Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности становления и функционирования СМИ Королевства Саудовской Аравии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования ученых Саудовской Аравии- 2. Исследования ученых арабских стран- 3. Исследования ученых других стран, которые имеют общетеоретический характер. К первой группе входят материалы, которые появились непосредственно в самой Саудовской Аравии и средствах массовой информации этой страны. Необходимо сказать, что в Саудовской Аравии не осуществлено отдельное научное исследование о средствах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Особенности становления системы СМИ королевства Саудовской Аравии
    • 1. 1. Проблемы зарождения и становления СМИ
    • 1. 2. Особенности развития информационных средств в Саудовской Аравия в эпоху правления Фахда Бен Абдель Азиза Ал Сауда
    • 1. 3. Технические и тематические своеобразия сетевой журналистики Саудовской Аравии
  • Глава II.
  • Обеспечение свободы слова в условиях королевство Саудовской Аравии
    • 2. 1. Система СМИ Саудовской Аравии
    • 2. 2. Влияние информационных теорий на информационную политику в Саудовской Аравии
  • Глава III.
  • Жанрово-тематические особенности журналистики Саудовской Аравии
    • 3. 1. Основные темы саудовских СМИ
    • 3. 2. Жанровые и этические особенности журналистского текста СМИ Саудовской Аравии

Особенности становления и функционирования СМИ Королевства Саудовской Аравии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Королевство Саудовской Аравии играет весьма существенную роль не только в арабском и мусульманском мире, но во всем земном шаре, так как его политический курс, дипломатические стремления и экономический потенциал являются весьма влиятельными. Помимо того, в последние годы Саудовская Аравия стала играть также значительную роль в региональном и мировом и информационном пространстве.

В своем развитии средства массовой информации Саудовской Аравии прошли долгий и плодотворный путь, от непритязательных газетных листков к высокотехнологичным спутниковым каналам, от изданий местечкового характера к масс-медиа с аудиторией, исчисляемой миллионами, от трансляции государственной пропаганды к независимому освещению событий.

Создание типографий, книгоиздания и соответственно периодической печати, являлись одним из существенных предпосылок формирования современных культурных структур на территории Саудовской Аравии. Постепенно СМИ Саудовской Аравии, как и другие арабские страны, совершили прорыв не только в области технологии, но и в области идеологии, включившись в мировые политические процессы и став фактором демократизации региона. С трансформацией средств массовой информации произошла и трансформация их аудитории в возрастном, классовом и идеологическом разрезах.

Сегодня саудовские СМИ, являясь неотъемлемой частью современного общества, отражают те проблемы, с которыми сталкивается не только Саудовская Аравия, но и страны Ближнего Востока и Севера Африки. Как и в любой другой стране или же регионе мира, политические реалии во многом формируют контекст материалов саудовских СМИ. В настоящее время арабские СМИ находятся в состоянии активного роста за счет широкого распространения доступной спутниковой связи. Быстрое увеличение числа спутниковых каналов привело к тому, что расширился рынок электронных средств массовой информации, включив в себя не только региональные СМИ, но и расположенные в странах Запада.

В связи с этими изменениями появляется необходимость последовательного и углубленного изучения этих средств массовой информации, истории их становления и развития, а также несомненно современного состояния.

Представляется целесообразным последовательно осветить историю и современное состояние печатных, а затем электронных СМИ, останавливаясь на особенностях их развития в отдельных арабских странах.

Это исследование является попыткой, анализа новой темы, разные аспекты которой нуждаются в более глубоком изучении. Объектом исследования является СМИ времен правления короля Абдель Азиза ал-Сауда. Служитель двух священных мечетей Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд стал правителем с 21/08/1402 г. хиджры (13/06/1982 г.). Новый король широко начал использовать свои полномочия в управлении государством, хотя он уже активно участвовал и внёс свой вклад в преобразованиях ещё в то время, когда он занимал посты второго заместителя председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Для анализа особенностей развития СМИ рассматриваемого периода нужно понять то, что король Фахда бен Абдель Азиз Аль Сауд сам хорошо владел основами журналистской работы, являясь журналистом особого склада. Он уважал и всячески поддерживал работающих на этом поприще, обращал внимание на их проблемы и поощрял их. Он иногда выступал как взыскательный критик документальных материалов или же теле-радио программ, имеющих определенную историческую или политическую ценность. У него особый метод общения с прессой, радио и журналистами.

Можно добавить также его особый метод получения информации и следования всему новому. Он поощрял ответственных лиц Министерства информации и посольств за то, что они обращали внимание на важные события в любых условиях. Он знал, что получит новейший сведения о кризисной обстановке, независимо от времени, когда это произошло.

На выбранный для изучения в данной работе период — (1982;2014), саудовские СМИ начали занимать важное место, как в качественном, так и количественном отношении. Многие из них были востребованы не только внутри страны, но и на арабском и международном информационном пространстве функционирование средств массовой информации Саудовской Аравии данного этапа изучено совершенно недостаточно. И эти моменты делают актуальным и необходимым изучение этой темы.

Степень изученности проблемы. Хотя вопросы деятельности СМИ в арабском мире в целом и в Саудовской Аравии в частности нашли отражение в целом ряде работ, но специальные исследования в области СМИ Саудовской Аравии, особенно на современном этапе развития, не значительны. Наблюдая и изучая особенности становления и функционирования системы средствах массовой информации страны, автор настоящей работы видел, что есть настоятельная потребность в обстоятельном исследовании развития саудовской информационной традиции в период, определений в диссертации, в качестве важного этапа в истории саудовских СМИ.

Ряд проблем арабских и саудовских СМИ получили освещение в работах арабских, российских, таджикских и западных исследователей таких, как Ханна ал-Фахури, Юсуф аль-Хабаб, Фарук Лукман, Хишам Али Хафиз, Абд ар-Рахман аш-Шабили, ал-Фараки, Али бен Шавиль ал-Карим, Фреда С. Сиберта, Т. Петерсона, В. Шрамма, Е. Примакова, Я. Н. Засурского, С. А. Михайлова, А. Х. Ибрагимова, А. Г. Князева, А. И. Вавилова, Э. К. Байрамовой И.К. Усмонова, А.Н.

Нуралиева, М. Б. Муродова, Дж. Мукимова, П. Гулмуродзода, М. А. Абдуллаева, С. Гулова, Б. Кутбиддинова и других.

Исследования, которые существуют по проблеме средств массовой информации Саудовской Аравии, а также исследования, которые в той или иной мере затрагивают нашу тему, можно сгруппировать на следующие разделы:

1. Исследования ученых Саудовской Аравии- 2. Исследования ученых арабских стран- 3. Исследования ученых других стран, которые имеют общетеоретический характер. К первой группе входят материалы, которые появились непосредственно в самой Саудовской Аравии и средствах массовой информации этой страны. Необходимо сказать, что в Саудовской Аравии не осуществлено отдельное научное исследование о средствах массовой информации страны. Большинство публикаций имеют газетный характер, которые написаны по тому или иному поводу или же рассматривают только одну проблему. У них нет научного характера, и больше имеют информационный характер. Подобные материалы публикую в прессе и интернете, например, Али Корни профессор Университета Короля в Эр-Рияде, Али бни Умар Бадахдах Сауд Косиб. Например, С. Косиб написав статью о проблемах новой и старой информации, методах их специфического использования, ставит вопрос о том, что приведет ли увеличение информационного характера материалов СМИ и уменьшение аналитических материалов, способствовать исчезновению настоящей журналистики. Другой исследователь Фавад Абдуссалам бни Бориси в статье, напечатанной в журнале «Ал маджалла ал Арабия» исследует связь между информацией и политикой. Он подробно рассматривает политический характер СМИ, обозначив его, как инструмент политической пропаганды. Такие публикации периодически появляются в Саудовской Аравии и многие из них написаны под влиянием европейской науки и методологии.

Другую часть отечественных исследований по журналистике составляют отчеты административных работников, социологические исследования СМИ, а также хронология развития СМИ. Например, Абдулрахман аш-Шабили является из числа тех ученых, которые, занимаются описанием документальной истории страны. Поэтому он собирает и детально изучает ежедневное содержание материалов СМИ, и в своих статьях дает им свою оценку. Другой исследователь Абулрахман бни Абдулла ан-Нур написал статью об информационной стратегии газеты «Аль-Джазира». Али бни Шавил ал-Карим подготовил для Конгресса страны официальные сообщения о деятельности СМИ, которые были обсуждены и по которым были приняты решения членами конгресса. Некоторые из них, в том числе: «Саудовская информационная продукция: аналитическое исследование многообразия общественного видения» и «Организационное развитие информации в эпоху короля Фахда: второе создание государства и создание информации» опубликованы в качестве отдельных исследований. В них рассматриваются проблемы государственной информационной политики, вопросы структуры и функционирования средств массовой информации. Эти исследования рассматривают положение СМИ страны с точки зрения их роли в государственной жизни. Их содержательный анализ показывает, что в анализе особенностей функционирования СМИ, они больше уделяют внимание уважению исламским ценностям.

Как видно, эта группа исследований имеет официально-библиографический характер и основана на элементах социологического изучения, и поэтому не имеет строго научной цели.

Конечно же, публикации о СМИ Саудовской Аравии нельзя ограничить только этими группами материалов. Существует ряд исследователей и журналистов, которые написали книги об истории отдельных видов системы саудовских СМИ и творческом мастерстве журналисткой профессии. Эти публикации больше имеют научно-исследовательский характер. Например, Бадр бни Ахмад Карим в своей научной книге постарался проследить процесс зарождения и становления радиовещания в Саудовской Аравии. Он выполнил свое исследование на основе доступных ему документов и воспоминаний. В ряде частей этой книги, помещены материалы, относящиеся к рассматриваемой нами эпохе. Иас бни Самир ал-Хаджари подверг исследованию появление Интернета в городке короля Абдель Азиза и обстоятельно проанализировал этот процесс. В книге Фарука Лукмана и Хишама и Мухаммада Али Хафиза изучены теоретические вопросы периодической прессы Саудовской Аравии, в качестве средства государственной пропаганды. Юсуф ал-Хабиб в своем исследовании уделяет внимание на технические и организационные проблемы функционирования СМИ Саудовской Аравии. Как видно, целями всех этих книг является не сугубо научно-академическое исследование, поэтому они больше имеют информационный характер.

Мы выше упомянули о группе исследований посвященных СМИ Саудовской Аравии, которые имеют общеарабский характер. К ним можно отнести те исследования, которые охватывают общие проблемы СМИ арабских стран, функционирования общеарабских СМИ в условиях глобализации, вопросы информационной политики Лиги арабских государств. К таким видам работ, можно отнести исследования Ал-Джаммада Мухаммада Расама «История становления СМИ арабских стран», опубликованной в БейрутеАл-Зубейра Сайф ал-Ислама «СМИ и развитие арабских стран», выполненной в ДамаскеМахмуда Абдулрауфа Камила «Введение к науке об информации и коммуникации», вышедшей в свет в КаиреХасана ал-Хасана, «О взаимосвязи государства и информации», опубликованной в Бейруте. Следует отметить, что эти исследования мало уделяют внимание СМИ Саудовской Аравии, так как они опубликованы в тех арабских странах, в которых совсем другая социально-политическая структура и ориентация.

Из числа третьей группы исследований, мы вначале отметим исследование американских ученых Фреда С. Сиберта, Т. Питерсона и В. Шрамма «Четыре теории прессы». Это исследование было полезным для нашей работы в том плане, что оно помогает в определении принципов деятельности СМИ в условиях авторитаризма. Так как эта проблема подробно изучена в диссертации, здесь не будем на нем останавливаться.

Мы в своей диссертации также использовали работы советских и постсоветских исследователей, прежде всего, российских и таджикских исследователей. Во-первых, следует отметить, что в нашей диссертации их монографии и статьи использованы в качестве теоретической основы, так как сравнение научной среды и научных методик разных стран, способствует для понимания реального функционирования нашей журналистики. Во-вторых в исследованиях ученых стран СНГ, такое понятие, как «жанр» более конкретизирован и это было очень полезным для нас во время определения творческих стилей саудовской журналистики.

Помимо этого, ряд крупных ученых и политических деятелей СССР, России и Таджикистана в своих трудах отмечали роль и место прессы, радио и телевидения Саудовской Аравии, которые важны для выявления их отдельных аспектов. Из числа таких работ хотелось бы выделить исследование российского ученого И. Г. Ибрагимова. Также для изучения исторических аспектов развития саудовских СМИ, для нас была эффективной монография арабского исследователя Мухаммада Абд ар-Рахмана аш-Шамиха, которая была опубликована в Советском Союзе в 1982 году.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в работах указанных авторов проблемы истории, теории и функционирования журналистики Саудовской.

Аравии рассматриваются в самых общих чертах, и поэтому, давно назрела необходимость изучения и анализа данной проблемы. Исходя из этого, нами впервые предпринята попытка исследования, проблем системы средств массовой информации Саудовской Аравии во всей полноте на основе материалов и источников, указанных ниже в соответствующем пункте.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является научнотеоретическое выявление, обоснование и осмысление фактов, определяющие историю и современное состояние средств массовой информации в государстве Саудовской Аравии.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

• проанализировать основные тенденции и этапы становления СМИ в Саудовской Аравии.

• определить содержание и сущность государственной политики относительно СМИ.

• выявить роль информационной деятельности правительства по освещению внутренней и внешней политики страны.

• изучить положение, сложившееся в журналистике Саудовской Аравии и существующих в них проблем.

• обобщить опыт СМИ в процессе воздействия информационного общества на Саудовскую Аравию.

• проанализировать основные закономерности и особенности идеологической политики в рассматриваемый период.

• определить участие СМИ в решении социально-политических, экономических и религиозно-идеологических проблем Саудовской Аравии.

• обозначить основные жанры, используемых в различных видах средств массовой информации Саудовской Аравии.

• прогнозировать развитие СМИ Саудовской Аравии в условиях информационного общества.

Методологическая и теоретическая основы работы.

При написании диссертационной работы, с целью наиболее полного раскрытия выбранной темы, мы руководствовались различными исследовательскими методами, такими, как описательный, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный метод, системный анализ. С учетом этих методов, были также использованы принцип хронологизма и контент-анализ. Через описательный метод, были подвергнуты изучению различные события, явления и мнения. Для этого были использованы также связи автора, в качестве одного из действенных способов описательного изучения, прежде всего через интервьюирование.

В ходе написании диссертации автор выборочно опирался на труды известных арабских, российских и таджикских исследователей.

Важной теоретико-методологической основой и источниковедческой базой диссертационного исследования послужили труды и выступления короля Фахда бен Абдель Азиз ал-Сауда определяющие и направляющие государственную информационную политику в Саудовской Аравии.

Научная новизна диссертационного исследования вытекает от актуальности исследуемой проблемы и обусловлена тем, что в ней впервые обстоятельно анализируется история зарождения и становления прессы Саудовской Аравии, особенности ее развития годы правления короля Фахда бен.

Абдель Азиз ал-Сауд. Впервые в монографическом плане изучено поэтапное эволюционное развитие СМИ Саудовской Аравии, в том числе на основе впервые введенных в научный оборот материалов.

В настоящей диссертации впервые введены в научный оборот более десяти официально-деловых документов имеющих отношение к функционированию СМИ — приказы короля, постановления правительства, законы, подзаконные акты и положения. Впервые предпринята попытка изучения средств массовой информации Саудовской Аравии в качестве единой информационной системы. Помимо того, в диссертации проанализировано действие этического кодекса журналистов в условиях такой страны, как Саудовская Аравия.

Источниками исследования являются все виды системы средств массовой информации Саудовской Аравии, рассматриваемой эпохи. Также, предпринята попытка раскрыть участие и роль саудовских СМИ в развитии саудовской экономики посредством изучения одного из образцовых информационных учреждений, занимающихся печатанием и распространением информации. Дополнительными источниками работы являются указы, положения, документы, материалы, постановления, директивы и нормативные акты изданные королем и правительством Саудовской Аравии регулирующие информационную политику страны.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она представляет собой первую попытку комплексного исследования, средств массовой информации королевства Саудовской Аравии. Сравнительно-исторический анализ позволил выделить основные этапы развития СМИ Саудовской Аравии в эпоху Фахда бен Абдель Азиза Аль Сауда и дать развернутую характеристику каждому этапу. В частности отличие этапов проанализированы с точки зрения твердости общественных, нравственных и религиозных позиций саудовского общества.

Выводы диссертационной работы в качестве теоретической базы могут быть полезны при создании концепции развития журналисткой науки в Саудовской Аравии в условиях поступательного развития информационного общества.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что его рекомендации носят целенаправленный характер о сущности саудовских СМИ, способах их управления и организации в условиях информационного общества. Данное исследование существенно расширяет представление о недавней истории и современном развитии журналистики Саудовской Аравии об особенностях системы средств массовой информации страны, вводит в научный оборот новые факты и понятия. Собранная, обобщенная и систематизированная информация раскрывает характер процессов зарождения, становления и развития средств массовой информации Саудовской Аравии.

Материалы, результаты, рекомендации, фактологический материал и выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для специалистов, работающих в области социально-политических и культурных проблем Саудовской Аравии. Помимо того они могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и спецкурсов для студентов отделения журналистики, особенно для студентов обучающихся по профилю международная журналистика, а также при разработке учебных пособий по истории и теории арабских СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

• роль, место и значение средств массовой информации и средств массовой коммуникации в королевстве Саудовской Аравии;

• социально-экономические, социально-политические и духовно-идеологические факторы возникновения, становления и развития СМИ в Саудовской Аравии;

• специфика становления системы СМИ Саудовской Аравии в эпоху Фахда бен Абдель Азиза Аль Сауда;

• основные жанрово-стилистические особенности материалов саудовских СМИ;

• основные темы, освещающиеся в средствах массовой информации Саудовской Аравии;

• особенности соблюдения свободы слова и мнения в СМИ Саудовской Аравии;

Хронологические рамки исследования. Особенность выбранной нами темы определила также хронологические рамки диссертации. В соответствии с этим в диссертации рассматривается исторический период между 21/08/1402 г. х. (13/06/1982) — 26/06/1426 г. х. (1/05/2005). Это эпоха короля Фахда бен Абдель Азиз Аль Сауда, когда СМИ Саудовской Аравии достигли определенного развития, с целью достойного присутствия в мировом и общеарабском информационном пространстве.

В то же время любое исследование, которое касается вклада короля Фахда бен Абдель Азиз Аль Сауда, должно включать в себя его деятельность, по крайней мере, с 1373 г. хиджры, когда он был министром просвещения.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр международной журналистики, истории и теории печати, радио и телевидения Таджикского национального университета (протокол № \', от 30 ноября 2012 г.). Основное содержание диссертации публиковалось в форме отдельных статей на страницах научных журналов, сборников и монографий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (семи соответствующих разделов), заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Средства массовой информации в королевстве Саудовская Аравия в эпоху короля Фахда бен Абдель Азиза свидетельствуют о больших преобразованиях на разных уровнях. Эти преобразования подтверждаются, прежде всего, законодательными актами, которые представляют собой правила и линию поведения в системе СМИ Саудовской Аравии. Информационная политика королевства направлена на то, чтобы активно стремиться заполучить читателя, слушателя, зрителя внутри страны и вне её, привлечь их внимание и создать доверительные отношения с ними, на основе совместного единодушия двух взаимодействующих сторон информации: отправителя и получателя. Таким образом, СМИ Саудовской Аравии во всей полноте, оформилась в целостную систему социальной деятельности страны и развилась по всем аспектам и направлениям, в том числе:

1. Систематическое появление новых изданий СМИ как количественно, так и качественно.

2. Развитие всех видов жанров, которые предлагают Саудовские СМИ посредством обновления методов работы и квалификации работников.

3. Расширение географического распространения Саудовских СМИ как в арабских странах, так и в мире.

4. Расширения звучания голоса саудовских СМИ и их присутствия за рубежом через газеты, радиовещание, спутникового телевидения информационных агентств и глобальной сети Интернет.

5. Наибольшей популярностью из всех разновидностей СМИ пользуется телевидение ввиду его большей доступности по сравнению с Интернетом и печатными СМИ, требующими грамотности.

6. Значительная часть средств массовой информации является рупором государственной пропаганды, выражая позиции властных структур и способствуя поддержанию традиционных общественных ценностей.

7. Одно из ключевых мест в системе СМИ Саудовской Аравии занимает понятие профессиональной этики, предписывающей, согласно журналистским кодексам и уставам, принятым правительством — содействие развитию собственной страны, мирному процессу в глобальном масштабе и распространению духовных ценностей, предоставление наиболее полной и исчерпывающей информации, ответственность за ее изложение, а также отказ от оскорбления чьих — либо чувств и воззрений.

Процесс изменений продолжается с учетом требований информационного общества XX века, которые приведут к дальнейшему развитию средств массовой информации Саудовской Аравии. СМИ страны осознают свою обязанность служить саудовскому обществу, идти в ногу с общественным прогрессом, укреплять стратегическую роль королевства и его места в мировом информационном пространстве.

Этот путь не так прост, как кажется. СМИ Саудовской Аравии, особенно телевидение, тесно связаны с общеарабскими проблемами, когда нет единства в решении многих проблем. Именно поэтому «отсутствие единства негативно сказывается не только на развитие Арабского Востока. То же можно сказать и о средствах массовой информации, которые раздираемы противоречиями и желанием во что бы то ни стало уязвить другую сторону в лице западных коллег, действуют подчас в ущерб себе» [ 45, 20].

По нашему мнению саудовские СМИ, должны быть орудием выражения мнений и идей разных слоев общества. Всякий раз, как ограничивается свободное действие СМИ, которые используют эти группы и слои общества, то они начинают получить информацию через иностранные СМИ, иногда даже не законные. Поэтому на наш взгляд необходимо шаг за шагом расширять свободу мнений в саудовских СМИ, чтобы они были более смелыми и близкими к нуждам народа, его проблемам. СМИ должны стать трибуной для каждого саудовского гражданина, для каждого кто имеет мнения, у кого есть национальные проекты, которые совпадают с твёрдостью веры, любви к родине и основным традициям общества.

Когда средства массовой информации становятся закрытыми и различные слои общества говорят шёпотом, это значит, что эти средства отрицательно участвуют в том, чтобы привлечь эти группы к обсуждению и правильному отражению проблем. Всякий раз как открываются средства информации перед разными политическими, идейными и общественными направлениями которые даёт собственную информацию, то они достигают успехов в нахождении общей идеи, которые охватят всё общество, как бы оно не отличалась в мнениях и позициях.

В 80-е -90-е годы XX века наблюдался количественный и качественный рост средств массовой информации, в целом арабских стран и Саудовской Аравии в частности. Например, общее количество телевизоров в арабских странах (включая Саудовскую Аравию), с 1982 по 1995 год увеличилось почти в 3,5 раза.

Вообще научнотехническая революция и компьютеризация в определенной мере затронули и средства массовой информации. В арабских странах, в том числе в Саудовской Аравии появились закупленные на Западе новейшие коммуникационные оборудования, а также стали чаще использоваться достижения космической и электронной техники. Правда, пока мы не можем говорить об информационной революции или же информационном обществе. СМИ Саудовской Аравии, как и вся информационная инфраструктура страны, к сожалению, пока еще отстают от развитых стран и полностью не включены в глобальные информационные процессы.

В условиях низкого уровня грамотности населения неоценимую роль по прежнему играет радио. В последние годы радиостанции значительно увеличили свои мощности, их программы стали интересными и разнообразными, стремясь ориентироваться на разные категории слушателей. Но следует отметить, что и в этой сфере есть еще много нерешенных проблем.

В области телевидения страна до сих пор в определенной мере зависит от Запада, прежде всего в создании новых телевизионных центров, поставках новейшего оборудования, а также в подготовке высококвалифицированных кадров. В то же время постепенно в целом эти проблемы решаются, на высоком государственном уровне.

В развитии СМИ и информационном обмене между развитыми и развевающимися странами арабского мира существует дисбаланс. Между тем современные тенденции развития СМИ в мире, включая глобализацию информации, усиление роли мировых агентств, внедрение дорогостоящих технологий и техники не способствуют преодолению неравенства в сфере коммуникаций. Опыт деятельности СМИ Саудовской Аравии ярким тому свидетельством.

Процесс деколонизации информации очень сложен и решаться он может в течение относительно долгого времени. Это длительный процесс, осуществляющийся поэтапно и требующий оказания действительной эффективной помощи развивающимся странам, направленной на создание их собственных систем информации и коммуникации, подготовки своих специалистов в области массовой информации. Путь к нормализации международных отношений — в экономике, в сфере информации, экологии и т. п. -должен происходить на основе широкой интернационализации.

Особую и постоянно возрастающую роль в международном и межарабском сотрудничестве играют информация и каналы ее распространения. Уровень развития СМИ в числе других факторов (экономических, политических и др.) определяет степень участия в таком сотрудничестве, и этот показатель в Саудовской Аравии весьма ощутима.

В целом в странах Арабского полуострова наблюдается движение в сторону демократии и свободного рынка, что оказывает положительное влияние на способность местных средств массовой информации реализовывать свое право на свободное выражение мнений. Этого требует также общее социально-экономическое и социально-политическое положение всех арабских стран, во втором десятилетии XXI века, приведших арабские общества к революциям и вообще к социальному пробуждению. Глобализация приводит к расширению доступа граждан к разнообразной информации, способствует развитию плюрализма взглядов и способов их выражения. В странах ближневосточного региона и Персидского залива рост общественного сознания и социального пробуждения по отношению к государственным деятелям вынуждает местные средства массовой информации и средства массовой коммуникации занимать более критичные позиции. Несмотря на консервативность монархии Персидского залива не являются исключением. Кроме того, росту независимости арабских средств массовой информации способствует повышение уровня профессионализма местных журналистов. Развитие информационных технологий также позволяет некоторым саудовским средствам массовой информации становятся более самодостаточными и независимыми. Помимо того, повышение уровня информированности населения в регионе, осознание гражданами своих культурных и политических прав, также приводит к упрочению позиций женщин, дает им возможность занимать все больше мест в СМИ, включая и ответственные посты, что является очень важным новшеством для большинства арабских стран.

Средства массовой информации королевства Саудовской Аравии начиная с эпохи короля Абдель Азиза, в течение 80 лет своего существования прошли несколько судьбоносных этапов до того, как их оформление в единую систему стабилизировалась в эпоху служителя двух священных мечетей короля Фахда бен Абдель Азиза.

В эпоху его правления развитие саудовских СМИ получило поступательный характер, потому что глава государства поддержал их и позволил им выполнять профессионально свои обязанности и задачи. Саудовские СМИ в настоящее время переживают очередной важный своего этап развития, который смысл которого заключается в том, чтобы они стали самыми сильными и новейшими средствами массовой информации в арабском и мировом информационном пространстве. СМИ и СМК страны постепенно и твердо переходят к более активному и жизнеспособному этапу будущего развития в эпоху служителя двух священных мечетей короля Абдаллаха бен Абдель Азиза Аль Сауда (да хранит его Аллах).

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском и таджикском языках:
  2. Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей. -Душанбе, 2007. 99 с.
  3. Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей. -Душанбе, 2009. 157 с.
  4. Аль-Фараки. Арабская журналистика 80-х годов // Демократический журналист. 1989 — № 8
  5. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990.
  6. Е.К. Пресса арабского Машрика в системе ближневосточных СМИ: общее и особенное // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Выпуск 3. Сентябрь, 2010. С. 215−223
  7. Н.Е. Буржуазное телевидение и его доктрины. М., 1977. — 278 с.
  8. Ближний Восток: смертный приговор газетам//Демократический журналист 1986 -№ 11.
  9. С. Н. Цыганов В.В. Методы и технологии информационных войн. М.: Академический проспект, 2007. — 382 с.
  10. А.И. Политика США в мусульманском мире. На примере арабских стран. М.: Библио консалтинг, 2009. — 349 с.
  11. О.С. История Востока. Т.2. М., 1994.
  12. К. Журналистика в 2000 году//Демократический журналист. 1987 -№ 3.
  13. Н.С. Арабские СМИ: актуальные проблемы развития // Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск 28.- М., 2006. 266 с.
  14. A.C. Демократический Йемен: 20 лет революции. М., 1983.
  15. Г. Разоблачая иллюзии о свободе мнений// Проблемы мира и социализма. 1981. — № 8.
  16. Европейская информационная система в изменяющемся мире // Международная политика. 1993. — июль, № 109.
  17. Н. На пути к новому информационному порядку.// Азия и Африка сегодня. 1989- № 2.
  18. Журналистика в буржуазном обществе. Мысль, 1976.
  19. Журналистика развивающихся стран. М., 1986.
  20. Журналистикаи байналамилал?. МаПмПаи маколахо. 4- 2. Душанбе, 2009.- 116 с.
  21. Замони муосир ва журналистика. Материалхои конференсияи байналхагщии илмию амилии «Замони муосир ва журналистика: проблемаи хукук- ва озодии сухан». Душанбе, 2011. — 166 с.
  22. Зарубежная печать. Краткий справочник. М., 1986.
  23. Я.Н. Особенности подготовки журналистских кадров в условиях обострения идеологической борьбы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1983. — № 1.
  24. Я.Н. Предисловие редактора // В кн.: «Четыре теории прессы». -М, 1998.-С. 7−10.
  25. Захрани Сауд Х. С. Саудовская Аравия: политика в области культуры и образования. -М., 2001. 132.
  26. А.Х. Коммунистическая печать стран Азии и Африки. М., 1980.
  27. А.Х. Коммунистическая печать арабских стран. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  28. А.Х. Коммунистическая и революционно-демократическая печать освободившихся стран Азии и Африки. М., 1988.
  29. Ирасили Эльвира. Саудовская Аравия как я её узнала. Изд-во Гина, 2004 .
  30. Ю.Б. Массовая информация и международные отношения. М.: Межд. отношения, 1981.
  31. Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб, 2005.
  32. А. Г. Египет 80-х годов. М., 1986.
  33. Г. Г. Саудовское государство и саудовская внешняя политика: меняющийся феномен? // В сб.: Ближний Восток и современность. М., 2007. — С. 208−244.
  34. М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего — М.: Академический проект, 2005. — 496 с.
  35. В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М.: Галерея, 2005. — 412 с.
  36. М. Лугати мухтасари истилохдг ва мафх, умх, ои рПзноманигорП. -Душанбе, 2011.-144 с.
  37. Мухаммад Абд-ар- Рахман аш-Шамих. Создание прессы в Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982.
  38. Мухаммад ал-Бухари. Принципы международной прессы и международный информационный обмен // Доклад в университете. -Ташкент, 1999 г.
  39. Мухаммад ал-Бухари. Международные информационные агентства и международная пресса в рамках международного информационного обмена. Ташкент, 2000 г.
  40. Мухаммад ал-Бухари, Сарваржон Гафуров. Саудовская Аравия // Доклад в университете. Ташкент, 2001.
  41. Мухаммад Махдуд. Новости эмиратов".-2000.- 5 мая 2000 г.
  42. А. Таърихи журналистика кишвархои хориП ?. Душанбе: Сурушан, 2001. — 224 с.
  43. А. Информационные жанры печати. Душанбе: 2005. — 130 с.
  44. Ньюман Джон. Развитие СМИ и государственная политика // http://www.infousa.ru/information/gjcom4.htm
  45. В.Д. Информациология и информационная политика. М.: РАГС, 2002. — 336 с.
  46. Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. -М., 2009.
  47. Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами, (вторая половина XX начала XXI вв.). — М., 2012
  48. Протестная книга № 1 в России. М.: Ред. Групп, 2011. — 414 с.
  49. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.-351 с.
  50. Г. В. Введение в мировую журналистику. М.: Омега, 2003. -462 с.
  51. Справочник по свободе массовой информации в Интернете. Вена, 2004. -278 с.
  52. В. Как стать знаменитым журналистом. М.: Ладомирь, 2004. -615 с.
  53. Таърихи журналистикаи кишвархои хориШ ?. Душанбе: Сино, 2011. -200 с.
  54. И.К. Назарияи публитсистика. Душанбе: Шарк-и озод, 1999. -100с.
  55. И.К. Жанрхои публитсистика. Душанбе, 2009.- 140 с.
  56. И.К. Журналистика. 1^исми 3. Душанбе, 2008. — 448 с.
  57. И.К. Журналистики. К^исми 4. Душанбе, 2011 — 473 с.
  58. О. Агрессия лжи. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1987.
  59. С. Сиберт, У. Шрам, Т. Питерсон. Четыре теории прессы. М.: Национальный институт прессы. Изд-во «Вагриус», 1998. — 224 с.
  60. Амад Махмуд Тахина. Король Фахд в сердце учёного. Университет короля Сауда в Эр- Рияде, 2002 .
  61. Абд ар-Рахман аш-Шабили. Информация в Саудовской Аравии: аналитическое описательное документальное исследование с ежегодной регистрацией выдающихся событий, 1421 г. х.
  62. Абд-ар-Рахман аш-Шабили. Документальные страницы истории информации на Аравийском полуострове, 2002 .
  63. Абд-ар-Рахман бен Абдалла ан-Нур. Об информационной стратегии газеты «Аль-Джазира"// Ал-Джазира 2001. — № 103 84.
  64. Абдель Азиз. Аналитическое исследование газеты „Умм Кура“ № 1. б.г. и б.м. издания.
  65. Абдель аз-Зуман. Форум „Настоящее и будущее интернет“ в Саудовской Аравии» 4 сентября 2001 г.
  66. Абду Рахман бен Абдалла Ан-Нур. По пути к большей журналистской стратегии газеты «Ал-Джазира. б.г. и б.м. издания
  67. Аль-Джаммал Мухаммед Расим. История развития средств массовой информации в арабских странах. Бейрут, 1985.
  68. Аль-зубейр Саиф Аль-Ислам. Средства информации и развитие в арабских странах. Дамаск, 1981.
  69. Али бен Шавиль ал-Карим. Саудовская информационная продукция. Аналитическое исследование многообразия общественного видения, которое представляло на национальной конференции. 17/02/2004 г.
  70. Али бен Омар Бадахдах. Исследования напечатанные в сети интернет. -2003 г.
  71. Али Корни, профессор международной информации университета короля Сауда в Эр-Рияде // Информация и мы
  72. Аль Кудс аль Араби. Великобритания, 17.02.2004
  73. Аналитический обзор газеты «Умм ал-Кура». Эр-Рияд: Издательство Короля Абдель Азиза. б.г. издания
  74. А.К. Энциклопедия Джидды. Т. I. Каир, 1983.
  75. Бадр бен Ахмад Карим. Создание и развитие радио в саудовском обществе. Эр-Рияд, 2000 .
  76. Бадр ал-Хариф. Журналисты прошлого. Смелость и изгнание // Ал-Джазира 2005 — 17 декабря, № 12/33.
  77. Джайхан Рашти. Системы связи и информации в развивающихся государствах. Каир: Изд-во аль-Хамами, 1992 .
  78. Динис Маквайл, Сафан Надал. Образцы связи в информационных исследованиях. Перевод Хамзы Ахмада Байт ал-Мал. Изд-во ал-Фараздан, 1998.
  79. Документы Международной комиссии по изучению проблем коммуникации: Заключительный доклад ЮНЕСКО. 1995.
  80. Иас бен Самир ал-Хаджири. История интернета в Саудовской Аравии в городке короля Абдель Азиза по науке и технике и степень использования интернета, 2004 г.
  81. Исследование опубликовано доктором Фахд Ат-Таяш из университета короля Сауда.
  82. М. Как мы понимаем средства связи. Перевод Халила Сабата и др. Каир: Народное возрождение, 1985 г.
  83. Махмуд Абд ар-Рауф Камил. Введение в науку об информации и связи с людьми. Каир: Библиотека «Возрождение Востока», Каирский университет, 1995 г.
  84. Министерство культуры и информации. Шествие саудовской информации по случаю столетней годовщины, 1999 г.
  85. Мухаммад Абд аль-Хамид. Теория информации и направления её влияния. Каир: Мир книги, 1997 г.
  86. Мухаммад Абдель Азиз ал-Бадр. Космические каналы: положительное и отрицательное. Форум информации и направлений XXI в. Эр-Рияд: Институт дипломатических исследований, 1995.
  87. Сауд Касиб. Старая и новая информация: разве пресса на пути к исчезновению. Городская компания по печати, 1423 г. х.
  88. Фавад бен Абдусалям ал-Фариси. Правило и исключение в информации и политика // Ал-Маджалла ал-Арабийа, Эр-Рияд. 1419 г. х.
  89. Фарук Лукман, Хишам и Мухаммед Али Хафиз. Огосударствление арабской прессы. Джидда: Городская компания по печати, 1997.
  90. Фахд ат -Таяш. Исследование напечатанное в сети интернет- 1994 г.
  91. Форум по информации и направлениям 21 в. Эр-Рияд: Институт дипломатических исследований, 1995.
  92. Хамза байт ал-Мал, Халид ас-Сахия. Исследование и анализ содержания статей газет «Ар-Рай» и «Аш-Шарк ал-авсат» для сравнения с направлением материалов после 4 сентября в Саудовской Аравии 2004. -5 октября.
  93. Хасан аль-Хасан. Информация и государство. Бейрут: Издательский дом, 1965.
  94. Юсуф аль-Хабаб Развитие прессы, оборудования и учреждений прессы в Саудовской Аравии. Джидда: Издательство по печати, 1413 г. х.1. Периодическая печать97. Газета «Аль-Ватан"98. Газета «Ар-Рияд"99. Газета «Аль-Джазира»
  95. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат»
  96. Газета «Аль- Ислам ва иттисак"102. Газета «Ум-ал-Кура"103. Газета «Ал-Ибъал»
  97. Журнал «Аль-иктисад ал-ислами»
  98. Журнал «Аль-маджалла ал-арабия»
  99. Журнал «Тиджарат ал-джануб"107. Журнал «Ат-Тубад»
Заполнить форму текущей работой