Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурфилософия Ф. Ницше в контексте художественной культуры XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На идейную зависимость футуризма от философии немецкого мыслителя указывает В. А. Крючкова, а М. Ю. Герман подчеркивает схожесть главного героя (Мафарка-эль-Бар) романа Марринетти «Мафарка-футурист» со сверхчеловеком ницшеанского толка. Прямые аналогии между романом Маринетти «Мафарка-футурист» и философской притчей Ницше «Так говорил Заратустра» проводит и российский исследователь B.C. Турчин… Читать ещё >

Содержание

  • Р
  • Глава 1. Реконструкция философии культуры Ф. Ницше
    • 1. Культурфилософия первого периода: романтико-пессимистическая" эстетика
    • 2. «Критическая» философия культуры второго периода: аксиологический нигилизм и бинарность
    • 3. «Сверхчеловеческая» философия культуры третьего периода: воля к власти" и дионисизм
  • Глава 2. Влияние культурфилософии Ф. Ницше на художественную культуру XX века
    • 1. Эстетико-семантические направления художественной культуры XX столетия и её философско-мировоззренческие основы
    • 2. Ницшеанство в авангардно-модернистских художественных течениях
    • 3. Влияние культурфилософии Ф. Ницше на постмодернизм
    • 4. Гуманистическое прочтение «сверхчеловеческой» культурфилософии Ф. Ницше в художественной культуре XX века

Культурфилософия Ф. Ницше в контексте художественной культуры XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Несмотря на более чем столетнюю историю существования зарубежного и отечественного ницшеведения, творческое наследие Ф. Ницше и сейчас вызывает живой интерес со стороны научного сообщества. Повышенное внимание к философии Ницше связано, в первую очередь, с влиянием его идей на многие области и сферы культуры XX века. Вне зависимости от оценок, даваемых немецкому мыслителю, его философия прочно вошла в современную культуру, предвосхитив появление целого ряда её феноменов. Имя Ф. Ницше часто называют в одном ряду с К. Марксом, 3. Фрейдом и А. Эйнштейном1, т. е. людьми, чей вклад в формирование культуры минувших столетий невозможно переоценить.

В силу ряда причин исследователи, как правило, анализировали влияние философии Ницше на политическую, этическую и религиозную области культуры. Однако сфера восприятия культурой XX столетия творчества немецкого мыслителя была (и остаётся сегодня) много шире. Общеизвестно, сколь велико было влияние идей немецкого мыслителя на художественную культуру XX века.

Следует также отметить, что исследованность художественного пространства XX в. ввиду его принципиальной неоднородности и этико-эстетической полифоничности на сегодняшний день явно недостаточна. В этой связи представляется достаточно обоснованным и даже теоретически необходимым обращение к творческому наследию великого немецкого мыслителя — Ф. Ницше, поскольку влияние этого философа на становление многих значимых явлений (течений, школ, тенденций) художественной культуры XX столетия не только значительно, но и, можно сказать, беспрецедентно. Следовательно, обращение к философии (культурфилософии) Ницше, несомненно, поможет более целостному и адекватному пониманию духовных, гуманистических и художественных процессов, происходящих в современ.

1 См.: Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004. С. 291- Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005; Соловьёв B.C. Идея сверхчеловека // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996. В 2-х. Т. 1- Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005. С. 451. ной культуре. Именно такое понимание роли творческого наследия Ницше и явилось главным побудительным мотивом, обусловившим выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Фактически каждый исследователь художественной культуры XX в. так или иначе отмечает наличие определённого влияния на нее культурфилософских воззрений Ницше. Одновременно авторы, как правило, ограничиваются, во-первых, общей констатацией «важности и значимости» идейной концепции немецкого мыслителяво-вторых, рассмотрением определённых направлений или непосредственно творчества отдельных художников на предмет их связи с философией Ницше.

Советский исследователь С. Можнягун, например, считает Ницше одним из «идеологов и духовных отцов» всей культуры модерна3. Автор причисляет немецкого мыслителя к «философии жизни» и отчасти интуитивизму, а также бегло говорит о влиянии его философии на иррациональные мотивы в художественной культуре XX века4. Из зарубежных авторов, указывавших на тесную связь между искусством модерна и философией Ницше, можно отметить И. Хейнтеля и П. Хеллера.

Помимо причастия к авангардно-модернистскому искусству, целый ряд отечественных и зарубежных исследователей обращают внимание на влияние эстетических воззрений Ницше на художественную культуру постмодернизма. М. Хестер, А. Гедо и П. Каркама связывают само появление культуры постмодерна с философией немецкого мыслителя. С ними солидарен В. Велып, который видит в ницшеанском сверхчеловеке будущий проект «человека постмодернизма"5.

Также многие ученые, анализируя творчество ведущих теоретиков постмодернизма, констатируют глубокое проникновение в него отдельных идей.

2 См.: Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб., 2007; Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб., 2003; Можнягун С. О модернизме. М., 1970.

3 Можнягун С. Указ. соч. М., 1970. С. 61- 79.

4 Там же. С. 100−123.

5 Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного понятия И Путь. М., 1992. № 1. С. 109−136.

Ницше, Так, В. М. Дианова находит ницшеанские мотивы в творчестве Ж. Деррида, У. Эко и Ж. Бодрийара. Французский исследователь В. Декомб проводит прямую параллель между сущностным пониманием нигилизма как «провозглашение поражения позитивизма» у Ницше и М. Фуко. Д. Х. Миллер также говорит о прямой связи нигилизма как центрального элемента постмодернистской деконструкции с тотальной ницшеанской критикой и нигилизмом. В свою очередь, И. П. Ильин указывает на связь идей «безграничного контекста» и «принципиальной неопределённости любого смысла», присутствующих в теории постмодерна, с философией Ницше6. Помимо этого, автор обращает внимание на влияние немецкого философа на Ж. Деррида. На общность философских исканий французского и немецкого философов указывает Е. Гурко. Другой современный отечественный исследователь Н. И. Губанов утверждает, что постмодернистская идея о языке как инструменте созидания мира имеет свои истоки именно в концепции немецкого мыслителя7.

Известный учёный-эстетик В. П. Крутоус в ряде статей рассматривает влияния философии Ницше на культуру XX века. Особое внимание автор уделяет проявлению дионисической тенденции в современной культуре, отмечая её значимость. Исследователь приходит к выводу о наличии позитивных следствий присутствия в культуре дионисического начала, рождающего о внутрикультурную оппозицию". Одновременно В. П. Крутоус обращает внимание на принципиальную нежелательность возобладания дионисического в виде доминирующей тенденции в современной культуре.

Помимо рассмотрения влияния философии Ницше на художественную культуру XX в. вообще, ряд учёных пытаются выявить воздействие философии немецкого мыслителя на конкретные течения (и отдельных художников) в современном искусстве. Так, например, весьма популярно в исследователь.

6 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктнвизм. Постмодернизм. М., 1996. С. 10−18.

7 Губанов Н. И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1. С. 55.

8 Крутоус В. П. «Дионисизм» в культуре и контркультурные тенденции // Маргинальное искусство. М., 1999. С. 48. ских работах, посвящённых художественной культуре авангарда, проведение параллелей между философией Ницше и футуризмом.

И.С. Куликова говорит о восприятии итальянским футуризмом ряда идей немецкого мыслителя. Автор обращает внимание на ницшеанскую критику современной культуры, которая нашла своё отражение и своеобразное продолжение в манифестах идейного лидера футуризма Ф. Т. Маринетти. И. С. Куликова подчёркивает, что «механический человек футуристов удивительно напоминает сверхчеловека Ницше"9. Помимо этого, исследователь обозначает влияние философии немецкого мыслителя на отдельные направления современной массовой культуры.

На идейную зависимость футуризма от философии немецкого мыслителя указывает В. А. Крючкова, а М. Ю. Герман подчеркивает схожесть главного героя (Мафарка-эль-Бар) романа Марринетти «Мафарка-футурист» со сверхчеловеком ницшеанского толка. Прямые аналогии между романом Маринетти «Мафарка-футурист» и философской притчей Ницше «Так говорил Заратустра» проводит и российский исследователь B.C. Турчин. Мафарка-эль-Бар, по мнению автора, соединяет в себе внешний облик творений Леонардо да Винчи и Гойи (механический летающий человек) и нравственные черты ницшеанского сверхчеловека10. О. Петрочук также подтверждает наличие прямых аналогий между образами Мафарка-эль-Бара и Заратустры. Исследователь констатирует, что любимый герой Маринетти Мафарка есть «вульгарно сниженный и ширпотребный вариант ницшеанского Заратустры"11.

Помимо футуризма и творчества Маринетти, исследователи обращали внимание и на другие художественные течения и отдельных авторов, испытавших на себе влияние философско-эстетических воззрений Ницше. Так, например, советский исследователь-ницшевед С. Ф. Одуев указывает на влияние Ницше на творчество Т. Манна и С. Цвейга.

9 Куликова И. С. Философия и искусство модернизма М., 1980. С. 55.

10 Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 115.

11 Петрочук О. Футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1980. С. 123.

Французский исследователь истории искусства Б. Дориваль говорит об определённой связи фовизма с философией немецкого мыслителя. Он утверждает, что в фовизме наблюдается смесь кантианства и «горделивой мысли Ницше"12.

Современный российский историк культуры Е. Ю. Андреева бегло рассматривает отдельные примеры художественных практик постмодернизма, в которых нашли отражение идеи немецкого философа. Автор указывает на определённую связь перформансов И. Бойса и Г. Нитша с эстетическими воззрениями Ницше. Помимо этого, Е. Ю. Андреева обращает внимание на скульптуру братьев Диноса и Джека Чепмэнов «Сверхчеловек», видя в ней современный образ ницшеанского сверхчеловека13.

Польский литературовед и критик А. Буковская, исследуя в своей книге творчество А. де Сент-Экзюпери, обращает внимание на его связь с отдельными аспектами философии Ницше. Автор, рассматривая два произведения французского писателя — «Ночной полёт» и «Цитадель», говорит, что именно в них особенно ярко проявилась близость Сент-Экзюпери ницшеанской этике.

И, наконец, целый ряд исследователей, например, М. Ю. Корнеева, Э. Клюс, Ю. В. Синеокая, И. В. Кондаков, Ю. В. Корж и М. Н. Лобанова указывают на влияние философских идей Ницше на художественную культуру России Серебряного века, в особенности на символизм.

Важно отметить, что, в силу центральных исследовательских задач, которые ставились указанными авторами, вопрос о влиянии философии немецкого мыслителя на художественно-эстетические теории и практики культуры XX в. оказывался скорее периферийным. Учёные лишь констатируют наличие данной связи, никак не раскрывая её внутренних механизмов и особенностей. Поэтому вопрос о влиянии философии Ницше на художественную культуру минувшего столетия остается недостаточно разработанным.

12 Цит. по: Куликова И. С. Указ. соч. С. 31.

13 Андреева Е. Ю. Указ. соч. С. 308−310.

Актуальность темы

диссертационного исследования и степень её научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и задачи.

Объект диссертационного исследования: художественная культура XX в. в ее взаимосвязи с кулътурфилоСофией Ф. Ницше.

Предмет исследования: влияние кулътурфшософских воззрения Ф. Ницше на художественную культуру XX века.

Цель исследования: реконструировать и определить специфику философии культуры Ф. Ницше и выявить область, степень и характер её влияния на художественную культуру XX века.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

— системно и целостно проанализировать культурфилософские воззрения Ф. Ницше, с учётом трёхэтапного генезиса творчества немецкого мыслителя;

— выявить семантическое значение центральных понятий ницшеанской философии культуры: аполлоническая и дионисическая тенденции, сократическая культура, культура аристократов и рабов, воля к власти;

— раскрыть общие философско-мировоззренческие основания художественной культуры XX столетия;

— дать анализ влияния ницшеанской культурфилософии на авангардно-модернистское искусство;

— рассмотреть культурфилософские теории и художественной практики постмодернизма в аспекте их взаимосвязи с культурологическими, эстетическими и этическими воззрениям Ф. Ницше;

— определить степень влияния кульутрфилософии немецкого мыслителя на художественную традицию гуманистически ориентированного искусства XX века и возможность антигуманистического развития искусства, базирующегося на ницшеанской куль-турфилософии.

Методология исследования представляет собой комплекс философской методологии, общенаучных и специальных приёмов. Тематика диссертационного исследования предполагает интердисциплинарную область раскрытия поставленных задач. Поэтому решение цели и задач работы осуществляется на стыке культурфилософии, культурологии и эстетики.

Исследование построено на основе целостного и критико-аналитического подхода к анализу информации. Изучение текстов Ницше велось с использованием метода историко-философского анализа, философ-ско-культурологической методологии, феноменологической и герменевтической реконструкции. Метод сравнительно-контекстуального и семантического анализа применялся при исследовании влияния философских идей Ницше на художественную культуру XX века.

Источниковую базу исследования составили философские сочинения Ницше, теоретическая и художественная практика представителей авангардно-модернистской и постмодернистской художественной традиции, литературное творчество Сент-Экзюпери. Также работы современных отечественных и зарубежных ницшеведов и исследователей художественной культуры XX в., среди которых в первую очередь следует отметить Е. Ю. Андрееву, H.A. Бердяева, В. В. Бычкова, И. Е. Верцмана, Ж. Гранье, Ю. Н. Давыдова, А. Данто, Ж. Делёза, А. Ф. Лосева, Н. Б. Маньковскую, Б. В. Маркова, А.Е. Ра-деева, М. Хайдеггера, Ю. Цейтлера, К. Ясперса.

Научная новизна работы заключается в следующем: — развёрнуто и разноаспектно проанализировано влияние ницшеанской культурфилософии на авангардно-модернистскую художественную культуру;

— выявлены характерные и специфические особенности восприятия культурфилософских идей Ф. Ницше теорией и художественной практикой постмодернизма;

— раскрыт вектор и характер влияния философии Ницше на творчество Сент-Экзюпери;

— обоснована возможность как гуманистического, так и антигуманистического влияния философии Ницше на художественную культуру XX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воля к власти и дионисическая тенденция представляет собой центральные начала в окончательной культурфилософской концепции Ницше. Причём «затемнённость» понятия «воля к власти» даёт основания трактовать его как в биологическом, так и в духовно-созидающе-культурном аспектах. Дионисическое же начало связывается немецким мыслителем с тремя типами опьянения: сексуальное, наркотическое и трагическое (в аспекте жестокости). Все они в контексте «поздней» философии культуры Ницше положены в основание проекта «сверхчеловеческого» искусства, которое становится созидательным ядром «высшей» культуры.

2. Философское творчество Ницше стало идейной основой, сформировавшей социально-культурологические и эстетические основания футуризма. И именно воздействие философских воззрений немецкого мыслителя во многом сформировало разрушительно-нигилистический и антигуманистический характер культурфилософской и эстетической программы футуризма. Помимо этого, экспрессионизм и сюрреализм в своей теории и особенно художественной практике обращаются к различным аспектам ницшеанской «физиологической эстетики», а именно к дионисической иррациональности в двух сферах её существования — ужасного и сексуального. Одновременно в процессе «освоения» философии Ницше эти авангардно-модернистские течения породили ряд эстетических и художественных феноменов, вступающих в явное противоречие с изначальными идеями мыслителя. Эмоциональный посыл, рождаемый образчиками творчества художников данных направлений, во многом расходится с культурфилософской концепцией Ницше.

3. Общекультурологическая теория постмодернизма, восприняв отдельные идеи философии Ницше, оказалась в основе своей противоположна многим центральным положениям концепции немецкого мыслителя. Идеологов постмодернизма, во-первых, привлекали ряд неклассических методологических подходов к выстраиванию исследования («генеалогия знания»), во-вторых, им был больше близок внешний пафос, радикализм и формальная эпатажность идей немецкого мыслителя, а не сущностные основания его философии. Между тем отдельные (и весьма значительные) области постмодернистской художественной практики (акционизм, кинематограф) почти полностью опираются на «физиологическую эстетику» Ницше, реализуя её проект в самых разнообразных видах и жанрах современного искусства. Сами же образчики этого творчества демонстрируют свою антигуманистическую направленность и радикальный отказ от традиционных эстетически-ценностных ориентиров, и всё это во многом стало результатом влияния (и авторской интерпретации) ряда культурфилософких воззрений немецкого философа.

4. Ряд культурфилософских воззрений Ницше становится основанием для появления гуманистически ориентированных теоретических и художественно-практических феноменов в культуре XX века. И в данном аспекте особенно обращает на себя внимание проект «нового гуманизма» в творчестве Сент-Экзюпери, в котором нашли гуманистическое развитие отдельные идеи философии Ницше. Это доказывает возможность принципиальной разнонаправленности влияния философии немецкого мыслителя на художественную культуру XX в. — гуманисти-чески-созидающего и антигуманистически-разрушающего.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы:

— для уточнения понимания культурфилософских воззрений Ницше;

— для исследования содержательных оснований ряда эстетических и общекультурологических теорий и художественных практик XX века:

— для проведения более глубокой теоретической разработки проблем, поставленных в этой работе;

— для использования в учебных курсах по философии, истории культуры, культурологии, художественной культуре XX в., эстетике.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях различного уровня:

• Межвузовская научная конференция аспирантов и студентов «Истоки» (Липецк, ГОУ ВПО «ЛГПУ», апрель 2007);

• Международная научно-практическая конференция «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк, ГОУ ВПО «ЛГПУ», сентябрь 2007);

• Региональная научно-практическая конференция «Социализация личности в изменяющемся мире» (Елец, ГОУ ВПО «ЕГУ», октябрь 2007);

• Региональная научно-практическая конференция «Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации» (Липецк, ГОУ ВПО «ЛГТУ», май 2008).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социально-политических теорий Липецкого государственного педагогического университета и на кафедре философии Белгородского государственного университета.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, сделаем ряд обобщающих выводов. Рассмотрение культурфилососфских воззрений Ницше показало, что, с точки зрения немецкого мыслителя, становление культуры происходит через перманентно длящееся противоборство аполлонической и дионисической тенденций, которое рождает два принципиально отличных типа культуры — «рабов» и «аристократов» (сверхчеловеков). Так же выяснено, что искусство, в понимании Ницше, является центральной сущностнообразующей составляющей культуры в целом и необходимым элементом, способствующим выживанию человека.

Следует особенно отметить ориентированность всей культурфилосо-фии немецкого мыслителя на построение проекта лучшей, «сверхчеловеческой» культуры. Однако вследствие недостаточной точности, противоречивости и принципиальной (зачастую намеренной) незаконченности философской мысли Ницше, аутентичное понимание ряда центральных оснований «аристократической» культуры остаётся «затемнённым». Это приводит к возможности интерпретации всей «сверхчеловеческой» культуры как в сугубо физиологическом, так и духовном модусе.

Проведённое исследование показало, что культурфилософские воззрения Ницше, с одной стороны, оказались предельно актуальны и востребованы в художественной культуре XX века. С другой же стороны, представители культурной традиции XX в., использовавшие в своём творчестве идеи немецкого мыслителя, зачастую обращались к ним крайне избирательно и не всегда контекстуально-корректно.

Так, например, практически вся теоретико-эстетическая и художественная практика авангардного искусства проходила под знаком «переоценки всех ценностей», что имеет прямое созвучие и соотнесение с философией Ф. Ницше. Помимо этого, некоторые культурфилософские идеи мыслителя оказали существенное влияние на футуризм, экспрессионизм и сюрреализм. Однако указанные художественные течения демонстрировали двоякое отношение к философии немецкого мыслителя. Художники часто развивали отдельные идеи Ницше, зачастую выводя их из общего контекста его философии. Помимо этого, часто происходило семантическое ограничение культурфило-софии (в частности, эстетики) мыслителя рамками физиологического дискурса.

В рамках художественной культуры постмодернизма также наблюдается активное обращение к целому ряду философских идей Ницше. Одновременно постмодернистская культурфилософия демонстрируют слишком формальную, сугубо внешнюю генеалогическую причастность к воззрениям немецкого мыслителя. Ведущим идеологам постмодерна Ницше зачастую нужен лишь как символ, некая идеальная точка отсчёта своих идей. В свою очередь в рамках непосредственной художественной практики постмодернизма реализуются основные принципы «физиологической эстетики» Ницше. Художники, часто дословно следуя указаниям немецкого мыслителя, вводят в сферу эстетического дискурса всевозможные проявления безобразного, сексуального, злого и ужасного, преподнося их как лучшие открытия и проявления нового искусства.

Итогом влияния культурфилософских воззрений Ф. Ницше на авангардно-модернистскую и постмодернистскую художественную культуры стало возрастание в искусстве XX в. животно-сексуальных, жестоко-насильственных и наркотически-опьяняющих тенденций. Поэтому со всей определённостью можно утверждать, что непосредственное влияние философских идей немецкого мыслителя способствовало развитию антиэстетических и антигуманистических тенденций в современном (авангардно-модернистском и особенно постмодернистском) искусстве. Но это лишь один аспект прочтений и заимствований идей Ницше, явно негативный и разрушительный.

Одновременно культурфилософские воззрения немецкого мыслителя оказались способны в художественной культуре XX в. аккумулировать и прямо противоположные тенденции. Так, например, философия Ф. Ницше стала идейным фундаментом для построения системы «нового гуманизма» в произведениях французского писателя А. де Сент-Экзюпери. Последний, ощущая многие кризисные явления культуры XX в., в своём творчестве критикует вещизм, рационализм и процессы массовизации в современном обществе. Он пытается возродить человеческую духовность, ориентацию на идеальные высшие ценности, что позволит человеку обрести Смысл и всеобщее единение людей в Человеке. А. де Сент-Экзюпери активно использует в своём гуманистическом проекте ориентацию ницшеанской эстетики на сверхчеловечность, перманентное движение, преодоление себя, понятые в модусе духовного возрождения. Идейным фундаментом для создания французским писателем своей системы «нового гуманизма» стала философия Ницше, что, в свою очередь, свидетельствует о наличие чрезвычайно разнонаправленной потенции, содержащейся в творчестве немецкого мыслителя. Культурфило-софские воззрения Ницше оказались востребованы не только на пути разрушения и дегуманизации современной культуры, но и выявили свою способность вдохновить отдельных представителей современной художественной культуры на создание систем нового гуманизма и духовности, способствующих преодолению современного культурного кризиса.

В этом плане проведённое исследование продемонстрировало, что творческое наследие Ницше может стать интеллектуальным основанием для преодоления кризисных явлений в современной художественной культуре и инициировать восхождение Человека к новым духовно-творческим вершинам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Негативная диалектика. — М.: Научный мир, 2003. — 374 с.
  2. Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.
  3. И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше. -М.: ИНИОН, 1984.-76 с.
  4. В.Г. История западного искусствознания XX века. — М.: «Академический проект», 2003. 765 с.
  5. О. Язык Времени // Делёз Ж. Кино. М.: «Ад Маргинем», 2004. -С. 11−36.
  6. А. Театр жестокости (Второй манифест) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.anaumov.ru/Lecturcs/Artaudyteatrofcruel2.html
  7. М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высш. школа, 1990. — 174 с.
  8. Т. «Держитесь, мы идём.» // Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма / А. Буковская. М.: Радуга, 1983. — С. 5−17.
  9. H.A. Телевидение и театр: игры постмодернизма. М.: МПГУ, 2003.- 182 с.
  10. . Ненависть к поэзии. М.: Ладомир, 1999. — 614 с.
  11. А. Фридрих Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. В 2-х т. Мн.-М.: «Алкиона» — «Присцельс», 1996. — Т. 1. — С. 59−86.
  12. Н.Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990. — 48 с.
  13. H.A. Ницше и современная Россия // Биржевые ведомости № 14 650 от 04.02.1915. С. 4.
  14. H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2004. — 678 с.
  15. .М. Философия Ницше и фашизм. М.: Соцэкиздат, 1937. -143 с.
  16. O.A. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т, 2001. — 160 с.
  17. Г. А., Лобок A.M. Преодоление морали, или Парадоксы «нравственного искусства». — М.: Знание, 1990. — 62 с.
  18. Е.М. Ницше: философ-музыкант. — СПб.: Аменей, 1922. 67 с.
  19. В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. М.: Ком-Книга, 2005.-168 с.
  20. А. Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма. — М.: Радуга, 1983.-208 с.
  21. В.В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры: автореф. дис.. канд. философских наук. Тверь, 2004. — 22 с.
  22. . Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. — № 8−9.-С. 112.
  23. В.В., Бычкова Л.С. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 2. — С. 63−76- № 3. — С. 67−85.
  24. В.В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. — № 11.
  25. И. Философия Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. — 1935.-№ 6.-С. 80.
  26. В.В. Модернизм кризис буржуазного искусства // Модернизм: Анализ и критика основных направлений- Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. -М.: Искусство, 1980. — С. 9−29.
  27. Е.М. Очерки философии кино. — М.: Искусство, 1978. 232 с.
  28. В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного понятия // Путь. -1992. -№ 1.-С. 109−136.
  29. В.В. Аполлон и Дионис (О Ницше). -М.: Недра, 1924. 137 с.
  30. И.Е. Эстетика Ницше // И. Е. Верцман. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967. — С. 222−257.
  31. В.П. Конфликт эстетизма и историзма в философии Ницше // Историко-философский ежегодник'99. -М., 2001. С. 228−260.
  32. В.П. Философия Ницше в сумерках нашего сегодня // Ф. Ницше и философия в России / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. СПб., 1999. — С. 179 207.
  33. Виламовиц-Мёллендорф У. фон. Филология будущего! //Рождение трагедии / Ф. Ницше. М.: Ad Marginem, 2001. — С. 244−255.
  34. В.Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 320 с.
  35. Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ: дисс.. канд. философских наук. — Ставрополь, 2006. — 172 с.
  36. И. Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. В 2-х т. Т. 1. -Мн.-М.: «Алкиона» «Присцельс», 1996. — С. 314 324.
  37. Д. Родовая травма Электронный ресурс. // Вестник Европы. 2002. № 5. — Режим доступа: http://magazines.russ.rU/vestnik/2002/5/volch.html
  38. П.Г. Предпосылки анализа книги «Рождение трагедии» Ф. Ницше Электронный ресурс. Режим доступа: html://www.nietzsche.ru/read-23 8 .php
  39. Гадамер Г.-Г. Игра искусства // Вопросы философии. № 8. — 2006. — С. 164−168.
  40. Т. У истоков: Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995. — 112 с.
  41. Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига: Спридитис, 1991. — 272 с.
  42. М. Ницше и Горький // Максим Горький: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 381−429.
  43. Е.Д. В поисках нового языка // Южный почтовый. Ночной полёт. Планета людей. Военный лётчик. Маленький принц. Цитадель / А. де Сент-Экзюпери. М., 2004. — С. 5−16.
  44. И.И. Ницше. M.: ТЕРРА, 2000. — 848 с.
  45. М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 480 с.
  46. . Концепция хаоса у Ницше Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/granie.php
  47. . Ницше. -М.: ACT: Астрель, 2005. 158 с.
  48. . Искусство утопии. М.: Прагматика культуры, 2003. — 320 с.
  49. Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. — № 1С.
  50. .Л. Современная философия культуры. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — 536 с.
  51. А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. 1988. -№ 12.-С. 153.
  52. Г. Рецензия в «Ежегоднике по филологии и педагогике» // Рождение трагедии / Ф. Ницше. M.: Ad Marginem, 2001. — С. 386−410.
  53. Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. ДифферАнс. Томск: Водолей, 1999. 160 с. .
  54. A.A. Интервью (от 11 июля 2006 г.) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/read-257.php
  55. Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. — 344 с.
  56. Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). — М.: Искусство, 1975. 272 с.
  57. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. — М.: Мол. гвардия, 1982.-287 с.
  58. С. Дневник гения. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.-288 с.
  59. А. Ницше как философ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001.-280 с. 65.де Ман П. Аллегории чтения. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 1999.-368 с.
  60. В. Современная французская философия. — М.: Весь мир, 2000. -344 с.
  61. . Кино. М.: «Ад Маргинем», 2004. — 623 с.
  62. . Логика смысла. Пер. с фр. Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. — М.: «Раритет», Екатеринбург «Деловая книга», 1998. — 480 с.
  63. . Ницше и философия. М.: «Ад Маргинем», 2003. — 400 с.
  64. . Ницше. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. — 186 с.
  65. . Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 48−54.
  66. ., Гаттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М.: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1990. -107 с.
  67. . Слухобиография: Учение Ницше и политика имени собственного. СПб., 2002.
  68. . Шпоры: стили Ницше // Философские науки. 1991. — № 2. -С. 118−142- № 3.-С. 114−129.
  69. В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 238 с.
  70. Д. Собрание сочинений. М.: ОГИЗ, 1946. — Т. 6. — 636 с.
  71. К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс — Традиция, 2004. — 1040 с.
  72. Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. 2001. -№ 8.-С. 42−55.
  73. Западное искусство XX в.: Сб. ст. М.: Наука, 1991. — 246 с.
  74. Ф.Ф. Религия Эллинизма. -Птг.: Academia, 1922. 136 с.
  75. А.В. Специфика художественного творчества в культуре постмодернизма: игровой принцип: автореф. дис.. кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2007. — 19 с.
  76. Е.А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков (Достоевский Ницше) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/13l.shtml.htm
  77. В. Ницше и Дионис // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Мн.-М.: «Алкиона» — «Присцельс», 1996. — С. 23−36.
  78. В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  79. И.П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. — С. 80−96.
  80. И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  81. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996. 256 с.
  82. Искусство XX века. Итоги столетия: Тезисы докладов международ, конференции. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. — 346 с.
  83. Искусствознание Запада об искусстве XX века. — М.: Наука, 1988.-171 с.
  84. История эстетической мысли. В 6-ти т. — М.: Искусство, 1987. Т. 4. — 525 с.
  85. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  86. P.P. Проблема взаимосвязи философии и музыки: на материале творчества Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера: дис.. канд. философских наук. М., 2003. — 123 с.
  87. Г. А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше: автореф. дис.. канд. философских наук. — JL, 1986.
  88. А. Бунтующий человек. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1999.-416 с.
  89. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 108 с.
  90. Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений- Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. -М.: Искусство, 1980. С. 195−227.
  91. И. Жиль Делёз. Введение в постмодернизм. Философия как эстетическая имагинация. М.: «Огни ТД», 2005. — 232 с.
  92. Э. Ницше в России. Революция морального сознания. СПб., 1999.
  93. Е.А. Эстетические аспекты философии Ф. Ницше: проблема массовизации искусства и культуры: автореф. дис.. канд. философских наук. — М., 2005.-27 с.
  94. И.В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. — № 6. 2000. — С. 176 186.
  95. A.M. Музыкальное мировоззрение Ницше // Ежемесячные сочинения. 1900.-№ 2−3. — С. 165−193.
  96. М.Ю. Д. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // На рубеже XIX—XX вв.еков. — Л., 1991. С. 44−77.
  97. Д.И. Элитарная концепция искусства в философии Фридриха Ницше. Чапаевск, 1999. — 112 с.
  98. В.Г. Социальная философия Фридриха Ницше и ее влияние на развитие европейской гуманистической традиции: автореф. дис.. канд. философских наук. Барнаул, 2005. — 18 с.
  99. Ю.К. Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма: автореф. дис.. канд. философских наук. — Тула, 2007. -26 с.
  100. Иб.Кривцун O.A. Ценности культуры и судьба искусства. — М.: Знание, 1989.-63 с.
  101. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. -М., 1920.-Ч. 1.
  102. В.П. «Дионисизм» в культуре и контркультурные тенденции // Маргинальное искусство. М., 1999. — С. 44−48.
  103. В.П. Ф. Ницше о пирамиде культуры: от подножья к вершине и обратно // Методология исследования истории, экономики и культуры Российской провинции: Сб. науч. трудов участников IX научной конф., Кострома, май 2001. Т.З. С. 14−15.
  104. В.А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. — М.: Изобразительное искусство, 1984. 304 с.
  105. М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. -М., 1980. С. 249−262.
  106. И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980.-272 с.
  107. Культура и Культурология: Словарь / Ред. Сост. А. И. Кравченко. М.: Академический проект. Екатеринбург: «Деловая книга», 2003. — 926 с.
  108. О.Н. Эволюция артефакта: проблема кризиса искусства в немецкой эстетики XVIII—XX вв.еков: автореф. дис.. канд. философ, наук. -М., 1998.
  109. B.JI. «Рождение трагедии из духа музыки» (Ранний период творчества Ф. Ницше) // Историко-философский ежегодник'98. — М., 2000. -С. 365−381.
  110. А.Г., Малышев М. А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философские науки. 1990. — № 9. — С. 67−76.
  111. В.А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма // Вопросы философии. 2005. — № 7. — С. 20−41.
  112. A.A. Философия Ф. Ницше // Философские науки. — 1997 -№ 1. — С. 38−51.
  113. A.A. Ф. Ницше, традиции и постмодернистский вызов // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей / Под ред. В. Каплуна. — СПб.- М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003.-С. 370−379.
  114. A.A. Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции? Эле к-тронный ресурс. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/12 301 .htm
  115. . Избранное: Персонализм. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 608 с.
  116. К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб.: «Владимир Даль», 2002. — 671 с.
  117. О.В. Иррационалистическая эстетика и современное буржуазное искусство // Этика и эстетика / Отв. ред. Л. Т. Левчук. Киев, 1985. -Вып. 28. С. 113−119.
  118. Л.Т. Психоанализ и художественное творчество (Критический анализ). Киев, 1980. — 134 с.
  119. Е.В. Поэзия Фридриха Ницше: образы и мифотворчество: ав-тореф. дис.. канд. филологических наук. — СПб., 2006. 22 с.
  120. И.И. Арто // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Ин-терпрессервис- Книжный Дом, 2001. — С. 46−48.
  121. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  122. М.- Рейнгард Л. Кубизм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений- Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1980. — С. 58−114.
  123. М.Н. «Экстаз» и «безумие»: особенности дионисического мировосприятия А. Н. Скрябина // Вопросы философии. 2007 — № 3. — С. 159−170.
  124. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2000. — 624 с.
  125. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993.-959 с.
  126. А.Ф. Фр. Ницше // Ницше: pro et contra / Сост., вступ. ст., пре-меч. и библиогр. Ю. В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 960−970.
  127. Д.Г. Фильм творческий процесс. — М.: Искусство, 1965. — 468 с.
  128. A.B. Русский Фауст // Вопросы философии и психологии. 1902. — № 63. — С.783−795.
  129. О.С. Метафора как средство языковой реализации индивидуальной концептосферы Ф. Ницше: автореф. дис.. канд. филологических наук. Волгоград, 2007. — 19 с.
  130. Малышев И.В. X эссе о XX веке. М., 2003. — 126 с.
  131. Манифесты итальянского футуризма. М., 1914.
  132. Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 9−10. М.: Гослитиздат, 19 591 961.
  133. Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). -М.: ИФ РАН, 1995.-222 с.
  134. Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2000. -346 с.
  135. .В. Ницше в России и на Западе // Лёвит К. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. СПб.: «Владимир Даль», 2002. — С. 5−85.
  136. .В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб.: «Владимир Даль», 2005. — 788 с.
  137. Я. Исследования по эстетики и теории искусства. М.: Искусство, 1994. — 605 с.
  138. Я.К. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. JL: Искусство, 1978. — 191 с.
  139. Ф. Избранные труды по эстетике. В 2-х т. — М.: Искусство, 1985.-Т. 2.-460 с.
  140. A.C. Анти-эстетика // Вопросы философии. — 1994. № 7−8. — С. 82−88.
  141. М. Сент-Экзюпери. М.: Молодая гвардия, 1963. — 464 с.
  142. A.B. Из истории «нигилизма» // A.B. Михайлов. Обратный перевод. М., 2000. — С. 537−623.
  143. С. О модернизме. М.: Искусство, 1970. — 280 с.
  144. А.Н. Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1981.-С. 103−117.
  145. А.Н. Философская эволюция Ф. Ницше // История зарубежной философии и современность / Отв. ред. A.C. Богомолов. — М., 1980.
  146. В.Ф. Философия культуры Ф.Ницше // Философия истории: диалог культур. М., 1989.-С. 101−102.
  147. А.П. Ницшеанство у наших беллетристов // Интересные романы, повести и рассказы лучших писателей. СПб., 1905. — С. 94−99.
  148. А.П. Общее у Гейне и Ницше // Природа и люди. 1906. — № 30.-С. 474−476.
  149. Ф. Давид Штраус в роли исповедника и писателя Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/books/book2l .shtml.htm
  150. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вне-нравственном смысле. М.: ООО «Издательство ACT», Минск: Харвест, 2005.-383 с.
  151. Ф. Письма / Сост., пер. с нем. И. А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2007. — 400 с.
  152. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Культурная революция, 2005. — Т. 12. — 560 с.
  153. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Культурная революция, 2005. Т. 13. — 656 с.
  154. Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 829 с.
  155. Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 829 с.
  156. Ф. Странник и его тень. М.: «REFL-book», 1994. — 400 с.
  157. Ф. Утренняя заря. Предварительные работы и дополнения к «Утренней заре». Переоценка всего ценного. Весёлая наука. Мн.: Хар-вест, 2003.-912 с.
  158. Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: «REFL-book», 1994. — 416 с.
  159. М. Вырождение. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  160. С.Ф. Тропами Заратустры. М.: «Мысль», 1976. — 432 с.
  161. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 509 с.
  162. В.М. Блок и Ницше // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. -Тарту, 1979. -№ 491. -С.84−106.
  163. A.B. Что действительно говорил Ницше? // Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. — С. 291−304.
  164. О. Футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений- Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1980.-С. 115−135.
  165. В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Советский художник, 1989. — 456 с.
  166. В.А. Деструкция человека и искусства в постмодернистской художественной практике // В. А. Попков. Эстетика и искусство на пороге
  167. XXI века: Сборник научных статей. Часть 2: современные проблемы эстетики и художественной культуры. Липецк: J il НУ, 2006. — С. 19−28.
  168. В.А. Эстетика и искусство на пороге XXI века // В. А. Попков. Эстетика и искусство на пороге XXI века: Сборник научных статей. Часть 2: современные проблемы эстетики и художественной культуры. — Липецк: ЛГПУ, 2006. С. 3−9.
  169. Н.Ф. Французский постфрейдизм. Критический анализ. М., 1986.
  170. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 3−16.
  171. Г. А. Нравственный смысл художественного творчества. — Л.: Знание, 1985.-29 с.
  172. Прирожденные убийцы Видеозапись. / реж. Оливер Стоун. М.: Видеосервис, 1997. — 1 электрон, опт. диск.
  173. А.Е. Искусство как преодоление нигилизма // Эстетика в интер-парадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия «Symposium», выпуск 16. -СПб., 2001.-С. 50−53.
  174. А.Е. Реконструкция эстетического у Ницше // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26−27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 2000. — С. 132−135.
  175. А.Е. Эстетика силы в философии Ницше // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20−21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 1999. — С. 65−67.
  176. А.Е. «Эстетика жизни» в философии Ницше Электронный ресурс.: дис. .канд. философ, наук. СПб., 2002. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/lookyradeevdisertation.php?!
  177. Г. А. Трагедия Ницше: опыт психологии личности. Часть 1: Дионис и Аполлон // Вопросы философии и психологии. — 1900. — № 55. — С. 963−1010.
  178. JI. Абстракционизм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1980.-С. 136−194.
  179. А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель / Пер. 3. Венгеро-вой. СПб., 1898.
  180. Сало, или 120 дней Содома Видеозапись. / реж. Пьер Паоло Пазолини. -М.: Премьер-видеофильм, 1999. 1 электрон, опт. диск.
  181. Сартр, Ж.-П. Тошнота: Роман. Рассказы / Ж.-П. Сартр. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 412 с.
  182. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С. 319−344.
  183. К.А. Хроника жизни Ницше // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. -М.: Мысль, 1990.-Т.2-С. 813−827.
  184. Сент-Экзюпери А. де. Планета людей: Повести, сказка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-576 с.
  185. Сибрук Дж. Nobrow: Культура маркетинга, маркетинг культуры. М., 2005.
  186. Ю.В. Российская ницшеана // Ницше: Pro et contra / Сост., вступ. ст., премеч. и библиогр. Ю. В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 7−34.
  187. И. Ирония, нигилизм и модернизм // Борьба идей в эстетике. -М.: Наука, 1974. С. 304−337.
  188. П. Мыслитель на сцене // Ницше Ф. Рождение трагедии. -М.: Ad Marginem, 2001. С. 545−713.
  189. П. Об исправлении Благой вести. Пятое евангелие Ницше Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/read-199.php
  190. B.C. Идея сверхчеловека // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. В 2-х. Мн.-М.: «Алкиона» — «Присцельс», 1996. — Т. 1.-С. 7−16.
  191. B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  192. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  193. Струве П.Б. Miscellanea. Характеристика Ницше как мыслителя и художника // Ницше: pro et contra / Сост., вступ. ст., премеч. и библиогр. Ю. В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 329−334.
  194. С. Маргинальное кино // Маргинальное искусство. Сб. статей / Под ред. A.C. Мигунова. М.: МГУ, 1999. — С. 49−52.
  195. А. Экспрессионизм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1980.-С. 30−57.
  196. A.B. Ценности американского кино. М.: КДУ, 2007. — 112 с.
  197. Троицын день в театре оргий. В гостях у австрийского художника Германа Нитша Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.svoboda.org/programs/OTB/2003/OBT.62 903.asp
  198. E.H. Философия Ницше. Критический очерк // Ницше: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 672−793.
  199. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 248 с.
  200. Ф. Ницше и философия в России. Сборник статей / Отв. ред. сост. Н. В. Мотрошилова, Ю. В. Синеокая. СПб.: РХГИ, 1999. — 312 с.
  201. Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-Т. 2.-592 с.
  202. Ф. Конец истории и последний человек. М.: ACT: Ермак, 2005.-588 с.
  203. М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. — 208 с.
  204. М. Ницше, генеалогия, история // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей / Под ред. В. Каплуна. СПб.- М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. С. 532−559.
  205. М. Ницше, Фрейд, Маркс // Кентавр. 1994. № 2.
  206. А. Ницше и имморализм. М.: КомКнига, 2006. — 328 с.
  207. М. Европейский нигилизм // М. Хайдеггер. Время и бытие -М.: Республика, 1993. С. 78−103.
  208. М. Ницше и пустота. М.: Алгоритм- Эксмо, 2006. — 304 с.
  209. М. Ницше. СПб.: «Владимир Даль», 2006. — Т. 1 — 608 с.
  210. М. Ницше. СПб.: «Владимир Даль», 2006. — Т.2. — 464 с.
  211. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. Л.: СОЦ-ЭКГИЗ, 1936.-480 с.
  212. С. Сент-Экзюпери. Биография. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 480 с.
  213. А. Мир как воля и представление. — Т. 1. — М., 1900.
  214. В.М. Новое искусство: мечты о сверхчеловеке // Курьер. — 1900. № 29.-С. 3.
  215. Е.В. Философы о музыке- Фридрих Ницше и Рихард Вагнер // Логика, методология, философия науки, материалы XI международной конференции. Москва-Обнинск, 1995.
  216. Е.В. Эстетические воззрения Фридриха Ницше и их воздействие на австро-германскую культуру первой трети XX века.: автореф. дис.. канд. философских наук. -М., 1999.
  217. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. — 736 с.
  218. Ф. Ницше. М.: Праксис, 2001. — 256 с.
  219. К. Ницше. Введение в понимание его философии. — СПб.: «Владимир Даль», 2004. 632 с.
  220. К. Ницше и христианство. М.: Московский философский фонд «МЕДИУМ», 1994. — 115 с.
  221. Baeumer M.L. Nietzsche and the Tradition of the Dionysian // Studies in Nietzsche and the classical tradition. Chapell Hill. 1976. P. 165−189
  222. Baeumler A. Nietzsche, der Philosoph und Politiker. Leipzig, 1931.
  223. Baugh H. Nietzsche and his music // Musical quarterly. — L., 1926.
  224. Benisz H. Estetyka nietzschego jako nowa filozofia czloweka // Przeglad filozoficzny. N. S. Warshawa, 1998. — № 4.
  225. Benton R. The aesthetics of Nietzsche: the relation of art to life. John Hopkins diss., 1955.
  226. Creuzer G.F. Symbolysmus und die Mythologie. Berlin, 1850.
  227. Gedo A. Die Philosophie der Postmoderne im Schatten von Marx // Moderne Nietzsche — Postmoderne. Hrsg. von A. Gedo. — Berlin, 1990. — S. 64−88.
  228. Gurster E. Nietzsche und die Musik. Miinchen, 1929.
  229. Hassan I. The Literature of Silence. N.Y., 1967.
  230. Hester M. The structure of Tragedy and the Art of Painting // Studies in Nietzsche and the classical tradition. Chapell Hill. 1976. P. 71−88.
  231. Joel К. Nietzsche und die Romantik. — Leipzig, 1905. f у
  232. Karkama P. Lebensphilosophie, Moderne und Postmoderne // Moderne -Nietzsche Postmoderne. Hrsg. von A. Gedo. — Berlin, 1990. — S. 89−117.
  233. Klein J. Nietzsche and Bizet // Musical quaterly. -№ 11. Oct., 1925.
  234. Langer N. Das Problem der Romantik bei Nietzsche. Munster, 1929.
  235. Miller J.H. The Critic as Host // Deconstruction and Criticism. N.Y. The Seabury Press, 1979.
  236. Moser H.-J. Nietzsche und die Geschichte der Opera // Allgemeine Musikzeitung. Berlin, 1912. — № 39, no. 23.
  237. Nietzsche F. Also sprach Zarathustra Электронный ресурс. — Режим доступа: http://artefact.lib.ru/library/nitzsche.htm
  238. Rapior Н. Die Asthetische Umwertung. Untersuchungen zur Entstehung und Entwicklung einiger asthetischer Kategorien des Hasslichen und das Schonen bei Nietzsche. Diss. Dusseldorf, 1994.
  239. Schaffgang H. Nietzsches Gefiihlslehre. Diss. Leipzig, 1913.
  240. Staten H. Nietzsche’s voice. L., 1990.
  241. Stein W. Nietzsche und die bildende Kunst. Berlin, 1925.
  242. Wild K.K. Die Wiedergeburt der Romantik. Antwort an F. Nietzsche den Uromantischen. St. Gallen, 1908.
  243. Yeager K. L. Nietzsche, Plato, Heraclitus and the pursuit of the illuminate dwelling // History of political thought. Exeter, 1998. Vol. 19, iss. 4.
  244. Zeitler J. Nietzsches Asthetik. Leipzig, 1900.
Заполнить форму текущей работой