Защита экономических интересов российских товаропроизводителей с использованием механизмов Всемирной Торговой Организации
Экономике России интеграция в систему международной торговли необходима для ее дальнейшего развития. Однако, этот процесс, судя по всему, будет для России длительным и сложным. На современном этапе исходные условия для России и ее потенциальных партнеров по ВТО различны. Очевидно, что без знакомства и тщательного изучения норм и правил ВТО российский участник внешней торговли не может считать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВТО НА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВУЮ ОСНОВУ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ И МЕСТО ГАТТ В ВТО
- 1. 1. СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВТО
- 1. 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГАТТ
- 1. 3. АН, А ЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ВТО И ЕЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР И ИХ МЕСТА В СОВРЕМЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
- 2. 1. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН
- 2. 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН
- 2. 3. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТНЫХ МЕР
- 2. 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР
- 2. 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ, КОМПЕНСАЦИОННЫХ И ЗАЩИТНЫХ МЕР
- ГЛАВА III. АНАЛИЗ ЗАЩИТНЫХ МЕР В СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ИХ РОЛИ В ЗАЩИТЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
- 3. 1. ЗНАЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- 3. 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА, ИМПОРТА И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ
- 3. 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
- 3. 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Защита экономических интересов российских товаропроизводителей с использованием механизмов Всемирной Торговой Организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях либерализации внешнеторговой деятельности каждый отечественный производитель получил право самостоятельно выходить на внешний рынок. Однако в последние время российский производитель почувствовал, что нужно бороться не только за укрепление своих позиций за рубежом, но и за сохранение своего приоритетного положения внутри нашей страны. Это объясняется тем, что в связи с возникновением на внутреннем рынке Российской Федерации резкого структурного перекоса в сторону наполнения его импортными товарами некоторым отечественным производителям был нанесен существенный ущерб. В этих условиях необходимость защиты российских производителей превратилась в одну из самых острых политических и экономических проблем отношений нашей страны со своими основными торгово-экономическими партнерами.
Предлагаемые обычно протекционистские меры весьма однообразны — сводятся к предложениям повысить таможенные пошлины. Причем их авторы зачастую заботятся не столько о производстве, сколько о своих монополистических интересах. Хотя в мире широко используются другие возможности — специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Действия по применению защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин основываются на нормах Всемирной Торговой Организации.
Таким образом, представляется важным рассмотреть возможность применения защитных мер для России. В нашей стране защитные меры никогда не применялись, но минимальная законодательная база теперь есть. В России приняты закон «О таможенном тарифе», закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и также.
14 апреля 1998 года подписан Президентом РФ закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
Актуальность темы
исследования заключается в том, что за последние годы торговля развитых индустриальных стран, начиная со второй половины 70-х годов, характеризуется ростом протекционизма и усилением дискриминационных мер, обострением конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Сегодня главное — обеспечить должную защиту внутреннего рынка с помощью методов и правил Всемирной Торговой Организации, которые используют большинство стран. Этот тактический маневр не противоречит долговременной линии на постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин по мере повышения конкурентоспособности внутреннего производства, в отношении которого зарубежные экспортеры используют методы недобросовестной конкуренции. В защите нуждаются прежде всего те секторы экономики, которые находятся в состоянии хронического кризиса и будут выбираться из него в течение длительного времени. Речь идет, например, о сельском хозяйстве. Нельзя закрывать глаза и на субсидирование правительствами некоторых стран экспорта в Россию, дискриминацию отечественной продукции на зарубежных рынках. Мощным резервом защиты внутреннего рынка станет гибкое регулирование валютного курса, его синхронизация с динамикой инфляции и денежной массы. До сих пор остается неурегулированной проблема вывоза капитала из России. Однако было бы упрощением сводить дело только к административным мероприятиям. Проблема гораздо масштабнее. Сегодня необходимо сделать все возможное, чтобы привлечь капиталы в Россию, наладить инвестиционный процесс, прежде всего это касается внутренних инвестиций.
В недавнем прошлом проблема защиты отечественной экономики от угроз извне трактовалась достаточно узко и сводилась на практике главным образом к налаживанию или расширению производства в стране продукции, выпуск которой уменьшал бы степень зависимости народного хозяйства от поставок товаров с мировых рынков. Необходимо заново оценить имеющиеся потенциальные угрозы и разработать меры по их предотвращению.
В нынешних условиях концепцию защиты отечественной экономики при взаимодействии с мировым хозяйством можно было бы определить как соответствие результатов развития внешнеторговых связей страны ее интересам. Интересы же России, в самом общем виде, состоят в том, чтобы, во-первых, внешнеторговые связи оказывали стабилизирующее воздействие на экономику страны, служили фактором ее роста и позитивного структурного преобразованияи, во-вторых, формирование рыночной экономики способствовало бы укреплению и расширению позиций России на международных рынках и мирохозяйственных связях.
Следовательно, концепция защиты отечественной экономики состоит в минимизации потерь и ущербов, которые могут быть нанесены отечественному хозяйству воздействием мировой конъюнктуры и международной конкуренцией.
Предмет и объект исследования, Предметом исследования является возможность применения защитных мер российскими участниками внешней торговли. Уровень защитных мер при вхождении России в мировой рынок поддается количественной оценке. Он может быть охарактеризован достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеторговых связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, степень диверсификации рынков сбыта и закупок и т. д. Ухудшение данных показателей в конечном итоге свидетельствует о сужении возможностей осуществления воспроизводства, обеспечения экономического роста.
Объект исследования являются отечественные товаропроизводители, которым был нанесен существенный ущерб в результате наполнения российского рынка импортными товарами.
В этой связи представляется важным в течение всего переходного периода осуществлять мониторинг внешней торговли. Его цель — с помощью защитных мер уменьшать деструктивное влияние внешнего фактора на российскую экономику, предотвращать развал сравнительно конкурентоспособных ее секторов, отдельных предприятий и отраслей, работающих на конечного потребителя.
Цель и задачи настоящей работы. Целью работы является проведение количественного и качественного комплексного анализа применения защитных мер российскими товаропроизводителями.
В этой связи большое внимание автором отведено анализу тех возможностей, которые дают российским товаропроизводителям использовать названные системные моменты. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи диссертационного исследования .
•на основе изучения современной роли Всемирной Торговой Организации как организационно-правовой основы международной торговой системы исследовать основные негативные и позитивные последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации.
• на основе комплексного анализа и исследования мировой практики применения защитных мер и их места в современном регулировании внешней торговли исследовать эффективность применения защитных мер;
•на основе исследования возможного применения защитных мер в современной внешней торговли России и их роли в защите внутреннего рынка, в зависимости от значения и стратегии развития внешнеторговых связей России, провести количественный и качественный анализ положительных и отрицательных последствий применения защитных мер Российскими производителями на современном этапе;
Научная новизна диссертационного исследования и выносимые на защиту личные разработки автора заключаются в теоретическом обосновании применения защитных мер российскими производителями.
Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования и выносимые на защиту заключаются в следующем.
• определены новые методические подходы к обоснованию присоединения России к Всемирной Торговой Организации.
• проведено исследование мировой практики применения антидемпинговых, компенсационных и защитных мер и проанализированы положительные и отрицательные последствия применения этих мер.
• проведено теоретико-практическое исследование защитных мер в современной внешней торговле России и обоснование необходимых причин, потребностей и основных направлений использования этих мер отечественными товаропроизводителями.
• определена роль государства в регулировании внешней торговли с позиции сочетания методов защиты экономических интересов Российской Федерации и открытого внешнего рынка, обеспечивающего интеграцию экономики России в мировое хозяйство.
При освещении упомянутых вопросов автор опирался на анализ и выводы, содержащиеся в исследованиях перечисленных ниже экономистов, что позволило сосредоточиться на ряде проблем, являющихся узловыми в контексте данной работы.
Методология и методы исследования. Экономическая наука в России располагает фундаментальными исследованиями основных закономерностей современного этапа развития мировой экономики, эволюции торгово-политической стратегии зарубежных стран и их объединений, тенденции развития государственного регулирования внешнеэкономической сферы. В частности, следует отметить коллективные исследования сотрудников Института мировой экономики и международных отношений РАН, института.
США и Канады РАН, ВНИКИ МВЭС, монографии А. С. Богданова, И. И. Дюмулена, И. Д. Иванова, И. М. Осадчий, А. Б. Полуэктова, J1.B. Сабельникова, Ю. В. Пискулова.
В работах вышеперечисленных авторов исследуется сущность межгосударственного механизма, на основе которого развивались внешнеторговые связи. На базе этого механизма отражены торгово-политические режимы, которые применяются в мировой торговле. Следует отметить основополагающее исследование в этой области, которым пользовался автор -" Всемирная Торговая Организация" -монография И. И. Дюмулена, которая содержит необходимые сведения о ВТО, ее специфике, соглашениях, регулирующих торговлю товарами и услугами. Даны определения и проанализированы антидемпинговые пошлины, компенсационные меры и защитные меры.
Методикой исследования послужило использование методов сравнительного анализа, методов графических построений, метода статистических сопоставлений, программно-целевого подхода.
Диссертационное исследование опирается также на законодательную и нормативную базу Всемирной Торговой Организации, Российской Федерации по вопросам регулирования внешней торговли.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том. что содержащиеся в нем предложения могут быть использованы государственными органами регулирования внешней торговли Российской Федерацией и непосредственно товаропроизводителями. Выход России на мировой рынок должен сопровождаться изучением всего комплекса правил, существующих в международных торгово-экономических отношениях, включая нормы, разработанные международными организациями. Задача изучения современной торгово-политической практики на внешних рынках, а также создание адекватных средств защиты национальных интересов переходит в чисто практическую плоскость, так как от ее решения во многом зависит сможет ли наша страна в условиях ожесточенной конкуренции закреплять за собой адекватные ее экономическому потенциалу позиции на мировом рынке готовых изделий, приспособиться к «правилам игры», которые сложились на мировом рынке под воздействием углубления международного разделения труда и обостряющейся конкурентной борьбы.
Апробация работы. Научные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора.
Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях:
1. Экономика и коммерция № 3 1995 г. «Роль ГАТТ в международной экономической интеграции» .
2. Экономика и коммерция № 5 1995 г. «Условия и оценка положительных и отрицательных последствий вступления России во Всемирную Торговую Организацию» .
Также автор принимал участие в на научно-практических конференциях «Мировая практика применения защитных мер», организованных Управлением Уполномоченных МВЭС РФ.
В соответствии с поставленной целью и задачами была определена структура работы.
В главе 1 отражена современная роль Всемирной Торговой Организации как организационно-правовой основы международной торговой системы и место ГАТТ-1994 в правовой системе ВТО.
Глава 2 посвящена защитным мерам и их месту в современном регулировании внешней торговли.
В глава 3 внимание сосредоточенно на защитных мерах в современной внешней торговли России и их роли в защите внутреннего рынка.
В заключении делаются выводы по результатам проведенного анализа и содержатся практические рекомендации относительно возможных путей защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в условиях перехода к рыночным отношениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итоги диссертационного исследования мировой практики применения защитных мер и возможных направления использования этих мер для защиты экономических интересов Российских производителей следует отметить следующее:
Экономике России интеграция в систему международной торговли необходима для ее дальнейшего развития. Однако, этот процесс, судя по всему, будет для России длительным и сложным. На современном этапе исходные условия для России и ее потенциальных партнеров по ВТО различны. Очевидно, что без знакомства и тщательного изучения норм и правил ВТО российский участник внешней торговли не может считать себя подготовленным к серьезной работе с зарубежными партнерами, а также воспользоваться имеющимися возможностями как для устранения дискриминационной практики на внешнем рынке, так и для защиты своего внутреннего бизнеса от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. По данным МВЭС РФ, в настоящее время в стране от насчитывается 440 000 участников внешней торговли Для учета и защиты их интересов объективно необходимо, как это имеет место в зарубежных странах, их объединение в отраслевые или региональные союзы или ассоциации (возможно в рамках ТПП), которые могли бы не только отслеживать дискриминационную практику зарубежных партнеров и проводить работу про сбору материалов об ущербе в результате иностранной конкуренции, но и координировать выступления своих членов на внешнем рынке, предоставлять информационные и другие услуги.
Задача защиты интересов внутреннего рынка будет рассматриваться как первостепенная при проведении работы по вступлению России в ВТО, подписании соглашений с региональными экономическими группировками, заключении двухсторонних торгово-экономических соглашений, осуществлении любых других мероприятий, обеспечивающих интеграцию России в мировое хозяйство. Решение этой задачи должно идти по следующим направлениям:
• Вступление России в ВТО связано с определенными обязательствами по обычным регуляторам внешней торговли (таможенные пошлины, налоги, акцизы). В связи с этим возрастает роль защитных мер кодифицированных в рамках ВТО.
• Чрезвычайные защитные меры совершенно новая группа средств защиты российских товаропроизводителей, которая хорошо разработана в рамках ВТО и опирается на три самостоятельных соглашения. В России также существует минимальная законодательная база, регулирующая эти проблемы. В России приняты Закон «О таможенном тарифе», Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и также 14 апреля 1998 года подписан Президентом РФ Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». В исследовании проведен сравнительный анализ российского законодательства с основными положениями ВТО, касающихся защитных мер, отмечены его основные особенности, показаны те направления в которых потребуется дополнительная разработка нормативного и исполнительного механизмов.
• Для исполнения Закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» требуется хорошо отлаженный и высокопрофессиональный административный аппарат, который пока отсутствует. Следует также создать учреждения эффективной информационной базы и института экспертных оценок для доказательств ущерба или угрозы ущерба.
• Необходимо обратить внимание на соответствие российских методов статистического и бухгалтерского учета, действующей международной практике. Это необходимо для достоверности экономических расчетов дающих право применения защитных мер. защитных мер против российских экспортеров требуют адекватной реакции с российской стороны, а также приведение методов ценообразования в соответствие с нормами ВТО.
• На основании комплексного анализа отраслей народного хозяйства России автором предлагается использовать защитные меры конкретными отраслями народного хозяйства.
• Дальнейшее совершенствования таможенно-тарифной и экономической политики России в направлении регулирования степени конкурентного воздействия со стороны иностранных товаров (с учетом процесса экономической интеграции России в мировое хозяйство и переговоров по тарифним уступкам в рамках присоединения России к ВТО).
• Унификация национальных внешнеэкономических законодательств стран-членов Таможенного союза в целях предотвращения возможности нанесения ущерба экономическим интересам России, другим странам-членам Таможенного союза и их национальным товаропроизводителям, что предполагает:
1. Создание организационно-правового механизма, обеспечивающего унификацию таможенных тарифов, таможенных режимов, льгот и процедур, а также единство их внешнеторговых режимов в отношении с третьими странами;
2. Сближение и унификацию бюджетной, налоговой и ценовой политики, а также политики в области валютного регулирования в целях создания равных условий для функционирования хозяйствующих субъектов стран-участниц.;
3. Установление единых мер нетарифного регулирования в отношении внешней торговли товарами, экспорт и импорт которых осуществляется в особом порядке, а также создания унифицированного механизма их реализации;
4. Создание в рамках Таможенного союза унифицированного механизма по введению мер защиты внутренних рынков;
5. Разработка мероприятий, направленных на предотвращение недобросовестной конкуренции производителей стран-участниц Таможенного Союза.
• Совершенствование механизма применения защитных мер, в том числе.
1. Подготовка и принятие отдельных законодательных актов об антидемпинговых и компенсационных пошлинах;
2. Совершенствование механизма сбора информации, необходимой для проведения расследования, предшествующего введению защитных мер;
3. Создание и реализация механизма проведения консультаций с заинтересованными иностранными партнерами при проведении защитных мер, механизма анализа последствий введения защитных мер.
ВТОэто межправительственная организация. Обязательства, которые примет на себя Россия, должны выполняться правительством РФ. Для этого правительство должно располагать необходимой законодательной базой, приведенной в соответствие с нормами и правилами ВТО, и эффективным государственным механизмом регулирования внешней торговли. Объективно требуется как усиление регулирующих и контролирующих функций государства в области внешней торговли, так и восстановление управляемости народным хозяйством в форме адекватной рыночным отношениям.
Хотя переговоры о присоединении России к ВТО ведутся с 1994 года и 1997 год был намечен как год возможного фактического присоединения России к этой организации, до сих пор нет расчетов во что обойдется нашей стране эта акция.
Входе двухсторонних переговоров с основными торговыми партнерами Россия обречена на дальнейшую либерализацию внешней торговли, причем, как свидетельствуют результаты Уругвайского раунда, в довольно существенной степени. Между тем «шоковая» либерализация внешней торговли, проведенная на старте рыночных реформ, снизив остроту ряда текущих проблем, в целом оказала в купе с другими мерами деструктивное воздействие на отечественную экономику и ее мирохозяйственные позиции. Внешняя торговля по своему содержанию и характеру все более соответствует экономически отсталым государствам, а чрезмерная открытость внутреннего рынка ведет к интенсивному вытеснению отечественной продукции иностранными товарами.84 Дальнейшее следование этому курсу, как представляется, создает серьезную угрозу экономической безопасности страны.
Ближайшей задачей представляется реализация мер, направленных на то, чтобы внешнеторговая деятельность не усугубляла кризисных явлений в народном хозяйстве, а напротив, активно способствовала бы их преодолению. Именно этому следует подчинить внешнеторговую политику и механизм государственного регулирования внешнеторговых связей, его административный, экономический и валютный инструментарий.
Линия на последовательную либерализацию внешнеторговых связей не должна сопровождаться полным отказом от нетарифного регулирования экспорта и импорта (квотирования, лицензирования, прямых запретов, добровольных ограничений, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин), установления пределов вывоза капитала. Эти инструменты, как известно, используются при необходимости странами с рыночной экономикой. Мировая практика показывает, что в кризисных ситуациях именно административные меры дают наиболее быстрый и наиболее полный эффект.
Вместе с тем по мере преодоления кризиса акцент в регулировании может смещаться в сторону тарифных и налоговых регуляторов — ставок ввозных и вывозных пошлин, внутренних налогов на импорт (акциз, НДС). Во избежание осложнений в процессе вступления России в ВТО импортные пошлины в соответствии с мировой практикой следовало бы иметь сравнительно умеренными, а налоги такими, чтобы мировые и внутренние цены были бы примерно равными при схожем качестве отечественной и зарубежной продукции.
Оптимальное сочетание внешнеэкономической открытости и протекционизма, исходя, из реальных возможностей и потребностей страны — такова, очевидно, модель для России переходного периода. При этом внешнеэкономическая открытость должна представлять собой постепенный процесс, который имеет свою этапность, цели и структурные особенности, и должен развиваться в тесной увязке с общим ходом преобразований российской экономики. Зарубежный опыт показывает, что протекционистские, защитные меры эффективнее применять как часть структурной инвестиционной политики, в свою очередь вмонтированной в долгосрочную стратегию экономического развития, включая целенаправленное формирование новых «сравнительных преимуществ» страны в мировом хозяйстве. Между тем в России вплоть до настоящего времени конкретный курс, отвечающий названным требованиям, не определен.
По этому на решениях по поддержке отдельных предприятий, отраслей и территориальных звеньев с большой силой сказываются интересы отраслевых и иных социально-экономических группировок, тесно связанных с властными структурами, а также конъюнктурные, преходящие нужды того или иного момента. Нередко в этих условиях «пожарные» меры, переход от одной крайности к другой, имеют скорее негативный чем позитивный эффект. Это обуславливает заметную неустойчивость российской экономической политики (о чем свидетельствует и установление ежеквартального контроля со стороны МВФ за согласованными макроэкономическими показателями). Потому уже на начальной стадии переговоров о присоединении к ВТО необходимо иметь стратегию развития на основе баланса экономических интересов России как государства (обеспечивающих ее экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей, коммерсантов и потребителей всех форм собственности. Очевидно также, что до принятия Россией обязательств по дальнейшей либерализации ВЭД необходимо провести тщательные исследования о характере и степени защиты отдельных, жизненно важных секторов отечественной экономики в настоящее время, в ближайшей и отдаленной перспективе с точки зрения стратегии экономического развития, установить пределы возможных тарифных уступок и т. п. Аналогичным образом следует рассмотреть проблему субсидирования и других мер поддержки отечественных товаропроизводителей с учетом опыта зарубежных государств, прежде всего США и стран ЕС.
Следует подчеркнуть, что на двусторонней основе Россия уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами (т.е. на основе РНБ Россия уже имеет возможность пользоваться их нынешними тарифами без встречных уступок), а Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом предусматривает распространение на взаимную торговлю большинство основных норм ВТО.
Те льготы, которые Россия может получить от членства в ВТО, распространяются на промышленные товары, экспорт которых из России в настоящее время в своей основной массе затруднен из-за их неконкурентоспособности по техническим и качественным параметрам, и необходимо время и большие усилия по изменению этой ситуации. Что касается товаров топливно-сырьевой группы, достигающие 70% стоимости российского экспорта, то их вывоз в целом не сталкивается с какими-либо серьезными препятствиями на внешних рынках.
Россия также обязана присоединиться к новому многостороннему соглашению, выработанному на первой министерской конференции ВТО (Сингапур, 9−13 декабря 1996 г.). Это соглашение о либерализации рынка информационных услуг, которое затрагивает интересы России. Решаются такие проблемы распространения юрисдикции ВТО на новые «торговые» сферы — как инвестиционное сотрудничество, трудовые стандарты и др.
Очевидно, что Россия может вступить в ВТО на условиях, которые устраивают с точки зрения экономической безопасности, не препятствуют проведению тех структурных преобразований, которые обеспечат ей достойное место в мировом сообществе. К сожалению, такие условия пока еще не разработаны. В противном случае поспешное вступление в ВТО может привести к краху жизненно важных предприятий и отраслей, росту безработицы и обострению социальных отношений, что по своим последствиям перекроет все выгоды от членства в этой организации. С учетом изложенного, видимо, следует рассматривать конкретный график присоединения России к Всемирной Торговой Организации.
Другими словами, требуется обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма. По нашему мнению, крайне важно в этой связи определить, хотя бы примерно, перечень продукции, которая должна и может производиться при любой конъюнктуре на мировом и внутреннем рынках, вне зависимости от конкурентной ситуации в странев условиях регулируемой конкуренциипри свободной конкуренции. На базе такой классификации, вытекающей из структурной политики (ее к сожалению пока нет), можно было бы в перспективе строить соответствующую стратегию защиты отечественного рынка и российских производителей.
Список литературы
- А.С.Белоусов Основы внешнеэкономической деятельности предприятий мировой опыт. — М.: ВАВТ, 1994 г.
- И.Бернар и Ж. Колли, Толковый экономический и финансовый словарь, 1994 г.
- Внешнеэкономический бюллетень, № 10 1996 г.
- Внешнеэкономический бюллютень № 3 1997 г.
- Внешнеэкономический бюллютень № 4 1997 г.
- Внешнеэкономический бюллютень № 5 1997 г.
- Внешнеэкономический бюллютень № 6 1997 г.
- Внешнеэкономический бюллютень № 7 1997 г.
- Годовой отчет по антидемпинговой и антидотационной деятельности ЕС, 1994 год
- Документ ГАТТ ADP/25, 31 октября 1985 года.
- Документ С/188 ГАТТ, 10 июня 1994 года
- С.И.Долгов, А. И. Покровский Выход на внешний рынок: цикл процедур и выбор стратегии. -Пермь: Книжное изд-во, 1991 г.
- И.И. Дюмулен Всемирная Торговая Организация М, 1997 г
- И.И. Дюмулен Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговли М. ВАВТ, 1993 г.
- Международный бизнес России № 1, 1997 г.
- Международный бизнес России № 2, 1997 г
- Международный бизнес России № 3, 1997 г
- Меморандум о внешнеторговом режиме, Правительство Российской Федерации, 1994 г. 19.00Н, ЭК0С0С. Обзор мирового экономического положения 1994 год
- Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник /Отв. ред. С. И. Долгов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1993 г.
- А.Б.Полуэктов, Россия форсирует вступление в мировое торговое сообщество, Финансовые известия, № 40, 1994 г.
- Приказ МВЭС РФ «О федеральной Программе развития внешнеторговой деятельности РФ в 1998 году», Информационная база ГАРАНТ
- Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку/ Под. ред. И. П. Фаминского. -М.: Международные отношения, 1993 г.
- В. Савин Внешняя торговля как элемент рыночной экономики России // Внешняя торговля. 1995. № 11. С. 38−41.
- Современное состояние и изменения нормативной базы системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, М., ВАВТ, 1995 г.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5221−1
- Федеральный Закон Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
- Федеральный Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003−1 «О таможенном тарифе»
- Е. Халилов, ГАТТ. Его основные условия и история создания, М., Высшая коммерческая школа, 1991 г.
- Экономика и жизнь 1996 № 34
- Federal Register 4562 (1985)
- Federal Register (1980−88)
- Financial Times, 12 May, 1993
- Gardner Patterson, Discrimination in International Trade The Policy Issues 1945−1965 (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966), pp. 285−317
- Gary C. Hufbauer: «Subsidy issues after the Tokyo Round» в W.R. Cline (ed.), Trade Policy in the 1980s (Washington, D.C.: Institute of Economic Relations, 1983), p. 352.
- GATT BISD, Third Supplement, June 1955, pp. 81−91
- GATT BISD, Thirty-second Supplement, March 1986, pp. 55−70
- GATT BISD, Thirty-seventh Supplement, July 1991, pp. 132−199.
- GATT Scretatiat, Legal Instruments Embodying the Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiation Done at Marrakesh on 15 April 1994, Vol. 27 (Sales No. GATT/1994−7), 1994.
- GATT Trade Policy Review United States 1994
- GATT, Analytical Index, Sixth edition, 1993, p. 414.
- GATT, Basic Instruments and Selected Documents (BISD), Ninth Supplement, February 1961, p.26
- GATT, Basic Instruments and Selected Documents (BISD), Third Supplement, p. 224-
- GATT, Committee on Anti-Dumping Practices, «United States Imposition of Anti-Dumping Duties on Imports of Seamless Stainless Steel Hollow Products from Sweden, Report of the Panel» (ADP/47), 20 August 1990.
- GATT, Committee on Anti-Dumping Practices, «United States Imposition of Anti-Dumping Duties on Imports of Seamless Stainless Steel Hollow Products from Sweden, Report of the Panel»
- GATT, International Trade Statistics 1993
- Handbook of International Trade and Development Statistics, 1991, UN, New York, 1992,
- IMF. International Financial Statistics (various issues) и оценки ООН/ДЭСИАП
- Ministerial Declaration of 29 November 1982, GATT, BISD, Twenty-ninth Supplement, March 1983
- Negotiating Group on MTN Agreements Arrangements, 31 January 2 February and 19−20 February 1990″ (MTN.GNG/NG8/16), 19 March 1990, pp. 3−59.56.0fficial Journal of the Eropean Communities 1980−1988 гг.
- Report on the Withdrawal by the United States of a Tariff Concession under Article XIX, Geneva, November 1951 (Sales No. GATT/1951−3) —
- Terence P. Stewart (ed.), The GATT Uruguay Round: A Negotiating History (1986−1992), Vol. II (Deventer Netherlands), Boston: Kluwer Law and Taxation Publishers, 1993), pp. 1788−1790.
- United States sumbission of a working proposal for a Charter, U.S. Department of State Pub. No. 2598, Article 29
- Uruguay Round: Papers on Selected Issues (UNCTAD/ITP/10), 1989, Annex 1, p. 374.
- Wall-Street Jornal, February, Э 199 362. Wall-Street, May, 1993.