Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модификации гендерных образов в российской культуре конца XIX — начала XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2009», секция «Искусствоведение» (Москва, 2009) — на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество», секция «Философия пола и тендерные исследования» (Новосибирск, 2009) — на Всероссийской научно-технической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология исследования тендерных культурных феноменов
    • 1. Концептуальное и методологическое взаимодействие культурных и тендерных исследований
    • 2. Методологическая стратегия изучения тендера как объекта культурного исследования
  • Глава 2. Тендерные образы в российской культуре на материале культурных прикладных исследований
    • 1. Визуализация женского тендера в памятниках русского изобразительного искусства конца XIX — начала XX вв
    • 2. Тендерные образы в современной красноярской культуре: результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серия тематических ассоциаций»

Модификации гендерных образов в российской культуре конца XIX — начала XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность и значимость изучения методологических возможностей тендерного подхода, проблематики пола в культурных исследованиях для современной отечественной гуманитарной науки и особенно для региональной обусловлены рядом причин. Во-первых, современное развитие мировой и отечественной философии культуры (и гуманитарной науки в целом) во многом определено изменениями, произошедшими в результате так называемого «антропологического поворота», характерной чертой которого является обращение к комплексному исследованию человека и культуры в их взаимодействии. Данная проблема решается в рамках исследовательских направлений, таких как: феноменология, персонализм, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, культурная антропология, а также гендерология и другие.

Названные направления раскрываются полнее и интенсивнее в странах Европы и Америки. В российской гуманитарной науке их развитие было сдержано рядом объективных социокультурных, экономических, политических и других факторов. Сложности, существующие в современной отечественной теории, истории и философии культуры обусловлены тем, что расцвет «наук о духе», который был характерен для мировой гуманитарной науки в конце XIX — начале XX вв., в России был ограничен рамками «единственно верной» идеологии.

Период конца XX — начала XXI вв. ознаменован стремлением преодолеть отставание отечественной гуманитарной науки от мировой, в частности, области культурологии, путем освоения новых исследовательских подходов и методов, среди которых далеко не последнее место занимают тендерные стратегии. Данный подход представляет собой междисциплинарную исследовательскую практику, дающую широкие возможности для изучения и понимания различных социальных и культурных феноменов в их самодостаточности и взаимодействии друг с другом. Во-вторых, в настоящее время всё большую актуальность приобретают именно прикладные культурные исследования, в рамках которых находятся решения конкретных насущных проблем современного российского общества, отличающегося поликультурностью и полиэтничностью. И именно тендерный подход, утверждающий принцип мультикультурализма, дает широкие возможности для решения этих проблем. В-третьих, необходимость исследования тендерной проблематики в познании российской культуры обусловлена ее недостаточной изученностью, отсутствием прикладных исследований модификаций тендерных образов в контексте проблематики современной философии культуры.

Степень изученности темы исследования. В современной гуманитарной науке культурные и тендерные исследования входят в спектр динамично развивающихся направлений, а вопросы методологии данных областей являются предметом дискуссий. Для определения степени изученности темы диссертационного исследования необходимо рассмотреть две группы источников: 1) связанные с культурными исследованиями, 2) связанные с тендерными исследованиями.

Прежде всего, необходимо отметить, что культурные и тендерные исследования имеют общие философские основания. Огромное влияние на развитие тендерного направления в философии культуры оказала неклассическая философия (Ф. Ницше, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан). А также исследования К.-Г. Юнга, в которых формируются представления об архетипах, об архетипической феминности (женственности) и архетипической маскулинности (мужественности). Необходимо подчеркнуть, что тендерная проблематика рассматривается в работах Ж. П. Сартра «Бытие и ничто» и С. де Бовуар «Второй пол». Произведение «Второй пол» традиционно называют фундаментом теоретической деятельности женского (феминистского) движения, предшествовавшего формированию тендерных исследований. В феминистской литературе данное сочинение рассматривается как самое полное историко-философское исследование взаимоотношения полов. В русской философской традиции вопросы культурфилософии и осмысление проблематики пола разрабатываются в рамках «философии любви». Представителями данного направления являются мыслители Серебряного века Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, И. Ильин.

В современной западной науке вопросы пола становятся предметом исследований многих ученых. В центре интересов находятся различные грани тендерной проблематики. Так Л. Иригарэ, Э. Сиксу, Ю. Кристева, Дж. Батлер создают альтернативу традиционной философской эпистемологии — философию женской сексуальности, феминистскую эпистемологию. К. Миллет, С. Файерстоун, Б. Фридан критикуют с позиции феминистской методологии теорию психоанализа 3. Фрейда. Дж. Митчелл, Ж. Роуз, Н. Чодороу создают женскую психоаналитическую концепцию. А. Дворкин, М. Дели, С. Л. Хоугланд рассматривают культурфилософскую проблематику сквозь призму тендерного подхода, в частности вопросы этики. И. К. Сэджвик, Т. де Лауретис, Э. Гросс предметом своих исследований выбирают спектр феноменов, связанных с половой и тендерной идентичностью.

В области теории и истории культуры для настоящей работы актуальны концепции ученых, занимающихся разработкой новых подходов, поиском методов исследования (Ф. Боас, А. Крёбер, К. Уисслер, Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард, Л. А. Уайт). Для изучения тендерных образов с позиции философии культуры имеет значение деятельность представителей школы «Культура-и-личность»: Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон, К. Дюбуа К. Клакхон, А. Инкелс Дж. Уитинг, Р. Ле Вин, исследовательские интересы которых сосредоточены на изучении взаимодействия человека и культуры, культурной идентификации личности. Среди современных ученых стоит отметить работы Д. Мацумото, Дж. В. Берри, А. Х. Пуртинги, М. Х. Сигалла, П. Р. Дассена, посвященные методологии культурных исследований.

В отечественной науке тендерные и культурные исследования становятся предметом изучения с начала 90-х годов XX века. В это время появляются работы ученых, посвященные тендерной проблематике в различных областях социокультурного знания: в истории (Н. Пушкарева, А. Юнаковская), социологии (Е. Здравомыслова, А. Темкина, Е. Мещеркина), экономике (Е. Мезенцева), праве (С. Поленина), политических науках (JI. Попкова, И. Чикалова, С. Ушакин), философии (С. Жеребкин), антропологии (Е. Гапова), психологии (Е. Иванова, И. Жеребкина), языкознании (Е. Горошко, О. Колосова, А. Кирилина).

90-е годы XX века — значимый период и для культурных исследований. Только с конца XX века в России культурология утверждается как самостоятельная наука. В настоящее время продолжают активно обсуждаться основные понятия этой науки, ее предмет, объект, цели и задачи, а также место среди других социогуманитарных наук. Современные исследования в сфере теории, истории и философии культуры понимаются как междисциплинарная область, интегрирующая методологические возможности различных наук. Поэтому междисциплинарность — ключевой принцип западных социогуманитарных исследований, а для отечественной науки освоение данного подхода является необходимым условием успешного развития. В связи с этим, вопросы, связанные с методологией культурных исследований, важны и обсуждаемы в современной исследовательской литературе. Целостное представление о теоретической и методологической проблематике культурных исследований излагается в работах таких авторов, как М. С. Каган, Э. А. Орлова, A.A. Велик, Г. П. Отюцкий, Ю. М. Резник, С. Н. Иконникова, А. П. Садохин, С. А. Иванов, М. И. Васильев и др.

Для настоящей диссертации особое значение имеют работы, посвященные методологии культурных и тендерных исследований в их самодостаточности и взаимодействии (Л.Д. Сурманидзе, О. В. Ворониной, Н. В. Ходыревой, E.H. Шапинской, Э. М. Викторова, M.JI. Бутовской, В. Бажукова, В. Муравьева).

Отдельно стоит остановиться на работах А. Р. Усмановой. Автор указывает на принципиальные методологические различия между отечественной культурологией и современными западными культурными исследованиями, отмечает теоретизированность отечественной науки и практическую направленность западных исследований, а также подчеркивает значимость и целесообразность освоения методов и подходов, разработанных западными учеными.

В контексте настоящего диссертационного исследования также значимы работы А. Альчук, В. Аристова, Н. Козловой, А. Левинсона, О. Вайнштейн, Е. Барабан, И. Трошева, М. Камина, Д. Осиповой, А. Курбановского, Д. Андреевой. Названные авторы обращаются к изучению женских образов, представленных в различных сферах культуры: рекламе, кино, изобразительном искусстве, литературе, СМИ. Ученых интересует трансформация образов в процессе перехода от советской эпохи к постсоветской.

Таким образом, можно заключить, что, во-первых, культурные и тендерные исследования активно изучаются как самостоятельные научные области, так и во взаимодействии друг с другом. Во-вторых, культурные и тендерные исследования находятся в зоне пристального внимания не только культурологов, но и философов, психологов, социологов, историков, искусствоведов и т. д., но, тем не менее, это преимущественно теоретические работы. Следовательно, актуальными являются прикладные культурные исследования, объектом изучения которых является широкий спектр феноменов теории, истории и философии культуры, требующих применения новых методов и подходов, в частности, тендерного, что и является целью настоящей диссертации.

Объектом исследования является тендерное своеобразие российской культуры.

Предмет исследования — модификации тендерных образов в отечественной культуре конца XIX — начала XXI вв.

Цели и задачи диссертации обусловлены ее объектом и предметом. Цель исследования заключается в выявлении и анализе модификаций тендерных образов в российской культуре, посредством определенной методологической модели исследования культурных феноменов.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1) проанализировать исторические, методологические, концептуальные связи культурных и тендерных исследований;

2) построить междисциплинарную методологическую стратегию для исследования тендерных образов как феноменов культуры;

3) изучить специфику тендерных образов в памятниках русского искусства конца XIX — начала XX вв.;

4) раскрыть своеобразие современных тендерных образов в российской культуре XXI века;

5) выявить особенности модификаций тендерных образов в российской культуре конца XIX — начала XXI вв.

Методологические основания исследования:

Особенности объекта исследования и разнообразие задач определили методологию диссертационной работы. В качестве философского основания работы выступают: философия феминизма (Дж. Батлер, Р. Брайдотти, Л. Иригарэ, Ю. Кристева) и философия культуры (О. Шпенглер, Г. Зиммель, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский, Вл. Соловьев, Д. Мережковский, Н. Бердяев). В качестве основополагающего выбран принцип междисциплинарности, позволяющий для достижения цели исследования применять необходимые методы из различных социогуманитарных дисциплин.

В работе используются следующие методы:

• метод интерпретативной культурологии (К. Гирц, В. Тернер), позволяющий рассматривать каждый культурный феномен как текст, который возможно интерпретировать и понимать;

• метод философско-искусствоведческого анализа (Н.П. Копцева, В.И. Жуковский), использованный для изучения визуализации тендерной специфики российской культуры в произведениях изобразительного искусства;

• ассоциативный эксперимент по методике А. И. Назарова и Р. В. Соколова «Серия тематических ассоциаций», примененный для выявления тендерной специфики современной российской культуры;

• культурно-сравнительный метод, необходимый для сравнения гендерной специфики российской культуры конца XIX — начала XX вв. и современной культуры.

Научная новизна. Диссертационная работа содержит научную новизну в области культурологического знания, которая заключается в восполнении недостаточной изученности гендерной специфики отечественной культуры. Впервые в рамках прикладного исследования изучены российские тендерные образы: рассмотрена визуализация женского тендера в живописных произведениях Серебряного века, раскрыты особенности тендерных образов современности, а также выявлена их культурно-историческая динамика.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Перспективным направлением в отечественных исследованиях культуры являются прикладные исследования, сообразные «cultural studies», в рамках которых могут быть решены конкретные актуальные проблемы современного общества, связанные с противоречиями в культурной идентификации личности, а также со сложностями межкультурных коммуникаций.

2. На основе анализа философской, социологической, психологической, культурологической, искусствоведческой литературы выявлены исторические, концептуальные, методологические связи тендерных и культурных исследований, возможности применения тендерного подхода в прикладных культурных исследованиях.

3. Сформирована междисциплинарная методологическая стратегия для исследования тендерных образов как феноменов культуры, позволяющая выявить изменения тендерных представлений в культуре.

4. Проведен анализ тендерных образов, визуализированных в памятниках русской художественной культуры конца XIX — начала XX вв., определены их особенности: во-первых, демонстрация целого спектра женских образов, фиксирующих разнообразное соотношение плотского и духовного, во-вторых, в данных образах плотское и духовное представляются как диалектически взаимосвязанные начала, подчеркивается их сосуществование и перетекание одного в другое.

5. Выявлены особенности современных тендерных образов, складывающиеся из множества личностных представлений, формируемых под воздействием культуры. Современная российская культура формирует тендерные образы с доминантой телесных характеристик.

6. Обнаруженная культурно-историческая динамика модификаций тендерных образов в российской культуре конца XIX начала XXI вв. выражена через призму диалектического соотношения понятий «плотское» и «духовное».

Теоретическая и научно-практическая значимость работы.

Материалы и выводы диссертации позволяют углубить знания о возможностях применения тендерного подхода в прикладных культурных исследованиях. Методологические наработки исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения тендерной специфики российской культуры, а также для изучения особенностей национальных, этнических, региональных культур. А также результаты исследования могут быть использованы для изучения социальных механизмов формирования тендера, что может иметь практическое значение в деле построения общества, ориентированного на тендерную эгалитарность, с высоким уровнем толерантности.

В дальнейшем результаты диссертационной работы могут быть использованы в качестве методологических оснований для научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлениям «культурология», «социально-культурная деятельность».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2009», секция «Искусствоведение» (Москва, 2009) — на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество», секция «Философия пола и тендерные исследования» (Новосибирск, 2009) — на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2009) — на учебно-научно-методическом семинаре «Культурология в России: за и против (актуальные методы и реальные предметы культурных исследований)» (Красноярск, 2009) — на учебно-научно-методическом семинаре «Методы и методики прикладных культурных исследований: версия структурного функционализма. Часть 1. Общетеоретические концепции Б. К. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна» (Красноярск, 2009) — на учебно-научно-методическом семинаре «Методы и методики прикладных культурных исследований: версия структурного функционализма. Часть 2. Метаморфозы структурного функционализма во второй половине XX в. Э. Эванс-Причард, Э. Лич, Манчестерская школа британской социальной антропологии» (Красноярск, 2009) — на XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2010», секция «Философия, культурология, религиоведение» (Москва, 2010) — на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2010) — на XLVIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», секция «Философия» (Новосибирск, 2010).

В ходе работы в Красноярском региональном отделении научно-образовательного культурологического общества на семинарах и круглых столах, а также в организации и участии в этнокультурологической экспедиции в Эвенкию (Красноярский край) в рамках гранта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009;2013 годы": «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций: форсайт-исследование до 2050 г. на материале анализа якутского этноса».

Базовые положения диссертационного исследования изложены в 4 научных статьях, опубликованных в Научном журнале Сибирского федерального университета в серии «Гуманитарные науки» общим объемом 4,1 п.л.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с научно-исследовательскими разработками кафедры культурологии Сибирского федерального университета, которые ориентированы на развитие методологии культурных исследований, одним из приоритетных направлений, в частности, является методология прикладных культурных исследований. В соответствии с этим в диссертации предложена методологическая модель для изучения тендерной специфики культуры. Решение методологических задач в диссертационном исследовании позволило разработать и внедрить методологию тендерного подхода в качестве одного из основополагающих для написания курсовых работ студентами направления «культурология», а также в преподавании учебной дисциплины «Методы и методики прикладных культурных исследований».

Структура и объем диссертации

Структура диссертационного исследования определена целями и задачами работы, содержит введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованной литературы (221 источник) и 4 приложения. Объем диссертации — 155 с.

Заключение

.

На основании проведенного исследования можно сделать следующее заключение. Целью настоящей работы было выявление и анализ изменений тендерных представлений в российской культуре, посредством определенной методологической модели исследования культурных феноменов.

Для достижения поставленной цели был решен ряд исследовательских задач. Во-первых, был проведен анализ существующих трудов в области культурных и тендерных исследований, сделаны обобщающие теоретические выводы, на основе которых была сформирована методологическая стратегия прикладного культурного исследования. Во-вторых, разработанная методологическая стратегия была апробирована на практике.

Итак, обратимся к теоретическим результатам исследования.

1. В мировой науке существует множество точек зрения и подходов к изучению культуры. В российской науке продолжают свое развитие исследовательские направления, сформировавшиеся в последнем десятилетии XX века в результате освоения различных западных теорий. В настоящее время одной из важнейших задач отечественной науки является преодоление отставания от мировой науки посредством освоения самых современных исследовательских методик и практик, в частности, тендерного подхода.

2. Тендерные исследования — это не отдельная область гуманитарного знания, а исследовательская позиция, направление, подход в социогуманитарных исследованиях, междисциплинарная исследовательская практика, дающая широкие возможности для изучения и понимания различных социальных и культурных феноменов в их самодостаточности и взаимодействии друг с другом. Привлечение тендерного подхода в область исследования культуры позволяет расширить спектр исследуемых объектов, обогатить изучение культурных феноменов рассмотрением их через призму тендерных отношений, изучать феномены культуры с различных сторон.

3. Культурные и тендерные исследования базируются на общем философском фундаменте (постструктурализм, постмодернизм и философия).

Одной из важнейших характеристик и тендерных, и культурных исследований является междисгиплинарностъ. Культурологическое знание изначально формировалось как интегративное и для исследования феноменов культуры применялись различные методы гуманитарных и даже естественных наук. Гендерные исследования также активно используют методы различных дисциплин: методология тендерных исследований представляет собой систему количественных и качественных методов из области философских, социологических, культурологических, искусствоведческих, психологических знаний. Принцип междисциплинарности дает возможность привлекать разнообразные теоретические и практические методы исследований, получать знание, учитывающее тендерную специфику исследуемых объектов, в данном случае, многообразных феноменов культуры.

4. Культурные и гендерные исследования имеют многообразные тесные связи различных уровней: исторические, логические, методологические, концептуальные, что изначально обусловлено общностью философского фундамента, на котором сформировались и культурные, и гендерные исследования. Применение тендерного подхода в исследованиях культуры в целом либо отдельно взятого культурного феномена методологически обосновано и целесообразно, позволяет получать целостное представление об изучаемом объекте.

5. Тендерный подход при рассмотрении любого феномена культуры позволяет учитывать как минимум два аспекта, две позиции — женскую и мужскую. Теоретически все феномены культуры возможно разнести по трем группам: «мужское», «женское», «мужское + женское». Знание о том, что понимается в культуре как мужское, женское, либо общее для мужчин и женщин, дает возможность составить адекватное представление об отдельном изучаемом культурном феномене и о культуре в целом. Это знание необходимо для решения ряда практических задач в области толерантности межэтнической, межконфессиональной, выстраивание плодотворного межкультурного диалога, решение социальных проблем внутри одного общества одной культуры (демографических, экономических, политических) и других.

6. Методологическая стратегия, разработанная в диссертации для изучения специфики категории «гендер» в контексте российской культуры, включает в себя следующее:

• философско-искусствоведческий анализ (теория искусства), дающий возможность изучить визуальное выражение представлений о содержании категорий «мужское» и «женское», так как тендерные отношения пронизывают все сферы культуры, в том числе и искусство, следовательно, изучая произведение искусства, возможно выявить тендерное содержание культуры того периода, когда было создано это произведение;

• метод ассоциативного эксперимента из области психолингвистики, позволяющий на основе анализа сведений опытного знания отдельных индивидуумов делать обобщающие выводы о понимании содержания того или иного культурного феномена в социуме в целом. Ассоциативный эксперимент дает возможность выявить особенности понимания мужественности и женственности, характерного для изучаемой культуры и находящего своё отражение в языке, изучить вербальное выражение современного представления категорий «мужское» и «женское»;

• кросс-культурный подход, применяемый во многих областях: психологии, культурной антропологии, этнологии, социологии и т. д., дает широкие возможности выявить важные черты и характеристики явлений, понять специфику изучаемой культуры посредством сравнения, сопоставления с другими культурами.

Включение философско-искусствоведческого анализа и ассоциативного эксперимента в методологическую стратегию позволило рассмотреть тендерные образы с двух сторон: во-первых, со стороны, формирующего социокультурного начала, проявленного в произведениях изобразительного искусства, во-вторых, со стороны реальных людей, воплощающих тендерные модели, сформированные конкретной культурой. Метод кросс-культурного сравнения позволил выявить изменения тендерных представлений в российской культуре. Культура Серебряного века и современная российская культура, с одной стороны, представляют собой различные типы культуры, но, с другой стороны, являются разными этапами единого культурного типа — российской культуры. Согласно генетическому принципу исследования культура рубежа XIX — XX вв. предопределяет особенности современной культуры.

Во второй главе диссертации представлены результаты прикладного исследования, полученные посредством применения разработанной методологической стратегии.

Обратимся к итогам философско-искусствоведческого анализа, для которого были выбраны следующие произведения: 1)"Купчиха за чаем" Б. М. Кустодиева (прил.1) — 2) «Великий постриг» М. В. Нестерова (прил.2) — 3) «Призраки» В. Э. Борисова-Мусатова (прил.З) — 4) «Вихрь» Ф. А. Малявина (прил.4).

Перечисленные живописные произведения являются признанными эталонами, репрезентантами как творчества авторов, так и эпохи конца XIX — начала XX вв. Также каждое из выбранных произведений служит репрезентантом определенного пространства системы произведений искусства: Ареакласицизма и Ареаромантизма.

Произведения «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева- «Великий постриг» М. В. Нестерова принадлежат к стилевому пространству Ареклассицизм. В данных произведениях с характерной для Ареаклассицизма ясностью и точностью прописываются женские образы, в мельчайших деталях прорабатываются элементы их внешности, фигуры, лица, нарядов, прически, различных аксессуаров, но такое внимание к изображению плоти не будет однозначным выражением доминанты телесности в представленных персонажах. В живописной картине «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева и на уровне формы делается акцент на плоть, и на уровне содержания подчеркивается телесность женского персонажа, но в то же время эта «богатая» плоть может быть интерпретирована как сосуд для наполнения духовностью. В произведении «Великий постриг» М. В. Нестерова телесность персонажей не проявлена столь явно, женские формы максимально скрыты покровами одежды, подчеркивается доминанта духовности женских образов произведения.

Произведения «Призраки» В.Э. Борисова-Мусатова, «Вихрь» Ф. А. Малявина принадлежат к стилевому пространству Ареаромантизм. На основе анализа данных произведений возможно сделать следующий вывод. Характерная ареаромантическим произведениям размытость изображения, отсутствие четких границ, сложные цветовые сочетания могут служить для визуализации как предельного доминирования Духа, так и предельного доминирования плоти. Так в произведении «Призраки» В.Э. Борисова-Мусатова бестелесность размытых форм женских персонажей, приглушенная цветовая гамма призваны подчеркнуть и выразить растворение телесности, доминанту духовности. Изображение женских персонажей занимает сравнительно незначительную часть всего произведения. Один из персонажей представлен уходящим за рамки живописного пространства, частично растворенным в пространстве иллюзии, таким образом подчеркивается незначительность телесности. В произведении «Вихрь» Ф. А. Малявина всё живописное пространство заполнено телами женских персонажей. Отсутствие четких контуров, перетекание одного персонажа в другой, наоборот, выражают доминанту телесности, бунт плоти, подчеркиваемый насыщенной кричащей цветовой гаммой.

Таким образом, тендерные представления русской культуры конца XIX — начала XX вв., визуализированные в женских персонажах живописных произведений, раскрывает женственность во всем многообразии ее аспектовот образов, максимально выражающих торжество плоти, земного качества Вечной женственности, до образов, максимально выражающих устремленность к освобождению от плоти ради торжества Духа, причастность Софии к Божественному.

Рассмотренные в рамках настоящего исследования живописные произведения русского искусства представляют собой визуализацию женского гендера конца XIX — начала XX вв., причем с точки зрения мужчины-живописца — автора произведения.

Согласно современной теории искусства, любое произведение искусства представляет собой текст, фиксирующий в себе как минимум три уровня смыслов:

• общечеловеческий уровень, соотносимый с вечными ценностями;

• актуально-исторический уровень, определяемый особенностями исторического периода, во время которого было создано произведение;

• личностный смысл, то есть субъективность самого художника — автора произведения.

Следовательно, каждое проанализированное произведение, с одной стороны, демонстрирует визуализацию женского гендера, соответствующего субъективным представлениям о женском каждого живописца. С другой стороны, поскольку тендер формируется обществом, фиксация женского гендера в живописных образах представляет собой первичную форму проявления сформированного обществом представления о содержании гендера. На актуально-историческом уровне анализа произведения искусства прочитывается именно тот конкретный женский образ, который был сформирован российским социумом конца XIX — начала XX вв. и предлагался женщинам в качестве эталона для подражания, модели для соответствия этому тендерному образу.

Поскольку предметом настоящего диссертационного исследования является изменение тендерных представлений в российской культуре, во внимание принимаются максимально общие черты визуализации женского гендера, характерные для отечественной культуры. Изображения женских персонажей были рассмотрены через призму диалектического соотношения плотского и духовного.

На основе результатов философско-искусствоведческого анализа живописных произведений Серебряного века возможно сделать следующий вывод: женские образы в живописных произведениях русских художников данного периода раскрывают различные грани дихотомии плотского и духовного — оплотнение Духа и одухотворение плоти.

С одной стороны, женские персонажи изображены выражающими путь движения Духа к плоти, когда максимальное проявление духовности в итоге приводит к оплотнению Духа, оборачивается доминированием плотского начала, торжеством плоти.

С другой стороны, женские образы изображены выражающими путь противоположного движения плоти к Духу, когда максимальное проявление плотского начала в итоге приводит к разрыву плоти, оборачивается доминированием Духа, торжеством Духа.

Взаимная необходимость противоположных понятий — необходимость плотского и духовного, одна противоположность необходима для существования другой. С одной стороны, духовное начало имеет возможность проявиться только через плотское, и при этом плотское начало подавляется духовным. С другой стороны, плотское начало может существовать только в стремлении к духовному, и при этом плотское начало стремиться к доминированию над духовным.

Наличие данных противоречий взаимное стремление духовного и плотского друг к другу определяют существование Вечной Женственности через диалектическое взаимодействие плотского и духовного. Многогранность тендерных представлений во всем великолепии представлена в русской живописи конца XIX — начала XX вв. В живописных произведениях выражена вся противоречивость женского образа, сочетание в нем несочетаемогоБогоматери и роковой женщины, близкой земной плотской красавицы и таинственной далекой «незнакомки» — Души Мира.

Специфической чертой женского тендера, визуализированного в памятниках русской художественной культуры конца XIX — начала XX вв., является, во-первых, демонстрация целого спектра женских образов, фиксирующих разнообразное соотношение плотского и духовного, во-вторых, в данных образах плотское и духовное представляются как диалектически взаимосвязанные начала, подчеркивается их сосуществование и перетекание одного в другое.

Исследование тендерных представлений в современной культуре было проведено посредством ассоциативного эксперимента по методике «Серия тематических ассоциаций» с участием студентов, обучающихся в Сибирском федеральном университете. При обработке материалов, полученных в ходе проведения эксперимента, были получены следующие результаты:

1) Все ассоциации, полученные в ходе эксперимента, возможно классифицировать по группам.

1. Ассоциаты, связанные с формой, воплощающей «мужское», «женское». В вопросе определения формы преобладают слова-реакции, обозначающие признаки биологического пола — для женского тендера — это «волосы» и «грудь" — для мужского — «усы», «борода», «щетина».

2. Ассоциаты, связанные с внутренним содержанием «мужского», «женского». Содержание женского тендера определяется ассоциациями «логика» и «красота», содержание мужского — «достоинство» и «сила».

3. Ассоциаты, связанные с функциями, соотносимыми с представлением о «мужском», «женском». И юноши респонденты, и девушки сходятся во мнении, что «материнство» — важнейшая функция для женщин, функция мужчин определяется словами-реакциями — «работа», «бизнес», «служба в армии».

4. Ассоциаты, связанные с атрибутами: предметами, явлениями, так или иначе соотносимыми с «мужским», «женским». Ассоциации на тему «женское» в данной группе преимущественно указывают на атрибуты, связанные с внешностью (предметы одежды, парфюмерия, косметика), на тему «мужское» -преобладает ассоциация «автомобиль».

5. Группа ассоциатов, выражающих личное отношение респондента.

6. Ассоциаты, представляющие собой конкретные наименования образов, воплощающих «мужское», «женское». Здесь присутствуют ассоциации, указывающие как на позитивные, так и на негативные образы. Ассоциации данной группы очень значимы, так как всё многообразие слов-реакций из других групп так или иначе соотносимо с образами. Названные респондентами образы возможно систематизировать и рассмотреть через соотношение плотского и духовного. Крайними точками этой шкалы образов будут — «Дева Мария», «Богоматерь» как предельное воплощение духовности, с противоположной стороны — «Вертихвостка», «Проститутка» как образы выражающие доминанту плотского.

2) Результаты сравнительного анализа ассоциаций, названых в анкетах представителей мужского и женского пола, указывают на отсутствие противоречий между представлениями о женском и мужском у девушек и юношей, присутствуют только незначительные нюансы.

3) В анкетах респондентов обоих полов присутствуют преимущественно ассоциации, соотносимые с категорией «плотское». Это характерно для ассоциатов всех групп, и особенно явно представлено в группе ассоциаций, указывающих на атрибуты, связанные с женским тендером (аналогичная ситуация и с атрибутами, связанными с мужским тендером).

Посредством философско-искусствоведческого анализа было выявлено своеобразие женского тендера, сформированного в русской культуре конца XIX — начала XX вв. Специфика заключается в наличии многогранных образов (вариантов женского тендера), в которых диалектически сосуществуют телесность и духовность, проявляется различная мера соотношения плотского и духовного — одухотворения плоти и оплотнения Духа.

Поскольку тендер (социальный пол) является результатом взаимодействия различных культурных и социальных институтов, то основываясь на результатах ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей красноярской студенческой молодежи, можно заключить следующее: современная российская культура формирует тендерные образы, специфической чертой которых является доминанта телесности. Доказательством тому служит преобладание слов-реакций на тему «женское», указывающих на телесность как напрямую (ассоциации из первой группы «форма»), так и косвенно (ассоциации четвертой группы «атрибуты»).

В итоге возможно зафиксировать следующие изменения тендерных представлений в российской культуре: движение от разнообразных образов, выражающих преимущественно доминанту духовности, к образам, в которых преобладает телесная составляющая.

Таким образом, можно заключить, что исследовательские задачи решены, поставленная цель достигнута.

Тем не менее, в силу многогранности тендерных образов как культурных феноменов, настоящее исследование имеет ряд направлений для дальнейшего развития. Во-первых, для более целостного представления о тендерных образах российской культуры требуется уточнение специфики мужского тендера, во-вторых, проведение экспериментальных исследований в других регионах России (в настоящем исследовании в качестве респондентов были задействованы только студенты Сибирского федерального университета). А также, поскольку Россия является многонациональным, полиэтничным государством, представляется перспективным и целесообразным сравнительное изучение тендерных представлений в конкретных этнических культурах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Г. Идейные истоки женского движения в России Текст. / С. Г. Айвазова // Общественные науки и современность. — 1991. — № 4. С. 125−132.
  2. Айзенстайн, 3. Экспортный феминизм Севера и Запада Текст. / З. Айзенстайн // Тендерные исследования. — 1998. — № 1. — С. 11—17.
  3. , Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Текст. / Ю. Е. Алешина, А. Волович // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. С. 74—81.
  4. Антология тендерных исследований: сборник переводов Текст. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000.-384 с.
  5. Антология исследований культуры Текст. В 3 т. Т. 1. Интерпретация культуры / сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с. — (Культурология XX век).
  6. , В. «Советский матриархаика» и современные тендерные образы Текст. / В. Аристов// Женщина и визуальные знаки / под ред. Альчук А. М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 3−19.
  7. , В.И. Особенности антропологического подхода к пониманию исследования культуры Текст. / В. И. Бажуков // Вопросы культурологии. 2008. — № 8. — С. 11−14.
  8. , Е.С. Домашний труд как символ тендера и власти Текст. / Е. С. Балованова // Социологические исследования. — 2005. № 6. — С. 109−120.
  9. , Е.В. Обыкновенная гомофобия Текст. / Е. В. Барабан // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 5 (19). — С. 18—24.
  10. , Т.В. «Эгоистичный тендер», или Воспроизводство тендерной асимметрии в тендерных исследованиях Текст. / Т. В. Барчунова Общественные науки и современность. — 2002. — № 5. — С. 180—192.
  11. , A.A. Культурология. Антропологические теории культуры Текст. / A.A. Белик. М.: Российский гос. туманит, ун-т, 1999. — 241 с.
  12. Бем, С. Трансформация дебатов о половом неравенстве. Текст. // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В. И. Успенской. — Тверь: Тверской центр женской истории и тендерных исследований, 1999. — 171 с.
  13. , Т.В. Тендерная психология Текст. / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005.-431 с.
  14. , Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры Текст. / Пер. с англ. М. Н. Корнилов, Е. М. Лазаревой, В. Г. Николаева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 256 с.
  15. , H.A. Эрос и личность. Философия пола и любви Текст. / H.A. Бердяев. -М.: Прометей, 1989. 158 с.
  16. , Дж. Кросс-культурная психология: исследования и применение Текст. / Дж. Берри, П. Р. Дасен, А. Ф. Пуртинга, М. Х. Сигал. -Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 560 с.
  17. , Ф. История и наука в антропологии: ответ Текст. / Пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. Т.1. — С. 528—535.
  18. , С. де. Второй пол Текст. в 2 т. / Пер. с франц. — общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. — М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997.
  19. Бок, Г. История, история женщин, история полов Текст. / Г. Бок // THESIS. Женщина, мужчина, семья. 1994. — № 6. — С. 170−200.
  20. , А.Ю. Тендер и архетип: «Первозданная Женщина» в современном мире Текст. / А. Ю. Большакова // Общественные науки и современность. 2010. — № 2. — С. 167—176.
  21. , М.В. Феномен гетерогенности пола Текст. / М. И. Бороденко, М. В. Колесникова, В. А. Петровский // Мир психологии. — 2001. — № 4. С. 179−190.
  22. , М.Л. Тендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере тендерного равенства Текст. / M.JI. Бутовская // Личность. Культура. Общество. — Вып.1 — 2. — 2008.
  23. , О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу Текст. / О. Вайнштейн // Женщина и визуальные знаки / под ред. Альчук А. М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 30−43.
  24. Вариации на тему Тендера Текст.: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Тендерные отношения в современном российском обществе» / Отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2004.-316 с.
  25. , М.И. Введение в культурную антропологию Текст.: учебное пособие / М. И. Васильев. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 156 с.
  26. Введение в тендерные исследования Текст. Часть 1: Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001. -708 с.
  27. , Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве Текст. / Г. Вельфлин. — СПб.: МИФРИЛ, 1994.-427 с.
  28. , Э.М. Сексуальные, эротические и тендерные отношений в современном обществе Текст./ Э. М. Викторов // Вопросы культурологии. — 2008.-№ 6.-С. 79−84.
  29. Владимир Соловьев и культура Серебряного века Текст.: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева. / Отв. ред. A.A. Тахи-Годи, Е.А. Тахи-Годи- Сост. Е.А. Тахи-Годи. — М.: Наука, 2005. — 631 с.
  30. , O.A. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект Текст. / O.A. Воронина // Вопросы философии. 2007. — № 2. — С. 56−65.
  31. , O.A. Проблемы эротики и порнографии в СМИ Текст. / O.A. Воронина // Женщина и визуальные знаки / под ред. Альчук А. М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 87−107.
  32. , O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе Текст. / O.A. Воронина // Общественные науки и современность. — 2000. — № 4. — С. 4—23.
  33. , Г. Исследования по этнометодологии Текст. / Г. Гарфинкель. — СПБ.: Питер, 2006. — 336 с.
  34. Тендер для чайников Текст. / Под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. — М.: Фонд имени Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. — 262 с.
  35. Тендер и общество в истории Текст. / под ред. Л. П. Репиной, A.B. Стоговой, А. Г. Суприянович. СПб.: Алетейя, 2007. — 696 с. — (Серия «Гендерные исследования»).
  36. Тендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000 Текст. / Пер. с англ.- Под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэл. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. 592 с.
  37. Гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть ктоТекст.: Справочник / Ред.-сост. 3. Хоткина. М.: ЦДЖА, 2000. — 160 с.
  38. Гендерные стереотипы в современной России Текст. / Под. ред. И. Б. Назарова, Е. В. Лобза. М.: ГУ ВШЭ, МАКС Пресс, 2007 — 306 с.
  39. Гендерология и феминология Текст.: учебно-методическое пособие / Сост. В.И. Чумаков- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. — 146 с.
  40. , К.Г. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры Текст. / К. Г. Гирц // Антология исследований культуры / сост. С .Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. — С. 171−199.
  41. , К.Г. Интерпретация культур Текст. / Пер. с англ. — М.: РОССПЭН, 2004. 560 с. (Серия «Культурология. XX век»).
  42. , Е.И. Особенности мужских и женских вербальных ассоциаций Текст. / Е. И. Горошко // Тендер: Язык. Культура. Коммуникация: Доклады. Второй международной конф., Москва 22 23 ноября 2001 г. — М., 2002. — С. 11−86.
  43. , И.В. Рекламные технологии тендера Текст. / И. В. Грошев // Общественные науки и современность. — 2000. № 4. — С. 172−187.
  44. , X. Архетипы советской культуры Текст. // Соцреалистический канон: Сб. статей / под общ. ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. — С. 743—785.
  45. , Т. Тендерная проблематика: подходы к описанию Текст. / Т. Дашкова // Исторические исследования в России-П. Семь лет спустя / Под ред. Г. А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2003. — С. 203−245.
  46. , С. Теоретическая валидность измерительной процедуры и смещение данных в социологическом исследовании Текст. / С. Дембицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008. — № 3. — С. 99 118.
  47. , Л. Гендерно нейтрально? Женский опыт инвалидности Текст. / Л. Доминелли // Журнал исследований социальной политики. 2004. -Т. 2. (№ 1). — С. 29−52.
  48. , Л. Феминистская онтология в обнаружении тендерных реалий Текст. / Л. Ерохина // Россия в XXI веке: экономика, политика, культура. 2002. — № 1(4). — С. 4−16.
  49. Женщина и визуальные знаки Текст.: Сб.ст. / Под ред. А. Альчук. -М.: Идея -Пресс, 2000. 280 с.
  50. Женщина не существует: Современные исследования полового различия Текст.: Сб. ст. / Под ред. И. Аристарховой. — Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. — 170 с.
  51. Женщины в истории: возможность быть увиденными Текст.: Сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. И. Р. Чикаловой. — Минск: БГПУ, 2004. — 308 с.
  52. , И.А. «Прочти моё желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм Текст. / И. А. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000. -256 с.
  53. , И.А. Тендерные 90-е, или Фаллоса не существует Текст. / И. А. Жеребкина. СПб.: Алетейя, 2003. — 256с. — («Феминистская коллекция»).
  54. , И.А. Женское. Политическое. Бессознательное. Текст. / И. А. Жеребкина. — СПб.: Алетейя. — 224с. — (Серия «Тендерные исследования»).
  55. , И.А. Страсть Текст. / И. А. Жеребкина. — СПб.: Алетейя, 2002. 336 с. — (Серия «Феминистская коллекция»).
  56. , И.А. Субъективность и тендер: тендерная теория субъекта в современной философской антропологии Текст.: уч.пособ. / И. А. Жеребкина. — СПб.: Алетейя, 2007 .-312 с.
  57. , В.И. Визуальная сущность религии Текст.: Монография / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. — 461 с.
  58. , В.И. Интеллектуальная визуализация сущности Текст.: Учеб. пособие / Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 1999. — 223 с.
  59. , В.И. Пропозиции изобразительного искусства Текст.: Учеб. пособие / Жуковский В. И., Копцева Н.П.— Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. 266с.
  60. , В.И. Теория изобразительного искусства Текст.: Тексты лекций. 4.1 / В. И. Жуковский. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. — 170 с.
  61. , В.И. Теория изобразительного искусства Текст.: Тексты лекций. 4.2. Методология истории искусства. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. — 199 с.
  62. , Е.А. Государственное конструирование тендера в советском обществе Текст. / Е. А. Здравомыслова, A.A. Темкина // Журнал исследований социальной политики. — 2003. — Т. 1 (№ ¾). — С. 299—323.
  63. , Е.А. Социальное конструирование тендера Текст. / Е. А. Здравомыслова, A.A. Темкина // Социологический журнал. — 2003. — № 3 4. — С. 171−182.
  64. , Д. Создание тендера Текст. / Д. Зиммерман, К. Уэст // Тендерные тетради. Вып. I. Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. СПб. — 1997. — С. 94102.
  65. , В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана Текст. / В. В. Знаков //Психологический журнал. — 1997. — Т. 18 (№ 1). — С. 38−49.
  66. , В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2004. — Т.25 (№ 1). — С. 41−51.
  67. , В.В. Тендерные особенности профессиональной культуры в условиях информатизации коммуникативного пространства специалиста Текст. / В. В. Зотов, С. И. Бобовин, Ю. И. Шумакова // Вопросы культурологии. -2009.-№ 4.-С. 40−43.
  68. , С.А. Методы изучения культуры Текст.: Учеб. пособие / С. А. Иванов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 76 с.
  69. , С.Н. История культурологических теорий Текст. / С. Н. Иконникова. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005.-474 с.
  70. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  71. , Е.П. Пол и тендер Текст. / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 688с. (серия «Мастера психологии»).
  72. , М.А. Реклама как механизм воспроизводства стратификации (по материалам анализа телевизионных рекламных роликов) Текст. / М. А. Камина, Д. В. Осипова // Личность. Культура. Общество. — 2008 — Вып. 5.-С. 376−387.
  73. , A.B. Тендер: лингвистические аспекты Текст. / A.B. Кирилина. М.: Изд-во «Инст-т социологии РАН», 1999. — 180 с.
  74. , P.M. Видимое или увиденное Текст. / P.M. Кирсанова // Неприкосновенный запас. 1999. — № 3. — С. 64−66.
  75. Клакхон, К.К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию Текст. / Пер. с англ. под ред. A.A. Панченко. — СПб.: «Евразия», 1998. 352 с.
  76. , И.С. От психологии пола — к тендерным исследованиям в психологии Текст. / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61−78.
  77. , О.И. Отечественный вариант тендерных исследований (Проблемы методологии) Текст. / О. И. Ключко // Общественные науки и современность. 2007. — № 4. — С. 172−176.
  78. , Дж. Женщины, мужчины и язык Текст. / Дж. Коатс // Тендер и язык / Моск.гос.лингв.ун-т- лаборатория тендерных исследований. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 33—223.
  79. , H.H. Женотделы в контексте эмансипаторского проекта большевиков Текст. / H.H. Козлова // Женские и тендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь: ТвГУ, 2000. — С. 86−93.
  80. , H.H. Женский мотив Текст. / H.H. Козлова // Женщина и визуальные знаки/ под ред. Альчук А. — М.: Идея-Пресс, 2000. С. 19−30.
  81. Кон, И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья Текст. / И. С. Кон // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008.-№ 4.-С. 5−16.
  82. Кон, И. С. История и теория «мужских исследований» Текст. / Кон И. С. // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 188 — 242.
  83. , A.B. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов в современном обществе» Текст./ A.B. Костина. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 216 с.
  84. , A.B. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования Текст./ A.B. Костина. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 288 с.
  85. , X. Тендерные исследования в прикладной лингвистике Текст. / X. Коттхофф // Тендер и язык / Моск.гос.лингв.ун-т- лаборатория тендерных исследований. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 563 623.
  86. , А.Л. Стиль и цивилизации Текст. / Пер. A.A. Борзунова, С. И. Левиковой, Л. А. Мостовой // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — Т.1. — С. 225—270.
  87. Культурология XX век Текст.: Энциклопедия / Гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т.1: А — Л / Отв. ред. Л. Т. Мильская. — 447 е.- Т. 2: М — Я / Отв. ред. Л. Т. Мильская. — 446 с.
  88. , A.A. Венера Советская Текст. / A.A. Курбановский // Вопросы культурологии. — 2008. № 3. — С. 64−67.
  89. Лауретис де, Т. Американский Фрейд Текст. / Лауретис Т. // Тендерные исследования. — 1998. — № 1. — С. 122—152.
  90. Лауретис де, Т. В зазеркалье: женщина, кино и язык Текст. / Т. де Лауретис // Введение в тендерные исследования. Ч II: Хрестоматия / Под ред. С.И. Жеребкина-Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. С. 739−758.
  91. , М.В. Феноменология как кросс-культурный мост между Востоком и Западом Текст. / М. В. Лебедев, A.C. Тимощук, Е. А. Тимощук // Журнал современной зарубежной философии «Хора». — 2008. — № 1. — С. 18−27.
  92. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с. — (Серия «Психология без границ»).
  93. Леннеер-Акселъсон, Б. О любви, тендерном равноправии, сексуальности и насилии Текст. / Б. Леннеер-Акселъсон // Журнал исследований социальной политики. — 2003. — Т. 1 (№ ¾). — С. 397−411.
  94. , Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности Текст. / Пер. с фр. Н. Полторацкой. — СПб.: Алетейя, 2003. 512 с. — («Феминистская коллекция»).
  95. , C.B. Историческая этнология Текст. / C.B. Лурье. М.: Аспект-Пресс, 1997.-448с.
  96. Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96» Текст. / Под ред. О. Ворониной, 3. Хоткиной, Л. Луняковой. М.: МЦГИ, 1997. 198 с.
  97. , Д. Психология и культура Текст. /Д. Мацумото. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 416 с.
  98. , В.М. Культура как предмет философского знания Текст. / В. М. Межуев // В диапазоне гуманитарного знания: Сб. к 80-летию профессора М. С. Кагана. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-Вып. 4.-С. 14—28.
  99. , Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте Текст.: Учеб. пособие по спецкурсу // Мелешко Т. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. — 88 с.
  100. , Н. Теория феминизма Текст. / Н. Мендел, П. Эллиот // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 1998. — С. 15−46.
  101. Мид, М. Культура и мир детства Текст.: Избранные произведения / М. Мид- Пер. с англ.- Сост. и отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  102. Мольтманн-Вендель, Э. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистская теология и человеческая идентичность) Текст. / Э. Мольтманн-Вендель // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 91—104.
  103. , А. Отражение «реальности» в советских хроникальных кинофотодокументах 1930−1940-х годов Текст. /А. Назаров // Неприкосновенный запас. 2002. — № 22. — С. 94−97.
  104. , А.И. Ассоциация и ассоциативный эксперимент: разные судьбы Текст. / А. И. Назаров, Р. В. Соколов // Вопросы психологии. — 2007, № 4.-С. 125−139.
  105. , Н.А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира Текст. / Н. А. Нечаева // Гендерные тетради. Вып.2. — СПб. — 1999. — С. 5−19.
  106. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / Пер. с нем- под ред. К. Сваскян. — М.: Мысль, 1990. 820 с. (т. 1), 829 с. (т. 2).
  107. , Э.А. Культурная (социальная) антропология Текст.: учеб. пособие для вузов. / Э. А. Орлова. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.
  108. , Г. П. История социальной (культурной) антропологии Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. П. Отюцкий. — М.: Академический Проект, 2003.-398 с.
  109. , А.Д. Ассоциативный эксперимент как способ кросс-культурного исследования образов сознания Текст. / А. Д. Палкин // Вопросы психологии. 2008, № 4. — С. 81−89.
  110. Платон. Избранные диалоги Текст. / Пер. с древнегреч. С. К. Апта. Я. М. Боровского, Т. В. Васильевой, А. Н. Егунова, С. П. Маркиша, М. С. Соловьева, С.Я. Шейнман-Топштейн- вступ. ст., коммент. JI. Сумм. — М.: Эксмо, 2007. 768 с.
  111. , C.B. Право, тендер и культура в условиях глобализации Текст. /C.B. Поленина, Е. В. Скурко. — М.: Формула права, 2009. — 192 с.
  112. , Н.П. Многомерность культуры и философские проблемы феминизма Текст. / Н. П. Пономаренко // Феминизм и российская культура. СПб. — 1995. — С. 75−82.
  113. , Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии Текст.: учеб. пособие / Т. В. Попова. М.: Флинта: МПСИ, 2006. — 70 с.
  114. , Г. С Фрейдом и против Фрейда Текст. / Г. Постл // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования, М.: РГГУ, 2003. — С. 33— 77.
  115. , H.JI. Тендерная теория и историческое знание Текст. / H.JI. Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2007. — 496 с.
  116. , H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук Текст. / H.JI. Пушкарева // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. — С. 21−24.
  117. , Ю.М. Культурология в системе наук о культура Текст. / Ю. М. Резник // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Том I: Теория культуры / отв. ред. Д. JI. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. — 432 с.
  118. , Ю.М. Социальная антропология в системе гуманитарного образования (обзор отечественных учебных программ и курсов) Текст. / Ю. М. Резник // Социальная антропология в вузе: Сборник учебно-методических материалов.-М., 1997.-С. 11−19.
  119. , Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого Текст.: Очерки. Хрестоматия / Л. П. Репина. М.: РОССПЭН, 2002. 352 с.
  120. , Т.А. Философия феминизма и культура Текст. / Т. А. Рубанцова // Вестник Омского университета. — Омск: Омский гос. ун-т, 1998. — Вып.4. С. 35−38.
  121. , В.Э. Спорт в тендерном обществе: битва женщин и мужчин или соперничество равных? Текст. / В. Э. Семенов // Вопросы культурологии. 2009. — № 6. — С. 84−87.
  122. , Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) Текст. / Ю. И. Семенов. М.: Современные тетради, 2003 — 776 с.
  123. , A.A. Модификация древнерусского концепта «государство» в российской культуре XXI века (методологический аспект) Текст.: автореферат дисс.. к.филос.н. / Семенова A.A. — Великий Новгород, 2009. 22с.
  124. , Д. Тендер: полезная категория исторического анализа Текст. / Д. Скотт // Введение в тендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. C.B. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. — С. 405−436.
  125. Словарь тендерных терминов Текст. / под ред. A.A. Денисова. — М.: Информация XXI век, 2002. 256с.
  126. , B.C. Сочинения Текст. / Сост., авт. вст. ст. и прим. A.B. Гулыча. М.: РАРИТЕТ, 1994. — 448 с.
  127. , B.C. Чтения о богочеловечестве Текст. / B.C. Соловьев. -М.: ACT, 2004.-251 с.
  128. , И. К. Эпистемология чулана Текст. / С. И. Кософски. — М.: Идея-Пресс, 2002. 272 с.
  129. , Г. Т. Этнология Текст.: Учебник для вузов / Г. Т. Тавадов. М.: Проект, 2004. — 352 с.
  130. , Д. Ты просто меня не понимаешь: женщины и мужчины в диалоге Текст. / Д. Таннен // Тендер и язык / Моск.гос.лингв.ун-т- лаборатория тендерных исследований. -М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 235—502.
  131. , A.A. Добрачная девственность: культурный код тендерного порядка в современной Армении (на примере Еревана) Текст. / A.A. Темкина // Лабораториум. Журнал социальных исследований. 2010. — № 1.-С. 129−159.
  132. , A.A. Женский путь в политику: тендерная перспектива Текст. / A.A. Темкина // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. — СПб.: ЦНСИ, 1996. — С. 19—33.
  133. , A.A. Женское движение как общественное движение: История и теория Текст. / A.A. Темкина // Тендерные тетради. Вып.1. СПб.: ИС РАН, 1997. С. 45−93.
  134. Теория и методология тендерных исследований Текст.: Курс лекций / Под общ. ред. O.A. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001.-416 с.
  135. , JI. Культурология Текст. / J1. Уайт // Работы Л. Уайта по культурологии. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 90−102.
  136. , А.Р. Тендер и культура в парадигме культурных исследований Текст. / А. Р. Усманова // Введение в тендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие. СПб.: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 427−464.
  137. , А.Р. Кино и немцы: тендерный субъект и идеологический «запрос» в фильмах военного времени Текст. / А. Р. Усманова // Тендерные исследования. — 2001. № 6. — С. 187−205.
  138. Устная история и биография: женский взгляд Текст. / Ред. и сост. Мещеркина Е. Ю. РАН, Ин-т социологии, Центр социол. образования. — М.: Невский простор, 2004. — 270 с.
  139. , Д. Концепция науки о культуре Текст. / Д. Фейблман // Антология исследований культуры / сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997.-Т. 1.-С. 160−165.
  140. Феминизм: перспективы социального, знания Текст. / Под ред. O.A. Ворониной. -М.: ИНИОН/ ИФ РАН, 1992. С. 56−76.
  141. Философия Текст.: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. — М.: ТОН Остожье, 2001.-704 с.
  142. Философия культуры: становление и развитие Текст.: учеб. пособие для вузов / Под. Ред. М. С. Коган. — СПб.: изд-во СПб ун-та, 1995. — 308 с.
  143. , Б. Загадка женственности Текст. / Пер. с англ.- вст. слово O.A. Ворониной. М.: Прогресс, 1994. — 494 с.
  144. Фундаментальные проблемы культурологии Текст.: в 4 т. Том I: Теория культуры / отв.ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. — 432 с.
  145. Фундаментальные проблемы культурологии Текст.: в 4 т. Том П: Историческая культурология / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. — 360 с.
  146. Фундаментальные проблемы культурологии Текст.: в 4 т. Том III: Культурная динамика / отв. ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. — 518 с.
  147. Фундаментальные проблемы культурологии Текст.: в 4 т. Том IV: Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. 424 с.
  148. , Б.И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола Текст. / Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. // Вопросы психологии. — 1997. -№ 3.- С. 32−39.
  149. , Н.В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы Текст./ Н. В. Ходырева // Вестник Санкт-Петербургского Университета, сер.6, вып. 2 (№ 13). 1998. — С. 74−82.
  150. Хоткина, 3. Тендерные исследования в России десять лет Текст./ 3. Хоткина // Общественные науки и современность. — 2000. — № 4. — С. 21—26.
  151. Хрестоматия феминистских текстов Текст.: Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 354 с.
  152. , Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология тендера Текст. / пер. с англ. С. Гиль М.: РОССПЭН, 2006. — 496 с.
  153. , Е.А. Образ советской женщины 1920-х годов в журналах «Коммунистка» и «Красная Сибирячка» Текст. / Шабатура Е. А. // Гендер и общество в истории / под ред. Л. П. Репиной, A.B. Стоговой, А. Г. Суприянович. СПб.: Алетейя, 2007. — С. 677−691.
  154. , E.H. Культурные исследования и их место в изучении культуры Текст. / E.H. Шапинская // Личность. Общество. Культура. 2008. — Вып.1 (40). — С. 206−220.
  155. , В.П. Русский Эрос, или Философия любви в России Текст. / Шестаков В. П. М.: Прогресс, 1991. — 448 с.
  156. , В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство Текст. / В. П. Шестаков. — М.: Республика- ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.-464 с.
  157. О. Проблемы восприятия тендерных исследований в академической среде (Иваново) Текст. / О. Шнырова // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. Вып. 2. — М.: РГТУ, 2000. С. 232−238.
  158. , М.Н. Отцовство: метафизический дневник Текст. / М. Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2002. — 248 с. — (Серия «Мужские исследования»).
  159. , К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях Текст. / Пер. Т. Науменко. К.: София, 2009. — 496 с.
  160. , Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) Текст. / Н. С. Юлина // Вопросы философии. -1988.-№ 5.-С. 137−147.
  161. , A.A. Гендерные исследования с исторической точки зрения / Текст. Юнаковская A.A. // Личность. Культура. Общество. 2009. Вып.1.-С. 422−438.
  162. , А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине Текст. / А. Юрчак // Семья, гендер, культура /Ред. В. Тишков. М. — 1997. — С. 389−400.
  163. , А. По следам женского тендера Текст. / А. Юрчак // Женщина и визуальные знаки / под ред. Альчук А, — М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 65−78.
  164. Ярская-Смирнова, Е. Истоки и методы тендерных исследований Текст. / Е. Ярская-Смирнова // Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований. М.: ИНИОН РАН- Саратов: Гос. тех. ун-т, Центр соц. политики и тендерных исслед. — С. 7—92.
  165. Beyond economic man: Feminist theory and economics Text. / Ed. by M.A.Ferber a. J.A.Nelson. Chicago- London: Univ. of Chicago press, 1993. — 1781. P
  166. Bogardus, E.S. Intercultural education and acculturation Text. / E.S. Bogardus // Sociology and Social Research, 1950. № 34. — P. 203−208.
  167. Chodorow, N.J. Feminism and Psychoanalytic Theory Text. / Chodorow N.J. London: Polity Press, 1989. — p. 232.
  168. Coole, D. Feminism and Politics Text. / D. Coole // New Developments in Political Science: an International review of Achievments and process/. Eds. by Leftwich A. UK: Edvard Elgar, 1992. — P. 24−43.
  169. Dalla Costa, M. The Power of Women and Subversion of the Community Text. / M. Dalla Costa. Bristol: Falling Wall Press, 1973. — P. 19−54.
  170. David, Y.F. Ho Indigenous psychologies. Asian perspectives Text./ Y.F. David // Journal of Cross Cultural Psychology, 1998. — № 1 — P. 88−103.
  171. Duby, G. Problems and Methods Intellectual History Text./ G. Duby // Love and Marriage in the Middle Ages. — Cambridge, Oxford, 1994. — P. 21
  172. Firestone, S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminists Revolution Text. / S. Firestone. New York: Avon Books, 1970. — 108 p.
  173. Gender and Material Culture in Historical perspective Text. / Ed. by M. Donald, L. Hurcombe. -N.Y., 2000: 216 p.
  174. Gender, generation and identity in contemporary Russia Text./ Ed. by H. Pilkington. London- New York: Routledge, 1996. — 306 p.
  175. Gender, Politics and the State Text. / Ed. by V. Randall, G.Waylen. -London, New York: Routledge, 1998. p. 218.
  176. Hall, S. Cultural studies: Two paradigms Text. / S. Hall // Media, Culture and Society. 1980. — № 2. — P. 57−72.
  177. Handbook of cross-cultural psychology Text.: Volume 3. Social behavior and applications. 2nd edition. / Edited by John W. Berry, Marshall H. Segall, Cigdem Kagitqibasi. Boston, USA: Allyn and Bacon, 1997. — 439 p.
  178. Kitayama, H.R. The cultural psychology of personality Text. / Markus, H.R. Kitayama, Shinobu // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 1998. № 29. -P. 63−87.
  179. Koptzeva, N.P. Indigenous peoples of Krasnoyarsk region: concerning the question of methodology of culture studies Text. / Koptzeva N.P. // Journal of
  180. Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2010. — № 3 (4). — Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. — P. 554—562.
  181. Kristeva, J. Revolution in Poetic Language Text. / J. Kristeva. New York: Columbia University Press, 1984. — 271 p.
  182. Luzan, V.S. Cultural Policy as a Self-Independent Type of State Policy Text. / V.S. Luzan // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. — № 2 (4). — Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. — P. 587−594.
  183. Marin, G. Etic Plus Emic Versus Pseudoetic: A Test of a Basic Assumption of Contemporary Cross-Cultural Psychology Text. / H.C. Triandis, G. Marin // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1983. — № 14. — P. 489.
  184. McGleon, N. Women, Politics and American Society Text. / N. McGleon, K. O’Connor // Prentice Hall. New York: Simon and Schuster, 1998. -P. 120−124.
  185. McRobbie, A. Feminism and Youth Culture. From Jackie to Just Seventeen Text. /A. McRobbie. London: Macmillan, 1991. — P. 116/
  186. Millet, K. Sexual Politics Text. / K. Millet. New York: Avon Books, 1970.-341 p.
  187. O’Toole, J. Confessions of A Gay Globertrotter Text. / J. O’Toole. -Authors Online, 2003. 272 p.
  188. Oakley, A. Gender on Planet Earth Text. / A. Oakley. Cambridge: «Polity», 2002. — 291 p.
  189. Percy, С. Feminism Text. / С. Percy // Gender and Psychology. -London: Arnold, 1998. -P.27−40.
  190. Scott, J. Gender: a Useful Category of Historical Analisis Text. / J. Scott // American Historical Review, 1986. № 5, V.91. — P. 1053−1075.
  191. Thompson, P. The Voice of the Past: Oral History Text. / P. Thompson // The Oral History Reader / Ed. by R. Perks, A.Thompson. — London, New York: Routledge, 1998.-P. 28.
  192. Trochim, W. Introduction to Validity Electronic recource. / W. Trochim // Knowledge Base: Research Methods. — URL: http://www. socialresearchmethods.net/kb/introval .php.
  193. Women, Media and Politics Text. / Ed. by P.Norris. New York: Open University Press, 2003. — 149p.
  194. Московский центр тендерных исследований Электронный ресурс. / URL: http://www.gender.ru.
  195. Самарский центр тендерных исследований Электронный ресурс. / URL: http://samaragender.narod.ru.
  196. Тверской центр женской истории и тендерных исследований Электронный ресурс. / URL: http://www.tvergenderstudies.ru.
  197. Харьковский центр тендерных исследований Электронный ресурс. / URL: http://kcgs.org.ua.
  198. Центр тендерных исследований Европейского гуманитарного института Электронный ресурс. / URL: http://www.gender-ehu.org.
  199. HRAF Электронный ресурс. / URL: http: // www.yale.edu//hraf7home.htm.
Заполнить форму текущей работой