Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие механизма координации в системе регионального стратегического планирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая проблему координации как процесс принятия решений, согласованных как между различными региональными системами, так и в отраслевом разрезе, можно выделить три принципиально различающихся подхода: формирование целевых ориентиров для более крупных и находящихся на верхних иерархических уровнях управления территорий с последующей их детализацией для других территориальных систем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический базис разработки стратегий развития региональных социально-экономических систем
    • 1. 1. Анализ роли и места стратегического планирования в системе регионального управления
    • 1. 2. Исследование институциональной среды и организационных аспектов региональных систем стратегического планирования
    • 1. 3. Исследование теоретических основ формирования и функционирования механизма координации в системе стратегического планирования региона
  • Глава 2. Развитие алгоритма и инструментарно-методического обеспечения механизма координации в системе стратегического планирования региональных социально-экономических систем
    • 2. 1. Разработка концептуального подхода к управлению процессами координации в системе регионального стратегического планирования
    • 2. 2. Совершенствование организационно-методического обеспечения механизма координации стратегических планов развития разномасштабных социально-экономических систем
    • 2. 3. Адаптация и развитие инструментария оценки степени скоординированности стратегических планов развития территорий
  • Глава 3. Реализация методов, процедур и алгоритмов обеспечения координации в процессах регионального стратегического планирования (на материалах Республики Адыгея и Южного федерального округа)
    • 3. 1. Анализ основных социально-экономических показателей развития Республики Адыгея
    • 3. 2. Оценка степени скоординированности стратегий социально-экономического развития Республики Адыгея и Южного федерального округа
    • 3. 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма координации в процессах стратегического планирования (на материалах ЮФО и Республики Адыгея)

Развитие механизма координации в системе регионального стратегического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Регионализация российской экономики и принятый курс на инновационный сценарий развития требуют масштабных преобразований различных по масштабам территориальных производственно-технологических и социально-экономических систем. Данные преобразования имеют стратегический характер и направлены на модернизацию производственного потенциала, структуры и параметров трудовых ресурсов, системы специализации и разделения труда, сложившихся способов формирования доходной части бюджетов всех уровней. Указанные изменения могут быть достигнуты в результате координации стратегий развития различных по масштабу территориальных социально-экономических систем. Необходимость координации стратегических планов регионов, вовлеченных в процессы трансформации экономики, обусловлена наличием ряда особенностей: существующее административно-территориальное устройство России, значительная протяженность и разнородность условий требуют адекватного учета в процессах стратегического планирования. Это вызывает необходимость согласования по параметрам, времени и ресурсам совокупности стратегических планов развития территорий различного масштаба;

— система стратегического планирования в России в настоящее время находится в стадии становления. Отсутствие статистически значимого опыта ее работы, отсутствие общепринятых методологических подходов обусловливают возможность значительных рассогласований стратегических планов развития разномасштабных социально-экономических системболее высокая неопределенность задач стратегического планирования, связанная с рассмотрением значительных временных интервалов, нестабильностью макроэкономической ситуации и др. определяет ограничения сферы применения строгих формальных методов и процедур принятия решений, что, в свою очередь, снижает возможности достижения позитивных эффектов реализации стратегий за счет координации системы управляющих воздействий.

Таким образом, развитие механизма координации в региональной системе стратегического планирования представляет собой актуальную научную и научно-практическую задачу.

Степень разработанности проблемы. Разнообразие точек зрения по вопросам, связанным с развитием механизма координации в системе регионального стратегического планирования, отражает всю сложность и многогранность данной проблемы.

Фундаментальные теоретические основы анализа региональной экономики отражены в работах М. Вебера, В. Зомбарта, Дж. Кейнса, К. Маркса, Г. Мюрдаля, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Я. Тинбергена, К. Тюнена, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и др.

В числе отечественных ученых, исследующих проблемы управления региональной экономикой и ее подсистемами, пути вывода регионального хозяйственного комплекса на траекторию устойчивого развития, необходимо отметить А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина, Т. В. Игнатову, В. Н. Лексина, В. В. Окрепилова, А. И. Татаркина и др.

Разработке теории и методологии стратегического развития экономики макрорегионов посвящены исследования В. Н. Андреева, С. Ю. Глазьева, Б. С. Жихаревича, К. Н. Знаменской, Г. Б. Клейнера, Д. С. Львова, О. В. Максимчука, В. A. May, В. К. Нусратуллина, М. Портера др.

Теоретические и методологические аспекты стратегического планирования развития экономики с учетом региональных особенностей отражены в работах М. М. Амирханова, С. И. Берлина, М. К. Беданокова, В. И. Голика, A.A. Ермоленко, B.C. Селина, Э. К. Тхакушинова, Л. И. Задорожной, В. И. Зарубина, А. И. Куева, З. А. Хутыза и др.

Анализ монографической и периодической литературы, информационных ресурсов сети Internet по проблематике диссертационной работы позволяет сделать вывод о значительной степени разработанности концептуальных основ управления стратегическим планированием региональной экономики.

Вместе с тем, сложность и высокая степень неопределенности объекта исследования, отсутствие единого мнения о способах и теоретико-методологическом базе развития механизма координации в системе регионального стратегического планирования, наряду с высокой практической значимостью решения данной задачи обусловливают актуальность проведения настоящего исследования.

Целью диссертационной работы является развитие теоретического подхода, методических положений и инструментария, разработка практических рекомендаций по обеспечению скоординированности стратегических планов социально-экономического развития региональных систем.

Реализация поставленной цели потребовала решения системы логически связанных задач, отражающих логику и концепцию исследования: сформировать теоретико-методологический базис разработки стратегий развития региональных социально-экономических систем;

— исследовать институциональную среду и организационные аспекты региональных систем стратегического планирования;

— предложить подход, обеспечивающий согласованность по целям, срокам и механизмам реализации стратегий развития регионов и различных по масштабам территориальных социально-экономических системразработать методическое обеспечение оценки степени скоординированности стратегий на межрегиональном уровне;

— апробировать методическое обеспечение и инструментарий оценки степени скоординированности стратегий развития конкретного региона экономики (на материалах регионов Южного федерального округа и Республики Адыгея).

Объектом исследования является система стратегического планирования развития регионов, рассматриваемая как совокупность различных институтов, обеспечивающих последовательность принятия решений по формированию стратегических планов развития разномасштабных социально-экономических систем.

Предмет исследования — теоретические подходы, способы и инструментарно-методическое обеспечение процессов формирования и координации стратегических планов социально-экономического развития регионов.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика: п. 3.19. Пространственное и региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмапроблемы разграничения полномочий и предметов ведения/ сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью. Оценка эффективности государственного управления в пространственном аспекте. Экономические проблемы местного самоуправленияп. 3.15. Разработка перспектив (прогнозов) развития пространственных социально-экономических систем. Региональные программы и стратегии.

Гипотеза диссертационного исследования базируется на теоретико-методологическом положении о возможности повышения эффективности управления региональной экономикой за счет усиления согласованности стратегических планов развития системы взаимодействующих регионов и социально-экономических систем иного масштаба (муниципальные образования, федеральные округа), достигаемого посредством формирования эффективного механизма координации, включающего в качестве основного элемента методическое обеспечение и аналитический инструментарий поддержки управленческих решений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность фундаментальных положений теории регионального управления, представленных в научных разработках отечественных и зарубежных ученых, исследующих возможности стратегического планирования в процессе управления региональной экономикой в условиях рынка.

Инструментарно-методический аппарат. Для обоснования теоретических положений и аргументации выводов в диссертации использовались принципы системного и ситуационного анализа с применением методов структурно-функционального, экспертного, сравнительного, а также инструментарии аналитической геометрии.

Информационно-эмпирическая база диссертации представлена: официальными данными Федеральной службы государственной статистики РФ и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгеярезультатами исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам скоординированности стратегических планов развития социально-экономических систем различного масштаба, а также данными, собранными и обработанными в ходе выполнения диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для современного этапа развития российской экономики характерны тенденции интеграции государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. Среди методов государственного регулирования все более значимое место занимает стратегическое планирование. Одним из важнейших условий успешной реализации стратегий социально-экономического развития РФ, отдельных ее территорий и отраслей является обеспечение согласованности целей и способов их достижения. Однако возникновение нестыковок предопределяется противоречиями, возникающими в процессе определения основных ориентиров социально-экономического развития в административных границах субъектов федерации и развития отраслей. В результате различные стратегии, действующие на той или иной территории, оказываются несогласованными как «горизонтально» (то есть с соседними территориальными образованиями), так и «вертикально». Вследствие этого, необходимым условием формирования эффективного государственного регулирования рыночной экономики является развитие механизма координации в региональной системе стратегического планирования.

2. Рассматривая проблему координации как процесс принятия решений, согласованных как между различными региональными системами, так и в отраслевом разрезе, можно выделить три принципиально различающихся подхода: формирование целевых ориентиров для более крупных и находящихся на верхних иерархических уровнях управления территорий с последующей их детализацией для других территориальных систем, обобщение сформированных отдельными системными элементами и составляющими стратегических планов развития и получение агрегированных стратегий крупных регионов, одновременная разработка системы целей для совокупности территорий, образующих определенный целостный объект с точки зрения воспроизводства и управления. Каждый из указанных подходов имеет свои достоинства и недостатки, что позволяет обеспечить соответствие избранного способа координации конкретным местным условиям за счет их комбинации.

3. Особенности административно-территориальной структуры России актуализирует проблему координации развития различных по масштабам регионов. Данная задача может быть решена на основе формирования специального механизма координации. Концептуальный базис указанного механизма в системе регионального стратегического планирования может быть сформирован в виде трехуровневой системы. Первый уровень предполагает оценку роли и места стратегического планирования в системе регионального управления с учетом институциональной среды, а также исследование процесса формирования и функционирования механизма координации в системе стратегического планирования региона. Это формирует информационный массив для выбора методического инструментария оценки степени скоординированности векторов стратегического развития территорий различного масштаба на втором уровне, а также для принятия на третьем уровне управленческих решений по совершенствованию механизма координации систем стратегического планирования.

4. Решение задачи стратегического выбора одной из альтернативных траекторий социально-экономического развития региональных систем характеризуется высокой неопределенностью. Это обусловливает наличие существенных ограничений применению аналитических методов в процессах определения желаемых характеристик будущего состояния региональной экономики, способов их достижения. Вместе с тем, принятие решений, закрепленное в стратегии социально-экономического развития различных территорий уменьшает указанную неопределенность. Это позволяет реализовать процедуру количественной оценки степени скоординированности развития разномасштабных административно-территориальных образований, которая формирует основу возможной корректировки сроков, целей и механизмов реализации стратегий. Теоретический базис оценки степени скоординированности может быть представлен отображениями проблемных ситуаций в пространстве признаков — характеристик состояния региональной экономики и инструментарием аналитической геометрии.

5. Оценка структуры, целевых ориентиров и механизмов реализации стратегий развития Республики Адыгея и Южного федерального округа допускают значительное повышение степени скоординированности процедур разработки стратегических планов развития отдельных субъектов и Южного федерального округа в целом. В качестве доминантых предложений по совершенствованию механизма координации в процессах формирования стратегий развития ЮФО и Республики Адыгея выступают: формирование межотраслевых экономических кластеров, уточнение границ и характеристик зон опережающего экономического роста, развитие экономических связей и сотрудничества с различными регионами, разработка и реализация совместных проектов в социальной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии концептуальных основ и инструментарно-методического обеспечения процесса координации стратегических планов развития социально-экономических систем различного масштаба (муниципальное образование, субъект федерации, федеральный округ, государство), основывающихся на совокупности организационно-структурных, функциональных и модельных принципах принятия решений.

Конкретными элементами, обладающими научной новизной, являются следующие:

1. Выявлены преимущества и недостатки различных систем координации в процессах стратегического планирования развития разномасштабных социально-экономических систем («снизу-вверх», «сверху-вниз», «комбинированный», «внешний») и возможности их сочетаний, что позволяет определить направления его совершенствования, обеспечить соответствие условиям функционирования региональных систем.

2. Разработана концептуальная модель механизма координации в сфере регионального стратегического планирования, представляющая собой интегрированную трехуровневую систему циклически реализуемых мероприятий и специального аналитического инструментария, обеспечивающих согласованность процессов разработки стратегий разномасштабных территорий, учет факторов и институциональных условий, определяющих характеристики социально-экономического развития региона и территориальных систем высшего и низшего иерархического уровня.

3. Предложен метод оценки степени координации, основанный на сопоставлении основных характеристик стратегических планов развития территорий в системе цель, сроки и механизмы реализации. В отличие от существующих, предлагаемый метод позволяет получать векторные количественные оценки, идентифицирующие сферы наибольших рассогласований стратегических планов и направления координации.

4. Предложено методическое обеспечение координации процессов разработки стратегических планов развития различных по масштабу социально-экономических систем, определяющие распределение функциональной нагрузки во времени и между различными системными элементами.

5. Определены стратегические направления и сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих единую целеориентированность социально-экономического развития Республики Адыгея и Южного федерального округа и повышение степени скоординированности их стратегических планов, предполагающие формирование межотраслевых экономических кластеров, уточнение границ и характеристик зон опережающего экономического роста, развитие экономических связей и сотрудничества с различными регионами, разработку и реализацию совместных проектов в социальной сфере.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы и практические рекомендации, изложенные в диссертационной работе дополняют представление о процессе формирования системы управления устойчивостью региональной экономики на основе построения эффективных мониторинговых механизмов, выявлении причин кризисных явлений, обосновании и разработке адекватных особенностям функционирования региональной экономики инструментальных подходов и методов диагностики в управлении экономическими системами мезоуровня.

Научные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы в структурах управления территориальным развитием, ответственных за выработку и реализацию экономической стратегии.

Методические разработки и обобщения, представленные в диссертации, могут использоваться при подготовке и совершенствовании учебных программ по дисциплинам «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Стратегия социально-экономического развития территорий».

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы были изложены в качестве докладов и получили положительную оценку на всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях (г. Москва, г. Майкоп, г. Армавир), на соответствующих семинарах кафедр «Менеджмент и региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «МГТУ».

Предложенное автором методическое обеспечение координации процессов разработки стратегических планов развития, различных по масштабу, социально-экономических систем использовано при разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года.

Публикации результатов исследования. Основные выводы и результаты диссертационной работы нашли отражение в опубликованных с участием автора 12 научных работ общим объемом 6,6 п.л., из них лично автора -4,1 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие обобщающие выводы.

Значение стратегического планирования на макрои мезоуровнях в переходный период состоит в следующем:

— планирование позволяет целенаправленно и системно осуществлять управление экономикой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования;

— планирование позволяет повысить качество деятельности органов управления — предварительно скоординировать и увязать будущие действия всех структур и уровней управления, а также хозяйствующих субъектов.

— планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в экономическом и социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификацийпланирование является важнейшим методом эффективного управления государственным и муниципальным секторами экономики, государственными пакетами акций.

Результаты теоретических исследований позволили определить три основных контура планирования: оперативный — по результатам контроля принимаются решения, направленные на объект управлениятактическийпо результатам стратегического планирования осуществляются организация процесса с учетом мотивации его участников и контроль за его осуществлением, направленные на объект управлениястратегическийопределяются цели, проводятся диагностика, прогнозирование, стратегическое планирование, затем осуществляется организация процесса с учетом мотивации его участников и контроль за его осуществлением, направленные на объект управления.

Исследование различных теоретических воззрений на институциональную среду и организационных аспектов региональных систем стратегического планирования позволили обосновать концепцию управления процессами координации в системе регионального стратегического планирования, включающую в себя три уровня: формирование методологической базы разработки стратегий развития региональных социально-экономических системразвитие инструментарно-методического обеспечения механизма координации в системе стратегического планирования региональных социально-экономических систем, а также реализация методов, процедур и алгоритмов обеспечения координации в процессах регионального стратегического планирования.

Основная цель предлагаемой концепции состоит в формировании организационно-управленческих основ для перехода к новому качеству экономического роста региона. Реализация предложенной концепции позволит обеспечить устойчивое развитие региональной экономики, а именно, повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала макрорегиона.

Для решения задач социально-экономического развития Южного федерального округа и достижения поставленных целей на период действия Стратегии предложено совершенствование пространственной организации экономики ЮФО (развитие зон опережающего экономического роста), направленное на повышение гибкости территориальной структуры хозяйства, повышение инновационной активности, рост уровня и качества жизни населения в городах и сельской местности. Развитие крупных зон опережающего экономического роста будет способствовать модернизации, технологическому обновлению и развитию производств во всех отраслях экономики и социальной сферыповышению инновационной активности, развитию научно-образовательной сферы, перерабатывающих и инновационно ориентированных отраслейупрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории, повышению связности территории, интеграции регионов округа между собойформированию прогрессивных форм пространственной организации территории, созданию новых центров роста на основе региональных конкурентных преимуществ, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

На территории выделенных зон опережающего развития ЮФО целесообразно формирование и развитие специализированных отраслевых кластеров, расположенных как на территории одного, так и на территории нескольких смежных субъектов РФ, долгосрочной целью которых является развитие конкурентоспособных, инновационно ориентированных кластеров в экономике округа. Это позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики округа за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры.

Развитие экономических связей и экономического сотрудничества с различными регионами РФ в значительной мере обеспечивается в результате реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами входящих в округ регионов с другими субъектами Федерации.

Взаимодействие регионов может быть инициировано для согласованного развития таких отраслей специализации ЮФО, как сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и логистика, туризм и рекреация. В сельском хозяйстве могут развиваться проекты, направленные на предоставление общей инфраструктуры на границе субъектов, развитие связей между сельскохозяйственными предприятиями, развитие территориально-производственных кластеров.

Реализацию этих направлений целесообразно осуществлять путем создания межрегиональных отраслевых ассоциаций, государственных институтов (агентств) развития, организации межрегиональных отраслевых конгрессов и форумов.

Одним из приоритетов Стратегии ЮФО является взаимосогласованное пространственное развитие округа. Кроме того, важным направлением межрегионального взаимодействия являются разработка совместных проектов в социальной сфере, совместная работа в экологической сфере, что предусматривает создание общих экологических программ, учет мнения соседних регионов при реализации крупных проектов, совмещение усилий для решения экологических проблем.

Для успешной реализации стратегий большое значение будут иметь законодательная и институциональная инициативы, направленные на приоритетное развитие межрегиональных проектов, интеграцию социально-экономического пространства рассматриваемых регионов, с концентрацией на этих направлениях ресурсов бюджетов всех уровней, осуществление взаимодействия государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного и социального партнерства.

Достижению целей и приоритетов стратегий будут способствовать формирование и функционирование устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Кроме того, осуществление мониторинга является обязательным при реализации любой стратегии, поскольку позволяет обеспечить контроль выполнения мероприятий, указанных в стратегии, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам. В связи с этим, предложена схема организации системы мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа, которая позволит обеспечить контроль выполнения мероприятий, предложенных в стратегии, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов / М. М. Амирханов, Н. С. Лукашина, А. П. Трунев. М., 1997. — 207 с.
  2. , A.B. Основы региональной экономики: учеб. пособие / A.B. Андреев, JI.M. Борисова, Э. В. Плучевская. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 336 с.
  3. , М.К. Инновационные ориентиры долгосрочной инвестиционной деятельности АПК региона / М. К. Ашинова Майкоп: изд-во МГТУ, 2008. — 168 с.
  4. , М.К. Проблема экономических рисков в развитии региональной экономики / М. К. Ашинова, А. Р. Кумпилова // Интеграл. -2008.-№ 5.-С. 80−81.
  5. , В.Г. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов / В. Г. Балашов, В. А. Ириков В.Я. Ларин. -М.: Библиотека Института технологий управления и развития, ООО «Витое», 2004.
  6. , П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П. В. Баранов, Б.В. Сазонов// изд. 2-е, перераб. и расш.). М.: МНИИПУ, 1989.
  7. , М.К. Оптимизационный подкомплекс моделей прогноза основных показателей развития сельскохозяйственного производства Республики Адыгея / М. К. Беданоков //Майкоп: Труды ФОРА. 2003. № 8,. С.91−95.
  8. , М.К. Прогнозирование и планирование развития аграрного сектора экономики: вопросы теории и практики./ М. К. Беданоков -Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2005. 288 с.
  9. , С.И. Применение системы мониторинга и оценки устойчивости развития предприятий региона /С.И. Берлин// Фундаментальные исследования. 2008. — № 11.-С.41 -44.
  10. , М. Экология. Особи, популяции и сообщества: в 2-х т. Т. 2 /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд. -М.: Мир, 1989. 477 с.
  11. , Н.И. Социально эффективная экономика / Под общ. ред. д-ра экон. наук. E.H. Ведута М.: Изд-во РЭА, 1999. — 254 с.
  12. , Ю.И., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник./ Ю. И. Гладкий, А. И. Чистобаев СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-629 с.
  13. , С. Потенциал региональной бюджетно-налоговой политики / С. Глазьев, М. Жуков// Российский экономический журнал.-2002. № 8. С. 12−24.
  14. , В. И. Охрана окружающей среды: Учебное пособие для вузов. / В. И. Голик, В. И. Комащенко, К. Дребенштедт. 2004. 477 с.
  15. , Г. М. Стратегическое управление регионом в транзитивной экономике. / Г. М. Голобокова. Иркутск: Изд-во ИГЭУ, 1997. — 160 с.
  16. , А.Г. Основы региональной экономики /А.Г. Гранберг -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  17. , А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя / А.Г. Гранберг// Регион: Экономика и социология. -2004.-№ 1.-С.57−81.
  18. , М.Э. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов / М. Э. Дмитриев, П. А. Чистяков // Стратегирование 2010: лидеры рынка. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2010. — С. 32−36.
  19. , H.H. Стратегическое управление регионом в инновационной экономике: монография / H.H. Дудов, Г. М. Голобокова// Под. ред. Г. М. Голобоковой Магадан: Изд-во СВГУ, 2008. — 170 с.
  20. , Л.И. Введение в технологию туризма: Учеб.-метод, пособие. / Л. И. Егоршина. М.: Финансы и статистика, 2009. — 304 с.
  21. , A.A. Парадигма теории этноэкономики / A.A. Ермоленко // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. P.A. Канцерова, Ю. С. Колесникова: В 2ч. 4.1. Черкесск: КЧГТА, 2005.
  22. , Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей./ Б. С. Жихаревич. СПб.: ИСЭР РАН, 1995. — 136с.
  23. , Б.С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной конкуренции / Б. С. Жихаревич // Регион: экономика и социология. 2011. № 1. — С.3−14.
  24. , В.И. Проблемы идентификации кризисных ситуаций развития социально-экономических объектов / В. И. Зарубин //Известия высших учебных заведений. Сев.-Кав. Регион. Изд-во Общественные науки. Ростов н/Д, 2001. — № 4
  25. , В.И. Мониторинг в управлении региональной экономикой / В. И. Зарубин, Чефранов С. Г. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Изд-во Общественные науки Общественные науки. Ростов н/Д. 2003. — № 2 — с. 87−92.
  26. , В.И. Концептуальные основы разработки механизма мониторинга и управления региональным АПК: Монография./ В. И. Зарубин, С. Г. Чефранов, Э. К. Тхакушинов Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002
  27. , К.Н. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. /К.Н. Знаменская — М, РИЦ «Муниципальная власть», 2000. -487 с.
  28. , Н.В. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем / Н. В. Зубаревич, С. Г. Сафронов // Независимый институт социальной политики М.: Поматур, 2005.
  29. , В.В. Экономика роста (Концепция развития России в среднесрочной перспективе) / В. В. Ивантер, О. Дж. Говтванъ, М. Ю. Ксенофонтов, B.C. Панфилов, М. Н. Узяков // Проблемы прогнозирования. -2000. -№ 1.- с.
  30. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах /У. Изард. М.: Прогресс, 1996.
  31. , О.В. Стратегические возможности экономического роста южных регионов / О. В. Иншаков, Г. Г. Матишов, И. В. Митрофанова // Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты- Под. ред. О. В. Иншакова. М.: Наука, 2008. — С. 170−175.
  32. , О.В. О концепции межрегионального мегапроекта «Юг России» / О. В. Иншаков, И. В. Митрофанова // Вестник ЮНЦ РАН. 2009. -№ 3. — С. 135−136.
  33. , Г. В. Центр и периферия в сельском хозяйстве российских регионов / Г. В. Иоффе, Т.Г. Нефедова// Проблемы прогнозирования. 2001. -№ 6.
  34. , Р.И. Экономическая теория собственности. / Р. И. Капелюшников. М.: ИМЭМО, 1990.
  35. , Н.П. Региональная экономика / Н. П. Кетова. Ростов н/Д: Гефест, 1998.-175 с.
  36. , С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза / С. Г. Кирдина // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 14.
  37. , А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы / А. Г. Киселев // Менеджмент в России и за рубежом. 1999 — № 5-С. 47−57.
  38. , В.В. Региональная экономика России: Учебник. / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  39. Классификация институциональных механизмов. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып. 1. Волгоград, 2002. — с.
  40. , Г. Б. Стратегия системной гармонии экономики России. / Г. Б. Клейнер // Экономические стратегии. 2008. — № 5−6.
  41. , JI.H. Словарь прикладной социологии./ JI.H. Коган. -Минск, 1984.
  42. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2006): Труды 6-й Международной конференции / Под ред. З. К. Авдеевой, C.B. Ковриги. -М.: Ин-т проблем управления РАН, 2006. 379 с.
  43. , А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А. Е. Когут, В. Е. Рохчин. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  44. Когут, А. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения / А. Е. Когут, В. Е. Рохчин. СПб.: ИСЭП РАН, 1994. — 87с.
  45. , Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика регионов России /Л. Козлов// Российский экономический журнал. 1999. — № 3.
  46. , Ю.С. Экономическая реформа и региональная стратификация экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов / Ю. С. Колесников, В. Н. Овчинников. -Калининград, 1993.
  47. , Е.А. Комплексный подход к анализу бюджетных пропорций /Е.А. Колодня, Е.В. Косиненко// Новые технологии: Сб. научн. тр. МГТУ. Вып.2. Майкоп: МГТУ, 2006. — С. 121−125.
  48. , Е.В. Координация процессов синтеза управляющих воздействий в процессах развития региональной экономики /Е.В. Косиненко, А.Г. Гишев// Новые технологии: Сб. научн. тр. МГТУ. Вып.7. Майкоп: МГТУ, 2008.-С. 111−116.
  49. , Е.В. Координация системных взаимодействий в процессах управления региональным развитием /Е.В. Косиненко,
  50. A.Г. Гишев// Новые технологии: Сб. научн. тр. МГТУ. Вып.З. Майкоп: МГТУ, 2007.-С. 139−142.
  51. , В.В. Экономика в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы развития, совершенствование управления/
  52. B.В. Крохмаль// Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002.
  53. , А.И. Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Адыгея на 1993−1995 гг. и на период до 2000 г. / А. И. Куев, А. Самигулин, Т. А. Оводова. Майкоп: Мечта, 1994.
  54. , О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов /О. Кузнецова// Вопросы экономики. 2002. — № 4.
  55. , О.И. Теория и методы принятия решений./О.И. Ларичев// -М.: Логос, 2002.-392с.
  56. , В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 2003. — 368 с.
  57. В.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие /В.Н. Лексин, А.Н. Швецов// Российский экономический журнал. -М., 1999. № 11/12. — С.36−44.
  58. В.Н. Регион и рынок. Опыт конкретного исследования /В.Н. Лексин, А.Н. Швецов// Российский экономический журнал. 1992. -№ 5.
  59. В.Н. Территориальная дезинтеграция России /В.Н. Лексин, А.Н. Швецов// Российский экономический журнал. 1992. — №№ 9−10.
  60. , В.Н. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии анализа и оценок. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С. 22−31.
  61. , Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник 2-е изд. / Б. Г. Литвак. — М.: Дело, 2001. — 392 с.
  62. , Д.С. Эффективное управление техническим развитием. / Д. С. Львов.- М.: Экономика, 1990.
  63. , А.Н. Стратегический менеджмент. /А.Н. Люкшинов -М, 2000.
  64. , H.H. Нетрадиционные страницы менеджмента. /H.H. Лябах, А. Н. Лябах Ростов н/Д: «БАРО-ПРЕСС», 2002. -147 с.
  65. , О.В. Стратегическое планирование развития промышленности в пределах федеральных округов России: теоретические иметодологические аспекты /О.В. Максимчук// Регион: экономика и социология. 2011. — № 1. — С.3−14.
  66. , О.Ю. Методологические проблемы макроэкономического анализа / О. Ю. Мамедов // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001. — С. 26−33.
  67. , Р.Г. Методологические основы управления экономическим развитием региона / Р. Г. Маннапов // Экономика и управление. 2000. — № 4. — С. 43−48.
  68. , В.Г. От социального проектирования к консалтингу и снова к социальным проектам? Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций. /В.Г. Марача, В. М. Розин. М.: ИФРАН, 2008.
  69. , В.Д. Стратегический менеджмент. /В.Д. Маркова, С. А. Кузнецова. Новосибирск, 2000.
  70. , К. Соч.: 2-е изд. /К. Маркс, Ф. Энгельс// тт. 1−50. — М., 1955—1981.
  71. , A.C. Управление экономикой региона: Учеб. пособие / A.C. Маршалова, A.C. Новоселов. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-404 с.
  72. May, В. А. Макроэкономическая стабилизация, тенденции и альтернативы экономической политики России. /В.A. May. М., 1996.
  73. , Б.В. Введение в инструментарий региональной экономики: Учеб. пособие по курсу «Региональная экономика», /Б.В. Мелентьев// Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 1999. — 158с.
  74. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня / Научн. рук. Р. И. Шнипер. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1989.-С. 17−19.
  75. , П. Трансформация региональной экономической политики /П. Минакир// Пробл. теории и практики упр. 2001. — № 2. — С. 87−92.
  76. , Г. Стратегический процесс: Пер. с англ. /Г. Минцберг, Дж.Б. Куини, С. Гошал// Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. -688 с.
  77. , И.В. От окружной ФЦП к приоритетному мегапроекту развития южного макрорегиона России /И.В. Митрофанова, Г. И. Старокожева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2009. -№ 14.-С. 35−36.
  78. , H.H. Анализ дифференциации социально-экономического положения российских регионов /H.H. Михеева// Проблемы прогнозирования. 1999. — № 5. — С. 91−102.
  79. Мониторинг социальных программ /под ред. A.JI. Александровой. -М.: Фонд ИЭГ, 2005.
  80. , Н.М. Социально-экономическая дифференциация регионов России / Н.М. Мухетдинова// ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва. -Новосибирск, 1999. № 6. — С.55−58.
  81. , Г. Международная экономика: проблемы и перспективы (An International economy, problems and prospects, 1956).
  82. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / авт. кол. А. Г. Гранберг, Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский, А. О. Полынев. М.: РАН, Национальный инвестиционный совет, 2002. — 107 с.
  83. , А.О. Экономический механизм управления процессом согласования целей субъектов хозяйствования в системе региональной экономики: Автореф. дис.. канд. экон. наук. /А.О. Никитаева.- Ростов н/Д, 2002.
  84. , A.C. Теория и практика региональной экономики / A.C. Новоселов// ЭКО. Новосибирск, 2001. — № 9. — С.172−182.
  85. , A.C. Теория региональных рынков: Учебник. / A.C. Новоселов. Ростов н/Д, Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  86. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. /Д. Нортон. М.:1997.
  87. , В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России /В.Н. Овчинников. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. — с.
  88. , В.Н. Уроки и проблемы реализации концепции развития Юга России /В.Н. Овчинников// Эконом, вестник РГУ. 2003. — Т. 1. -№ 1.-С. 17−22.
  89. , А.Н. Институциональная экономика /А.Н. Олейник. М.: ИНФРА-М, 2000.
  90. Олейник, О. С Проблемы информатизации рынка /О.С. Олейник// Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып. 1. Волгоград, 2002.
  91. Переход к рынку: борьба мнений: Монография / Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, P.A. Белоусов и др.- сост: О. Ю. Григорьева, Б.А. Попов- Отв. ред. А. Г. Аганбегян и др.- Акад. нар. хоз-ва при правительстве РФ и др. М.: Наука, 1993.
  92. , Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе / Е. П. Пешкова. -Ростов н/Д, 2000. 266 с.
  93. , А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация / А. О. Полынев. М.: Едиториал УРСС, 2003 — 208 с.
  94. , C.B. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска» /C.B. Попов//Кентавр. 1994. — 12.
  95. , P.A. Региональный менеджмент: Учебник /P.A. Попов. -Краснодар: Советская Кубань, 2000. 384 с.
  96. , М. Международная конкуренция /М. Портер. М., 1993.
  97. , В.К. Методологические основы исследования проблем региональной экономики: Препр. науч. докл. для обсуждения на семинаре
  98. ИРЭ РАН по методол. социал.-экон. исслед. /В.К. Потемкин// РАН Ин-т пробл. регион, экономики. СПб., 2000. — 16 с.
  99. , А.И. Методы развития организаций /А.И. Пригожин -М.: МЦФЭР, 2003.
  100. , А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
  101. Процедура разработки форсайта: Материалы Первой международной Интернет-конференции /Под ред. Н. Я. Калюжновой. -Иркутск: Изд-во Иркутского государственного ун-та, 2007.
  102. , О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию /О.С. Пчелинцев//Проблемы прогнозирования. -2001. № 1.
  103. , О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики /О.С. Пчелинцев// Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. — С. 65−70.
  104. , Н.И. Проблемы формирования инвестиционной политики региона /Н.И. Пшиканокова, С. Г. Чефранов, Л. Г. Штадльбауер. -Майкоп: МГТИ, 2003.
  105. Региональная экономика /А.П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, A.C. Соколицын. СПб.: Питер, 2003.
  106. Региональная экономика. Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, 2002 686 стр.
  107. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / С. Г. Тяглов, Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова и др.- Под ред. С. Г. Тяглова, Н. Г. Кузнецова. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
  108. Региональная экономика: Учеб. пособие /Под ред. М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. Экон. акад., 2001.- 463с.
  109. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /Под ред. А.Г. Гранберга- М.: Экономика, 2000. 485 с.
  110. Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления. -Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экон. ун-та, 1996.
  111. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. — 303с.
  112. Региональные исследования экономики СССР: новые подходы. -М.: СОПС, 1991.203с.
  113. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова, A.B. Попова. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. — 689 с.
  114. Регионоведение: Учебник для вузов /Т.Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Ишков, P.A. Кисляев- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  115. Регионы России. Официальный ежегодный статсборник. Т. 1,2. Госсборник России.
  116. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 895с.
  117. Регионы России. Стат. сборник. Т. 1,2. М.: Госкомстат РФ, 1999.
  118. Регионы России: экономическая конъюнктура (краткая социально-экономическая информация). Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ. Периодические обзоры.
  119. Республике Адыгея десять лет. Социально-экономические итоги. -Майкоп, 2001.-178 с.
  120. Реформирование управления общественными финансами в Ленинградской области/Под общ. ред. A.A. Васецкого, A.C. Горшкова, З. А. Кучкарова, А. Е. Николаева. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.
  121. Российский статистический ежегодник /Госкомстат России. М., 1996−2001.
  122. Россия в цифрах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2000.
  123. , П. Экономика /П. Самуэльсон// Собр. соч.: В 2 т. М.: НПО «Алгон» ВНИСИ, 1992. — Т.2. — С. 415.
  124. , B.C. Проблемы социально-экономического развития регионов Севера России в новых условиях /B.C. Селин// Регион: экономика и социология. -2006. № 4. — С. 237−245.
  125. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя /Под ред.
  126. B. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. — М., 2001.
  127. , P.A. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города /P.A. Сетдиков// Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — С. 198−206.
  128. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2000.
  129. , Дж. Равновесие на рынках продуктов с несовершенной информацией. (Equilibrium in Product Markets with Imperfect Information, 1979).
  130. Стратегия развития государства на период до 2010 года: докл., подгот. Рабочей группой Государственного совета Российской Федерации под рук. В. И. Ишаева // Российский экономический журнал. 2001. — № 1.1. C.3−37.
  131. , АХ. Регион в системе национальной экономики: Экономические модели и механизмы регулирования: Автореф. дис.. д-ра экон. наук /А.Х. Тамбиев Ростов н/Д, 2000.
  132. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Т. П. Журавлевой, H.H. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  133. , Я. Экономическая политика: принципы и цели (Economic Policy: Principles and Design, 1956).
  134. , С.А. Стратегические приоритеты рыночной модели развития экономики региона/С.А. Тлинова. Майкоп: Изд-во АТУ, 2003. — 44с.
  135. , Э. Экономическое поведение и институты /Э. Трауни. -М.: Дело, 2001.
  136. , Э.К. Методология и технология стратегического планирования развития региона (по Республике Адыгея) /Э.К. Тхакушинов -Майкоп: изд-во МГТУ, 2004.
  137. , К. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике" (Der Isolierte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationaloekonomie, 1826).
  138. , M.H. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста /М.Н. Узяков// РАН. Ин-т н/х прогнозирования. М., 2000. — 359 с.
  139. Управление это наука и искусство: Сборник /А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  140. Учебник для вузов Международный менеджмент / Под ред. С. Э. Пивоварова, JI.C. Тарасевича, А. И. Майзеля. — СПб: Питер, 2001. —576 с.
  141. , Н.П. Необходимо остановить «инфляцию» программ / Н.П. Федоренко// Независимая газета. Приложение НГ-Политэкономия. -2000. -№ 10.-5 июня.
  142. , Ф. Индивидуализм и экономический порядок /Ф. Хайек. — М.: Изограф, 2000. — 256 с.
  143. Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Ф. А. Хайек. М.: Новости, 1992. — 304 с.
  144. , З.А. Проблемы развития экономики депрессивного региона и пути их решения /З.А. Хутыз. Майкоп: ООО «Качество», 2003.-236с.
  145. , С.Г. Реализация сценарного подхода к управлению региональным рынком труда /С.Г. Чефранов. Ростов н/Д: Терра Принт, 2007. — 152с.
  146. , С.А. Локальные экономики: концепции и механизм развития: Докторская диссертация. Ростов — н/Д, 2003. — 588 с.
  147. , А.И. Стратегическое планирование и его роль в решении социально-экономических проблем: Тезисы доклада. /А.И. Шишкин// -Петрозаводск: Ин-т экономики, Карельский научный центр РАН, 2001. 7с.
  148. , Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи, методы реализации /Б.М. Штульберг, В. Г. Введенский М.: Гелиос АРВ, 2000. — 2008 с.
  149. , Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. /Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  150. , Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности /Т.П. Щедровицкий, С.И. Котельников// Избр. тр. М.: Школа культурной политики, 1995.
  151. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов/В .В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов- Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2002. — 391 с.
  152. Allison G.T. Essence of Decision / G.T. Allison// Boston: Little, Brown and Company, 1971.
  153. Blakely Edvard J., Bradshaw Ted K. Planning Local Economic Development. Theory and Practice. Third Edition International Educational and Professional Publ. 2002.
  154. Официальный сайт общественной организации «Деловая Россия» www.deloros.ru
  155. Паспорт ФЦП «Юг России» (2008−2012 гг.). htt:// fcp.vpk.ru / npd / pplO. htm
  156. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов //журнал «Эксперт», http://www.ivr.ru/regions/
  157. Система сбалансированных показателей как инструмент эффективного управления регионом. Интервью с Главой администрации Волгоградской области А. Г. Бровко, 07.09.2011 http://www.volganet.ru
  158. Стратегия развития ЮФО до 2025 г. htt:// www. strategy-south.ru
  159. , Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. М., 2004. http://ecsocman.edu.ru/db/msg/206 853.html
  160. А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия // http://ieie.nsc.ru/~tacis/anal-analytic.htm168. www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной статистики.
Заполнить форму текущей работой