Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализм А. Кешокова историчен, аналитичен, национален, он близок к той детализации, которая позволяет наиболее достоверно показать суровое и героическое время. В романах «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» приёмы контрастного противопоставления, введение в ткань повествования публицистических начал, детализации, а также бытописание и другие компоненты реалистического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ВОЕННОЙ ПРОЗЫ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960−1980-Х ГОДОВ
  • ГЛАВА II.
  • ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСТОРИЗМА И
  • ПРОЗА А. КЕШОКОВА
    • 2. 1. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
    • 2. 2. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЗМА В РОМАНАХ А. КЕШОКОВА
  • ГЛАВА III.
  • ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РЕШЕНИИ А. КЕШОКОВА
    • 3. 1. ХАРАКТЕР В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    • 3. 2. СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ В РОМАНЕ «СЛОМАННАЯ ПОДКОВА»
    • 3. 3. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ «ГРУШЕВЫЙ ЦВЕТ»

Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное достижение А. Кешокова — романиста художественное осмысление поворотных исторических событий в судьбе кабардинского народа через судьбы отдельных героев, а также умелое соединение концептуальных проблем с проблемами каждодневными, бытовыми. Так, в первом романе-дилогии «Вершины не спят» писателем создана целая галерея колоритных характеров со сложными судьбами, с противоречивыми духовными исканиями, с глубоким внутренним миром — это Инал Маремканов, Казгирей Матханов, Астемир Боташев, Эльдар и другие.

В романах А. Кешокова чётко прослеживается исторический путь Кабарды от предреволюционного периода до победного окончания Великой Отечественной войны.

Проблемы историзма в романах, посвященных теме Великой Отечественной войны «Долина белых ягнят», «Грушевый цвет», «Сломанная подкова» также сопряжены с почти документальным воссозданием трагических событий 1942 года. Картина событий Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии обрисована без прикрас, трагически правдиво.

В прозе А. Кешокова соединяются основные тенденции романистики 1960;1980;х годов — объективный анализ множества проблем современной жизни — исторических, философских, социальных, нравственных, эстетических — с изображением глубинных изменений в психологии человека, его внутреннего, духовного национального мира.

Исторический роман в кабардинской литературе имеет свой генезис, свою специфику и природу. Проблема становления и развития жанра исторического романа была поставлена ещё в 60-х годах XX века, но и сегодня остаётся немало вопросов, требующих своего решения: самостоятельность жанра, его специфические особенности, связь с фольклором, специфика образной системы, особенности художественного воссоздания действительности, поэтика стилей и другое.

Как известно, первый кабардинский исторический роман это -«Горцы» А. Шортанова (1953). Расцвет же многопланового исторического романа приходится на период 1960;1990;х годов: «Вершины не спят», «Сломанная подкова» А. Кешокова- «Всадники рассвета» А. Налоева- «Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал» М. Эльберда- «Щит Тибарда» Т. Адыгова и др. В этих произведениях исследователи отмечают усложнённость сюжетно-композиционного построения, создание новой образной системы, этно-художественное своеобразие, мифофольклорные мотивы, языковое богатство и многое другое.

Актуальность темы

диссертационной работы обусловлена тем, что проблема художественного изображения событий Великой Отечественной войны остаётся одной из малоизученных и сложных как в литературе в целом, так и в творчестве отдельного художника слова.

В прозе А. Кешокова, которой присущ историзм в художественном раскрытии событий, фактов, общественных отношений и характеров героев, отмечается максимальное приближение к трагическим коллизиям Великой Отечественной войны. Военная проза А. Кешокова характеризуется принципиальностью в постановке и художественном решении основных проблем действительности 1940;х годов в Кабардино-Балкарии, активной гуманистической позицией.

На наш взгляд, историзм художника заключается не только в точном изображении минувшего времени, исторических фактов, событий, исторических деятелей, но и в его умении исследовать прошлое и настоящее с целью разрешить сложные и насущные вопросы современности. Военная проза А. Кешокова не только несёт в себе огромный гуманистический заряд, она отрицает войну как явление всеми своими художественными возможностями.

Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию. В реферируемой диссертации освещаются актуальные неизученные проблемы творчества кабардинского писателя А. П. Кешокова, связанные с художественным решением темы Великой Отечественной войны в его прозе, с жанровой системой его произведений. В диссертации используются разные методы исследования, в том числе сравнительно-исторический, типологический, а также некоторые методы структурной поэтики.

Цели и задачи исследования. В диссертационной работе мы ставим целью, опираясь на достижения предшествующего и современного литературоведения, исследовать проблему художественного решения темы Великой Отечественной войны в творчестве выдающегося кабардинского писателя А. П. Кешокова, особо выделив при этом вопросы историзма, соотношения факта и художественного вымысла, характера в контексте русской и адыгской прозы 1960;1980;х годов.

Исходя из специфики поставленной цели и для её решения мы определили следующие конкретные задачи:

— выявить особенности становления и развития военной прозы в русской литературе 1960;1980;х годов;

— изучить специфику художественного историзма в военной прозе А. Кешокова;

— исследовать проблему соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе писателя;

— определить особенности художественного решения проблемы характера в романах А. П. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войне;

— провести подробный текстологический анализ романов А. Кешокова «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Степень научной разработанности темы. В современном литературоведении нет специального исследования, посвященного военной прозе А. Кешокова, но следует отметить, что в главах монографических трудов, а также в отдельных статьях известных исследователей анализируются те или иные аспекты данной проблемы. Изучению жанровой специфики, проблематики, структурных особенностей, образной системы, поэтики прозаических произведений А. Кешокова посвящены отдельные разделы монографических трудов ведущих адыгских литературоведов и критиков: Л. А. Бекизова «Литература в потоке времени» (2008), «От богатырского эпоса к роману» (1974) — Р. Х. Камбачокова «Адыгский исторический роман» (1999) — А. Х. Мусукаева «Ответственность перед временем» (1987) — «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) — У. М. Панеш «Типологические связи и формирование художественно — эстетического единства адыгских литератур» (1990) — А. А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (1992) — Ю. М. Тхагазитов «Адыгский роман» (1987) — «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996) — Чамоков Т. Н. «В ритме эпохи (О литературе адыгских народов)» (1986) — Шаззо К. Г. «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и другие.

На сегодняшний день остаются нерешёнными вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной прозы А. Кешокова, соотношением исторического факта и художественного вымысла в ней, с проблемами характера и стилистических особенностей. Прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию, хотя в том или ином аспекте они рассматривались в указанных трудах.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования прозы А. Кешокова, посвященной теме Великой Отечественной войны, её проблематике, художественному соотношению факта и вымысла, системе характеров, в частности:

— определены основные этапы и закономерности формирования темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова;

— исследована специфика художественного историзма в прозе писателя;

— выявлены особенности соотношений исторического факта и художественного вымысла в прозе А. Кешокова;

— определена специфика формирования характера в военной прозе А. Кешокова: романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»;

— в избранном ракурсе проведён анализ произведений о Великой Отечественной войне в русской и северокавказской прозе: М. Шолохов, К. Симонов, Г. Бакланов, а также А. Налоев, Т. Керашев, И. Машбаш, К. Джегутанов, О. Хубиев и другие.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах С. С. Аверинцева, Г. Д. Гачева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, Г. Г. Гамзатова, Н. С. Надъярных, К. К. Султанова, а также Х. И. Бакова, JI.A. Бекизовой, Ю. М. Тхагазитова, З. Х. Толгурова, К. Г. Шаззо и других.

Военная проза в русской литературе XX века подробно исследована такими выдающимися литературоведами как А. Адамович, А. Бочаров, Г. Бровман, J1. Иванова, М. Кузнецов, А. Метченко, В. Перцов и другие.

Подчёркивая значительную роль русской и национальной военной прозы в художественном решении темы подвига и героизма народа на войне, в диссертационной работе нами ставится задача исследования военной прозы А. Кешокова с целью выявления в ней проблем художественного историзма, героического характера, а также контекста, который формировал специфику этой грани таланта выдающегося кабардинского писателя.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Кешокова, посвященные теме Великой Отечественной войны, романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет», а также военная проза А. Налоева, И. Машбаша, К. Джегутанова, А. Теппеева, О. Хубиева и других.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке актуальной научной проблемы, впервые решаемой на материале военной прозы А. Кешокова в контексте русской и северокавказской литератур 1960;1980;х годов. На наш взгляд, особо значима методология исследования проблем, связанных с этапами эволюции военной прозы как в национальной литературе, так и в творчестве отдельного писателя, с решением проблем историзма, системы характеров, а также с жанровой и художественно-стилистической спецификой военной прозы данного писателя. Впервые в адыгском литературоведении исследовано художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы XX века, истории адыгских литератур, при чтении специальных курсов по творчеству А. Кешокова, а также при составлении учебных программ и разработок по истории кабардинской литературы.

Структура работы. Характер избранной темы, цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем историзма, художественного соотношения исторического факта и вымысла, героического характера, личности и народа в романах А. Кешокова, посвященных теме Великой Отечественной войны, позволяет прийти к определённым выводам.

Проза о Великой Отечественной войне заняла в русской и многонациональной советской литературе особое место. Она стала не просто темой, а целым направлением во всех прозаических жанрах: очерк, рассказ, повесть, роман. В послевоенной литературе уже наблюдается постоянное нарастание новых качеств в прозе, в том числе интерес к документальной прозе, подлинным свидетельствам событий войны. Произведения М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева и других открывают дорогу углублённому познанию трагической героики, осуждению войны. Движение времени, проблемы послевоенного мироустройства значительно расширяют общественные функции, тематические границы и гуманистическую направленность военной прозы 1960;1980;х годов.

Одной из существенных сторон исторического романа, характеризующих эстетическое своеобразие жанра, является проблема художественной соотнесённости, единства исторического факта и вымысла в произведении. Данная проблема остаётся дискуссионной и в современном литературоведении, особенно в национальных литературах. В адыгском литературоведении она привлекает внимание ведущих исследователей национальной прозы: JI.A. Бекизова, Р. Х. Камбачокова, Р. Г. Мамий, А. Х. Мусукаева, А. А. Схаляхо, Ю. М. Тхагазитов, Х. Х. Хапсироков, Т. Н. Чамоков, К. Г. Шаззо и др.

В кабардинском историческом романе проблемы масштабные и глубокие решаются через судьбы отдельных героев, поскольку художественный историзм немыслим без индивидуализации. «Вершины не спят» А. Кешокова — роман эпопейного характера, в нём писатель поднимает огромный исторический пласт — империалистическая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации. В своём эпическом повествовании А. Кешоков, не выходя за пределы Северного Кавказа, сумел поднять проблемы, которые были характерны для многих уголков страны.

Роман «Вершины не спят» соединил в себе широту эпического охвата, глубину историзма, драматизм народной борьбы и становление национального характера, поэтическое начало фольклора и свойственный творчеству автора лиризм как в воссоздании исторических событий, так и в психологической достоверности героев.

Северокавказская романистика периода 1960;1980;х годов, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, по-новому решает проблемы историзма, патриотизма и интернационализма, а также социально-нравственные вопросы, при всём этом воссоздаваемые исторические события перекликаются с проблемами современности.

Реализм А. Кешокова историчен, аналитичен, национален, он близок к той детализации, которая позволяет наиболее достоверно показать суровое и героическое время. В романах «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» приёмы контрастного противопоставления, введение в ткань повествования публицистических начал, детализации, а также бытописание и другие компоненты реалистического изображения выступают в тесном единстве с романтической насыщенностью прозы А. Кешокова, также в его романах немало конфликтных ситуаций, характеризующихся идейным зарядом.

Проблема характера становится ведущей в романах А. Кешокова 19 601 980;х годов. Если исторические проблемы, как правило, легче поддаются художественному решению, то проблема создания характера требует от писателя большей смелости и больших художественных находок. Одной из существенных особенностей изображения А. Кешоковым внутренней жизни своих героев является событийность. Глубина человеческих стремлений и чувств в прозе А. Кешокова связана не только со стремительным развитием исторических, политических, социальных конфликтов, но и с повседневными отношениями людей, с восприятием окружающей будничной действительности.

Эпический роман «Сломанная подкова» впервые на глубокой реалистической основе отобразил сложнейшие проблемы мира и войны на Северном Кавказе 1940;х годов. Для кабардинской литературы роман А. Кешокова стал свидетельством новых достижений реализма, умения разрабатывать сложные вопросы проблематики, архитектоники, идейно-художественной направленности и поэтики жанра романа, с его эмоциональной окраской в сознании художника слова, но главное — с принципиально новыми методами решения проблемы характера.

Как известно, при создании произведения о своём времени писатель так или иначе повествует и о себе, так как в описываемых событиях, судьбах и характерах ощущается ясное, анализирующее «я» писателя. Разумеется, не следует отождествлять жизненные позиции автора и героев, но произведение в целом — результат решения писателем глобальных исторических и нравственно-эстетических проблем своего времени.

В романе «Сломанная подкова» и в целом в прозе А. Кешокова особое место занимает национальный колорит, его естественное художественное слияние с раскрытием характера. Многие особенности поэтики национального романа исследуемого периода своеобразно и полно проявляются в романах А. Кешокова. Это не только использование легенд из адыгского нартского эпоса, но и умелое введение в ткань повествования многих элементов из народно-поэтического творчества адыгов.

Романы А. Кешокова интересны сюжетно-композиционным построением. Распределяя цепь событий на протяжении всего произведения или отдельной его главы, писатель нередко прибегает к переплетению, перемежанию разновременных событий.

Проза А. Кешокова, посвященная теме Великой Отечественной войне, является свидетельством реалистического и психологического роста и совершенствования жанра романа, этого «труднейшего жанра» литературы, свидетельством нового «романного» решения проблемы создания характера.

Романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» утверждают идею преемственности моральных, нравственных традиций. Постоянное ощущение связи времён и поколений, поиск устойчивых форм бытия, утверждение морали, основанной на богатых национальных традициях — всё это не может быть раскрыто вне проблемы национального характера, который вобрал в себя опыт как своего народа, так и народов страны. А. Кешоков достигает значительных высот в решении основной художественной задачи — изучить нравственную основу человека, его внутренний мир, мировоззрение и гражданскую позицию в их неразрывном диалектическом единстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. — 268с.
  2. В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1997.- 159с.
  3. Ю.А. Русский советский исторический роман. М.-Л.: АН СССР, 1962.- 165с.
  4. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.-271с.
  5. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. -251с.
  6. Бальзак об искусстве. М.-Л., 1981, — 370с.
  7. Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1993.- 320с.
  8. З.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 — 444с.
  9. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево
  10. Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974.- 288с.
  11. Г. Художественный мир современной прозы. М.: Советский писатель, 1982, -191с.
  12. В.Г. Полн. соб. соч. в 13-ти т. Т.1. — М.-Л., 1964. — 559с.
  13. Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983. — 239с.
  14. И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. М.: Наука, 1984, -420с.
  15. А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. -406с.
  16. A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. — 397с.
  17. A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис.
  18. Краснодар: Книжное издательство, 1967. 422с.
  19. Г. Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. -280с.
  20. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М.: Советский писатель, 1996. -651с.
  21. ГД. Национальные образы мира— М.: Наука, 1998. 432с.
  22. Гей Н. О художественности. М.: Наука, 1967. — 364с.
  23. ЛЛ. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. -464с.
  24. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967.-319с.
  25. Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988. -429с.
  26. A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса— М.: Наука, 1993.- 198с.
  27. Н. Книга друзей. Нальчик: Эльбрус, 2003, -176с.
  28. В. Проблемы реализма. Л., Советский писатель, 1980, -352с.
  29. Н.А. Полн. соб. соч. в 6-ти т. -Т.1. -М.: Наука, 1955.
  30. Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. — 339с.
  31. История русского советского романа. М.-Л.: Наука. В 2-х томах. -Т.1.- 1965.-715 с. -Т. 2.- 1965.-483с.
  32. Р. Адыгский исторический роман.- Нальчик, 1999. -.116с.
  33. А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. — 176с.
  34. Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. — 147с.
  35. В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. М: Советский писатель, 1963. — 439с.
  36. Ф.И. Советский роман. М.: Наука, 1963. — 330с.
  37. Д.С. Слово о Киеве. М.: Наука, 1983. — 307с.
  38. Ю. Внутри мыслящих миров. М.: Наука, 1996.
  39. Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. -Майкоп, 2001.-338с.
  40. Ю. Диалектика художественного образа.- М.: Наука, 1987. -390с.
  41. Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: Эльбрус, 1977. — 130с.
  42. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М: Наука, 1986.-297с.
  43. Е.М. Поэтика мифа. М: Мысль, 1976. — 406с.
  44. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. -516с.
  45. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. — М.: Большая Российская энциклопедия- Олимп, 1997. — Т. 1 А-К — 671 с. 1. Т.2.К-Я.-719с.
  46. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. М.: Мысль, 1966. — 308с.
  47. А.Х. Ответственность перед временем- Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168с.
  48. А.Х. Поиски и свершения.- Нальчик: Эльбрус, 1978. -131с.
  49. А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. -Нальчик: Эльбрус, 1993. 192с.
  50. А.Х., Шетова Р. А. Художественный мир Хачима Теунова. -Нальчик: Эльбрус, 2003. 190с.
  51. Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 2008. -270с.
  52. Н.С. Аксиология перечтений М.: Наука, 2008. — 270с.
  53. В. Художественная правда и диалектика творчества. М., Советский писатель, 1971. — 360с.
  54. JI.H. Советский исторический роман М.: Советский писатель, 1980.-310с.
  55. С.М. Русский советский исторический роман М.: МГУ, 1980. -290с.
  56. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Нальчик: Эльбрус, 2003.-441с.
  57. В.Я. Фольклор и действительность. Статьи. М.: Наука, 1976. -325с.
  58. В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты -М.: Наука, 1999.-360с.
  59. Русский советский роман. Философские аспекты. JL: Советский писатель, 1989. -261с.
  60. A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. -Нальчик: Эльбрус, 2001. 147с.
  61. Судьбы русского реализма начала XX века. М.: Наука, 1988. — 372с.
  62. К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа).-М.: Наука, 1989. 152с.
  63. . Исторические судьбы реализма. М.: Наука, 1970. -453с.
  64. А. Очаг национальной памяти. — Майкоп, 1999. 190с.
  65. A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. — 174с.
  66. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., Наука, 1995.
  67. Ю.М. Адыгский роман / Национально-эпическая традиция и современность/.-Нальчик: Эльбрус, 1987. — 110с.
  68. Ф.А. Портреты и проблемы. — Нальчик: Эльбрус, 1990. -164с.
  69. А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 258с.
  70. А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик: Эльбрус, 2000. 352с.
  71. Р.Х. Адыгские писатели-просветители Х1Х-начала XX в. -Нальчик: Эльбрус, 1983. -244с.
  72. Р.Х. Адыгские писатели-просветители Х1Х-начала XX в. -Нальчик: КБГУ, 2003. 172с.
  73. Нальчик: Эльбрус, 1986. 184с.
  74. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. Грозный, 1986. — 118с.
  75. Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. — 143с.
  76. К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. — 230с.
  77. К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, 1991.-238с.
  78. Н.А. Лабиринты текста. Нальчик, 2002, -224с.
  79. Этнические и этно-социальные категории. М., 1995.
  80. P.O. Работы по поэтике- М., 1987.1.
  81. МО.Бекизова Л. А. по законам взаимодействия и художественной самобытности // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.
  82. А., Шаззо К. Аскер Евтых // УЗ АНИИ. Т. 6. — М, 1968.
  83. В. Кабардинская художественная проза // Заря над Эльбрусом. -М, 1956.
  84. В. Об Адаме Шогенцукове и его повести // Весна Софият. М.: Советский писатель, 1961.
  85. В. Рассказ послевоенных лет // Русский советский рассказ. Л, 1970.
  86. Н. Сердечная книга // Новый мир, 1953. № 3.
  87. Г. В едином строю. // Знамя, 1975, № 5.
  88. Н.С. Время перечтений. // Способность к диалогу. Часть I, -М.: Наука, 1993.
  89. Дж. Поэты Кабардино-Балкарии // Революция и горец.1. Ростов-на-Дону, 1933. № 5.
  90. А. Советская художественная проза семидесятых годов. // Москва, 1975, № 2.
  91. В. Крепость корней народных // Роман-газета, 1982, № 20.
  92. Преодолеть отставание драматургии // Правда, 1952, 7 апреля.
  93. Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1932. — № 1.
  94. B.C. Русская советская повесть 40−50-х годов // Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970.
  95. М. Чувство времени // Дон, 1963, № 9.
  96. Ю. Щедрый талант // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.
  97. Шогенцуков Адам, Большая тема // Дружба народов. М., 1955.
  98. Ю. Собр. соч. в 4 т., Т.З.
  99. Ф.М. Полное собр. соч. СПб, 1995, Т.10.
  100. А. Вершины не спят. М., 1970.
  101. А. Грушевый цвет. М., 1981
  102. А. Знак мастера // Лауреаты России- М., 1976.
  103. А. Сабля для эмира М., 1986.
  104. А. Сломанная подкова- М., 1978.
  105. А. Час исполнения клятвы // Всадник чести Нальчик,
  106. Мир дому твоему: Избранная проза народов Северного Кавказа -Нальчик, 2003.
  107. А. Из лирики этих лет- М., 1967.
  108. М. Млечный путь. Повести и рассказы. Нальчик, 1994.
  109. Н.Г. Полное собр. соч. в 15 т., Т.11. М., 1947.
  110. А. Избранное- М., 1957.
  111. Ад. Повести- М., 1986.
  112. К. Ночное солнце. М., 1984.12.1.I2003.
Заполнить форму текущей работой