Введение.
Значение концептов патриотизма в реализации духовно-идеологических функций журналистики
Среди методов исследования используется анализ научной литературы и телевизионных информационных материалов, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории, сравнение журналистских произведений российских тележурналистов, теоретический анализ и синтез, классификация и обобщение. Сбор эмпирического материала производился с помощью мониторинга и контент-анализа СМИ, а обработка — с помощью… Читать ещё >
Введение. Значение концептов патриотизма в реализации духовно-идеологических функций журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любовь граждан России к своей стране за последние несколько лет значительно укрепилась. Опираясь на результаты исследовательских центров, проводивших социологические опросы, связанные с патриотической тематикой, наблюдается подъем общественных настроений, причиной которого являются патриотические чувства. Согласно некоторым из исследований, уровень самоопределения опрошенных как «гражданина России» за последние 5 лет вырос на 25% На вопрос о самоопределении две трети россиян (63%) однозначно отвечают: «Я — гражданин России», тогда как в кризисный год подобная точка зрения была наименее популярна среди опрошенных (48% в 09 г.) (ВЦИОМ. Пресс-Выпуск. № 2541/ Патриотизм и гражданство. 2014. 19 марта). За последние 15 лет неизменно большинство опрашиваемых читают себя патриотами, однако их доля все же выросла на 8% и достигла 78% 15 год — 78% считают себя патриотами, 00 год — 70% (Левада-центр. Патриотизм и государство. 2015. 29 апреля). Кроме того, проанализировав данные некоторых опросов, ориентированных на выявление гражданской позиции по отношению к государству, действию властей, каких-то значимых событий и явлений, а также обратив внимание на формирование общественных желаний и интересов, мы можем представить более общую картину массового настроения в интересующем нас направлении. Так, например, на вопросы Левады-Центра «Гордитесь ли вы нынешней Россией?» положительно ответило в 2015 году на 1/3 больше, чем в 2010. Значительно вырос за 2 года (2012;2014 гг.) уровень чувства народного единства Народное единство: что это такое и как его достичь? // ВЦИОМ. Пресс-Выпуск № 2706. Результаты опроса конца прошлого года, посвященного оценки деятельности президента Путина и общего направления движения страны, также доказали высокую степень одобрения и поддержки со стороны общества 61% - дела страны идут в правильном направлении, 25% - страна движется по неверному пути; 88% - одобряют деятельность В. В. Путина, 12% - не одобряют (Левада-центр. Октябрьские рейтинги одобрения и доверия. 2015. 28 октября).
Подобная реакция респондентов, участвующих в социологических опросах, может иметь разную природу. С одной стороны, чувство патриотизма может навязываться, а с другой стороны, оно может быть вызвано потребностью самого населения. Так, например, еще один опрос выявил поддержку и уверенность почти половины населения в необходимости реализации государственной программы, посвященной патриотическому воспитанию граждан России 49% считают: «Такая программа необходима, потому что сейчас, перед лицом внешних и внутренних угроз, государство должно воспитывать патриотов, готовых защищать интересы страны»; 16% - «Такая программа не нужна, потому что сначала нужно решать более важные проблемы (коррупция, низкий уровень жизни и пр.), а если они будут решены — у населения будет и патриотизм» (Левада-центр. Патриотизм и государство. 2015. 29 апреля). Таким образом, мы получаем заинтересованность в проведении мероприятий, ориентированных на повышение уровня патриотизма, с двух сторон. Поэтому трудно однозначно сказать, чьи именно интересы отражают СМИ — общества или государственных органов. Так или иначе, роль средств массовой информации в формирования концепта патриотизма велика.
Духовно-идеологические функции телевидения и его масштабы распространения информации в России могут использоваться, как мощное и действенное средство в реализации патриотического направления политики страны. Учитывая активную позицию Российской Федерации на международной арене за последние годы (2014;2016), освещение событий как в масштабе одной страны так и всего мира чрезвычайно важно для развития поддержки политических действий государства со стороны населения.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основании анализа содержания информационного телевизионного вещания выявить значение концептов патриотизма в реализации духовно-идеологических функций журналистики.
Поставленная цель предполагает решение следующих научно-практических задач:
- 1. рассмотреть понятие «патриотизм» в содержании и структуре политических идеологий, а также проанализировать катеории «концепт» и «идеология»;
- 2. раскрыть духовно-идеологические функции телевидения в контексте социального управления;
- 3. выявить средства телевидения, формирующие патриотизм;
- 4. провести анализ телевизионных журналистских материалов на важные политические, экономические, социальные и другие события, и выявить способы формирования концепта патриотизма.
Объектом нашего исследования является непосредственно концепт патриотизма на современном отечественном телевидении.
Предмет исследования — способы, приемы и характер освещения информации на отечественном телевидении, формирующие концепт патриотизма.
В качестве теоретической базы использованы научные труды по теории журналистики, пособия и учебники по идеологии и политологии, работы по речевой коммуникации и лингвистике.
Теоретическую базу составляют научные труды таких исследователей как С. Г. Корконосенко, И. Н. Блохин, Г. С. Мельник, М. А. Бережная, А. А. Белько, К. Мангейм, В. П. Макаренко и другие.
Эмпирическую базу исследования представляют информационные программы отечественного телевидения регионального (телеканал «Санкт-Петербург») и федерального («Первый канал», «Россия-1») уровней за 2014;2016 гг.
Среди методов исследования используется анализ научной литературы и телевизионных информационных материалов, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории, сравнение журналистских произведений российских тележурналистов, теоретический анализ и синтез, классификация и обобщение. Сбор эмпирического материала производился с помощью мониторинга и контент-анализа СМИ, а обработка — с помощью сравнительного анализа.
Теме патриотизма на телевидении и роли журналистики в духовно-идеологическом воспитании общества посвящены многие научные исследования и публицистические произведения, однако новизна нашей выпускной квалифицированной работы заключается в том, что мы исследуем взаимосвязь структуры концепта и феномена патриотизма, а также привлекаем материалы эмпирической базы современной новейшей истории. Данное исследование может иметь практическое применение в разработке концепций патриотического телевизионного вещания.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучения основного понятийного аппарата («идеология», «концепт», «концептосфера», «патриотизм»), затронута идейно-функциональная особенность патриотизма в России. Во второй главе освещены духовно-идеологические функции журналистики в контексте социального управления, а также выделены средства телевидения, способствующие формированию патриотизма. Третья глава содержит анализ характера освещения российских и международных событий 2014;2016 годов.