Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное нами исследование и анализ полученных результатов подтвердили положения, выдвинутые гипотезой состоящей в разработке специальной методической системы, включающей в себя цели, задачи, содержание учебного материала, методику развития художественнотворческих способностей, активизирующихся в процессе использования их при выполнении работ направленных на преобразование окружающей среды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. «НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ
    • 1. 1. Теоретическое обоснование творческого процесса
    • 1. 2. Закономерности развития художественно-творческих способностей
    • 1. 3. Условия формирования и развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработки дерева
    • 1. 4. Анализ проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на примере росписи по дереву
  • Вывод 1-ой главы
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Истоки народного декоративно-прикладного творчества
    • 2. 2. Виды художественной росписи по дереву
    • 2. 3. Методика организации и проведения экспериментального исследования
    • 2. 4. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 2. 5. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования условий развития художественно-творческих способностей студентов факультета изобразительных искусств, обучающихся росписи по дереву
  • Выводы по 2-ой главе

Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с преобразованиями в экономической и социальной сферах деятельности развития современного общества большое внимание уделяется художественному образованию и эстетическому воспитанию молодого поколения, направленных на формирование нравственных качеств и мировоззрения личности, на развитие её творческих способностей, так как именно на личность с ее нравственным, духовным потенциалом ориентируется сегодня система образования.

Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения связано с задачами повышения качества преподавания направленного на получение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для художественно-творческого развития и самосовершенствования личности.

В современных условиях развития нашего общества большое внимание уделяется реорганизации системы художественного образования и эстетического воспитания, путем создания системы непрерывного образовательного процесса, который вырабатывает, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу. Особое значение в содержании этого процессе отводится знанию истории, культуры, традиций своего народа. В этом ему помогает сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства, которая имеет широкие возможности для развития личности, ее творческих способностей, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

Проблема развития творческих способностей — одна из ключевых в педагогической науке и народное декоративно-прикладное искусство (как вид художественного творчества) призвано заниматься поисками решения этой проблемы, что требует новых подходов к процессу подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В этом плане освоение технологий, методик, технических приёмов ремесла в декоративноприкладном искусстве идёт в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного и творческого мышления.

Актуальность народного декоративно-прикладного искусства для современной культуры, прежде всего — в исторических корнях, опыте поколений. Знание его видов, освоение путем художественно-творческой деятельности способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения — расширения и развития у молодежи художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.

Многие ученые философы, психологи, педагоги изучали вопросы творчества и его места в системе формирования личности, и теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в работах философов, психологов, педагогов.

В исследовании мы опираемся на труды таких философов как Аристотель, H.A. Бердяев, Демокрит, Гегель, Е. С. Громов, А.Ф.^Лосев, Ю. А. Огородников, Платон, Н. П. Пищулин, В. А. Разумный и др.

В результате исследований психологов Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Д. Б. Богоявленского, J1.C. Выготского, A.A. Деркач, А. И. Донцова, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, B.C. Кузин, C. J1. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, Д. И. Фельдштейна и др. нами были выявлены особенности и закономерности формирования творческих способностей студентов.

Вопросами художественного творчества и его места в формировании личности, проблема развития художественно — творческих способностей освещаются в исследованиях Н. С. Боголюбова, Е. И. Игнатьева, П. Г. Демчева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева, H.H. Ростовцева, М. В. Соколова, В. П. Строкова, П. М. Якобсона и др.

Вопросами развития художественно — творческих способностей студентов в процессе занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г. В. Беда, Н. С. Боголюбов, П. Г. Демчев, С. П. Ломов, В. К. Лебедко, Е. В. Шорохов, H.H. Ростовцев, В. П. Строков и др

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности, а также проблема дидактических основ организации учебных занятий будущих учителей нашли свое отражение в трудах известных ученыхпедагогов А. Д. Алехина, С. Е. Игнатьева, В. В. Корешкова, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Б. М. Неменского, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е. В. Шорохова и др. В данных работах освящены не только проблемы творческого развития личности, но и проблемы ' применения декоративно-прикладного искусства в системе образования как средства приобщения к художественному творчеству.

Значительный вклад в теорию, раскрывающий социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект народного искусства, внесли научные работы П. Г. Богатырева, И .Я. Богуславской, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикалова и др.

Проблемы формирования творческих способностей средствами декоративной деятельности рассмотрены в диссертационных исследованиях Т. В. Гановой, И. В. Козлова, H.H. Пучковой, Т. В. Саляевой И.В. Макаровской, Ю. А. Овчаровой, Т. Я. Ягуповой и др.

Тему росписи по дереву исследовали такие ученые B.C. Бадаев, И. В. Земцова, Л. Н. Пальмина, E.H. Прилуцкая, М. С. Соколова, Т. Я. Шпикалова и др.

Большую роль в формировании и развитии творческих способностей играет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по декоративно-прикладному искусству, студенты, подключая свою фантазию, присущую их творческому потенциалу, создают не только полезные, но и красивые вещи, получают навык технического исполнения 6 предмета в материале. Декоративно — прикладная деятельность воспитывает чувство патриотизма, интерес к общественно полезной деятельности, повышает ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства, вызывает желание приобщиться к творчеству, создавая что-то подобное.

Занятия декоративной деятельностью, в том числе росписью по дереву, дают возможность будущим специалистам получить навыки выполнения произведений декоративно — прикладного искусства, вызывают моральное удовлетворение, радость творчества. Декоративная деятельность служит неисчерпаемым Источником формирования и совершенствования эстетических потребностей, чувств, которые неразрывно связаны с восприятием прекрасного. Красота, вносимая в мир предметов, способствует развитию художественного вкуса, формированию положительных качеств личности. Изделия декоративно — прикладного искусства, создаваемые и используемые для художественно — эстетической организации среды, окружающей человека, но и совершенствуют связи системы «человек-среда» и формируют личность. Декоративная деятельность позволяет учитывать психологические особенности личности, ее темперамент, способности и различия, вызванные условиями жизни и воспитания.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов и методов обучения, форм организации занятий по художественной росписи по дереву с целью развития художественнотворческих способностей, формирования эмоционально — эстетического отношения к традиционной национальной культуре русского народа у студентов в изменившихся условиях их подготовки.

Актуальность проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на примере росписи по дереву обусловлена тем, что на сегодняшний момент в связи с активным включением в учебный процесс современных информационных технологий качество профессиональной практической подготовки студентов снижается, становится формализованным. Наша работа призвана стимулировать интерес к данному виду художественно творческой деятельности и в определенной степени дополнить исследования в области развития художественно-творческих способностей студентов в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования. Она одновременно решает задачи поставленные новыми ФГОСами и уровневой подготовкой студентов, где основной упор делается на самообразование и саморазвитие.

Цель исследования — состоит в разработке научно-обоснованной методической системы обучения, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву.

Объект исследования — творческая деятельность студентов на занятиях росписью по дереву в новых условиях уровневой подготовки.

Предмет исследования — научно — педагогические методы формирования и развития художественно-творческих способностей у студентов, в процессе изучения росписи по дереву.

Гипотеза исследования — если разработать специальную экспериментально проверенную методическую систему обучения росписи по дереву, направленную на высокие результаты развития художественнотворческих способностей студентов, то данная методическая система, включающая цели, задачи, содержание учебного материала, должна соответствовать следующим требованиям:

— построению учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей и индивидуальных задатков студентов;

— осуществлению обучения по принципу порогового соответствия фазам творческого процесса;

— использованию росписи по дереву в качестве эффективного условия развития художественно-творческих способностей в новых условиях уровневой подготовки;

— созданию целенаправленной системы педагогического воздействия в новых условиях уровневой подготовки.

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить, проанализировать, обобщить психолого-педагогическую литературу по проблемам творчества и закономерностям развития художественно творческих способностей;

2. Изучить психологическую природу творчества и художественно-творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву;

3. Выявить психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративно — прикладному искусству;

4. Определить роль и место росписи по дереву в системе художественной подготовки будущего специалиста;

5. Рассмотреть творческую деятельность студентов в процессе выполнения заданий по художественной росписи по дереву в новых условиях уровневой подготовки;

6. Разработать научно — обоснованные методические рекомендации к проведению занятий по декоративно-прикладному искусству на примере росписи по дереву, направленные на формирование и развитие художественно-творческих способностей студентов в новых условиях уровневой подготовки;

7. Экспериментально апробировать эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов.

Методологической базой и теоретической основой исследования явились труды в области психологии, философии, истории, гносеологии, эстетики, педагогики изобразительного искусства, работы по искусствоведению, эстетическому воспитанию, научные исследования по проблеме художественно-творческих способностей в системе художественного образования.

Методы исследования:

— изучение опыта работы преподавателей и студентов в процессе обучения основам теории ДПИ с практикумом по художественной росписи по дереву;

— изучение учебно — методической документации и учебных программ по художественной обработке дерева на художественно — графических факультетах, в педагогических и художественных вузах;

— проведение педагогического эксперимента и обобщение данных опытно — экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Экспериментальная работа проводилась с 2005 по 2010гг. включительно в три этапа. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет» города Москвы, в том числе в период обучения в очной аспирантуре с 2006 по 2009гг. 2011 год анализ полученных результатов проведенного исследования и написание основного текста работы.

На первом этапе (2005;2007гг.) — разрабатывался научный аппарат исследования, уточнялась проблема, обосновывалась её актуальность, проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, диссертационных работ по проблемам психологии творчества, по вопросам преподавания декоративноприкладного искусства, эстетического воспитания. Проводился констатирующий эксперимент. В это время осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы, исследования, определялось содержание экспериментальных занятий, проводился констатирующий эксперимент. По итогам данного эксперимента была разработана программа проведения занятий с целью развития художественно — творческих способностей студентов.

На втором этапе (2007;2008гг.) — во время проведения обучающего эксперимента анализировалась и уточнялась разработанная программа, корректировался научный аппарат диссертации, продолжался анализ литературы по проблеме исследования, в ходе проведения эксперимента, совершенствовалась методика обучения художественной обработки дерева студентами факультета изобразительных искусств и дизайна с целью формирования их творческих способностей.

На третьем этапе (2008;2011гг.,) — проводилось контрольноитоговое экспериментальное исследование, систематизация и обобщение полученных результатов и материалов, уточнение форм и методов развития художественно — творческих способностей студентов в процессе обучения их народному декоративно-прикладному искусству. Проверялись и уточнялись методические рекомендации, анализировались полученные результаты, подводились итоги. На основании полученных данных писался основной текст диссертации.

Научная новизна заключается в следующем:

— решена проблема развития художественно-творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства на примере росписи по дереву в новых условиях уровневой подготовки студентов;

— выявлено место и роль росписи по дереву в развитии художественно-творческих способностей студентов;

— разработаны критерии оценки работ студентов в процессе преподавания росписи по дереву, направленные на развитие художественно-творческих способностей средствами народного декоративно прикладного искусства;

— разработан комплекс базовых методов развития художественно-творческих способностей студентов опирающийся традиционный опыт на основе культурологической и искусствоведческой компетентности, а также на вариации и импровизации, выполняемые на основе приобретенного опыта.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в осуществлении поиска теоретических предпосылок, педагогических условий и эффективных способов обучения, связанных с развитием художественно — творческих способностей студентов на занятиях художественной росписью по дереву в новых условиях их подготовки.

Выявлены некоторые особенности структуры творческих способностей студентов в процессе творческой деятельности на основе общей психологической структуры.

Определена и обоснована возможность более оптимального решения проблем формирования и развития художественно — творческих способностей студентов на занятиях росписью по дереву.

Практическая значимость результатов исследования.

— Разработана методическая система формирования и развития художественно — творческих способностей студентов в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства на примере росписи по дереву.

— На базе теоретических основ и практических результатов исследования разработана учебная программа, методические рекомендации.

Результаты исследования могут быть использованы:

— для совершенствования учебных планов и программ по художественной обработке дерева в педагогических учебных заведениях разного уровня;

— в материалах учебных программ и методических рекомендациях предназначенных для внедрения в систему подготовки студентов по дисциплин: «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», «Основы профессионального мастерства»,.

Факультативные занятия";

— в повышении эффективности обучения студентов, благодаря развитию их художественно-творческих способностей;

— в научных изысканиях по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения ими народного декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечена теоретической, методологической базой и практической проверкой основных положений, подтверждается опытно-экспериментальной работой с использованием комплекса принципов и методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, использованием соответствующих методов обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МГПУ города Москвы (2003;2011гг.), Санкт-Петербурге (20 082 011гг.), Магнитогорске (2009г). В эксперименте принимали участие студенты факультета изобразительных искусств и дизайна, (с 2009 года переименованный в факультет изобразительных искусств), опытно-педагогическая работа проводилась в ходе выполнения курсовых и дипломных работ. Результаты исследования могут быть использованы при составлении или корректировке новых учебных планов и программ для художественно — графических факультетов, кружков, детских художественных школ, при подготовке учебно — методических пособий по художественной обработке дерева. Основные положения отражены в опубликованных статьях.

Положения выносимые на защиту: разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная и апробированная методическая система преподавания народного декоративно-прикладного искусства на примере росписи по дереву направленная на развитие художественно-творческих способностей студентов в новых уровневых условиях обучения;

— критерии оценки работ студентов в процессе преподавания росписи по дереву;

— критерии диагностики уровня развития художественно-творческих способностей студентовсистема дидактических средств преподавания народного декоративно-прикладного искусства на примере росписи по дереву, включающая в себя наглядные пособия, изделия народного декоративно-прикладного искусства, технические средства обучения и т. д.

Выводы по 2- ой главе.

Делая вывод по данной главе, мы видим, данные эксперимента показывают, что использование предложенной методики на занятиях по изучению народного искусства (росписи по дереву) способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала будущих специалистов, активному развитию их художественно-творческих способностей, поддержанию стойкого интереса к этому виду декоративно-прикладного искусства.

Для этого необходимо ввести в обучение изучение способов построения композиций и изображения основных видов орнамента: необходимы знания основ изобразительного искусства и наличие практических навыков и умений в этой областинужно знакомить студентов с историей возникновения и развития, а также с технологией росписи по дереву.

Необходимо организовать творческую деятельность студентов, умело сочетая следующие методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный (лекции, показ, демонстрация и т. д.), репродуктивный, метод проблемного обучения, исследовательский метод. Активно использовать на занятиях методы создания декоративных изделий: методы аналогии, синтеза, ассоциации.

Система обучения росписи по дереву должна строиться на основных педагогических принципах:

— научности, которая развивает у студентов умении и навык научного поиска, освоения ими способов научной организации труда;

— доступности и учете индивидуальных особенностей, чтобы процесс обучения Пермогорской росписи строился на уровне возможностей студентов, но вместе с тем не был слишком упрощенным;

— систематичности и последовательности, что позволяет за короткое время достичь наиболее высоких результатов, так как при соблюдении логических связей материал усваивается прочно и в большем объемекомплексности, которая заключается в использовании разнообразных средств воздействия на личностьвариативности и многообразии, которые предполагают использование традиционных и нетрадиционных форм работыинтегрированности, осуществляется связь многих видов художественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментальное и теоретическое исследование показало существующие проблемы развития художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий росписью по дереву. При проведении констатирующего эксперимента было отмечено:

— стереотипность подхода к образному решению несложных композиций, характерных для данного вида росписи по дереву;

— недостаточность степени владения различными материалами и использования средств и способов художественной выразительности (формообразующих и декорирующих приемов создания орнаментальных мотивов и композиций);

— слабовыраженная способность применять приобретенные ранее знания, умения и навыки для решения новой художественно-творческой проблемы;

— неумение самостоятельно решить проблему (проанализировать, оценить и проработать произведение).

На основании результатов теоретических и практических исследований были разработаны содержание и методическая система проведения курса по изучению художественной росписи по дереву, состоящие из обоснованных принципов, условий, методики и рекомендации по организации развивающего обучения студентов.

Разработанная методическая система, включает теоретическую связь и цикл учебно-творческих заданий, которым придается ведущее значение. Курс практических занятий, учитывая предложенную методику формирования системы сложных действий, делится по характеру выполнения заданий и степени самостоятельности работы студентов.

Проведенное нами исследование и анализ полученных результатов подтвердили положения, выдвинутые гипотезой состоящей в разработке специальной методической системы, включающей в себя цели, задачи, содержание учебного материала, методику развития художественнотворческих способностей, активизирующихся в процессе использования их при выполнении работ направленных на преобразование окружающей среды и создание нового не существовавшего ранее. обобщены основные этапы исследования, сформулированы следующие выводы относительно полноты решения поставленных задач: изучена психологическая природа творчества и художественно-творческие способности студентов на занятиях росписью по деревувыявлены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусства;

— определены роль и место росписи по дереву в системе художественной подготовки будущего специалиста;

— рассмотрена творческая деятельность студентов в процессе выполнения заданий по декоративно-прикладному искусству (на примере росписи по дереву);

— разработаны научно — обоснованные методические рекомендации к проведению занятий по декоративно-прикладному искусству (на примере росписи по дереву), направленные на формирование и развитие художественно-творческих способностей;

— экспериментально апробирована эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов.

Доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие художественно-творческих способностей студентов через роспись по дереву на занятиях декоративно-прикладным искусством на профильных факультетах педвузов будет более эффективным, если в учебный процесс вводить технологии освоения традиций росписи по дереву, включающей в себя: изучение развития истории Пермогорской росписи, ее специфики, символики, композиционных средств (ритм, симметрия, асимметрия, подчинение геометрическим формам и др.), видов орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный, антропоморфный, ленточно-спиралевидный) — освоение приемов выполнения Пермогорской росписи (выделение основных семи элементов росписисамасштабность элементов данной росписивыявление красоты текстуры древесины (белая грунтовка не используется) — выполнение студентами методического пособия для применения в процессе педагогической практики и работы в школе (альбом с поэтапным выполнением элементов Пермогорской росписи) на основе организации учебного процесса на современной научно обоснованной методике преподавания с учетом психологических, индивидуальных особенностей студентов.

Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в учебных заведениях, ориентированных на художественное образование разного уровня (дополнительное образование, лицеи, гимназии, вузы), при определении содержания и методов обучения народному декоративно-прикладному искусству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: МПА, 1996. 220с. автореферат дис. к.п.н.: Омск, 2008. — 20с.
  2. И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: автореферат дис. д.п.н.-М.: 2005.-40с.
  3. О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII—XX вв.еков: Дис.. к.и. Санкт Петербург., 2002. — 216с.
  4. А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1993. — 160 е.: ил.
  5. Л.Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т./Под. общ, ред. Габричевского А. Г. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937.-т 2.
  6. .Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблемы способностей. Изд-во АПН РСФСР. М., 1962.
  7. .Г. Психология чувствительного познания. -М.: Наука, 2001. 279с. (Серия «Памятники психологической мысли»)
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
  9. Ю.А. Красота вокруг нас. Государственное изд во местной промышленности и художественных промыслов. Москва — 1962.
  10. Ю.А. Народное декоративное искусство. М., «Советский художник». 1963 г. 56с. (Серия «Беседы об искусстве»).
  11. Ю.А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки / Ю. А. Арбат.-М., 1970.
  12. Аристотель. Афинская полития // Аристотель. Политика. Афинская полития". Серия: «Из классического наследия». М, Мысль, 1997, с. 271.343.
  13. Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания133учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. к.п.н. -М., 1983. 16 с.
  14. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  15. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
  16. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.
  17. В.Ф. Иммануил Кант. М. Д973.-С. 504.
  18. В.Ф. Платон.-M., 1969.-С 212.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  20. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1017. — 254 с.
  21. Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1988. -390с.
  22. B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5−6 классов (На примере хохломской росписи): Автореф.. к.п.н. М., 1995. 15с.
  23. A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М., Культура и просвещение, 1922. — 66с.
  24. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-272с.
  25. В.А., Климова Н. Т. основы художественного ремесла.Текст. В. А. Барадулин., Н. Т. Климова М.: Просвещение, 1986. — 230с.
  26. В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России.-М., 1983, — 111с.
  27. В.А., Танкус О. В., Основы художественного ремесла: в 2 т. М., 1978- 254с.
  28. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М:1. Просвещение, 1979. 112 с.
  29. P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. — 304с.
  30. С.Г. Диалектика творчества. М., 1984. Деп. в институте философии СССР № 18 609
  31. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. Пособие для студ. худ. граф. фак-ов пед. ин. -М.: Просвещение, 1977. 186с.- ил.
  32. Ю.К. Использование народного ДПИ в подготовке студентов ХГФ пединститутов (на примере Северного Кавказа):
  33. Дисс. канд.пед.наук-М., 1975.-165 с.
  34. H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры искусства. -М.: Искусство, 1994.
  35. И.А. Как возможно творческое мышление? М.: РАН. Ин-т философии. — 1993. С. 70−73.
  36. Е.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний, — Сов. педагогика, 1968, N4, с. 52−69.
  37. Н.П. Изображение растительных мотивов: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004- 176с.
  38. Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства.М.:Искусство, 1971.
  39. Д.Б. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно творческих способностей средствами изобразительного искусства на различных возрастных этапах. Краснодар, 1992.
  40. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. д-ра пед.н. М., 1993
  41. Д.Б. Индивидуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983. — 320с.
  42. Д.Б. О дидактике художественного творчества. Л.:1. Наука, 1986. С.41
  43. Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981. — 96с.
  44. И. Я. Русское народное искусство. JL, 1968. Былины в записках и пересказах XVII—XVIII вв.еков. M.-JL, 1960.
  45. И.Я. Северные сокровища: О народном искусстве Севера и его мастерах / И. Я. Богуславская. Архангельск, 1980.
  46. И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Худ. РСФСР, 1981. — 375с.
  47. Е.И. Механизм умственной деятельности: Динам, связи. М.: Педагогика, 1976. — 248 с.
  48. Н.П. Творческая деятельность как необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Одесса, 1988. — 56с.
  49. Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев — М: Высшая школа., 2002, —511с.
  50. , В.П. Зинченко и др., Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 е., ил.
  51. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: 1956.
  52. В.В. Эстетика: Учебник. —М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  53. Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. М., 1982
  54. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187с.
  55. В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.- 1983.
  56. В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII -XX вв. М., 1960.
  57. В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X XX вв. — М.: Советский художник, 1974. — 249с.
  58. В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, — 464 е.: ил.
  59. С.И. Теория отражения и художественное творчество. М.:1. Прогресс, 1974. -320с.
  60. JI.M. Психические процессы: Мышление и интеллект в 2-х томах. Изд-во ЛГУ, 1976. — 344 с.
  61. А.Л. Педагогика способностей. М., 1973. — с. 112
  62. А.Г. Статьи, письма, современники о художнике / Сост., / вступ. статья и примеч. А. Е Корниловой.-Л.: Искусство, 1980, 391 с.
  63. В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск, 1981.
  64. И.П. Учим творчеству. М.: педагогика, 1982. — 86с.
  65. Н. Процесс ИЗО творчества и проблема «обратныхсвязей»//Содружество наук и тайна творчества. Сборник. М., 1968 с. 234−254
  66. М. Народное искусство/ / ДИ. 1986. № 2 — С. 36 — 37.
  67. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ. 1984. 175с.
  68. B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972.
  69. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. с. 230.
  70. Л.С. Воображение и его развитие в детском творчестве // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т 2. — С. 453.
  71. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.
  72. М.: Педагогика, 1987. 344с.
  73. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 108с.
  74. Л.С. Развитие высших психических функций М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 13−222.
  75. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развитияпсихики/Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. 368с., ил. — (Акад. пед. наук СССР).
  76. T.B. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 149−159.
  77. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332с.
  78. Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Дисс. к.п.н. МПГУ, М., 1996.
  79. Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. -М.: Дет. лит., 1980. 143с.
  80. И. Е.П. Чистяков и его педагогическая система. М.- JL: Искусство, 1940. — 204 с.
  81. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 365с.
  82. В. Ф. Эстетика М., 1998. — Т. 1 .С. 33 — 293.
  83. .А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
  84. Е.С. Начало эстетических знаний. Эстетика и искусство. Издание 2-е, дополнительное М. «Советский художник» 1984.
  85. Е.С. Природа художественного творчества: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -238с.
  86. A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — С. 13.
  87. Е. Е. Навык и действие. Ученые зап. МГУ, 1945, вып. 90, с. 133−148.
  88. В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. Москва. Ленинград. 1963.
  89. В.Е. Эстетика фольклора. Ленинград. 1967.
  90. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240с. — (Труды д. чл. и чл. — кор. АПН СССР)
  91. М. Н. Дидактика К.Д. Ушинского. М., 1948.
  92. М.Н. и Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
  93. Е.С. Художественные работы по дереву / Е. С. Двойникова, И. В. Лямин. -М., 1972.
  94. П.Г., Черемных Г. В. Художественное оформление в школе: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 208с., ил.
  95. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея / Сост. И. Богуславская. Л., 1976.
  96. В.Л. Многосторонность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. М., 1983.
  97. В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368с.: (Серия «Мастера психологии»)
  98. В.К. История есть смена поколений. М.: Мол. гв., 1986. — С. 73.
  99. Ермалаева Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебпое пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект: культура, 2005. — 304 С.
  100. А.Ф. Границы искусства. М.: «Иск-во», 1987.
  101. Г. Л. Творческая природа искусства.-М.: Искусство, 1977 320 с.
  102. Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. — 184с.
  103. С.К., Жижина С. Г., Попова З. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю. С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967.
  104. С.К., Жижина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.
  105. С.К. Русская народная живопись. М., «Просвещение» 1975 г.
  106. Г. Е. Обучение творчеству//Число и мысль. М., 1983 вып.6
  107. Л.В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш. А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996.-432с.
  108. Л.В. Память. Учпедгиз., 1949.
  109. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 175с.
  110. М. П. Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
  111. В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В.В. Давыдова): Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. — 431с.
  112. И.В. Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми: Дис. к.п.н. -М., 2005. -216с.
  113. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994. 304с.
  114. Е.И. Движения глаз и формирование образа- Вопр. психол. /Под ред. Е. М. Теплова и др./. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. вып. 5, с. 63−76.
  115. А.Я. Искусство и эстетика. М. 1975.
  116. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев.-М., 1961.
  117. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32с.
  118. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дисс.. к.п.н. М., 1982.
  119. Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.
  120. М.А. Исследования и очерки. Москва «Советский художник» 1976.
  121. М.А. Русское народное искусство. Изд-во ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» 1959.
  122. Искусство и эстетическое воспитание молодежи / Под ред. В.Г. Кисунько/-М.: Наука, 1981.-335с.
  123. Исследование проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев, И.И.
  124. , B.K. Зарецкий и др., отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336с.
  125. М.С. Человеческая деятельность. М.: 1974. — 328с.
  126. Д.Е. Об искусстве: Воспоминания, письма, статьи /Сост. И автор примеч. Е. Д. Кардовская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. — 340 е.: ил.
  127. Г. Развитие художественного творчества ребенка: Пер. с нем. и ред. С. А. Левитана. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. -214 с. ил, портр.- 3 л. цв. илл.
  128. А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности / / Проблемы способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева. -М.: АПИ РСФСР, 1962. с. 68−75.
  129. И.В. Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла: дисс. к.п.н.: М.: 1998.-26с.
  130. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1982. -Т. 1. с.242−404
  131. А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. -Пенза, 1994. -344с.
  132. В.В. Декоративная деятельность средство формирования и развития личности. // Совершенствование художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе: Сб. науч. трудов. -Уфа: БашГПИ, 1992. — с. 5−7.
  133. В.В. Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. трудов. М.: МПГУ, 1990.-е. 78−91.
  134. В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1994. — 371 с.
  135. B.B. Эстетическая среда школы и личности учащегося. -М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1994. 75 с.
  136. В.В. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. М.: Прометей, 1995.
  137. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. -223с.
  138. O.A. Эстетика: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 1998.-430с.
  139. О.В. Народная роспись Северной Двины / О. В. Круглова. -М., 1987.
  140. О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву, (из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. -М.: «Изобразительное искусство» 1971 1−240 с.
  141. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 300с.
  142. В.А. Проблема формирования и развития способностей. Вопросы психолог. 1972. № 2. — С.З.
  143. Н.В. Эстетический потенциал культуры. М.: «Прометей» 1990.- 144с.
  144. B.C. Вопросы изобразительного творчества. Издательство «Просвещение». М., 1971
  145. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М.: АГАР, 1997. -304с., ил.
  146. Н. Русский лубок. М., 1970.
  147. И.В. Развитие художественно-творческих способностейстудентов вуза в процессе профессиональной подготовки : дисс. к.п.н.: Магнитогорск, 2005. 204с.
  148. В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Дисс. д-ра пед.наук. М., 1994.
  149. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 196. — 32с.
  150. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  151. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.-511с.
  152. А.Н. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии. 1956. № 1.
  153. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд во АПН РСФСР, 1959.
  154. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. — 186 с.
  155. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие длястудентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 199. -582с.
  156. А.Ф. Эстетика. Философская энциклопедия, т.5, с. 571.
  157. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.- 127с.
  158. А.О. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-480с.
  159. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
  160. С.П., Крылов В. П. Основы орнаментальной композиции: Учебн. метод, пособие. — М.: МПУ, 1998. — 74 е., илл.
  161. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623 с.
  162. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  163. И.В. «Декоративные работы по дереву» -М.: 1973.
  164. И.В. Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством (на примере кружевоплетения): Автореф. Дисс.. к.п.н. Омск, 2008. -20с.
  165. Материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. -М.: Просвещение, 1986. -272с.: ил.
  166. Мей л ах B.C., Высочина Е. К. Новое в изучении художественного творчества. Проблемы коллективного подхода. М.: Знание, 1983.-64с.
  167. Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1982.-96с.
  168. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под. ред. Е. Д. Божович.- М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.- 448с. (Серия психология отечества)
  169. В.Н. Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2007. — 272с. — (Профессиональное обучение).
  170. Е.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма : на материале народного искусства Приамурья: автореферат дисс. к.п.н: М.: 2008.-28с.
  171. Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: «Иск-во». 1994.
  172. A.B. Способности и потребности личности. М.: Мысль. 1983. — 264с., илл.
  173. Народное искусство РСФСР. Государственное издательство изобразительного искусства. Москва 1962.
  174. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып.4. М.: Наука, 1991, — 168с.
  175. Народные художественные промыслы / Попова О. С., Королева Н. С., Чирков Д. А. и др. Под. общ. ред. О. С. Поповой. М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1984, — 19 Сс.,
  176. Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб. пособие для худож. уч-щ / В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.- Под ред. В. Г. Смолицкого. М.: Высш. школа, 1982. — 216с., ил
  177. Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сборник статей Выпуск I- И. Москва 1997 год.
  178. А.Г. Эстетическое и художественное освоение мира. Учебн. пособие. М.: «Прометей», 2005. — 350с.
  179. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. — 344с., ил.
  180. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Издательство «Советская Россия», 1983 г.
  181. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  182. P.C. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений кн 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование элементами математической статистики. 4-е изд. — М.: гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2003. 640с.
  183. Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности. В кн. Художественное и научное творчество:/Под ред. Б.С. Нейлаха-Л., 1972.-С. 69
  184. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин тов./
  185. A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-464с., ил.
  186. Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: Автореф.. к.п.н. М., 2007. 18с.
  187. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: 1984. — 87с.
  188. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с.
  189. Основы декоративного искусства в школе. М., «Просвещение» 1981 г.
  190. JI.H. Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства :На материале народных росписей по дереву: Дис.. к.п.н. -М., 2004−361с.
  191. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  192. A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
  193. К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 312с.
  194. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.: ил.
  195. Я.А. Психология творчества. М.: 1976.
  196. E.H. Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву: Дис. к.п.н. Санкт-Петербург., 2008. 222с.
  197. A.A. Психология художественного творчества: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 108с.
  198. Психологические очерки. 3-е изд. М., 1991.- 93с.
  199. ПучковаН.Н. Формирование художественно творческих потребностей студентов художественно — графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки): М., 2001.
  200. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985. 192с., ил.
  201. Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII XIX вв. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160с.
  202. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1980. 190с.
  203. Дж.С., Рис С.М. Модуль обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. //Современные концепции одаренности и творчества Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.
  204. В.И. О некоторых показателях умственного развития учащихся. В кн. Новые исследования в педагогических науках. — 1976, N8, с. 126−132.
  205. А. П. Кладовая радости. Юному читателю о народном искусстве и его творцах. М., 1982.
  206. Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие Санкт Петербург, гос. пед. ун-т. СПб: Языковой центр LC, 1995.-270 с.
  207. H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  208. H.H. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М.: «АГАР» 1998.
  209. C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. 463 с.
  210. C.JI. Основы общей психологии СПб: Издательство
  211. Питер», 2000 712с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  212. С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика» 1973, 424с.
  213. А.Б. Самое близкое искусство. М.: Искусство, 1969. — 296 е.: илл.
  214. Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5−11 кл.) на занятиях художественной керамикой: Дисс. к.п.н. МПГУ, М., 1998.
  215. Т.Я. Народное искусство и его проблемы (очерки) Издательство «Советский художник» Москва 1977.
  216. М.Е. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  217. М.Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: 1952.
  218. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  219. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Е: Просвещение, 1976. 160 с.
  220. Л.А. Избранные психологические труды: В 2 х т. Т. I. — М.: Педагогика, 1987. — 172с., ил. — (Труды д. чл. и чл. — кор. АПН СССР)
  221. Л.А. Психология запоминания. Изд во АПН РСФСР. 1948.
  222. М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приуралья: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-243 с.
  223. М.С. Художественная роспись по дереву: Технологиянародных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304с., 16с. ил.: илл.
  224. Т.М. Орнамент-почерк эпохи. Л., 1972.
  225. М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников в процессе занятий факультатива по художественной обработке металла (эмалирование): Дисс.. к.п.н. М., 1993/4.
  226. М.П., Б. Е. Иогансон: Жизнь и творчество. М.: Сов. художник, 1957. — 200 е.: ил., 20 л. ил.
  227. Способности и склонности: Комплексные исследования/Под ред. Э.А. Голубевой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.-200с.: ил.
  228. Способности. К 100 летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997−392с.
  229. К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский- предисл. Т. В. Дорониной. М.: Вагриус, 2007.-448с.- ил.
  230. Е.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: ИЗД-ВО МГУ, 1975.-343 С.
  231. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. Л: Художник РСФСР, 1981.-374 с,
  232. Теоретико методические вопросы формирования эстетического отношения к искусству./ Отв. ред. и сост. В. Г. Бутенко. Т.1. — М., АПН СССР, 1991.учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.:1. Прометей, 199.-582с.
  233. .М. Избранные труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985, т.1, с. 230
  234. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с., ил.
  235. В.Н. Источники развития творческих способностей. -М.: 2001.-87с.
  236. Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. 413с: ил. (Серия «Живая классика»).
  237. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: 1945.
  238. Д.И. Психология развивающейся личности М.: Институт Практической Психологии, 1996. 512с.
  239. Философские проблемы науки и образования: Сборник научных статей / Отв. ред. В. В. Рябов, Н. П. Пищулин. М.: МГПУ, 2006. — 201 с.
  240. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. Идоп. М.: Республика, 2001. — 719с.
  241. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1989.-С. 663.
  242. Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. / Редкол.: И. А. Зязюн (председатель) и др. М., АПН СССР, 1991
  243. И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. 576с.
  244. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
  245. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JIM. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
  246. Художественно педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы всероссийской научно -практической конференции. Сборник статей — М.: «Век книги», 2002, — 460с.
  247. Художественное творчество / Ред. кол.: отв. ред. B.C. Мейлах. Л.: Наука, 1982.-284с.
  248. B.C. Народная культура. С.: 1982.
  249. А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства -М.: Изд-во Акад. художников СССР, 1962.-67 с.
  250. ЧумаринаВ.К. Развитие творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративной композиции художественная обработка металла, техника филиграни: Автореферат, к.п.н. Ростов на — Дону, 2007.- 18с.
  251. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320с.: ил.
  252. В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997 — 288с.
  253. В.Д. Способности, одаренность, талант//Развитие и диагностика способностей.Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991.С. 11.
  254. М. Н. Очерки психологии учения. М.: Уч — педгиз, 1951.-200 с.
  255. Л.М. Сознание и навык. Советская педагогика. 1940. № 2.
  256. Ф.В. Философия искусства. М.: «Мысль» 1966.
  257. В.А. Педагогическое содействие становлению педагога художника (теоретический аспект). Монография. М.: МГОПУ им. М. В. Шолохова, 2006. — 225с.
  258. А.Г. и др. Основы психодиагностики. Уч. Пособие для студ. пед. вузов. Москва, Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. 544с.
  259. Е.В. Композиция. -М.: Просвещение, 1986.- 207с.
  260. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979.
  261. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. -Изд-во «Книгоспилка», 1926. 402 с.
  262. Т.А. Проблемы теории творчества. М., 1989. — 141с.
  263. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.- 351 с.
  264. Г. И. Педагогика школы. М., 1977. — С. 17
  265. Эстетика: Учебн. пособие / J1.T. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. И. Панченко, М. Ю. Русин. К.: Выща шк, 1991. — 302с.
  266. Эстетическое воспитание. / / Под ред. В. И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979.-384с.
  267. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь, 1996−96с.
  268. П.М. Психология художественного восприятия.- М.: искусство, 1964. 88 с.
  269. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
  270. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997. — 256с.
  271. М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука, 1977.
Заполнить форму текущей работой