Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые основы налогообложения страховой деятельности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи в работе проведен анализ вопросов налогообложения субъектов страховой деятельности различными видами налогов. На основе проведенного анализа в работе сделан вывод, что в основе классификации налоговых платежей на прямые и косвенные лежат не правовые, а экономические критерии. Было выявлено, что в российском законодательстве о налогах и сборах отсутствуют легальные определения прямых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФОНДАМИ СТРАХОВАНИЯ В
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Понятие и значение страхования как инструмента финансовой политики в Российской Федерации
    • 2. Понятие и сущность публично-правового страхования как элемента финансовой системы Российской Федерации
    • 3. Роль и значение страховой деятельности в процессе реализации социально-экономической функции налогообложения
  • Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ НАЛОГОВ
    • 1. Совершенствование правового регулирования оборотного (косвенного) налогообложения субъектов страховой деятельности
    • 2. Совершенствование правового регулирования подоходного (прямого) налогообложения субъектов страховой деятельности
    • 3. Совершенствование правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности при применении специальных режимов

Правовые основы налогообложения страховой деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации.

В условиях продолжающихся экономических преобразований, приведших в 1990;х годах к свертыванию советской, а затем формированию современной российской финансовой системы, значение и роль страхования как вида деятельности, страховых фондов как элементов финансовой системы неминуемо претерпевают существенную трансформацию. Если в советский период страховые фонды по сути выступали придатком бюджетной системы (дополнительным бюджетным фондом), используемым для покрытия кассовых разрывов при финансирования процесса государственного управления, то в настоящее время указанные фонды пережили процесс частичной децентрализации и приватизации. В настоящее время устранена имевшая место государственная монополия на ведения страховой деятельности, большинство субъектов страховой деятельности являются субъектами частного права — организациями и индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, в последние годы в науке и на практике не в полной мере учитывается роль публично-правового страхования, значение которого по мере развития экономических преобразований не только не уменьшается, но и растет, приобретая новые формы. В первую очередь это проявляется в необходимости развитии с одной стороны государственного и муниципального (за счет средств бюджетов всех уровней) страхования публичных рисков, с другой обязательного (в силу закона, за счет средств самих страхуемых) страхования. Кроме того, без должного внимания законодателя остается механизм регулирования порядка использования налогообложения как инструмента управления фондами страхования в рамках финансовой системы Российской Федерации.

Действующее финансовое законодательство оставляет указанные вопросы без системного внимания, совершенствование правового регулирования указанных институтов страхования происходит бессистемно, методом проб и ошибок, вне учета той роли которую выполняют страхование и налогообложение в финансовой системе и в системе инструментов государственного регулирования рыночной экономики. Безусловно, что в основе решения указанных задач должно быть теоретическое исследование экономико-правовой природы налогообложения субъектов страхового рынка, предпосылок и условий осуществления и налогово-правового регулирования фондов страхования, а также анализ действующего налогового и страхового законодательства на предмет выявления спорных с точки зрения возможностей применения тех или иных механизмов налогообложения моментов.

Таков далеко не полный круг обстоятельств, обусловливающих актуальность вопроса изучения проблематики нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации, и послуживших основанием выбора направления диссертационного исследования.

Степень разработанности темы и круг источников. Теоретико-правовое исследование системы налогообложения нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации осуществляется впервые. В советской юридической и экономической литературе в области финансов внимания вопросам финансово-правового значения налогообложения субъектов страхования не уделялось. При этом ранее в науке финансового права институт страхования рассматривался исключительно в качестве дополнительного элемента бюджетной системы.

К анализу отдельных правовых аспектов финансово-правового и административно-правового регулирования страхования обращались Е. Ю. Грачева, О. Н. Горбунова, Д. В. Дитмар, М. В. Карасева, Ю. А. Крохина, В. А. Парыгина, М. И. Пискотин В.К. Райхер, Е. А. Ровинский, И. Т. Скамейка, М. И. Фридман, P.O. Халфина, Н. И. Химичева, и др. Однако, в работах по финансовому праву детальных специальных исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности, не проводилось.

В современной научной литературе налогообложение участников страхового рассматривается в основном в работах экономистов, и, как правило, только с практической точки зрения отдельных аспектов защиты прав налогоплательщиков.

Диссертант многое почерпнул для темы исследования в диссертационных работах в области налогообложения предпринимательской (и в том числе страховой) деятельности таких российских экономистов, как М. А. Баласиев Т.С. Башимов, Т. А. Козенкова, A.A. Малов, С. Д. Надеждина, М. В. Романова, И. А. Сударикова, и др.

При проведении исследования автор так же многое почерпнул в работах таких специалистов в области теории государства и права, конституционного и гражданского права, как в частности, — С. С. Алексеев, М. И. Брагинский, В. В. Ветрянский, Г. А. Гаджиев, Ю. А. Дмитриев, Н. М. Коршунов, С. А. Комаров, В. В. Лазарев, A.B. Малько, Н. И. Матузов, О. В. Мещерякова, A.C. Пиголкин, Е. А. Суханов, Б. А. Страшун, Ю. К. Толстой и др.

Кроме того, в своем исследовании диссертант опирался на Конституцию Российской Федерации, акты российского страхового законодательства, российского законодательства о налогах и сборах, судебную и правоприменительную практику.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации, а равно осуществления такого налогообложения на практике.

Предмет исследования — нормы финансового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования — определение содержания понятия «фонд страхования», «налогообложение субъектов страховой деятельности», установление особенностей, признаков, функций и принципов регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации, а равно механизма такого налогообложения, выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

— раскрыть понятия «фонд страхования», «централизованный фонд страхования», «децентрализованный фонд страхования», «налогообложение субъектов страховой деятельности» и др.;

— выявить значение налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики;

— проанализировать значение, выделить сущность публично-правового страхования как элемента финансовой системы Российской Федерации;

— исследовать роль и выявить значение страховой деятельности в процессе реализации социально-экономической функции налогообложения;

— исследовать проблемы порядка определения объекта налогообложения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— исследовать проблемы совершенствования правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности отдельными видами налогов;

— исследовать особенности оборотного (косвенного) налогообложения субъектов страховой деятельности;

— исследовать особенности подоходного (прямого) налогообложения субъектов страховой деятельности;

— исследовать особенности налогообложения субъектов страховой деятельности при применении специальных режимов;

— выявить проблемы и перспективы совершенствования российского финансового законодательства, и разработать конкретные рекомендации по устранению пробелов и коллизий.

Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: формально — логический, конкретно — исторический, сравнительно — правовой, метод технико-юридического анализа и другие методы, широко применяемые в юридической науке.

Эмпирическую базу исследования составили: анализ материалов 76 аудиторских проверок российских организаций и индивидуальных предпринимателей — субъектов страховой деятельности, материалов 57 выездных налоговых проверок налогоплательщиков — субъектов страховой деятельности, 32 писем ФНС России, 43 аналитических записок региональных подразделений (управлений по субъектам) ФНС России, опрос по специальной методике 134 руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, контент — анализ прессы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первое в российской юридической науке монографическое системное исследование правовых проблем нормативно-правовой регламентация налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации. В диссертации исследуется существующий механизм регулирования порядка использования налогообложения как инструмента управления фондами страхования в рамках финансовой системы Российской Федерации, выявлены пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании налогообложения субъектов страховой деятельности, вносятся предложения по их устранению.

На защиту выносятся следующие полученные в результате исследования теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации, которые являются новыми или содержат элемент научной новизны и представляют теоретический и практический интерес:

1. Определение фондов страхования в материальном смысле как централизованных или децентрализованных, публичных или частных денежных фондов, средства которых аккумулируются в процессе социально-страхового налогообложения и (или) страхования, а используются в целях осуществления защиты интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований при наступлении определенных законом или договором страховых случаев. В правовом смысле фонд страхования выступает формой образования и расходования денежных средств, аккумулируемых на цели страхования.

2. Вывод о том, что в советский период развития финансового законодательства фонды страхования характеризовались следующими правовыми признаками: являлись централизованными (а не децентрализованными, как в настоящее время) фондамииспользовались государством как для осуществления выплат по наступившим страховым случаям, так и для решения других государственных задач и финансового обеспечения государственного управленияформировались, распределялись и использовались в рамках финансовой деятельности государства. Поэтому оборот денежных средств фондов страхования оправданно регулировался нормами финансового права.

3. Вывод о том, что на современном этапе произошло разгосударствление страхования, однако фонды страхования частично сохранили свое публично-правовое значение, что и предопределяет изменившееся место института страхования в структуре системы финансового права на современном этапе. Современные фонды страхования характеризуются следующими правовыми признаками: как правило, являются децентрализованными фондаминепосредственно используются собственниками исключительно для осуществления выплат по наступившим страховым случаям, а перераспределение этих фондов страхования для решения государственных задач и финансового обеспечения государственного управления возможно только через использование механизмов налогообложенияформируются и используются в рамках предпринимательской деятельности их собственников (как правило, частноправовых субъектов), а в рамках финансовой деятельности государства происходит лишь их частичное перераспределение, поэтому оборот денежных средств фондов страхования регулировался нормами финансового права лишь в части установления правовых основ государственного управления финансами страхования в процессе налогообложения.

4. Вывод о том, что в основе используемой финансово-правовой наукой классификации налоговых платежей на прямые и косвенные лежат не правовые, а экономические критерии. В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствуют легальные определения прямых и косвенных налогов, а равно критерии (специфические особенности), связанные с установлением и взиманием налогов, которые позволили бы субъектам финансового права идентифицировать (разделять) их на практике. Предпринимавшиеся попытки на законодательном уровне установить такие критерии в зарубежных странах не увенчались успехом. Поэтому классификации налоговых платежей служат реализации функций науки финансового права, а не финансового права как отрасли права или налогового законодательства. В условиях когда признаки и критерии отнесения налоговых платежей к прямым или косвенным на законодательном уровне не определены, установление различных правовых режимов взимания с субъектов страховой деятельности налогов в зависимости от их прямого или косвенного характера противоречит принципам налогообложения закрепленным в ст. 3 НК РФ.

5. Вывод о нецелесообразности внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, направленного на отмену освобождения субъектов страховой деятельности от НДС, так как отмена такого освобождения с учетом специфики налогообложения указанных субъектов прямыми налогами (в первую очередь налогом на прибыль организаций) приведет к нарушению конституционных принципов налогообложения и в первую очередь к установлению фактического внутреннего двойного налогообложения.

6. Вывод о том, что в законодательстве и доктрине финансового права не решенным остается вопрос о порядке осуществления специального расчета сумм подлежащего уплате налога на доходы физических лиц в случае, когда страховые взносы осуществляются не единовременно, а периодически либо при осуществлении страховой выплаты несколько раз. Делается предложение о внесении в законодательство о налогах и сборах нормы о том, что по каждой сумме страхового взноса расчет должен осуществляться отдельно. При этом в указанной норме необходимо прямо указать, что сумма, полученная путем сложения всех внесенных страховых взносов и соответствующих сумм увеличений не должна учитываться при определении налоговой базы. Закрепить в законодательстве, ному о том, что в случае уплаты страховой выплаты несколько раз, расчет суммы, не учитываемой при налогообложении по первой выплате, должен осуществляется в общем порядке. При осуществлении второй и последующих выплат не должны подлежать налогообложению остатки, неиспользованные в первом случае.

7. Предложение в целях повышения эффективности правового регулирования порядка налогообложения экономических результатов деятельности страховых организаций, использовать правовую конструкцию института специального налогового режима — системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Для субъектов страховой деятельности, переводом на уплату единого налога могут быть заменены налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единый социальный налог (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Для этого, предлагается внесение соответствующих изменений в п. 2 ст. 346.26 (дополнив его указанием о переводе на ЕНВД осуществления страховой деятельности) и п. 3 ст. 146.29 (установив физические показатели и базовою доходность по виду предпринимательской деятельности «осуществление страховой деятельности») НК РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования нормативно-правовой регламентации порядка использования налогообложения как инструмента управления фондами страхования в рамках финансовой системы Российской Федерации, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке актов российского финансового законодательства. Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации могут быть учтены в ходе дальнейшего совершенствования положений Налогового кодекса Российской Федерации. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по финансовому праву, а так же в преподавании курсов финансового, налогового и страхового права.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: опубликование основных положений диссертации в научных статьях, внедрение основных положений проведенного исследования в методическое обеспечение учебного процесса ряда российских вузов (Московский гуманитарный университет, Московская академия предпринимательства и др.), а также практику ряда страховых организаций группы компаний «Росгосстрах» (ЗАО «Росагрострах», ОАО «Страховая компания РОСНО» и др.), подготовки и выпуска «Юридического вестника Росгосстраха» (св — во о per. СМИ Эл № ФС 77−20 535 от 20 апреля 2005 г.), выступления с докладами на заседаниях Правового комитета Российского Союза Автостраховщиков (2003 — 2005 г. г.), научно-практических конференциях и семинарах («О новом этапе реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» Совещание — семинар Российского Союза Автостраховщиков, Санкт-Петербург, 29 июня 2004 г.- «Страхование и налогообложение в России» Научно-практический симпозиум Международной фискальной ассоциации, Москва, 26 августа 2004 г.- «Финансовая политика в сфере страхования» Научная конференция, Москва, 18 февраля 2005 г.- «Страхование в России: тенденции и перспективы развития» Международная научная конференция, Москва, 23 марта 2005 г.- «Налоговое планирование. Методы налоговой оптимизации в страховании» РАГС при Президенте РФ, Москва, 22 апреля 2005 г.- «Налогообложение прибыли страховых организаций» РАГС при Президенте РФМосква, 19 мая 2005 г., «Круглый стол» юристов группы компаний «Росгосстрах», Научно-методический семинар, Геленджик, 10−12 сентября 2005 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, а так же списка используемых нормативных актов и библиографического списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами в настоящей работе исследование позволило определить предпосылки совершенствования основ регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности, как инструмента финансовой политики в Российской Федерации, раскрыть сущность такого экономико-правового феномена как фонды страхования, правовые условия использования налоговых методов регулирования предпринимательской деятельности в страховой сфере, а также выявить отдельные недостатки действующего налогового законодательства, препятствующие построению эффективной модели социально-страхового налогообложения и налогообложения экономических результатов страхования на практике.

Конфликт интересов, лежащих в основе налогообложения, фискальная функция налога как легального (на основании закона), принудительного и обязательного платежа, основанного на безвозмездном отчуждении части собственности граждан и организаций для государственных (публичных) нужд, формирует у налогоплательщиков стремление к уменьшению размера своих налоговых обязательств204. Подобное стремление направлено, прежде всего, на защиту налогоплательщиком своего права собственности, и будучи основано на применении не запрещенных законом способов, и естественно, может быть признано недопустимым. Вместе с тем, спецификой социального налогообложения и налогообложения экономических результатов страховой деятельности выступает высокая степень (по сравнению с другими видами налогообложения) их относительной возмездности для налогоплательщика, так как не выступая в чистом виде целевым налогообложением, оно все же преследует конкретно опре.

204 См. подр.: Чуркин A.B. Понятие объекта налогообложения и проблемы его определения в законодательстве. Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 145. деленные публичные цели социально-экономического (эквивалентного) характера.

Исследовавшаяся нами в настоящей работе разновидность налогообложения сочетает в себе смещенную налогово-страховую экономическую конструкцию, ибо помимо регулятивных и фискальных целей рассматривавшийся инструмент финансовой политики призван финансово обеспечивать предоставление государством своим гражданам определенного набора социальных публичных услуг. При этом выполнение соответствующих обязанностей претерпевать определенные налоговым законодательством ограничения своей собственности в виде взимания налогов выступает необходимым условием доступа к такой публичной услуге. С другой стороны, публично-правовое значение страхования, не смотря на безусловность отнесения его к предпринимательской деятельности, а следовательно, казалось бы в сферу частного права, так же не вызывает сомнений. Еще в дореволюционной литературе по финансам развернуто обосновывалось центральное значение страхования в процессе реализации финансовой политики. Так, например, А. И. Елистратов еще 1910 г. писал, что начала невмешательства отнюдь еще не разрешает проблемы общественного благополучия. Поэтому в процессе административной деятельности необходима поддержка малоимущим слоям общества со стороны государства, в форме обязательного (принудительного) страхования граждан на случай болезни, инвалидности, старости и т. д. Таким образом, среди публичных (административных) услуг, оказываемых государством обществу на принудительных началах, ученый называл наравне с «борьбой с заразными болезнями, оздоровлением жилищ и фабрик», «.санитарными услугами населению, открытием школ и университетов. духовному развитию граждан,. оказанием продовольственной помощи, призрением бедных», необходимость введение обязательного государственного страхования рабочих от несчастных случаев, обязательное государственное страхование на случай болезни, страхование на случай безработицы и т. д.205.

Кроме того, среди форм государственной поддержки («форм публичного обеспечения») детства помимо устройства яслей и учреждения материнских школ отмечается необходимость страхования материнства. Как отмечалось еще дореволюционными исследователями, страхование материнства имеет целью обеспечение условий существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью, сопровождается запретом женщине «участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. В Швейцарии этот промежуток определяется восемью неделями, из них недели две до родов. В течение восьми недель запрещаются работа для рожениц и в Германии по закону 28 декабря 1908 г. С установлением подобных запрещений возникает необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе более работать: иначе ее положение только ухудшится. В Германии по законам о государственном страховании на случай болезни, обязательном для всех рабочих обоего пола, занятых в промышленности и торговле, застрахованные женщины получают денежное пособие, в размере не менее половины средней заработной платы, в течение шести недель после родов"206.

Таким образом, распределение и использование даже децентрализованных (частных) фондов страхования, как в этой связи, обосновывается в работе, так же служит реализации социальных публичных интересов, и не случайно, по мнению большинства ученых—финансистов находиться в сфере финансово-правового регулирования.

При этом по результатам проведенного исследования были сформулированы определения ряда понятий, уточнен понятийный (категориаль.

205 См.: Елистратов А. И. Административное право. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1911. С. 109.

206 Гаген А. Право бедного на призрение. Т. 1. — М., 1907. С. 99 — 100. ный) аппарат финансового права в исследуемой сфере. В частности, исследование позволило утверждать, что в материально смысле фонды страхования представляют собой централизованные и децентрализованные публичные и частные денежные фонды, средства которых аккумулируются в процессе социально-страхового налогообложения и страхования, используются в целях осуществления защиты интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев. При этом по своей экономической сути фонд страхования выступает формой образования и расходования денежных средств, аккумулируемых на цели такого страхования для осуществления защиты интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев.

Исследование показало, что в советский период фонды денежных средств обладали следующими признаками: страховые фонды денежных средств являлись централизованными (а не децентрализованными, как в настоящее время) фондамистраховые фонды денежных средств использовались государством как для осуществления выплат по наступившим страховым случаям, так и для решения других государственных задач и финансового обеспечения государственного управлениястраховые фонды денежных средств формировались, распределялись и использовались в рамках финансовой деятельности государства и поэтому оборот денежных средств фондов страхования регулировался нормами финансового права.

Вместе с тем, в работе обращено внимание на то обстоятельство, что в связи с известными социально-экономическими и политическими преобразованиями в настоящее время произошло разгосударствление страхования, однако фонды страхования частично сохранили свое публичноправовое значение, что и предопределяет изменившееся место страхования в финансовой системе на современном этапе.

В частности, в ходе проведенного исследования было установлено, что под воздействием базисных изменений в экономике, перерождение переживают и надстроечные элементы, и в первую очередь система правового регулирования публично-правового страхования. В связи с указанным изменения претерпели сущность и признаки страховых фондов на современном этапе. На основе этого нами сделан вывод, что современные фонды денежных средств страхования могут быть охарактеризованы следующими признаками: в настоящее время страховые фонды денежных средств являлись децентрализованными (а не централизованными, как советский период) фондамистраховые фонды денежных средств непосредственно используются собственниками исключительно для осуществления выплат по наступившим страховым случаям, а перераспределение этих фондов страхования для решения государственных задач и финансового обеспечения государственного управления возможно только через использование механизмов налогообложениястраховые фонды денежных средств формируются и используются в рамках предпринимательской деятельности их собственников (как правило, частноправовых субъектов), а в рамках финансовой деятельности государства происходит лишь их частичное перераспределение, поэтому оборот денежных средств фондов страхования регулировался нормами финансового права лишь в части государственного управления финансами страхования в процессе налогообложения (в том числе — социального).

На основе данного вывода высказано мнение о том, что в настоящее время повышается и роль налогообложения как инструмента государственной экономической политики при формировании и регулировании (управлении) фондов страхования. В частности, налогообложение в современных условиях выступает экономическим механизмом государственного управления частными фондами страхования, основным методам такого экономического управления в условиях рыночной экономики выступает налоговый метод, посредством которого в процессе финансовой деятельности реализуется социальная, социально-экономическая и общественная роль страхования.

В этой связи в работе проведен анализ вопросов налогообложения субъектов страховой деятельности различными видами налогов. На основе проведенного анализа в работе сделан вывод, что в основе классификации налоговых платежей на прямые и косвенные лежат не правовые, а экономические критерии. Было выявлено, что в российском законодательстве о налогах и сборах отсутствуют легальные определения прямых и косвенных налогов, а равно отсутствуют критерии (специфические особенности), связанные с установлением и взиманием налогов, которые позволили бы субъектам финансового права идентифицировать (разделять) их на практике. Предпринимавшиеся попытки на законодательном уровне установить такие критерии в зарубежных странах не увенчались успехом. Поэтому правомерен вывод о том, что классификации налоговых платежей необходимы и служат целям реализации функций науки финансового права, а не финансового права как отрасли права или налогового законодательства. Кроме того, очевидно, что в условиях когда признаки и критерии отнесения налоговых платежей к прямым или косвенным на законодательном уровне не определены, установление различных правовых режимов взимания налогов в зависимости от их прямого или косвенного характера противоречит принципам налогового права закрепленным в ст. 3 НК РФ.

Кроме того, по результатам исследования особенностей косвенного налогообложения субъектов страховой деятельности высказано мнение, о нецелесообразности устранения освобождения субъектов страховой деятельности от НДС, как это предлагается подавляющим большинством исследователей этой проблемы, так как отмена такого освобождения с учетом специфики налогообложения указанных субъектов прямыми налогами (в первую очередь налогом на прибыль организаций) приведет к нарушению конституционных принципов налогообложения и в первую очередь к установлению фактического внутреннего двойного налогообложения.

Кроме того, исследование особенностей прямого налогообложения субъектов страховой деятельности показало, что в законодательстве не решенным остается вопрос о производстве специального расчета в случае, если страховые взносы осуществляются не единовременно, а периодически либо при осуществлении страховой выплаты несколько раз. Нами высказано мнение, что по каждой сумме страхового взноса расчет должен осуществляться отдельно. Предложен механизм такого расчета. При этом, как представляется, не будет учитываться при определении налоговой" базы сумма, полученная путем сложения всех внесенных страховых взносов и соответствующих сумм увеличений. В случае уплаты страховой выплаты несколько раз, по нашему мнению, расчет суммы, не учитываемой при налогообложении по первой выплате, осуществляется в общем порядке. При осуществлении второй и последующих выплат не подлежит налогообложению остаток, неиспользованный в первом случае.

Кроме того, как показало проведенное исследование в настоящее время налогообложение экономических результатов страховой деятельности к сожалению не лишено существенных системных недостатков, устранение которых в рамках существующей модели такого налогообложения не представляется возможным. Как показывает анализ правоприменительной практики, обложение страховых организаций налогом на прибыль организаций «по общей схеме» не эффективно. В настоящее время в сфере страхования фактически сложилась ситуация, аналогичная неудачам законодателя при установлении режима налогообложения игрового бизнеса, когда установление такого режима в рамках общего корпоративного налога не позволяла учесть все особенности латентного характера и потенциально высокой степени скрытости соответствующих правоотношений от контролирующих органов. В результате, как и в части налогообложения игорного бизнеса, применительно к страховой деятельности высока степень уклонения от уплаты налогов в силу низкой эффективности избранной модели налогового администрирования. Представляется, что рассмотренные проблемы могут быть устранены путем изменения самой системы налогообложения субъектов страховой деятельности. Для этого представляется возможным предложить заменить уплату ряда налогов либо введением самостоятельного (специального) налога на страховой бизнес, либо в рамках существующего специального налогового режима в виде единого налога для отдельных видов деятельности. При этом второе решение видаться более перспективным. Таким образом, для субъектов страховой деятельности, переводимых на уплату единого налога могут быть заменены некоторые прямые и косвенные налоговые платежи. В частности, возможно предложит схему, когда уплата страховыми организациями единого налога будет предусматривать замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Для этого, представляется необходимым внесение соответствующих изменений в п. 2 ст. 346.26 (дополнив его указанием об осуществлении страховой деятельности) и п. 3 ст. 146.29 (установив физические показатели и базовою доходность по виду предпринимательской деятельности «осуществление страховой деятельности») НК РФ.

Таким образом, результаты проведенного диссертационного исследования показывают, что поставленные при его подготовке цели и задачи достигнуты: на основе имеющихся научных разработок по теме исследования, анализа положений действующего налогового законодательства и практики его применения выявлены особенности, признаки регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности как инструмента финансовой политики в Российской Федерации, а равно механизма такого налогообложения, выявлены недостатки нормативно-правовой регламентации, а также высказаны предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  6. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
  7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации // Собрании законодательства Российской Федерации. 2001. № 51, Ст. 4832.
  8. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской
  9. Федерации. 2002. № 43 Ст. 4190.
  10. Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 1. Ст. 4.
  11. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.
  12. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 15.
  13. Федеральный закон от 27.11.2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4554.
  14. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871.
  15. Постановление ВС РСФСР от 13 декабря 1991 г. № 2029−1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О налогообложении доходов от страховой деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 12. Ст. 598.
  16. Закон РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от страховой деятельности» (фактически прекратил действие) // Российская газета. 1992. 12 марта.
  17. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взысканий на имущество организаций» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 8. Ст. 741.
  18. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4141.
  19. Постановление Правительства РФ от 27.05.1998 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2472.
  20. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 39. Ст. 3852.
  21. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской
  22. Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3−02/729// Экономика и жизнь. М., 2003. № 1.
  23. Приказ Минфина от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности ст. 11(1) Закона РФ «О государственной границе» И Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 6.
  25. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.08.2003 г. № 8551/03 И Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 1.
  26. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 февраля 2003 г. № Ф09−101/03ГК // Официально опубликовано не было.
  27. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2003 г. № КГ-А40/8472−02 // Официально опубликовано не было.
  28. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2002 г. № КГ-А40/7700−02 // Официально опубликовано не было.
  29. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 28 ноября 2002 г. № А56−20 070/02 // Официально опубликовано не было.
  30. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 ноября 2002 г. № КГ-А41/7647−02 // Официально опубликовано не было.
  31. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 15 ноября 2002 г. № А56−19 469/02 // Официально опубликовано не было.
  32. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 октября 2002 г. № Ф04/3746−1461/А45−2002 // Официально опубликовано не было.
  33. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2002 г, № КГ-А40/6669−02 // Официально опубликовано не было.
  34. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2002 г. № КГ-А40/6252−02 // Официально опубликовано не было.
  35. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 29 августа 2002 г. №АЗЗ-15 594/01-С1-Ф02−2442/02-С2 // Официально опубликовано не было.
  36. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 27 августа 2002 г. №А78−3563/01 -С 1−23/146-Ф02−2449/02-С2 // Официально опубликовано не было.
  37. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2002 г. № КГ-А40/5413−02 // Официально опубликовано не было.
  38. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 19 августа 2002 г. № А56−14 852/02 // Официально опубликовано не было.
  39. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 19 августа 2002 г. № А56−14 854/02 // Официально опубликовано не было.
  40. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2002 г. № Ф09−1683/02ГК // Официально опубликовано не было.
  41. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 июля 2002 г. № Ф04/2332−415/А03−2002 // Официально опубликовано не было.
  42. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2002 г. № КГ-А40/2453−02 // Официально опубликовано не было.
  43. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2002 г. № КГ-А40/2320−02 // Официально опубликовано не было.
  44. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 3 апреля 2002 г. № Ф04/1143−334/А45−2002 // Официально опубликовано не было.
  45. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 1 апреля 2002 г. № Ф04/1142−155/А70−2002 // Официально опубликовано не было.
  46. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2002 г. № КГ-А41/1285−02 // Официально опубликовано не было.
  47. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 6 марта 2002 г. № Ф04/816−91/А27−2002 // Официально опубликовано не было.
  48. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 27 февраля 2002 г. № А56−15 989/01 // Официально опубликовано не было.
  49. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2005 г. № КГ-А40/1033−05 // Официально опубликовано не было.
  50. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2005 г. № КГ-А40/1147−05 // Официально опубликовано не было.
  51. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2005 г. № КГ-А40/630−05 // Официально опубликовано не было.
  52. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2005 г. № КГ-А40/12 806−04 // Официально опубликовано не было.
  53. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 21 февраля 2005 г. № А13−6053/04−21 // Официально опубликовано не было.
  54. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2004 г. № КГ-А41/10 082−04 // Официально опубликовано не было.
  55. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2004 г. № А06−1124у/3−23/04 // Официально опубликовано не было.
  56. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 18 ноября 2004 г. № А56−17 017/04 // Официально опубликовано не было.
  57. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2004 г. № КА-А40/10 302−04 // Официально опубликовано не было.
  58. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2004 г. № КГ-А40/10 259−04 // Официально опубликовано не было.
  59. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2004 г. № КГ-А40/9958−04 // Официально опубликовано не было.
  60. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2004 г. № КГ-А40/8127−04 // Официально опубликовано не было.
  61. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2004 г. № А82−6736/2003−29 // Официально опубликовано не было.
  62. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2004 г. № КГ-А40/7514−04 // Официально опубликовано не было.
  63. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 8 июля 2004 г. № А56−869/04 // Официально опубликовано не было.
  64. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2004 г. № КГ-А40/5155−04 // Официально опубликовано не было.
  65. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2004 г. № А62−1606/03 // Официально опубликовано не было.
  66. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2004 г. № А28−8905/2003−259/25 // Официально опубликовано не было.
  67. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2004 г. № КГ-А40/4066−04 // Официально опубликовано не было.
  68. Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2004 г. № А54−519/04-С11 // Официально опубликовано не было.
  69. Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. М.: Ось-89 2003. 496 с.
  70. Р.И. Государственная собственность и финансовые иммунитеты. М., 2003.
  71. С.С. Общая теория права. Учебник в 2-х томах. Т. 2. -М., 1982. 520 с.
  72. С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972.437с.
  73. М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. М., 1967. 569 с.
  74. A.A. Инвестиции и инвестиционная деятельность государства. СПб., 2003,
  75. М. Римское право. Понятие, термины, определения. М., 1989. 241 с.
  76. A.A. Государственная пошлина. М., 2004.
  77. Г. М. Право и экономика налогообложения. СПб., 2000.
  78. A.B., Берник В. Р. и др. Методы налоговой оптимизации или как избежать опасных ошибок. М.: «Аналитика-Пресс», 1999. 239 с.
  79. A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2002. 268 с.
  80. A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. Социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий Екб.: Налоги и финансовое право, 2002.
  81. A.A. Страхование. М., 2000.
  82. H.A., Краснов Ю. К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994−2003) М.: Издание Госдумы РФ, 2003.
  83. И.И. История финансов СССР. -М., 1956.
  84. Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002.
  85. В.В., Герасименко С. А. Налоговый орган налогоплательщик и Гражданский кодекс. — М., 1995. 357 с.
  86. С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве. Петроград, 1914. 364 с.
  87. В.П. К вопросу о юридических предположениях в советском гражданском праве и процессе. М., 1955. 186 с.
  88. Все начиналось с десятины. Общ. Ред. Ланина Б. Е. М.: Изд-во Прогресс. 1992. 275 с.
  89. А. Право бедного на призрение. Т. 1. М., 1907.
  90. Гражданское право. Том 1. Учебник под ред. Суханова Е. А. М., 1998. Изд-во БЕК. 540 с.
  91. Т.П., Окруп З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  92. Д.В. Страхование. Казань, 1854. 114 с.
  93. ИЛ. Гражданин и закон. М., 1989.137 с.
  94. E.H. Основы налогового планирования. — СПб.: Питер, 2004. 288 с.
  95. A.A. Налоговое право России. М.: Альфа-Пресс, 2004.
  96. A.A., Кан Д.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2000.
  97. А.И. Административное право. М.: Типография И. Д. Сытина, 1911.
  98. A.A. Финансовое право Российской Федерации. -М., 1995.
  99. В.М. Законные способы налоговой экономии. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 176 с.
  100. О. С. Шаргородский М.Д. Основные вопросы теории права. М., 1961. 674 с.
  101. M.B. Новая упрощенная система налогообложения и ЕНВД с 2003 года. М.: Статус-Кво 97, 2002.
  102. Кашанина Т. В. Оценочные понятия в советском праве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск. 1974. 26 с.
  103. В. А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М.: Финансы. ЮНИТИ, 1998. 473 с.
  104. В.Я. Налоговое планирование. М.: Федеративная книготорговая компания, 1998. 258 с.
  105. А.Н. Налоговое право зарубежных стран. М., 1993. 246 с.
  106. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейной). 4-е изд., перераб. и доп./ Сост. и авт. комментариев С. Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2002. 548 с.
  107. Кол один С. А. Пенсионный внебюджетный фонд России. -М.: Инфра, 2005.
  108. Комментарий к Налоговому кодексу. Под ред. Захаровой Р. Ф., Земляченко C.B. М.: Проспект, 2001. 584 с.
  109. Комментарий к Части первой Налогового кодекса. Общ. ред. Слом В. И. М., 2000. 348 с.
  110. Комментарий к Части первой Налогового кодекса. Под ред. Брызгалина A.B. М., 1999.367 с.
  111. О. Учет в страховом бизнесе и коммерции. — М., 1993.
  112. Ю.А. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени. // В кн.: Налоговое право России. — М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 293−300.
  113. Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004.
  114. И.М. Очерки финансовой науки. Петроград. 1919. 539 с.
  115. И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфор, 2001.328 с.
  116. И.И. Налоговое право России. М., 2001.
  117. Н.П. Основы налогового права. Харьков, 2001.
  118. Э.Дж. Финансы. М.: Экономика, 2004.
  119. Р.З. Социальная политика и ее правовое опосредование // Правовая система социализма. М., 1986. Т. 1.298 с.
  120. В.А. Налоги и налогообложение. М., 2004.
  121. А.Н. Нюансы практического налогообложения. НДС. Налог на прибыль. М.: МЦФЭР, 2003. 352 с.
  122. А.Н. Оптимизация налогообложения в 2002 году. М.: МЦФЭР, 2002. 271 с.
  123. А.Н. Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и налоговый учет. М.: ИНФРА-М, 2002. 585 с.
  124. Налоги в развитых странах. Учебн. пособие. Под ред. Русаковой И. Г. М., 1991. 260 с.
  125. Налоги и налогообложение. Учеб. Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. С-Пб. 2001. 521 с.
  126. Налоги и налоговое право. / Под ред. A.B. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  127. Налоги в развитых странах: Учебник. / Под ред. И. Г. Русаковой. М.: Финансы и статистика, 1991.
  128. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. проф. B.C. Барда и проф. Л. П. Павловой. М.: КноРус, 2004.
  129. Налоговое право: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 1995.
  130. Научно-практический комментарий к Части первой Налогового кодекса. М.: Городец. — 2000 г. 648 с.
  131. И. Очерки теории и практики налогов. -Одесса, 1900.
  132. Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. 409 с.
  133. Обязательное страхование / Под ред. Л. Г. Поляка. М., 2003.
  134. С.А. Внебюджетные фонды России. М., 2004.
  135. С.А., Гелеер P.A. Математическое моделирование и прогнозирование бюджетных процессов. СПб, 2005.
  136. Л.Г. Банковское дело. Учебник. М., 2003.
  137. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999. 452 с.
  138. С.Н. Закон и доходы. М.: ПКК «Интерконтакт», 1992. 527с.
  139. Пархачева М. А, Корнетова Е. В. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. М., 2002.
  140. H.H., Яни П.С. Неуплата налогов и незаконное предпринимательство: уголовная ответственность. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 213 с.
  141. С.Г. Основы налогового права. М., 2001. 608с.
  142. Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. С-Пб., 1902. С. 116.
  143. Г. В. Правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации. М., 2004.
  144. М.И. Закон о сельскохозяйственном налоге. —1. М., 1958.
  145. М. Финансовая и денежная политика государства. M.-JL: Госиздат, 1930.
  146. И.А. Основные проблемы гражданского права. -М., 1998.413 с.
  147. A.A. Налогообложение страхового дела. М.: ТОО «Книга», 1992.
  148. Практическая налоговая энциклопедия. Том 7. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование / Под ред. Брыз-галина A.B. М., 2005.
  149. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.:Инфра-М. 1996. 238 с.
  150. В.К. Общественные типы страхования. — М., 1940. 114 с.
  151. JI. Экономика общества. М.: ОГИЗ, 1929.
  152. Е.А. Советское финансовое право. М., 1975.340 с.
  153. Т. Экономика страхования. — М., 2000.
  154. М.В. Налогообложение страховой деятельности / Под ред. В. В. Шахова. М.: Финансы и статистика, 2000. 234 с.
  155. М.В. Налогообложение страховой деятельности / Под ред. В. В. Шахова. М.: Финансы и статистика, 2000.
  156. П.А. Налоговое регулирование страховой деятельности. М.: ИПГГГ, 2001. 142 с.
  157. И.Т. Налогообложение страховой деятельности в Российской Федерации: История вопроса. М.: Финансы, 1998. 256
  158. М.Н. Очерки финансовой науки. М.: Изд-во Пролетарий. 1926.402 с.
  159. Советское гражданское право. М., 1979. 438 с.
  160. A.A. Теория налогов. М., 1928. 369 с.
  161. A.A. Ценообразование и страхование. — Харьков, 1902.
  162. A.A., Парыгина В. А. Финансовое право: Учебник / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф., академика РАЕН Ю. А. Дмитриев. -М., 2004. 480 с.
  163. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н. И. -М., 2001. 530 с.
  164. Теория страхования. Д., 1988. 689 с.
  165. Ю.А. Закон, стимулы, экономика. М., 1989. 179с.
  166. Д.Н., Липник Л. Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М: Альпина Бизнес Букс, 2004. 253 с.
  167. Транспортное право. Учебник. — М.: Юристь, 2003.
  168. Н.Р. Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве/Под ред. B.C. Комарова. М.: ЮНИТИ. 2001. 341 с.
  169. М.И. Конспект лекций по науке о финансах. Налоги. Выпуск второй. 1926. 403 с.
  170. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
  171. Финансовое право. Учебник. / Под ред. О. Н. Горбуновой. -М.: Юрист, 1996.
  172. P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 192 с.
  173. Д.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2000.
  174. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М., 1997.421 с.
  175. Д.Г., Морозов В. П. Оптимизация налогообложения: Учеб.-практ. Пособие. М.: Проспект, 2002. 334 с.
  176. .Н. Курс государственной науки. М.: Типография т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1894.
  177. С.Д. Налог на добавленную стоимость. Комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) (глава 21, статьи 143−178). М.: МЦФЭР, 2001.
  178. С.Д. Комментарий к Части первой Налогового кодекса. М., 1999. 431 с.
  179. И. Современная теория финансов. С-Пб., 1860.418 с.
  180. Т.Р. Арендные отношения в Российской Федерации. М.: Спутник, 2005.
  181. A.B. Документооборот в государственных органах.-М., 2004.
  182. Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2001.
  183. Янжул И. И Основные начала финансовой науки. — С-Пб., 1890.350 с. 1. Научные статьи
  184. М.В. Неясности и противоречия налогового законодательства: несовершенство Кодекса на примере специальных режимов налогообложения и налога на добавленную стоимость // Адвокат. 2004. № 6.
  185. С.М. Судебное толкование нормы права как процессуальная деятельность // Российский юридический журнал. 2003. № 1.С. 36.
  186. A.B. Семеноводческие организации: учет, налоговые льготы // Главбух. Учет в сельском хозяйстве. 2002. № 3
  187. Р.И. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Новое в бухгалтерском учете и отчетности.2002. № 3.
  188. В. Налог на добавленную стоимость // Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 74.
  189. А.Б. Страхование сотрудников таможенных органов. // Таможенное дело. 2004. № 8.
  190. М. Правовые проблемы налогообложения имущества физических лиц // Хозяйство и право. 2000. № 10. С. 88.
  191. И.В. Особенности обеспечения работников пособиями по социальному страхованию организациями, применяющими в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ специальные налоговые режимы // Консультант бухгалтера. 2003. № 3.
  192. Е.Ю. С каких доходов должны платить налог на прибыль сельхозпредприятия? // Главбух. 2002. № 4.
  193. А.Б. Единый налог на вмененный доход: проблемы и пути совершенствования // Налоговый вестник. 2004. № 10.
  194. О.В. Налоговое законодательство: правоприменительная практика разрешения споров // Налоговая политика и практика.2003. № 5. С. 3.
  195. A.B. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. Ответы и вопросы // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 124−132.
  196. A.B. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях НЕС // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 32.
  197. Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребления правом в сфере налогообложения // Право и экономика. 2003. № 1.
  198. Д.А. Единый сельскохозяйственный налог. Комментарий к главе 26.1 Налогового кодекса РФ // Главбух. Учет в сельском хозяйстве. 2002. № 1.
  199. Д.А. Как платить единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2002 году // Главбух. 2002. № 2.
  200. Е. На что может рассчитывать пенсионер? // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». 2002. выпуск 4.
  201. Е. Страховые взносы на пенсионное страхование // Экономика и жизнь. 2003. выпуск 3.
  202. Л.И. Споры между работниками и страхователями по обеспечению пособиями и другими выплатами по государственному социальному страхованию. И Трудовое право. 2004. № 9.
  203. И.В. Еще раз о налоге и налоговом законодательстве // Налоговый вестник. 1999. № 12. С. 40.
  204. Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2002. № 4
  205. P.A. Биржевое и банковское дело: бюджетно-экономические аспекты. // Маклер. 2004.
  206. И.П. К вопросу о понятии и сущности косвенных налогов // Законодательство и экономика, 2003. № 6.
  207. O.P. Страхование ядерщиков работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. // Страхование. 2004. № 9.
  208. А.О. Единый социальный налог // Российский налоговый курьер. 2000. № 10.
  209. В. Исчисление и уплата страховых взносов в ПФР // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 34.
  210. П.Ф. Объект гражданских процессуальных правоотношений и предмет судебной деятельности в советском гражданском процессе // Вестник ЯГУ. 1985. № 4.
  211. В. Новое пенсионное законодательство // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 17, 18.
  212. Ч.М. Налоговое стимулирование малого бизнеса // Российский налоговый курьер. 2002. № 14.
  213. В.М. Двуликий кодекс. // ЭЖ-ЮРИСТ. М., 2003.28-
  214. А.П., Краснов М. В. Современные возможности налогового планирования // Налоговое планирование. 2003. № 3. С. 26.
  215. O.A. Страхование членов экипажа морских судов. // Водные пути. 2001. № 11.
  216. К.С., Римов A.B. Новые налоги для малых предприятий. Комментарий к главам 26.2, 26.3 и 28 НК РФ // Главбух. 2002. № 15
  217. Ю. В новый год с пенсионной реформой // Экономика и жизнь. 2002. выпуск 2.
  218. В.В. Учет и налогообложение операций по уступке прав (требований) // Бухгалтерский учет. 2000. № 8. С. 46.
  219. Л.И. Страхование судей в Российской Федерации. // Законность. 2000. № 8.
  220. Т.И. Об оптимальных вариантах налогообложения операций по регистрации прав на недвижимость // Юрид. вестн. Ростов. гос. экон. ун-та, — Ростов н/Д, 2001, № 2. -С. 33 — 37.
  221. Е.А. Страховые взносы в ПФР организаций, имеющих обособленные подразделения // Налоговый вестник. 2002. № 5.
  222. С.А. Определение понятия «добросовестность» в российском гражданском праве//Журнал российского права. 2003. № 3.
  223. Н.В. Порядок исчисления и уплаты ЕСН // Российский налоговый курьер. 2003. № 1.
  224. Ю.А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. № 9.
  225. А. Новое в налогообложении страховых фирм. // Страхование. 1993. № 3.
  226. П.А. Закон или судейское усмотрение. Юридический мир. М., 2000. № 12.
  227. А.Я. Основные формы взаимодействия гражданского и налогового законодательства.// Хозяйство и право. 1996. № 6.
  228. Г. Европейское страховое право // Страховое право. 2002. № 1.
  229. Е.Б. Понятие и признаки административно-правового спора. // Журнал российского права. 2002. № 2.
  230. A.A. Правовой статус Пенсионного фонда. // Финансы России. 2000. № 8
  231. A.A. Налогообложение в сфере страхования и обеспечение доходов государственного бюджета // Законодательство и экономика. 2004, № 4.
  232. Р.И. Система управления внебюджетными фондами в России. // Финансы России. 2004. № 9.
  233. A.A. Коллизии в современном российском налоговом законодательстве. // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Май-июнь 2003. № 1.
  234. Е.А., Скуднов Д. В. Учет операций, связанных с переменой лиц в обязательстве // Аудиторские ведомости. 1999. № 9. С. 34.
  235. .А. О некоторых актуальных проблемах исчисления НДС // Налоговый вестник. 2000. № 8. С. 10.
  236. .М. Векселя и другие формы неденежных расчетов // Все о налогах. 2001. № 1. С. 51.
  237. .А., Ильин М. В. Исчисление и уплата единого социального налога организациями // Главбух. 2003. № 4.
  238. JI.A. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № б. С. 98.
  239. .В. Доход как объект налогообложения физического лица // Законодательство. 1998 № 8.
  240. Я.В. Перепрофилирование сельскохозяйственного предприятия // Главбух. Учет в сельском хозяйстве. 2002. № 3
  241. Н.П. Налогообложение: проблемы и пути их решения // Страховое ревю. 1998. № 12.
  242. Н.П. Налогообложение: проблемы и пути их решения // Страховое ревю. 1998. № 12.
  243. A.A. Комментарий к изменениям в Налоговый кодекс // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». 1999. № 11. С. 7.
  244. A.A. Правила определения объекта налогообложения и налоговой базы //Ваш налоговый адвокат. Выпуск 2(8). 1999. С. 48.
  245. И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права// Вестник гражданского права. Пг., 1916. № 6. — С. 65.
  246. А. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 42.
  247. Н.И. О природе налога // Налоговый вестник. 1999. № 7. С. 153.
  248. Л.П., Ефремов A.B. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы. // Налоговый вестник. 1998. № 11.
  249. И.В. Применение части первой Налогового кодекса РФ при рассмотрении споров по налогу на добавленную стоимость // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. № 4. 2003.
  250. И.В. Обсуждаем изменения в часть вторую Налогового кодекса // Российский налоговый курьер. 2002. № 11
  251. С. Особенности расчета налогооблагаемой базы при налогообложении страховых фирм. // Инвест-фонд. 1993. № 7
  252. Н. Обязательное пенсионное страхование граждан // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2003. № 44, 45.
  253. Плотник Е, Кушнир О. Контроль за работой комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию. // Социальная политика и жизнь. 2005. № 1.
  254. Ю. Новые старые знакомые: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». 2002. выпуск 38
  255. С.Т. К вопросу о соотношении упрощенки с общим режимом. // Налоговый Юрист. 2004. № 13.
  256. Д.А., Парфентьев A.B. Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовой аспект. //Законодательство. 2002. № 12.
  257. A.A. Страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ. // Вооруженные силы РФ. 2004. № 5.
  258. Р. Инвалидные льготы расширяются. // Учет. 1992.№ 1
  259. C.B. Комментарий к Методическим рекомендациям по уплате единого социального налога. // Главбух. 2003. № 15
  260. К.Е. Практика налогообложения: установление виновности в налоговых преступлениях // Гражданин и право. 2002. № 4. -С. 46−58.
  261. В.В. Некоторые вопросы правовой основы налогообложения страхования в РФ // Налоговый кодекс: сегодня, завтра. 2001. № 8.
  262. А. ЕНВД. Проблемы и решения // Двойная запись. 2003. № 1.
  263. В.Д. Налоговый винегрет из социальных фондов» // НГ-Политэкономия. 2000. № 5.
  264. O.A. К вопросу о законности налогообложения личного страхования // Налоги, учет и право. 1999. № 11. С. 52.
  265. Р.Т. Страхование жизни работников железнодорожного транспорта. // Магистраль. 2000. № 8.
  266. И.В. Некоторые особенности метода правового регулирования финансовых отношений // Журнал российского права. 2003. № 10.
  267. О. Злоупотребление правом в Гражданском кодексе России // Хозяйство и право. 2002. № 2. С. 45.
  268. Р.И. Перспективное планирование работы федеральных социальных внебюджетных фондов. // Внебюджетные фонды. 2000. № 12
  269. М.В. Исчисление и уплата единого социального налога (взноса) // Бухгалтерский учет. 2002. № 3.
  270. В.И. Не всякий закон есть право // Налоговый вестник. 2000. № 10. С. 30.
  271. В.И. О проблемах налогового нормотворчества // Налоговый вестник. 1999. № 10. С. 3.
  272. В.И. Снова о юридических аспектах налогообложения // Налоговый вестник. 1999. № 7. С. 7.
  273. М.П., Волошина А. Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы // Налоговый вестник. 2003. № 5.
  274. A.B. Единый социальный налог. МНС России разъяснило некоторые вопросы // Главбух. 2001. № 13.
  275. В.А. Финансирование программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. // Социальный журнал. 2000. № 6.
  276. A.B. Как платить взносы на обязательное пенсионное страхование в 2002 году? // Главбух, Отраслевое приложение «Учет в сельском хозяйстве». 2002. № 1.
  277. Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000 г. № 2. С. 16.
  278. В.А. Налогообложение страховщиков: разумный и эффективный и подход // Экономика и жизнь. 1994. № 39.
  279. A.A. Обложение ЕСН адвокатов. // Российский налоговый курьер. 2004. № 4.
  280. A.B. Особенности НДФЛ III Учет, налоги, право. 2004. № 20.
  281. Р.Ю. Экономико-правовые аспекты возмещения НДС из государственного бюджета // Законодательство и экономика, 2004. № 11.
  282. В.М. «Объекты налогообложения» // Ваш налоговый адвокат. 2000. № 2. С. 28.
  283. Н.Р. Неклассические формы уклонения от уплаты налогов и защита от них. Законодательство. М., 2002. № 3-
  284. Р.В. Новеллы налогового законодательства: единый социальный налог // Законодательство. 2003. № 11
  285. О. Налогообложение страхового дела изменилось. // Консультант бухгалтера. 1993. № 8.
  286. O.A. Налогообложение добавленной стоимости // Налоговый вестник. 1998. № 1. С. 32−33.
  287. С.Н. О Налоговом кодексе // Налоговый вестник. 1998. № 9. С. 13.
  288. И.В. Практические проблемы судебной квалификации добросовестности действий налогоплателыциков//Арбитражная практика. 2002. №. 12. С. 25.
  289. С. О принципах определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения // Хозяйство и право. 2001. № 8. С. 48−52.
  290. Д.Г. О налогообложении физических лиц // Российский налоговый курьер. 2000. № 9.
  291. Д.Г. Экономическая ситуация и налоги. Налоговый вестник. 1999. № 9. С. 5.
  292. О.В. Налог на доходы физических лиц в силовых структурах // Российский налоговый курьер. 2000. № 12.
  293. Т.О. Налог на доходы физических лиц (перспективы развития законодательства // Законодательство. 2000. № 9.
  294. С.Д. Проблемы совершенствования налогового законодательства РФ // Сб.: Налоговый кодекс: сегодня, завтра. М. 1997. С. 17.
  295. С.Д. Развитие налоговой системы России. М. 2000. 216 с.
  296. H.H. Практика исчисления и уплаты единого социального налога // Налоговый вестник. 2003. № 6.
  297. Д.А. Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2002. № 1.
  298. Д.М. Презумпция добросовестности налогоплательщика // Ваш налоговый адвокат. Вып. 1(15). М., 2001. С. 40−41.
  299. А.П. Новый закон новые проблемы // Налоговый вестник. 1999. № 8. с. 16.
  300. М. Все еще возмещаете НДС? Мы идем к вам // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. № 1.
  301. Диссертации и авторефераты диссертаций
  302. P.E. Оптимизация налогообложения предприятия в экономике переходного периода. Дисс.. канд. экон. наук. М. 2001.
  303. М.А. Отношения налогообложения как система общественных ограничений: Дис. канд. экон. наук. Саратов. 2000.
  304. Е.В. Налоговое планирование в организации. Дисс. канд. экон. наук. М. 2002.
  305. Т.С. Налоги в системе государственного регулирования предпринимательства: Дис. канд. экон. наук. М. 1999.
  306. О. Н. Развитие системы налогообложения предприятий: Дис. канд. экон. наук. М. 1997.
  307. O.A. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М. 2005.
  308. Г. М. Государство и налогообложение: Дис.. д-ра экон. наук: СПб. 2002.
  309. A.M. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций и проблемы его квалификации. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2002.
  310. М.А. Правовое регулирование налогового планирования в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. М. 2003.
  311. C.B. Правовые основы налогового планирования: на примере группы предприятий. Дисс.канд. юрид. наук. М. 2001.
  312. В.В. Налоговое планирование как способ согласования интересов фирмы и государства. Дисс.. канд. экон. наук. СПб. 1997.
  313. Т.А. Влияние налогового планирования на финансовые результаты деятельности организации. Дисс.. канд. экон. наук. М. 2000.
  314. М.Ю. Правовые основы упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  315. A.A. Налогообложение прибыли страховых организаций: Дис. канд. экон. наук. Иркутск 2003.
  316. С.Д. Управление налогообложением (Теория и методология): Дис. д-ра экон. наук. Новосибирск 2000.
  317. Д.Б. Понятие налоговых споров и отдельные направления их разрешения в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2004.
  318. В.А. Проблемы понятия и механизма нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2004.
  319. И. А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения: Дис.. д-ра экон. наук. М. 2001.
  320. A.A. Некоторые правовые проблемы регулирования налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации. Дисс.. канд. юрид. наук. М. 2002.
  321. М.В. Налогообложение страховой деятельности: Дис. канд. экон. наук. М. 2000.
  322. И.М. Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Дисс. канд. юрид. наук. Иркутск. 1998.
  323. И.А. Налогообложение субъектов страхового рынка в России: Дис. канд. экон. наук. Саратов. 2003.
  324. Э.М. Проблемы соотношения налогового законодательства со смежными отраслями законодательства. Дисс. канд. юрид. наук. -М., 2001. 189 с.
  325. И.А. Правовое регулирование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001
  326. A.B. Понятие объекта налогообложения и проблемы его определения в законодательстве. Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2002. 177 с.
Заполнить форму текущей работой