Проблемы совершенствования управления региональным АПК в ходе аграрной реформы
Анализ факторов производства и состояния функциональной структуры регионального АПК свидетельствует о снижении объемов 1 прошводства, изменении его структуры, i: I 0есшгра на организацию новых форм хозяйствования во всех сферах, прослеживается четкая тенденция снижения эффективности ' функциснйрозагош Краснодарского регионального АПК. * S. Исследование механизма управления в региональном АПК… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ФОРЫЙРОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Сущность управления экономикой в ходе преобразования общественных отношений
- 1. 2. Роль управления во взаимоотношениях экономики и политики
- 1. 3. Проблемы управления региональными отношениями в ходе аграрной реформы
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
- 1. 1. Особенности сельского хозяйства как объекта управления
- 2. 2. Становление системы управления сельским хозяйством России
- 2. 3. Формирование организационно-экономического механизма управления интеграционными процессами в АПК
- ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АГРОПРОМЫПЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК
- ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- 3. 1. Характеристика факторов производства в Краснодарском региональном АПК
- 3. 2. Организационно-экономическая основа сель-скохозяистственного производства Краснодарского регионального АПК
- 3. 3. Анализ состояния функциональной структуры
- Краснодарского регионального АПК
- ЛАВА IV. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК
- 4. 1. Характеристика механизма управления АПК на региональном уровне
- 4. 2. Механизм управления агропромышленным производством на районном уровне
- 4. 3. Факторы, влияющие на существующий механизм управления предпринимательских структур в региональном АПК
- ГЛАВА V. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК
- 5. 1. Развитие новых форм хозяйствования в региональном АПК
- 5. 2. Совершенствование механизма управления в координации интеграционных связей в региональном АПК
- 5. 3. Проблемы социальной политики и пути ее со-зершествования в АПК
Проблемы совершенствования управления региональным АПК в ходе аграрной реформы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление эшэномимой вкггочает слшшую совокупность Э1ЮНОMtr-ieoKMx и социальных отношений между людьми, и соответств’Ю1щш деятельность по использованию законов общественного производства Сэконом11ческ*-1Х, естественно-техничесш-ьх, социальных). Управление осуществляется путем разрешения противоречий ме? щу субъектом (органом или лицом, осуществляющим управление) и объектом (коллективом, регионом и т. д.), внутренних противоречий в праки-шеской деятельности. Неспособность разрешить проблемы, снимать существенные противоречия или по крайней мере не дать им разр^зтись, приводит к снижению Э (|й)ективности деятельности или недостаточному ее росту, к н^азтанию дезорганизации, к угрозе целостности общества. Решение MHortLX социажьно-энюномкческих задач в обществе во многом определяется механизмом вз^шодействют Э1ЮНОМИКР1 и полити.ки. Политика, основу которой состав-ляют влж:-тные отношения, осуществляемые через механизм управленрш, как и все надстроечные отношешет, зависит в конечном итоге от базисных экономическу1х отношений. Она оказывает активное обратное воздействие на экономику и другие сферы в обществе. Такое воздействие может быть тройственным: политт^ может способствовать социальном^' прогрессуможет служР1ть его существенным тормозомобусловливать застой при ее пассивности. Исторический опыт свидетельствует, что параллельные или последовательные из. менения в эшзномике и политике часто окэгывзются малорезультативными. Врш^икв постоянно требует нщ) яду с радш-^^пышми изменениями того и другого привести в соответствие управление механизм ззаимодействач между эрюноштой и политикой — усилить < - 5 пря1лую и обратную взаимосвяеь между ними. Изменения в политической срютеме, преслед’у’ющке только собственные цели укрепления по9 зиций политических лидеров шлж органов власти и слабо связанные с решением э! шномичеоких проблем, оказываются малоэффективными. Многолетним итогом централизованного управлешш экономикой в России стал глубокий эконоштческий и социально-политический кризис, гшторый не в последнюю очередь отразился в агропромьашленном ко^лплексе. Выходом из создавшейся ситуащш в АПК в соответствии с ршренными преобразованиями в обществе должна стать прс>водим.ая Б современных условиях аграрная реформа. Главная цель агр^ной реформы заключается в созданрш эфЬекЛк тквных предприншлательских структур рыночного хозяйства в аграрном секторе. На этой основе вогможно формирование отечественного *' продовольственного шэмпле. кса, социальное возрождение села, восотановление и поддержание зкологрпес. кого равновесия в сельском хозяйстве .Ь^пючевым элементом аграрной реформы является земельная рег|юрма, предусматривающая кюмплексное переустройство земельных отношений на основе перераспределения земли, введение чэзткой ообсФ^ твенкости на землю, формрфозание земельного рынка и рациональной структуры землепользования. Результатом земельной рефс-рмы' должлы стать условия для оптимального соотношения крупного, среднего и мелюго землеполь зования. В ходе аграрной реформы в Крэзнодаюском региональном АПК f# ' основном региональном АПК России — к 1996 году имелось 215 так называемых акционерных обществ открытого и. закрытого типа ^ (44,5%), товщ? иш-ескик обществ — 92 (19,1%), ассоигиаций крестьянокш. (фермерских) хозяйств — Е9 (6Д%) на базе бывших колхозов и совхозов. Шесте с тем, о? шло 20% сельскохозяйственных предприя- 6 тий не изменили свою организационно-правовую форму и по-прежнему считаются колхозами (11%) к совхозами (8,21).В этот период Е региональном АПК приватигхфовано свыше 80^ предприятий, зарегистрировию 320 совместшж предприятий с участием икоотраншйс инвесторов, функционируют 20 тысяч фермерских хозяйств. Предприятия перерабатывающей промышленности, агросервксные и строительные предприятия в региональном АПК в большинстве случаев являются ло1шльными монополистами и преобразованные в акционерные общества и товарищества практически не изменили взаимоотношений со своими партнерами. В формирующихся рыночных отношениях, когда предприятия стаковятся саморегулирЗ''ющ1Ши системами, изменяется роль управ. ления в АПК. Существовавшая ранее система управления основывалась на здшетистратиЕко-командньг.х субордина1щонны:< отношениях. Структуры управления приобретали свойства р^зтущей иерархичесрюй пирамиды, а в реорганизованных предприятиях АПК практически не претерпели изменений по нзс-тоящее время. Слши’гвшийся механизм управления на всех уровнях регионального АПК не соответствует формир^^-щимся рыночным отношениям, требующим быстрой и гибкой реакции на изменяющиеся внешние условия. Реорганизованные предприятия s сфере сельокохозяйствен" «» о ПРОИЗВОДСТВА регионального АПК должны иметь Б ооЕСГ-^см адаптивные, упрощенные структуры. Упуа^ление на уровнях регионального АПК призвано обслуживать потребности в различных предпринимательских структурах, заменяя администрат1'ШНО-командные методы управлен1та на эшэномические, удовлетворяя запросы производителей тов^юв и услуг. Государственное управление должно осуществлять определенные контрольные функции в интересах региона и обшэстза в целом. _ n" _ Состояние научной разрадотки проблемы. Необходимость решения целого ряда новых практических гадач в период 1^ренного преобраТ зования с^щественньж отношений требуют интенсивных исследований проблем управления общественньж производством. Как и в прежний период проблемы управления являются предметом исследоз^гИЙ ученых философов, экономистов, социологов, математиков, психологов, юристов, что находит свое отражение в многочисленных публикащ-шх, освепшющр-ьх те ижи иные аспекты или совокупность знаний в области управления. Значительный вклад в развитие современной теории управления внесли такле ученые как Абалкин Л. Ж., Аганбегян А. Г., Гранберг А. Г., Осипов Ю. М., Петра^^в Н.Я., Попов Г. X., Румянцев A.M. к другие. Исследованию проблем управленрш сельским хозяйством уделяли внимание и внесли определенный вклад в решение конкретных вопросов экономисты — аграрники Алексеев В. В., Баклаженко Г. А., Боровик В. А., Будшькин Г. И., Губин Е. П., Завадский И. С, Лоза Г. М., Посунько Н. С., TPIXOHOB В. А. и другие. Результатом этих исследований явилось создание учебных пособий по управлению сельско. хозяйственны?л производством, выделения управления в качестве прс^ессионаяьного вида деятельности и, следовательно, необходимости его всестороннего изучения. Вместе с тем, в условиях перехода страны к рыночной эконош^ке проблема управления приобретает особою ш<-туапьность. Отставание в теоретической рагр^отке таких вопросов, как роль управления в ||юрмщ}ованш1 регйюнатьных отношенш, изменение в содержании функции управленш! экюномшюй в переходный период, обосноваши управленческих структур, соответствующих форшфуюпцшся рыночным отношениям, место и роли структур управления в решении социальных —, Q проблем в региональном АПК в ходе аграрной реформы в немалой степени сказывается и в практической деятельности р^отников управлетш. на различнш: уровнях. Все это требует дальнейшего расширения исследований всего комплекса проблем управления. Делью диссетационной р^оты является исследование сущности иоли управления* фоомиоования оегиональншс отношений в хс^е аграрной реформыраар^отка рекомендаций по совершенствованию управления на уровне регионащ>ного МЖ. В соответствии с постазленны}гШ ^^ елями исследования в диссеотации основное внимание уделено гоуппе пооблем, котооые по мнению* автора, являются ключевыми в ходе аграрной реформы. Исходя из этого, основные задачи исследования можно определить следующим образом: — выявить сущность отношений управления производством в ходе преобраз-овакия общественных отношений, определить производственно-технологические и социально-экономические особенности сельского хозяйства и обосновать многообразие форм хозяйствования в АПК- - исследовать методологические основы особенности механизма управления в аграрном производстве, имея в виду установление связей отдельных его компонентов с основными факторами, влияюпцши на его функционированиевыявить тенденции в развитии функщ-ш и структур управления на различных уровнях регионального АПК- - обобщать практш-геский опыт становления механизма управ. ления в региональном АПК в условиях местного самоуправления и на этой основе разработать юэнцепцию социально-экономичесшэй политики в одном из субъектов РОССИЙОРЮЙдерации.Объектом иосдедовашш пос-лужил Краснод^скш! региональный АПК — один из основных регионов в Российской Федерацирх. Краснодщ}скРШ край имеет 7,55 млн. гектаров общей земельной площади, в том числе 4,7 млн. гектаров сельскохозяйственных из них пашни — 3,9 млн. гектаров, В региональном АПК действует 918 сельскохозяйственньдс предприятий разлршных организащюнно-правовых форм и свыше SO тысяч фермерских хозяйств. В сельскохозяйственных предприятиях трудится более 700 тысяч человек. С учетом переоценки стоимость основных фондов составляет 31 937,8 млрд. рублей. На развитие регионального АПК направляется свыше 621 млрд. рублей капитальных вложений. Валовая продукция в региональном АПК за 1995 год составила 791 млрд руб., в т. ч. сельского хозяйства — 404,2 млрд руб., в перер^атывающей промышленности -336,8 млрд. рублей. Разнообразие сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий по производственном^' направлешяз, наличие развитой промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукщю, представляет достаточно материала для изщенин проблем управ. ления и обоснование мероприятий по кх совершенствованию в Краснодарском региональном АПК в ходе аграрной реформы. Теоретической и .методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области управления. Наиболее важные положения, содержащиеся в их публикациях, нашли отражение в диссертации. В ра5оте исполь-зованы материалы Законов РОССШФСКОЙ Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Пр^ительства Российской Федерации, нормативных актов по аграрной реформе. В исследовании обобщен большой фактический материат, характеризуюш^-ш состояние механизма упр^ления в АПК страны, особенно в одном из его регионов — Краснодарс-.?шм .крае — субъекте Российской Федеращш. Объектом анадиза были особенности сельского хозяйства, интегращюнные связи в агропромышленном производстве. — 1 -f i ^ > механизм управления на всех уровнях регионального АПК, становление региональных отношений ыещу федеральным центром и органами местного самоуправления в ходе агр^ной ре^рмы.Диссертация построена на анализе и обобщении материалов статистических органов стршш, края и районов. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, департамента сельского хозяйства и продовольствия при администрации Краснодарского краягодовых отчетов сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий регионального АПКданных научных учреждений и видных ученых-экономистов. Автор использовал материалы собственных и выполненных рядом научных учреждений, сотрудниками кафедры управления Кубанского государственного аграрного университета обследований структур и функций управления на уровне районных упР^лений сельского хозяйства и в иDнкpeтныx сельскохозяйственных предприятиях регионального АПК. В процессе исследования использованы' методы моногр^ическз-ш, статист1г-1еских групшфовок, лоп-шеского и организационного анализа, моделирования, анкетны’й и устшзгй опросы^ руководителей и специалистов различных структур, экспертной оценки механизма управления на всех уровнях регионального АПК. Научная новизна и практическая значимость работы состоит в следующем: 1. Автор осуществил комплексное иоследоварле актуальисй, сложн^'^ и еще маухо разработанной проблемы — стаксЕЛзния механизма упрсзления в региональном ЛИХ на всех его уровнях в ходе аграрной рефС’рмы и (юршфования региональных отношений с федеральным центром и оргшгами местного самоуправления. Совокупность сдел-анных в диссертации теоретических и методологических обоснований, практических предложений и рекомендаций по формированию механизма упразления, разработанная концепция построения адаптивных структур управления на различных уровнях регионального АПК являются одним из новых и важных направлений в реализации целей аграрной реформы. Предложенная в диссертации концепция создания механизма управления в региональном АПК позволит обеспечить развитие производства, налащить управленческое обслуживание предпринимательских структур, повысить роль и ответственность государственных органов, осуществ^ьчющих контрольные функщ-ш. ?. В работе раскрывается роль управления в формировании региональных отношений в период подлинного становления федеративных отношений в нашем обществе. С этих позищш определяется сущность управления в переходный период социально-экокош'г-4еок1'1к преобразований. В р^оте четко прослеживается направ. ление, что со сменой отношений собственности меняется и социально-эшэнош-гческий Т1ш, характер и механизм управления, которым определяются взаимодействия экономики и политики, а также регулировш1ием формирзшщ^1хся новых региональных отношений.3. Анализируя особенности сельского хозяйства квк объекта управления, автор отстш-шает положение, что в процессе непосредственного производства сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности неэффективно разделение функций в сравнении с оргш1изацией промышленного производства. В этом и заключается эффект деятельности различных форм хозяйствования (в основном малык и средни>0, базируюпцкся на добровольном объединении усилий и отсутствии постоянного гаэнтроля со стороны, а также принудительной правовой орган^?ации.Исходя из особенностей сельского хозяйства в р^оте ра:!сматривается необходимость интеграции сфер деятельности для эф|-ектив_^ - ^^ ного ведения сельскохозяйотЕенного производства, переработки сырья, П0ДГ0Т0БКР1 продукщш для реаиы1зации потребителю и сервисного обслуживания.4. Характеризуя основные фшсторы аграрного производства в Краснодарском региональном АПК и его место в Росоийашм АПК, в работе вскрываются значительные резервы увел^иения производства основных видов сельскохозяйственной продукции. В региональном АПК Еозделыз^тся свыше 150 сельскохозяйственных культур, многие из которых ш/геют период созревания на два месяиэ раньше в сравненш? с большинством регионов Российс.^юй Федерации. Использование природных и почвенных возможностей в оптимальном режиме в значр! тельной мере позволит уменьшить импорт продовольствия в страну.5. Формирующиеся рыночные отношения предъявляют новые требования к содержанию функций органов yпpaвлeнI’Lч на всех уровнях регионального АПК. Проблемы организации управленческого обслуш^ания на региональном уровне АПК представляют сложный социальнозконо. мический процесс, связанный с неадекватным представлением о роли государства в управлении АПК. Исследования позволяют утверждать, что основной инструмент управлен1'Ш со стороны государства — обоснованный бюд. жет и бадане на федеральном и региональном уровнях, а также принятие действенных юридических корм и законов.5. В диссертации дается обоснование положения о том, что осуществление аграрной реформы будет зависеть в немалой степени от механизма управления на районном уровне, способном строить взшшоотношения партнерства, доверия и эквивалентности обмена результата^ш деятельксюти трудовых коллективов и социальной зшщщенности населения. В принятых законах и нормативных актах не отражен районный уровень госудс^ственкого управления, как основное звено в системе — 13 исполнения государственных законов и других нормативных актов. В соответствии с формированием института местного самоуправления, создается механизм управления, состав^тяющйй основу са^*!оразвития системы регионального АПК. Управленческое воздействие извне к этой системе будет выступать как дополнение к управленческой энергии саморегулирования. Она потребуется для разрешения тех проблем, с которыми саморазвивающаяся система не может справиться собственными и’шами.7. В р^оте рекомендуются адаптивные структуры управления районных экономических ссюзов предпринимателей, которые призваны на основе хозяйственной самостоятельности, рационального добровольного Koonepi-фовзния, невмешательства государственных структур во внутренние дела обеспечить согласование 1штересов предприятий на районном уровне, их обпц/ю вакнтересоваЕность в удовлетворении потребностей населения.8. Для развития рыночных отношений сельскохозяйственньгм предприятиям, в болымшстве своем фс-рмалько реорганизуемых, требуется изменение организащюнно-экономического устройства, предусматривающее преодоление существующих им^тдестзенных отношений от коллективности всего предприятия. Решить эту проблему можно по предлагае. мым автором вариантам, но общш должно быть создание первичных кооперативов, в. ключая обслуживающие, которые добровольно объедршяются в союзы, а? Зсоциации.10. Выдвинутые в диссертации теоретические и методологические положения явились основой для раврй5отки конкретных практических рекомекда1]-ий по соверш9нствовш1Ию управления в региональ• ном АПК на всех уровнях, жзторые нашли отражения в личных и коллективных записках и предложениях в администрацию региона и Правительства Российской Федерации. Автор принимал непосредственное участие в подготовке соответствующих документов для представления в государственные оргаШ1 Заиюна Краснодарского края о местном самоупр^лении в Краскодарсгазм краеЗакона «Об особом порядке землепользования в Краснодщэском краеУставе Каневского района Краснодарского края и других документах и нормативных актах. Ряд рекюмеадовакных предложений апробированы автором, который много лет работает руководителем сельскохозяйственного предприятия, которое является экономически крепким хозяйством, успешно проводит социально-экономическую политику на селе в ходе агрщжой реформы. Диссертация является обобщением как научных исследований, так и деятельности автора. Всего по проблеме опубликовано 7 статей, две монографии общим объемом 22 печатных листа. Матери- 15 алы публикаций широко исполь? i—тоя в учебном процсс-^9 студепта-.» ' и слушателями Кубанского госуд" Г" ТВ9ННОГо агг" ?ного универоитета. По теме «иссертацйй «лтоо выстмаал на краезьк и районных Кинфер^ит-'ях и с^пзещакиях, а твике на конференциях Кубанского гооудаиохйенного аграрного университета в 199Е-1У96гг.Считаем своим долгом выразить благодарность кюллегам, которые предварительно ознакомились с данной работой и оказали ценную помощь ОБОИМИ советами и замечаниями, сотрудникам кафедры управления Кубанского государственного аграрного университета, оказавшими помощь в подготовке материалов диссертации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:
Современное общество оказалось в глубоком кризисе, вызванном дезорганизацией жизни методами радикального реформирования. В особо тяжелом положении оказалась экономика страны.
Основу экономической политики за исследуемый период составляют: либерализация экономики к сокращение государственной регламентации хозяйственной жизнимакроэкономическая стабилизацияприватизация.
Следствием непродуманных действий в сфере управления экономикой стало разрушение хозяйственных связей между производителями, отсутствие стимулов к производительному труду, регресс условий жизни населения,.
Выход общества из кризисного состояния неразрывно связан о совершенствованием управления во всех сферах деятельности, так как управление — не только руководство определенным хозяйством, отраслью или всей экономики, но и воздействие на общественное сознание,.
2, Решение этой задачи во многом определяется уровнем знании в этой области человеческой практики, и, в частности, уяснения сущности управления в период преобразования общественных отношений,.
Исследование показало, что это объективно-субъективный вид деятельности, особый вид общественных отношений, призванный обер-печить соответствие производственных отношений уровню производительных сил, надстройки, уровню развития базиса. Управление как механизм взаимодействия между базисом и надстройкой (экономикой к политикой) должно обеспечить взаимоотношения указанных оазнопо-рядковых явлений в одно целое.
Реальное выражение управленческих отношений проявляется в том, что в отличие от прежней, современная бюрократия не идет в услужение капиталисту или народу, а становится господствующим классом общества. Подтверждением такого вывода служит то, что абсолютное большинство современных управленческих структур исполнительной власти не рациональны, изменение структуры управления происходит стихийно, на основе проб и ошибок, выражение интересов в обществе осуществляется управленческими структурами с точки зрения корпоративных и ведомственных подходови наконец, происходит запаздывание решений по отношению к социальным событиям к процессам.
Решение данной проблемы возможно лишь при стратегическом изменении институциональных основ общества,.
3, В систему коренных преобразований нашего общества входят и региональные отношения, представляющие собой специфическую подсистему экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению продукции з результате согласования отраслевого и территориального развития экономики.
Механизм управления региональными аспектами реформ не может * ограничиваться системой мероприятий для Российской Федерации в целом, Воледствии огромных различий природно-географических, со-циальнс-демографических, экономических и других условий в оегионах страны унифицированные подходы и рекомендации, особенно в переходном периоде, обречены на неудачи практически в каждом регионе. поскольку регионов со средними условиями в России не существуют. Это убедительно демострировали предшествующе попытки реформирования экономических и социальных отношений.
Задачи региональной политики, реатг^уюдие сгновные социальные и экономические цели, как правило, имеют инешшончыи. дплговое пшводимой структурной, кнвестйцион-и другой сбдерссснйскои политикой, ссу-еккем альтернативных вариантов развития, Так, в случае сохранения ресурсно-сырьевой специализации России ка внешних рынках и замедленного знерго-и ресурсосбережения производственкого-ин-веотиционная деятельность будет смещаться на север и восток, Политика устранения зависимости от импорта продовольствия потребует сдвига в плодородные и трудообеспеченные южные районы, включая Краснодарский край, а также ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья,.
В Краснодарском крае, как субъекте Российской Федерации, следует приступить к разработке комплексной региональной научно-обоснованной программе, В ней необходимо изучение территориально-производственного и поселенческого размещения в крае, ресурсного потенциала, включай трудовой, климатического, природного и других факторов, экономическую конфигурацию субрегионального рынка, качество жизни населения, общественно-политическую обстановку к основные черты субъектов государственного управления и местного самоуправления".
4. Особое внимание при анализе механизма управления агоаоным производством, разработке по его совершенствованию в ходе агоао-нои реформы должно уделяться особенностям объекта исследования, обладающих спецификой по отношению к другим отраслям общественно-, ¦ ¦ го производства, за период советскойвласти в экономической., «м 1 рии прочно утвердилсястег? еотш1 /представления, ч^Шшй фики у аграрного производства быть не должно, а если ташвай: имеется, то ее следует как можно скорее ликвидировать, По мнению теоретиков» этому должна способствовать агропромышленная интеграция, способная перевести сельскохозяйственное, производство на «индустриальные рельсы». Так был «основан» курс на стзпнгпе тис-темы сельскохозяйственного производства, имеющий в своей основе крупные сельскохозяйственное предприятия, организованные принудительными методами, директивное планирование, огромный управленческий аппарат, приведшими в конечном итоге к продовольственной зависимости страны,.
С точки зрения управления в отношении специфики сельскохозяйственного производства следует исходить кз необходимости существования различных форм хозяйствования, оптимальном сочетании мелких, средних и крупных организационных форм производства на основе частной, государственной, муниципальной к иных форм собственности. На региональном уровне АПК соответствующе управленческие структуры призваны осуществлять функции управленческого обслуживания предпринимательских структур.
5. Анализ показывает, что Краснодарский региональный АПК является одним из ведущих в народнохозяйственном АПК Российской Федерации. Занимая от общих площадей страны 2,2% сельскохозяйственных угодий и 3 пашни, региональный АПК производит 5,2% валовой сельскохозяйственной продукции России.
Так, з Краснодарском региональномАПК объемы производства риса достигают 50%, сахарной свеклы и подсолнечника — 23, плодов и ягод — 13% от объемов производства"в Российской Федерации.
В ходе аграрнойреформы осуществлена Формальная реорганизация гсеяьск&хавяйственных и перерабатывающих, предприятий в региональном АПК.. В' результате такого, йодхода в новаХ организационно-правовых формах не изменены распределительные отношения и сложившейся механизм управления. Наряду с формально реорганкзованны4.
— 344 ми колхозами и совхозами организуются новые формы хозяйствования — крестьянские (фермерские) хозяйства и ассоциации, i я' функциональная стоуктуоа Коаснслзоскогс Регионального АйК,.
О ! «V «. «» «П.. ' состоящего из ь секторов, включает свыше ?700 предприятии и друW гих объектов, занятых производством продукции, ее’переработкой, а также различными видами обслуживания.
Анализ факторов производства и состояния функциональной структуры регионального АПК свидетельствует о снижении объемов 1 прошводства, изменении его структуры, i: I 0есшгра на организацию новых форм хозяйствования во всех сферах, прослеживается четкая тенденция снижения эффективности ' функциснйрозагош Краснодарского регионального АПК. * S. Исследование механизма управления в региональном АПК на п всех уровнях — от предприятий до департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края — свидетельствует о постоянных изменениях в вго: содержанки, -Это прослеживается в параллельA vi — ных процессах по' созданию самоуправляющих систем в Форме межхозяйственных объединений НПО, ПС и непрерывных реорганизациях государственных структур управления на районном и краевом уровнях. Попыткой объединения таких параллельных структур стало создание агропромышленных объединений на уровне предприятий, района, края,.
— Н которые существовали в течение десяти лет,.
Однако изменения в содержанки механизма управления на всех уровнях регионального АПК не затрагивали сущности аграрного про-" 5 изводства, игнорировали специфические особенности сельского хозяйства. что было обусловлено существующей политической системой.
Коренные преобразования в обществе возможны прежде всего с решением основной проблемы — земельного рынка в России, Наличке такого рынка изменит и механизм управления в региональном АПК, который должен осуществлять б едной стороны, Функции обслуживания.
Формированию такого механизма управления служат изменения в региональных отношениях, выражающихся в законе о местном самоуправлении, нормативных актах о разграничении полномочий в области развитая агропромышленного комплекса между субъектом и правительством/федерации к других.
Исследования показали, что темпы преобразования в аграрном секторе снижены: к середине 1993 года и до 1995 практических мер по реализации программных установок не осуществлено.
Для продолжения аграрной реформы, развития рыночных отношений в сельском хозяйстве АПК страны в целом и ее региональных АПК в существующих сельскохозяйственных предприятиях (бывших колхозах и совхозах) в первую очередь необходимо изменить внутреннее организационноэкономическое устройство, преодолеть существующие имущественные отношения от коллективности всего предприятия.
Результатом таких изменений должно стать создание первичных кооперативов в различных сферах деятельности, имеющих статус юридического лица.
В работе даны рекомендации по созданию ассоциаций первичных кооперативов в Краснодарском региональном АПК,.
Основу регионального АПК составляют районные уровни АПК-ни-, зова? структурные: единица, массовый-тип производственнотерриториальных агропромизленйых формирований," которых: йрот#дсьг 1 мшЮ-^ зяйственной специализации и концентрации интенсивно развиваются. Изучение механизма управления на районном уровне показало, что юридических ного контро ц / з о другой — функции государствен-интересы региона и страны в целом.
— вследствие проблем, связанных с формированием новой системы государственного управления, нечетким разграничением^ функций между оогаками государственного управления поместного самоуправления районный уровень не отражен в принятых затонах и нормативных актах.
Исходя из объективных потребностей агропромышленного производства на районном уровне в работе предложен вариант создания адаптивной структуры управления районного экономического союза предпринимателей. Внутри таких союзов должны превалировать экономические методы регулирования, основанные на договорных взаимовыгодных отношениях. Е работе дается обоснование государственного управления региональном АПК, включающего функции стратегического руководства экономической и социальной политикой, разработку перспективных прогнозньвс планов, техническую политику к регулирование народнохозяйственные ^шхшорщй.
Государственное управление АПК целесообразно на уровне субъекта (края, области) и федерации в целом, органы управления которого должны действовать как в интересах социально-территориальной общности, так и всего общества в целом.
8. Совершенствование механизма управления региональных АПК в конечном итоге должно способствовать решению основной социальной цели-удовлетворении потребностей населения в продовольствии. Краенсларскому региональному АПК должна принадлежать решающая роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, Проводимые расчеты в диссертации показывает, что ланный регион может гу^С5Огт^чи'сь ттст*1}?эб1?^сгг, Рг стоаны в зео1*0 чз — ^^ сахарной свеклы -13, масле растительном — 13, овощах -3. маргариновой продукции -6%, в несколько меньшем объеме продукцией животноводства, плодоовощными и рыбными консервами, зфиромасличной продукцией и другими,.
9. Для продолжения аграрной реформы механизм управления региональным АПК должен включать демократические формы управления, представленные как ассоциации свободных производителей товаров и услуг, и Функции государственного управления.
С этой целью предлагаем: — а) создание союзов первичных кооперативов на уровне коллективных хозяйствб) организация управленческого обслуживания предпринимательских структур на уровне района и края: в) формирование государственного органа управления только на уровне региона (края).
Таким образом, совершенствование механизма управления агропромышленным комплексом каждого субъекта Российской Федерации, служит гарантом решения социально-экономических проблем на территориальном уровне.
Список литературы
- Абалкин Л, И. Петраков й.Я.Ясин Е.Г.и др. Перестройка управлении экономикой: проблемы, перспективы. — М.: Экономика,
- Абрамова Г. Н. Маркетинг: Вопросы и ответы, — М.:Агропром-издат, 1991, 159 с,
- Абрамсон Р, Холсет У, Повышение эффективное&trade-:' работы предприятия с помощью планирования, Тбилиси, 1987,
- Абчук В, А, Директорский «хлеб»: Занимательно об управлении.- Л.: 1991. 208 е., ил.
- Аккоф Р. Планирование будущего корпорации, М., 1985.
- Алексеев С, С. Собственность право — социализм: Политические заметки. — М.: Юрид.лит., 1989, — 178 о.
- Альтетмар i'. Перспективное планирование сельскохозяйственного производства. Пер. с немец. М.: Прогресс, 1969.
- Альтернативные подходы к разработке концепции развития АПК (тезисы докладов и сообщении. участников межвузовского научного освещения). КГАУ, Краснодар 1992.
- Американские буржуазные теории управления (критич, анализ). Под ред. Б. З. Мильнера и Е. А. Чижова,"Мысль", 1978.
- Амрин Г, и др. Организация производства и управления в американских корпорациях. Пер. с англ.- М.:Экономика, 1991- 30 л.
- Андреев В.Н., Миронооецкий М.В, 'Оптимизация управления предприятием (объединением). Новосибирск: Наука, 1984.
- Анкудинов Ю. А, Хозяйственный руководитель: Стиль и метоф ды работа*- М, I ЭкоНомш^, I988IS— 157 с. i = :13." Ahodoa И. Стштегй€ёо!^гупрйлеше. М., ~1989-. й- ! 7
- АПК России: новый хозяйственный механизм.
- А.А.шутьков, М.: Росагропромиздат, 1990.15, Бабалыков A, M, Управление Краснодарским региональным АПК. Краснодар- Кн. изд-во, 1989. 188 с.
- Бакетт М. Фермерское производство: организация, управление, анализ (Пер. с англ. A.C.Каменского- Предисл. В.Ф.Башмачни-кова),: Агропромиздат" 1989.
- Балабанов ИЛ. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика. 1994, — 224 с: ил,
- Белоусов P.A., Модин A.A. Учиться работать и хозяйствовать по-новому, беседы об управлении. М.: Экономика, 1988. -174 с.
- Ввркович д.м. Формирование науки управления производством. Издательство «Наука» Москва 1973,
- Бережков- Г. А. Кооперативные формы аграрно-промышленной интеграции в США. ВНШТЭЖЖ, 1975,
- Бим А. С, Реформа хозяйственного управления: задачи, опыт, 'проблемы, М.: Наука, 1989. 192 о.
- Биншток Ф.И. Наука управлять. У. «Московский рабочий», 1967. 152 с.
- Вир и. Наука управления (перев. с англ,). М., «Энергия11, 1971, 112 с,
- Блинов А, Государственная поддержка малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управлений, 1996.-с, 96−101,
- Богатников В.М. Собственность в СССР.Москва „Экономика“.
- Боев В, Совершенствование управления АПК -'- Экономика сельского хозяйства. 1994. N 6 — с. 26. :
- Бойко в.В. и др. Ооциагшно-психологичеокйй- хлима? кол-'лектива ж личность. М. 1983.
- Гумилев Л. К, От Руси к России. Очерки этнической истории М., 1992.
- Жариков Е. С, Вступающему в должность. М, 1985.56, Жизмин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом, Краснодар, издательство „Соло“, СП „Лесинвест“, ЛТД, 1991,
- Жкхаревич ь, 1.', Агропромышленный комплекс крупного города, Ленинград, „Наука“. 1989,
- Завадский К, и. Управление сельскохозяйственным производством. М: Колос, 1984.
- Зайверт Л, Ваше время в ваших руках: Пер. с нем. -М.: Экономика, 1991 — ?32 о,
- Зволинский В.П. Продовольственное обеспечение россиян. /УЗКО. 1995, N 7 — о, 108−111,
- Зигерт В., Ланч А. Руководитель без конфликтов: Сокр. перевод с немецкого. М: Экономика 1990, — 335 с,
- Зимин А, А. Россия на рубеле XV XVI вв. -М. 1992.
- Зиновьев Ф.В. Труд руководителя сельскохозяйственного предприятия. М: Агропромиздат, 1985.
- Иванченко в.М. и др. Централизм и самостоятельность. Москва. Экономика, 1990,
- Иоикавз К, Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988, — 215 с,
- Китай новая модель социализма: Пер. с кит. — М.:Экономика, 1991 — SO л.
- Клеандрев М.Й. Внутрихозяйственный расчет к право: вопросы и ответы. Справочник. М.: Агропромиздат, 1991.
- Клоцвац Ф. К управляемой экономике. //Проблемы теории и практики управления. 1996. N 2 — с. 46−51.
- Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями (А.Г.Аганбегяк, В, с, Рапопорт, L. 1'. Речкик и др.- Под реду А. Г. Аганбегянз. В. Д. Речкина). м.: Экономика, 1989. -255 о.
- Ковадьскй С. Научные основы административного управления: Пер. о польского /Под ред. Л. Н, Качалиной. М. г Экономь кал?79i 232 с,
- Коллективный подряд на арендной основе (д.Н. Налий,
- A.Ю.Куамичев, В. В, Мироненкои др.). М.: Агропромиздат. 1989,83.- Кононов, Н.С.: народные предприятия. М.: Агропромиздат, 1991. — 96 с.
- Коныгик A.A. Фермерское хозяйство США Под ред.
- B.Ф.Базмачникова, М.: Агропромиздат» 1989, — 207 с.- Краоо^кий, Ю.Д.ТГ--, А&рч игры: ¿-йшт- ?обучеш:яусозяйогтвеннш фуковадителей. М.^, Экономика, 1Q89, — 17& с". ,
- Кретов С, И. Предпринимательство:. Сущность-, директивы и перспективы. М: Знание, 1992 (Сер. «Предпринимательп, N 3).н7, Крилек И. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства: Сокр. пер. с чешек» М.: Экономика, 1981. -192 с.
- Кричевокий Р.Л. Если вы руководитель.,. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: «Дело1®-, 1993. -35а с,
- Корнай Я, Путь к свободной экономике: Пер, с венг, М.: Экономика. 1990, — 11 л.
- Кораблкн Ю. Системное моделирование организации управления регионом: методологический аспект. //Проблемы теории и практики управления. 1996. -М 3 о, 85−91,
- Ксенчук Е. В, Киянова М. К. Технология успеха, М-: „де
- Котел К, 'Организация производства нз предприятии: сокр. пер, о венг, М.: Экономика, 1984. 168 о, лои? ЛТД, 1993. 192 с,
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер, с англ, М.: Прогресс, 1990. — 736 и.
- Котц М, Результаты преобразования экономики России, //Проблемы теории и практики управления. 1996 N 3 — с. 40−44.
- Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. Л., 1985,
- Купряшин Г, Л, Социальная фера: проблемы управления. М.: Об-во „Знание“ РСФСР, 1988. 40 с,
- Курс для высшего управленческого персонала, м,, ''Экономика“, 1971.98″ Кутырев Б, П. Стратегия социального развития коллектива: Теорий и практика социального управления на предприятии (отв.-ред. Ю. П. Воронов. Новосибирск:1 Наука, 1990, — 155 е.).
- Кучуков Р. А, Основы рыночной экономики в агропромышленномкомплексе, Нальчик: Эльбрус. 1995, — 176 с. 100, Ленин ELM, Полн. собр. соч., Т. 11.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17.
- S. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34.
- Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т. 44.
- Лепенднн О, Г. Стимулирование труда при хозрасчете, М.: Агропромиздат, 1988.
- Львов Д. Альтернативный курс экономической политики //Проблемы теории и практики управления, 1996, N 2 — с. 38−44.
- Любимова Н.Р. Менеджмент -путь к успеху. М.: Агропромиздат. 1992. — 62 с.
- Макаров С.Ф. Менеджер за работой. М., 1989,
- Макконнкелл К, р. Брюс С, л, Экономикс: Принципы, проблемы и политика, В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992, .109. манко Г. Организация и проведение технических совещаний. Издательство „Прогресс“. Москва 1974.
- Мангутов И.С. Управление предприятием и инженер. Л, Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, с, 1 208,
- Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. М: Экономика, 1993. — 175 о,
- Марпалл А, Принципы экономической науки. В 3 т.: Пер, с ант. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1993,
- Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12,
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 19.
- Маркс К, Энгельс Ф. -0оч, 2-е изд., Т. 21. i11?. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., I- Ш,
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.119, Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т. 46.120. менеджмент организации. Учебное пособие, М.: МНФРА -М. 1996. — 432 с.
- Мескон M.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ, М.: „дело“, 1992, ТО2 -,
- Методическое пособие по изучению иностранных ширм, Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный институт, МВЭС СССР. Москва 1989.
- Методы снижении издержек производства: Пер, с англ. нем, яп. М.: Экономика, 1987.
- Мищич П. Как проводить деловые беседы, М, 1987,
- Модель сельскохозяйственного предприятия как объединение внутрихозяйственных кооперативов, арендных звеньев, (Рекомендации). Майкоп. -1989.
- Морозов Ю.А. Организация школы менеджеров. М., 1989.
- Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии: Сокр. пер, с англ. М.: Экономика, 1986. — 254 с.
- Мясоедов С.П., Фединскии Ю. И. Общество на паях, М.: Политиздат, 1991, — 150 с,
- Настольная книга хозяйственного руководителя, предпринимателя. коммерсанта, бизнесмена. Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“. Москва, 1993.
- Науман Э. Принять решение, но как? М., 1987,
- Под ред. Ю.М.исипова 432у04? г: М
- Ответственность в системе- ушайМния (вопросы теоши и пра-тии»". под ред. P.A. -Велсусовв. М.: Прогресс, 1987. — й4н о.
- О Шоннеои Дж. Принципы организации управления ширмой, М., 1979.
- Пелипенко В.П. Закономерности развития управления всельком хозяйстве СССР. м.: Шсль. 198?. — : — с, —
- Петров Ю. России не хватает реалистов, //Проблемы теории и практики управления. 1995 -NI- с. 37−42.
- Петраков Н.Я. демократизация хозяйственного механизма.-М: Экономика, 1988, 270 с, 153* Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления., 1986.
- Планирование развития агропромышленного комплекса. Под ред. Э. Н. Крылатш. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983, — о. 160.
- Плеханов В.Г. Открытое письмо к петсогоадским оабочим.
- Вопросы истории, N 12, 1989.
- Поваров Г. Н. Ампер и кибернетика. М., «Сов. радио», 1977, 96 с.
- Поддубный Ф.И. Хотите стать бизнесменом? Киев, изд-во «Молодь», 1992. 393 о,
- Поляков С.И., Шеремет Е.Е, Хозрасчет отделов и служб предприятий. Москва. Экономика, 1991.
- Прогнозирование развития региональных продовольственных комплексов (Под ред.Э. М. Крылатых. М.: йзд-во МГУ, 1989 — 151с.
- Прунскене К.П. Продовольственное хозяйство- методология структурно-организационного совершенствования. М.: Агропромиз-дат, 1989. — 11? с.
- Пярнито Ю, Э., Савенкова Т. И, Стратегия и тактика гибкого управления. М., 1991.155. гадай И. Д. Проблемы интенсификации агропромышленного производства. М.: Агрсиромиздат. 1991. — 80 с.
- Райветт П., АкоФф Р. Исследование операций. Издательство ."Мир". Москва. 1966.
- Румянцев A.M. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Изд-во «Наука11, Москва 1985.
- Рысьмятов А.З., Багмут A.A. Агропромышленная кооперация и перестройка структуры регионального АПК в условиях перехода к рынку. Краснодар 1994.
- Саати Т., Керн К. Аналитическое планирование, Организация систем. М.. 1991.
- Сагайдак А.Э. Земельная собственность и рента, М.- Агропромиздат, 1991. — 80 о.
- Оидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина (Учебное пособие). Изд-во МГУ, 1973.
- С-имач Гарри.. Изучение организации труда в учреждении. Пер. о агнл. М, ''Экономика'1″ 1974. 96 с.
- Служба социального развития предприятия. М.¿--1989.
- Совершенствование хозяйственного механизма АПК, Сборник научных трудов, Краснодар, КСХИ, 1988 — 172 с,
- Стиль и метод руководства: Сборник /Сост. Г. Х. Попов. Г. П. Подвойский М.: Моск. рабочий. 1985 — 208 с,
- Стоддард Э.Л. Семь шагов к успеху, Красноярск, 1991.а .
- Строев Е. Через корректировку реформ к социально-экономическому подъему. //Проблемы теории и практики управления, 1995, т 8, — с. 15−19.
- Тихонов В.Д., Левина М. Л. Агропромышленный комплекс: пропорциональность развития. М: Знание» 1986, — 64 с.
- Тичи Н., Девакна М. А. Лидеры реорганизации. М., 1990,
- Тугал-Барановский M.И. Социальные основы кооперации,• Г-.. *:: «
- Y^ Экономика* 1989. 496 С.- ' „“ „“ ' У f „“ * ItiU. Тушканов У.:., Хвхстоз А. Ф. Рынок и арендатор. — М. :
- Агрспромкздат, 1992, 78 с, 191, Управлениеропромышленным комплексомдеятельность! практика и резервы реор336 о.193, Управление это наука и искусство: А. Файолъ, г, Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. м: Республика, 1992, 351 с,
- Управление по результатам. М., 1963,
- Уткин У. А» Профессия менеджер, — М.: Экономика. 1992, -1−6 с. :
- Фролов EL И. Экономический механизм межхозяйственных связей в АПК, М: Агропрсмиздат, 1989, — 144 с.
- Хан С. М. Управленческие отношения социализма. М.: Мысль, 1982, — 208 с.
- Хунагов Р, м Проблемы рациональности в политике и упоав-нии". М.: Высшая школа, 1995, 196.
- Чаянов А, В. Избранные труды /Редкол. сер.: В, Е. Адамов и др. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Швальбе В, — Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер, с нем. У: А/0 Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993, — 240 о,
- Экономические пр:5щипы управления производством. M"Аг&bdquo- - - - ^ ¦ 'sропромиздат, 1937. 12″ с.
- Экономикс. Теория и практика. В 2-х т. Ответственный за выпуск Канареикин С. Н. АО «Дорваль». Санкт-Петербург. 1993,
- Экономика и бизнес, /Под ред, В, Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ, 1993. — 464 с.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем. М.: Начало-Пресс, 1991.
- Эскина А.И. Самофинансирование: показатели и нормативы. М.: Финансы и статистика., 1990. — ДД2 о.
- Якокка Ж. Карьера менеджера. Пер. с англ. /При участиигг
- У.Швака- М.: Прогресс, 1991. — 384 с. .
- Янг С. Системное управление организацией, М., 1972.353 шшгож9ни9 1
- Нозокубанский 24. Новопокшвский 2Ь. Отоалненский ¿-6.павловский 27. ишмооско-Ахтарский £8,иеверский 29. Славянский 30-Отароминский31.Тбилисский32. Темшкский33. Тимашевский
- Тихорецкий Зь. Туэлсинский 36.Успенский3?.Усть-Лабинский Зь. шеобиновский 39, Аомавиоское 4^.Геленджикекое 41. Горячеключевокое