костюма»;

— система постепенно усложняющихся графических и практических работ: упражнений, в том числе с печатной основой, задач и работ обязательного минимума;

— основные вопросы методики формирования прикладных изобразительных умений, входящих в систему графической подготовки учителя технологии с учетом специализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях по технологии: «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики» (Тула, 1995 г., 1998 г.), «Проблемы формирования технологической культуры к социально-трудовая адаптация школьников» (Москва, 1999 г.) — на региональной научно-практической конференции «Совершенствование обучения технологии в общеобразовательной школе и педвузе: опыт, проблемы, перспективы» (Киров, 1999 г.) — на областной научно-практической конференции «Трудовая и технологическая подготовка школьников: опыт, проблемы, перспективы» (Киров, г.) — на научно-практических jsch-ференциях профессорско-преподавательского состава Вятского ГПУ (1996 — 1999 гт.) — на семинарах, посвященных проблемам подготовки учителей технологии (Нижний Новгород, 1998 г., 1999 г.- Киров, 1999 г.).

Результаты исследования внедрены в практику технолого-экономического факультета Вятского государственного педагогического университета, отдельные компоненты использованы на соответствующих факультетах Чебоксарского госпедуниверситета и Елабужского госпединститута, в учебном процессе профессионального лицея № 34 Кировской области, негосударственного образовательного учреждения «Центр профессионального образования» г. Кирова.

Структура работы отражает логику проведенного исследования и его результаты. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по главе 3.

1. Результаты эксперимента подтвердили соответствие графической подготовки учителей технологии обработки ткани основным требованиям профессионализации при условии включения практикума «Прикладное рисование: начала рисункаэлементы композиции и графики костюма» в состав графических дисциплин, изучаемых на факультете технологии и предпринимательства педвуза.

2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что учебный материал практикума, отраженный в содержании графических и практических работ обязательного минимума, не является избыточным, но является необходимым и обеспечивает профессионально-мотивационную направленность графической подготовки будущего учителя технологии с учетом специализации.

3. Увеличение протяженности изучения практикума способствует усилению межпредметных связей и повышению мотивации использования приемов графической прикладной изобразительной деятельности во время обучения в педвузе (освоении курсов специализации, выполнения курковых и выпускных квалификационных работ, прохождения педагогической практики) и в будущей профессиональной деятельности учителя технологии.

4. Основными условиями достижения требуемого уровня профессионально-графической компетентности учителя технологии выступают:

— рациональные знания;

— поэтапное освоение приемов выполнения графической деятельности;

— учет взаимодействия изобразительной и графической деятельности;

— формирование и развитие прикладных изобразительных умений через систему графических заданий — упражнений, задач и работ обязательного минимума;

— оптимальное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности, которое приводит к новым качественным результатам;

— реализация художественно-графической практики на разных уровнях освоения — операционном, тактическом, стратегическом (A.M. Новиков), в зависимости от личности студента;

— соединение личностного и деятельностного подходов через содер-жательно-деятельностное и организационно-диагностическое направления.

Это позволяет формировать у студентов умение в доступных ему формах воплощать прекрасное в результате собственной художественной практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ нормативных документов и материалов исследований по рассматриваемой проблеме позволил определить степень соответствия художественно-графической подготовки учителя технологии современным требованиям дидактики и практики. В ходе исследования установлено, что при достаточно разработанной структуре и содержании в моделях специалиста не нашло отражения содержание графической деятельности будущего учителя технологии с учетом специализации «Технология обработки ткани.».

При сопоставлении результатов проведенного исследования, требований образовательных стандартов педвуза и общеобразовательных учреждений, выявлены и определены особенности и содержание художественно-графической подготовки учителя технологии с учетом специализации в условиях педагогического вуза. Содержанием графической подготовки с учетом специализации на факультетах технологии и предпринимательства выступает графическая деятельность с элементами изобразительной, основу которой составляет опыт личности каждого студента. Расширение содержания изучаемых на факультете графических изображений и основных приемов их выполнения целесообразно путем введения в графическую подготовку будущих учителей технологии обработки ткани элементов кос-ттомографики. Для определения необходимого неизбыточного содержания, объема и структуры программного материала практикума, основной целью которого является освоение студентами приемов прикладной изобразительной деятельности, востребованной в школьном обучении разделу «Культура дома. Технология обработки ткани», использовались и аналитические методы, и метод экспертных оценок.

Как показали наши теоретические исследования (главы 1 и 2) и подтвердили экспериментальные (глава 3), ведущей идеей обучения приемам художественно-графической деятельности является идея преобразований, подтверждая положение о том, что общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразовательной деятельности.

Преобразовательная художественно-графическая практика студентов специализации «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» в блоке графических дисциплин представлена практикумом «Прикладное рисование: начала рисункаэлементы композиции и графики костюма». При проектировании программного материала практикума мы опирались на принципы осуществления гуманизации педагогического образования (гуманитаризации, деятельностной направленности и др.) и принципы проектирования программ по графическим дисциплинам, что позволило структурировать программный материал.

Содержание практикума разбито на два раздела: 1. Начала рисунка. 2. Элементы композиции и графики костюма, что отражено в названии учебной дисциплины.

Учитывая тенденции развития профессионально-педагогического образования, мы установили основные идеи реализации педагогического процесса по прикладному рисованию на факультете технологии и предпринимательства: деятельностная, личностная, практическая, профессио-нально-мотивационная направленность.

Содержание обучения прикладному рисованию, как и всем графическим дисциплинам на факультете технологии и предпринимательства, принизывают две основные идеи: идея преобразования и идея творчества. Выполнение графических и практических работ является основным средством усвоения студентами приемов чтения и выполнения произведений костюмографики — художественного графического изображения костюма.

Исходя из установленных требований к художественно-графической подготовке учителя технологии обработки ткани, совокупности и последовательности выполнения студенческих графических работ и структуры костюмографических произведений, определена последовательность обучения изображению костюма. 1. Элементарные структуры — линия, тон, цвет (характеризующиеся яркостью, насыщенностью, фактурой) и их комбинации. 2. Микроструктуры — графические изображения распознаваемой формы (рукав, воротник и др.), наделенные смысловым содержанием, эквивалентные реальным объектам. 3. Макроструктуры — графические структуры, масштаб которых равен масштабу всего костюмографического произведения, воспринимаемого как единое целое.

Освоение приемов выполнения изображений первого и второго уровней (1−2) осуществляется и последовательно, и параллельно. Выполнение графических структур костюмографики, воспринимаемых как единое целое (3) всегда осуществляется при завершении того или иного этапа обучения.

Как показал опыт и специально проведенные эксперименты, эффективность формирования у студентов умений и навыков по выполнению различных изображений, востребованных в школьном обучении технологии обработки ткани, существенно повышается при использовании разработанных заданий — графических упражнений и задач, работ обязательного минимума, составляющих систему. Важными свойствами этой системы являются логичность и временная непрерывность.

На основе анализа практики обучения прикладному рисованию в системе графической подготовки учителя технологии выявлены условия для достижения необходимого уровня профессионально-графической компетентности учителя технологии обработки ткани:

— в основу формирования приемов прикладной изобразительной деятельности следует положить не природное дарование студентов, а рациональное знание о способах выполнения графических действий и операций, правил эффективного выполнения изображений, в том числе и костюмографических;

— помимо теоретических знаний (из геометрии, перспективы и др.) важно опираться на знания на уровне ощущений, восприятия образов, которые можно назвать образными или чувственными знаниями (A.M. Новиков). Объективно-научное и чувственное, переживаемое в прикладной изобразительной деятельности студентов тесно переплетены и обусловливаются отношением каждого из них к предметному миру;

— пути развития творческих способностей будущих учителей технологии следует искать на основе оптимального соотношения репродуктивной и продуктивной деятельности студентов. Мы исходим из того, что предпосылкой творчества является оперирование массивом знаний и комплексом умений (B.C. Леднев), постепенное накопление опыта, профессиональных умений, которое приводит к новым качественным результатам в практической деятельностичто творческая деятельность имеет своей основой прошлый, т. е. репродуктивный по своему содержанию труд (И.П. Смирнов). Психолого-педагогические (Н.Н. Нечаев) и методические (В.И. Земцова, С.А. Смирнов) исследования, проводимые в рамках деятельностного подхода подтверждают, что творчеству можно и нужно учить;

— одним из основных компонентом прикладной изобразительной деятельности является мотивация осуществления ее. Исследования о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин,.

B.Д. Шадриков, Т.И. Шамова) и наши наблюдения показали, что формирование прикладных изобразительных умений находит формальное отношение со стороны студентов, если они не видят практического выхода этих умений в будущей профессиональной деятельности учителя технологии обработки ткани, и будет более эффективным на фоне эмоциональных процессов, регулирующих эту деятельность;

— только в процессе активной деятельности и в онтогенетическом развитии личности студента возникают и развиваются способности к прикладной изобразительной деятельности, которые проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами этой деятельности (Ю.Ф. Катханова, В. П. Киреенко, А.В. Петровский).

Таким образом, реализация разработанной цели, ведущих идей, учебных задач, содержания прикладного рисования и методических приемов формирования у студентов прикладных изобразительных умений, входящих в систему графической подготовки учителя технологии обработки ткани, обеспечивает необходимый уровень профессионально-графической компетентности специалиста, способствует формированию его графической культуры.

Дальнейшее исследование может осуществляться в рамках единой программы графической подготовки студентов специализации «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов» на всем протяжении обучения в педагогическом вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов ХГФ в процессе преподавания спецдисциплин: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — С. 171. — 1 том, С. 92. — 2 том.
  3. Г. А. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви: (Курс специального рисования) / Под общ. ред. Д.ИВиксне. М.: Госместпромиздат, 1962. — 131 е.: ил.
  4. Н.Н. Графический метод научных обобщений и характеристика результатов экспериментальных исследований // Вопросы истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Сборник статей. М., 1972. — 258 с.
  5. Л. Н. Теория и практика профессионально-графической подготовки учителя технологии в педагогических вузах: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. — с. 39.
  6. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974. — 384с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пос. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  8. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  9. П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 11−14.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1977.-252 с.
  12. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 315 с.
  13. А.С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 184 с.
  14. А. Руководство к современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных и других школах. М., 1908. — 120 с.
  15. В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. -Петроград, 1919. 16 с.
  16. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
  17. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  18. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высш. шк., 1989. — 144с.: ил.
  19. М. С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. М., 1981.
  20. А. Н. Теоретические основы общетехнической подготовки в системе непрерывного образования. М.: Изд-во Mill У, 1993. — 169 с.
  21. А. Н. Теория и практика общетехнической подготовки учителя в системе «Школа-педвуз»: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1993. -с. 289.
  22. А.Д. Графическая деятельность (дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений инавыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1968. — 55 с.
  23. А.Д. Методы исследования в частных дидактиках. М.: Просвещение, 1964. — 112 с.
  24. А.Д. Некоторые вопросы политехнического обучения в преподавании черчения: Пособие для учителей. -М.: Учпедгиз, 1959. -250 с.
  25. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.-255 с.
  26. У. Графическое представление информации /Пер. с анг. М.: Мир, 1971.-225 с.
  27. Дж. Психология познания. М., 1977.- 387 с.
  28. P.M. Черчение и специальное рисование: Учеб. пос. для проф. техн. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1975. — 160 е.: ил.
  29. Е. А., Коваленко Л. Н. Задания на преобразование в VII классе // Школа и производство. 1986. — № 9. -С. 56−57.
  30. Введение в мир природы, техники и искусства: Экспериментальная программа VIII IX классы / Авт.-сост. В. И. Сахарова. — Кемерево, 1996.-42 с.
  31. В.Н. Педагогические основы графической подготовки учащихся школ и студентов педвузов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Минск, 1994. 44 с.
  32. В.Н. Содержание и структура графической подготовки студентов индустриально-педагогического факультета: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1986. — 198 с.
  33. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  35. П. Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / Под ред. Ю. П. Петухова. М., 1981. — С. 78 — 86.
  36. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. -М.:МПГУ, 1965. 52 с.
  37. В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 208 с.
  38. В.А. Творческие задания по черчению: Кн. для учителя. М., 1991.
  39. Г. А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета.- Спб., 1844.-XIV,-380 с.
  40. В.И. Исследование взаимосвязи обучения черчению с другими дисциплинами на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977.- 14 с.
  41. . Что такое психология: В 2 т. Т.2. / Пер. с фр. М.: Мир, 1996. — 376 е.: ил.
  42. Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М Прогресс, 1970. — 291 с.
  43. С.И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся (на примере курса «Техническая графика и основы дизайна»): Дис. канд. пед. наук. М.: 1995.- 167 с.
  44. Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «Технология»: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1996. 118 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  46. М., Ксык М., Шиллер Е. Рисунок и проблема пластики в швейном производстве /Пер. с пол. яз. А. Я. Сковронского М.: Легкая индустрия, 1965. — 156 е.: ил.
  47. Р.У. Рисование пером и тушью /Пер. с анг. М.: Высш. шк., 1983.-344 е.: ил.
  48. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пос. для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пос. по спецкурсу для студ.пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  49. A.M. Анатомия учебника // Совершенствование подготовки учителей общетехнических дисциплин и трудового обучения. М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1984.
  50. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 152 с.
  51. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 200 с.
  52. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: «Логос», 1994. — 207 с.
  53. Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. -М.: Просвещение, 1964. 208 с.
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. ~М.: Знание, 1981.-96 с.
  55. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  56. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  57. П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. /Под ред. Аг М. Арсеньева. М., 1989.
  58. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 503 с.
  59. В.И. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики. М.: Просвещение, 1984. — 67 с.
  60. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: АПН РСФСР, 1959. 303 с.
  61. Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской образовательной школе конца IX -начала XX вв.: Дис. д-ра пед. наук. М., 1997.- 309 с.
  62. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  63. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая деятельность учителя и формирование его личности. JI.: Изд-во Лен. ун-та, 1967. — 183 с.
  64. Х.Р. Развитие графических умений студентов ИПФ педвузов в процессе изучения общетехнических дисциплин: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1993.
  65. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  66. B.C. Содержание образования: Учеб. пос. М.: Высш. шк., 1989. — 360 е.: ил.
  67. B.C. Содержание общего среднего образования- Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980.- 264 е.: ил.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  69. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М Педагогика, 1981. — 186 с.
  70. П. И. Учитель труда: Необходимость смены парадигмы // Образование и рынок. 1998. — № 1. — С. 27−33.
  71. .Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 200 с.
  72. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 296 е.: ил л.
  73. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 144 с.
  74. Л омов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 269 е.: ил.
  75. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. — 308 с.
  76. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  77. Е. М., Гончарук Н. С., Соколова Р. И. Разработка конструкций изделий по моделям. М.: Легкая промышленность, 1975.
  78. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пос. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
  79. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986. — 158 с.
  80. Н. А. Психологические проблемы совершенствования методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, Н. Д. Зверева и др. М.: Педагогика, 1980. — 223 с.
  81. Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего обучения: Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. —М., 1973. 136 с.
  82. Методика обслуживающего труда: Для спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд», худ.-граф. ф-тов, готовящих учителей обслуживающего труда в 4−8 классах. М., 1980. — 15 с. — (Программы пед. ин-тов / Мин-во просвещения СССР).
  83. Методика обучения технологии: Кн. для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск- Ишим: Изд-во Ишимского 1 НИ, НМЦ «Технология», 1998. — 296 с.
  84. Н.Г. Курс черчения с элементами художественного конструирования. Программно-тематический план занятий в двух вариантах. Архангельск, 1994. — 120 с.
  85. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
  86. B.C. Педагогический рисунок. М.: 1912. ~ *0Q с.
  87. Начертательная геометрия и черчение: Программы для пед. ий-тов. Сб.№ 20. Для спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины». М., Просвещение, 1984. — С. 21−30.
  88. Начертательная геометрия и черчение. Программы для пед. ин-тов. Сб. № 19. Для спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины». М., Просвещение, 1988.
  89. ЮО.Некрасова Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса «Современные информационные технологии в обучении» в системе технологической подготовки студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  90. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 173 с.
  91. Юб.Орлов В. И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. -№ 2 — С. 33−39.107 .Основы методики обучения черчению. Под ред. А. Д. Ботвинникова. -М.: Просвещение, 1966. 510 с.
  92. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов / Под ред. Т. В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 е.: ил.
  93. А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992. -336 с.
  94. И О. Павлова А. А., Корзинова Е. И., Чурикова И. В. Проектная графика и графический дизайн в программе подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин //Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. М.: МГЛУ, 1997. — С.67−71.
  95. М. Б. Питт Д. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 96 с.
  96. М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. — С -Пб.: Либра, 1992. — 140 с.
  97. ПЗ.Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Специальная художественная графика. М.- изд-во МТИЛП, 1983. — 87 с.
  98. Н.Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов / Под ред. Ф. М. Пармона. М.: Легпромбытиздат, 1987. -208 е.: ил.
  99. Л. К. Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций: Дис. .канд. пед. наук. Киров, 1999. — 191 с.
  100. Педагогика: Учеб. пос. для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  101. А.В. Способности и труд. -М., 1966.
  102. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980.-238 с.
  103. П. И., Пасекунов А. Е. Навык самообразования важная цель обучения // Вестник высшей школы. — 1984. — С. 26−34.
  104. К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1970. -264 с.
  105. И.Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. 4.1−3. 1734.
  106. Ю.И. Принцип сознательности в обучении рисунку студентов ХГФ педвузов: Дис.. канд. пед. наук. М.: МГЛУ, 1972. -173 с.
  107. Программа с краткими методическими рекомендациями: Изобразительное искусство и художественный труд: 1−8 класс. М.: Просвещение, 1992. — 130 с.
  108. Программа, методические указания и контрольные работы по разделу «Рисование» курса «Черчение и рисование» для специальности «Швейное производство». М.: Высш.шк., 1960. — 69 с.
  109. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы. М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  110. Программы педагогических институтов: Сб. № 16 для спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». М., 1987.
  111. Программы. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы. 5−11 классы. М.: Просвещение. 1997. — 223 с.
  112. Рисунок: Учеб. пос. для вузов /Ф.В.Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 176 е.: ил.
  113. Н. Н. История методов обучения рисованию: русской и советской школы рисунка: Учеб. пос. для студентов худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование итруд». М.: Просвещение, 1982. — 240 е., ил.
  114. Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.
  115. C.JT. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-24 с.
  116. С.М. Формирование у студентов конструкторских знаний и умений в процессе трудовой подготовки на художественно-графическом факультете: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 184 с.
  117. А.П. Полный курс рисования /Под ред. В. Н. Ларионова. -2-е изд. М.: АЛЕВ, 1997. — 160 е.: ил.
  118. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков //Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. ст. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. -С. 3−71.
  119. Е.Е., Смирнов С. А. Прикладное рисование: Задания с печатной основой к части 1 «Начала рисунка. Приемы и средства выполнения изображений». Киров: Вятский госпедуниверситет, 1999. -16 с.
  120. Е.Е., Смирнов С. А. Прикладное рисование: Начала рисунка, элементы композиции и графики костюма. Часть 1. Начала рисунка. Приемы и средства выполнения изображений в костюмографике. -Киров: Вятский госпедуниверситет, 1999. 84с.: ил.
  121. Н.В. Методика поэтапного формирования знаний и умений по технологии обработки ткани у учащихся 5−7 классов: Дис.. канд. пед.наук. Брянск, 1994.
  122. А. А. Развитие методической подготовки учителя трудового обучения в условиях становления непрерывного педагогического образования (1960−1990 гг.): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.- 162 с.
  123. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  124. К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1997.-35 с.
  125. В. А. Гуманитарная культура специалиста //Магистр. -1991.-№ 1.-С. 16−23.
  126. В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993.
  127. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  128. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
  129. И. П. Советский рабочий: формирование творческой личности. -М.: Мысль, 1987.
  130. С. А. О графической подготовке студентов индустриально-педагогических факультетов педвузов //Профессиональная подготовкаучителей трудового обучения: М-лы республ. семинара. М., 1976. — С. 116- 120.
  131. С. А. Теория и практика методической подготовкой по графическим дисциплинам учителя технологии. Киров, 1999. — 124 с.
  132. С.А. Графическая подготовка в общеобразовательных заведениях. Ч. 1. Основы общей методики подготовки учащихся. -Киров: Вятский госпедуниверситет, 1996. 147 е.: ил.
  133. С.А. Графическая подготовка в общеобразовательных учебных заведениях. Ч. 2. Уроки черчения с применением альбомов заданий на печатной основе. Киров: Вятский госпедуниверситет, 1995.- 100 с.
  134. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пос. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  135. Н.А. Содержание образования // Педагогика: Учеб. пос. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М., 1988.
  136. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  137. Спецрисунок и художественная графика: Примерная программа дисциплины для специальности среднего проф. образования «Моделирование и конструирование одежды» (базовый уровень). М., 1998.-35 с.
  138. В.В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.-386 с.
  139. Р.А., Бесчастнов Н. В. Методы графической подачи моделей одежды. М.- 1985. — 255 е.: ил.
  140. Л.М. Графическая деятельность студентов на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления: Дис. канд. пед. наук. -М.- 1991.
  141. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вести высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  142. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-345 с.
  143. З.А. Методическая подготовка будущих учителей по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии: Дис. канд. пед. наук. Ульяновск: УГЛУ, 1997. — 202 с.
  144. Формирование социально активной личности учителя. Межвуз. Сб. науч. тр. //Под ред. В. А. Сластенина. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. -151с.
  145. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред.
  146. B. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
  147. Формирование учебной Деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой.- М.: Педагогика, 1982. -216 е.: ил.
  148. Е.А. Методические основы организации проектной деятельности учащихся 8−9 классов в процессе обучения технологии обработки текстильных материалов: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. -151 с.
  149. Г. Ф. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. М.: Школа-Пресс, 1999. — 112 с. — (Б-ка журнала «Школа и производство». Вып. 3).
  150. Ю.Л. Концептуальные проблемы образовательной области «Технология» // Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников: Тез. докл. V междунар. конф. 4.1. — М.: Изд-воМИПКРО, 1999.-С 1−2.
  151. Художественно-педагогический журнал (вестник учителей рисования). СПб., 1903,1904,1905.173 .Художественно-педагогический журнал (вестник учителей рисования).- Спб., 1913.
  152. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  153. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учеб. изд-е /Под ред. Д. В. Чернилевского. — М.: «Экспедитор», 1996.-152 с.
  154. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832−1919. -М., 1953.
  155. В. Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 38−40.
  156. Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 е.: ил.
  157. Э. А. Специфика методического эксперимента //Советская педагогика. 1986. — № 3. — С. 61−65.
  158. А. К., Тимофеева И. Е. Рисунок: Учеб. для средн. спец. учеб. заведений. М.: Легкая индустрия, 1976. — 160 е.: ил. 183 .Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  159. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 303 с.
  160. И. С. Развитие образного мышления в процессе обучения И Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989 — С. 5 — 42.
  161. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  162. И.С. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 228 с.
  163. Technology, Craft, Design and Technology. P. Fowler, M. Horsley. -Collins educational- 1988. p. 235.
Заполнить форму текущей работой