Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование методов инновационного развития производства товаров народного потребления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, проведенный в исследовании анализ статистических данных позволил установить невысокую степень насыщения российских домохозяйств инновационно-емкими товарами народного потребления, показать большой потенциал роста данного сегмента рынкавыявить увеличение импортозависимости в секторе наиболее инновационно-емких товаров. Проигрывание конкурентной борьбы западным компаниям объясняется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
    • 1. 1. Понятие и роль инноваций в развитии экономики
    • 1. 2. Инновационное развитие сектора потребительских товаров
  • Выводы по главе
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
    • 2. 1. Разработка рыночно обоснованной стратегии инновационного развития предприятия
    • 2. 2. Формирование продуктовой линейки инновационных товаров
  • Выводы по главе
  • Глава 3. развитие механизма инвестирования инноваций в производстве' товаров народного потребления
    • 3. 1. Основные формы и методы финансирования продуктовых инноваций
    • 3. 2. Методическое обеспечение отбора оптимальных инновационных проектов
  • Выводы по главе 3
  • Заключение

Совершенствование методов инновационного развития производства товаров народного потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, той ролью, которую играет процесс инвестирования в инновационное развитие производства товаров народного потребления в экономическом росте.

После спада 1990;х годов российская экономика начала выходить из кризиса: ВВП растет в среднем на 6,2% ежегодно, однако главную роль в этом играет благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоносители. Путь развития, ориентированный на экспортно-сырьевую модель, является нестабильным в долгосрочной перспективе. Подтверждением этому является мировой кризис, сопряженный с падением цен на нефть. В долгосрочной перспективе неизбежен переход экономик ведущих западных стран на новые, энергосберегающие технологии, глобальное сокращение спроса на энергетические и сырьевые ресурсы. Для обеспечения экономической безопасности и независимости России необходимо развитие собственной промышленности. При этом, как показывает опыт СССР, приоритетное развитие тяжелой промышленности приводит к хозяйственным диспропорциям, дефициту товаров народного потребления, который в современных условиях может компенсироваться импортом, приводя к оттоку валюты и необходимости экспорта сырьевых ресурсов. Необходима широкая стратегия импортозамещения за счет повышения конкурентоспособности отечественных производителей потребительских товаров.

Особенно сложной задача повышения конкурентоспособности является в секторе сложной бытовой техники и электроники, ввиду быстрого развития технологий, необходимости повышения качества изделий. Успех на данном рынке неразрывно связан с проведением масштабных продуктовых инноваций. Это требует значительной перестройки структуры управления и планирования промышленных предприятий, формирования новых долгосрочных приоритетов развития, выстраивания новых финансовых схем инвестирования в научные исследования и перестройку производства.

Результатом масштабных инноваций на рынке потребительских товаров должно стать значительное повышение уровня и качества жизни населения за счет распространения отечественных высокотехнологичных товаров, превосходящих западные аналоги, обеспечения долгосрочного экономического роста путем расширения рыночной доли отечественных производителей на динамично развивающемся, обладающем огромным потенциалом российском рынке товаров народного потребления, ослабление импортозависимости, возможность перейти от импорта товаров к импорту высоких технологий, нацеленному на повышение технологического уровня российского производителя.

Этим определяется актуальность исследования методов, моделей, механизмов и структур инвестирования в инновационные стратегии производства товаров народного потребления.

Степень разработанности проблемы. Важное значение в развитии теории потребительского рынка сыграли труды Абрамова А. В., Александрова О. Г., Балабанова И. Т., Барда B.C., Белова А. Н., Гохберга JI.M., Гунина В. И., Джонка М. Д., Завлина П. Н., Крутика А. Б., Медведева А. Г., Пузыни Н. Ф. и других отечественных и зарубежных ученых.

В последние годы существенные результаты в развитии теории инноваций достигнуты в работах Денисова Б. Ф., Ильенковой С. Д., Казанцева А. К., Кузыка Б. Н., Миндели Л. Э., Тумусова Ф. С., Устинова В. А., Фатхутдинова Р. А., Яковца Ю. В. и др.

Изучением вопросов функционирования инновационного сегмента потребительского рынка занимались Бейли Дж., Валдайцев С. В., Гринев В. Ф., Ковалев В. В., Морозов Ю. П., Стоянова Е. С., Тычинский А. В., Федотова М. А., Фишер П., Хорн Дж., Шарп У.

Разработкой функциональных аспектов управления инновационными стратегиями на потребительском рынке, изучением проблемы качества инновационных товаров в его потребительском аспекте занимались такие авторы как Власова В. М., Гольдштейн Г. Я., Журавков И. В., Ковалев Г. Д., Крылов Э. И., Никольский Е. Г., Фостер Р., Ягудин С.Ю.

Однако, при несомненной важности указанных исследований, существует ряд недостаточно разработанных научных проблем, затрагивающих системную оптимизацию инновационных стратегий предприятий, работающих на рынке товаров народного потребления. При этом следует отметить сложность проведения исследований в рассматриваемой области, что объясняется сменой экономической парадигмы в России, малым опытом инновационной деятельности как в условиях финансовой стабилизации и роста доходов, так и в условиях мировой депрессии и снижения цен энергоресурсов.

Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость обусловили выбор темы диссертации, предопределили объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию инновационных стратегий промышленных предприятий по производству товаров народного потребления.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:

1. На основе уточнения понятийного аппарата инновационной теории и на анализа макроэкономической детерминанты инноваций выявить основные особенности инновационной активности предприятий в зависимости от фазы циклического развития экономики.

2. С помощью структурно-экономического анализа статистики потребительского рынка России в сравнении с мировыми показателями описать роль потребительского сектора в развитии экономики, установить степень насыщения российских домохозяйств инновационно-емкими товарами народного потребления и изучить потенциал роста данного сегмента рынка.

3. Уточнить роль менеджмента корпоративных знаний в инновационном развитии предприятия, выявить основные требования к корпоративной стратегии знаний, предложить методы закрепления инновационных достижений корпоративного знания на рынке.

4. Разработать методику оптимизации инновационного продуктового портфеля: предложить пути оптимального использования всего жизненного цикла технологии, синтезировать схему продвижения инновационного товара по рыночным сегментам.

5. На базе сравнительного статистического анализа установить основные тенденции в финансировании инноваций и структуру источников финансирования в ключевых отраслях производства товаров народного потребления.

6. Выявить с помощью сравнительного анализа теорий инвестиционного проектирования основные особенности инвестиционного моделирования инновационных проектов и предложить адаптированную модель дисконтированных оценок эффективности инноваций, основанную на экспертном оценивании их уровня сложности.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия всех форм собственности.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования механизма инновационного планирования на промышленных предприятиях.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на базе системного подхода с использованием базовых методологических моделей современной науки: анализа, наблюдения, сравнения, синтеза и моделирования экономических процессов.

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и зарубежных источниковнормативные правовые акты Российской Федерациимонографии отечественных и зарубежных авторовпубликации в научной и периодической печатиматериалы научно-практических конференций и семинаров.

Диссертация выполнена в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, в соответствии с п. 4.2 Паспорта специальности — «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах».

Научная новизна диссертационной работы заключается в решении задачи разработки методического инструментария планирования инновационных стратегий предприятия на рынке потребительских товаров.

В диссертационном исследовании получены и выносятся на защиту следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. На базе логико-смыслового анализа уточнена многомерная система классификации инноваций по критериям: технологическому (продуктовые и процессные (технологические и нетехнологические) — инновационной глубины (радикальные (базовые) инновацииулучшающиемодификационные (частные)) — рыночного охвата (локальные, системные, стратегические) — применительно к инновациям в области производства товаров народного потребленияпоказаны критерии различения инноваций и квазиинноваций (мелких изменений в продуктах или услугах, не затрагивающих существенных технических характеристик).

2. Выявлены особенности инновационной активности по типам инноваций в зависимости от макроэкономической фазы циклического развития и особенностей системы планирования на предприятии: в случае традиционно пассивной системы планирования предприятие на расширяющемся рынке придерживается низкорисковой стратегии экстенсивного роста, уделяя основное внимание локальным, улучшающим или частным продуктовым и технологическим инновациям, и переходит к радикальным системным и стратегическим инновациям лишь под давлением экономической депрессии и снижения рыночной долиинновационно-ориентированное предприятие с активной стратегией роста, напротив, учитывает важность непрерывных опережающих нововведений и вкладывает основные средства в радикальные продуктовые и процессные инновации на фазе экономического роста, когда располагает максимальным количеством инвестиционных ресурсов.

3. С помощью структурно-экономического анализа статистики потребительского рынка России в сравнении с мировыми показателями уточнена роль потребительского сектора в развитии экономикиустановлена степень насыщения российских домохозяйств инновационно-емкими товарами народного потребления и показан большой потенциал роста данного сегмента рынкавыявлены постоянные структурные сдвиги, обусловленные инновационным развитием экономики, устареванием одних видов оборудования и технологическим созреванием других, с переходом в разряд достаточно популярных бытовых приборовпоказано увеличение импортозависимости в секторе наиболее инновационно-емких товаров: при сохранении экспорта практически на одном уровне импорт резко выросвыявлены основные причины увеличения импортозависимости: обусловленные наследием советской экономики с ее акцентом на производстве средств производства проблемы стратегического планирования и рыночного позиционирования в секторе потребительских товаров, а также управления качеством.

4. Конкретизирована роль менеджмента знаний в инновационном развитии предприятия с помощью понятия стратегического разрыва между рыночным императивом (тем, что предприятие должно делать в данных конкурентных условиях) и его фактической деятельностьюна базе анализа корпоративной стратегии как метода сбалансирования предприятием своих конкурентных потенциалов и императивов в целях разработки и защиты своих стратегических ниш выявлены основные требования к корпоративной стратегии знаний: необходимость анализа и идентификации не только существующих, но и потенциально возможных (ввиду, например, развития знаний у конкурентов, появления новых технологий и т. д.) разрывов, непрерывный мониторинг существующего положения собственной технологии и технологий конкурентов на S-образной кривой «затраты-эффективность» с учетом специфики рыночной проекции данной кривой в секторе потребительских товаровпредложены методы закрепления достижений корпоративного знания и фиксации технологии на восходящем участке S-образной кривой за счет стандартизации технологических новаций.

5. Разработана методика оптимизации инновационного продуктового портфеля: с помощью маршрутных карт «продукт-технология», реализующих возможность интегрированной с учетом временной координаты детализации технологических, продуктовых и рыночных планов, объединены задачи оптимального использования всего жизненного цикла технологии, позиционирование продукта по рыночным нишам и финансовым задачамс использованием анализа конкурентных продуктовых стратегий ведущих зарубежных производителей высокотехнологичной бытовой техники синтезирована схема продвижения инновационного товара по рыночным сегментам на базе многомерной модели сегментирования рынков по координатам покупательского отношения к инновациям (новаторы, раннее меньшинство, раннее и позднее большинство, ретрограды), положения товара на технологической S-образной кривой и ценового уровня.

6. Установлены основные тенденции в финансировании инноваций в ключевых отраслях производства товаров народного потребления на базе сравнительного статистического анализа: выявлен неуклонный спад среднего процента затрат на инновации в России, достигающий 2−3 краткого уровня в ряде отраслей (производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов, офисного оборудования и вычислительной техники) — показано, что причиной данного спада является структура финансирования инноваций: абсолютно доминирующим источником финансирования продуктовых инноваций являются собственные средства предприятий, так же можно отметить некоторую тенденцию возрастания роли федерального бюджета в отраслях, связанных с обороной и социальной сферой (медицина). Стабильно невысокая роль заимствований из коммерческих источников является основной причиной инвестиционного голода, препятствующего инновационному обновлению производства товаров народного потребления.

7. С помощью анализа основных теорий инвестиционного моделирования выявлены особенности инновационного проектирования, затрудняющие применение дисконтированных методов, основанных на пролонгации апостериорных оценок доходности и рыночного риска (р-коэффициента) условно аналогичных активов, и предложена модель экспертного оценивания надбавки за риск на базе многокритериальной балльной оценки класса сложности инновационного проекта.

Практическая значимость работы заключается в разработке методов и средств инновационного развития производства товаров народного потребления. Выводы и результаты автора могут быть использованы для решения проблемы развития корпоративных знаний, оптимизации структуры производства инновационных товаров, а также в преподавании специальных экономических дисциплин. Самостоятельное практическое значение имеют предложения по оптимальному использованию потенциала инновационной технологии на разных этапах ее жизненного цикла.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предлагаемые автором теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию механизма стратегического управления продуктовыми инновациями в секторе товаров народного потребления представлены и обсуждены на научно-практических конференциях и семинарах, проходивших в Российском научно-техническом центре информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия, Академии стандартизации, метрологии и сертификации и ряде других организаций.

Основные положения диссертации были также использованы в консалтинговой деятельности в области инновационной стратегии производства товаров народного потребления.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 5 печатных работ общим объемом — 4,5 п.л., одна из которых — в журнале, рекомендованном ВАК РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Все работы авторские.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 158 страниц машинописного текста. Работа содержит 16 таблиц, 11 рисунков. Библиографический список включает 277 наименований использованной литературы.

Выводы по главе 3.

1. Расходы на инновации в условиях острой конкуренции должны составлять существенную часть общих затрат предприятия. Однако исследование статистики показывает, что средний процент затрат на инновации в России неуклонно падает. Особенно резкий спад наблюдается в таких инновационно емких отраслях, как производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (спад почти в 3 раза), производство офисного оборудования и вычислительной техники (спад более чем в 2 раза).

2. Императив повышения инновационной активности предприятий диктует необходимость научного анализа источников и методов финансирования инноваций и путей их оптимизации.

Источники финансирования инвестиций в продуктовые инновацииэто денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. По способу привлечения выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые за счет самофинансирования, привлечения акционерного капитала и долговые ресурсы, а по источнику привлечения средств — федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов, иностранные инвестиции и прочие.

Данные статистики свидетельствуют, что главную роль в финансировании инноваций играют собственные средства предприятий. Доля собственных средств в среднем превышает 80%.

Наблюдаемое снижение доли собственных средств в финансировании инноваций с одновременным ростом инвестиций из прочих источников свидетельствует о повышении зрелости финансового рынка России, отработке и внедрении технологий инвестирования в долгосрочные проекты продуктовых инноваций.

3. Обобщение аналитических данных по некоторым отраслям производства инновационно емких товаров, преимущественно народного потребления, позволяет сделать следующие выводы: абсолютно доминирующим источником финансирования продуктовых инноваций являются собственные средства, так же можно отметить некоторую тенденцию возрастания роли федерального бюджета в отраслях, связанных с обороной и социальной сферой (медицина). Стабильно невысокая роль заимствований из коммерческих источников является основной причиной инвестиционного голода, препятствующего инновационному обновлению производства товаров народного потребления.

4. Расширение инновационного процесса требует широкого привлечения заемного капитала.

Как инвестор, так и предприятие-инноватор при принятии решения о реализации инновационного проекта определяют минимальную границу ожидаемой доходности, требуемой от принимаемого проекта.

Классический инвестиционный анализ предполагает использование в качестве главного критерия приемлемости инновационного проекта значение его чистого дисконтированного дохода (net present value — NPV). Ключевое значение в его применении играет выбор ставки дисконтирования. Обычно она сравнивается со средневзвешенной ценой капитала предприятия (weighted average cost of capital — WACC). Она складывается из цены различных видов заемного капитала, определяемых с помощью модели дисконтированного денежного потока (discounted cash flow — DCF). Цена собственного капитала определяется с помощью различных моделей, наиболее популярными из которых являются модель оценки долгосрочных активов (capital asset pricing model — САРМ) и многофакторные модели арбитражного ценообразования.

Согласно модели САРМ, ожидаемая доходность определяется по. формуле: г = Rf + J3(Rm — Rf) где: г — норма ожидаемого дохода;

Rf — ставка «безрисковой» инвестиции;

Rm — норма доходности сопоставимого типа актива.

В — мера рыночного риска.

Среднерыночную доходность определяют ретроспективным статистическим анализом рынков или же прогнозированием с использованием модели дисконтированного денежного потока для оценки ожидаемой рыночной доходности.

Оценка-коэффициента осуществляется путем обработки данных биржевой статистики. Однако анализ данной модели применительно к инновационным проектам выявляет ряд существенных затруднений, основанных на том, что и (3-коэффициент, и среднерыночная доходность оцениваются на основании прошлых данных и не всегда могут быть корректно экстраполированы для оценки результатов принципиально новой, фундаментальной инновации, создающей новый рынок. Поэтому можно рекомендовать для расчета ставки дисконтирования инновационного проекта использовать ставку безрисковой доходности плюс премию за риск, определяемую, исходя из среднего класса сложности инновации, который рассчитывается как средний балл по ряду критериев, учитывающих сферу, содержание, масштаб, уровень новизны, изменчивости технологии, длину инновационного процесса и т. д. В зависимости от класса инновации премия за инновационный риск может составлять от 0 до 30%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в работе исследование позволило сделать следующие основные выводы.

1. Инновационный процесс включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, а также работы по производству (изготовлению) и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления. Построение целостной стратегии инновационного развития требует комплексного подхода к анализу различных видов и подвидов инноваций, различению ее от квазиинновациймелких изменений в продуктах или услугах, не затрагивающих существенных технических характеристик, а так же от внедрения в производство нового для данного предприятия типа товара, уже широко распространенного в рамках отрасли.

2. В зависимости от объекта усовершенствования и итогового результата инновации подразделяются на продуктовые и процессные. В зависимости от глубины вносимых изменений можно выделить радикальные (базовые) инновацииулучшающиемодификационные (частные). Данная классификация необходима для анализа оптимальной инновационной стратегии как в условиях различающейся макроэкономической ситуации (экономика находится на фазе подъема, спада или стагнации), так и на разных рынках (товаров народного потребления или же предназначенных для промышленности) и в разных конкурентных позициях конкретного предприятия.

3. Экономический рост в долгосрочной перспективе инспирируется волнами кластеров инноваций разных уровней: от эпохальных, основанных на крупных научных открытиях и лежащих в основе становления нового технологического способа производствачерез базисные, служащие импульсом для смены технологических укладов и поколений техники технологий) — к улучшающим, позволяющим с помощью новых моделей техники и модификаций технологии распространять новые поколения продукции, удовлетворять новые виды спроса покупателей, осваивать новые рынки.

Возможны различные варианты выхода из депрессии за счет роста базисных инноваций — ожидание естественной рыночной реакции предпринимателей, искусственное стимулирование базисных инноваций в нужном направлении, осуществление институциональных изменений с целью формирования более эффективных финансово-организационных структур, методов и механизмов инвестирования инновационной деятельности.

4. В настоящее время рынок товаров народного потребления развивается необычайно быстрыми темпами, составляя важнейшую часть мировой экономики. Потребительский сектор, наряду с оборонно-промышленным комплексом — один из важнейших источников инновационного развития экономики. Инновации отвечают на рост осознанных и неосознанных потребностей человека, изменение их структуры, возникновение принципиально новых потребностей, с помощью новейших достижений научно-технического прогресса.

5. Недостаточная инновационная активность российских производителей потребительских товаров, невысокий процент получивших широкое признание инновационных продуктов объясняется проблемами стратегического планирования и рыночного позиционирования, а также управления качеством. Можно выделить такие черты рынка инновационно-емких потребительских товаров, как высокая степень насыщения, существование большого количества аналогичных товаров разных фирм-производителей, сложность, многомерность и зачастую неочевидность показателей потребительского качества при общем высоком технологическом уровне продукции.

Это требует от отечественных предприятий разработки новых инновационных стратегий, включающих в себя аспекты маркетингового исследования рынка, определения рыночного потенциала открытий и технологий, долговременного выбора путей технической эволюции изделий, обеспечивающего как возможность непрерывного совершенствования изделия, стимулирования кросс-спроса на сопутствующие товары и в конечном итоге формирования новой устойчивой группы лояльных к бренду потребителей.

6. Развитие менеджмента показывает, что основным ключом к рыночному успеху становится умение эффективно действовать в непрерывном потоке изменений как внешней, так и внутренней среды, воспринимая их не как деструктивные факторы, а как новые шансы на успех за счет мобилизации корпоративных знаний для организации непрерывного потока инноваций. Корпоративное знание представляет собой важнейший стратегический ресурс предприятия, при условии наличия способности к его интеграции в процесс коммерческой деятельности. Поэтому инновационная стратегия предприятия обязана включать в себя механизмы управления продуцированием корпоративных знаний. Стратегия представляет собой метод сбалансирования предприятием своих конкурентных потенциалов и императивов в целях разработки и защиты своих стратегических ниш.

Разница между рыночным императивом (тем, что предприятие должно делать в данных конкурентных условиях), и его фактической деятельностью, представляет собой стратегический разрыв. Идентификация рыночных стратегических разрывов позволяет сформулировать и потенциальный разрыв в знаниях за счет анализа соотношения между существующими компетенциями и стратегическими требованиями. При этом стратегия знаний должна предусматривать анализ и идентификацию не только существующих, но и потенциально возможных разрывов (ввиду, например, развития знаний у конкурентов, появления новых технологий и т. д.).

7. Принципиальное значение для планирования инноваций является стратегическое определение пределов роста конкретной технологии, определяемое S-образной кривой, отражающей зависимость между нарастающими с течением времени затратами, связанными с улучшением продукта, и результатами, полученными от вложенных средств. Недооценка степени зрелости новой технологии Может привести к стремительной потере рынка, убыткам и банкротству в связи с многократным перевесом новой технологии в качестве и себестоимости, а переоценка — к чрезмерному вложению средств в недостаточно отработанную, «сырую» технологию с неясными рыночными перспективами, что может истощить финансовые ресурсы предприятия до того момента, как новая технология сможет приносить реальную прибыль.

С возрастанием общего технологического уровня, насыщением потребительского рынка увеличивается опасность того, что продуктовая инновация не будет в должной степени оценена потребителем, поскольку, несмотря на подход S-образной кривой предыдущей технологии к своему логическому пределу, ее потребительский потенциал далеко не исчерпан ввиду достаточной степени удовлетворения покупательских потребностей, высокой степени распространенности и достигаемой стандартизацией совместимости.

8. Интенсивная инновационная стратегия приводит к тому, что предприятие само будет способствовать устареванию собственных продуктов. Для оптимального балансирования старых и новых, инновационных продуктов служит концепция продуктового портфеля, подчеркивающая, что продукты следует рассматривать не по отдельности, но как составляющие одной системы, в которой разным продуктам присваиваются разные роли — в зависимости от краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.

Концепция продуктового портфеля позволяет максимально полно использовать возможности каждой инновационной технологии на всех стадиях ее жизненного цикла путем охвата различных покупательских сегментов.

Для некоторых продуктов главной целью может быть обеспечение потока текущих доходов, для других — обеспечение возврата на инвестиции в долгосрочной перспективе, третьи могут позиционироваться как продукты, предназначенные для продвижения смежных товаров.

Увязать воедино полное использование всего жизненного цикла технологии, позиционирование продукта по рыночным нишам и финансовым задачам предприятию позволяет методика планирования с помощью маршрутных карт продукта, реализующая возможность интегрированной с учетом временной координаты детализации технологических, продуктовых и рыночных планов. Маршрутная карта продукта визуализирует план эволюции продукта, появление его вариантов и их рыночное позиционирование во времени в сравнении с изделиями конкурентов.

Эффективная маршрутная карта «продукт-технология» позволяет осуществить гибкую адаптивную стратегию захвата рынка инновацией. Продуктовый маршрут может быть построен по разному в случае акцента на получение прибыли от самого инновационного товара или же от сопутствующих ему товаров.

9. Расходы на инновации в условиях острой конкуренции должны составлять существенную часть общих затрат предприятия. Однако исследование статистических данных показывает, что средний процент затрат на инновации в России неуклонно падает. Императив повышения инновационной активности предприятий диктует необходимость научного анализа источников и методов финансирования инноваций и путей их оптимизации.

Источники финансирования инвестиций в продуктовые инновацииэто денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. По способу привлечения выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые за счет самофинансирования, привлечения акционерного капитала и долговые ресурсы, а по источнику привлечения средств — федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов, иностранные инвестиции и прочие.

Данные статистики свидетельствуют, что главную роль в финансировании инноваций играют собственные средства предприятий. Доля собственных средств в среднем превышает 80%.

Наблюдаемое снижение доли собственных средств в финансировании инноваций с одновременным ростом инвестиций из прочих источников свидетельствует о повышении зрелости финансового рынка России, отработке и внедрении технологий инвестирования в долгосрочные проекты продуктовых инноваций.

Таким образом, проведенный в исследовании анализ статистических данных позволил установить невысокую степень насыщения российских домохозяйств инновационно-емкими товарами народного потребления, показать большой потенциал роста данного сегмента рынкавыявить увеличение импортозависимости в секторе наиболее инновационно-емких товаров. Проигрывание конкурентной борьбы западным компаниям объясняется отсутствием целостного механизма инвестирования в инновационные стратегии, приводящим к недофинансированию инноваций, недостаточной степени привлечения средств сторонних инвесторов. Разработанные в работе методики позволяют организовать разработку и осуществление всех этапов инновационной стратегии, начиная от управления развитием корпоративного знания и вплоть до формирования целостной многомерно диверсифицированной продуктовой линейки инновационных товаров, оптимизирующих получение прибыли от всех стадий жизненного цикла разработанных технологий, выработать финансовые критерии выбора оптимальных инновационных стратегий.

Развитие инновационной деятельности промышленных предприятий позволяет значительно повысить качество выпускаемых товаров, степень удовлетворения потребностей населения, усилить позиции в конкурентной борьбе, послужить основой переориентации экономики с экстенсивно-сырьевого на интенсивно-интеллектуальный сценарий развития, уменьшить зависимость от мировой конъюнктуры цен на энергоносители, повысить экономическую безопасность страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.8.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.) // СЗ РФ. 1996. — № 35. — Ст. 4137.
  2. Н.Н. Политика доходов и заработной платы. М.: ИНФРА-М, 1999. — 223 с.
  3. А.В., Александров О. Г., Белов А. Н. Научно-технический потенциал отрасли. — М.: Экономика, 1984. 215 с.
  4. Ю.А. Оперативное планирование в целевых программах. -Одесса: «МАЯК», 1990. 136 с.
  5. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 230 с.
  6. В.В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 1999. — 431 с.
  7. М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории. -М.: Наука, 1990.-236 с.
  8. Н.Г., Бурков В. Н., Леонтьев С. В. Комплексное оценивание в задачах регионального управления. М.: ИПУ РАН, 2002. — 54 с.
  9. В.К., Карибский А. В., Коновалов Е. Н., Цвиркун А. Д., Шишорин Ю. Р. Анализ эффективности инвестиционных проектов. М.: ИПУ РАН, 1994.-51 с.
  10. Ю.Д. Научно-техническая подготовка промышленного производства. М.: Экономикс, 1999. — 235 с.
  11. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  12. И.К., Бурков В. Н., Вилкова Н. И., Рапацкая С. Т. Модели и механизмы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 1994. — 72 с.
  13. А.В., Бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Карамзин Д. Ю. Задача оптимального распределения ресурсов по множеству независимых операций // Автоматика и телемеханика, 2002. № 5. — С. 108−119.
  14. К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004−563 с.
  15. Ю.М., Карастелин С. А. Материальное стимулирование в системе финансовых отношений. М.: Финансы и статистика, 1988. — 190 с.
  16. В.Г., Заложнев А. Ю., Иващенко А. А., Новиков Д. А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. — 84 с.
  17. В.Г., Ириков В. А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. М.: ПРИОР, 2002. — 512 с.
  18. В.Г., Ильдеменов С. В., Ириков В. А., Леонтьев С. В., Тренев В. Н. Реформирование и реструктуризация предприятий. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
  19. С.А., Бурков В. Н., Гилязов Н. М. Методы агрегирования в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 1999. — 55 с.
  20. С.А., Бурков В. Н. Минимизация упущенной выгоды в задачах управления проектами. М.: ИПУ РАН, 2001. — 56 с.
  21. С.А., Бурков В. Н., Курочка П. Н., Образцов Н. Н. Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике. -М.: ИПУ РАН, 2000. 58 с.
  22. С.А., Новиков Д. А., Попов С. С. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика. М.: ИПУ РАН, 2002. -109 с.
  23. Р., Заде JI. Принятие решений в расплывчатых условиях / Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976. — С. 172 -215.
  24. В.К., Завлин П. Н. Нормирование в научно-технических организациях. -М.: Экономика, 1989. -217 с.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-412 с.
  26. JI.C. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1991. — 342 с.
  27. Бир С. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.
  28. В.Д. Модели и механизмы согласованного взаимодействия в задачах антикризисного управления. Самара: СНЦ РАН, 2004. — 284 с.
  29. В.Г. Математические методы оптимального управления. -М.: Наука, 1968.-408 с.
  30. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. — 411 с.
  31. А., Ю-Ши X. Прикладная теория оптимального управления. М.: Мир, 1972. — 544 с.
  32. В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977.-255 с.
  33. В.Н., Горгидзе И. А., Ловецкий С. Е. Прикладные задачи теории графов. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 234 с.
  34. В.Н., Горгидзе И. И., Новиков Д. А., Юсупов Б. С. Модели и механизмы распределения затрат и доходов в рыночной экономике. — М.: ИПУ РАН, 1997.-57 с.
  35. В.Н., Данев Б. В., Еналеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989. — 245 с.
  36. В.Н., Еналеев А. К., Новиков Д. А. Механизмы стимулирования в вероятностных моделях социально-экономических систем // Автоматика и телемеханика, 1993. № 11. — С. 3 — 30.
  37. В.Н., Еналеев А. К., Новиков Д. А. Механизмы функционирования социально-экономических систем с сообщением информации // Автоматика и телемеханика, 1996. № 3. — С. 3 — 26.
  38. В.Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С., Новиков Д. А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. М.: ИЛУ РАН, 2001. -109 с.
  39. В.Н., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Теория графов в управлении организационными системами. М.: Синтег, 2001. — 124 с.
  40. В.Н., Заложнев А. Ю., Леонтьев С. В., Новиков Д. А., Чернышев Р. А. Механизмы финансирования программ регионального развития. М.: ИЛУ РАН, 2002. — 52 с.
  41. В.Н., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Управление риском: механизмы взаимного и смешанного страхования // Автоматика и телемеханика, 2001. № 10. — С. 125 — 131.
  42. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  43. В.Н., Квон О. Ф., Цитович Л. А. Модели и методы мультипроектного управления. М.: ИЛУ РАН, 1998. — 62 с.
  44. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. — 384 с.
  45. В.Н., Кондратьев В. В., Цыганов В. В., Черкашин A.M. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. -М.: Наука, 1984.-272 с.
  46. В.Н., Ланда Б. Д., Ловецкий С. Е., Тейман А. И., Чернышев В. Н. Сетевые модели и задачи управления. М.: Советское радио, 1967. -144 с.
  47. В.Н., Новиков Д. А. Идентификация активных систем / Труды международной конференции «Идентификация систем и процессы управления». -М.: ИЛУ РАН, 2000. С. 101 121.
  48. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: Синтег, 2004.-400 с.
  49. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997.- 188 с.
  50. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. -М.: СИНТЕГ, 1999. 128 с.
  51. В.Н., Павлов С. Г., Цымбал С. В. Технология создания эффективных социально-экономических комплексов на основе активного проектирования // Труды МНПК «Теория активных систем». М.: ИПУ РАН, 2001.-С. 52−54.
  52. В.Н., Перфильева Л. Г., Тихонов А. А. Модель динамики трудовых ресурсов / Механизмы функционирования организационных систем: теория и приложения. М.: ИПУ, 1982. — С. 120 — 124.
  53. А.Г. Фазовые портреты управляемых динамических систем. М.: Наука, 1985. — 136 с.
  54. Г. Основы исследования операций. М.: Мир, 1972. Том 1. -335 е., Том 2 — 488 е., Том 3. — 501 с.
  55. В.А. Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой. Самара: СГЭА, 1996. — 94 с.
  56. Д.К., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Цветков А. В. Типовые решения в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. — 74 с.
  57. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. -М.: Машиностроение, 1990. 448 с.
  58. А.В. Заработная плата. М.: ИНФРА-М, 1998. — 136 с.
  59. В.Н., Звезденков А. А., Хлюнева М. В. Пирамида Маслоу плюс или когда бесспорное стало сомнительным // Менеджмент в России и за рубежом, 1998. № 5. — С. 17 — 19.
  60. В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: Юрист, 1998.-496 с.
  61. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. -252 с.
  62. С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука, 1977. — 289 с.
  63. Н.А., Николаев В. В. Доходы работника и результативность производства. -М.: Универсум, 1994. 274 с.
  64. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М.: РАУ, 1994. — 262 с.
  65. В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998.-№ 13.-С. 24−27.
  66. О.И., Девяткин О. В. Организация производства на предприятии (фирме). М: ИНФРА-М, 2004. — 448 с.
  67. А.А., Мишин С. П. Оптимальные иерархические структуры. М.: ИПУ РАН, 2003. — 210 с.
  68. А.А. Устойчивое развитие миф или реальность // Математическое образование, 2000. — № 1(12). — С. 59−68.
  69. В.И. Модели и методы календарного планирования в автоматизированных системах управления строительством. — М.: Стройиздат, 1974. 232 с.
  70. В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995. -225 с.
  71. Е.В., Иващенко А. А., Новиков ДА. Модели и механизмы управления развитием персонала. М.: ИПУ РАН, 2005. — 68 с.
  72. Ю. Б. Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука, 1976.-327 с.
  73. С.Е., Леонтьев С. В., Новиков Д. А. Распределенные системы принятия решений в управлении региональным развитием. М.: ИПУ РАН, 2002. — 54 с.
  74. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: «ВлаДар», 1993. — 310 с.
  75. Е.С., Новиков Д. А., Цветков А. В. Механизмы управления корпоративными программами: информационные системы и математические модели. М.: Спутник, 2003. — 159 с.
  76. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. -СПб.: Питер, 2003. 528 с.
  77. Д.И. Статистические методы сетевого планирования и управления. М.: Наука, 1968. — 400 с.
  78. С. В. Эффект забывания в теории коллективной репутации. — М.: Российская экономическая школа, 1999. — 38 с.
  79. А.И., Шкрабкина И. А. Закономерности стимулирования труда рабочих, оплачиваемых по сдельно-премиальной системе. -М.: ЦЭМИ РАН, 1978. 74 с.
  80. Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 1998. — 132 с.
  81. В.А., Горелов М. А., Кононенко А. Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радио и связь, 1991. — 288 с.
  82. М.В. Механизмы управления организационными системами с коалиционным взаимодействием участников. М.: ИПУ РАН, 2003. — 118 с.
  83. М.В., Новиков Д. А. Теория игр в управлении организационными системами. — М.: Синтег, 2002. — 148 с.
  84. В. И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. — 328 с.
  85. В.И. Лекции по теории игр. М.: Российская экономическая школа, 2002. — 140 с.
  86. Н.И. Бригадные формы оплаты труда / Механизмы управления социально-экономическими системами. М.: ИПУ РАН, 1988. -С. 79 — 82.
  87. Г. М. Системный анализ организационно-управленческих проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание, 1981. — 176 с.
  88. JI. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом, 1998. № 3.
  89. А.И. Инновационная модель организационного управления интеллектуальной компанией: Дисс.. доктора экон. наук. -Москва, 2008.-346 с.
  90. П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992.-482 с.
  91. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. — 607 с.
  92. В.А., Мельников О. И., Сарванов В. И., Тышкевич Р. И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990. — 384 с.
  93. Н.С., Иващенко А. А., Новиков Д. А. Модели репутации и норм деятельности. М.: ИПУ РАН, 2005. — 67 с.
  94. В.И. Теория обучения. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  95. А.Ю. Модели и методы внутрифирменного управления. -М.: Сторм-Медиа, 2004. 320 с.
  96. С.И., Радчик И. А. Математические методы сетевого планирования. -М.: Наука, 1965. 296 с.
  97. Ю.П., Лотов А. В. Математические модели в экономике. -М.: Наука, 1979.-304 с.
  98. Л.В., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. — М.: ГАУ, 1995. 71 с.
  99. А.А., Колобов Д. В., Новиков Д. А. Механизмы финансирования инновационного развития фирмы. М.: ИПУ РАН, 2005. -66 с.
  100. А.А., Новиков Д. А., Сапико М. И., Щепкина М. А. Модели и механизмы многокритериального стимулирования в организационных системах. М.: ИПУ РАН, 2006.
  101. Инновационная экономика. М.: Наука, 2004. — 352 с.
  102. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  103. М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975. — 606 с.
  104. М.Б. Равновесие в безопасных стратегиях // Автоматика и телемеханика, 2005. № 3. — С. 88 — 97.
  105. Исследование операций: модели и применения. М.: Мир, 1981. -677 с.
  106. А.В., Павлов С. Г., Черноморский Д. А. Активное проектирование: методология использования в российских условиях / Труды МНПК «Современные сложные системы управления». Липецк: ЛГТУ, 2002. С. 60−61.
  107. Каз М. С. Многофакторные системы заработной платы: учебное пособие. Томск: ТГУ, 1991. — 140 с.
  108. Л.В., Кругликов А. Г. Укрупненный расчет вклада науки и техники в национальный доход СССР.- ВНИИСИ: Сб. трудов. № 10. 1978. С. 56−64.
  109. Ш. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 416 с.
  110. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. 320 с.
  111. А.П. Модели и методы управления составом активных систем. М.: ИПУ РАН, 2003. — 151 с.
  112. А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998.-440 с.
  113. П., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: максимизация ROI. -М.: ПМСОФТ, 2004. 576 с.
  114. Нб.Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981. — 560 с.
  115. Г. Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В, А Шваддара М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 208 с.
  116. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 3979.-504 с.
  117. Е.В., Новиков Д. А., Цветков А. В. Методика освоенного объема в оперативном управлении проектами. М.: Апостроф, 2001. — 156 с.
  118. Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. -544 с.
  119. Е.В., Новиков Д. А. Модели и методы оперативного управления проектами. — М.: ИПУ РАН, 2004. 63 с.
  120. А.Ф., Халезов А. Д., Чумаков В. В. Принятие решений в условиях неопределенности. — М.: ВЦ АН СССР, 1991. 211 с.
  121. Н.А. Механизмы обмена в активных системах. М.: ИПУ РАН, 2003.- 126 с.
  122. Э. М. Антикризисное управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  123. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. -М.: Вильяме, 2003. 944 с.
  124. Т.Б., Новиков Д. А. Базовые системы стимулирования. М.: Апостроф, 2000.- 108 с.
  125. М.С. Оплата труда. М.: ПРИОР, 1997. — 336 с.
  126. А.А., Новиков ДА. Организационные механизмы управления развитием приоритетных направлений науки и техники. М.: ИПУ РАН, 1993.-68 с.
  127. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004 — 792 с.
  128. Н.С., Морозов В. В. Теория неантагонистических игр. -М.: МГУ, 1984.- 104 с.
  129. И.И. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 288 с.
  130. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. — 41с.
  131. С.В. Технология инновационного развития организационной структуры предприятия. М.: МФТИ, 2000. — 74 с.
  132. В.И. Основы управления проектами. М.: Нефтяник, 1997.- 150 с.
  133. Ли Э.Б., Маркус Л. Основы теории оптимального управления. М.: Наука, 1972. — 576 с.
  134. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.-271 с.
  135. И.И. На пути к теории обучения. М.: ИТОП РАО, 1999. — 170 с.
  136. А.В., Новиков Д. А. Договорные отношения в управлении проектами. М.: ИПУ РАН, 2004. — 101 с.
  137. .Г. Основы теории и практики прогнозирования. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 128 с.
  138. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  139. Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 1985. — 392 с.
  140. Г. Г. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: введение в нелинейную динамику. М.: Наука, 1997. — 255 с.
  141. А.В. Качественные модели в теории сложных систем. -М: Наука, 1998.-528 с.
  142. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  143. А.А., Новиков Д. А., Цветков А. В. Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. — 206 с.
  144. В.Д., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: Юнити, 1999. — 414 с.
  145. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.-160 с.
  146. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  147. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.-800 с.
  148. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. -СПб.: Экономическая школа, 1999. Том 1. 468 с.
  149. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. -СПб.: Экономическая школа, 2001. Т.2. 422 с.
  150. В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 264 с.
  151. .З., Евенко Л. И., Раппопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  152. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2002.- 480 с.
  153. .З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2004. — 220 с.
  154. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. -М.: Питер, 2001. 512 с.
  155. С.П. Оптимальные иерархии управления в социально-экономических системах. М.: ПМСОФТ, 2004. — 207 с.
  156. Е.Б. Модели и методы управления персоналом. М.: Интел-Синтез. 2001. — 464 с.
  157. Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003. — 471 с.
  158. Наука России в цифрах: 2001. Стат. сб. М.: ЦИСН2002. — 327 с.
  159. Д., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. — М.: Наука, 1970. 708 с.
  160. P.M. Информационная экономика. М.: МГУ, 2002. Т. 1 — 163 е.- Т. 2 — 173 е.- Т. 3 — 170 с.
  161. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 380 с. s
  162. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект. М.: Эгвес, 2004. — 120 с.
  163. Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: ИПУ РАН, 1998.-96 с.
  164. Д.А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: ИУО РАО, 2004. — 142 с.
  165. Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: ИПУ РАН, 1998.-96 с.
  166. Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2003. — 68 с.
  167. Д.А. Механизмы стимулирования в динамических и многоэлементных социально-экономических системах // Автоматика и телемеханика, 1997. № 6. — С. 3 — 26.
  168. Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. — 150 с.
  169. Д.А. Обобщенные решения задач стимулирования в активных системах. М.: ИПУ РАН, 1998. — 68 с.
  170. Д.А. Стимулирование в организационных системах. М.: Синтег, 2003.-312 с.
  171. Д.А. Стимулирование в социально-экономических системах (базовые математические модели). М.: ИПУ РАН, 1998. — 216 с.
  172. Д.А., Петраков С. Н. Курс теории активных систем. М.: Синтег, 1999.-108 с.
  173. Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003.- 102 с.
  174. Д.А., Смирнов И. М., Шохина Т. Е. Механизмы управления динамическими активными системами. М.: ИПУ РАН, 2002. — 124 с.
  175. Д.А., Суханов A.JI. Модели и методы управления научными проектами в вузах. М.: ИУО РАО, 2005. — 84 с.
  176. Д.А. Теория управления организационными системами: вводный курс. М.: ИПУ РАН, 2004. — 81 с.
  177. Д. А. Теория управления организационными системами. -М.:МПСИ, 2005.-584 с.
  178. Д.А., Цветков А. В. Механизмы стимулирования в многоэлементных организационных системах. М.: Апостроф, 2000. — 184 с.
  179. Д.А., Цветков А. В. Механизмы функционирования организационных систем с распределенным контролем. — М.: ИПУ РАН, 2001.- 118 с.
  180. Д.А., Чхартишвили А. Г. Активный прогноз. — М.: ИПУ РАН, 2002.- 101 с.
  181. Д.А., Чхартишвили А. Г. Прикладные модели информационного управления. М.: ИПУ РАН, 2004. — 130 с.
  182. Д.А., Чхартишвили А. Г. Рефлексивные игры. М.: Синтег, 2003.- 160 с.
  183. Н.И. Организация производства на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2004. — 396 с.
  184. И., Такеучи X. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 384 с.
  185. Общая экономическая теория: Курс лекций под ред. проф. Г. П. Журавлевой М.: 1988. — 357 с. 189.0пойцев В. И. Равновесие и устойчивость в моделях коллективного поведения. М.: Наука, 1977. — 248 с.
  186. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологи мотивации // Вопросы психологии, 1989. № 5. — С. 27 — 34.
  187. А.И. Теория принятия решений: Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 656 с.
  188. С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981. — 206 с. 193.0'Шоннеси Д. Принципы организации управления техническим прогрессом на предприятии. М.: Прогресс, 1979. — 312 с.
  189. Г. Теория игр. М.: Мир, 1971. — 230 с.
  190. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  191. С.Н. Механизмы планирования в активных системах: неманипулируемость и множества диктаторства. М.: ИПУ РАН, 2001. -135 с.
  192. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. -808 с.
  193. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  194. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. — 280 с.
  195. Г. С., Ириков В. А., Курилов А. Е. Процедуры и алгоритмы формирования комплексных программ. М.: Наука, 1985. — 424 с.
  196. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. — М.: Советское радио, 1976. — 344 с.
  197. И.В. Системный подход и общественные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». М.: СИНТЕГ, 2000. — 528 с.
  198. А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) М.: Политиздат, 1989. — с. 270−275.
  199. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпресс. 1995. — 296 с.
  200. .Г. О построении единой ступенчатой системы индивидуальных моральных стимулов. — Кемерово: КГУ, 1990. 250 с.
  201. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: ВГСА, 1995. — 195 с.
  202. Х.К. Универсальная система показателей деятельности. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 352 с.
  203. Российская газета, 2008 16 февраля.
  204. Российский статистический ежегодник. 2006.: Стат.сб. М.: Росстат, 2006.
  205. Ю.И. Теория очередей и управление запасами. М.: Питер, 2001.-384 с.
  206. Г., Марш Дж. Административное поведение. М.: Мир, 1974.- 196 с.
  207. Г. Науки об искусственном. М.: Мир, 1972. — 147 с.
  208. Т. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988. -320 с.
  209. С.А., Голованов JI.B. Прогнозирование развития больших систем. -М.: Статистика, 1975. 192 с.
  210. А. Инновационный процесс: к вопросу о моделях. http://technopark.al.ru/business/innovation.htm
  211. JI.H. Моделирование поведения экономических систем методами нелинейной динамики (теории хаоса). Запорожье: ЗГУ, 2002. -227 с.
  212. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1982. — 688 с.
  213. Словарь русского языка / Под. ред. С. И. Ожегова. М.: Русский язык, 1988.-750 с.
  214. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000. — 412 с.
  215. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. JIМ. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996. — 312 с.
  216. B.JI. Введение в экономическую теорию контрактов. -М.: ИНФРА-М, 2004. 144 с.
  217. . Прогнозирование для технологов и инженеров. М., 2000. -255 с.
  218. . Управление научно-техническими инновациями. М.: Экономика, 1989. — 388 с.
  219. Г. Прикладное экономическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1970. — 509 с.
  220. Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971. -488 с.
  221. Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: МФК, 2004. — 296 с.
  222. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное / Под. ред. В. А. Ирикова. -М., 1996.-232 с.
  223. А.В., Щепкина М. А. Стимулирование в коллективе по нескольким показателям / Труды Международной конференции «Теория активных систем 2005». — М.: ИПУ РАН, 2005. — С. 41 — 43.
  224. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999 г. С. 51
  225. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.-336 с.
  226. В.А. Управление и научно-технический прогресс. -М.: Наука, 1983.-223 с.
  227. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. -М.: Синтег, 1998.-376 с.
  228. Э.А. Компьютерная поддержка переговоров при согласовании управленческих решений. М.: Синтег, 2003. — 284 с.
  229. А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика. — 176 с.
  230. В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. -М.: Наука, 1993.-296 с.
  231. А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. -254 с.
  232. Управление инновациями / Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. Том 1. — 252 е.- Том 2. — 295 е.- Том 3.-240 с.
  233. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2005. 638 с.
  234. Управление проектами: справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. -М.: Высшая школа, 2001. 875 с.
  235. Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: ЭКМОС, 1999. -256 с.
  236. Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004. — 400 с.
  237. Федеральный закон «Об акционерных обществах». М.: Проспект, 2003. — 78 с.
  238. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  239. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.-352 с.
  240. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. -864 с.
  241. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Данилова-Данильяна- М.: Прогресс, 1987.- 272 с.
  242. С.С. Социология. М.: Гардарика, 2000. — 344 с.
  243. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Том 1. — 408 е.- Том 2 — 392 с.
  244. С.В. Управление персоналом современной организации. -М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. 336 с.
  245. Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М.: Наука, 1971−252 с.
  246. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. -СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  247. А.В. Стимулирование в управлении проектами. М.: Апостроф, 2001. — 144 с.
  248. В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении -М.: Наука, 1991.- 166 с.
  249. А.Г. Теоретико-игровые модели информационного управления. М.: ПМСОФТ, 2004. — 227 с.
  250. У., Александер Г., Бэйли Д. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2001.-350 с.
  251. А.В. Механизмы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 2001.-80 с.
  252. Й. История экономического анализа. М.: Экономическая школа, 2004. Том. 1. — 496 с.
  253. Й. Теория экономического развития — М.: Прогресс, 1982.-216 с.
  254. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М.: Мир, 1971. — 295 с.
  255. Энциклопедический словарь. М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. — 1456 с.
  256. Р.Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 800 с.
  257. М.М., Подколзина Е. А., Рябинина А. Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 352 с.
  258. И.Н. Поведение покупателей: Учеб. пособие Мн.: БГЭУ, 2003.- 171 с.
  259. Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. М.: Академкнига, 2003. — 461 с.
  260. Р.А. Оплата труда на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 248 с.
  261. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1982. — 456 с. 269.2004 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 20 041, P. 218−221
  262. Dasgupta P., Hammond P., Maskin E. The implementation of social choice rules: some general results on incentive compatibility // Review of Economic Studies. 1979. Vol. 46. № 2. P. 185 216.
  263. Denison E.F. Trends in American Economic Growth (1929−1982). Washington: The Drookings Institution, 1990, P.30.
  264. Glueck W.F. Personnel: a diagnostic approach. Piano: Tex. Business Publications, 1982. 456 p.
  265. Grossman S., Hart O. An analysis of the principal-agent problem // Econometrica. 1983. Vol. 51. № 1. P. 7−45.
  266. Guide to the project management body of knowledge (PMBOK® guide). 2000. 215 p.
  267. Management of New Products (1968)// Booz AIIen& Hamilton, Inc. -1968.
  268. Penrose E. The Theory of The Growth of The Firm. Oxford UK: Oxford University Press, 1995.
  269. Shumpeler J. Can Capitalism survive? New York: Harper & Row, 1952, p. 72.
Заполнить форму текущей работой