Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма: Роль «исламского» фактора в Северокавказском регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая и экономическая нестабильность, слабость административно-правовой системы, кризис власти, утрата Россией статуса сверхдержавы и прочного геополитического положения в мире привели к расколу в обществе. Межконфессиональные и межэтнические противоречия на территории Российской Федерации, раздел власти различными группировками внутри государства, нестабильная социально-политическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен этноконфессионального экстремизма в массовом и научном сознание
    • 1. 1. Различные подходы к анализу проблемы этноконфессионального экстремизма
    • 1. 2. Основные категории социологического анализа проблемы (авторский инструментарий исследования).,
  • Глава 2. Этноконфессиональный экстремизм в региональном контексте: современное состояние и основные тенденции развития
    • 2. 1. Исторические предпосылки возникновения феномена религиозного экстремизма на территории Северокавказского региона
    • 2. 2. Современное состояние этноконфессионального в Северокавказском регионе
    • 2. 3. Тенденции и перспективы продуктивного противодействия религиозному экстремизму

Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма: Роль «исламского» фактора в Северокавказском регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена исключительной важностью рассматриваемой проблемы. Стремительный ход преобразований, происходящих в нашей стране, поднял ряд острейших практических и теоретических вопросов, среди которых не последнее место занимает исследование структурных и динамических характеристик современного религиозного экстремизма.

Актуальность данной работы определяется необходимостью практического и научно-теоретического подхода к определению, описанию, а также классификации феномена религиозного экстремизма в системе его связей с другими социально значимыми явлениями современной действительности.

Существующее противоречие между религиозным и светским истолкованием радикальных религиозных форм активности целесообразно обозначить двумя основными концепциями — теологической и научной. Причина разногласий в понимании проблемы религиозного экстремизма заключается в том, что приверженцы различных точек зрения на проблему не договариваются о единой понятийной системе, в пределах которой обсуждение данного явления было бы продуктивным. Поскольку теоретическое определение понятия «экстремизм», а также классификация его разновидностей, до сих пор вызывают серьезные затруднения в отечественной и зарубежной науке, то возникает задача поиска универсальных составляющих феномена экстремизма, что и определяет актуальность данного исследования.

После распада Советского Союза эскалация межнациональной и межконфессиональной напряженности, вспышки этнорелигиозного экстремизма на просторах бывшей сверхдержавы привели к возникновению настоящих конфликтов на межэтнической и религиозной почве, локальных войн, появлению ряда новых и очень неустойчивых государств.

Политическая и экономическая нестабильность, слабость административно-правовой системы, кризис власти, утрата Россией статуса сверхдержавы и прочного геополитического положения в мире привели к расколу в обществе. Межконфессиональные и межэтнические противоречия на территории Российской Федерации, раздел власти различными группировками внутри государства, нестабильная социально-политическая и экономическая ситуация, кризис системы ценностей, рост оппозиционных настроений в обществе стали привычными явлениями в жизни нашей страны. Подобные факторы явились детерминантом сепаратистских, националистических настроений в зоне традиционного распространения ислама в России, способствуя политизации этой религии, возникновению и укоренению на этой территории радикального движения. Нарастание напряженности в существующих условиях закономерно отразило сложившуюся ситуацию: некоторые регионы Российской Федерации захлестнула волна экстремизма на национальной и религиозной почве. При этом недооценка «исламского фактора» обернулась для России, столкнувшейся с засильем международного исламского экстремизма, нежелательными последствиями в плане ее внутриполитической дестабилизации, а также ослабления геополитических и геостратегических позиций в мире.

Выявление исторической обусловленности появления этноконфессио-нального экстремизма на Северном Кавказе, показ характерных черт этого феномена в данном регионе России, анализ причин и факторов, определяющих распространение религиозного экстремизма на территории северокавказских республик, разработка достаточно эффективной стратегии действий по предупреждению и нейтрализации экстремистских явлений определяют значимость данной работы.

Объектом исследования выступает феномен этноконфессионального экстремизма как явление объективной действительности.

Предметом исследования являются причины и факторы, определяющие распространение экстремизма в северокавказском регионе, а также структурные и динамические особенности современного религиозного экстремизма, характерные для данного региона.

Проблемная область исследования включает в себя противоречие между религиозным и светским истолкованием радикальных религиозных форм активности, категориально-понятийный контекст религиозного экстремизма, стратегию действий по предупреждению и нейтрализации экстремистских явлений.

Степень разработанности проблемы. Теоретическое определение понятия «экстремизм», а также классификация его разновидностей, до сих пор вызывают серьезные затруднения в отечественной и зарубежной науке. Развитие базы концептуального осмысления этноконфессионального экстремизма представлено в работах авторитетных отечественных ученых ИП. Добаева, А. С. Журавского, А. А. Нуруллаева, Д. В. Новикова, О. А. Авдуловой, А. Верховского, А. Паппа, В. Прибыловского, А. С. Грачева, В. В. Лапаевой, Н. А. Романова и др.

Такая ситуация обусловлена разногласиями в понимании сущности религиозного экстремизма и заключается в том, что приверженцы зачастую прямо противоположных точек зрения на проблему, не договариваясь о едином категориально — понятийном аппарате, продолжают отстаивать свою концепцию. Кроме того, разность интересов не позволяет последователям каждой из концепций принять доводы оппонентов.

На основе анализа различных подходов к исследованию религиозного экстремизма возможно выделить две основные концепции — теологическую и научную.

Теологическая концепция базируется на теории о том, что понятие религиозного экстремизма не более чем миф, созданный атеистическим мировоззрением с целью обоснования происхождения тех или иных противоправных действий, направленных на дестабилизацию обстановки в обществе. Естественно, что при таком подходе экстремизм и терроризм объясняется политическим манипулированием или политизацией религии извне.

Теологическая концепция, учитывая морально-этические традиции и культурные ценности, предполагает идеализацию религии как социокультурного феномена, охватывающего все многообразие мира, который носит интегрирующий характер и не допускает интерпретации религиозных постулатов с научной точки зрения, таким образом, приводя к возникновению некоего фанатизма в следовании догмам и неприятии светского мироощущения (М.Шевченко, В. Зоркальцев, М. Головков, А. Кураев и др.).

Согласно другой позиции, рассуждая с точки зрения социологической науки, использование терминов «религиозный экстремизм», «экстремизм на религиозной почве» вполне обоснованно, так как дает название конкретным экстремальным формам религиозной активности. Тот факт, что в пределах религиозной системы координат термин «экстремизм» не легитимен, вовсе не означает, что в религии отсутствует феномен, получивший в политической и социологической науке название «экстремизм». Можно отметить, что исследователи, заявляющие о том, что термин «религиозный экстремизм» не имеет права на существование, поскольку религия несет только позитивное мироощущение, несколько заблуждаются, так как рассуждают, находясь в религиозной парадигме.

Кроме того, сторонники использования термина «религиозный экстремизм» акцентируют внимание на действительной или заявляемой религиозной принадлежности экстремистов, и в этом случае появляется понятие «исламского», «индуистского» экстремизма и т. п. (А.С.Зайналабидов, В. В. Черноус, И. П. Добаев, З. С. Арухов, А. В. Малашенко, О. А. Авдулова и др.).

В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, буддизме, конфуцианстве (А.А.Нуруллаев).

В последнее время термины «религиозный экстремизм», «радикализм», «религиозный терроризм» и т. д. все чаще звучат в контексте «исламского фактора», поэтому ученые — исследователи проблемы указывают на то, что в массовом сознании «религиозный фундаментализм», «религиозный экстремизм» представляется весьма упрощенно. Это словосочетание ассоциируется, прежде всего, с исламом, крайней нетерпимостью к иноверию и инакомыслию, фанатизмом, категорическим неприятием новшеств и прогресса, неуважением к элементарным правам человека, воинствующей враждебностью к остальному миру (терроризм) (И.П.Добаев, С. А. Мельков, А. А. Игнатенко,.

A.В .Малашенко).

Некоторые отечественные политологи, публицисты, правозащитники подчеркивают негативный характер феномена религиозного фундаментализма, «угрожающего» мировому порядку (И.Беляев, Д. Микульский,.

B.Титаренко), но вместе с тем все большее количество зарубежных и отечественных ученых, исследователей данной проблемы выступают за более объективную оценку данного явления (М.Эткин, И. П. Добаев, З. С. Арухов, А. Юнусова).

Г. И. Авцинова отмечает, что современный радикализм также тесно увязывается в общественном сознании с религией: этому слиянию в значительной степени способствуют массмедиа, охотно эксплуатирующие темы насилия, многочисленные факты проявления религиозной нетерпимости, оправдание актов экстремизма и терроризма лозунгами борьбы за веру, что в свете событий последних лет чаще всего применимо к исламу.

Специалисты указывают на то, что необходимо различать понятия «радикализм» и «фундаментализм». Политологический подход, из которого вырастают и правовые формулировки, диктует один тип описания фундаментализма и экстремизма. В религиозной системе ценностей фундаментализм получает совершенно иное наполнение, а существование религиозного экстремизма вообще поставлено под сомнение как неприемлемое для религиозного вероучения. Фундаментализм — это идеология, мировоззрение, а радикализм — это «ориентация на поддержку быстрых изменений политической системы государства или общественной стабильности при помощи радикальных мер» (политологическое определение), т. е. радикализм — это форма реализации идеологии, а не сама идеология (А.С.Журавский, И. П. Добаев, И. В. Манацков, Д. Микульский и др.).

Исследованием проблемы возникновения, распространения терроризма занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые, публицисты, правозащитники: Д. В. Ольшанский, В. Витюк, С. Эфиров, Ю. П. Кузнецов, Р. Гаджикович, Е. Г. Ляхов, А. В. Попов, Б. Дженкинс, Б. Крозье и др.

Исследователи отмечают многоплановость и структурную неоднородность данного явления. Оно приобретает все большее политическое звучание, поскольку ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность и государственную целостность, вызывает беспорядки в обществе, создает реальную угрозу основам конституционного строя, способствует дестабилизации общественного порядка (Н.Литвинов), но вместе с тем понятие «терроризм» по своему содержанию значительно уже понятия «экстремизм»: экстремизм, опираясь на какую-либо идеологию, находит теоретическое обоснование применению насилия, в то время как терроризм выступает как система действий, опирающихся, как правило, на экстремистскую идеологию, поскольку именно с помощью террора экстремистские организации достигают поставленных политических целей (В.В.Черноус, А.С.Зайналабидов).

Специалисты отмечают, что стремительный развал Советского Союза явился причиной чрезвычайного обострения межнациональной и межконфессиональной напряженности на просторах бывшего СССР, что в свою очередь привело к экономическому и политическому кризису, социальной дезориентации части граждан, их недостаточному образованию, слабым институтам общественного контроля и неэффективной правовой системе, к всплеску экстремизма и терроризма как форм радикального отрицания отдельными лицами или группами лиц существующих в государстве общественных норм и правил (И.П.Добаев, Р. Г. Абдулатипов, К. М. Ханбабаев, З. С. Арух:ов, А. В. Малашенко, С. Е. Бережной, Ю. Г. Волков и др.).

Нагнетание этноконфессиональной напряженности, локальные военные конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве привели в итоге к экспансии терроризма, захлестнувшего Россию в период с 90-х годов XX века. Подобная ситуация обернулась тяжелейшими потерями для Российской Федерации и нанесла сильнейший удар по социально-экономическому, политическому строю, выявив глубочайший кризис власти (И.П.Добаев, 3.С.Арухов, С. Е. Бережной и др.).

В сложившихся условиях первоочередной задачей, стоящей перед научной общественностью, явилась проблема разработки стратегии по предотвращению и своевременной нейтрализации проявлений феномена этнокон-фессионального экстремизма (И.П.Добаев, С. Е. Бережной и др.).

Таким образом, отметим, что данная диссертация является работой, исходящей из концептуальных посылок. Изучив различные социально-политические, философские, правовые, экономические и, конечно, конфессиональные аспекты, мы пришли к выводу, что исследование феномена этнорелигиозного экстремизма должно осуществляться с различных позиции с целью формирования единой значимой рефлексии данного явления в преломлении объективной действительности. Разработка действующей стратегии по предотвращению и своевременной нейтрализации проявлений феномена этноконфессионального экстремизма является первоочередной задачей, от успешного решения которой зависит благополучие России.

Целью диссертационной работы является изучение структурных й динамических характеристик современного религиозного экстремизма.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать существующие подходы к исследованию религиозного экстремизма и выделить основные концепции.

2. Осмыслить противоречие между религиозным и светским истолкованием радикальных религиозных форм активности и дать собственную интерпретацию, обосновав свою позицию в теоретической дискуссии по данной проблеме.

3. Определить категориально-понятийный контекст религиозного экстремизма и выявить необходимые логико-смысловые связи внутри данного контекста.

4. Показать историческую обусловленность появления этноконфессио-нального экстремизма на Северном Кавказе и определить его характерные черты в данном регионе России.

5. Проанализировать причины и факторы, определяющие распространение экстремизма в регионе.

6. Представить и обосновать достаточно эффективную стратегию действий по предупреждению и нейтрализации экстремистских явлений.

Методологические принципы и методы исследования. Данное исследование опиралось на фундаментальные труды И. П. Добаева, А. А. Игнатенко, А. В. Малашенко, А. С. Журавского, С. А. Мелькова в области этноконфессионального экстремизма, радикализма в контексте исламского фактора. С учетом структурных и динамических характеристик современного этноконфессионального экстремизма в исследовании рассмотрены существующие в современной науке концепции относительно правомочности употребления терминов «экстремизм», «радикализм», «терроризм» и др. применительно к религиозной сфере жизни в контексте исламского фактора.

Методологическую базу диссертации, прежде всего, обеспечивают традиционные диалектические принципы: конкретно-исторический подход (при исследовании истоков, причин, условий возникновения и распространения этноконфессионального экстремизма на территории Северного Кавказа), принцип единства исторического и логического (для демонстрации совпадения и расхождения реальных этапов эскалации экстремизма на Северном Кавказе и теоретической логики данного процесса). В работе использованы общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, сопоставление и сравнение. Был осуществлен содержательный (качественный) анализ нормативных документов (Федеральные законы, подзаконные акты, законодательные инициативы субъектов федерации и др.), проектов докладов и Концепции национальной безопасности.

Для обобщения полученных результатов и более глубокого их осмысления использовались блок-схемы, демонстрирующие логические связи между основными элементами феномена экстремизма.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• выделены две основные концепции — религиозно-позитивистская и научно-материалистическая, которые различаются подходом к осмыслению и интерпретацией феномена экстремизма;

• осуществлено включение понятия экстремизма в широкий категориально-понятийный контекст и дана развернутая, всесторонняя экспликация этого понятия;

• сформулированы теоретические положения о сущности и содержании феномена этноконфессионального экстремизма как социально-политического явления и категории политической науки;

• выявлены исторические предпосылки возникновения неблагоприятной социально-политической и этноконфессиональной ситуации, сложившейся в настоящий момент на территории северокавказского региона;

• определены особенности феномена экстремизма, имеющего место на Северном Кавказе, его структурные и динамические характеристики- •.

• обозначены факторы, влияющие на развитие сепаратистских и иных негативных политических процессов в северокавказском регионе;

• определен комплекс социальных мер, необходимых для противодействия этноконфессиональному экстремизму, основанный на предлагаемой в диссертации теоретической концепции.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ различных подходов к исследованию религиозного экстремизма позволяет выделить две основные концепции — теологическую и научную. Внутри религиозных систем термин «экстремизм» не легитимен, и в рамках религиозной системы ценностей выражение «религиозный экстремизм» представляется оксюмороном. Но ввиду того, что религия нередко санкционирует отстаивание своей веры силовыми методами и сопротивление всему «неправедному», в ней имеет место феномен, получивший в политической и социологической науке название «религиозный экстремизм». Следствием этого является тот факт, что определенные действия, в которых проявляются экстремальные формы религиозной активности, воспринимаются государством как экстремистские. Данное противоречие между религиозными и светскими нормами является «миной замедленного действия» для общества в целом и требует консолидированного решения со стороны власти, науки и церкви.

2. В современном теоретическом дискурсе не существует общего понимания значения и сущности феномена экстремизма. В связи с этим весьма целесообразным представляется включение понятия «экстремизм» в определенный, достаточно широкий категориально-понятийный контекст и выявление его логико-смысловых связей с различными элементами данного контекста. Разработка определения, — классификации и парадигмальной унификации всех смежных понятий (радикализм, фундаментализм, терроризм, ваххабизм и др.) позволяет построить общую теоретическую схему, на основе которой достижимо существенное продвижение в преодолении имеющихся в науке разногласий. Выявленная таким образом система смысловых связей оказывается полезна для прояснения и понимания фактического хода событий в реальной идеологической и политической практике.

3. Анализ позволяет выявить вполне определенные исторические предпосылки возникновения неблагоприятной социально-политической и этно-конфессиональной ситуации, сложившейся в настоящий момент на территории Северного Кавказа. Распространение и, в ряде случаев, насильственное насаждение ислама на этой территории происходило поэтапно. Выделяются два основных этапа: первый — ассимиляция исламской религии народами республики Дагестан, второй — принятие ислама народностями Чечни. Становление ислама происходило в тесном взаимодействии с исконными традициями кавказских народов, что придало особый характер и колорит мусульманству на территории Северного Кавказа. Если иметь в виду радикальные формы исламского образа жизни на этой территории, то можно указать на обычаи наездничества и абречества. Абречество представляет собой некую террористическую форму народно-освободительной борьбы, получившую развитие в результате военного поражения горских народов во времена первой Кавказской войны и взявшую за идейную основу исламские лозунги.

4. Представляется важным как в теоретическом, так и практическом отношении отчетливое осознание смысловой и причинно-следственной связи между целым рядом понятий, которые в обыденном восприятии выступают без должной дифференцированности и достаточно четкого понимания. Только при таком условии ключевые положения, фиксирующие наиболее характерные связи между исследуемыми в работе феноменами, осознаются как надежная логическая основа эффективной программы преодоления негативных проявлений на этнорелигиозной почве. Отметим в этой связи, что характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия на Северном Кавказе, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма на основе идеологии исламизма при поддержке международных террористических структур. При этом исламский фактор в регионе зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов субъектов политического и социального действия, таких как сепаратисты, националисты, криминалитет.

5. Среди наиболее значимых факторов, способствующих развитию в северокавказском регионе сепаратистских и иных негативных политических процессов, следует отметить социально-экономические, политические, конфессионально-мировоззренческие и этнодемографические. Взаимодействие этих факторов и устойчивые связи между ними представляют собой определенную структуру. При этом важной особенностью динамического характера является то, что социально-экономические и политические факторы выступают в качестве основополагающих, то есть таких, позитивное изменение которых позволяет свести к минимуму отрицательное воздействие других факторов — этнодемографических, конфессионально-мировоззренческих. Однако последние отнюдь не пассивны, они в свою очередь существенно усиливают действие ключевых социально-экономических и политических факторов. Учет структурных и динамических характеристик, присущих социокультурным явлениям и процессам, связанным с феноменом религиозного экстремизма, позволяет осуществлять более успешную деятельность, направленную на борьбу с опасными радикальными проявлениями экстремизма.

6. При выработке единой стратегии борьбы с этноконфессиональным экстремизмом целесообразно использовать комплекс взаимосвязанных социальных мер, которые можно разделить на три основные категории: административно — правовые, социально — экономические, силовые. К административно-правовым мерам следует отнести: четко выстроенную правовую базу, направленную на борьбу с проявлениями экстремизмаобщественный мониторинг экстремизма и др. При этом отдельным пунктом можно выделить социально-культурные меры противодействия экстремизму, такие как грамотное освещение проблемы в СМИ, образование и просвещение граждан относительно многообразия культурного наследия и единства жителей страны и мира путем проведения различного рода культурно-массовых мероприятий. Социально-экономические меры противодействия религиозному экстремизму направлены на расшатывание и дальнейшую ликвидацию экономической базы экстремистов. Силовые меры, как превентивные, так и карательные, призваны практически усилить деятельность по пресечению экстремизма и терроризма.

Научная и практическая значимость работы определяется тем, что ее основные положения могут быть использованы при составлении программ для эмпирических социологических исследований проблем межэтнического и межконфессионального противостояния, в дальнейших исследованиях проблем этнорелигиозного взаимодействия, в перспективной разработке властными структурами и правоохранительными органами эффективных мер по противодействию экстремистским формам активности. Результаты исследования используются в проведении учебных занятий по курсам: «Социология политики», «Социология религии», «Этносоциология», «Культура межнационального взаимодействия» и другим социогуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Материалы и промежуточные выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях разного уровня: «Строительство-2003» (Международная научно-практическая конференция, г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный строительный университет, март 2003) — «Строительство-2004» (Международная научно-практическая конференция, г. Ростов-на-Дону, РГСУ, апрель 2004) — «Единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы области как основа модернизации образования» (V областная научно-практическая конференция, г. Ростов-на-Дону, апрель 2004) — «Строи-тельство-2005» (Международная научно-практическая конференция, г. Ростов-на-Дону, РГСУ, март 2005) — «Личность, речь и юридическая практика. Выпуск 8» (г. Ростов-на-Дону, Донской юридический институт, март 2005), что выразилось в соответствующих публикациях, наиболее значимые: «Феномен экстремизма в молодежной среде: проблемы подростковой девиантно-сти"//Единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы области как основа модернизации образования: Тезисы докладов V областной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2004. — 0,25 п.л.- «Исламский экстремизм как социально-политическое явление"//Личность, речь и юридическая практика. Выпуск 8: Сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2005. — 0,4 пл.- «Феномен современного экстремизма и терроризма в контексте «исламского» фактора"//Известия РГСУ. — Ростов-на-Дону: РГСУ, 2005. — 0,7 пл.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, приложений, глоссария, списка использованной литературы.

Вывод:

Данная глава представляет собой исследование исторических предпосылок возникновения и распространения этноконфессионального экстремизма на территории северокавказского региона, обозначает исторические факторы, оказавшие влияние на развитие сепаратистских и иных негативных политических процессов в указанном регионе и показывает историческую обусловленность появления данного феномена на Северном Кавказе, определяя его характерные черты в данном регионе России, а также особенности развития феномена экстремизма, имеющего место на территории северокавказских республик в настоящее время.

Кроме того, в данной главе автор исследует существующие государственные стратегии в области противодействия религиозному экстремизмупредставляет эффективный комплекс социальных мер, необходимых для предупреждения и нейтрализации действий экстремистского толка, основанный на предлагаемой в диссертации теоретической концепции.

Заключение

.

В данной работе осуществлено исследование структурных и динамических закономерностей этнорелигиозного экстремизма на территории Северокавказского региона в контексте «исламского фактора».

Актуальность темы

исследования обусловлена исключительной важностью рассматриваемой проблемы и определяется необходимостью научно — теоретического подхода к определению, описанию, а также классификации феномена религиозного экстремизма в системе его связей с другими социально значимыми явлениями современной действительности.

Исследование противоречий, возникших между религиозным и светским истолкованием радикальных религиозных форм активности в рамках существующих научных подходов к рассмотрению данной проблемы обозначило две основные концепции — религиозную и научно-материалистическую, различающиеся интерпретацией феномена экстремизма в пределах той или иной концепции. Был определен категориальный контекст понятия «религиозный экстремизм», выявлены логико-смысловые связи этого понятия с другими контекстуальными элементами, предложен и обоснован авторский инструментарий социологического анализа проблемы, сформулированы теоретические положения о сущности и содержании этноконфессионального экстремизма как социально-политического явления и категории политической науки, определен комплекс мер, необходимых для эффективного противодействия этноконфессиональному экстремизму, основанный на предлагаемой в диссертации теоретической концепции.

Исследование исторических предпосылок возникновения и распространения этноконфессионального экстремизма на территории Северокавказского региона, а также особенностей феномена экстремизма, имеющего место на Северном Кавказе в настоящее время, составили основные положения работы.

Стремительность распада Советского Союза привела к чрезвычайному обострению межнациональной и межконфессиональной напряженности на просторах бывшего СССР. Экономический и политический кризис, слабость институтов общественного контроля и неэффективная правовая система, социальная дезориентация части граждан, их недостаточная образованность, явившиеся результатом развала Советского Союза, привели к экспансии экстремизма и терроризма как форм радикального отрицания отдельными лицами или группами лиц существующих в государстве общественных норм и правил. Подобная ситуация обернулась тяжелейшими потерями для Российской Федерации и нанесла сильнейший удар по социально-экономическому, политическому строю, выявив глубочайший кризис власти.

В данной работе автором предложен и обоснован комплекс социальных мероприятий, направленных на предупреждение и нейтрализацию явления этноконфессионального экстремизма. Стратегия блокирования этноконфес-сионального экстремизма и терроризма является первоочередной задачей, стоящей перед руководством страны. Ее безотлагательное решение необходимой для улучшения социально-экономической ситуации, стабилизации геополитической позиции Российской Федерации.

Традиционно формулируемые меры по противодействию и профилактике этноконфессионального экстремизма в данной диссертации соотнесены с соответствующими социальными субъектами и институтами, а также сферами деятельности. В частности, отмечено, что эффективность тех или иных мер в значительной степени определяется спецификой приложения и узконаправ-ленностью. Так, например, применение мер превентивного характера (проведение разъяснительных мероприятий, повышение уровня культуры и образованности, мониторинг общественного мнения относительно исследуемой проблемы) весьма эффективно в качестве профилактики распространения этнорелигиозного экстремизма в молодежной среде. Выполнение программы в рамках данного комплекса административных мер должно быть возложено на социальные образовательные органы при возможном участии духовенства.

На перспективу актуальной представляется разработка следующих направлений деятельности, связанных, с противостоянием опасности религиозного экстремизма:

1. Совершенствование понятийно-терминологического аппарата и развитие концепции, необходимой для более глубокого анализа феномена этноконфессионального экстремизма.

2. Выявление прикладных возможностей и ограничений предложенной в диссертации концепции по отношению к другим регионам страны.

3. Дальнейшая разработка и реализация комплекса практических мер по эффективному противодействию этноконфессиональному экстремизму и терроризму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Федерация России и взаимосвязь региональной и национальной политики// Этнополитическое исследование. -1995.- № 1
  2. O.A. Религиозный экстремизм: сущность, природа и пути преодоления http ://www. auditorium. ni/
  3. A.B. Сепаратизм (сущность и проблемы): Дис. канд. полит, наук.- М., 1997.
  4. Г. И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации// Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1995. — №№ 3−4.
  5. Г. И. Политический радикализм как одна из российских традиций// Власть.- 1996.- № 3.
  6. В.Х. Религиозно политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия// Центральная Азия и Кавказ. -1999. — № 4.
  7. В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе// Исследования по прикладной и неотложной этнологии.- М., 1999.- № 127
  8. П.Аккиева С. Международная конференция «Ислам религия мира"// Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -М., 1999. — № 28.
  9. А. Ваххабиты джихад против России http://www.otechestvo.org.ua/
  10. И. Исламский фактор в подрывной стратегии.- М., 1986.14.Аль-Каф. 1998. — ноябрь.
  11. O.A. Терроризм. Криминологические и уголовно правовые исследования.- М., 1998.
  12. Арби Бараев или сколько стоит „крыша“ от МВД и ФСБ// Новости.- 2001. 17−19 сентября.
  13. З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Махачкала, 1995.
  14. З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.
  15. З.С. Характер и формы внешнего влияния на исламский радикализм в Дагестане// Южнороссийское обозрение. 2002. — № 6. http://www.ippk.rsu.ru/
  16. З.С. Вооруженные конфликты на северном Кавказе в свете теории и практики джихада// Южнороссийское обозрение. 2001. — № 1. http://www.ippk.rsu.ru/
  17. А. Хороший мусульманин плохой ваххабит// Сегодня. 26.07.2000.
  18. А. Ислам в современной идейно политической борьбе.- М., 1985.
  19. А. Как выбить почву из-под ног экстремизма?// Знамя ислама. -1997.- № 2.
  20. В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. М. Межнациональные противоречия и конфликты в России// Социально политический журнал. — 1992. -№ 7.
  21. Г. Р. Социально политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис. докт. филос. наук.- М., 1994.
  22. В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общественной смуты. М., 1997.
  23. А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог. -1999. № 10.
  24. Т.В. Этнополитическая ситуация в постсоветской России// Россия и современный мир.-2000.-№ 1
  25. М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональное отношение на пороге XXI века.- Майкоп, 2000.
  26. Белая книга российских спецслужб. М., 1996.
  27. И. Ислам, религия и политика // Диалог.- 1990.- № 6.
  28. А.Е. Мусульманское сектантство. М., 1957.
  29. С.Е. Влияние ислама на политические процессы на Северном Кавказе (на примере республики Дагестан) http://www.religare.ru/
  30. О.П. Наступление исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня.-2000.-№ 2.
  31. О.П. Ваххабизм в СНГ // Ислам и политика. М., 2001.
  32. В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие.- М., 2002.
  33. В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. -М., 2000.
  34. В.П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование.-М., 1999.
  35. М. Северный Кавказ это Афганистан?// Мусульманский курьер,-2000.-№ 13
  36. К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.
  37. М.В. Когда праздновать? http://www.ng.ru/
  38. M.B. Коранические мудрости в меняющемся мире // Война и ислам на Северном Кавказе: XIX—XX вв. М., 2000.
  39. В. Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм в контексте модернизации современной российской государственности // Философия права.-2002.-№ 2.
  40. А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России.- М., 1996.
  41. Вестник КНИД. 1999. январь.
  42. Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы с экстремизмом, http://www.religare.ru/
  43. В., Эфиров С. „Левый“ терроризм на Западе. История и современность.-М., 1987.
  44. Ю.Г., Добаев И. П. Исламский радикализм и его крайние формы как факторы, стимулирующие региональный сепаратизм// Южнороссийское обозрение. 2002. — № 6. http://www.ippk.rsu.ru/
  45. Н. Толерантность или терпимость? http://www.ug.ru/
  46. В. Кавказский синдром//Диалог.-1992.-№ 15−18
  47. Р. Терроризм и пропаганда /Сб. ИНИОН Актуальные проблемы Европы. Проблема терроризма. М., 1997.
  48. М.Г., Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в.- Махачкала, 1996.
  49. М.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе.- Махачкала, 2002.
  50. Р. Ислам, вера, милосердие.- М., 1997.
  51. C.B. Ислам в СНГ в общественно политической и научной мысли Запада: Дис. канд. ист. наук.- М., 1998.
  52. A.C. Политический экстремизм. М., 1986.
  53. A.C. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм на службе международной реакции. М., 1982.
  54. С. Центральная Азия зона особого внимания// Независимая газета. 20. 04. 2000.
  55. В. Имам Шамиль. Избранник и жертва Кавказской войны // Независимая газета. 6.03. 1997.
  56. Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Дис. канд. филос. наук.-М., 1987.
  57. Денисова Г. С, Радовель М. Р. Этносоциология.- М., 2000.
  58. А. „Нет“ ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.- 1998.- № 22.
  59. Д. О нетерпимости. Собр. соч. М., 1991.
  60. И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика.- Ростов н/Д, 2003.
  61. И.П. Практические действия по блокированию крайних форм исламского радикализма на Юге России// Южнороссийское обозрение. -2003. № 17. http://www.ippk.rsu.ru/
  62. ДобаевИ.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. -Ростов н/Д, 2002.
  63. И.П. Формы борьбы с религиозным экстремизмом на Юге России. Ростов н/Д, 2001.
  64. И.П. Ислам и политика.-М., 2001.
  65. И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001.-№ 2(14).
  66. И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д, 2000.
  67. И.П. Ислам и исламизм.-М., 1999.
  68. И.П., Блохин В. П. Практический действия по блокированию регионального сепаратизма, выступающего под религиозным прикрыти-ем//Южнороссийское обозрение. -2002. № 6. http://www.ippk.rsu.ru/
  69. Дробижева JIM. Этнические конфликты// Политические исследования. -1994.-№ 2.
  70. А.Н. Нетерпимость как психологическая проблема и культура ее профилактики// Вопросы психологии. 1993.- № 2.
  71. И. Политический экстремизм и религия// Власть.- 2001.- № 12
  72. Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века.- М., 1989. .
  73. Н. Хаттаб в поход собрался? // Вечерний Ростов. 1999. 15 июня.
  74. A.C. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций http://www.religion.sova-center.ru/
  75. Н. Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право.-2003.-№ 5.
  76. В.Г., Хоперская JI.JI. и др. Технология управления этнополитиче-скими процессами в Северо-Кавказском регионе.-Ростов н/Д, 1999.
  77. A.A. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ.-2000.-№ 2 (8).
  78. Из истории ислама http://www.kavkaz.strana.ru/92.Имам Хомейни.-М., 1999.
  79. Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2001.
  80. Ислам и этнополитика на Кавказе. Махачкала, 1999.
  81. Ислам и исламизм на Юге России// Южнороссийское обозрение. 2003. -№ 17 http://www.ippk.rsu.ru/
  82. Ислам: межконфессиональные отношения http://www.dhis.dgu.ru/
  83. Исламизм: глобальная угроза? /Серия: Научные доклады. М., 2000. ноябрь. № 2.
  84. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под общ. ред. Е. М. Кожокина.- М., 1995.
  85. Ислам в России: традиции и перспективы (материалы НГТК).- М., 1998.
  86. Ислам и мусульмане в России.-М., 1999.
  87. История Ат-Табари. Ташкент, 1987.
  88. К вопросу о существовании религиозного экстремизма http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/
  89. Кавказская Конфедерация. 1999. апрель
  90. А.Г. Характер адыгских песен // Избр. произведения адыгских просветителей. М., 1998.
  91. В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ // Закон и право,-2003.-№ 8.
  92. М. Политический экстремизм угроза государственности// Российская юстиция .- 1999. — № 4.
  93. Кон И. С. Внутренний мир расиста// Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) http://www.sexology.narod.ru/
  94. А.И., Романов H.A. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. М., 1994.
  95. Коран (перевод И. Ю. Крачковского).-М., 2000.
  96. A.B. Исламский экстремизм в арабских странах / АН СССР. Ин-т востоковедения. М., 1990.
  97. А. Ислам и государство в Чеченской Республике // Восток. 1994. — № 3-
  98. А. Граница на замке. Чечня готовится к агрессии?// Совершенно Секретно. 1998. — № 2.
  99. Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств.-СПб., 1998.
  100. Р.В. Мусульмане Северного Кавказа в поисках утраченной идентичности: между джихадизмом и умеренностью// симпозиум „Права человека и проблема идентичности в России и современном мире“. — СПб., июль, 2004.
  101. Г. У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994. — № 2.
  102. В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом // Законодательство и экономика .- 1998. № 6.
  103. В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства// Законодательство и экономика. -2001.- № 10.
  104. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. — № 6.
  105. Н. Борьба с терроризмом в современной России// Власть. -1997.-№ 9.
  106. А.К. Игры в „ваххабизм“ // Ислам и политика.- М., 2001.
  107. Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения.- М., 1991.
  108. Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Ростов н/Д., 1999.
  109. Д.В. Радикальный исламизм на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня // Конфликт-Диалог-Сотрудничество (Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе). М., 1999. № 1.
  110. Д.В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма http://www.religio.ru/
  111. В.В., Гулиев М. А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах.- Ростов н/Д., 2003.
  112. A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
  113. A.B. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. „НГ-Религии“. 25.12.1997
  114. A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
  115. A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа.- М., 2001.
  116. Д. Исламско фундаменталистский проект в реалиях современного мираУ/ Мировая экономика и международные отношения. -1995.-№ 10.
  117. Д. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях// Безопасность. 1995.- № 2.
  118. И.В. Исламский фундаментализм как один из факторов этнической конфликтологии на Северном Кавказе // Серийные убийства и социальная агрессия.-Ростов н/Д, 1998.
  119. .К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. — № 1.
  120. Г. В. Россия на Кавказе: военно-исторический аспект национальной политики в Северокавказском регионе в 20−90 годы XX века. -Ростов н/Д, 1999.
  121. С.А. Исламский фактор и его влияние на военную политику России: Автореф. дис. доктора полит, наук. М., 2002.
  122. Д. Исламский фундаментализм вчера и сегодня // Заря Востока.- 1992.-№ 1.
  123. Ю.Е. „Анклавизация“ территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России: Тез. докл. науч. конф. Ростов н/Д, 1999
  124. В. Правовое обеспечение противодействия экстремизму // Российская юстиция.- 2002.- № 7.
  125. И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики//Полис. 1998.-№ 3-
  126. Мусульмане в постсоветском пространстве// Диа Логос: религия и общество.-М., 1997.
  127. Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии: Автореф. дис. канд. полит, наук, 2001.
  128. Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.
  129. Неоваххабизм идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма//Южнороссийское обозрение, — 2003. — № 17.http://www.ippk.rsu.ru/
  130. A.C. Экстремизм как норма http://www.anovikov.narod.ru/
  131. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2002.
  132. Нунуев.С.-Х. Живительный дух ислама. М., 2000.
  133. .Ж. Этноконфессиональные аспекты экстремизма и терроризма в странах Центральной Азии. 11.05.2002 http://www.kisi.kz/
  134. A.A. Общественное мнение об этноконфессиональных отношениях// Национальное и религиозное.- М., 1996.
  135. A.A. Религиозно политический экстремизм: понятие, сущность, пути преодоления, http://www.rlinfo.ru/
  136. Д.В. Психология терроризма. СПб., 2002.
  137. О целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России.-М., 1998.
  138. . К.И. Исламский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма.- М., 2001.
  139. К.И. Исламский фундаментализм в Судане. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2000.
  140. К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е гг. XX в. // Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри.- М., 2001
  141. JI.P. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития//Азия и Африка сегодня. 1994. -№ 11 156. „Православное обозрение Радонеж“ 11.2002. — № 10.
  142. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // Российская юстиция. 2000. — № 1.
  143. Религиозный фундаментализм и экстремизм: политическое измерение. http://www.religare.ru/
  144. Рой Я. Ислам в Советском Союзе после второй мировой войны // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. -М, 1998.
  145. H.A. Сущность и содержание политического экстремизма. -М., 1991.
  146. H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Монография.-М., 1997.
  147. И. Ислам и война.-М., 1999.
  148. РощинМ. Ислам в Чечне http://www.religio.nl/
  149. М. Полевой дневник автора http://www.religio.ru/
  150. В.А. О реальной и мнимой угрозе исламского фундаментализма национальной безопасности// Информационно аналитический сборник. — Екатеринбург, 1998. № 1.
  151. В.Н. Проблемы региональной безопасности на Кавказе: вопросы борьбы с терроризмом и организационной преступностью. Тбилиси, 1999.
  152. А. „Исламский фундаментализм“: жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульманский мир. 1993. — № 10.
  153. В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. -М, 1998.
  154. И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. 2000. — № 2.
  155. К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999.
  156. Г. В. Управление силами и средствами органов внутренних дел по противодействию политическому и религиозному экстремизму: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001.
  157. С.И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии.- Ростов н/Д, 1996.
  158. Е.С. Чеченский сепарптизм: истоки, формы проявления, перспективы // Южнороссийское обозрение. 2002. — № 6.http ://www.ippk.rsu.ru/
  159. И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм -это совсем не одно и то же// Международная жизнь.- 1996.- № 5.
  160. И. Терроризм в России как авантюра и политическая практика.- М., 1999.
  161. P.A. Краткий обзор современного положения нехристианских традиционных религий в России http://www.trc.tsu.ru/
  162. В.Л. Международный терроризм как феномен XX века: эволюция форм и этапы борьбы с мировым злом // Закон и право. 1999. — № 12.
  163. JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
  164. В. Ислам и интересы России // Международные отношения. 1995. — № 1.
  165. В.А. Война и мир на Северном Кавказе // Свободная мысль -XXI. 2001. -№ 1.
  166. Угроза ислама или угроза исламу? М., 2001.
  167. С., Шамилева М. Мюридизм перед судом времени. Грозный, 1984.
  168. А.Ю. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке // Вести Моск. ун-та. Серия 13, Востоковедение. 1994. — № 3.
  169. В.В. Правовое рыулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право.-2002.-№ 7.
  170. В.В. Обвиняется терроризм.-М., 2002.
  171. В.В. Создать государственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Государство и право. 2003.- № 1.
  172. Н.Г. Проблемы безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ // Отечественная история.- 2000. № 4.
  173. Феномен экстремизма. Под ред. A.A. Козлова.- СПб., 2000.
  174. P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени.- Майкоп, 1997.
  175. K.M. Этапы распространения ваххабизма в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма.- Махачкала, 2001.
  176. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. — № 1.
  177. Р. Конфликт в Дагестане обусловлен внутренними причинами//"НГ». -14.09.99
  178. О.М. Терроризм в современной России.- М., 1996.
  179. А. Ваххабиты в Тобольске// Совершенно Секретно. 1999. -№ 10.
  180. В.В. Становление самоидентификации народов Северного Кавказа и геополитические утопии на Кавказе // Кавказ: проблемы геополитики и национальные интересы России: Науч. чтения. Ростов н/Д, 1998.
  181. B.B. Социально политический процесс на юге России: от вспышки ксенофобии к регенерации этнокультурного взаимодействия и осознанного единого гражданства// Южнороссийское обозрение. — 2002. -№ 6. http://www.ippk.rsu.ru/
  182. Ю.Г. Ксенофобия и проблемы становления гражданского общества в России. М., 2000.
  183. Чечня -трагедия России //Этнополис.-М., 1995.
  184. С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право.1999. -№ 4−5
  185. В.Н. Силовые методы борьбы с терроризмом: мировой опыт// Южнороссийское обозрение. 2002. — № 12. http://www.ippk.rsu.ru/
  186. С. Исламский фактор в руках политических элит// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.-М., 2001.
  187. М. Ваххабизм и фундаментализм: термины «страшилки"// Центральная Азия и Кавказ. — 2000. — № 1(7).
  188. С.А. Политический радикализм: возможность реставрации и его предотвращения.- М., 1998.
  189. А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России /Ислам в Евразии/ Под ред. М. В. Иордана. М., 2001.
  190. ИН. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.
  191. Яхиев С.-У. Суфизм на Северном Кавказе: История и современность. -М., 1996.
  192. A.A. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. М., 2000.
  193. A.A. Кредо ваххабита // Диа-Логос: Религия и общество. 2000−01. Альманах. М., 2001.
  194. Burgat F. L’Islamisme au Maghreb: la voix du Sud (Tunisie, Algerie, Libue, Maroc). Paris. 1988.
  195. Islamophobia in Russia. Editorial, Arab News. 05.08.2003.
  196. Russia’s Muslims Become Targets. The Washington Post. 22.12.2002
  197. Muhammad Hamidullah Introduction to Islam. MWH London publishers. London. 1979.
  198. Jenkins B. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Los Angeles, 1975.
  199. Sachiko Murata, William C. Chittick The vision of Islam: the foundation of Muslim Faith and Practice. I.B. Tauris publishers. London. 1996.
  200. John L. Esposito Islam: the straight path. Oxford University Press. 1994.
  201. Imran Ahsan Khan Nyazee Theories of Islamic law. International Institute of Islamic Thought. Islamabad. 1994.
  202. Allamah Sayyid Muhammad Husayn Tabatabai. Shi’a. Shohada. Iran.
  203. Intelligence Newsletter. 1999. N364. Aug.26.
  204. Yassine Abdel-Qader. Islamic militant movements between tradition and modernity. //The third Nordic conference on Middle Eastern Studies: Ethnic encounter and culture change Joensuu. Finland, 19−22 June 1995.
  205. Перечень документов по проблеме законодательного регулирования противодействия экстремизму и терроризму
  206. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. Норма. 2000.
  207. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М. Норма. 2000.
  208. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  209. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г.).
  210. Проект федерального закона Российской Федерации «О противодействии политическому экстремизму» (внесен Правительством Российской Федерации).
  211. Проект федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии политическому экстремизму» (внесен Правительством Российской Федерации).
  212. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. № 1521 «Об утверждении состава Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации».
  213. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 808 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации».
  214. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. № 1143 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 июля 1998 г., 1 сентября 2000 г.).
  215. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
  216. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  217. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации».
  218. Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Принят Народным Собранием Республики Дагестан.
  219. Положение «О межведомственной комиссии по противодействию политическому экстремизму в Архангельской области». Утверждено Постановлением Главы Администрации Архангельской области от 11 мая 1999 г. № 131.
  220. Решение о проекте Решения о создании Антитеррористического центра государств участников Содружеств Независимых Государств (Москва, 20 июня 2000 г.).
  221. Решение о проекте Решения о Программе государств участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Москва, 21 июня 2000 г.)
  222. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. 49/60 «Декларация по ликвидации международного терроризма».
  223. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ.
  224. Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской федерации» от 31.07.1995 № 119 ФЗ.
  225. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
  226. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» от25.07.2002 № 114-ФЗ.
  227. Концепция «О национальной безопасности РФ» 10.01.2000. № 24
  228. Хасавюртовские соглашения от 31.08.1996.
  229. Этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе
Заполнить форму текущей работой