Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Зарождение и формирование теории романтизма в литературных изданиях Германии: 1791-1803 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд сведений о литературных изданиях можно почерпнуть из исследований жизни и творчества отдельно взятых писателей, то есть из биографической литературы. В биографиях Ф. Шиллера1, например, эпизод с изданием «Орен» («Ногеп», «Оры») освещен достаточно подробно. Однако основная цель подобных работ — воссоздать личность писателя, поэтому они грешат определенной односторонностью освещения — из них… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование романтических идей. Замысел издания «Атенеума»
    • 1. Йенский университет — колыбель романтического кружка
    • 2. Поиск новых форм изложения и популяризации идей
    • 3. Вклад Новалиса в формирование идей йенского кружка
    • 4. Натурфилософия Шеллинга как романтическая концепция синтеза науки и искусства в непрерывном творчестве
    • 5. Скандал вокруг «Философишес журнал» И. Г. Фихте. Эволюция фихтеанского понимания религии
    • 6. Замысел издания «Атенеума»
  • ГЛАВА 2. Истоки романтических идей на страницах просветительских изданий
    • 1. История формирования литературоведческих терминов и систематической эстетики
    • 2. Журнал Шиллера «Орен» — образец предромантической журналистики
    • 3. А.В. Шлегель — сотрудник «Орен». Первые романтические идеи на страницах журнала
  • Шиллера
    • 4. Начало журнальной деятельности Ф.Шлегеля. Ликейские фрагменты
  • ГЛАВА III. Новаторские идеи на страницах романтических изданий
    • 1. Журнал «Атенеум». Гармоничное сочетание формы и содержания
    • 2. Завершение «Атенеума»: итоги и журнальная борьба
    • 3. «Цайтшрифт фюр спекулятиве физик» Ф.Шеллинга. Систематизация философских воззрений
    • 4. Полемика Ф. ВШеллинга с И. Г. Фихте. Издание «Критишес журнал дер философи»

Зарождение и формирование теории романтизма в литературных изданиях Германии: 1791-1803 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Романтизм — это уникальное явление в истории мировой культуры, которое, говоря словами одного из его главных теоретиков, Ф. Шлегеля: «Вечно будет развиваться и никогда не будет завершено» и «смешивает воедино поэзию и прозу, гениальность и критику, художественность и естественность"1. Особенность этой культурной эпохи в том, что она началась не с художественной практики, а с формулирования эстетических и философских категорий, то есть с явлений, прежде всего, интеллектуального порядка. Романтизм имеет слишком сложные синхронные и диахронные связи со всеми сферами жизни, породившими его, раскрывшими и трансформировавшими романтические идеи в том виде, в котором они и известны сегодняшнему исследователю.

Именно поэтому, обращаясь к романтизму, мы неизбежно вторгаемся в целый культурно-бытовой ареал. Политика и частная жизнь, все виды искусства и дневниковые записи, театральные постановки и дружеская переписка, — все это становится для нас деталями картины, шагами к постижению целого.

Фактически, романтизм начинался с дружеских бесед, вылившихся впоследствии в программу нового движенияхудожественная практика началась позже. Когда идеи, рождающиеся в обсуждении нового в философии, литературе и эстетике, вышли за пределы кружка единомышленников, романтикам потребовалась трибуна. И такой трибуной стала печать. Романтики учли опыт просветителей, которые первыми начали использовать ее для популяризации своих идей. Но газеты и журналы конца XVIII — начала XIX вв. — это литературная.

1 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. — М., 1983. Т.1, с. 294−295. журналистика нового образца, один из важнейших ключей к пониманию истоков романтизма, его развития и тенденций.

В свое время Ф. Шлегель писал: «Европейская литература образует связное целое, где все ветви тесно сплетены между собой, одно основывается на другом, объясняется и дополняется им. Это проходит сквозь века и народы вплоть до наших дней. Новое не понять без древнего"1. Это более. чем верно для немецкого романтизма, вобравшего' в себя весь гигантский предшествующий культурный опыт.

Такой диалог, когда новая эстетика только начинает заявлять о себе, — особенно интересен «поскольку позволяет объективно, полно, во всем многообразии и диалектической сложности представить себе не только специфику ушедших в прошлое явлений и феноменов, но увидеть их в общей перспективе развития литературного процесса, глубже ощутить связь эпох, заполнить существующие лакуны между хорошо знакомыми процессами, ликвидировать порой сознательно огрубляемые нами переходы от одного литературного направления к другому"2. Газеты и журналы того времени спасают нас от этого огрубления. Они дают возможность ощущать живую мысль эпохи, в исторической перспективе воспринимать зарождение и формирование тех или иных концепций.

Актуальность исследования определяется как историко-журналистским и историко-литературным, так и социокультурным интересом современных ученых к эпохе романтизма. Часть журналистских приемов и дефиниций, впервые введенных романтиками, используется и по сей деньмногие идеи и эстетические принципы актуальны для современного литературного процессанаконец, чем более полной.

1 Шлвгель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т.2, — М., 1983.

2 Соловьева Н. А. Английский предромаитизм и формирование романтического метода. -М., 1984, С.7−8. исторической панорамой будут владеть современные исследователи истории журналистики и литературы, тем более конкретным и точным будет построение концепций романтического движения, помогающих разобраться в проекции его эстетики на современность.

Именно поэтому в данной работе акцент сделан на процессах зарождения и формирования романтических идей в журналистике конца XVIII — начала XIX века. Основой для исследования стала одна из ведущих тенденций современного общества — конвергенция информации и средств ее подачи, определяющая новый тип восприятия и усвоения. В историко-культурных исследованиях это отражается в аккультурационном1 восприятии, при котором важна не только суть идеи или эстетической концепции, но и ее форма. А форма большинства романтических и предромантических манифестов определялась ничем иным как форматом газеты или журнала, для публикации в котором они были предназначены. Поэтому освещение романтизма через призму журналистики теснейшим образом связано с основными принципами романтической эстетики.

Язык романтиков, жанровые и стилистические особенности, логика, характер категорий и даже связь между разнородными произведениямивсе это оказывается не случайным, а определяемым требованиями литературной периодики рубежа ХУШ-Х1Х веков.

С другой стороны, романтическая печать является существенной частью истории немецкой литературной журналистики.

1 Аккультурация — процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

Специалисты по истории журналистики1 и литературоведы, занимающиеся историей романтизма2, постоянно обращаются к изданиям этого периода, но рассматривают их в ином ключе. Традиционно интерес представляют отдельно взятые публикации или даже выдержки из них,.

В западной науке известна монография В. Пфайфер-Белли3, обращающаяся именно к журналистике рубежа ХУ1П-Х1Х вв. в целом: речь идет об антиромантических выступлениях в немецкой печати. В других работах, освещающих вопросы предромантизма и формирования романтизма в Германии, авторы упоминают о журнальной деятельности известных литераторов, но не концентрируют на ней внимания. Например, в.

1 Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. Антология. — М., 2001; Новомбергский Н. Освобождение печати // История печати. Антология. — М., 2001; Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. — М., 1999; Stober R. Deutsche Pressgeschichte. — Konstanz, 2005; Fischer H.-D. Publizistik-Historische Beitrage: in 5 Bd. — Munchen, 1972;1982; Fischer H.-D. Deutsche Zeitungen des XVII. bis XX. Jahrhunderts. — Munchen, 1972; Fischer H.-D. Deutsche Zeitschriften des XVII. bis XX. Jahrhunderts. — Munchen, 1973; Dovifat E. Handbuch der Publizistik: in 3 Bd. — Berlin, 1969;1700- North M. Die neuen Medien des XVI bis XIX Jahrhunderten. — Koln, 2001; Solomon L. Geschihte der deutschen Zeitungwesens von der ersten Anfangen bis zur Wiederufrichtung des deutschen Reiches. — Leipzig, 1906; Schenda R. Volk ohne Buch. Studien zur Sozialgeschichte der popularen Lesestoffe 1770−1910. Frankfurt am Main, 1970; Als die Post noch Zeitung machte: Eine Pressegeschichte. -Frankfurt, 1994; Groth O. Die Geschichte der deutschen Zeitungswissenschaft: Probleme und Methoden. — Munchen, 1948; Koszyk K., Schulze V. Die Zeitung als Persoenlichkeit. -Duesseldorf, 1982; Schottenloher K., BinbwskiJ. Flugblatt und Zeitung: Ein Wegweiser durch die gedruckte Tagesschriften. Bd. 1: Von den Anfaengen bis zum Jahre 1848. — Munchen, 1985; Zeitungsstadt Frankfurt am Main: Zur Geschishte der Frankfurter Presse in fuenf Jahrhunderten. — Frankfurt am Main, 1994,.

2 Берковский H. Я. Романтизм в Германии. — СПб., 2002; Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2001; Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. — СПб., 1996; Жирмунский В. М. Из истории западно-европейских литератур. — JL, 1981; ТураевС.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. -М., 1989; Тураев С. В. Революция во Франции и немецкая литература. — М., 1997; Die Aktualitat der Fruhromantik. Hrsg. Von Ernst Behler und Jochen Horisch. — Paderborn, 1987; Prang H. Begrifstimmungder Romantik. — Darmstadt, 1972; Behler E. Fruhromantik. — Berlin, 1992; Europaische Romantik: in 3 Bd. — Wiesbaden, 1982;1985; Immerwahr R. Romantisch. Genese und Tradition einer Denkreform. — Frankfurt am Main, 1972; Ziolkowski Th. Das Amt der Poesie. Dir deutsche Romantik und ihre Institutionen. — Stuttgart, 1992.

3 Pfeiffer-Belli W. Antiromantische Streitshriftenund Pasquille (1798−1804). — В., 1925. исследовании англичанина Дж. Робертсона1 несколько страниц посвящено анализу шиллеровских «Орен» («Horen», «Оры»), но поданы они скорее как досадное недоразумение в жизни немецкого драматурга, а не как дело трех лет его жизни. Другой исследователь, Поль ван Тигем, также упоминает «Орен» и даже указывает на то, что они были «важным печатным органом», но не уточняет, в чем эта «важность» заключалась и какие материалы там были опубликованы. В исследовании французского ученого А. Троншона, также посвященном истории формирования романтизма, автор признает издания только самих романтиков, игнорируя издания, предшествовавшие им. А ведь именно там будущие организаторы Йенского кружка высказывали первые романтические идеи.

Следует отметить исследование П. Менцера4, опубликованное в нескольких номерах специального научного издания и рассказывающее об истории издания журнала братьев Шлегелей «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум»). Вообще же, в немецких исследованиях информация о газетах и журналах того времени имеет вид систематизации фактического материала — скрупулезного перечисления статей и авторов, но практически без анализа5. В этом плане выгодно отличается исследование Р. Гайма6- хотя автор говорит только о тех изданиях, номерах или статьях, которые могут служить подтверждением его выводов (остальные же он попросту опускает), он, что важно, воспринимает журнальную деятельность как органичную часть литературного процесса.

1 Robertson J. G. Studies in the Genesis of Romantic Theory in the XVIII century. -Cambridge, 1923.

2 Tieghem P. van. Le preromantism :.Dans 2 v. — P., 1924;1930.

3 Tronchon H. Romantisme et preromantisme. — P., 1930.

4MenzerP. Athenaum (1798−1800)//Das Magazin fur Litteratur.- 1899.-№ 17.-S. 390−395- № 19. — S. 44651 — № 20. — S. 46366.

5 Таковы два крупнейших исследования: Walzel О. Deutsche Romantik. — Lpz., 1918 и Huch R. Die Romantik. — Lpz., 1899.

6 Гайм Р. Романтическая школа в Германии. — М., 1981.

Ряд сведений о литературных изданиях можно почерпнуть из исследований жизни и творчества отдельно взятых писателей, то есть из биографической литературы. В биографиях Ф. Шиллера1, например, эпизод с изданием «Орен» («Ногеп», «Оры») освещен достаточно подробно. Однако основная цель подобных работ — воссоздать личность писателя, поэтому они грешат определенной односторонностью освещения — из них можно узнать о журналистской деятельности только одного человека, между тем как лицо любого издания (за редким исключением) формирует обычно коллектив, а не один человек, пусть даже редактор. Если говорить не о зарождении романтических идей, а о формировании самого художественного метода, то картина складывается еще менее утешительная. Библиографическое описание работ, посвященных разным проблемам романтизма, займет, вероятно, солидный том, и во многих из них рассматривается именно Йенская школа. Но ни в одной из них не проведен анализ журнала «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум») -издания, в котором были сформулированы основные принципы, составившие теоретическую базу романтизма. Сообщается только, что это был журнал, основанный братьями Шлегелями и выходивший с 1798 по 1800 год.

Что касается диссертационных исследований последних лет, то в некоторых из них содержится краткая информация о периодических изданиях того времени. Это, например, работы Т. JI. Шумковой2, Н. Н. Мисюрова3, которые упоминают философскую периодику этого времени.

1 Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. — М., 1955; Ланштеш П. Жизнь Шиллера. — М., 1984.

2 Шумкова Т. Л. Философия Ф. В. Й. Шеллинга и мировоззренческие основания романтизма: дис. канд. филос. наук. — Нижневартовск, 1998. — 179 с.

3 Мисюров Н. Н. Социально-философские основания немецкого романтизма как формы национального самосознания: дис. д-ра филос. наук в форме науч. докл. -Омск, 2001.-376 с.

Также стоит упомянуть работы Ю. Л. Аркана1, рассматривающего журналистику в числе социокультурных явлений эпохи, и А. В. Коковой2, которая, исследуя язык немецкой прессы XIX столетия, упоминает также и о языке романтиков.

Таким образом, основной целью предпринимаемого исследования является воссоздание истории ранней романтической печати, ее становления и развития, формирования на ее страницах основных идей, которые складываются в полемике с предшествующей культурной эпохой, влияние этих изданий на дальнейшее развитие не только литературного процесса в Германии и других странах, но и на сферы, на первый взгляд отдаленные от литературы, — живопись, театр, музыку, теорию права и даже биологию.

При этом представляется важным установить пути генезиса романтических концепций, многие из которых были связаны с изданиями, внешне не имеющими прямого отношения к романтикам. Таким образом, будет выявлена история формирования литературоведческих терминов и систематической эстетики у просветителей и «бурных гениев», что дало романтикам возможность опираться на некую сложившуюся систему. Тщательный анализ изданий предромантического периода с точки зрения оценки содержания, формы и концепции позволит описать непосредственных предшественников романтической печати и осветить начало журналистской деятельности самих романтиков. И, наконец, в работе будут подробно рассмотрены романтические издания, проанализированы идеи, способы подачи материала, литературно-журнальная полемика и особенности издания подобного рода периодики.

1 Аркан Ю. Л. Консервативно-романтическая тенденция в немецкой социальной философии и философии культуры: дис. д-ра филос. наук. — СПб., 2004. — 431 с.

2 Кокова А. В. Формирование стилистических норм языка немецкой газетной прессы XIX столетия: дис. д-ра филол. наук. — Абакан, 2000. — 398 с.

Наиболее важным представляется участие изданий в литературном процессе, иллюстрирование их влияния на развитие литературы, восприятие современниками и оценка взаимодействия романтических и предромантических идей и публицистической формы их подачи.

Объектом и предметом исследования является процесс становления литературной периодики в период со второй половины XVIII века и по первые годы XIX-го. Нижняя хронологическая граница обуславливается просветительским изданием «Энциклопеди, у Диксьонер рэзоне де сиянс, дес арт э де метье» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers», «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 1751−1780), в котором впервые были определены и приведены в систему литературные понятияверхняя граница соотносится с завершением издания «„Критишес журнал дер философи“ („Kritisches Journal der Philosophie“, „Критического философского журнала“) Ф. Й. Шеллинга и распадом Йенской школы. Такие хронологические рамки выбраны не случайно. Вскоре после полного издания „Энциклопедии“ начинается журналистская деятельность Г. Э. Лессинга, определившая эволюцию важнейших журналистских жанров. К этому же времени относится и формирование эстетических воззрений И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, которые нашли отражение в журнале Шиллера „Орен“ {"Horen», «Оры»), издаваемом в период с 1795 по 1797 годы. В этом же журнале состоялся журналистский дебют А. В. Шлегеля. В 1797 году эстафету перенимает журнал И. Ф. Рейхардта «Люцеум дер шёнен кунсте» {"Lyceum der schonen Kunste", «Лицей изящных искусств»), в котором Ф. Шлегель публикует серию фрагментов, названных потом «Ликейскими». В это же время братья задумывают и реализовывают план собственного издания. Они ориентируются как на собственный журналистский опыт, так и на примеры других изданий, посвященных наукам или искусству. Здесь нельзя не упомянуть «Философишес журнал айнер геселыпафт тойчер гелертен» («Philosophisches Journal einer Gesellschaft Teutscher Gelehrten», «Философский журнал общества немецких ученых»), издаваемый И. Г. Фихте, который был хорошо знаком Шлегелям и одно время служил источником идей для построения собственных эстетических и философских концепций. Наконец, с 1800 по 1803 год в Йене выходят два издаваемых Ф. Й. Шеллингом журнала: «Цайтшрифт фюр спекулятиве физик» («Zeitschrift fur speculative Physik», «Журнал умозрительной физики») и «Критишес журнал дер философи» («Kritisches Journal der Philosophie», «Критический философский журнал»), в которых идеи, впервые сформулированные романтизмом как эстетитеческие и культурологические категории, получают дальнейшее философское осмысление.

Географически большая часть исследования связана с весьма небольшим районом Германии. В конце XVIII века герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах собирает в своих пределах всю интеллектуальную элиту страны. Параллельно с науками и искусствами расцветают книгопечатание и газетное дело. И «Дер дёйче меркур» («Der Deutsche Merkur», «Немецкий Меркурий») К. М. Виланда, и «Орен» («Horen», «Оры») Ф. Шиллера, и «Пропилэен» («Propylaen», «Пропилеи») И. В. Гете, и «Критишес журнал дер философи» («Kritisches Journal der Philosophie», «Критический философский журнал») Ф. Й. Шеллинга — все литературные издания, имевшие влияние на духовную жизнь Германии, выходили в Веймаре и Йене. Даже «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум») Шлегелей, г печатавшийся в Берлине, имел прямое отношение к Йене, где жил Август Вильгельм Шлегель и где бывал его младший брат Фридрих.

Безусловно, при издании журнала братья Шлегели пользовались предшествующим журналистским опытом издания литературно-эстетических журналов, однако концепция этого издания отличалась от традиционной, которой придерживался, например, Ф.Шиллер. В программном заявлении братья открыто говорили о том, что издают «Атенеум» {"Athenaeum", «Атенеум») исключительно для изложения новых идей, разрабатываемых ими самими или их единомышленниками. Никаких высоких целей издатели не преследовали и не стремились сделать издание сверхпопулярным. Несмотря на это журнал сыграл заметную роль в истории немецкой литературной печати, в нем нашлось место и для полемики, и для просветительского разнообразия тем. Для исследователей истории журналистики «Атенеум» {"Athenaeum", «Атенеум») тем более интересен, что издательские принципы последующих журналов, исповедующие романтические или околоромантические взгляды вновь вернулись в русло традиции.

Поскольку исследование любого периодического издания включает в себя также и историю создания и существования этого издания, в работе широко используется эпистолярный материал. В XVIII и XIX веках культура писем была чрезвычайно развита, и именно эти свидетельства эпохи остаются подчас единственным источником информации, если мы хотим узнать, почему журнал назывался так, а не иначе, и в соавторы или соиздатели был приглашен тот или иной современник. В работе приводятся как письма из собраний сочинений, в том числе переведенные на русский язык, так и письма, найденные в специальных изданиях и архивных материалах Германии.

Также при написании исследования использовалось специализированное многотомное издание «Хисториш-критише аусгабе».

Historisch-kritische Ausgabe", «Историко-критическое издание»), в котором собраны и классифицированы копии и репринты текстов из отдельных номеров газет и журналов, недоступных в оригинальном виде.

Обшей методологической и теоретической основой диссертации становится историко-культурный метод. В целом, методологию исследования можно точно охарактеризовать словами В. И. Грешных, который определяет методику исследования литературной эпохи как системного целого следующим образом: «Обозначение черт и тенденций эпохи, раскрывающих ее многосложность и внутреннюю противоречивость. <.> прослеживание изменений в самом типе художественного сознания, влияющих на жанровые и стилевые формы изложения"1. В нашем случае будет предпринят анализ генезиса и развития романтических идей, и влияние этого нового типа художественного сознания на литературную журналистику. В свою очередь, возможность популяризации новых «черт и тенденций» эпохи оказывает огромное влияние на саму их суть.

Научная новизна диссертации состоит в описании зарождения и формирования одного из важнейших литературных направлений сквозь призму журналистской деятельности. Расширение ретроспективы, оперирование малоизвестными российскому исследователю фактами и материалами дает возможность по-новому оценить многие известные эстетические постулаты. Подробное хронологическое освещение истории литературных изданий того времени проливает свет на некоторые недостаточно изученные периоды в истории немецкой журналистики.

В процессе работы над текстом диссертации были использованы материалы немецких архивов, библиотек и университетов. В частности:

1 Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм. — Л., 1991, с. 9.

Mainz Universitatsbibliothek, Frankfurt Literaturhaus, Frankfurt am Main Universitatsbibliothek, Nurnberg Stadt Bibliothek, Koblenz Stadtarchiv, а также материалы музейного архива Goethe-Museum-Dusseldorf. Большинство этих материалов недоступны российским исследователям и приводятся впервые.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии. Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, степень изученности, ставятся цели и задачи исследования, формулируется методологическая основа и научно-практическая значимость работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В свое время Гете высказал мысль, которая могла бы стать эпиграфом к данной работе: «Литература, — писал он, — с самого начала своего существования фрагментарна, она хранит памятники человеческого духа только в той мере, в какой они были запечатлены письменами и в какой эти письмена сохранились <.> Много прекрасного существует в мире разрозненно, и это задача нашего духа — обнаруживать связи и тем самым создавать произведения искусства"1. Казалось бы — налицо противоречие: фрагментарность, разрозненность — и системность и целостность. Однако корифей немецкой литературы очень точно ощущает веяние времени. Ведь он пишет о рубеже ХУШ-Х1Х веков, о времени, когда начинает культурная полемика между строгостью рационализма и возникающим новым типом сознания.

Открытость, диалогичность, разнообразие и одновременно целостность, — вот то, что характеризует время зарождения и формирования романтизма. Эти качества в полной мере определяют и характер периодических изданий, связанных с романтизмом.

В нашем исследовании акцент был сделан не на описании романтической ментальности как набора определенных идей, а на самом образе мыслей и способе изложения этих идей.

Йенские симпосионы, возникшие на самой заре романтизма стали предтечей публичного изложения романтической эстетики. Именно в эти годы И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинг начинают излагать свои философские системы в печати, а братья Шлегели — обсуждать проект своего будущего журнала.

1 Гете КВ. Собр. соч. В 13 т. М., 1937. Т 10, с. 714−720.

Романтики, несмотря на активное внешнее отторжение, были теснейшим образом связаны с литературной традицией, особенно с просветителями и штюрмерами. Заимствование и преобразование культурного опыта происходит и в издательском деле.

Прежде всего, сама терминология, призванная описывать словесное творчество, была создана просветителями в «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Романтики во многом усложняют эту терминологическую систему, однако активно пользуются ею в своей творческой практике, изменяя смысловое наполнение понятий.

Если проанализировать литературную критику на страницах романтических изданий, то нельзя не вспомнить журналистскую деятельность Г. Э. Лессинга, во многом принятую за образец Ф. Шлегелем, который высоко ценил пренебрежение к строгой системности изложения, ироничность и полемическое красноречие.

Следующей ступенью к формированию романтической журналистики стали литературные издания конца XVIII века, особенно одно из них, -журнал Ф. Шиллера «Орен» {"Horen", «Оры»),.

Блистательный триумвират корифеев немецкой литературы, развернутое обоснование эстетики, внимание к национальным истокам, зародившаяся идея синтеза искусств, ставшая потом краеугольным камнем романтической эстетики, — вот лишь краткий список того, что дало это издание немецкой литературной журналистике. Кроме того, журнал рассмотрен также с точки зрения истории журналистики Германии, поскольку представляет собой яркий образец качественной литературной прессы того времени. В этом же журнале состоялся дебют старшего из братьев Шлегелей — Августа Вильгельма.

Однако первый опубликованный романтический манифест появился не в этом издании, а в «Люцеум дер шёнен кунсте» {"Lyceum der schonen Kunste", «Лицей изящных искусств»,) Рейхардта — это фрагменты, названные «ликейскими». Они содержали основополагающие идеи новой будущей системы философских и эстетических взглядов. Вводятся важнейшие понятия романтической эстетики: ирония, фрагмент, поэзия, гений и т. д.

Соответственно, издание собственного журнала для романтиков становится не просто желательным, но необходимым. «Первый номер этого журнала вполне соответствует цели и духу задуманного нами дела. <.> Свободными и разнообразными будут как форма изложения (статьи, л диалоги, афоризмы, фрагменты), так и содержание», — вот суть издательской концепции братьев Шлегелей.

Лишь четыре года отделяет программное заявление издателя «Орен» («Horen», «Оры», 1794) от программы «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум», 1798), но на самом деле между ними лежит пропасть, разделяющая два века. Именно в «Атенейских фрагментах» Ф. Шлегель создает концепцию поэзии, впитавшей в себя все словесное творчество, по сути формируя новую методику анализа литературных произведений. Таким образом, в художественный процесс вовлекается и критика, она становится как бы саморефлексией искусства.

Реализацией симфилосфии романтиков служит не только содержание статей, но и композиция номеров «Атенеума» Тождественные друг другу, но независимые части, взятые вместе, образовывают единство смыслов, значений и понятий. Таким образом, предпринятое пристальное рассмотрение журнала дает возможность изучить новые тенденции в литературной журналистике Германии, ведь журнал был первым образцом.

2 Athenaeum. Bd. l, St. l, s. 1−2. того, как традиционная жесткая форма меняется ради содержания и составляет с ним гармоничное целое.

Следующим изданием, несущим романтическую концепцию становится «Цайтшрифт фюр спекулятиве физик» («Zeitschrift fur speculative Physik», «Журнал умозрительной физики») Ф. Й. Шеллинга. Здесь йенское понимание симфилософии как слияния поэзии, искусства, философии трансформировано в единство идеального и реального, поэтического, одухотворенного содержания и формы, позволяющей донести это содержание.

Эта же тенденция продолжается и в следующем издании Ф. Й. Шеллинга, — «Критишес журнал дер философи» («Kritisches Journal der Philosophie», «Критического философского журнала»), который продолжает издательские принципы братьев Шлегелей, и в котором в той или иной форме завершаются одни эстетические и философские начинания йенской романтической школы и продолжаются и развиваются другие.

Придавая философии ту же всеобъемлющую значимость, которая во времена йенского кружка придавалась поэзии, Шеллинг сводит воедино науки и искусства. Ведь общим для всех наук является созидание новоготворчество, то есть апогеем знаний и таланта является желание творить и синтезировать.

Таким образом, в данном исследовании, эстетика романтизма стала связующим звеном между самыми разнообразными явлениями и фактами, недаром исторический метод исследования предполагает, помимо прочего, ширину охвата определенного явления.

Эстетика йенских романтиков оказалась тесно связанной и с издателями французской «Энциклопедии», и с У. Шекспиром, и с Гомером, и с литературной мистификацией Макферсона. Помимо создания новых эстетических концепций, это еще и время активного освоения новых жанров, соответствующих требованиям времени. Просветители первыми понимают, что слово определяет сознание, и первыми же начинают искать новые адекватные формы. Фактически, это время, когда газетные и журнальные жанры формируются и приобретают тот вид, в котором они известны нам сегодня. Переходное время, когда еще живы и актуальны идеи Просвещения, но пробиваются и первые романтические ростки, — интересно для исследователя еще и с точки зрения взаимовлияния и взаимодействия, -дискуссиями и спорами, преемственностью идей, их развитием и отрицанием. И значительная заслуга в этом принадлежит именно печатным изданиям романтического периода, — изданиям, на первый взгляд, мало связанным с литературой. Это газеты и журналы общего профиля, осваивающие новые жанровые формы, и философские журналы, изначально предназначенные для интеллектуальных читателей. Тщательный анализ предромантических изданий с точки зрения оценки их содержания, формы и концепции позволил найти и описать непосредственных предшественников чисто романтических изданий, традицию, из которой проистекала романтическая публицистика.

Кроме того, значительный акцент в работе был сделан на формировании законов нового художественного мышления, порой рождающихся в полемике между двумя изданиями, наглядно показывающей новые тенденции, — такова, например, была полемика между Шиллером и Фихте, Фихте и Шеллингом, журналами «Атенеум» {"Athenaeum", «Атенеум») «Архив дер цайт» («Archiv der Zeit», «Архив времени»).

Более того, взгляд на эпоху романтизма сквозь призму журнально-газетной деятельности сделал отчетливыми некоторые детали биографий как просветителей, штюрмеров, так и самих романтиков. Псевдоним.

Фридриха фон Гарденберга известен всем, но мало кто знает, что имя Новалис появилось тогда, когда один из виднейших теоретиков романтизма задумался о собственных публикациях на страницах «Атенеума».

Не меньше фактов, частностей и закономерностей становится известно из последующих романтических изданий, выпускаемых гейдельбергскими и берлинскими романтиками. К сожалению, формат работы не позволяет осветить их все.

Однако как бы ни называлось романтическое издание, именно необходимость готовить свои манифесты для печати ставит такие вопросы как степень систематизации эстетических воззрений, уместность новых жанровых форм, а также смысловой сочетаемости разных материалов одного номера, — та связь, которая фактически утрачивается при чтении обычных собраний сочинений.

Внимание к печатным работам заставляет искать и анализировать тексты, доселе почти неизвестные российскому читателю. Это статьи, написанные специально для какого-либо издания, заметки, появившиеся в ходе полемики, письма, неизбежно сопровождающие такое начинание, как издание собственного журнала. Большинство таких частностей, придающих полноту картине жизни той эпохи не переведено на русский и нередко отсутствует в российских библиотеках. С целью «визуализации» изданий, которые вышли из-под печатного станка более двух веков назад, в работе сделано приложение, содержащее иллюстративный материал, — обложки, первые листы, образцы писем.

Погрузившись в эпоху, мы узнаем и сведения, интересные именно историкам журналистики: сколько стоил печатный лист, как оплачивался труд издателя и корректора, каково было влияние властей и институтов цензуры, и даже то, как дела об оскорблении личности в печати решались в немецком суде в XVIII — XIX веках.

Помимо исторических подробностей, поиска новых жанров, композиционных приемов и биографических деталей, предпринятое исследование журнальной деятельности немецких романтиков позволило по-новому взглянуть на логико-системный ряд их теоретических манифестов. То, что романтики не придерживались строго детерминированной системы, является общим фактом. Современный читатель уже привык к образному, вольному стилю мышления, и едва верится, что когда-то это было исключением, а не правилом. Однако чтобы верно оценить специфичность романтического изложения, следует брать не деструктивные, а конструктивные, созидающие его особенности.

Читатель «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум») сталкивался с тем, что вел постоянный диалог с авторами журнала. Романтики ставят вопросы не только себе, но и собеседникам. И это не дешевое заигрывание с публикой, это знак критической настроенности по отношению к собственному знанию. Многие фрагменты развертываются только в сочетании с соседними, один материал становится пояснением к другомуи автор, и читатель вынуждены постоянно связывать разнородное, синтезировать и объяснять.

Теоретический аппарат, — ядро любой эстетической концепции — у романтиков удивительно динамичен. Современники, читавшие журнал братьев Шлегелей, не стеснялись в выражениях, характеризуя журнал едва ли не как бред умалишенного. Виной тому привычка читателей к традициям просветительской логики, тогда как романтическая эстетика предполагает отрывочные мысли свободные, нередко противоположные толкованиякажется, вот-вот читателю станет ясна некая твердая и незыблемая истина, но через несколько страниц развернется другой виток мысли, опровергающий или дополняющий сказанное ранее.

Живой пульс романтических понятий становится особенно ощутим при анализировании опубликованных манифестов. Это вечное вращение смыслов, категории, не имеющие регламентированных границ и априорной ясности. Поэтому так важно последовательное прочтение именно в том порядке и виде, которым им придавали сами романтики, а не позднейшие составители хрестоматий и издатели их манифестов, — ведь при этом неизбежно не только сужение, но и даже искажение смыслов!

Понятием называют именно ту мысль, где мир можно сжать воедино и которую можно вновь расширить до целого мира. Истинными понятиями, ведущими к знанию, могу быть названы только живые понятия, поскольку только жизнь представляет собой единство и полноту <.> Каждое понятие должно быть, органическим и живым" , — считает Ф.Шлегель. По счастью, для исследования оказались доступны действительно почти живые свидетельства мысли той эпохи — периодические издания. Стоит только вспомнить о том, как романтики ратовали за совместное философствование и становится понятно, что имелось в виду не только обсуждение внутри йенского кружка, но и диалогизм изложенных в печати идей, призыв к диалогу с читателем, продолжающемуся до сих пор.

3 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2, с. 162−164.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. -М., 2004.
  2. Е.В. Исследования, перевод и примечания / в кн.: Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Спб., 1890.
  3. А. Философия искусства. М., 1989.
  4. В. Теория искусства ранних романтиков и Гете. -М., 1996.
  5. Ю.Берковский Н. Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемыромантизма. М., 1971. 11. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — Спб., 2002.
  6. Воронеж, 2004. 15. Буало Н. Поэтическое искусство. -М., 1957.1б.Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. -М., 1994.
  7. O.K. Немецко-русский словарь по искусствознанию. -Москва, 2005.
  8. И.Ф. романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма. М., 1971.
  9. Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999.
  10. Г. Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии // Вестник МГУ. Серия Журналистика. № 4. М., 1993.
  11. P.M. Философия немецкого романтизма (Фр.Шлегель, Новалис). М., 1978.
  12. П.П. Жизнь и творчество И.Г.Фихте / В кн.: Фихте И. Г. Сочинения.-М., 1995.
  13. П.П. Философия Фихте и современность. -М., 1979.
  14. Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2 т. -М., 1888.
  15. Р. Романтическая школа в Германии. М., 1981.
  16. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. -М., 1972
  17. И.Г. Избранные соч. -M.-JL, 1959.
  18. И.В. Собрание сочинений в 10 т. М., 1975 — 1980.
  19. И.В. Собрание сочинений в 13 т. М., 1948.31 .Гете И. В. Театральное призвание Вильгельма Мейстера. JL, 1984
  20. И.В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. -М., 1988.
  21. М.М. Основы диалогического мышления и его культурно-творческая актуальность. // Наследие М. М. Бахтина и проблмы развития диалогического мышления в современной культуре. -Донецк, 1996.
  22. Гораций. Собр. соч.-СПб, 1993.
  23. В.И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.
  24. A.B. Немецкая классическая философия. -М., 2001.
  25. A.B. Гердер.-М., 1975.
  26. A.B. Шеллинг. М., 1982,
  27. Д. Собрание сочинений в 10 т. -М., 1989.
  28. A.C. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.
  29. Европейский романтизм. -М., 1973,
  30. A.B. Эстетика веймарской классики. М., 1996.
  31. В.М. Жизнь и творчество Гердера / В кн.: Гердер И. Г. Избранные соч. -M.-JI., 1959.
  32. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб., 1996.
  33. История печати. Антология. М., 2001.
  34. И. Сочинения в 6 т. М., 1964.
  35. Э. Философия Просвещения. М., 2004,
  36. К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1987.
  37. E.H. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.
  38. П. Жизнь Шиллера. -М., 1984.
  39. ЛессингГ.Э. Лаокоон.- Л., 1956,
  40. Лессинг и современность. М., 1981.
  41. Л. Ф.Шиллер. М., 1960.
  42. А.Д. Историческая мысль в «Энциклопедии» //История в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. М., 1978.
  43. Дж. Поэмы Оссиана. Спб., 1890.
  44. Э. Размышления о Гете. М., 1914.
  45. Ал. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. -М., 1989.
  46. Немецкие демократы XVIII в. Шубарт, Форстер, Зейме. М., 1956.
  47. Новалис. Генрих фон Офтердинген. М., 2003.
  48. Новалис сам о себе в изложении Герхарда Шульца. Челябинск, 1998.
  49. Н. Освобождение печати / В кн.: История печати. Антология. М., 2001.
  50. В. Дидро и «Энциклопедия» // Д.Дидро. Собрание сочинений в Ют. М., 1984-
  51. A.C. Стихотворения. М., 1983.
  52. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Т. З и т.4.
  53. JI. Всеобщая история прессы / В кн.: История печати. Антология. М., 2001.
  54. H.A. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1984.
  55. Статьи и материалы о Ф.Шиллере. М., 1966.
  56. M.JI. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Д., 1962.
  57. C.B. Гете и его современники. М., 2002.
  58. И.Г. Избранные сочинения. М. 1916.
  59. И.Г. Сочинения. М., 1995.
  60. Г. М. Лессинг. Очерк творчества. М., 1957. 89. Черепахов М. С. О приметах газетных жанров // Вестник МГУ. Сер.
  61. Шамфор. Характеры и анекдоты. Спб, 2000.
  62. Ф. Собр. соч. в 7 т. -М., 1957.
  63. Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. -М., 1955.
  64. Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. -М., 1983.
  65. Юнг. Э. Мысли об оригинальном сочинении. СПб, 1812.
  66. Als die Post noch Zeitung machte: Eine Pressegeschichte. Frankfurt, 1994.
  67. Behler E. Fruhromantik. Berlin, 1992.
  68. Berard W. Un mensonge de la science allemande: les Prolegomenes de Fr.Aug.Wolf. P., 1917.
  69. Bowra C.M. Homer and his forerunners. Edinburgh, 1955.
  70. Briefe an F.Schlegel. Koln, 1917.
  71. Briefe Schillers und Goethes an A.W.Schlegel. Leipzig, 1846.
  72. Brockhaus Enzyklopadie. In 24 Bd. Mannheim, 1986.
  73. Caroline. Briefe aus der Fruhromantik. Leipzig, 1913.
  74. Casini P. L’eta deir"Enciclopedia" e le riforme. -Roma-Bari, 1980.
  75. Cassirer E. Goethe und die Geschichtliche Welt. -Berlin, 1932.
  76. Cassirer E. Rousseau. Kant. Goethe. Two essays. Princeton, 1945.
  77. Cauer P. Grundfragen der Homerkritik. 3 Aufl. Leipzig., 1923.
  78. Cordasco F. E. Young: a handlist of critical notices and studies. -N.Y., 1950.
  79. Deutsche Literaturgeschichte. Bd. 3,4, 5. Munchen, 1991.
  80. Deutsche National-Literatur. Hrsg. von J.Kurschner. Stuttgardt, 1886. Bd. 48.
  81. Die Aktualitat der Fruhromantik. Hrsg. von Ernst Behler und Jochen Horisch.-Paderborn, 1987.
  82. Donner J. Wilhelm Meister und sein Einflu? auf den Roman der Romantiker. Helsingfors, 1893.
  83. Dovifat E. Handbuch der Publizistik. In 3 Bd. -Berlin, 1969−1700.
  84. Drerup E. Das Homerproblem in der Gegenwart. Wurz, 1921.
  85. Ducros L. Les encyclopedistes, Paris, 1900.
  86. Duprat P. Les encyclopedistes, leurs travaux, leurs doctrines, et leur influence, Paris, 1866.
  87. Europaische Romantik. Im 3 Bd. Wiesbaden, 1982−1985.
  88. Fichte J.G. in zeitgenossischen Rezensionen. In 4 Bd., LeipzigBerlin, 1995.
  89. Fichte J.G. Samtliche Werke in 11 Bdn. Hrsg. von J.H. Fichte. -Berlin, 1846.
  90. Fischer H.-D. Deutsche Zeitschriften des XVII. bis zum XX. Jahrhundert, — Munchen, 1973.
  91. Fischer H-D. Publizistisch-historische Beitrage im 5 Bdn. -Munchen, 1972−1982.
  92. Fischer H.-D. Deutsche Presseverleger des XVIII. bis zum XX. Jahrhundert. Munchen, 1975.
  93. Frenzel, Herbert A. und Elisabeth. Daten deutscher Dichtung. Chronologischer Abri? der deutschen Literaturgeschichte. 2 Bde. -Munchen 1995.
  94. Friederich Schlegels Briefe an seinen Bruder August Wilhelm. Hrsg. von O.F.Walzel.- Berlin, 1890.
  95. Fromm E. Ein denkender Kunstler. Berlin, 1997.
  96. Goethes Werke, Weimar, 1891.
  97. Groth 0. Die Geschichte der deutschen Zeitungswissenschaft: Probleme und Methoden. Munchen, 1948.
  98. Hartmann N. Die Philosophie des deutschen Idealismus. Berlin, 1923.
  99. Haym R. Die romantische Schule. Berlin, 1928.
  100. Hazlitt W. Characters of Shakespeare’s Plays. -London, 1906.
  101. Herder J.G. Briefe. In 8 Banden. Weimar, 1982.
  102. Herders Literaturktirik. Gottingen, 1970.
  103. Hirzel R. Dialog: Ein Literaturhistorischer Versuch. Leipzig, 1985.
  104. Historisch-kritische Ausgabe, Bd.4, 1975.
  105. Huch R. Die Romantik. Leipzig, 1899.
  106. Humboldt W., von. Uber Schiller und Goethe. Aus den Briefen und Werken. Weimar, 1963.
  107. Humboldt W., von. Gessamelte Werke. Berlin, 1846.
  108. Immerwahr R. Das Romantische Genese und Tradition einer Denkreform. Frankfurt a.M., 1972.
  109. Kaiser G. Geschichte der deutschen Literatur. Von der Aufklarung bis zum Sturm und Drang 1730 1785. — Gutersloh, 1966.
  110. Kluckholn P. Das Ideengut der deutschen Romantik. Tubingen, 1914.
  111. Koszyk K., Schulze W. Die Zeitung als Personlichkeit. Dusseldorf, 1982.
  112. Kuhlenz F. Weimarer Portrats. Leipzig, 1972.
  113. Lesky A. Die Homerforschungen in der Gegenwart. Wien, 1952.
  114. Manger, Klaus. Ereignis Weimar-Jena. Kultur um 1800 //Goethe-Gesellschaft Bonn. Jahresausgabe 1997. Bonn, 1997.
  115. McGann J.J. The romantic Ideology: a critical investigation. Chicago London, 1983.
  116. Menschenbild am Ende des XVIII. Jahrhunderts in Deutschland. -Weimar, 1986.
  117. North M. Die neuen Medien des XVI. bis zum XIX. Jahrhundert, -Koln, 2001.
  118. Novalis. Schriften. Die Werke Friedrich von Hardenberg. Bd. I-IV. Hrsg. R.Samuel. Stuttgart, 1960−1975.
  119. Pfeiffer-Belli W. Antiromantische Streitschriften und Pasquille (1798−1804).-Berlin, 1925.
  120. Prang H. Begriffstimmung der Romantik. Darmstadt, 1972.
  121. Proust L. Diderot et L’Encyclopedie, Paris, 1962.
  122. Remak A. West European Romanticism. Definition and Scope. -Southern Illinois. 1971.
  123. Reynaud L. Le romantisme, ses origines anglo-germaniques. Paris, 1926.
  124. Ritter I.W. Fragmente aus dem Nachlass eines jungen Physikers. -Leipzig, 1984.
  125. Robertson J.G. Studies in the Genesis of Romantic Theory in the XVIII century. Cambridge, 1923.
  126. Romantiker-Briefe. Hrsg. F. Von Gundelfingen Jena, 1907.
  127. Romantik und Aufklarung. Untersuchungen zu Friedrich Schlegel und Novalis. Nurenberg, 1966.
  128. Salomon L. Geschichte der deutschen Zeitungswesens von den ersten Anfangen bis zur Wiederaufrichtung des deutschen Reiches. Leipzig, 1906.
  129. Saunders T.B. The life and letters of J.Macpherson. London, 1894.
  130. Schadewaldt W. Von Homers Welt und Werk, 2 Aufl. Stuttgart, 1951.
  131. Schelley H.C. The life and letters of E.Young. London, 1914.
  132. Schelling als Personlichkeit: Briefe, Reden, Aufsatze. Leipzig. 1908
  133. Schelling F. W. J. Briefe und Dokumente. Bd. II: 1775 bis 1803, Zusatzband. Hrsg. von Horst Fuhrmans. Bonn, 1973.
  134. Schelling F.W.J. Samtliche Werke. Stuttgart, 1856.
  135. Schelling-Fichte Briefwechsel. Neuried, 2001.
  136. Schenda R. Volk ohne Buch. Studien zur Sozialgeschichte der popularen Lesestoffe 1770−1910.-Frankfurt a.M., 1970.
  137. Schillers Briefwechsel mit Korner in 4 Bdn. Leipzig, 1878.
  138. Schillers Samtliche Werke in 12 Bdn., hrsg. von Cotta. Stuttgardt, 1838.
  139. Schlegel A.W. und Schlegel F. Charakteristiken und Kritiken. -Berlin, 1801.
  140. Schlegel A.W. und Schlegel F. Werke / Deutsche National-Litteratur. Bd. 143,-Stuttgardt, 1889.
  141. Schlegel F. Kritische Ausgabe. Hrsg. von E. Behler und H.Eichner. -Munchen Paderborn — Wien, 1958.
  142. Schlegel F. KritischeB Schriften. Hrsg. von W.Rasch. Munchen, 1956.
  143. Schlegel F. Literary Notebooks. 1797−1801. Ed. by H.Eichner. -London, 1957.
  144. Schlegel F. Seine prosaischen Jugendschriften. Hrsg. von J.Minor. Bd. 1−2.-Wien, 1882.
  145. Schlegels Fr. Jugendschriften. Wien, 1882.
  146. Schleiermacher F. Vertraute Briefe uber Schlegels «Lucinde». -Leipzig, 1970.
  147. Schottenloher K., Binkowski J. Flugblatt und Zeitung: Ein Wegweiser durch die gedruckte Tagesschriften. Bd. 1: Von den Anfangen bis zum Jahre 1848.-Munchen, 1985.
  148. Schrairer E. Chr.Fr.D. Schubart als politischer Journalist. Tubingen, 1914.
  149. Schweitzer A. Kultur und Ethik. Munchen, 1960.
  150. Severyn A. Homere. V. 1 -3,2 ed. Bruxelles, 1945−1948.
  151. Sommerfeld M. F. Nicolai und der Sturm und Drang. Halle, 1921.
  152. Sorensen B.A. Symbol und Symbolismus in den aesthetischen Theories des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik. -Kopenhagen, 1963.
  153. Stober R. Deutsche Pressgeschichte, Konstanz, 2005.
  154. Tieghem P. van. Le preromantisme. Dans 2 v. Paris, 1924−1930.
  155. Tronchon H. Romantisme et preromantisme. Paris, 1930.
  156. Venturi F. Le origini delFEnciclopedia. Torino, 1970.
  157. Vorauslexikon in 5 Bd. Brockhaus Enzyklopadie. Mannheim, 1986.
  158. Vulpius W. Schiller Bibliographie. 1893−1963. In 2 Bd. Weimar, 1959.
  159. Wagner A.M. H.W. von Gerstenberg und der Sturm und Drang. In 2 Bd. Heidelberg, 1920−1924.
  160. Walzel O. Deutsche Romantik. Leipzig, 1918.
  161. Webster T.B.L. From Mycenae to Homer. London, 1958
  162. Whitman C.H. Homer and the heroic tradition. Cambridge, 1958.
  163. Zeitungsstadt Frankfurt am Main: Zur Geschishte der Frankfurter Presse in fuenf Jahrhunderten. Frankfurt a. M., 1994.
  164. Ziolkowski Th. Das Amt der Poesie. Die deutsche Romantik und ihre Institutionen. Stuttgart, 1992.
  165. Athenaeum. 1798−1800. In 6 Bdn. Berlin.
  166. Horen. 1795−1797. 3 Bdn., 36 Stucke. Tubingen.
  167. Deutschland, 1796, № 1. Berlin.
  168. Lyceum der schonen Kunste. Bd. 1. Berlin, 1797.
  169. Zeitschrift fur speculative Physik. Bd. 1. Leipzig-Jena, 1800.
  170. Kritisches Journal der Philosophie. Bd. 1. Tubingen-Jena, 1802.
  171. Zeitschrift fur Religion und Geistesgeschichte. Koln, 1948.
Заполнить форму текущей работой