Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Е. И. Замятин и его современники: Философский и историко-культурный аспекты публицистики писателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе художественных произведений Е. И. Замятина лежат факты, взятые из жизни, но он не просто отражал действительность, а выявлял и обобщал ее ведущие тенденции. Все публицистическое творчество писателя отмечено независимостью суждений автора. Не всем его современникам удавалось сохранить чувство собственного достоинства в условиях жесткой цензуры. Писатель, который, по его собственному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Россия и революция в публицистике Е. И. Замятина и
  • И.А.Бунина
  • Глава II. Художник и «еретик»: публицистика Е. И. Замятина и вопросы пролетарской культуры
  • Глава III. Е.И.Замятин в полемике «западников» и славянофилов"

Е. И. Замятин и его современники: Философский и историко-культурный аспекты публицистики писателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В историю отечественной литературы Е. И. Замятин (1884−1937) вошел не только как талантливый художник, но и как блестящий публицист. Началом Замятина — публициста следует считать 1918 год: только в первой половине этого года и лишь в петроградских газетах «Дело народа» и «Новая жизнь», по подсчетам А. Ю. Галушкина, под псевдонимом «М.Платонов» или «Мих.Платонов» (по имени дяди) были опубликованы 18 статей и фельетонов писателя [1]. Именно тогда он определил для себя многие новые художественные ориентиры и выработал стиль общественного и творческого поведения.

В 1920;е годы Е. И. Замятин как публицист продолжал работать не менее активно, однако его публицистические мысли, оформленные в целые повествовательные фрагменты, очень часто были составными и органичными частями литературно-критических, историко-литературных и литературно-теоретических работ писателя («Я боюсь» (1921), «О синтетизме» (1922), «Новая русская проза» (1923), «О литературе, революции, энтропии и о прочем» (1924), «Чехов и мы» (1924) и других). В конце жизни, в непродолжительный зарубежный период, он написал серию публицистических работ («Советские дети» (1932), «О моих женах, о ледоколах и о России» (1933), «Москва — Петербург» (1933) и другие), где ведущей темой остались жизнь советской России и размышления об исторической миссии родины, развитие которой Замятин сравнивал с движением ледокола как «специфически русской вещью». «Россия движется вперед странным, трудным путем, не похожим на движение других стран, ее путьнеровный, судорожный, она взбирается вверх — и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая.» [2], — писал он в статье «О моих женах, о ледоколах и о России».

Тема России была и осталась до конца жизни писателя ведущей темой не только в его художественной прозе и драматургии, но и в публицистике писателя.

На протяжении нескольких десятилетий в России творчество Е. И. Замятина замалчивалось и не изучалось, а его имя упоминалось только вскользь при крайней необходимости. После того как в середине восьмидесятых годов из забвения к нам вернулось творческое наследие этого замечательного писателя, интерес к нему не угасает. Его наследию посвящено много работ. В них, как правило, внимание обращено на художественные произведения, а не на публицистику. Однако без всестороннего и тщательного исследования публицистики, являющейся концентрацией и своего рода резонатором художественной системы Е. И. Замятина, невозможно во всей полноте понять, оценить личность и творчество писателя. Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Совмещение в одной творческой личности художника и публициста — явление не новое для литературы. Исследование писательской публицистики позволяет осмыслить сложную культурно-историческую эпоху, так как она, как отмечает А. С. Елеонская, как раз тот вид творчества, в котором «наиболее скон-центрированно и открыто выражены основные идеи своего времени» [3].

После Октябрьской революции 1917 года для творческой интеллигенции России наступило время непреложного прояснения своих политических и эстетических позиций. Новая власть вела интенсивную работу в области искусства. Лидеры партии большевиков хорошо понимали, что своим творчеством писатель может настроить массы против существующего строя, потому с первых партийных постановлений началась регламентация писательского творчества. Публицистика Е. И. Замятина первых лет советской власти фиксировала сложность и трагизм ситуации.

Одним из первых декретов советской власти был Декрет Совнаркома «О памятниках республики» от 12 апреля 1918 года. Предполагалось установить памятники многим выдающимся деятелям культуры и искусства, а одновременно снять «памятники царям и их слугам». А. В. Луначарский разъяснял позицию власти: «Есть памятники ценные и никуда не годные., последние могут быть убраны со своих пьедесталов, причем это будет сделано не келейно, а на всенародном празднике, в присутствии тысяч зрителей» [4]. На квартире М. Горького 19 апреля этого года состоялось заседание Исполнительного комитета Союза деятелей искусств. Кроме А. В. Луначарского, озвучившего здесь свою позицию, присутствовали деятели культуры. Среди них был и Ю. П. Анненков, которому предстояло в порядке подготовки к празднованию 1 Мая участвовать в оформлении праздника, когда предполагалось «торжественно свергнуть» «коронованных болванов». Художник выступил с «Письмом в редакцию», где заявил о невозможности для себя участвовать в оформлении праздника, во время которого будет совершен вандализм [5]. С аналогичным по пафосу письмом выступили и другие представители культуры [6].

Заметкой «О служебном искусстве» в дискуссии на страницах петроградской печати свою позицию обнародовал и Е. И. Замятин. Публикация была предварена «Письмом в редакцию», не имеющим отношения к будущему автору романа «Мы». В своей заметке Замятин реагировал и на это, критикующее позицию Анненкова «письмо» («Относительно облачения в траур мы, со своей стороны, ему предлагаем облечься в таковой, если угнетает мысль снятия бездарных памятников, неоднократно им самим обличаемых»), и на «письмо» Анненкова, и в целом на ситуацию вокруг Декрета Совнаркома. Он отметил характер мотивированности этого документа «не художественными соображениями, а политическим и». «Тяжелее всего, — писал Е. И. Замятин, — унизительная, прислужническая роль, какую навязывают искусству правящие архангелы, позванивая серебрениками. И прав тот художник, которому траурно в эти дни» [7]. Здесь выражена точка зрения исключительно работника культурного фронта, а не политика, протест против утверждающейся тенденции разрушения, «удовлетворения зубодробительных инстинктов». Она, эта точка зрения, одновременно находила свое художественное отражение в сказках писателя, рассказах «Дракон», «Мамай», романе «Мы» и в целом ряде других произведений.

В основе художественных произведений Е. И. Замятина лежат факты, взятые из жизни, но он не просто отражал действительность, а выявлял и обобщал ее ведущие тенденции. Все публицистическое творчество писателя отмечено независимостью суждений автора. Не всем его современникам удавалось сохранить чувство собственного достоинства в условиях жесткой цензуры. Писатель, который, по его собственному признанию, «никогда и ни перед кем не пресмыкался и не стеснялся писать то, что. казалось правдой» [8], достоинство сберег. Это значительно усиливает интерес к публицистической работе Замятина. В ней отражены политические, социальные, философские и эстетические воззрения не только его самого, но и многих других представителей художественной интеллигенции послеоктябрьской России, что позволяет говорить о существовании некоего единого интеллектуального контекста послеоктябрьской эпохи и о вписанности в него замятинской публицистики, о ее особых чертах.

Публицистические произведения представителей художественной интеллигенции, творившей в сложный для страны период, этот вид творчества занимал, пожалуй, ведущее место в литературном процессе тех лет: действительность требовала немедленной реакции на события. Публицистические работы Е. Замятина, сопоставленные с работами его современников, рассмотренные в историко-культурном, философском и социально-политическом эпохальном контексте, могут служить органичным дополнением не только при анализе художественного творчества и мироотношения писателя, характеристике особенностей его личности в целом. Обращение к публицистике Замятина продуцирует исследовательские гипотезы в оценках общих закономерностей и тенденций литературного движения, культурно-философских приоритетов, эстетических концепций на историко-литературном промежутке, который в современном литературоведении справедливо принято считать малоизученным и наименее объективно освещенным. В этом и состоит целесообразность и актуальность диссертационного исследования.

Степень изученности публицистики Е. И. Замятина. При жизни писателя о его публицистике, разумеется, специальных работ не было: лишь отдельные замятинские идеи и высказывания были мишенью многочисленных полемик и дискуссий на страницах не только литературно-художественной периодики, хотя сам писатель придавал своей публицистике заслуживающе большое значение. В 1927;1931 годах он безуспешно пытался издать свою публицистику вместе с литературной критикой отдельным сборником, в том числе и в отдельном V-ом томе пятитомного собрания сочинений (издание этого собрания было прервано на IV томе).

В последующие десятилетия публицистическое наследие Е. И. Замятина по мере необходимости частично освещалось в отечественных и зарубежных монографических работах о писателе [9], в текстологических исследованиях, посвященных отдельным замятинским произведениям [10]. Специально публицистике Замятина посвящены основательные статьи А. Н. Стрижева «И землю пашут пулеметами. О публицистике Замятина», В. А. Келдыша «Замятин-публицист и критик», Б. Филиппова «Литературная публицистика Замятина», а также статьи Ю. Э. Михеева, О. Е. Чернышовой, Л. И. Шишкиной [11].

В этих и некоторых других новейших публикациях рассмотрены вопросы соотношения идей отдельных публицистических работ Е. И. Замятина с конкретными художественными поисками и открытиями писателявосстановлены история написания и текстологическая картина отдельных публицистических статей и заметокдостаточно подробно освещен проблемно-тематический аспект и характер публицистики писателя, ее жанровой природыобозначены лингвистические и журналистские подходы к замятинской публицистике.

Целью диссертационного исследования является попытка рассмотрения публицистики Е. И. Замятина не столько в параметрах художественного творчества писателя, сколько в едином культурно-историческом и интеллектуальном контексте послеоктябрьской эпохи. В качестве основных поставлены следующие задачи:

— исследовать публицистику Е. И. Замятина в ракурсе сопоставительного анализа с публицистикой И. А. Бунина как художника по условиям формирования таланта, темпоральности и характеру творчества близкого Замятину;

— рассмотреть публицистические работы Е. И. Замятина в аспекте наиболее значимых и распространенных в первой трети XX века миромоделирующих теорий, технократических концепций пролетарской культуры, «западничества» и «славянофильства».

Предмет исследования составляют характер, пафос, проблематика и тематика публицистики Е. И. Замятина в контексте социально-политических, философских, культурологических идей первой трети XX века.

Материалом диссертации стали публицистика и некоторые художественные произведения Е. И. Замятина, философские, культурологические труды М. Горького, А. М. Ремизова, И. А. Ильина, Е. Н. Трубецкого, Н. А. Бердяева, В. И. Ленина и других русских мыслителей, деятелей культуры, публицистические статьи И. А. Бунина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Е. И. Замятин как публицист не менее ярок, чем как художник. Публицистика была не только стимулятором творческих поисков писателя, но и камертоном умонастроений творческой интеллигенции в России первой трети XX века.

2. Проблематика, пафос, характер, жанры замятинской публицистики, условия формирования сближают ее с публицистикой прежде всего И. А. Бунина тех лет, однако природа талантов этих писателей наложила на их публицистику печать существенных различий: дух взвешенной оппозиционности Замятина не исключал, а предполагал стремление к масштабности наблюдений, выводов и создаваемых картин.

3. Из всех многочисленных философских учений и теорий своих современников в публицистике Е. И. Замятин ближе всего подходил к персонализму

Н.А.Бердяева, что во многом обусловило и форму его борьбы с новой властью, не политическую, а духовную, интеллектуальную.

4. Именно философия революции как всеобщего закона существования сближала публицистику Е. И. Замятина с поисками многих его выдающихся современников, не только писателей, но и философов.

5. Замятинская философия техники при всех многочисленных ее схождениях с идеями отечественных и зарубежных философов-современников имела, как и некоторые историко-литературные, литературно-теоретические его концепции (например, система рассуждений о смене творческих методов, об интегральной поэтике), преимущественно один источник — работы немецкого искусствоведа В. Гаузенштейна об «органических» и «критических» эпохах в искусстве.

6. Замятинская теория эволюции культуры (цивилизаций) нашла полное практическое обоснование в условиях культурного развития первой трети XX столетия. «Рассудочная», «машинная» (Е.И.Замятин) массовая культура, массовое сознание к концу 1920;х годов агонизировали, и этот процесс ускоряло внедрение так называемой пролетарской культуры-, которая была разновидностью масскультас другой стороны, Замятин разграничивал понятия «массовость» и «коллективизм» (коллективность) в культуре, полагая, что «коллективизм» исконно свойствен русской нации с ее соборным менталитетом.

7. Для истории литературы XX века чрезвычайно ценны оценки Замятиным политики партии в руководстве литературной жизнью 1920;х годов, значения таких акций, как постановление ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» и создание единого Союза советских писателей.

8. Философия российской истории в публицистике Замятина складывалась под воздействием не только таких историков, как А. Ф. Гильфердинг, которого Замятин считал одним из наиболее объективных и образованных русских историков, И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский, но и отечественных мыслителей

A.С.Хомякова, В. С. Соловьева, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского,

B.В.Розанова. С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина и, конечно, Н. А. Бердяева, кто считали национальное самосознание формирующим историю фактором и оказали влияние на созидание русской идеи, ставшей связующим звеном всех философских исканий первой трети XX века, в том числе теории «скифства». Однако две программные статьи Замятина — «Скифы ли?» и «Москва — Петербург», разделенные пятнадцатью годами пережитого, свидетельствовали о неоднозначности его исторических приоритетов.

Новизна проведенной работы заключается в монографическом рассмотрении публицистики Е. И. Замятина 1918;1937 годов как культурно-исторического, историко-литературного явления не только стимулирующего многие художественные поиски и открытия писателя, но и органично вписанного в единый историко-культурный и интеллектуальный контекст послеоктябрьской эпохи.

Рабочая гипотеза. Публицистика Е. И. Замятина — чувствительный камертон для распространенных умонастроений творческой интеллигенции периода Октября 1917 года, состояния эпохальных проблем статуса личности, человека и его свобод, революции и культуры, России и революции, исторических путей русской нации. «Еретические» статьи, фельетоны, заметки, корреспонденции, интервью, эссе Замятина сближали его с одним из ярких художников-«еретиков» тех лет, И. А. Буниным, однако засвидельствовали иной характер за-мятинского «еретичества», отразившегося и в художественном творчестве, — не негодующе разоблачительный, а имманентно иронический, свойственный природе таланта автора романа «Мы».

Теоретическая и методологическая база диссертации создавалась на основе идей русской философии XX века с учетом разных научных концепций, отраженных в трудах отечественных и зарубежных исследователей творчества Е. И. Замятина: А. Ю. Галушкина, Л. М. Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, Т. Т. Давыдовой, В. А. Келдыша, Н. Н. Комлик, Л. В. Поляковой, Е. Б. Скороспеловой и других. Учтен опыт работы над замятинской проблематикой кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина. Использованы культурно-исторический, социологический, сравнительный, адаптивный методы и подхоДы.

Теоретическая значимость диссертации связана с разработкой проблем историко-культурного контекста, публицистической генологии, творческого взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в текстологической практике замятиноведения, в процессе преподавания в вузе и школе истории русской литературы XX века.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, в докладах и сообщениях автора на научных конференциях разного уровня. По материалам диссертации опубликовано 6 статей, тезисов научных докладов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Приложен список использованной литературы. Объем работы 173 страницы.

Заключение

1. Замятин Е. И. О журнале «Россия» // Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспоминания / Е.И.ЗамятинСост. и коммент. А.Ю.ГалушкинаПодгот. текста А. Ю. Галушкина, М.Ю.ЛюбимовойВступ. ст. В. А. Келдыша. — М., 1999.-С. 252.

2. Замятин Е. И. Из статьи «Дискуссии о современной литературе» //Там жеС. 252.

3. Келдыш В. А. Замятин — публицист и критик // Там же. — C. IV — XVIII.

4. Полонский В. П. О литературе. Избранные работы / В.П. ПолонскийВступ.ст., сост. и примеч. В. В. Эйдиновой. — М., 1988. — С.370.

5. Келдыш В. А. Замятин — публицист и критик // Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспоминания/ Е. И. Замятин. — C.VIII.

6. Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций / Л. В. Полякова. -Тамбов, 2000. — С.68 — 69.

7. Замятин Е. И. Я боюсь // Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспоминания / Е. И. Замятин. — С.51.

8. Бердяев Н. А. Самопознание: Сочинения / Н. А. Бердяев. — М. — X ., 1998. -С.463. — (Сер. «Антология мысли»).

9. Замятин Е. И. О лакеях // Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспомина-ния / Е. И. Замятин. — С.38.

Ю.См.: Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. — Париж, 1939.-С.106.

11.3еньковский В. В. История русской философии: В 2 т. /В.В.Зеньковский-Л., 1991.-ТЛ. 4.1. — С.16.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Сочинения = Samjatin. Werke / Е. И. Замятин. Munchen:
  2. A.Neimains Buchverieb und Verlag, 1970.
  3. Т. 1: / Ред. Е. Жиглевич- Вступ. ст. А.Кашина. 1970. — 496 с. Т. 2: Повести и рассказы, 1923 — 1935. Театр / Под ред. Е. Жиглевич и Б. Филиппова- Вступ. заметка Б.Филиппова. — 1982. — 524 с.
  4. Т. 3: Повести и рассказы. Мы. Биографические очерки / Под ред. Е. Жиглевич и Б. Филиппова- Вступ. заметки Б. Филиппова и Е. Жиглевич- Послесл. к роману «Мы» Вл.Бондаренко. 1986. — 384 с.
  5. Е.И. Сочинения / Е.И.Замятин- Сост. Т. В. Громова, М.О.Чудакова- Авт. послесл. М. Чудакова- Коммент. Е.Барабанова. М.: Книга, 1988.-575 с.
  6. Е.И. Избранное / Е.И.Замятин- Сост., подгот. текста и вступ. ст. О. Н. Михайлова. М.: Правда, 1989. — 463 с. — (Б-ка «Огонек»).
  7. Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы / Е.И. Замятин- Сост. А.Ю.Галушкин- Предисл.
  8. B.Б.Шкловского- Вступ. ст. В. А. Келдыша. М.:Сов.писатель, 1989. — 767 с.
  9. Е.И. Мы. Романы, повести, рассказы, сказки / Е.И.Замятин- Сост., авт. вступ. ст. И. О. Шайтанов. М. Современник, 1989. — 560 с.
  10. Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / Е.И.Замятин- Вступ. ст., сост., примеч. О. Н. Михайлова. -М.: Худож. лит., 1990.
  11. Т. 1.- 528 с. Т. 2. 412 с.
  12. Е.И. Избранные произведения / Е.И.Замятин- Сост. Е.Б.Скоро-спеловой. М.: Сов. Россия, 1990. — 539 с.
  13. Е.И. Избранные произведения / Е.И.Замятин- Вступ. ст., сост. и коммент. Л. В. Поляковой. М.: Синергия, 1997. — 440 с. — (Новая школьная библиотека).
  14. Е.И. Мы: роман. Рассказы / Е.И.Замятин- Вступ ст. Л. В. Поляковой. М.: Синергия, 2000. — 397 с. — (Новая школьная библиотека).
  15. Е.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1,2/ Е.И.Замятин- Сост., подгот. текста и коммент. Ст.С.Никоненко и А. Н. Тюрина. Вступ. ст. Ст.С.Никоненко М., 2003.
  16. Евгений Замятин: Записные книжки. М.: Вагриус, 2001. — 253 с.
  17. А. С-ъ. «Света! Больше света!» // Калужский курьер. 1913. — 14 сент. (№ 108).-С. 2.
  18. JI. За большое искусство большевизма: Докл. па Пленуме Центр, совета ЛОКАФа. / Л. Авербах // ЛОКАФ. 193 I — № 7. — С. 148.
  19. Л. Полемические заметки / Л. Авербах // Прожектор. 1924.-№ 22 — С. 25 — 26.
  20. В.М. Возвращение к Евгению Замятину / В. М. Акимов // Аврора. 1989. -№ 10. — С. 128−130.
  21. В.М. Человек и Единое государство / В. М. Акимов // Перечитывая заново. Л.: Худож.лит. Ленингр. отд -ние, 1989. -374с.
  22. Н. «Ересь» Замятина / Н. Андреев // Рус. мысль. 1987. — 3 июля. -С. 8 — 9- 10 июля. — С. 9.
  23. Андроникашвили-Пильняк Б. А. Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е. Замятин / Б.А.Андроникашвили-Пильняк // Знамя. 1994. — № 9.-С. 123 — 153.
  24. Д.В. Элементы сакрального в русских революционных теориях: К истории формирования советской идеологии / Аникин Д. В. // Отечественная история. 1995. — № 1. — С.78 — 92.
  25. Ю.П. Евгений Замятин/ Ю.П.Анненков//Дневник моих встреч: Цикл трагедий. М.: Сов. композитор, 1993. — С.246 — 288.
  26. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э.А.Араб-Оглы // Вопросы философии. 1990. — № 8. -С.10−13.
  27. Арест Е.И.Замятина//Голос России. Берлин, 1922.-10 сент. (№ 1055). — С. 1. — Без подписи.
  28. Н. По морю бумажному (Журн. обзор) / Н. Асеев // Красная новь. 1922. — № 4. — С. 236 — 251.
  29. Е. Предсказание или предупреждение?: К публ. романа Замятина «Мы» / Е. Барабанов // Моск. новости. 1988. — 28 февр. (№ 9). -С. 11.
  30. Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе / Е. В. Барабанов // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 62 -74.
  31. Е.В. Русская философия и кризис идентичности / Е. В. Ба -рабанов // Вопросы философии. 1991. — № 8. — С.102 — 129.
  32. И. Записки для себя / И.М.Басалаев- Публ. и примеч. Н. Крайневой, В. Сажина // Лит. обозрение. 1989. — № 8. — С. 104 — 111.
  33. И.М. Записи бесед с Ахматовой (1961 1963) / И.М.Басалаев- Публ. Е.М.Царенковой- Примеч. И. Колосова и Н. Крайневой // Минувшее: Ист. альм. — 1998. — Вып. 23. — С. 561 — 593.
  34. А. Злые эпиграммы: Справка социал. евгеники: Эпиграмма. / А. Безыменский // Лит. газ.: [Одноднев. газ.]. Л., 1929. — 2 мая. — С. 6.
  35. Г. А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей /Г.А.Белая. М.: Сов. писатель, 1989. — 397 с.
  36. Н.Н. Курсив мой / Н. Н. Берберова // Октябрь. 1988. — С. 176 198.
  37. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-222 с.
  38. Н.А. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М.: Феникс — ХДС — Пресс, 1991.-81 с.
  39. Н.А. Революция и культура / Н. А. Бердяев // Полярная звезда. 1905.-№ 2.-С.146- 155.
  40. Н.А. Самопознание: Сочинения / Н.А.Бердяев- Вступ. ст. М. А. Блюменкранц. М.: ЭКСМО — Пресс- Харьков: Фолио, 1998. -624 с. — (Сер. «Антология мысли»).
  41. Н.А. Судьба России: Сочинения / Н.А.Бердяев- Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. М.: ЭКСМО — Пресс- Харьков: Фолио, 2000. — 735 с. — (Сер."Антология мысли").
  42. Н.А. Судьба человека в современном мире / Н. А. Бердяев // Новый мир. 1990. — № 1. — С.207 — 233.
  43. Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. -М.:Республика, 1995. 383с.
  44. Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. — № 2 — С. 143 -163.
  45. А.А. Дневник / А.А.Блок- Подгот. текста, вступ. ст. и примеч.
  46. A.Л.Гришунина. М.: Сов. Россия, 1989. — 508 с. — (Рус. дневники).
  47. А.А. Записные книжки, 1901 1920 / А.А.Блок- Под общ. ред.
  48. B.Н.Орлова и др.- Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. В.Орлова. -М.: Худож. лит., 1965. 663 с.
  49. А.В. Во власти обезьян: Евгений Замятии под сов. цензурой / А. В. Блюм // Рус. мысль, 1996. 19 — 25 сент. — С. 10- 26 сент. — 1 окт.1. C. 10- 3−9 окт.-С. 10.
  50. Блюменфельд В. М. Евгений Замятин / [ В.М.Блюменфельд] // Жизнь искусства. 1927. -№ 25. — С. 12. — Подпись: В. Б-фельд.
  51. А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет / А. А. Богданов. М.: Политиздат, 1990. — 479 с. — (Б — ка социалистической мысли).
  52. Н. Вторая реальность Монреаля: Полит, скандал стал хорошей рекламой для спектакля «Мы» по роману Евгения Замятина / Н. Болотина // Независимая газ. 1996. — 10 дек. — С. 7.
  53. Г. Союзник или враг?: (Вместо рецензии) / Г. Бояджиев // На подъеме. Ростов-на-Дону, 1931. — № 6. — С. 154 — 167.
  54. Я. Взыскующий человека: (Творчество Евгения Замятина) / Я. Браун // Сибирские огни. 1923. — № 5/6. — С. 225 — 240.
  55. И.А. Окаянные дни. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 320с.
  56. И.А. Публицистика 1918 1953 годов / Под общ. ред. О.Н.Михайлова- Вступ.ст. О.Н.Михайлова- Коммент. С. Н. Морозова, Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. — М.: ИМЛИ РАН — Наследие, 2000. -640с.
  57. М. На родине: (Мы и они) / М. Вишняк // Соврем, записки. -Париж, 1922. № 10. — С. 338 — 339.
  58. Возвращение Евгения Замятина // Лит. газ. 1989. — 31 мая. — С. 5.
  59. Н. Е.И.Замятин в советской обстановке / Н. Волковыский // Сегодня. 1937. — 19 марта.
  60. Д. Замятин / Д. Выгодский // Россия. 1922. — № 2. — С. 24−25.
  61. А.Ю. «Дело Пильняка и Замятина»: Предварительные итоги расследования / А. Ю. Галушкин // Новое о Замятине. М.: МИК, 1997. -С. 89- 146.
  62. А.Ю. Безработный еретик: Евгений Замятин член Союза советских писателей / Ю. А. Галушкин // Русская мысль. — 1999. — 23 -29 сент. — С. 31.
  63. Л. О болезни, боли, быте и борьбе: Книга писем Евгения Замятина / Л. Геллер // Русская мысль. 1997. — 12 — 18 июня. — С. 16−17.
  64. Л. Скиф и лакеи: Забытые тексты Евгения Замятина (Из материалов лозаннского коллоквиума о Евгении Замятине) / Л. Геллер // Рус. мысль. 1987. — 28 авг. — С. 89.
  65. Л. Уникальность творческого почерка(?) / Л. Геллер // Кредо. -1995.-№ 10/11.-С. 10−21.
  66. М.Я. Утопия у власти / М. Я. Геллер, А. М. Некрич. М.: МИК, 2000. — 855 с.
  67. Гиппиус З. Н. Петербургский дневник / 3.Н.Гиппиус.-М.: Сов. писатель-Олимп, 1991. 128 с.
  68. Г. Единый фронт буржуазной реакции / Г. Горбачев // Звезда.- 1924. -№ 6. С. 248 — 249.
  69. Г. К юбилею одной революции / Г. Горбачев // Удар. М., 1927. — Вып. 1.-С. 182.
  70. Р. Барыба / Р. Григорьев // День. 1913. — 9 сент. (№ 243). -С. 3.
  71. Р. Новый талант / Р. Григорьев // Ежемес. журн. 1914. -№ 12. — С. 82−85.
  72. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  73. А.В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.:Соратник, 1995.-306 с.
  74. П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект -Пресс, 1994.-314 с.
  75. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.- 573 с.
  76. А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. Минск: Ушверс1тэцкае, 1997. — 429 с.
  77. А.И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии, февраль сентябрь 1917 / А. И. Деникин. — Репринт.изд.-М.:Наука, 1991. 518с.
  78. С. Коэффициент искажения. Революция и культура / С. Джимбинов // Новый мир. 1992. — № 9. — С.207 — 222.
  79. Доронченков И. А. Об источниках романа Евгения Замятина «Мы»
  80. Е.И.Замятин в Риге // Последние новости. Париж, 1931. — 21 нояб. (№ 3895). — С. 2. — Без подписи.
  81. В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие: Учебное пособие / В. Н. Евсеев. М.: Прометей, 2003. — 224 с.
  82. А. Евгений Замятин / А. Ефремин // Красная новь. 1930. -№ 1. — С. 228−235.
  83. А. Роковой путь / А. Ефремин // Учит, газета. 1930. — 4 янв. (№ 1) — С. 4.
  84. Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера: Монография / Н. Ю. Желтова. Тамбов: Изд — во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 184 с.
  85. И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции / И.А.Ильин- Сост., предисл., примеч. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993. — 347 с.
  86. Л.Г. Эффективность публицистического текста / Л.Г.Кайда- Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд — во МГУ, 1989. — 182 с.
  87. Л.П. Малые сочинения / Л. П. Карсавин.- СПб.: Алетея, 1994. 531 с. — (Памятники религиозно — философской мысли нового времени).
  88. П. Мечтатели / П. Коган // Печать и революция. 1922. — № 2 (5).-С. 162- 163.
  89. С.Т. Мой век/ С. Т. Коненков. М.: Политиздат, 1972. -368с.
  90. В.Я. «Антиутопия» Евгения Замятина / В. Я. Лакшин // Знамя. 1988.-№ 4.- С. 126- 130.
  91. А. Джентльмен: (Заметки о прозе Е.И.Замятина) / А. Левинсон // Звено. Париж, 1923.-2 апр. (№ 9). с. 2.
  92. А. Среди журналов / А. Лежнев // Красная новь. 1924. — № 4. -С. 305 — 306.
  93. А.В. Повесть Е.И.Замятина «На куличках»: Учеб.-метод. коммент. /
  94. A.В.Лежнев- Под ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов, 2004. -104 с.
  95. Г. Несвоевременный «Современник»/ Г. Лелевич // Большевик. -1924.-№ 5/6. С. 147 — 148.
  96. О. Листки из блокнота / О. Леонидов // Голос Москвы. 1913. — 14 июня (№ 136).-С. 5.
  97. Ф. Один час с Замятиным, кораблестроителем, прозаиком и драматургом / Ф. Лефевр // Я боюсь: Лит. критика. Публицистика. Воспоминания / Е.И. Замятин- Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина- Подгот. текста А. Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой- Вступ. ст.
  98. B.А.Келдыша. М.: Наследие, 1999. — С. 257- 262.
  99. Д.С. Нельзя уйти от самих себя.Историческое самосознание и культура России / Д.С.Лихачев//Новый мир. 1994. -№ 6. -С.113 — 121.
  100. Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Высш. школа, 1991. — 559 с.
  101. А. Заметки о журналах /А. Луначарский // Печать и революция. 1921.-№ 2. — С. 224 — 227.
  102. М.Ю. «Высылка отсрочена до особого распоряжения.»: Документальные штрихи к биографии Евгения Замятина /М.Ю.Любимова // Всемирное слово. 1996. — № 9. — С. 71 — 73.
  103. М.Ю. «Я был влюблен в революцию.» / М.Ю.Любимова
  104. Новое о Замятине. -М.: МИК, 1997.-С. 56−71.
  105. Машбиц-Веров И. Евгений Замятин / И. Машбиц-Веров //Налит, посту. 1927.-№ 17/18. — С. 56−65.
  106. А. «Как мы пишем» / А. Михайлов // На лит. посту. 1931. -№ 28.-С. 28.
  107. Э. Персонализм / Э.Мунье. М.: Искусство, 1992. — 142. с.
  108. Л. Вылазка буржуазных писателей: (О сб. «Как мы пишем») / Л. Плоткин // Подъем. 1931. — № 3. — С. 71 — 73.
  109. А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы / А.3.Окороков. М.: Мысль, 1970. — 414с.
  110. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? Сб./Под ред. и с предисл.П. В. Волобуева. М.:Политиздат, 1991. -239с.
  111. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии.-1989.3 .-С. 119−155.4.-С.113 155.
  112. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. — 586 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  113. Под созвездием топора: Петроград 1917 года знакомый и незнакомый / Сост., вступ.ст. и лит. — ист. коммент. В. А. Чалмаева. -М.: Сов. Россия, 1991. — 52 с.
  114. В. Заметки о молодых: Чапыгин, Никандров, Замятии /
  115. B.Полонский//Летопись. 1916. — № 3. — С. 253 -265.
  116. В. Проблемы марксистского искусствознания: Сознание и творчество / В. Полонский // Новый мир. 193 1. — № 4. — С. 127 -145- № 6. — С. 140−161- № 1 1 .-С. 141 — 170.
  117. Л.В. Открытия, сенсации, приговоры в новых работах о Евгении Замятине. Контроверза/ Л.В.Полякова//Вестник Тамбовскогоуниверситета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. — Вып. 1. — С. 48−64.
  118. Л.В.Полякова // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. Сер.: филологические науки. 2003. — Вып.2. — С.17 — 35.
  119. Л.В. Солженицын о Замятине / Л. В. Полякова // А. И. Солженицын и русская культура: Межвуз. сб. науч. трудов. -Саратов: Изд во Саратовского университета, 1999. — С. 12 — 18.
  120. И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И.Замятина /(Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский) / И. М. Попова. Тамбов: Изд — во ТГТУ, 1997. — 152 с.
  121. A.M. Стоять негасимую свечу: памяти Евгения Ивановича Замятина / A.M. Ремизов- Публ. и примеч. А. Н. Стрижева // Нашенаследие. 1989. -№ 1. — С. 117−119.
  122. В.В. Опавшие листья: лирико-философские записки / В.В. Розанов- Сост., вступ. ст. А. В. Гулыги. М.: Современник, 1992. -543 с.
  123. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.
  124. И.А. Микрокосм произведений Е.И.Замятина и А. А. Блока: проблема несвободы героя / И. А. Сайганова // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 2003. — Вып. 3 (31). — С. 29−36.
  125. С. Безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики толка Замятинского: (О рус. лит.) / С. Семенов// Лит. неделя. -1922.- № 21.-С. 1−2.
  126. М. Гастроли Евгения Замятина / М. Скачков // Лит. газ. 1932. -4февр. (№ 6).-С. 1.
  127. М. Пражские защитники Евгения Замятина / М. Скачков // Лит. газ. 1932. — 11 марта (№ 12). — С. 1.
  128. Е.Б. Замятин и его роман «Мы»/Е.Б.Скороспелова. М.:Изд — во МГУ, 1999. — 80 с. — (Перечитывая классику).
  129. М. За что травят Пильняка и Замятина: (Письмо в редакцию)
  130. М.Слоним // Последние новости. Париж, 1929. — 15 сент. (№ 3098).1. С. 4.
  131. B.C. Избранное / В.С.Соловьев- Вступ. ст. А. В. Гулыги. -М.: Сов. Россия, 1990. 496 с.
  132. Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. / Ю. И. Сохряков. — М.: Наследие, 2000. — 256 с.
  133. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В XIII кн. / Под ред. Л. В. Поляковой.-Тамбов:Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1994−2004.
  134. Троцкий Л. Д, Воронский А. К, Правдухин В. П, Лежнев И. Г. Современная критика о вольных и невольных попутчиках: Опыт хрестоматии: Евгений Замятин//Книга о книгах.-1924.-№ 3. С. 21−22.
  135. Поэтика/ Л. А. Трубина. -М.:Прометей, 1999. 125с.
  136. ФединК. Рецензия.//Книга и революция-1921 .-№ 8/9.-С.85−86.-Рец. на ст.'Замятин Е.И. Я боюсь/Е.И. Замятин// Дом искусств.- 1921. № 1. — С.43 — 45.
  137. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997.- 576с.
  138. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
  139. .М. Недопустимые явления / [Б.М.Фрадкин] // Лит. газ. (Ленинград). 1929. — 26 авг. — Подпись: Б. Волин.
  140. В.А. Крик еретика (Антиутопия Евгения Замятина) /В.А.Чаликова // Вопросы философии. 1999. — № 1. — С. 16−27.
  141. К.И. Дневник. 1901 -1929 /К.И.Чуковский- Подгот. текста и коммент. Е. Чуковской- Вступ.ст. В. А. Каверина. М.: Сов. писатель, 1991. — 541с.
  142. Л.Е. Русская религиозная философия XIX XX веков/Л.Е.Шапошников. — Н. Новгород: Волго — Вят. кн. изд -во, 1992.-221 с.
  143. Н.В. Художественный мир Е.И. Замятина. Учебно-методическое пособие / Н. В. Шенцева. Йошкар-Ола, 1996. — 138 с.
  144. В.Б. Гамбургский счет. Статьи. Воспоминания. Эссе. (1914−1933) / В.Б.Шкловский- Сост. А. Ю. Галушкин, А.П.Чудакова- Предисл. А.П.Чудакова- Коммент. и подгот. текста А. Ю. Галушкина.- М.: Сов. писатель, 1990. 544 с.
  145. Л .Я. От Горького до Солженицына / Л. Я. Шнейберг, И. В. Кондаков. М.: Высш. школа, 1995. — 559 с.
  146. О. Закат Европы / О.Шпенглер. Ростов-на-Дону:Феникс, 1998. — 637 с. — (Выдающиеся мыслители).
  147. Штейнмам 3. Икс равен мещанину / 3. Штейман // Жизнь искусства. -1926. -№ 23. -С. 10.
  148. Штейнман 3. Технология беспринципности /3. Штейман // Смена. Л., 1930.-7 дек. (№ 286). С. 3.
  149. Я. Горбатого только могила исправит / Я. Яковлев// Правда. -1922. 5 марта (№ 51). — С. 2.
  150. К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. М.:Политиздат, 1991. 527 с. — (Мыслители XX века).1.I.
  151. E.J. «Brave New World», «1984» and «We»: An Essay on Antiutopia: (Zamyatin & Engl. Lit.) / E.J.Brown. Ann Arbor: Ardis, 1976.-61 p.
  152. Collins C. Evgenij Zamjatin: An interpretative Study / C.Collins. The Hague- Paris: Mouton, 1973. — 117 p.
  153. Edvards T.R.N. Three Russian writers and the Irrational: (Zamyatin, Pilnyak a. Bulgakov) / T.R.N. Edvards. Cambridge- New York: Cambridge Univ. Press, 1982. — 195p.
  154. Gildner A. Prosa Jewgenija Zamiatina/A.Gildner. Krakow, 1993 -146 c.
  155. Goldt R. Thermodynamik als Textem: Der Entropiesatz als poetologische Schniffre bei E.I.Zamjatin / R.Goldt. Mainz, 1995. — 736 s.
  156. Richards D.J. Zamyatin: A Soviet Heretic / D.J.Richards. London: Bowes & Bowes, 1962. — 112 p.
  157. Russel R. Evgenij Zamyatin / R. Russel. Bristol Press, 1992. — 196 p.
  158. Scheffler L. Evgenij Zamjatin: Sein Weltbild u. Seine Literarische Thematik / L.Scheffler. Koln- Wein: Bohlau Verl., 1984. — 306 s.
  159. Shane A. The Life and Works by Evgenij Zamjatin / A.Shane. -Berkeley- Los Angeles, 1968. 302 p.
  160. Zamyatin’s «We»: A collection of critical essays / Ed. a. Introd. By Kern G. Ann Arbor- Ardis, 1988. — 306 p.1.
  161. А.Ю. «Возвращение» Е.Замятина. Материалы к библиографии (1986 1995) / А. Ю. Галушкин // Новое о Замятине: Сб. материалов/ Под ред. Л.Геллера.-М.: МИК, 1997. — С. 203 — 204.
  162. А.Ю. Материалы к зарубежной библиографии Е.И.Замятина (1925 1995) / А.Ю.Галушкин// Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.-Тамбов:ТГУим.Г. Р. Державина, 1997. -Кн. III.-С. 159−201.
  163. А.Ю. Материалы к библиографии Е.И.Замятина (1937 -1985) / А. Ю. Галушкин // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПБ., 1997. — Т. II. — № 2.
  164. Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Часть 1 / Под ред. проф. Л.В.Поляковой- Сост. Г. Б. Буянова, С. А. Косякова, О. В. Нечаева. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 57с.
  165. Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Часть 2 / Под ред. проф. Л.В.Поляковой- Сост. Г. Б. Буянова, С. А. Косякова. Тамбов: Изд -во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — 52с.
  166. Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Часть 3 / Под ред. проф. Л.В.Поляковой- Сост. Е. В. Борода. Тамбов: Изд — во ТГУ им. Г.Р.Дер-жавина, 2000. — 54с.
  167. Писатели русского зарубежья. 1918 1940. Справочник: В 3 ч. -М.:ИНИОН, 1993. — Ч. 1. — 238с.1. V.
  168. Бирюкова И. В. Стилистическое своеобразие публицистики
  169. Е.И. Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10. / И. В. Бирюкова. -М., 1997.-242 с.
  170. В.А. Творчество Е.И.Замятина в контексте журналистики Русского Зарубежья 20 80-х гг.: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. /В.А.Бодров. — М, 1998. — 288 с.
  171. Е.В. Проза Е.И.Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве: Дис.канд.филол.наук: 10.01.01 ./Е.В.Борода. Тамбов, 2003.- 206 с.
  172. С.Ю. Поэтика диалогического в прозе Е.И.Замятина 191 020-х годов: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / С. Ю. Воробьева. -Волгоград, 2001. 237 с.
  173. В.Н. Художественная проза Е.И.Замятина: (Творческий метод, жанры, стиль): Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01. / В. Н. Евсеев. М., 2001.-380 с.
  174. Н.Ю. Проза Е.И.Замятина:(Поэтика русского национального характера): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Н. Ю. Желтова. -Тамбов, 1999. 193 с.
  175. О.В. Повествовательная структура прозы Е.И.Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.02.01. / О. В. Зюлина. М, 1996. — 276 с.
  176. Капустина С. Н. Русский дом и семья в творческой эволюции
  177. Е.И.Замятина: пути художественных решений: Дис. канд. филол. наук. 10.01.01. / С. Н. Капустина. Тамбов, 2002. — 199 с.
  178. О.Г. Поэтика рассказов Е.И.Замятина в контексте авторской концепции синтетизма: (1920-е годы): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / О. Г. Карасева. Ульяновск, 2001.- 193 с.
  179. .А. История и личность в творчестве писателей 20−30-х годов XX в.: (А.Толстой, М. Алданов, В. Набоков, Е. Замятин): Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01. / Б. А. Кдырбаева. М., 1990. — 354 с.
  180. Н.З. «Мы» Евгения Замятина как неомифологический роман: Дис. канд. филол. наук. 10.01.01. / Н. З. Кольцова. Тамбов, 2002. — 186 с.
  181. Н.Н. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры: Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01. /Н.Н.Комлик. Тамбов, 2001.-457 с.
  182. В.И. Английские реалии в творчестве Евгения Ивановича Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / В. И. Копельник.-Тамбов, 2000. 186 с.
  183. Ло Ливей. Е. Замятин и Ф. Достоевский: (Культурно исторические истоки романа «Мы»): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Ло Ливей. -М., 1994. — 170 с.
  184. М.Ю. Творческое наследие Е.И.Замятина в истории культуры XX века: Дис. д-ра культурол. наук: 24.00.02./М.Ю.Любимова. -СПб., 2000.-359 с.
  185. Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина «Атилла»: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Е. А. Лядова. Тамбов, 2000. — 185 с.
  186. Т.А. Концепция человека в творчестве Е.И.Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. /Т.А.Майорова. Иваново, 1997. — 254с.
  187. И.М. «Чужое слово» в творчестве У.И.Замятина (Н.В.Гоголь,
  188. М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский): Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01. / И. М. Попова. М., 1997. — 425 с.
  189. М.А. Малая проза Е.И.Замятина: (Проблемы поэтики): Дис. канд. филол. наук: 10.01.02. / М. А. Резун. Томск, 1993. — 261 с.
  190. О.Е. Сказка в творческой эволюции Е.И.Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01./ О. Е. Чернышова. -Тамбов, 2001. 180 с.
  191. В.Г. Синтетизм в системе худож. мышления Е. И. Замятина: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01./ В. Г. Шпак. Самара, 2001. — 196 с.
Заполнить форму текущей работой