Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта
Теоретической и методологической базой исследования являются соответствующие концепции экономической теории, маркетинга, стратегического планирования и прогнозирования. В процессе работы над диссертацией использовались труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме. При исследовании вопросов стратегического планирования предпринимательских структур грузового автомобильного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
- 1. 1. Экономические и организационные аспекты стратегического планирования в теории предпринимательства
- 1. 2. Концептуальный подход к формированию предпринимательской активности на предприятиях автомобильного транспорта
- 1. 3. Методы и модели стратегического планирования деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта
- ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
- 2. 1. Диагностика процесса планирования предпринимательской деятельности на предприятиях автомобильного транспорта
- 2. 2. Стратегический анализ конкурентной среды и производственного потенциала предпринимательских структур автомобильного транспорта
- 2. 3. Изучение практики прогнозирования в предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
- 3. 1. Моделирование процесса стратегического планирования
- 3. 2. Разработка методики стратегического планирования деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта в условиях конкуренции
- 3. 3. Проектирование стратегической конкурентной позиции предпринимательской структуры автомобильного транспорта
Стратегическое планирование деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. При переходе к рынку предприятия грузового автомобильного транспорта оказались недостаточно подготовленными к работе в новых условиях, прежняя система планирования не могла использоваться в полной мере, а новая окончательно не сформирована. В России принято значительное количество законодательных актов, положенных в основу формирования предпринимательской среды. Возникает вопрос о комплементарности и преемственности применяемой ранее системы планирования в деятельности предпринимательских структур.
В планировании представляется необходимым использовать теоретический и практический опыт разработки планов предприятий, накопленный во времена планово-централизованной системы хозяйствования, переориентировав его на рыночные условия. Новая парадигма мышления в области идеологии планирования связана с ориентацией на стратегическое планирование, формирование новой организационной культуры производства, понимание стратегического планирования как постоянного творческого и оперативного процесса, призванного обеспечить эффективное хозяйствование. В настоящее время перевозчику грузов автомобильным транспортом необходимо самому выбирать себе работу и нести за полученные результаты полную ответственность. Другими словами, если раньше в силу экономической обстановки предпринимательской структуре автомобильного транспорта удавалось обходиться без специальной процедуры планирования, которая заменялась оперативным взаимодействием с обслуживаемой клиентурой, то теперь убедились, что только научно обоснованное стратегическое планирование способно стать основой практической деятельности предприятия. В настоящее время специальная литература по планированию в основном излагает теоретические основы данной проблемы. Требования к содержанию планово-экономической работы предопределили необходимость установления взаимосвязи между новыми направлениями в области планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта и опытом, накопленным за долгое время «школами» планирования отечественной и зарубежной экономической науки. Это обстоятельство обусловило актуальность разработки методики стратегического планирования.
Степень научной проработанности. Эволюция взглядов классиков мировой экономической мысли на содержание предпринимательской деятельности и планирование изложена такими учеными как А. Смит, Р. Кантильон, Д. Маклелланд, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, Дж.М. Кейнс, М. Портер, П. Друкер, Дж.М. Кларк, И. Стингере, Дж. Робенсон.
Наиболее существенный вклад в отечественную школу планирования внесли М. М. Алексеева, Е. Базаров, Н. Э. Берзинь, М. И. Булгаков, Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, И. Н. Герчикова, В. П. Грузинов, В. Д. Камаев, Г. Я. Киперман,.
A.M. Ковалевский, Н. Д. Кондратьев, Г. А. Краюхин, Г. М. Кржижановский, Н. П. Лебединский, JI.E. Стариков, и др. Особенности планирования деятельности предприятий автомобильного транспорта рассматривались в работах: J1. J1. Афанасьева, М. С. Баша, Е. В. Будриной, А. И. Воркута, Б. Л. Геронимуса, Н. Я. Говорущенко, Г. А. Кононовой, С. Р. Лейдермана,.
B.Н. Лившица, B.C. Лукинского, В. М. Мандрицы, М. П. Улицкого, В. А. Щетины и др.
Изучение совокупности методов, применяемых в планировании деятельности грузового автомобильного транспорта, привело к выводу, что решению задач стратегического планирования уделяется недостаточное внимание. Имеет место неоднозначность научных представлений, как о самом стратегическом планировании, так и об основах его методологии. В связи с этим предпринимательские структуры автомобильного транспорта фактически лишены теоретической и соответствующей методической базы, позволяющей разрабатывать конкурентные стратегии собственного развития.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка методики стратегического планирования деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта.
В соответствии с поставленной целью исследование направлено на решение следующих задач:
• обобщить сложившиеся подходы к пониманию стратегического планирования в предпринимательских структурах автомобильного транспорта;
• исследовать состояние процесса планирования предпринимательской деятельности на предприятиях грузового автомобильного транспорта;
• выполнить стратегический анализ конкурентной среды и производственного потенциала предпринимательских структур автомобильного транспорта;
• определить особенности функционирования рынка автотранспортной продукции;
• разработать методику стратегического планирования предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта.
Объектом исследования являются предпринимательские структуры грузового автомобильного транспорта г. Омска и Омской области, осуществляющие транспортное обслуживание юридических и физических лиц.
Предметом исследования являются теоретико-методологические и методические подходы к стратегическому планированию деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта.
Область исследования соответствует пункту 10.14 «Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности» и пункту 15.89 «Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта» Паспорта специальности.
Теоретической и методологической базой исследования являются соответствующие концепции экономической теории, маркетинга, стратегического планирования и прогнозирования. В процессе работы над диссертацией использовались труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме. При исследовании вопросов стратегического планирования предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта применялись методы статистического и системного анализа, прогнозирования систем, экономико-математического моделирования.
Информационную базу исследования составили материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, периодических изданиях, законодательных и нормативных документах, регламентирующих предпринимательскую деятельность в РФ, справочно-методической литературе, отчетных данных предприятий транспорта, собственных исследованиях.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнена сущность стратегического планирования предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта;
• выявлены закономерности потребности клиентуры в автотранспортном обслуживании для использования в стратегическом планировании предпринимательской деятельности предприятий грузового автомобильного транспорта;
• определена взаимосвязь между конкурентным статусом и разрабатываемыми стратегиями предстоящей деятельности предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта;
• разработана методика стратегического планирования деятельности предпринимательских структур автомобильного транспорта в условиях конкуренции.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшее развитие теории предпринимательства, в разработку теоретических и методологических положений, направленных на совершенствование стратегического планирования предпринимательских структур грузового автомобильного транспорта.
Предложенная методика апробирована на автотранспортном предприятии при разработке стратегического плана деятельности в условиях конкуренции.
Основные положения диссертации используются в учебном процессе при чтении лекций по дисциплинам: «Стратегический менеджмент»,.
Маркетинговые исследования", «Маркетинг», «Организация коммерческой деятельности».
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на Республиканском семинаре «Повышение эффективности работы автотранспорта в новых условиях хозяйствования» (г.Ташкент, 1988г), областной научно-технической конференции «Повышение эффективности транспортного комплекса» (г.Омск, 1989 г.), 46 — ой научной конференции КАДИ (г. Киев, 1990 г.), 49 — ой научно-методической и научно-исследовательской конференции, посвященной 60-летию МАДИ (г. Москва, 1991 г.), 55-той научно-технической конференции СибАДИ (г. Омск, 1995г), 2-ой международной научно-технической конференции «Автомобильные дороги Сибири» (Омск, 1998 г.), научно-практической конференции «Бизнес и образование» (Омск, 2002 г.).
Публикации. По теме исследования опубликованы 10 научных работ общим объемом 5,42 пл., кроме того, издано учебное пособие «Менеджмент организации» объемом 10,38 пл., авторских-3,2 пл.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, библиографического списка, включающего 129 наименований. Общий объем работы 152 страницы машинописного текста, включая 15 таблиц, 27 рисунков.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Развитие современного предпринимательства происходит от предвидения по извлечению прибыли на существующем расхождении между рыночным спросом и предложением продукции к менеджменту предпринимательского типа с активным и системным использованием инноваций, стратегий в условиях хозяйственного риска.
2. Становление российского предпринимательства на автомобильном транспорте сопряжено с трудностями формирования устойчивых рыночных отношений в обществе, недостаточным количеством квалифицированных и ответственных предпринимателей, что отчасти объясняет невысокую эффективность предпринимательской активности.
3. Предпринимательская активность на автомобильном транспорте находится под постоянным воздействием факторов деловой среды и всякое её изменение влечет за собой необходимость своевременного корректирования стратегии развития предпринимательской структуры.
4. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее должно быть лучше прошлого, поэтому определяющим элементом предплановой стадии является прогнозирование развития провозных способностей предпринимательской структуры автомобильного транспорта в деловой среде.
5. Процесс планирования будущей деятельности в современных предпринимательских структурах автомобильного транспорта упрощен и ориентирован, главным образом, на оперативно-тактическую деятельность по обслуживанию клиентуры.
6. Индивидуальные предприниматели маломощных автотранспортных подразделений практически не осуществляют планирования стратегий собственного развития, ограничиваясь сменно-суточным планированием предстоящей деятельности и справедливо полагаясь на быструю ликвидность и преобразование своего бизнеса.
7. Обозначена специфическая особенность деятельности ПСАТ при рыночном посредничестве, что определяет жёсткую зависимость прогнозирования и стратегического планирования от главных участников товародвижения.
8. Функциональная зависимость мощности ПСАТ от уровня технико-эксплуатационных показателей выражается надежными математическими моделями для определения стратегий развития от существующего потенциала.
9. Современный подход к прогнозированию величин ожидаемого спроса на транспортную продукцию и востребованного предложения со стороны ПСАТ пригоден лишь для формирования адекватной структуры автомобильного парка в данный момент времени и не достаточен для стратегического планирования.
10. На основании анализа результатов выполненного исследования разработана методика стратегического планирования ПСАТ, базирующаяся на систематизации уровней взаимодействия методологических компонентов: плана и прогноза, позволяющая планомерно удерживать конкурентную позицию на протяжении жизненного цикла ПСАТ.
Список литературы
- Конституция РФ / Консультант Плюс: Справочно-правовые системы.
- Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Раздел 1.Подр.1. Глава 1. Ст. 2.-Полный сборник кодексов РФ / М.: Информэкспо. Воронеж, Изд-во Борисова, 2000.- 760 с.
- Закон РФ «Об акционерных обществах» / Консультант Плюс: Справочно-правовые системы.
- Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128 -ФЗ. Справочно-правовая система Гарант.
- Абчук В.А. Менеджмент.- СПб.: «Союз», 2002.- 271 с.
- Аболонин С.М. Коммерческая деятельность на автомобильном транспорте. Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 1999.- 136 с.
- Автомобильный транспорт России (2002−2003), (2003−2004). Ежегодн. доклад «Синяя книга» YRU /www. iru cis.ru.
- Автотранспортные предприятия на пути к рынку // МТПА «Автотехнология». 1992. № 7, — 48 с.
- Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. А. Дойсан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокорнов. М.: Экономика, 1993. — 490 с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпораций.- М.: Прогресс, 1985.347 с.
- Аксенова З.И., Бачурин А. А. Анализ производственно- хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий. -М.: Транспорт, 1990. -255 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд. «Питер», 1999. -416с.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.-395 с.
- Ахметов Л.А., Николин В. И., Терентьев А. В., Рихтер М. Г. Оценка эффективности использования грузовых автомобилей. Ташкент, УзНИИНТИ, 1990. -39с.
- Бачурин А.А. Анализ производственно- хозяйственной деятельности автотранспортных организаций.- М.: Издат. центр «Академия», 2004.- 386 с.
- Беленький А.С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования.- М.: Мир, 1992.- 582 с.
- Белых В.И., Терентьев А. В. Прогнозируемый потенциал предприятия грузового автомобильного транспорта. Управление, образование, экономика в интеграционных процессах. Сборник научных трудов.- Омск: Изд-во ОИПП, 2003.- С. 73.
- Белых В.И., Терентьев А. В., Полковникова С. Г. Оценка конкурентного статуса предприятия. Управление, образование, экономика в интеграционных процессах. Сборник научных трудов.- Омск: Изд-во «Прогресс» ОИПП, 2003.-С. 69−72.
- Белых В.И., Терентьев А. В., Стаурский Е. С. Современный взгляд на единую непрерывную систему образования молодого специалиста. Бизнес и образование. Материалы научно- практической конференции.- Омск: Изд-во ОИПП, 2002.-С. 61.
- Белых В.И., Терентьев А. В., Стаурский Е. С. Роль имиджа предпринимателя в современных рыночных условиях. Бизнес и образование. Материалы научно- практической конференции, — Омск: Изд-во ОИПП, 2002.-С. 60.
- Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов: Пер. с англ. -М.: Транспорт, 1990. -279 с.
- Березин И.С. Практика исследования рынков.- М.: Бератор-Пресс, 2003.- 376 с.
- Берзинь И.Э., Калинин В. П. Экономика машиностроительного производства.- М.: Высшая школа, 1988.- 235 с.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело ЛТД, 1994.427 с.
- Будрина Е.В. Проблема формирования и управления развитием региональным рынков транспортных услуг.- СПб.: Изд-во ГИЭУ, 2002.- 125 с.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство.- М.: Бусыгин, 2003.- 614 с.
- Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. СПб.: Питер, 2004.- 448 с.
- Вачугов Д.Д., Веснин В. Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Социально-политический журнал. № 8. 1970.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.- 211 с.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 328 с.
- Видгорчик Е.А. Трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. № 10. С. 51−59.
- Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датского Н. Н. Чеканского, О. В. Рождественского. -М.: Высш.шк., 1994, — 272с.
- Вуд, Мэриан Берк. Маркетинговый план: практическое руководство по разработке.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2005, — 352 с.
- Галиуллина Е.Д. Совершенствование элементов стратегического планирования предпринимательской деятельности: Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 Казань, 2004.- 145 с.
- Галушко В.Г. Случайные процессы и их применение на автотранспорте. -К.: Вища школа., 1980. -271 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент,— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 336с.
- Громов Н.Н., Перманов Н. С. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2003.- 528 с.
- Грузинов В.П. Экономика предприятия.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 137 с.
- Дайан А. Изучение рынка / Пер. с франц. под ред. С. Г. Божук.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2003, — 128 с.
- Деловой мир: Словарь-справочник предпринимателя.- М.: Издат.-проризв. Фирма «Зевс», 1992, — 165 с.
- Джессен Р. Методы статистических обследований /Пер.с англ.- Под ред. и с предисл. Е. М. Четыркина. М.: Финансы и статистика, 1985.- 478 с.
- Джонстон Дж. Экономические методы. М.: Статистика, 1980.- 444 с.
- Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях.(ТОМ).- СПб., «Виктория плюс», 2002.- 256 с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.- М.: Изд. дом «Вильяме», 2001.- 272 с.
- Друкер П. Практика менеджмента: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.- 398 с.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы.- М.: СПб: Питер Ком, 1992.- 183 с.
- Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 640 с.
- Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории развития современного экономического человечества.- М.: Наука, 1994.- 48 с.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление / Под ред. И. К. Беляевского.- М.: Финансы и статистика, 1997, — 160 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы /Пер.с англ., ред. и послесл. В. А. Приписное.- М.: Экономика, 1992.- 239 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. Предисловие Кочеткова Г. Б.- М.: Прогресс, 1993.- 374 с.
- Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 198 с.
- Кныш М.И. Конкурентные стратегии.- СПб., «Любавич», 2000.- 284 с.
- Ковалевский A.M. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и производственных подразделениях .- М.: Экономика, 1985.-117с.
- Колганов А. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист. 1999. № 1. С. 76- 82.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме» 2002. 944 с.
- Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В. А. Гольдича и А.И. Оганесовой- Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б. А. Соловьев.- М.: ООО «Издательство ACT», 2000.- 272 с.
- Крейнер Стюарт. Ключевые идеи менеджмента: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 347 с.
- Круглова Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент.- М.: Издательство РДЛ, 2003.- 464 с.
- Кузьмин А.В., Терентьев А. В. Стратегия развития предпринимательской деятельности. Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук. Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов, — Омск: Изд-во СибАДИ, 2006.- С. 250- 257.
- Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Ответ, ред. И. О. Фаризов. М.: ОАО «НПО» Издательство «Экономика», 2000. — 247 с.
- Лафта Дж.К. Менеджмент.- М.: ПБОЮЛ Григорян А. Ф., 2002.- 264 с.
- Лившиц В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании.- М.: Экономика, 1984.- 224 с.
- Липсиц И., Нещадин А., Эйпельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. 1988. № 9. С. 87- 95.
- Логистика автомобильного транспорта / B.C. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная и др.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 368 с.
- Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования.-М.: Статистика, 1979.- 197 с.
- Лукинский B.C. и др. Планирование и прогнозирование провозных возможностей грузового АТП. Эффективность и качество возможностей грузового АТП. Эффективность и качество использования автомобилей: Сб. науч. тр. /Л.: ЛИСИ, 1983.- С.11−15.
- Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей / Пер. с англ. и предисл. Е. З. Демиденко.- М.: Финансы и статистика, 1986.- 133 с.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 375 с.
- Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия,— М.: Изд. «Экзамен», 2005.- 288 с.
- Ляско В.И., Надольская Л. С., Чогуа Б. М. Разработка стратегии развития автотранспортного предприятия.- М.: МАДИ, 2000.- 198 с.
- Мандрица В.М., Краев В. Н. Прогнозирование перевозок грузов на автомобильном транспорте.- М.: Транспорт, 1981.- 152 с.
- Маркетинг на автомобильном транспорте / А. А. Бачурин.- М.: Издат. центр «Академия», 2005.- 208 с.
- Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко.- СПб.: Питер, 2004.- 270 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки.- М.: Наука, 1993.- 377 с.
- Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории.- М.: Экономика, 2000, — 623 с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб.: «Питер», 2001.- 336 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. -235 с.
- Нэгл Т.Т., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования.- СПб.: Питер, 2001.- 544 с.
- Николин В.И., Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Транспортная логистика.-Омск: Книжное изд-во, 1994.- 236с.
- Николин В.И., Терентьев А. В. Анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на величину среднесуточного пробега автомобилей /СибАДИ.- Омск, 1988.- 14 е.- Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, N 587ат Д88.
- Николин В.И., Терентьев А. В. Анализ использования технически исправных транспортных средств в АТП /СибАДИ, — Омск, 1987.- llc.-Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, N 470ат Д87.
- Николин В.И., Терентьев А. В. Совершенствование методики определения группы АТП /СибАДИ.- Омск, 1987.- 8с, — Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, N 500ат Д87.
- Николин В.И., Терентьев А. В., Рихтер М. Г. Справочник по коммерческой эксплуатации грузовых автомобилей.- Омск: Книжное изд-во, 1991.- 112 с.
- Николин В.И., Терентьев А. В., Рихтер М.Г, Обоснование подхода к прогнозированию эффективности использования автомобиля и транспортных систем /СибАДИ.- Омск, 1990.- 24 е.- Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, N 782ат Д90.
- Об оптимизации текущих и перспективных планов автотранспортных предприятий (объединений). Богомазов В. А. -Совершенствование экономической работы на автотранспорте: Межвуз. науч. сб., Саратов, СПИ, 1987.-С. 16−19.
- Омский областной статистический ежегодник: Стат. Сб. в 2-х ч. Ч. 2/ Омский облкомстат. Омск, 2003.- 354 с.
- Омский областной статистический ежегодник: Стат. Сб, в 2-х ч. Ч. 2/ Омский облкомстат. Омск, 2004.- 369 с.
- Организация предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. М.: Центроргтрудаавтотранс, 2000, — 36 с.
- Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент / Под ред. Ю. М. Осипова.- М.: Финансы и статистика, 1994.- 156 с.
- Пасс К., Jloyc Б., Пендлтон Э., Чедвик J1. Большой толковый словарь бизнеса. Русско- английский, англо- русский.- М.: Вече, Аст, 1998.- 688 с.
- Полковникова С.Г., Терентьев А. В. Прогнозирование спроса на потребительском рынке. Управление, образование, экономика в интеграционных процессах. Сборник научных трудов.- Омск: Изд-во «Прогресс» ОИПП, 2003.- С. 76.
- Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4.- М.: «ИНФРА-М», 1999.-344 с.
- Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000 495 с.
- Предпринимательство / Под ред. М. Г. Лапусты, — М.: ИНФРА-М, 2004.534 с.
- Предпринимательство в конце XX века. М.: Наука, 1992, — 270 с.
- Прогностика. Терминология.- М.: Наука, 1990.- 56 с.
- Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.).- М.: Мысль, 1982.- 430 с.
- Райе Э., Траут Дж. Маркетинговые войны.- СПб.: Питер, 2000.- 256с.
- Рихтер К. Динамические задачи дискретной оптимизации /Пер. с нем. С. А. Печерского.- М.: Радио и связь, 1985.- 136 с.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: 2004.- 173 с.
- Санто Б. Философия предпринимательства // Проблемы теории и практики управления.- М.: ИНФРА- М, 1992.-227 с.
- Селин В. Не восстанавливать, а создавать систему управления автомобильными перевозками // Экономика России- XXI век № 12. 2003. // http: / www/ ruseconomy/ ru/nomer 12- 2003 06 / ее 27/ html.
- Стеттнер M. Карьера начинающего менеджера: Ступени роста и подводные камни / Мори Стеттер.- Пер. с англ. М. Котельниковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, — 224 с.
- Смехов А.А. Маркетинговые модели транспортного рынка. М.: Транспорт, 1998. — 120 с.
- Статистика рынка товаров и услуг / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, J1.A. Данченок и др.- Под ред. И. К. Беляевского, — М.: Финансы и статистика, 2003.- 656 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. проф. А. Н. Петрова,-СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.- 200 с.
- Стратегическое планирование/ Под ред. Э. А. Уткина, — М.: Тандем, 1998.-213 с.
- Терентьев А.В. Стратегическая конкурентная позиция предпринимательских единиц на примере грузового автомобильного транспорта.// Омский научный вестник, 2006. Выпуск № 5 (39).- с. 106 111.
- Терентьев А.В., Трофимова J1.C., Юшин А. В. Бизнес-план для создаваемого АТП. Тезисы докладов 2 Международной научной конференции «Автомобильные дороги Сибири».- Омск, 1998, — С. 268- 269.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 576 с.
- Уткин Э.А. Бизнес- реинжиниринг.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.- 224 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой.- М.: АКАЛИС, 1996.
- Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. № 1 С. 31- 43.
- Федоров JI.C., Федина Т. В. Управление и регулирование на транспорте. М.: ГУУ, 2001, — 219 с.
- Фокс, Джеффри Дж. Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации / Пер. с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2003.- 160 с.
- Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993.160 с.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе.- М.: Прогресс, 1990.- 253 с.
- Хойруп Т., Хансен К. М. Главное отличие. Модель жизни современного менеджера и наука обновления.- СПб.: Книгоиздательство «Всемирное слово», 2000.- 327 с.
- Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник / Пер. с англ. М.: ФАИР — Пресс, 2002. — 640 с.
- Шимшилов С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций / Под ред. М. Н. Кулапова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004, — 246 с.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М.: Прогресс, 1992.- 173 с.
- Экономика и бизнес/ Под ред. В. Д. Камаева.- М.: Изд-во МВТУ, 1993.-178 с.
- Экономика предприятия/ Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 928 с.4V
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001.-304 с.