Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе предлагается: а) разработка и принятие первой части Информационного кодекса Российской Федерации, который бы устанавливал основы правовой организации информационной среды, а так же разработка и принятие федеральных законов «Об электронных финансовых услугах», «Об электронном государственном и муниципальном управлении», «Об электронной экономической деятельности» — б) уточнение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Предмет, метод и система правового регулирования 34 информационных отношений в условиях развития глобальных компьютерных сетей
    • 1. Возникновение социальных связей, формирующихся в 34 процессе использования глобальных компьютерных сетях
    • 2. Особенности метода правового регулирования общест- 74 венных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей
    • 3. Место норм, регулирующих общественные отношения, 96 формирующиеся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, в системе российского права
  • Глава II. Концептуальные подходы к формированию ин- 118 формационного законодательства: мировой опыт и российская практика
    • 1. Особенности формирования информационного законо- 118 дательства индустриально развивающихся государств
    • 2. Особенности формирования информационного законо- 168 дательства индустриально развитых государств
    • 3. Концептуальные основы формирования российского 189 информационного законодательства в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий
  • Глава III. Система и особенности источников правового регу- 232 лирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей
    • 1. Понятие, виды и система источников правового регули- 232 рования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, в современных условиях
    • 2. Особенности источников правового регулирования обще- 283 ственных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей
    • 3. Задачи, цели и условия кодификации информационного 316 законодательства
  • Глава IV. Организационные основы правового регулирования 336 различных видов информационных отношений
    • 1. Классификация информационных правоотношений в 336 Российской Федерации
    • 2. Организационные особенности правового регулирования 374 информационных гуманитарных отношений в Российской Федерации
    • 3. Организационные особенности правового регулирова- 400 ния информационных экономических отношений в Российской Федерации

Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Теоретические основы правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей, — тема, приобретающая все большую актуальность в России. Связано это со многими факторами: глобализацией информационно-коммуникационных технологий, значительными социально-экономическими изменениями в российском обществе, информатизацией управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обострением международной налогово-бюджетной конкуренции в сфере налогообложения результатов электронной экономической деятельности, бурным развитием международных экономических отношений, осуществляемых с использованием глобальных компьютерных сетей.

Проблемы выбора эффективного механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств, в том числе в лице их контрольно-надзорных органов и международных организаций, так и для потребителей различных товаров, работ и услуг, распределяемых (осуществляемых и оказываемых) с использованием сети Интернет, а так же физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет. Особое значение указанные проблемы приобретают для Российской Федерации с учетом фактического отсутствия эффективно функционирующего, закрепленного на законодательном уровне правового механизма обеспечения информационной безопасности, наличия существенного отставания России от большинства развитых государств и ряда государств с переходными экономиками по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий.

При этом, как показала практика, невозможно в полной мере воспользоваться и опытом западных стран. На сегодняшний день не существует признанной во всем мире единой концепции регулирования общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальных компьютерных сетей, отсутствуют универсальные международные конвенции в указанной сфере. Вместе с тем, глобальная компьютерная сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию информационной деятельности, связанной с этой глобальной информационно-коммуникационной сетью. Например, фактическое отсутствие налогообложения субъектов права, осуществляющих такую направленную на получение прибыли деятельность в информационной среде сети Интернет с использованием электронных средств, приводит как к нарушениям конституционных принципов налогообложения, так и прямым потерям бюджетов всех уровней.

В настоящее время российское законодательство не содержит эффективно действующих законодательных актов федерального уровня, специально посвященных системному регулированию общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей. Фактически не урегулированы порядок осуществления с использованием сети Интернет различных видов экономической деятельности, а равно порядок формирования в России системы государственного и муниципального электронного управления, аналогичной зарубежным образцам, используемым в настоящее время более чем в 60-ти государствах (е—Country, е—Government, е—City и т. д.). Отдельные нормы о возможности использования тех или иных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах и отраслях содержатся в различных законодательных актах, не посвященных специально регулированию информационных отношений, однако эффективность их применения в условиях отсутствия установленных на законодательном уровне общих принципов правовой организации информационной среды глобальных компьютерных сетей вызывает справедливые нарекания.

Вышеназванные обстоятельства, а равно комплекс иных проблем, связанных с изменениями как в направлении развития информационного общества в целом, так и в осмыслении составных элементов существующей правовой системы, создают ситуацию особой актуальности исследования правового механизма регулирования в Российской Федерации информационной деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе экономического и гуманитарного использования информационной среды глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, представляющих собой основу регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе экономического и гуманитарного использования информационной среды глобальных компьютерных сетей, а также концептуальные основы формирования информационного законодательства в зарубежных странах и в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в разработке с учетом зарубежной практики информационно-правового регулирования и обосновании концепции формирования системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий, и разработке на основе этой концепции конкретных предложений по его совершенствованию и эффективной реализации.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

1. Проведение теоретического анализа причин и следствий эволюции сущности информационных отношений в связи с развитием глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий.

2. Изучение теоретических основ и перспектив развития предмета и метода правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей.

3. Определение места и роли норм, регулирующих общественные отношения, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, в системе российского права.

4. Рассмотрение условий и пределов использования в Российской Федерации опыта регулирования информационных отношений в зарубежных странах.

5. Анализ нормативной правовой базы Российской Федерации в области регулирования общественных отношений, складывающейся в процессе информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей.

6. Исследование проблем формирования и совершенствования источников правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей.

7. Выявление и исследование особенностей информационных правоотношений в Российской Федерации.

8. Исследование организационных аспектов регулирования информационных правоотношений в Российской Федерации.

9. Разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей.

Степень научной разработанности темы. Отдельные проблемы правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, неоднократно анализировались отечественными и зарубежными учеными-юристами. Попытки комплексного анализа различных аспектов таких отношений предпринимались как специалистами в области регулирования оборота информации, информатизации и защиты информации, так и учеными, занимающимися административным, банковским, налоговым, гражданским, конституционным, международным правом, теорией государства и права.

Общетеоретической основой исследования правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей в России, послужили работы таких отечественных ученых-правоведов, как: С. С. Алексеев, М. В. Баглай, И. Л. Бачило, A.A. Белкин, К. С. Вельский, А. Б. Венгеров, Ю. Е. Винокуров, Б.Н. Габричид-зе, А. К. Голиченков, Е. Ю. Грачева, В. Н. Григорьев, O.JI. Дубовик, А. Э. Жалинский, О. С. Йоффе, Р. З. Лившиц, М. П. Киреев, Е. И. Козлова, O.A. Колобов, С. А. Комаров, Н. М. Коркунов, Н. М. Коршунов, A.A. Корнилов, Б. И. Кретов, O.E. Кутафин, Н. И. Лазаревский, Е. А. Лукашева, А. П. Любимов, И. М. Мацкевич, Н. В. Михайлова, B.C. Нерсесянц, А. Ф. Ноздрачев, ИМ. Овчинников, С. М. Петров, A.C. Пиголкин, C.B. Поленин, Ю. В. Пуздрач, В. К. Райхер, Ф. М. Рудинский, Ю. Н. Старилов, Б. А. Страшун, В. Н. Синюков, В. М. Столяренко, Б. Н. Топорнин, М. А. Федотов, Н. Ю. Хаманева, Н. Д. Шаргородский, А. Е. Шерстобитов, Ю. Л. Шульженко, А. Ф. Черданцев, Г. Г. Черемных, В. Е. Чиркин, Б. С. Эбзеев, В. Ф. Яковлев, Л. С. Явич и др.

Отдельного внимания заслуживают работы ученых-юристов, занимающихся исследованиями основ правого регулирования оборота информации, информатизации и защиты информации. Основу диссертационного исследования составили работы таких современных авторов, как: А. Б. Агапов, A.M. Барнашов, Ю. М. Батурин, В. Г. Белов, И. А. Близнец, Е. А. Войниканис, O.A. Гаврилов, O.A. Городов, A.A. Зайцева, И. А. Зенин, В. А. Копылов, A.B. Кубышкин, М. А. Лапина, В. Н. Лопатин, В. Н. Монахов, В. Н. Мяснянкин, В. В. Орлова, Ю. Г. Просвирин, -М.М. Рассолов, A.A. Рихтер, С. А. Швердяев и др.

Серьезное влияние при работе над диссертацией оказали труды, посвященные формированию комплексных образований в праве таких ученых-правоведов, как: В. М. Баранов, Г. А. Борисов, М. Н. Малеина,.

A.B. Малько, Н. Г. Матузов, Л. А. Морозова, В. П. Казимирчук, Е.А. Ки-римова, O.A. Красавчиков, И. С. Самощенко, Г. А. Тосунян, В. И. Фадеев,.

B.И. Шкатулла и др.

Вопросы, связанные с проблемами совершенствования государственного и муниципального управления в России, приобрели особую актуальность в современный период. По этому поводу появляется множество публикаций в журналах, газетах, интернет-сайтах. В этой связи следует отметить работы таких исследователей, как: П. А. Астафичев, И. Н. Барциц, Е. В. Белоусова, О. Н. Булаков, М.В. Глигич-Золотарева, A.A. Гришковец, В. Б. Исаков, Р. Ф. Захарова, А. Д. Керимов, С. А. Котляревский, A.C. Прудников, O.A. Редичкина, P.M. Романов, В.Г. Тка-ченко, В. В. Чернышов и др.

Специально отметим работы авторов, непосредственно исследующих и раскрывающих проблемы использования отдельных новых информационно-коммуникационных технологий в России, как: A.A. Антопольский, Ю. Е. Булатецкий, Е. К. Волчинская, М. С. Дашнян, В. О. Калятин, H.H. Лебедева, В. Е. Лепский, C.B. Малахов, Е. В. Михайленко, В. Б. Наумов, C.B. Петровский, Д. С. Пушкин, М. Ю. Прокш, И. М. Рассолов, А. Г. Серго, A.C. Солдатов, В. П. Талимончик, A.B. Шамраев, М. А. Якушев и др.

Нормативную основу исследования теоретических основ правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, составили внутригосударственные и международные нормативные правовые акты.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1. Обзоры, разъяснения, статистические данные Фонда «Общественный Интернет» за период 2002—2007 гг., отражающие развитие общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей.

2. Обзоры, разъяснения, статистические данные Регионального общественного фонда «ИНДЕМ» («Информатика для демократии») за период 1999—2007 гг.

3. Нормативные и рабочие материалы, материалы парламентских слушаний комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Комитета по законодательствуКомитета по безопасностиКомитета по собственностиКомитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям) — а также материалы Министерства информационных технологий и связи Российской ФедерацииФедеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакамМинистерства экономического развития и торговли Чувашской РеспубликиУправления государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа—Югры, Управления развития инженерных сетей Министерства строительного комплекса Московской области, Департамента экономического развития Тульской области за 2000—2007 гг.

4. Результаты социологических опросов (Агентство региональных политических исследований) по проблемам особенностей реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» с целью выявления особенностей организации внедрения системы электронного управления в России, а также отношения к внедрению и использованию такой системы 794 государственных служащих федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти (сотрудников Министерства информационных технологий и связи Российской ФедерацииФедеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакамаппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации) в 2005—2007 гг.

5. Аналитические материалы государственных и негосударственных научных центров, результаты социально-правовых и иных исследований: а) мониторинга официальных сайтов федеральных органов государственной власти в России (2003—2007 гг.) по следующим разделам: степень информативности, отражение деятельности органа, интерактивностьб) оценки направлений повышения эффективности государственного управления в 2005—2007 гг.- в) мониторинга иностранного информационного законодательства об электронных расчетах с использованием банковских карт в 2004—2007 гг.

6. Аналитические материалы, статистические данные, полученные в процессе участия в международном научно-исследовательском проекте «Бюджеты мира в условиях глобализации» в течение 2005— 2007 гг. Предмет изучения проекта — процесс развития и трансформации финансовых систем государств в условиях глобализации информационных технологий.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на монографическом уровне осуществлена теоретическая разработка концепции формирования системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования/информационной среды глобальных компьютерных се.

1 и. —. тей условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий, с учетом опыта формирования информационного законодательства зарубежных стран показаны направления и пути совершенствования правового регулирования таких общественных отношений в Российской Федерации, выявлена степень зависимости уровня развития механизма правового регулирования информационно-коммуникационных технологий от уровня развития общества и государства, состояния экономики, культуры.

В ходе исследования выявлены причины и следствия эволюции сущности информационных отношений в связи с развитием глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий. Определены основные направления эволюции предмета, метода и системы правового регулирования информационных отношений в условиях развития глобальных компьютерных сетей (информационного права), закономерности возникновения, их соответствие общемировым тенденциям, процессам глобализации информационно-коммуникационных технологий и экономической интеграции. Выявлены особенности метода правового регулирования и определено место норм, регулирующих указанные общественные отношения, в системе российского права.

Предложены пути формирования системы и выявлены особенности источников правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, определены задачи, цели и условия кодификации информационного законодательства. В диссертации раскрывается содержание, классификация информационных правоотношений, при этом внимание акцентируется на организационных особенностях информационных гуманитарных и экономических отношений в Российской Федерации. На основе поставленных задач автором сформулированы теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства, в том числе определены концептуальные основы систематизации информационного законодательства в форме его кодификации.

На защиту выносятся следующие выводы, полученные в результате исследования теоретических проблем эволюции правового регулирования информационных отношений в связи с развитием глобальных компьютерных сетей, концептуальных подходов к формированию зарубежного информационного законодательства, формирования в России источников правового регулирования общественных отношений в глобальных компьютерных сетях, организационных основ правового регулирования информационных отношений в России, отражающие позицию диссертанта.

По теоретическим проблемам эволюции правового регулирования информационных отношений в связи с развитием глобальных компьютерных сетей:

1. Вывод о том, что общественные отношения, складывающиеся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, не являются разновидностью соответствующих либо схожих с ними по предмету правоотношений, регулируемых традиционно выделяемыми отраслями права, а выступают самостоятельными (новыми) общественными отношениями, отличающимися от традиционных (по субъектному составу и юридическому содержанию). Поэтому для их урегулирования необходимо не только внесение изменений в уже существующие акты законодательства, но и формирование новой системы нормативных правовых актов, специально посвященных регулированию информационных отношений. При этом, исходя из уровня развития подлежащих урегулированию общественных отношений, среди различных форм систематизации предпочтительной представляется систематизация в форме кодификации.

2. Вывод о том, что общественные отношения, формирующиеся в информационной среде, однородны по своей структуре, но не одинаковы по степени и форме необходимого регулятивного воздействия со стороны государства, а так же допустимых (целесообразных) методов правового регулирования.

3. Положение о том, что дальнейшая фактическая самоустраненность Российской Федерации от происходящих в настоящее время в результате развития новых информационных технологий и глобализации социально-экономических процессов, изменений информационного миропорядка, с одной стороны, влечет ослабление экономической, информационной и бюджетной безопасности Российской Федерации, разрушение экономических связей и может привести к существенному ослаблению, а при определенных обстоятельствах, даже к разрушению финансово-кредитной и налоговой систем Российской Федерациис другой — ведет к систематическим нарушениям прав, свобод и закойГ-ных интересов как хозяйствующих субъектов, осуществляющих электронную экономическую деятельность с использованием глобальных компьютерных сетей, так и физических лиц — потребителей товаров, работ или услуг, предоставляемых в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

4. Вывод о том, что при понимании информационного права как комплексной отрасли российской системы права, регулирующей отношения по поводу оборота информации, являющейся вторичным, производным правовым образованием, возникшим на базе основных отраслей права в результате развития конституционных положений о праве граждан на информацию, такая отрасль права не имеет четких границ предмета правового регулирования и самостоятельного метода правового регулирования.

Исследователями информационного права как права/оборота ин-формациипризнается необходимость отнесения к предмету правового регулирования информационного права отношений по поводу использования сети Интернетоднако место, роль и объем указанной предметной области правового регулирования в системе информационного права не определены, вследствие чего указанные вопросы были выделены автором в качестве одной из задач исследования.

5. Определение метода информационно-правового регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и (или) прекращающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, как совокупности юридических средств, отражающих необходимое своеобразие воздействия формирующейся отрасли информационного права на общественные отношения, складывающиеся в процессе электронной деятельности (гуманитарной и экономической), осуществляемой в информационной среде глобальных компьютерных сетей, которое выражается в изменчивости, нестабильности параметров этого воздействия, в преобладании использования дозволений и запретов над позитивными обязываниями, а также в установлении основных начал организации информационной среды, при том, что отдельные организационные аспекты правового регулирования информационных отношений смещены на уровень саморегулирования. Дальнейшее развитие метода информационно-правового регулирования по мере расширения глобализации информационно-коммуникационных технологий видится в сокращении объемов такого саморегулирования.

6. Положение о том, что в целях установления механизма регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, необходимо формирование системы мер государственного воздействия, направленных на: 1) все отрасли как существующих на сегодняшний момент, так и прогнозируемых видов электронной экономической деятельности- 2) все сферы гуманитарных общественных отношений, формирующихся в информационной среде. Задачами установления государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, должны выступать: обеспечение национальной экономической безопасности страны, восстановление национальной экономики, достижение устойчивого развития народного хозяйства и нивелирование негативных последствий реализации в 1990;х гг. экономической модели открытой экономики, ориентированной на внешний рынок, не обеспечивавшей защиту национальных интересов Российской Федерации.

7. Вывод о том, что развитие глобальных компьютерных сетей обусловило в зарубежных странах и в Российской Федерации необходимость формирования соответствующей специальной отрасли права, призванной урегулировать общественные отношения, возникающие и формирующиеся в процессе использования сети Интернет, характеризующейся наличием самостоятельного предмета и специфического метода правового регулирования. Совершенствование информационного законодательства позволит упорядочить очередной качественный скачок в развитии информационного пространства компьютерных сетей — информационной среды, обеспечив включение формирующихся в процессе его использования общественных отношений в сферу правового регулирования. При этом регулирование информационных отношений должно осуществляться одновременно и через упорядочение экономических (как правило, частных) отношений и через. формирование, всемерное развитие гуманитарных (в основном публичных) отношений.

8.

Заключение

о том, что в результате развития информационного права в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий предмет его правового регулирования образуют общественные отношения, формирующиеся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей. Дано авторское определение информационного права на современном этапе как формирующейся отрасли системы российского права, носящий комплексный характер и представляющей собой совокупность находящихся в стадии развития юридических норм, призванных регулировать общественные отношения, формирующиеся в процессе экономического и гуманитарного использования информационной среды глобальных компьютерных сетей.

Выводы и предложения, касающиеся использования концептуальных подходов к формированию зарубежного информационного законодательства и применимости элементов этих концепций при формировании информационного законодательства Российской Федерации:

9. Положение о том, что в индустриально развитых государствах (США, Япония, Великобритания, Франция, Германия и др.) и в государствах с переходными типами экономики (Филиппины, Тунис, Египет, Индия и др.) используются концептуально различные подходы к формированию системы актов, призванных регулировать информационные отношения, формирующиеся в глобальных компьютерных сетях. Указанное обусловлено тем, что в индустриально развитых государствах, начиная со второй половины XX вв., соответствующее законодательство формировалось поэтапно, эволюционируя по мере развития предшествовавших современным, «досетевых» коммуникационных технологий. На современном этапе эволюция информационного законодательства всех индустриально развитых стран характеризуется принятием законов об электронных цифровых подписях и концептуальных актов о перспективных направлениях национальной информационно-правовой политики, с одновременным обновлением с учетом глобализации информационно-коммуникационных технологий соответствующих положений многочисленных актов, регулирующих банковские, административные, налоговые и торговые отношения, а так же норм о юридической ответственности субъектов электронной коммерции.

В государствах с переходными типами экономики, формирование информационного законодательства, соответствующего современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий, достигнутому в индустриально развитых государствах, и преодоление (сокращение) образовавшегося разрыва, осуществляется «революционным» путем, посредством принятия комплексных нормативных правовых актов, системно регулирующих различные аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий. Представляется предпочтительным использование такого концептуального подхода при формировании современной системы информационного законодательства в Российской Федерации.

10. Положение о том, что в зарубежных государствах предметным областями регулирования комплексных нормативных правовых актов, либо системы актов информационного законодательства в совокупности выступают вопросы: правового режима киберпространствазащиты персональных данных в киберпространствеюридического признания сделок, осуществляемых с использованием электронного обмена данными в процессе электронной коммерциярежимов использования электронной цифровой подписистатуса сертифицирующих органов электронной цифровой подписибезопасности электронных записей и цифровых подписейорганизации системы информационного правосудияособенности имущественной (за причинение вреда) и уголовной ответственности за информационные правонарушения и преступления. Представляется, что опыт зарубежных государств может быть использован при выявлении подлежащих регулированию предметных областей в процессе формирования и совершенствования информационного законодательства в Российской Федерации.

11.

Заключение

о том, что в государствах с переходными типами экономики при высших государственных органах исполнительной власти универсальной (общей) компетенции создаются специальные консультативные органы, способствующие ускорению внедрения новых информационных технологий, а так же разработке и систематизации информационного законодательства — Информационные советы или Консультативные комиссии по информационному регулированию (т. н. «киберрегулированию») в целях методического обеспечения формирования и эффективности реализации концептуальных основ государственной правовой политики в сфере внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, оптимизации внедрения системы электронного государственного управления, а равно повышения эффективности разрабатываемых актов информационного законодательства.

С учетом зарубежного опыта, в целях координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления по вопросам формирования системы электронного государственного (муниципального) управления, нормативно-правового обеспечения ее функционирования и развития, совершенствования актов информационного законодательства предлагается создание при Правительстве Российской Федерации консультативного органа по внедрению информационно-коммуникационных технологий и систематизации информационного законодательства.

12. Вывод о том, что в законодательстве государств с переходной экономикой уголовная ответственность установлена за совершение следующих информационных преступлений: искажение документов, полученных из информационно-компьютерного источникавзлом компьютерной системыопубликование в электронной форме информации, которая является непристойнойпроникновение в информационную среду компьютера, признанного в публично-правовых целях защищенной системойопубликование частично или полностью подложного сертификата цифровой подписинеправомерное неисполнение указаний официальных органов контроля и надзора в сфере информационных технологийнеправомерное неисполнение указания официальных органов контроля и надзора в сфере информационных технологий пользователю предоставить средства дешифрования информациивведение в заблуждение или сокрытие любого существенного факта от официальных органов контроля и надзора в сфере информационных технологий при получении лицензии на сертификацию (удостоверение электронных цифровых подписей) или сертификата цифровой подписинарушение конфиденциальности и приватностиопубликование сертификата цифровой подписи в мошеннических целях. Представляется, что опыт зарубежных государств может быть использован в процессе совершенствования системы мер юридической ответственности в информационной сфере в Российской Федерации.

13.

Заключение

о том, что в большинстве государств с переходными типами экономики в качестве методической основы формирования и совершенствования современного информационного законодательства с учетом расширения глобализации информационно-коммуникационных технологий, используется типовой закон ООН об электронной коммерции, а не модельный закон США об электронной коммерции. Применение ранее указанными государствами положений модельного закона США об электронной коммерции приводило к снижению эффективности национального регулирования. Предлагается учитывать указанный опыт при формировании концептуальных основ правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации.

14. Вывод о том, что в законодательстве большинства государств с переходной экономикой закреплен принцип мирового преследований за информационные преступления, согласно которому национальный уголовный закон подлежит применению к деянию, признанному в национальном уголовном законе преступлением в сфере информационно-коммуникационных технологий, совершенному на любой территории любым лицом, независимо от его гражданства (или отсутствия оного), во всех случаях, за исключением тех, когда применение национального закона будет прямо пресечено юрисдикцией или применением уголовного закона иностранного государства.

Предложение о целесообразности использования доктрин мирового преследования за преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий и обусловленного иммунитета провайдеров доступа к сети Интернет от административного и уголовного преследования при формировании правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации путем закрепления их основных концептуальных положений в национальном законодательстве.

Выводы и предложения, характеризующие процесс формирования в России источников правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей:

15. Положение о том, что на современном этапе развития информационного права как формирующейся отрасли права его источниками должны выступать официально определенные уполномоченными органами государства внешние формы выражения общеобязательных предписаний, призванных регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления информационной экономической и гуманитарной деятельности в электронной форме, с использованием глобальных компьютерных сетей.

16.

Заключение

о том, что отличительными особенностями источников правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, являются: непосредственная связанность с организацией и функционированием информационной средыфрагментарность и системная пробельностьотсутствие главного законодательного акта, регулирующего принципиальные вопросы функционирования информационной средысочетание фрагментарных положений законодательных актов общего характера и разрозненных норм различных актов, специально призванных урегулировать информационные особенности отдельных вопросовотсутствие нормативных правовых актов органов специальной компетенцииповышающееся значение в качестве фактического источника судебного прецедента (в части вопросов правовых основ доменного пространства) — наличие тенденции к возрастанию по мере развития процессов глобализации значения международно-правового регулированиянеобходимость использования нормативных правовых актов временного характера.

17. Вывод о том, что формирование структурированной системы источников правового регулирования информационных отношений требует принятия на федеральном уровне системообразующего акта (федерального закона), который бы, помимо общих принципов, содержал конкретный механизм регулирования указанных отношений, при минимально возможном использовании норм отсылочного характера.

18. Вывод о том, что в системе российского законодательства отсутствуют действующие федеральные законы, которые бы были прямо посвящены регулированию вопросов оборота информации и, одновременно, не включались в состав ни одной из основных отраслей российского законодательства. Нормы права, регулирующие общественные отношения, формирующиеся по поводу оборота (поиска, получения, передачи, производства и распространения) документированной на различных носителях социально значимой информации, содержатся практически во всех нормативных правовых актах Российской Федерации различной отраслевой принадлежности и иерархически структурируются лишь по уровню юридической силы акта, в котором они находятся.

19.

Заключение

что в условиях отсутствия в российском законодательстве системного законодательного акта федерального уровня, в котором были бы урегулированы основные принципиальные вопросы функционирования информационной среды, отдельное нормы, касающиеся использования сети Интернет, содержащиеся во многих федеральных законах различной отраслевой направленности, а так же положения единственного законодательного акта, прямо призванного регулировать отдельные общественные отношения, формирующиеся в процессе использования глобальных компьютерных сетей (Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи»), становятся неприменимыми и фактически не действуют.

20.

Заключение

о фактическом отсутствии международно-правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей. Ввиду нерешенности международных политических коллизий в сфере распределения финансовых и информационных потоков, формирующихся в глобальных компьютерных сетях, а так же вопросов международной налоговой конкуренции при определении границ национальных налоговых юрисдикций в части налогообложения экономических результатов международной электронной экономической деятельности (электронной коммерции), отсутствуют многосторонние или двухсторонние международные договоры (не декларативного характера), специально посвященные регулированию информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей. Вместе с тем, по мере преодоления в ближайшие годы указанных финансово-правовых противоречий, роль международно-правового регулирования информационных отношений резко возрастет.

21. Положение о том, что целью систематизации в форме кодификации информационного законодательства и формирования механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, является создание правовых предпосылок для широкого использования новейших информационных технологий во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.

22. В сфере формирования правовых основ электронной экономической деятельности основными задачами кодификации информационного законодательства выступают: создание правовой базы для решения проблем, связанных организацией электронного документооборотаснижение административных барьеров и ограничений, препятствующих выходу организаций Российской Федерации на рынки информационных технологийобеспечение равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных системусиление контроля целесообразности любого расширения перечня требований к субъектам электронной экономической деятельности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправленияразвитие правовой базы для применения средств криптографии в сфере гражданско-правовых отношений.

В сфере формирования правовых основ электронного государственного и муниципального управления основными задачами кодификации информационного законодательства являются: расширение объема информационных услуг, предоставляемых гражданам и организациям органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет.

23. Предложение о поэтапном формировании комплекса нормативных правовых актов, призванных регулировать информационные отношения, складывающиеся в процессе использования глобальных компьютерных сетей.

На первом этапе предлагается: а) разработка и принятие первой части Информационного кодекса Российской Федерации, который бы устанавливал основы правовой организации информационной среды, а так же разработка и принятие федеральных законов «Об электронных финансовых услугах», «Об электронном государственном и муниципальном управлении», «Об электронной экономической деятельности" — б) уточнение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации в части установления (изменения) мер юридической ответственности за искажение документов, полученных из информационно-компьютерного источникаопубликование информации, которая является непристойной в электронной формеопубликование частично или полностью подложного сертификата цифровой подписинеправомерное неисполнение указаний официальных органов контроля и надзора в сфере информационных технологийвведение в заблуждение или сокрытие любого существенного факта от официальных органов контроля и надзора в сфере информационных технологий, а так же потребителей информационных услуг и равно другое использование информационно-коммуникационных технологий в мошеннических целяхв) внесение изменений в положения процессуального законодательства (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ) в части установления особенностей использования документов, выраженных в электронной формег) дополнение раздела УШ.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации соответствующей новой главой 26.5 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененные имущество и доход от электронной экономической деятельности», а так же внесение изменения в ст. 18 НК РФ в части указания на дополнение системы налоговых платежей новым специальным налоговым режимом в целях формирования правового режима налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.

На втором этапе предлагается завершить кодификацию информационного законодательства, включив в часть вторую Информационного кодекса Российской Федерации переработанные, с уточнения опыта их применения, положения принятых на первом этапе федеральных законов «Об электронных финансовых услугах», «Об электронном государственном и муниципальном управлении», «Об электронной экономической деятельности».

24. Предложение при разработке Информационного кодекса Российской Федерации закрепить в нормах его первой главы понимание информационного законодательства как только собственно законов, регулирующих информационные отношения, а не законов и иных нормативных правовых актов, принятых в этой сфере, ибо обратное с учетом положений ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации создаст коллизии с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что сделает затруднительным установление эффективного правового режима налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.

Выводы и предложения, касающиеся организационных основ правового регулирования информационных отношений в России:

25. Дано определение электронной экономической деятельности как предпринимательской, а также тесно связанной с ней непредпринимательской деятельности (иной, не запрещенной законом экономической деятельности), осуществляемой в принципиально новой, электронной форме — с использованием современных информационно-коммуникационных средств в информационной среде глобальных компьютерных сетей.

Определение электронной гуманитарной деятельности как деятельности физических лиц, юридических лиц, государства в лице его органов, носящей неэкономический характер, формирующейся в информационной среде в процессе обеспечения государством в лице его органов реализации информационных прав и законных интересов физических лиц, юридических лиц по свободному информационному обороту, в том числе в сфере реализации прав физических лиц на участие в государственном и муниципальном управлении.

26. Положение о том, что основным отличием гуманитарных и экономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, выступает их разная природа и цели. Информационные гуманитарные отношения формируются в процессе использования сети для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а так же получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах свободного доступа) распространяемой информации. Информационные экономические отношения формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения электронной экономической деятельности (предпринимательской деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет и иной не запрещенной законом электронной экономической деятельности).

27.

Заключение

о том, что организационной основой реализации концепции правового регулирования информационных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, и важнейшим фактором обеспечения эффективности надзора и контроля за соблюдением информационного законодательства выступают правовые режимы использования технологических инструментов обеспечения электронной экономической деятельности. Именно применение новых механизмов осуществления электронных расчетов усложняет (а в ряде случае устраняет) налоговый контроль за субъектами права, осуществляющими электронную экономическую деятельность. В целях совершенствования механизма защиты прав и свобод в информационной среде особое внимание должно быть уделено уточнению механизмов правового регулирования, как относительно новых, слабо урегулированных российским правом расчетных инструментов (банковские карты и иные предоплаченные финансовые продукты), так и абсолютно новых сетевых расчетных инструментов (электронные деньги, сетевые деньги и системы электронных денег).

По тексту и в выводах сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, в том числе, как путем разработки и принятия новых нормативных правовых актов с предложением их структуры, так и путем внесения изменений и дополнений в действующие акты с предложением конкретного содержания таких новых норм.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном осмыслении сущности, содержания и особенностей правового развития общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий, выявлении концептуальных подходов к использованию при формировании российского информационного законодательства опыта зарубежных государств, теоретическом обосновании концептуальных закономерностей процесса формирования в России источников правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, выявлении организационных основ и всестороннем обосновании учения об информационном правоотношении, систематизации уже имеющихся научных знаний о предмете, углублении и расширении их, обогащении науки информационного права новыми идеями и выводами, определяющими возможные пути повышения эффективности информационно-правового регулирования и выявлении направлений для дальнейших научных разработок в области правового регулирования информационных отношений.

Полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный материал, сопутствующий формированию концептуального понимания научного содержания категориального аппарата информационного права, переосмысливают важные аспекты правового регулирования информационных отношений, осуществляемых с использованием глобальных компьютерных сетей. Кроме того, разработан концептуальный подход к формированию в России системы правового регулирования информационных отношения в связи с развитием глобальных компьютерных сетей в условиях глобализации информационно-коммуникационных технологий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по формированию и совершенствованию законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей. В частности, полученные в ходе проведенного исследования выводы, могут быть использованы при разработке актов информационного законодательства, в том числе Информационного кодекса Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов информационного права, административного права, банковского права, налогового права, гражданского права, конституционного права, теории прав человека, а также основанных на них спецкурсов и семинаров. Кроме того, диссертация может быть использована в дальнейших исследованиях правовых проблем, порождаемых глобализацией информационно-коммуникационных технологий. Материалы диссертации могут представлять интерес для участников законотворческой и правоприменительной деятельности.

Апробация результатов исследования происходила в форме обсуждения диссертационных материалов на научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях, опубликования научных изданий и методических рекомендаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и практическую деятельность государственных органов и юридических лиц — субъектов электронной экономической деятельности.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на вузовских, межвузовских и международных научных и научно-практических конференциях, «круглых столах», в частности: конференция «Электронное ведение бизнеса в России — пути к открытому глобальному рынку» (Москва, 12—14 ноября 1999 г.) — межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы развития современных информационных технологий» (Краснодар, 17—19 октября 2000 г.) — всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы социально-экономического развития в условиях глобализации» (Анапа, 19—21 сентября 2002 г.) — «Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах» (Минск, 9 ноября 2005 г.) — «Россия. Конституция. Достойная жизнь» (Москва, 17—18 ноября 2005 г.) — «Актуальные вопросы российского права» (Москва, 28 — 30 марта 2006 г.) — всероссийская конференция «Интернет и Бизнес-2006» (Московская область, 12—14 апреля 2006 г.) — «Проблемы модернизации юридического образования» (Москва, 15 февраля 2007 г.) — всероссийская конференция «Интернет и Бизнес-2007» (Московская область, 18—20 апреля 2007 г.) — международная конференция «Sun Tech Days-2007» (Санкт.

Петербург, 11—13 апреля 2007 г.) — международная конференция по Ин-тернет-брендингу «HiBrand—2007» (Москва, 16—17 марта 2007 г.).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы автором в 81 научной публикации и методической рекомендации общим объемом более 180 п.л., в том числе в 4 монографических работахв 12 научных статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и образования Российской Федерации.

Отдельные результаты исследования нашли применение в учебном процессе в Московском гуманитарном университете, Международной академии предпринимательства (Институте), Московском университете МВД России, Тюменском государственном институте мировой экономики, управления и права, Ингушском государственном университете, Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ», Самарском государственном университете, Уральском государственном техническом университете—УПИ, Таганрогском технологическом институте Южного федерального университета, Южном институте менеджмента и др.- внедрены в практическую деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и управления, научных учреждений (Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Российского научно-исследовательского института развития общественных сетей (РосНИИРОС), Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС), Департамента экономического развития Тульской области, Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики, Управления государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа—Югры, Управления развития инженерных сетей Министерства строительного комплекса Московской области и др.) — деятельность ряда российских и зарубежных юридических лиц—субъектов электронной экономической деятельности (ГУЛ МО «Мособлстройпротресс», Московской городской коллегии адвокатов «Таганская», НП «Группа компаний «ЮСТИНИАН», ООО «Кот-ломонтажсервис», ООО «МАФ-Юстаудит», ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс», АБ «Юстина-Юг», ООО «Кверти-Сервис», Elecom Corp, Euro Telekom AG и др.).

Структура диссертации определена логикой и задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов. Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой