Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативная база диссертационного исследования. Теоретические и практические выводы сделаны на основе анализа нормативных правовых документов, а также деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Государственно-правовое регулирование таможенного дела Российской Федерации, практические вопросы деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Правовое регулирование организации и деятельности таможенных органов в Российской Федерации
    • 2. Таможенные органы в системе государственных органов
    • 3. Функции таможенных органов Российской
  • Федерации
  • Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Формы участия таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности
    • 2. Воздействие на экономическую безопасность
  • России интеграционных процессов в таможенной сфере
    • 3. Направления совершенствования правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности

Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы правового регулирования деятельности таможенных органов чрезвычайно разнообразны, они затрагивают предметы изучения различных отраслей права. Особую актуальность в современных условиях приобретает анализ деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности страны.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем программном (первом в качестве главы государства) выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. был вынужден признать: «Действующую таможенную систему. нельзя назвать эффективной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного производителя. Скажу вам честно: я и сам так думал. Однако при нынешнем уровне таможенного администрирования. такая система защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов» 1.

За последние три года много сделано для совершенствования правового регулирования деятельности таможенных органов России. С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации. 9 марта 2004 г. вместо Государственного таможенного комитета РФ была создана Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Создание в системе таможенных органов специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями. Таможенные органы стали субъектом оперативно.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Какую Россию мы строим» // Российская газета. — 2000. — 11 июля. розыскной деятельности. Являясь правоохранительными по сути своей работы, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Проблемы дальнейшей разработки и реализации таможенной политики Российской Федерации требуют фундаментального теоретического анализа. Приоритетными направлениями исследований в области таможенной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы, изучение вопросов влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в таможенном пространстве, механизмов разрешения таможенных противоречий, социально-экономические, военные и собственно таможенные аспекты, рассмотрение проблем экономической безопасности.

Отечественной науке еще только предстоит тщательно проанализировать государственные основы регулирования таможенных отношений, рассмотреть формы и методы работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. При этом, особенно важно уяснить сущность таможенных органов в системе исполнительной власти, их место и роль в обществе, связь с государством и значение в обеспечении экономической безопасности.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности недостаточно исследована в теоретическом плане, имеется немало и практических проблем. Приведенными обстоятельствами объясняется актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности. Проблемы политической, экономической, информационной безопасности страны на протяжении истории России всегда были особо важными. С распадом Союза ССР и становлением Российской Федерации в новых границах и с иным социально-экономическим строем эти проблемы обострились. Изучению вопросов экономической безопасности страны в новых политических условиях посвящены труды таких ученых, как В. Е. Аксаков, В. А. Баришполец, Д. Г. Балуев, О. А. Бельков, А. В. Возжеников, В.ЗагашвилиИ.К.Макаренко,.

B.Л.Манилов, В. В. Огнева, С. З. Павленко, А. И. Поздняков, С.А.ПроскуринА.А.Прохожев, С. М. Рогов, Н. И. Рыжак, В. В. Серебрянников;

C.В.Смульский, Л. И. Шершнев, А. С. Щербаков и др.1.

В то же время, за пределами детального научного анализа остались вопросы деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности. Несмотря на широкий спектр проведенных научных исследований, вопросы правового регулирования и практики государственной деятельности таможенных органов в сфере национальной безопасности, прежде всего ее правового аспекта, нуждаются в теоретической разработке, в закреплении в системе нормативных правовых актов, что оставляет место для специального комплексного анализа данного направления деятельности таможенных органов в России.

1 Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Манилов B. JL, Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. — М.: Друза, 1998. Возжеников A.B., Прохожев A.A. Система жизненно важных интересов РФ: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования. — М.: Изд-во РАГС, 1998; Возжеников A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. — М.: ЭДАС ПАК, 2000; Общая теория национальной безопасности /Под общ. ред. А. А. Прохожева. Автор колл.: Возжеников A.B., Кривельская Н. В., Макаренко И. К. и др. — М.: РАГС, 2002; Прохожев A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — М.: Изд-во РАГС, 1996; Проскурин С. А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. — М.: Общество «Знание», РСФСР, 1991; Арсеньев М. Экономическая безопасность // Обозреватель. — 1998. — № 5- Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. — 1995. — № 2- Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. — 1997. — № 5- Курило А. П., Стрельцов A.A. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению // Безопасность. — 1995. — № 11- Балуев Д. Г. Информационная безопасность России. Нижегородский университет //Политика. — 1999. — № 1- Феоктистов Г. Г. Информационная безопасность общества // Социально-политический журнал. — 1996. — № 5- Серебрянников В. В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал. — 1997. — № 3- Он же. Политическая безопасность //Свободная мысль. — 1997. -№ 1- Серебрянников В. В., Холопьев А. Социальная безопасность России. — М., 1996; Флиер А. Я. Культура как феномен национальной безопасности // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3.

Объектом исследования выступила деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования явилось правовое регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Рабочая гипотеза диссертации. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов государственного регулирования экономических и правовых отношений. Таможенное государственно-правовое регулирование как неотъемлемая часть экономической политики государства зависит от общих целей государственного и экономического развития, от общей экономической стратегии государства. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, обусловленных динамичной по своей природе и характеру таможенной политикой и способных только в совокупности, в органическом единстве и взаимодействии, обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела.

В соответствии с рабочей гипотезой, научная задача, решаемая в диссертационном исследовании, состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Актуальность темы

ее сложность и дискуссионность определили цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка современных форм и правовых основ участия таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.

При достижении поставленной цели решались основные задачи исследования:

1) раскрыть содержание понятия «таможенная политика в сфере экономической безопасности», его закрепление в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г.;

2) проанализировать существующие формы участия таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности страны;

3) рассмотреть правовые основы, сущность и содержание деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере экономической безопасности;

4) представить предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

— в осуществлении анализа вопросов правового регулирования статуса, функций и деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности России;

— в разработке направлений развития функций таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности;

— в изучении воздействия на безопасность России интеграционных процессов в таможенной сфере при формировании единого экономического пространства;

— в представлении предложений по повышению эффективности осуществления таможенными органами России деятельности по обеспечению экономической безопасности страны.

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Конкретизация понятия «таможенная политика в сфере экономической безопасности», раскрытие их содержания в контексте принятия нового Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенная политика является составной частью общей государственной политики России. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны. Таможенная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, общепризнанных принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) и граждан в соответствии с их правовыми полномочиями в таможенной сфере.

Основными направлениями таможенной политики являются совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти в деле по обеспечению экономической безопасности, развитие межгосударственного таможенного сотрудничестваформирование и развитие системы научного и правового обеспечения в области таможенной политики.

Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности страны включает выявление интересов страны в таможенной сферепрогнозирование и оценку угроз национальной безопасности страныразработку основных направлений таможенной политики страныправовое регулирование обеспечения безопасности страны в таможенном пространствеорганизацию пограничного, таможенного, санитарного и иных видов контроля на государственной границекоординацию деятельности общегосударственных органов власти, органов государственной власти в субъектах Федерации по развитию таможенного дела и обеспечению экономической безопасности страны и союзных государствмеждународное сотрудничество.

2. Уточнение правовых основ, сущности и содержания деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере экономической безопасности.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Реализация принципов единства и централизации таможенного дела обеспечивается единством территории, таможенной политики, единством таможенной границы, таможенного права, единой организацией и осуществлением таможенной деятельности. Исходя из этого, все таможенные органы являются федеральными органами, служащие — федеральными служащими, имущество — федеральной собственностью, а нормы таможенного права — федеральными нормами.

3. Рекомендации по совершенствованию организационных форм деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности.

Таможенная политика государства представляет собой деятельность органов государственной власти по реализации его функций в таможенной сфере и направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, защиту интересов и безопасности страны в ее государственном пространстве, а на договорной основе — и в пограничных пространствах других государств. Необходимость проведения таможенной политики обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов. На таможенную политику России оказывают значительное влияние и такие факторы, как расширение функций таможенных органов России по противодействию деятельности преступных международных организаций, незаконного оборота товаров и др.

Развитие таможенной политики в деле обеспечения экономической безопасности страны предполагает проведение трех групп важнейших мероприятий:

— совершенствование нормативной правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность в таможенном пространстве страны, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба ее национальным интересам;

— разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих экономическую безопасность страны;

— прогнозирование развития обстановки, выработка и реализация мер по рационализации механизма деятельности общегосударственных и других органов исполнительной власти в таможенном пространстве.

4. Предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере экономической безопасности.

Объединение таможенных территорий ряда государств СНГ в единую таможенную территорию и перенос таможенного контроля на внешние границы обусловили необходимость крупных изменений в существующих правовых нормах.

Серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования межгосударственных отношений в рамках единого экономического пространства. В рамках соглашения о формировании единого экономического пространства следует на основе сравнительного анализа национальных законодательств разработать Программу первоочередной законотворческой деятельности по сближению и гармонизации национальных законодательств государств-участников таможенного союза. Создание единой таможенной территории в значительной мере зависит от совершенствования его правовой основы, проведения активной работы по гармонизации и унификации национальных законодательств, особенно в области внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового и налогового законодательства.

Среди практических рекомендаций в диссертации содержится предложение о проработке в рамках таможенного союза механизма оперативного и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах.

Предстоит на практике реализовать заложенную в Таможенном кодексе концепцию оценки и управления рисками, которая предусматривает не сплошной контроль перемещаемых через границу товаров, а выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, прав интеллектуальной собственности. Для эффективного таможенного контроля представляется необходимым усилить координацию работы, оперативное взаимодействие с другими государственными органами.

Методологическая и теоретическая основа. Рассмотрение вопросов правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере экономической безопасности, практики деятельности таможни проводилось на основе использования принятых в отечественной теории национальной безопасности методов научного анализа: системного, структурно-функционального, социологического, сравнительно-правового, формально-юридического, теоретико-прогностического.

При анализе нормативных правовых актов применялись методы диалектического познания, основное предназначение которых автор видит в представлении влияния конституционных основ и правовых регуляторов на выявление политических и экономических приоритетов деятельности таможенных органов России по защите национальных интересов. Благодаря избранной методике комплексного системного анализа диссертант рассматривает правовое регулирование деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности не как самодостаточное, автономное явление, существующее изолированно от других элементов системы поддержания безопасности страны, а как неотъемлемую часть этой системы.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляет современный исследовательский материал, содержащийся в монографиях, научных статьях отечественных и зарубежных исследователей, материалах научных конференций, семинаров и симпозиумов, в той или иной мере имеющих отношение к решению задач, поставленных автором диссертационного исследования.

Диссертационная работа выполнена на базе изучения и использования имеющейся научной монографической литературы по рассматриваемой проблеме. Теоретическую основу диссертации составили фундаментальные работы по правоведению и теории национальной безопасности. Среди них научные труды таких российских ученых, как: В. Е. Аксаков, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, О. В. Дамаскин, Н. Г. Кобец, В. Н. Кудрявцев, О. Е. Кутафин, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашова, И. И. Лукашук, Г. Н. Манов, А. А. Прохожев, Н. И. Рыжак, Б. А. Страшун, Ю. А. Тихомиров, В. А. Топорнин, В. А. Туманов, И. А. Умнова (Конюхова), Н. Ю. Хаманева, В. Е. Чиркин, Л. С. Явич и др.

Вопросам государственного регулирования экономических взаимоотношений стран СНГ, таможенных аспектов интеграционных процессов посвящены работы многих отечественных ученых. Значительный вклад в исследование истории и современного состояния, перспектив развития таможенной службы России внесли работы Д. Н. Бахраха, О. А. Богомолова, A.B. Бухтиярова, М. В. Ванина, Б. Н. Габричидзе,.

В.Е. Зобова, Ю. Г. Кисловского, А. Н. Козырина, А. Ф. Лисова, В. А. Максимцева, JI.H. Маркова, Е. Г. Моисеева, А. Ф. Ноздрачева Ю.М. Петрова, Е. Т. Усенко, A.A. Шахмаметова, Ю. В. Шишкова и других1.

Нормативная база диссертационного исследования. Теоретические и практические выводы сделаны на основе анализа нормативных правовых документов, а также деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Государственно-правовое регулирование таможенного дела Российской Федерации, практические вопросы деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности исследованы на основе анализа конституционных норм, действующего законодательства, нормативных актов Российской Федерации, международных договоров, подписанных Российской Федерацией в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества) и Союза Беларуси и России. В диссертации использованы материалы обсуждений в Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве РФ, Государственном таможенном комитете РФ (с марта 2004 г. — Федеральной таможенной службе Российской Федерации) законопроектов и конкретных вопросов.

1 Бахрах Д. Н., Кивалов C.B. Таможенное право России. — М., 1995; Богомолов O.A. Пути сближения и гармонизации национальных законодательств государств-участников Таможенного союза. Материалы конференции «Проблемы и перспективы совершенствования правовой основы Таможенного союза и гармонизация таможенного законодательства». — Алматы, 1998 // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПБ. — 1999. — № 1- Ванин М. В. Повышение эффективности управления таможенной службой России // Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата экон. наук — М., 2000; Габричидзе Б. Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998; Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993; Городецкий П. Функции таможенных органов и налоговой полиции в правоохранительной сфере // Право и жизнь. — 2000. — № 29- Ерохин А. Н. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана // Моск. журнал, междунар. права = Moscow j. of intern, law. -M., 1996. — № 1- Козырин А. Н. Таможенное право РоссииОбщ. часть / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД Рос. Федерации. — М.: «СПАРК», 1995; Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика. — 1997. — № 17−20- Правовые вопросы таможенного дела: история, теория, практика // Учен. зап. С.-Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. таможен, акад. — СПб. — 1997. — № 1- Таможенное дело в России. X — начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы) /Под ред. проф. А. Н. Мячина. — СПб.: «ПиК», 1995. по обеспечению экономической безопасности России в таможенной сфере.

Таким образом, научному анализу подверглись положения, изложенные, в первую очередь, в Конституции Российской Федерации, других федеральных законах, а также в многочисленных иных нормативных правовых актах, касающихся юридического статуса, структур и блоков современного таможенного дела и практики деятельности таможенных органов. Помимо теоретических исследований в работе было использованы аналитические материалы, характеризующие практические аспекты деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности страны.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы обусловлена, прежде всего, тем, что в диссертации содержится комплексный анализ деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности. Содержащиеся в исследовании предложения могут способствовать выработке, обоснованию и развитию современной концепции таможенного дела в Российской Федерации, совершенствованию государственного регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности. Ряд предложений автора могут быть использованы в ходе законопроектной деятельности как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, а также в работе Федеральной таможенной службы, других министерств и ведомств.

Положения диссертации могут быть использованы в преподавании теории национальной безопасности, таможенного права, некоторых других дисциплин, в частности, при разработке спецкурсов по актуальным проблемам обеспечения экономической безопасности России, совершенствования таможенного законодательства.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались автором в его практической деятельности в Государственном Таможенном комитете, Федеральной таможенной службе Российской Федерации, а также в выступлениях на различных практических семинарах, всероссийских научных конференциях: «Право на безопасную жизнь как основополагающее право человека в XXI веке», «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Важнейшие положения диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в публикациях автора.

Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых источников и литературы.

Выводы:

Из анализа сущности таможенной политики Российской Федерации и национальной безопасности можно сделать вывод о том, что от качества деятельности органов государственной власти Российской Федерации, политических и общественных институтов, граждан, а также силовых органов, состояния нормативно-правовой базы зависит направленность таможенной политики и состояние национальной безопасности, что особенно актуально для России в современных условиях.

В условиях сохранения курса на «открытие» российской экономики и ее интеграции в систему мирохозяйственных связей, либерализацию всех форм внешнеэкономической деятельности возрастает актуальность проблем обеспечения экономической безопасности России со стороны внешних угроз. Тенденции в развитии экономики России на рубеже веков свидетельствуют о том, что эти угрозы нарастают по ряду направлений. Продолжается усиление технологической зависимости страны от индустриально развитых стран, утечка капиталов за рубеж, ухудшение структуры отечественного экспорта и импорта, закрепление за Россией роли главным образом поставщика сырья и потребителя готовой продукции, потеря национальными производителями части внутреннего рынка и зарубежных рынков сбыта.

Одновременно происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становятся все более актуальными такие факторы, влияющие на экономическую безопасность, как расширение торговли услугами, интеллектуальной собственностью, информатизация на основе электронных средств связи всех форм экономической деятельности, развитие финансовых рынков и их инфраструктуры.

Неоднозначность последствий форсированной либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях рыночных реформ для российской экономики является общепризнанным фактом. Особенно это проявилось в дискуссии по вопросу присоединения России к ВТО. Очевидно, что «открытие» экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности должны происходить постепенно, в сочетании с использованием общепринятых в мировой практике мер протекционизма.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование.

Примат целесообразности и державных интересов — вот ключ к решению проблем. Исследуя данную проблему об осуществлении правоохранительной деятельности таможенными органами в России, в работе была сделана попытка раскрыть основные правовые вопросы организации и деятельности таможенной службы в период её становления и укрепления. Всё это происходит в сложных условиях осуществления в стране политических и экономических преобразований.

Федеральная таможенная служба — один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.

Основной итог деятельности таможенных органов РФ — это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности страны.

Немало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база, позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой. Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и перечислению их в бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки приуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами.

Познание закономерностей функционирования и развития таможенного дела имеет не только теоретическое, но и практическое значение, способствует дифференцированному подходу к оценке явлений и процессов в таможенной сфере, выработке научно обоснованной таможенной политики, а также проведению необходимых мер в деятельности соответствующих государственных и общественных структур. Таможенная политика любого государства и ее стратегия должны базироваться на принципах правового государства и гуманизма.

Если на начальных этапах развития человеческого общества безопасность понималась как достаточно элементарная борьба за территориальное верховенство, то сегодня идея обеспечения безопасности выходит за пределы чисто политических и географических критериев. Технологические и информационные составляющие современной человеческой цивилизации объективно приводят к глобализации и утверждению более сложных форм информационных, экономических аспектов безопасности. Это приводит к невозможности обеспечения безопасности, используя традиционные инструменты.

В ближайшее время представляется необходимым:

1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности — определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных специалистов и служб Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, налоговых органов.

2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.

3. Активизировать разработку основ методологии оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, включая:

— теоретическое осмысление понятия, роли и места оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны;

— научное обоснование границ функциональности специальных подразделений таможенных органов и других правоохранительных структур и линий сопряжения между ними;

— определение путей становления и развития специальных служб таможенных органов на основе результатов анализа и обобщения оперативно-розыскной практики в центре и на местах и изучения опыта подобной работы в родственных структурах.

Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия возможно лишь при условии соблюдения всеми заинтересованными службами и подразделениями принципа научного подхода в разработке модели деятельности по обеспечению экономической безопасности, при строгом следовании логике здравомыслия и четкой ориентации на интересы общего дела, исключающей проявления ведомственной амбициозности и конъюнкту-ризма.

Важными направлениями деятельности в обеспечении экономической безопасности со стороны таможенных органов являются, как нам представляется, следующие:

1) В соответствии с новым Таможенным кодексом Российской Федерации и законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» необходимо обеспечивать единство таможенной территории России, единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях сохранения единого экономического пространства страны в целом.

2) Предстоит на практике реализовать заложенную в Таможенном кодексе концепцию оценки и управления рисками, которая предусматривает не сплошной контроль перемещаемых через границу товаров, а выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, прав интеллектуальной собственности.

3) Необходимо отметить, что каждая страна должна иметь утвержденные главой государства Основы таможенной политики, представляющем основные намерения государства в таможенной сфере, направления его взаимодействия с другими государствами по разрешению возникающих между ними противоречий в таможенной сфере. Подобный документ должен быть разработан в Российской Федерации.

4) Реализация закрепленных за таможенными органами функций в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений Федеральной таможенной службы РФ и совместных усилий родственных правоохранительных структур. Для эффективного таможенного контроля представляется необходимым усилить координацию работы, оперативное взаимодействие с другими государственными органами. В частности, в области предотвращения поступления в страну недоброкачественных продуктов питания и других потребительских товаров, опасных для жизни и здоровья населения. В этой области требуется слаженное взаимодействие таможенных органов с органами Минсельхозпрода, Минздрава (Ветнадзором, Госсанэпиднадзором, Госслужбой по карантину растений), Госстандартом и другими.

5) По-прежнему остро стоят вопросы экспортного контроля, пресечения несанкционированного ввоза радиоактивных отходов, наркотрафика.

6) В целях предотвращения утечки российских капиталов за рубеж актуальным направлением работы представляется совершенствование методов выявления нарушений в области осуществления так называемых смешанных сделок (включающих бартерные операции с другими формами платежей).

7) Актуальным направлением деятельности очевидно является также совершенствование таможенного регулирования перемещения объектов интеллектуальной собственности, пресечение оборота контрафактной продукции.

8) Необходимость мониторинга за экономическими процессами, принятия квалифицированных управленческих решений требуют высокой степени достоверности и оперативности таможенной статистики. Это, в свою очередь, требует форсированного завершения обустройства таможенных границ Российской Федерации, завершения Единой автоматизированной информационной системы, модернизации Центрального вычислительного комплекса, реализующим функции формирования, обработки и ведения центральной базы данных. При этом уровень защиты информации, обеспечиваемый программно-техническими средствами, должен соответствовать категории информации.

9) Представляется целесообразным на постоянной основе организовывать курсы повышения квалификации руководящего состава по вопросам обеспечения национальной безопасности.

В диссертационной работе рассмотрены вопросы становления и развития структур и институтов, которые осуществляют именно правоохранительную деятельность в российской таможенной службе. Уделено внимание международно-правовому сотрудничеству в сфере таможенного дела. Раскрыта трехзвенная система управления таможенным делом, правовые основы организации и деятельности таможенных органов при осуществлении правоохранительных функций.

Россия — мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда отсутствуют границы, идет нарушение таможенного законодательства. В связи с этим в работе большое внимание уделено вопросам правоохранительной функции таможни, механизмам борьбы с этими правонарушениями, а также вопросам взаимодействия в этой сфере с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями организациями и гражданами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ от 15 апреля 1994 года //Бюллетень международных договоров. — 1994, июль. -№ 7. — С. 9−10.
  2. Алма-Атинская Декларация // Известия. — 1991. — 24 декабря.
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соот-ветствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года. / Международное право в документах. — М., 1982.
  4. Договор об экономическом сообществе //Известия. — 1 9 9 1. — 5 октября.
  5. Устав Содружества Независимых Государств //Российская газета. -1993. -12 февраля.
  6. Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.
  7. Положение о Таможенном совете от 13 марта 1992 г.
  8. Соглашение о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г. II. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.
  9. Меморандум правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза от 28 января 1995 г.
  10. Соглашение о Таможенном союзе от 10 января 1995 г. ш
  11. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами от 21 февраля 1995 г.
  12. Об основах таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г.
  13. Об утверждении Положения о представителях Государственного таможенного комитета Российской Федерации в зарубежных странах. По-Щц^ становление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., № 1192.
  14. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
  15. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Известия, 2004.
  16. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ» СЗА. — М., 1993. — 16.
  17. Об организации таможенного контроля на границе России с республиками Прибалтики: Приказ Гос. тамож. ком. России от 28 янв. 1993 г. // Внеш. торговля. — М., 1993. — № 4. — 52.
  18. Сборник документов и материалов по вопросам таможенного оформления грузов и иных предметов: Учеб. пособие /Сост. Васильков «» «переподготовки работников тамож. учреждений. — М., 1992. — 125 с.
  19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1995 г.
  20. Меморандум правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации об участии в тройственном Таможенном 'V* Союзе других заинтересованных государств Экономического Союза от 28 января 1995 г.
  21. Программа действий правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества от 28 января 1995 г.
  22. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами от 21 февраля 1995 г.
  23. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о единстве управления таможенными службами от 16 мая 1995 г.
  24. Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.
  25. Договор о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 г.
  26. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.
  27. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г. ii
  28. Указание о перечислении таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь от 15 декабря 1995 г.
  29. Инструкция об особенностях таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Беларусь или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в Республику Беларусь от 21 марта 1995 г.
  30. Временное положение о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами от 3 августа 1995 г.
  31. О таможенном оформлении товаров, перемещаемых между Республикой Беларусь и Российской Федерацией: Приказ ГТК РБ от 31.05.94. // Человек и экономика = Человек и экономика. — Минск, 1994. — № 9.
  32. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 г. „О практике применения судами общих начал назначения наказания“.
  33. Приказ ГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. „Об организации отделов дознания в таможенных органах России“.
  34. Приказ ГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. „Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений таможенных органах“.
  35. Приказ ГТК РФ № 345 от 25.05.95 г. „Об утверждении типового положения об отделе таможенных расследований таможни Российской Федерации“.
  36. Приказ ГТК РФ „Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ“ //Таможенный вестник. — 1996. — № 2. — 4.
  37. Приказ ГТК РФ № 96 от 03.03.97 г. „Об утверждении типового положения об отделах собственной безопасности регионального таможен-^ ного управления и таможен“.
  38. Приказ ГТК РФ от 10 января 1996 г. № 12 „Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации“ (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.).
  39. М.И., Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов ^ B.C. Основы национальной безопасности России. — М.: Друза, 1998. — 327с.
  40. Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. — М., 1995.
  41. Берков Е. А» Галанжин Е. Ф, Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. — М. 1988.
  42. Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. — М.: Русина, 1997.
  43. Бляхман Л. С, Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ. — СПБ.: Изд-во -Петербурского ун-та, 1996.-228 с.
  44. .Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998.
  45. .Н. Российское таможенное право. — М., 2001.
  46. .Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993. — 207 с.
  47. Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Культура. Вып. 1995 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и международных отношений- гл. ред. О. Н. Быков. — М.: Республика, 1995. — 512 с.
  48. К.Ф. «Правоохранительные органы»: Учебник для ВУЗов. — М.: Издательство «БЕК», 1995. — С 1−5. Л|к 13. Дюмулен И. И. Барьеры на торговых путях. — М., 1977.
  49. В.А. Военная безопасность Отечества (историко- правовое исследование). — М.: «Канон-Пресс» — «Кучково поле», 1998. -462 с.
  50. Т.В. Предпринимательство. Правовые основы. — М., 1994.
  51. Ю.Г. История таможни государства Российского. — М., 1995.-287 с.
  52. А.Ф., Самойленко П. И. «Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел по фактам противоправного перемещения валютных ценностей через таможенную границу». Учебно-практическое пособие. Издательство ГТК России. — М., 1996.
  53. А.Н. Таможенное право России: Общ. часть / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД Рос. Федерации. — М.: «СПАРК», 1995.-134 с.
  54. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1997.
  55. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т.1 /Отв.ред. Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 1993.
  56. Концепция «национальной безопасности» в современной американской политологии. Научно-аналитический обзор Новикова О. Н… — М.: ИНИОН, 1994.-72С.
  57. И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. — Спб.: Изд-во СпбУЭФ, 1995. — 128 с.
  58. И.М. Очерки по истории таможенной политике. — СПб., 1903.
  59. Л.В. Таможенно-промышленный протекционизм и российские предприниматели: (40−80-е годы XIX в.) // Российская государ-' ^ ^ 78.
  60. СБ. Геополитические и геоэкономические проблемы России. — Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 16 с.
  61. Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. -М., 1996.
  62. .В. Таможенная система в первые годы советской власти.-М., 1958.
  63. Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. — М., 1997.
  64. Е.Г. Правовой статус СНГ. — М., 1995.
  65. Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994−1997.-М., 1997.
  66. Национальные интересы: теория и практика: Сб. ст. под ред. Э. А. Позднякова. — М.: ГПСИ ИМЭМО АН СССР, 1991.
  67. Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. — М.: Наука, 1986. — 187 с.
  68. Э.А. Геополитика. — М.: АО Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995.
  69. Э.А. Нации. Национализм. Национальные интересы. — М.: АО Издательская группа «Прогресс" — «Культура», 1994. — 123 с.
  70. Э.А. Системный подход и международные отношения. -М.: Наука, 1976.-158 с.
  71. М.А. Мировой опыт и внешнеэкономическая стратегия России. — М.: Инст. США и Канады РАН, 1996 — 38 с.
  72. Право и политика современной России. — М.: Былина, 1996. — 212 с.
  73. А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. — М.: Общество «Знание», РСФСР, 1991.
  74. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. -М.: Изд-во РАГС, 1996.
  75. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П. В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995.
  76. В.В., Холопьев А. Социальная безопасность России. — М., 1996. — 352 с.
  77. Таможенное дело в России. X — начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы) /Под ред. проф. А. Н. Мячина. — СПб.: «ПиКМ995.-С.57.
  78. Таможенное право России / Под. ред. И. В. Тимошенко. — Ростов, 2001.
  79. Таможенное право России: Конспект лекций / Авт.-сост. Желудков А. Ред. Земцов А. В. — М.: ПРИОР, 1999. — 156 с.
  80. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук А. Ф. Ноздрачев. -М.: Юристь, 1998.- 26.
  81. В.Н. Теория государства и права. — М.: Издательство «Интерстиль», 1997. — 59−60.
  82. Г. Х. Грядуш-ий миропорядок: О тенденциях и перспективах международных отношений. — М.: Политиздат, 1981. — 447 с.
  83. И. Г, Российское государство: национальные интересы, границы и перспективы. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. -222 с. III. Статьи
  84. В. Предприниматель купил кусок госграницы //КоммерсантЪ. — 1999. — 29 июля.
  85. М. Экономическая безопасность //Обозреватель. — 1998. — № 5. -С. 40−42.
  86. Д. Г. Информационная безопасность России / Нижегородский университет //Политика. — 1999. — № 1. — 2.
  87. Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. — М., 1995. — № 3. — 13−21.
  88. Белая книга Российских спецслужб. Издание 2, информационно- издательское агентство «обозреватель». — М., 1996. ^
  89. Бушуева Т. А О некоторых противоречиях Уголовного и Таможенного кодексов //Тамож. политика России на Дал. Востоке. — Владивосток, 1997.-№ 1.-С.32−35.
  90. А.В. Право на ввоз и вывоз товаров //Таможенный вестник. — 1992.-№ 11−12.
  91. .Н. Современная Россия обретает таможню //Российская газета. — 1991. — 2 ноября.
  92. .Н. Таможенные органы РФ // Государство и право. — 1995. -№ 3. -С. 16−20.
  93. .Н., Козлов Е. Ю. Таможенная система России: между прошлым и будущим //Народный депутат. — 1992. — № 1 1. — С. 81−88.
  94. .Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917−1991 гг.) //Государство и право.-1922.-№ 10.
  95. .Н., Суслов Н. А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. — 1995. — № 3 , — 22−29.
  96. .Н., Шахмаметьев А. А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: (Правовые аспекты) // Государство и право. — М., 1994. — № 1. — 45−55
  97. П. Функции таможенных органов и налоговой полиции в правоохранительной сфере // Право и жизнь. — 2000. — № 29.
  98. А.А. Реализация правоохранительной функции таможенных органов // Дело & право. — М., 1994. — № 1. — 24−34.
  99. Д. Государственный интерес // Рос. адвокат. — М., 1998. — № 6. -С. 20−21.
  100. А., Иванов В. Два подхода к межрегиональным ассоциациям // Российская Федерация. — 1997. — № 8. — 17.
  101. С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. — 1967. — № 2−4.
  102. В. Таможенный союз государств-участников Договора 5-ти // Право и экономика. — М., 1999. — № 9. — 66−76.
  103. Ерохин А. Н, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана fSj^ // Моск. журнал, междунар. права = Moscow j. of intern, law. — M., 1996. -№ 1. — С 184−193.
  104. В. Национальная экономическая безопасность //Общественные науки и современность. — 1995. — № 2. — 15−24.
  105. Защита экономических интересов России как фактор укрепления ее державности // Правовая культура как фактор возрождения державности России. — СПб., 1997. — 26−29.
  106. О.Е.- Храбсков, В.Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Моск. журнал, междунар. права = Moscow j. of intern, law. -M., 1994. — № 1. -0 .54−67 .
  107. СЮ. Российская таможня исторические вехи становле- '^ ния и развития // Учен. зап. Ульянов, гос. ун-та. Сер.: право. — Ульяновск, 1998.-ХОЗ.-С22−31.
  108. Качурина О. С Сравнительный анализ структуры таможенной системы Германии и России // Учен. зап. С-Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. таможен, акад. — СПб., 1997. — № 1. — 155−165.
  109. А.В. Сверхдержава, разорившая сама себя // Международная жизнь. — 1992. — № 1. — С 15−24.
  110. Колчин Россия — ближнее зарубежье: взаимоотношения, интересы, цели политики // Мировая экономика и международные отношения. -1995.-№ 4.
  111. И.Н. К проблеме импорта Россией китайской рабочей силы //Новая Евразия: отношения России со странами ближнего зарубежья: Сб. статей № 5 /Под ред. Е. М. Кожокина. — М.: РИСИ, 1996. — 58−71.
  112. Контрабанда и борьба с ней. — М., 1925. — 2.) «•4 ния: Дискуссия по методологическим проблемам изучения конфликтов в СНГ// Мировая экономика и междунар. отношения. — 1994. — № 8−9. — 60−75. 116. Коротченя И. СНГ: год четвертый //Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Культура. Вып. 1995 г. / РАН, Ин-т мировой экономики и междунар, отн-ний- Гл. ред. О. Н. Быков. — М.: Республика, 1995. -С. 18−23.
  113. А.В. СНГ и Запад: Модели интеграции (статья третья) //США: Экономика, политика, идеология. — 1994. — № 5. — 12−21.
  114. Н. А. Национальная безопасность в меняющемся мире (к дискуссии о содержании понятия) // Мировая экономика и международные отношения. — 1992. — № 10. — 5−19.
  115. В.А. Интеграция в СНГ: зачем, как, когда // Власть. — 1995.-№ 12.
  116. А.С. Российская таможня объявлена особым видом государственной службы //Российская газета. — 1997. — 31 июля.
  117. А.С. Таможня меняет приоритет //Экономика и жизнь. — 1993.-№ 17.
  118. А.П., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению //Безопасность. — 1995. — № 11. — 97−105.
  119. А.- Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России: цели и пути решения // Внеш. торговля. — М., 1997. -№ 4−6. -С. 34−37.
  120. В.Л. Исследование проблем национальной безопасности: вопросы методологии // Военная мысль. — 1995. — № 5. — 9−17.
  121. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели //Военная мысль. — 1995. — Х» 6. — 29−40.
  122. СР. В таможенном мире. — Трапезонд, 1917 г. — 35, 37.
  123. А.Н. Россия и СНГ: как жить дальше //Мировая экономика и международные отношения. -1997. — № 10. — 116−124.
  124. Е.Ф. Большой евразийский проект //Русский геополитический сборник. — № 2. — 14−26. А Щ-международного частного и национального права //Сов. государство и право. — 1982.-№ 2. — 78−89.
  125. А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика. — 1997. — № 17−20.
  126. А. Понятия в таможенном праве // Право и экономика. — М., 1998. — № 12. — 40−47.
  127. В. Новое таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Закон. — М., 1992. — № 6. — 65−68.
  128. Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хоз-во и право. — М., 1996. — № 8. -С. 75−80.
  129. Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность в Таможенном Союзе // Ин-т налогоплательщика. — М., 1996. — № 2. — 54−66.
  130. А. «Свободные склады»: ждать недолго // Московская правда. — 10 июля 1999.
  131. И.Л. Межгосударственные и межнациональные конфликты на территории бывшего СССР (взгляд зарубежных ученых) //США: Экономика, политика, идеология. — 1994. — № 8−9. — 65−75.
  132. Е. Новое зарубежье: партнеры или обуза? //Новое время. — 1994. -№ 23. -С. 14−17.
  133. СП. В прилежащей зоне таможенный контроль возможен //Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 1998. — № 2. — 68−71.
  134. В.В. О политической безопасности России //Социально-политический журнал. — 1997. — № 3. — 28−39.
  135. В.В. Политическая безопасность //Свободная мысль.- 1997.-№ 1.-С.18−32. * ^ .
  136. А.А. Субъекты ответственности за нарушения таможенных правил в Российской Федерации // Проблемы российского законодательства. — Владивосток, 1997. — 79−86.
  137. Ю.И. Государственная граница России: формирование правовой основы // Государство и право. — 1993. — № 10. — 16−25.
  138. А. Сухопутная граница на замке, а морская — нараспашку // Новые известия. — 18 августа. — 1999.
  139. Л.В. Калининградская область // География. — 1996. — № 3 6. — С. 11.
  140. К.Э. Государственные интересы как обобщение национальных // Полис: политические исследования. — 1995. — № 1. — 114−120.
  141. В.А. Участие России во Всемирной таможенной организации и международных конвенциях // Юрид. бюл. предпринимателя. -М., 1998.-№ 1.-С. 90−107.
  142. Теория и методология таможенного дела // Учен. зап. -Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. таможен, акад. — СПб., 1996. — № 2. — 6−21.
  143. Л.К. Текущее законодательство: правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство //Дело & право. — М., 1994. — № 2. — 6−8
  144. Тетерина Е. Е Проблема русско-финляндского таможенного объединения (80−90-е годы XIX в.) // Изв. вузов. Правоведение. — СПб., 1995. -ХоЗ.-С. 113−117.
  145. Г. И., Шишкин В. М. О международно-правовых принципах нового международного экономического порядка//Сов. государство и право. — 1980. — № 9. — 17−25.
  146. Е.Т. От таможенного союза — к союзу экономическому //Независимая газета. — 1999. — 3 февраля.
  147. Ю., Аникина Т. О национально-государственных интересах России: внешний аспект //Обозреватель. — 1993. -№ 22. — 19−24.
  148. Г. Г. Информационная безопасность общества //Социально-политический журнал. — 1996. — № 5. — 211−217. ?*., J^
  149. А.Я. Культура как феномен национальной безопасности //Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — 181−188.
  150. Л.А., Видясова М. Ф. Экономическая структура современного мира. Глобальны сдвиги, Россия и СНГ//Вестник Московского университета. Серия «Востоковедение». — № 2.
  151. В. Распад СССР и пути формирования новой системы экономических отношений России в постсоветском пространстве //Вопросы экономики. -1995. — № 12.
  152. М. «Материалы к истории пограничной стражи». 4.1. — М., 1900. — 27, 46, 62, 78, 83, 89.
  153. В. Таможенные режимы //Закон. — М., 1993. — № 11. — 90−93.
  154. М.П. Тарифные методы регулирования внешней торговли // Право и экономика. — М., 1994. — № 11/12.
  155. А.И. Экспорт в Европейский союз: вопросы тарифного регулирования // Юрид, мир. — М., 1999. — № 3. — 18−25.
  156. А.С. Государственная граница России и право //Государство и право. — 1995. — № 5. — 94−99.
  157. Щох М. А. Экономические аспекты таможенного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты. — Ростов н/Д, 1996. — 53−54.
  158. И.Г. Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальные интересы // Полис: политические исследования. — 1997. -№ 4. -С. 88−97. ^ IV. Диссертации и авторефераты диссертаций
  159. М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России // Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата экон. наук — М., 2000.
  160. Р.Г. Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России //Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата экон. наук — М., 2001.
  161. А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: (Сравн.-правовое исслед.). Автореф. дис. … д-ра юрид. наук /Акад. МВД Рос. Федерации. -М., 1994. — 53 с.
  162. Н.А. Система таможенных органов РФ: административно- правовой статус и проблемы его совершенствования. — Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата юр. наук — М., 1999.
  163. В.В. Конституционные основы участия Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств. Автореф. Дис. …к.ю.н. -Саратов, 1999−29 с. .t
Заполнить форму текущей работой