Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовые вопросы организации и осуществления государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулирован и обоснован вывод о необходимости приведения в соответствии с новым Трудовым кодексом Российской Федерации (в части изложения задач, полномочий органов федеральной инспекции труда, прав и обязанностей должностных лиц и др.) соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации и ряда ведомственных нормативных актов: Положения о федеральной инспекции труда, утвержденном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.&bdquo
  • Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как элемент системы государственного управления в сфере трудовых отношений
    • 1. Государственное управление в сфере труда, его характерные особенности и взаимосвязь с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства
    • 2. Понятие и особенности государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
    • 3. Место административного надзора в системе государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
  • Глава 2. Организация и система административного надзора в сфере трудовых отношений
    • 1. Субъекты административного надзора, осуществляющие надзорно-контрольную деятельность в сфере трудовых отношений
    • 2. Методы и формы осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
    • 3. Основные направления совершенствования деятельности федеральной инспекции труда по надзору и контролю в сфере трудовых отношений

Административно-правовые вопросы организации и осуществления государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обеспечение государственной защиты трудовых прав работников было и остается одной из основных задач государства, особую важность она приобретает в современных условиях, в период проведения социально-экономических реформ. Одним из основных способов государственной защиты трудовых прав граждан является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Проходящие в нашем обществе и национальном хозяйстве изменения не могли не затронуть сферу труда. На смену единому собственнику и работодателю — государству пришло множество различных организационно-правовых форм осуществления хозяйственной деятельности. Указанные преобразования, в т. ч. в социально-экономическом развитии России, привели к изменению роли и функции государства в сфере регулирования трудовых отношений, определили перед государством новые задачи.

Приходится признать, что происходящие с начала 1990;х годов изменения в социально-экономической сфере привели к существенному снижению социальной и правовой защиты трудящихся, массовым нарушениям трудовых прав граждан России, в особенности в сфере оплаты труда и охраны труда. Указанное положение также усугублялось очевидным несоответствием трудового законодательства происходящим социально-экономическим процессам.

В настоящее время, несмотря на имеющиеся позитивные тенденции развития экономики и социально-трудовой сферы, коренное обновление трудового законодательства и принимаемые органами власти меры, проблема обеспечения соблюдения трудовых прав граждан продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений. Указанное обусловливает необходимость усиления государственной защиты трудовых прав граждан, принятие действенных мер по устранению нарушений трудового законодательства и реальному восстановлению нарушенных прав. Система органов государственного надзора и контроляза соблюдением трудового законодательства включает в себя значительное число органов административного надзора (федеральная инспекция труда, различные федеральные службы), органы прокуратуры, осуществляющие общий надзор и т. д. Между тем, приходится констатировать, что их деятельность зачастую носит несогласованный характер, что отрицательно сказывается на ее результатах.

Актуальность избранной темы тем более повышается в связи с проведением в настоящее время административной реформы. В связи с чем представляется необходимым дальнейшее развитие правового регулирования и совершенствование организации деятельности органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в целях усиления государственной защиты прав трудящихся.

Объектом исследования является система органовгосударственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, методы и формы осуществления надзорно-контрольной деятельности в сфере трудовых отношений.

Предмет исследования — административно-правовые нормы, определяющие правовое положение органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в особенности, федеральной инспекции труда, их функции и полномочия.

Цель и задачи исследования

В процессе исследования перед диссертантом стояла следующая основная цель: разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, отдельных положений трудового законодательства, повышению эффективности и результативности деятельности федеральной инспекции труда.

Исходя их этого перед диссертантом стояли следующие задачи:

1. Анализ теоретических положений науки административного права, трудового права, теории управления и действующего законодательства по проблемам социальной политики, государственного управления, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

2. Раскрытие содержания понятия государственного управления трудом, определение места государственного надзора и контроля в системе управления трудом;

3. Исследование содержания понятий «надзор» и «контроль», установление особенностей надзорно-контрольной деятельности в сфере трудовых отношений;

4. Определение места административного надзора в системе надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

5. Анализ административно-правовых методов и форм деятельности, применяемых органами административного надзора в сфере трудовых отношений;

6. Выявление наиболее актуальных проблем, возникающих в процессе надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, и выработка предложений по повышению эффективности этой деятельности, совершенствованию ряда положений трудового законодательства.

Методологической основой исследования являются диалектический, логический, системно-структурный и системно-функциональный методы познания. При написании работы были использованы специальные методы, в т. ч. нормативно-правовой, формально-логический, исторический и иные специальные методы научного исследования.

Применение указанных методов позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостно и всесторонне.

Нормативную основу исследования составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты: Конвенция МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята Генеральной Конференцией Международной Организации Труда 11 июля 1947 г.), Конституция Российской Федерации 1993 г., Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда», Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЭ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Федеральный закон от 27.11.02 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Указ Президента Российской Федерации от 04.05.94 № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.00 № 78 «О федеральной инспекции труда» и др.

Эмпирической базой исследования послужили:

1. Информационно-аналитические материалы федеральнойинспекции труда о работе по надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда за период с 2000 по 2003 гг.- данные ведомственной (Минтруд России) и государственной статистической отчетности по вопросам социально-трудовых отношений за период с 2001 по 2003 гг.- данные судебной статистики (2001 г.) — Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы с 2000 по 2001 гг.- материалы Международного бюро труда МОТ по вопросам инспекции труда (1994 г.).

2. Непосредственное участие автора в качестве сотрудника федеральной инспекции труда Минтруда России в осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рассмотрении обращений граждан и трудовых коллективов по вопросам нарушения их трудовых прав, участии в подготовке методических документов по вопросам деятельности федеральной инспекции труда, обобщении и анализе информационных материалов о результатах работы государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (за период с 2000 по 2004 гг.).

Степень разработанности темы. Проблемы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства неоднократно исследовались российскими правоведами.

Теоретической основой исследования явились труды представителей различных отраслей юридической науки: А. А. Абрамовой, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, В. И. Баскова, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, В. Г. Вишнякова, В. М. Горшенева, К. Н. Гусова, Т. В. Иванкиной, А. Д. Зайкина, А. А. Кармолицкого, И. Я. Киселева, Ю. М. Козлова, Е. И. Козловой, В. И. Курилова, О. Е. Кутафина, С. П. Маврина, А. В. Оболонского, Д. М. Овсянко, Ю. П. Орловского, А. С. Пашкова, A.JI. Прозорова, В. Г. Ротаня, В. И. Савича, В. П. Сальникова, J1.A. Сыроватской, М. С. Студеникиной, В. Н. Толкуновой, Ю. А. Тихомирова, В. Н. Хропанюка, В. Е. Чиркина, И. Б. Шахова, А. П. Шергина, Е. В. Шориной и других.

Особо следует отметить работы В. М. Артеменко, О. Ф. Васличева, М. И. Губенко, А. А. Запольнова, Л. Г Коняхина, А. В. Мартынова, Е. А. Мапггаковой, JI.B. Никитинского, M.JI. Слепцова, А. И. Рябко, А. А. Сапфировой, В. А. Смирнова и других, непосредственно посвященных исследованию проблем, связанных с правовым регулированием государственного надзора и контроля.1

Наряду с этим, при подготовке диссертации были использованы исследования специалистов в области философии, теории управления, социологии управления, социальной политики: В. Г. Афанасьева, Е.М.

1 См.: Васличев О. Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством. Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2000. Сапфирова А. А. Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте РФ. -Саратов, 2002 и др.

Бабосова, Е. Д. Катульского, В. И. Кириллова, A.M. Омарова, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Якимова и других.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является одной из первых в юридическойнауке, посвященных исследованию и определению административно-правовых проблем деятельности органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в особенности федеральной инспекции труда.

Сформулировано более полное, учитывающее положения Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» определение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда, изложены методы и формы деятельности надзорно-контрольных органов в современных условиях.

Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой одну из форм практической реализации социальных функций государства и важным элементом системы государственного управления в сфере труда. Он направлен на обеспечение соблюдения и защиту трудовых прав граждан. Одним из приоритетных направлений в этом является обеспечение соблюдения и защита трудовых прав женщин, молодежи, лиц с семейными обязанностями.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одной из разновидностей контроля за соблюдением прав человека, в данном случае, в сфере труда. В связи с чем указанный вид контроля имеет приоритетное значение для обеспечения законности в сфере трудовых отношений и должен занимать значительное место в системе надзорно-контрольных органов Российской Федерации на современном этапе развития. Центральное место в системе органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства занимает федеральная инспекция труда.

3. Вывод о том, что целями надзора и контроля, осуществляемого федеральной инспекцией труда, является не только обеспечение законности в сфере трудовых отношений и защита прав работников, но и содействие сторонам трудовых отношений, в т. ч. работодателям, в применении трудового законодательства.

В связи с чем, с учетом положений Конвенции МОТ № 81 (1947 г.) «Об инспекции труда в промышленности и торговле» предложено новое определение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как проведение в соответствии с действующим законодательством должностным лицом органа федеральной инспекции труда проверки (обследования, расследования и др.) выполнения работодателем на территории Российской Федерации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в целях: 1) обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав работников- 2) содействия работодателям в применении положений трудового законодательства- 3) устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, 4) предотвращения возможных нарушений трудовых прав работников, включая право на безопасные условия труда.

4. Вывод о том, что особенностью административно-правовых методов и форм, применяемых федеральной инспекцией труда, является их непосредственная направленность на обеспечение прав человека (в данном случае трудовых).

5. Вывод о необходимости дальнейшего совершенствования ряда положений трудового законодательства, в т. ч. норм, регулирующих осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в части усиления взаимодействия федеральной инспекции труда с органами по труду и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, упорядочения работы с обращениями граждан. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений в соответствующие статьи ТК РФ. В частности, предлагается дополнить ст. 51 ТК РФ положением, что контроль за выполнением коллективного договора наряду с органами по труду осуществляется федеральной инспекцией труда. Установить обязанность Службы по урегулированию коллективных трудовых споров при выявлении в процессе урегулирования коллективного трудового спора нарушений трудового законодательства информировать об этом инспекцию труда. Наконец, установить сроки обращения работников (их представителей) в органы федеральной инспекции труда по аналогии со сроками обращения работников в органы по рассмотрению трудовых споров.

6. Предложения по приведению в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отдельных подзаконных актов, регулирующих деятельность федеральной инспекции труда. Кроме того, выдвинуты и обоснованы предложения по совершенствованию отдельных положений законодательства об административных правонарушениях и о защите прав. юридических лиц при проведении государственного контроля в части исключения юридических лиц из субъектов административной ответственности материального характера за нарушения трудового законодательства. Сформулировано предложение, что проверки с целью контроля ранее выданных предписаний должны проводиться в сроки, установленные соответствующими органами.

7. Вывод о необходимости повышения эффективности планирования и осуществления надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда, в частности, по вопросам соблюдения трудовых прав женщин, несовершеннолетних, вопросам оплаты труда.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы, могут способствовать развитию понятийного аппарата науки административного права, трудового права, их отдельных институтов.

Работа позволяет обогатить теоретические представления о сущности надзорно-контрольной деятельности в сфере трудовых отношений. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований по проблемам трудового права, административного права.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные по итогам исследования предложения могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также в процессе практической деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в первую очередь, органов федеральной инспекции труда, совершенствовании отдельных положений трудового и административного законодательства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: выступление на семинаре по повышению квалификации практических работников органов федеральной инспекции труда во Всероссийском центре охраны труда Минтруда России (август 2001 г.) — участие на семинаре в НИИ труда и социального страхования Минтруда России (октябрь 2003 г.) — выступление на обучающем семинаре уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в НИИ семьи и воспитания Российской академии образования (март 2004 г.) — опубликование восьми научных статей. Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе на юридическом факультете Московского гуманитарного университета.

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы.

Таковы основные выводы, сформулированные по итогам проведенного исследования административно-правовых вопросов организации и осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства на современном этапе развития Российской Федерации.

Коренное обновление административного и трудового законодательства Российской Федерации, продолжение формирования правовых основ социальной политики, должно способствовать приближению к целям и задачам социального государства, сформулированным в Конституции

Российской Федерации — построению социально ориентированного государства с рыночной экономикой, и самое главное — обеспечению соблюдения основополагающих прав человека в~ сфере труда, реальному улучшению социального положения граждан и сокращению масштабов социального неравенства. Эффективное государственное управление трудом и системный государственный надзор и контроль в этой сфере отношений являются важными инструментами в деле решения этих задач.

Проведенное исследование и выводы, сформулированные по его результатам, на наш взгляд, будут полезны и востребованы как в теоретическом плане, так и практической деятельности, и будут способствовать повышению эффективности государственной защиты трудовых прав граждан и укреплению законности в сфере трудовых отношений.

Заключение

Дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, стимулирование предпринимательской активности населения, сопровождающееся соответствующей модернизацией правовой сферы, конечно, не может не отражаться на состоянии прав и свобод граждан, в том числе и в сфере трудовых отношений. Происходящее реформирование национального законодательства затронуло и сферу регулирования трудовых отношений, одну из важнейших сфер жизни общества, т.к. именно трудом человека создаются все блага и обеспечивается развитие общества.

Введение

в действие в 2002 году Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является, безусловно, одним из важнейших событий в развитии правового регулирования трудовых отношений и деятельности органов государственного надзора и контроля, а воплощение в жизнь норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» будет способствовать унификации надзорно-контрольной деятельности государственных органов.

Трудовой Кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предъявляют новые, более жесткие, требования к органам государственного надзора и контроля, в том числе и к осуществляющим надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Эти требования касаются, в первую очередь, вопросов как защиты прав и свобод человека труда, так и обеспечения соблюдения прав руководителей и иных, должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Впервые сформулированная в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» презумпция добросовестности юридического лица (индивидуального предпринимателя) также возлагает на соответствующие государственные органы обязанности по обеспечению соблюдения прав работодателей.

Одной из важнейших задач и целей дальнейшего развития правового регулирования деятельности по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, будет являться усиление государственной защиты прав работников всех организаций на территории Российской Федерации при создании необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. Мы полагаем, что необходимо добиваться также повышения качества локального регулирования трудовых отношений непосредственно в организации, улучшение социального климата, реальной профилактики и предотвращения грубых нарушений трудовых прав работников и снижения конфликтов (как индивидуальных так и коллективных).

Вышеизложенное, как представляется, предопределяет необходимость комплексного подхода-к изучению вопросов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и практическому применению полномочий соответствующих государственных органов.

Исследование проблемы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства происходило как в советский период, так и в современной России, лишь в рамках науки трудового права. Между тем, рассмотрение данного явления, особенно на основе новейшего законодательства о труде и об административных правонарушениях, под иным, нежели трудовое право, углом зрения, по нашему мнению, имеет значительное как теоретическое, так и практическое значение. При этом, анализу данной проблематики с позиций административного права в юридической науке до настоящего времени было уделено крайне мало внимания. Можно лишь отметить диссертационную работу Сапфировой А. А. «Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации», посвященную детальному и подробному анализу госинспекции труда как основного звена системы федеральной инспекции труда. Вместе с тем, исследование административно-правовых и организационно-управленческих вопросов надзорно-контрольной деятельности за соблюдением трудового законодательства, думается, обогатит теоретические представления об этом явлении и будет способствовать повышению эффективности этой деятельности на практике.

Подводя итоги предпринятого исследования административно-правовых вопросов осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, можно сформулировать ряд выводов.

1. Система государственного управления в сфере трудовых отношений является частью комплекса мероприятий социальной направленности и, соответственно, выступает в качестве элемента системы социальной политики государства. -Объектом государственного управлениятрудом являются трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Они представляют собой один из элементов системы социальных отношений, на которые направлено регулирующее воздействие государства.

2. Государственное управление трудом представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов во взаимодействии с общественными организациями, по целенаправленному воздействию на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, в целях снижения масштабов социального неравенства, содействия занятости населения, сокращения уровня конфликтности в трудовых отношениях и защите трудовых прав работников, включая право на безопасные условия труда.

3. Наряду с особенностями объекта государственного управления в сфере трудовых отношений характерными чертами этого явления являются также следующие: 1) комплексный характер управления, предполагающий сочетание форм прямого (непосредственного) регулирования с иными формами воздействия, в т. ч. разработкой программ и планов различного рода, прогнозированием, координацией деятельности, согласованием решений и др.- 2) широкое участие в регулировании трудовых отношений наряду с органами государственной власти и государственного управления принимают общественные организации и их объединения, прежде всего, профсоюзы и их объединения и объединения работодателей- 3) выработка и реализация решений по ряду важнейших проблем трудовых отношений в рамках системы социального партнерства.

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является элементом системы государственного управления в сфере труда и его важнейшей функцией. Характеристика особенностей соотношения между государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства и управлением может быть проведена по субъектам, объекту (предмету) управления и контроля, формам управляющего воздействия.

В отличие от субъектов управления трудом круг субъектов надзорно-контрольной деятельности существенно уже и достаточно четко определен в законодательстве, а предмет контроля (надзора) ограничен нормами трудового законодательства. Формам воздействия субъектов контроля (надзора) свойственно, как правило, применение мер административного воздействия, их направленность на предупреждение и пресечение трудовых правонарушений, между тем формы воздействия субъектов управления носят скорее регулятивный характер.

Цели и задачи субъектов управления не ограничиваются решением вопросов поддержания законности в сфере трудовых отношений, а направлены также на решение вопросов социально-экономического характера: содействие занятости, повышение уровня оплаты труда и т. п. Между тем, в деятельности органов надзора и контроля обеспечение соблюдения режима законности в сфере труда является основной целью и одной из основных задач. Цели и задачи субъектов надзора и контроля в системе управления достаточно определенны и неизменны, в связи с чем надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой одну из форм практической реализации социальных функций государства и направлен на обеспечение соблюдения и защиту трудовых прав граждан. Одним из приоритетных направлений в этом является обеспечение соблюдения и защита трудовых прав женщин, молодежи и лиц с семейными обязанностями.

6. Вывод о том, что целями надзора и контроля, осуществляемого федеральной инспекцией труда, является не только обеспечение законности в сфере трудовых отношений и зашита прав работников, но и содействие сторонам трудовых отношений, в т. ч. работодателям, в применении трудового законодательства.

В связи с чем, с учетом положений Конвенции МОТ № 81 (1947″ г.) «Об» инспекции труда в промышленности и торговле" предложено новое определение надзора иг контроля за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда как проведение в соответствии с действующим законодательством должностным лицом органа федеральной инспекции труда проверки (обследования, расследования и др.) выполнения работодателем на территории Российской Федерации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в целях: 1) обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав работников- 2) содействия работодателям в применении положений трудового законодательства: 3) устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, 4) предотвращения возможных нарушений трудовых прав работников, включая право на безопасные условия труда.

7. Вывод о том, что особенностью административно-правовых методов и форм, применяемых федеральной инспекцией труда, является их непосредственная направленность на обеспечение прав человека (в данном случае трудовых).

На основе действующего законодательства и теоретических положений науки административного права изложена система административных методов и форм надзора и контроля в сфере трудовых отношений.

8. На основе анализа действующего законодательства и практики работы федеральной инспекции труда сформулированы предложения по внесению изменений в отдельные положения законодательства о защите прав юридических лиц, в частности, по вопросам установления сроков проведения проверок, проводимых в целях контроля за устранением ранее выявленных нарушений. В связи с чем нами высказано предложение о том, что указанные проверки необходимо проводить в сроки, установленные соответствующими органами.

Кроме того, выдвинуто предложение о целесообразности исключения юридических лиц из числа субъектов, которые могут быть подвергнуты административной ответственности материального характера за нарушения в сфере труда.

8. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одной из разновидностей контроля за соблюдением прав человека, в данном случае, в сфере труда. В связи с этим, а также исходя из конституционно закрепленного приоритета прав и свобод человека и гражданина, указанный вид государственного контроля имеет приоритетное значение для обеспечения законности в сфере трудовых отношений.

9. На основе анализа правового положения органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, определено особое место федеральной инспекции труда в системе органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда, в отличие от многих других надзорно-контрольных органов, осуществляет свою деятельность, воздействуя на трудовые отношения, главной особенностью которых является то, что это — отношения между людьми, которым всегда, помимо профессиональных и деловых, свойственны также и морально-психологические аспекты. Поэтому должностные лица, осуществляя надзорно-контрольную деятельность в этой сфере, не могут не учитывать данное обстоятельство, не могут не оценивать моральный и социальный климат в организации.

Представляется, что будущее федеральной инспекции труда — не только в выявлении и устранении нарушений трудового законодательства, но прежде всего — в предотвращении нарушений, гуманизации трудовых отношений на предприятиях и в организациях Российской Федерации, предоставлении работникам и работодателю советов и рекомендаций по наиболее эффективному применению трудового законодательства, улучшению социального климата и конечно, обеспечении государственной защиты прав работников, применяя при этом разумное сочетание методов убеждения и принуждения.

10. Сформулирован и обоснован вывод о необходимости приведения в соответствии с новым Трудовым кодексом Российской Федерации (в части изложения задач, полномочий органов федеральной инспекции труда, прав и обязанностей должностных лиц и др.) соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации и ряда ведомственных нормативных актов: Положения о федеральной инспекции труда, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.00 № 78, Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 29.02.00 № 65. Кроме того, целесообразно внесение изменений в соответствующие статьи ТК РФ, направленные на усиление контроля органов федеральной инспекции труда за соблюдением условий коллективных договоров (соглашений), повышения взаимодействия со Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, установление сроков обращения в органы федеральной инспекции труда по аналогии с органами по разрешению трудовых споров.

11. В целях повышения результативности деятельности федеральной инспекции труда следует повысить качество планирования проверочных мероприятий, особенно по вопросам соблюдения трудовых прав женщин, несовершеннолетних, по вопросам оплаты труда. Планирование соответствующих мероприятий следует осуществлять на основе изучения и анализа статистической и иной информации о суммах задолженности по заработной плате в разрезе отраслей и конкретных организаций, численности женщин и несовершеннолетней молодежи в тех или иных организациях, условиях их труда и т. п. Необходимо также более активно использовать полномочия по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам трудового законодательства, результаты проверок более широко освещать в средствах массовой информации, способствовать повышению информированности населения о трудовых правах, формах и методах их защиты, о деятельности органов федеральной инспекции труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс законов о труде РСФСР от 09.12.71 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1971, № 50, ст. 1007.
  2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 910.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1 (ч.1), ст. 2.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1 (ч.1), ст.З.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
  6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1964, № 24, ст. 407.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ, 2002, № 46, ст. 4532.
  8. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
  9. Федеральный закон от 11.04.98 № 58-ФЗ «О ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ 81 об инспекции труда в промышленности и торговле» // СЗ РФ, 1998, № 15, ст. 1698.
  10. Федеральный закон от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702.
  11. Федеральный закон от 08.08.01 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) // СЗ РФ, 2001, № 33, ст. 3436.
  12. Федеральный закон от 27.11.02 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Российская газета, 30.11.02, № 228.
  13. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.06.92 «Об утверждении положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности» (с изменениями и дополнениями) И Ведомости РФ, 1992, № 24, ст. 1338.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1025 «Об утверждении основных направлений государственной молодежной политики» // САПП РФ, 1992, № 12, ст. 924.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 04.05.94 № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» // СЗ РФ, 1994, № 2, ст. 78.
  16. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции) от 20.07.94 № 1504 // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1476.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996, № 21, ст. 2460.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 14.08.96 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4012.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.04 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2004, № 21, ст. 2023.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.97 № 480 «Об утверждении, положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ, 1997, № 17, ст. 2019.
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.97 № 501 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ 1997, № 24, ст. 2758.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.98 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, № 33, ст. 4037.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» // СЗ РФ, 1999, № 13, 1595- 2000, № 22, ст. 2320.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» // СЗ, 1999, № 38, ст. 4546,
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.00 № 78 «О федеральной инспекции труда» // СЗ РФ, 2000, № 6, ст. 760.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.04 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» // СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1448.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.04 № 192 «Вопросы Федеральной службы по атомному надзору» // СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1483.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.04 № 180 «Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору» // СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1473. 34.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.04 № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» // СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1495.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.04 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору // СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1493.
  32. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.00 № 1072-р // Российская газета от 05.08.00, № 151.
  33. Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001- 2005 году, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.01 № 855-р // СЗ РФ, 2001, № 28, ст. 2913.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 «Об утверждении положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России (Госгортехнадзоре России) // СЗ РФ, 2001, № 50, ст. 4742.
  35. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателями и Правительством Российской 'Федерации на 2002−200Ф годы И Российская газета, № 11,19.01.02.
  36. Приказ Минтруда России от 29.02.00 № 65 «Об утверждении: Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации» // Бюллетень Минтруда России, 2000, № 5.
  37. А.А. Труд женщин. М., 1987.
  38. Административное право Российской Федерации. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. М., 2002.
  39. Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений // Под ред. Бачило И. Л. М., 2001.
  40. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. М., 1995.
  41. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М,-. Административное право Российской Федерации. М., 1996.
  42. Аппарат управления социалистического государства. М., 1976.
  43. В.М. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. -М., 1975.
  44. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  45. Г. В. Государственное управление. М., 2000.
  46. Е.М. Социология управления: учебное пособие для студентов ВУЗов. Мн., 2000.
  47. В.И. Прокурорский надзор. -М., 1996.
  48. К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право, 1999, № 12.
  49. Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право, 2002, № 4.
  50. ВенгеровгА.Б. Теория государства и права,.-учебное пособие, выпуск 2. -М., 1994.
  51. А.Б. Теория государства и права, часть 1. Теория государства. -М., 1995.
  52. В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М., 1972.
  53. И. Инспекция труда отстаивает интересы государства и россиян. // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 8.
  54. Е.Ш. Социальная политика в РФ: уроки 90-х. М., 2000.
  55. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.
  56. Государственное и муниципальное управление: справочник. М., 1997.
  57. Т.В. Права трудящихся женщин. Ленинград, 1990.
  58. Инспекция труда: ее задачи и методы. Практическое руководство // под ред. проф. Э.В. Петросяна- пер. с французского. Женева. Международное бюро труда, 1994.
  59. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития // под ред. Бачило И. Л. М., 1998.
  60. И.Я. Зарубежное трудовое право. М., 1998,
  61. Кодекс РФ об административных правонарушениях (официальный текст от 30 декабря 2001 года). Комментарии и разъяснения. М., 2002.
  62. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995.
  63. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях // Под. ред. Веремеенко И. И., Салищевой Н. Г., Сидоренко Е. Н., Якимова А.Ю.-М., 2002.
  64. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Кочетова М.А.-М., 2002.
  65. Комментарий к Кодексу законов о труде 3-е изд., — дополн., // рук. авт. колл., отв. ред., проф. В. И. Шкатулла. М., 2000.
  66. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // отв. ред., проф. Ю. П. Орловский. М., 2002.
  67. Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982.
  68. А. Кто вступается за работников? // ЭЖ-Юрист, 2002, № 11(215).
  69. В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989.
  70. М.И. Правовое регулирование оплаты труда // Справочник кадровика, 2001, № 11.
  71. С.П. Правовые средства управления трудом на предприятии. -Ленинград, 1989.
  72. JI.C. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право, 2001, № 7.
  73. Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право, 2001, № 11.
  74. А.Ф. Трудовой и гражданско-правовые договоры: особенности оплаты // Справочник кадровика, 2001, № 10.
  75. А.В. Человек и государственное управление. М., 1987.
  76. Д.М. Административное право: учебное пособие. М., 1994.
  77. Основы научного управления социально-экономическими процессами: учебник // Академия общественных наук при ЦК КПСС, 2-е издание, доп. и перераб. М., 1988.
  78. Охрана труда. Сборник нормативных документов. М., 1996.
  79. А.С., Ротань В. Г. Социальная политика и трудовое право. М., 1986.
  80. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций // Под ред. Сальникова В. П. СПб., 2001.
  81. А.С., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. М., 1998.
  82. Российское трудовое право // под ред. Зайкина А. Д. М., 1997.
  83. B.C. К судьбе государственного управления // Государство и право, 1999, № 2.
  84. В.И. Управление трудом и трудовое право. Томск, 1986.
  85. О.А. Ответственность руководителя организации за несвоевременную выплату заработной платы работникам // Справочник кадровика, 2001, № 11.
  86. Г. С. Особенности регулирования труда лиц, работающих по трудовому договору в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Государство и право, 2003, № 2.
  87. А. Охрана труда и качество трудовой жизни // Охрана труда и социальное страхование, 2002, № 8.
  88. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов // Под ред. А. Н. Елсукова. Мн., 2000.
  89. Социальная политика России на современном этапе: учебное пособие // Под. ред. проф. В. Г. Попова и Е. И. Холостовой. М., 1997.
  90. М.С. Государственный контроль в сфере управления (проблемы надведомственного контроля). М., 1974.
  91. М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.
  92. JI.A. Ответственность по трудовому праву. М., 1990.
  93. JI.A. Трудовое право Российской Федерации. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
  94. Советское административное право. М., 1985.
  95. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  96. .Т. Социология. Общий курс., 2-е изд., дополн. и перераб. -М., 2001.
  97. В.Н. Трудовое право. М., 2002.
  98. В.Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: учеб. пособие // Под. ред. Толкуновой В. Н. -М., 1996.
  99. Управление трудом и социальными процессами: учебное пособие под ред. В. Н. Якимова и Е. Д. Катульского. М., 1996.
  100. Философия. Часть вторая. Основные проблемы философии // Под ред. В. И. Кириллова. М., 1999.
  101. В.Н. Теория государства и права: уч. пособие для ВУЗов // Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М., 1993.
  102. А.И., Пятаков А. В. Трудовое право и трудовой коллектив. М., 1986.
  103. Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. -М., 1981.
  104. А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.
  105. Диссертации и авторефераты диссертаций
  106. А.Г. Административная ответственность юридических лиц. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М. — МГИМО (У) МИД РФ,. 2003.
  107. О.Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Дисс.. канд. юрид. наук. М. — Московская государственная юридическая академия, 2000.
  108. М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Пермь — Челябинский государственный университет, 2003.
  109. А.А. Контроль реализации федерального законодательства органами исполнительной власти. Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. -М. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2001.
  110. А.В. Административно правовой механизм управления социальной сферой. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Хабаровск -Хабаровский государственный технический университет, 2002.
  111. А. А. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций. Дисс.. канд. юрид. наук. М. — МГУ им. М. В. Ломоносова, 1976.
  112. Р.В. Особенности правового регулирования труда лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург — Уральская государственная юридическая академия, 2000.
  113. Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону — Ростовский юридический институт МВД РФ, 2000.
  114. Л.В. Правовая инспекция труда в системе органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Дисс.. канд. юрид. наук. М. — Институт государства и права АН СССР, 1981.
  115. А.В. Проблемы системного исследования социокультурной отрасли управления. Дисс.. канд. юрид. наук. М. -Институт государства и права АН СССР, 1974.
  116. А. Л. Административный надзор в советском государственном управлении. Дисс.. канд. юрид. наук. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986.
  117. ТО .В. Управление трудом в условиях многоукладной экономики: правовые проблемы. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб. Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.
  118. А.И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. — Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1995.
  119. А.А. Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов — Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2002.
  120. М.Л. Правовое регулирование государственного контроля в краях и областях субъектах Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М. — Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1999.
  121. В.А. Защитная функция профсоюзов СССР (правовые вопросы). Автореф. дисс.. канд. юрид. М. — ВЮЗИ, 1980.
  122. Информационно-аналитические и статистические материалы по вопросам социально-трудовых отношений
  123. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам 2000 года. М., 2001.
  124. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам 3 квартала 2001 года. М., 2001.
  125. Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2001 году и задачах на 2002 год. М., 2002.
  126. Об итогах работы Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации-в 2002 году и задачах на 2003 год. М., 2002.
  127. Социально-трудовая сфера России в 2002 году. М., февраль 2003.
  128. Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год. М., 2004.
  129. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в 2002 году. М., 2003 (направлен в органы государственной власти РФ, в СМИ не опубликован).
  130. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в 2001 году. М., 2002 (направлен в органы государственной власти РФ, в СМИ не опубликован).
  131. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в 2000 году. М., 2001 (направлен в органы государственной власти- РФ, в СМИ не опубликован).
  132. Доклад Федеральной инспекции труда о работе по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в 2003 году. М., 2004 (направлен в органы государственной власти РФ, в СМИ не опубликован).
  133. Материалы Международной конференции «Социально-трудовая сфера: преодоление последствий переходного периода» (4−6 октября 1999 года). М., 1999.
  134. Судебная статистика за 2001 год // Российская юстиция, 2002, № 8.
  135. Основные показатели социально-экономического развития регионов Российской Федерации в 1 полугодии 2002 года // Российская газета, № 161,28.08.02.
Заполнить форму текущей работой