Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений: На материале немецкого языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опытного обучения подтвердили эффективность предлагаемой методики: значительно увеличился коэффициент усвоения нового грамматического материала в ситуациях чтения и аудирования иноязычных текстов (34,3% — 71,6%) — студенты показали сформированность представления о структуре СУД и возможных стратегиях самостоятельного усвоения нового грамматического материала, имеет место положительная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лингвистические и психолого-дидактические проблемы самостоятельного усвоения нового грамматического материала
    • 1. 1. Лингвистическая характеристика грамматического потенциала практико-языковой самостоятельной учебной деятельности на старшем этапе обучения
  • Выводы по параграфу
    • 1. 2. Психолого-дидактическая характеристика самостоятельного усвоения нового грамматического материала
  • Выводы по параграфу
    • 1. 3. Языковой анализ в рамках самостоятельной учебной деятельности по усвоению нового грамматического материала
  • Выводы по параграфу
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика обучения самостоятельной учебной деятельности по усвоению нового грамматического материала
    • 2. 1. Общие требования к методике обучения самостоятельному усвоению нового грамматического материала
  • Выводы по параграфу
    • 2. 2. Методический комплекс для обучения СУД по усвоению нового грамматического материала
  • Выводы по параграфу
    • 2. 3. Опытная проверка методического комплекса обучения самостоятельной учебной деятельности по усвоению нового грамматического материала
  • Выводы по параграфу
  • Выводы по второй главе

Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений: На материале немецкого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важной тенденцией, характерной для современного состояния педагогической, психологической и методической науки является направленность педагогического и воспитательного процесса на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Тем актуальнее развитие познавательной самостоятельности применительно к студентам педагогического вуза, которые, овладев умениями самостоятельной учебной деятельности, будут подготовлены к дальнейшему профессиональному самообразованию и организации самостоятельной работы своих обучающихся.

Анализ литературы показывает, что несмотря на осознание общей актуальности формирования умений самостоятельной учебной деятельности (далее: СУД) по овладению грамматическим аспектом иноязычной речи специальных исследований по данной проблеме применительно к вузу почти нет. Проблема самостоятельности изучающих иностранные языки приобретает особое значение благодаря растущей социально-коммуникативной роли иностранных языков в современных условиях. Формирование умений СУД по овладению грамматическим строем иностранного языка весьма важно как для обеспечения качества подготовки специалистов, так и для постдипломного поддержания и повышения квалификации выпускников. Методика обучения самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических единиц имела бы, таким образом, как теоретическую, так и практическую значимость. Психолого-педагогическое содержание понятия познавательной самостоятельности в литературе трактуется в основном в двух направлениях. самостоятельность как умение выполнять учебные действия без непосредственного участия преподавателя (Бутягина К.Л. 1991; Васильева В. Н. 1990; Дергач Л. С. 1989; МалашенковаВ.Л., 1997; Сорокина Т. Г. 1991;

Шарифов Д. 1997; и др.);

— самостоятельность как умение организовать учебную деятельность, изначально распределенную между учителем и учащимся (Бердичевский А.Л., 1991; Бормотина Н. В., 1989; Бурденкж Г. М., 1992; Гиниатуллин И. А., 1990; Есипов t Б. П, 1961; Зимняя И. А., 1993; Купцова Г. И., 1989; Лернер И. Я., 1980;

Пидкасистый П.И., 1980; Почекаенков B.C., 1979; Разинов П. А., 1990; Халмухамедова В. Х., 1988; и др.).

Предлагаемое исследование опирается на второй подход в определении самостоятельности. Наша работа посвящена развитию познавательной самостоятельности при усвоении грамматического материала немецкого языка, поскольку, как показали наблюдения, именно усвоение этого аспекта вызывает у студентов особые затруднения, в том числе и в постдипломный период. Таким образом, очевидно наличие противоречия между необходимостью формирования и развития умений СУД по усвоению грамматического Ф материала и отсутствием методики специального обучения.

Данное противоречие определило актуальность выбранной темы. Объект исследования: процесс обучения грамматическому аспекту иноязычной речи в языковом вузе.

Предмет исследования, развитие умений самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических единиц.

Цель исследования, теоретически обосновать, разработать методический комплекс для обучения студентов старших курсов специального факультета самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических единиц немецкого языка и проверить результативность его применения в ^ опытном обучении.

В основу исследования положена следующая гипотеза, специальным образом организованное обучение студентов самостоятельной учебной деятельности будет способствовать формированию и развитию умений самостоятельного усвоения нового грамматического материала и более прочному его усвоению.

Цель работы и рабочая гипотеза определили необходимость решения 41 следующих задач:

1. На основе анализа учебной документации, пособий и описательной грамматики немецкого языка определить объектный лингвистический потенциал самостоятельной учебной деятельности студентов старших курсов и выпускников языкового вуза.

2. Изучив психолого-педагогические работы по проблеме учебной самостоятельности, выявить содержание СУД по усвоению нового грамматического материала.

3. Произвести адаптацию к условиям СУД теоретических методов лингвистического анализа для обучения комплексному практико-языковому анализу грамматических явлений с целью более точного их понимания и прочного усвоения.

4. Разработать методику обучения СУД по усвоению новых грамматических единиц.

5. Проверить эффективность предложенной методики.

При реализации поставленных задач использовался комплекс методов научного исследования, изучение и анализ специальной литературы по психологии, педагогике, методике обучения иностранным языкамучебно-программной документации, учебников и учебных пособий по практической грамматике немецкого языкапедагогическое наблюдение и анализ процесса обучения грамматическому аспекту иностранного языка, анкетирование и тестирование обучающихся, моделирование ситуаций СУД, качественный и количественный анализ результатов.

Методологической основой данного исследования послужили работы по теории деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. К. Осницкого С.Л.Рубинштейнапо дидактической теории оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского, Т. И. Шамовойтеории педагогического образования и самообразования А. С. Границкой, В. А. Кулько, К. М. Левитана, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовойпо теории и методике обучения иностранным языкам И. М. Бим, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, И. И. Халеевой, С. Ф. Шатиловапо проблемам коммуникативного обучения иностранным языкам И.А.Гини-атуллина, И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Т. С. Серовойпо теории управления познавательной деятельностью обучающихся Н. В. Бормотиной, Г. М. Бурденюк, Н. И. Гелашвили, К. Б. Есиповичпо проблемам усвоения языковых единиц И. А. Архиповой, Е. Л. Белкина, Л. Г. Бельковец, М. М. Гохленер, Ждан А. Н., А. А. Леонтьевапо обучению взрослых, Г. А. Алферовой, Ж. Л. Витлина и зарубежные работы в области разработки стратегий самостоятельной работы (П.Биммель, У. Рампиллон, Х. Функ, Р. Фрик и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе определено содержание самообразовательной деятельности по усвоению нового грамматического материала, выявлен ее объектный лингвистический потенциал для студентов старших курсов и выпускников языковых факультетовразработана методика соответствующего обучения СУД.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе системного подхода разработана типология СУД по усвоению нового грамматического материала, определены возможные направления практико-языкового анализа грамматических явлений в зависимости от ситуаций СУД и сформулированы общие требования к организации обучения СУД по усвоению новых грамматических единиц.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического комплекса обучения СУД по усвоению новых грамматических единиц, включающего программу обучения, комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие умений СУД и систему контрольных мер по проверке эффективности обучения.

Достоверность исследования обеспечивается его методологической основой, реализацией комплексных теоретических и эмпирических методов, всесторонним анализом данных опытного обучения.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (1994 — 1997) — изучение психолого-педагогической литературы по проблемам обучения грамматическому аспекту иностранного языка и наблюдение за процессом преподавания практической и теоретической грамматики немецкого языка в языковом вузе.

Второй этап (1997 — 1999) — разработка типологии учебных действий СУД по усвоению нового грамматического материала, в т. ч. действии лингвистического анализаразработка методического комплекса СУД.

Третий этап (1999 — 2000) — проведение опытного обучения СУД по усвоению новых грамматических единиц и анализ полученных результатовоформление материалов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытного обучения на старших курсах факультета иностранных языков Уральского государственного педагогического университета и факультета лингвистики Института международных связей, г. Екатеринбург, среди учителей немецкого языка школ г. Екатеринбурга в группе повышения ^ квалификации института им. Гете, на межвузовской конференции.

Международные языки и их роль в современном мире" (Нижний Тагил, 1998), на научно-практической конференции «Методика самостоятельной работы» .

Екатеринбург, 1998), на Уральских лингвистических чтениях (Екатеринбург, 1998; 2000гг.), на лингвистических чтениях Уральского государственного технического университета УГТУ-УПИ (Екатеринбург, 2000 г.), на заседаниях кафедры немецкого языка и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета, в публикациях научно-исследовательских материалов. На защиту выносятся:

1. Типология учебных действий СУД по усвоению новых грамматических единиц, как целостного процесса, представляющего единство аутомето-дических, предметных и профессионально-прикладных действий.

2. Программа обучения СУД по усвоению нового грамматического материала.

3. Комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие умений СУД по усвоению нового грамматического материала.

Структура работы, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Обучение самостоятельной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений предполагает направленность на совершенствование уровня владения грамматическим аспектом иностранного языка и на формирование самообразовательной компетенции студентов старших курсов языковых факультетов.

2. К организации обучения выдвигаются требования целенаправленности обучения, комплексного отражения всех сторон СУД, требование поэтапности формирования учебных стратегий и техник и соответствующих им умений с учетом особенностей ситуаций самостоятельного усвоения нового грамматического материала.

3. Методический комплекс, разработанный в соответствии с выдвинутыми требованиями включает программу обучения, комплекс упражнений и систему проверки эффективности обучения.

4. На основе методического комплекса с целью проверки выдвинутой гипотезы исследования организовано опытное обучение на пятом курсе немецкого обучения факультета иностранных языков Уральского государственного педагогического университета.

5. Результаты опытного обучения подтвердили эффективность предлагаемой методики: значительно увеличился коэффициент усвоения нового грамматического материала в ситуациях чтения и аудирования иноязычных текстов (34,3% - 71,6%) — студенты показали сформированность представления о структуре СУД и возможных стратегиях самостоятельного усвоения нового грамматического материала, имеет место положительная динамика самооценки студентами уровня своей самостоятельной познавательной деятельности.

Заключение

.

1. Данная работа посвящена разрабоке методики обучения самообразовательной учебной деятельности по усвоению новых грамматических явлений на старших курсах языковых факультетов. Необходимость такого обучения обусловлена, с одной стороны, ограниченностью грамматического материала, подлежащего усвоению в вузе и, с другой стороны, несформированностью у студентов умений самостоятельного усвоения нового грамматического материала.

2. Анализ учебно-программной документации и учебных пособий по практической грамматике немецкого языка позволил выделить три группы явлений, которые составят потенциал самообразовательной учебной деятельности по усвоению нового грамматического материала. а) явления, не представленные в программах и учебных пособияхб) явления, представленные в программах и учебных пособиях недостаточно полнов) трудные для усвоения явления.

3. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам развития самостоятельности уточнено содержание СУД по усвоению нового грамматического материала, которое включает учебные действия, представленные в типологии учебных действий СУД и аутометодические знания о структуре СУД, о методах лингвистического анализа и др.

4. Особое внимание уделено действиям практико-языкового анализа, произведена адаптация к условиям СУД методов теоретического лингвистического анализа, и полученные возможные направления анализа соотнесены с познавательными задачами самообразовательной СУД по усвоению нового грамматического материала и аутометодическими выводами в результате решения этих задач. Уточнена модель-минимум для условий «экспресс «-анализа.

5. Методический комплекс обучения разработан на основе выдвинутых требований, главными из которых является учет целей обучения: направленность на усвоение нового грамматического материала и овладение умениями самообразовательной деятельностипоэтапное формирование учебных стратегий при комплексном рассмотрении структуры и учета ситуаций СУД.

6. На основе методического комплекса обучения названному аспекту, в состав которого входят программа обучения, комплекс упражнений и система проверки эффективности обучения, проведено опытное обучение, результаты которого подтвердили выдвинутую гипотезу данного исследования: специальным образом организованное обучение способствует формированию и развитию умений самостоятельного усвоения нового грамматического материала и, как следствие, более прочному его усвоению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Создание пособий для самообучения подготовительный этап на пути к сетевому планированию. //Организация СР на учебном занятии по иностранному языку, — М., 1976. — с.69−72.
  2. Актуальные проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов. /Под ред. Л. Г. Вяткина.- Саратов, 1986.- 62с.
  3. Алпатов В.М.О двух подходах к выделению основных единиц языка. //ИЯШ, 1982, № 6 с.66−73.
  4. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Автореф.дисс.канд.пед.н, — Волгоград, 1998.-22с.
  5. A.C., Левитан K.M. Методическая работа учителя иностранного языка. Метод. пособие для учителей иностранных языков. Свердловск, 1971.
  6. В.А. Научно-методические основы организации самостоятельной работы студентов, — Свердловск, 1991, — 71с.
  7. Л.И. Выявление учебных трудностей у учащихся первого года обучения, изучающих английский язык: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1990.-167с.
  8. Д.Д. Теоретическое и экспериментальное обоснование роли двуязычных упражнений при коррекции грамматических навыков: Дисс.канд. пед. н, — Москва, 1980, — 258с.
  9. И.А. Психологические особенности формирования у студентов, умения учиться самостоятельно: Дисс.канд.психол.н. Ленинград, 1984.-156с.
  10. Ю.Ахметова М. С. Самостоятельная работа студентов на аудиторных занятиях как средство интенсификации учебного процесса в языковом вузе: Дисс.канд.пед.н., Алма-Ата, 1981, — 197с.
  11. П.Ахметова H.A. Самостоятельная работа по совершенствованию грамматических навыков русской речи студентов национальных групп с использованием ЭВМ: Автореф.дисс.канд.пед.н. Москва, 1989.-18с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Изд-во «Знание».-Москва, 1987, — 78с.
  13. .М. О проблематике, методологии и методике контрастивных исследований. В сб. Принципы и методы исследования единиц языка, — Воронеж, 1985,-с.135−141.
  14. В.А. Организация самоконтроля усвоения: Автореф.канд.пед.н. -Саранск, 1997, — 18с.
  15. В.А. Организация самостоятельного усвоения математических знаний студентами вуза: Дисс.канд.пед.н.- Саранск, 1997, — 178с.
  16. E.JI. Управление познавательной деятельностью, — Ярославль, 1978.
  17. H.A. Методические основы построения программированного пособия по грамматике немецкого языка для неязыковых вузов: Дисс.канд.пед.н. Москва, 1971, — 257с.+Прил.
  18. Л.Г. Зависимость усвоения учебного (грамматического) материала от характера извлечения его из текста: Дисс.канд.психол.н. -М., 1984.- 196с.
  19. H.A. К вопросу о закреплении языковых знаний в средней школе: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1946, — 202с.
  20. Бердичевский A. J1. Оптимизация системы обучения иностранному языку. -М.: Высшая школа, 1989.-103с.21 .Бердичевский A.JI. Оптимизация системы практической языковой подготовки учителей ИЯ: Дисс.докт.пед.н. Москва, 1991, — 251с.
  21. Бим И. Л. Выделение единицы обучения ИЯ важнейшая предпосылка управляемого формирования иноязычной речи.// ИЯШ, 1975 № 6 — с.34−44.
  22. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника, — М.: Изд-во «Русский язык», 1977, — 288с.
  23. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней, школе.-Москва, 1988, — 255с.
  24. Н.В. Управление формированием рецептивных грамматических навыков в процессе самостоятельной работы студентов-заочников: Дисс.канд.пед.н,-Москва, 1989. -243с.
  25. Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: Дисс.докт.пед.н. Кишинёв, 1992,-573с.+Прил.
  26. B.C. Использование скрытых и открытых приёмов при обучении грамматическому аспекту речи на начальном этапе в общеообразовательной школе: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1992, — 203с.
  27. K.JI. Содержание и организация самостоятельной работы по иностранному языку в учебное время: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1991 .-272с
  28. Л.П. Формирование умений самообразования в условиях учебного сотрудничества на уроках русского языка: Автореф.дисс.канд.пед.н,-Ленинград, 1991, — 29с.
  29. Е.В. Развитие самостоятельности учащихся 5−7 классов при овладении лексическим аспектом устной речи на немецком языке: Дисс. канд.пед.н,-Москва, 1977, — 163с.
  30. В.Н. Формирование процессуальной стороны самостоятельности школьников в обучении речевой деятельности: Дисс.канд.пед.н, — Казань, 1980,-271с.
  31. Т.Ф. Формирование грамматических действий, необходимых для понимания английского текста: Дисс.канд.пед.н, — Л., 1974, — 165с.
  32. Е.Э. Иностранный язык изучаю сам. Москва, 1965, — 150с.
  33. А.И. Развивающее обучение русскому языку,— М.: Просвещение, 1983.-208с.
  34. .Л. Обучение взрослых иностранным языкам.- М.:Просвещение, 1978, — 165с.
  35. .JI. Проблемы обучения взрослых иностранному (немецкому) языку (грамматические аспекты проблематики): Дисс.докт.пед.н, — Москва, 1983.-472с.
  36. М.М. и др. Обучение постановке вопросов как фактор развития у учащихся творческого мышления.//Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение.-Москва, 1990, — с.106−108
  37. Вопросы методики и психологии преподавания иностранных языков в системе университетского образования,-Казань, 1980.- 119с.
  38. Л.Г. Некоторые приёмы развития мышления и речи учащихся при изучении грамматики.//Преподавание русского языка в школе по новой программе, — Саратов, 1968, — с.112−122.
  39. Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Йзд-во Саратовского ун-та, 1983.-125с.
  40. Л.Г. Теоретические основы развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка: Автореф. дисс докт.пед.н. -М., 1988.-34с.
  41. Гак В.Г. К проблеме гносеологических аспектов семантики слова.//Вопросы описания лексико-семантической системы языка: Тез.докл.- М., 1971, — 4.1. с.95−98.
  42. Гаранин В. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвуза в процессе обучения истории: Дисс.канд.пед.н СПб, 1995, — 153с.
  43. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М., 1982,-373с.
  44. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Дисс.докт.пед.н. -Тбилиси, 1987, — 284с.
  45. И.А. О некоторых понятиях методики самостоятельной учебной деятельности.// Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-2000./Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2000-с.24−25.
  46. И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете, — Свердловск, 1990, — 95с.
  47. И.А. Учись работать самостоятельно, — Свердловск, 1991, — 30с.
  48. И.А., Грейсер A.B. Самостоятельная работа студентов по перспективным заданиям, — Свердловск, 1989, — 11с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по специальности 21 700 «Филология». Квалификация учитель иностранного языка). — М., 1995, — 384 с.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по специальности 620 100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Квалификация лингвист, преподаватель).- М., 2000, — 30с.
  51. Гохленер М. М, Рапопорт И. А. Учебные умения: их сущность, специфика и требования к ним.//ИЯШ, 1979 № 2 с. 13−18.
  52. A.C. Научить думать и действовать,— М.:Просвещение, 1991, — 172с.
  53. A.C. Основы научной организации учебного процесса. Текст лекций. М., 1979, — 72с.
  54. .П. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранным языкам, — Владимир, 1982, — 76с.
  55. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности: Дисс.канд.пед.н, — Л., 1989.-266с.
  56. Дидактические основы развития самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. Сб.тр. (Отв.ред.доц. А.С.Лында).- М., 1974, — 107с.
  57. Н.И. Формирование самостоятельности как профессионально-значимого качества личности будущего учителя: Автореф.дисс.канд.пед.н. -Киев, 1988.-23с.
  58. Т.И. Диагностика обученности учащихся как фактор развития образовательной системы: Дисс.канд.пед.н. СПб., 1998. — 144с.+Прил.
  59. Н.И. О грамматических трудностях и предпосылках к их преодолению: Автореф.дисс.канд.пед.н,-Минск, 1973, — 18с.
  60. А.П. Сопоставительный синтаксис разносистемных языков. -Кишинев: Штиинца, 1981, — 152с.
  61. Н.П. Методика самостоятельной работы, — М., 1985, — 79с.
  62. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Учпедгиз -Москва, 1961−239с.
  63. К.Б. Значение самоконтроля при обучении иностранным языкам.// Организация самостоятельной работы на учебном занятии по иностранному языку. Москва, 1976, — с. 41.
  64. КБ. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. -М.: Просвещение, 1988.-191с.
  65. А.Н., Гохленер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков, — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1972, — 256с.
  66. И.А. Педагогическая психология, — Ростов-на-Дону, 1997, — 477с.
  67. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке,-М., 1985. 158с.
  68. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения: Автореф.канд.пед.н. -Якутск, 1998, — 18с.
  69. В.П. Методика совершенствования грамматических навыков иноязычной устной речи на факультативных занятиях в общеобразовательной школе с использованием комплексов средств обучения: Дисс.канд.пед.н.-Москва, 1990,-283с.
  70. Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя. Автореф.канд.пед. наук,-Новосибирск, 1999, — 17с.
  71. Ивлева Г Г. О варьировании слов в немецком языке.//Вопросы языкознания, № 6, 1981, — с.121−127.
  72. М.С. Теоретические основы системы упражнений по иностранному языку. Дисс.докт.пед.н, — Москва, 1965, — 399с.
  73. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: ОмГУ, 1999, — 285с.
  74. О.Я. Основные вопросы методики обучения иностранному языку на основе концепции управления усвоением,— М.:Изд-во Моск. ун-та, 1976.-139с.
  75. О.Я. Формирование грамматической структуры высказывания: Дисс.пед.н, — М., 1971, — 249с.+11с.Прил.
  76. Д.Ф. Управление процессом формирования самостоятельности студентов как условие профессиональной подготовки будущих учителей: Дисс. канд.пед.н. Хабаровск, 1990, — 292с.
  77. A.JI. Типичные трудности немецкого языка при указании на производителя действия и при выражении орудийных значений.//ИЯШ № 6, 1975,-с.108−113.
  78. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: Метод, рекомендации,-Екатеринбург.УрГПУ, 1995, — 36с.
  79. Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации, — Екатеринбург: УрГПУ, 1996, — 40с.
  80. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика, — М.: Рус.яз., 1992, — 254с.
  81. Г. А. Основы лингвистической компаративистики,— М.: Наука, 1990,-168с.
  82. O.A. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы». Автореф. дисс.канд.пед.н, — Новосибирск, 1998, — 20с.
  83. Т.И. Методика работы над конъюнктивом на втором курсе языкового вуза.// Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. Р-на-Дону, 1977.- с.66−75.
  84. Комплексное обучение второму иностранному языку на коммуникативной основе в педвузе.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 1993. 129с.
  85. И.Ф. Методика преподавания иностранных языков Минск: Вышей-шая школа, 1979, — 352с.
  86. И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза: Автореферат дисс.канд.пед.н, — Саратов, 1999, — 23с.
  87. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Под ред. Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой, — М.: Просвещение, 1993 125с.
  88. Н.И. Методика тестового контроля навыков лексико-грамматического оформления устного иноязычного высказывания: Дисс.канд.пед.н.-Днепропетровск, 1980, — 180с.
  89. Ю.Г. Формирование грамматических навыков немецкого языка в молдавской школе: Автореф.дисс.канд.пед.н, — М., 1985. 16с.
  90. Е.С., Павлова И. П. Программированное обучение иностранным языкам, — Москва, 1979, — 48с.
  91. А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков: Автореф.дисс.канд.пед.н.-Ярославль, 1997, — 19с.
  92. ЮО.Кулько В .А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться.-М.: Просвещение, 1983, — 80с.
  93. Г. И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов: Дисс.канд.пед.н, — М., 1989, — 211с.
  94. .А. О необходимости специальной воспитательной работы со студентами языкового вуза в интересах повышения эффективности аудиторных занятий.//Иностранные языки в высшей школе, — М., 1982. Вып. 17.
  95. В.Б. Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы над английским языком, — Ташкент, 1989, — 26с.
  96. K.M. Личность педагога: становление и развитие.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та., 1991, — 163с.
  97. В.В. Пути развития советской методики обучения грамматическому строю иноязычной речи: Дисс.канд.пед.н. -Владимир, 1991, — 192с.
  98. Юб.Леонтьев A.A. Основы психолингвистики, — М.:Смысл, 1997, — 287с.
  99. A.A. Психология общения. -М.Смысл, 1997, — 367с.
  100. В.Г. Развитие познавательной потребности учащихся вечерней школы в процессе усвоения знани: Дисс.канд.пед.н.-Новосибирск, 1972.-254с.
  101. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дисс.докт. пед.н. -М., 1970, — 810с.(в 2 томах)
  102. A.A. Стратегические умения как фактор развития личности и их формирование у студентов.//Формирование познавательной деятельности школьников и студентов. -Тюмень, 1982.- с. 129−138.
  103. Ш. Лында A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессесамостоятельной учебной работы учащихся: Дисс.докт.пед.н, — М., 1978, — 388с.
  104. С.Г. Развитие познавательной потребности учащихся в процессе изучения документальных источников: Дисс.канд.пед.н.-Москва, 1997, — 196с.
  105. З.Львова С. И. Языковой анализ как основа обучения слитным, полуслитным и разделенным написаниям: Дисс. канд.пед.н, — М., 1982, — 239с.
  106. В.Л. Модульное обучение как средство развития самообразовательной деятельности педагога в системе повышения квалификации: Дисс. канд.пед.н, — Омск, 1997.- 253с.
  107. Л.П. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков. Дисс.канд.пед.н, — Воронеж, 1974. 254с.
  108. З.В. Некоторые вопросы методики и организации самостоятельной работы студентов над развитием речевых навыков и умений на первом году обучения на языковом факультете: Дисс.канд.пед.н, — М., 1960, — 454с.
  109. А.И. Система учебных пособий как средство организации самостоятельной работы студентов: Дисс.канд.пед.н, — М., 1971, — 253с. г
  110. Методика организации самостоятельной работы студентов. Редкол.: Куликов В.В.- Чита, 1990, — 92с.
  111. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе. Под ред. Домашнев А. И., Вазбуцкая К. Г. и др.- М.: Прсвещение, 1983, — 224с.
  112. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков. -Челябинск, 1982,-27с.
  113. Мирошниченко J1.A. Управление процессом формирования учебной деятельности студентов.//Проблемы образования и развития личности учащихся.
  114. Магнитогорск, 1997,-с.43−45.
  115. Мисюнайте 0-JI.M. Отбор грамматического минимума для начального этапа обучения в языковом вузе: Дисс.канд.пед.н, — М., 1981, — 320с.
  116. JI.M. Грамматика немецкой диалогической речи. -М.: Высшая школа, 1986, — 109с.
  117. О.Э. Обучение грамматике в языковом вузе: методические рекомендации для слушателей ФПК.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986, — 125с.
  118. О.Э. Общая методика обучения иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. -Москва, 1975, — 216с.
  119. A.M. Лингвистический анализ: Теоретические и методологические ^ проблемы. -Ленинград: Наука, 1976. 282с.
  120. Т.К. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью студентов.// Организация самостоятельной работы на учебном занятии по иностранному языку, — М., 1976. с. 34.
  121. Обучение иностранному языку как специальности. Под ред. М.К.Бородули-ной. -М.: Высшая школа, 1975, — 264с.
  122. Н.Г. Развитие умений диалогической речи в процессе обучения усеченным синтаксическим структурам немецкого языка: Автореферат дисс. канд.пед.н, — Москва, 1998, — 16с.
  123. Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в средней школе и вузе,-Екатеринбург, 1994, — 148с.
  124. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку.-Куйбышев, 1986.- 172с.
  125. Организация самостоятельной работы учащихся по английскому языку в СПТУ, — М.: Высшая школа, 1975, — 55с.138.0сницкий А. К. Психология самостоятельности: Методические исследования и диагностика,-Москва-Нальчик: Изд. центр «Эль-фа», 1996 128с.
  126. Е.И. Развитие учебной самостоятельности учащихся 5−7 классов на уроках русского языка на основе разновозрастного учебного взаимодействия. Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1995, — 254с.
  127. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991.- 223с.
  128. Е.И. Коммуникативные упражнения, — М., 1967, — 99с.
  129. Е.И. Условно-речевые упражнения. -М.: Просвещение, 1978, — 128с.
  130. Певзнер J1.JI. Интенсификация обучения грамматике на 2 м курсе спец. факультетов в пед. институтах: Дисс.канд.пед.н, — М., 1979, — 217с.+Прил.
  131. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед.колледжей. Под ред. Пидкасистого П. И, — Москва: Российское педагогическое агентство, 1996.-602с.
  132. А.К. Проблема уровней самостоятельной работы студентов на занятии и способ объяснения грамматического материала./Юрганизация самостоятельной работы на учебном занятии по иностранному языку. -Москва, 1976,-с.74−78.
  133. Н.В. О принципах современной коммуникативной грамма-тики.//Парадигматические отношения в синхронии и диахронии.-Екатеринбург, 1992,-с.38−41.
  134. Е.Д. Системный анализ процессов усвоен я учебной иноязычной информации: Дисс.канд.пед.н,-Ленинград, 1972,-268с.
  135. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении,— М.:Педагогика, 1980, — 240с.
  136. П.И., Меняев А. Ф. Обучение студентов методам познавательной деятельности в системе практических занятий.//Формирование познавательной деятельности школьников и студентов, — Тюмень, 1982.-с.117−129.
  137. И.Т. Вежливость как категория языка.//Вопросы языкознания, № 6,1996, — с.100−105.
  138. О.М. Воспитание познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку на основе педагогических идей С.Френе: Автореф.дисс. канд.пед.н, — Екатеринбург, 2000, — 22с.
  139. По дольский А. И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях её планомерного формирования: Дисс.докт.психолог.н, — М., 1987.-450с.
  140. B.C. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов пед.институтов: Дисс.канд.пед.н, — М., 1979,-166с.
  141. Программы педагогических институтов. Практическая грамматика немецкого языка. Сб. № 9. Министерство просвещения СССР, 1980, — 40с.
  142. Программы педагогических институтов. Практическая грамматика современного немецкого языка. Сб. № 16. Министерство просвещения СССР, 1985.-30с.
  143. Программы педагогических институтов. Практика устной и письменной речи немецкого языка,-Москва, 1972.-39с.
  144. Программы педагогических институтов. Практика устной и письменной речи немецкого языка. Сб. № 2, — Москва: Просвещение, 1982.-49с.
  145. Ю.К. Прием сопоставления как средство развития самостоятельности учащихся. //Методические проблемы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. -Л., 1983, — с.117−124.
  146. Г. Д. О некоторых парадоксальных явлениях в немецкой грамматике.// ИЯШ, № 2,1987, — с.80−84.
  147. Пути и формы повышения познавательной самостоятельности учащихся средней школы. /Под ред. Матрусова С.- Москва, 1981, — 104с.
  148. Пути оптимизации обучения иностранному языку в вузе. Методические разработки,-М., 1984.- 240с.
  149. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении./ Под ред. Проф. Огородникова И.Т.-Москва, 1971, — 327с.
  150. Развитие самостоятельности учащихся в овладении знаниями- Калинин, 1968, — 180с.
  151. П.А. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе.//ИЯШ, № 4,1989, — с. 8−14.
  152. П.А. Содержание и структура пособия для самостоятельной работы учащихся по овладению немецким языком в условиях средней школы: Дисс.канд.пед.н. -М., 1990, — 279с.
  153. H.A. Методическая типология грамматических явлений немецкого языка: Дисс.канд.пед.н. -М., 1970, — 269с.
  154. И.П. Методология и методика лингвистических исследований,-Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976, — 110с.
  155. Рогова Г. В.и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.-287с.
  156. Рубинова Э Я. К вопросу о пособиях по иностранному языку для самостоятельной работы.//Организация самостоятельной работы на учебном занятии по иностранному языку, — М., 1976, — с. 146.
  157. Т.А. Обучение аргументативному общению студентов Зго курса языкового педагогического вуза: Дисс.канд.пед.н, — Пенза, 1999, — 182с.+Прил.
  158. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: Дисс.канд.пед.н.- Саратов, 1997, — 243с.
  159. М.Э. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на начальном этапе в неязыковом вузе: Дисс.канд.пед.н. -Н.Новгород, 1995.-452с.
  160. A.C. Усвоение знаний и развитие познавательной активности при помощи релаксопедии: Дисс.канд.пед.н, — Пермь, 1974, — 201с.
  161. Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе./ Ред. Шатилов С.Ф.- Ленинград, 1990, — 162с.
  162. Самостоятельная работа студентов./ Ред.-сост. Буга П. Б., Вербецкий A.A. -Москва. 1993, — 140с.
  163. Т.С. Концептуальная характеристика коммуникативного обучения иностранным языкам в вузе. //Коммуникативное обучение иностранным языкам. Пермь-Москва, 1998, — с. 12−25.
  164. Т.С., Раскопина Некоторые аспекты реализации коммуникативного подхода в современных технологиях обучения иностранным языкам в вузе.// Коммуникативное обучение иностранным языкам. Пермь-Москва, 1998, — с.40−49.
  165. К.Ю. Развитие учебной самостоятельной деятельности учащихся в процессе дифференцированного обучения языкам: Дисс.канд.пед.н. -Вильнюс, 1979, — 197с.
  166. С.Л. Системный анализ эквивалентности в языке, — Ереван, 1986.-206с.
  167. Син Елисей. Педагогические основы формирования самоконтроля в процессе обучения учащихся в школе: Автореф.канд.пед.н. Бишкек, 1995.-22с.
  168. Ю.А. Совершенствование грамматической стороны монологической иноязычной речи студентов на Зм курсе языкового факультета. -Л., 1977.-218с.
  169. О.В. Методическая диагностика потенциальных трудностей в овладении иностранными языками на основе исследования иноязычных способностей обучаемых: Дисс.канд.пед.н, — М., 1995, — 158с.
  170. Т.Г. Самостоятельная внеаудиторная учебная работа студентов под руководством преподавателя на 1 м курсе языкового вуза: Автореф. дисс. канд.пед.н, — М., 1991.- 16с.
  171. З.К. Методы и принципы лингвистического анализа.- Петрозаводск, 1979,-61с.
  172. Л.Н. Самостоятельная работа студентов в учебном процессе по иностранному языку./Юрганизация самостоятельной работы студентов по иностранному языку.- Куйбышев, 1986.- с. 129−139.
  173. Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностоно-ориентированном обучении: Автореф.дисс.канд.пед.н. -Саратов, 1997, — 22с.
  174. С.Г. Формирование структурно-композиционных навыков иноязычного профессионально-ориентированного чтения у переводчиков в условиях деловой коммуникации: Дисс.канд.пед.н, — Екатеринбург, 1999, — 253с.
  175. Управление познавательной деятельностью учащихся./ Сб. ст. Под ред. Гальперина П. Я. и Талызиной Н. Ф. -Москва, 1972, — 262с.
  176. Е.С. Подстановочная таблица как средство активизации речемыс-лительной деятельности на этапе тренировки. //Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка. -Рязань, 1990, — с. 55.
  177. А.И. Морфотемный анализ единиц языка и речи. -Ульяновск: Уляновский гос. ун-т, 1997, — 246с.
  178. Я.Б. Систематизация знаний учащихся по грамматике немецкого языка в 10 классе: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1954, — 309с.
  179. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности./ Под ред. Т. И. Шамовой. -Москва, 1975, — 178с.
  180. Формы и методы развития самостоятельности студентов в учебе. Материалы киргизской научно-методической конференции. Фрунзе, 1989, — 192с.
  181. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: (Подготов. переводчиков).- М.: Высшая школа, 1989, — 236с.
  182. В.Х. Совершенствование познавательной самостоятельности студентов: Дисс.канд.пед.н,-Ташкент, 1988, — 186с.
  183. Д. Формирование учебных навыков,-М.: Педагогика, 1986, — 160с.
  184. Е.А. Дифференцированный подход в обучении студентов-филологов практической грамматике неродного языка: Дисс.канд.пед.н, — Москва, 1995, — 177с.
  185. С.Х. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков в условиях непрерывного образования: Автореферат дисс.канд.пед.н. -Москва, 1997,-23с.
  186. И.Я. Теоретическая грамматика немецкого языка. Синтаксис.-Киев, 1976.- 180с.
  187. К. Ноэма как tertium comparationis при сравнении языков.//Вопросы языкознания, № 1,1990. с.5−25.
  188. В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. -М.: Просвещение, 1990, — 144с.
  189. Н.В. К методологии компонентного анализа.// Вопросы языкознания, № 2, 1984, — с. 61−71.
  190. B.C. Как обучать грамматически правильной речи.//ИЯШ, № 1,1998. -с. 18−21.
  191. B.C. Принципы обучения грамматическим механизмам речи в методике 60-х ГОДОВ.//ИЯШ, № 1,1990, — с.24−27.
  192. P.O. О новом подходе к анализу грамматических отношений.// Вопросы языкознания, № 1,1994, — с.5−19.
  193. Н.В. Формирование у студентов самоконтроля с использованием тестовой методики: Дисс.канд.пед. н, — Ростов-на-Дону, 1989, — 261с.
  194. JI.H. Теория и практика управления процессом усвоения иностранного языка. Уч. пособие,-Харьков, 1981, — 101с.
  195. Д. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения: Автореферат дисс.докт.пед.н. -Душанбе, 1997, — 50с.
  196. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.-Москва, 1986, — 222с.
  197. Е.И. Градация грамматичности.//ИЯШ, № 1,1970, — с.12−19.
  198. Е.И. Грамматическая метафора.//Филологические науки, № 3, 1972, — с.48−57.
  199. Е.И. Многозначность и синонимия в грамматике.- М.: Высшая школа, 1970, — 204с.
  200. Е.И. Об одном виде грамматических категорий./ Сб.науч.тр.- М., 1979. Вып. 151, — с.48−52.
  201. Е.И. Практическая грамматика немецкого языка,— М.: Высшая школа, 1982,-400с.
  202. Е.И. Совместимость/несовместимость грамматических и лексических значений.//Вопросы языкознания, № 4,1982, — с.78−82.
  203. Г. М. Предупреждение типичных грамматических ошибок в письменной речи студентов 1го курса языковых вузов: Дисс.канд.пед.н, — М., 1953,-253с.
  204. Л.В., Мейксина И. И. Практикум по курсу «Теоретическая грамматика немецкого языка»,— М.: Просвещение, 1984, — 168с.
  205. У.К. Проблемы сопоставительной лингвистики, — Ташкент, 1980,-136с.
  206. Янь Хун Бо. Коррекция грамматических навыков в устной речи китайских студентов-руссистов при обучении вне языковой среды. Дисс.канд.пед.н. -СПб, 1996, — 191с.
  207. Ackermann Rolf u.a.Kreativ lehren und lernen. Offenbach, GABAL, 1995.-188 S.
  208. Bimmel Peter, Rampillon Ute. Lernerautonomie und Lernstrategien. Fernstudieneinheit 23. Langenscheidt, 1999, — 199 S.
  209. Deutsch fur Auslander. 20 grammatische Schwerpunkte mit Ubungen.- Weimar, 1976.-251 S.
  210. Freudenberg-Findeisen.R. Feldergrammatik als inhaltlich orientierte (Lerner-) Grammatik.// Deutsch als Fremdsprache. 1. Quartal 2000, — S. 22−29.
  211. Frick Rene, Mosimann Werner. Lernen ist lernbar. Kieser Verlag GmbH, Neusa?, 1995.- 88 S.
  212. Funk Hermann. Grammatik lernen lehren autonomes Lernen im Grammatikunterricht.// Harden Theo, Marsch Cliona (Hrsg). Wieviel Grammatik braucht der Mensch?- Munchen. Iudicum., 1993, — S. 138−156.
  213. Funk Hermann, Koenig Michael. Grammatik lehren und lernen. Fernstudieneinheit 1. Goethe-Institut.- Munchen, 1991, — 160 S.
  214. Glockel Hans. Vom Unterricht. Klinkhardt, 1990, — 360 S.
  215. Griesbach H. Test- und Ubungsbuch zur deiutschen Grammatik. Verlag fur Deutsch. Ismaning/Munchen, 1983, — 128 S.
  216. Kasper Horst. Kreative Schulpraxis. AOL-Lexika-Verlag, Lichtenau und LexikaVerlag B. Rumpf, — Munchen. 4. Aufl. 1998, — 348 S.
  217. Kleppin Karin. Fehler und Fehlerkorrektur. Fernstudieneinheit 19. Goethe-Institut, Munchen, 1998 152 S.
  218. Knapp-Potthof Annelie, Knapp Karlfried. Fremdsprachen lernen und lehren. Stuttgart etc. Kohlhammer, 1982, — 245 S.
  219. Neuner G., Piepho H-E. Aufgaben und Ubungsgeschehen ein lohnendes Thema fur Fremdsprache Deutsch.// Fremdsprache Deutsch 10,1999, — S.4−5,13.
  220. Neuner G., Kruger M., Grewer U. Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Langenscheidt KG, Berlin und Munchen, 1981.- 184 S.
  221. Nodari C. Autonomie und Fremdsprachenlernen.// Fremdsprache Deutsch. Sondernummer 1996, — S.4−10.
  222. Piepho H.E. Wie lerne ich am besten? Fremdsprache Deutsch. 19,1998, — S. 27−31.
  223. Rampillon Ute. Lernen leichter machen. Max Hueber Verlag, 1995, — 175 S.
  224. Riesel E.G., Schendels E.I. Deutsche Stilistik. Moskau, 1975.-300 S.
  225. Rohrer Josef Zur Rolle des Gedachtnisses beim Sprachenlernen. Bochum, Verlag F. Kampf GmbH. 3.Aufl., 1990.-146 S.
  226. Rug W., Neumann T., Tomaszewski A. 50 praktische Hinwese zum Deutschlernen. Ernst-Klett International, Stuttgart, 1997.- 55 S.
  227. Selbstandiges Lernen. Zur Methode des Schulers im Unterricht. Hrsg. Von Klaus Geppert und Erhardt Preuss. Bad-Heilbrunn, Klinkhardt, 1980- 186 S.
  228. Zimmermann G., Wi? ner-Kurzawa E. Grammatik lehren lernen — selbstlernen. Munchen. Hueber, 1985, — 103 S.
  229. Учебные пособия и учебники
  230. Аверина Е. Д. Иностранный за 200 часов: Учеб.пособие.-СПб.:Руди-Барс, 1994. -128с.
  231. Х.Ю. Немецкий для всех, — Тверь, 1994.
  232. Г. М. Знаешь ли ты немецкую грамматику?- М. Международные отношения, 1977,-288с.
  233. Г. М., Ромм С. М., Уроева P.M. Курс грамматики немецкого языка с грамматико-фонетическими упражнениями.Часть 1. Синтаксис, — М.: Международные отношения, 1980, — 182с.
  234. Г. М., Ромм С. М., Уроева P.M. Курс грамматики немецкого языка с грамматико-фонетическими упражнениями.Часть 2. Морфология. -М.: Международные отношения, 1980, — 264с.
  235. JI.M., Панкова О. Т., Тельнова А. Г. Самоучитель немецкого языка.
  236. М.:Высшая школа, 1987. 351с.
  237. Братусь И В. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка (синтаксис). Москва: Учпедгиз, 1960.
  238. М.М. Практическая грамматика немецкого языка, — Москва: Издательская корпорация «Логос», 1995, — 160с.
  239. Ф мостоятельно изучающим немецкий язык).- М., 1958.- 234с.
  240. JI.B. Пособие по практической грамматике. М.:Высшая школа, 1981, — 168с.
  241. Михайлов JIM. Грамматика немецкой диалогической речи.- М.:Высшая школа, 1986.-109с.
  242. П.Михайлова О. Э., Шендельс Е. И. Справочник по грамматике немецкого языка,-М.: Просвещение, 1981.-304с.
  243. И.Д. Пособие по грамматике немецкого языка, — М., 1971, — 144с.
  244. О.И. Немецкий язык для самостоятельного изучения М.: Аквариум, 1995, — 607с.
  245. Е.В. Практическая грамматика немецкого языка, — СПб.'.Союз, 1998, — 368с.
  246. A.A. Немецкий язык для всех. Бишкек, 1995. — 608с.
  247. P.A. Практическая грамматика немецкого языка,— М.: Менталитет, 1999.-232с.
  248. Самоучитель немецкого языка. Под общей ред. Т. К. Тимирязевой. СПб.: ЗАО Издательский Дом «Нева», ТИТ «Комета», 1997. — 416с.
  249. Н.Б., Молчанова И. Д. Справочник по грамматике немецкого языка. М.: Просвещение, 1989.-304с.
  250. Е.И. Практическая грамматика немецкого языка. -М.: Высшая школа, 1982.-400с.
  251. X., Зундермайер В. Немецкая грамматика с упражнениями. Пер. с нем. Попов A.A. М.: Мост, 1996. — 328с.
  252. В.В. Немецкий язык для вас,— М.: Московский лицей, 1999.-416с.
Заполнить форму текущей работой