Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория экологического воспитания и образования в отечественной педагогике 60-80-х годов XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала 80-х годов содержание экологического образования в школе конструируется в соответствии с глобальным подходом к проблеме экологии. В школьные учебные дисциплины включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты экологического образования и воспитания. Обращают на себя внимание работы ученых, творческими усилиями которых освещается ряд аспектов экологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ в 60−80-е годы
    • 2. 1. Идеи экологического воспитания в педагогическом наследии АИСидельковского
    • 2. 2. Вопросы теории экологического воспитания в ученической производственной бригаде в педагогическом наследии С.И.Гореславского
    • 2. 3. Проблема связи экологического воспитания с нравственным и эстетическим
  • Выводы по главеИ
  • Глава III. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ в 60−80-е годы
    • 3. 1. Экологическое воспитание в педагогической концепции В.А.Сухомлинского
    • 3. 2. Теоретические основы экологического воспитания школьников в наследии И. ДЗверева
    • 3. 3. Основы экологического воспитания школьников в трудах И.Т.Суравегиной
    • 3. 4. Теоретические аспекты экологического воспитания и образования школьников в трудах А. НЗахлебного
    • 3. 5. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию и перспективы его развития
  • Выводы по главе III

Теория экологического воспитания и образования в отечественной педагогике 60-80-х годов XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы. В условиях научно-технического прогресса взаимодействие человека и природы, воздействие общества на окружающую среду приняли огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая ими на основе глубокого понимания законов природы, учета взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек — это всего лишь часть природы. Эколого-нравственная проблема — это не только сохранение окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности людей, но и предотвращение стихийного воздействия человека на природу. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и образование подрастающего поколения. Как самостоятельная отрасль педагогического знания экологическое воспитание и образование получило широкое признание во всем мире. Оно рассматривается как одно из эффективных средств преодоления экологического кризиса на глобальном и национальном уровнях и подготовки высоконравственных и образованных людей, умеющих решать сложные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.

Многие годы работа школ по охране природы не имела теоретической концепции и опиралась преимущественно на эмпирический опыт учителей-энтузиастов. В середине 50-х годов проблема охраны природы потребовала глубокого научного ее осмысления. В 1955 году в Академии наук СССР создается Комиссия по охране природы, которой поручается разработка научных основ охраны и воспроизводства природных богатств. В первых же материалах комиссии критиковалась ограниченность идеи пассивного сохранения природы, подчеркивалось, что охрана природы должна рассматриваться как регулирование использования природных богатств. В 60-е годы было положено начало дискуссии о самостоятельности науки об охране природы, ее предмете. В это время выполнялись первые диссертационные исследования, раскрывавшие взаимосвязь знаний, получаемых учащимися в процессе изучения биологических дисциплин, и умений, формируемых у них в ходе специально организованной природоохранной деятельности. В середине 70-х годов центр тяжести природоохранной подготовки учащихся сместился с массовых внеклассных мероприятий на уроки по основным школьным предметам, а участие сельских школьников в природоохранных мероприятиях рассматривалось педагогами в качестве составной части системы воспитания.

В начале 70-х годов В. А. Сухомлинский предпринял попытку создания системы экологического воспитания и образования школьников, а также раскрыл специфику и условия эффективности этой системы. Она в корне изменяла роль экологического аспекта в формировании разносторонне развитой гармонической личности. Интенсивная разработка проблемы экологического образования и воспитания школьников продолжалась в 80-е годы. Это было связано со следующими обстоятельствами:

— на рубеже 70−80-х годов в связи с обострением экологических проблем в общественном сознании актуализировалась необходимость принятия комплексных мер природоохранного воспитания;

— в 1980 году на Всесоюзной конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе» была обоснована идея экологического воспитания как нового направления реализации педагогического процесса;

— в 1980 году вышла в свет книга профессора И. Д. Зверева «Экология в школьном обучении», в которой впервые были раскрыты сущность, цели, задачи, содержание и принципы экологического образования и воспитания в школе;

— в 1980;1981 годах в школах вводятся новые учебные программы, предусматривавшие изучение вопросов экологии в содержании всех основных школьных предметов.

С начала 80-х годов содержание экологического образования в школе конструируется в соответствии с глобальным подходом к проблеме экологии. В школьные учебные дисциплины включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты экологического образования и воспитания. Обращают на себя внимание работы ученых, творческими усилиями которых освещается ряд аспектов экологического воспитания и образования школьников. Так, И. Д. Зверевым была предпринята успешная попытка определить цель, задачи, принципы и основные направления экологического воспитания и образования школьников. Система и содержание природоохранного образования в средней школе и педагогические условия реализации этой системы исследовались А. Н. Захлебным. Г. Н. Каропа предпринял попытку применения основных идей системного подхода к реализации экологического образования и воспитания учащихся. Особое внимание он уделял реализации на практике единства обучения, внеклассной работы и общественно полезной природоохранной деятельности школьников. И. Т. Суравегина обосновала содержание и методику изучения природоохранных знаний в курсе биологии, а также показала междисциплинарный характер этого аспекта воспитания. Причины обострения взаимосвязей в системе «общество — человек — природа», основные экологические закономерности и принципы охраны природы, а также роль экологического образования в формировании активной жизненной позиции личности обоснованы в трудах Б. Г. Иоганзена. Некоторые мировоззренческие, социальные, нравственные и психологические вопросы экологического воспитания и образования выделены в исследовании В. И. Старостина. Ряд ученых особое внимание обратили на формирование мотивов бережного отношения школьников к природе (Н.А.Рыков, Б.Г.Иоганзен). Воздействие природы на формирование личности школьника и отношение их к природе исследовал А. П. Сидельковский. Активно-деятельностный характер экологического воспитания раскрыт в трудах С. И. Гореславского. Он рассматривал экологические знания и труд учащихся на полях колхозов как ведущее средство формирования личности. Им обобщен в этом аспекте опыт ученических производственных бригад, созданных в Ставропольском крае в 50-е годы XX века. Некоторые вопросы подготовки учителя к деятельности по экологическому образованию и воспитанию учащихся освещались Е. С. Сластениной и А. В. Мироновым.

Анализ публикаций и диссертационных исследований, проведенный нами, дает основание считать, что до настоящего времени еще нет обобщающих работ, в которых исследовано развитие содержания экологического воспитания и образования школьников в 60−80-е годы. Недостаточно используется в современной практике учебно-воспитательных учреждений накопленный в эти годы позитивный опыт повышения экологической культуры школьников. Современная педагогика, школа испытывают потребность в научно-обоснованных положениях и рекомендациях, способствующих повышению экологической культуры личности.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость осмысления наследия отечественных ученых 60−80-х годов в области экологического воспитания и образования, отсутствие исследований, способствующих повышению эффективности использования позитивного исторического опыта отечественной педагогики и школы в решении этой проблемы в современных условиях обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Теория экологического воспитания и образования в отечественной педагогике 60−80-х годов XX века».

Проблема исследования: выявление вклада отечественной педагогики и школы 60−80-х годов в разработку системы экологического воспитания и образования школьников.

Цель исследования: обобщение с позиций историзма опыта решения избранной проблемы в педагогической теории и практике России названного периода и формулирование выводов, положений, способствующих повышению эффективности экологического воспитания и образования школьников в современных условиях.

Объект исследования: идеи, концепции, теории экологического воспитания и образования учащихся школ России 70−90-х годов.

Предмет исследования: процесс развития теории экологического воспитания и образования учащихся общеобразовательной школы России указанного периода.

В соответствии с предметом и целью исследования определены его задачи:

— охарактеризовать теоретико-методологический аспект исследования избранной проблемы;

— раскрыть научно-теоретические предпосылки формирования концепции экологического воспитания и образования школьников в учебной и внеклассной работе в 60−80-е годы;

— охарактеризовать идеи, взгляды и концепции системы экологического воспитания и образования школьников, представленные в трудах отечественных педагогов;

— сформулировать выводы и положения, способствующие дальнейшему совершенствованию системы экологического образования и воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования явились следующие положения:

— на философском уровне: системный подход как направление методологии научного познания социальных процессов, в основе которого лежит поиск и нахождение целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явленийдопустимость различных философских, гносеологичеких подходов и оценок изучаемых педагогических фактов, явлений, теорийединство и взаимосвязь системы «природа — человек — общество" — исследовательский и комплексный подходы;

— на общенаучном уровне: обусловленность научных теорий, концепций социально-экономическими, политическими и культурными факторами развития обществаконкретно-исторический подход к изучаемым фактам, явлениямцелостность изучения историко-педагогических фактов, явлений, идей в их диалектической взаимосвязи с другими явлениямипротиворечия как движущая сила развития;

— на уровне конкретной (педагогической) науки: связь теории и истории педагогики с гражданской историейобъективность в подборе и оценке педагогических фактов, явлений и рассмотрение их во взаимосвязи и взаимообусловленностиопора на принципы гуманизма и сотрудничества учителей, учеников, родителей, школы и общественности в процессе педагогической деятельности.

Теоретической основой исследования явились идеи, положения, концепции, теории, раскрывающие:

— закономерности и принципы целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Г. Н. Волков, Г. М. Коджаспирова, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, В. И. Смирнов, В. А. Сухомлинский, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.);

— историко-педагогический процесс как составную часть историко-культурного развития общества (Н.К. Гончаров, А. Ю. Гранкин, А. Н. Джуринский, Э. Д. Днепров, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. В. Образцова, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, Л. Л. Супрунова, А. А. Фрадкин и др.);

— экологическое воспитание и образование как составную часть всестороннего развития личности (Н.В. Бордовская, Н. А. Городецкая, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Н. Д. Никандров, Л. П. Печко, И. П. Подласый, В. М. Сенкевич, Г. Н. Филонов, Н. В. Шкарбан и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы историко-педагогического исследования: анализ состояния исследуемой проблемыизучение первоисточниковнакопление фактов науки и практикисравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились государственные документы СССР и Российской Федерации об образовании, публикации отечественных педагогов и деятелей образования рассматриваемого периода, материалы педагогической периодической печати, учебники и учебные пособия, словарно-справочная литература, диссертационные исследования по изучаемой проблеме.

Этапы исследования: первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-аналитический — сбор и изучение фактического материала, его анализ и систематизация полученных данных. На втором этапе (2003;2005 гг.) — теоретико-аналитическом — осмысливался и обобщался приведенный в систему материал, выявлялись существенные закономерно повторяющиеся факты и явления, делались обобщения, выводы в соответствии с указанными выше теоретикометодологическими положениями. На третьем этапе (2005;2006 гг.) — обобщающем — уточнялись отдельные теоретические положения, завершалось оформление диссертационной работы. На всех этапах в научной прессе публиковались материалы по теме исследования.

Научную новизну результатов исследования мы видим в том, что систематизировано и охарактеризовано теоретическое наследие отечественных педагогов 70−80-х годов по проблеме экологического воспитания и образования и на этой основе разработан подход к моделированию современной системы повышения экологической культуры школьников, включающий учет новых социально-экономических факторов развития общества, единство содержания и многообразия форм экологического просвещения, создание научно-педагогической и методической литературы по вопросам экологического воспитания и образования и координацию усилий школы, семьи, общественности, средств массовой коммуникации в решении рассматриваемой проблемы.

Теоретическая значимость исследования, на наш взгляд, заключается в том, что в нем обобщены и систематизированы с новейших теоретико-методологических позиций взгляды, концепции экологического воспитания и образования, разработанные в 60−80-е годы. Полученные результаты позволяют определить новые подходы к моделированию системы повышения экологической культуры школьников, а также более глубоко и полно осмысливать сущность и закономерности, новые ориентиры совершенствования целостного педагогического процесса, составной частью которого является воспитание экологической культуры школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной школе в целях повышения эффективности воспитательного процесса. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, для повышения квалификации учителей, работников сферы образования, а также использоваться в дальнейшей разработке теории экологического воспитания и образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены соответствием избранной методологии поставленной проблемыадекватностью подходов и методов исследования его задачам и логикеапробацией и внедрением полученных результатов в практику. Исследование построено на достоверных, проверяемых фактах. Авторская позиция обоснована методологически, аргументирована с позиции результатов анализа фактического материала и научной объективности.

На защиту выносятся:

1. Теоретико-методологические основы концепции экологического воспитания и образования, включающие следующие положения:

— взаимосвязь системы «человек — природа — общество»;

— природа есть полноправный субъект взаимодействия с человеком;

— единство человека и окружающей среды как целостная система;

— взаимосвязь экологического воспитания с гармоническим развитием личности;

— духовное развитие учащихся, формирование у них ценностных установок, гуманистической морали в процессе экологического воспитания.

2. Итоги анализа, обобщения и систематизации идей, взглядов отечественных педагогов 60−80-х годов на экологическое воспитание и образование учащихся в учебной и внеклассной работе как средстве развития их экологического сознания:

— интерпретация разработанных А. П. Сидельковским принципов, содержания и форм экологического воспитания, связь этого воспитания с социальными отношениями, развитием обучаемых;

— результаты проведенного нами анализа положений об активно-деятельностном характере экологического воспитания как основе формирования всесторонне развитой личности, ведущим средством которого выступает коллективный общественно-полезный и производительный сельскохозяйственный труд в ученической производственной бригаде (С.И.Гореславский);

— оценка положений, разработанных педагогами 60−80-х годов, о взаимосвязи экологического воспитания с общими духовно-нравственными и эстетическими задачами воспитания, реализуемыми в формировании нравственно-эстетической стороны отношения к природе.

3. Авторская характеристика и оценка концептуальных положений системы экологического воспитания, разрабатывавшихся педагогами указанного периода:

— формирование у учащихся системы знаний об экологических проблемах и способах их решения, выработка мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и природыразвитие интеллектуальных и практических умений в экологической сферевоспитание экологически целесообразных потребностей и интересов, эмоционального отношения к миру (В.А.Сухомлинский);

— характеристика и оценка основных положений природоохранительного просвещения, разработанных педагогами 60−80-х годов: целостное познание природысоциальная сущность отношения человека к природенравственно-эстетическое воздействие природы на человекаактивная практическая деятельность по охране природыформирование ответственного отношения к природной средевыработка представлений о целостности окружающей средыобеспечение взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходовсистематичность, непрерывность и междисциплинарность экологического воспитания (И.Д.Зверев);

— характеристика направленности экологического воспитания на осознание школьниками ценности природы как источника удовлетворения потребностей общества в целом и каждого человека, формирование единства духовно-нравственного облика человека, привитие ему социально-значимых и экологически приемлемых принципов подхода к окружающей природной среде (И.Т.Суравегина);

— интерпретация идеи развития социально-активной позиции личности на основе сочетания эмоциональной, интеллектуальной и практической деятельности в процессе экологического воспитания, компонентами которого являются система знаний о природе, обществе, принципах природопользования, результатах взаимодействия общества и природысистема общих интеллектуальных и практических навыков и умений природоохранительного характераопыт творческой деятельности по изучению и практическому участию в охране природного окружениясистема норм, проявляющихся в оценочно-эмоциональном отношении к природной среде (А.Н.Захлебный).

4. Разработанная нами модель современного системного подхода к экологическому воспитанию, составными частями которой являются:

— взаимодействие двух систем знания — предметной и макросистемнойфункционирование конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей;

— формирование системы знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственных качеств, способствующих выработке у личности отношения к природе как к универсальной ценности;

— воспитание чувства «экологической ответственности», которое характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного отношения;

— развитие экологически культурной личности в единстве с экологическим сознанием, нравственно-эстетическим и деятельностно-практическим поведением;

— направленность экологического воспитания на достижение сознательно-бессознательного единения человека с природой, ее гармонии и целостности, на переживание страдания, боли, мучения от ее ущербности, уничтожения в ней гармонии путем истребления красоты и загрязнения.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ в 2002;2006 гг., в ходе IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказа через языки, образование, культуру» в 2004 г., XII годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России в 2005 г., «Университетских чтений» 2006 в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях автора, общий объем которых составляет 7,6 печатных листов. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами, преподавателями ПГЛУ на лекциях, семинарах по общей и истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.

Выводы.

Наше исследование показало, что экологическое образование и воспитание учащихся в трудах педагогов 60−80-х годов — это педагогический целенаправленный процесс формирования системы знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих формирование у личности отношения к природе как к универсальной ценности. Цели и задачи экологического образования и воспитания социально обусловлены и представляют собой совокупность требований, предъявляемых к оптимизации отношений в системе «человек — обществоприрода». Основное содержание экологического образования и воспитания школьников педагогами рассматриваемого периода раскрывается как система межпредметных экологических идей, естественнонаучных и этических знаний, экологических, нравственно-экологических понятий, ориентации на природу как универсальную ценность и комплекс интеллектуальных и практических умений и навыков. Экологическое воспитание обеспечивает формирование у учащихся ответственного отношения к природе, если оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная работа, общественно полезная деятельность школьников по изучению и охране природа родного края. Основными педагогическими условиями повышения эффективности экологического образования и воспитания учащихся педагоги считали реализацию системного подхода в экологическом образовании и воспитанииучет специфики реального отношения школьников к природеобогащение учащихся естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природойосуществление органичной взаимосвязи нравственного и экологического воспитаниявключение учащихся в различные виды эколого-воспитательной деятельностиобеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно полезной природоохранной деятельностиподготовка учителей-предметников и классных руководителей к решению задач экологического образования и воспитания школьников.

Раскрытые и обоснованные педагогами 60−80-х годов идеи, положения, методические рекомендации, которые были охарактеризованы нами, могут использоваться в современных условиях в целях дальнейшего повышения уровня экологического образования и воспитания. Вместе с тем при разработке модели экологического образования и воспитания учащихся, на наш взгляд, могут быть приняты во внимание следующие положения, обусловленные современными требованиями модернизации школы:

— модель экологизации образования должна быть связана с концепцией личностного подхода к организации образовательного процесса, согласно которой экологическими в собственном смысле слова являются такие конструкции образования, которые направлены на актуализацию личностных функций индивида, его активной позиции в отношении экологических проблем;

— включение в содержание экологического образования вопросов, решаемых школой в связи с осуществлением профильного обучения;

— отражение в содержании экологического воспитания идей, положений, способствующих развитию у учащихся интереса к экономике, частному предпринимательству, менеджменту;

— обеспечение единства и взаимосвязи обучения, внеклассной работы, общественно полезной деятельности по исследованию и охране природы родного края, перенос центра тяжести эколого-воспитательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

— использование в процессе формирования ответственного отношения школьников к природе элементов системного подхода;

— гуманизация и усиление духовно-нравственного потенциала экологического образования и воспитания, усиление ценностных аспектов содержания экологического образования и воспитания;

— воспитание у учащихся экологической ответственности как интегратив-ного нравственно-экологического качества личности, характеризующегося определенным уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов;

— внедрение в практику работы школ новых форм экологического образования и воспитания (ролевые и сюжетные игры, конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы, полевые практикумы, экологические тропы, месячники и декады по охране природы и др.);

— возрастание роли средств массовой информации и общественных природоохранных движений в экологическом воспитании школьников. t.

Проведенное исследование не претендует на полноту раскрытия названной проблемы. К наиболее актуальным проблемам, требующим дельнейшего исследования в области экологического воспитания и образования, можно отнести вопросы взаимосвязи этого воспитания и других аспектов формирования личности, дифференцированный подход в процессе экологического воспитания и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного нами исследования показали, что экологическое воспитание и образование — системообразующий фактор образования в целом, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную основу личности. Учеными 60−80-х годов XX века положено начало разработки проблем экологического воспитания и образования как отдельного научного направления, как отрасли научной педагогики. Видными отечественными педагогами А. Н. Захлебным, И. Д. Зверевым, С. И. Гореславским, А. П. Сидельковским, И. Т. Суравегиной, В. А. Сухомлинским и др. в эти годы сформулированы цели, определены задачи экологического воспитания и образования школьников, предложены научно обоснованные средства и методы решения этих задач. В указанный период получили распространение принципы природоохранительного просвещения, сформулированные Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при ЮНЕСКО. В связи с актуализацией проблемы охраны природы, перерастанием ее в проблему взаимоотношения природы и общества перед школой выдвигалась новая задача — воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, чувства гражданской ответственности за состояние природной среды. Расширение целей и задач педагогической деятельности стало причиной замены термина «природоохранительное просвещение» термином «экологическое образование», параллельно ему выдвигался термин «экологическое воспитание», которое рассматривалось как новая область педагогической теории и школьной практики. Наметилась тенденция развития экологического образования в самостоятельную часть общего образования, которая, в свою очередь, выдвигала практически неразрешимую проблему отделения собственно экологического образования от географического, биологического, исторического, химического и других его видов. Система знаний, относимых к области содержания экологического образования, выражающих единство природы, многообразие взаимосвязей природы и общества, представлялась в виде основных средств всех видов естественнонаучного и гуманитарного образования.

Одной из основных задач экологического образования становится формирование экологического сознания, которое включает ориентированность на экологическую целесообразность, на устранение противоположности человека и природы, на восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, устранение баланса прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Теория экологического образования и воспитания развивалась в русле «экологической педагогики», которая включала научную дисциплину, изучающую взаимодействие и взаимовлияние личности и среды ее обитания. В теоретико-методологическом плане взаимодействие с окружающей действительностью рассматривалось как условие и средство развития личности. Точка зрения на экологическое образование как на самостоятельную часть общего образования, в свою очередь, приводила практически к неразрешимой проблеме отделения собственно экологического образования от географического, биологического, исторического, химического и других его видов. Система же знаний, относимых к области содержания экологического образования, выражающая единство природы, многообразие взаимосвязей природы и общества, реально могла быть раскрыта лишь средствами всех видов естественнонаучного и гуманитарного образования. Кроме того, понимание экологического образования как самостоятельной части общего среднего образования в значительной степени противоречило требованию рассмотрения его в качестве неотъемлемой части всего учебного процесса на всех этапах обучения.

В конце 80-х годов существенный вклад в трактовку теоретико-методологических аспектов экологического воспитания внесла И. В. Цветкова. Она рассматривала экологическое воспитание как динамичный, диалектический, целостный процесс, обладающий существенными особенностями и определёнными закономерностями. В исследуемый период большое внимание уделялось методологическим основам экологического образования и воспитания в труде. Эту проблему исследовали отечественные педагоги С. И. Гореславский,.

Т.В.Денисова, В. А. Сухомлинский, и др. Так, Т. В. Денисова в своих трудах отмечала, что трудовому обучению принадлежит особо значимая роль в экологическом воспитании учащихся, поскольку именно в процессе производственной деятельности человек оказывает непосредственное воздействие на окружающую природную среду. Раскрывая теоретико-методологические аспекты экологического образования, В. С. Липецкий показал основные элементы оптимизации социо-природных взаимодействий: биотехнический и воспитательный, а также выявил взаимосвязь трудового, нравственного, эстетического воспитания с экологическим.

В результате проведенного нами анализа различных подходов к определению экологического образования и воспитания и его содержания нами выявлено, что главной целью этого воспитания педагоги 60−80-х годов считали становление экологической культуры личности посредством передачи знаний о научных основах природопользования, о необходимости действовать в соответствии с ними, а также формирование практических умений и навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

А.П.Сидельковский, видный педагог, психолог, установил, что взаимодействие с природой нуждается в истолковании как целостный, многосторонний и многоуровневый воспитательный процесс, отражающий актуальные нужды общества, который должен быть социальным по своим основным характеристиками, развиваться по собственным внутренним законам. Этот процесс требует специфических форм педагогического руководства. Для современной педагогики и школы представляет интерес разработанные им положения о формирования личности средствами природы, наряду с собственно социальными и педагогическими аспектами. В этой связи ученый показал большую роль психологического анализа в экологическом воспитании. Это он связывал с особенностями тех отношений, в которые вступают школьники, общаясь с природой. Такие отношения, по мнению педагога, носят двойственный характер: с одной стороны, их составляют отношения между школьниками и природой, с другой отношения школьников к природе. Важной стороной взаимодействия учащихся с природой, по А. П. Сидельковскому, является осознание ими влияний на личные качества. Такое осознание вызывает закономерное стремление использовать явления природы в качестве средства самовоспитания и саморазвития личностей. Он справедливо утверждал, что через многообразную деятельность и организацию общения учащихся, в которые включены явления природы, оказывается влияние на формирование внутренней позиции воспитанника. Такая позиция выступает как одно из ведущих условий развития личности средствами природы. А. П. Сидельковский убедительно показал, что взаимодействие ученика с природой в труде и воспитании может стать при специальной педагогически обоснованной организации мощным средством преодоления односторонности развития личности школьника. Всестороннее взаимодействие с природойисточник всестороннего развития сил и способностей школьника. Изучать взаимодействие школьников с природой следует, опираясь на экономические, политические, социальные законы, характерные для отношений между природой и обществом в целом. Сказанное он относил прежде всего к процессу социализации личности, к органическому единству педагогического процесса как совместной жизни и деятельности взрослых и школьников, к своеобразной многосторонности и универсальности влияний взаимодействия на природу и на учащихся.

Взаимодействие школьников с природой А. П. Сидельковский исследовал как общественно обусловленный процесс, который соответствовал определенным социальным отношениям, нормам и требованиям научно-технического прогресса, интересам рационального использования и сбережения естественных ресурсов, а также целям развития личности. В его работах содержатся ценные высказывания о том, что общество как социальная среда с помощью труда, обучения и воспитания подготавливает молодые поколения к овладению природными силами, к проявлению и развитию во взаимодействии с внешней природой личных способностей и склонностей. Педагогам необходимо использовать тягу учащихся к общению среди природы в иных условиях: в трудовой и учебной, туристской и спортивной деятельности, создании наилучших возможностей для формирования значительных по составу коллективов, действующих в природном окружении. Экологическое воспитание, по А. П. Сидельковскому, выступает как процесс развития человеческих сущностных сил, источник обогащения его субъективности и его функций. Его идеи о сущности экологического воспитания и закономерных особенностях, чертах этого воспитания актуальны и сегодня, в начале XXI века.

Представляют научный интерес взгляды С. И. Гореславского на проблему экологического воспитания и образования. Он раскрыл активно-деятельный характер такого воспитания и характеризовал его как ведущее средство формирования личности на основе анализа опыта ученических производственных бригад. Эти бригады являлись одной из основных форм связи школы с сельским хозяйством, обеспечивающей соединение обучения с производительным трудом и получение учащимися необходимой производственной подготовки. К основным задачам деятельности ученической бригады по экологическому воспитанию учащихся педагог относил развитие добросовестного отношения к труду, воспитание бережного отношения к природе, формирование понятий о красоте отношений людей к природе, воспитание культурных потребностей и навыков культурного поведения в природе и др. Эти задачи он рекомендовал осуществлять в комплексе с другими сторонами воспитания. В процессе работы в бригаде у учащихся формируется добросовестное отношение к труду, глубокое уважение к людям труда, развивается чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, укрепляется осознание общественного долга. Основными средствами экологического воспитания учащихся в бригадах С. И. Гореславский считал коллективный общественно полезный и производительный труд учащихся, окружающую природу, эстетику быта, встречи с интересными людьми, художественно-творческую деятельность, связанную с пребыванием учащихся на лоне природы, средства искусства и художественной литературы. К формам работы по экологическому воспитанию в условиях ученической бригады он относил праздники, посвященные началу летних полевых работ, конкурсы на тему «Школа и природа», праздники цветов и поэзии, творческие работы (в плане рассматриваемой проблемы), встречи с наставниками ученической бригады и др.

Ведущее место в экологическом воспитании и образовании Л. П. Печко, Н. М. Артеменко, И. Ф. Смольянинов отводили нравственному и эстетическому воспитанию. Они показали, как различные виды искусства влияют на формирование качеств личности, способствующих активному участию школьников в охране природы, а также подчеркивали нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Раскрывая содержание эстетического воспитания средствами природы в учебно-воспитательном процессе, педагоги пришли к выводу о том, что необходимо развивать восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников. В связи с этим важнейшими средствами воспитания эстетического отношения к природе они считали искусство, восприятие художественного пейзажа, рассказы о природе на уроках литературы и др. Педагоги справедливо утверждали, что понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, развитие потребности общения с природой, бережного отношения к ней, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно — эстетическими переживаниями — все это определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Л.П.Печко утверждала, что гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы. Созидание, а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Особое место занимает непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной, трудовой и общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды. Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с природой, опосредованном социальными отношениями. На наш взгляд, Л. П. Печко разработала новый подход к экологическому воспитанию: выработка эстетического отношения к природе должна способствовать формированию у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Для формирования нравственно-эстетического отношения школьников к природе в учебном процессе необходимо раскрытие единства материально-диалектических основ мира, отражаемых разными науками и учебными дисциплинамихарактеристика закономерностей, отражающих многообразие природных явлений макро-, микро-, мегамирараскрытие единства видов и форм человеческого отношения к природе, окружающему миру, его общественной обусловленности, этической направленностивыявление сущности и многообразия эстетического отношения человека к миру как проявления человеческой способности воспринимать и оценивать объективную гармонию и единство мираосуществление единства нравственного, эстетического и художественного отражения и оценок природных объектов человеком.

Н.М.Артеменко справедливо утверждал, что способность эстетического видения мира в значительной мере зависит от глубины и эмоциональности преподносимых на уроке и во внеклассной работе знаний. Знание законов развития природы, понимание причин естественных явлений, раскрытие логики природы и диалектики природных фактов, формирование стройной системы глубоких и систематических знаний — важный компонент эстетического и экологического воспитания: общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красивое в природе, наслаждаться ею — действенное средство не только эстетического, но и экологического воспитания. Вот почему эстетическое воспитание школьников в общении с природой должно занять ведущее место в системе воспитания.

В 80-е годы проблему, связанную с изучением природы в аспекте эстетического и экологического воспитания личности, исследовал И. Ф. Смольянинов.

В его трудах уделено большое внимание методике преподавания наук о природе в связи с эстетическим и экологическим воспитанием. Эти вопросы в качестве важнейших объектов исследования обстоятельно рассматривались впервые. По мнению ученого, непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного, в том числе эстетический вкус.

Наше исследование показало, что в 60−80-е гг. XX в. теория экологического воспитания и образования наиболее полное и глубокое развитие получила в трудах В. А. Сухомлинского. Им впервые была предпринята успешная попытка создания системы экологического воспитания и образования школьников, которая включала учение и производительный труд, развитие творческого мышления и воспитание адекватного отношения к природе, формирование гуманной, духовно-нравственной, высококультурной и разносторонне развитой личности. Воспитание через природу — основа педагогической системы В. А. Сухомлинского. Это не есть воспитание на лоне природы, а именно через природу. Данная система в корне меняет роль экологического аспекта в формировании личности. Новым в ней является то, что педагог характеризовал природу и ее неисчерпаемые богатства как главный источник мысли и развития умственных способностей, к которым ребенок, став подростком, юношей, зрелым человеком, будет возвращаться потом всю жизнь. Красота мышления раскрывается перед человеком как радость человеческого бытия только в том случае, если он познает роскошь человеческого общения. Ведущее место в экологическом воспитании и образовании он отводил трудовому воспитанию, выработке осмысленного и творческого отношения к труду. Общение с природой должно быть проникнуто сопереживанием всему живому, носить характер творческого труда и формировать творческую мысль. Сопереживание связано с мыслью, ищущей пути для действенной помощи другому человеку или живому существу, и завершается активной деятельностью, требующей творческого труда. Труд всегда имеет в виду благо людей или природы и носит творческий характер. Творческая мысль глубинным источником имеет природу, возникает в процессе самостоятельной исследовательской и трудовой деятельности, проникнута сочувствием к людям и окружающему миру. Благодаря общению с природой и заботе о ней ученики проходят эмоциональную школу воспитания добрых чувств, обязательную для каждого человека. В трудах В. А. Сухомлинского дан анализ наиболее распространенных ошибок в экологическом воспитании и образовании, содержатся рекомендации об их предупреждении и устранении. Особенностью системы экологического воспитания и образования школьников, по В. А. Сухомлинскому, является то, что она позволяет учителям формировать гармоничные взаимоотношения между природой и учащимися. В результате ее внедрения школьники осознают себя частью природы, приобретают знания о природе, умения и навыки по ее охране, оптимизации, осознают необходимость рационального использования ее ресурсов.

Существенный вклад в создание научных основ экологического воспитания и образования внес И. Д. Зверев. Под экологическим воспитанием и образованием он понимал непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического воспитания и образования, по мнению педагога, является формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах:

1) ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

2) ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личностную и общественную ценность;

3) активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

В силу этого становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде И. Д. Зверев связывал с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей. Процесс их формирования затрагивает все формы сознания — научное, моральное, политическое, правовое, эстетическое. Высшим уровнем сформированности ответственного отношения к окружающей среде является реальный вклад каждого учащегося в улучшение окружающей среды и местности, где он живет и учится. Сложность и многоас-пектность формирования экологической ответственности школьников педагог определил совокупностью и взаимосвязью педагогических задач:

— обучения — формирование знаний о единстве живой и неживой природы, раскрытие закономерностей природных явлений, взаимодействия природы, общества и человеказнание экологических проблем и способов их разрешенияразвитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

— воспитания — выработка ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целейформирование способности научных, эстетических, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

— развития интеллектуальной сферы — способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем — эмоциональной сфере восприятия, мотивации от поведения и поступков по отношению к здоровью, природной и социокультурной средев волевой сфере — формирование убеждений в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремлении к активной пропаганде экологических идей и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

И.Д.Зверев справедливо утверждал, что культуру поведения людей по отношению к природе можно выработать только непрерывным повышением уровня общей культуры общества, человека. Для формирования экологической культуры он предлагал межпредметный подход, который включает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в учебных предметах. Важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета, с последовательным углублением и обобщением экологических проблем. Таким образом, нами выявлено, что экологическое воспитание и образование в наследии И. Д. Зверева нацелено на формирование культуры отношений учащихся к природе.

Определенный вклад в разработку теоретических основ экологического воспитания и образования в 60−80-е гг. внесла И. Т. Суравегина. Ее теория основывалась на таких принципиальных положениях, как единство системы «природа — общество — человек" — человек — часть природы, и его развитие является фактором изменения природычеловеческая история — часть истории природы, и ее преобразование составляет основу самой человеческой жизниединство истории природы и истории общества (проявляющееся в процессе труда) — развитие новой экологической культуры, определяющей высокий уровень отношений человека к природе. По мнению И. Т. Суравегиной, основными путями совершенствования экологического образования и воспитания являются тщательная систематизация учебного материала и осознание учащимися важнейших теоретических понятий и мировоззренческих идей экологического содержания. Формирование экологической культуры является непременной частью всего педагогического процесса. В содержание школьного образования должна входить система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентации, система умений и навыков по ее изучению и охране, нормы и правила отношения к природе. Важнейшим условием и вместе с этим показателем воспитания экологической культуры школьника является его практическая деятельность. В ней проявляются и закрепляются многообразные мотивы отношения к природе и формируются те положительные качества личности, которые определяют стремление к жизни в гармонии с природой.

И.Т.Суравегина акцентировала внимание на том, что целью экологического образования является осознание школьниками ценности природы как источника удовлетворения потребностей общества в целом и каждого человека. Проблему экологического воспитания она связывала с формированием научного мировоззрения школьника. Она подчеркивала, что оно является ядром сознания, придает единство духовно-нравственному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде. Формирование ответственного отношения школьников к природе опирается не на понятия и идеи отдельного предмета, а на систему знаний, высокую степень обобщения междисциплинарного характера. Необходимо рассматривать проблему на современном глобальном уровне, предполагающем синтез различных областей знания, на основе которого складывается научная картина мира.

Существенный вклад в создание теории экологического воспитания и образования внес А. Н. Захлебный. Анализируя состояние системы «обществоприрода», он выделил ее следующие особенности: вовлечение в производственный процесс большинства регионов биосферы, что приводит к нарушению ее целостностиобразование в производственном процессе веществ, чуждых естественному круговороту биосферы, вследствие чего развивается загрязнение окружающей средыполное исчезновение или угроза исчезновения естественных ресурсов, необходимых для поддержания и развития производительных сил, вследствие чего возникает потребность в новых источниках энергии и сырья, в развитии промышленности, восстановлении ресурсов определенной категории. В школьных учебниках слабо представлено причинное объяснение взаимосвязей человека и общества с природой, недостаточно полно раскрывается прямое и косвенное влияние трудовой деятельности человека на природную среду, односторонне дается оценка этого влияния, что затрудняет как рациональное, так и эмоциональное обоснование необходимости природоохранительной деятельности. Он отмечал необходимость разработки системы заданий, направленных на развитие ценностных ориентаций, умений оценивать поступки разных людей, анализировать противоречивые точки зрения, отстаивать убеждения в необходимости активной полезной деятельности по изучению и охране окружающей природной среды.

А.Н.Захлебным представлена модель экологического воспитания и образования, состоящая из четырех блоков: к первому отнесены важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступкико второму — проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведенияк третьему отнесены «каналы», через которые учитель воздействует на личность ученика, его чувства и интеллектв четвертый включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Соответственно названным блокам педагог выделил четыре основных компонента содержания экологического образования и воспитания: систему знаний о природе, обществе, принципах природопользования, оценочных знаний о результатах взаимодействия общества и природы, о путях оптимизации этого взаимодействиясистему общих интеллектуальных и практических навыков и умений природоохранительного характераопыт творческой деятельности по изучению и практическому участию в охране природного окружениясистему норм, проявляющихся в оценочно-эмоциональном отношении к природной среде. Все это позволило А. Н. Захлебному рассматривать экологические проблемы в учебном процессе как процесс взаимодействия природы и общества, а главное — комплексной оценки результатов этого процесса. Систему экологических знаний педагог связывал с естественнонаучными, общественно-политическими, социально-экономическими, техническими, правовыми и нравственными понятиями.

Таким образом, в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века назрела настоятельная потребность системного подхода в исследовании проблемы экологического образования и воспитания учащихся. Она была вызвана необходимостью преодоления, во-первых, разобщенности научных знаний, накопленных в психологии, педагогике, философии, экологии и др.- во-вторых, устранения разрозненности эколого-воспитательных воздействий школы, семьи, общественности, средств массовой информации на личностьв-третьих, различиями в требованиях, предъявляемых педагогами к школьникам в учебно-воспитательном процессе.

Исследование показало, что существенный вклад в развитие идеи системного подхода в указанный период внесли исследователи Г. Н. Каропа, Т. В. Кучер, Н. А. Бирюкова, Б. Т. Лихачев и др.

Так, Г. Н. Каропа исходил из ряда теоретических положений, важнейшими из которых являются следующие:

1.Экологическое образование и воспитание — актуальная социально-экономическая и психолого-педагогическая проблема, сущностью которой является формирование у личности ответственного отношения к природе. Эта проблема носит междисциплинарный, комплексный характер и требует для своего решения системного подхода.

2.Экологическое образование и воспитание учащихся — целенаправленный процесс формирования системы знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих выработку у личности отношения к природе как к универсальной ценности.

3.Важнейшим нравственно-экологическим качеством личности является экологическая ответственность, которая характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процессуального) и оценочно-результативного компонентов.

4.Экологическое образование и воспитание обеспечивает формирование у учащихся ответственного отношения к природе, если оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная работа, общественно полезная деятельность школьников по изучению и охране окружающей среды.

5.Основными педагогическими условиями повышения эффективности экологического образования и воспитания учащихся являются: реализация системного подхода в экологическом образовании и воспитанииучет специфики реального отношения школьников к природеобогащение учащихся естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природойосуществление органичной взаимосвязи нравственного и экологического воспитаниявключение учащихся в различные виды эколого-воспитательной деятельностиобеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно полезной природоохранной деятельности.

На основе приведенных теоретических положений Г. Н. Каропой разработана четырехуровневая иерархическая модель экологического образования и воспитания школьников, первый уровень которой представлен такими компонентами, как «человек», «общество», «производство», «природа" — второй составляют семья, предприятие, общественность, средства массовой информациитретий — школа, которая призвана не только осуществлять целенаправленное экологическое образование и воспитание учащихся, но и координировать эко-лого-воспитательные воздействия на них со стороны других социальных институтовчетвертый — личность воспитанника, ибо система экологического образования и воспитания направлена именно на то, чтобы сформировать у него ответственное отношение к природе.

Н.А.Бирюкова связывала проблемы гуманизации образования и поиск эффективного механизма регуляции экологически значимой деятельности с формированием экологического сознания, в основе которого лежат ценностные установки, направленные на сохранение, восстановление и рациональное использование природы. Цель экологического образования в школе, по НА. Бирюковой, — формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

Весомый вклад в разработку системного подхода к экологическому образованию и воспитанию внес Б. Т. Лихачев. Педагог утверждал, что человек связан с природой и космосом биологически, физиологически, психологически и эстетическион взаимодействует с ними своей хозяйственно-производственной деятельностью. Содержание воспитания экологической культуры личности, по Б. Т. Лихачеву, включает широкий круг знаний экологического характера, сознательное отношение к экологическим проблемамнравственно-эстетическое отношение к ним. Важной составной частью экологического воспитания школьников он считал утилитарно-практическое направление организации их деятельности в природе. Отношение к экологическим проблемам природы, общества и человека в их единстве в юношеском возрасте во многом определяется соответствующими результатами воспитания в детстве и отрочестве. Рассмотренные Б. Т. Лихачевым вопросы об общей, единой программе экологического воспитания детей различных возрастных групп образуют в единстве реальную основу формирования их научно обоснованного отношения к природе, обществу, человеку, их экологической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 559 с.
  2. Ш. А. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.
  3. Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы // Советская педагогика. -1988. № 9. — С.23−28.
  4. Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания через природу в школе В. А. Сухомлинского. Младшие классы. Пущино, 1983. — 65 с.
  5. Е.К. Союз с природой. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  6. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. Из опыта работы сельских учителей / Под ред. А. И. Бурова. М.: Просвещение, 1978.-72 с.
  7. Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. 1990. -№ 1.-С.30−32.
  8. К.Ш., Гореславский С. И., Сазонов А. Д. Организация и деятельность ученических производственных бригад. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. — 151 с.
  9. Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. -1993. № 9. — С.16−17.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Избр. пед. труды. -М.: Педагогика, 1989.
  11. П.Баранова Т. Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе (на материале 4−10-х классов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1984. — 22 с.
  12. Н.А. Проблемы формирования экологического сознания // Педагогика. 2004. — № 10. — С.37−41.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход / Большая советская энциклопедия. 3-е изд.-М., 1976. Т.23.
  14. Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир, 1989. -С.77−83.
  15. Н.М. Природа как фактор воспитания // Советская педагогика.-1960.-№ 11.-С.51−56.
  16. Э.Э. Экологическое воспитание школьников во внешкольной работе. Ташкент, 1982.- 153 с.
  17. Вопросы воспитания: Системный подход / Под ред. Л. И. Новиковой. -М., 1981.
  18. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  19. С.И. Политехническое и производственное обучение на опыте ученических бригад. -М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1961. -141 с.
  20. Ю.Л. Социально-правовые основы охраны в школьном образовании // Советская педагогика. 1977. — № 12. — С.58−64.
  21. Н.Ж. Экологическая школа для устойчивого развития местного сообщества // Педагогика. 2004. — № 3. — С.40−43.
  22. В.В. Охота и охрана природы. М.: Физкультура и спорт, 1977.-104 с.
  23. Т.В. Экологическое воспитание в процессе трудовой деятельности // Советская педагогика. 1985. — № 4. — С.49−52.
  24. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. -М.: Агропромиздат, 1988. 236 с.
  25. И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. -1989. № 9. — С.28−32.
  26. У.А. Воспитание экологической культуры // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: Материалы IX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. — С.50−52.
  27. М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1995. 16с.
  28. Задачи природоохранительного просвещения / Под ред. Л. В. Шапошникова. М., 1977. — 196 с.
  29. .Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л. М. С любовью к природе. М.: Педагогика, 1983. — 232 с.
  30. А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). -М., 1986. -165 с.
  31. А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. 1984. — № 9. — С.16−22.
  32. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1986.-25 с.
  33. А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. М., 1976. — С.20−28.
  34. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. -М.: Педагогика, 1981.- 184 с.-
  35. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1977. — 206 с.
  36. А.Н., Суравегина И. Т. К определению понятия «охрана природы» // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С.33−40.
  37. А.Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С.9−14.
  38. А.Н., Суравегина И. Т. Организация практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды // Советская педагогика. 1978. — № 5. — С.56−62.
  39. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  40. И. Д. Проблемы экологического образования // Советская педагогика. -1978. № 3. — С.148−150.
  41. И.Д. О формировании ответственного отношения учащихся к природе в системе коммунистического воспитания // Советская педагогика. -1975.-№ 11.-С.21−30.
  42. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика. -1983. -№ 12. С. 12−19.
  43. И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. М., 1974. — С.3−10.
  44. И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. -1991.-№ 1.-С.9−11.
  45. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М., 1980. -96 с.
  46. И.Д., Захлебный А. Н. Принципы и условия экологического образования в школе и педвузе // Советская педагогика. 1984. — № 7. — С.133−134.
  47. И.Д., Захлебный А. Н. Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе // Советская педагогика. -1973. № 12. — С.31−39.
  48. .Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы. -М., 1976.- 180 с.
  49. Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. Минск, 1994. — 211 с.
  50. С.С. и др. Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Волгоград, 1988. — 78 с.
  51. А.Т. Экологические знания важная составная часть общего образования // Советская педагогика. — 1984. — № 2. — С. 138−139.
  52. Е.И. Вопросы экологического воспитания в творческом наследии В.А.Сухомлинского // Начальное образование. 1981. — № 8. — С.20−25.
  53. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-256 с.
  54. К. ВЛ.Сухомлинский об изучении закономерностей природы // Народное образование. -1981. № 1. — С.76−78.
  55. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М., 1980. — 260 с.
  56. Т.В. Экологическое образование и воспитание в процессе обучения географии: Метод, рекомендации. М., 1985. — 80 с.
  57. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. М., 1990. — 68 с.
  58. И.Д. Мир людей в мире природы. М., 1978. -132 с.
  59. А.В. Об особенностях усвоения природоведческих знаний учащимися начальных классов сельской школы // Советская педагогика. 1974.-№ 8.-С.69−76.
  60. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. — 56 с.
  61. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2003. — 607 с.
  62. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  63. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  64. .Т. Экология личности // Педагогика. -1993. № 2. — С. 19−21.
  65. В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования// Технология развития педагогического творчества. Пятигорск: ПГЛУ, 1994. -С.74−82.
  66. Методические рекомендации по организации труда и проведении воспитательной работы в ученической бригаде / Под ред. С. И. Гореславского. -Ставрополь: Изд. СГПИ, 1989. 46 с.
  67. Народное образование: основные постановления, приказы и инструкции / Сост. А. М. Данев. М., 1948. — 350 с.
  68. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. М., 1980.123 с.
  69. Д.П. и др. Научно-технический прогресс, природа и человек. -М.: Наука, 1977.-200 с.
  70. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И. Д., Суравеги-ной И.Т. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  71. Охрана природы почетная задача школы // Советская педагогика. -1964.-№ 1.-С.З-7.
  72. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем, слово, 2005.
  73. Педагогика: Учеб пособие для студ. / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983.
  74. Педагогика: Учеб пособие для студ. пед. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996. — 346 с.
  75. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М.Бим-Бада. -М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  76. Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. 1987. — № 3. — С.29−32.
  77. Л.П. Формирование эстетического видения природы // Советская педагогика. 1982. — № 2. — С.44−48.
  78. По пути развития ученических бригад. Научно-методические рекомендации / Под ред. С. И. Гореславского, Ставрополь. 1984. — 89 с. *
  79. Проблемы экологического образования и воспитания. К конференции в Таллине // Советская педагогика. 1980. — № 9. — С.146−147.
  80. Работа по экологическому образованию и воспитанию студентов и школьников. Метод, рекомендации / Под ред. Савельевой В. В., Горовой В. И., Тертышниковой М. Ф. Ставрополь: Изд. СГПИ, 1984. — 48 с.
  81. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. -М.: РАО, 1993.
  82. Л.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение. Алма-Ата, 1976. — 123 с.
  83. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: БРЭ, 1993−1999.
  84. Л.П. Воспитание бережного отношения к природе в процессе обучения // Советская педагогика. 1977. — № 8. — С.64−67.
  85. Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе. М., 1977. — С. 14−39.
  86. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 1978. — 49 с.
  87. Н. Педагогические основы природоохранительного воспитания // Советская педагогика. -1980. -№ 11.- С.157−158.
  88. В.М. В научном совете по педагогическим аспектам охраны природной среды // Советская педагогика. 1986. — № 4. — С. 145−146.
  89. В.М. В Президиуме АПН СССР. Проблема экологического образования и воспитания школьников // Советская педагогика. 1980. — № 11. -С.151−152.
  90. В.М. Теория и практика экологической подготовки учителя // Советская педагогика. -1984. № 8. — С.138−140.
  91. В.М. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и практики // Советская педагогика. — 1981. — № 4.-С.147−149.
  92. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С.15−19.
  93. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дисс. доктора пед. наук. Л.: Изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — 40 с.
  94. А.П. Психологические основы отношения школьников к природе. Учебн. пособие. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 87 с.
  95. А.П. Человек и природа: Формирование отношений. -Ставрополь, 1975.
  96. А.П. Экологическая тропа в системе воспитанияшкольников и студентов. Метод, рекомендации. Ставрополь: Изд. СГТТИ, 1985.-19 с.
  97. А.П., Сластенина Е. С. Природоохранительная подготовка учителя // Советская педагогика. 1978. — № 2. — С.67−75.
  98. Т.А. Подготовка студентов к реализации преемственности в формировании знаний об экологических связях в начальной и средней школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 21с.
  99. В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998.
  100. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. В 2-х частях. М.: Владос, 2002.
  101. С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. / Под ред. С. А. Котова.- 5-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2004. 512 с.
  102. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. общество России, 2000. — 416 с.
  103. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  104. С. Знание экологии каждому // Советская педагогика. -1985. -№ 2. С.141−142.
  105. Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и до-полн. Мн.: изд. Скакун В. М., 2001. — 280 с.
  106. В.Б. Наш друг природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы. — М., 1985. — 134 с.
  107. И.Т. Из опыта природоохранительной работы со школьниками // Советская педагогика. 1980. — № 1. — С.59−62.
  108. И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика. 1984. — № 12. — С.21−26.
  109. И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. 1988. — № 9. — С.31−35.
  110. ИТ., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод, пособие дляучит. -М.: Новая школа, 1994. 126 с.
  111. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.47−49.
  112. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  113. В.А. Избр. пед. соч. В трех томах. М.: Педагогика, 1979,1980,1981.
  114. В.А. Письма к сыну. -М.: Просвещение, 1987.
  115. В.А. Природа, труд, мировоззрение // Биология в школе. -1970. № 5. — С.5−12.
  116. В.А. Родина в сердце. -М.: Мол. гвардия, 1978.
  117. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.
  118. В.А. Школа и природа // Советская педагогика.1970. № 5. — С. З 6−45.
  119. П.И. Условия формирования экологических знаний // Советская педагогика. -1983. № 5. — С.55−58.
  120. Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла. Ташкент, 1982. — 156 с.
  121. С.А. Система экологического воспитания и образования младших школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Автореф. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. — 22с.
  122. Ученические производственные бригады / Под ред. К. А. Ивановича, В. И. Киреенко, И. О. Руденко, А. А. Черникова. М.: изд. Академии пед. наук РСФСР, 1961.-231 с.
  123. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. М.: Институт педагогики социальной работы РАО, 1998.
  124. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. общ-во России, 2000. -176 с.
  125. В.В. Международное сотрудничество в области экологического образования // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.108−110.
  126. В.В. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды // Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 130−132.
  127. A.JI. Ученические производственные бригады: воспитание делом // Воспитание школьников. 2004. — № 6. — С.6−9.
  128. В.П., Добров А. В., Захлебный А. Н. Учебные тропы природы. -М.: Агропромиздат, 1989. 157 с.
  129. А.А. Некоторые вопросы формирования мировоззрения учащихся в процессе изучения и охраны природы // Советская педагогика. -1979. № 6. — С.79−83.
  130. А.А. Охрана природы в трудовом воспитании школьников // Советская педагогика. 1977. — № 3. — С. З5−41.
  131. И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. 1981. — № 7. — С.83−85.
  132. Н.В. О путях развития экологического образования // Советская педагогика. 1983. — № 1. — С.24−28.
  133. Н.В. Природоохранительное просвещение и школьное образование в зарубежных странах // Советская педагогика. 1973. — № 12. -С.127−133.
  134. Н.В. Экологизация географии // Советская педагогика. -1989. № 1. — С.76−80.
  135. Н.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. 1981. — № 7. — С.83−87.
  136. А.Б. Человек и природа // Советская педагогика. 1986. — № 2. -С.128−129.
  137. Экологическое образование: концепции и технологии / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
  138. Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы: межвузовский сб. науч. трудов. Иваново: Изд-во Иванов, гос. ун-та. -1984. -162 с.
  139. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. ЛЛ.Печко. М.: Педагогика, 1984. — 136 с.
  140. Экологическое образование в деятельности школьного коллектива. Материалы международного семинара стран-членов СЭВ и Финляндии / Под ред. Зверева И. Д. М., 1983. — 137 с.
  141. Экологическое образование в школе. Концепция / Сост. И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Т. В. Кучер и др. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994.-32 с.
  142. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 246 с.
  143. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М., 1978. — 312 с.
Заполнить форму текущей работой