Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно обращено к актуальной проблеме, не получившей до последнего времени всестороннего освещения в научной литературе. В диссертации исследованы теоретические и прикладные аспекты административно-правового статуса медицинских учреждений государственной, муниципальной, частной систем здравоохраненияразработана классификация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Генезис возникновения и развития организационно-правовых форм медицинских учреждений в России
    • 1. 2. Социальная сущность и организационно-правовые формы современных медицинских учреждений в Российской Федерации
  • ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика административно-правового статуса медицинского учреждения, цели и задачи его деятельности
    • 2. 2. Организационная структура и функции медицинского учреждения
    • 2. 3. Формирование, реорганизация и ликвидация медицинского учреждения
    • 2. 4. Правосубъектность медицинского учреждения
  • ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 3. 1. Правовое регулирование кадрового обеспечения
    • 3. 2. Правовое регулирование финансового обеспечения

Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В 90-х годах XX столетия проводившаяся в России реформа здравоохранения потребовала введения обязательного и добровольного медицинского страхованияосуществления децентрализации государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранениемвнедрения рыночных механизмов, многоканальности источников финансирования. На рынке медицинских услуг появились медицинские учреждения с различной организационно-правовой формой собственности, начала развиваться частная система здравоохранения.

Однако преобразования, осуществляемые в здравоохранении России, несмотря на их глубину и масштабность носят непоследовательный и противоречивый характер, в связи с чем система здравоохранения испытывает серьезные трудности в своем функционировании.

Кризис здравоохранения, безусловно, охватил и больничные учреждения. Фактически средоточием основных проблем управления здравоохранением в существующих социально-экономических условиях являются отношения между органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями.

В обобщенном виде проблема современного отечественного здравоохранения сводится к определению роли и места медицинских учреждений в организационно-правовых и имущественных отношениях сферы здравоохранения. В этих условиях большое значение приобретает совершенствование административно-правового регулирования организации и деятельности медицинских учреждений в России, так как существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечают новым общественно-политическим и социальным реалиям. Слабо разработаны вопросы правовой регламентации оказания медицинских услуг, правового статуса субъектов оказания медицинской помощи в этой социальной сфере. Нормативно-правовые акты (не только административного, но и трудового, финансового, гражданского права, права социального обеспечения) оставляют нерешенными целый ряд проблем как существовавших ранее, так и постоянно возникающих в связи с появлением новых организационно-правовых форм медицинских учреждений. Реформы в правовом обеспечении деятельности медицинских учреждений не успевают за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев служит тормозом позитивных процессов.

Для устранения этих негативных явлений необходимы, в первую очередь, совершенствование организации здравоохранения и управления им, разработка правовой регламентации этого процесса, дальнейшее углубление и развитие демократических начал и повышение качества и эффективности работы медицинских учреждений.

Таким образом, актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно-правовых проблем деятельности медицинских учреждений современного здравоохранения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема организационно-правового регулирования деятельности современных медицинских учреждений является сложной и важной, в недостаточной степени исследованнойхарактеризуется незначительным количеством специальных теоретико-прикладных исследований, посвященных правовым и, в частности, административно-правовым аспектам деятельности медицинских учреждений в Российской Федерации.

Отдельные правовые исследования в сфере здравоохранения посвящены проблемам обеспечения и реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь1, гражданско-правовым аспектам медицин.

1 См., напр.: Здасюк Н. И. Проблемы осуществления гражданами СССР права на медицинское лечение и обслуживание: Автореф. дис. канд. юрид. наук — Минск, 1997; Сагиндыкова А. Н. Проблемы реализации конституционного права граждан на охрану здоровья в республике Казахстан: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург,.

1999; Косолапова Н. В. Конституционное обеспечение права граждан на медицинскую помощь: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. 4 ской услуги, характеристике договорных отношений в сфере здравоохранения, рассмотрению особенностей привлечения к ответственности за нарушение прав пациентов (М. Н. Малеина, Ю. Д. Сергеев, А. В. Тихомиров). Организационным и административно-правовым проблемам функционирования медицинских учреждений уделяется значительно меньше внимания.

Следует отметить диссертационное исследование В. П. Новоселова (1999 г.), содержащее раздел, посвященный административно-правовому статусу современной больницы — монографию Н. Б. Найговзиной и М. А. Ковалевского «Система здравоохранения в Российской Федерации: оргал низационно-правовые аспекты» — монографию В. П. Новоселова «Административно-правовой статус больницы"4. Однако со времени выхода указанных работ произошли серьезные изменения не только в законодательстве, но и в практике организации и деятельности медицинских учреждений, требующие своего осмысления в контексте избранной темы.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе деятельности медицинских учреждений.

Предметом исследования являются организации, институты и механизмы, обеспечивающие оказание медицинской помощи, а также государственные концепции, научные разработки и правовая практика в этой области.

Цель исследования. Основная цель работы заключается, прежде всего, в теоретическом осмыслении организационно-правовой природы современного медицинского учреждения в новых социально-экономических условиях для обоснования конкретных предложений и рекомендаций, на.

2 См.: Новоселов В. П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 1999.

3 См.: Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. — М., 1999.

4 Новоселов В. П. Административно-правовой статус больницы. — Свердловск, 1990. — 198 с. правленных на совершенствование организационной и правовой основы обеспечения охраны здоровья населения Российской Федерации.

Для достижения цели исследования ставились следующие задачи:

— рассмотреть исторические вопросы становления и развития медицинских учреждений в России;

— исследовать социальную сущность и организационно-правовые формы современных медицинских учреждений в Российской Федерации;

— обосновать необходимость появления на рынке медицинских услуг новой организационно-правовой формы медицинского учреждения — государственной некоммерческой медицинской организации (ГНМО);

— разработать критерии классификаций современных медицинских учреждений;

— исследовать структуру административно-правового статуса современного медицинского учреждения;

— проанализировать особенности административно-правового статуса частных медицинских учреждений;

— рассмотреть особенности правового регулирования создания, реорганизации и ликвидации медицинских учреждений;

— проанализировать организационную структуру, цели, задачи и функции деятельности современного медицинского учреждения;

— раскрыть содержание основных прав и обязанностей медицинского учреждения в рамках его административно-правового статуса;

— исследовать проблемы ресурсного (кадрового, финансового) обеспечения деятельности современных медицинских учреждений;

— обосновать необходимость расширения сектора платных медицинских услуг в рамках действующих медицинских учреждений за счет создания частных медицинских учреждений;

— провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность медицинских учреждений, выявить пробелы правового регулирования и коллизии норм различного уровня, сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования;

— обосновать предложения по совершенствованию правовых и организационных мер оптимизации функционирования медицинских учреждений различных организационно-правовых форм.

Методологическую основу исследования образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности.

В работе использовались методы различного операционального статуса: диалектический, системный и структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-логический и историко-юридический, статистический.

Теоретической основой исследования послужили работы С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, В. Н. Кудрявцева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, A.C. Мордовца, И. Н. Сенякина, JI. С. Явича и других ученых.

Непосредственную научную базу составили труды ученых по административному праву А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, С. Н. Братановского, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, В. И. Новоселова, В. П. Новоселова, И. В. Пановой, Г. И. Петрова, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, А. В. Тихомирова, В. И. Шабайло-ва, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, Ц. А. Ямпольской и др. Специфика темы потребовала изучения работ ведущих ученых-медиков и организаторов здравоохранения: Н. Ф. Герасименко, Ю. М. Комарова, М. М. Кузьменко, Ю. П. Лисицына, Е. А. Логиновой, В. И. Стародубова, Н. М. Скоромца, P.A. Хальфина и др.

Эмпирическую базу диссертации составили: Конституция Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации и входящих в нее субъектов, указы Президента России, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, документы государственных органов и общественных организаций по вопросам организации здравоохранения. При подготовке выводов и предложений диссертант опирался на данные государственной статистической отчетности, материалы опубликованных социологических исследований, относящихся к избранной теме.

Научная новизна диссертации определяется как постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию с учетом разработанности соответствующих вопросов. Диссертация является одним из первых комплексных монографических исследований организационно-правовых проблем функционирования современных медицинских учреждений, соотнесенным с процессами реформирования системы здравоохранения, новыми правовыми и социально-экономическими реалиями российского общества.

Новизной отличается предложенная диссертантом научная классификация исторических типов медицинских учреждений в Россиипроанализированы причины, препятствующие реализации основной цели деятельности современных медицинских учреждений — обеспечение населения Российской Федерации доступной, качественной, своевременной медицинской помощьюсформулированы предложения по совершенствованию правовых и организационных мер оптимизации функционирования медицинских учреждений различных организационно-правовых формпроведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность медицинских учрежденийсформулированы предложения по ее совершенствованиюпроанализирован административно-правовой статус современного медицинского учрежденияобоснована необходимость появления на рынке медицинских услуг новой организационно-правовой формы медицинского учреждения — некоммерческой государственной медицинской организацииисследованы организационно-правовые аспекты кадрового и финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений в современных условиях.

Диссертантом уточнено правовое содержание таких категорий, как «медицинская деятельность», «медицинское учреждение», «лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ)», «медико-социальный стандарт».

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Изучение исторических вопросов становления и развития медицинских учреждений в России позволило определить собственную историческую периодизацию организационно-правовых форм оказания медицинской помощи, включающую шесть основных этапов.

2. Современные медицинские учреждения характеризуются значительным многообразием и спецификой административно-правового статуса. При этом под «медицинским учреждением» следует понимать учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность без образования юридического лица как индивидуально, так и коллективно.

3. Независимо от ведомственной подчиненности для всех государственных учреждений здравоохранения — как ведомственных, так и подведомственных органам управления здравоохранением специальной компетенции — обязательны нормативные правовые акты органов управления здравоохранением специальной компетенции — и федеральных, и территориальных.

4. Децентрализация системы управления здравоохранением и изменение имущественного положения медицинских учреждений, при котором комитеты по управлению имуществом органов исполнительной власти различных уровней передали имущественный комплекс администрации ЛПУ на правах оперативного управления, из-за низких объемов финансирования отрасли не повлияли на эффективность использования финансовых и материально-технических ресурсов. Поэтому в здравоохранении назрела необходимость проведения новой организационно-правовой реформы.

5. Необходимо появление новой государственной единицы рынка медицинских услуг — автономной некоммерческой медицинской организации с более широким набором прав и возможностей.

6. Отношения медицинских учреждений с органами государственного управления здравоохранением, связанные с финансированием медицинской помощи, не опосредуются заключением договоров. Это противоречит принципам финансирования здравоохранения, общепринятым в настоящее время в странах с рыночной экономикой.

7. Неразработанность федерального законодательства в области правового положения медицинских учреждений способствует сохранению рудиментов административно-командных отношений между органами управления здравоохранением и подчиненными им медицинскими учреждениями, тормозит развитие медицины. Для исправления этих недостатков необходимо четко определить в федеральном законе правовое положение государственных (муниципальных) медицинских учреждений.

8. Хотя существующее законодательство однозначно определяет, что государственные и муниципальные ЛПУ являются юридическими лицами, на практике значительная часть больниц и поликлиник не имеет прав юридического лица.

9. Административно-правовой статус медицинского учреждения — это установленное нормами административного права положение медицинского учреждения, т. е. его способность в пределах административной правосубъектности самостоятельно решать свойственные данному медицинскому учреждению цели и задачи, осуществлять необходимые для этого функции, быть участником правоотношений, регулируемых нормами административного права.

10. Административно-правовой статус частных медицинских учреждений имеет определенные особенности, однако действующее федеральное и региональное законодательство по здравоохранению в большинстве случаев не учитывают специфику частного здравоохранения. чаев не учитывают специфику частного здравоохранения.

11. В условиях рыночных отношений одним из решающих факторов, определяющих эффективную и качественную деятельность медицинских учреждений, будет целенаправленная кадровая работа. Представляется, что кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нормативам планирования числа должностей, которые должны пересматриваться как минимум каждые 5 лет, а в период реформ в экономике и здравоохранении и чаще.

12. Государство в условиях ограниченности бюджетных ресурсов должно содействовать развитию платных медицинских услуг сверх того уровня медицинской помощи, который предоставляется населению бесплатно. Это возможно путем установления норм функционирования рынка тех медицинских услуг, которые не предоставляются государством.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно обращено к актуальной проблеме, не получившей до последнего времени всестороннего освещения в научной литературе. В диссертации исследованы теоретические и прикладные аспекты административно-правового статуса медицинских учреждений государственной, муниципальной, частной систем здравоохраненияразработана классификация медицинских учрежденийсформулировано положение о неопределенности и противоречивости организационно-правового статуса ведомственных учреждений здравоохраненияпредставлено исследование организационно-правовых основ функционирования медицинских учреждений частной системы здравоохраненияопределены содержание и пределы правового регулирования объектов системы управления здравоохранением со стороны органов местного самоуправлениявыдвинуты и обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сформулированные при этом выводы и научные положения в определенной мере дополняют и развивают отдельные положения конституционного, административного, финансового права, права социального обеспечения, а также теории государственного управления.

Основные выводы и рекомендации диссертанта могут быть использованы в качестве научно-методической базы при подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам совершенствования организационно-правового механизма управления здравоохранением, правового регулирования деятельности медицинских организаций. Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе юридических вузов при чтении курсов конституционного, административного, финансового, трудового, муниципального права, права социального обеспечения, а также при чтении курсов «Управление здравоохранением» и «Правовые основы современного здравоохранения» в медицинских вузах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и теоретические разработки нашли отражение в монографии и научных статьях, используются в учебном процессе при проведении занятий по административному праву Российской Федерации в Волгоградском институте экономики, социологии и права.

Результаты исследования и рекомендации практического характера сообщались в докладах и обсуждались на вузовских и межвузовских научно-практических конференциях, семинарах и на заседании круглого стола, проводимых на базе Волгоградского института экономики, социологии и права.

Структура работы определяется объектом, предметом, целью, задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющих восемь параграфов, заключение, библиографический список. Работа иллюстрирована двумя таблицами и пятью рисунками. Библиографический список включает 200 источников.

Выводы и предложения.

1. Основными историческими организационно-правовыми типами организации и предоставления медицинской помощи в России были следующие:

— монастырская медицина (первый вид оказания медицинской помощи в Древней Руси, который подвергался регламентации, именно она является началом становления государственной медицины;

— аптекарский приказ (ХУ-ХУП вв.) — оригинальное организационно-правовое образование, сочетающее черты медицинского учреждения (организация и осуществление собственно лечебных мероприятий, врачебное освидетельствование), органа управления здравоохранением (выдача разрешений на право медицинской деятельности, обеспечение лекарствами, организация военно-медицинской службы, контроль качества оказываемой помощи), образовательного учреждения (подготовка медперсонала для действующей армии);

— военные госпитали и гражданские больницы (время правления Петра I);

— медицина Приказов общественного призрения (конец ХУШ-Х1Х в. в.), расширившая сеть бесплатных больничных учреждений, наделенных финансово-хозяйственной самостоятельностью;

— земская медицина (вторая половина XIX века — 1917 год), обеспечившая общедоступную, бесплатную плановую помощь для большинства населения Российской империи;

— лечебно-профилактические учреждения советского периода.

По оценкам специалистов, наиболее качественной считается система обеспечения граждан медицинской помощью в советский период существования нашей страны.

2. Современные медицинские учреждения характеризуются значительным многообразием и спецификой административно-правового статуса. При этом под «медицинским учреждением» следует понимать учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающие медицинскую помощь, а также лиц, осуществляющих медицинскую деятельность без образования юридического лица как индивидуально, так и коллективно. В зависимости от формы собственности современные медицинские учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения могут быть федеральными или субъектов Федерации. Самостоятельную группу образуют ведомственные государственные организации здравоохранения — организации, находящиеся в государственной собственности. Однако, независимо от ведомственной подчиненности, для всех государственных организаций здравоохранения — как ведомственных, так подведомственных органам управления здравоохранением специальной компетенции, — обязательны нормативные правовые акты органов управления здравоохранением специальной компетенции — и федеральных, и территориальных.

3. Учреждения здравоохранения являются юридическими лицами. Коммерческие учреждения здравоохранения могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие учреждения здравоохранения могут создаваться в формах, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законом. Однако в действующих федеральных законах не установлены пределы, в рамках которых государственные и муниципальные учреждения могут осуществлять право оперативного управления имуществом. Нигде не проясняется понятие «соответствия заданиям собственника».

4. На практике правовое положение государственных и муниципальных медицинских учреждений определяется их учредительными документами (уставами, положениями), которые утверждаются органами государственной власти, выступающими учредителями данных учреждений. Однако этот документ содержит положения, не соответствующие принятым позднее ГК РФ и Закону «О некоммерческих организациях», к тому же он носит рекомендательный характер. Таким образом, федеральное законодательство не содержит обязательных для исполнения норм, четко определяющих содержание права оперативного управления, которое предоставлено государственным и муниципальным учреждениям в отношении переданного им имущества.

5. Неразработанность федерального законодательства о правовом положении медицинских учреждений способствует сохранению рудиментов административно-командных отношений между органами здравоохранения и подчиненными им медицинскими учреждениямитормозит развитие страховой медицины и внедрение новых методов оплаты медицинской помощи. Для исправления этих недостатков, для того, чтобы обеспечить превращение государственных (муниципальных) медицинских учреждений в действительно самостоятельные субъекты принятия оперативных хозяйственных решений, необходимо четко определить в федеральном законе правовое положение государственных (муниципальных) медицинских учреждений.

6. Хотя существующее законодательство однозначно определяет, что государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) являются юридическими лицами, на практике значительная часть больниц и поликлиник не имеет прав юридического лица. Решение этой задачи требует развития и уточнения норм, регулирующих правовое положение медицинского учреждения, а также, в качестве альтернативного пути, — разработку новых правовых форм медицинских организаций, в которые могли бы быть преобразованы существующие лечебно-профилактические учреждения. Предоставление государственным и муниципальным медицинским учреждениям статуса юридического лица необходимо по следующим причинам:

— создадутся условия для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов медицинских учреждений;

— расширятся возможности привлечения дополнительных средств помимо финансирования из бюджета и системы ОМС;

— активизируется деятельность по развитию платных услуг, эффективному использованию ресурсов, экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах;

— откроются возможности развития конкуренции между медицинскими учреждениями, стимулирующей их к увеличению количества предоставляемых услуг, сохранению и улучшению их качества, к более рациональному использованию имеющихся ресурсов;

— достигается организационно-правовое разграничение функции финансирования медицинской помощи населению и функции предоставления такой помощи, т. е. обеспечится разделение покупателей и производителей медицинских услуг;

— создадутся благоприятные институциональные условия для структурных преобразований в системе медицинского обслуживания населения, а именно для перемещения части стационарной помощи в амбулаторно-поликлинический сектор.

7. Для того чтобы добиться предоставления государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям прав юридического лица их собственниками (региональными и муниципальными органами власти), предлагается следующий организационно-правовой механизм: принять постановление Правительства РФ «О государственной регистрации учредительных документов государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений», которое установит обязательную перерегистрацию учредительных документов указанных учреждений. В качестве необходимого условия для перерегистрации следует сформулировать требование предоставления прав юридического лица всем территориально и структурно обособленным ЛПУ. Для того чтобы избежать поспешности и негативных последствий, на осуществление такой перерегистрации целесообразно отвести два-три года.

8. Среди форм юридического лица, предусматриваемых в настоящее время ГК РФ, отсутствует форма, которая была бы адекватна современным требованиям. Представляется целесообразным ввести новую организационно-правовую форму для государственных (муниципальных) медицинских учреждений — автономную некоммерческую медицинскую организацию (АНМО).

Медицинские услуги, предоставляемые АНМО, должны подразделяться на две основные категории: базовые услуги и дополнительные услуги. Базовыми считаются услуги, входящие в Программу государственных гарантий по предоставлению гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Дополнительные услуги, предоставляемые АНМО, относятся к платным услугам, не входящим в Программу государственных гарантий.

На наш взгляд, введение новой формы государственной (муниципальной) организации позволит обеспечить эффективное функционирование основной части государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Однако для введения новой формы некоммерческой организации — государственной некоммерческой организации — необходима либо разработка и принятие специального Федерального закона «О государственных и муниципальных некоммерческих организациях», либо определение искомого статуса в рамках проекта Федерального закона «О медицинских организациях».

9. В юридической литературе высказано мнение: каждое учреждение представляет собой единство трех сторон — организационной, экономической, правовой. Считаем что данное положение полностью применимо и к медицинским учреждениям. Организационную сторону каждого медицинского учреждения составляют коллектив специалистов и обслуживающего персонала, возглавляемый главным врачом и его администрацией, подчиненность медицинского учреждения вышестоящему отраслевому органу и наличие у медицинского учреждения оперативной самостоятельности в рамках определенной автономии. Экономический признак медицинского учреждения связывается с наличием у него материально-технической (имущественной) базы. Наконец, правовую сторону медицинского учреждения характеризуют содержание и пределы его прав, т. е. совокупность его правовых признаков: 1) способность медицинского учреждения участвовать от своего имени в административных и иных правоотношениях- 2) законодательная основа его образования и деятельности- 3) подчиненность- 4) наличие положения о медицинском учреждении.

10. Административно-правовой статус медицинского учреждения можно сформулировать как установленное нормами административного права положение медицинского учреждения, т. е. его способность в пределах административной правосубъектности самостоятельно решать свойственные данному медицинскому учреждению цели и задачи, осуществлять необходимые для этого функции, быть участником правоотношений, регулируемых нормами административного права. Данное определение административно-правового статуса медицинской организации позволяет выделить четыре основных его элемента:

— цели и задачи деятельности медицинского учреждения;

— организационная структура и функции медицинского учреждения;

— формирование, реорганизация и ликвидация медицинского учреждения;

— права и обязанности (правовой статус) медицинского учреждения.

11. Особенности административно-правового статуса частных медицинских учреждений проявляются в следующих чертах. Во-первых, частные медицинские учреждения обеспечивают медицинскую помощь в дополнение к медицинской помощи, предоставляемой государственной и муниципальной системами здравоохранения, но деятельность субъектов частной медицины осуществляется вне организаций указанных систем.

Во-вторых, частные медицинские учреждения не вправе осуществлять те виды медицинской деятельности, которые отнесены законодательством к исключительной компетенции государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

В-третьих, субъекты частной системы здравоохранения обязаны координировать свою медицинскую деятельность с деятельностью исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации и муниципальных образований по здравоохранению.

В-четвертых, в негосударственном секторе здравоохранения медицинские учреждение, как правило, действуют в тех сферах медицины, услуги в которых пользуются у населения наибольшим спросом (лечебно-косметологические, с использованием нетрадиционных методов лечения, стоматологические, наркологические и др.).

В-пятых, среди главных задач частных медицинских учреждений доминирующая роль отводится задачам получения прибыли, повышению рентабельности производства медицинских услуг, интенсивности эксплуатации оборудования и аппаратуры и др.

Однако действующее федеральное и региональное законодательство по здравоохранению в большинстве случаев не учитывают специфику частного здравоохранения. Фактически процесс формирования частной системы здравоохранения находится на начальной стадии и не имеет правовой базы.

12. Медицинские учреждения государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Процесс лицензирования на практике весьма непрост, дорог и медлителен. В связи с чем, представляется возможным высказать предложение о создании института предварительного медицинского лицензирования, которое позволит соискателю лицензии начать практическую деятельность до предоставления полного и достаточно громоздкого пакета документов, по результатам рассмотрения только базового пакета документов: заключения санитарно-эпидемиологических служб и служб, контролирующих непосредственную технологию оказания медицинской услуги.

13. Совершенствование деятельности медицинских учреждений находится в прямой зависимости от соответствия целей и задач медицинского учреждения уровню удовлетворения современных потребностей населения в медицинской помощи. При этом цели и задачи конкретного медицинского учреждения могут рассматриваться как производные категории от высших целей и задач, стоящих перед всей системой здравоохранения России. Главной задачей медицинских учреждений является обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая выражается в оказании своевременной, доступной, высококачественной медицинской помощи.

Важным элементом административно-правового статуса медицинского учреждения являются его функции и правовые нормы, их закрепляющие. Функции классифицируются в зависимости от целей и задач, осуществлять которые они предназначены. Смысл определения функций сводится к тому, чтобы в нормативном порядке закрепить то, что должны выполнять администрация и коллектив медицинского учреждения для достижения поставленных целей и задач. Реализуя одни и те же задачи, коллектив и администрация выполняют различные функции.

14. Права и обязанности медицинского учреждения закреплены в нормах права, которые рассредоточены по многочисленным нормативным актам. Однако эти акты не содержат норм, которые бы комплексно определяли весь объем прав и обязанностей медицинских учреждений и поэтому практической пользы в регламентации деятельности медицинских учреждений не оказывают. Данные факты обусловили необходимость в принятии специального федерального закона, который должен носить комплексный характер и быть источником разных отраслей права. Его основу должны составлять административно-правовые нормы, обеспечивающие правовое разрешение таких вопросов, как место и роль медицинского учреждения в системе здравоохранения, принципы деятельности, цели и основные задачи медицинского учреждения, организационно-правовые принципы управления медицинским учреждением, порядок его внутренней организации, права и обязанности медицинского учреждения. Данный закон мог бы, например, называться Федеральным законом «О медицинском учреждении».

15. Права, принадлежащие медицинскому учреждению, реализуются главным образом его администрацией. Права медицинского учреждения по субъектам осуществляются в основном в отношении: граждан, вышестоящих органов и организаций здравоохраненияподчиненных медицинских структур.

16. Правовое регулирование кадровой работы в системе здравоохранения складывается из: 1) профессионального отбора кандидатов на должность в медицинские учреждения с учетом индивидуальных особенностей и склонностей- 2) расстановки кадров- 3) нормативной регламентации статуса работника системы здравоохранения- 4) обучения и организации переподготовки и повышения квалификации- 5) оценки деятельности служащих. Каждый элемент кадровой работы осуществляется в определенных правовых рамках и имеет свои характерные особенности.

Обязательным условием допуска специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности является прохождение процедуры сертификации.

В связи с отсутствием федеральных и ведомственных нормативных актов в области сертификации специалистов остается нерешенным ряд проблем: сертификация лиц, не имеющих высшего медицинского образованияотсутствие четких правил допуска к сертификации лиц, имевших длительный перерыв в профессиональной деятельностипроведение сертификации для иностранных граждан. Нет рекомендаций о допустимых сроках сдачи экзамена после проведенного постдипломного усовершенствования, если между ними имеется временной интервал.

При исследовании проблем кадрового обеспечения деятельности медицинских учреждений нельзя обойти вниманием низкую социальную защищенность медицинских работников. Кроме того, крайне низкий уровень оплаты труда работников сферы здравоохранения, ни только не позволяет специалистам качественно выполнять свои функции, но и способствует моральному унижению и как следствие оттоку лучших профессиональных кадров из сферы государственного здравоохранения в частные медицинские учреждения или в зарубежные клиники.

17. Источниками формирования имущества организаций здравоохранения в денежной и иных формах являются: имущество, переданное собственником при создании организациирегулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) — средства бюджетов всех уровнейсредства, направляемые на медицинское страхованиедобровольные взносы и пожертвованиядоходы от реализации работ, услуг, товаровдивиденды (доходы, проценты), получаемые по ценным бумагам и вкладаминые источники, не запрещенные законодательством.

Поскольку финансовое обеспечение конституционных прав по охране здоровья жителей России происходит в основном за счет средств бюджетов всех уровней — это требует прежде всего научно обоснованного подхода к определению объема этих средств и возможности проследить за их эффективным использованием. Для решения этой назревшей проблемы государство сочло возможным начать работу по государственной социальной стандартизации. С нашей точки зрения, государственные минимальные стандарты в здравоохранении должны закреплять уровень медицинских услуг, которые государство должно предоставлять населению на бесплатной основе за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. Услуги, предоставляемые населению медицинскими организациями сверх минимального уровня, должны быть платными за счет средств потребителей медицинских услуг.

Мы считаем, что необходимо расширять сферу применения платных услуг медицинских учреждений, при этом усовершенствовать нормативную базу оказания платных услуг в здравоохранении. Считаем обоснованным не ограничивать в цене предоставляемых платных медицинских услуг уровень рентабельности медицинской организации. Это не повлечет ущемления возможностей пациентов в получении данных услуг.

К проблемным вопросам оказания платных медицинских услуг также можно отнести ситуацию, когда во многих медицинских организациях платные медицинские услуги оформляются под видом добровольного медицинского страхования. По нашему мнению, необходимо четко разграничивать данные источники финансирования медицинской организации и параллельно развивать как платные медицинские услуги, так и добровольное медицинское страхование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Прошедшее десятилетие, с точки зрения функционирования системы здравоохранения, характеризовалось многочисленными попытками построения новой модели здравоохранения, способной к выживанию и развитию в условиях недофинансирования и серьезных структурных диспропорций, еще более усугубляющих финансовый кризис в отрасли. Существенные изменения произошли и в организационно-правовом, имущественном, функциональном статусе современных лечебных учреждений.

Следует отметить, что изменения в медицинских учреждениях произошли под влиянием принятой Конституции РФ (1993 г.), законодательных актов, макроэкономических изменений и, в незначительной степени под влиянием отраслевых нормативно-правовых актов. Децентрализация системы и изменение имущественного положения, при котором комитеты по управлению имуществом органов исполнительной власти различных уровней передают имущественный комплекс администрации медицинских учреждений на правах оперативного управления, очевидно, должны были повлиять на эффективность использования мощностей, финансовых и материально-технических ресурсов. Однако из-за низких объемов финансирования отрасли поставленные цели не были достигнуты. Поэтому в здравоохранении назрела необходимость проведения организационно-правовой реформы.

Без сомнения, должен быть сохранен полный государственный контроль над отраслью. Однако повсеместное создание государственных учреждений в отрасли — то есть структур, предполагающих минимальную экономическую ответственность руководителей здравоохранения при абсолютной инфантильности их как собственников или распорядителей основных государственных фондов (и все это в рамках рынка), — совершенно прямой путь к теневой медицинской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  3. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180−1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями от 20 июня 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 2. -Ст. 62.
  4. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. № 4741−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. -№ 17. — Ст. 602.
  5. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154−1 «О стандартизации» (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. -№ 25.- Ст. 917.
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. -1996. № 3. — Ст. 145.
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1996.-№ 3.-Ст. 148.
  8. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. — № 3. — Ст. 150.
  9. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 38-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. — № 17. -Ст. 1917.
  10. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. — № 2. — Ст. 219.
  11. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. -№ 26. — Ст. 3006.
  12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. -1998 г.-№ 38.-Ст. 4736.
  13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпиде-миологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. -1999.-№ 14.-Ст. 1650.
  14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2003. — № 40. — Ст. 3 822.
  15. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 11.- Ст. 1194.
  16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. // Российская газета. 2001. — 4 апреля.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. -1995.-№ 1. Ст. 69.
  18. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 // СЗ РФ. 1996. — № 3. -Ст. 194.
  19. Положение о Министерстве здравоохранения РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 659 (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 12 ноября 1999 г., 1 июня 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. — № 23.-Ст. 2691.
  20. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 387 «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // СЗ РФ. 1999. — № 16. — Ст. 1992.
  21. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 // СЗ РФ. -1999.-№ 44.-Ст. 5322.
  22. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Российская газета. 2000. — 13 сентября.
  23. Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. № 30 // СЗ РФ. -2001. -№ 4. Ст. 292.
  24. Положение о лицензировании медицинской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 402 // СЗ РФ. 2001. — № 22. — Ст. 2247.
  25. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2002. — № 9. — Ст. 928.
  26. Положение о лицензировании медицинской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июля 2002 г. № 499 // СЗ РФ. 2002. — № 27. — Ст. 2710.
  27. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (с изменениями от 29 октября 2004 г., 31 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. — № 15. — Ст. 1445.
  28. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 (с изменениями от 31 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2898.
  29. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 (с изменениями от 12 августа 2004 г.). // СЗ РФ. -2004.-№ 28.-Ст. 2900.
  30. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. — № 29. — Ст. 3504.
  31. Положение о главном враче областной (краевой, республиканской) больницы. Утверждено Приказом Минздрава СССР от 31.07.1958 № 395 // Справочник главного врача: В 2 т. Т. 2 М.: Издательство ГРАНТЪ, 2000.
  32. Положение о заместителе главного врача областной (краевой, республиканской) больницы по медицинской части. Утверждено Приказом Минздрава СССР от 31.07.1958 № 395 // Справочник главного врача: В 2 т. Т. 2 М.: Издательство ГРАНТЪ, 2000.
  33. Положение о заместителе главного врача областной (краевой, республиканской) больницы по поликлинической работе. Утверждено Приказом Минздрава СССР от 31.07.1958 № 395 // Справочник главного врача: В 2 т. Т. 2-М.: Издательство ГРАНТЪ, 2000.
  34. Положение об ординаторе стационара областной (краевой, республиканской) городской, центральной больницы. Утверждены Приказом Минздрава СССР от 31.07.1958 г.
  35. Приказ МЗ СССР от 23 октября 1978 г. № 1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения».
  36. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 июня 1993 № 148 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений» // Обязательное медицинское страхование в РФ. Сборник законодательных актов и нормативных документов. М.: ФФОМС, — 1994. — С. 87.
  37. Приказ Минздрава РФ от 29 сентября 1993 г. № 228 «Об утверждении Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении» // Справочник главного врача: В 2 т. Т. 2 М.: Издательство ГРАНТЪ, 2000.
  38. Приказ Минздрава РФ от 18 апреля 1996 года № 148 «О лицензировании медицинской деятельности».
  39. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 января 1998 года № 12/2 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении» // Здравоохранение. -1998. -№ 4.
  40. Приказ МЗ РФ от 9 апреля 1998 г. № 110 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» // Здравоохранение. 1998. — № 8.
  41. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 1998 г. № 374 «О введении классификатора «Простые медицинские услуги» // Здравоохранение. 1999. — № 3−5.
  42. Приказ МЗ РФ от 3 ноября 1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. -№ 47.
  43. Положение о Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Минздрава РФ от 20 февраля 2002 г. № 51 // Новая аптека. 2002 г. — № 6.
  44. Приказ Минздрава РФ от 3 июня 2003 г. № 229 «О Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. — № 42.
  45. Совместное письмо Минздрава РФ от 28.12.1995 г. № 2510/3499−9519 и Госкомимущества РФ от 29.12.1995 г. № ОК-6/10 860 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения».
  46. Письмо Минздрава РФ от 5 августа 2002 г. № 2510/8077−02−32 «О работе аттестационных комиссий» // Здравоохранение. 2002 г. — № 11.2. Книги
  47. В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. — Киев, 1979.
  48. А. С. Ценообразование на медицинские услуги. Методическое пособие. -М., 1997.
  49. Актуальные проблемы правового обеспечения лечебно-профилактических учреждений / Под ред. А. И. Вялкова. М.: Профтек: Проф-Вариант, 2002.-368 с.
  50. Л. И. История русской средневековой медицины. — Л.: ВМедА, 1988.
  51. Ю. А. Земская медицина в московской губернии во второй половине XIX начале XX вв. / Науч. ред. А. И. Уткин. М., 2000. — 145 с.
  52. Г. В. Теория государственного управления. — Свердловск, 1997.
  53. Г. В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации. М., 2000.
  54. Л. А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. Ростов н/Дону, — 1997.
  55. Д. Н. Административное право. — М., 1993.
  56. Д. Н. Структура аппарата управления. Свердловск, 1983.
  57. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. / Под ред. А. Н. Аз-рилияна. — М.: Институт новой экономики, 1997.
  58. С. Н. Административное право. — М., 1996
  59. . А. Очерк истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. Краснодар, 2004. — 46 с.
  60. А. И. Управление здравоохранением в Российской Федерации. Теория и практика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 524 с.
  61. А. И., Щепин В. О., Тишук Е. А. и др. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности. М.: Гэотар-Медицина, 2000.
  62. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. / Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут, 2000. — 912 с.
  63. Государственно-общественное управление здравоохранением Российской Федерации / Под ред. А. Г. Саркисяна, Е. Б. Здолеевой. — СПб.:
  64. Изд-во Медпресса, 2004 334 с.
  65. Е. Н. Популярная история медицины. М.: Вече, 2003. — 461 с.
  66. В. В., Семенов В. Ю., Поляков И. В. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995.
  67. В. А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением. Тольятти, 2000. — 247 с. 21 .Гусаков Н. И. Петр I и медицина: (очерк). М., 1994. — 44 с.
  68. Н. И. Развитие медицины в России: (очерк). М., 1993. — 27 с.
  69. Ю. К. К вопросу о становлении государственной медицины // Медицина и здравоохранение в дни войны и мира. М., 2000.24.3аблудовский П. Е., Крючок Г. Р. и др. История медицины. — М.: Медицина, 1981.
  70. История медицины: Учебник для медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 393 с.
  71. Ф. Н. Платные медицинские услуги. (Экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг). -М.: ГРАНТЪ, 1999. 496 с.
  72. Квалификация специалистов здравоохранения: допуск, номенклатура, аттестация: сборник нормативных документов. / Сост. Т. П. Адуева. -М.: МЦФЭР, 2004. 476 с.
  73. С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. Изд. 2-е, исправ. и доп. М.: Манускрипт, 1996. ~ 312 с.
  74. С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учеб. метод, пособие. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 448 с.
  75. А. П. Административное право России. М., 2001. — Ч. I.
  76. М. К. История медицины. М.: Медицина, 1978.
  77. В. 3. Оценка эффективности медицинских организаций: Учеб. метод, пособие / Под ред. А. И. Вялкова- Московская медицинская академия им. Сеченова. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 105 с.
  78. В. 3., Вялков А. И., Денисов И. Н. и др. Организация ианализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования: Учебное пособие. — М., 2000.
  79. О. В., Колкутин В. В., Леонтьев Д. В. и др. Врач и закон. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. 109 с.
  80. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности / Под ред. О. П. Щепина. М.: Гэотар медицина, 2000. — 337 с.
  81. Ю. П., Акопян А. С. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении. М., 1998
  82. Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: ИД «Тэотар-Мед», 2002.
  83. Ю. П., Стародубов В. И., Родионова В. Н. Вопросы управления медицинским учреждением в условиях введения медицинского страхования. М., 1994.
  84. М. Н. Человек и медицина в современном праве: Учебное и практическое пособие. — М.: БЕК, 1995. — 272 с.
  85. Методика расчета стоимости и тарифов на оказание медицинской помощи. НИИ им. Н. А. Семашко. -М., 1996.
  86. М. Б. Медицина России ХУ1-Х1Х вв. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 400 с.
  87. М. Б. Очерки истории медицины в России ХУ1-ХУШ вв. Владикавказ, 1995. -170 с.
  88. Н. Н. Земская медицина. Казань, 1871. — 156 с.
  89. А. А. Медицинское право (правовое регулирование медицинской деятельности): Курс лекций: Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. — Волгоград: ВолГМУ, 2003. — 185 с.
  90. Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. — М., 1999.
  91. В.И. Граждане как субъекты административного права. — Саратов, 1985.
  92. В. П. Административно-правовой статус больницы. — Свердловск, 1990. 198 с.
  93. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. проф. M. Н. Марченко. — Т. 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998.-416с.
  94. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1993.-960 с.
  95. Организационно-распорядительные методы управления в работе руководителя ЛПУ: Метод, рекомендации. / Под ред. Н. К. Гусевой и др. -Н.Новгород: НГМА, 2002. 66 с.
  96. Организация работы и анализ деятельности ЛПУ: Учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и клинических администраторов. СПб., 1998. — 32 с.
  97. Организация работы поликлиники: Учебное пособие / Под ред. В. И. Прекина. Саранск, 2001, — 72 с.
  98. M. М. Аттестация кадров в системе здравоохранения Российской Федерации М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. — 336 с.
  99. Перекопская JL Г., Полунина Н. В. Бюджет и финансирование учреждений здравоохранения. Ценообразование // Экономика и управлениездравоохранением / Под ред. Лисицына Ю. П. М., 1993.
  100. Е. Б. Собрание российских законов о медицинском управлении. СПб., 1826.
  101. В. Л., Попова Н. П. Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Деан, 1999. — 256 с.
  102. Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2001.
  103. Правовые основы здравоохранения в России. / Под ред. Ю. Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 211 с.
  104. Н. М. Земская медицина в начале XX века // Вестник истории военной медицины. — СПб., 1996. Вып. 1.
  105. Развитие государственной медицины в России: Материалы симпозиума / Гл. ред. О. П. Щепин. МГУ Национального НИИ общественного здоровья РАМН, 2003. 169 с.
  106. В. Н. Медицинское дело в царствование первых государей Дома Романовых. Саратов, 1913 г. — 27 с.
  107. Т. Ф., Иванова О. Б, Рукина С. Н. и др. Система государственных социальных стандартов и реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / РГЭА. Ростов н/Дону, 1999.
  108. Руководство по аккредитации медицинских учреждений / Под общей ред. О. П. Щепина. М., 1993. — 211 с.
  109. В. А. Основы медицинского права: Информационно-справочное пособие. Новокузнецк, 2003. — 335 с.
  110. В. О. История российской медицины. М.: Эпидавр, 1997.-200 с.
  111. В. Д., Поляков И. В. Экономические основы воспроизводства населения в условиях переходной экономики. — СПб., 1996.
  112. Сборник должностных инструкций работников здравоохранения, Госсанэпиднадзора и аптечных учреждений. М.: Инфра-М, 2004. — 604 с.
  113. Сборник положений для организации работы лечебно-профилактического учреждения для взрослого населения / Сост. В. В. Степанов. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003 г. 703 с.
  114. В. Ю. Экономика здравоохранения: Учеб. пособие. М.: МЦФЭР, 2004. — 648 с.
  115. Ю. Д. Профессия врача: Юридические основы. — Киев: Выща школа, 1988.
  116. Современное медицинское право в России и за рубежом: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 472 с.
  117. Современные проблемы медицинского права и права на охрану здоровья: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 4 марта 2003 г. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003.-.214 с.
  118. М. Характер и значение деятельности Аптекарского приказа. СПб., 1904. — 32 с.
  119. В. В. История отечественной военно-морской медицины в датах и фактах. Спб.: Военно-медицинский музей МО РФ, 1996. — 233 с.
  120. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учеб. руководство / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отдельнова и др.- Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1999. — 698 с.
  121. Справочник главного врача: В 2 т. Т. 2. -М.: Изд-во ГРАНТЪ, 2000.
  122. И. С. Мыльникова. М.: Гранть- Главный врач, 1998. — 1120 с.
  123. Справочник по организации работы больницы / Гл. ред. И. С. Мыльникова. -М.: Гранть, 2003. 1102 с.
  124. В. И., Тихомиров А. В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Специальная часть. Правовые аспекты управления имуществом учреждений здравоохранения: Научно-практическое пособие. М.: ЦНИИОИЗ, 2002. — 64 с.
  125. В. В. Перечень основных документов по организации работы городской поликлиники. / Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко, — М., 1999.-глава П.
  126. С. Г. Медицинское право. Общая часть: Учеб. пособие. -М.: Российская медицинская академия последипломного образования, -2004. 67 с.
  127. С. Г. Медицинское право: Учебник. СПб.: Юридцентр Пресс, 2004. — 570 с.
  128. С. Г. Право и медицина: Проблемы соотношения. -М.: Международный университет (в Москве), 2002. -249 с.
  129. С. Г., Пищита А. Н., Гончаров Н. Г. Очерки медицинского права. М.: ЦКБ РАН, 2004. — 169 с.
  130. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало- ТЕИС, 1996. — 475 с.
  131. А. В. Медицинская услуга: Правовые аспекты. — М.: ФИЛИНЪ, 1996.-352 с.
  132. А. В. Медицинское право: Практическое пособие. -М.: Статут, 1998.-418 с.
  133. А. В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М.: — Статут, 2001. — 256 с.
  134. А. В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Общая часть: Научно-практическое пособие. М.: РИГР- ЦНИИОИЗ, 2002. — 84 с.
  135. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. / Под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. — 520 с.
  136. В. П. Правовые основы социального управления. М., 2003.
  137. Я. А. Очерки из истории медицинских учреждений XVIII в.-СПб., 1881.-411 с.
  138. С. Е. Право на охрану здоровья в монархической России // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. 1998. — № 4.
  139. И. М. Анализ системы финансирования и управления федеральными медицинскими учреждениями: Доклад, подготовленный для проекта ТАСИС «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения». М., 1999.
  140. С. В. Реформа финансирования российского здравоохранения. Институт экономики переходного периода. Научные труды № 25Р.-М.,-2000.-438 с.
  141. В. А. Теория административного права. М., 1985
  142. В. В. Правовое регулирование медицинского страхования в Российской Федерации. М., 1998.
  143. Статьи в сборниках и журналах
  144. А. Т. Здравоохранение: Переход к рыночным отношениям. // Врачебная газета. 1999. -№ 3. — С. 16−17.
  145. А. С. Механизм реструктуризации стационарных учреждений здравоохранения в рамках действующего законодательства // Экономика здравоохранения. 1997. -№ 7(19). — С. 51−53.
  146. А. С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2004. — № 5−6. — С. 10−18.
  147. А. П. Сущность и основные элементы административно-правового статуса государственного промышленного предприятия.// Вестник Московского университета. серия II. — «Право». — 1984. — № 6. — С. 31−37.
  148. . И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения. 1996. -№ 2. — С. 5−7.
  149. Н. Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. 1997. -№ 1. — С. 5−7.
  150. Н. Ф., Александрова О. Ю. Законодательное регулирование в сфере охраны здоровья. Перспективы ближайших лет // Менеджер здравоохранения, 2004. — № 9. — С. 24−28.
  151. Н. Ф., Александрова О. Ю. Законодательное регулирование здравоохранения: состояние вопроса, проблемы и перспективы // Менеджер здравоохранения, 2004. -№ 1. — С. 8−10.
  152. И. В. Лицензирование медицинской деятельности // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. -1999.-№ 12.-С. 147−152.
  153. Ю.Гребенюк И. В. Выдача лицензии на медицинскую деятельность // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. -2001.-№ 1.-С. 149−150.
  154. И. В. Лицензирование в сфере здравоохранения // Главная медицинская сестра. -2000. -№ 3. С. 155−158.
  155. И. В. Лицензирование медицинской деятельности // Главная медицинская сестра. 2000. -№ 5. — С. 163−166.
  156. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в медицине // Врач. 1997. — № 6.
  157. В. О. Медицинское страхование в России: проблемы и перспективы // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 5. — С. 12−15.
  158. П. Проблемы правового регулирования лицензирования // Хозяйство и право. 2000. — № 2. — С.90−94.
  159. Ф. Н. Проблемы участия частных медицинских организаций в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью // Менеджер здравоохранения. 2004. -№ 1. — С. 11−14.
  160. Э. Е. Принципы расчета тарифов в медицинскомстраховании // Медицинское страхование. 1992. -№ 1. — С. 14−17.
  161. В. А., Егоров Е. А. Повышение эффективности механизма долевого финансирования учреждений здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 4. — С. 22−26.
  162. Ю. М. Почему пробуксовывают реформы в здравоохранении // Врачебная газета. 2002. — № 4. — С. 14.
  163. Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации: Проект // Экономика здравоохранения. -1996. -№ 11.-С.10−34.
  164. В. П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1996. — № 1. — С. 10−19.
  165. Ю. П. Тактика охраны здоровья и концепция здравоохранения. // Экономика и управление здравоохранения. М., 1993. — С. 35−42.
  166. М. Б. Медицина в Древней Руси // Медицинская газета. -1998.-30 сентября.
  167. М. Медицина в Древней Руси // Медицинская газета. -1998.-7 октября.-С. 13.
  168. М. Б. Российские больницы XVIII века // Здравоохранение. 2004. — № 1. — С. 47−48.
  169. Ю. В., Фомичев Н. Г., Садовой М. А. и др. К вопросу о новых правовых формах юридических лиц в сфере здравоохранения //
  170. Менеджер здравоохранения. 2004. — № 9. — С. 12−14.
  171. В. С. Требования к оформлению приказа и распоряжения медицинского учреждения // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 8. — С. 52−58.
  172. ЗО.Овчаров В. К., Могилевский Б. И., Щепин В. О. К вопросу оптимизации деятельности стационаров лечебно-профилактических учреждений Тверской области // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. -№ 4. — С. 35−39.
  173. ЗЬОвчарова Е. В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица // Гражданин и право. — 2001. -№ 2.-С. 42−50.
  174. А. И. Организационные управленческие патологии // Общественные науки и современность. 1998. -№ 3.
  175. Н. М. Земская медицина в начале XX века // Вестник истории военной медицины. СПб. 1996. — Вып. 1. — С. 93.
  176. В. И., Голубев А. Н., Комина Е. Р. О нерешенных вопросах регламентации сертификации специалистов системы здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. 2004. — № 3. — С. 35−37.
  177. В. И., Комина Е. Р., Голубев А. Н. Проблемы сертификации кадров в здравоохранении // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. работ. Вып. 8. — СПб., 2003. — С. 385−389.
  178. Ю. Ю. Проблема платных медицинских услуг в контексте российской конституции // Главный врач. 2003. — № 4. — С. 52−54.
  179. В. И. Прогноз развития системы здравоохранения Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. — 2004. — № 2. С. 4−10.
  180. В. И., Кириллов А. В. Менеджмент в здравоохранении: современные проблемы его организации и подготовки кадров // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 1. — С. 15−21.
  181. В. И., Тихомиров А. В. Организационное положение учреждения здравоохранения в системе здравоохранения // Главный врач. -2003.-№ 4.-С. 17−28.
  182. В. И., Тихомиров А. В. Перспективы существования учреждений в здравоохранении // Менеджер здравоохранения, 2004.—№ 1. — С. 4−7.
  183. В. И., Тихомиров А. В. Роль субсидиарных обязательств публичного собственника в отношениях обязательного медицинского страхования // Главный врач. 2002. — № 8. — С. 8−12.
  184. В. И., Тихомиров А. В. Управление деятельностью учреждений здравоохранения: правовая характеристика // Главный врач. — 2003.-№ 5.-С. 32−38.
  185. В. И., Тихомиров А. В. Учреждения здравоохранения как элемент системы здравоохранения // Главный врач. — 2002. № 9. — С. 4−7.
  186. В. И., Тихомиров А. В. Юридические основы хозяйственного управления имуществом учреждений здравоохранения // Главный врач. 2002. — № 12. — С. 13−21.
  187. В. И., Тихомиров А. В., Родин О. В. Положение о муниципальных органах управления здравоохранением // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 4. — С. 6−12.
  188. В. И., Хальфин Р. А. Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 6. — С. 4−9.
  189. А. А., Фуркалюк М. Ю., Курило И. Н. и др. О платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения // Здравоохранение. 2004. — № 7. — С. 51 -58.
  190. С. Г. Систематизация нормативно-правовой базы здравоохранения России: проблемы и перспективы // Здравоохранение. — 2004. — № 1.-С. 139−146.
  191. В. В., Багненко С. Ф., Вишняков Н. И. и др. Административная реформа в здравоохранении: иллюзии или реальность? // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 7. — С. 4−13.
  192. Е. В. О понятии, предмете и месте лицензирования отдельных видов деятельности в вопросах права // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 9. Право. -2001. -№ 1. — С. 29−35.
  193. А. В. Договор о возмездном оказании медицинских услуг как документ: общие положения // Здравоохранение. — 1999. № 11. — С. 147−156.
  194. А. В. Договор о возмездном оказании медицинских услуг // Здравоохранение. 1999. — № 10. — С. 159−174.
  195. А. В. Договор об оплате медицинских услуг // Здравоохранение. 2000. — № 5. — С. 155−168.
  196. А. В. Конфликт точек зрения: юридический анализ // Здравоохранение. 2000. -№ 2. — С. 161−166.
  197. А. В. Правовое значение документации в медицине // Здравоохранение. 2000. — № 4. — С. 167−179.
  198. А. В. Правовой режим хозяйствования учреждений здравоохранения // Здравоохранение. 2001. — № 9. — С. 171−179.
  199. А. В. Рынок медицинских услуг и публичное управление: два пути развития // Закон и право. 2001. — № 9. — С. 22−29.
  200. А. В. Учреждения здравоохранения: хозяйственная самостоятельность или административный контроль // Здравоохранение. -2000.-№ 7.-С. 155−164.
  201. К. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ // Хозяйство и право. 2001. — № 12. — С. 3−10.
  202. А. П. Как изменились правила лицензирования? //
  203. Главный бухгалтер. 2002. -№ 3. — С.78−82.
  204. С. В. Об изменениях и дополнениях в сфере лицензирования медицинской деятельности // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. 2001. -№ 9. — С. 115−120.
  205. Р. А. Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения федерального подчинения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования // Экономика здравоохранения.-2001.-№ 1(51).-С. 17−18.
  206. В. В. Совершенствование управления городскими многопрофильными больницами // Советское здравоохранение. 1987. — № 7. — С. 10−13.
  207. А. Д. Оптимизация работы учреждения здравоохранения федерального подчинения // Экономика здравоохранения. -2001.1(51).-С. 28−29.
  208. М. В. К вопросу об аккредитации (сертификации) медицинской деятельности // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. М. — 1999. — № 2. -С. 49−51.
  209. С. Е. Право на охрану здоровья в монархической России // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко. 1998. — № 4. — С. 199.
  210. И. М. Преобразование поликлиник в независимые врачебные практики. Значение для российского здравоохранения // Медицинское страхование. 1995. — № 12. — С. 29−40.
  211. А. И. Реформа здравоохранения и ее организация // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. -№ 3. — С: 48−49.
  212. С. В. Новые требования к системе финансирования медицинских учреждений федерального подчинения // Экономика здравоохранения. -2001.-№ 1(51).-С. 26−27.
  213. О. С., Кпаузнер Е. Р., Трофимов Н. А. и др. Основные положения концепции стандартизации в России и стандартизация в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. -1999. № 2. — С. 27−33.4. Диссертации, авторефераты
  214. О. В. Источники финансирования медицинских услуг в современной России: Дис. канд. эконом, наук., Ростов н/Дону, 2001.
  215. Н. С. Политика государства в области здравоохранения: (международный опыт и Россия): Дис. д-ра политол. наук 23.00.02. — М., 1999.
  216. П. Г. Реформирование экономических отношений в здравоохранении в современных условиях: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. М., 1997.
  217. Н. И. Проблемы осуществления гражданами СССР права на медицинское лечение и обслуживание: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Минск, 1997.
  218. Н. А. Планирование государственного заказа в медицинских учреждениях субъекта Федерации: Автореф. дис. канд. эконом, наук. 08.00.05. — Екатеринбург, 2002.
  219. Н. В. Конституционное обеспечение права граждан на медицинскую помощь: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  220. А. Е. Правовые и организационные основы деятельности лечебно-оздоровительных учреждений МВД России: Дис. канд. юрид. наук. 12.00.14.-М., 2002.
  221. Г. В. Организационно-правовые вопросы управления здравоохранением в России: Дис. канд. юрид. наук. 12.00.14, -М., 2002.
  222. В. П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах Федерации: Дис. д-ра юрид. наук. — 12.00.02.-Екатеринбург, 1999.
  223. Ю.Паничкин В. М. Социально-экономические границы рыночных отношений в здравоохранении. Дис. канд. эконом, наук. СПб., 1998.
  224. П.Петров К. В. Приказная система управления в России в конце XV—XVII вв.: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  225. А. Н. Проблемы реализации конституционного права граждан на охрану здоровья в республике Казахстан: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  226. В. А. Тарифы на медицинские услуги: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1997.
  227. В. И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1997.
  228. С. Г. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис. д-ра юрид. наук. 12.00.01. — СПб., 2002.
  229. И. А. Научно-методические и организационные аспекты интеграции городской поликлиники и формирующейся системы обязательного медицинского страхования: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1997.
  230. В. В. Аптекарский приказ в XVII веке: Автореф. дис. канд. истор. наук. Л., 1952.
Заполнить форму текущей работой