Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

«Семейный вопрос» в творчестве Л.Н. Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая актуальность темы для настоящего времени, в свете звучащих все чаще предложений о придании процессу возрождения семьи в современной России статуса национальной идеи, автор данного исследования ставил перед собой задачу наиболее полно изучить тему «семейного вопроса» в русской критике и публицистике конца 19 — начала 20 веков. Не зная прошлого — невозможно понять настоящее. Именно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» и ее обсуждение в прессе конца 70-х годов XIX века
  • 3. Глава II. Отрицание семьи и брака в произведениях
  • Л.Н. Толстого, в критике и публицистике конца XIX века
  • 4. Глава III. «Семейный вопрос» как основа нравственной оценки героев романа «Воскресение»

«Семейный вопрос» в творчестве Л.Н. Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа представляет собой исследование той части русской критики и публицистике на рубеже XIX — XX веков, которая занималась темой «семейного вопроса» в произведениях Льва Николаевича Толстого. Семейному вопросу в русской журналистике указанного периода уделялось много внимания. Статьи о семье, положении женщин в русском обществе, воспитании детей публиковались не только в специальных изданиях, но и в «толстых» журналах и популярных газетах разного направления. Авторами этих статей были известные общественные деятели, ученые, популярные литераторы и критики. Огромное число статей данной тематики связано непосредственно с именем JI.H.Толстого и его произведениями, такими как «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Воскресение».

В связи с реформами 60-х годов 19 века общий уклад жизни русского общества и общественное мнение на семейные отношения претерпевали глобальные изменения, имеющие своих сторонников и противников. Л. Н. Толстой в своих произведениях, как философских и публицистических, так и в художественных, высказывал на происходящие процессы неожиданную точку зрения, подчас шокирующую современников. В частности, процесс эмансипации женщин для писателя приобрел необычайную важность. В его трактовке тема эмансипации значительно расширилась и стала основополагающей в «семейном вопросе».

Для Л. Н. Толстого было несомненным, что «род человеческий развивается только в семье"1. Разрушение семьи, которое предвидел и предрекал писатель, должно обернуться страшными последствиями для всего человечества. Позиция писателя вызывала у современников непонимание, а зачастую и озлобление, приводившее к намеренному искажению взглядов, которые высказывал Л. Н. Толстой в своих художественных произведениях.

Объектом данного исследования является развитие взглядов на «семейный вопрос» в русской критике и публицистике конца.

1 Толстой JI.H. Поли. Собр. Соч.: В 90-та т. Юбилейное изд-е. — М., 1927 — 1964. — Т. 61. — С. 233. Далее ссылки на том и страницу приводятся в тексте.

XIX — начала XX веков под влиянием произведений Л. Н. Толстого, связанных с семейной проблематикой. В качестве предмета исследования избраны критические статьи, посвященные следующим произведениям Л. Н. Толстого: романам «Анна Каренина» и «Воскресение», повестям «Крейцерова соната» с «Послесловием», «Дьявол».

О творчестве Л. Н. Толстого высказываются самые разноречивые, нередко взаимоисключающие суждения. Такая ситуация в критической литературе и публицистике сложилась и вокруг романа «Анна Каренина», особенно в первый момент после выхода романа в печати.

Об «Анне Карениной», опубликованной в «Русском вестнике» М. Н. Каткова, отзывались известнейшие критики, публицисты и писатели: Тор (В.П.Буренин), П. Никитин (П.Н.Ткачев), Незнакомец (А.С.Суворин), А. М. Скабичевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, К. Н. Михайловский, М. С. Громека, М. А. Протопопов, К. Н. Леонтьев, А. А. Фет и многие другие. В целом критика не смогла оценить роман по достоинству из-за противоречий, сложившихся в рус-. ской критике XIX века в силу разнонаправленности периодических изданий.

М.Н.Катков, отказавшись печатать последнюю часть «Анны Карениной», выступил на страницах «Русского вестника» со статьей, в которой утверждал, что по смерти главной героини роман закончен. Редактора журнала поддержали и другие критики. Сосредоточившись на истории Анны и Вронского, рецензенты не увидели главной мысли романа. Те журналисты, которые смогли понять, что для автора в произведении была важна мысль о семье, сочли эту мысль пустой и несвоевременной. А. С. Суворин называл роман «эпопеей барских амуров"2- А. М. Скабичевский издевался над «семейной мыслью» романа, как недостойной для художника и мыслителя3. М.Е.Салтыков-Щедрин в очень резких выражениях заявлял, что роман выстроен на одних «половых побуждениях"4. Большинство критиков сфокусировали свое внимание на истории Анны, разрушая общую архитектонику произведения, про.

2 Незнакомец (Суворин А.С.). Недельные картинки. // Новое время. -1876. — № 22.

3 Скабичевский A.M. Граф Л. Н. Толстой. Разлад художника и мыслителя. // Русское богатство. — 1880. — № 1.

4 Салтыков-Щедрин М. Е. Письма. Очерки «За рубежом». — М., 1925. низанную множеством взаимосвязей, которые так тщательно выстраивал автор, и которыми он по праву гордился.

Следующими произведениями Л. Н. Толстого, напрямую связанными с «семейным вопросом» и получившими сильнейший общественный резонанс стали «Крейцерова соната» и «Послесловие» к ней. Повесть и послесловие-пояснение к ней, которое писатель создал из-за противоречивых толкований его произведения, воспринимались в прессе как удар по нравственности и морали, как явный вызов всему общественному мнению. О художественной ценности, современности или идейности повести не возникало и речи, публикации, связанные с «Крейцеровой сонатой», слились в едином гуле негодования и, вместе с тем, восхищения еще до выхода произведения в свет. Обсуждение «Сонаты» вели «Неделя» и «Русское обозрение», «Русский вестник» и «Новое время», «Вестник Европы» и другие издания.

В связи с публикацией «Крейцеровой сонаты» с «Послесловием» против Л. Н. Толстого выступили представители Русской' Православной Церкви: Г Глава Святейшего Синода.

К.П.Победоносцев, архиепископ Никанор и священник Городцев. Проповеди издавались отдельными брошюрами5 и цитировались в прессе, находя приверженцев среди читающей публики.

На тему «Крейцеровой сонаты» писались лекции по психиатрии и судебно-медицинской практике, физиологии и венерологии. Ажиотаж, возникший вокруг повести, распространился далеко за пределами России. В прессе появлялись заметки о запрещении «Крейцеровой сонаты» в той или иной стране. Журнальные отделы зарубежной корреспонденции наполнялась переводами рецензий иностранных критиков. Выразив мнение об эмансипации и взгляд на «семейный вопрос» в непривычно откровенной и резкой форме Л. Н. Толстой задел за живое не только отечественную публику.

После «Крейцеровой сонаты» и «Послесловия» писатель еще не раз обращался к «семейному вопросу». Роман «Воскресение», ставший итоговым произведением писателя, критика в целом не.

5 Городцев П., свящ. О браке и современном упадке семейной жизни. По поводу «Крейцеровой сонаты», — Спб., 1891. Никанор (Бровкович). Беседа о христианском супружестве против гр. Л.Толстого. — Одесса, 1890. Никанор (Бровкович). Против гр. ЛН. Толстого восемь бесед высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. — Одесса, 1891. связала с «семейным вопросом». В своих суждениях такие критики как Д. И. Иловайский и М. А. Протопопов, говоря об отношении Катюши Масловой и Нехлюдова, трактовали эти отношения как «усадебную историю» «никому не интересную"6. Критики другого направления, П. Н. Краснов и М. М. Стасюлевич, признавая несомненную ценность и значимость романа как общественного явления, не вдавались глубоко в его особенности. В «Мире божьем», «Женском деле» и «Жизни» критики высказывали мнение, что «Воскресение» является энциклопедией русской жизни и самой правдивой из существующих книг. Только Н.К.Михайловский7 провел параллель между «Крейцеровой сонатой» и «Воскресением», обратив внимание читателей на то, что тема половой любви и семьи не просто присутствует в романе, а развивается в самом широком смысле.

Учитывая актуальность темы для настоящего времени, в свете звучащих все чаще предложений о придании процессу возрождения семьи в современной России статуса национальной идеи, автор данного исследования ставил перед собой задачу наиболее полно изучить тему «семейного вопроса» в русской критике и публицистике конца 19 — начала 20 веков. Не зная прошлого — невозможно понять настоящее. Именно произведения Л. Н. Толстого и критические отзывы на них дают возможность более полного понимания современной проблемы. Ситуация в области семейных отношений в России XXI века является итогом сложных и неоднозначных процессов, начавшихся еще в XIX веке. Конечно, многое изменилось, но то, что в XIX веке называли «семейным вопросом», остается актуальной проблемой и сегодня. Положение женщин и детей в обществе, моральные и нравственные устои и, как следствие, проблемы семейных отношений и воспитания детей — все эти вопросы остаются крайне важными и в наше время.

К 2000 году общее число публикаций центральных газет России распределялось тематически следующим образом: объем материалов на политические темы составлял почти 70% от общего.

6 Иловайский Д. И. Из записной книжки читателя газет и журналов. // Кремль. -1900. — № 8. С. 8 — 24. Протопопов М. А. Не от мира сего. // Русская мысль. — 1900. — № 6. С. 126 -140.

7 Михайловский Н. К. Соч.: В 4 т. — Спб., 1897. -Т.4. объема публикаций, второе место отводилось статьям, посвященным экономическим и законодательным проблемам, публикации на тему социальных и нравственных аспектов действительности занимали только третье место. Статистические же данные выглядят ужасающе: если в 1996 году в России погибли от домашнего насилия около 5 тысяч женщин, то в 2000 году погибло уже 9 тысячс 1990 по 2000 год 50% браков расторгались в течение 2-х лет, 25% - от 5 до 10 летв 1995 году количество прерванных беременностей (абортов) превзошло рождаемость на 60%, а в 2000 году уже на 70%.

По сведениям различных источников ежегодно в России от домашнего насилия погибает около 14 тысяч женщин и около 9 тысяч детей. Насилие в семье, незащищенность женщин и детей, безответственность родителей перед своим потомством приобретают глобальные масштабы. Средства массовой информации все больше обращают внимание, общественности на подобные факты. Вопросам семьи, с точки зрения морали и нравственности, посвящаются обширные публикации, отдельные телеи радиопрограммы, снимаются документальные фильмы, даже в популярных телесериалах затрагивается эта тема.

Целью исследования является восполнение недостающей информации по одному из самых значимых вопросов русской журналистики и литературной критики на рубеже XIX — начала XX веков, а именно, обсуждение «семейного вопроса» в непосредственной связи с произведениями Л. Н. Толстого. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи для исследования :

1. исследовать критические отзывы на избранные произведения Л. Н. Толстого;

2. проанализировать ситуацию, сложившуюся в русской критике конца XIX — начала XX веков в связи с публикацией произведений Л. Н. Толстого на семейную тему;

3. рассмотреть избранные произведения Л. Н. Толстого с точки зрения «семейного вопроса»;

4. выявить тенденции развития взглядов Л. Н. Толстого на семейные отношения и отношения полов;

5. обобщить полученные в ходе исследования данные, учитывая их несомненное влияние на общественное мнение в России конца XIX — начала XX веков.

Хронологические границы данного исследования определены в его названии и ограничены периодом с 1870 по 1910 год. Таким образом, основное внимание в данной работе уделено прижизненной критике произведений Л. Н. Толстого в русских газетах и журналах. В работе упоминаются также некоторые критические статьи и работы более позднего периода, но как необходимый вспомогательный материал, дающий более полное представление о проблеме восприятия творчества писателя.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что изучаемая тема ранее практически не исследовалась. В XX веке опубликовано значительное количество работ, посвященных изучению жизни и творчества великого русского писателя, но не было научных работ, позволяющих оценить значение творчества Л. Н. Толстого в контексте «семейного вопроса», обсуждаемого русской критикой и публицистикой на рубеже XIX — XX веков.

Основной работой, в которой оценивается противостояние Л. Н. Толстого и современной ему критики, является книга Э. Г. Бабаева «Лев Толстой и русская журналистика его эпохи"8. Автор монографии взял за основу такие произведения Л. Н. Толстого как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Э. Г. Бабаев не заострял внимание на обсуждении именно семейного вопроса, но сумел наиболее полно и обоснованно представить реакцию критики с точки зрения политической направленности изданий, обрисовать историческую ситуацию, в которой велось обсуждение указанных произведений. В работе Э. Г. Бабаева впервые указывается на мнение Н. К. Михайловского о том, что «Воскресение» — роман «семейный», но обстоятельство это подробно не рассматривается.

В исследованиях И.В.Чуприны9, В.В.Ермилова10 и Б.И.Бурсова11 произведения Л. Н. Толстого изучаются с точки зре.

8 Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. — М., 1987.

9 Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. — Саратов, 1974.

10 Ермилов В. В. Толстой — романист. — М., 1965.

11 Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. — М. — Л., 1963. ния философских и нравственных исканий романиста, рассматриваются и его взгляды на семейный вопрос, но при этом опускается проблема половых отношений, а также обсуждение семейного вопроса современной писателю критикой.

Наиболее верным в понимании основной идеи романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», с моей точки зрения, является взгляд И. В. Чуприны. В работе «Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60-е и 70-е годы» исследователь указывает, что писатель не отвергает жизнь, призывая к аскетизму и полному воздержанию, но говорит в своем произведении о том, что «человеческое существование имеет более важный и высокий смысл"12, который и должен подчинять себе человека, его «личное». К сожалению, это положение автор исследования применяет только к конфликту Анны Карениной, не учитывая выстроенной Л. Н. Толстым взаимосвязи всех персонажей.

Для Б. И. Бурсова судьба Анны определяется в основном историей ее любви «в условиях, где всякое истинно человеческое чувство обречено на погибель"13. Утверждение, что Анну погубило окружающее общество, его жестокость и ханжество, довольно популярно. Об этом же рассуждает в своей работе и В.В.Ермилов14, считая, что Л. Н. Толстой, отказавшись от нравственного суда над Анной, зовет к уничтожению погубившей ее действительности для того, чтобы не было «вечной Анны Карениной», и только неожиданно противоречит этой мысли «примиряющей» моралистической концовкой романа.

Особо в ряду созданных в XX веке монографий следует выделить работы В. В. Жданова «От „Анны Карениной“ к „Воскресению“» и «Любовь в жизни Льва Толстого"15, в которых ведется детальное сопоставление реальных событий из жизни писателя с его произведениями, и предпринята попытка обоснования значимости «семейного вопроса» в творчестве Л. Н. Толстого. Но, как и в' указанных выше исследованиях, прямой связи с высказанным Л. Н. Толстым в своих произведениях взглядом на семью и половые.

12 Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. — Саратов. 1974. — С. 234.

13 Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. — М. — Л. 1963. — С. 111.

14 Ермилов В. В. Толстой — романист. — М., 1965.

15 Жданов В. В. От «Анны Карениной» к «Воскресению». — М., 1968. Любовь в жизни Льва Толстого. — М., 1993. 8 отношения и влиянием этого взгляда на мнение критики и публицистики в «семейном вопросе» в исследованиях В. В. Жданова нет.

Более ранние монографии, такие как «Граф Л. Н. Толстой и критика его произведений, русская и иностранная» Ф.И.Булгакова16 и «Русская критическая литература о произведениях Л.Н.Толстого» В.Г.Зелинского17, не раскрывают влияния произведений Л. Н. Толстого на обсуждение «семейного вопроса» русской критикой рубежа веков.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе отечественных специалистов, участвующих в изучении проблем современной семьи, а также исследователей, занимающихся вопросами истории русской журналистики и литературы. Диссертация может быть полезна в учебной и научной работе преподавателей, журналистов, социологов, исследователей-филологов, студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области истории русской журналистики и литературы, а также для широкого круга поклонников творчества Л. Н. Толстого.

Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к публикациям в газетах и журналах 1870−1910 годов, посвященных произведениям Л. Н. Толстого, непосредственно к его произведениям, дневникам и письмам, а также к научной литературе, связанной с творчеством писателя.

В ходе данного исследования основное внимание автора было уделено публикациям, в которых критики обсуждали «семейный вопрос» в романах «Анна Каренина», «Воскресение», повестях «Крейцерова соната», «Дьявол».

Тема семьи была важна для Л. Н. Толстого на всем протяжении его жизни и творчества — это отмечено многими исследованиями. Значение семейного вопроса для современников писателя, для него самого, для последующих поколений невозможно переоценить. На рубеже XIX — XX веков именно произведения Л. Н. Толстого вызывали наиболее бурную реакцию в прессе. Для понимания современной проблемы необходимо обратиться к про.

16 Булгаков Ф. И. Граф ЛН. Толстой и критика его произведений, русская и иностранная. — Спб. — М., 1886.

17 Зелинский В. Г. Русская критическая литература о произведениях Л. Н. Толстого. Хронологический сборник критико-библиографических статей.-М., 1903. шлому, постараться правильно оценить происходившие в то время общественные изменения, уяснить взгляд современников писателя на семейный вопрос.

Автор в ходе данного исследования изучал документы, в которых Л. Н. Толстой напрямую говорит о своем видении семейных и половых отношений в русле исторического развития русского общества, а также документы современников, в которых высказываются суждения о взглядах писателя. К таким документам можно отнести письма Л. Н. Толстого, адресованные друзьям, соратникам, близким и иным корреспондентамдневниковые записи, публицистические и художественные произведения, статьи в газетах и журналах того времени.

Автор обращает внимание на следующие русские издания, публиковавшие критические статьи о произведениях Л. Н. Толстого, связанных с семейным вопросом: «Русский вестник», «Биржевые ведомости», «Женское дело», «Мир божий», «Голос», «Русское обозрение», «Русская мысль», «Исторический вестник», «Неделя», «Книжки Недели», «Новое время», «Вестник Европы», «Кремль», «Русские ведомости», «Новь», «Нива», «Новости», «Отечественные записки», «Дело», «Литература и жизнь», «Северный вестник», «Русское богатство», ^"Церковные ведомости", «Жизнь», «Вестник права» и другие издания. Всего около 30 изданий.

Семейную тему в произведениях Л. Н. Толстого рассматривали в своих работах не только его современники, среди них необходимо особо отметить работы П. И. Бирюкова, Ф. И. Булгакова, К. С. Головина, Н. Н. Гусева, В. Г. Зелинского, А. А. Козлова, К. Н. Леонтьева, Ф. П. Преображенского, Н. Н. Страхова, но и следующее поколение писателей и критиков: И. Ф. Анненский, С. Н. Булгаков, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, З. Н. Гиппиус, Н. О. Лосский, Д. С. Мережковский, В. А. Поссе, В. В. Розанов и другие .

Понимая, что семейный вопрос в творчестве Л. Н. Толстого воспринимался критиками не в должной мере, зачастую становясь поводом для отказа его произведениям в современности и своевременности, последующее поколение критиков, отдавая должное неожиданному взгляду писателя на отношения полов все же обходило стороной сущность взглядов JI.H. Толстого на создание, семьи и жизни в ней. Воспевая Л. Н. Толстого как новатора в обсуждении «запретных тем», как автора, который впервые использовал литературные художественные формы для популяризации философских идей, традиционно выражаемых в публицистике, и В. В. Розанов, и Д. С. Мережковский, и В. В. Вересаев, и другие представители новой русской литературы не рассматривали подробно самих мыслей писателя, касающихся семьи.

О романе «Анна Каренина» высказывался тот взгляд, что Анна жертва неверного отношения общества к душевным переживаниям личности, что страсть разрушительна, а любовь созидательна. Утверждения эти сопровождались обширными рассуждениями с множеством оговорок, из них делались «революционные» для своего времени выводы. Но в результате ничего общего с тем, что хотел сказать Л. Н. Толстой в «Анне Карениной» или «Крейце-ровой сонате» они не имели, так как переносили половые отношения в мистическую область, тогда как писатель как раз высказывался о социальной значимости семьи, являющейся опорой позитивного нравственного развития общества.

В целях создания масштабной эмпирической основы диссертации автор провел мониторинг газет и журналов рубежа XIXXX веков, а также мониторинг публикаций средств массовой информации конца XX — начала XXI веков, связанных с вопросами положения семьи в России. Всего было изучено более 60 изданий .

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Критика напрямую связывала обсуждение злободневных вопросов русской жизни с произведениями Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого, такие как романы «Анна Каренина» и «Воскресение», повесть «Крейцерова соната» и «Послесловие» к ней, благодаря именно «семейной мысли», выраженной в них писателем, стали не только ярчайшим литературным явлением, но и явлением общественной жизни. Новаторство писателя вызывало неоднозначную реакцию не только критиков и публицистов, но и всего современного ему русского общества. Не соглашаться с верностью многих положений, сделанных Л. Н. Толстым, было невозможно, но согласиться — значило осудить весь жизненный уклад современности. Большинство критиков предпочли отказать произведениям Л. Н. Толстого в справедливости высказанных в них идей.

Критика воспринимала произведения Л. Н. Толстого как покушение на нравственные устои русского общества и призыв к уничтожению семьи как социального института. Нежелание критики соглашаться с идеями, высказанными в произведениях Л. Н. Толстым, провоцировало журналистов неверно толковать их. В своих произведениях Л. Н. Толстой высказывался в защиту семьи, в защиту сохранения внутрисемейных отношений, основанных на многовековом нравственном опыте русского народа. Писатель был консерватором в вопросах семейных отношений и отношений полов. Полный отказ ¦ от прежних устоев в пользу европеизированного пути развития русского общества, в частности, в пользу обширного процесса эмансипации женщин, который начался в России во второй половине XIX века, по мнению Л. Н. Толстого был губителен не только для семьи, как таковой, но и для всего процесса развития человечества. Ведь одним из последствий подобных действий является освобождение человека от правовой и нравственной ответственности в половых отношениях. В ситуации, когда ни мужчина, ни женщина не отвечают друг перед другом с точки зрения нравственности, а руководствуются в своих поступках только инстинктами, не может возникнуть чувство ответственности родителей за воспитание детей, а стало быть, и чувство ответственности за последующие поколения в целом. Человеческая сущность, выделяющая человека из животного мира, при этом утрачивается.

Журналисты, критики и публицисты, рецензировавшие произведения Л. Н. Толстого, сходились только в одном выводе: семейные и половые отношения обсуждать в. данный момент времени нецелесообразно. Можно обозначить две крайние точки зрения: одни критики убеждали читателей в том, что такое обсуждение «неприлично», другие — в том, что «несвоевременно», так как, после разрешения социально-политических проблем проблемы нравственные решатся сами собой. Такая тенденция сохранялась на всем протяжении обсуждения произведений Л. Н. Толстого.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. В первой части диссертации анализируется восприятие «семейной мысли», выраженной писателем в романе «Анна Каренина», русской критикой 70-х годов XIX века. Во второй и третьей частях исследуется развитие отношений не только критики, но и общества в целом, к произведениям семейной тематики Л. Н. Толстого в 80-е и 90-е годы XIX-го и начала XX столетий. Рассматриваются взгляды современников в свете обсуждения произведений писателя не только с семейной, но и с общественно-политической точки зрения. В заключении подводится итог проведенного исследования. Соответственно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. Аверинцев Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания. Новый мир. 2000. 2.

2. Кушнер А. Анна Андреевна и Анна Аркадьевна. 2000.

3. Семейные войны. Первый канал. Основной инстинкт. Программа от 15.03.2003. 4. У поворота на Купавну. Известия.RU. Публикация от 11.03.2.

4. Электронный ресурс: http://www.izvestia.ru.

5. Звягина Н. Зона беззащитности. Сегодняшняя газета новости Красноярска. 2006. 026 (2 241). Электронный р е сурс: http://www.sg2t.com 6. ВОЗ: в России каждый час подвергается насилию в семье одна женщина. NEWSru.co.il: В мире. Публикация от 07.03.2.

6. Электронный ресурс: http://www.newsru.co.il 149.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой