Целевые комплексные программы как механизм управления социально-экономическим развитием территорий Псковской области
Рассмотрим федеральные и региональные нормативно-правовые акты, содержащие нормы, обязательные для выполнения на территории РФ в процессе разработки плановых документов, а также документы рекомендательного характера (методические рекомендации и указания).Вопросы долгосрочного планирования и прогнозирования рассматриваются не только в федеральных законах, регулирующих деятельность по планированию… Читать ещё >
Целевые комплексные программы как механизм управления социально-экономическим развитием территорий Псковской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Целевые комплексные программы как механизм управления социально-экономическим развитием территорий Псковской области"
В настоящее время приоритетным направлением регионального развития признается переход к инновационной экономике, которая служит катализатором ускорения его развития, а также роста конкурентоспособности, особенно в современных условиях глобализации мировой экономики. Однако, переход к инновационной экономике требует развития сети региональных инновационных систем, в основе которой лежит формирование региональных целевых программ, поскольку в них складываются наилучшие условия для оптимального социально-экономического развития региона.
Проблемы разработки и реализации целевых программ приобретают существенное значение в современных условиях развития экономики. Отработанный механизм целевых программ позволит максимально эффективно и экономно расходовать ограниченные бюджетные средства.
Поэтому решение проблем разработки и реализации целевых программ и совершенствование подхода применения программно-целевого метода в настоящее время становится наиболее актуальным. Состояние экономики Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран, определяется качеством управления на всех уровнях и, в первую очередь — на федеральном и региональном.
Базовый уровень системы управления определяется качеством стратегических планов развития. В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных механизмов осуществления государственной экономической и социальной политики.
Метод программно-целевого планирования позволяет направить средства государственного бюджета на достижение запланированных результатов, а также осуществлять мониторинг и контроль достижения намеченных целей и результатов. В настоящее время программно-целевое планирование, как правило, осуществляется в форме целевых программ.
Целью данной курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию использования целевых программ как механизма управления социально-экономическим развитием Псковской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты целевых программ;
· рассмотреть механизм разработки целевых программ;
· изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую разработку целевых программ;
· выявить функции, цели и задачи органов власти, отвечающих за разработку целевых программ;
· провести анализ реализации целевых программ Псковской области, регламентирующих социально-экономическое развитие региона;
· выявить основные проблемы реализации целевых программ Псковской области;
· выявить основные направления по совершенствованию целевых программ Псковской области И;
· разработать предложения по целевых программ Псковской области.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных специалистов, нормативно-правовая база всех уровней государственной власти, документы, отчеты, а также Интернет-ресурсы, сведения государственной статистики.
1. Теоретические основы разработки целевых программ как механизма управлением социально-экономического развития регионов
1.1 Сущность и функции целевых программ
С целью комплексного понимания сущности целевых программ и особенностей их разработки необходимо определить данное понятие.
Экономико-математический словарь определяет целевую программу как ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей, независимо от их ведомственной подчиненности, по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.
Целевая программа — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.
Целевая программа — это директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.
Также под целевой программой понимают совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). Таким образом, целевая программа — это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.).
Выделяют несколько видов целевых программ в зависимости от признаков классификации:
1. По уровню их разработки и утверждения:
* федеральные;
* региональные;
* муниципальные.
2. По видам, согласно действующему бюджетному законодательству:
* долгосрочные;
* ведомственные;
* федеральная адресная инвестиционная программа.
Реализация целевой комплексой программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в целевой программа, выделяются:
· конкретность — подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена, целевая программа;
· реальность означает их практическую достижимость к определенному сроку;
· контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели.
Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в целевой программе цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей». Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой программы относятся: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические целевые программы.
Целевые программы представляют собой одну из форм решения наиболее важных проблем социально-экономического развития как России в целом, так и ее регионов.
Целевые программы являются механизмом реализации стратегии устойчивого развития страны, так как представляют собой документ, отражающий цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных и социальных мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
В настоящее время целевые программы являются основным, и практически единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:
· направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
· длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций, который позволяет оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические результаты;
· системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
· открытый порядок формирования программ и хода их реализации;
· высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля над эффективностью расходования средств государственного бюджета;
· возможность оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и наличие возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
· возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики;
· ресурсообеспеченность, которая отражает подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;
· действенность (или эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.
· Целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, который позволяет обеспечить максимальную концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста национальной экономики и в ее конкурентоспособных отраслях, в том числе с высоким инновационным потенциалом.
1.2 Механизм разработки и реализации целевых программ
социальный экономический региональный
Разработка программ — целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Типовая структура целевых программ Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 определен порядок процесса разработки федеральных целевых программ. В субъектах РФ и на местном уровне принимаются соответствующие нормативные документы на основании порядка утвержденного Правительством РФ. Исследование действующих в РФ целевых программ обнаружило ряд недостатков действующего порядка разработки и утверждения целевых программ.
Одной из основных проблем является недостаточная проработка механизма и процедур принятия решений о разработке федеральных целевых программ. Для этого необходимо детально разрабатывать цели программы, формулировки которых не всегда конкретны и ясны для определения тех приоритетных направлений, ради достижения которых программа была подготовлена.
Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:
· перечень основных, решаемых ею задач;
· совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;
· расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;
· распределение заданий по срокам и исполнителям.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Разработка и реализация целевых программ занимает одно из основных мест в решении задач государственной политики. На современном этапе развития экономики основное внимание необходимо сконцентрировать в первую очередь на реализации уже разработанных программ и лишь затем — на разработке новых. В связи с этим, необходимо справиться с выявленными недостатками и использовать накопленный положительный опыт для решения проблем, возникающих при осуществлении целевых программ. Целевые программы могут стать действенным средством управления, в том случае, если их разработка и реализация будет носить научно-обоснованный характер.
Разработка целевых программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Порядок разработки целевых программ
№ п/п | Этап | Характеристика | |
1. | Составляется перечень важнейших проблем | Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация | |
2. | Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы | В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели | |
3. | Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы | Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения | |
4. | Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы | Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы | |
5. | Заключительный этап | Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы | |
Важное условие разработки целевых программ — правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня. На макроуровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов — приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними. Приоритеты можно разделить на группы:
* структурные приоритеты — развитие отдельных отраслей или регионов;
* приоритеты научно-технического прогресса;
* социальные приоритеты;
* приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один — два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес-план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями.
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок разработки и реализации целевых программ
Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность. Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа — основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач.
В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.
Вопросы разработки концепций развития отраслей рассматриваются в нормативно-правовых и иных актах РФ, посвященных разработке концепций развития, а также непосредственно в текстах таких документов (программ, прогнозов, стратегий). Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.
Следует отметить, что существует множество школ и подходов к формированию концепций развития: описательная, большая, модель, плановая и др. В каждой школе модели стратегического анализа отличаются, однако по мнению представителей аудиторско-консалтинговой компании ФБК (И.А. Николаева и О.С. Точилкиной) можно выделить основные элементы, которые обязательно должны быть в разрабатываемой концепции:
· определение миссии;
· определение целей (оперативных и стратегических для долгосрочных стратегий);
· анализ внешней среды (PEST-анализ, анализ конкурентов и т. д.);
· анализ существующей позиции и возможностей региона (SNW-анализ);
· SWOT-анализ, выработка стратегических инициатив;
· выбор конкретных стратегических инициатив.
Рассмотрим федеральные и региональные нормативно-правовые акты, содержащие нормы, обязательные для выполнения на территории РФ в процессе разработки плановых документов, а также документы рекомендательного характера (методические рекомендации и указания).Вопросы долгосрочного планирования и прогнозирования рассматриваются не только в федеральных законах, регулирующих деятельность по планированию социально-экономического развития, но также и в нормативно-правовых актах, посвященных территориальному планированию и землепользованию. Высказанное утверждение позволяет выявить группировку законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ в сфере разработки плановых:
· нормативно-правовые акты, в центре внимания которых лежат положения о разработке стратегий развития (проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании»);
· нормативно-правовые акты, регулирующие какую-либо отрасль деятельности, однако содержащие положения о разработке стратегий развития (проект федерального закона «О территориальном планировании в РФ», федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Нами был рассмотрен ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку плановых документов, обобщенная характеристика которых представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
№ п/п | Название документа | Основные рассматриваемые вопросы | Отличительная черта | Узкие места документа | |
Нормативно-правовые акты РФ, обязательные для выполнения на территории РФ | |||||
1. | Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» | Трактовка основных понятий в области разработки прогнозов и программ развития Российской Федерации на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяет общий порядок их разработки; Опред. перечня прогнозных документов; | Дает теоретические подходы к разработки стратегий инновационного развития (трактовка основных понятий, которых используются в данной сфере) | Закон определяет только общий порядок их разработки, однако не затрагивает вопросов разработки стратегий инновационного развития, к тому же рассматриваемый документ в основном затрагивает вопросы краткосрочного и среднесрочного планирования | |
2. | Указ Президента Российской Федерации № 536 от 12 мая 2009 года «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» | Вопросы разработки (уточнения) основных направлений внешней и внутренней стратегической политики государства; Порядок и основные механизмы стратегического план. в РФ; Определение системы стратегического планирования; | Является единственным док., который регламентирует деятельность исполнительных органов государственной власти РФ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области реализации страт. целей на различных уровнях | В случае принятия федерального закона «О стратегическом планировании РФ» не будет обладать высшей юридической силой | |
3. | Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» | Определение круга участников государственного стратегического развития и их полномочий; Определение системы стратегического планирование; Поэтапное раскрытие процесса стратегического планирования; | Законопроект определяет перечень участников стратегического планирования, выстраивает систему стратегического планирования | Законопроект носит рамочный характер, вопросы разработки стратегий развития территорий рассматриваются в законопроекте без детализации | |
4. | Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ | Введениеосновных понятий в области стратегического планирования; Определение цели и задач стратегического планирование; Выстраивание структуры стратегии развития субъекта; Предоставление возможных формулировок целей, задач и приоритетов развития территорий; | Акцентирует внимание на необходимости разработки стратегий субъектов РФ, которые должны иметь инновационный социально-ориентированный тип развития. данный документ можно назвать пошаговой инструкцией по разработке стратегий развития социально-экономического развития субъектов РФ, имеющих инновационную направленность | Не обладает юридической силой | |
Нормативно-правовые акты РФ рекомендательного характера | |||||
5. | Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации | Определение требований к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ. | Являются пошаговой инструкцией разработке и реализации государственных программ Российской Федерации | Вопросы разработки стратегий инновационного развития рассматриваются поверхностно | |
Нормативно-правовые акты субъектов РФ | |||||
6. | Областной закон Ленинградской области № 22-ОЗ от 15 марта 2006 года «О стратегическом планировании социально-эконом. развития Ленинградской области» | Введениеосновных понятий в области стратегического планирования; Определение состава документов стратегического план. территории; Форм. целостной системы планирования Ленинградской области; | Представлен механизм формирования целостной системы планирования — единой как для региональных органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления | Отсутствие требований к содержанию, порядка разработки и принятия правовых актов и основных документов, определяющих процесс стратегического планирования развития области | |
7. | Областной закон от 18 января 2005 года N 489-ОЗ «Об общих принципах организации стратегического планирования в Калининградской области» | Введениеосновных понятий в области стратегического планирования; Определение состава документов стратегического планирования территории; | Нормативно-правой акт определяет цель и задачи стратегического планирования, а также порядок разработки и реализации данных документов | Отсутствие требований к содержанию, порядка разработки и принятия правовых актов и основных документов, определяющих процесс страт. планирования развития области | |
8. | Положение о стратегическом планировании в Сах. области, утвержденное Постановлением Правит. Сах. области от 29.04.2011 года № 158 | Определение целей, содержания, порядка разработки, принятия и применения в управлении процессами социально-экономического развития Сахалинской области документов страт. планирования | Данный документ дает определения ряда понятий, определяет цели и задачи стратегического планирования | Статус документа ниже в сравнении с областным законом | |
9. | Проект закона Московской области «О стратегическом планировании Московской области» | Опред. целей, принципов, требований к сод, порядка разработки и принятия правовых актов Подм. и основных док, опр. процесс страт. план. развития области, а также установить правовые отн между органами госуд. власти Моск. области, органами местного самоуп. в Под., возник. в ходе их разработки | Закон должен восполнить пробелы в процедуре стратегического плани. Моск. области, а именно уст. цели, принципы, требования к сод., порядок разр. и принятия правовых актов Под. и основных документов, определяющих процесс страт. Планир. развития | Не обладает юридической силой | |
Таким образом, законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере разработки плановых документов определяют структуру стратегии, цель и задачи. Исходя из анализа данных документов, структура концепций развития включает в себя следующие положения:
· основные понятия;
· цель и задачи;
· проведение анализа и постановка проблем;
· выработка решений;
· ответственные за реализацию.
Следуют отметить, что существующие законодательные и иные акты РФ дают лишь общие основы разработки документов, которые должны быть конкретизированы региональными нормативно-правовыми актами с учетом особенностей территорий, однако на сегодняшний момент во многих регионах РФ такие документы отсутствуют.
2. Анализ реализации целевых программ как механизма управления социально-экономическим развитием Псковской области
2.1 Общая характеристика структурного подразделения Администрации Псковской области, за реализацию программно-целевого планирования в регионе
социальный экономический региональный
С 2013 по 2014 г. в Псковской области за реализацию программно-целевого планирования было ответственно Управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Администрации Псковской области (в соответствии с Указом Губернатора области от 10 июля 2013 г. № 42-УГ «О структуре Аппарата Администрации Псковской области»), которое являлось подразделением Аппарата Администрации Псковской области, обеспечивающим в пределах компетенции деятельность Администрации области в сфере перспективного (в т. ч. программного) и краткосрочного планирования, а также межотраслевое взаимодействие по указанным направлениям.
В настоящее время методическое обеспечение и взаимодействие с подразделениями Аппарата Администрации области и органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области по направлениям, реализуемым программно-целевым методом планирования, осуществляет Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.
Основной целью деятельности рассматриваемого структурного подразделения Администрации Псковской области является создание надлежащих условий для реализации Губернатором области, Администрацией области полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Уставом Псковской области, федеральным законодательством и законодательством области в сфере перспективного (в т.ч. программного) и краткосрочного планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнять ряд задач, среди которых:
· обеспечение реализации системой органов исполнительной власти области механизмов перспективного и краткосрочного планирования;
· обеспечение координации работы органов исполнительной власти области по реализации федерального законодательства и законодательства области по вопросам, относящимся к их компетенции, реализация которых осуществляется программным методом планирования; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов;
· осуществление организационно-методического сопровождения по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области;
· обеспечение координации работы системы органов исполнительной власти области по разработке и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации, посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
· обеспечение координации работы органов исполнительной власти области, осуществление организационно-методического сопровождения при подготовке ежегодного доклада по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти области.
Основные функции Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в сфере Администрации Псковской области программно-целевого планирования можно условно разделить на группы, представленные на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Группы функций Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в сфере Администрации Псковской области программно-целевого планирования Государственный комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области для осуществления своих функций имеет право:
· запрашивать в установленном порядке у подразделений Аппарата Администрации области, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территории области, и их должностных лиц, а также материалы и сведения, необходимые для выполнения функций, возложенных на комитет;
· проводить конференции, совещания и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов подразделений Аппарата Администрации области, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, иных организаций;
· вносить на рассмотрение Губернатора области предложения и заключения по вопросам, входящим в компетенцию.
2.2 Анализ реализации целевых программ на территории Псковской области
В июне 2012 года в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2013;2015 годах Президент Российской Федерации В. В. Путин акцентировал внимание на том, что сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.
В настоящее время на территории Псковской области реализуется 58 целевых программ, структура которых представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Структура целевых программ Псковской области Наибольшую долю в структуре целевых программ Псковской области занимают целевые программы блока «Развитие социальной инфраструктуры» — 20 программ, что составляет 39% от общего числа. Необходимо отметить, что в течение последних лет число целевых программ, реализуемых на территории Псковской области снизилось на 14,7 (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Динамика числа целевых программ, реализуемых на территории Псковской области
№ п/п | Тематика целевых программ | Число целевых программ в группе | Изменение, % | ||
1. | Развитие социальной инфраст. | — 13,04 | |||
2. | Село | ||||
3. | Безоп. и экология | +42,8 | |||
4. | Развитие гос. Инстит. | — 27,27 | |||
5. | Развитие рынка труда | ||||
6. | Развитие тран. Инфраструкт. | — 33,34 | |||
7. | Прочее | — 50 | |||
Итого: | — 14,7 | ||||
Рисунок 2.3. Динамика числа целевых программ, реализуемых на территории Псковской области Таким образом, за последние два общее количество целевых программ, реализуемых на территории Псковской области снизилось на 14,7%, при этом необходимо отметить, что число целевых программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры снизилось на 13,04%, на развитие транспортной инфраструктуры на 33,34%, а государственных институтов на 27,27%. При этом положительной динамикой обладали целевые программы, направленные на безопасность и экологию (+42,8%). На территории Псковской области для реализации в 2012 году было утверждено 78 целевых программ, в том числе 63? областные долгосрочные целевые программы и 15 — ведомственные целевые программы.
Управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Администрации Псковской области ежегодно проводит оценку эффективности целевых программ, реализуемых на территории Псковской области. Динамика проведения оценки эффективности целевых программ представлена автором работы в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Динамика оценки эффективности целевых программ, реализуемых на территории Псковской области
№ п/п | Вид целевой программы | Число целевых программ в группе | ||
1. | эффективность реализации целевых программ на полож. уровне (полученные результаты выше планируемых) | |||
2. | эффективность реализации целевых программ на уровне (полученные результаты на уровне планируемых) | |||
3. | реализация целевых программ признана неэффективной (полученные результаты ниже планируемых) | |||
Итого: | ||||
С целью получения более комплексного представления о структурной динамике целевых программ, реализуемых на территории Псковской области, представим полученные данные графически (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. Динамика оценки эффективности целевых программ, реализуемых на территории Псковской области Таким образом, доля целевых программ эффективность реализации которых на положительном уровне в 2012 году составила 52,93%, а в 2013 году — 48,27%, данный показатель незначительно снизился, что не влияет на общий ход реализации целевых программ.
Средний уровень освоения средств областного бюджета по целевым программам составил 84,18% не зависимо от эффективности целевой программы (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Эффективность освоения средств областного бюджета целевыми программами Псковской области
№ п/п | Вид целевой программы | Число целевых программ в группе, % | ||
1. | процент освоения средств областного бюджета высок/достаточно высок | 63,0 | ||
2. | процент освоения средств областного бюджета средний | 23,3 | ||
3. | процент освоения средств областного бюджета низкий | 13,7 | ||
Итого: | ||||
Рисунок 2.5. Эффективность освоения средств областного бюджета
Таким образом, эффективность освоения средств областного бюджета целевыми в течение рассматриваемого периода практически не изменилась. В 2013 году 100,0% реализуемых и финансируемых на территории области целевых программ финансировались из средств областного бюджета, вместе с тем, структура целевых программ по источникам финансирования следующая:
· 26 целевых программ, имели софинансирование из средств федерального бюджета;
· 8 целевых программ, имели софинансирование из средств местных бюджетов;
· 24 целевые программы, имели софинансирование из внебюджетных источников (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6. Структура целевых программ, реализуемых на территории Псковской области по источникам финансирования Имели софинансирование из трех возможных источников 4,0% целевых программ. Только по 32,9% целевых программ привлекались внебюджетные источники. Также необходимо отметить недостаточную работу ответственных исполнителей по привлечению внебюджетных источников и средств местных бюджетов для реализации целевых программ.
2.3 Проблемы реализации целевых программ на территории Псковской области
Проблемы разработки и реализации целевых программ приобретают существенное значение в современных условиях развития экономики. Отработанный механизм целевых программ позволит максимально эффективно и экономно расходовать ограниченные бюджетные средства. Поэтому решение проблем разработки и реализации целевых программ и совершенствование подхода применения программно-целевого метода в настоящее время становится наиболее актуальным.
На основании проведенного анализа механизма разработки и реализации целевых программ, действующих на территории Псковской области, автором курсовой работы был выделен ряд проблем.
Принято считать, что программный подход — наиболее эффективный способ достижения управленческих целей. Однако очевидные преимущества данного подхода: фиксированное время осуществления, четкое распределение бюджета, конкретная ответственность за качество выполненных работ — становятся серьезной проблемой для недостаточно опытных организаторов. С подобными проблемами часто сталкиваются представители структурных подразделений Администрации Псковской области, которые, обладая высокой квалификацией и знанием реальной ситуации в своей области деятельности, как правило, не имеют достаточных навыков в разработке программных предложений и управлении целевыми программами, но нуждаются в их осуществлении не меньше, чем бизнес-структуры. Очевидны проблемы некомпетентности кадров структурных подразделений Администраций Псковской области:
· стоит отметить недостаток менеджеров, способных инициировать, планировать, притворять в жизнь, контролировать и завершать целевых программ в Псковской области;
· в Псковской области не существует полных образовательных программ или программ дополнительного образования по специальности «проектный менеджмент», «проектный цикл». Информационные сессии или семинары, организуемые в рамках определенных программ, дают лишь обобщенный взгляд или ответы на общие вопросы, однако не могут помочь своим участникам в понимании принципов, методологии, методов, используемых при планировании и осуществлении проектов.
Достаточно крупной является группа организационных проблем, среди которых следует выделить следующие проблемы:
· проблема информатизации потенциальных участников целевых программна данном этапе отсутствует единый механизм донесения информации о возможностях участия в программах приграничного сотрудничества;
· отсутствие единого механизма проведения оценки эффективности целевых программ.
Таким образом, можно выделить следующую проблему: отсутствие ясного механизма ведения совместного бизнеса, а также осуществления совместных проектов в различных отраслях жизнедеятельности местного сообщества.
Следствием вышеназванных проблем является то, что многие структурные подразделения Администрации Псковско области не рассматривают целевые программы как инструменты по разработке и реализации проектов для решения различных проблем в области социально-экономического развития территории, при этом Псковская область нуждаются в дополнительных источниках финансирования в целях улучшения качества жизни населения. Следует отметить, что решение проблем социально-экономического развития Псковской области на основе использования программно-целевого планирования имеет большое не только практическое, но и научное значение.
3. Разработка предложений по повышению эффективности использования целевых программ как механизма управлением социально-экономического развития Псковской области
3.1 Основные направления повышения эффективности использования целевых программ
Программы социально-экономического развитая региона играют колоссальную роль в достижении целей региональной политики. Они способствуют укреплению экономических связей, территориальной целостности, становлению и развитию региональных рынков, институциональной и рыночной инфраструктуры, обеспечению занятости населения, повышению его жизненного уровня.
Решение проблем в области разработки и реализации целевых программ может содействовать экономическому и социальному развитию Псковской области. Эффективность использования целевых программ зависит от активности структурных подразделений Администрации Псковской области и профессионализма государственных служащих.
Следует отметить, что использовать целевые программы для управления социально-экономическим развитием региона возможно в виде комплекса проработанных региональных инициатив. Для этого требуется наличие в регионе пула квалифицированных проектных менеджеров, способных даже в условиях бюджетного дефицита привлечь финансирование из существующих финансовых инструментов и притворить в жизнь проекты, рассчитанные на развитие территорий Псковской области и решающие актуальные проблемы, стоящие перед региональными властями.
Псковской области необходимы управленцы нового образца, готовые модернизировать свои области деятельности, используя потенциал Псковской области. По мнению автора работы для решения комплекса кадровых проблем целесообразно создать школу менеджеров, основным приоритетом развития которой является развитие инициативы, увеличение административного потенциала руководства, что в свою очередь должно привести к более активному участию в разработке и реализации целевых программ, а также исключению ошибок в оценке их эффективности и т. д.
Необходимым условием для реализации поставленной цели является создание соответствующей правовой основы, которая обеспечивала бы решение наиболее важных проблем программно-целевого управления социально-экономическим развитием Псковской области и способствовала бы развитию полноценного многогранного взаимодействия с заинтересованными сторонами. Необходимо отметить, что процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит целый комплекс процедур, которые необходимо выполнять для успешного претворения в жизнь разработанной программы. Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и будет иметь положительный эффект.
Глубокая и детальная проработка механизмов оценки состояния региона (перспективные направления деятельности, текущие возможности расширения производства и создание новых производств, оценка экспортного потенциала регионов):
· должна быть создана система показателей и методика оценивания текущего состояния регионального развития;
· создание индикаторов эффективности внедрения региональных программ и разработка процедур отчетности и ответственности региональных властей за реализацию программы;
· стимулирование региональных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;
· стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов;
· обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социально-экономического развития;
· ускорение процесса разработки и внедрения региональных программ социально-экономического развития через упрощение процедур рассмотрения и анализа;
· разработка ведущих проектов социально-экономического развития.
Основой построения структуры целевой программы региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития. Необходимо сформировать четкую законодательную базу в сере регулирования и планирования бюджетных процессов как на региональном, так и на федеральном уровне.
3.2 Предложения по повышению эффективности использования целевых программ
К основным мероприятиям, направленным на повышение эффективности реализации использования целевых программ, можно отнести следующие.
По мнению автора работы для решения комплекса кадровых проблем целесообразно создать школу менеджеров, основным приоритетом развития которой является развитие инициативы, увеличение административного потенциала руководства, что в свою очередь должно привести к более активному участию структурных подразделений Администрации Псковской области в разработке и реализации целевых программ.
Основной целью функционирования школы менеджеров будет являться стимулирование социального и экономического развития территории Псковской области путем формирования потенциала проектных менеджеров, способных привлечь финансирование и притворить в жизнь проекты, рассчитанные на развитие Псковской области. В соответствии с поставленной целью задачами функционирования данной школы будут являться:
· организация обмена информацией о проблемах проектного менеджмента;
· создание обучающей программы для проектных менеджеров;
· формирование инструментов для эффективного проектного менеджмента.
Основным ожидаемым результатом будет являться формирование пула «проектных менеджеров», что в свою очередь должно способствовать более активному участию Псковской области в существующих целевых программах, т. е. школа нацелена на формирование инфраструктуры возможностей, которая путем получения новых знаний и умений послужит катализатором для разработки большего числа целевых программ, нацеленных на ускорение социально-экономического развития.
Урегулирование правоотношений в сфере разработки и реализации целевых программ. В рамках данной работы предлагается подготовить предложения Псковским областным собранием депутатов, которые будут затрагивать следующие аспекты:
· порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с федеральными органами власти;
· механизм проведения оценки эффективности реализации целевой программы;
· глубокая и детальная проработка механизмов оценки состояния региона (перспективные направления деятельности, текущие возможности расширения производства и создание новых производств, оценка экспортного потенциала регионов).
Также особо острой проблемой, препятствующей эффективной реализации целевых программ, направленных на улучшение социально-экономического развития Псковской области, является отсутствие возможности софинансирования. Для решения данной проблемы необходимо создать механизм софинансирования целевых программ (создание индикаторов эффективности внедрения региональных программ и разработка процедур отчетности и ответственности региональных властей за реализацию программы).
3.3 Ожидаемые результаты от предложенных мероприятий
Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т. д.
В таблице 3.1 представлен план мероприятий по повышению эффективности использования целевых комплексных программ как механизма управления социально-экономическим развитием территорий Псковской области.
Таблица 3.1 План мероприятий по повышению эффективности использования целевых комплексных программ как механизма управления социально-экономическим развитием территорий Псковской области
№ п/п | Проблема | Мероприятие | Исполнитель | Ожидаемый результат | |
1. | Отсутствие в регионе пула квалифицированных проектных менеджеров, способных даже в условиях бюджетного дефицита привлечь финансирование из существующих финансовых инструментов и притворить в жизнь проекты | Создание школы проектных менеджеров | Управление межотраслевого взаимодействия и персп. план. Админ. Псковской области | Развитие инициативы, увеличение административного потенциала руководства | |
2. | Отсутствие правовой основы, которая обеспечивала бы решение наиболее важных проблем программно-целевого управления социально-экономическим развитием Псковской области и способствовала бы развитию полноценного многогранного взаимодействия с заинтересованными сторонами | Урегулирование правоотношений в сфере разработки и реализации целевых программ: * порядок взаимодействия органов государственной власти; * механизм проведения оценки эффект. реализации целевой программы; * глубокая и детальная проработка механизмов оценки состояния региона. | Управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Администрации Псковской области | Создание четкой методологической базы выделения | |
3. | Отсутствие возможности софинансирования целевых программ | Создание механизма софинансирования целевых программ (создание индикаторов эффективности внедрения региональных программ и разработка процедур отчетности и ответственности региональных властей) | Управление межот. взаим. и перспект. план. Администрации Псковской области | Создание комплексной сбалансированной программы повышения уровня регионального развития, в которой увязаны возм. и ресурсы региона | |
Заключение
Программы социально-экономического развитая региона играют колоссальную роль в достижении целей региональной политики. Они способствуют укреплению экономических связей, территориальной целостности, становлению и развитию региональных рынков, институциональной и рыночной инфраструктуры, обеспечению занятости населения, повышению его жизненного уровня.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие основные выводы:
· целевая программа — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки;
· целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, который позволяет обеспечить максимальную концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста национальной экономики и в ее конкурентоспособных отраслях, в том числе с высоким инновационным потенциалом;
· разработка программ — целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы;
· вопросы разработки концепций развития отраслей рассматриваются в нормативно-правовых и иных актах РФ, посвященных разработке концепций развития, а также непосредственно в текстах таких документов (программ, прогнозов, стратегий). Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства;
· методическое обеспечение и взаимодействие с подразделениями Аппарата Администрации области и органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области по направлениям, реализуемым программно-целевым методом планирования, осуществляет Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике;
· проблемы разработки и реализации целевых программ приобретают существенное значение в современных условиях развития экономики. Отработанный механизм целевых программ позволит максимально эффективно и экономно расходовать ограниченные бюджетные средства. Поэтому решение проблем разработки и реализации целевых программ и совершенствование подхода применения программно-целевого метода в настоящее время становится наиболее актуальным.
Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития региона. Применение программно-целевого подхода для регионального развития России позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая редакция 21.07.2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения 20.11.2014)
2. Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий-сой Федерации»
3. Указ Президента Российской Федерации № 536 от 12 мая 2009 года «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»
5. Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании»
6. Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ
7. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации
8. Постановление Правительства РФ от 10 июня 1995 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
9. Видяпин В. И., Степанов М. В. Региональная экономика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. 666 с.
10. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. 5-е издание — М.: ГУ ВШЭ, 2006. 495 с.
11. Жуковский А. И., Васильев С. В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник — М.: «ДИАЛОГ», 2006. — 175с.
12. Зенчева Н. В., Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 96 с.
13. Коваленко Е. Г., Зинчук Г. М., Кочеткова С. А. Региональная экономика и управление. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
14. Любовный В. Я., Зайцев И. Ф., Воякина А. Б. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации.-М: Московский общественный научный фонд, 2002. 91с.
15. Митерев М. А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем. // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». -2009.-№ 3(2). Режим доступа: http://mognovse.ru/
16. Проблемы разработки и реализации целевых программ в России (административно-правовые аспекты) / Сидоренкова Ю. Б. / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки, 2011. № 2. С. 113−121
17. Рисин И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / Е. И. Рисин, Ю. И. Трещевский, Л. М. Никитина; пд ред. Ю. И. Трещевского. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. — 176с.
18. Столяров О. И., Полищук К. В. Совершенствование использования программно-целевого метода для решения проблем развития регионов//Труды Института системного анализа Российской академии наук: Электронный научный журнал .- 2008.-№ 34.
19. Эффективность целевых программ, реализуемых в субъектах Российской Федерации: проблемы и возможности оценки / Глотова Е. И. / Экономические науки, 2012. № 89. С. 104−107
20.