Мотивационная система оценки персонала как инструмент управления человеческими ресурсами
Оценка работы персонала была и остается одним из важнейших направлений кадрового менеджмента, она призвана способствовать выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в организации. Становление рыночного механизма функционирования транзитивной экономики требует новых подходов к совершенствованию методов управления персоналом, среди которых оценке персонала отводится одно из первых мест… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы формирования и развития системы оценки персонала в современных условиях
- 1. 1. Сущность системы оценки персонала в процессе управления человеческими ресурсами
- 1. 2. Особенность методов деловой оценки персонала
- 1. 3. Обоснование мотивационной системы оценки персонала
- 2. Исследование качественных характеристик мотивационной системы оценки персонала
- 2. 1. Мотивация и стимулирование как инструменты системы вознаграждения персонала
- 2. 2. Трудовой потенциал — важная составляющая мотивационной системы оценки персонала
- 2. 3. Компетенция как качественная характеристика персонала современного кадрового менеджмента
- 3. Разработка мотивационной системы оценки персонала
- 3. 1. Разработка методик оценки качественных характеристик мотивационной системы оценки персонала
- 3. 2. Оценка качественных характеристик персонала на предприятиях и в организациях г. Краснодара
- 3. 3. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
Мотивационная система оценки персонала как инструмент управления человеческими ресурсами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
г Актуальность темы исследования. Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления человеческими ресурсами (УЧР), выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом (УП) в целях повышения эффективности производства как условия: конкурентоспособности предприятия.
Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, I приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Современные организации видят в развитии своих сотрудниг ков один из основополагающих факторов собственного успеха и поэтому кровно заинтересованы в их развитии. Главный стратегический курс — на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, непрерывное повышение профессионального мастерства и самовыражения.
В современных условиях России требуется новый цодход к методам управления, среди которых оценка персонала рассматривается как приоритетI ное направление в совершенствовании системы управления человеческими ресурсами.
Актуальность темы
исследования обусловлена большой практической I значимостью проблемы оценки персонала, а также недостаточной теоретической разработанностью системы оценки персонала.
Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых широкую известность в области управления персоналом получили работы П. Друкера, М. Х. Мескона, Г. Минцберга и др. Теорию компетенции персонала начали разрабатывать в конце XX в.: С. К. Прахалад, В. Врум и др. Пробле I мой оценки персонала за рубежом занимались такие ученые как Дж. Иванцевич, С. Робинсон, Т. Конти и др.
Вопросы теории управления персоналом рассмотрены/в трудах отечественных ученых-экономистов А. Г. Аганбегяна, Б. З. Мильнера, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорта. В дальнейшем в условиях российской экономики существенный вклад в разработку методологических и теоретических вопросов управления персоналом внесли ученые М. В. Грачев, П. В. Журавлев, Т. Ю. Базаров, Э. А. Уткин и др. Теоретические и методологические вопросы экономики тру-. да, а также понятие трудового потенциала и его оценка были рассмотрены отечественными учеными-экономистами: В. В. Адамчуком,.
О Л. Апостоловым, Н. А. Гореловым, в настоящее время — Б. М. Генкиным, В. В. Травиным, В. А. Дятловым и др. В нашей стране тема компетенции освещена в работах А. Я. Кибанова, С. В. Щекшни. Проблемой оценки персонала в нашей стране занимаются ученые: А. П. Егоршин, Ю. Г. Одегов, JI.B. Карташова, М. И. Магура, Е. В. Маслов, И. В. Шевченко, Р. А. Попов, Ф. Р. Уфимцев и др. Российскими авторами достаточно глубоко исследованы только некоторые аспекты системы оценки персонала. Однако целостный. подход к разработке системы оценки персонала и принятия на этой основе оптимальных кадровых решений в области мотивации и стимулирования персонала пока не сложился. Этим определяется актуальность выбранного диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка предложений и рекомендаций мотивационной системы оценки персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— обосновать необходимость создания мотивационной системы оценки персонала, отвечающей современным требованиям управления человеческими ресурсами;
— проанализировать уровень разработанности дейстйующих систем и методов оценки персоналаt.
— изучить методологию деловой оценки персонала для разработки инI новационных подходов к управлению человеческими ресурсами;
— исследовать составляющие качественной характеристики персонала, выступающие важнейшими инструментами мотивационной системы оценки персонала;
— разработать методические подходы к формированию системы мотивации и стимулирования, направленные на усиление эффективности труда каждого специалиста;
— проанализировать по разработанным методикам оценки персонала профессиональные качества специалистов на предприятиях и в организациях I г. Краснодара, дать рекомендации по совершенствованию управления персоналом.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, которые через оценку качественных характеристик персонала формируют систему мотивации и стимулирования труда. Объектом исследования являются специалисты промышленных предприятий и организаций г. Краснодара.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученыхI экономистов, официальные документы и материалы, посвященные проблемам управления персоналом.
В ходе исследования были использованы материалы Министерства труда и социального развития, общенаучные методы, существующие в современной науке, такие как: экономико-математические, статистические, социологические.
Эмпирической базой диссертации послужили результаты социально-демографических и выборочных данных аналитических исследований и социологических опросов специалистов предприятий, полученных автором дисI сертации.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании механизма взаимосвязи ежегодной оценки персонала с системой мотивации и стимулирования труда, благодаря чему создается синергический, эффект, способствующий формированию и развитию высокопрофессиональных кадров.
Научной новизной диссертационного исследования является обоснование и создание мотивационной системы оценки деловых, личных качеств специалистов, которая, с одной стороны, взаимосвязана с мотивацией труда, с другой — играет роль стимулирующей функции в оплате труда.
Элементы научной новизны заключаются в следующем:
— определена классификация видов оценки персонала в зависимости от основных направлений кадровой политики на промышленных предприяти-, ях й в организациях, позволяющая учитывать профессиональные, личностные и деловые способности, а также различия в уровнях сложности, качества, конечных результатов и трудовой мотивации каждого работника;
— обоснована необходимость создания мотивационной системы оценки персонала, отвечающей современным требованиям рыночной экономики, основанной на том, что новая система оценки персонала — ключевое направление в процессе управления персоналом, которое задает основные ориентиры и принципы нового подхода к управлению человеческими ресурсами;
— предложена мотивационная система оценки персонала, состоящая из Двух блоков оценки характеристики персонала: количественного (численность персонала, социально-демографическая и профессионально-квалификационная структуры) и качественного (компетенция специалиста и трудовой потенциал персонала), позволяющая объективно оценивать трудоспособность специалистов и определить индивидуальную систему вознаграждения, выступающую в роли главного стимула мотивации работника на высокие результаты труда;
— уточнено понятие «компетенции персонала», как способности руководителя (специалиста) к производственной деятельности, описывающей с одной стороны, интеллектуальные и деловые качества работника, с другой стороны, навыки его межличностных коммуникаций с тем, чтобы направить развитие персонала в двух направлениях: приспособление к сложившейся организационной культуре и овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы предприятия в конкурентной борьбе;
— установлена взаимосвязь между понятиями: трудовой потенциал (ТЦ), разработанный отечественными учеными еще в середине XX в., и компетенцией персонала, получившим развитие за рубежом только в конце XX в., основанная на том, что общее для обоих понятий заключается в совокупности качеств, характеризующих трудоспособность (профессионализм, квалификации), отличие: в понятие компетенции не включены психофизиологические и нравственные качества, в ТП— коммуникабельность (сплоченность коллектива);
— предложено ввести в научный обиход уточненное понятие «молодой специалист», приведено авторское понимание нового взгляда на профессионализм, выявлены его особенности и на основании этого обоснована и осуществлена корректировка методики оценки уровня квалификации (разработанная в НИИ труда) по стажу работы и образованию специалистов на основе закономерностей, присущих современному понятию профессионализма;
— разработаны методы оценки коэффициентов компетенции и трудового потенциала персонала, включающие наиболее важные качественные показатели (профессионализм, квалификация, психофизиологические способностиздоровье, нравственность, коммуникабельность), позволяющие провести сравнительную характеристику производственного поведения специалиста или целого подразделенияна основании этого предложен механизм моделирования начисления заработной платы в зависимости от значения коэффициента компетенции, при этом появляется реальная возможность стимулировать мотивацию труда, профессиональный рост и качество работы, как каждого сотрудника, так и отдельного подразделения предприятия;
— предложен механизм индивидуального премирования персонала на основе взаимосвязи фактора мотивации, рассчитываемого в виде отношения результативности труда к коэффициенту компетенции, и разработан алгоритм расчета оценки качественных характеристик персонала МСОП, апробированный на примере промышленных предприятий и организаций г. Краснодара.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается прежде всего в том, что предложенная автором диссертации моги-' вационная система оценки персонала может использоваться в дальнейшей разработке теории деловой оценки персонала, а также в практике управления человеческими ресурсами современной организации.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможно.
I* сти: применения конкретных рекомендаций при разработке механизма совершенствования мотивационной системы управления персоналом в любой организации и предприятиях различных отраслей промышленности.
Разработанные и обоснованные в диссертационной работе методики оценки персонала могут быть также применены в преподавании дисциплин' высшей школы: «Управление персоналом», «Конфликтология». В КубГУ читаются лекции по спецкурсам «Методология оценки персонала», «Управление персоналом за рубежом» .
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на всероссийских, международных, региональных научных и научно-практических конференциях в 2б00 — 2003 гг. в городах Сочи, Краснодаре, Туапсе.
Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях руководства исследованных предприятий и организаций. '.
В первой главе диссертации «Теоретические основы формирования и развития системы оценки персонала в современных условиях» рассмотрена сущность оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами, дана сравнительная характеристика методов деловой оценки персонала и обоснование разработки мотивационной системы оценки персонала. I.
Во второй главе «Исследование качественных характеристик мотивационной системы оценки персонала» рассмотрено обоснование выбора качественных характеристик мотивационной системы оценки персонала: мотивация и стимулирование как инструменты системы вознаграждения персонала*' трудовой потенциал — важная составляющая мотивационной системы оценки персонала, компетенция персонала как инструмент современного кадрового менеджмента.
В третьей главе «Разработка мотивационной системы оценки персонала» предложены методики оценки компетенции трудового потенциала и факI тора мотивации, анализируется оценка качественных характеристик персонала на предприятиях и организациях г. Краснодарадается оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 2,95 п.л.
Структура и объем работы обусловлены характером поставленной цели, — задачами и методами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературысодержит 39 таблиц, 13 рисунков, 2 приложения.
Заключение
.
Подводя итоги рассмотрения темы диссертации, хотелось бы еще раз перечислить основные положения, в которых, по сути дела, сконцентрирован весь смысл рассматриваемого подхода к мотивационной системе оценки работы персонала:
1. Оценка работы персонала была и остается одним из важнейших направлений кадрового менеджмента, она призвана способствовать выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в организации. Становление рыночного механизма функционирования транзитивной экономики требует новых подходов к совершенствованию методов управления персоналом, среди которых оценке персонала отводится одно из первых мест. В последние годы в условиях жесткой конкуренции возросли требования к качеству работы во всех звеньях, что побудило вновь вернуться к аттестации персонала. Более того, российские ученые стали углублять методологию теории оценки персонала. В настоящее время разрабатываются методики оценки персонала с учетом конечных результатов и качества труда.
2. Методы оценки персонала являются средствами, из которых каждая организация должна построить собственную систему управления персоналом. В зарубежных странах наибольшей популярностью пользуются следующие методы: управление по целям (задачам), решающая ситуация, ШПРУ, ШНП. Главное в этих методиках то, что оценка персонала осуществляется по конечным результатам. Недостатком является то, что в основном применяются балльные методы с несовершенным математическим аппаратом. Если оценка дается только непосредственным руководителем, то снижается возможность объективности ошибки при оценке подчиненного, при этом возрастает роль субъективизма, что в целом снижает качество оценки.
3. В плановой экономике отечественными учеными было разработано много методик аттестации персонала для определенных профессий. Наибольшую популярность из них получили КТУ, КТВ. К сожалению, при аттестации не учитывалось главное — вклад конкретного работника в конечные результаты. Вследствие этого эффективность такой аттестации была невысока.
4. Изучив современный отечественный и зарубежный опыт систем оценки и мотивации персонала, мы предложили мотивационную систему оценки персонала, увязав ее с системой оплаты и стимулирования труда. Мотивационная система оценки персонала состоит из блоков, представляющих характеристику персонала с количественной и качественной сторон. Блок количественной характеристики персонала хорошо разработан отечественными и зарубежными учеными. В современных экономических условиях значения каждого из блоков качественной характеристики оценки персонала: компетенция и трудовой потенциал персонала, являются важнейшими составляющими качественной характеристики персонала.
5. Автором диссертации проведена аналогия между понятиями: компетенция, разрабатываемой зарубежными учеными, и трудовой потенциал, разработанным отечественными учеными, основанная на том, что общее для обоих понятий заключается в совокупности качеств, характеризующих трудоспособность (профессионализм, квалификация), отличие: в понятие компетенции не включены психофизиологические и нравственные качества, в ТП — коммуникабельность (сплоченность коллектива).
6. Необходимо переориентировать кадровую политику российских предприятий на формирование и развитие карьеры с новым взглядом на профессионализм. Учитывая зарубежный опыт работы руководителей и специалистов, мы предлагаем ввести в теорию управления персоналом понятие «закон профессионализма», который необходимо учитывать при планировании развития карьеры и оценки квалификации персонала.
7. Автором диссертации уточнено понятие «компетенции персонала» как способности руководителя (специалиста) к производственной деятельности, зависящей от совокупности: профессиональных навыков и способностей, как результата практического опыта и постоянного обученияпсихофизиологических способностей, отвечающих за работоспособностьквалификации, как результата образования личности и постоянного ее повышениякоммуникабельности, как обязательного условия сотрудничества и нравственности.
8. Автором диссертации разработаны комбинированные методики оценки коэффициента компетенции, т рудового потенциала персонала, фактора мотивации труда. Коэффициент компетенции персонала складывается из совокупности уровня профессиональных знаний, уровня квалификации, психофизиологических способностей, коэффициента нравственности и коммуникабельности. Коэффициент трудового потенциала персонала — как среднее арифметическое из коэффициентов компетенции специалистов определенного коллектива. Фактор мотивации труда представляет собой отношение результативности труда к коэффициенту компетенции.
9. По разработанным методикам оценки коэффициента компетенции, трудового потенциала коллектива, фактора мотивации специалистов проведено исследование на промышленных предприятиях и в организациях г. Краснодара: ОАО «Краснодарсельмаш», филиал фирмы СБС— «СБС-Мебель», Краснодарское региональное управление магистральных нефтепроводов.
10. Проведен сравнительный анализ трудовых показателей на предприятиях г. Краснодара: ОАО «Краснодарсельмаш», СБС-Мебель и в Краснодарском региональном управлении магистральных нефтепроводов (КРУМН) на протяжении трех лет: 2001 — 2003 гг.
11. В результате анализа был сделан вывод о том, что более или менее успешно ОАО «Краснодарсельмаш» и «СБС-Мебель» работали только в.
2002 г. (коэффициент опережения был более 1). При этом наблюдался рост численности работников и заработной платы. Однако в 2003 г. начался спад производства, что привело к падению производительности труда, снижению заработной платы и ее задержкам по выплатам и сокращению численности персонала, в основном, по собственному желанию. На КРУМН за 2001 — 2003 гг. экономика развивалась стабильно, успешно, заработная плата и численность персонала ежегодно повышались, коэффициент опережения соответственно был больше 1.
12. По разработанным методикам оценки коэффициента компетенции, трудового потенциала коллектива и фактора мотивации проведена оценка качественных характеристик деловых и профессиональных качеств специалистов и управленческого персонала, и на основании этой оценки установлен индивидуальный коэффициент премирования на обследуемых промышленных предприятиях и в организациях г. Краснодара.
Список литературы
- Абалкин Л. Современное состояние экономического мышления в России // Российский экономический журнал. 2002. № 11−12. 78−84.
- Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.189 с.
- Абалкин Л.И. Стратегия управления. М., 1975. 79 с.
- Аганбегян А.Г. «Школа министров» — лидер бизнес-образования в России // Управление персоналом. 2002. К" 4. 6−9.
- Аганбегян А.Г. Управление социалистическими предприятиями. М., 1979. 447 с.
- Адамчук В.В. Экономика и социология труда / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М., 1999,407 с.
- Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рьшке труда. //Вопросы экономики. 1999. № 12. 120−125.
- Андреев В. Каждому — по труду.// Человек и труд. 2002. Хеб. 84−86.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., 1989. 519 с.
- Апенько Оценка персонала в антикризисном управлении предприятием // Человек и труд. 2003. № 9. 86−87.
- Архипов А. Особенности и пути утверждения нового экономического мышления. // Экономист. 1999, № 12. 70−75.
- Бабич А. Социальные программы предприятий. // Экономист. 1999. № 2. с. 58−65.
- Багриновский К.А. Современные методы управления технологическим развитием / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. М., 2001.272 с.
- Барабанов М. Годы без промышленной политики. // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 5. с. 84−90.
- Белкин В. Внедряем новый механизм оценки и оплаты труда / В. Белкин, Н. Белкина // Человек и труд. 1997. № 6. 101−104.
- Берг А.Л. К обоснованию механизма мотивации деятельности персонала по развитию предприятия / А. Л. Берг, Л. В. Берг // Альтернативы экономического роста в России. Материалы Международного семинара. Сочи, 6−9 февраля, 2003. 64−66.
- Бодци Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пейтон. СПб. 1999. 816 с.
- БСЭ. 3 е изд. М., 1974, Т. 12. 585 с.
- Васильева В.Н. Социальные проблемы мотивации труда. //Проблемы управления персоналом: Межвузов, Сборник. Спб. 1995. 81−84.
- Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994. 248 с.
- Виссарионов А. Уроки кризиса / А. Виссарионов, И. Федорова // Экономист. 1999. № 2. 15−22.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов М., 1994.224 с. ^ 23. Вольский А. Развитие промышленности — основа подъема экономики страны. // Экономист. 2001. № 1.С. 11−15.
- Воронов А.А. Анализ и моделирование трудовых показателей / А. А. Воронов, О.Г. 1Сириллова, А. В. Коваленко, г. Краснодар. 2001. 61с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда М., 2000. 412 с.
- Герчикова И-Н. Менеджмент. Учебник. 2 е изд., перераб. и доп. М., 1995. 480 с.
- Глазьев Бюджет — 2003: очередной выбор социально экономической политики / Глазьев, М. Жукова // Российский экономический журнал. 2002. № 9. 3−14.
- Глазьев Реализовать последний шанс? //Российский экономический ^ журнал. 2002. № 1. 3−7.
- Глазьев СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.310 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления руководства для высшего управленческого персонала. М., 1998. Т. 1. 816 с.
- Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ (доклад Минпромнауки и МАЦ) // Вопросы экономики. 2002. № 6. 92−100.
- Грачев М. Капиталистические уроки управления: итоги 80-х. М., 1991. 125 с.
- Грачев М. Суперкадры. М., 1993. 208 с.
- Грачев М.В. Управление трудом. М., 1990. 136 с. * 35. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития. // Экономист. 1999. № 2. 33−38.
- Даниел Й. Психология труда / Й. Даниел, И. Пикала / Пер. со словац. под ред. К. К. Платонова. М. 1979. 216 с.
- Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб. 2000. 832 с.
- Джиндолия А. Развитие человеческого капитала: новая модель / А. Джин- долия, А Новолодская // Человек и труд. 2001. № 1. 77−78.
- Джурабаев К.Т. Управление крупнь"! машиностроительным объединением в кризисных условиях / К. Т. Джурабаев, Н. А. Канискин, М.В. Лыча-гин. Новосибирск, 2002. 172 с.
- Друкер П. Практика менеджмента: Учеб. пособие. М., 2000. 398 с.
- Дубянская Г. Ю. Реформы в России и заработная плата. //Вестн. МГУ. Сер. 6. Экономика. 2001. № 2. 33−56.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997. 607 с.
- Елин А. Мотивация в системе управления //Служба кадров. 2001. Х" И. 9−11.
- Ефремов B.C., Юпочевая компетенция компании /B.C. Ефремов, И. А. Ханьков // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. 10−32.
- Жув Д. Подбор персонала. СПб., 2003,96 с.
- Жуков Л.И. Справочное пособие по труду и заработной плате •0 I Л.И.Жуков, В. В. Горшков. М., 1990,272 с.
- Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, А. Сухарев. М., Екатеринбург. г1998. 232 с.
- Загоруйко И.А. Управление современной корпорацией / И. А, Загоруйко, В. Н. Федоров. Краснодар, 1997.240 с.
- Иванов Н.А. Трудовой потенциал промьшшенного предприятия / Н. А. Иванов, Ю. Г. Одегов, К. Л. Андреев. Саратов, 1988. 277 с.
- Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцевич, А. А. Лобанов. М, 1993. 304 с.
- Игнатовский П. Человек и производство (к итогам XX века) // Экономист. 2001. № 1. 24−34.
- Калашников СВ. Все начинается с успеха //Человек и труд. 1996. № 7. 51−56.
- Карташов А. Рекрутинг: найм персонала / А. Карташов, Ю. Г. Одегов, И. А. Кокорев. М., 2002. 320 с.
- Касьяненко О.А. Управление персоналом: Учеб. пособие / О.А. Касьянен- ко, М. Н. Мельникова, В. К. Потемкин, В. А. Спивак. СПб., 2003. 245 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. М., 2003.304 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. М. 2003.336 с.
- Кириллова О.Г. Методика оценки управленческого персонала и ИТР. Информационный листок № 57−03. Краснодарский ЦНТИ. 2003.
- Кириллова О.Г. Новый взгляд на профессионализм //Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2002. 195.
- Кириллова О.Г. Оценка качественной составляющей трудового потенциала студентов // Наука Кубани: Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. Краснодар, 2000. Вып. 2.2. 91−92.
- Кириллова О.Г. Оценка трудового потенциал студентов и школьников // Наука Кубани / Экономика России: новые вызовы и альтернативы развития. Краснодар, 2001. Вып. 6. 153−154.
- Кириллова О.Г. Проблемы воспроизводства рабочей силы в современной России // Экономика труда. Современное состояние, проблемы, тенденции развития./ под ред. Н. Трунина, И. В. Гелеты, Н. Р. Молочникова. Краснодар, 2002. 601 с.
- Кириллова О-Г. Экономика трудовых ресурсов: Учебн. пособие. Краснодар, 2000. 75с. , —
- Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. 1999. № 8. 64−79.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М., 1999.528 с.
- Конти Т. Почему не полностью используется потенциал самооценки? // Методы менеджмента качества. 2003. № 3. с. 4−11.
- Костюков Н.И. Управление персоналом в рыночной экономике / Н. И. Костюков, П. И. Ламанов, К. М. Шеуджен, О.Г. 1Сириллова. Краснодар, 2000. 222 с.
- Кувалин Д.Б. Российские предприятия в начале 2002г.: проблемы модернизации / Д. Б. Кувалин, А. В. Демочкина, А. К. Моисеева. // Проблемы '*> прогнозирования. 2002. № 5. 129−142.
- Кузнецова Н.В. История управленческой мысли в Японии // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. 139 — 145.
- Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, О’Доннел. М., 1981. Т. 1. 512 с.
- Курганский А. Человеческий капитал: супщость, структура, оценка. Иркутск, 1999. 287 с.
- Кушлин В. Задачи экономического роста // Экономист. 2001. № 1. 3−10.
- Лапин А. Региональные особенности развития социально-трудовой сферы // Экономист. 2001. № 9. 78−82.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. М., 2000, т 296 с.
- Ласточкин Ю. Проблемы промышленной политики многопрофильного машиностроительного предприятия / Ю. Ласточкин, И. Ицкович. // Экономист. 2001. № 9. 43−50.
- Ленский Е.В. Трудовой потенциал производственного объекта. М., 1991. 122 с.
- Логинов В. Долговременные тенденции развития промышленности / В. Логинов, И. Курнышева // Экономист. 1999. № 2. 3−14.
- Магура М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации / М. И. Магура, М. Б. Кубратова. М., 2002,176 с.
- Макконел Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Макконел Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Баку, 1992.400 с. • 81. Маслов В. О стратегическом управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. 99−105.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предгфиятия. М.- Новосибирск, 1999.312 с.
- May В. Экономический рост и постиндустриальные вызовы // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. 31−35.
- Мельянцев В. Информационная революция — феномен «новой экономики» //Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. 3−10.
- Мескон М. Основы менеджмента /М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоурц. М., 1992.702 с.
- Методические рекомендации по оценке сложности и качества работ специалистов. Институт труда. М., 1989. 58 с.
- Мильнер Б. Управление будущего: предпосылки и тенденции // Экономист. 1995. № 4. 23−32.
- Мильнер Б. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999. № 9. 108−118.
- Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. М., 1983.224 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1999. 360 с.
- Минцберг Г. Стратегический процесс. / Г. Минцберг, Жд.Б. Куинн, Гошап / Пер. с англ. СПб. 2001. 688 с.
- Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Пер. с англ. СПб. 2001. 512 с.
- Минцберг Г. Школы стратегий. /Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. СПб., 2000. 336 с.
- Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2000. 264 с.
- Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. М., 2002. 384 с.
- Мухин В.И. Основы теории управления. М., 2002. 256 с.
- Никонова Т.В., Управленческий аудит: персонал / Т. В. Никонова, А. Сухарев / Под ред. проф. Ю. Г. Одегова. М., 2002. 224 с.
- Никулина О.В. Оценка значимости стимулов труда, применяемых в управленческой структуре // Экономика, управление, право. 2000. № 2. 42−46.
- Ноэль Э. Массовые опросы /Под ред. Н. С. Мансурова. М., 1993. 55 — 56.
- Нуреев Р. Россия: неизбежн’а ли деприватизация? /Р.Нуреев, А. Рунев // Вопросы экономики. 2002. № 6. 27−28.
- Оболевский В. Глобализация мировой экономики в России //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. 26−30.
- Оганесян А.С. Оплата труда работников предприятий / А. С. Оганесян И.А. Оганесян // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1. 75−85.
- Одегов Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности / Ю. Г. Одегов, Л. В. Картащова. М., 2002. 256 с.
- Одегов Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для вузов /Ю.Г. Одегов, П. В. Журавлев. М., 1997. 878 с.
- Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. М., 1996. 383 с.
- Оценка работников управления / Под ред. Г. Х. Попова. М., 1976. 352 с.
- Половинко B.C. Оценка персонала: определение, сущность, функции и значение. Внутрифирменный рынок труда /B.C. Половинко, М. Г. Клементьева. Омск, 2000.103 с. ПО. Пономарев И. Измерение мотивации //Управление персоналом. 2002. № 11. 70−72.
- Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000.384 с.
- Пошерстник Н.В. Кадры предприятия /Н.В Пошерстнйк, Н. С. Мейксин. М.-СП6., 2003. 656 с.
- Прозоровская К.А. Проблемы кадровой политики на российских предприятиях // Сб. докладов по итогам НИР 1999 г. СПб., 2000. 58−59.
- Румянцева З. К обоснованию новой управленческой парадигмы // Российский экономический журнал. 1993. № 8. 62−70.
- Самыгин СИ. Основы управления персоналом / СИ. Самыгин, М. С Зай- налабидов, З. Г. Макиев, Д. В. Обухов. Ростов н/Д., 2002.480 с.
- Самыгин СИ., Менеджмент персонала / СИ. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д., 1997. 480 с.
- Санталайнен Т. Управление по результатам /Т. Санталайнен, Э. Воути- лейнен, П. Порейне и др. М., 1993.320 с.
- Сараев А. Формирование трудовых ресурсов и занятости //Экономист. 2001. № 10. С 72−77.
- Семенов А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. 2000. № 2. С 40−47.
- Семенова И.И. История менеджмента. М., 1999.222 с.
- Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М., 1996. 336 с.
- Словарь иностранных слов. М., 1981. 247 с.
- Современная экономика труда / Под ред. В. В. Куликова. М., 2001. 660 с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000.416 с.
- Схфавочник директора предприятия /Под ред. М. Г. Лапусты. М., 1996. 704 с.
- Тарасенко М.Н. Основы теории государственного управления: менеджмент, практика. Краснодар, 1997. 304 с.
- Тарасова Н. Трудовые отношения в условиях глобализации // Общество и экономика, 2000. № 1. 68−78.
- Торкановский Е. Анти1физисное управление //Экономист. 1999. № 12. С 58−60.
- Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М., 1998.332 с.
- Троць Л. К вопросу об оценке труда персонала предприятия // Человек и труд. 2003. № 5. 48−49.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2000. 192 с.
- Уилсон Э. Многообразие рьшочных реформ /Э. Уилсон, Д. Гордон // Вопросы экономики. 1992. >fe 3. 35−43.
- Управление персоналом /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 560 с.
- Управление персоналом организации: Практикум: Учебное пособие/ Под ред. АЛ. Кибанова. М. 2003.296 с. «*' 136. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. ЬСибанова. М., 1999.512 с.
- Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие /О.П. Апостолов, Л. С. Бляхман, Г. Х. Гендлер и др. Под общей ред. Л. А. Костина. М., 1987. 343 с.
- Управление человеческими ресурсами /Под ред. Н. Н. Горелова, А. И. Тучкова. СПб., 1997.157 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. М, 1996. 516 с.
- Чекалев М. Еще раз к вопросу о технологии поведения аттестации /М.Чекалев., И. Клюшина //Управление персоналом. 2000. № 5. 30−32.
- Шевченко И.В. Макро- и мшфоэкономика: Учеб. пособие /И.В. Шевченко, С. Исаулова. Краснодар, 1999. ПО с.
- Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации. М., 2002. 368 с.
- Щукин В. «Проблемное поле» или почему не совпадают мотивационные представления руководителей и персонала //Человек и труд. 2001. Хаб. м 76−79.
- Щукин В. «Пульсирующий» фонд оплаты труда или почему будущее не за твердыми окладами, а компенсационными схемами //Человек и труд. 2001. № 8. 77−81.
- Эйтингон В.Н. Структура управления промышленным предприятием / В. Н. Эйтингон, А.Л. Во&генко, Е. В. Науменко. Воронеж, 1974.41 с.
- Яновский А. Особенности делового менеджмента в Японии // Управление персоналом. 1999. № 10. 22−24.
- Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста ^ II Вопросы экономики. 2002. № 5. 4−25. 150. «Dess G.G., Picken J.C. Leadership in the 21* century // Organizational dynamics. H.Y., 2000. Vol. 28, № 3. P.18−34.
- Divry Ch. Competences et formes d’apprentissage: pour une approche dynami- que de Г innovation / Ch. Divry, S. Dubuisson, A. Torre // Rev. fr. De gestion. P., 1998. № 119. P. 115−127.
- Kono T. A strong head office makes a strong company // Long range planning. Oxford etc., 1999. Vol. 32, № 2. P.225−236.
- Prahalad C.K. Managing discontinuities: The emerging challenges // Reserch- technology management. Lancaster, 1998. Vol.41, № 3. P.14−22.
- Tetenbaum T.J. Shiftihg paradigms: From Newton to chaos //Organizational dynamics. N.Y., 1998. Vol. 26, № 2. P.21−32. ш>