Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление активами предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования, связанный с использованием ссудных инструментов, приносящих проценты, уплата которых лишь косвенно связана с объемом продаж и прибылей нового предприятия. Обычно финансирование с помощью займов требует, чтобы в наличии имелся какой-нибудь имущественный актив (например, автомобиль, дом, механизмы или земля) под обеспечение… Читать ещё >

Управление активами предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Теоретические основы управления активами

1.1 Активы предприятия: основные понятия

1.2 Основные методы анализа активов

2. Виды активов предприятия

2.1 Управление внеоборотными активами

2.2 Управление оборотными активами Заключение Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы заключается в том, что динамика процессов, происходящих сегодня в управлении финансами предприятия, сродни радикальным изменениям в нашем государстве и обществе. Это касается и пересмотра роли имущества предприятия при осуществлении им хозяйственной деятельности. Нынешние исторические преобразования, связанные со становлением государственности России, поставили предприятия перед необходимостью решения сложных проблем.

Главная проблема управления активами предприятия выбор пути, способов определения стратегии социально-экономического развития, повышения их экономической эффективности, инициативы и предприимчивости.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность управления активами. От грамотной организации управления коренным образом зависит благополучие коммерческой организации. В развитых странах система управления активами выступает одним из важнейших инструментов регулирования экономической деятельности.

Российские коммерческие организации имеют большой опыт разработки различных технико-экономических обоснований, систем управления активами, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Очевидно, что изменения условий хозяйствования обусловливают необходимость формирования системы управления на основе синтеза российской практики и достижений мировой экономической мысли. При этом особое внимание следует уделить организационному и методологическому аспектам управления активами.

К сожалению, в настоящее время в большинстве коммерческих организаций отсутствует система управления активами, охватывающая все аспекты, а принимаемые руководством решения не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер.

Целью работы выступает рассмотрение процесса управления активами предприятия.

1. Теоретические основы управления активами

1.1 Активы предприятия: основные понятия Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются для конкретных целей осуществления этой деятельности в соответствии с миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме совокупных имущественных ценностей характеризуют основу его экономического потенциала.

Активы — это ресурсы, контролируемые предприятием. Их использование приводит к увеличению экономических выгод в будущем. К ним относятся все имеющиеся материальные ценности, нематериальные активы и средства, которые принадлежат предприятию на определенную сумму, а также их размещения и использования. Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. — М.: ИНФРА М, 2012.

Активы разделяются на оборотные и внеоборотные. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2013.

Активы разделяются на оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы — это денежные средства, их эквиваленты, которые не ограничены в использовании, а также другие активы, предназначенные для реализации или потребления в течение операционного цикла, или в течение двенадцати месяцев. Ефимова, О. В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет. — 2014. № 19.

К ним принадлежат: запасы; полученные векселя; дебиторская задолженность на товары, работы, дебиторская задолженность по расчетам; другая текущая дебиторская задолженность; текущие финансовые инвестиции; денежные средства и их эквиваленты; другие оборотные активы.

К внеоборотным активам принадлежат: нематериальные активы; незавершенное строительство; основные средства; долгосрочные финансовые инвестиции; долгосрочная дебиторская задолженность; отсроченные налоговые активы; другие необоротные активы.

Также есть материальные и нематериальные активы Активы принято делить на материальные и нематериальные. К нематериальным относятся не денежные активы, не имеющие физической формы. Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.

К нематериальным активам могут быть отнесены деловая репутация организации (гудвил) и объекты интеллектуальной собственности. В свою очередь, объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности). Агеева Е. Инструменты управления оборотным капиталом / Е. Агеева // «Секрет фирмы». — 2014. — № 37.

1.2 Основные методы анализа активов

Основными методами анализа активов служат: Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014. чтение отчетности;

горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых коэффициентов.

Чтение отчетности — это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности.

Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.

Ликвидность активов и структура активов. Активы группируются по степени их ликвидности (способности быть проданными по цене, близкой к рыночной): высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные и неликвидные активы. Самым высоколиквидным активом являются деньги в кассе и на расчетных счетах.

В целях достоверной оценки ликвидности активов надо иметь в виду, что не все активы ликвидны в равной мере, с учетом этого говорят о структуре активов. Активы предприятия в зависимости от степени ликвидности (скорости превращения в денежные средства) делятся на 4 группы, которые обозначаются А1, А2, А3, А4. Бакаев А. С., Шнейдман Л. З. Финансовая политика предприятия и анализ хозяйственной деятельности. — М., 2014

Эти группы структуры активов используются при анализе финансового состояния предприятия для расчета финансовых коэффициентов.

В зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии при исследовании функционирования активов: горизонтальный, вертикальный, сравнительный финансовый анализы.

Существует также методика оценки финансового состояния предприятия по финансовым коэффициентам, важнейшие из которых рассчитываются исходя из величины активов и степени их ликвидности.

Финансовые коэффициенты (англ. financial ratios) — относительные показатели, позволяющие с разных точек зрения проанализировать финансовое состояние предприятия. Это простой инструмент, позволяющий сосредоточить внимание на самых важных областях деятельности предприятия и сопоставить результаты деятельности различных предприятий. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013.

Финансовые коэффициенты рассчитываются по данным Баланса (Форма 1) и Отчета о прибылях и убытках (Форма 2). Каждый коэффициент сопоставляет одну статью баланса с другой либо статью баланса с отчетом о прибылях и убытках. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99.

Финансовые коэффициенты позволяют администрации предприятия, акционерам, инвесторам, кредиторам оценить финансовое положение предприятия в текущий момент времени и в динамике.

Для оценки текущего состояния набор коэффициентов сравнивается с нормативами или со средними показателями деятельности других сопоставимых предприятий. Коэффициенты, выходящие за рекомендованные рамки, указывают на «слабые места».

Для оценки в динамике вычисляются наборы коэффициентов за последовательные периоды времени и делаются выводы о характере изменений в финансовом состоянии предприятия.

Коэффициенты ликвидности. Характеризуют текущую платежеспособность предприятия. Сюда относятся:

· Коэффициент текущей ликвидности

· Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности

· Коэффициент абсолютной ликвидности

· Общий показатель ликвидности баланса. Значение этого коэффициента должно быть больше или равно 1.

Коэффициенты рентабельности. Характеризуют эффективность предприятия.

Коэффициенты структуры капитала. Характеризуют финансовую устойчивость. Сюда относятся:

· Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс)

· Коэффициент маневренности собственного капитала (Кмк) Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу.

· Коэффициент автономии (Коэффициент финансовой независимости) (Ка).

Коэффициенты оборачиваемости средств. Характеризуют эффективность финансового менеджмента. Сюда относятся:

· Коэффициент оборачиваемости активов.

· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

· Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

· Коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие методы финансового анализа: Абрютина, М. С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М., 2014.

· исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода;

· исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года;

исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов.

Целью этого метода анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей, характеризующих результаты функционирования активов предприятия.

Вертикальный (структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие методы вертикального анализа: Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Перспектива, 2014.

— структурный анализ объема использования активов по видам хозяйственной деятельности. Такой анализ служит предпосылкой для расчета показателей эффективности использования активов в разрезе отдельных видов деятельности и проведения соответствующего факторного анализа этой эффективности по предприятию в целом;

— структурный анализ объема и состава активов по внутренним подразделениям предприятия. Результаты этого анализа служат базой проведения последующего углубленного сравнительного и факторного анализа эффективности использования активов отдельными внутренними подразделениями;

— структурный анализ используемых операционных внеоборотных и оборотных активов предприятия. Такой анализ служит основной предпосылкой исследования оборачиваемости активов предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственных циклов, а также базой расчета показателей эффективности использования, конкретных видов этих активов.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В системе управления активами наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа: Сироткин В. Б. Финансовый менеджмент фирмы: Учеб. пособие / В. Б. Сироткин. — М.: Высшая школа, 2013.

— сравнительный анализ показателей функционирования активов предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов формирования и использования активов данного предприятия с аналогичными среднеотраслевыми параметрами с целью оценки своей конкурентной позиции в этой сфере хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности их функционирования;

— сравнительный анализ показателей функционирования активов данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия в сфере использования его активов с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке;

— сравнительный анализ функционирования активов в разрезе внутренних структурных подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности формирования и использования активов внутренних подразделений предприятия;

— сравнительный анализ отчетных и плановых показателей функционирования активов. Такой анализ составляет основу контроллинга активов. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых, определяются причины этих отклонений и формируются выводы о необходимости корректировки отдельных направлений хозяйственной деятельности предприятия, связанной с использованием его активов.

Трендовый анализ активов основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100 процентов.

Активы являются имущественными ценностями, формируемыми за счет пассивов.

Виды пассивов: Гаврилова А. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов, Г. Г. Чигарев, Л. И. Григорьева, О. В. Долгова, Л. А. Рыжкова. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. Собственный капитал. Заемный капитал. Отложенные обязательства.

Выбор источников финансирования осуществляется исходя из критериев: Вид актива. Стоимость пассива. Ожидаемый доход от активов.

Срок финансирования. Возможность привлечения пассива.

Имеется два типа финансирования: внутренний и внешний. Наиболее часто и легко используемым типом финансирования является финансирование, генерируемое внутри. В этом случае средства могут поступать из нескольких источников: прибыли, продажа активов, сокращение оборотного капитала, кредиты у поставщиков, дебиторская задолженность. В каждом новом предприятии впервые годы все прибыли вкладываются в дело, и внешние вкладчики не ожидают никакой отдачи в эти годы. Иногда необходимые средства можно получить, продавая малоиспользуемые активы. По возможности в стартовой ситуации, пока условия благоприятствуют, каждый актив лучше брать в аренду, нежели приобретать в собственность. Другой краткосрочный источник средств можно получить, сокращая краткосрочные активы: запасы, наличность и прочие элементы оборотного капитала. В ряде случаев предприниматель может создать источник необходимых денег с помощью кредита у поставщиков. Хотя нужно заботиться о поддержании хороших отношений с поставщиками и о стабильности снабжения, задержка оплаты счетов на несколько дней может тоже дать необходимые краткосрочные средства. Ковалев В. В. Управление активами фирмы. — М.: Проспект, 2014.

Последний способ внутреннего создания денежных средств состоит в быстрой инкассации денег по векселям, не допускающей большого старения дебиторской задолженности.

И здесь предприниматель также должен соблюдать осторожность, с тем чтобы не вызвать раздражения у владельцев главных счетов. Некоторые покупатели придерживаются практики платежей, которую не могут нарушать ни предприниматель, ни большое предприятие. Например, крупные торговые фирмы оплачивают свои счета компаниям-поставщикам через 60−90 дней, независимо от политики компании-поставщика в отношении дебиторской задолженности или от скидки за быструю оплату. Если компания хочет, чтобы ее продукция продавалась через фирму, она должна будет соблюдать такой график оплаты. Колчина Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева; под ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Другие источники средств являются внешними для фирмы. Альтернативные источники финансирования извне нужно оценивать, исходя из времени возможного пользования ими, связанных с ними издержек и степени утраты контроля над компанией.

Как уже отмечалось, каждый вид внешнего финансирования попадает в одну из двух категорий: финансирование путем получения займов и финансирование путем выпуска обычных или привилегированных акций.

Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования, связанный с использованием ссудных инструментов, приносящих проценты, уплата которых лишь косвенно связана с объемом продаж и прибылей нового предприятия. Обычно финансирование с помощью займов требует, чтобы в наличии имелся какой-нибудь имущественный актив (например, автомобиль, дом, механизмы или земля) под обеспечение долга. Вместе с тем финансирование с помощью выпуска акций обычно не требует обеспечения и дает инвестору какой-то титул собственности в предприятии. Инвестор участвует в прибылях предприятия, а также в любом распоряжении активами на пропорциональной основе. Главными факторами предпочтения одного типа финансирования другому является доступность денежных средств и превалирующие процентные ставки. Часто потребности предпринимателя в финансировании удовлетворяются с помощью комбинации долгового и акционерного финансирования.

Выводы. Формирование активов компании играет ключевую роль в достижении успеха бизнеса и конкретной деятельности на отдельных направлениях. Правильное формирование активов обеспечивает реальность выполнения намеченных планов, предопределяет результативность и эффективность действий. Топ менеджменту необходимо уметь пользоваться на практике методологией формирования активов для понимания реальности выполнения поставленных целей, задач, рациональности применения активов в достижении результативности и эффективности деятельности.

коэффициент внеоборотный плановый актив

2. Виды активов предприятия

2.1 Управление внеоборотными активами Особенности управления внеоборотными активами в значительной мере определяются спецификой цикла их стоимостного кругооборота.

Процесс управления внеоборотными активами осуществляется на предприятии по следующим основным этапам (рис. 1.1): Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.

Рис. 1.1 Основные этапы управления внеоборотными активами предприятия

1. Анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования.

*На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема внеоборотных активов предприятия — темпы их роста в сопоставлении с темпами роста объема производства и реализации продукции, объема оборотных активов, общей суммы внеоборотных активов. В процессе этого анализа изучается изменение коэффициента участия внеоборотных активов в общей сумме активов предприятия. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле: Ефимова, О. В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет. — 2014. № 19

где КУова — коэффициент участия внеоборотных активов в общей сумме операционных активов предприятия; ОВД — средняя стоимость внеоборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде; Од — средняя сумма оборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде.

На второй стадии анализа изучается состав внеоборотных активов предприятия и динамика их структуры. В процессе этого изучения рассматривается соотношение основных средств и нематериальных активов, используемых в операционном процессе предприятия; в составе производственных основных средств анализируется удельный вес движимых и недвижимых их видов (которые в производственной деятельности характеризуют соответственно активную и пассивную их части); в составе нематериальных активов рассматриваются отдельные их виды.

На третьей стадии анализа оценивается состояние используемых предприятием внеоборотных активов по степени их изношенности (амортизации). В процессе такой оценки используются следующие основные показатели.

Коэффициент износа основных средств. Он рассчитывается по следующей формуле: Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2013

где КИОС — коэффициент износа основных средств;

Иoc — сумма износа основных средств предприятия на определенную дату;

ПСОС — первоначальная стоимость основных средств на определенную дату.

* Коэффициент годности основных средств. Для его расчета используется следующая формула:

где КГОС — коэффициент годности основных средств;

ОСОС — остаточная стоимость основных средств предприятия на определенную дату;

ПСОС — первоначальная стоимость основных средств предприятия на определенную дату.

* Коэффициент амортизации нематериальных активов. Его расчет производится по следующей формуле:

где КАна — коэффициент амортизации нематериальных активов; Ана — сумма амортизации нематериальных активов предприятия на определенную дату;

ПСна — первоначальная стоимость нематериальных активов предприятия на определенную дату.

* Коэффициент годности нематериальных активов. Он определяется по следующей формуле: Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2013

где КГна — коэффициент годности нематериальных активов;

ОСна — остаточная стоимость нематериальных активов предприятия на определенную дату;

ПСНа — первоначальная стоимость нематериальных активов предприятия на определенную дату.

* Сводный коэффициент годности внеоборотных активов, используемых предприятием. Он рассчитывается по следующей формуле:

где КГова — сводный коэффициент годности внеоборотных активов используемых предприятием; ОВАОС — сумма всех используемых предприятием внеоборотных активов по остаточной стоимости на определенную дату;

ОВАПС — сумма всех используемых предприятием внеоборотных активов по первоначальной стоимости на определенную дату.

* На четвертой стадии анализа определяется период оборота используемых предприятием внеоборотных активов. Он рассчитывается по следующей формуле:

где П0ова — период оборота используемых предприятием внеоборотных активов, лет;

ОВАпс — среднегодовая сумма всех используемых предприятием внеоборотных активов по первоначальной стоимости;

Иова — среднегодовая сумма износа всех используемых предприятием внеоборотных активов.

На пятой стадии анализа изучается интенсивность обновления внеоборотных активов в предшествующем периоде. В процессе изучения используются следующие основные показатели.

Коэффициент выбытия внеоборотных активов. Он характеризует долю выбывших операционных внеоборотных активов в общей их сумме и рассчитывается по формуле:

где КВова — коэффициент выбытия внеоборотных активов;

ОВАВ — стоимость выбывших внеоборотных активов в отчетном периоде;

ОВАН — стоимость внеоборотных активов на начало отчетного периода.

* Коэффициент ввода в действие новых внеоборотных активов. Он характеризует долю вновь введенных внеоборотных активов в общей их сумме и рассчитывается по формуле:

где КВДова — коэффициент ввода в действие новых внеоборотных активов;

ОВАВД — стоимость вновь введенных внеоборотных активов в отчетном периоде;

ОВАК — стоимость внеоборотных активов на конец отчетного периода.

*Скорость обновления внеоборотных активов. Она характеризует средний период времени полного обновления внеоборотных активов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

где СОова — скорость обновления внеоборотных активов, лет;

КВДова — коэффициент ввода в действие внеоборотных активов в отчетном году (или в среднем за ряд последних лет).

Указанные показатели рассчитываются в процессе анализа не только по внеоборотным активам в целом, но и в разрезе их видов — основных средств и нематериальных активов.

На шестой стадии анализа оценивается уровень эффективности использования внеоборотных активов в отчетном периоде. В процессе такой оценки используются следующие основные показатели.

· Коэффициент рентабельности внеоборотных активов.

· Коэффициент производительности внеоборотных активов.

· Коэффициент производственной емкости внеоборотных активов.

Он характеризует среднюю стоимость внеоборотных активов, приходящуюся на единицу объема реализации продукции (или объема ее производства). При расчете этого показателя используется следующая формула: Финансовый менеджмент / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2014.

где КПЕова — коэффициент производственной емкости внеоборотных активов;

ОВД — средняя стоимость внеоборотных активов предприятия в отчетном периоде;

ОР — объем реализации продукции (или объем ее производства) в отчетном периоде.

2. Оптимизация общего объема и состава внеоборотных активов предприятия. Такая оптимизация осуществляется с учетом вскрытых в процессе анализа возможных резервов повышения производственного использования внеоборотных активов в предстоящем периоде. К числу основных из таких резервов относятся: повышение производительного использования внеоборотных активов во времени (за счет прироста коэффициентов сменности и непрерывности их работы) и повышение производительного использования внеоборотных активов по мощности (за счет роста производительности отдельных их видов в пределах предусмотренной технической мощности). В процессе оптимизации общего объема внеоборотных активов из их состава исключаются те их виды, которые не участвуют в производственном процессе по различным причинам.

Принципиальная формула для определения необходимого общего объема внеоборотных активов предприятия в предстоящем периоде имеет следующий вид: Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.

где ОПова — общая потребность предприятия во внеоборотных активах в предстоящем периоде;

ОВАК — стоимость используемых предприятием внеоборотных активов на конец отчетного периода;

ОВАНП — стоимость внеоборотных активов предприятия, не принимающих непосредственного участия в производственном процессе, на конец отчетного периода;

?КИВ — планируемый прирост коэффициента использования внеоборотных активов во времени;

?КИМ — планируемый прирост коэффициента использования внеоборотных активов по мощности;

?ОРП — планируемый темп прироста объема реализации продукции, выраженный десятичной дробью.

По указанной принципиальной формуле может быть рассчитан также необходимый объем внеоборотных активов в разрезе отдельных их видов и элементов, что позволяет оптимизировать их стоимостный состав в рамках общей потребности.

3. Обеспечение правильного начисления амортизации внеоборотных активов. Объектами амортизации являются основные средства (кроме земли) и амортизируемые виды нематериальных активов. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования соответствующего актива, устанавливаемого предприятием.

Обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов предприятия. В этих целях на предприятии определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов; рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению в предстоящем периоде; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов.

Обеспечение эффективного использования внеоборотных активов предприятия. Такое обеспечение заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи внеоборотных активов.

6. Выбор форм и оптимизация структуры источников финансирования внеоборотных активов. Принципиально обновление и прирост внеоборотных активов могут финансироваться за счет собственного капитала, долгосрочного заемного капитала (долгосрочного банковского кредита, финансового лизинга и т. п.) и за счет смешанного их финансирования.

Основной проблемой управления внеоборотными активами является определение эффективных источников финансирования процесса обновления, на выбор которых влияют следующие факторы: Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / под ред. А. А. Володина. — М.: ИНФРА — М, 2011.

· Имеющийся объем собственных финансовых ресурсов для обеспечения развития организации;

· Стоимость привлекаемых заемных средств, сложившаяся на финансовых рынках;

· Прогнозируемый уровень прибыли, генерируемый обновляемыми видами внеоборотных активов;

· Уровень финансовой устойчивости организации;

· Доступность заемных финансовых ресурсов для организации, определяемая ее кредитоспособностью.

Процесс финансирования обновления определенных видов операционных внеоборотных активов предполагает выбор вариантов их формирования, т. е. приобретение в собственность или заключение договора аренды (лизинга). При решении данной задачи, как правило, исходят из анализа преимуществ и недостатков той или иной формы привлечения активов.

Основным критерием для принятия управленческого решения с позиции финансового менеджмента является сравнение денежных потоков при различных формах финансирования обновления активов. При этом сравнивается стоимость приобретения за счет собственных средств, за счет банковского кредита и с использованием договора лизинга.

Расчет денежного потока при приобретении актива за счет собственных средств организации можно производить по формуле: Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М., 2011. — 281 с.

ДПс = СаСл / (1+ j) N

где ДПс — сумма денежного потока приобретения актива за счет собственных средств;

Са — первоначальная стоимость актива;

Сл — прогнозируемая ликвидационная стоимость актива;

jсреднегодовая ставка ссудного процента на рынке капитала, выраженная десятичной дробью;

N-количество интервалов (лет), по которым осуществляются расчет ликвидационной стоимости.

2.2 Управление оборотными активами Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия.

Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам: Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов — запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. В процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.

В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.

В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид: Колчина Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева; под ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

где Роа — рентабельность оборотных активов;

Ррп — рентабельность реализации продукции;

Ооа — оборачиваемость оборотных активов.

На пятой стадии анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014.

2. Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный.

Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете, определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности. Ковалев В. В. Управление активами фирмы. — М.: Проспект, 2014.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий.

На первой стадии с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

На второй стадии, на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов.

Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

На третьей стадии определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период: Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под. ред. проф. Н. Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

где ОАп — общий объем оборотных активов предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода;

ЗСп — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;

ЗГп — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);

ДЗп — сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;

ДАп — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;

Пп — сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных и других особенностей осуществления операционной деятельности. Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется по следующим стадиям:

На первой стадии по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны» (рис. 1.2). Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИНФРА-М, 2012.

В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.

На второй стадии по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.

Рис. 1.2 График «сезонной волны» уровня оборотных активов предприятия на протяжении года На третьей стадии определяется сумма постоянной части оборотных активов по следующей формуле:

где ОАпост — сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;

OAп — средняя сумма оборотных активов предприятия в рассматриваемом предстоящем периоде;

Кмин — коэффициент минимального уровня оборотных активов.

На четвертой стадии определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам: Абрютина, М. С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М., 2014.

где OAп макс — максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде;

OAп.ср средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде;

ОАпост — сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;

Кмакс — коэффициент максимального уровня оборотных активов;

Кмин — коэффициент минимального уровня оборотных активов.

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко — и среднеликвидных активов.

6. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов.

Как и любой вид активов, оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в операционной деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые инвестиции, являющиеся эквивалентами денежных средств).

Поэтому составной частью управления оборотными активами является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выступающих в форме их эквивалентов. Ван Хорн Дж. К. Основы финансового менеджмента: Пер с англ./ Гл. ред. Серии Я. В. Соколов.- М.: Издательство «Вильямс», 2014.

7. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников.

В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования. Основными из таких нормативов являются:

· норматив собственных оборотных активов предприятия;

· система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

· система коэффициентов ликвидности оборотных активов.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов управление ими детализируется в разрезе основных их видов.

Заключение

Управление активами в подавляющем большинстве случаев представляет собой важную и обязательную составляющую формирования оптимальных управленческих решений в организации и в стране целом.

Активы предприятия можно классифицировать на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов.

Перед финансовым менеджером стоят взаимосвязанные и разнонаправленные задачи — с одной стороны, выбор наиболее выгодного варианта инвестиции, а с другой — постоянный контроль над эффективным использованием существующего имущественного комплекса.

В специализированной литературе по данному направлению деятельности финансового менеджера, как правило, выделяют только инвестиционную составляющую, что не совсем корректно.

Действительно, финансовый менеджмент нельзя назвать эффективным, если даже при осуществлении успешной текущей инвестиционной деятельности не уделяется внимание балласту в существующих активах предприятия: финансовые вложения, не приносящие доход, неиспользуемые основные средства, излишки материальных запасов, замороженное капитальное строительство и т. д. От излишних материальных ценностей необходимо избавляться всеми возможными средствами, так как, во-первых, их реализация обеспечивает дополнительный приток денежных средств, которых, как правило, не хватает, во-вторых, это ведет к снижению затрат на их содержание и, в-третьих, снижает налоговое бремя в части налога на имущество.

Политика управления внеоборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования.

Управление внеоборотными активами осуществляется за счет формирования необходимого уровня интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов предприятия, которая определяется двумя основными факторами — их физическим и моральным износом.

Бланк И.А. отмечает: «Политика управления оборотными активами заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования». Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2013.

Целями политики управления оборотными активами являются:

1. Определение объема и структуры оборотных активов;

2. Определение источников их покрытия;

3. Определение соотношения между источниками покрытия, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия;

4. Поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельности и, в частности, поддержание определенного уровня ликвидности оборотных активов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые методы анализа активов предприятия можно применять на практике.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

4. Абрютина, М. С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М., 2014.

5. Агеева Е. Инструменты управления оборотным капиталом / Е. Агеева // «Секрет фирмы». — 2014. — № 37.

6. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013.

7. Бакаев А. С., Шнейдман Л. З. Финансовая политика предприятия и анализ хозяйственной деятельности. — М., 2014

8. Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2013

9. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2013.

10. Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.

11. Ван Хорн Дж. К. Основы финансового менеджмента: Пер с англ./ Гл. ред. Серии Я. В. Соколов.- М.: Издательство «Вильямс», 2014.

12. Гаврилова А. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов, Г. Г. Чигарев, Л. И. Григорьева, О. В. Долгова, Л. А. Рыжкова. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014.

13. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014.

14. Ефимова, О. В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет. — 2014. № 19

15. Ковалев В. В. Управление активами фирмы. — М.: Проспект, 2014.

16. Колчина Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева; под ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

17. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИНФРА-М, 2012.

18. Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2012.

19. Макарова Л. Г. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Г. Макарова, А. С. Макаров. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.

20. Маслов Б. Г. Повышение эффективности использования оборотного капитала: материально-производственные запасы / Маслов Б. Г. // «Управленческий учет». — 2013. — № 1.

21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М., 2011. 281 с.

22. Сироткин В. Б. Финансовый менеджмент фирмы: Учеб. пособие / В. Б. Сироткин. — М.: Высшая школа, 2013.

23. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / под ред. А. А. Володина. — М.: ИНФРА — М, 2011.

24. Финансовый менеджмент / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2014.

25. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Перспектива, 2014.

26. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под. ред. проф. Н. Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

27. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой