Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке высокотехнологичной продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изыскания в сфере, непосредственно относящейся к тематике настоящей работы привлекали внимание таких известных исследователей, как Р. Акофф, И. Ансофф, М. Портер, Ф. Эмери, П. Друкер, Г. Клейнер, И. Макаров, Б. Мильнер, Р.Фатхутдинов. Задачи, решаемые в данной работе, следует отнести к задачам с высокой степени неопределенности. Традиционные количественные методы в исследованиях такого рода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ 8 КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Конкурентоспособность как приоритетный элемент стратегии развития предприятия
      • 1. 1. 1. Стратегии управления: принцип ограничения разнообразия
      • 1. 1. 2. Обеспечение конкурентоспособности как вариант концепции построения стратегии развития предприятия 1.2.Особенности конкурентных процессов на рынке высокотехнологичной продукции
      • 1. 2. 1. Основные факторы конкурентоспособности в секторе 35 высоких технологий
      • 1. 2. 2. Конкурентоспособность высокотехнологичной продукции и технико-экономическая среда 1.3.Обеспечение конкурентоспособности и эффективность 51 управления
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • Глава 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Системный подход к обеспечению функционирования 60 предприятий высокотехнологичного сектора экономики
    • 2. 2. Маркетинговый инструментарий принятия стратегических 82 решений в сфере высоких технологий
    • 2. 3. Диагностика уровня конкурентоспособности предприятий 101 в сфере высоких технологий
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • Глава 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ ПРОВЕРКИ
    • 3. 1. Характеристика предприятия
    • 3. 2. Формирование стратегии обеспечения 132 конкурентоспособности на предприятии
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке высокотехнологичной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность различных направлений экономической теории и практики во многом зависит от сложившейся в определенный период конъюнктуры. В частности, это относится к методам и средствам, определяющим принятие управленческих решений в тактическом и стратегическом аспектах. Такие обстоятельство в числе прочих следствий обуславливает обновление постановки многих управленческих задач, которые, как показывает актуальная практика, могут быть видоизменены в соответствии с вновь возникшими условиями хозяйствования, что определяет их как-теоретическое, так и прикладное значение.

В настоящее время наблюдается относительная стабилизация экономической среды. Приоритеты единого проблемного комплекса «стратегический и оперативный подходы к управлению экономическими объектами» смещаются в сторону методик формирования стратегических решений. Определение системы целей организации, разработка вариантов реализации целей в приемлемые периоды времени относятся к наиболее важным задачам управления организацией. В то же время телеология представляет собой наиболее сложный и наименее формализованный вил управленческой деятельности несмотря на большое внимание, которое традиционно уделяется ему. Неопределенность, имманентно присущая задачам формирования обобщенной и агрегированной информации, а также экстраполяции тенденций, имеющих место на момент принятия решений, проявляется в достаточно большом количестве методик стратегического планирования, разработанных к настоящему моменту, и в отсутствии четко выраженных критериев целесообразности их применения в практических ситуациях.

Разработка стратегии развития субъекта экономической деятельности представляет собой комплексную проблему, которая не может быть успешно решена без принятия в качестве основы некоторой концепции, которая бы в наибольшей степени соответствовала как реалиям анализируемой ситуации, так и субъективным целям лица, принимающего решение.

Для качественного и решения задач, относящихся к упомянутому выше проблемному комплексу необходимо прежде всего определить его структуру и взаимосвязь с традиционными экономическими категориями, определяющими методологическую основу решения управленческих задач, подлежащую модификации и корректировке в соответствии с в социально-экономической средой. Очевидно, что определяющим фактором таких изменений является переход от методологии принятия решений в детерминированной иерархически организованной среде к методологии, ориентированной на среду стохастическую, где функционирует весьма большое количество активных субъектов экономической деятельности, чье поведение в свою очередь определяется различными несовпадающими целями, и согласование интересов которых сопряжено со значительной неопределенностью прежде всего фактографического и методического характера.

Представляется целесообразным и обоснованным увязать задачу формирования стратегии развития предприятия с проблематикой конкуренции, в том числе с получившим широкое распространение понятием конкурентоспособности. Причем, следует прежде всего принять во внимание, что указанное понятие используется различными авторами как атрибут и продукции, и предприятия или организации, осуществляющих хозяйственную деятельность. В то же время методическую базу решения задач, связанных с обеспечением конкурентоспособности в широком смысле научная традиция пока не зафиксировала. В большинстве случаев отсутствуют надежные и эффективные методики их решения. Для восполнения этого пробела прежде всего необходимо уточнить само понятие конкурентоспособности как экономической категории. Несмотря на различие смысла, который вкладывается в это понятие различными авторами, близость конкурентоспособности и качества продукции не оспаривается никем. Применительно к конкурентоспособности предприятий и организаций наиоолее устойчивым является отождествление конкурентоспособности и эффективности. Качество и эффективность являются более традиционными понятиями, с которыми связаны достаточно многочисленные методики, прошедшие практическую апробацию. В то же время отличие конкурентоспособности от упомянутых не представляется столь очевидным. На сегодняшний день все известные попытки разработать методологию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия были выполнены, в основном, на эмпирическом уровне, что ограничивает возможности их применения на практике и делает их уязвимыми с точки зрения теоретической корректности.

Можно утверждать, что обеспечение конкурентоспособности как продукции, так и продуцента является достаточно универсальной концепцией управления, которая позволяет разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии практически во всех предметных областях.

Это утверждение относится прежде всего к ситуациям, в которых требуется обеспечить конкурентоспособность сложных технических изделий. Как известно, на сегодняшний день именно высокотехнологичная, наукоемкая продукция в значительной степени определяет перспективы экономического роста национальных экономик. Область применения и объемы выпуска наукоемких продуктов достаточно ограниченны, однако, при этом издержки, связанные с проектированием, производством и продвижением к потребителю таких продуктов велики в силу их конструктивных и технологических особенностей, так что стоимость принимаемых управленческих решений становится определяющим фактором.

Таким образом, целью настоящей работы является разработка методической базы формирования эффективных в соответствии с четко определенным и практически значимым критерием стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий, функционирующих в сфере производства наукоемкой продукции.

В процессе реализации сформулированной выше цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: адаптировать концепцию обеспечения конкурентоспособности для использования ее в качестве теоретической основы формирования стратегии развития предприятия, производящего высокотехнологичную продукциюопределить механизм взаимодействия продуцента высокотехнологичной продукции с внешней технико-экономической средой в терминах принятой концепции обеспечения конкурентоспособности предприятияопределить рациональные методы и средства формирования наиболее эффективного варианта стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий сектора hi-tech.

Объектом данного исследования является совокупность предприятий и организаций, проектирующих, производящих и продвигающих к потребителям продукцию, которую на практике по тем или иным критериям относят к наукоемким или высокотехнологичным.

Предметом исследования конкурентоспособность предприятия-продуцента высокотехнологичной продукции как стратегический фактор развития.

Изыскания в сфере, непосредственно относящейся к тематике настоящей работы привлекали внимание таких известных исследователей, как Р. Акофф, И. Ансофф, М. Портер, Ф. Эмери, П. Друкер, Г. Клейнер, И. Макаров, Б. Мильнер, Р.Фатхутдинов. Задачи, решаемые в данной работе, следует отнести к задачам с высокой степени неопределенности. Традиционные количественные методы в исследованиях такого рода не могут играть доминирующую роль. В соответствии с этим методологическим базой, используемым в настоящей работе, является теория обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятий, методики стратегического менеджмента, маркетинга, моделирования информационных процессов в системах техникоэкономической природы, относящиеся к направлениям, заданным известными стандартами, регламентирующими организацию информационных компонентов системы формирования и принятия управленческих решений предприятия, в том числе стандарты семейства CALS.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 1. В качестве объекта практической апробации разработанных в настоящей работе теоретических положений было выбрано предприятие, относящееся к автомобильной промышленности, как достаточно типичное для сектора наукоемких и высокотехнологичных продуктов. Наличие на предприятии наряду с современными технологиями явно устаревших не искажает существа предлагаемого методологического подхода к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку все основные особенности промышленности высоких технологий на предприятии имеют место.

2. Проведенный анализ текущего состояния предприятия позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросам стратегического управления на предприятии уделяется недостаточно внимания, а само предприятие в силу исторически сложившихся причин ориентировано на неконкурентную среду. Данное обстоятельство повышает актуальность для предприятия рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности, содержащихся в работе.

3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия на основе концепции продуктово-функциональной кластеризации, сформированные на основе теоретических положений, содержащихся в предшествующих главах настоящей работы, в основе своей показывают необходимость создания единой для всех партнеров по кластеру информационной среды, позволяющей поддерживать сотрудничество во всех аспектах и на всех стадиях деятельности предприятия, что обеспечивает его эффективность в стратегическом плане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование стратегии управления предприятием, функционирующим в конкурентной среде, сопряжено с рядом факторов, которые в силу своего значения для процессов управления так или иначе должны приниматься во внимание исследователями, формирующими теоретическую основу практически методик, субъектом управления, принимающим на практике стратегические решения, а также персоналом, участвующим в подготовке исходных данных, необходимых в качестве информационной базы.

К таким факторам, прежде всего, следует отнести значительный удельный вес как структурной, так параметрической неопределенности, что обуславливает доминирование в исследованиях, посвященных стратегической проблематике, методов качественного анализа. Вторым фактором, являющимся неотъемлемой составной частью стратегических изысканий, является их комплексный характер, что делает необходимым принятие в качестве основы некоей комплексной концепции, охватывающей процесс управления в целом и в наибольшей степени соответствующей реалиям технико-экономической и социальной среды, в которой предприятие функционирует.

В настоящей работе в процессе исследования проблемы формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке высокотехнологичной продукции были получены результаты, которые могут быть сформулированы следующим образом.

Проблема формирования стратегии функционирования предприятия представляет собой многоаспектную проблему, следствием чего теоретиками и практиками в области управления предлагается достаточно большое количество разновидностей стратегических планов, предназначенных для использования в процессах управления предприятиями. В то же время стратегия — это определенная управленческая гипотеза, разнообразие различных стратегий, слабо связанных между собой, затрудняет координацию операций по управлению единой системой предприятия. Концепция конкурентоспособности как гибкого реагирования производственной системы на изменения предпочтений потенциальных потребителей позволяет объединить используемые на практике методы и средства формирования стратегий различных по своей направленности в единый методический комплекс.

Конкурентоспособность и конкурентные процессы в сфере высокотехнологичной продукции имеют свои особенности. Сектор высокотехнологичной продукции в силу различных технико-экономических факторов характеризуется олигополистической конкуренцией, следствием чего является низкая эластичность спроса по цене. Кроме того, высокотехнологичный сектор промышленности характеризуется развитыми связями между предприятиями, которые могут быть условно к нему отнесены. Эти связи имеют техническую — конструкторскую и технологическую, а также экономическую природу. Именно включение как продукта, так и предприятия, его производящего, в определенную функциональную среду, опосредованно задаваемую техническими параметрами высокотехнологичной продукции, определяет специфику рынка высокотехнологичной наукоемкой продукции. Таким образом, спрос на высокотехнологичную продукцию во многом определяется функциональными характеристиками изделий, а также их соответствием уже имеющейся инфраструктуре производства и потребления. Применительно к реальной экономической системе современной России говорить о высокотехнологичном секторе, включающем в себя развитую систему производства, распределения и потребления продукции можно, в числе, немногих применительно к отрасли автомобилестроения. В работе проблема стратегического обеспечения конкурентоспособности предприятия, действующего в сфере высоких технологий, исследуется на примере предприятия автопрома.

В процессе решения стратегических задач обеспечения конкурентоспособности предприятия, производящего высокотехнологичную продукцию, необходимо создать условия для разрешения противоречия между необходимостью обеспечить многообразие производственных возможностей предприятия, что в общем случае требует масштабных затрат ресурсов, и необходимостью обеспечения рентабельности предприятия при достаточно большом стратегическом горизонте. Указанная задача определяет содержательный аспект проблемы формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке высокотехнологичной продукции, представляет собой комплексную целевую технико-экономическую программу, которая формируется непосредственно на базе заявленной миссии предприятия, имеет высший приоритет по отношению к традиционным базовым и производным от них стратегическим планам и программам и устанавливает цели и ограничения для построения и реализации этих стратегий, причем по характеру воздействия стратегии обеспечения конкурентоспособности на процесс функционирования предприятия и его подразделений она является программой координирующей. Базовая стратегия задает и конкретизирует цели частных и специальных стратегических программ развития предприятия.

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке высокотехнологичной продукции главной целью имеет включение продукции предприятия в инфраструктуру высоких технологий и наукоемкой продукции, то есть образование функционально-продуктового кластера, что может быть реализовано посредством формирования системы маркетинговой информационной поддержки стратегических решений.

Разработка и корректировка стратегии обеспечения конкурентоспособности должна осуществляться по результатам комплексного экономического анализа состояния дел на предприятии во взаимосвязи со спецификой внешней среды и ее социальными, экономическими и техническими характеристиками.

В качестве объекта практической апробации разработанных в настоящей работе теоретических положений было выбрано предприятие, относящееся к автомобильной промышленности, как достаточно типичное для сектора наукоемких и высокотехнологичных продуктов. Наличие на предприятии наряду с современными технологиями явно устаревших не искажает существа предлагаемого методологического подхода к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку все основные особенности промышленности высоких технологий на предприятии имеют место.

Проведенный анализ текущего состояния предприятия позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросам стратегического управления на предприятии уделяется недостаточно внимания, а само предприятие в силу исторически сложившихся причин ориентировано на неконкурентную среду. Данное обстоятельство повышает актуальность для предприятия рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности, содержащихся в работе.

Как установлено в настоящей работе, основными компонентами стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия являются оптимальные бизнес процессы, стандарты, определяющие их модификацию и методы и средства обеспечения сотрудничества предприятий, образующих функционально-продуктовый кластер

Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия с использованием концепции функционально-продуктовой кластеризации, сформированные на основе теоретических положений содержащихся в настоящей работе, показывают необходимость создания единой для всех партнеров по кластеру информационной среды, позволяющей поддерживать сотрудничество во всех аспектах и на всех стадиях деятельности предприятия, что обеспечивает его эффективность в стратегическом плане.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Целостность и управление. — М.: Наука, 1974. -248 с.
  2. Г. Г. Конкурентоспособность и квалиметрия. // Электронная техника. Сер. Экономика и системы управления.-1990, Вып.4.-с.6−11.
  3. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985
  4. Р. Планирование в больших экономических системах. М., Советское радио, 1972.
  5. М. Отраслевая конкурентоспособность как стратегия экономического развития регионов. //Государственная служба.-2000.-№ 4.-с.56−61.
  6. Н.И., Комков Н. И. Моделирование организации и управления научными исследованиями. М.: Наука, 1988
  7. Ю.М., Субетто А. И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении.-Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990.-216 с.
  8. И. Стратегическое управление/ Под ред. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989.-519 с.
  9. И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  10. Ю.Архангельский В. Н. Организационно-экономические проблемы управления научными исследованиями. М.: наука, 1977.11 .Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований СПб: СПбУЭФ, 1996.
  11. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  12. Г. JI. Методы получения и обработки маркетинговой информации СПб.: СПбУЭФ, 1996.
  13. М.Багриновский К. А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием. //Менеджмент в России и за рубежом.-201 .-31 .-с.3−19.
  14. Г. Г. Информационное моделирование научно-технических программ. М.: Наука, 1990, 239 с.
  15. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 5.
  16. Е.М. Конкурентная борьба в наукоемких отраслях // Ученые записки УлГУ, Экономические науки. -1998.- Вып. 1(3).-с.3−8.
  17. Е.М. Проблема обеспечения конкурентоспособности продукции в датчикостроении. Чебоксары, 2000, 291 с.
  18. М., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа.//Проблемы теории и практики управления, 1998, № 4
  19. М.А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития. Маркетинг в России и за рубежом 2001, № 2.
  20. Д.Н., Русинов Ф. М. Управление научно-техническими разработками в машиностроении. М.: Машиностроние, 1976, 236 с.
  21. Е., Логинов П. Технология рационального управления // Проблемы теории и практики управления. 2002, № 5
  22. X. Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства. // Менеджмент в России и за рубежом. —1999.—№ 4.
  23. В.Н., Денисов А. А. О разработке и оценке иерархических структур//Статистические методы в управлении: Ученые записки по статистике.-М.: Наука-Т.З7.-1980.-е. 18−33.
  24. К., Мерзликина Г. Функциональная реструктуризация коммерческих предприятий (на примере Волгоградской области) // Проблемы теории и практики управления. 2002, № 2
  25. Д.М., Лисичкин В. А. Системы прогнозирования и планирования в управлении научными исследованиями и разработками. М., Наука, 1968.
  26. Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело. -2000. -224 с.
  27. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993.
  28. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений.-М.: Экономика, 1977.-136 с.
  29. Е. А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции СПб.: СП6УЭФД994.
  30. А.В., Кувалин Д. Б., Кузнецов Ю. В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиски новых стратегий развития. //Проблемы прогнозирования. 2000. — № 3 — с. 101−114.
  31. Р. В. Производственная деятельность морского порта -М.: Транспорт, 1988.
  32. М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М., 1991.
  33. П. Создание новой теории производства//Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 1.
  34. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия. .//Проблемы теории и практики управления, 1998, № 1
  35. А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности М., 1994.
  36. В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях М., 1993.
  37. В.Б. Состояние и тенденции развития транспорта России -М., 1993.
  38. П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг М.: Международные отношения, 1991.
  39. Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. 1997, № 6
  40. С. Восемь принципов качества.//Секрет фирмы, 2002, № 8, с.46−52.
  41. Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга М.: Машиностроение, 1994.
  42. Н.И. Математические проблемы управления научными исследованиями и разработками. М.: Наука, 1978.
  43. Н.И., Гаврилов С.Л.Научно-техническое развитие: формирование и оценка потенциала стратегий управления.//Проблемы прогнозирования —2001 № 5 — с. 117 132.
  44. Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990.
  45. A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6. — с.59−68
  46. Крупнейшие компании: итоги года// Эксперт. — 1999. — № 36.
  47. Е. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы. // Управление персоналом, 1999, № 12.
  48. Е. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы. // Управление персоналом, 1999, № 12.
  49. В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции. .//Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1 — с.136−147
  50. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции.//Стандарты и качество.-1993.-№ 8.-с.23−28.
  51. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.- № 6, — с.53−58.
  52. А., Кран А., Кюнг П. Определение показателей для оценки качеества хозяйственных процессов. // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 5
  53. И.М., Соколов В. Б., Абрамов А. Л. Целевые комплексные программы. М.: Изд. «Знание», 1980.-1235 с.
  54. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. — № 3. — с. 51−56.
  55. М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 1.
  56. М. Общая теория систем и ее математические основы. Исследования по общей теории систем М.: Прогресс, 1969.- 287 с.
  57. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  58. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер с англ.-М.: Дело, 1992.-702 с.
  59. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке: Приказ ГКАП от 3.06.94? 67.
  60. Е. Энциклопедия маркетинга.// www/marketing.spb.ru
  61. М. С. Методы и модели маркетинговых исследований— СПб.:СПбУЭФ, 1996.
  62. М. С. Методы и модели маркетинговых исследований— СПб.:СПбУЭФ, 1996.6 7.0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ в ред. от 25.05.95 ?83-Ф3.
  63. Р. Создание сетевых организационных структур.// Проблемы теории и практики управления, 1997, № 36 9. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран М., 1993.
  64. Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках: Приказ ГКАП от 20.12.96 ?169.
  65. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М., Советское радио, 1976.
  66. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. Радио, 1976. — 440 с.
  67. Принципы декомпозиции целей и методика построения дерева целей в системах организационного управления. /Ф.И.Перегудов, В. Н. Сагатовский, В. З. Ямпольский, Л.В.Кочнев//Кибернетика и вуз .Вып. 8. -Томск: ТПИ, 1974.-c.9−20.
  68. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб-Питер, 2 001 256 с.
  69. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997, № 1
  70. Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования. // Проблемы теории и практики управления. 2000, № 3
  71. К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 1.
  72. С. И., Мимха А. А., Березов П. Н. Внешнеторговые операции морского транспорта — М.: Транспорт, 1996.
  73. Рюэгг-Штюрм Й, Янг М. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих форм для динамизации предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2001, № 6
  74. Т.А. Исследование тенденций развития управления качеством: теория, методология, практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 2002.-38 с.
  75. И. А. Барашков С.В. Конкурентоспособность продукции как приоритетный элемент системы управления предприятием / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2003, с. 44−46.
  76. И.А. Конкурентоспособность предприятия и кооперация в высокотехнологичных отраслях / В кн. Экономика и управление. Ульяновск, Средневолжский научный центр, 2003, с.92−96.
  77. И.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и эффективность управления./ Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия «Экономические науки», Вып. 1(11), часть 1, с.51−55.
  78. И.А. Особенности конкурентных процессов на рынке высокотехнологичной продукции / Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия «Экономические науки», Вып. 1(11), часть 1, с.55−66.
  79. И.А. Стратегия кластеризации и конкурентоспособность предприятия в секторе высокотехнологичной продукции / В кн. Экономика и управление. Ульяновск, Средневолжский научный центр, 2003, с.96−100.
  80. И.А., Барашков С. В. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятия. В кн.: Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2003, с.43−44.
  81. А.И. Реструктуризация предприятий: от локальных решений к системному подходу .//Проблемы прогнозирования. -2000. -№ 3-с.115−128.
  82. Г. Стратегическое значение и роль базы данных в маркетинге. // Проблемы теории и практики управления. 1997, № 1
  83. М.С. Проблемы развития и повышения конкурентоспособности научно-издательской фирмы.// Маркетинг в России и за рубежом. 2000.-№ 6.-с.95−101
  84. Степанов Характеристика миссии фирмы // Рынок ценных бумаг, 1999, № 22.
  85. Степанов Характеристика миссии фирмы.// Рынок ценных бумаг, 1999, № 22.
  86. О.П. О методах организации управления.//Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 5
  87. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980.
  88. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Приор, 1995.
  89. В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 1
  90. Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 1
  91. В. В. Организационная культура и предпринимательство. Учебное пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
  92. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.//Проблемы теории и практики управления, 1997, № 4
  93. М.Н., Ксенофонтов М. Ю., Гладышевский А. И., Блохин А. А., Борисов В. Н., Суворов А. В., Суворов Н. В. Проблемы модернизации экономики России (концепция). .//Проблемы прогнозирования. 2000. — № 6 — с.3−19.
  94. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент М., Издательско-книготоврговый центр «Маркетинг». — 2002 — 892 с.
  95. Р. А. Менеджмент конкурентоспособности -М., 1995.
  96. И.Э. Состояние и тенденции развития наукоемкого сектора промышленности в условиях посткризисного ростароссийской экономики./УПроблемы прогнозированияю2001. № 6 — с.23−34.
  97. А.Д. Опыт методологии для системотехники. М.: Сов. радио, 1975.-448 с.
  98. А. Г. Рыночная конкуренция М., 1994.
  99. Цена научно-технического прогресса// НГ-наука. — 1999. — № 3.
  100. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия М., 1996.
  101. В. Маркетинг транспортных услуг // Маркетинг. -1996. № 5.-с. 51−57.
  102. Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР. // Проблемы теории и практики управления. 1999, № 6
  103. Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР. // Проблемы теории и практики управления. 1999, № 6
  104. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование М., Мир, 1971.
  105. Экономическая стратегия фирмы М., 1995.
  106. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие М., Акалис, 1996. — 272 с.
  107. ИЗ. Ansoff I. Corporate Strategy. W.: Pelican Labrary of Business and Management, 1971
  108. Day G.S., Nedungadi P. Managerial Representations of Competitive Advantage // Journal of Marketing. 1994.-№ 2. — p. 3145.
  109. Design/IDEF. Version 3.0. Interface languages manual. Meta Software Corp. 1994. 200 pp.
  110. Design/IDEF. Version 3.0. User’s manual. Meta Software Corp. 1994. 600 pp.
  111. Dickson P. R. The Static and Dynamic Mechanics of Competition: A Comment on Hunt & Morgan’s Comparative Advantage Theory.// Journal of Marketing. 1996. — № 4. — p. 102−107.
  112. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. Practice and Principles.-N.Y.- Harper and Row, 1985/
  113. Haner F.T. Business policy, planning, and strategy. Winthrop publishers, Inc., Cambridge, Massachusetts, 1976. p.538
  114. Hunt S. D., Morgan R. M. The Resource-Advantage Theory of Competition: Dynamics, Path Dependencies and Evolutionary Dimensions.// Journal of Marketing. 1996. — № 4. — p. 107−115.
  115. J. В., Mayer M. L. Modern Retailing: Theory and Practice. Boston, 1990.
  116. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analizing Industries and Competitors. N. Y.: The Free Press, 1980.
  117. Ramaswamy V., Gatignon H., Reibstein D. J. Competitive Marketing Behavior in Industrial Markets // Journal of Marketing. -1994. #2.-p. 45−56.
Заполнить форму текущей работой