Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творческие возможности учащихся в обучении как средство совершенствования учебных знаний по физике в средних школах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ философской, научной, методической и учебной литературы привел к выводу о том, что исследовательский аппарат с элементами творческих возможностей в обучении физике в общеобразовательной школе используется не на должном уровне. Нами предложена разработка элементов творческих возможностей в обучении физике в общеобразовательных школах как средство совершенствования учебных знаний учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. Теоретические основы творческих возможностей как совершенствование развития знаний учащихся в процессе обучения
    • 1. 2. Психологические аспекты и элементы творческих возможностей при обучении физике в средних школах
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФИЗИКИ
    • 2. 1. Основные функции и приемы реализации творческих возможностей в обучении школьной физике
    • 2. 2. Роль и содержание комплексных заданий в творческих возможностях учащихся
    • 2. 3. Значение творческих возможностей внеклассных занятий по физике в развитии мышления школьников
    • 2. 4. Педагогический эксперимент и анализ полученных результатов

Творческие возможности учащихся в обучении как средство совершенствования учебных знаний по физике в средних школах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие современного общества требует подготовки специалистов, обладающих богатым творческим мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам высоко технологического общества, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации — с другой. Эти требования отражены в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), в Концепции национальной школы (1994 г.), Государственном стандарте образования Республики Таджикистан (2009г.). В Законе РТ «О высшем и последипломном образовании» (2001 г.) четко отмечается, что целью обучения и воспитания должна быть подготовка людей высокообразованных, творчески мыслящих, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками.

В связи с постепенной трансформацией традиционной системы обучения информационного типа в качественно новую систему образования, в которой ученик из пассивного потребителя заведомо известной и зачастую устаревшей информации превращается в активную творческую личность, перед системой основной школы встает задача качественного совершенствования методики преподавания физики и формирования на этой основе творческих возможностей учащихся в обучении.

До недавнего времени система образования вполне соответствовала запросам общества, подрастающее поколение всегда было готово к простому воспроизведению существующего положения вещей, школа ориентировалась в основном на настоящее. Сейчас положение изменилось. Если молодой человек хочет активно участвовать в жизни общества, если он хочет реализовать себя как творческую личность, то ему необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать, выявлять в себе и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Следовательно, важнейшая способность, которую ученик должен приобрести в школе — это способность генерировать идеи, создавать творческий продукт. Эта способность существенным образом скажется на его профессиональном становлении. Научить учиться важнее, чем просто усваивать конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают.

Реформа школьного образования требует поиска новых путей формирования у учащихся навыков самообразования и самоопределения, переориентации образовательной парадигмы на методы организации познавательной деятельности учащихся. Именно с учетом вышесказанного и проведено настоящее исследование, конкретизированное по методам преподавания в средних школах в свете требований современности.

Степень изученности темы. Совершенствованию школьного образования на современном этапе посвящены работы ученых-методистов С. И. Архангельского, В.А. Т. Б. Бобоева, Бетева, Ю. И. Дика, Н. М. Зверевой, А. А. Зиновьева, С. Е. Каменецкого, Г. П. Корнева, Ю. А. Кустова, В. Г. Разумовского, Ф. Х. Хакимова, JI. C Хижняковой, Т. А. Шукурзода, И. А. Щунина и др. В работах этих ученых отмечается, что школа 2005;2010 гг. должна формировать творческую личность, способную самостоятельно решать разнообразные задачи, часто с неопределенными начальными условиями.

В Республике Таджикистан некоторые аспекты данной проблемы анализировались в трудах Т. А. Шукурова, Т. Б. Бобоева, Ф. Х. Хакимова, X. Маджидова, А. Миралиева, А. Ш. Комилова, Дж. Шарипова и др.

Предложенный вышеназванными учеными подход может быть реализован внедрением в школьную практику научных методов познания, в частности таких, как использование творческих возможностей и преподавателей и учеников в процессе обучения. Последнее касается развития творческого потенциала школьника — при этом следует помнить, что один из важнейших источников и показателей процветания общества. Проблема творческой самореализации личности, ее уникальности теснейшим образом связана с вопросами о смысле человеческой жизни, о раскрытии внутренних потенциалов человека, с проблемой его будущего профессионального становления.

В аспекте исследуемой проблемы совершенствованию качества обучения физике в общеобразовательной школе на современном этапе посвящены работы таких ученых, как В. А. Бетев, Д. Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, J1.B. Занков, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Ю. А. Кустов, А. В. Морозов, Е. Е. Туник, А. В. Усова, М. А. Холодная, А. В. Хутороский, Д. В. Чернилевский, Д. Б. Эльконин, а также зарубежных психологов Д. Брунера, Дж. Гилфорда, Э. Стоунса, Э. Грина, Р. Дилтса.

Однако, несмотря на достаточное количество работ по организации и совершенствованию обучения физике в общеобразовательной школе, в этом процессе все же имеет место ряд противоречий:

— между коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний;

— между возросшей потребностью общества в компетентных личностях, обладающих умением выдвигать творческие идеи, создавать творческие продукты, и отсутствием должной ориентации современной общеобразовательной школы на формирование и развитие такой личности;

— между теоретическим обоснованием необходимости развития творческих навыков и недостаточной разработанностью методических основ по их организации в совершенствовании обучении физике. Перечисленные противоречия обусловливают необходимость решения проблем, заключающихся в разработке методов по развитию творческих возможностей в обучении как средства совершенствования учебных знаний учащихся по физике в общеобразовательной школе. Решение этой проблемы можно считать заказом по методическим наукам, что и определяет актуальность ее исследования на методическом уровне.

Цель исследования — научно обосновать эффективность использования творческих возможностей в обучении как средства совершенствования учебных знаний учащихся по физике в общеобразовательной школе.

Объект исследования — педагогическая деятельность учителя и процесс обучения учащихся в общеобразовательной школе Республики Таджикистан.

Предмет исследования — методические условия использования творческих возможностей в обучении как средства совершенствования учебных знаний учащихся по физике в общеобразовательной школе.

Анализ соответствующей специальной литературы, изучение опыта работы общеобразовательных школ и предварительное исследование проблемы позволили сформулировать гипотезу исследования, исходящую из того, что эффективное использование творческих возможностей в обучении как средства совершенствования учебных знаний учащихся по физике в общеобразовательной школе, можно обеспечить в том случае если:

— четко определить цель каждого урока, которая, независимо от темы урока должна, прежде всего, обеспечить использование творческих возможностей в обучении как средства совершенствования учебных знаний учащихся по физике;

— применять современные образовательные технологии, которые стимулируют процесс обучения.

Для достижения данной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: изучить психолого-педагогические и методические аспекты использования творческих возможностей учащихся в процессе обучения физике;

— экспериментально изучить эффективность применения творческих возможностей учащихся в процессе обучения физике;

— выявить критерии, показатели и уровни использования творческих возможностей учащихся в учебно-воспитательном процессе;

— при отборе содержания учебного материала учесть наличие различных творческих способностей и потребность их реализации учащимися в ходе классных и внеклассных занятий;

— разработать рекомендации по повышению эффективности учебно-познавательной деятельности, направленные на выявление творческих возможностей учащихся;

— разработать и осуществить проверку дидактических условий исследования методов и приемов, содействующих повышению качества знаний учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— изучение и теоретический анализ работ по педагогике, психологии и методике преподавания;

— экспериментальная работа в общеобразовательной школе с целью о выявления эффективности учебно-познавательной деятельности, направленной на реализацию творческих возможностей учащихся;

— целенаправленное анкетирование учащихся во время уроков с целью выявления причин слабой успеваемости и творческих возможностей.

Ведущая идея исследования: развитие творческих способностей в процессе использования творческих возможностей как средства совершенствования учебных знаний учащихся в обучении физике.

Методология исследования: использованы идеи теории познания, философские положения об использовании творческих возможностей как средства совершенствования учебных знаний учащихся в процессе обучения, о ведущей роли осознанной деятельности в развитии личности, в реализации творческих наклонностей.

Организация опытно-экспериментальной базы исследования. Исследование проводилось в течение 5 лет и включало три этапа. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Курган-Тюбинском государственном университете им. Но сира Хусрава и общеобразовательных школах № 13, 29 Кулябского района, № 1, 2 г. Куляба и № 12, 14 г. Душанбе (в 8−9-х классах). В педагогическом эксперименте приняли участие 300 учащихся: по 150 учащихся в экспериментальных и контрольных классах. Экспериментальная проверка проводилась в общеобразовательных школах с 2005;2007 гг. по 2008;2009 уч. г.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— всесторонне изучены и определены уровни развития творческого потенциала учащихся по физике средних общеобразовательных школ Республики Таджикистан;

— выявлены условия использования творческих возможностей как средства совершенствования учебных знаний учащихся при обучении физике;

— разработаны дидактические рекомендации по использованию творческих возможностей учащихся при обучении физике в средних общеобразовательных школах;

— разработана методика применения творческих способностей и возможности их реализации учащимися в ходе классных и внеклассных занятий.

Практическая значимость исследования: разработана и апробирована методика по повышению эффективности учебно-познавательной деятельности, направленная на раскрытие творческих возможностей учащихся в учебно-воспитательном процессе;

— рекомендуемые материалы, согласно учебной программе как средство совершенствования учебных знаний учащихся в обучении физике в средних общеобразовательных школах внедрены в практику.

Достоверность полученных результатов: научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, обосновываются методологией системного подхода, научной концепцией педагогической диагностики, опираются на теоретические и эмпирические методы исследования. Также они подтверждены экспериментальной работой, личным опытом работы автора в качестве педагога.

Апробация и внедрение. Основные положения диссертации докладывались на постоянно действующих республиканских семинарах и практикумах по распространению передового опыта экспериментальных классов в массовой практике учителей Республики Таджикистан и различных конференциях. Разработанная дидактическая система, направленная на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности по раскрытию творческих возможностей учащихся, апробирована в общеобразовательных школах, на методических семинарах школ гг. Курган-Тюбе, Куляба и Душанбе.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— определение уровня развития творческого потенциала учащихся по физике в средних общеобразовательных школах, являющегося стартовым этапом в процессе исследования проблемы, обоснование необходимости создания приемлемых педагогических условий для данного процесса;

— разработка обоснованной методики и аргументированной стратегии применения творческих возможностей и потребностей их реализации учащимися в ходе классных и внеклассных занятий;

— позитивные результаты исследования, теоретические положения, выводы и конкретные методические рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение остановимся на характеристике результатов решения поставленных в исследовании задач.

1. Анализ философской, научной, методической и учебной литературы привел к выводу о том, что исследовательский аппарат с элементами творческих возможностей в обучении физике в общеобразовательной школе используется не на должном уровне. Нами предложена разработка элементов творческих возможностей в обучении физике в общеобразовательных школах как средство совершенствования учебных знаний учащихся по физике, позволяющая школьникам развивать свои творческие способности. Разработанное психолого-педагогическое обоснование некоторых методических и технологических аспектов с элементами творческих возможностей в обучении физике опирается:

— на системы;

— ассоциативно-рефлекторную теорию обучения;

— идею развивающего обучения;

— концепцию творческого саморазвития личности;

— конкурентностно-ориентированное обучение;

— личностно-деятельностный подход к обучению.

2. Предложенная технология использования элементов творческих возможностей в обучении физике в общеобразовательной школе, предоставляющая ученику возможность развивать и совершенствовать свои творческие способности, проводилась с учетом разработки: а) определения содержания использованиями элементами творческие возможности в обучения, основывающейся на принципах обобщенности, полноты, преемственности учебных знанийб) планирования и организации образовательного учебновоспитательного процесса, учитывающего личностный, педагогический и психологический аспекты реализации использования элементов творческих возможностей в обучении физике в школе;

3. Сформулированы основные функции и приемы реализации элементов творческих возможностей в обучении физике, опубликована методическая разработка, которая содержит анализ основных принципов творческих возможностей в обучении физике.

На ее основе разработаны комплексные задания для основной школы, которые внедрены в учебный процесс некоторых школ Кулябского района, гг. Куляба и Душанбе.

Проведенный педагогический эксперимент апробирован. Результаты апробации подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что качество физического образования повышается, если его содержание опирается на использование элементов творческих возможностей в обучении физике в школе.

Продолжение исследования автор видит в совершенствовании методики обучения физике, основанной на идеях саморазвития, деятельностного подхода и продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н., Бетев В. А. Технологические аспекты формирования практических умений // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования». Ульяновск.: УлГПУ, 2003.-С. 6−8.
  2. Д.Н., Бетев В. А. Элементы креативной технологии в обучении физике // Сб. докладов Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике». М.: МГОУ, 2003.-С. 95−96.
  3. Д.Н., Бетев В. А. Элементы синергетики в процессе креативного обучения // Сб. докладов Всероссийской научно-технической конференции «Синергетика современного управления социально-экономическими системами». Тольятти.: ТГАС, 2004.-С. 51−53.
  4. Д.Н. Дидактические особенности использования телевидения в процессе научения // Тезисы докладов 57-й научной конференции СамГПУ. Самара.: СамГПУ, 2003.-С. 123−125.
  5. Д.Н. Основные задачи управления креативностью при обучении физике в базовой средней школе // Научные доклады ежегодной межвузовской 58-й научной конференции СГГТУ.- Самара: Издательство СГПУ, 2004.-266 с.
  6. Г. П. Вернадский. М., 1994.-544 с.
  7. С.С. Самоорганизация самообучающегося и обучаемого в учебно-воспитательном процессе образования. Диссертационные исследования. Казань, 1995.-347 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1 — 230 с- т. 2. — 280 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития- Инновационный курс КГТУ. 4.2. Казань: КУ, 1998.
  10. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М. 1971.-С. 114.
  11. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во Московского университета., 1975.-207 с.
  12. В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: Политиздат. 1975.-С. 33.
  13. А.С. и др. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука, 1996.-263 с.
  14. Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003.-144 с.
  15. .С. Решение задач по физике. Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1986.-256 с.
  16. В.А. Физика: Экспериментальный учебник для 8 класса базовой школы. Ч. 1. Тепловые явления. Самара: Изд-во СамПГУ, 1999.88 с.
  17. В.А. Исследование эффекта оптимизации управления познавательной деятельностью учащихся // Теория и практика педагогического эксперимента. Научные труды. Т. 144. Куйбышев, 1974.-С.16−40.
  18. В.А. Методологический аспект применения CJIC в процессе обучения физике. «Методы научного познания в обучении физике». М., 1986.
  19. В.А. Некоторые вопросы взаимосвязи обучения и управления познавательной деятельностью школьников // Научные труды Куйбышевск. гос. пед. ин-та. Т.217. Выпуск 5. Куйбышев, 1977.
  20. В.А. Некоторые особенности восприятия учебной информации // Вопросы методики формирования научного мировоззрения у школьников. Кбш., КПЛ НИИ общей педагогики АПН СССР, 1972.-312 с.
  21. В.А. СЛС в системе управления обучения физике. Обучение физике как системный процесс. Межвуз. сб. науч. Куйбышев, 1985.
  22. В.А. Структурно-логические схемы в системе физического эксперимента // Физический эксперимент в школе- сборник научных трудов. Курск.: Курская правда, 1984.-156 с.
  23. В.А. Структурно-логические схемы в системе физического эксперимента учащихся. // Физический эксперимент в школе: Сб. науч. тр.-Курск.: Курская правда, 1984.-С. 128−139.
  24. В.А. Теоретические основы методики обучения физике (Пропедевтический курс): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Самара, 1995.48 с.
  25. В.А. Формирование приемов умственной деятельности на основе эксперимента учащихся по физике: Диссертация на соисканиеученой степени кандидата педагогических наук. Куйбышев, 1967.-342 с.
  26. В.А., Шунин И. А. Экспериментальные задачи в системе обучения физике // Методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации учителей физики Куйбышев: КОМУ У, 1990.55 с.
  27. В.А. Некоторые особенности восприятия учебной информации к 4-й научно-методической конференции учителей, март 1973 г. Куйбышев 1972.- С. 116−129.
  28. П.П. Учет школьной работы // На путях к новой школе. 1926. № 7−8.
  29. Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: МГУ, 1975.-216 с.
  30. Большой словарь иноязычных слов. М.: Мартин, 2004.-704 с.
  31. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1986.-544 с.
  32. Д. Процесс обучения. М., 1962.
  33. А.В. и др. Толковый физический словарь. Основные термины. М.: Русский язык, 1987.
  34. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981.
  35. В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ). Рига: Эксперимент, 2001.-С. 96.
  36. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.
  37. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-С. 282.
  38. И.А. Обучение учащихся познавательной деятельности по изучению физических явлений: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997.-16 с.
  39. А.В. Теория познания диалектического материализма. -М: Мысль, 1965.-С. 281.
  40. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М- 1967.
  41. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.-143 с.
  42. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  43. В.Г. Организация и методика проблемных уроков физики, Учебное пособие к спецсеминару. Казань, 1980.-100 с.
  44. .С. Философия образования для 21 века. М.: 1997.
  45. Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. М.: Просвещение, 1988.-159 с.
  46. Г. Г., Платонов К. К. Психология. М.: Высшая школа, 1973.
  47. М.И., Краснянская К. А., Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М: Педагогика, 1977.-136 с.
  48. Э. Креативность в паблик рилейшнз / Пер. с англ.- Под ред. А. Н. Андреевой. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.- 224 с.
  49. С.В. Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. В. Громов, Н. А. Родина. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-158 с.
  50. А.Е. Физика. Электромагнитные явления. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. — 256 с.
  51. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 541 с.
  53. Демонстрационные опыты по физике в VI УП классах средней школы. Под ред. А. А. Покровского. — М.: Просвещение, 1970.-279 с.
  54. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Прогресс, 1987.-314 с.
  55. И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства, Москва -Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.-164 с.
  56. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учеб. / 2-е О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-336 с.
  57. Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
  58. В.Ф. Физическая картина мира // Физика в школе. 1973.-№ 3.
  59. Л.В. Опыт психологического научения школьников в составе педагогического исследования // Вопросы психологии. 1971.-№ 2.-С.21.
  60. Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М., 1963,
  61. А.В. Психология. М.: Просвещение, 1965.
  62. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  63. П.А. Методика преподавания физики. Л.: Учпедгиз, 1954.-552 с.
  64. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1996. — 234 с.
  65. В.А. Педагогические аспекты синергетики Педагогика: 2001. № 8.-С. 26−31.
  66. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.1. М, 1974.-С. 5
  67. A.JI. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7-й класс. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003.-352 с.
  68. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Педагогика, 1989.
  69. Ю.Л. Статистическая теория открытых систем. М.- Янус. 1995.
  70. Е.И., Курдюмов СП. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии 1994. № 2. С. 110−122.
  71. Е.И., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике. Вопросы философии 1997. № 3. С. 7.
  72. Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: 1995. — 228 с.
  73. Е.Н. Синергетическое видение креативности человека. «Грани творчества». М.- 1999. — С. 123.
  74. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. — С. 289.
  75. Кон И. С. Психология старшеклассника. М: Просвещение, 1980,
  76. Г. П. Самообразование учителя физики. Новосибирск: НГПИ, 1981.
  77. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1959.
  78. Ю.А. Преемственность формирования научных понятий в процессе изучения курса физики. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 29 с.
  79. И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М: Просвещение, 1991.-223 с.
  80. И.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.- 252 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:1. Педагогика, 1981. 184 с.
  83. А.Г. Управление информация. М.: Наука, 1975. — С.83.
  84. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.
  85. В.Н. и др. Инновационные педагогические теории. Учеб. пособие. Самара, СГТУ, 2004.-С. 86.
  86. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М: Просвещение, 1976. — 158 с.
  87. Назарова Т. С, Шагюваленко B.C. Синергетический синдром в педагогике //Педагогика. 2001, № 9. С. 25−33.
  88. В.В. Разбрасываю мысли в пути и на перепутье. М.: 2000. — 344 с.
  89. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 688 с.
  90. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся / Под ред. А. В. Перышкина. М.: Просвещение, 1980.-96 с.
  91. НЛП- управление креативностью / Р. Дилтс. СПб.: Питер, 2003.416с.
  92. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.- ООО Издательство АСТМи.- Харвест, 2002.- 976 с.
  93. И.Б. Философские вопросы моделирования психики. М.: Наука, 1969. — С. 38.
  94. С. И. Словарь русского языка: 57 000 слов/под. ред. до кг. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. — 816 с.
  95. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. В. Перышкина и др. -М.: Просвещение. 1984. 398 с.
  96. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика. 1990. — 560 с.
  97. Педсловарь, т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 514 с.
  98. А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М: Дрофа. 1999. — 192 с.
  99. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа. 1984.-174 с.
  100. И.П. Педагогика. М.: Просвещение. 1996. — 432 с.
  101. С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. Пособие для учителей. М: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 415 с.
  102. И.Р. Философия нестабильности // Философия. 1991. № 6. С. 46−52.
  103. Программно-метод. материалы / Сост. Н. Н. Гара, Ю. И. Дик. -М.: Дрофа. 2000. 436 с.
  104. Психология и педагогика. Учеб. Пособие дли вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Москва, 1996. -с. 336.
  105. В.П. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М., Просвещение 1975. — 272 с.
  106. Т.Ю. Нелинейные естественнонаучное мышление и экологическое сознание. Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление. М.- 1998 — С. 216.
  107. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М: Изд-во АН СССР, 1958.
  108. Г. И. Самоорганизация и организация в развитие общества//Вопросы философии. 1995. № 8.-С. 63−72.
  109. Ю.А. Методика обучения физике: Методологические основы. Киров, 1995. — 93 с.
  110. А.В. Деятельность и ее роль в формированиитворческой деятельности. В сб. «Модульные технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования». Вып. 8, часть 1. -М.: МГУТУ, 2004. — 221 с.
  111. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО Речь, 2004. -350 с.
  112. В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность / В соавт. с Е. Г. Черненко // Педагогика. 1994. № 4.
  113. П.В. Экспериментальное исследование положительных эмоциональных реакций человека. Ж. «Высшая нервная деятельность», т. 18 вып. 6. М.: 1968.
  114. Синергетика и учебный процесс. М. Изд-во РАГС, 1999.
  115. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов.- М.- Прогресс Традиция, 2000. — 536 с.
  116. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  117. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980.- 624 с.
  118. В.И. Педагогическая эвристика. «Введение в теорию и методику эвристической деятельности. спект-Прес, 1995.-271 с.
  119. И.И. Методика преподавания физики в средней школе.- М.: Учпедгиз. 1959. -374 с.
  120. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  121. JI.B. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  122. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: Советское радио, 1970.
  123. Е.Е. Псхиходиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2002. — С.48.
  124. В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов высших учебных заведений. -М.: УМК Психология, 2002. 208 с.
  125. А. В. Орехов В.П., «Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы». М., Просвещение, 1990 г.
  126. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  127. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. 158 с.
  128. Физика и астрономия: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев и др.- Под рзд. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1999. -303 с.
  129. O.K. и др. Синергетический подход в исследовании образовательных систем // Модульные технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования (теория и практика). Вып. 8, Ч. 1. М.: МГТУ, 2004. — 221 с.
  130. Г. Синергетика. М., 1980.- 404 с.
  131. JI.C. Введение в методику преподавания физики. Ч. 1. М.: МПУ, 1998.-76 с.
  132. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 кл. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  133. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  134. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: 1998.
  135. Д.В., Лузик Э. В. Подходы к диагностике качества обучения. М., МГТА, 2000. — 27 с.
  136. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М., 2001.
  137. Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти.: Развитие через образование 1998.-149 с.
  138. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. — 136 с.
  139. Ю.А. О семантических аспектах теории информации. -В сб. «Информация и кибернетика». М.: Советское радио, 1967.
  140. И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Самара, 1995. — 18 с.
  141. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
  142. А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  143. Юные изобретатели Самарской области. Самара.: НИКО, СГТУ, 2002.-236 с.
  144. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.
Заполнить форму текущей работой