Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические мнения в современной российской журналистике: по материалам СМИ Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическая база исследования сформирована в ходе мониторинга и анализа политических материалов СМИ г. Санкт-Петербурга: телевидение, радио, журналы, газеты, различные виды интернет-СМИ (информационные агентства, интернет-газеты, электронные версии печатных газет, электронные информационные порталы) — всего около шестисот различных СМИ за двухлетний период: 2004;2006 гг. Отбор производился… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «Политичое мнение»
    • 1. 2. Политичое мнение в журналике: руктура и функции
    • 1. 3. Формыщвования политичих мнений в журналике
    • 1. 4. Социальная роль политичого мнения, выраженного в СМИ
    • 1. 5. Нтели и выразители политичих мнений
  • Выводы
  • ГЛАВА II.
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНЕНИЕ В
  • СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
    • 2. 1. Влияние новых информационных технологий на политичую журналику
    • 2. 2. Культура политичого мнения
    • 2. 3. Интерпретация фактов при формировании политичого мнения
  • Выводы
  • ГЛАВА III.
  • ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ МНЕНИЙ
    • 3. 1. Общее опние эмпиричого ледования. Объекты анализа
    • 3. 2. Методика ледования
    • 3. 3. Анализдержания полтичой информации в СМИ Санкг-Пегербурга
    • 3. 4. Результаты изучения политичих мнений в материалах СМИ
  • Выводы

Политические мнения в современной российской журналистике: по материалам СМИ Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мнение как свобода и форма мысли, в том числе и политической, всегда являлось предметом пристального внимания исследователей. Изучение специфики мнения в политической сфере, его характеристик и технологий приобретает в наши дни особое значение, что обусловливается рядом факторов, среди которых можно назвать следующие: развитие средств массовой информации, возникновение новых каналов передачи информации, увеличение объема информационного потока.

Мнение — наиболее общая категория, оно может быть индивидуальным, групповым, общественным. Политическое мнение является стороной общественного и стоит в одном ряду с понятием «мнение». Политическое мнение — выделяется по предмету и среде бытования и также бывает индивидуальным, групповым, общественным (как его предметная вариация). Сходство этих понятий в природе их возникновения (субъективное оценочное суждение), сфере существования (социальная среда), методах выражения, в опоре на социальное оценивание. Различие в том, что политическое мнение — более узкое понятие, используемое применительно к политике.

Политическое мнение — это отношение субъекта к тем или иным политическим явлениям, объектам, ситуациям или другим мнениям, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. По своей сущности политическое мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного политического процесса, явления. В формировании политического мнения ведущую роль играет политическая позиция субъекта, выражающего данное мнение. Политическое мнение как сегмент общественного оказывает влияние на картину действительности в журналистике. В то же время, журналистика актуализирует политическое мнение, являясь «трибуной» для его выражения. В свете сказанного возникает проблема изучения политического мнения как самостоятельного явления журналистской деятельности. Этим объясняется актуальность данного диссертационного исследования.

Степень изученности темы. Политическое мнение не было объектом специального политологического исследования до настоящего времени, политическое мнение в журналистике также не становилось объектом исследования в качестве самостоятельной научной темы. Но существует целый ряд научных традиций и школ, концептуальные достижения которых имеют непосредственное отношение к сформулированным выше общим проблемам взаимодействия политики и общества. Если оценивать эти традиции в исторической ретроспективе, то здесь, безусловно, следует назвать серию философских, социологических и политических исследований конца XIX — начала XX вв., посвященных анализу общественного мнения как социально-политического феномена. Среди исследований выделяются работы Т. Адорно, П. Бурдье, Э. Дюркгейма, А. И. Кравченко, Г. Лебона, Г. Маркузе, X. Ор}еги-и-Гассета, А. Токвиля, Э. Фромма1 и ряда других ученых, раскрывающих понятия «мнение» и «общественное мнение».

Помимо этого интерес для исследования представили работы ученых, рассматривающих внешние социальные факторы при возникновении общественного мнения (Д. Белл, Г. Блумер, В. Шрам), теоретиков, придерживающихся традиции коммуникативного подхода к исследованию процессов функционирования социального знания (функциональный подход Н. Лумана3 и коммуникативного действия Ю. Хабермаса4, а также разработанная позже теория политического анализа П. Бурдье5), Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2003; Бурдье П. Общественного мнения не существует // Социология политики. М., 1994; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2006; Кравченко А. И. Социология мнений и мнение о социологии // Социол. исслед. 1992. № 3- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 2005; Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1991; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994; Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2004.

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль, М., 1994; Шрамм У. Природа человеческой коммуникации // Массовые коммуникации. Реф. сб. вып. 4, М., 1974.

3 Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем., М., 2006.

4 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб., 2000.

5 Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. М, 1993. отечественных теоретиков, связывающих феномен общественного мнения с общественным сознанием (Б. А. Грушин, Г. Г. Дилигенский, Д. В. Ольшанский6).

Значение данных исследований определяется тем, что в них впервые очерчиваются границы общественного мнения и определяются все возможные направления его последующего изучения. Анализируя общественное мнение, исследователи вплотную подходят к понятию «политическое мнение», тем не менее, ни один из них не затрагивает его предметно и глубоко. Это стало предпосылкой для тщательного анализа данного феномена.

Научная новизна работы определяется тем, что данная проблема еще не являлась предметом специального исследования. Поскольку понятие «политическое мнение» и степень его конструктивного влияния на журналистскую, а тем самым и социально-политическую деятельность еще недостаточно изучено, научная новизна состоит в следующем:

• обоснован целостный подход к анализу феномена «политическое мнение», дополняющего и преодолевающего различные исходные методологические позиции и общетеоретические принципы;

• определены особенности выражения политического мнения в современной российской журналистике и проведен анализ этих особенностей;

• установлено, что политическое мнение, выраженное через СМИ, влияет на социально-политические процессы и само подвержено их влиянию;

• разработана и апробирована методика эмпирического исследования политического мнения по материалам прессы Санкт-Петербурга. Основная цель исследования — раскрыть политическое мнение в качестве актуального явления политической журналистики и понятия.

6 Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002; Ольшанский Д. В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии для вузов. М., 2001. политической науки, выявить его роль и способы функционирования в контексте журналистской и политической деятельности.

Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих задач:

• с помощью теоретического анализа источников определить степень изученности общественного и политического мнения. Вывести определение понятия «политическое мнение»;

• рассмотреть политическое мнение с точки зрения влияния на социально-политические процессы в обществе;

• рассмотреть условия формирования политического мнения в современной журналистике;

• провести анализ политических мнений в российской журналистике по материалам СМИ г. Санкт-Петербурга и дать им оценку как одному из основных средств влияния на социально-политические процессы. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных (А. Ф. Бережной, В. В. Ворошилов, А. А. Грабельников, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров) и зарубежных авторов. (У, Шрамм, Т. Питерсон, К. Спаркс) по теории журналистики по вопросам общественного мнения и политики, а также принципам системного подхода и структурного анализа материалов в СМИ. Были рассмотрены работы ученых социально-психологической школы.

О л.

В. М. Бехтерев, Г. Лебон), франкфуртской школы (Э. Фромм, Г. Маркузе), представителей американской политологической традиции (бихевиористский.

7 Бережной А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс — журналисты. М., 1983; Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2004; Грабельников А. А. Массовая информация в России. От первой газеты до информационного общества. М., 2001; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2006; Прохоров Е. П. Журналистика в режиме диалога. М., 1995; Шрам У. Природа человеческой коммуникации // Массовые коммуникации. М., 1974; Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998; Спаркс К. Теории СМИ после падения коммунизма в Европе // СМИ и современное общество / Под ред. Н. Г. Войковой, Т. В. Васильевой, Д. А. Рущина. СПб., 2000.

8 Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 2001; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 2005.

9 Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2004. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994. подход Ч. Мерриама10), работы ученых, придерживающихся идеи интеранциональной природы созания и его нерасторжимости с «жизненным миром» (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер11).

При подходе к исследованию понятия «Политическое мнение» как элемента информационного обмена были использованы теоретические труды, посвященные информационному обществу, подтверждающие, что существует целый ряд крупных теоретиков, занятых глубоким изучением информации и ее роли в современном мире, в том числе, и в политической сфере человеческой деятельности. Прежде всего, это ученые, провозгласившие возникновение постиндустриализма (Дэниел Белл и его последователи), постмодернизма (Жан Бодрийяр,.

1л 1л.

Марк Постер), информационного способа развития (Мануэль Кастельс).

Большую помощь в исследовании оказали работы кафедры теории журналистики СПбГУ, посвященные изучению журналистики в мире политики.14 Можно отметить, что в немалой степени данная диссертационная работа ведется в русле общих разработок кафедры и продолжает заложенные на ней исследовательские традиции. Также немалую помощь в исследовании оказали материалы научно-практических конференций, проходящих на базе факультета журналистики СПбГУ: «Журналистика и социология», «Средства массовой информации в современном мире», а также сборники материалов, изданных по итогам заседаний секции «Журналистика в мире политики», проходящей в рамках ежегодной научно-практической конференции «Дни Петербургской философии».

10 Мерриам Ч. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. М., 1997.

11 Гуссерль Э. Избранные работы / Ред.-сост. В. А. Куренина, М., 2005; Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность / Пер. А. И. Пигалев. М., 2002; Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М., 1997.

12 Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000; Poster Mark The Mode of Information and Postmodernity, 1994.

13 Кастельс M. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004.

14 Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

Объектом исследования в данной работе являются средства массовой информации г. Санкт-Петербурга как средство выражения и формирования политических мнений.

Предметом исследования является место и роль политического мнения в системе российской журналистики.

Эмпирическая база исследования сформирована в ходе мониторинга и анализа политических материалов СМИ г. Санкт-Петербурга: телевидение, радио, журналы, газеты, различные виды интернет-СМИ (информационные агентства, интернет-газеты, электронные версии печатных газет, электронные информационные порталы) — всего около шестисот различных СМИ за двухлетний период: 2004;2006 гг. Отбор производился по региональному (принадлежность к санкт-петербургским СМИ), тематическому (материалы о политике) и временному принципам. Кроме этого, в работе был использован статистический материал центров изучения общественного мнения (в частности ВЦИОМ), материалы официальных правительственных сайтов. Собственный опыт практической деятельности в области политической журналистики также был активно использован автором при написании данной диссертации.

Освоение теоретических и структурных принципов теории журналистики велось параллельно с накоплением эмпирического материала. В частности, анализировалась собственная трудовая деятельность автора в качестве выпускающего редактора одного из предвыборных изданий. Такой подход имеет право на существование и закреплен соответствующими методами. Вслед за социологом Пьером Бурдье включенность исследователя в среду мы рассматриваем как преимущество и ценность данной работы. Ученый пишет, что когда исследователь в поле15, то он разделяет «веру» (верования, убеждения.), свойственную принадлежности к полю. Вне поля.

15 Поле, по Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями: Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 18. он, во-первых, рискует «забыть включить веру в исследовательскую модель», а во-вторых, «лишен части полезной информации».16.

Основным методом изучения массива эмпирического материала является качественно-количественный контент-анализ содержания, сущность которого заключается в выделении в тексте некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц), в их систематической надежной фиксации, а также в квантификации получаемых данных. Текст при этом рассматривается как «некий текстовый аналог действительности. Содержание текста определяется как совокупность имеющихся в тексте сведений, оценок, идей, сформулированных сообразно законам отражения действительности».17.

К преимуществам метода можно отнести возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объектдостижимость высокой степени надежности получаемых данныхвозможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане через анализ исторических источниковширокую доступность лонгитюдного изучения.18 Основным недостатком метода является значительная сложность и громоздкость процедуры, необходимость использования всех без исключения данных.

Диссертационное исследование ориентировано на комплексный характер освещения заданной темы.

На защиту выносятся следующие положения:

• политическое мнение является многоплановым уникальным и малоизученным явлением;

• политическое мнение, выраженное через журналистский материал, является одним из основных методов влияния на социально-политические процессы в обществе;

16 Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 133.

17 Методологические и методические проблемы контент-анализа. М., 1973. Вып. 1. С. 3−19.

18 Семенов В. Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии. М., 1977. С. 43−60.

• политическое мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя;

• политическое мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо проблеме;

• политическое мнение обладает носителем. При этом носитель политического мнения и его выразитель это не одно и то же, в связи с чем выстроена схематичная картина, показывающая связи носителей, выразителей, лидеров мнений. При формировании политического мнения значительную роль играет интерпретация фактов и политическая культура индивидов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные теоретические положения и практические выводы, полученные автором, способствуют расширению и углублению имеющихся в современной политической науке представлений о политическом мнении в структуре журналистской деятельности.

Проведенное исследование позволяет ввести в научный оборот авторское определение понятия «политическое мнение» и обоснование особенностей его выражения в современной российской журналистике.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в целях создания эффективной системы взаимодействия представителей средств массовой информации, органов власти и граждан.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по политической журналистике, а также положены в основу спецкурса в центрах изучения политологии и социологии.

Объект, предмет, цели и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

Итак, в главе III мы рассмотрели средства массовой информации в Санкт-Петербурге, провели их классификацию и исследовали выраженные в них политические мнения. Мы выяснили, сколько политической информации содержится в городских СМИ, и какой процент от этой информации наполнен политическими мнениями. После предметного рассмотрения каждого изучаемого СМИ стало ясно, что политике уделяется, в среднем, примерно треть от всей информации в изданиях, несмотря на то, что среднее число рубрик колеблется от десяти до пятнадцати. Было показано, в каком из рассматриваемых СМИ содержится наибольший процент политической информации именно о Санкт-Петербурге. Такими СМИ оказались газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Коммерсант, СПб», а также информационное агентство АБН. В ходе исследования эмпирических материалов мы обнаружили, что содержание политических мнений в конкретно взятом СМИ не обязательно зависит от его вида: будь то Интернет-СМИ или, например, печатное издание. Также мы увидели, что изучение политического мнения в некоторых СМИ бывает затруднительно из-за отсутствия необходимых рубрикаторов и архивов, выяснили, что классификация, даваемая некоторыми сайтами, посвященными СМИ, бывает недостаточно объективной. Составленные таблицы и графики по результатам контент-анализа наглядно отражают его результаты.

Анализ политических мнений в материалах СМИ показал, что выразителями его в СМИ являются политики, журналисты, специалисты в различных областях, деятели культуры и искусства. Наиболее часто в материалах, содержащих политические мнения, встречается попытка прогнозирования, немного реже полемика, социологический анализ и образность наблюдается только у примерно шестой части выбранных материалов. Это говорит о высоком желании выразителей политических мнений донести свои выводы до аудитории и о недостаточном инструментальном наборе" средств, к которым они прибегают в своих стремлениях.

Мы отмечаем, что политические мнения содержатся практически во всех публикациях о политике. Сопоставление результатов контент-анализа и выборок опросов общественного мнения показало тесную взаимосвязь того, как политические мнения в СМИ влияют на интерес общественности, проявляемый к событию, по поводу которого они высказываются, а также на знак оценки этого события людьми. В некоторых случаях мешала ошибочность постановки вопросов специалистами центров изучения общественного мнения, как, например, в случае с вопросом о встречах глав государств с детьми во время саммита. Было отмечено, что степень влияния политического мнения в журналистике на общественность зависит от внешних факторов. Например, хорошая летняя погода, когда большинство горожан отдыхали вне города, повлияла на то, что многие СМИ, где бы граждане смогли ознакомиться с политическим мнением, были им недоступны. Однако политические мнения в СМИ, безусловно, являются не единственным фактором, влияющим на интерес общества к тому или иному общественно-политическому событию.

В ходе исследования был получен широкий спектр эмпирических данных, позволяющий анализировать политическое мнение в СМИ города. Возможно, методика, применяемая в практической части исследования, окажется не единственной, по которой возможен анализ полученных данных. В этом смысле работа может быть полезна в дальнейших исследованиях по изучению феномена политического мнения. Как верно и обратное утверждение: отработанная методика может быть полезна при дальнейших исследованиях контента средств массовой информации уже с другими эмпирическими данными.

Анализ материалов, содержащих политические мнения, по выбранным критериям показал, что наиболее часто в этих материалах встречается попытка прогнозирования, реже они отличаются полемичностью, социологический анализ и образность наблюдаются примерно в шестой части материалов.

В целом, стоит отметить, что эмпирическое исследование значительно помогло нам при общем понимании феномена политического мнения, о котором говорится в теоретической части работы. Стоит отметить, что многие детали были добавлены в теоретическую часть уже на основании практических выводов работы. Как, впрочем, и то, что без теоретического фундамента невозможно было бы квалифицированно подходить к практическому изучению политических мнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании автор рассматривает политическое мнение в современной российской журналистике как многоплановое самостоятельное явление. Так как до этого исследователями практически не уделялось внимание данному феномену, в работе делалась опора на теоретические труды ученых, которые близко подходили к понятию политического мнения, изучая такие явления общественной жизни как общественное мнение, политика, мнение. Интерес автора к политическому мнению в журналистике был вызван, с одной стороны, малой изученностью данного феномена и желанием внести посильный вклад в научные труды исследователей журналистики из Санкт-Петербургского государственного университета, а с другой стороны — желанием сделать акцент на существенной роли, которую играет политическая журналистика в социальной системе.

Изучение научных трудов теоретического и прикладного характера в области СМИ как отечественных, так и западных ученых позволяет позиционировать данное исследование в теории журналистики и политологии. Работа велась в русле известных концепций политологии и политологии журналистики.

Научная новизна диссертации обуславливается, в первую очередь, самим предметом исследования. Автором вводится в научный оборот категория «Политическое мнение», исследуются его сущность, структура, генезис, формы, анализируется функциональность, что представляет собой вполне самостоятельное направление научной деятельности, стимулирующее новые перспективные исследования в политической сфере общества. Диссертант ввел характеристику политического мнения, включенного в общую систему социально-политических отношений.

По нашему определению политическое мнение — это отношение субъекта к тем или иным политическим явлениям, объектам, ситуациям или другим мнениям, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. По своей сущности политическое мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного политического процесса, явления. В формировании политического мнения ведущую роль играет политическая позиция субъекта, выражающего данное мнение.

В ходе работы была достигнута основная цель исследования: раскрыто понятие «политическое мнение» как актуальное явление современной российской политической журналистики, выявлена его роль и способы функционирования в журналистской и политической деятельности (на примере СМИ Санкт-Петербурга).

В ходе достижения цели был решен ряд задач. В частности, политическое мнение было рассмотрено с точки зрения его влияния на социально-политические процессы в обществе и доказана его существенная роль в этих процессах, были определены особенности выражения политических мнений в российской журналистике, рассмотрены условия формирования политических мнений.

В работе подчеркивается зависимость политического мнения от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Для понимания сути феномена политического мнения и его дальнейшего практического анализа были рассмотрены и дифференцированы его носители и выразители. В связи с этим возникла необходимость построения схематичной картины, отображающей систему взаимодействия и структурных связей носителей, выразителей, лидеров мнений. Было показано, какое воздействие мир мнений оказывает на картину действительности в журналистике и как может быть учтено политическое мнение в общественной практике (массово-гражданской и управленческой) и как учитывается, а именно: недостаточное на сегодняшний день внимание со стороны политиков, журналистов, ученых к такому значимому сегменту общественного мнения, как мнение политическое.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать определенные теоретические и практические выводы:

• политическое мнение, являясь сегментом общественного мнения, выступает в качестве одного из инструментов при формировании последнего;

• наличие у субъекта политики политического мнения является необходимым атрибутом в процессе преобразования этого субъекта в лидера мнений. На фоне национальной проблемы кризиса политического лидерства в России изучение политического мнения становится особенно актуальным;

• в свете стремительного экономического и информационного развития наблюдается усиление кризиса политической активности населения, когда большинство членов социума становятся безразличными к социально-политическим проблемам. В этой ситуации свободное, компетентное, не загнанное ни в какие рамки политическое мнение призвано быть инструментом политического просвещения и служить интересам общества, в связи с чем необходимо его всестороннее изучение;

• политические мнения в современной российской журналистике отличаются друг от друга по количественным и качественным характеристикам;

• изучение политического мнения в рамках теории журналистики обусловливается влиянием, которое мир политических мнений оказывает на картину действительности в журналистике.

Работа над практической частью диссертации доказала тезис о том, что мир политических мнений многогранен и сложно структурирован. Это подтвердилось, когда пришлось рассматривать порядка шестисот СМИ «общим взглядом» и порядка сорока пристальным контент-анализом.

Особенности формирования и выражения политических мнений неотрывно связаны со стремительным развитием информационных технологий, и в свете этого играют значительную роль работы теоретиков, изучавших информационное общество. В ходе исследования электронных средств массовой информации было обнаружено, что для них не существует устойчивого определения, поэтому автором были введены наиболее подходящие, на его взгляд, термины для обозначения подобных СМИ -«сетевые СМИ», «кибер-СМИ», и «Интернет-СМИ». Они отражают сетевой характер коммуникации и среду существования СМИ. Использование этих терминов в работе представляется автору наиболее оправданным.

В ходе изучение сетевых СМИ мы видим их возрастающую роль в информационной палитре города. Однако нельзя не говорить об опасности экспансии новых технологий кибер-СМИ в политическую журналистику: ею может стать тенденция к сокращению множественности политических мнений. Это может произойти, если ведущие информационные агентства станут обладать олигопольным контролем над всем потоком информационных продуктов. Тогда на электронных страницах читатели увидят одни и те же кадры, а газеты будут воспроизводить содержание сообщений одних и тех же информационных агентств. Однако пока политическим мнениям Санкт-Петербурга (как было показано в ходе практической работы над диссертацией) подобная опасность не угрожает.

Определяя взаимосвязь политической культуры и культуры политического мнения, мы отметили устойчивое взаимовлияние двух этих понятий. Политическая культура в применении к понятию политического мнения выражается культурой политического мнения и помимо сохранения собственных качеств, приобретает новые, характерные исключительно для этого феномена.

Исследование показало значительную роль, которую играет интерпретация фактов при формировании политического мнения. На конкретных примерах показывается, как «работает» интерпретация при выражении того или иного политического мнения на страницах СМИ. При интерпретации носители прибегают к различным формам и методам, в том числе убеждению, внушению, они по-разному проявляют свои позиции с целью воздействия на референтные группы.

При эмпирическом исследовании политических мнений в СМИ была применена методика контент-анализа так, чтобы, во-первых, охватить как можно более широкий спектр источников, во-вторых, рассматривать каждый источник, каждый материал со всех возможных точек зрения. Подобный метод практического изучения позволил избежать субъективного влияния исследователя на изучаемый объект, достигнуть высокой степени надежности полученных данных, хотя и представлял собой сложную процедуру из-за необходимости использования всех без исключения данных. Соблюдать логику исследования помогало то, что некоторые разработки будущего анализа были созданы и в ряде случаев применены уже в первых главах диссертации.

Из анализа политического мнения, включенного в политические отношения, вытекают возможности конкретных рекомендаций, которые могут быть реализованы на практике:

• активное использование редакторами, политиками, журналистами, общественными деятелями политического мнения в различных жанрах журналистики для политической активизации и просвещения населения;

• СМИ должны больше внимания уделять материалам, содержащим политические мнения: следить за тем, чтобы они были основаны на фактах, а не на вымыслах и домыслах;

• выразители политических мнений, стремящиеся стать лидерами мнений, интерпретируя факты, должны разумно подходить к использованию возможностей современных информационных технологий, помня о том, что важнейшими характеристиками политического мнения являются его компетентность, аргументированность и индивидуальность.

В ходе диссертационного исследования были получены наглядные результаты по содержанию и политических мнений, и политической информации, в целом, в СМИ Санкт-Петербурга, представленные, в том числе, в виде таблиц, графиков и диаграмм. Благодаря исследованию, мы увидели, как освещаются значимые политические события, и как это влияет на общественное мнение. Сопоставление результатов полученных данных контент-анализа с результатами опросов центров изучения общественного мнения позволило проследить закономерности влияния политических мнений на общественное мнение и наоборот.

Исследование политических мнений в материалах СМИ показало тенденции, которые характерны при выражении политических мнений: высокую степень интерпретации при сравнительно низком уровне аргументации.

Итоги теоретических рассуждений об общественном мнении, мнении, политике, предшествующие рассмотрению собственно политического мнения в современной российской журналистике, позволяют более определенно ориентироваться в политической, организационно-управленческой деятельности и избегать крайностей при реализации власти и политики.

Исследование мира политических мнений в СМИ Санкт-Петербурга позволяет с новой стороны взглянуть на ситуацию в политической журналистике и выявить закономерности её функционирования и развития, которые могут быть использованы в теоретических разработках, а также специалистами в сфере журналистики и политики в их практической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги и статьи
  2. Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
  3. Т. Негативная диалектика. М., 2003.
  4. Алексеев, А Н. Конгенг-анализ: Техника или методология? // Методологические и методические проблемы контент-анализа. МД973.
  5. Д. А. Урбанизация и культура // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999.
  6. Р. Эссе о свободах / Пер. с фр. Н. А. Руткевич, М., 2004.
  7. Р. Избранные работы / Пер. с фр., сост. Г. К. Костикова, М., 1989.
  8. Э. А. Политическая культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики: Сб. ст. М., 1990.
  9. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  10. А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс журналисты. М., 1983.
  11. Н., Сергеев В. Парламентская деятельность и политическая культура // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  12. И. Н. Цель и результат в журналистской деятельности // Журналистика и социология' 97. Журналист: личность, должность, долг / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1998.
  13. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994.
  14. Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
  15. . В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
  16. В. Ю., Коваленко, А В. Культура и массовая коммуникация. М, 1986.
  17. П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
  18. Бурдье П Общественного мнения не существует // Социология полигаки. М, 1994.
  19. М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. М., 1994.
  20. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
  21. В. В. Журналистика. СПб., 2004.
  22. Е. Социология политических отношений. М., 1979.
  23. Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
  24. Д. П. Чтобы люди пришли на выборы, должна быть интрига // Невское время, № от 07.09.2006.
  25. Гавра Д П Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодейтсия // Журнал социологии и социальной антропологии, Т. 1. вып. 4.1998.
  26. К. С. Пропаганда и внушение. М., 1988.
  27. В. М. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере. М., 1999.
  28. Государственная информационная политика: проблемы и технологии: сборник статей / Ред.-сост. Е. П. Тавокин. М., 2003.
  29. А. А. Массовая информация в России. От первой газеты до информационного общества. М., 2001.
  30. . А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967.
  31. П. С. Философия культуры. Учебник для вузов. М., 2000.
  32. Э. Избранные работы. / Ред.-сост. Куренина В. А., М., 2005.
  33. И. М Российский журналист в постготалитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М, 1996.
  34. Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002.
  35. А. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 1999.
  36. Е. JI. Психология манипуляции. М., 1996.
  37. . Современный российский Интернет / Интернет: www.socio.ru/public/doctorov/PolitIntern.doc.
  38. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  39. М. Политические партии. М., 2005.
  40. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2006.
  41. В. Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.
  42. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия // Ред.-сост. С. Г. Корконосенко, СПб., 2004.
  43. Журналистика и политика / Под ред. Я. Н. Засурского, М., 1987.
  44. Журналистика и социология' 2002. Ред.-сосг. С. Г. Корконосенко. СПб., 2003.
  45. Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов-на-Дону, 1999.
  46. Н. Г. Индустрия управляемой информации. М., 1971.
  47. Информационная и психологическая безопасность в СМИ, Т. 1, М., 2002.
  48. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2001.
  49. М. Галактика Интернет Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М., 2004.
  50. Н. М. Политическая и правовая культура. М., 1983.
  51. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.
  52. Ким М. Н., Мельник Г. С. Методы журналистики: Учебное пособие для студентов факультетов журналистики. СПб., 2006.
  53. В. П. Социология коммуникации. М., 1997.
  54. С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ. СПб., 1999.
  55. С. Г. Основы журналистики. М., 2006.
  56. С. Г. В политико-информационном пространстве полный провал / Лениздат.ру / Интернет http://www.lenizdat.ru/.
  57. С. Г. Личное мнение попугая. Журналистика голых фактов у нас не приживается // Журналистика и медиарынок. № 4−5. 2005.
  58. А. И. Социология мнений и мнение о социологии // Социол. Исслед. 1992. № 3.
  59. В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.
  60. О. В. Информационные ресурсы мегаполисов России и журналистика // Информационные ресурсы России, 2006, № 6.
  61. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
  62. В. В. Обнародование результатов исследования общественного мнения, как объект правового регулирования //Социологические исследования. 1998, № 8.
  63. Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.
  64. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
  65. Н. Общество как социальная система / Пер. с нем., М., 2006.
  66. Г. Психология народов и масс. СПб., 2005.
  67. Н. Общество как социальная система / Пер. с нем., М., 2006.
  68. М. Качественная теория информации. М., 1974.
  69. Н. Государь / Пер. с фр. Г. Муравьевой. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
  70. К. Очерки социологии знания: Теория познания -мировоззрение историзм / Пер. с англ., М., 1998.
  71. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994.
  72. Ч. Э. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. М., 1997.
  73. А. В., Панферова В. В., Субочев Н. С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политич. журн. 1994. № 9−10.
  74. С. Век толп. М., 1996.
  75. А. Социодинамика культуры. М., 1971.
  76. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М, 1996.
  77. В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.
  78. Д. В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии для вузов. М., 2001.
  79. Э. А. Проблемы модернизации в России: культурные аспекты // Теоретические основания культурной политики. М., 1993.
  80. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1991.
  81. Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.
  82. Основные понятия теории журналистики: новые подходы к проблеме / Ред. Я. Н. Засурский, М., 1993.
  83. Н. П Политическое сознание // Государство и право. 1993. № 5.
  84. В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2005.
  85. Е. П. Журналистика в режиме диалога. М., 1995.
  86. С. К. Психология и журналистика. М., 1989.
  87. Р. А. Общественное мнение и государственное управление. М, 1975.
  88. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность / Пер. с фр. А. И. Пигалев по изданию Sartr J.-P. Situations I. Paris, 1947.
  89. P. Падение публичного человека / Пер. с англ. О. Исаевой, Е. Рудницкой, Вл. Софронова, К. Чухрукидзе. М., 2002.
  90. В. Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии. М., 1977.
  91. П.А. Массовое политическое сознание. Киев, 1991.
  92. В. А. Прогноз в журналистике. СПб., 2001.
  93. Спаркс К Теории СМИ после падения коммунизма в Европе // СМИ и современное общество / Под ред. Н. Г. Бойковой, Т. В. Васильвевой, Д А. Рущина, СПб., 2000.
  94. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.
  95. И. Размышления о журналистике // Медиа Форум. 2002, № 2.
  96. А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998.
  97. А. Демократия в Америке. М., 1994.
  98. Е. В. Формируем общественное мнение: учеб. пособие для студентов всех спец. Новосибирск, 1999.
  99. Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ.
  100. М. В. Арапова и Н. В. Малыхиной / Под ред. Е. J1. Вартановой М., 2004.
  101. М. Ю. Выявление приёмов «демагогической риторики» как компонент полемического искусства // Тезисы научной конференции «Риторика в развитии человека и общества» Пермь, 1992.
  102. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2004.
  103. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  104. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. / Под ред. Д. В. Скляднева. СПб., 2000.
  105. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. Бибихин, М., 1997.
  106. А. А. В тенетах свободы. М., 1995.
  107. П. Делать мнение: новая политическая игра / Пер. с фр. / Под ред. Н. Г Осиповой, М., 1997.
  108. Шевченко, А В. Информационная устойчивость политической системы. М, 2004.
  109. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  110. Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
  111. В. Э. Предвыборные опросы 1993 г. В России (критический анализ)// Социологические исследования 1995 № 10.
  112. У. Природа человеческой коммуникации // Массовые коммуникации. Реф. Сб. Вып. 4, М., 1974.
  113. В. А. Социологическое исследование. М., 1997.
  114. Bennet W. L. Public Opinion in American Policy. N.Y., 1980.
  115. Bereisen B. Content-analysis // Handbook of Social Psychology/ Ed. by G. Lindrey. L., 1959.
  116. Black J., Whitney F. Introduction to mass communication. Dubuque (Iowa), 1988.
  117. Cantril A. H. The opinion connection: Polling, politics and the press, Washington DC, 1991.
  118. Goodin R. Manipulatory politics. London, 1980.
  119. Gordon G.N. Persuasion: the theory and practice of manipulative communications. N.Y., 1971.
  120. Lippman W. Public opinion. N.Y., 1922.
  121. Mencher M. Basic media writing. Melbourne, 1993.
  122. James S. Fishkin The Voice of the People. Public Opinion and Democracy. New Haven and London, 1995.
  123. Poster Mark The Mode of Information and Postmodernity, 1994.
  124. Jurgen Habermas on Society and Politics / Ed. by Steven Siedmen N.Y., 1989.
  125. Herrera C. L., Herrera R., Public opinion and congressional representation Public Opinion Quaterly, N.Y., 1992.
  126. Stephen M. Weatherford Measuring Political Legitimacy // American Political Science Review, N.Y., 1992.
  127. Weissberg R. Public Opinion and Popular Government. N.Y., 1976.2. Словари
  128. Большой толковый социологический словарь: В 2 т., М., 1999.
  129. Большой экономический словарь / Под ред. А Н Азрилияна. М, 2002.
  130. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1995.
  131. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред.-сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1973.
  132. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Ред. Н. Абрамов. Москва-Екатеринбург, 2006.
  133. Современный политологический словарь / Ред. В. И. Даниленко М., 2000.
  134. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М, 2004.
  135. Современный электронный Энциклопедический словарь / Интернет: http://profputevki.ru/show/8016/
  136. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Ред. Д. Н. Ушаков. М., 2000.
  137. Диссертации и авторефераты диссертаций
  138. Н. С. Единое информационное пространство Российского государства: взаимодействие печатных и электронных СМИ: Автореф. дис. канд. полит, н., СПб., 2005.
  139. В. В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветсокой России: Автореф. дис., М., 2006.
  140. Э. Д Трансформация российских средств массовой информации в политической коммуникации: Дис. д-ра социал. н., Улан-Удэ, 2002.
  141. Злыгосгева И, А Информационная деятельность и медиакампании правых партий России в политическом цикле 1996−2003 гг.: Автореф. дис., СПб 2006.
  142. . В. Буржуазное манипулирование сознанием молодёжи капиталистических стран СМИП. Автореф. дис. канд. пол. н., Киев, 1987.
  143. А. С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра): Автореф. дис. канд. пол. н., М., 1989.
  144. А. С. Общественное мнение и власть: проблемы взаимодействия: Автореф. дис. канд пол. н. М., 2001.
  145. Новиков, А М Деятельность СМИ в условиях риска и кризиса: политический и творческий аспекты: Автореф. дис. канд. полит, н., СПб., 2006
  146. Д. А. Новые медиа в контексте глобальных информационных процессов: политические аспекты: Автореф. дис. канд. полит, н., СПб., 2003.
  147. М. К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: автореф. дис. канд. н. СПб., 2006.
  148. А. М. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов (сравнительный анализ на материале СМИ России и Швеции): Автореф. дис. канд. полит, н., СПб., 2000.
  149. О. В. Государственная информационная политика России в сфере СМИ: теоретические аспекты и современная практика: Автореф. дис. канд. пол. н., СПб., 2006.
  150. Хубецова 3. Ф. Средства массовой информации как фактор политического самоуправления в регионе (На материалах республики Северная Осетия-Алания): Автореф. дис. канд. пол. н., СПб., 2001.
  151. Е. И. Семиотика политического дискурса: Автореф. дис. докт. пол. н., Волгоград, 2000.
  152. А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологич. анализ: Автореф. дис. канд. пол. н., Екатеринбург, 2004.4. Базы данных
  153. Портал Центра экстремальной журналистики: www.cjes.ru.
  154. Интернет-ресурс Всероссийского центра изучения общественного мнения: http://wciom.ru/.
  155. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга: http ://www.gov.spb.ru/.
  156. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 2004−2006 гг.
  157. Газета «Коммерсантъ, СПб» за 2004−2006 гг.
  158. Газета «Невское время» за 2004−2006 гг.
  159. Газета «Петербургский Час пик» за 2004−2006 гг.
  160. Архив Интернет-газеты «Фонтанка.ру» за 2004−2006 гг.
  161. Архив информационного агентства «Росбалт» за 2005−2006
  162. РБК, электронный архив за 2004−2006 гг.161. www.spbnews.ru, электронный архив за 2004−2006 гг.162. www.polit.ru, электронный архив за 2004−2006 гг.163. www.abnews.ru, электронный архив за 2004−2006 гг.
Заполнить форму текущей работой