Функционирование и развитие регионального рынка информационных услуг
Развитие качественно нового экономического общества сопровождается абсолютным и относительным ростом постоянно диверсифицирующего информационного сектора. Это находит отражение во вполне конкретных экономических показателях: в росте численности занятых в сфере услуг вообще и в информационном секторе в частности, в соответствующих изменениях стоимостной и натурально-вещественной структуры… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования и развития регионального рынка информационных услуг
- 1. 1. Терминологические основы функционирования и развития регионального рынка информационных услуг
- 1. 2. Экономические предпосылки функционирования и развития регионального рынка информационных услуг
- 1. 3. Мировой опыт функционирования и развития регионального рынка информационных услуг
- ГЛАВА 2. Методические основы функционирования и развития регионального рынка информационных услуг
- 2. 1. Принципы и методические подходы к оценке состояния и развития рынка информационных услуг
- 2. 2. Экономическая диагностика рынка информационных услуг Самарской области
- 2. 3. Развернутая методика оценки потребностей в информационных услугах на рынке Самарской области
- ГЛАВА 3. Инструментарий исследования перспектив развития регионального рынка информационных услуг в Самарской области
- 3. 1. Структурно-функциональная модель регионального рынка информационных услуг
- 3. 2. Прогнозная оценка влияния системы факторов, определяющих потребность в информационных услугах, на ее динамику
Функционирование и развитие регионального рынка информационных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Развитие качественно нового экономического общества сопровождается абсолютным и относительным ростом постоянно диверсифицирующего информационного сектора. Это находит отражение во вполне конкретных экономических показателях: в росте численности занятых в сфере услуг вообще и в информационном секторе в частности, в соответствующих изменениях стоимостной и натурально-вещественной структуры произведенного ВВП, увеличение доли специалистов новых профессий в структуре занятости и т. д. При более пристальном рассмотрении изменений в социально-экономическом развитии развитых стран можно увидеть увеличение доли национального продукта, созданного на базе пятого технологического уклада, усложнение отраслевой структуры сферы услуг, чрезвычайно быстрое развитие современной информационной инфраструктуры, особенно глобальных сетей передачи информации, утверждение качественно иного (информационного) типа экономического роста. Следовательно, есть необходимость исследования все возрастающего влияния информационного сектора на экономическое развитие. Интерес к данной теме обоснован еще и потому, что сегодня обстоятельства сложились таким образом, что Россия имеет уникальный шанс одним усилием войти в число лидеров нарождающейся сетевой экономики. Дело в том, что по некоторым оценкам затраты на приведение в экономически благоприятное состояние отраслей российской экономики, базирующихся на традиционных способах производства, примерно равны затратам на создание материальной базы новой экономики.
Важность темы определяется еще и тем, что по прогнозам специалистов к 2015 — 2020 годам на смену сложившейся экономики, построенной на, опосредованных отношениях, придет сетевая экономика, в большей степени отвечающая траектории развития мирового сообщества. Это превосходство обусловлено ключевыми качествами новой экономики. Так постепенно в ней утрачивают свою ценность копирование и автоматизация, а оригинальность, воображение и креативные способности становятся наиболее востребованными и экономически приоритетными. Сетевая реальность диктует необходимость скорейшего создания основ будущей экономики.
Несмотря на повышающуюся роль информации в развитии экономики, проработанность научных основ, особенности товарной формы информационных продуктов и услуг и рынка информационных продуктов и услуг нельзя считать достаточно изученными.
Степень разработанности проблемы.
Изучению роли информации в экономических процессах уделяли внимание многие ученые. Впервые термин «информация» как экономическая категория был применен А. Хартом при определении причин успеха деятельности, действующих в сфере финансов. В дальнейшем к проблеме эффективности функционирования субъектов рынка с позиции их информационного обеспечения обращался Ф. Найт. Дальнейшее развитие исследование термина «информация» получило в теории трансакционных издержек Р. Коуза. Развивая теорию трансакционных издержек, О. Уильямсон ввел определения специфичности активов и оппортунистического поведения, что еще более усилило значение информации. Определенный вклад в изучение информации внесли К.Дж. Эрроу и Дж. Стиглер. Необходимо отметить фундаментальные работы Н. Винера и К. Шеннона по проблемам передачи и количественной оценки информации. Значительный вклад в теорию информации внесли отечественные ученые А. Н. Колмогоров, А. А. Харкевич, В. А. Котельников и др. Исследование роли и значения информации, а затем информационных продуктов и услуг проводилось учеными на всех этапах развития общества. Подходы к изучению были самые разные. В том числе значительный вклад в исследование информации внесли футурологи и социологи в своих работах по созданию концепции информационного общества. К ним относятся Д. Белл, М. Порат, А. Тоффлер, Ф. Махлуп, Т. Стоуньер, П. Друкер, Г. Поппель и другие. Работы отечественных ученых С. Ю. Глазьева, Г. Р. Громова, С. И. Майорова, А. А. Румянцева, B.JI. Тамбовцева, B.JI. Иноземцева, P.M. Нижегородцева и других заложили основы для определения отдельных направлений, проблем становления рынка информационных продуктов и услуг и его значение в формировании экономики нового типа. Исследованиям в области экономических информационных систем посвящены труды отечественных ученых А. И. Анчишкина, В. М. Глушкова, Е. З. Майминаса, Ю. М. Каныгина и других. Проблемы взаимосвязи информатизации и развития рыночных отношений в современных условиях исследуются в работах Ю. В. Пашкуса, И. К. Рыженковой, Ю. А. Шнейдера и других. Также следует отметить среди отечественных экономистов, исследовавших проблему информации, А. А. Аузана, Р. Т. Зяблюк, Р. П. Малахинову и других, наиболее полно раскрывших природу информационных ресурсов и информационного продукта. Информационные услуги рассматривались как часть сферы услуг.
Проблемам развития сферы услуг были посвящены в разные годы работы таких отечественных ученых-экономистов, как: В. Д. Балалов, Л. И. Ерохина, Ш. З. Валиев, В. Ю. Морозов, Л. Б. Сульповар, Я. С. Ядгаров, Е. В. Башмачникова, JI.A. Сосунова, Д. В. Чернова, О. М. Горелик, О. И. Васильчук и другие.
Являясь объектами товарно-денежных отношений, предприятия сферы услуг должны работать в таких экономических условиях, которые обеспечили бы им высокую эффективность услуг и обслуживания, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Однако роль и место информационных продуктов и услуг, а также их особенности, связанные как с технологическими, так и с организационными аспектами деятельности предприятий информационной сферы, множественностью форм проявления, рассматриваются учеными в настоящее время недостаточно. Таким образом, проведение дальнейших научных исследований в области развития рынка информационных услуг и его влияния на развитие общества является актуальной задачей современного этапа развития экономической науки.
Цель и задачи исследования
.
Целью исследования является разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по функционированию и развитию регионального рынка информационных услуг.
Поставленная цель логически предопределила потребность в решении следующих взаимосвязанных задач:
— определить терминологический инструментарий рынка информационных услуг;
— изучить экономическую сущность функционирования и развития регионального рынка информационных услуг и провести их типологизацию на основе систематизации точек зрения отечественных и зарубежных авторов;
— выявить специфику и проблемы функционирования и развития регионального рынка информационных услуг;
— разработать теоретические и методические основы исследования состояния и развития регионального рынка информационных услуг;
— построить структурно-функциональную модель регионального рынка информационных услуг;
— разработать развернутую методику оценки потребностей в информационных услугах;
— провести апробацию практических рекомендаций по функционированию и развитию регионального рынка информационных услуг.
С учетом вышепоставленных задач объектом исследования выступает рынок информационных услуг Самарской области.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе функционирования и развития регионального рынка информационных услуг.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая базы исследования.
Методологическую основу исследования определили используемые в работе общенаучные и философские методы (метод аналогий, диалектический метод, аналитический, структурно-функциональный), методы фундаментальных наук (метод исследования причинно-следственных связей, метод выдвижения и поверки гипотез, метод эмпирического обобщения) и методы, обеспечивающие разработку направлений развития рынка информационных услуг метод экспертных оценок, методы математической статистики, корреляционной анализ).
Теоретической базой исследования являются фундаментальные положения экономической теории о сущности рыночного механизма А. Маршалла и решающих факторах экономической динамики Й. Шумпетера.
Дальнейшее развитие фундаментальных основ получило в создании статистической теории информации, достаточно подробно рассмотренной в трудах Р. Хартли, К. Шеннона, Н. Винера, JI. Бриллюэна и С. Голдмана.
Подход, который применяли в теории информации, носит технический характер, где основное внимание уделяется количественным аспектам информации и не учитывается ее качественная (смысловая) сторона.
Данная ситуация привела к необходимости философского исследования феномена информации, которое было достаточно глубоко представлено в работах ученых-экономистов Р. С. Абдеева, Д. И, Блюменау, B.C. Гота, А. Д. Урсула и др.
Изучению проблем «экономики информации» и преобразований информатики в самостоятельную отрасль посвящены работы Г. Р. Громова, B.JI. Там-бовцева. Кроме того, предметом исследования стали такие аспекты, как информационное производство, информационные ресурсы, информационные издержки, а растущее значение информатизации выражалось в концепциях постиндустриального и информационного общества. Среди зарубежных ученых, занимавшихся исследованиями в этих направлениях, можно выделить труды Д. Белла, И. Масуды, Т. Сакайн, Дж. Миллера, М. Пората, К. Эрроу и многих других.
Изучение и анализ тенденций развития рынка информационных услуг в России и Самарской области за 2005;2009 гг. проводились на основе обработанных официальных данных федеральной, региональной и местной статистики, справочных и методических, отчетных и прогнозных сведений по состоянию и развитию сферы услуг в Самарской области. Эмпирической базой для определения направлений развития рынка информационных услуг явились результаты проведенных автором социологических и маркетинговых исследований, изучения учетных и отчетных материалов субъектов рынка информационных услуг в ретроспективе, наблюдений динамики развития обозначенного рынка и их сравнительная оценка, а также методы группировок и словесного описания.
Научные результаты, выносимые на защиту, состоят в разработке теоретических и методических предложений и рекомендаций по развитию регионального рынка информационных услуг.
В итоге получены и выносятся на защиту следующие наиболее существенные результаты:
1) для обоснования гипотезы необходимости развития рынка информационных услуг определен терминологический инструментарий, позволяющий углубить теоретические представления о формировании и удовлетворении потребностей в обозначенных услугах с учетом региональных особенностей;
2) систематизированы различные точки зрения относительно ряда признаков, определяющих типологию информационных услуг, и предложена авторская дополненная классификация данных услуг по степени алгоритмизации, новизны предоставляемых услуг, по получателям услуги;
3) технология изучения объекта исследования, включающая диагностику региональных особенностейанализ имеющейся информацииизучение влияния факторного признака на изменение результативного признакаанализ требуемой информацииоценку сложности сбора информации и приоритеты по сбору информации — выявила необходимость установления принципов и методических подходов к проведению оценки состояния и развития регионального рынка информационных услуг;
4) для обеспечения доступности информационных услуг основным потребителям предложена структурно-функциональная модель регионального рынка информационных услуг, важнейшими элементами которой являются субъекты социально-экономических отношений, природные и коммерческие объекты;
5) предложена развернутая методика оценки потребностей в информационных услугах, позволяющая определить экономически ориентированные параметры значимости исследуемого объекта для всех заинтересованных сторон.
Научная новизна результатов исследования.
— Конкретизированы дефиниции категорий «данные», «информация», «услуга», «рынок» с учетом сравнительной оценки точек зрения отечественных и зарубежных ученых и специфики объекта исследования, позволяющие сформулировать определения «информационная услуга» и «рынок информационных услуг».
— Систематизированы классификационные признаки и виды информационных услуг в типологические группы, отличающиеся лежащими в их основе доминантными критериями, согласующихся с реализуемыми в работе экономическими предпосылками развития регионального рынка информационных услуг.
— Установлены принципы и методические подходы к проведению оценки состояния и развития регионального рынка информационных услуг, позволяющие выстроить авторскую технологию изучения объекта исследования.
— Разработана структурно-функциональная модель регионального рынка информационных услуг, позволяющая создать интегрированную систему региональных информационных ресурсов и на этой основе повысить доступность данных ресурсов всем заинтересованным сторонам.
— Предложена развернутая методика оценки потребностей в информационных услугах, позволяющая выявлять основные тенденции развития рыночной ситуации и использовать вариативные модельные технологии для разработки прогноза на перспективу в системе сложившихся ограничений.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по функционированию и развитию регионального рынка информационных услуг: сформулированы определения «информационная услуга» и «рынок информационных услуг" — систематизированы классификационные признаки и виды информационных услуг в типологические группыустановлены принципы и методические подходы к проведению оценки состояния и развития регионального рынка информацион7 ных услугразработана структурно-функциональная модель регионального рынка информационных услугпредложена развернутая методика оценки потребностей в информационных услугах.
Результаты работы целесообразно использовать для совершенствования управления региональной сферой информационных услуг и оптимизации маркетинговой деятельности услугодателей. Также материалы исследования могут быть применены в учебном процессе для магистрантов, изучающих дисциплины экономического цикла: «Развитие теории экономики отраслевых рынков», «Функционирование фирмы в условиях риска», «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции», «Прогнозирование деятельности предприятий в условиях изменяющейся внешней среды».
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования (п. 15.111 «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг») специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг) по номенклатуре специальностей научных работников «Экономические науки».
Апробация и реализация результатов диссертации.
Основные теоретические и практические положения диссертации опубликованы в печати в виде статей и тезисов, результаты работы доказывались и обсуждались на следующих конференциях: на Международном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы полиграфии и издательского дела» (г.о. Самара, 2008) — на Международной научно-практической конференции «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы, перспективы развития потребительского рынка» (г.о. Самара, 2009) — на III Международной научно-практической конференции «Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового финансово-экономического кризиса» (г.о. Самара, 2009).
Основные результаты работы внедрены в производственную деятельность Самарского информационно-издательского холдинга «Ньюс-принт ротация» и в учебный процесс Самарского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский торгово-экономический университет».
Публикации.
Основное содержание диссертации опубликовано в 14 работах автора общим объемом 6,92 печ. л., в том числе авторских 4,09 печ. л. (из них 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 2,5 печ. л.).
9) результаты работы реализованы в учебном процессе Самарского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский торгово-экономический университет» и практической деятельности информационно-издательского холдинга «Ньюс-принт ротация» г. Самара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе исследования автором получен ряд итоговых результатов в области функционирования и развития рынка информационных услуг, а именно:
1) продиагностирован объект исследования в границах обозначенной темой диссертации проблемы;
2) упорядочен и идентифицирован категоричный аппарат теории функционирования и развития рынка информационных услуг;
3) дополнена классификация информационных услуг на основе систематизации точек зрения отечественных и зарубежных авторов;
4) выявлены особенности функционирования и развития регионального рынка информационных услуг;
5) созданы и конструктивно проработаны принципы и методические подходы к оценке состояния и развития рынка информационных услуг;
6) построена структурно-функциональная модель регионального рынка информационных услуг;
7) разработана развернутая методика оценка потребностей в информационных услугах;
8) полученные решения позволяют сформировать и реализовать новые возможности в развитии рынка информационных услуг;
Список литературы
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Экономика и жизнь. 1999. № 4. С. 3.
- Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Экономика и жизнь. 1991. № 4. С. 16−17.
- ИСО 9004−4:1993. Международный стандарт. Административное управление качеством и элементы системы качества. Ч. 4. Руководящие указания по улучшению качества.
- ИСО/ПМС 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования / Пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
- ИСО/ПМС 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности / Пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
- ИСО/ПСК 2 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основы и словарь / Пер. с англ. М.: ВНИИС, 1999.
- ИСО/ТО 10 014. Руководящие принципы управления экономикой качества / Пер. с англ. М.: НТК «Трек», 2000.
- ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под общ. ред. И. Т. Трубилина. — М.: Финансы и статистика, 2002. 416 с.
- Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство / В. Б. Супян, А. Р Даниелов, В. Б. Беневоленский и др. — М.: Наука, 1993. 240 с.
- Андреева И.А. Влияние макроэкономических факторов на состояние рынка информационных продуктов и услуг. www.fact.ru/archiv/mumO 1/ mbit.html.
- Андрианов В. Современные тенденции в развитии мировой торговли // Маркетинг, № 6 (55), 2003.
- Аппарат Правительства Российской Федерации. Департамент правительственной информации «Проблемы преодоления „цифрового неравенства“ в России и странах СНГ»: материалы международного семинара, Москва, Дом Правительства РФ, 28 ноября 2000. 451 с.
- Информационный рынок в России / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, B.C. Егоров и др.- ВИНИТИ. М., 2002. 102 с.
- Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе/ Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, И. С. Туров и др.- ВИНИТИ. -М., 1999. 134 с.
- Аузан А. А. Общественный договор и гражданское общество // Независимая газета. 2005. № 7−11.
- Бачило И.Л., Семилетов С. И. Федеральный закон об электронной цифровой подписи: общая характеристика // Электронный документ и документооборот: правовые аспекты: Сб. науч. тр. -М., 2003. С. 186−198.
- Башмачникова Е.В. Стратегические, структурно-организационные и информационные проблемы управления на предприятиях сферы сервиса // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2005. № 6. С. 67−75.
- Башмачникова Е.В. Управление в сфере услуг: динамика нестабильной экономической среды // Изв. Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Экономика и управление организациями и регионами», 2006. С.43−49.
- Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Л., 1989, 253 с.
- Богданова E.JI. Информационный маркетинг: учеб. пособие. М.: Альфа, 2000. 176 с.
- Бронников М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления. 2003, № 1.
- Валиев Ш. З., Курманова JI.P. Механизм функционирования рынка услуг //Экономика и управление. 2005. № 2. С. 90−96.
- Вальтух К.К. Информационная теория стоимости. Новосибирск, 2002. 137 с.
- Ващекин Н.П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие. М., 2002. С. 399.
- Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Вертинская О. Анализ структуры информационного хозяйства. М., 1987. 135 с.
- Винер Н. Кибернетикам общество. М., 1958. 198 с.
- Гавриленко В.Г., Ядевич Н. И. Конституционное право: термины, понятия, определения. Минск, 1998.
- Гендина Н.И. Информационному обеспечению бизнеса — профессиональную основу. Кузбасс, 1995. 26 апреля. С.З. (Бизнес-бюро).
- Герчикова П.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 2000. 263 с.
- Глазьев С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 26−38.
- Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. -М.: Статистика, 1975.
- Голубков А.С. Основные концептуальные положения информатизации России // Международная конференция по информатизации России. М.: Информационное общество, 1993. Вып. 1−2. С.4−13.
- Горелик О.М. Системный анализ в управлении качеством образовательных услуг // Системный анализ в проектировании и управлении: Сборник материалов международной научно-практической конференции. -СПбГТУ, 2006. С. 34−49.
- Готт B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. -М., 1987. 186 с.
- Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -М., 1984. 217 с.
- Дашут Е.С., Суслов В. И. Проблемы создания единого информационного пространства материально-финансовых потоков в регионе // Регион: экономика и социология. 2002. № 2.
- Друкер П. Практика менеджмента М., 2001. С. 78−80.
- Евдокимов В.В. Историческая среда эпохи бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. Алмааты, 2000, 140 с.
- Евдокимов Ф.И., Гавва В. М. Азбука маркетинга. — Донецк: Сталкер, 1998.
- Ерохина JI. И., Спиридонова Е. Е., Скорниченко Н. Н. Организация системы обслуживания как фактор развития сервисных услуг. — Тольятти: ПТИС, 2000. 128 с.
- Ерохина Л.И., Башмачникова Е. В. Теоретические аспекты развития регионального сегмента отрасли профессиональных услуг // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3. С.24−34.
- Зубков К.И. Концепт региона в геополитическом измерении// Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 1996. № 3.
- Зяблюк Р.Т. Потребительная стоимость в экономическом учении марксизма и перестройка хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Иванов Е. Ю. Информация в экономике: теоретический аспект: Дис.. канд. экон. наук. — Новосибирск, 2003. 145 с.
- Ильенкова Н. Д. Спрос : анализ и управление: учеб. пособ. для студ. эконом. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. К. Белявского. М.: Финансы и статистика, 1997. 160 с.
- Иноземцев B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1990.
- Информатика / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997. 768с.
- Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002.
- К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. С551−554.
- К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.47. С. 351.
- Каганов В.Т. Организация поддержки малого бизнеса. М.: Академия менеджмента и рынка, 1999. 452 с.
- Кадомцев Б.Б. Об обеспечении научно-технической информацией учреждений Академии наук СССР // Вестн. АН СССР, 1981. С. 12−16.
- Кантер Дж. Управленческие информационные системы/ Пер. с англ.- Под ред. А. Федулова, И. Горшкова. М.: Радио и связь, 1982. 427 с.
- Каныгин Ю.М., Маркашов В. Е. Информатизация: социальный аспект //Вестн. ВОИВТ, 1990, № 2, с. 31.
- Карминский A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997.
- Карминский A.M., Карминский С. А., Нестеров П. В. Банковские автоматизированные информационные системы // Информатизация бизнеса. -М.: Финансы и статистика, 2-е изд., перераб. и доп., 2004.
- Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987. 304 с.
- Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М. Дека, 1996.
- Корюшкова А.А. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. -М.: Коринф, 1999. 133 с.
- Котельников В.А. Теория потенциальной помехоустойчивости. М.: Госэнергоиздат, 1956. 150 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.
- Коуз Р. Природа фирмы // Теория фирмы. СПб, 1995.
- Крылова Т.Е. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001. 160 с.
- Кулик А.Н. Информационные сети и языковая совместимость деск-рипторных информационно-поисковых систем. М.: Сов. радио, 1977. 231 с.
- Управление в городском хозяйстве / П. В. Кухтин, А. А. Левов, В. Ю. Морозов и др. М.: КноРус, 2009.
- Лисицын В.Г., Монастырская А. Т. Структура региональных и муниципальных информационных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2004. № 5. С.11−17.
- Логиновский О., Болодурина И. Развитие региональной промышленности: технологии государственного управления и информационного обеспечения//Информ. ресурсы России. 2003. № 1. С. 17−22.
- Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.
- Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: Финансы и Статистика, 2002. 174 с.
- Малахинова Р. П. Адам Смит в XXI веке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2008. № 1. С. 115−126.
- Малфлит К. Материалы бельгийско-российского научного семинара «Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте». Екатеринбург, 1996.
- Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М., 1993. T.III. С. 282.
- Материалы Международной торговой палаты. М.: ТПП РФ, 1993, 483 с.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
- Менар Клод. Экономика организаций: Пер. с франц. / Под ред. А.Г. Ху-докормова. -М.: ИНФРА-М, 2001. 342 с.
- Минько Э.В., Минько А. Э. Основы коммерции. М.: Юнити-Дана, 2007. 512 с.
- Михайлов А.И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. 213 с.
- Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль: Пер. с англ. М.: Дело, 2005. 360 с.
- Нижегородцев P.M. Проблема измерения экономической эффективности информации // РЭЖ. № 4. 1999.
- Никитенко М.В. Региональная экономика: сущность и механизм управления. Минск: Наука и техника, 1992.
- Николов И. Кибернетика и экономика. М., 1974. С- 68.
- Пашкус Ю.В. Деньги: прошлое и современность. — JL: Изд-во ЛТУ, 1990.
- Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли. М.: Экономика, 1990.
- Прайс Д. Малая наука, большая наука. // Наука о науке. М., 1966. С. 281−385.
- Р.Ф. Абдеев. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
- Региональное управление: зарубежный опыт: Реферативный сборник / РАУ. М.: Луч, 1999. Вып. 2.
- Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1993. 253с.
- Рищенко Д.В. Рынок информационного продукта: особенности и механизм функционирования: Дис.. канд. экон. наук. М., 2000. 146 с.
- Родионов И.И. Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника // Управление корпоративными финансами. № 2. 2006.
- Румянцев А.А. Предмет и задачи информационной экономики // Российский экономический журнал. 2002. № 2.
- Рыженкова И. К. Рынок информации: особенности и проблемы развития. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. № 1.
- Сидоров А. Экономические аспекты информационных технологий // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем : учебник для вузов. Изд. 4-е, стереотип. М.: Высшая школа, 2005. 343 с.
- Сосунова Л.А., Чернова Д. В. Влияние сферы услуг на экономику // Российское предпринимательство, 2003.
- Стиплер Дж. Экономическая теория информации // Экономика и математические методы. № 6. 1994.
- Сульповар Л. Б. Продвижение торговой марки как фактор повышения конкурентоспособности организации = Trademark Promotion as Instrument For Enterprise Competitiveness Enhancement // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 1. С. 58−66.
- Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
- Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М., 1999. 97 с.
- Тодосейчук А. В. Инновационные процессы как объект управления экономическим развитием. М.: НИИУ, 1993. С. 121.
- Томилина Э.И. Организационно управленческие аспекты совершенствования коммерческой работы торговых предприятий: Дис.. канд.экон. наук.-СПб., 1999. 162с.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21 века. -М.: ACT, 2001. 669 с.
- Туров И.С. Комплексные целевые программы: сущность, алгоритм разработки и проблемы реализации в условиях рынка// Социально политический журнал. 1994. С. 14.
- Харкевич А. А. Спектры и анализ. М.: Гостехиздат, 1953.
- Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. Вып. 4. 1960.
- Харкевич А.А. Теория информации. Опознавание образов М.: Наука, 1973. 89 с.
- Хартли Р. Теория информации и ее приложения. М., 1969. 216 с.
- Чесноков А.Г. Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности: Дис.. д-ра экон. наук. — М., 2002. 341 с.
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. с анг.- Под ред. Р. Л. Добрушина, О. Б. Лупанова. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 235 с.
- Шрейдер Ю. Философские проблемы информатики // Теория и практика научно технической информации. -М., 1983.39с.
- Шумпетер И.А. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
- Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2000, № 5.
- Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2000. 320 с.
- Ясин Е.Г. Теория информации и экономические исследования. М., 1970, 142с.
- Arnold S.E. End-users: dreams of dollars. Online № 6, 1997.
- Arrow K. J. Political and economic evalution of social effects and externalities.- In: The analysis of public output. Ed. by Margolis J., N. Y., 1970, P. 45.
- Ayres R. U. Turning Point An End to the Growth Paradigm. L., 1998. P. 80.
- Barzel Y. Measurement costs and the organization of markets //Journal of Law and Economics, 1982, v. 25, № 1.
- Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7.P. 102.,
- Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible SocioEconomic Consequences. Tokyo, 1990. P. 10−12.
- Breaden С. H., Toumanoff P. G. Transaction costs and economic institutions. In: The political economy of freedom: essays in honour of F. A. Hayek. Ed. By Leube K. R., Zlabinger A. H., Munchen, 1984. P.36.
- Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1970. P. 9.
- Coase R. H. The nature of the firm // Economica, 1937, v. 4, № 5.
- Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1999. P. 203.
- Crawford R. In the Era of Human Capital. L.-N.Y., 1991. P. 11.
- Daly H.E. Beyond Growth. The Economics of Sustainable Development. Boston, 1996. P. 64.
- Dictionnaire de Geopolitique. Sous la direction de Yves Lacoste. -Paris, 1995, P. 304.
- Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park-L., 1993. P.36.
- Drucker P.F. The Educational Revolution // Etzioni-Halevy E., Etzioni A. (Eds.) Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. N.Y., 1973. P. 236.
- Galbraith James К. Created Unequal. The Crisis in American Pay. N.Y., 1998. P. 90−91.
- Gates B. The Road Ahead. N.Y.-L, 1996. P. 36.
- George Joseph Stigler The Economics of Information // Journal of Political Economy 69 (3). June 1961.
- Hogwood B.W. Regional Administration in Britain since 1979: Trends and Explanations // Regional & Federal Studies. 1995, autumn, vol. 5, № 3.
- Jensen M. C, Meckling W. H. Theory of the firm: managerial behavior, agency costs, and ownership structure // Journal of Financial Economics, 1973, v.3, № 5.
- Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962. P. 67.
- Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981. P.95.
- Miller J. Living Systems. McGraw-Hill Book Company, 1978. P. 234.
- Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995. P. 99.
- Penty A. Old Worlds for New: A Study of Post-Industrial State. L., 1911. P. 251.
- Porat M. U. The Information Economy: Deginition and Measurement. US Dept. of Commerce. Wash., 1977. P. 106.
- Porat M., Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Wash., 1978. P. 89.
- Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society / Larabee E., Meyersohn R. (Eds.) Mass Leisure. Glencoe (111), 1958. P. 363−385.
- Sakaiya T. The Knowledge-Value Revolution, or A History of the Future. Tokyo-N.Y., 1991. P. 35.
- Simon H. Rationality as Process and as Product of Thought // American Economic Review, 1978, Vol. 68, № 2. P. 12.
- Stewart Т.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. Y.-L., 1997. P. 14.
- Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983. P. 301.
- The knowledge. Economist. November 11th, 2002. P. 75.