Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научная биография А. Е. Кулаковского: Личность поэта и его время

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе в представлении научной биографии А. Е. Кулаковского мы, придерживаясь принципа А. А. Демченко, дали документальное описание жизни основоположника якутской литературы. Ранее выявленные и вновь найденные нами архивные документы позволили выстроить полную хронологию его жизни и деятельности. Не до конца выявлены только документы периода его учительства в Бодайбинской приисковой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История изучения жизни и творчества
  • А.Е.Кулаковского
    • 1. 1. Творчество А. Е. Кулаковского в оценке якутской литературной критики. Вопросы периодизации
    • 1. 2. Изучение биографии А.Е. Кулаковского
  • Глава II. Научная биография А.Е.Кулаковского
    • 2. 1. Родословная. Детские и юношеские годы. 1877 — 1900 гг
    • 2. 2. Формирование творческой личности. 1900 — 1910 гг
    • 2. 3. Поэт-мыслитель. Исторические корни эстетики А. Е. Кулаковского. 1910−1917 гг
    • 2. 4. Поэт и его подвиг. Научные труды А. Е. Кулаковского в контексте поисков правильного пути. 1917−1924 гг
    • 2. 5. Начало вечного диалога с народом. Последние годы жизни А. Е. Кулаковского. 1924 — 1926 гг

Научная биография А. Е. Кулаковского: Личность поэта и его время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кулаковский Алексей Елисеевич — ©-ксекулээх ©-лексей (1877−1926) — основоположник якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, первый последовательный исследователь истории и культуры Якутии по таким фундаментальным научным направлениям, как экономика и социология, о естествознание и этнография, этнопсихология и мифологиясделавшим концептуальные классические открытия по языкознанию, литературоведению и фольклористике.

А.Е.Кулаковский — поэт, жизнь и деятельность которого протекали в ключевую эпоху в развитии якутской культуры, когда формировалось национальное самосознание народа и становились актуальными основные проблемы его духовности и контраверзы их решений.

Именно ему в истории якутской литературы выпали пророческие функции в силу его гениальности, универсальности таланта, энциклопедичности знаний, притягательности высокой нравственной культуры. Уникальность личности А. Е. Кулаковского заключается в том, что он ещё при жизни стал духовным средоточием народов Якутии, символом и дыханием якутского народа. Потому вполне закономерно, что с каждым годом возрастает интерес к творчеству и личности А. Е. Кулаковского как со стороны читателей, так и со стороны исследователей.

Биография, различные проблемы научного и литературного наследия А. Е. Кулаковского все чаще становятся объектом специального изучения. Ему посвящаются диссертационные исследования, связанные в основном с его литературным творчеством, философскими и социологическими воззрениями, книги и статьи биографического характера, статьи, касающиеся различных сторон его художественной и научной деятельности. В этих работах постепенно преодолевается ранее существовавшее восприятие личности и наследия А. Е. Кулаковского по определенным идеологическим установкам. В наши дни, исследователи отмечают необходимость «принципиально новой постановки вопросов изучения биографии и творческой эволюции и как следствие этого — проблема периодизации его творчества» .1.

К сожалению, сам поэт не оставил собственноручно написанной автобиографии, воспоминаний, за исключением отрывочных дневниковых записей. Его ученик и друг А. И. Софронов предпринял первую попытку составления биографии в докладе, посвященном 25-летию литературно-художественной и научно-исследовательской деятельности А. Е. Кулаковского. Этот источник для нас ценен тем, что составлен современником писателя. В нем очевидно стремление воссоздать творческий путь поэта. А. И. Софронов дает некоторые сведения из частной жизни, описывает отношение народа саха к своему первому поэту.

Из ранее существовавших работ в изучении вопросов наследия и личности А. Е. Кулаковского следует особо подчеркнуть работы профессора Г. П. Башарина. При этом мы имеем в виду не только его монографию «Три якутских реалиста-просветителя» (1944), но и его статьи, в которых впервые более подробно дается жизнеописание писателя и определяется его творческий метод.

Жизненному и творческому пути А. Е. Кулаковского посвящена монография доктора исторических наук Е. Е. Алексеева «©-ксекулээх ©-лексей» (1966), которая является единственной работой обобщающего критико-биографического характера.

Вилюйский период жизни раскрывают статьи известного лингвиста М.С.Иванова-Багдарыын Сулбэ.

Наиболее сложные вопросы жизни и творчества А. Е. Кулаковского освещает учебное пособие профессора Н. Н. Тобурокова «©-ксекулээх ©-лексей олодун уонна айар улэтин урдук уерэх кыЬатыгар уерэтии» .

2001). В этих трудах постепенно преодолевается односторонний подход через призму социалистического реализма на жизнь и творчество А. Е. Кулаковского. Его биография в них дана кратко и в основных моментах, значительных для характеристики его творчества и политических взглядов. Таким образом, несмотря на определенную степень изученности данной и — и о проблемы, в настоящее время не располагаем развернутой работой, освещающей.

Покатилова Н.В. А. Е. Кулаковский: проблемы историко-литературного и теоретического изучения // Наука и образование. — 2002. — N 2. — С. 14−17. достаточно полно биографию и творчество поэта, написанной с позиций новых эстетических требований в условиях деполитизации общества. Поэтому назрела необходимость дальнейших биографических исследований и научного анализа результатов обширной литературной, научной и общественной деятельности А. Е. Кулаковского.

Современный биограф А. Е. Кулаковского до недавнего времени был вынужден действовать в весьма ограниченных источниковедческих рамках. Его научные труды и литературные произведения в достаточно полном объеме издавались только до 1978 г. и стали библиографической редкостью, к тому же, изданные в советское время, они проходили цензурную обработку. Известно также, что часть произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского после его смерти была утеряна. Ещё до конца не выявлена его переписка и многие, относящиеся к нему прямо или косвенно, архивные документы, разбросаны по многочисленным периодическим изданиям воспоминания о нем.

На сегодня, в работе над данным исследованием, расширилась её источниковедческая база за счет материалов, ранее хранившихся в закрытых фондах архивов. Благодаря этим документам, иначе освещаются многие события прошлого, по-новому воспринимается жизнь и творчество А. Е. Кулаковского. Кроме того, настало время пересмотра и анализа ранее известных материалов.

Таким образом, научно-биографические исследования, осуществляемые в целях создания обобщающего труда о А. Е. Кулаковском, назревшая необходимость познания «подлинного» 0ксекулээха путем ухода от мифов и легенд в интерпретации жизни писателя, создание научной биографии на основе всего комплекса исторических и литературных источников определяют актуальность темы диссертации. В связи с этим обретает насущную потребность задача интенсивных источниковедческих поисков в архивных и книжных фондах, обеспечивающих необходимую полноту и объективность в освещении биографии поэта и ученого.

Как всякое крупное явление в жизни народа, творческое наследие и сама личность А. Е. Кулаковского принципиально неоднозначны, и оценивались неоднозначно. При составлении научной биографии необходимо разобраться в вопросах длительной дискуссии вокруг имени поэта, опираясь на документально подтвержденные факты, что позволит объективно. оценить его жизнь и деятельность.

Актуальным является также установление новой биографической периодизации, без которой невозможно построение научного жизнеописания поэта.

В жизни А. Е. Кулаковского с достаточной отчетливостью выделяются пять основных периодов, основанных на принципе, отражающем как коренные повороты в его биографии, так и изменения в обществе. Данный принцип заключается в том, что внешнее, то есть жизнь общества, намного глубже и разностороннее отражается в биографии выдающейся личности. Однако внутренние, субъективные моменты биографии такой личности в силу ее неординарных духовных начал, полностью не растворяются во внешних явлениях общественной жизни, хотя могут в w «и и Т~) и определенной степени исходить из объективной действительности, о этой связи следует отметить, что сложность изучения биографии в советское время заключалась главным образом в одностороннем стремлении биографов подчинить личностные аспекты явлений жизни человека ходу развития общественных идей.

Охватить в полном объеме факты и обстоятельства личной и творческой биографии в пределах кандидатской диссертации практически невозможно. Поэтому объектом диссертационного исследования стали основные факты жизни А. Е. Кулаковского.

Цель диссертации — путем исследования и систематизации документов, на основе выявления и уточнения исторического контекста создания художественных произведений и научных трудов выстроить наиболее полную научную биографию А. Е. Кулаковского и дать представление о многогранной личности основоположника якутской литературы в историко-культурологическом аспекте.

Реализация цели диссертации предполагает решение следующих задач:

— выявление новых документов и материалов в архивных и книжных фондах, относящиеся к А. Е. Кулаковскому, его окружению, ввести их в научный оборотрассмотрение художественных произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского, систематизация материалов литературной критики по его творчеству в качестве источников для создания биографии;

— изучение местной прессы с начала XX века для поисков неизвестных текстов и выявления откликов на жизнь и творчество поэта;

— систематизацию собранного и проанализированного материала жизни и деятельности и создание научной биографии А. Е. Кулаковского.

Методологическую основу исследования составляет системно-комплексный 2 подход в изучении явлении литературы, что одновременно предполагает следование принципам и методам конкретно-исторического и типологического анализов. Важнейшей особенностью системного анализа М. Б. Храпченко считает «раскрытие внутренних связей отдельных компонентов различных социальных феноменов, исследование их структурного единства». При этом он подчеркивает, что «системные связи предполагают определенную общность генезиса литературно-художественных явлений и их функций» .3 Данный принцип методологически важен и для проведения биографических изысканий, так как определяет полноту охвата всех видов биографических источников: художественные тексты, эпистолярное наследие, мемуары, архивные документы и т. д.

Системное изучение литературных явлений невозможно отделить от их исторического исследования. Поэтому для обеспечения научной объективности исследования и выводов в работе над диссертацией существенным становится конкретно-исторический принцип. Историзм литературоведческого исследования, по определению А. С. Бушмина, — это «прежде всего конкретность рассмотрения изучаемых литературных явлений как в их внутренних связях, взаимоотношениях друг с другом, так и в их обусловленности всеми факторами данного конкретно-исторического.

2 Проблемы методологии системного исследования. — М., 1970.

Мейлах Б.С., Высочина Е. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества. — М., 1980. — 40 с.

3 Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы //Контекст-75: Литературно-теоретические исследования. — М., 1977. — С. 38−39, 56. б. момента". Историзм заключается «в анализе самих литературных явлений, в раскрытии причинно-следственных внутренних и внешних связей, в конкретно-исторической обусловленности их генезиса и развития» 4. Таким образом, принцип историзма выступает важнейшим критерием при построении биографии писателя.

Современное литературоведение находится на стадии пересмотра многих устоявшихся концепций, в том числе и концепции биографического метода. В последние годы возникает понятие «биографики (или науки о биографии) как дисциплины гуманитарного цикла», служащей для обозначения теоретических и методологических особенностей практики биографического письма. В работе А. Л. Валевского «Биографика как дисциплина гуманитарного цикла» 5 определено, что биографика включает в себя онтологию биографического знания, исследование основных понятий и процедур биографической реконструкции и рассмотрение особенностей герменевтических ситуаций, составляющих биографический опыт.

Свою лепту в изучении биографического метода внес академик Д. С. Лихачев. В статье «Закономерности и антизакономерности в литературе» он подчеркнул: «Всякое явление окружено как бы аурой, в которой совершаются случайности и за пределы которой они не могут выходить. Допустим, гениальный писатель может родиться в самой различной среде, но в среде все ж своей эпохи. Он может получить различное воспитание, однако опять таки своего времени, а если он принадлежал к определенной среде (к определенному сословию, классу, профессии своих родителей и пр.), то здесь вступают в силу не только законы возможного, но и законы вероятности... Допустим, писатель в известной мере случайно может приняться за тот или иной сюжет, но все же сюжет будет зависеть от его мировоззрения, воображения, склонностей и т. д.» 6.

4 Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. — Л., 1969. — С. 118−119, 123.

5 Валевский А. Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла// Лица: Биографический альманах. 6. М. — СПб., 1995.

Лихачев Д. С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Рус. лит. — 1990. — N 1. — С. 3−6.

В европейской науке о литературе биографический метод как определяющий момент творчества писателя впервые был применен французским критиком Ш. О.Сент-Бёвом в 1836 г. Далее нашел применение в работах И. Тэна, Г. Брандеса, Р. де Гурмона. Определение биографического метода в современной зарубежной литературе дала в 1979 г. известный литературный критик З. А. Шаховская. В предисловии к своей книге «В поисках Набокова» она написала: «Я принадлежу к тем, которые верят, что жизнь писателя неотделима от его творчества, что они необходимо складываются вместе. и что нельзя понять его произведения, игнорируя его биографию» .7.

В России же факты, связанные с биографией, служили своего рода подспорьем для объяснения тематики произведений, основных мотивов и образов. Новое в теоретической разработке биографической темы в литературоведении появилось в 1927 г. с выходом в свет работы Г. О. Винокура «Биография и культуре ТТ °. «» ра. Наперекор концепциям дореволюционной биографическои школы автор придерживался того принципа, что «в биографии. внешнее, только знак внутреннего и вся биография вообще — только внешнее выражение внутреннего» .

Личную жизнь человека Г. О. Винокур относит, наряду с искусством, наукой, политикой и прочими формами культурной жизни, к особой области творчества. Автор книги особо подчеркивает, что научный подход к биографии писателя должен вытекать из собственной природы ее предмета и опираться на недопустимость любых подходов, навязанных «сверху» .

О проблеме писательской биографии в разное время писали Ю. Н. Тынянов, Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов, С. Аскольдов, М. М. Бахтин, И. А. Груздев, Ю. М. Лотман и др.

В конце 20-х годов началась сокрушительная критика биографического метода, как якобы утверждавшего восприятие биографии писателя вне социальной зависимости как основы литературно-художественного творчества. Марксистское.

Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. — М., 1991. — С. 10.

Винокур Г. О. Биография и культура. — М., 1927 — С. 26. литературоведение, изучая биографические элементы в качестве одного из источников художественного образа, признавала биографический метод только как один из приёмов исследования, и, выявляя социальный облик писателя, любые попытки связать творчество с его внутренним миром, индивидуальностью, судьбой объявляло буржуазными шатаниями, идеализмом, фрейдизмом.

Как было выше упомянуто, в последнее время биографический метод начал получать своё развитие, но особое внимание в нем исследователи обращают творческой индивидуальности писателя. К сожалению, проблема формирования личности писателя, прежде чем ему стать творцом, ими почти не поднимается. А ведь это является краеугольным камнем для понимания творческого облика, всей жизни и всего творчества художника.

Тут уместно упомянуть работу В. И. Батова «Другому как не понять тебя?» 9, где автор так объясняет тему своей работы: «Тема ее — в недавнем прошлом табутекст как источник информации о психологических особенностях автора. Осмелимся утверждать: в отечественной научно-популярной литературе работ по этой теме ещё не было. Да и не могло быть: ведь совсем недавно не поощрялся «эксft «курс читателя в психологию маститых авторов и не только их. телание понять другого» было под запретом.» .

Таким же сложным, как выявление имманентных свойств личности, является вопрос о соотношении жизненных реалий и творчества. Ещё В. Жуковский писал о неразрывной связи между переживаниями автора и его поэзией:

И для меня в то время было.

Жизнь и поэзия одно" .

В якутской же поэзии А. И. Софронов в 1921 г. просил: «При рассмотрении и разборе моих стишков убедительно прошу обращать внимание на дату, т. е. ко.

10 гда они написаны, и судить о содержании, согласуя тому моменту.

9 Батов В. И. Другому как не понять тебя? — М., Знание, 1991. — С.2.

10 Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.28, д. 47, л.2.

Таким образом, чтоб понять отношение писателя к жизни, миру, его душевный склад, истоки творческой индивидуальности, современной филологии необходимы познания в области психологии, философии, генетики.

В якутском литературоведении вопрос о неразрывной связи характера, духовного облика, судьбы и творчества писателя как самостоятельная тема исследования до последнего времени поднимался редко. Следует отметить, что есть целая серия работ о жизни и творчестве таких писателей, как А. И. Софронов, Н. Д. Неустроев, П. Ойунский, Эрилик Эристиин, Амма Аччыгыйа, Элляй, К. Урастыров, Н. Заболоцкий, Сем. Данилов, Софр. Данилов, И. Гоголев, Далан.

Однако в этих работах специальные исследования биографии писателей не ставились главной проблемой монографий. Во-первых, их творческий путь, за исключением А. И. Софронова, начинался со второй половины 20-х и в 30−40-е годы: они были и остаются писателями советского периода ' истории литературы, когда основные направления и методы творчества в целом опирались на стабильные идейные тенденции общественной жизни. Во-вторых, ряд названных работ был создан современниками писателей, что способствовало представлению в монографиях очеркового жизнеописания или воспоминаний личного характера. В-третьих, научные исследования жизни и творчества ряда якутских писателей на сегодняшний день могут считаться не полными именно по причине отсутствия научной биографии А. Е. Кулаковского. Они — продолжатели и защитники философских идей основоположника якутской литературы в 1920;1990;е годы: А. Софронов, современник А.Е.КулаковскогоН.Заболоцкий и Далан, чьи творческие пути так же, как и А. Софронова, прошли через репрессии 1930;х и 1950;х годовСемен и Соф-рон Даниловы, видные общественные деятели, придерживавшиеся концептуальных принципов справедливости и полноты художественного отражения исторической судьбы и самобытной культуры народа.

Такая крупная фигура, как основоположник якутской литературы, А. Е. Кулаковский не оставался без внимания биографов. Первая работа о том, что прежде чем стать носителем эстетических ценностей, он сформировался как личность, принадлежит Е. Е. Алексееву, автору монографии о жизни и творчестве.

A.Е.Кулаковского.11 В период обновления устоявшихся взглядов и традиционных подходов к истории якутской литературы Н. Н. Тобуроков издал учебное пособие о наиболее сложных вопросах изучения жизни и творчества А. Е. Кулаковского.12 На основе введенного им в научный оборот дневника писателя сеймчанского периода он показал духовный облик поэта в связи с его творчеством.

Тем не менее, в якутском литературоведении, когда рассматривались истоки творчества А. Е. Кулаковского, биографы ограничивались констатацией влияния устного народного творчества и русской литературы. Такие главные истоки творчества любого художника, как генетическая предрасположенность, воспитание, влияние семьи и окружающего мира, не рассматривались по причине «.разрушительной для литературы. методологии, в которых сильны тенденции «редукционизма», т. е.

13 сведения сложного к простому.

Следует отметить недостаток работ по проблемам научной биографии14. В ряде вышеуказанных работ научная биография рассматривается в системе других биографических жанров (В.Н.Коновалов, Н. А. Бугрина, В. Есенков). К настоящему времени приоритетными в определении научной биографии являются концепции.

B.Я.Лакшина и А. А. Демченко. В. Я. Лакшин в своей работе «А. Н. Островский: Проблемы научной биографии» пишет, что научная биография писателя есть осно.

11 Алексеев Е. Е. вксекулээх ©-лексей (А.Е. Кулаковскай): Олодун уонна айар улэтин туЬунан: (1877−1926) /Ред. Н.М. ЗаболоцкайХудож. B.C. Парников. — Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1966. — 292 с.

12 Тобуроков Н. Н. ©-ксекулээх Элексей оло§ ун уонна айар улэтин урдук уерэх кыЬатыгар уерэтии. — Дьокуускай:

Кудук, 2001. — 109 с.

13 Лихачев Д. С. «Принцип дополнительности» в изучении литературы// Рус.лит.-Л., 1991, — N3. — С. 36−37.

14 См.: Рыбников Н. Биографии и их изучение. — М., 1920; Биография как историческое исследование (обсуждение темы) // История. СССР. — 1970. — N4. С. 231−242- Шахматов Б. М. К вопросу о биографическом аспекте в историко-философских исследованиях //История философии и марксизм. — М., 1976; Жуков Д. Биография биографии. Размышления о жанре. — М., 1980; Есенков В. Только достоверность //Литературная газета. — 1986. — N40- Бугрина Н. А. Документальное биографическое повествование и его жанры//Факт, домысел и вымысел в литературе. — Иваново, 1987; Хандрос Б. М. Всматриваясь в лица. — Киев, 1988; Сивогривова А. А. Биографические жанры в литературе: история и теория. — Ростов н/Дону, 1989; Коновалов В. Н. Система жанров биографической прозы//Документальное и художественное в литературе. — Иваново, 1994; ванное на фактах, подвергнутое критическому изучению и документальной проверке, хронологическое исследование жизни автора в свете основного пафоса его творчества и идейно-художественной эволюции15. В 1994 г. вышла работа А. А. Демченко «Научная биография писателя. Проблемы изучения» 16, где он констатирует, что научная биография представляет собой широкое научно-документальное описание жизни изучаемого деятеля, и ставит перед собой две задачи: последовательно-хронологическое изложение жизни и обобщающее исследование. А. А. Демченко отмечает, что в научной литературе нет не только систематического изложения теоретических проблем биографии, но даже соответствующего указателя литературы. Единственными библиографиями на эту тему продолжают оставаться справочники Н. Рыбникова «Изучение биографии» (М., 1922) и Н. Пиксанова «Два века русской литературы». (М.1924).

Интересное определение научной биографии дает Н. А. Варганова: «Научная биография писателя является литературоведческим исследованием, осуществляемым посредством критического анализа источников и выявляющим своеобразие творчеи •• о скои личности художника в ее конкретно-исторических связях с эпохой и общественной средой На сегодня незначительно количество созданных научных биографий. Под таким названием вышел лишь четырехтомник о Н.Г.Чернышевском18. Другие авторы пользуются более распространенным обозначением «Биография», «Жизнь и творчество», «Жизнь», «Летопись жизни и творчества», «Энциклопедия жизни и творчества», «Материалы для биографии», «Критико-биографический очерк», «Научно-популярная биография». Из вышеназванных изданий «Летопись» и «Энциклопедия» выполняют функции справочника, представляя собой перечисление основ.

15 Лакшин В. Я. А. Н. Островский. Проблемы научной биографии. Автореферат дис. докт. фи-лол. наук. — М., 1981. — С. 3.

16Демченко А. А. Научная биография писателя: проблемы изучения. — Саратов, 1994. — С. 68.

17 Варганова Н. А. Д. Л. Мордовцев: Проблемы научной биографии периода 1840−1880-х годов. Дис. канд. филол. наук. /Саратовский гос. пед. ин-т. — Саратов, 1997.

18 Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биогр. [В 3-х ч.] - Саратов: Изд-во Сар. унта. Изд. — выходит с 1978 г. 306с. ных дат в хронологической последовательности без биографического изложения. «Критико-биографические очерки» и издания типа «Жизнь и творчество» в основном освещают творческий путь. Биография в них представляется как фон для анализа творческой деятельности. К биографическим работам относятся «Материалы для биографии» и «Научно-популярные биографии». Но отличие их от научной биографии в том, что «Материалы» включают в себя разнообразные документы как источник для изучения биографии, а научно-популярные биографии озадачены популяризацией имени конкретного человека среди читателей.

Интерес для исследователей представляет сопоставление научных и художественных биографий, хотя они и являются равноправными жанрами. Одни исследователи видят перспективность, богатейшие возможности научной биографии в раскрытии личности (Н.Ф.Бельчиков, Е.И.Покусаев). Другие определяют научную биографию чисто информационным материалом для специалистов (Е.Муза, И. Янская, В. Кардин). Третьи говорят о возможности слияния научности и художественности (И.Л.Андронников, Б. И. Бурсов, А. Гладилин).

Предмет исследования. Наиболее полное выявление архивных документов, относящихся к биографии и изучению жизни писателя, составили предмет исследования, и это обусловило его источниковедческий характер.

В данной работе биографическими источниками послужили архивные документы, мемуары, эпистолярное наследие, научные труды и художественные произведения А. Е. Кулаковского. Наиболее ценными из них являются дневники и переписка поэта как надежные источники для понимания его личности и творчества. Мемуары не уступают им по степени значительности, хотя могут быть и менее достоверными.

Известно, что в произведениях писателя отражается его личность, жизненный опыт, его биография. Поэтому произведения должны оцениваться и как факт биографии, и как источник биографических размышлений. Научные труды и про-зведения А. Е. Кулаковского в диссертации анализируются только в тех пределах, которые необходимы для выполнения поставленной задачи — построения научной биографии.

Учитывая специфику жанра, в целях создания научной биографии А. Е. Кулаковского в настоящее время систематизирован обширный материал о жизни и деятельности, выявленный путем фронтального просмотра в фондах архивов и местной прессы, составлен библиографический указатель до 2002 г. Обнаружено около 1000 новых документов, в том числе не изданные произведения и научные работы. Кроме того, имеется ряд работ, предположительно принадлежащих перу А. Е. Кулаковского. Все выявленные документы будут использованы в готовящемся научном издании полного собрания сочинений в 9-ти томах, в хронологическом повествовании жизненного пути, воспроизведения событий и окружения по документам, воспоминаниям, фотодокументам. Через события, через окружение можно сделать выводы о личности А. Е. Кулаковского со своим мировоззрением, поступками и взглядами. Изучение всего комплекса биографических фактов, отраженных в выявленных документах, в их внутренней взаимосвязи предохранит от упрощения или идеализирования, вульгаризации или модернизации образа.

В настоящее время произошли коренные изменения в сознании народа, вызванные деполитизацией и деидеологизацией всех сторон общественной жизни. Этот процесс сопровождается ростом самосознания якутского народа, национально-духовным возрождением и восстановлением исторической памяти. Если литература есть выражение национального самосознания народа заключенное в слове, то крайне необходимо с современных позиций пересмотреть, переосмыслить истоки якутской литературы, т. е. жизнь и творчество наших классиков.

Еще в 1944 г. Башарин Г. П. писал: «В дореволюционной Якутии почти не и W W о было, кроме литературы, никакои другой письменной интеллектуальной культуры: ни науки, ни философии, ни естествознания. Литературное наследство Кулаковско-го, Софронова и Неустроева — это почти вся литература, вся философия, вся лингвистика, т. е вся письменная интеллектуальная культура целого якутского наро.

19 D да дореволюционного периода.. о таком широком ракурсе восприятия с позиции применения гуманистических, общечеловеческих критериев оценки наследства классиков, в частности Кулаковского, в якутском литературоведении пока нет специальных работ. Есть исследования, вплотную приводящие к разрабатываемой теме и представляющие её научно-практические истоки. Это работы Г. П. Башарина, Е. Е. Алексеева, М. С. Иванова, Н. Н. Тобурокова о жизни и деятельности, Н. М. Заболоцкого, Е. П. Шестакова, Г. С. Сыромятникова, Г. Г. Окорокова, И. Г. Спиридонова, А. А. Бурцева, Н. Н. Тобурокова, Е. С. Сидорова, Д. Е. Васильевой, В. Н. Протодьяконова, Н. В. Покатиловой, В. Б. Окороковой, П. В. Максимовой, Л. Н. Романовой о литературном творчестве, проблематике и истоках поэзии, Н. С. Григорьева, П. А. Слепцова, Г. Г. Филиппова, И. П. Винокурова — о научных трудах по якутскому языку, Г. У. Эргиса, В. Т. Петрова, Г. М. Васильева, И. В. Пухова — о работах по фольклору и о его роли в поэзии Кулаковского, И. Е. Томского, А. В. Чугунова, М. Е. Николаева, — об экономических учениях, А. Е. Мординова, А. Г. Новикова, Августа Мурана — о философии, В. Н. Иванова, А. И. Гоголева — о работах по этнографии, И. С. Портнягина, К. Д. Уткина — о трудах по верованиям якутов, А. П. Оконешниковой, И. Е. Кириллиной — о педагогических взглядах, В. Е. Охлопкова — о социологических воззрениях и Д. Д. Саввиновао вопросах экологии в трудах Кулаковского.

Таким образом, главная проблема предлагаемого исследования выступает, с одной стороны, актуальным и практически значимым новым направлением в якутском литературоведении, с другой стороны, представляет логическое обобщение и продолжение имеющихся работ.

Материалом для исследования послужили: документы фондов Национального архива Республики Саха (Якутия), архивов ФСБ, Якутского научного центра СО РАН, частных лицпубликации в республиканских и улусных периодиче.

19 Башарин Г. П. Три якутских реалиста-просветителя. — Якутск: Респ. общ-во «Книга» .- 1994. С. 138. ских изданиях 1908;2002 гг.- научные труды и художественные произведения А. Е. Кулаковского.

Научная новизна работы состоит в том, что:

1. Для решения поставленных вопросов разработан принципиально новый подход и методология исследования жизни и деятельности Кулаковского, заключающиеся в комплексном рассмотрении влияния менталитета народа саха, традиционных семейно-родовых, народных методов воспитания, а также наследственного фактора в становлении выдающейся личности и поэтического восприятия мира.

1. Впервые, опираясь на предыдущие работы о жизни и деятельности, на архивные документы и произведения А. Е. Кулаковского построена полная на сегодняшний день научная биография.

2. Введены в научный оборот новые документы о жизни и деятельности А. Е. Кулаковского, его ранее неизвестные произведения.

3. Впервые в биографическом аспекте исследованы как научные труды, так и художественные произведения А. Е. Кулаковского.

4. Предложена новая периодизация его жизни и деятельности.

5. Систематизированы и разделены на этапы материалы длительной полемики по проблемам наследия А. Е. Кулаковского.

Практическая значимость исследования заключается в том, что её основные положения и выводы имеют значение для изучения теории и истории якутской литературы и литературной критикидля освещения вопросов зарождения и развития национальной литературы в целомв создании учебников и учебных пособий для школ и вузов республики. Научная биография А. Е. Кулаковского может быть использована как материал для лекционных и специальных курсов по истории якутской литературы, станет основой для работы над полным собранием сочинений основоположника якутской литературы.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, биобиблиографического указателя «А.Кулаковский — ©-ксекулээх ©-лексей.» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Уникальная й неповторимая личность, творческая индивидуальность основоч положника якутской художественной литературы, самобытного философа А. Е. Кулаковского всегда находилась в центре внимания литературоведов, историков и политиков. О его роли и значении на современном этапе социально-экономического и культурного развития народа первый президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев написал: «А. Е. Кулаковский выражаясь его же стихами.

С! • и ^ п о из Ьлагословения по-старинному, был неисчерпаемой прорубью, немелеющим омутом" созидательных идей. Его идей хватило бы каждому на три-четыре человеческие жизни. Скажу откровенно, что такое понимание истинного содержания творчества и личности А. Е. Кулаковского помогало мне в повседневной работе на посту президента Республики Саха. Это было время созидания, время положительного обновления всей нашей жизни. А. Е. Кулаковский в эти годы был незримым, но всегда активным участником всех преобразований и в наше время." 356.

Современные исследователи в творчестве Кулаковского видят различные новые грани. Известный эколог, профессор Д. Д. Саввинов написал несколько работ о взглядах Кулаковского на экологические, природоохранные проблемы, о выдвинутой им системе природопользования, о классификации растительного и животного мира Кулаковского. Социологическим воззрениям Кулаковского и их реализации в социальных процессах республики Саха (Якутия) посвящена монография к.с.н. В. Е. Охлопкова.357 Современность и актуальность педагогический идей А. Е. Кулаковского подчеркивают в своей работе профессор А. П. Оконешникова и И. Е. Кириллина.358.

336 Николаев М. Е. А. Е. Кулаковский — мыслитель-патриот народа сах’а (философия, духовность, государственная деятельность) //Школа духовности.-2002.-N1.-С.15−33.

337 Охлопков В. Е. Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-bq ЯГУ, 2001. — 160 с.

Оконешникова А.П., Кириллина И. Е. Живая педагогическая ветвь А. Е. Кулаковского. Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. — 56 с.

Во второй главе в представлении научной биографии А. Е. Кулаковского мы, придерживаясь принципа А. А. Демченко, дали документальное описание жизни основоположника якутской литературы. Ранее выявленные и вновь найденные нами архивные документы позволили выстроить полную хронологию его жизни и деятельности. Не до конца выявлены только документы периода его учительства в Бодайбинской приисковой школе 1915;1917 гг., что требует работы в архивах Иркутской области. Нами рассмотрены фонды Национального архива PC (Я), архивов ЯНЦ СО РАН и ФСБ. В них выявлено около 1000 новых документов, касающихся жизни и деятельности А. Е. Кулаковского и его окружения. В совокупности документов установили, что в деловых документах, деловой переписке отражаются философские, социально-экономические взгляды Кулаковского, иногда и неизвестные факты его биографии. Например, часто повторяемая мысль Кулаковского о том, что власть должна служить народу, .а не народ — власти отражается и на его докладной о работе Булунского мирового судьи и в письмах к Ба-рахову. О том, что он должен находиться там, где «тяготит более», подчеркивает и будучи писарем в Батурусском улусе, и земским. уполномоченным Верхоянского уезда. Его тяготение к мирному разрешению проблем, неприятие насильственных методов социального ускорения отражаются в служебных документах, составленных Кулаковским в 1900 — 1919 гг., также в письме к Новгородову и в фрагменте неизвестной речи, произнесенной, судя по содержанию, в 1922;1923 гг., где он обращается к слушателям с просьбой «оставить все услышанное про себя», «иначе белые расстреляют, синие повесят, а красные съеддт-.живъем» .359.

Также все эти документы позволили выявить ранее неизвестные или неправильно трактуемые факты биографии:

1. Вновь введенные в научный оборот конспекты, рефераты, написанные в стенах реального училища, свидетельствуют не случайность выбранного образа жизни. В очерке о жизни и творчестве Платона, описание его длительных странствии с познавательными целями повторяется в жизни самого лулаковского, пере.

Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.2, д. 5, л.1 кликается с его идеями и сочувствие к отрицательному отношению древнегреческого философа к тирании, репрессиям и олигархии,. В работе о древних книжниках он подчеркивает ту их роль, которую сам выполнял всю жизнь, переписывая и распространяя произведения как свои, так и устного народного творчества. А в реферате об «Истории государства российского» Карамзина превыше всего оценил объективность и чувство патриотизма историка, которые и для самого Кулаковского были путеводными.

2. Уже в 1904 г. Кулаковский Батурусским улусным сходом был назван почетным инородцем, что само по себе большая редкость, учитывая его молодой возраст и средний достаток. Данное обстоятельство свидетельствует признание родоначальниками всего улуса его авторитета и художественного таланта.

3. Новые документы показывают глубокий, широкий и постоянный характер его самообразования. Кроме изучения философских, социальных, экономических, исторических, гуманитарных проблем человечества, он владел стенографией, эсперанто, знал три европейских языка. V.

4. С 1910 по 1912 г. он принимал самое деятельное участие в организации хозяйства С. П. Барашкова и стремился создать «Общество Якутских Культуртрегеров» и, как программу этого общества, написал письмо «Якутской интеллигенции» .

5. Совокупность имеющихся на сегодня документов о преподавательской деятельности, позволяют сделать выводы о Кулаковском как об учителе и его педагогических взглядах.

6. Выявленные на сегодня документы о работе, комиссара Верхоянского округа, затем земским уполномоченным данного уезда полностью доказывают активную и результативную деятельность Кулаковского на своих должностях.

7. Также документами установлено настороженное отношение Кулаковского к власти большевиков: бегство от мародерствующего отряда Акуловского, участие в составлении приветсвенной телеграммы Верхоянского уездного схода в адрес Областного Совета, отъезд летом 1922 г. в Оймякон.

8. Более детально уточнена деятельность А. Е. Кулаковского в 1922;1924 гг., вызывавшая особо противоречивые отклики исследователей.

9. Составлены маршруты поездок Кулаковского по Якутии с указанием их целей и задач.

10. Выявлены ранее неизвестные художественные произведения и научные труды по якутскому языку и этнографии.

В формировании личности поэта имели значение влияние и воздействие окружающей среды, в том числе менталитета народа, традиционных семейно-родовых, народных методов воспитания и наследственного фактора. Далнейшее о развитие личностного видения, философского, эстетического восприятия действительности произошло под влиянием общечеловеческой культуры.

На основании материалов изложенных в главе I, п. 1.1 приходим к выводу, что в Кулаковском генетически были заложены поэтический и провидческий дары, способность к системному аналитическому мышлению. Семейный уклад и семейная атмосфера, родители и брат способствовали развитию заложенных в нем талантов, воспитали в нем любознательность, терпимость, стремление к созидательной жизни, порядочность, честность. Учителя и окружавшая среда в реальном училище, кроме блестящих знаний, дали сильнейший импульс к познанию мира, к стремлению постоянного самообразования, к появлению тяги служения людям. Привили чувство патриотизма. Воспитали человека — философа, мыслящего в системе эстетических, гуманитарных категорий. Он обладал редким даром аккумулировать жизненный и интеллектуальный опыт всех, с кем" сводила его судьба как в реальной, так и виртуальной жизни, через получение информации путем самообразования. Потому его поиски философии «правильного .пути» заложили основу концептуальных идей, равных жизненным принципам А. Е. Кулаковского.

Документы свидетельствуют о том, что все предпринимаемые Кулаковским дела, бесконечные хлопоты, утомительные поездки были вызваны одним — желанием изучить жизнь, язык своего народа, в меру сил своих облегчить нелегкую участь якутов, исследовать прошлое и предвидеть их будущее. В этих документах он предстает как цельная натура, полная решимости и твердости довести свои намерения до логического завершения. Ему приходилось браться за любую работу, чтобы прокормить семью. Но какую бы то ни было работу он не делал, главенствующей всегда оставалась вышеназванная цель. Все остальное служило ей экономическим подспорьем.

Первое десятилетие XX века явилось для А. Е. Кулаковского периодом формирования личности как поэта, овладевшего мастерством художественного обобщения и реалистического изображения. Свои наблюдения над жизнью народа, размышления об особенностях социальных отношений он сумел отразить, в основном, в художественных произведениях.

В 1910;1917 гг. сформировались философские, социально-экономические взгляды А. Е. Кулаковского. В его поэзии и мировоззрении преобладает настроение встревоженности и крайней озабоченности перед грядущим. Интересы народа, его благополучие в будущем становятся краеугольным камнем всей его деятельности и философии созидания. В эти же годы А. Е. Кулаковским создаются основные художественные произведения и главный социально-философский труд «Якутской интеллигенции», в которых отражаются жизненные принципы автора в виде концептуальных взглядов на развитие и просвещение народа через разумную организацию социально-экономических отношений в обществе. Популярность и авторитет Кулаковского в народе возрастает. Он становится признанным якутским поэтом и духовным лидером интеллигенции, к которому обращаются за советами, более того, мнение которого воспринимается идеей времени. Однако А. Е. Кулаковский «не ограничивает» себя официальными должностными обязанностями высокого ранга. Он сознательно не стремится делать карьеру, а выбирает жизненный путь исследователя, аналитика общественных отношений, учителя.

К 1917 г. у А. Е. Кулаковского было своё видение социального и экономического развития общества. Он прогнозировал, что революционное переустройство общества начнется с 1930;35 гг. и будет иметь более демократический и более мирный характер.

Особо трудными для Кулаковского был период с 1917 по 1924 гг., когда он сохранял, можно сказать, в одиночестве свои философские принципы относительно роли и места интеллигенции во время революции и гражданской войны. Он, связывал с февральской революцией процесс демократизации России и как величайшее благо для народа воспринял освобождение народов России от самодержавия, с которым напрямую связывал колониальное иго. Надежда его при новом переустройстве и обновлении была, прежде всего, в либерализации политической системы России. Надеялся, что вместо господствовавшего шовинизма, возникнут новые отношения народов России. Но его ждало большое разочарование. С приходом Колчака и с установлением военной диктатуры исчезли все его надежды на улучшение жизни народа. Собственно разочарование ждало его и от действий областных органов власти, где в достаточном количестве были представлены якуты.

Кулаковский никогда не снимал с себя ответственность перед судьбой якутского народа. Потому один попытался бороться с голодом населения на огромной территории Верхоянского уезда. Ныне — Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Момский, Жиганский, Абыйский, Верхоянский улусы. Потому был рядом с якутской интеллигенцией в Оймяконе, Охотске. Все эти годы он не прекращал заниматься научным и художественным творчеством. Данный период жизни и деятельности А. Е. Кулаковского ознаменован его плодотворными научными поисками в области художественной словесности, языкознания, философии и естествознания. В истории якутской духовной культуры именно его трудами заложены фундаментальные основы по этим направлениям познания.

Ещё в стенах реального училища Кулаковский задумывался о рождении, становлении, и угасании народов мира.360 Как истинный философ, исследователь и человек, одаренный пророческим началом, Кулаковский знал, что любой народ.

360 НА РС (Я), ф.1480, оп.1, д. 5, л.л.1−4 может выжить, не исчезнуть с лица земли только в условиях суверенности и собственной государственности. Предоставление автономии Якутии он воспринял как уничтожение существовавшего шовинизма, дающее возможность якутам учиться на родном языке, развить свою культуру и поднять экономическую жизнь.

Потому, сразу после приезда из Сеймчана Кулаковский активно включился в культурное строительство молодой республики. Он вплотную и очень деятельно занялся подготовкой к изданию своих приозведений и научных трудов, разработкой новых научных проблем по многим направлениям науки.

В данной работе вкратце охаректиризованы 'основные художественные произведения и научные труды Кулаковского.

Новый взгляд и вновь найденные документы о жизни и деятельности поi.. зволили осветить более подробно отдельные периоды, ранее менее изученные, особенно 1917;1924 гг., и тем самым воссоздать научную биографию основоположника якутской литературы А. Е. Кулаковского.

Истинные масштабы вклада А. Е. Кулаковского в якутскую духовную культуру предстоит определить будущим исследователям его^ многогранной деятельности.

Думается, что жизнь Алексея Елисеевича Кулаковского — патриота и носителя созидательных идей, будет живым примером для многих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Ексекюлээх и природа // Шк. духовности.- 2002. N 2. — С. 29−33.
  2. Е. ©-ксекулээх ©-лексей (А.Е. Кулаковскай): Олодун уонна айар улэтин туЬунан: (1877−1926) / Ред. Н.М. Заболоцкай- Худож. B.C. Парников. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1966. — 292 с.
  3. Е., Канаев Н., Тобуроков Н. К некоторым вопросам биографии и творчества А.Е.Кулаковского // Поляр, звезда. 1975. — N 3. — С. 115−131.
  4. Е.Е. ©-ксекулээх кемускэлигэр: Ыстатыйалар хомуурунньуктара. Якутскай:1. Ситим, 1993. 100 С.
  5. Е.Е. «Чреваты серьезными последствиями» // Алексеев Е. Е. Жизнь и деятельность И. Е. Винокурова: (1896−1975 гг.). Якутск, 1995. — С. 39−50.
  6. Е.Е. Концепция национальной консолидации и ее противники / / Алексеев Е. Е. Федеративный центр и автономия: (На примере Якут. АССР: (1917−1941 гг.). -Якутск, 2000. С. 29−52.
  7. Е.Е. Мировоззрение А.Е.Кулаковского / Отв. ред. В.Н.Иванов- Ин-т гума-нит иссллед. Якутск, 2002. — 24 с.
  8. Е.Е. О подготовке и проведении 100-летия со дня рождения А.Е.Кулаковского //Якутский архив. 2002. — N1. — С. 55−59.
  9. Багдарыын Сулбэ. ©-ксекулээх ©-лексей Булуутээди сыллара // Хотугу сулус. 1963. — N 4. — С. 107−109. .•'•
  10. Багдарыын Сулбэ. ©-ксекулээх субэлии, ейдетуЬэ. сатаабыта- М.П. Слепцов-Отоороп // Багдарыын Сулбэ. Неруен-нергуй буолуохтун! Якутскай, 1995. — С. 88−104.
  11. И. А.Е. Кулаковскай уонна саха тыла *// Кыым. 1945. — Кулун тутар 13 к.- 1946. — Ыам ыйын 29 к.
  12. В.И. Другому как не понять тебя? М., .Знание, 1991. — 48 с. (Подписная научно-популярная серия «Знак вопроса» — № 11
  13. Г. П. Три якутских реалиста-просветителя- (Из истории обществ, мысли до-рев. Якутии). Якутск: Кн. изд-во, 1944. — 141 е.- .Воспроизведение издания 1944 года / Вступ. ст. И. Спиридонова. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. — 148 с.
  14. Г. Отражение прогрессивной роли русского народа в трудах А.Е.Кулаковского / / Прогрессивное влияние великой русской нации на развитие якутского народа. -Якутск, 1950. С. 226−232-
  15. Г. П. Просветительство в творчестве А.Е.Кулаковского // По Ленин, пути. -1963. N 1. — С. 16−20. -
  16. Г. Отношение А.Е.Кулаковского к русскому народу и его культуре // Поляр. звезда. 1981. — N 2. — С. 64−70.
  17. Г. П.А.Ойуунускай А. Е. Кулаковскайга сыЬыана // Хотугу сулус. 1984. -N 3. — С. 98−106.
  18. Г. Кулаковскай суолталаах суруга // Кыым. 1990. — Олунньу 2 к.
  19. Профессор Георгий Прокопьевич Башарин. Биобиблиографический указатель, — Якутск.-Изд-во ЯГУ. 1995. — С. 5−6.
  20. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. Лит. 1990. — 541 с.
  21. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М: Сов. Россия, 1979. -318 с.
  22. А.А. Алампа. (Жизнь в творчестве). А.А. Билюкина- Отв. Ред. Д.Е.Васильева- Акад. наук. Респ. Саха (Якутия). Ин-т гуманит. исслед. Якутск. 2001.- 132 с.
  23. Биография как историческое исследование // История СССР. 1970. N 4. С. 231−242.
  24. А. Избранные произведения. Л. — 1970. — 542 с.
  25. Г. Творчество Н.Д.Неустроева. Якутск: Кн. изд-во, 1967. — 168 с.
  26. Г. К. Мастерство Н.Е.Мординова. Якутск, 1973.
  27. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии ч.П. Кн.1. / Якутск.- Кн. изд-во. 1961. — 25 с.
  28. А.А., Максимова П. В. А. Кулаковский как поэт мыслитель // Бурцев А.А., Максимова П. В. На крылатом коне: (Якут, поэзия-.от А. Кулаковского до С. Тарасова). Якутск, 1995. — С. 9−23.
  29. А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица: Биографический альманах. 6. М. СПб., 1995.
  30. Н.А. Д.Л.Мордовцев: Проблемы научнйй биографии периода 1840−1880-х годов. Дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Научн. рук. д.ф.н., проф. Демченко А. А. Саратов, 1997.
  31. Д.Е. Проза Софрона Данилова. Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 131 с.
  32. Д.Е. А.Е.Кулаковский писатель-педагог // Васильева Д. Е. Связь времен: Сб. ст. Якутск, 1991. — С. 10−18.
  33. Д.Е. Далан: Олодо уонна айымньыта. Дьокуускай: ГУП «Полиграфист», 1998. — 258 с.
  34. Д.Е. Умнуллубат ааттар. Дьокуускай: Бичик, 2000. 192 с.
  35. Д.Е. Удивительный и неповторимый мир А.Е.Кулаковского /Кулаковский А. Е. Сновидение шамана: Стихи и поэмы.- Якутск: «Бичик, 2002. С.299−311 с.
  36. Г. О. Биография и культура. М., 1927.
  37. Е.Г. Социально-философские подходы к изучению миросоцерзания А.Е. Ку-лаковского-Оксекулээх: Афтореф. дис. на соиск.. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Б.и., 2001. — 15 с.
  38. И., Винокурова Н. ©-ксекулээх ©-лексей* алгысчыт // Чолбон. — 2002. — N 1. — С. 69−73. — (©-ксекулээх ©-лексей сыла).
  39. И., Винокурова Н. ©-ксекулээх айар тылын биир ньымата // Чолбон. -2002. N 3. — С. 5−9.
  40. Н.С. Значение трудов А.Е.Кулаковского по якутскому языку // Поляр, звезда. 1969. — N 2. — С. 130−134.
  41. Н.Н. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии: в 4 т. М., 1954−1970. 558 с.
  42. Далан. Кулаковскайы кемускээччи // Далан. Дьылдам миэнэ: Роман-эссе. Якутскай, 1994. С. 52−55.
  43. В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири (1917−1923). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. — 367 с.
  44. В., Шерешевский Б. Цепные исследования Октября и Гражданской войны Якутии // Вопросы истории Советской Сибири. Новосибирск, 1970. — С. 241−245.
  45. В. Сибирские областные и буржуазные националисты // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск, 1976. — С. 116 118- 693.
  46. В., Познанский В. К истории борьбы с белобандитизмом в Якутии в 19 211 922 г.г. // Вопросы историографии социалистического и коммунистического строительства в Сибири. Новосибирск, 1976. — С. 76−78.
  47. В. О некоторых недостатках в освещении истории борьбы за власть Советов в Якутии / / Вопросы историографии источниковедения истории партийных организаций Сибири. Новосибирск, 1975. — С. 28.
  48. В.Н. Изучение биографии писателя в школе. Киев, 1988.
  49. А.А. Мартин Андерсен-Нексе. Критико-биогр. очерк. М. Л., Гослитиздат, 1951. — 172 С.
  50. А.А. Георгий Гулча. Критико-биогр. очерк. Изд. 2-е, доп. Сухуми., Алаша-ра, 1971. 156 с.
  51. М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: Пробл. эволюции и классификации. Новосибирск: Изд-во СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998. — 150 с.
  52. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. Т. 1. М. Л., Гослитиздат, 1947. — 416 с.
  53. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. Т. 2. М. Л., Гослитиздат, 1950. — 354 с.
  54. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. Т. 3. М. Л., Гослитиздат, 1952. — 448 с. '
  55. О.П. Практикум по психологии личности. г Спб.: Питер, 2000.- 554с.
  56. Д. Биография биографии. Размышления о жанре. М.: Сов. Россия, 1980, — 135с.
  57. Н.М. А.Е.Кулаковскай // КыЬыл ыллык. N1. — С. 90−95- N3,4,5. -С.157−166.
  58. Н.М. А.Е.Кулаковскай саха поэзиятын чыпчаала // Кыым. 1945. -Кулун тутар 6 к. '
  59. Н.М. А.Е.Кулаковскай саха народнай ырыаЬыта // Кыым. — 1946. -Бэс ыйын 6 к.
  60. Н. Айан аргыстаах, суол додордоох // Заболоцкай Н. Кун да уЬун. -Якутскай, 1968. С. 414−455-
  61. А. „Сновидения шамана“ и менталитет народа Саха // Илин. 1997. -N 3−4. — С. 10−11.
  62. Н.П. Творчество Н.Е.Мординова. Якутск, 1964.
  63. Н.П. В.М.Новиков Куннук Уурастыырап айымньыта. -Якутскай, 1968.
  64. Г. А.И. Софронов уонна А.Е. Кулаковскай // Хотугу сулус. 1986.1. N И. С. 88−90.
  65. Н.З. Поэзия Элляя. Якутск, 1964.
  66. Ф., Новгородов А., Тюкавкнн В. -Против ненаучных приемов критики // Вопр. истории. 1975. — N 7. — С. 198.
  67. А. Е. Толоконский Н. Якутские загадки, пословицы, святочные гадания, обряды, поверия, легенды и другие / Собранные при ближайшем участии А. Кулаковского. Иркутск, 1914. — 68 с.
  68. А.Е. Грядущая Гидра: (О предстоящей засухе) // Авт. Якутия. 1925.- 5, 6 мая.
  69. А.Е. Как бороться с кобылкой // Авт. Якутия. 1925. — 20 мая.
  70. А.Е. Как бороться с малым разливом речек // Авт. Якутия. 1925. -31 мая.
  71. А.Е. Как образовать семенные запасы // Авт. Якутия. 1925. — 3, 4 июня.
  72. А.Е. Некоторые способы борьбы с неурожаем и его последствиями // Авт. Якутия. 1925. — 2 июня.
  73. А.Е. Тяжба телейцев и хатылинцев /•/ Авт. Якутия. 1925. — 10 июня.
  74. А.Е. Гидра идет // Авт. Якутия. 1925. — 24 дек.
  75. А.Е. Ырыа-хоЬоон: 2 чаастаах. Якутскай: Судаарыстыба кинигэ бэчээт-тэтэр сирэ, 1924−1925.1 ч. 1924. — 156 с. 2 ч: Кэнники анара. 1925. — 170 с.
  76. А.Е. Ырыа-хоЬоон / Аан тылы суруйдулар В. Н. Чемезов, Н.М. Заболоцкай- Худож. П. Попов. Якутскай: Госиздат ЯАССР, 1946. — 320 с.
  77. А.Е. Ырыалар-хоЬооннор / Аан тылы суруйда Н. П. Канаев. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1957. — 305 с
  78. А.Е. Песня якута: Стихи и поэмы / Вступ. ст. М. Пархоменко, Г. Сыромятникова- Сост. Сем. Данилов. М.: Сов. Россия, 1977. — 303 с.
  79. А.Е. Ырыа-хоЬоон: ХоЬооннор. Поэмалар / Хомуйан он-ордулар Н. П. Канаев, Г. С. Сыромятников- Аан тылы суруйдулар М. Пархоменко, Г. Сыромятников. -Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1978. 296 с. ^
  80. А.Е. Научные труды / Подгот. к печати: Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с. -{
  81. А.Е. Наступление лета: Стихи и проза: Избр. соч. / Вступ. ст. В.И. Кочеткова- Худож. Б. Косульников- Сост. Г. П. Бц, шарин, С. Д. Шевков. М.: Современник, 1986. — 382 с.
  82. А.Е. Письма А.Е.Кулаковского: И. С. Говорову, Н. Н. Грибановскому / Подгот. к печати Л. Р. Кулаковская, И.Е.Федосеев- Коммент. П. А. Слепцов // Поляр, звезда. 1989. — N 2. — С. 108−113.
  83. А.Е. Новгородов С. А.Е. Кулаковскому: Письмо написанное 20/XII 20 г. // Новгородов С. Во имя просвещения родного народа. Якутск, 1991. — С. 128−131- Новгородов С.А. Первые шаги якутской письменности. — М., 1977. — С. 220 222.
  84. А.Е. Якутской интеллигенции: Письмо 1912 г. / Вступ. ст. Г. П. Ба-шарина- Худож. М. Г. Старостин. Якутск: Кн. изд-во, 1992. — 77 с.
  85. А.Е. Якутской интеллигенции: (варианты письма) / Сеть Президент, шк. PC (Я) — Верхневилюй. респ. гимназия им. М.А. Алексеева- Сост. И. Ю. Васильев.- Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2000. 124 с.
  86. А.Е. Сновидение шамана: Стихи и поэмы / Вступ. ст. В. В. Дементьева. Якутск: Бичик, 2002. — 320 с.
  87. Р. Адам оло§ о: Ахтыы-сэЬэн / К. Р» Попов уруЬуйа. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1990. — 288 с.
  88. Уранхаев-Элляй (Кулачиков С.). А. Е. Кулаковский в моих воспоминаниях// Авт. Якутия. 1927. — 5 июня.
  89. М. Бубякин М. Юбилей А. Е. Кулаковского // Авт. Якутия. 1925. -3 июня.
  90. Кюндэ. Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писателей // Авт. Якутия. 1926. — 17, 18 марта.
  91. В.Я. А.Н.Островский. Проблемы научной биографии. Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1981.- С. З .v
  92. В.Я. Александр Николаевич Островский.- М.: Искусство, 1982.- 568с.
  93. В.Н. А.Е.Кулаковскай поэт дуо? // Чолбон. 1926. — N 2. — С. 22−28
  94. В. Еще раз об якутской транскрипции // Якут зарницы. 1925. — N 2. -С. 12−26.
  95. В.М. Семен Данилов. М.: Сов. Россия, 1971.
  96. Личность. Общество. Федерация. М.: Соверо-принт, 2000. — 235с.
  97. Г. И., Прокопьев Ю. Н. Споры о наследстве: причины и сущность // Вопросы истории. 1977. — N 7.
  98. М.Н. Софрон Данилов. М.: Сов. Россия, 1985. — 160 с.
  99. Ю.М. Культура и врыв. М., 1992
  100. Е.Д., Портнягин И. С. Чел олох итэдэлтэн садаланар. Дьокуускай: 2002.- 43 с.
  101. Д.С. А.Е. Кулаковскай ханна, хайдах сылдьыбытай? // Чолбон. 1990. -N 4. — С. 69−75.
  102. С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850−1860 г. Биография. М., Худ. лит., 1972. 600 с.
  103. П. Поэзия Кулаковского: Жанр, особенности // Илин. 1998. — N 2−3.- С. 65−67.
  104. П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. — 255с.
  105. Ю.В. Сквозь видный миру смех. Жизнь Гоголя. М., 1994.
  106. Материалы презентации книги профессора Г. П. .Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» / Гос. ком. РФ по высшему образованию- Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова- Вступ. сл. Н. Н. Назарова. Якутск: Б. ги., 1995. — 57 с.
  107. .С., Высочина Е. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества. М., 1980. 40 с.
  108. B.C. Личность и общество. Перьм: ПГПИ, 1990. — 90с.
  109. А. Прогрессивное значение присоединения Якутии к русскому государству //По Ленин, пути. 1947. — N 6. — С. 62−63.
  110. А. О развитии языков социалистических наций СССР // Вопр. философии. 1950. — N 3. — С. 75−95.
  111. А. Сахаларга философскай санаа уескээЬинэ// Хотугу сулус.- 1982. N7. — С. 82−89- N8. — С. 89−101- N И. — С.80−92.
  112. А. А.Е.Кулаковскай туЬунан адыйах тыл // Чолбон. 1990. — N 11. -С. 72−83
  113. Амма Аччагыйа (Мординов Н.Е.) А. Е. Кулаковскай: ахтыы // Хотугу сулус. -1969. N 6. — С. 81−97.
  114. А. Мой Кулаковский: Эссе / Вступ. ст. Л. Н. Романовой. Якутск: Тип. Департамента нач. и ср. проф. образования М-ва образования, 2000. — 49 с.
  115. А.Н. Человек и природа в романах писателей Якутии // Мыреева А. Н. Многонациональный роман 1960−1980-х годов: Типол. аспекты. Якутск, 1997. — С. 96−140.
  116. Н.Д. Святая искра: Рассказы, очерки, стихи, заметки, письма, док. / Сост.: Ю. И. Васильев, А. Г. Тыллар. Якутск: Бичик, 1995. — 87 с.
  117. B.C. В.Г.Белинский. Жизнь и творчество-. М., 1968. 526 с.
  118. В.В. Кюлюмнюр. Солнце светит всём. Якутск, 2001 г. — 367 с.
  119. М.Е. Выбираю свободу и человека. Якутск, 1992. — 56 с.
  120. М.Е. А.Е.Кулаковский мыслитель -.патриот народа саха: (Философия, духовность, гос. деятельность) // Шк. духовности, j 2002. — N 1. — С. 14−33.
  121. М.Е. Алексей Елисеевич Кулаковский: К 125-летию со дня рождения / Подгот. б-ка Президента Респ. Саха (Якутия) — Отв. за вып. Н. А. Сафонова. Якутск: Б.и., 2002. — 75 с.
  122. А., Познанский В. Очерки истории вооруженной Сибири с контрреволюцией 1917−1918 г. Новосибирск: Наука, 1973. — 308 с.
  123. С.А. Во имя просвещения родного народа. Якутск, 1991. — С. 57−61.
  124. А. Кулаковский Алексей Елисеевич // Философы России XIX-XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1995. — С. 319−320.
  125. А. О менталитете народа Саха. Якутск: Изд-во Аналит. Центра при Президенте PC (Я), 1995. — 141 с.
  126. В.В. Творческая лаборатория Горького драматурга. М., Советский писатель, 1965. — 528 с.
  127. В.М. Якутская советская поэзия: Докл. на конф. Сов. писателей Якутии. 5 дек. 1934 г. // Материалы I Всеякут. конф. сов. писателей. Якутск, 1934. — С. 2931.
  128. К. (Новиков В.М.) Буржуазнай националист А. Е. Кулаковскай контр-революционнай суруйууларын туЬунан // Кыым. .1938. — Бэс ыйын 24 к. — С. 2−3.
  129. Об ознаменовании памяти А. Е. Кулаковского: Постановление Президиума ЦИК и Совнаркома Я АССР от 9 июля. 1927 г. // Сб. постановлений и распоряжений раб., хамначит. и крестьян, правительства Якут. Респ. 1927. — N 7−8-9. — С. 13.
  130. О 125-летии со дня рождения А.Е. Кулаковского’гЕксекюляха: Распоряжение Президента Респ. Саха (Якутия) от 15 янв. 2001 г. N 5-РП // Николаев М. Е. Алексей Елисеевич Кулаковский: К 125-летию со дня рождения. Якутск, 2002. — С. 56.
  131. Об объявлении 2002 года годом А. Е. Кулаковского: Распоряжение Президента Респ. Саха (Якутия) от 15 дек. 2001 г. N 296-РП // Сб. указов и распоряжений Президента Респ. Саха (Якутия). 2001. — N 12. — С. 55-
  132. П.А. Талыллыбыт айымньылар. 2 том. Дьокуускай. — 1993. — 448 с.
  133. П.А. Якутский язык и пути его развития // Ойуунускай П. Талыллыбыт айымньылар. Якутскай, 1993. — Т. З — 480 с.
  134. А.П., Кириллина И. Е. Живая 'педагогическая ветвь А.Е. Кулаковского. Якутск: Тип. департамента нач. и сред. проф. образования М-ва образования, 2002. — 54 с.
  135. Г. Концепция мира и человека в поэзии А.Е.Кулаковского: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук / Якут-.' гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск: Б.и., 1971. 22 с.
  136. Г. От певца-актера к поэту: (Аспект вопр. о нар. истоках поэзии А.Е.Кулаковского) // Окороков Г. Традиции и поиск: (Ст., портр., штрихи). -Якутск, 1979. — С. 63−71.
  137. Ю.Г. Летопись жизни и творчества В.Г.Белинского. М.: Гослитиздат, — 1958. 643 с.
  138. А. Якут Таттинского улуса // Новая Сибирь. Иркутск. — 1946. — N 17. -178 с.
  139. Л.Д. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии с 1966 по 1892 г. М.: Наука, 1979. — 278 с.
  140. И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. Новосибирск, 1978. — С. 328−346.
  141. В.Е. Социологические воззрения А.Е.Кулаковского и их реализация в социальных процессах Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. — 160 с.
  142. Оксокулээх Олоксой: Суурбэ биирис уйэ садаланыыта / Хомуйан онордулар: Л. Р. Кулаковская, П. В. Максимова, Г. Г. Филиппов- Худож.А. Н. Осипов. Дьокуускай: Би-ЧИК, 2002. — 204 С.
  143. Памятник веры. М. — 1828. — Типография св. 'Синода. — С. 56, 117, 565.
  144. М.Н. Александр Корнейчук. М., Советский писатель, 1952. 212 с.
  145. М.Н. Драматургия Ивана Франко. М., Искусство, 1957. 106 с.
  146. М.Н. Т.Г.Шевченко великий украинский поэт. М., Знание, 1964.- 47 с.
  147. Е. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М.: Сов. писатель, 1989. 685 с.
  148. В.Т. Произведения А.Е.Кулаковского в народном бытовании // Вопр. филологии. Якутск, 1970. — С. 66−68.
  149. А. Споры о наследстве // Знамя. 1961. — N 8. С. 204−213.
  150. B.C. Ленин и Советы Сибири: (1917−1918): Рук. воен.-полит, деятельностью Советов в борьбе с контрреволюцией. Новосибирск: Наука, 1977. — 316 с.
  151. Н.В. К типологии стиха А.Е.Кулаковского // Наука и образование.1999. N 4. — С. 64−69.
  152. Н. Пушкинский контекст поэзии кулаковского // Поляр, звезда.1999. N 6. — С. 80−84.
  153. Н.В. Об одной из юношеских тетрадей поэта А.Е.Кулаковского //Якутский архив. 2002. — N1. -:С. 73−76
  154. Е.И. Русские писатели в Саратовском Поволжье / Под. Ред. Проф. Е. И. Покусаева. Саратов, 1964. С. 75−88
  155. Е.И. Н.Г.Чернышевский. (Критико-биогр. очерк.). 2-ое доп. Изд. Саратов, Кн. изд., 1955. 128 с.
  156. Е.И. Н.Г.Чернышевский. (Критико-биогр.: очерк.). Сарат., кн. изд., 1953. -124 с.
  157. И. Об изучении А.Е. Кулаковским верований якутов // Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии: (Материалы науч. конф., посвящ. 80-летию Г. П. Башарина). Якутск, 1993. — С. 143−146.
  158. И.С. Этнопедагогика: Кут-сюр: (Крат, экскурс лит. источников учения -айыы) // Логос, культура и цивилизация: Тез. докл. на регион, науч.-практ. конф. (май 1993 г., г. Якутск). Якутск, 1993. — С. 69−71.
  159. Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
  160. В. Олох далааныгар // Чолбон. ., '1990. N 7. — С. 55−62.
  161. В. ©-ксекулээх ©-лексей уонна . «Ойуун туулэ» поэма кэм-кэрдии дьуулугэр // ©-ксекулээх ©-лексей. Ойуун туулэ. Якутскай, 1994. — С. 44−63.
  162. В. А.Е.Кулаковскай уерэх туЬунай санааалара / / Респ. буттуунэ. -2002. Кулун тутар 1 к. — С. 6.
  163. И. ©-ксекулээх ©-лексей уонна спорт // Туймаада саната. 2002. — ахсын-ньы 20 к. — С. 12.
  164. И.В. О политической клевете: Прил. к письму секр. ЦК КПСС тов. М. В. Зимянину. // Пухов Иннокентий Васильевич, г Дьокуускай, 1999. С. 158−172.
  165. Развитие исторической науки на уровень современных задач // Соц. Якутия. -1975. — 14 февраля.
  166. Л. Изобразительные средства в поэме А.Е.Кулаковского «Сон шамана» // Конференция научной молодежи «Э^зл 95». Якутск, 1995. — 133 с.
  167. Л.Н. А.Е.Кулаковский и его современники: Особенности поэт, языка / Отв. ред. д-р филол. наук Н. Н. Тобуроков. Новосибирск: Наука, 2002. — 120 с.
  168. Н. Биографии и их изучение. М., 1920.
  169. .С. Н.Г.Чернышевский Критико-биогр. очерк. М., Гослитиздат, 1961. -222 с.
  170. Д. Норуот дьылдатын тустуур проблемалар: А. Е. Кулаковскай «Ойуун туулэ» поэмата // Чолбон. 1996. — N 3. — С. 152−161.
  171. Д.Д. Кулаковскайга эргиллэн / Нууччалыы тылб. З. Р. Васильева, англ. тылб. Э. К. Григорьева, франц. тылб. М. В. Петухова. Дьокуускай: Б.и., 1997. — 176 с.
  172. Д. Глобальные экологические проблемы в трудах А.Е. Кулаковского-Ексекюляха: (1877−1926 гг.) // Поляр, звезда. 1997. — N 5. — С. 68−74.
  173. Ф.Г. Хочу поделиться правдой // Соц. Якутия. 1989. — 2 апр.
  174. Ф. Кулаковскай туЬунан санаам // Сахаада. 1992. — Бэс ыйын 4 к.
  175. Е.С. «Сон шамана» памятник общественной мысли в Якутии / Кулаковский А. Е. Сон шамана. Пер., коммент. и исслед. Е.С. Сидорова- Худож. В. Р. Андросов. — Якутск: Бичик, 1994. — 125 с.
  176. П. Кулаковскай // Кыым. 1925. — Олунньу 14 к
  177. П.А. Хронологический словник заимствованных слов // Слепцов П. А. Русские лексические заимствования в якутском языке. -М., 1975. С. 186−187.
  178. В. Продолжение времени // Наш современник, — 1982. N 1. — С. 84−95.
  179. В. Якутия. Ысыах // Солоухин В. Бедствие с голубями: Рассказы и очерки. М&bdquo- 1984. — С. 209−238.
  180. В. От переводчика //.Сиб. огни. 1989. — N 12. — С. 45.
  181. А. Софронов А. И. Саха бисээтэллэрэ, кинилэр наадалара // Чолбон.- 1927. N 5−6. — С. 41−42.
  182. И.Г. А. Кулаковский и современность // Спиридонов И. Г. Ууммут уйэни керсе. Дьокуускай, 2000. — С. 46−58.
  183. Суорун Омоллоон (Сивцев Д.К.) А. Е. Кулаковскай туЬунан // Хотугу сулус. 1962.- N 6. С. 154−156
  184. Г. А.Е.Кулаковский // Поляр. звезда. 1965. — N 1. — С. 128−136.
  185. Г. Становление // Поляр, звезда^- 1972. N 2. — С. 118−125.
  186. Г. С., Федоров В. И. А.Е.Кулаковскай-(c)ксекулээх ©-лексей // Хотугу сулус. 1977. — N 3. — С. 84−91.
  187. Н.Н. Эрилик Эристиин: Олодун уонна айар улэтин туЬунан очерк. Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1963. — 118 с.
  188. Н. Писатель корчагинской закалки: О жизни и творчестве. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 152 с.
  189. Н. К характеристике якутского письменно-художественного наследия дооктябрьского периода: Докл. на Всесоюз. науч. конф.,' сент. 1980 г. Улан-Удэ. Якутск: Б.и., 1980. — 19 с. — (Препринт).
  190. Н. Эрилик Эристиин олодун уонна айар улэтин туЬунан очерк. Чурапчы, 1992. — 53 с.
  191. Н.Н. ©-ксекулээх ©-лексей олодун уонна айар улэтин урдук уерэх кыЬатыгар уерэтии. Дьокуускай: Кудук, 2001. — 109. с. г
  192. И. Алексей Елисеевич Кулаковский первый якутский экономист // Илин. — 1998. — N 2−3. — С. 61−64.
  193. И. «Учредим справедливый, век.»: (Социальные мотивы в худож. произведениях А.Е.Кулаковского) // Илин. 2001. N 1. — С. 41−43. — (Кулаковский и мы).
  194. .В. Пушкин. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 367 с.
  195. .В. Пушкин. Опыт изучения творческого развития. М. -Л., Изд-во Акад. наук СССР, [Ленингр. Отд-ния], 1961. 575 с.
  196. .В. Пушкин: Работы раз. лет. М.: Книга, 1990. 670 с.
  197. Ю.Н. Сочинения: В 2-х т. / Юрий Тынянов- Примеч. Б. Костелянца- Илл. страции Л.Овсянникова. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985 — 437 с.
  198. Ю.Н. Избранное. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1977. — 735 с.
  199. Ю.Н. Пушкин: М.: Дружба народов, 1995. 540 с.
  200. Е.И. Распространение письменности у. алтайцев и якутов до революции (1820−1913 гг.) // Учен. зап. / Тувин. науч. исслед. ин-т яз, лит. и истории. Кызыл, 1971. — Вып. 15. — С. 170−178.
  201. К.Д. А.Е. Кулаковский, как исследователь народной культуры // Уткин К. Д. Культура народа Саха. Якутск, 1998. — С. 19−27.
  202. Е.В. Творчество Н.М.Заболоцкого. Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 131 с.
  203. .М. Всматриваясь в лица: Худож.-док)см. Повествования. -Киев: Молодь, 1988.
  204. Л.К. Процесс исключения. М. — 1990. — 214 с.
  205. Налтан Шадрин М. И. Якутский Ленрот // Авт. Якутия. 1925. — 22 февр.
  206. М.Ш. Шадрин М. Сб. трудов исследовательского о-ва «Саха кэскилэ» (1925- Вып. 1) // Авт. Якутия. 1925. — 27 нояб.
  207. З.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991. — 122 с.
  208. .М. К вопросу о биографическом аспекте в историко-философских исследованиях // История и философии и марксизм. М., 1976.
  209. Г. У. Собирание и изучение Якутского фольклора в Советский период // Учен, зап. Якут. пед. ин-та. Якутск, 1944. — Вып. 1. — С. 130−133.
  210. Г. Собиратели и исследователи якутского фольклора в 1920—1930-Х годах: А. Е. Кулаковский / / Эргис Г. Очерки по якутскому фольклору. М&bdquo- 1974. — С. 62−65.
  211. Эрчимэн. Кулаковскай «ырыалара-хоЬоонноро» // Эдэр коммунист. 1957. — Ахсын-ньы 25 к.
  212. Эрчимэн. Кэлтэгэйдик кердеруу // Хотугу сулус.' 1957. — N 1. — С. 151−159.
  213. Эрчимэн. «Ойуун туулун» проблематиката// Хотугу сулус.- 1969.- N10.- С. 104−122.
  214. Эрчимэн. «Арай мин умайбат буолуум». Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1973. — 224 с
  215. Эрчимэн. Эллэй эркээйилэрэ: Эссе // Чолбон. .1991. — N 10. — С. 134−156.
  216. Эрчимэн. ©-ксекулээди ере туган: Ахтыы // Чолбон. 1994. — N 10. — С. 176−192.
  217. Эрчимэн. ©-ксекулээх еруу тыыннаах: Ыстатыйалар. Якутскай: Бичик, 1995. -208 с.
  218. И. Пределы достоверности. М., 1986. 251 с.
  219. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.К. АММОСОВАна правах рукописи
  220. КУЛАКОВСКАЯ Людмила Реасовна
Заполнить форму текущей работой