Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусствоведческие, культурологические, исторические исследования, посвященные общим проблемам архитектуры того или иного исторического периода. Говоря об общих трудах, в которых рассматриваются основные вопросы истории архитектуры и градостроительства, следует упомянуть, прежде всего, исследования П. А. Рапоппорта, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисовой, Д. В. Сарабьянова, A.B. Иконникова, В. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Исторические предпосылки становления современной культовой архитектуры Алтая
    • 1. 1. Символика архитектурных форм и каноническое устройство православного храма
    • 1. 2. Образ православного храма в отечественной культовой архитектуре
    • 1. 3. Традиции в культовом зодчестве Алтая
    • II. половины XVIII начала XX века
      • 1. 4. Проблемы воссоздания первоначального облика в процессе реставрации памятников культовой архитектуры Алтая в XX—XXI вв.
  • ГЛАВА II.
  • Объемно-пространственные элементы композиции современных православных храмов и часовен Алтая
    • 2. 1. Деятельность творческих архитектурных мастерских на Алтае на рубеже XX -XXI вв
    • 2. 2. Композиционная роль культовых построек в современных условиях
    • 2. 3. Объемно-планировочные решения современных храмов и часовен
    • 2. 4. Традиционные и новые элементы декора православного храма, цвет и материал в современной храмовой архитектуре
    • 2. 5. Градостроительная роль современных храмовых комплексов на Алтае
    • 2. 6. Взаимодействие традиций и инноваций в современном храмовом строительстве на Алтае

Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России активно строятся православные храмы и часовни. В течение последних двадцати лет увеличивалось число приходов, восстанавливались ранее разрушенные памятники культового зодчества. «Очевидно, что в 2000;е годы мы стали вновь обращаться к ценностям, благодаря которым многие века жила трудилась и побеждала Россия. К ценностям, хранимым Православной Церковью.» [141, с.24]. Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Начавшийся в конце XX в. процесс восстановления памятников культового зодчества и строительства новых храмов и монастырей помогает возрождению нравственных ценностей народа. Проведение широкомасштабных архитектурно-строительных и реставрационных работ требует разработки научно — обоснованных программ и проектов, успеху которых во многом может содействовать изучение и внедрение опыта русского зодчества. В настоящее время наиболее актуальной для архитектурно-строительной практики является проблема, как и где строить современные храмы. Задача современных архитекторов крайне сложная им предстоит выразить архитектурную идею православного храма современным языком, при этом не выходя из рамок канонических требований. Все это делает актуальным всестороннее исследование храмового зодчества во всей его полноте и сложности.

Изучение храмовой архитектуры необходимо как с позиций восполнения существующих пробелов в отечественной истории искусства XX — начала XXI века, так и с точки зрения разработки научного фундамента для развернувшегося в наши дни на Алтае церковного строительства и восстановления разрушенных памятников культовой архитектуры. Поэтому в настоящее время являются актуальными изучение и оценка архитектуры современных православных храмов и тех процессов, которые происходят в архитектурной практике сегодня и связаны, в частности, с необходимостью согласования традиций Русской Православной Церкви и современных проектных методов и строительных технологий. Перед зодчими вновь встает проблема соотношения традиций и новаторства в такой области архитектуры, как храмовое строительство.

Степень изученности проблемы. Исследования по данной проблеме молено условно разделить на три группы.

1. Искусствоведческие, культурологические, исторические исследования, посвященные общим проблемам архитектуры того или иного исторического периода. Говоря об общих трудах, в которых рассматриваются основные вопросы истории архитектуры и градостроительства, следует упомянуть, прежде всего, исследования П. А. Рапоппорта, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисовой, Д. В. Сарабьянова, A.B. Иконникова, В. Г. Лисовского, В. И. Пилявского, A.A. Тица, В. А. Жемчуговой. В работах этих ученых были выявлены особенности разных архитектурных стилей и направлений в России, начиная с X в. .и заканчивая XX в., проанализированы многие известные архитектурные памятники. Общим для этих исследований является то, что в качестве материала для анализа используется в основном архитектура Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга.

Одним из первых российских ученых к теме культового зодчества Древней Руси обратился П. А. Раппопорт. На основе археологических исследований ученый предпринял комплексный анализ памятников каменного зодчества древнерусского государства. В монографии Е. И. Кириченко «Русская архитектура 1830−1910;х годов» рассматривается эволюция стилей русской архитектуры второй трети XIX-начала XX века. Автор выделяет основные стилеобразующие принципы эклектики, рассматривает это направление в рамках культурной среды своего времени. Также уделяет внимание основным направлениям эклектики — псевдоготике, различным вариантам русского стиля, кирпичного стиля и другим. В трудах В. Г. Лисовского впервые систематически излагается история «национально-романтического» направления в русской архитектуре, сторонники которого стремились создать современный «национальный стиль», продолжить традиции Древней Руси. Книга Е. А. Борисовой «Русская архитектура второй половины XIX в.», посвящена характеристике таких понятий как «историзм» и «эклектика», которые могут рассматриваться, по мнению автора, как синонимы. Большой вклад в разработку теории стиля внесли такие крупные исследователи как Д. С. Лихачев и А. Ф. Лосев.

Каноничность церковной архитектуры исследовали: И.Л. Бусева-Давыдова, Г. К. Вагнер, М.ТО. Кеслер, A.C. Щенков. Символика и пропорциональность рассмотрены в трудах И. А. Бондаренко, Н. В. Покровского. Ряд публикаций посвящен отдельным аспектам стиля в церковном зодчестве России. Типологию современных храмов и тенденции стилевого развития подробно рассматривает в своем исследовании Н. В. Лайтарь. Научная работа Е. Р. Возняк «Архитектура современной православной приходской церкви (на примере Санкт-Петербурга)» раскрывает специфику приходской церкви.

Проблемам провинциальной эклектики посвящена монография Д. П. Шульгиной «Региональные особенности архитектуры эклектики в Российской провинции», в одной из глав которой анализируется и культовое зодчество.

Нормативным документом, призванным помочь архитекторам в проектировании церквей, является пособие «Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (КСП 31−103−99)», составитель М. Ю. Кеслер.

2. Искусствоведческие, культурологические, исторические работы, направленные на исследование художественной культуры и храмовой архитектуры Западной Сибири и Алтая. Православное храмозодчество Алтая стало предметом научного интереса еще в начале XX века.

Составители многочисленных епархиальных справочных книг собрали огромный материал по истории строительства церквей, деятельности священнослужителей, но почти не затронули архитектурно-художественный аспект темы. Культовое зодчество Алтая в годы советской власти рассматривалось в контексте гражданской архитектуры. Так, начиная с 1930;х годов исследователь архитектуры А. Д. Крячков в работах о гражданской и промышленной архитектуре упоминает о церковных постройках на Барнаульском заводе. Отметим труды C.B. Бахрушина, Т. С. Проскуряковой, С. Н. Баландина которые внесли существенный вклад в изучение культовой архитектуры сибирского региона.

Следует выделить научные труды доктора искусствоведения, профессора Т. М. Степанской: аннотированный каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края», монографии «Памятники градостроительства и архитектуры Алтая XVIII — нач. XX в." — «Архитектура Алтая XVIII — XX вв.». Еще в конце 80-х годов Т. М. Степанская впервые, характеризуя в статьях культовые постройки Алтая, определяет их как памятники архитектуры, тем самым подчеркивая их особую ценность и необходимость сохранения и реставрации. Исследователь впервые ввела в научный оборот обширный иконографический материал по сельским храмам: среди них публикации планов, архивные фотографии церквей в селах Ракиты, Белое, Тюменцево, Чарышское, Коробейниково, в г. Камне-на-Оби.

Главным архивариусом Я. Е. Кривоносовым на основе архивных документов написана книга «Православные храмы Барнаула». В ней изложена история строительства и судьба многих барнаульских церквей начиная с XVIII века, а также представлен материал о современном культовом строительстве. Православные храмы изучали Г. Д. Няшин, В. И. Кочедамов, А. Д. Сергеев, АЛО. Майничева, и др.

В монографии М. Р. Маняхиной «История культовой архитектуры Алтая XVIII — начала XX веков» рассмотрены преимущественно храмы крупных приходских центров Алтая. Объектам инфраструктуры, истории Алтайской Духовной Миссии и ее строительной деятельности посвящены монографии и научные статьи Ю. А. Крейдуна. История городских храмов рассматривалась в работах Т. В. Скворцовой, Л. И. Ермаковой, М. С. Добрыниной. Методологическим проблемам современного проектирования и градостроительным аспектам развития Сибирского региона посвящены научные труды доктора архитектуры С. Б. Помороваавтора проекта часовни св. Татианы в Барнауле. Отдельные аспекты культового зодчества рассматриваются в работах Ю. В. Волковой, об особенностях оконных проемов храмов Алтая XIX в. и Р. Ю. Волоснова о сельском деревянном церковном зодчестве.

3. Энциклопедическая литература, посвященная этимологии терминов и понятий, используемых в исследовании. Среди энциклопедических изданий следует выделить работы В. Г. Власова «Новый энциклопедический словарь» и словарь «Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура», «Малую архитектурную энциклопедию» Баторевич Н. И. Кожицевой Т.Д. Большое значение для разработки проблематики имеет многотомное коллективное энциклопедическое издание «Всеобщая история архитектуры». Современный взгляд на стиль в архитектуре изложен в энциклопедии «Архитектура и градостроительство» под редакцией A.B. Иконникова. Для точного определения таких понятий как «храм Божий», «церковь», «канон», автор опиралась на «Православную энциклопедию: Русская православная церковь», изданную по благословению Алексия II в 2008 г.

Объект исследования: православное культовое зодчество Алтая в конце XX — начале XXI века.

Предмет исследования: средства художественной выразительности архитектурного образа современного православного храма.

Цель исследования: охарактеризовать православные храмы и часовни Алтая конца XXначала XXI в. и выявить особенности современного проектирования и строительства храмов.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть каноническое устройство православного храма и символику его архитектурных форм;

— исследовать традиции храмостроительства на Алтае и определить основные особенности церковной архитектуры Алтая конца XVIII — начала XX в.;

— выявить графические, изобразительные и другие источники;

— исследовать натурные материальные источники — современные храмы и часовни;

— провести градостроительный и искусствоведческий анализ современной культовой архитектуры;

— выявить наиболее часто встречающиеся объемно-планировочные решения, и определить значение декора, цвета и материала в современной культовой архитектуре;

— показать градостроительную роль современных храмовых комплексов;

— обобщить собранные материалы и выявить взаимодействие традиций и инноваций в современном храмовом зодчестве Алтая.

Хронологические рамки исследования: конец XX в. — начало XXI в. Территориальные рамки исследования: Россия, Алтайский край. Методология и методика исследования. Феномен архитектурно-художественного образа предполагает и соответствующее многоуровневое его изучение. В связи с этим основой исследования послужили:

— общефилософские принципы и методы (принцип историзма, целостности, всеобщей связи и развития, восхождения от абстрактного к конкретному, метод аналогий) — культурологические методы (эволюционный метод, структурно-функциональный);

— искусствоведческие методы (комплексный анализ памятников архитектуры, атрибутивный метод, формально-стилистический, метод наблюдений);

— также использованы такие частнонаучные методы как ретроспективный метод для воссоздания основных этапов развития стиля, проблемно-хронологический метод освоения материала с использованием приемов комплексного и системного анализа, синтеза, сравнения.

Результаты работы представлены как в описательной форме, так и визуальными материалами (фотографии, архитектурная графика, таблицы).

Источниковая база исследования. В процессе разработки темы исследования были выявлены и использованы разнообразные источники: Неопубликованные источника:

Материалы центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Материалы чертежной главного управления Алтайского округа (Ф. 50), Богородице-Одигитриевской церкви г. Барнаула (Ф. 63), Димитриевской церкви г. Барнаула (Ф. 64), Покровской церкви г. Барнаула (Ф. 130), Знаменской церкви г. Барнаула (Ф. 131), Барнаульского епархиального управления (Ф. 138), Алтайского губернского революционного комитета (ФР. 9), материалы Алтайского исполкома губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ФР. 10). Опубликованные источники:

— История Алтая в документах и материалах. Конец XVII — начало XX века. Барнаул, 1991. с. 322.

— Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917;1998). Барнаул. 1999.

— Кривоносое Я. Е. Храмы Алтая: Справочник. — Барнаул. 1997. с. 28. ч. ГАТО. Ф. 1.0П. 3. св. 3. д. 66.

— Официальные документы современного периода (правительственные законодательные акты в области храмостроения и зданий религиозного предназначения: Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 26.05.

2002 № 73 — ФЗ (ред. 03.06. 2005 № 57 — ФЗ). «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09. 1997 № 125- ФЗ.

— Материалы периодической печати. В ходе работы изучены материалы центральной и местной периодической печати: газеты: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Молодежь Алтая», «Деловой Бийск», журналы: «Архитектура и строительство России», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Журнал Московской Патриархии», «Алтайская Миссия». Полученная информация позволила установить разные взгляды на проблему, а также выявить отдельные сведения о начале строительства, об освящении, финансовых источниках возведения храмов и часовен на Алтае.

— Здания православных храмов и часовен на территории Алтайского края. Диссертантом обследовано более 40 культовых сооружений на территории Алтайского края.

Графические документы: планы, фасады, проекты, проектные визуализации, эскизы, макеты.

— Визуальные источники: видео и фотоматериалы о возведении, освящении храмов, установке колоколов и т. д.

— Материалы выставки, цосвященной 20-летию деятельности «Творческой мастерской архитектора А. Ф. Деринга ЗАО «Классика». Барнаул, арт-галерея Республика ИЗО, 2012.

Материалы выставки «Проекты современных алтайских архитекторов в области православного храмостроительства» (мастерская П.И.Анисифорова). I Епархиальный семинар храмостроителей, 31. 08. 2012. Научная новизна исследования:

— проведен искусствоведческий анализ современных православных храмов Алтая;

— изучена градостроительная роль современных культовых построек в городах и селах Алтая;

— выявлены основные объемно-планировочные решения, определено значение декора, цвета и материала в храмовых сооружениях на Алтае в конце XX начале XXI вв. Проанализирована творческая деятельность ведущих архитекторов края;

— определено соотношение традиций и новаторства в такой сфере как современная храмовая архитектура;

— в научный оборот введено большое количество (около 40) графических материалов о православных храмах, возведенных в конце XX начале XXI в.

Основные положения, выносимые на защиту:

— политические и экономические факторы являются основополагающими в деле церковного строительства;

— возведение культовых зданий на Алтае на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в целом соответствует православным канонам и традициям;

— архитектурно-художественный образ современного православного храма на Алтае формируется на основе эклектики или «историзма», как ведущего направления в культовой архитектуре России;

— архитектурно-художественные приемы именно «русского стиля» стали наиболее предпочтительными при выборе проекта для возведения храмов и часовен на Алтае;

— современные храмы играют важную градообразующую функцию в современной застройке городовна Алтае отмечается многообразие источников финансирования строительства православных храмов, наиболее распространенные из которых имеют комплексный характер (на средства епархии и частные пожертвования);

— реставрация разрушенных памятников церковной архитектуры на территории края ведется неравномерно, преимущественно в столице края г. Барнауле.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения православной храмовой архитектуры рубежа ХХ-ХХ1 вв.- в лекционной, семинарской и экскурсионной работах в учебных учреждениях, в музеях, в научно-исследовательских центрахв подготовке студентов архитектурных и художественных вузов.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования.

Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке программ дисциплин архитектурного направления. Данные учебные программы будут полезны и актуальны как для факультетов истории и теории искусств, так и для архитектурных факультетов высших художественных и архитектурно-строительных вузов.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой привлеченного к исследованию материала, многосторонностью его анализа, использованием многочисленных источников (монографии ученых и публикации в периодических изданиях, каталоги и справочники, натурное обследование соискателем современных храмов и часовен Алтая, личные беседы с архитекторами и художниками-иконописцами).

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и выводы исследования были изложены в докладах и выступлениях на Всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях и семинарах, а также в публикациях автора.

Структура и объем диссертации

определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературывключает иллюстрации, приложения.

Основные выводы исследования.

На Алтае сохраняется «сакральная конструкция» храма: традиционное расположение креста и купола, входных врат, ориентированного на восток алтаря, амвона, иконостаса;

— в конце XX начале XXI века на Алтае возведено более 40 церквей и часовенв стадии строительства около 30 храмов, заложено три новых храма, что говорит об интенсивном развитии храмостроения в Алтайском регионе;

— современное культовое зодчество опирается на те традиции, которые были заложены на Алтае в XIX и начале XX в.;

— традиции храмостроения на Алтай были привнесены из Москвы и Санкт-Петербурга, это является особенностью архитектуры Алтаяхрамы чаще всего строились по проектам столичных архитекторов или по образцовым проектам из альбомов, своих профессиональных кадров было недостаточно. Развитие в храмовой архитектуре получили классицистические традиции и эклектика;

— современные культовые здания на Алтае строятся в формах эклектикиособенно популярны «русский» и «русско-византийский» стили, характерные признаки которых ярко проявляются в декоре фасадов зданий это позакомарное завершение фасадов, кокошники, аркатурно-колончатые пояса, бегунцы, поребрики, висячие гирьки и т. п.;

— выявлены проблемы в воссоздании первоначального облика памятников культовой архитектурыотсутствие архивных источников (планов, фасадов, эскизов или фотографий внутренних росписей), отсутствие специалистов-реставраторов сказалось на процессах реставрации некоторых объектов;

— ведущие архитекторы края, при работе над проектами храмов и часовен учитывают то, что пропорции и объемы храма должны оставаться гармоничными при любых конструктивных решенияхвнутреннее и внешнее пространства должны дополнять друг друга, детали не могут противоречить целомузодчие ориентируются на вопросы литургии и символики архитектурных форм православного храма, учитывают ландшафт местности, городские или сельские градостроительные условия;

— современные православные христианские комплексы г. Барнаула играют важную градостроительную роль, их многофункциональность находит отражение в архитектурно-планировочном решении;

— определена градостроительная роль храмов и часовен в городах края и в сельской местности: храмы по-прежнему составляют систему ориентиров города и села;

— анализ современной градостроительной ситуации позволяет отметить два направления: в первом, храм играет определенную роль доминанты в окружающей застройке, во втором, храм, расположенный, в старой части города или в новом районе среди плотной застройки не является ее композиционным центром;

— выявлены изменения исторически служившейся структуры размещения православных храмов в городевсе традиционные типы размещений получили свое развитие в современных условиях, но трансформировались с учетом новой градостроительной планировкипоказана важная роль ландшафта при размещении храма в сельской местности;

— новые технологии и материалы влияют на художественный образ храмаархитектоника церковного сооружения, его акустика, технология строительства, используемые материалы, их фактура, цвет и т. д. должны соответствовать литургическому предназначению храма;

— несмотря на большое количество построенных храмов, и часовен необходимо отметить, что большинство из них это малые храмы, вместимостью до 100 человек.

Больших, монументальных соборов или храмов, вместимостью до 500 человек и выше возведено лишь единицы. Причины такой ситуации автор видит в отсутствии традиций архитектурной практики, отсутствии общей градостроительной концепции в городах и селах Алтая.

— инновации в культовом зодчестве заключаются в области технологии строительства, а также в области применения новых отделочных материалов.

Итогом проведенной работы является, составленный автором на основе натурных исследований и изучения материалов архитектурной графики каталог православных храмов и часовен, возведенных на рубеже ХХ-ХХ1 века.

Архитектурный образ православного храма в XXI веке должен органично соответствовать всей совокупности церковных искусств и церковных канонов и в тоже время быть близок мироощущению современного человека. Согласимся со словами бывшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества».

Отдельные выводы и положения диссертации были изложены в докладах и выступлениях на всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях и семинарах.

Заключение

.

На основании изученной научной литературы и анализа выявленных источников, в том числе материальных, натурных исследований, автор диссертации считает возможным сделать следующие выводы: в культовом зодчестве Алтая идет творческий поиск нового образа храма, соответствующего представлениям об архитектуре XXI века. Как правило, общие объемно-пространственные решения современных построек укладываются в известные традиционные схемы, но наблюдаются попытки выйти за рамки привычных представлений о культовой архитектуре. Необходимо отметить, что поиск новой образности храма ведется алтайскими архитекторами очень корректно.

Мастерство современного архитектора, занимающегося проектированием православных объектов, складывается из багажа знаний православных архитектурных традиций, лучших образцов храмового зодчества, православной символики, а также процессов, протекающих в современной церковной архитектуре. В конечном итоге это должно выразиться не в копировании уже существующих форм, а в их переосмыслении и умелом применении в архитектурной практике. Традиции не мешают архитектору реализовать свои представления о культовой архитектуре XXI в., об этом свидетельствует развитие архитектурных образов христианских храмов Алтая. Научную новизну исследования определяют прежде всего выявленные новые источники и осуществление комплексного искусствоведческого и системного анализа.

Введение

в научный оборот более 40 объектов храмового зодчества края, определение их градостроительной роли в современных городах и селах, художественных особенностей и стилевых характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК):
  2. Алтайский губернский революционный комитет (ФР. 9)
  3. Алтайский исполком губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ФР, 10)
  4. Барнаульское епархиальное управление (Ф. 138)
  5. Богородице Одигитриевская церковь г. Барнаула (Ф. 63)
  6. Дмитриевская церковь г. Барнаула (Ф. 64)
  7. Знаменская церковь г. Барнаула (Ф. 131)
  8. Покровская церковь г. Барнаула (Ф. 130)
  9. Димитриевская церковь, г. Бийск, ул. Ильи Мухачева, 2286 Ю. Михайло-Архангельская часовня, Бийский р-н, федеральная трасса
  10. Барнаул-Бийск П. Никольская церковь, г. Барнаул, пр. Ленина, 36 12. Покровский кафедральный собор, г. Барнаул, ул. Никитина, 137 1 З. Покровская церковь, г. Бийск, ул. Амурская, 120
  11. Успенский кафедральный собор, г. Бийск, ул. Советская, 13
  12. Храм Димитрия митрополита Ростовского, г. Барнаул, пл. Спартака, 10
  13. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Барнаул, ул. Шумакова, 25а
  14. Храм Вознесения Господня, Научный городок, 40
  15. Храм Богоявления Господня Александро-Невского храмового комплекса, г. Барнаул, ул. А. Петрова, 221
  16. Храм Преподобного Серафима Саровского, перрон железнодорожного вокзала, г. Барнаул
  17. Храм Иверской иконы Божьей Матери, г. Барнаул, ул. Ядринцева, 66
  18. Храм Иоанна Предтечи, пос. Черницкое, ул. Пионеров, 6
  19. св. Антония Киево-Печерского, г. Барнаул, пр. Ленина, 142 а
  20. Храм иконы Знамения Божьей Матери г. Барнаул, ул. Б. Олонская, 24
  21. Храм во имя святого Георгия Победоносца, г. Новоалтайск
  22. Храм Архистратига Божия Михаила, г. Новоалтайск, ул. Октябрьскя. 24е
  23. Храм Иверской иконы Божьей Матери, г. Новоалтайск, ул. Советов 2а
  24. Храм святителя и чудотворца Николая, г. Белокуриха, ул. Славского, 32
  25. св. целителя Пантелеймона, г. Белокуриха, ул. Дальняя, 18
  26. Храм во имя Святой Троицы в с. Троицкое
  27. Храм архистратига Божия Михаила, с. Малышев Лог
  28. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Солонешное
  29. св. великомученицы Екатерины, с. Сростки, ул. Советская
  30. св. великомученицы Варвары, пос. Сибирский
  31. Храм иконы Знамения Божьей Матери, с. Курья
  32. Храм иконы Казанской Божьей Матери, с. Коробейниково
  33. Храм Смоленской иконы Божьей Матери, с. Смоленское
  34. Храм Рождества Христова, с. Соколово
  35. Храм во имя Спиридона Тримифунтского, пос. Санниково, ул. Луговая, 64
  36. Храм Преображения Господня, с. Озерки
  37. св. благоверного князя Димитрия Донского, г. Барнаул,
  38. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917−1998). Барнаул. 1999.
  39. История Алтая в документах и материалах. Конец XVIII- начало XX века. Барнаул, 1991. С. 322
  40. Я. Е. Храмы Алтая: Справочник.- Барнаул, 1997. С. 28. ч. ГАТО. Ф. 1. ОП.З. св. 3. д. 66.47."О свободе совести и религиозных объединениях" от 26. 09. 1997 № 125-ФЗ
  41. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской федерации от 26. 05. 2002 № 73 ФЗ (ред. 03.06.2005 № 57 — ФЗ)1. Периодическая печать:
  42. Альманах «К Свету» вып. 20. М., — 2002.
  43. Алтайская Миссия.- 2006. -№ 8.
  44. Алтайская Миссия -2009.- № 6 № 7 № 11
  45. Алтайская Миссия -2011.- № 10.
  46. Алтайская Миссия -2012-№ 9.
  47. Алтайская правда. 1992.- 12 авг.
  48. Алтайская правда. 1998.- 10 янв.
  49. Алтайская правда. -2001. 12 дек.
  50. Аргументы и факты. 2008.- 25 июня- 1 июля (№ 26).
  51. Аргументы и факты. 2011.- 21−27 дек. (№ 51)
  52. Архитектура, строительство, дизайн" -2012.-№ 1.
  53. Вечерний Барнаул. 1994.- 20 дек.
  54. Вечерний Барнаул. 2001.- 31 окт.
  55. Вечерний Барнаул. 2009. — 24 июля.
  56. Вечерний Барнаул -2010.-№ 2.- 7 янв.
  57. Город Белокуриха. 2012, — 9 авг.
  58. Деловой Бийск-2011.-№ 26.- 29 июня.
  59. Комсомольская правда. 2002.- 17 янв.
  60. На земле Троицкой -2010.-30 нояб .
  61. Свободный курс-1996.-15 фев.
  62. Свободный курс-2012.-21 июня1. Архитектурная графика:
  63. Архитектурная графика из архивов художественно-архитектурных мастерских П. И. Анисифорова, А. Ф. Деринга, С. Г. Рыбак, К. Б. Храбрых.
  64. Материалы выставки, посвященной 20-летию деятельности «Творческой мастерской архитектора А. Ф. Деринга ЗАО „Классика“. Барнаул, Арт-галерея Республика ИЗО, 2012 г.
  65. Материалы выставки „Проекты современных Алтайских архитекторов в области православного храмостроения“ (мастерская П.И. Анисифорова). Епархиальный семинар храмостроителей 31. 08. 2012 г.
  66. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Прогресс, 1983.-368 с.
  67. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М.: Эллис Лак, 1997. — 736с.
  68. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия / гл. ред. A.B. Иконников. М.: Стрйиздат, 2001. -688 с.
  69. Н. И. Малая архитектурная энциклопедия / Н. И. Баторевич, Т. Д. Кожицева. СПб.: Дм. Буланин, 2005. -701с.
  70. С. Н. Архитектура Барнаула / С. Н. Баландин. Барнаул, 1974. -109с.
  71. Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. М.: Просвещение, 1993. — 221с.
  72. К. В. Символ и духовный опыт православия / К. В. Бобков, Е. В. Шевцов. М.: 1996. — 307с.
  73. С. А. Памятникам архитектуры вторую жизнь. / С. Боженко // Молодежь Алтая. 1984. 15 марта. С. 3.
  74. Е. А., Русская архитектура второй половины XIX в / Е. А. Борисова. М.: Наука, 1979. — 320с.
  75. Е. А. Русская архитектура конца XIX начала XX века / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. — М.: Наука, 1971.- 239с.
  76. Е. А. Русский неоклассицизм / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. -М.: Галарт, 2002. 288с.
  77. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство X XX вв./ И. Л. Бусева-Давыдова // Православная энциклопедия. М., 2000. — 526 с.
  78. Г. К., Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. -М.: Искусство, 1987.- 285с.
  79. . Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. М., 1985.-283 с.
  80. В. Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура / В. Г. Власов. В 2 Т. Т 1. СПб.: Лита, 1998. 672 с.
  81. В. Г., Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства/ В. Г. Власов. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2008. Т. 9.-766с.
  82. Е. Р. Архитектура современной православной приходской церкви (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. .канд. архит. СПб: Санкт
  83. Петербургский государственный архитектурно-строительныйуниверситет. 1996.-28с.
  84. Р. Ю. Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце
  85. XIX первой трети XX веков.: Автореф.. канд. иск. — Барнаул, 2009. -25 с.
  86. Всеобщая история архитектуры. В 12 Т. Т. 11./ Под. ред. Н. В. Баранова. М.: Стройиздат, 1973. 888 с.
  87. М. С. Новые храмы Барнаула / М. С. Добрынина // Культурное наследие Сибири. -Барнаул, 1996. Вып. 7. -С. 82−83.
  88. М. С. Сибирские храмы в конце XX в./ М. С. Добрынина // Актуальные вопросы истории Сибири. -Барнаул, 1998.- С 335 -336
  89. А. П. и др. Памятники архитектуры Барнаула / А. П. Долнаков. -Барнаул, 1982. 158 с.
  90. А. П. Бийскиий район. Бийск. Памятники истории и культуры / А. П. Долнаков. Бийск, 1993. -179с.
  91. JI. И. Церковь Святителя Дмитрия Ростовского. История и современность / JI. И. Ермакова, Т. В. Скворцова. Барнаул, 2011.- 125с.
  92. В. А. Архитектура католических храмов западной Европы
  93. XX в. Тенденции развития и основные вопросы организации пространства.: Дисс. .канд. арх. -М., 2001. 184с.
  94. Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве / Т. П. Знамеровская. JL: Знание, 1975. 40 с.
  95. JI. Монастырская жизнь: Иоанно-Кронштадский монастырь с. Кислуха Первомайского района / Людмила Извекова// Алтайская правда. 2007. — 30 ноября с.6
  96. А. В. Историзм в архитектуре / А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1991.-559с.
  97. А. В. Проблемы формообразования в архитектуре / А. В. Иконников. М., 1974. — 91с.
  98. А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность / А. В. Иконников. Т.1.М.: Прогресс традиция, 2001. 655 с.
  99. А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. М.: Стрйиздат, 1986. -288 с.
  100. История русского и советского искусства / ред. Д. В. Сарабъянов. М.: Высшая школа, 1979. 387с.
  101. И. П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья).: Автореф.. канд. арх. -М.: 2002.- 155 с.
  102. И. И. Философия христианского зодчества / И. И. Карпушин. М., 2005, — 424 с.
  103. В. В. Архитектура русского модерна: опыт формологического анализа/В. В. Кириллов. М.: Изд-во МГУ, 1979. -213с.
  104. Е. И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кириченко. -М.: Искусство, 1986. -344с.
  105. Е. И. Русский стиль / Е. И. Кириченко. М.: Галарт, 1997. -432с.
  106. Е. И. Русская архитектура 1830−1910-х годов / Е. И. Кириченко. -М.: Искусство, 1982. 399 с.
  107. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс. Энциклопедия, 1994.
  108. Ю. А. Монастыри Алтая / Ю. А. Крейдун // История Алтайского края. 18−20 вв.: науч. и док. мат. / ред.кол. Т. К. Щеглова, А. В. Контев. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. — С. 108 -154.
  109. Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX начале XXI в.: монография /10. А. Крейдун. — М.: ПСТГУ, 2008. — 200с.
  110. Крейдун 10. А. Архитектурно строительные особенности современных православных храмов Горно-Алтайска / 10. А. Крейдун // Известия Алтауского государственного университета. — Барнаул, 2010. -№ 2/2(66).-С. 138- 144.
  111. Ю. А. Храмовое зодчество юго-западной Сибири XIX -начала XX в. в контексте миссионерской деятельности русской православной церкви: Автореф.. .доктора иск. Барнаул, 2011. -47с.
  112. Я. Е. Православные храмы Барнаула / Я. Е. Кривоносое. -Барнаул: 2001. 100с.
  113. М. П. Москва Третий Рим (Историко — градостроительное исследование) / М. П. Кудрявцев. — М.: -1994.- 255с.
  114. М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм / М. Кудрявцев, Т. Кудрявцева //К Свету. 1994.-№ 17
  115. Н. В. Современная православная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов.: Автореф.. канд. архит. СПб: Санкт-Петербургский гос. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры. 2010. — 32с.
  116. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ред. К. Т. Топуридзе. М.: Прогресс, 1977.-301с.
  117. В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX -начала XX веков / В. Г. Лисовский. Л., 1988. — 31 с.
  118. В. Г. „Национальный стиль“ в архитектуре России / В. Г. Лисовский. -М.: Совпадение, 2000. -415с.
  119. Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. СПб.: Блиц, 1999. -191 с.
  120. А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. Киев:1994.- 285 с.
  121. А. Ф. Форма Стиль — Выражение / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1995.-944 с.
  122. М. Р. История культовой архитектуры Алтая XVIII нач. XX веков. Дисс.. канд. иск. 1999. -168 с.
  123. К. Покровский кафедральный собор/ К. Метельницкий// Алтайская миссия. 2003. № 2
  124. К. Экскурсия по старому Барнаулу / К. Метельницкий// Прямая речь. 1990. № 5.
  125. А. С. Символика христианского храма и его составных частей. /Архитектура и строительство России № 11. -1991. С. 48−49.
  126. Новоалтайск. К 60 летию города. -Барнаул, 2002. — 377с.
  127. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия Рипол классик, 2005. -1456 с.
  128. Г. Д. Некоторые моменты истории Барнаула. Барнаул: Барн. окрж. Архив, 1929. 24с.
  129. Образцовые проекты церковных строений. Материалы альбомов XIX в. -М.: Логос, 2003.-763с.
  130. С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. М.: Русский язык, 1991. -917 с.
  131. Описание и анализ памятников искусства: учебное пособие / Т. М. Степанская. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. — 56с.
  132. А. Л. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа.: Дисс. .канд. иск. -М., 2002. -199с.
  133. А. С. Архитектурные термины: иллюстрированный словарь / А. С. Партина. М.: Стройиздат, 2001.- 207 с.
  134. Переосмыслить роль культуры в жизни общества // Журнал Московской Патриархии. 2012. № 4.
  135. В. И. История русской архитектуры / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. Л.: Стройиздат, 1984. — 512с.
  136. Н. С. Стилевые тенденции в архитектуре сибирских городов: Дисс. .канд. иск. Барнаул, 2012. — 177с.
  137. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (КСП 31−103- 99) /сост. М. Ю. Кеслер М.: АХЦ „АРХХРАМ“, 2005. Т. 1, 2, 3.
  138. Православная энциклопедия: Русская православная церковь / Под общ. ред. Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2008. — 654с.
  139. П.А. Древнерусская архитектура / П. А. Раппопорт. М., 1970.
  140. Русская православная церковь и Советская власть в 1917 1927гг.
  141. Вопросы истории. 1993. № 8.
  142. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. — 719с.
  143. Д. В. История русского искусства второй полвины XIX века / Д. В. Сарабьянов. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 384с
  144. Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д. В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 320с.
  145. Ю. Э. Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях.: Автореф. канд. архит. М. 2000.
  146. Т. А. Константин Тон / Т. А. Славина. JL: Стройиздат, 1989. — 222с.
  147. М. С. Об изъятии церковных ценностей на Алтае / М. С. Смуткина // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Барнаул, 1995.
  148. Н. Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий: учебное пособие для ВУЗов / Н. Ш. Согоян. М.: Архитектура, 2006. — 384с.: илл.
  149. А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. -223с.
  150. А. В. История Барнаула XVIII XX вв. / А. В. Старцев, М. О. Тяпкин, О. А. Тяпкина. — Барнаул: Красный угол, 2010. — 394с.
  151. Т. М. К вопросу о художественной ценности памятников архитектуры конца XVIII первой половины XIX вв. в г. Барнауле/ Т. М. Степанская. //250 лет горного производства на Алтае. Барнаул, 1977. тез. докл. науч. конф. С. 82 -86
  152. Т. М. Культовое зодчество Алтая / Т. М. Степанская // Алтайский сборник. Вып. 14. Барнаул, 1991. С. 94 -104, 133 137.
  153. Т. М. Богоявленская церковь города Камня на Оби /Т. М. Степанская // Алтайский сборник. Вып. 15. Барнаул, 1992. С. 186 192.
  154. Т. М. Храмы Барнаула: Петропавлов. Собор, церковь Дмитрия Ростовского, Покровский собор и др. / Т. М. Степанская. //Сибирская старина.- 1994.-№ 8.-С. 14−23:ил.
  155. Т. М. Стилевые направления архитектурного наследия Алтая в конце XIX нач. XX в. / Т. М. Степанская // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. -Барнаул, 1995. -С.202−205:ил.
  156. Т. М. Собор Св. Петра и Павла в Барнауле/ Т.М. Степанская//Энциклопедия Алтайского края.-1997.-Т.2.-С.335.
  157. Т. М. Храм как духовная, эстетическая и художественная целостность / Т. М. Степанская.// Вестник Новосибирского отделения Петров.акад. науки искусств,-1997.-№ 3.-С.32−35: ил.
  158. Т. М. О сельском храме / Т. М. Степанская. // Михайловский район: Очерки истории и культуры.-1999.- С.182−185: ил.
  159. Степанская, Т. М. Архитектура Алтая XVIII- XX вв / Т. М. Степанская.- Барнаул, 2006.- 568с.
  160. Строительство храма Иоанна Богослова. Барнаул 2003 2007гг./ DVD диск
  161. JI. Е. Русская икона / JI. Е. Такташова. Владимир, 1993. -128с.
  162. Тиц А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, Е. В. Воробьева.- М.: Стройиздат, 1986. 308 с.
  163. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под. ред. Ушакова Д. Н. Т. 4, М.: Астрель, 2000. 752 с.
  164. А. Европейская архитектура XX века / А. Уиттик. М.: Госстройиздат, 1960. 284 с.
  165. Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля / Е. Н. Устюгова. СПб.: Из-во С-Пб. Ун-та, 2006. -260 с.
  166. К. Н. 100 лет со дня освящения Свято-Никольского храма / К. Н. Филатов// Барнаульский хронограф. 2006.: календарь памятных и знаменательных дат. Барнаул, 2005. — с .12−14
  167. Хан-Магомедов С. О. Цивилизация, культура, архитектура (Российский парадокс) // С. О. Магомедов / Архитектура в истории русской культуры. Сборник науч. трудов НИИТАГ. М., -1996. 358 с.
  168. . Стиль XX века / Б. Хиллер. М.: Слово, 2004. -240 с.
  169. Н. Ф. Новейшая зарубежная архитектура/ Н. Ф. Хомутецкий. Л.: Из-во ЛИСИ, 1971. 76 с.
  170. Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. / Под. ред. И. А. Бондаренко. -М.: УРСС, 2004. -670с.
  171. А. Н. Архитектура Запада и мировое искусство XX века / А. Н. Шукурова. М.: Стройиздат, 1990.- 317 с.
  172. Д.П. Региональные особенности архитектуры эклектики в российской провинции / Д. П. Шульгина. М.: ЛЕНАНД, 2010. — 184с.
  173. Энциклопедия Алтайского края. В 2 Т. -Барнаул, 1997.
  174. И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма / И. В. Юрасова электронный ресурс. заглавие с экрана. — Режим доступа: http: //www.rusarch.ru/jurasovaI.htm181. Architectura № 3−4. 1989
  175. Pehnt W. Die Architektur des Exprressionismus. Stuttgart: Hatje, 1973. -231c.
  176. Pehnt W. Rudolf Schwarz. Architekt einer anderen Moderne. -Stuttgart: Hatje, 1997.-315 c.
  177. Hiller В. Art Deko. London: Studia Vista, 1973. -305 с.
  178. Hiller В. Art Deko of the Twenties and Thirties. London: Studia Vista, 1973.-325 c.
  179. Wright F. L. Frank Lloyd Wright: Architectural Drawings and Decorative Art. London: Fisher Fine Art Ltd. 1986. — 279 c.
  180. Официальный сайт Барнаульской Епархии Электронный ресурс. -Заглавие с экрана. Режим доступа: http altai.eparhia.ru
  181. Информационный портал г. Барнаула Электронный ресурс. Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://www.barnaul-altai.ru
  182. Пресс-центр городской администрации. Сегодня в Барнауле открылась часовня Александра Невского. Электронный ресурс. /Администрация -Режим доступа: http: //www.barnaul. org/news1. Иллюстрации
  183. Рис. I. Димитриевская церковь, г. Барнаул 1989 г. фото из архивных источников)
  184. Рис. 2. Современный каркас купола Димитриевской церкви
  185. Рис. 4. Восточный фасад Знаменской церкви (из опубликованных источников)
  186. Рис. 5. Северный фасад Знаменской церкви (из опубликованных источников)
  187. Рис. 6. Знаменская церковь 2010 г. фото автора)
  188. Рис. 7. Установка купола Знаменской церкви г. Барнаул (www.eparhiya.ru)
  189. Рис. 8. Знаменская церковь (фото автора 2010 г.)
  190. Рис. 9. Знаменская церковь (фото автора 2012 г.)
  191. Рис. 10. Макет собора во имя св. благ, князя Александра Невского арх. А. Ф. Деринг.
  192. Рис. 11. Общий вид на храмовый комплекс св. благ, князя Александра Невского г. Барнаул
  193. Рис. 12. Богоявленский храм (фото автора 2011 г.)
  194. Рис. 13. Звонница в Александро-Невском храмовом комплексег. Барнаул
  195. Рис. 14. Водосвятная часовня в Александро-Невском храмовомкомплексе г. Барнаул
  196. Рис. 15. Строительство собора св. князя Александра Невского, г. Барнаул (фото автора 2012 г.)
  197. Рис. 16. Строительство собора св. князя Александра Невского, г. Барнаул (фото автора 2012 г.)
  198. Рис. 17. План собора св. князя Александра Невского-п-эй
  199. Рис. 18. Южный фасад собора св. благ, князя Александра Невского
  200. ИДО» Александра Н.С.ОЩ, БвдаглЫ ы^.!""! ,!!*-1 М--—Г'"1. * ««
  201. Рис. 19. Проект собора св. благ, князя Александра Невского (арх. А. Ф. Деринг)
  202. Рис. 21. Часовня св. великомученицы Тагианы г. Барнаул, арх. С. Б. Поморов (фото автора 2011 г.)
  203. Рис. 20. Часовня св. благ, князя Владимира г. Барнаул, арх. А. Ф. Дерингфото автора 2010 г.)
  204. Рис. 22. Эскизный проект часовни Димитрия Донского (арх. А. Ф. Деринг)
  205. Рис. 23. Часовня Димитрия Донскогог. Барнаулт
  206. Рис. 24. Храм св. великомученицы Варвары пос. Сибирский
  207. Рис. 25. Храм Иверской иконы Божьей Матери г. Барнаул (фото автора 2010 г.)
  208. Рис. 26. План храма Иверской иконы Божьей Матери в г. Новоалтайске
  209. Рис. 27. Фасад храма Иверской иконы Божьей Матери в г. Новоалтайске
  210. Рис. 28. Проектная визуализация храма Иверской иконы Божьей Матери г. Новоалтайск (мастерская П. И. Анисифорова)
  211. Рис. 29. Фасад храма Иверской иконы Божьей Матери (фото автора 2011 г.)
  212. Рис. 31. Храмовая икона (фото автора 2011 г.)жный фасад Свято -Георгиевского храма в г. Новоалтайске (фото автора 2011г)
  213. Рис. 33. Свято-Георгиевская церковь, г. Новоалтайск (фото автора 2011 г.)
  214. СЕИ ХРАМ ВОЗВЕДЁН ИЗ ОБЛИЦОВОЧНОГО
  215. КИРПИЧА, ПОЖЕРТВОВАННОГО ЦОФ АБАШЕВСКАЯ1. ДИРЕКТОР Ю.Л.ВЯЛЬЦЕВ/
  216. Рис. 34 Храм Архистратига Божия Михаила, г. Новоалтайск (фото автора 2011 г.)
  217. Рис. 35. Этапы возведения храма (фото автора 2009 г.)
  218. Рис. 36. Храм во имя св. Николая Чудотворца в с. Солонешное (фото автора 2011 г.)т
  219. Рис. 37. Храм Антония Киево-Печерского г. Барнаул (фото автора 2012 г.)
  220. Рис. 38. Фрагмент росписи нижнего храма Рис' 39' ХРам великомученицы Екатериныс. Сростки (фото автора 2011 г.)
  221. Рис. 40. Центральный вход в храмсв. великомученицы Екатерины (фото автора 2011 г.)
  222. Рис. 41. Парадное крыльцо (фото автора 2011 г.)
  223. Рис. 42. План храма в с. Усть-Пыжи (мастерская П. И. Анисифорова)
  224. Рис. 43. Проектная визуализация храма блаженной Ксении Петербуржской в с. Усть -Пыжи
  225. Рис. 44. Проект храма Сииридона Тримифунтского, пос. Санниково
  226. Рис. 45. Южный фасад храма Спиридона Тримифунтского, пос. Санниковомастерская П. И. Анисифорова)
  227. Рис. 47. Проектная визуализация храма Архистратига Божия Михаила в с. Новороманово
  228. Рис. 49. Проектная визуализация храма Андрея Первозванногомастерская А. Ф. Деринга)
  229. Рис. 50. Проект храма св. Троицы в с. Косиха (арх. С. Г. Рыбак)
  230. Рис. 51. Макет Петропавловской церкви в с. Бобровка. (мастерская А. Ф. Деринга)
  231. Рис. 52. Восточный фасад храма Спиридона Тримифунтского (фото автора 2012 г.)У
  232. Рис. 55. Храм св. Троицы в с. Троицкое (фото автора 2011 г.)1. ООО5001. ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ1. Г* Наименование Площадь wароероб2 Иконная паека3 Храм1. Ч Притвор5 Алтарь6 Риэмаяг Тамбур
  233. Церковь в cene Барвноека Алтайского края1. П|И» Ивотм * С ОС М 1 ТОС
  234. Рис. 56. План церкви в с. Барановка
  235. Рис. 57. Проектная визуализация. Храм в с. Барановка (мастерская П. И. Анисифорова)
  236. Рис. 58. Свято-Макарьевский монастырь. Стадия строительства (г. Бийск)
  237. Рис. 59 Храм Архистратига Божия Михаила с. Малышев Лог (мастерская П. И. Анисифорова)
  238. Рис. 60. Фрагмент фасада Знаменского храма в с. Курья (фото автора 2012 г.)
  239. Рис. 61. Фрагмент фасада (фото автора)
  240. Рис. 62. Фрагмент фасада (фото автора)
  241. Рис. 63. Проектная визуализация Знаменской церкви в с. Курья (мастерская Г1. И. Анисифорова)4 I
  242. Рис. 64. Церковь Николая Чудотворца, г. Белокуриха
Заполнить форму текущей работой