Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 16 ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Компетентностный подход в образовании как 16 методологическая основа формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников
    • 1. 2. Анализ изученности проблемы формирования 39 информационно-коммуникационной компетенции учащихся в образовательном процессе школы (тенденции и проблемы)
    • 1. 3. Факторы и условия формирования информационно- 62 коммуникационной компетенции школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ 83 УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Модель формирования информационно- 83 коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Критерии и уровни сформированное&trade- информационно- 104 коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 119 формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Модернизационные процессы в современном российском образовании, связанные, в первую очередь, с объявленным переходом на стандарты нового поколения, существенно меняют подходы в определении содержания школьного обучения и воспитания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная, компетентностная направленность. Освоение содержания образования должно, прежде всего, способствовать успешному выполнению обучающимся многообразных функций «свободного носителя» социальных услуг.

Одновременно необходимо учитывать, что заключительный этап перехода к информационному обществу требует обеспечения свободного доступа к накопленным человечеством информационным ресурсам. Возрастает потребность в освоении и использовании эффективных информационных технологий обучения и производства.

В современном обществе интенсивно развивается процесс информатизации. Ускоренные темпы, которыми продвигается данный процесс, выдвигают новые требования и к информатизации образования, и к информационному образованию. Информатизация — глобальный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества, активно влияющий на темпы развития экономики, качество жизни, национальную безопасность, образование. Качество, содержание образования в значительной мере претерпевают изменения под влиянием бурного развития современных информационных технологий.

Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура — информационное общество, которое характеризуется высоким уровнем информационных технологий, и которые может освоить информационно образованный человек с высоким уровнем информационной культуры.

Активное внедрение средств информационных и коммуникационных технологий в сферу образования является, таким образом, отличительной чертой современности. Важными педагогическими задачами, которые решаются в результате использования таких технологий, являются: освоение актуальной современной информации, расширение информационной сферы обучения, создание информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении, внедрение в педагогическую практику технологии дистанционного обучения, рационализация образовательного процесса, активизация учебной деятельности, развитие культуры самостоятельной, научно-исследовательской деятельности обучающихся и в целом — повышение ее эффективности и качества.

В условиях информационного общества учащийся современной школы должен иметь закрепленный практикой опыт свободного, ответственного и при этом успешного осуществления свободы, которую дают ему информационные ресурсы современного общества.

Кроме того, в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимого Правительством Российской Федерации, с ноября 2005 года начало разрабатываться новое направление — «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ».

Названные тенденции актуализируют проблему развития информационно-коммуникационной компетенции современных школьников как основы формирования их компетентности в сфере применения инфокоммуникационных средств как в. образовательном процессе, так и в повседневной деятельности.

При этом важным отличием педагогического содержательного наполнения такой культуры является применение инфокоммуникационных средств в интересах и в целях развития личности школьника, формирования ее общей культуры, совокупности необходимых для успешной жизнедеятельности компетенций.

Комплексное использование различных педагогических средств, в том числе информационно-коммуникационных, для формирования информационно-коммуникационной компетенции личности предполагает, в целом, информатизацию школы и ее образовательного пространства. Информатизация образования как процесс создания единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, технологических, программных, функциональных, мультимедийных, телекоммуникационных, методических средств, должна сопровождаться обеспечением комплекса условий педагогического характера.

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных трудах В. А. Болотовым, Е. В. Бондаревской, А. Н. Дахиным, Э. М. Днепровым, И. А. Зимней, В. А. Кальней, C.B. Кульневичем, O.E. Лебедевым, A.A. Пинским, В. В. Сериковым, А. П. Тряпициной, И. Д. Фруминым, В. Д. Шадриковым, С. Е. Шишовым, A.B. Хуторским и др.

Отдельные аспекты, связанные с формированием ключевых компетенций в системе школьного образования, рассматривают В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, O.E. Лебедев, И. П. Подласый, A.A. Пинский, A.B. Хуторской и др.

Научное исследование в области компьютерной подготовки школьников получили широкое развитие в трудах идеологов школьной информатики А. П. Ершова, Г. А. Звенигородского, Ю. А. Первина, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, H.A. Юнерман и многих других. Имеются исследования, раскрывающие отдельные аспекты проблемы компьютеризации образования, информатизации образовательного процесса и развития системы применения ИКТ в образовательном процессе.

Основные разработки в этом направлении принадлежат Г. А. Бордовскому, В. А. Извозчикову, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. А. Трайневу, А. В. Хуторскому и другим.

Анализ литературы по проблеме формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников выявил недостаточную теоретическую разработку самого понятия информационно-коммуникационной компетенции (ИКК). Более того, нет и единого общепризнанного определения понятия «компетенция». Мнения ученых также разделились и по вопросу о ключевых компонентах ИКК и условиях их формирования.

Таким образом, актуальность рассмотрения проблемы формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников обусловлена противоречиями между:

— социальным заказом общества на повышение информационной культуры учащихся и необходимостью решения задач информатизации образования и недостаточным, несмотря на ряд серьезных исследований, теоретическим обоснованием современных подходов к построению и реализации моделей формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников как основы их информационной культуры;

— необходимостью определения роли и места информационно-коммуникационной компетенции в формировании системы ключевых компетенций в системе общего образования и неразработанностью конкретных технологий формирования ИКК;

— необходимостью разработки содержания и методики использования новых информационных технологий (НИТ) и недостаточной практической разработанностью условий их эффективного применения для формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, состоящей в необходимости теоретического обоснования организационносодержательных условий эффективного формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе.

В соответствии с данной проблемой нами определена тема исследования: «Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы».

Цель исследования — научно обосновать и разработать организационно-содержательные условия деятельности общеобразовательной школы по формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся.

Объект исследования — формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — организационно-содержательные условия формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: эффективность формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся общеобразовательной школы будет обеспечиваться, если:

1) школьный образовательный процесс ориентирован на формирование информационно-коммуникационной компетенции как одной из важнейших (ключевых) компетенций личности, составляющих в своей органичной совокупности ее компетентность;

2) основу организации и содержания образовательного процесса составляют наиболее эффективные условия формирования ИКК:

— компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;

— применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТ;

— использование активных методов обучения;

— информатизация управления качеством образования в школе.

3) критерии оценки сформированности ИКК обусловлены учетом информационного и коммуникативного аспектов, первый из которых включает умения и навыки самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, сохранять и перерабатывать необходимую информацию, а второй — коммуникативные и организаторские способности, способность к самоконтролю, культуру вербального и невербального взаимодействия.

Задачи исследования:

Проанализировать сущность понятия «информационно-коммуникационная компетенция учащихся общеобразовательной школы» и на этой основе выделить ее основные структурные компоненты, условия и средства их эффективного формирования.

2. Разработать модель формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе.

3. Выявить и обосновать критерии и уровни сформированности информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе и проанализировать полученные результаты.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Философский уровень методологии исследования представлен основополагающими идеями философской и педагогической антропологии о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразности и творческом характерефилософскими положениями о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, об активности личности и ее самоценности (Б.Г. Ананьев, А. П. Аверьянов, А. Н. Леонтьев, В. М. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Общенаучный уровень методологии исследования представлен системным и синергетическим подходами (Э.Г. Юдин, И. Р. Пригожин и др.), которые обусловливают соответственно рассмотрение процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции в школе как целостной самоорганизующейся системы, относительно самостоятельные компоненты которой находятся во взаимосвязи, в развитии и движении, а также контекстным подходом, рассматривающим систему образования как социальную среду для выявления логики педагогического взаимодействия (A.A. Вербицкий, B.C. Леднев, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.).

Конкретно-методологический уровень исследования представлен совокупностью личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, И. С. Якиманская и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев и др.), компетентностного подходов (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.), обусловливающих комплексное рассмотрение и решение проблемы обеспечения оптимальных условий формирования информационно-коммуникационной компетенции личности.

Технологический уровень методологии исследования включает методико-технологические основы формирования компетенций (И.А. Зимняя, O.E. Лебедев, Г. С. Селевко, A.B. Хуторской и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления. Комплекс методов включал в себя: теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделированиеэмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение учебной документации и результатов деятельности), экспериментстатистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальные общеобразовательные учреждения лицей № 5 и средняя общеобразовательная школа № 37 г. Ставрополя.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4 лет (2006;2010 гг.) и включало три этапа.

Первый этап (2006;2007 гг.) — поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам формирования ключевых компетенций школьников, информационной культуры учащихся, применения технологий и методов компетентностного образования. Кроме того, были проанализированы современные подходы к определению понятий «компетенция», «компетентность», «информационно-коммуникационная компетенция». Параллельно проводился анализ практического состояния решения проблемы исследования в общеобразовательных учреждениях, формировался понятийно-категориальный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась теоретическая модель формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе.

Второй этап (2007;2008 гг.) — опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом по апробации модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе на основе выявленных педагогических условий эффективности данного процесса.

Третий этап (2009;2010 гг.) — обобщающий. Осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету и цели, репрезентативностью выборки исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что процесс формирования информационной культуры современного школьника рассмотрен в контексте компетентностной интерпретацииопределены основные организационно-содержательные условия эффективности формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в школе: компетентно стная интерпретация содержания и результатов образования, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТ, использование активных методов обучения, информатизация управления качеством образования в школе.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что проведен детальный анализ соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», «информационная культура» и «информационно-коммуникационная компетенция" — понятие «информационно-коммуникационная компетенция», получив научно-педагогическое обоснование как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией, было наполнено новым содержанием, конкретизировано относительно учащихся общеобразовательной школы, структурировано в соответствии с дидактическими этапами ее формированияразработана теоретическая модель формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе на основе выявленных организационно-содержательных условий эффективности данного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса критериев и уровней сформированности информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы, а также практических рекомендаций по организации и содержанию процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников.

Результаты проведенного исследования представляют практический интерес в системе подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей информатики, а также заместителей директоров общеобразовательных школ по учебно-воспитательной работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационно-коммуникационная компетенция (ИКК) личности представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, формируемых на основе знаний, умений, навыков, способов деятельности, которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией. Применительно к личности школьника ИКК выступает в качестве одной из ключевых инструментальных компетенций, обеспечивающей его способность к поиску, обработке, использованию основной и вспомогательной учебной информации в образовательном процессе, а также способность к различным видам и формам коммуникации в учебной и внеучебной деятельности.

2. Структура ИК-компетенции определяется 3 компонентами, формируемыми содержанием обучения:

1) когнитивный компонент — знания о целях информационно-коммуникационной деятельности, о способах получения, обработки и хранения информации, о способах конструирования нового знаниязнание принципов, методов, приемов работы с информациейзнание о способах, законах общения, коммуникативного взаимодействия;

2) операциональный компонент — умения, навыки, способы коммуникации, работы с информацией, информационными и техническими ресурсами и средствами, опыт применения деятельности в области ИКТ;

3) ценностный компонент — понимание важности, личностной и социальной значимости информации, общения, коммуникаций, работы с информационно-коммуникационными средствами.

3. Критерии оценки сформированное&tradeИКК обусловлены учетом информационного и коммуникативного аспектов. В структуру информационного аспекта входят умения и навыки: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, сохранять и перерабатывать необходимую информацию. В структуру коммуникативного аспекта ИК-компетенции входят: коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми) — способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях) — культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора).

4. Наиболее эффективными организационно-содержательными условиями формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе являются:

1) компетентностная интерпретация содержания и результатов образования;

2) применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТ;

3) использование активных методов обучения;

4) информатизация управления качеством образования в школе.

5. В основе нашего решения рассматриваемой проблемы лежит построение комплексной модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе, содержащей в себе совокупность организационно-содержательных условий, обеспечиваемых педагогической системой школы. Такая модель включает в себя 4 компонента: целевой, содержательный, технологический и управленческий.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на IIIМеждународной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» (Таганрог, 2009), Всероссийских научно-практических конференциях «Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний» (Москва, 2005), «Инновации в образовании» (Тверь, 2009), межвузовской конференции «Россия в III тысячелетии» (Ставрополь, 2003), 54-й научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наукарегиону» (Ставрополь, 2009), в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе» (Ставрополь, 2008), а также на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета и педагогических советов лицея № 5 г. Ставрополя, гимназии № 7 г. Буденновска.

Внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования внедрены в практику работы муниципальных общеобразовательных учреждений лицея № 5 и гимназии № 25 г. Ставрополя, гимназии № 7 г. Буденновска Ставропольского края.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 155 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

Решая задачи нашего исследования, во второй главе нами дано описание модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе, обоснованы критерии и уровни сформированности информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы на основе предложенной модели.

Решение задачи оптимизации деятельности общеобразовательной школы по формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся представлено в виде модели, включающей в себя 4 компонента: целевой, содержательный, технологический и управленческий.

Экспериментальная отработка модели осуществлялась на базе МОУ лицея № 5 г. Ставрополя, контрольным общеобразовательным учреждением выступила МОУ СОШ № 37 г. Ставрополя.

Разработанный учебный план и его программное обеспечение позволили вычислить общую плановую трудоемкость формирования ИК-компетенции. В процессе опытно-экспериментальной работы определен относительный вклад (относительный весовой коэффициент) каждой дисциплины как отношение ее трудоемкости к общей трудоемкости компетенции, относительный вклад всех учебных дисциплин за каждый период обучения. Построены плановые графики формирования ИК-компетенции.

По результатам опытно-экспериментальной работы сделан вывод о том, что уровень сформированности ИК-компетенции в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, диагностика уровня сформированности информационной компетенции на разных уровнях образования показала:

— ориентированность образования на организацию учебного процесса в логике компетентностного подхода;

— значения уровня сформированности по шкале «данное качество не нужно — данное качество должно проявляться всегда» тем выше, чем больше образовательное учреждение в организации образовательного процесса использует деятельностные формы, активные методы обучения или практико-ориентированный подход;

— высокую положительную корреляционную связь между умениями анализировать и интерпретировать разные точки зрения и умением работать с различными источниками информации на уровне школьного образования;

— значимость владения основами компьютерной грамотности для школьного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которой необходимо решить на практике проблему специальной подготовки обучаемого к жизни в таком обществе.

В условиях информационного общества учащийся современной школы должен иметь закрепленный практикой опыт свободного, ответственного и при этом успешного осуществления свободы, которую дают ему информационные ресурсы современного общества.

Одним из путей решения данной проблемы является формирование в процессе обучения в общеобразовательной школе информационно-коммуникационной компетенции (ИКК) учащихся.

Комплексное использование различных педагогических средств, в том числе информационно-коммуникационных, для формирования информационно-коммуникационной компетенции личности предполагает, в целом, информатизацию школы и ее образовательного пространства. Информатизация образования как процесс создания единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, технологических, программных, функциональных, мультимедийных, телекоммуникационных, методических средств, должна сопровождаться обеспечением комплекса условий педагогического характера.

Указанная проблема в последнее десятилетие достаточно активно рассматривается педагогической наукой.

В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мираовладевать практическими способами работы с информациейразвивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в школе позволяет:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

— индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

В ходе проведенного исследования на основе полученных результатов были сделаны следующие обобщающие выводы:

1. В ходе проведенного исследования нами уточнено определение понятия «информационно-коммуникационная компетенция личности», которая представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией.

2. В основу критериально-оценочной базы ИК-компетенции нами положена ее структура, включающая наиболее значимые компоненты, формируемые содержанием обучения: когнитивный компонент — знания о целях информационно-коммуникационной деятельности, о способах получения, обработки и хранения информации, о способах конструирования нового знаниязнание принципов, методов, приемов работы с информациейзнание о способах, законах общения, коммуникативного взаимодействияоперациональный компонент — умения, навыки, способы коммуникации, работы с информацией, информационными и техническими ресурсами и средствами, опыт применения деятельности в области ИКТценностный компонент — понимание важности, личностной и социальной значимости информации, общения, коммуникаций, работы с информационно-коммуникационными средствами.

3. Теоретический и эмпирический этапы исследования выявили наиболее эффективные организационно-содержательные средства формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе: компетентностная интерпретация содержания образования и его результатовприменение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТиспользование активных методов обученияинформатизация управления качеством образования в школе.

4. Интеграция указанных средств наиболее эффективно обеспечивается при реализации комплексной модели формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе, содержащей в себе совокупность организационно-содержательных средств, обеспечиваемых педагогической системой школы. Такая модель должна включать в себя 4 компонента: целевой, содержательный, технологический и управленческий.

Дальнейшие исследования могут быть связаны с разработкой как теоретических основ, так и практических рекомендаций по конкретному содержательно-технологическому обеспечению процесса формирования информационно-коммуникационной и других ключевых компетенций учащихся общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 10−22.
  3. А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
  4. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999. — С. 13−27.
  5. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  6. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
  7. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и функционирование. Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.
  8. А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1990.
  9. В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М.: 1981.-432 с.
  10. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  11. С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания педагогического образования в современный период // http: llrspu.edu/Ahtirsky.html/.
  12. Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // www.tltsu.ru/publectures/lecture 06.html.
  13. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонскомпроцессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  14. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. М., 2002. — С. 14−32.
  15. Байкова J1.A., Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  16. М. Информационная среда обучения. СПб: «Свет», 1997.
  17. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
  18. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пос. М., 2002.
  19. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  20. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.
  21. Е.В., Кульневич C.B. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 23−31.
  22. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.- Ростов н/Д, 1999. -217 с.
  23. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Питер, 2001.304 с.
  24. Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
  25. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учеб. пос. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 206 с.
  26. Ю.С. Педагогика информационно-образовательных систем // Открытое образование в России XXI века: Матер. 8-й межвуз. конф. М.: МЭК, 2000.-С. 47−54.
  27. Ю.С. Телеконференции в образовательном процессе// Педагогическая информатика. 2000. — № 1. — С. 61−66.
  28. Ю.С., Елочкин М. Е. и др. Информационные технологии. Учебник. -М., 2005.
  29. Ю.С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Учеб. пос. — Краснодар, 2005.
  30. О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 34−39.
  31. O.A. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Образовательные технологии. 2005. — № 2. — С. 17−22.
  32. В., Хорошилов А., Феданов А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности школьников // Е-Learning World (Электронное обучение в мире). 2008. — № 2 (22). — С. 1015.
  33. С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура // Наука и школа. 2007. — № 1. — С. 36−38.
  34. B.C. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь. М.: Изд-во «Либерия», 2001.
  35. Дж. Современные информационные технологии совместной работы. Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999.
  36. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982−1984.
  37. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М., 1995.
  38. Е.В., Чернявская А. П. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников // Инновации в образовании. 2006. — № 5. — С. 28−39.
  39. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.432 с.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 448с.
  41. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−12.
  42. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 490 с.
  43. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002.
  44. А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 2. — С. 42−47.
  45. А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  46. A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 151 с.
  47. Доклад Erich Svecnik. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австрийскую систему высшего образования. 2002.
  48. Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 158— 163.
  49. В. Единая информационная среда как инструмент оценки качества образования // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 5859.
  50. Ю.М., Петровская J1.A., Растенникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  51. В.К. Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Европы и США // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. — М., 2003. С. 167−184.
  52. В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: На материалах немецких источников // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. -М., 2003.-С. 184−198.
  53. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  54. Н.М. Практическая дидактика для учителя. Учеб. пос. -М.: Пед. общество России, 2001. 250 с.
  55. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. — М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.
  56. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  57. И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Матер. 14-го Всероссийского совещания. Кн. 2. М., 2004. — С. 6−12.
  58. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  59. Д. А. Компетентностный подход в современном образовании // Справочник заместителя директора школы. — 2009. № 1. — С. 85−92- № 2.-С. 21−31.
  60. В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26−31.
  61. М.Д., Бусурина Л. Ю., Жиляева Т. В. Компетентностный подход к результатам высшего образования: анализ, сущность, реализация: монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. — 112 с.
  62. , И. Голованова, Л. Каплич и др. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2002. -№ 6. -С. 16−24.
  63. Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере ИКТ на основе построения индивидуальной образовательной траектории // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2009. № 2. — С. 811.
  64. Е.В. Роль гуманистически ориентированной среды вуза в процессе формирования культурной компетентности личности // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С. 18−19.
  65. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  66. H.A., Панина И. К. Применение каталога профессиональных задач при формировании содержания дисциплины «Информатика» // Современные технологии обучения, «СТО-2004»: Матер. X междунар. конф., т. 1. СПб, 2004. — С. 84−85.
  67. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад
  68. A.B. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» // www/ei dos .ru/ news/compet.htm.
  69. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  70. В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 20−22.
  71. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 144 с.
  72. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. — М., 2003.
  73. Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб., 2000.
  74. О.Ю. Компьютерная компетентность в контексте развития личности ребенка (из опыта работы) // Информатика. 2006. — № 3.1. С. 34−36.
  75. В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 576 с.
  76. В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001.
  77. В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. СПб: «BXV-Сан-Петербург», 1999.
  78. В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. -№ 1. — С. 32.
  79. Т. Методическое сопровождение информатизации образовательного процесса // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 56−57.
  80. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 5−12.
  81. М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. — 2004. — № 3. — С. 95−99.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  83. В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
  84. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992.528 с.
  85. М.И. Коммуникативная компетентность педагога как условие развития социальной компетентности школьников в образовательной среде. Ульяновск, 2002. — Вып. 9. — С. 69−79.
  86. В.В., Петренко A.A., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практ. пособие. М.: АРКТИ, 2006. — 64 с.
  87. Д.Ш. Информатизация процесса обучения: системный подход // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 11−22.
  88. В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. -№ 11.-С. 46−56.
  89. С. К проблеме оценки компетентности // Высшее образование в России. 2008. — № 2. — С. 163−165.
  90. Методическая поддержка информатизации образования. Сб. ст. / Под ред. Е. В. Алексеевой. — М.: НП «современные технологии в образовании и культуре», 2007. 80 с.
  91. Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.: Изд-во ВШЭ, 2002.
  92. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. Монография / Под общ. ред. A.A. Скамницкого. — М.: Среднее профессиональное образование, 2006. 276 с.
  93. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть? М.: Сентябрь, 2001.-160 с.
  94. JI.A., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. — № 4. — С. 61−66.
  95. Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984.
  96. Л.И. Компетенции и компетентность одно и то же?: профессиональный словарик // Преподаватель. XXI век. — 2005. — № 1. — С. 4951.
  97. Т.В. Оценка учебно-информационных умений обучающихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. — № 12. -С. 20−32.
  98. В.И. Компетентное образование: социальный аспект. -СПб: Изд-во РАИ ИОВ, 1995.
  99. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995.- 170 с.
  100. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский фонд культуры. М.:АЗЪ, 1995. — 928 с.
  101. О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учеб. пос. М.: Альфа-М, 2005. — 160 с.
  102. Н. Опыт использования ИКТ в массовой педагогической практике // Качество образования в школе. — 2008. № 2. — С. 47−48.
  103. О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Дополнительное образование и воспитание. 2006. — № 6. С. 34−39.
  104. И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. 2006. — № 8.1. С. 64−69.
  105. И.К. Особенности модели предметной области «Информатика» для формирования содержания учебной дисциплины // Информационные технологии в образовании, ИТО 2003. Матер, междунар. конгресса конф., ноябрь 2003. — Ч. III. — С.70−72.
  106. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Матер. 9-й научно-практ. конф. — Красноярск, 2002. — 320 с.
  107. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студентов высших и средних учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под. ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 1999. — 512 с.
  108. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  109. В.Ю., Ярочкина Г. В. Оценка ключевых компетенций учащихся // Профессиональное образование. 2006. — № 3. — С. 26−27.
  110. H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. -2007.-№ 1, — С. 7−14.
  111. А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Альма Матер. Вестник высшей школы. 2005. — № 2. — С. 54−60.
  112. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. — 66 с.
  113. В.А., Калиненко В. Н., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1993. — 88 с.
  114. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебнопрактическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» «Роспедагенство», 1997. — 176 с.
  115. И.А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. — № 4 (36). — С. 58−63.
  116. И.А. Понятие информационно-коммуникационной компетенции личности: сущность и противоречия // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. — № 14. — С. 85−87.
  117. JI.M. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики // http://festival.lseptember.ru/articles/510 835/.
  118. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  119. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. 880 с.
  120. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  121. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды чл.-корр. АПН СССР).
  122. СЛ. Проблемы общей психологии. -М., 1973.
  123. Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-317 с.
  124. А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. — № 3−4. — С. 29.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  126. И.С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Практ. пособие. — М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
  127. H.H. Формирование базовой культуры личности // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. — № 2. — С. 17−23.
  128. О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учеб. пос. — М.: «Интеллект-Центр», 2007. — 144 с.
  129. .Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе // Интернет-журнал «Эйдос». 1999. -21 сентября.
  130. C.B. Методическая работа в условиях реализации компетентностного подхода в образовании. Монография. — Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2005. 96 с.
  131. Стратегия модернизации содержания общего образования: Матер, для разработки документов по обновлению образования / Под ред. A.A. Пинского. М., 2001.
  132. А.П. Информация и прогресс. М., 1988.
  133. О.С. Компетенции и компетентностный подход. М., 2007.
  134. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−22.
  135. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  136. Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий). М.: ЭксмоI1. Пресс, 2001.-351 с.
  137. X. Мотивация и деятельность. T. I II. — М., 1986.
  138. Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. — М.: Бином: Лаборатория знаний, 2008. — 188 с.
  139. A.B. Ключевые компетенции как компонентлично стно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  140. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  141. Хуторской A.B.Современная дидактика. М.: Академия, 2002.
  142. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Метод, пос. — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  143. Ю.А. Информационные технологии. — М.: Изд-во «Лаборатория базовых знаний», 1998.
  144. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
  145. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  146. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  147. Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 220 с.
  148. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.-С. 23.
  149. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Заполнить форму текущей работой